Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 35, "СТА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 35, "СТА")

СТАРКЕ

СТАРКЕ (Starcke), Карл Николай (29.III.1858 - 7.III.1926) - датский социолог. В 90-х гг. 19 в. выступил против прогрессивных взглядов И. Я. Бахофена, Л. Г. Моргана и др. на историю первобытного общества. В книге "Первобытная семья, её возникновение и развитие" (1886, рус. пер. 1901) развил общие положения антиист. патриархальной теории. Пытался доказать изначальность патриархальной семьи, частной собственности, моногамии. Выдвинул "теорию" двух различных путей развития первобытного общества: земледельческого - матрилинейного и скотоводческого - патрилинейного.

Лит.: Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948.

СТАРКОВ

Василий Васильевич (ноябрь 1869 - 26.IV.1925), деятель революц. движения в России. Род. в г. Вольске Саратовской губ. в семье служащего. Инженер-технолог. В революц. движении с 1890. Входил в с.-д. кружок студентов-технологов, возникший в 1892 в Петербурге и составивший в 1895 вместе с кружком В. А. Шелгунова основное ядро организованного В. И. Лениным Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". Входил в состав центральной организац. группы "Союза борьбы". В ночь на 9 дек. 1895 вместе с В. И. Лениным и др. руководителями союза был арестован и после 16 мес. тюремного заключения сослан в Минусинский у. (Вост. Сибирь). В 1902 арестован на заводе близ Брянска и увезен в Петербург, где пробыл 2 мес. в тюрьме. B 1904 переехал в Баку, где работал механиком на заводе, зав. электростанцией. В годы реакции отошел от парт. работы, но оставался близок к большевистской партии, не порывал с ней связей. В 1907 переехал в Петербург, а затем в Москву, где работал директором электростанции до 1920. Работал в Наркомвнешторге, с 1921 был заместителем торгпреда СССР в Германии. Умер в Берлине.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 97 (т. 13, с. 82); т. 52, с. 207; История КПСС, т. 1, М., 1964.

СТАРОАФГАНЦЫ

СТАРОАФГАНЦЫ - оппозиционная политич. группировка в Афганистане в нач. 20 в. Объединяла представителей знати племен, придворных кругов и духовенства, выступавших за "возврат к старине", сохранение феод. институтов, против нововведений, вызванных развитием рыночных отношений, внешнеторг. связей, ростом светской культуры; одним из лидеров С. был брат эмира Хабибуллы (1901-19) - Насрулла. С. пропагандировали панисламистские доктрины; рассчитывали на поддержку кайзеровской Германии против англ. колониализма. Открытая борьба С. за власть (1919) завершилась их поражением и победой младоафганцев.

Лит.: Рейснер И. М., Независимый Афганистан, М., 1928, с. 129-35.

Р. Т. Ахрамович. Москва.

СТАРОВЕРЫ

СТАРОВЕРЫ - общее наименование последователей старой веры, старообрядцев. См. Раскол.

СТАРОДУБСКОЕ КНЯЖЕСТВО

СТАРОДУБСКОЕ КНЯЖЕСТВО - княжество Сев.-Вост. Руси, занимавшее терр. по среднему течению р. Клязьмы. Выделилось из состава вел. княжества Владимирского ок. 1218. В 1238 в Стародубе утвердилась династия кн. Ивана, младшего сына Всеволода Большое Гнездо. Удельный вес стародубских князей в политич. делах Сев.-Вост. Руси был невелик. С 14 в. они начинают служить моск. князьям. С. к. просуществовало до 15 в. Затем оно распалось на ряд мелких уделов - владений князей Пожарских, Ряполовских, Палицких, Ромодановских, Ковровых и др.

Лит.: Экземплярский А. В., Великие и удельные князья Сев. Руси в тат. период с 1238 по 1505 г., т. 2, СПБ, 1891.

В. А. Кучкин. Москва.

СТАРОЖИЛЬЦЫ

СТАРОЖИЛЬЦЫ - категория крестьян феод. Руси 14-17 вв. Термин "С." в этом значении встречается в источниках 14-17 вв. Вопрос происхождения и сущности С. остается дискуссионным. Б. Д. Греков и И. И. Смирнов считали, что термин "С." появился в 14 в. в силу необходимости отмежевать старинных феодально-зависимых крестьян от увеличившейся массы "новопорядчиков". С., по их мнению, являлись исконными тяглыми крестьянами, жившими на определ. зем. участках. В 15 в. С. пользовались правом свободного перехода (до Судебника 1497), но находились в наиболее прочной зависимости от феодалов. Впоследствии же оформление их состояния в крепостное шло наиболее быстро. По мнению Л. В. Черепнина, в источниках 14-15 вв. С. противопоставлялись не "новопорядчикам", а "людям пришлым из иных княжений" и "людям окупленным". С., по его мнению, были осн. частью феодально-зависимого крест. населения Сев.-Вост. Руси. Они издавна и крепко были экономически связаны с определ. поселением, обеспечивали своим трудом получение прибавочного продукта их господами и исполняли гос. повинности и налоги. Появление С. в 14-15 вв. означало рост юридич. оформления крепостного права: С. рассматривались как "крепкие земле", и в пределах различных княжений Сев.-Вост. Руси постепенно стеснялось право их перехода. По Г. Е. Кочину, С. являлись старинные, уважаемые и активные члены крестьян, общины-мира (находившейся или на гос., или на частновладельч. земле). Кочин считает также, что термин "С." в источниках 14-15 вв. употреблялся для выделения различных групп крестьян по признаку продолжительности льгот. С ликвидацией права крест. перехода в последней четв. 16 в. (см. Заповедные лета) употребление в источниках термина "С." означало их противопоставление вновь закрепощаемым слоям сел. населения. По мере развития крепостничества в 17 в. и постепенной ликвидации источников пополнения крепостного крестьянства и это значение термина утратило смысл. В источниках 15-17 вв. С. наз. также авторитетные свидетели (не только крестьяне), к-рые привлекались к опросу при решении спорных дел.

Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1-2, М., 1952-54; Смирнов И. И., К вопросу о старожильцах, "ВИ", 1946, No 8-9; его же, Превращение бобыля в старожильца, там же, 1947, No 12; его же, Заметки о феод. Руси XIV-XV вв., "ИССР", 1962, No 2; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960; Кочин Г. Е., Сельское х-во на Руси в период образования Русского цснтрализ. гос-ва. Кон. XIII - нач. XVI вв., М.-Л., 1965.

В. Д. Назаров. Москва.

СТАРОЗАГОРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1875

СТАРОЗАГОРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1875 - нац.-освободит. и антифеод. восстание в Болгарии в сент. 1875. Подготовлялось Болгарским революционным центральным комитетом. Страна была разделена на революц. округа, в гл. центры к-рых были направлены организаторы восстания (Н. Обретенов, П. Волов, С. Стамболов и др.). Группа участников во главе с С. Займовым и Г. Бенковским должна была подготовить пожар в ряде р-нов Константинополя. Однако единый план действия отсутствовал, подготовка восстания велась наспех, что отрицательно сказалось на его ходе и итогах. Тырновский к-т, назначив восстание на 16(28) сент., не начал его. В Старозагорском к-те возникли разногласия: часть чл. считала осень неудачным для восстания временем, другая - во главе с С. Стамболовым - решила выступить 16(28) сент. Местные чорбаджии, узнав о подготовке восстания, донесли об этом властям. В день восстания явилось всего 24 чел. из горожан и несколько сел. чет, к-рые быстро были рассеяны. Было арестовано до 700 чел., 7 чел. казнено. Выступления отдельных чет произошли также в Шумене и Русе, но были подавлены тур. войсками.

Лит.: Стоянов З., Записки о болгарских восстаниях, пер. с болг., М., 1953; Страшимиров Д., История на Априлското възстание, т. 1, Пловдивъ, 1907; История на България, т. 1, С., 1961.

С. А. Никитин. Москва.

СТАРОКАТОЛИЦИЗМ

СТАРОКАТОЛИЦИЗМ - течение в христианстве, отколовшееся от католицизма после Ватиканского собора 1869-70. В отличие от католической, старокатолич. церковь отвергает догмат о непогрешимости рим. папы, не признает его верх. власти, не принимает добавления "filioque" (об "исхождении святого духа не только от бога-отца, но и от сына") к "Символу веры", отрицает веру в чистилище, догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Старокатолики отказались от целибата духовенства, богослужение у них проводится на национальных яз. (Не на лат.). Старокатолич. движение началось в Германии, один из основателей С. - И. Дёллингер. 1-й конгресс старокатоликов состоялся в 1871 в Мюнхене. В 70-х гг. 19 в. С. распространился в Австрии, Швейцарии (христ.-католич. церковь). В 1889 старокатолич. церкви организационно объединились с Утрехтской церковью. В 60-х гг. 20 в. старокатолич. церковь имела последователей в Австрии (ок. 40 тыс.), ФРГ (ок. 40 тыс.), Щвейцарии (ок. 30 тыс.), Испании, Португалии, США, Югославии, Польше и др.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

СТАРООБРЯДЧЕСТВО - религиозно- общественное движение в России, возникшее со времени раскола в рус. православной церкви (подробнее см. в статье Раскол). Основными церковно-религиозными течениями являются течения поповцев и беспоповщина. Религиозными центрами старообрядческих общин в СССР являются "Старообрядческая Белокриницкая архиепископия Московская и всея Руси", "Беглопоповская архиепископия" и "Высший старообрядческий (беспоповский) Совет" (в Литов. ССР).

СТАРОСЕЛЬЕ

СТАРОСЕЛЬЕ - палеолитич. пещера близ Бахчисарая в Крыму, относящаяся к мустьерской культуре (развитое или позднее мустье). Открыта и исследовалась А. А. Формозовым в 1952-56. Найдены кремневые остроконечники, скребла, листовидные наконечники, рубильца, дисковидные нуклеусы. Кости различных ископаемых животных (гл. обр. дикого осла). К эпохе мустье относится и погребение ребенка 1,5-2 лет совр. физич. типа (Homo Sapiens), но с отдельными неандерталоидными признаками.

Лит.: Формозов A. A., Пещерная стоянка Староселье и её место в палеолите, М., 1958; Герасимов M. M., Мустьерский ребенок из Староселья, в его кн.: Люди каменного века, М., 1964.

П. И. Борисковский. Ленинград.

СТАРОСЕЛЬСКИЙ

Владимир Александрович (парт. псевд. - Старов) (3.XI.1860 - 26.VIII.1916) - ученый-биолог и революционер. Чл. Коммунистич. партии с 1907. Род. в Чернигове в семье судьи. Окончил в 1885 Моск. с.-х. академию, работал в Черноморском окр., а с 1888 - в Грузии агрономом. Принял активное участие в борьбе против вредителя винограда - филлоксеры; завоевал большой авторитет в Грузии. Назначенный 9 июля 1905 и. о. губернатора Кутаисской губ., использовал служебное положение для содействия революц. движению; прозван "красным губернатором". 11 янв. 1906 был выслан из Закавказья. В Екатеринодаре (ныне Краснодар) в 1907 вступил в большевистскую партию, вел на Сев. Кавказе активную парт. работу. Был кооптирован в Кубанский обл. к-т РСДРП, избран его секретарем, а затем пред. Сев.-Кавк. союзного к-та РСДРП. Был делегатом IV (Третьей общеросс.) конференции РСДРП (1907). Вынужденный в 1908 эмигрировать в Париж, участвовал в работе группы большевиков, выполнял поручения В. И. Ленина. Похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Автор трудов по виноградарству и работ по истории революц. движения в Кутаисской губ.

Лит.: Маглакелидзе С. В., В. А. Старосельский (Материалы и документы), Тб., 1969; Лебанидзе Г., Красный губернатор, "Правда", 1970, 4-5 авг.

З. Гегешидзе. Тбилиси.

СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК - древнейший лит. язык славян. С. я. наз. язык первых переводов церк. книг с греч. языка на славянский, осуществленный братьями Кириллом и Мефодием во 2-й пол. 9 в. и их ближайшими учениками в кон. 9 - нач. 10 вв. Памятники С. я. написаны глаголицей. По мнению большинства ученых, в основе С. я. лежит говор славян г. Солуни (Салоники) и его окрестностей, откуда были родом Кирилл и Мефодий. В разных областях С. я. постепенно приобретал в фонетике и лексике нек-рые местные языковые черты. Среди памятников С. я. различают памятники с чешско-моравскими языковыми особенностями (Киевский миссал, по языку - древнейший памятник), с чертами македонско-болг. говоров (Зографское, Ассеманиево евангелия и др.), с чертами вост.-болг. говоров (Саввина книга, Супрасльская рукопись и др.). В дальнейшем С. я. перешел к сербам, хорватам, вост. славянам - в Киевскую Русь. Древнейший датированный памятник древнерус. извода С. я. - Остромирово евангелие 1056-57 (отражает вост.-болг. редакцию церк. книг), древнесербского - Мирославово, Вуканово евангелия кон. 12 в. Изводы С. я. дали начало церковнослав. языку и послужили у южных и восточных славян основой для последующего формирования литературных языков.

Лит.: Ван-Вейк Н., История старославян. языка, (пер. с нем.), М., 1957 (с. 61-63 - библ. общих работ); Лавров П. A., Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности, Л., 1930; Селищев А. М., Старославян. язык, ч. 1-2, М., 1951-52; Станiвський M. P., Старослов'янська мова, Львiв, 1964 (с. 461-464 - библ.); Sadnik L., Aitzetmüller R., Handwörterbuch zu den altkirchenslavischen Texten, Hdlb., 1955; Slovnik jazyka staroslovenského. Lexikon linguae palaeoslovenlcae, t. 16, Praha, 1967.

Т. А. Сумникова. Москва.

СТАРОСТА

СТАРОСТА - в Древней Руси - представитель низшей княжеской администрации, обычно из холопов. В "Русской правде" упоминаются С. сельский и С. ратайный. С. сельский, по-видимому, ведал сел. населением вотчины, С. ратайный - вотчинной пашней. За убийство С. взыскивался штраф в 12 гривен: больше, чем за смерда, рядовича или обычного холопа, но меньше, чем за тиуна.

Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века, 2 изд., кн. 1, М., 1952.

СТАРОСТВО

СТАРОСТВО (польск. starostwo, от starosta - староста) - в ср.-век. Польше зем. пожалование из гос. фонда, передаваемое королев. наместникам - старостам с условием отчета в получаемых доходах или на правах аренды за твердо установленный ежегодный чинш.

СТАРОФИННЫ

СТАРОФИННЫ (Suometarelajset, по назв. парт. газ. "Uusi Suometar") - в 1889-1918 назв. сторонников Финской партии, противостоявших младофиннам. С. отражали интересы представителей крупного нац. капитала и землевладения. Во время наступления царизма на финл. автономию (кон. 19 - нач. 20 вв.) лидеры С. (И. Ирьё-Коскинен, Ю. Даниельсон-Кальмари и др.), пытаясь сохранить особые права Финляндии, встали на путь сотрудничества с самодержавием, что привело к падению авторитета партии (в 1907 имели 59, в 1917-32 места в сейме). С ростом революц. активности трудящихся Финляндии С. эволюционировали вправо. После поражения Финляндской революции 1918 С. - сторонники сильной монархич. власти. В 1918 на основе С. была образована Коалиционная партия, стоявшая на правом фланге финл. политич. жизни.

Лит.: Borg О., Suomen puolueet ja puolueohjelmat. 1880-1964, Porvoo-Hels., 1965.

СТАРОЧЕХИ

СТАРОЧЕХИ (starocesi; офиц. назв. - Чешская национальная партия - Ceská národní strana (staroceská)) - в 1860-1918 чеш. бурж.-консервативная партия. Получила назв. С. после выделения из ее состава в 1874 младочехов. До 1874 была единственной чеш. партией; объединяла консервативные круги чеш. буржуазии и крупных землевладельцев, а с нач. 20 в. и финансистов. Лидеры С. - Ф. Л. Ригер, К. Маттуш, А. Браф. Идейным вождем С. в 60-70-е гг. был Ф. Палацкий. Печатные органы партии газ. "Hlas národa" и "Národni politika". Характерной чертой политики С. был союз с чеш. дворянством. С. стояли на позициях сохранения австр. монархии и выступали против бурж.-демократич. преобразований. В программе С. провозглашали борьбу за т. н. чеш. гос. право. До 1879 находились в оппозиции к австр. рейхсрату, затем вошли в его состав, где занимали крайне правые позиции. После поражения на выборах 1891 С. утратили политич. влияние. В годы 1-й мировой войны С. проводили прогабсбургскую политику. В 1918 вошли в партию Чешской гос.-правовой демократии (с 1919 - Национально-демократическая партия).

Лит. см. при ст. Младочехи.

К. П. Гогина. Москва.

СТАРЧЕВИЧ

СТАРЧЕВИЧ (Starcevic), Анте (23.V.1823 - 28.II.1896) - хорв. политич. деятель. Получил образование в Загребе и Пеште. В 40-х гг. - участник иллиризма. В 60-70-е гг. один из основателей и идеологов антиавстр. нац. радикальной бурж.-демократич. Партии права (см. Праваши). Выступал за воссоединение хорв. земель и нац. суверенитет Хорватии, соглашаясь лишь на персональную унию Хорватии с др. землями империи Габсбургов, защищал хорв.-венг. сближение для отпора политике австр. Габсбургов, направленной к централизму и германизации. В целях упрочения нац. позиций хорватов среди южнослав. народов развивал шовинистич. теорию панхорватизма. Решающую помощь делу нац. освобождения хорватов ждал от бонапартистской Франции, а после рус.-тур. войны 1877-78 - от России. С. выступал за бурж.-демократич. порядок, всеобщее избират. право, ликвидацию остатков феод. отношений путем реформ (радикальной агр. программы не выдвигал), сочувствовал нек-рым народнич. идеям. Националистич. публицистика создала С. ореол "отца отечества".

Лит.: Horvat J., Ante Starcevic, Zagreb, 1940; Starcevic M., Dr. Ante Starcevic i Srbi, Zagreb, 1936.

СТАРЧЕВО

СТАРЧЕВО (Starcevo) - древнейшая неолитич. культура (4000-2800 до н. э.), распространенная на терр. Югославии. Открыта в 1928. Названа по насел. пункту С., близ Белграда. Для С. характерны поселения на возвышенных берегах рек с жилищами - землянками и наземными четырехугольными домами. Керамика (шаровидные и полушаровидные сосуды с плоским дном, чаши на ножках): а) с шероховатой поверхностью и орнаментом в виде ямок и защипов и б) хорошо выделанная расписная. Орудия изготовлялись из камня (в т. ч. кам. полированные топоры) и кости. Характерны также глиняные статуэтки людей и животных, грузики от ткацких станков. Погребения совершались в жилищах. Осн. занятия - земледелие и скотоводство. Происхождение культуры С. связывают с одновременными и аналогичными раннеземледельч. культурами Передней Азии и Средиземноморья.

Лит.: Garasanin M., Neolithikum und Bronzezeit in Serbien und Makedonien, в кн.: Bericht der Römisch - Germanischen Kommission, 1958, Bd 39, В., 1959; Gribic М., Starcevo, die älteste neolithische Kultur des Balkans und ihre Keramik, в сб.: Atti del VI Congresso internationale delle science preistoriche e protostoriche, v. 2, Firenze, 1965.

Т. Д. Белановская. Ленинград.

СТАРШИЙ ЖУЗ

СТАРШИЙ ЖУЗ - в Казахстане хозяйственно и географически обособленный район на терр. Семиречья. К 7-4 вв. до н. э. на терр. С. ж. возник сакский союз племен, в 3-2 вв. до н. э. Усуньский племенной союз, затем Зап.-Тюркский каганат, гос-во карлуков и т. д. Процесс сложения С. ж. завершился в нач. 16 в. В его состав вошли племена усуни, канглы, дулаты, албаны, суаны, жалаиры и др. Население С. ж. занималось преим. кочевым скотоводством. Кочевые р-ны были тесно связаны экономически с местными оседло-земледельч. поселениями. В 16-18 вв. на терр. С. ж. возникло нсск. феод. ханств, сыгравших определ. роль в организации отпора внеш. врагу. Феод. междоусобицы, грабительские набеги хивинских и кокандских ханов, угроза со стороны Цинской империи, а также крепнущие экономич. связи с Россией вызвали у казахов С. ж. стремление к принятию росс. подданства, что произошло в 40-х - 60-х гг. 19 в. В 19 в. казах. население С. ж. составляло ок. 550 тыс. чел.

Лит.: Макшеев А. И., Географич., этнографич. и статистич. материалы о Туркестанском крае, ЗРГО, т. 2, СПБ, 1871; Левшин A., Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей, ч. 3, СПБ, 1832; Бекмаханов Е. В., Присоединение Казахстана к России, М., 1957.

В. В. Востров. Алма-Ата.

СТАРШИНА

СТАРШИНА (казацкая) - руководящая верхушка казачества. В казаки уходили различные по своему социальному положению люди из крестьян и горожан, в т. ч. и богатые, к-рые, опираясь на свое экономич. превосходство, оказывали большое влияние на жизнь отдельных общин и казачьих войск в целом. Как правило, атаманы, судьи, писаря и др. выбирались из числа зажиточных казаков и С. выражала интересы богатой верхушки казачества. По мере клас. расслоения влияние С. усиливалось. Выборы постепенно превратились в простую формальность. Верх. орган казачьих войск (рада или круг) утрачивает свое значение, превращаясь в представительство "домовитых" (на Дону) или "статечных" (на Запорожье) казаков. С. возглавляла богатое казачество в борьбе с беднотой. На нее опирались феод. пр-ва Речи Посполитой и России, стремившиеся привлечь С. на свою сторону с целью подрыва политич. независимости казачества и подчинения его своей власти. В России это было окончательно осуществлено после поражения Крестьянской войны 1773-75, когда было ограничено казачье самоуправление и отменена выборность войсковой С., к-рая стала назначаться пр-вом. С. получила офицерские чины, права дворянства и превратилась в помещиков. В 19 в. термин "С." вышел из употребления.

В. А. Голобуцкий. Киев.

СТАРШИНА ВОЛОСТНОЙ

СТАРШИНА ВОЛОСТНОЙ - должностное лицо крест. самоуправления, созданного по Положениям 19 февр. 1861 в России. С. в. избирался волостным сходом на 3 г., утверждался мировым посредником, а с 1889 земским начальником. С. в. объявлял законы и распоряжения пр-ва, следил за их исполнением, отвечал за сохранение "спокойствия и благополучия" в волости, наблюдал за исправным исполнением крестьянами повинностей. Имел право штрафовать крестьян до 1 руб., подвергать аресту до 2 суток и назначать на обществ. работы. Беспрекословно выполнял требования судебных и полиц.-адм. властей. Должность С. в. была упразднена после Февр. революции 1917.

СТАРЫЙ

СТАРЫЙ (наст. фам. - Борисов), Григорий Иванович (9.XII.1880 - 10.XI.1937) - деятель революц. движения на Украине и в Молдавии. Член Коммунистич. партии с 1900.

Род. в с. Бозиены Гангешской вол. Бессараб. губ. в семье железнодорожника. Революц. деятельность начал в 1897 рабочим Киевских гл. ж.-д. мастерских. Партийную работу вел в Киеве, Ростове, Николаеве, Кременчуге, Мариуполе, Полтаве, в Донбассе. В дек. 1905 - участник Горловского вооруж. восстания (Донбасс). Неоднократно подвергался тюремному заключению и ссылкам. Во время 1-й мировой войны - солдат на Юго-Зап. фронте. После Февр. революции 1917 работал по большевизации войск, был чл. армейского к-та. В янв. -февр. 1918 в Бендерах возглавлял оборону города при наступлении войск королев. Румынии. С марта 1918 по конец 1921 был организатором и руководителем большевистского подполья и партиз. движения в тылу у рум. интервентов (парт. псевд. "Старый", "Старик", "Седой") в Приднестровье, в Бессарабии. Вел работу по разложению войск франц. интервентов. В мае 1919 возглавлял вооруж. восстание в Бендерах. Был избран чл. Бессарабского обкома партии. За коммунистическую деятельность в Бессарабии в июле 1919 был заочно приговорен рум. властями к смертной казни. Перейдя на Украину, вел партийную подпольную работу в Одессе. В 1924-25 - пред. ревкома Молдавии; в 1925-26 - пред. ЦИК, в 1926-28 и в 1932-37 - пред. СНК Молдавской АССР. Избирался членом ЦИК СССР, 3-, 4-, 6-, 7-го созывов. Делегат V конгресса Коминтерна, XVII съезда ВКП(б). На 8-м Чрезвычайном съезде Советов СССР был избран членом комиссии по редактированию Конституции СССР. Был незаконно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Лит.: В огне гражд. войны. Сб. док-тов и мат-лов, О., 1962; Из истории борьбы за власть Советов в Молдавии, Киш., 1964; Очерки истории Коммунистической партии Молдавии, Киш., 1964; Борьба трудящихся Молдавии против интервентов и внутр. контрреволюции в 1917-1920 гг., Киш., 1967.

Е. С. Алмазова. Кишинев.

"СТАРЫЙ БОЛЬШЕВИК"

"СТАРЫЙ БОЛЬШЕВИК" - историко-революционный сборник, издававшийся Обществом старых большевиков в 1930-34 в Москве. В сб. печатались статьи, документы, воспоминания, материалы о деятельности Общества старых большевиков, библиография, повести, рассказы и очерки на революц. темы. "С. б." No 1 вышел в 1930 под ред. П. Н. Лепешинского, H. M. Немцова, B. Н. Соколова, Н. P. Чужака-Насимовича, E. П. Первухина, С. Н. Смидович, П. М. Никифорова. Последующие сборники выходили в 1932-34 в издательстве "Старый большевик"; ответств. редактором был Лепешинский. Всего вышло 11 сборников. Тираж - 4-5 тыс. экз.

И. В. Загоскина. Москва.

СТАРЫЙ ОРХЕЙ

СТАРЫЙ ОРХЕЙ - ср.-век. городище (ил. 268 га) в Молд. ССР, в 18 км к Ю.-В. от г. Оргеева (молд. Орхей). Археол. раскопки велись в 1947-63. Город возник, по-видимому, в нач. 14 в. и входил в состав Золотой Орды. В 60-х гг. 14 в. С. О. был разрушен в ходе вытеснения монголо-татар из р-на пруто-днестровья Молдавским княжеством; вновь возродился в 15 в. и стал одним из крупнейших центров ср.-век. Молдавии (город Орхей). В кон. 30-х гг. 16 в., во время одного из османских нашествий на Молдавию, город был разрушен и в середине 16 в. перестал существовать. Раскопками открыты остатки дерево-земляных укреплений и кам. цитадели с дворцом, жилищ, ремесл. мастерских, кам. бань с колориферным отоплением, мечети, церкви и др. сооружений, кладбища, многочисл. орудия труда (в т. ч. клад из 68 жел. лемехов и др. частей плугов), предметы быта, монеты и др. В р-не С. О. найдены палеолитич. кам. орудия, остатки поселений племен трипольской культуры, гетов (4-3 вв. до н. э.), Черняховской культуры, раннеславянское (6-7 вв.), славяно-волошское (кон. 13 - нач. 14 в.).

Лит.: Смирнов Г. Д., Археологические исследования Старого Орхея, КСИИМК, No 56, M., 1954; Полевой Л. Л., Нумизматические данные к истории молдавского средневек. города Старого Орхея, КСИИМК, No 66, M., 1956.

СТАРЫХ СЛУЖБ СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ

СТАРЫХ СЛУЖБ СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ - название в России 18 в. потомков служилых людей по прибору - стрельцов, пушкарей, казаков, рейтар, пахотных солдат, к-рые жили гл. обр. в юж. и юго-вост. провинциях Европ. России; по своему юридич. и экономич. положению были близки к однодворцам. Термин появился в нач. 18 в. в связи с созданием регулярной армии, комплектовавшейся на основе рекрутских наборов. С. с. с. л. платили подушную подать, участвовали в содержании полков ландмилиции, отбывали постойную, подводную и дорожную повинности. Они имели землю (10-30 дес.), нек-рые - и крепостных. В 60-х гг. 18 в. насчитывалось ок. 40 тыс. душ муж. пола С. с. с. л. К нач. 19 в. они слились с государственными крестьянами.

Лит.: Семевский В. И., Крестьяне в царствование имп. Екатерины II, т. 2, СПБ, 1901.

СТАСОВ

Владимир Васильевич (2.I.1824 - 10.Х.1906) - рус. художеств. и муз. критик, историк иск-ва, археолог, прогрессивный обществ. деятель. Почетный академик (1900). Из дворян. Сын архитектора акад. В. П. Стасова. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1836-43). С сер. 50-х гг. сотрудничал в Публичной б-ке в Петербурге, с 1872 стоял во главе ее Художеств. отдела, ведя большую собирательскую и исследовательскую работу. Под влиянием зап.-европ. просветителей (Д. Дидро, Г. Лессинг) и рус. революц. мыслителей (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Д. И. Писарев) С. стал демократом-просветителем, страстным критиком крепостничества и его пережитков, противником самодержавия, врагом реакции. Сочувственно отнесся к Парижской Коммуне 1871, к 1-й рус. революции, выступал в защиту М. Горького.

С. начал печататься с 1847. В сер. 50-х гг. написал по поручению М. А. Корфа (не для печати) неск. ист. работ о царствовании Николая I. Со 2-й пол. 50-х гг. стал выступать в печати как историк искусства и культуры, археолог. Ему принадлежат многочисл. работы по декоративно-прикладному искусству (история и техника рус. кружев, история эмалей зап.-европейских, византийских и русских; др.-рус. одежды и оружия; народной рус. утвари); разбор исследования Д. А. Ровинского о рус. народных (лубочных) картинах, статьи об орнаментах, миниатюрах, заглавных буквах др.-рус. рукописей. Крупное значение имел альбом С. "Слав. и вост. орнамент по рукописям древнего и нового времени" (1887). Археол. работы С. касаются отдельных комплексов находок ("Владимирский клад", "Изв. имп. археологич. об-ва", 1868, т. 6), памятников Др. Руси, древностей Сев. Причерноморья и Кавказа. Исследование С. "Происхождение рус. былин" ("BE", 1868, кн. 1-4, 6, 7), вызвавшее науч. полемику (С. отказывал былинам в оригинальности, пытался вывести их целиком из вост. эпоса), является ярким образцом сравнительно-ист. метода.

С. был крупнейшим и первым в истории рус. культуры профессиональным художеств. и муз. критиком. Убежденно боролся за демократич. реалистическое и нац. начало в рус. искусстве, за принципы демократич. эстетики в живописи, скульптуре и музыке, полемизируя с реакц. публицистами А. С. Сувориным, M. H. Катковым и др. Поддерживал "Могучую кучку", "Артель художников", "Товарищество передвижных художеств. выставок" (передвижников). Много сделал С. для развития ист. тематики и бытового жанра в рус. живописи.

Соч.: Собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1894-1906; Избр. соч., т. 1-3, М., 1952; Статьи и заметки, публиковавшиеся в газетах и не вошедшие в книжные издания, т. 1-2, М., 1952-54; Письма к деятелям рус. культуры, т. 1-2, М., 1962-67; Толстой Л. Н. и Стасов В. В. Переписка. 1878-1906, Л., 1929; Переписка П. М. Третьякова и В. В. Стасова. 1874-1897, М.-Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка, т. 1-3, М.-Л., 1948-50; Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935; Письма к родным, т. 1-3, М., 1953-1962.

Лит.: Каренин В. (Комарова В. Д.), В. Стасов. Очерк его жизни и деятельности, ч. 1-2, Л., 1927; Незабвенному В. В. Стасову. Сб. воспоминаний, СПБ, 1906; В. В. Стасов. 1824-1906, М.-Л., 1949, Лебедев А. К., Солодовников А. В., В. В. Стасов. Жизнь и творчество, М., 1966; В. В. Стасов. Мат-лы к библиографии. Описание рукописей, М., 1956.

С. С. Дмитриев. Москва.

СТАСОВА

Елена Дмитриевна (парт. псевдонимы - "Абсолют", "Гуща", "Варвара Ивановна", "Дельта") (3(15).X.1873 - 31.XII.1966) - активный деятель революц. движения в России. Герой Социалистич. Труда (1960). Член Коммунистич. партии с 1898. Род. в Петербурге в семье юриста (племянница В. В. Стасова). После окончания гимназии работала вместе с Н. К. Крупской в воскресных школах для рабочих. Являлась агентом ленинской газ. "Искра". До 1905 вела подпольную революц. работу в Петербурге, Орле, Москве, Минске, Вильнюсе. Была секретарем Петерб. к-та партии и Сев. бюро ЦК РСДРП. С авг. 1905 по янв. 1906 работала по заданию ЦК партии в Женеве. В 1907-12 - на парт. работе в Тифлисе. В 1911 участвовала в работе Российской организац. комиссии (РОК). На VI (Пражской) Всеросс. конференции РСДРП (1912) утверждена канд. в члены ЦК партии большевиков. Неоднократно подвергалась арестам, в 1913-16 находилась на поселении и в ссылке в Сибири.

С. активно участвовала в подготовке и проведении Окт. революции. С февр. 1917 до марта 1920 - секретарь ЦК партии. На VI съезде РСДРП(б) (1917) избиралась кандидатом, на VII и VIII съездах РКП(б) (1918 и 1919) - чл. ЦК РКП(б). В 1920-21 была на ответств. парт. работе в Петрограде и затем в Баку. Участвовала в организации и проведении 1-го съезда народов Востока (1920). В 1921-26 работала в Коминтерне. В 1927-38 С. - пред. ЦК МОПР СССР и зам. пред. Исполкома МОПР. В 1930-34 - член ЦКК. В 1935-43 - член Интернац. контрольной комиссии. В 1932 на Амстердамском антивоен. конгрессе была избрана членом Всемирного антивоен. и антифаш. комитета. В 1934 участвовала в создании Всемирного антивоен. и антифаш. женского комитета. Неоднократно избиралась чл. ВЦИК, была чл. ЦИК СССР 7-го созыва. В 1938-46 редактировала журн. "Интернациональная литература" (на франц. и англ. языках). С 1946 занималась обществ.-лит. деятельностью. Автор мн. статей и воспоминаний: "Страницы жизни и борьбы" (2 изд., М., 1960).

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 9, с. 169-173 (т. 8, с. 49-52) (см. Справочный том Полн. собр. соч., 5 изд., ч. 2, с. 475); (Некролог), "Правда", 1967, 2 янв.; Исбах A. A., Товарищ Абсолют, М., 1963; Левидива С. М. и Салита Е. Г., Е. Д. Стасова, Л., 1969 (библ. с. 333-35).

СТАСЬ

СТАСЬ (греч. stasis) - наименование отдельного крест. х-ва в Византии (перешло затем и в соседние слав. страны в эпоху средневековья). С. включала пахотный надел крестьянина, его сад и огород. С. была единицей налогового обложения. В нек-рых р-нах (Трапезунт, Македония) С. иногда представляла собой группу крест. х-в.

Лит.: Литаврин Г. Г., Болгария и Византия в XI-XII вв., М., 1960, с. 66-70 (библ.).

Г. Г. Литаврин. Москва.

СТАСЮЛЕВИЧ

Михаил Матвеевич (28.VIII.1826 - 23.I.1911) - рус. историк, журналист и обществ. деятель. Род. в Петербурге в семье штаб-лекаря. Окончил Петерб. ун-т (1843-47). Доцент, затем проф. всеобщей истории в ун-те (1852-61), откуда ушел в отставку в знак протеста против жестокостей при подавлении студенч. движения 1861. Гл. историч. труды С. по истории Др. Греции и зап.-европ. средневековью: "Афинская игемония" (СПБ, 1849); "Ликург Афинский" (СПБ, 1851) - уже в его время сильно устаревшие; "История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых" (т. 1-3, СПБ, 1863-65) (монументальная хрестоматия); "Опыт историч. обзора гл. систем философии истории" (СПБ, 1866). Ученик М. С. Куторги, С. освещал ист. события в духе позитивистского и либерального мировоззрения. Видное участие принимал С. в органах гор. самоуправления и в деле нар. образования. Как либерально-бурж. публицист сотрудничал во мн. органах печати. Основал и в течение 42 лет редактировал "Вестник Европы" (1866-1908), ставший при С. одним из гл. органов росс. либерализма. В 1881 издавал ежедневную политич. и лит. газету "Порядок", фактически закрытую пр-вом.

Лит.: M. M. Стасюлевич и его современники в их переписке, т. 1-5, СПБ, 1911-13; Памяти М. М. Стасюлевича, "BE", 1911, No 3 (статьи В. Бузескула, И. Гревса, Н. Кареева); Геккер Н. M., M. M. Стасюлевич и старый рус. либерализм, "Современник", 1911, No 4; Плеханов Г. В., О книге "M. M. Стасюлевич и его современники в их переписке", Соч., т. 24, М.-Л., 1927.

С. С. Дмитриев. Москва.

СТАТАРИ

СТАТАРИ (швед. statare, от stat - оплата батраков натурой) - в 1-й пол. 19 в. - 30-х гг. 20 в. категория с.-х. пролетариата в зерновых р-нах Юж. и Ср. Швеции. С., обычно семейные с.-х. рабочие, нанимались в крупные поместья сроком на один год за плату продуктами ("стат"), жилье и небольшое ден. вознаграждение. С. - социальная категория времен агр. переворота. В 20 в. С. были наиболее бесправной категорией швед. с.-х. пролетариата и не имели своих проф. орг-ций. Борьбу за улучшение жизни и за отмену института С. вели представители швед. прогрессивной интеллигенции (особенно пролетарский писатель И. Лу-Юхансон). Ин-т С. постепенно терял свое значение и был упразднен в 1945.

Лит.: The Swedish agricultural labourer, Stockh., 1921; Utterström G., Jordbrukets arbetare, del 1-2, Stockh., (1957).

В. В. Похлебкин. Подольск.

СТАТЕЙНОЕ ПИСЬМО

СТАТЕЙНОЕ ПИСЬМО - письмо-тезисы (Artikelbrief), - революц. программный документ Крестьянской войны 1524-25 в Германии. Авторство С. п. спорно, но несомненно, что оно было составлено в кругу сторонников вождя крестьянско-плебейского лагеря Т. Мюнцера в кон. 1524 или в нач. 1525. По-видимому, представляло собой приложение (введение) к конкретным крест. требованиям. В основе С. п. лежит нар. понимание Реформации как начала грядущего социального переворота. С. п. указывает, что "бедный и простой люд в городах и деревнях" должен освободиться от налагаемых на него "духовными и светскими господами и властями" тягот и призывает объединиться в "христианское объединение", чтобы "дело общей христианской пользы и братской любви было восстановлено, воздвигнуто и приумножено". Все, кто не желает жить в обществе на этих новых началах и не вступит в христ. объединение, должны быть объявлены состоящими в "светском отлучении". Замки знатных людей и монастыри, являющиеся очагами угнетения народа, сразу объявляются в "светском отлучении" (только те дворяне, монахи и попы, к-рые добровольно перейдут в "обыкновенные дома" и вступят в "христианское сообщество", должны быть приняты "вместе со своим добром и имуществом"). С. п. распространялось в крест. отрядах и предъявлялось восставшими городам и общинам. Призывавшее к организованным действиям и непримиримой борьбе с враждебными нар. массам очагами, оно было важным стимулом подъема революц. активности восставшего народа.

Публ.: Хрестоматия по истории средних веков, т. 3, (2 изд.), М., 1950, с. 126-28.

Лит.: Смирин M. M., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955 (особенно гл. VI).

М. М. Смирин. Москва.

СТАТЕЙНЫЕ СПИСКИ

СТАТЕЙНЫЕ СПИСКИ - разновидность офиц. де-лопроизводств. документации в России 15 - нач. 18 вв., составлявшейся по статьям или отд. вопросам. Особенностью внеш. оформления С. с. является выделение статей или обособленных частей текста при помощи абзацев, пропуска строк и т. д. В форме С. с. составлялись документы разного характера, в т. ч. подготовит. материалы к законодат. актам, представлявшиеся для доклада и утверждения Боярской думе. Наибольшее распространение С. с. получили в дипломатич. практике в виде посольских С. с., являвшихся отчетами рус. послов или записями приема иностр. послов. Они возникли в 15 в. как "грамоты с вестями", посылавшиеся послами в Москву в ходе ведения переговоров. Со 2-й пол. 16 в. эти С. с. приобрели форму заключит. отчетов-дневников. В кон. 17 - нач. 18 вв. получили распространение обширные С. с., по своему характеру приближающиеся к журналам записи входящих и исходящих документов посольства, в к-рых тексты документов перемежались с подневными записями событий. В 1-й четв. 18 в., с введением постоянных дипломатич. представителей при иностр. дворах, постепенно прекращается и составление посольских С. с. Обязательными частями посольских С. с. являются: подробное описание пути посольства, пребывания его за границей и возвращения на родину. Центральная их часть - запись дипломатич. переговоров, составляющих цель посольства. Многие С. с. содержат сведения ("вести") о гос-ве, в к-ром находилось посольство, о его гос. строе, политич. и экономич. жизни. "Вести" или включались в общее описание посольства, или выделялись в особую структурную часть в конце С. с. Нек-рые С. с. содержат тексты документов, непосредственно связанных с посольством: наказных памятей, проекты договоров и т. д. Посольские С. с. являются ценнейшим источником по истории русской дипломатии. Осн. часть их хранится в ЦГАДА в фондах Посольского и Сибирского приказов.

Лит.: Тихомиров M. H., Источниковедение истории СССР, т. 1, М., 1962; Оглоблин Н. Н., Сибирские дипломаты XVII в., "ИВ", 1891, No 10; Белокуров С. A., О Посольском приказе, M., 1906; Зимин A. A., Статейные списки уложения 11 января и 17 ноября 1628 г. как источники Соборного уложения 1649 г., "Зап. Отд. рукописей Гос. биб-ки им. В. И. Ленина", 1952, в. 13; Путешествия рус. послов XVI-XVII вв., М.-Л., 1954; Крылова Т. К., Статейные списки петровских дипломатов (1700-1714 гг.), "ПИ", т. 9, М., 1961; Новосельский A. A., Разновидности крымских статейных списков XVII в. и приемы их составления, там же.

И. Ф. Демидова. Москва.

СТАТИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАТС-СЕКРЕТАРЬ

СТАТС-СЕКРЕТАРЬ - название одной из высших гос. должностей во многих странах Европы и Америки. В 14 в. в Англии С.-с. называли личных помощников монарха. В царствование Тюдоров (в 16 в.) они превратились в гос. чиновников, руководивших важнейшими ведомствами. Позднее С.-с. стали называть должностных лиц, имеющих ранг министров, к-рые, в отличие от остальных министров, формально могут заменять друг друга при исполнении служебных обязанностей. В США С.-с. - глава ведомства иностр. дел. В Герм. империи (1871-1918) С.-с. назывались главы имперских ведомств, непосредственно подчиненные рейхсканцлеру. В нек-рых странах С.-с. - лицо, действующее на правах заместителя министра или возглавляющее отдельное ведомство.

В России С.-с. назывались лица, исполнявшие секретарские обязанности при царе. С сер. 19 в. звание С.-с. стало почетным званием, даваемым личным указом царя. Звание С.-с. (с добавлением - Гос. совета) носили также лица, стоявшие во главе отделений Гос. канцелярии.

Б. С. Крылов. Москва.

СТАТУТЫ

СТАТУТЫ (позднелат. ед. ч. statutum, от лат. statuo - постановляю) - наименование обширной группы законодат. и правовых памятников (в основном средневековых), различных по содержанию и происхождению: 1) Законодат. акты нек-рых гос-в (Англия, Польша, Литва). В Англии С. появились в 1-й пол. 13 в. как законы, издаваемые королем с согласия совета знати. С кон. 13 в. термин "С." стал употребляться для общего наименования законов, принятых парламентом и утвержденных королем (statute law). Англ. С. обычно наз. по месту их издания: Мертонский статут, Вестминстерские статуты и т. п. С. - один из гл. источников по истории политич. строя Англии, отражают его эволюцию к сословно-представит. монархии и рисуют детальную картину положения классов и сословий в феод. гос-ве; закрепляя привилегии феодалов, показывают роль сословно-представит. монархии в феод. эксплуатации крестьян и наемных рабочих (С. об огораживании общинных земель 1235, 1285 и др., о рабочих 1349). До 2-й пол. 14 в. С. не содержат упоминаний о крепостном крестьянстве, отражая тем самым принцип "исключения вилланства", присущий англ. общему праву. (О польск. и литов. С. см. Вислицко-Петроковские статуты 1347, Литовские статуты). 2) Документы, фиксирующие правовое положение ср.-век. городов и внутригор. объединений (цехи, купеч. гильдии и др.). Гор. С. (появились в Италии с 11 в., в др. странах с 12-14 вв.) представляют собой записи гор. привилегий, регулирующих внутреннюю организацию городов и их отношения с сеньерами. Цеховые С. (иногда наз. цеховыми уставами - гл. обр. в Германии) - основанные на обычном праве своды правил, регламентирующих деятельность цехов (наибольшее распространение получили в 14-15 вв.). Цеховые С. - ценный источник по истории ремесла, содержат данные об организации цехов, их структуре, о правилах приема в цех. правах и обязанностях его членов, технологии производств. процесса, качестве сырья и готовой продукции, условиях работы ремесленников и их быте. С. не всегда адекватно отражают действительность, рисуя отношения в том виде, в каком они существовали на неск. десятилетий раньше. Сов. историки при изучении С. стремятся выявить реальную значимость их постановлений, проверяя и сопоставляя их данные со сведениями из др. документов (суд. протоколов, гор. регистров и т. п.), непосредственно отражающих действительность.

Публ.: Вестминстерские статуты, М., 1948; Немецкий город XIV-XV вв., М., 1936; Хрестоматия по истории средних веков, под ред. С. Д. Сказкина, т. 2, М., 1963; Statutes of the Realm of England, v. 1-12, L., 1810-1828 (полное собрание англ. С. с 13 в. по 1760).

В. Л. Романова. Москва.

СТАТХАУДЕР

СТАТХАУДЕР - стадхаудер (голл. stadhouder, от stad - место, город и houder - обладатель, держатель), - 1) Наместник государя из Бургундской, а потом Габсбургской династий в Нидерландах и их отдельных провинциях (штатгальтер). 2) Глава исполнительной власти в республике Соединенных провинций (до кон. 18 в.).

СТАТЬИ КОНФЕДЕРАЦИИ

СТАТЬИ КОНФЕДЕРАЦИИ - первая конституция США, принятая 2-м континентальным конгрессом в ноябре 1777, вступившая в силу в 1781 и действовавшая до 1789. С. к. закрепили революц. завоевания народа и определили респ. форму гос. устройства бывших англ. колоний в Сев. Америке, провозгласив образование конфедерации и вечного союза штатов. Согласно С. к., штаты сохраняли суверенитет в таких важных вопросах, как установление ввозных пошлин, содержание своих вооруж. сил. Однако однопалатный ежегодно избираемый конгресс по существу являлся лишь консультативным органом. Он не имел полномочий заключать внешнеторг. договоры и устанавливать таможенные тарифы. Отсутствовал пост президента. Слабость центральной власти объяснялась, в частности, позицией левого крыла в конгрессе и большинства фермеров, полагавших, что централизация несовместима с демократией. С. к. сохраняли рабство.

Лит.: Jensen M., The articles of Confederation. An interpretation of the social-constitutional history of the American revolution 1774-1781, Madison, 1966.

Г. А. Агафонова. Москва.

СТАУНИНГ

СТАУНИНГ (Stauning), Торвальд (26.X.1873 - 3.V.1942) - дат. политич. и гос. деятель. С 1896 - член, в 1909-42 - пред. С.-д. партии Дании (СДПД). В 1905-42 - деп. ригсдага от СДПД, в 1910-29 (исключая 1924-26) - пред. фракции СДПД в ригсдаге. В 1913, 1916-18, 1918-20 - министр. Был заклеймен В. И. Лениным как типичный представитель обуржуазившейся правой с.-д-тии (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 193-95 (т. 23, с. 123-25)). В 1924-26, 1929-40, 1940-42 - премьер-министр; руководил мин-вами х-ва (1924-26), судоходства (1929-33), обороны (1933-35). Был защитником интересов крупной пром. буржуазии, выступал противником Сов. гос-ва, пособником фаш. агрессии в Скандинавии.

СТАФА

СТАФА (Stafa), Кемаль (12.III.1921 - 5.V.1942) - деятель алб. коммунистич. движения. Еще будучи учащимся гимназии, включился в революц. борьбу, за что в 1939 был осужден на 3 года тюрьмы. Участвовал в образовании Коммунистич. партии Албании (КПА) в нояб. 1941, был чл. врем. ЦК КПА. С нояб. 1941 - политич. секретарь Союза коммунистич. молодежи Албании. Находясь на нелег. положении, подвергался преследованиям оккупац. властей и коллаборационистов. 5 мая 1942 был выслежен в Тиране фаш. агентами. Погиб в неравной схватке.

Лит.: Kalendar mbi disa ngjarje tё rёndёsishme historike tё rinisё, Tiranё, 1958.

П. П. Лаптев. Москва.

СТАХАНОВ

Алексей Григорьевич (род. 21.XII.1905 (3.I.1906)) - шахтер Донбасса, инициатор массового движения новаторов производства. Герой Социалистического Труда (1970). Чл. КПСС с 1936. Сын крестьянина-бедняка деревни Луговой Орловской губернии. С 1914 по 1926 батрачил. С 1927 работал на шахте "Центральная-Ирмино" (Донбасс) коногоном, крепильщиком, с 1933 - забойщиком. Организовав по-новому работу в забое (максимальное использование техники, разделение труда забойщика и крепильщика), С. в ночь на 31 авг. 1935 установил выдающийся рекорд, добыв за смену в течение 5 час. 45 мин. 102 т угля при норме 7 т. 19 сент. установил новый рекорд - 227 т. Почин С. положил начало массовому движению рабочих и колхозников за повышение производительности труда (см. Стахановское движение). С апр. 1936 С. - инструктор треста "Кадиевуголь" по внедрению передовых методов труда. В 1936-41 учился в Промышленной академии в Москве. В 1941-42 - нач. шахты No 31 в Караганде. С 1943 - в Мин-ве угольной пром-сти СССР. С 1957 - зам. управляющего трестом "Чистяков-антрацит", с 1959 - пом. гл. инженера шахтоуправления No 2/43 треста "Торезантрацит". Депутат Верх. Совета СССР 1-го созыва.

Соч.: Рассказ о моей жизни, М., 1938; Возродим родной Донбасс, М., 1944.

Лит.: Шибалис М., Алексей Стаханов, Орел, 1940.

СТАХАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

СТАХАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - массовое движение новаторов социалистич. произ-ва, один из этапов развития социалистич. соревнования в СССР. С. д. выразилось в резком росте производительности труда в результате овладения рабочими новой техникой и рациональной организации труда. С. д. зародилось в Донбассе. В ночь на 31 авг. 1935 забойщик шахты "Центральная-Ирмино" А. Г. Стаханов (по имени к-рого названо С. д.), разделив труд забойщика и крепильщика, вырубил 102 т угля за смену при норме 7 т. Позднее Стаханов вырубил 227 т, a H. А. Изотов - 240 т, намного превысив выработку на лучших шахтах капиталистич. стран. Почин подхватили во всех отраслях нар. х-ва СССР. Зачинателями С. д. были: в автомобильной пром-сти - кузнец Горьковского автозавода А. X. Бусыгин, в обувной - затяжчик Ленинградской ф-ки "Скороход" Н. С. Сметанин, в текстильной - ткачихи Е. В. и М. И. Виноградовы, на транспорте - машинист П. Ф. Кривонос, в с. х-ве - тракторная бригада П. Н. Ангелиной, колхозница М. С. Демченко и др. Большую роль в развитии С. д. сыграл Декабрьский пленум ЦК ВКП(б) 1935. По его решению началось обучение технич. знаниям всех рабочих, были пересмотрены технич. нормы с учетом опыта передовиков. Партия призывала к переходу от рекордов новаторов к массовому освоению новых методов работы. Были организованы школы передового опыта, шефство передовиков над отстающими рабочими. 14-17 нояб. 1935 в Москве состоялось 1-е Всесоюзное совещание рабочих и работниц-стахановцев. К 1937 С. д. охватило 22% тружеников с. х-ва. С. д. привело к росту производительности труда за 1933-37 на 82%, дало 79% прироста пром. продукции, чем способствовало досрочному выполнению 2-й пятилетки. XVIII съезд ВКП(б) 1939 мобилизовал трудящихся на дальнейшее развитие социалистического соревнования. По инициативе комсомольцев Моск. автозавода организуются стахановские пролеты, смены, участки. Рабочие переходят к коллективному стахановскому труду, к-рый во время Вел. Отечеств. войны 1941-45 и в послевоен. годы стал массовым явлением. Новая техника, рост культурно-технич. уровня трудящихся изменяют характер новаторских починов, порождают новые формы социалистич. соревнования.

Лит.: Социалистическое соревнование в СССР. 1918-1964. (Док-ты и мат-лы), М., 1965; Всесоюзное совещание рабочих и работниц-стахановцев. Стенографический отчет, М., 1935.

СТАХЕЕВА КОНЦЕРН

СТАХЕЕВА КОНЦЕРН (Стахеева, Путилова, Батолина) - крупнейшее монополистич. объединение в России. Сложилось в 1910-16 посредством "системы участия", "личной унии" экономически несвязанных обществ в сложный конгломерат, подчиненный единой системе управления и контроля. Вырос на основе сближения Русско-Азиатского банка с семейным предприятием елабужских миллионеров Стахеевых - торг. домом "И. Г. Стахеев". С. к. возглавляли крупнейшие представители финанс. олигархии - И. И. Стахеев, А. И. Путилов, П. П. Батолин. В сфере влияния С. к. оказались хлебная торговля, металлургич. з-ды Урала и Подмосковья, нефтяные фирмы района Эмбы, каменноугольные копи Сахалина, лесные компании Охотского м., текст. ф-ки обеих столиц, среднеазиат. хлопок, маслобойная пром-сть, важнейшие жел. дороги, флот, предприятия для организации экспорта, средства пропаганды. В 1917 сумма оборотов С. к. превысила 300 млн. руб. После Окт. революции в нач. 1918 заправилы С. к. в целях его сохранения вели безуспешные переговоры с Сов. пр-вом об организации металлургич. треста. Тогда же в Елабуге ими был создан штаб местной контрреволюции. В февр. - июне 1918 предприятия С. к. были национализированы.

Лит.: Волобуев П. В., Гиндин И. Ф., К истории концерна И. Стахеева, "ИА", 1957, No 3; Китанина Т. М., Военно-инфляционные концерны в России 1914-1917 гг. Концерн Путилова-Стахеева- Батолина, Л., 1969.

Т. М. Китанина. Ленинград.

СТАЧЕЧНЫЕ КОМИТЕТЫ

СТАЧЕЧНЫЕ КОМИТЕТЫ - в России - органы подготовки и руководства стачкой (забастовкой). Первые С. к. появились в кон. 70 - 1-й пол. 80-х гг. 19 в. В состав С. к. входили наиболее активные рабочие, в нач. 20 в. также представители политич. партий, проф. орг-ций. Когда стачки охватывали неск. предприятий, для общего руководства создавался центр С. к. В условиях России С. к. в большинстве случаев не избирались, а формировались нелегально. Нередко функции С. к. выполняли правления профсоюзов и больничных касс отд. предприятий. С. к. формулировали требования рабочих, вели переговоры с предпринимателями об урегулировании конфликта, организовывали материальную помощь бастующим, обращались за поддержкой к рабочим др. предприятий. Большую роль сыграли С. к. в период революции 1905-07. Нек-рые из них в ходе движения превращались в Советы рабочих депутатов.

СТАЧКА

СТАЧКА - см. Забастовка.

СТАШИЦ

СТАШИЦ (Staszic), Станислав (XI.1755 - 20.I.1826) - польск. обществ. деятель, просветитель-материалист, публицист, ученый. Выходец из бурж. семьи. В 1779 принял духовный сан. Учился в зарубежных ун-тах. Опубликованные С. анонимно "Размышления над жизнью Яна Замойского" ("Uwagi nad zyciem Jana Zamoyskiego", (Warsz., 1787)) содержали критику социального и политич. строя Речи Посполитой, формулировали программу реформ, имевших антифеод. характер. Эти идеи были развиты С. в "Предостережении Польше" ("Przestrogi dla Polski", (Warsz.), 1790), оказавшем большое влияние на деятельность Четырехлетнего сейма. В 1800 С. участвовал в создании в Варшаве Об-ва друзей наук, с 1808 - президент Об-ва. С. сыграл значит. роль в развитии нар. просвещения, горнодобывающей пром-сти в Королевстве Польском (в 1816-24 С. - глава департамента пром-сти и ремесел). Исследования С. в области геологии обобщены им в труде "О геологии Карпат и других гор и равнин Польши" ("О ziemiorództwie Karpatów i innych gór i równin Polski", Warsz., 1815). Философская поэма С. - "Род человеческий" ("Ród ludski", Warsz., 1819-1820) - энциклопедия польск. Просвещения. С. передал крестьянам в вечное общее владение свое имение Хрубешов.

Соч.: Избранное, пер. с польск., М., 1957.

Лит.: Lesniewski Cz., St. Staszic, Warsz., 1926; St. Staszic. 1755-1826, Ksiega zbiorowa, Lublin, 1928; Szacka В., St. Staszic, Warsz., (1966).

И. С. Миллер. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница