Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАА"-"ТАЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАА"-"ТАЙ")

ТААНАХ

ТААНАХ - древний ханаанейский город; возник в сер. 3-го тыс. до н. э. В 15 в. дон. э. был завоеванегип. фараоном Тутмосом III. В сер. 12 в. до н. э. около Т. израильские племена разгромили ханаанеев. При Соломоне стал окр. ц. Израильско-Иудейского царства. Прекратил существование после нашествия Навуходоносора II (604-562 до н. э.). Раскопки Т. вели в 1902-03 нем. археолог Э. Зеллин и в 1963 - амер. П. Лэпп. Обнаружены клинописные таблетки с текстами, сходные с Тель-эль-Амарнскими. На месте Т. - современное селение Тель-Тааннек (Иордания).

Лит.: SellinA., Tell-Ta'annek, W., 1904; Lapp P. W., The 1963 excavation at Ta'annek, "BASOR", 1964, No 173, p. 4-44.

ТААФФЕ

Таффе (Taaffe), Эдуард (24.II.1833 - 29.XI.1895), граф, - австр. гос. деятель. В 1868-70 и 1879-93 - мин.-президент. Занимал посты мин. внутр. дел (март - дек. 1867, 1870-71, февр. - авг. 1879), мин. обороны и зам. мин.-президента (дек. 1867 - сент. 1868). Возглавляя пр-во, опирался на блок консервативных нац. партий ("железное кольцо"). Пытался смягчить социальные и нац. конфликты мелкими уступками (снижение имуществ. ценза для избирателей (1882); введение преподавания на чеш. яз., наряду с немецким, в Пражском ун-те (1882); неудавшаяся попытка раздробления Чехии на нем. и чеш. округа в 1890; введение ограниченного социального страхования и др.). В то же время Т. провел в 1884 Исключительный закон против рабочих, широко использовал репрессии в борьбе против нац.-освободит, движения. Был одним из организаторов Тройственного союза 1882. В 1893 Т. выступил с проектом расширения избират. права. Провал в рейхсрате этого проекта привел к отставке пр-ва Т.

ТАБАЛ

ТАБАЛ - ист. область в вост. части М. Азии в сер. 2-1-го тыс. до н. э., заселенная племенами, пользовавшимися хеттским иероглифическим письмом. После гибели Хеттского царства (на рубеже 13-12 вв. до н. э.) на терр. Т. образовалось множество мелких гос-в. Наиболее сильное из них - Бит-Бурруташ (в горах Тавра, у р. Сейхан) объединило б. ч. остальных гос - в и приняло назв. Т. В 8-7 вв. до н. э. Т. временами подчиняла Ассирия. В кон. 7 в. до н. э. Т. - часть Киликийского царства, во 2-й пол. 6 в. до н. э. - Киликийская сатрапия гос-ва Ахеменидов. Ассирийские купцы вывозили из Т. серебро и коней, купцы Тира (по библейским данным) медные сосуды, а также рабов.

Лит.: Бациева С. М., Борьба между Ассирией и Урарту за Сирию, "ВДИ", 1953, No 2; Forrer Е., Die Provinz-teilung des Assyrischen Reiches, Lpz., 1920; Meriggi P., Le iscrizloni in eteo geroglifico del Tabal, "Rivista degli studi orientali", 1957, v. 32, с 225-39.

Д. Г. Редер. Москва.

ТАБАРИ

ТАБАРИ - ат-Табари, Абу Джафар Мухаммед ибн Джарир (838 или 839-923) - араб. историк и богослов, автор труда по всеобщей истории "История посланников и царей" ("Тарих ар-русул ва-ль-мулук"; др. название "История пророков и царей"), к-рый по обилию фактов и точности изложения является одним из важнейших источников по истории Араб. халифата до 915. 1-й том (деление на тома введено европ. издателями) содержит общее введение и изложение древней истории народов Бл. Востока, 2-й том - историю Сасанидского гос-ва, 3-6-й тома - подробную погодную историю периода Мухаммеда и первых четырех халифов, 6-9-й тома - историю халифата Омейядов, а последующие 4 тома - халифата Аббасидов. Т. использовал как устную традицию, так и сочинения ранних араб. авторов, непосредственно до нас не дошедшие. "История" Т. - гл. источник для большинства последующих авторов трудов по всеобщей истории в араб, историографии. Изложение материала в труде Т. дается в форме анналов, в хронологической последовательности синхронно для разных народов. В нем приводятся различные и часто противоречивые версии одного и того же события без попытки комментировать или связать их между собой.

Т. также принадлежит многотомный комментарий к Корану ("Китаб джами аль-байан фи тафсир аль-Курав", сокращённое назв. "Тафсир"), в к-ром Т., наряду с присущим ему широким охватом мат-ла, проявляет критич. к нему отношение.

Т. основал самостоятельную богословскую школу джариритов. Помимо истории и теологии, Т. изучал поэзию, лексикографию, грамматику, математику и медицину.

"Историю" Т. в 963 перевел и переработал на новоперс. яз. везир Саманидов аль-Балами. С новоперс. она переводилась на тур., урду, франц. и др. языки. Широкую известность в Европе Т. получил после опубликования нем. востоковедом И. Г. Л. Козегартеном (Kosegarten) части "Истории", охватывающей 632-636 ("Annales Regum atque Legatorum Dei", Gryphisvaldiae, 1831-53). Отрывки из "Истории" Т. на рус. язык перевели Н. А. Медников, А. Э. Шмидт.

Изд. соч. Т.: Chronique de Abou-Djafar-Mohammed- ben-DJarir-ben-Yezid Tabarl, trad, sur la version persane d'Abou-Ali Mohammed Belámi, par H. Zotenberg, t. 1-4, P., 1867-74; Geschlchte der Perser und Araber zur Zelt der Sasaniden. Aus der arabischen Chronik des Tabarl übersetzt von Th. Nöldeke, Leyden. 1879; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn DJarir at-Tabari cum aliis, ed. M. J. de Goeje, series 1-3, LB, 1879-98; Introductio, glossarium, addenda et emendanda, LB, 1901; Indices, LB, 1901; Китаб джами'аль-байан фи тафсир аль-Куран, Каир, 1321 л. г.х. (1903/1904); Тарих ар-русул ва-ль-мулук, изд. Мухаммед Абу-ль-Фазл Ибрахим, т. 1-3, Каир, 1960-62 (рец. П. А. Грязневича, "НАиА", 1964, No 3); Marin E., The reign of al-Mutasim (833-842), New Haven, 1951 (англ. пер. части "Истории").

Л. И. Надирадзе. Москва.

ТАБАРИСТАН

ТАБАРИСТАН - см. Мазандеран.

ТАБАРНА

ТАБАРНА - термин, обозначавший титул и имя хеттских царей; заимствован из яз. хатти (протохеттского) в хеттский и палайский языки. Первый царь хеттского Древнего царства, описываемый в древнехеттских текстах (ок. 18 в. до н. э.), носил имя Лабарна, являющееся фонетич. вариантом титула Т. В завещании преемника Лабарны (Т.) Хаттусили сообщается о борьбе Т. с сановниками, выдвигавшими другого претендента на престол. Более поздние источники (напр., обращение Телепину) сообщают, что Т. расширил границы Хеттского гос-ва от моря до моря и назначил своих сыновей правителями покоренных стран.

Лит.: Иванов В. В., Хеттский язык, М., 1963, с. 20-22.

В. В. Иванов. Москва.

ТАБАСАРАНЫ

ТАБАСАРАНЫ - табасаранцы (самоназв. - табасаран), - народность, живущая на Ю.-В. Даг. АССР. Числ. 55 т. ч. (1970). Табасаранский язык принадлежит к лезгинской подгруппе даг. группы кавк. языков. Значит. число Т. знает также лезгинский, азерб. и рус. языки. Верующие Т. - мусульмане-сунниты. Т. сформировались как народность на занимаемой ими и ныне территории и составляют ее коренное население. Большинство Т. занято в коллективизированном с. х-ве, имеющем смешанный земледельч.- скотоводческий характер. Из промыслов особенно распространено, ковроткачество. Ковроткачихи объединены в спец. артели. По культуре и быту Т. близки лезгинам. В сов. время Т. получили письменность (на основе рус. алфавита); издаются газеты и, книги. Развивается нац. лит-ра. Из среды Т. вышли специалисты с высшим образованием, работающие в различных областях нар. х-ва, науки и культуры.

Лит.: Народы Кавказа, т. 1, М., 1960 (библ.).

А. Г. Трофимова. Москва.

ТАБАЧНЫЕ БУНТЫ

ТАБАЧНЫЕ БУНТЫ - первое крупное нар. антиимпериалистич. движение в Иране в 1891. Было вызвано решением Наср-эд-дин-шаха предоставить англ. компании Толбот табачную концессию на монопольную скупку, переработку и продажу табака. В Тегеране, Тебризе, Исфахане, Ширазе и др. городах распространялись прокламации с призывом вести борьбу против иностранцев; происходили многолюдные митинги против концессии. Руководство Т. б. осуществляли представители духовенства и зарождавшейся нац. буржуазии. Движение особенно усилилось после издания высшим духовенством в Неджефе фетвы о запрещении курения табака до тех пор, пока не будет отменена концессия. Попытки шахских властей подавить движение с помощью войск окончились неудачей. 28 дек. 1891 шах вынужден был аннулировать табачную концессию.

М. С. Иванов. Москва.

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ - закон в России 18 - 1-й пол. 19 вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками; издан 24 янв. 1722 пр-вом Петра I. По Т. о р. все должности были разбиты на 3 ряда: сухопутные и морские воинские, штатские и придворные, в каждом из к-рых было 14 рангов, или классов. Высшими (1-й класс) в них были соответственно должности ген.-фельдмаршала, ген.-адмирала и канцлера, низшими (14-й класс) - фендрика, мичмана и коллежского регистратора. Каждая "статская" должность была приравнена к офицерскому рангу, т. к. воен. служба ценилась и оплачивалась выше. Издание Т. о р. содействовало бюрократизации гос. аппарата и явилось важным моментом в оформлении абсолютизма в России. По Т. о р. усилилось обособление высшего и среднего слоя чиновничества и формирование особой прослойки общества - бюрократии. Вместо родовитости при назначении на гос. службу, а также при дальнейшем продвижении чиновника вводился бюрократич. принцип - выслуга и последоват. восхождение по служебной лестнице. По Т. о р. в состав чиновников включались лишь те, кто имел соответств. ранги. Низшее звено администрации - служащие канцелярий (копиисты, канцеляристы и т. п.) не было включено в Т. о р. Все чиновники, чьи должности вошли в Т. о р., получали дворянство. Первоначально 14-й класс давал права личного, а 8-й (для военных 12-й) - потомственного дворянства. Закон 9 дек. 1856 установил получение личного дворянства с 9-го класса, потомственного - с 4-го класса для гражданских чинов и с 6-го класса для военных. Т. о р. открывала "путь наверх" выходцам из непривилегиров. сословий, создавая стимул для службы чиновников. См. также Чины, звания и титулы, в России.

Лит.: ПСЗ, т. 6, СПБ, 1830, No 3890; Романович-Славатинский А., Дворянство в России от нач. XVIII в. до отмены крепостного права, СПБ, 1870; Демидова Н. Ф., Бюрократизация гос. аппарата абсолютизма в XVII-XVIII вв., в сб.: Абсолютизм в России (XVII - XVIII вв.), М., 1964.

С. М. Троицкий. Москва.

ТАБЕТ

Антуан Жорж (Табит, Антун) (13.VI.1907 - 16.V.1964) - ливанский архитектор и обществ. деятель, публицист. Один из зачинателей междунар. движения за мир, активный борец за нац. независимость народов, демократию, социальный прогресс.

Род. в сел. Бхамдун (Ливан) в семье деревенского кузнеца. Высшее архитектурное образование получил в Ливане и Франций. Построенные по проектам Т. жилые и обществ. здания отличает сочетание совр. архитектурных принципов с традициями нац. зодчества. Т. - один из организаторов созыва (май 1939) в Бейруте Антифаш. конгресса, на к-ром была создана Лига борьбы с фашизмом и нацизмом. В 1941 - один из основателей обществ.-политич. журн. "Ат-Тарик" ("Путь"), награжденного в 1950 Золотой медалью мира. В 1946-48 Т. - пред. Ливанского об-ва друзей СССР. С 1949 - пред. Ливанского нац. совета мира, с 1950 - чл. Президиума Всемирного Совета Мира. С кон. 50-х гг. активно участвовал в развертывании движения солидарности народов Азии и Африки. Междунар. Ленинская премия "За укрепление мира между народами" (за 1960).

Соч.: Мухтарат мин китабат Антун Табет..... (Избранное из написанного А. Табетом), (Бейрут), 1965.

Лит.: Табет Мари, Табет Жад, Антуан Табет, пер. с франц., М., 1968.

ТАБМЕН

1

(Tubman), Тарриет (ок. 1820 - 10.III.1913) - героиня негритянского народа, борец против рабства в США. Родилась в семье раба. Ок. 1849 бежала из неволи и включилась в аболиционистское движение; поддерживала связь с Дж. Брауном. Т. активно участвовала в деятельности т. н. подземной железной дороги, переправлявшей беглых негров из юж. штатов на С. и в Канаду. В 50-х гг. она совершила 19 поездок на Юг, лично освободив более 300 рабов и воодушевив на бегство тысячи других. В годы Гражд. войны 1861-65 Т. сражалась в армии северян против рабовладельцев Юга. Была медсестрой, разведчицей, летом 1863 участвовала в рейде негритянского партиз. отряда, освободившего 750 рабов. После окончания войны продолжала бороться против угнетения негров, выступала в защиту прав женщин.

Лит.: Conrad Е., Harriet Tubman. Negro soldier and abolitionist, N. Y., (1942).

Л. М. Струкова. Москва.

2

(Tubman), Уильям Ваканарат Шадрак (29.XI.1895 - 23.VII.1971) - гос. и политич. деятель Либерии. По образованию и профессии юрист. Д-р юридич. наук, гражд. права, философии. В 1937-43 - помощник прокурора и чл. Верх. суда. В 1923-31 и 1934-37 входил в сенат от графства Мэриленд. С 1944 - президент Либерии (в 1971 был переизбран на 7-й срок) и одновременно глава пр-ва. Лидер правящей (с 1878) Партии истинных вигов. Активный деятель методистской епископальной церкви. Участник ряда конференций глав афр. гос-в. Т. - инициатор провозглашенной в 1944 его пр-вом политики т. н. национальной унификации и интеграции ("политики объединения"), официально направленной на ликвидацию антагонизма между немногочисл. прослойкой американо-либерийцев (переселенцев из США, поставленных в привилегированное положение) и коренным населением страны, в отношении к-рого длит, время осуществлялась дискриминация, а также политики "открытых дверей" - всемерного привлечения иностр. капитала в экономику страны и создания для него режима наибольшего благоприятствования. Пр-во Т. предприняло ряд мер, направленных на усиление роли гос-ва в экономике.

ТАБОР

ТАБОР (Tábor) - город в ЧССР, в Чешской Социалистич. Республике, в Южно-Чеш. обл., у слияния pp. Лужнице и Тисменице. 21,9 т. ж. (1970). Важный трансп. узел. Осн. в 1420, в период Гуситского революционного движения, восставшими крестьянами и плебеями на месте старинного укрепленного поселения Градиште. Вначале представлял революц. воен. лагерь (с преобладающим крестьянским населением), политич. и воен. центр таборитов; был хорошо укреплен. К 30-м гг. пережил большую социально-экономич. эволюцию, превратившись в крупный ремесл.-торг. центр. Усилившееся бюргерство заключило в 1436 договор с имп. Сигизмундом I, а Т. получил права королев, города. В 40-х гг. 15 в. вел борьбу с крупными феодалами; в 1452 был взят Йиржи Подебрадом. В Т. сохранилось много ср.-век. зданий (в т. ч. ратуша, где имеется герб города 1515 с изображением Я. Гуса), памятники Гусу и Я. Жижке, многочисл. подземные помещения, вытесанные в скале, к-рые возникли в гуситское и послегуситское время и служили укрытием для населения во время войн, а также хранилищем оружия.

Лит.: Hejna А., Tabor. Fotografoval A. Kleibl, Praha, 1964.

Б. Т. Рубцов. Москва.

ТАБОРИТЫ

ТАБОРИТЫ - представители революц. антифеод, крыла Гуситского революционного движения. Хотя к "общине таборской" (как они себя называли, отсюда - Т.) принадлежали разнородные социальные элементы - широкие слои крестьянства, гор. беднота, низшее духовенство, часть мелкого дворянства, ремесленники, но определяющей в таборитстве (особенно в первый период движения) была революц. антифеод, крестьянско-плебейская идеология. В ее основе лежало хилиастич. учение о "царстве божьем на земле" - "царстве" всеобщего равенства и социальной справедливости. Т. проповедовали идею установления в ближайшее время такого обществ, строя, при к-ром не будет ни королей, ни панов, ни крепостных, требовали отмены всех повинностей и феод, платежей, ликвидации частной собственности (преим. крупной феодальной), обязательной для всех трудовой жизни. Т. предприняли попытку осуществить свои идеалы на практике: в Таборе, Писеке и др. городах Т. были выставлены кади, куда складывались общие деньги и драгоценности. Т. отрицали церковные таинства, пышный католический культ, а некоторые из них - все христианские святыни и обряды. Под покровом библейской терминологии учение Т. выражало чаяния феод.-зависимых крестьян и гор. плебса о создании общества без угнетения и насилия. Т. не представляли единого течения: самыми радикальными среди них были пикарты (см. Пикардство), наиболее последовательно отстаивавшие хилиастич. взгляды (один из гл. идеологов Мартин Гуска). Их выступления по мере развития гуситского движения все более встречали оппозицию умеренных Т., выражавших интересы гл. обр. зажиточного крестьянства и состоятельных горожан. В 1421 умеренные Т. расправились с вождями пикартов. Однако, несмотря на все разногласия, Т. оставались основной боевой силой восставшей Чехии. Т. создали полевое войско, к-рое руководствовалось боевым уставом Я. Жижки, разработали передовую для того времени воен. тактику, предусматривавшую маневренность, применение боевых возов и артиллерии. Таборитское войско, предводительствуемое воен. вождями Микулашем из Гуси (первый гетман Т. до кон. 1420), Я. Жижкой (до 1424), Прокопом Великим, разгромило пять крестовых походов организованных феод.-католич. реакцией и имп. Сигизмундом I против гуситов. Т. вместе с "сиротами" совершили серию блестящих походов за пределы Чехии. У Т. существовали острые противоречия с бюргерско-рыцарским лагерем - т. н. чашниками. Эти противоречия усилились после 1421 и привели к открытой войне между ними. Чашники были разбиты в ряде битв (у Горжице, 1423; Малешова, 1424). 30 мая 1434 войско Т. и "сирот" потерпело поражение от объединенных сил чашников и феод.-католич. лагеря при Липанах; отд. отряды Т. продолжали борьбу до 1437, когда пала их последняя крепость Сион.

Б. Т. Рубцов. Москва.

ТАБОРЫ

ТАБОРЫ (Tábory) - 1) Нар. собрания в период гуситского революц. движения. 2) Нар. собрания, проходившие под открытым небом, в чеш. землях в период подъема массового нац. движения в 1868-71. Форма многолюдных (часто в неск. тысяч человек) митингов ремесленников, крестьян, интеллигенции и само название "Т." явились возрождением гуситской традиции. Инициатива созыва Т. исходила от представителей либерально-бурж. крыла Чешской нац. партии (позднее младочехи), к-рые стремились использовать массовое нар. движение в своих политич. целях, и осуществлялась через газ. "Národni listy", печатавшую информацию о созыве Т., их прохождении, резолюциях и т. п. Однако вскоре Т. стали гл. формой демократич. и нац. движения за автономию чеш. земель. Первый Т. состоялся 10 мая 1868 на горе Ржип (около г. Роуднице); в нем участвовало св. 20 тыс. чел. Принятая на нем резолюция содержала требования снижения налогов, избрания чеш. сейма на основе всеобщего избират. права и конституции, гарантирующей чеш. землям равные с Венгрией права автономии. На многих из последующих Т. важную роль играли рабочие. Т. на Жижковой горе около Праги (28 сент. 1868) и на Панкраце в Праге (окт. 1868) были преим. рабочими, на них выдвигалось требование представительства рабочего класса в сейме. Попытка пр-ва разогнать эти Т. привела к столкновениям участников нар. собраний с полицией и войсками. Всего за 1868-71 состоялось 143 Т., на них присутствовало, по приблизит, подсчетам, 1 млн. 443 тыс. чел. Т. явились важным этапом в развитии чеш. нац. движения и способствовали укреплению политич. самостоятельности чеш. рабочего движения и размежеванию его с буржуазией.

Лит.: Prehled ceskoslovenských dejin, dl 2, sv. 1, Praha, 1960; Purs J., Tábory v cesktfch zemich 1868-1871, "Cesko-slovenský casopis historický", 1958, Nо 2-4.

H. M. Пашаева. Москва.

ТАБУ

ТАБУ (полинез.) - широко распространенная в доклассовом обществе система запретов на совершение определенных действий, нарушение к-рых по суеверным представлениям карается сверхъестеств. силами. Обычай Т. был впервые (1771) описан Дж. Куком у аборигенов о. Тонга, У полинезийцев табуированным было все то, что относилось к богам, духам, все принадлежавшее вождям и жрецам, к-рые могли налагать Т. на любой предмет или действие. Последующие этнографич. исследования показали, что у полинезийцев Т. существовало в своей вторичной, преобразованной форме и что запреты Т. возникли в более древние времена. Возникновение Т. связано, по-видимому, с потребностями формирующегося человеческого общества обуздать естеств. инстинкты индивидуума, подчинить его поведение интересам коллектива. В родовом обществе Т. регламентировали важнейшие стороны жизни человека и прежде всего обеспечивали соблюдение им брачных экзогамных норм. У многих отсталых народов Т. связано с тотемизмом. По мере разложения первобытного строя Т. начинают использоваться возникавшим эксплуататорским классом для укрепления своего господствующего положения. Пережитки Т. сохраняются во всех религиях (напр., в христианстве понятие греха вполне аналогично Т.).

Лит.: Анисимов А. Ф., Духовная жизнь первобытного общества, М.-Л., 1966; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Фрэзер Д., Золотая ветвь, (пер. с англ.), М., 1928; Рейнак С., Несколько замечаний о табу, "Атеист", 1926, No 5; Фрейд З., Тотем и табу, М., 1923; Lehmann F. R., Die polynesischen Ta-busltten, Lpz., 1930; Steiner F., Taboo, L., 1956; Webster H., Taboo. A sociological study, L., 1942.

M. В. Крюков. Москва.

ТАБУЛЛЯРИИ

ТАБУЛЛЯРИИ - табуларии (греч. taboyllarioi, от лат. tabularii), - византийские нотариусы, оформлявшие документы по купле-продаже, завещания, дарственные, брачные обязательства и т. п. Т. находились в ведении эпарха, были организованы в корпорации. Устав корпорации Т. был утвержден ими. Львом VI (886-912). Корпорации Т. существовали в Константинополе и в др. городах Византии. Т. имелись и при церкви (подписывали все суд. док-ты и грамоты, исходившие от церкви) и у отд. магнатов.

Лит.: Визант. книга Эпарха. Вступит, ст., пер. и комментарии М. Я. Сюзюмова, М., 1962, с. 107-27.

М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

ТАБУНУТЫ

ТАБУНУТЫ - монголоязычное племя кочевников-скотоводов в 17 в. (6 тыс. чел.), живших по правому берегу р. Селенги между устьями Чикоя и Уды. На их терр. в 1665 был построен Селенгинский острог. Окончательно вошли в состав России: Цонголов род - в 1695, три Табунутских рода - в 1719. Потомки Т. входят в состав селенгинских бурят.

Лит.: Долгих Б. О., Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в., М., 1960, с. 320-23; Залкинд Е. М., Присоединение Бурятии к России, Улан-Уде, 1958.

ТАВАДИ

ТАВАДИ - представитель высшего феод, слоя Грузии в 15-18 вв., владетель наследственных, пожалованных и купленных земель с правом их отчуждения; пользовался налоговым, адм. и суд. иммунитетом. Т. имел воен. отряды, состоявшие из азнауров и мсахуров. Гл. обязанностью Т. был выход с дружиной и ополчением по требованию царя. В сословии Т. было 3 разряда.

ТАВАСТЫ

ТАВАСТЫ - см. Емь.

ТАВЕРНЬЕ

ТАВЕРНЬЕ (Tavernier), Жан Батист (1605-1689) - франц. торговец и путешественник по странам Востока, гл. обр. по Ирану и Индии, где он был 6 раз в 1631-68 с коммерч. целями. Разбогатев на торговле драгоц. камнями, Т. купил во Франции имение и титул барона д'Обонна и нанял историка, к-рый обработал его записи и устные воспоминания о путешествиях. В общих обзорах адм. и обществ, строя вост. стран Т. много черпал у своих более образованных современников - Бернье, Шардена и т. д., он приводит мало дат и далеко не всегда соблюдает хронологич. порядок изложения. Однако Т. был наблюдателен, особенно в вопросах, относящихся к торговле, и его свидетельства имеют поэтому большую историч. ценность.

Соч.: Les six voyages..., v. 1-2, P., 1676.

К. А. Антонова. Москва.

"ТАВОРА ДЕЛО"

"ТАВОРА ДЕЛО" - суд. процесс португ. аристократии семьи Тавора (Tavora); ее глава Франсишку д'Асис, маркиз Тавора (1703 - 13.I.1759), б. вице-король Индии, по возвращении на родину - ген. кавалерии, был вместе с рядом членов своей семьи (герцогом Авейру и др. лицами, в т. ч. членами иезуитского ордена) арестован и обвинен Помбалом в организации покушения 3 сент. 1758 на короля Жозе I. Несмотря на слабость улик, Ф. Тавора и герцог Авейру были осуждены на колесование и четвертование; были казнены и нек-рые др. заговорщики, в т. ч. жена Ф. Тавора; связанные с ними иезуиты были приговорены к тюремному заключению. Помбал устранил т. о. ряд своих политич. противников из феод. среды и использовал "Т. д." как предлог к изгнанию иезуитов (1759) из Португалии и ее колоний. После падения Помбала (1779), с поворотом к феод, реакции, члены семьи Тавора были посмертно реабилитированы (но негласно) Гос. советом.

С. В. Фрязинов. Москва.

ТАВРИДА

ТАВРИДА - назв. Крымского п-ова, возникшее после присоединения его к России по аналогии с термином Таврика. С ним связано и назв. губернии (образована в 1784), в к-рую входил Крымский п-ов, - Таврическая губ. В офиц. документах п-ов продолжал наз. Крымом.

ТАВРИЗ

ТАВРИЗ - см. Тебриз.

ТАВРИКА

ТАВРИКА (греч. Тayrikn) - юж. часть Крымского п-ова, названная по имени тавров. В антич. источниках термин "Т." употреблялся для обозначения территории тавров и реже - всего Крымского п-ова (для него существовало и др. назв. - Таврический Херсонес (греч. Тayrikn xersonnsos - Таврический полуостров)). По Геродоту, сев. граница Т. проходила по линии современных Евпатории - Симферополя - Феодосии, т.е. Т. включала все три гряды Крымских гор. Позже, по свидетельству Страбона и Плиния Старшего, произошло сокращение терр. Т. Термин "Т." встречается и в ср.-век. источниках, обозначая понятие скорее чисто географическое, чем этногеографическое; исчез с образованием Крымского ханства и утверждением в юго-зап. Крыму и на побережье турок.

Лит.: Дьяков В. Н., Древняя Таврика до римской оккупации, "ВДИ", 1939, No 3; его же, Таврика в эпоху римской оккупации, "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина", 1942, т. 28, в. 1; (Домбровский О. ИЛ, Ср.-век. Таврика - крымская "Готия", в кн.: Дорогой тысячелетий, Симферополь, 1966.

О. В. Волобуев. Симферополь.

ТАВРИЧЕСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ТАВРИЧЕСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА (офиц. назв. - Советская Социалистическая Республика Тавриды) - сов. республика, существовавшая в Крыму в марте - апр. 1918. Входила в состав РСФСР. Сов. власть в Крыму была установлена в дек. 1917 - янв. 1918 в результате борьбы против объединенных сил контрреволюции (рус. и укр. буржуазии и тат. националистов), к-рые возглавлял т. н. Крымский штаб. 28-30 янв. (10-12 февр.) 1918 в Севастополе состоялась 1-я конференция Советов рабочих и солдатских деп. с участием крест, к-тов и ревкомов Таврич. губ., объявившая себя Чрезвычайным съездом и избравшая губ. ЦИК Советов. 7-10 марта 1918 в Симферополе проходил 1-й Учредит. съезд Советов, ревкомов и земельных к-тов Таврич. губ., к-рый избрал ЦИК Советов Таврич. губ. (12 большевиков и 8 левых эсеров, пред. - Ж. А. Миллер). В обстановке начавшейся герм, оккупации Украины Таврич. ЦИК 19 и 21 марта принял и 22 марта 1918 опубликовал декрет о создании ТССР в составе крымских уездов б. Таврич. губ. Был сформирован СНК (8 большевиков и 4 левых эсера, пред. - А. И. Слуцкий). ЦИК и СНК ТССР осуществляли декреты Сов. власти о конфискации помещичьих земель, национализации пром-сти, рабочем контроле и др. Однако конфискованные земли не были разделены между крестьянами, что явилось серьезной ошибкой. Большую работу проделал СНК Тавриды по снабжению продовольствием голодающих областей Сов. России (в марте-апреле 1918 было отправлено более 5 млн. пудов продовольствия). Принимались меры по охране ист. памятников, музеев, библиотек. Усилия СНК были сосредоточены гл. обр. на обороне Крыма, организация к-рой осложнялась недостаточной воен. поддержкой со стороны Черноморского Центрофлота, руководимого эсерами. 18 апр. 1918 герм, войска, нарушив условия Брестского мира 1918, по к-рому Крым признавался частью РСФСР, вторглись в ТССР. Несмотря на запрещение к этому времени партий кадетов и "миллифирка" (тат. националисты), крымская контрреволюция сумела сохранить свои силы. В Алуште начался мятеж тат. националистов, к-рые захватили и в кон. апр. 1918 расстреляли большинство чл. ЦИК и СНК ТССР во главе с А. И. Слуцким и пред. губкома РКП(б) Я. Ю. Тарвацким. ТССР пала 30 апр. 1918. Часть Черноморского флота по приказу СНК РСФСР ушла из Севастополя в Новороссийск. К 1 мая 1918 герм, войска заняли весь Крым. Крым был освобожден Красной Армией от интервентов и белогвардейцев в нояб. 1920.

Источн.: Борьба за Сов. власть в Крыму. Док-ты и мат-лы, т. 1, Симферополь, 1957.

Лит.: Вольфсон Б. М., Сов. республика Тавриды, "Уч. зап. Кустанайского пед. ин-та", 1959, т. 3; Хазанов Г. И., Сов. Социалистич. Республика Тавриды, в кн.: Борьба большевиков за власть Советов в Крыму, Симферополь, 1957; Надинский П. Н., Очерки по истории Крыма, т. 2, Симферополь, 1957.

О. В. Волобуев. Симферополь.

ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ

ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ - историко-революц. и архит. памятник Ленинграда. Построен в 1783-89 арх. И. Е. Огаревым в стиле рус. классицизма. Назван Таврическим в честь первого владельца кн. Г. А. Потемкина-Таврического. С 1791 (после смерти Потемкина) перешел в казну. Павел I отдал Т. д. под казармы и конюшни лейб-гвардии Конного полка, что привело к разрушению дворцовых интерьеров (позднее восстановлены). В 1906-17 в Т. д. проходили заседания Гос. думы в специально устроенном зале заседания (на месте Зимнего сада). После Февр. революции 1917 в левом крыле Т. д. разместился Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов (до переезда в августе в Смольный), в правом крыле заседал Врем. комитет Гос. думы. Позже (вплоть до переезда в Зимний дворец в июле 1917) здесь находилось Врем. пр-во. 4(17) апр. 1917 в Т. д. на собрании большевиков - участников Всеросс. совещания Советов, выступил В. И. Ленин с докладом "О задачах пролетариата в данной революции" ("Апрельские тезисы"). Перед Т. д. проходили многочисл. нар. демонстрации. 5(18) янв. 1918 в Т. д. заседало Учредит. собрание. В янв. 1918 в Т.д. проходил 3-й Всеросс. съезд Советов, в марте 1918 - VII съезд РКП(б), в июле 1920 начал работу II конгресс Коминтерна, на к-ром с докладом выступил В. И. Ленин. После Вел. Отечеств, войны здание Т. д. реставрировано. В наст, время в нем размещается Ленингр. высшая парт. школа.

Лит.: Каменский В. А., Таврический дворец, Л.-М.,1948; Сухотин Я., Таврический дворец, Л., 1963.

А. С. Будяк. Ленинград.

ТАВРЫ

ТАВРЫ (греч. Tauroi) - древнейшие, известные по антич. источникам племена, населявшие юж. часть Крыма, получившую от них название Таврика. Этнич. происхождение Т. не выяснено. Археол. памятниками культуры Т. являются поселения, укрепления, убежища, святилища и погребения, т. н. каменные ящики. Наиболее ранние памятники Т. датируются 9 в. до н. э. Осн. масса кам. ящиков относится к 7-6 вв. до н. э. и представляет собой коллективные захоронения со скорченным трупоположением покойников. Погребальный инвентарь состоит из лепных сосудов, бронз, наконечников стрел, украшений. Для Т. характерна лепная, лощеная и простая керамика, обычно не орнаментированная. Их укрепления находились на скалистых обрывах и обносились кам. стенами. Т. занимались земледелием и скотоводством, а также охотой и рыболовством. Они были знакомы с ткачеством и литьем из бронзы. Т. находились на стадии первобытнообщинного строя. В религии Т. доминировало унаследованное от матриархата божество Дева. Т. удалось отстоять свою независимость в борьбе с Херсонесом и Боспорским государством, но в кон. 2 в. н. э. они подпали под власть Понта. С сер. 1 в. н. э. на юж. побережье Крыма закрепляются римляне и начинается процесс романизации Т. В антич. источниках появляются также термины "скифотавры" и "тавроскифы", что, по-видимому, отражает факт смешения этих народностей. В дальнейшем Т., видимо, ассимилировались с аланами, готами и др. племенами, оседавшими в горном Крыму. Письм. источники подтверждают существование Т. вплоть до 4 в. н. э.

Источн.: Латышев В. В., Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе, т. 1-2, СПБ, 1893 - 1904.

Лит.: Лесков А. М., Горный Крым в I тысячелетии до н. э., К., 1965; Соколова К. Ф., Тавры Крымского п-ова (по антропологии, данным), "Вопросы антропологии", 1960, No 3; Шульц П. Н., О нек-рых вопросах истории тавров, в кн.: Проблемы истории Сев. Причерноморья в антич. эпоху, М., 1959; Щепинский А. А., Пещерные святилища времени раннего железа в горном Крыму, в кн.: Тр. комплексной карстовой экспедиции АН УССР, в. 1, К., 1963; его же. Во тьме веков, Симферополь, 1966; Соломонiк Э. I., Про значения термiна "тавроскiфи", "Археологiчнi пам'ятки УРСР", 1962, т. 11.

О. В. Волобуев, А. А. Шепинский. Симферополь.

ТАГАЛЫ

ТАГАЛЫ (самоназв. - тагалог) - многочисл. народ Филиппин. Живет в центр. и юж. частях о. Лусон, на о-вах Миндоро, Мариндуке и нек-рых мелких. Наиболее густо Т. населяют мор. побережье, долины рек и районы озер (откуда назв. Т. - "живущие у воды"). В районе обитания Т. находится столица страны - г. Манила. Антропологически принадлежат к юж. монголоидам. Числ. - 7 млн. чел. (1970). Язык - тагалог (тагальский), индонезийской ветви малайско-полинезийской семьи; имеет богатую лит-ру. Лит. вариант языка Т. - пилиппино - является наряду с английским основным языком Филиппин. По религии - католики. Происхождение Т., по-видимому, связано с носителями культуры жел. века Новаличес. Мнение (основано на лингвистич. данных) исп. миссионера Суньиги об американском происхождении Т. не разделяется большинством исследователей. Занимаются Т. земледелием (рис, табак, сизаль, кокосовая пальма), рыболовством. Развито плетение и ткачество. Значит, часть филиппинского пролетариата, буржуазии и интеллигенции составляют Т.

Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966 (библ.).

К. Ю. Мешков. Москва.

ТАГАНРОГ

ТАГАНРОГ (в 1699-1711 - Троицк-на-Таганроге) - город в Ростовской обл. на сев. берегу Таганрогского залива Азовского м. Мор. порт. Ж.-д. станция. Важный пром. и культурный центр юга РСФСР. На 1 янв. 1972 - 265 т. ж. (в 1897 - 51 т. ж., в 1923 - 100 т. ж., в 1939 - 189 т. ж., в 1959 - 202 т. ж.). Осн. Петром I в 1698 как крепость и база рус. Азовского военно-морского флота. Строительство порта в Т. в 1698-1711 - первая рус. практич. школа морской гидротехники. Т. в 1700-11 - место ссылки. В февр. 1712 Т. был разрушен и оставлен рус. войсками по условиям Прутского мирного договора 1711. Вновь занят рус. войсками в 1769. Окончательно вошел в состав России по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774. После основания Севастополя утратил значение воен.-мор. базы. В 1709-11 - резиденция азовского губернатора. В 1775 причислен к Азовской провинции. С 1802 - центр таганрогского градоначальства, в 1887-1920 - окружной город Области войска Донского, в 1920-24 - город Донецкой обл. УССР, с 1924 - город Сев.-Кавказского, с 1934-Азово-Черноморского края, с 1937 - Ростовской обл. С 80-х гг. 18 в. Т. - крупный внешнеторг. порт. Вывозилась гл. обр. пшеница в Англию, Турцию, Францию, Италию. Пром-сть по переработке с.-х. сырья (мельницы, маслобойни, кожев., салотопенные, - рыбообр. з-ды). В 60-х гг. 19 в. ж. д. соединяет Т. с Харьковом, Ростовом. В 90-х гг. 19 в... в Т. построены металлич., котельный, кожев., маш.-строит, з-ды. В 1900 на них работало ок. 6 тыс. рабочих; 95% предприятий до Окт. революции принадлежало иностр. капиталу.

В 1875 в Т. было образовано отделение "Южнороссийского союза рабочих". В 1882-86 в Т. протекала деятельность народовольцев - В. Г. Богораз-Тана и др. В 1889-1898 возникли первые марксистские кружки. В дек. 1905 был создав Совет рабочих депутатов.

Сов. власть в Т. установлена 19 янв. (1 февр.) 1918. В мае 1918 Т. оккупирован герм. войсками, затем захвачен белогвард. войсками ген. Деникина. Освобожден в янв. 1920 1-й Конной армией. За годы социалистич. строительства Т. превратился в крупный пром. центр. С 17 окт. 1941 по 30 авг. 1943 Т. находился в нем.-фаш. оккупации. В это время в Т. действовала крупнейшая на Дону подпольная орг-ция под рук. С. Морозова. Большинство подпольщиков были замучены и расстреляны оккупантами в Петрушиной балке ("Балка смерти") на окраине Т.

В Т. - педагогич., радиотехнич. и др. ин-ты; музеи - краеведческий, литературный с филиалом - Домиком А. П. Чехова; картинная галерея. Памятники: Петру I (М. М. Антокольского), А. П. Чехову (И. М. Рукавишникова). Т. - родина А. П. Чехова, художника К. А. Савицкого.

Лит.: Филевский П. П., История города Таганрога, М., 1898; Бровкович Д. А., Иноземцев Г. А., Корчин М. Н., Таганрог, Ростов н/Д., 1948; Чеховские места в Таганроге. (Путеводитель), 2 изд., Ростов н/Д., 1959.

Л. Г. Тоценко. Таганрог.

ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА

ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА - археол. культура, распространенная в 7-3 вв. до н. э. по Ср. Енисею в Минусинской котловине, районе Красноярска и вост. части Кемеровской обл. Названа по острову Тагарскому на Енисее, против Минусинска. Т. к. - культура скифского мира: характерны скифского типа оружие, конский убор, бронз, котлы, зеркала, звериный стиль в иск-ве. Особенно близка культурам саков Казахстана и Ср. Азии. Своеобразие Т. к. заключается в том, что все орудия и оружие изготовлены из бронзы (найдено более 6000): кинжалы, чеканы, наконечники стрел, удила, ножи, кельты. Район Т. к. был одним из крупнейших очагов бронзолитейного произ-ва Евразии. С 5 в. до н. э. появляется небольшое количество жел. оружия, к-рое, по-видимому, привозилось из Вост. Казахстана. Местное произ-во железа начинается лишь с 3 в. до н. э. Посуда (баночные чернолощеные сосуды) и украшения отличаются от скифских и сакских. Население было оседлым. Основу х-ва составляло мотыжное земледелие. Скотоводство было яйлажным (коровы, овцы, лошади), кочевого скотоводства Т. к. не знала. Известны каналы для водопоя скота и полива лугов. Памятники Т. к. - многочисл. земляные курганы с прямоугольными оградами из кам. плит; по углам, а иногда по сторонам оград - вертикально врытые камни. В 7-6 вв. до н. э. преобладали индивидуальные могилы, много погребений вооруженных воинов, в 5-3 вв. до н. э. - могилы с несколькими покойниками. Известны также неск. поселений, медные рудники и много наскальных рисунков. Для обществ, строя носителей Т. к. характерно формирование клас. отношений, о чем свидетельствует группа огромных курганов 5-4 вв. до н. э. (Салбык), высотой до 11 м, - возможно, погребения царей и знати, напоминающие скифские и сакские т. н. царские курганы Причерноморья и Казахстана; наряду с ними есть и коллективные могилы рядовых членов общества. Физич. тип людей Т. к. - европеоидный, близкий к типу скифов Причерноморья и людей афанасьевской и андроновской культур - их ближайших предков. В сложении Т. к. большую роль сыграли связи с Центр. и Сев. Казахстаном и Ср. Азией (в 7-6 вв. до н. э.) и с Вост. Казахстаном и Алтаем (в 5 в. до н. э.), а через них - с цивилизациями Др. Востока, особенно Ирана. Этнич. имя носителей Т. к. неизвестно. В иск-ве (украшения оружия и конского убора) Т. к. преобладают изображения зверей в скифо-сибирском зверином стиле. Среди наскальных рисунков встречаются реалистические и схематические, есть изображения и человека.

Лит.: Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, (2 изд.), М., 1951; Гришин Ю. С, Производство в татарскую эпоху, МИА, Ml 90, М.-Л., 1960; Членова Н. Л., Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры, М.-Л., 1967.

Я. Л. Членова. Москва.

ТАГИАДЯН

Месроп Давидович (январь 1803 - 10.VI.1858) - арм. просветитель, историк, писатель, педагог. Высшее образование получил в Калькутте. В 1831-34 в Армении, затем в Константинополе, а с 1840 в арм. колонии в Индии вел педагогич., лит. и публицистич. деятельность. Содействовал созданию нац. народной лит-ры. В 1845 основал журн. "Азгасер" ("Патриот"). Выступал против феод.-колониального угнетения вост. народов, критиковал захватнич. политику европ. колониализма, защищал нац.-освободит. движение в Индии и др. странах. В 1828 Т. написал "Историю Индии", в 1830 - "Всеобщую мифологию", затем "Историю Персии", "Путешествие по Армении", "Путешествие по Персии". Отвергая клерикально-феод. нормы, Т. проявлял ист. подход к изучению прошлого и развивал просветительские принципы в вопросе становления и духовного возрождения арм. нации. Отличался энциклопедич. знанием древних надписей, рукописей, этнографии, фольклора, истории народов Бл. Востока, Индии, Армении.

Соч.: История Индии, Эчмиадзин, 1841 (на арм. яз.); История Персии, Калькутта, 1846 (на арм. яз.); Путешествие по Армении, Калькутта, 1847 (на арм. яз.).

Р. П. Нанумян. Ереван.

ТАГИ-ЗАДЕ

Сейид Хасан (1878 - 27.I.1970) - гос. и политич. деятель Ирана; дипломат, ученый. Участник движения за установление конституции в Иране в период Иран, революции 1905-11. Депутат 1-го (1906) меджлиса. В 1916 - янв. 1922 в Берлине издавал бурж.-националистич. журн. "Каве". В 1929, 1941-44 - посланник, в 1944-47 - посол Ирана в Англии. Занимал посты мин. путей сообщения (1930), финансов (1930-33), вел переговоры и подписал в 1933 новое концессионное соглашение с Англо-иранской нефтяной компанией (АИНК). В 1950-57 - пред. сената. В 1936-41 - преподаватель, затем проф. Лондонского и Кембриджского ун-тов. Автор работ по др. истории Ирана, об Иран, революции 1905-11 и др.

ТАГИСКЕН

ТАГИСКЕН - могильник на одноименном плато в Кзыл-Ординской обл. Казах. ССР, близ древнего русла Сырдарьи - Инкардарьи. Открыт Хорезмской экспедицией в 1959. Раскапывался в 1960-63. Имеет два комплекса. Северный Т. - некрополь плем. вождей 9-8 вв. до н. э. Погребения совершались в мавзолеях из сырцового- кирпича; их перекрытия покоились на кирпичных колоннах. К мавзолеям пристроены погребальные сооружения родственников вождя и его приближенных. Погребения сопровождались богатым инвентарем: золотые и бронз, серьги, бусы из сердолика, бронз, наконечники стрел, посуда, лепная и сделанная на гончарном круге (хумы, кувшины, миски, бокалы и др.; часто залощены, украшены резным геометрич. орнаментом, иногда заполненным белой пастой). В материальной культуре проявляются местные традиции культур поздней бронзы Казахстана. Наличие изготовленной на круге керамики и практика строительства мавзолеев из сырцового кирпича - свидетельства тесных связей с более высокой культурой юга Ср. Азии. Южный Т. - курганный могильник сакских племен 7-5 вв. до н. э. Характерны наземные погребальные постройки со столбовой конструкцией и погребения в ямах с перекрытием из дерева и камыша, более поздние - с дромосом. Известны трупоположения и трупосожжение. В могилах найдены богатые наборы конской сбруи, наконечники стрел, круглые зеркала с петелькой, кам. жертвенники, длинные мечи в деревянных ножнах, глиняная лепная посуда и т. д. Большинство предметов сделано из бронзы. Превосходны золотые бляшки и обкладки, а также бронз, предметы конского убора, выполненные в скифском зверином стиле. Конструкция погребальных сооружений и большая роль огня в ритуале позволяют проследить генетическую связь между погребальным ритуалом эпохи поздней бронзы (северный Т.) и сакским. В материальной культуре южного Т. отмечаются связи с саврома-тами юж. Приуралья, саками степей Казахстана, культурами скифского типа Юж. Сибири.

Лит.: Толстов С. П., По древним дельтам Окса и Яксарта, М1962; Толстов С. П., Итина М. А., Саки низовьев Сыр-Дарьи (по мат-лам Тагискена), "СА", 1966, No 2; Вишневская О. А., Итина М. А., Ранние саки Приаралья, в сб.: Проблемы скифской археологии, М., 1971.

М. А. Итина. Москва.

ТАГИ-ХАНА ВОССТАНИЕ

ТАГИ-ХАНА ВОССТАНИЕ - нац.-освободит. восстание в Хорасане в 1921. Началось летом в воинских частях в знак протеста против реорганизации иран. армии, проводившейся воен. мин. Реза-ханом. Восстанием руководили демократически настроенные офицеры во главе с полковником Мохаммед Таги-ханом Пасианом, представители нац. буржуазии и чиновничества. Осн. требования: освобождение Ирана от гнета англ. империализма, проведение демократич. реформ, установление конституц. режима, развитие нац. экономики, установление дружеств. связей с Сов. Россией. Вскоре восстание распространилось почти на всю провинцию. В него включились широкие слои городского населения и крестьяне. В нач. августа власть в Хорасане перешла к повстанцам; началось проведение нек-рых демократич. и экономич. реформ, направленных на улучшение положения нар. масс. Многие английские агенты и реакционные помещики были арестованы. Осенью в Хорасан прибыли правительств, войска, к-рые с помощью крупных хорасанских ханов 1 нояб. подавили восстание. (Таги-хан был убит в нач. октября.) Т.-х. в. оказало большое влияние на дальнейшее развитие крест. движения в Хорасане.

Лит.: Али Азери, Гийаме колонеле Мохаммед Таги-хан (Восстание полк. Мохаммеда Таги-хана), Тегеран, 1950; Иванова М. Н., Нац.-освободит. движение в Иране в 1918-1922 гг., М., 1961; Атаев X., Нац.-освободит. движение в Хорасане в 20 гг. XX в., Аш., 1962; Иванов М. С, Новейшая история Ирана, М., 1965, с. 47-50.

М. Н. Иванова. Москва.

ТАГОР

Рабиндранат (7.V.1861 - 7.VIII.1941) - инд. писатель-гуманист. Писал на бенгальском яз. Многогранность деятельности Т. необычайна: он был также композитором, музыкантом, режиссером, актером, графиком, живописцем, философом, филологом, педагогом, обществ. деятелем. Т. родился в Калькутте в семье, давшей Индии многих деятелей культуры. Его дед Дварканатх Т. и отец Дебендронатх Т. - лидеры Брахмо самадж. Т. получил домашнее образование, затем обучался в уч. заведениях Индии и Великобритании. Т. много путешествовал; находясь за границей, читал лекции об Индии, выступал против колониализма. В 1930 посетил СССР. "Письма о России" Т. полны искреннего восхищения достижениями сов. народа.

Перу Т. принадлежат св. 50 сб. стихов, 12 романов и повестей, св. 100 рассказов, пьесы, книги по вопросам языка и литературы, философии, религии, публицистич. статьи, учебники и пр.

Начало лит. деятельности Т. относится к 1880-м гг, (поэтические сб-ки "Вечерние песни", "Утренние песни" и др.). Уже в 90-е гг. Т. получил всеобщее признание. Лучшие его произв. проникнуты бескорыстной любовью к людям. В 90-е гг. Т. создал большую часть своих реалистич. рассказов. Направленные против власти тьмы, ср.-век. предрассудков, бесправия женщины, кастовой системы, расовой дискриминации и иноземного господства, рассказы Т. полны сочувствия к тяжелой доле крестьянина и "маленького" человека города. Т. глубоко чувствовал, безоговорочно и смело осуждал зло в любых его проявлениях. Однако Т. не видел иных средств преодоления зла, кроме совершенствования личности и всеобщего просвещения.

В самых значит. романах Т. "Гора" (1910) и "Дом и мир" (1916) наиболее полно раскрыта одна из ведущих тем Т. - тема национального освобождения. Гл. герой "Горы" беззаветно любит родину, горячо сочувствует ее молодым силам, поднимающимся на борьбу с колониальным режимом.

В период подъема нац.-освободит. движения 1905-08 Т. примкнул к движению свадеши, но, разочаровавшись в методах "крайних" и осуждая насильственные формы борьбы, Т. вскоре отошел от него. В "Доме и мире", так же как и в публицистике 1907-08, Т. противопоставил политич. борьбе идею самосовершенствования человеческой личности.

За цикл стихов "Гитанджали" (1910), проникнутых любовью к человеку, Т. в 1913 была присуждена Нобелевская премия. В 30-е гг. гуманизм Т. обретает конкретно-политич. выражение в гражданской лирике ("Конечное", 1937, "Вечерний свет", 1938, и пр.) и в публицистике (выступления против фашизма, против империалистич. агрессии). Вершиной публицистики Т. является статья "Кризис цивилизации" (1941), обличающая бурж. цивилизацию и империализм.

Наследие Т., величайшего писателя совр. Индии, - часть ее ценнейшего нац. достояния. Песня Т. "Джанаганамана" ("Душа народа") стала гимном Республики Индия, а песня "Амар шонар Бангла" ("Моя золотая Бенгалия") - гимном Народной Республики Бангладеш. Произведения Т. переведены на многие языки мира. В СССР они издавались неоднократно.

Соч. в рус. пер.: Соч., т. 1-12, М., 1961-65.

Лит.: Гнатюк-Данильчук А. П., Рабиндранат Тагор, М., 1961; Рабиндранат Тагор. К столетию со дня рождения, М., 1961; Рабиндранат Тагор. Биобиблиографич. указатель, М., 1961.

Е. В. Паевская. Москва.

ТАДЖИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАДЖ-МАХАЛ

ТАДЖ-МАХАЛ - шедевр инд. мусульм. архитектуры, грандиозный мавзолей, построенный ок. 1630-52 Великим Моголом Шах-Джаханом для своей жены Мумтаз-Махал близ г. Агра, на берегу р. Джамна. Проектирование и постройка мавзолея осуществлялись группой индийских и иноземных вост. архитекторов, к-рой, по-видимому, руководил местный мастер Устад-Иса. Для сооружения беломраморного здания (выс. 74 м) с инкрустацией из самоцветов было привлечено 20 тыс. работников, затрачено св. 90 млн. рупий. Т.-М. является ярким памятником могущества и блеска империи Великих Моголов периода ее расцвета. Мавзолей серьезно пострадал в начальный период англ. господства из-за расхищения деталей отделки. В наст. время Т.-М. - один из гл. объектов туризма в Индии.

Лит.: Chaghtai M. A., Le Tadj Mahal d'Agra (Inde). Histoire et description, Brux., 1938.

ТАДИЧ

ТАДИЧ (Тадиh), Йорьо (5.VI.1899 - 4.X.1969) - югосл. историк, постоянный чл. Сербской академии наук и искусств (с 1959; чл.-корр. с 1940). Начал изучать историю в Загребе, продолжал в Праге, Лейпциге, Берлине и закончил в Белграде, где в 1929 получил степень д-ра ист. наук. В 1936 стал доцентом Загребского ун-та, а в 1940 - преподавателем филос. ф-та ун-та в Белграде. С 1968 - зав. отделением ист. наук философского ф-та, зав. кафедрой общей истории нового времени ун-та в Белграде и директор Ист. ин-та в Белграде. Т. - один из наиболее крупных исследователей истории Средиземноморья 15-17 вв.

Соч.: Шпаниjа и Дубровник у XVI в., Београд, 1932; Писма и упутства Дубровачке републике, књ. 1, Београд, 1935; Promet putnika и starom Dubrovniku, Dubrovnik, 1939; Дубровачки портрети I, Београд, 1948; Организациjа дубровачког поморства у XVI веку, "Историски часопис", 1948, No 1-2; Грађа о сликарскоj школи у Дубровнику XIII-XVI в., кн... 1-2, Београд, 1952; La commerce en Dalmatle et а Raguse et la décadence economique de Venise au XVII siècle, в кн.: Aspetti e cause della dekadenza economica veneziana nel secolo XVII. Atti del convegno... Venezia-Roma, 1961; Les sources de l'histoire maritime yougoslave, в кн.: Les sources de l'histoire maritime en Europe, du Moyen age au XVIII-e siecle. Actes du Quatrième colloque d'histoire Maritime, (P.), 1962.

Лит.: Споменица посвеhена преминулом академику Jорjу Тадиhу, Уред Вукиh М. Миhовиh, Београд, 1970 (библ. с. 61-71).

Б. Павичевич. СФРЮ.

ТАЗАБАГЪЯБСКАЯ КУЛЬТУРА

ТАЗАБАГЪЯБСКАЯ КУЛЬТУРА - археол. культура бронз. века Хорезма (сер. - 2-я пол. 2-го тыс. до н. э.). Названа по каналу Тазабагъяб (Каракалп. АССР), близ которого С. П. Толстов в 1938 нашел 1-е стоянки этой культуры (обычно располагались на берегах дельтовых протоков). Сформировалась на терр. Юж. Приаралья в результате смешения местного населения (носители суярганской культуры) с пришельцами из Юж. Приуралья (носители срубной культуры и андроновской культуры). Влияние последних прослеживается в антропологич. типе (см. Кокча-3) и материальной культуре тазабагъябцев. Жилища их - полуземлянки со столбовой конструкцией. Осн. занятия - ирригац. земледелие и пастушеское скотоводство. Орудия и оружие бронзовые, реже из камня. Посуда плоскодонная, ручной лепки, с резным и штампованным геометрия, орнаментом. Обществ. организация - родовое общество, сохранявшее матриархальные традиции.

Лит.: Толстов С. П., По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Итина М. А., О месте тазабагъябской культуры среди культур степной бронзы, "СЭ", 1967, No 2.

М. А. Итина. Москва.

ТАИ

ТАИ - группа народов, расселенных в Юж. Китае, странах Индокитая и Сев.-Вост. Индии. Численность ок. 48 млн. чел. (1970, оценка). В группу Т. входят: тайцы (кхонтаи) -16 млн., чжуаны - 10 млн., лао - 10 млн., буи - 1,8 млн., шань - 1,8 млн., дун - 1,0 млн., тай - 700 тыс., ли - 500 тыс. Ряд более мелких народов группы Т. (тхай неа, тхай черные, тхай белые, футхай, юань, тхо, каолан, нунг, нянгидр.), расселенных в Сев. Вьетнаме, Лаосе, сев. р-нах Таиланда и Бирме, объединяются под названием "горные таи" (общая численность 1,9 млн. чел.). На С.-В. Индии живут кхамти (10 тыс. чел.). Предки Т. (племена сиюэ и лоюэ), жившие во 2-1-м тыс. до н. э. южнее долины р. Янцзы, постепенно продвигались на Ю., вытесняя из плодородных долин Меконга, Хонгха и Менама предков совр. монов и кхмеров, а частично ассимилируя их. Продвижение Т. - предков лао и горных таи - в пределы Индокитая проходило с 3-1 вв. до н. э. до сер. 1-го тыс. н. э. На рубеже 1-2-го тыс. в пределы Индокитая двинулась новая волна народов Т.; ее основу составляли ньо - предки совр. кхонтаи и шань. К нач. 14 в. Т. заняли в осн. всю терр. их совр. обитания. Языки народов Т. до недавнего времени включались в состав китайско-тибетской семьи, однако новейшие исследования ставят это под сомнение. В последние годы установлена тесная связь языков Т. с языками мяо-яо, вьетнамским и австронезийскими. По религии Т. - буддисты, у горных народов распространены племенные религии.

Лит.: Народы Восточной Азии, М., 1965; Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966.

С. И. Брук. Москва.

ТАИЛАНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАИНСТВА

ТАИНСТВА - в христианстве магич. культовые обряды, совершение к-рых, согласно церк. вероучению, сообщает людям некую сверхъестественную чудодейственную силу - "божественную благодать". Корни Т. восходят к дохрист. мистериям. Первыми в христ. лит-ре упоминаются Т. крещения и причащения (Послания апостолов, "Деяния апостолов"), в 3 в. - священство, у церк. авторов 4-5 вв. - прочие Т. Культ Т. вводился постепенно с созданием и укреплением христ. церк. орг-ции. Т., по учению церкви, может совершать, как правило, лишь священнослужитель, выступающий якобы в роли посредника между богом и людьми. Т. о., учение о Т. как бы обосновывает необходимость существования служителей культа и церкви. В 13 в. (окончательно на Флорентийском соборе 1438-1445) католич., а затем православная церкви приняли 7 Т.: 1) крещение; 2) миропомазание; 3) причащение (евхаристия), при совершении к-рого верующие, согласно христ. вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в православной церкви и миряне и духовенство причащаются хлебом и вином, в католической - духовенство - хлебом и вином, миряне, как правило, - лишь хлебом); 4) исповедь (покаяние); 5) церк. брак (в католич. церкви не подлежит расторжению); 6) елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, исцеляет недуг, католицизм же рассматривает это Т. как благословение умирающему); 7) священство - посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства). У протестантов в период Реформации учение о Т. подверглось изменениям. Лютеране признают Т. крещения и причащения (Лютер первоначально признавал также Т. исповеди); англиканская церковь признает крещение, причащение, церк. брак. Баптисты, реформаты сохранили обряды крещения, причащения, но рассматривают их не как Т., а как символич. акты. Совр. католич. церковь усиливает пропаганду Т. Энциклика папы Павла VI "Mysterium fidei" (1966) обязывает к более строгому исполнению Т., особенно Т. причащения. В совр. протестантизме также наблюдается тенденция к подчеркиванию значения Т. как средства укрепления религ. веры.

Лит.: Ранович А., Происхождение христ. таинств, М.-Л., 1931; Емелях Л. И., Происхождение христ. таинств, М., 1956; James E. О., Christian myth and ritual, L., 1937.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

ТАИНЫ

ТАИНЫ - таино, - индейские племена (аравакской языковой семьи), заселявшие до европ. колонизации Б. Антильские и Багамские о-ва. Предки Т., как полагают, переселились сюда из района Амазонки в 12-13 вв. Наибольшего расцвета культура Т. достигла на о-ве Гаити (быв. Эспаньола). От культуры более древних обитателей Антильских о-вов - сибонеев - культуру Т. гл. обр. отличали наличие земледелия (выращивали маниок и др. культуры; найдены земледельч. орудия), хорошо развитая керамика и обычай искусств, деформации черепа. В религии Т. наряду с общеплем. культами были распространены семейные культы и культы личных духов-покровителей. Высокого мастерства Т. достигли в резьбе по дереву и камню (знаменитые ритуальные скамеечки - "духо"). Т. оказали упорное сопротивление исп. колонизаторам. В истории завоевания Кубы известен мятежный касик Атуэй, сожженный на костре. Уже к нач. 16 в. Т. были почти полностью истреблены.

Лит.: Моуа Р. F., Los aborigenes de las Antillas, Мйх. - В. Aires, 1956; Tabio E., Reó Е., Prehistoria de Cuba, La Habana, 1966.

Л. С. Шейнбаум. Москва.

ТАИТЯНЕ

ТАИТЯНЕ - коренное население о. Таити и др. островов архипелага Общества (Тихий ок.); принадлежат к полинезийцам. Числ. Т. св. 50 т. ч. (1968). Таитянский язык относится к группе полинезийских яз. Традиционные занятия - земледелие (таро, ямс, батат, сахарный тростник), плодоводство (кокосовая пальма, хлебное дерево, бананы), рыболовство. К началу европ. колонизации (кон. 18 в.) у Т. сложилось раннеклассовое общество. В сер. 19 в. архипелаг был захвачен Францией. Численность Т. резко уменьшилась, их жизненный уклад постепенно разрушился. Почти все Т. были обращены в христианство (гл. обр. католицизм). В наст. время многие Т. работают на крупных франц. плантациях (ваниль, копра, бананы, цитрусовые, ананасы и др.), обслуживают туристов. Появился местный пролетариат (докеры, строительные рабочие и др.). Среди метисов есть крупные торговцы и предприниматели. На архипелаге существует движение за создание независимого гос-ва.

Лит.: Народы Австралии и Океании, М., 1956; Равва Н. П., Общественный строй Таити (конец XVIII - начало XIX в.), "НАиА", 1966, No 1; Farwell G., Last days in Paradise, L., 1964.

Д. Д. Тумаркин. Москва.

ТАЙ

ТАЙ - народ в КНР; расселены в пров. Юньнань, гл. обр. в авт. окр. Сишуанбаньна и Дэхунском авт. окр. народностей Т. и цзинпо. Числ. 700 т. ч. (1967). Т. близко родственны другим тайским народам Бирманского Союза, Таиланда, Лаоса, Вьетнама. Язык Т. входит в чжуан-тайскую подгруппу кит.-тибетской семьи языков. Т. издавна имеют алфавитную письменность, основанную на староинд. графике. По антропологич. типу - юж. монголоиды. Предками Т. считаются племена юйюэ, осевшие здесь к сер. 1-го тыс. н. э. Т. принимали участие в создании гос-в Наньчжао-Дали и Мэнлиго (7-13 вв.). Позже Т. подпали под власть кит. императоров. Нар. массы Т. не раз участвовали в восстаниях, в борьбе с гоминьдановским режимом, тогда как аристократия сотрудничала с кит. феод. реакцией и гоминьданом. Осн. занятие Т. - плужное земледелие. У Т. длит. время сохранялись феод. отношения. Религия - буддизм.

Лит.: Народы Вост. Азии, М.-Л., 1965.

Г. Г. Стратанович. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница