Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 20, "СИН"-"СИП")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 20, "СИН"-"СИП")

СИН

Суэн, Наннар, - бог Луны у шумеров, вавилонян и ассириян, сын Энлиля и отец бога Солнца Шамаша (ночь в древнем Двуречье считалась 1-й пол. суток и, т. о., Луна - возникшей раньше Солнца). Гл. центры культа С. - Ур и Харран.

Лит.: Крамер С. Н., История начинается в Шумере, (пер. с англ.), М., 1965, с. 109.

СИН ЧХЭ ХО

СИН ЧХЭ ХО (псевд. - Танчжэ) (1880-1936) - кор. историк и деятель нац.-освободит. движения. Получил конфуцианское образование. В нач. 20 в. активно участвовал в бурж. просветительском движении, большое внимание уделял нац. истории как средству патриотич. воспитания народа. Политич. идеалом С. Ч. X. была конституц. монархия. После аннексии Кореи Японией (1910) С. Ч. X. эмигрировал в Китай, где изучал историю Кореи и продолжал антияпон. политич. деятельность. Схваченный япон. полицией, С. Ч. X. осужден в 1928 на 10 лет по обвинению в "анархич. деятельности". Умер в япон. тюрьме в Дайрене. Гл. труды С. Ч. X.: "Древнейшая История Кореи" ("Чосон сангоса"), "История древнейшей кор. культуры" ("Чосон санго мунхваса"), "Наброски исследований по истории Кореи" ("Чосонса ёнгучхо").

Лит.: Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История корейской философии, пер. с кор., т. 1, М., 1966, с. 375-79.

М. Н. Пак. Москва.

СИНАГОГА

СИНАГОГА (греч. synagogn - община) - в иудаизме община верующих и молитвенный дом. С. возникли в Палестине (4 в. до н. э.) и Египте (3 в. до н. э.). После разрушения Иерусалимского храма (1 в. н. э.) и расширения диаспоры (евр. колонии вне Палестины) С. стали возникать повсюду, где жили евреи. Первые С. сыграли известную роль в распространении монотеизма и первонач. христианства. В С. совершаются богослужения, происходит чтение и комментирование Библии и Талмуда, совершаются ритуальные трапезы. В ср. века отклонение от догм иудаизма влекло за собой отлучение от С. (отлучению подверглись, напр., Уриель д'Акоста, Спиноза).

Лит.: Гаркави A., Ист. справка о синагогах и евр. молитв. домах в России..., "Восход", 1894, (No 3); Ранович А. Б., Очерк истории древнеевр. религии, М., 1937; Беленький М. С., Иудаизм, М., 1966.

М. С. Беленький. Москва.

СИНАНТРОП

СИНАНТРОП (от позднелат. Sina - Китай и греч. antropos - человек) - ископаемая форма человека, выделенная Д. Блэком в 1927 на основании одного зуба, найденного в местности Чжоукоудянь близ Пекина в Китае. Позднее (1929) была обнаружена черепная крышка, за к-рой последовали находки др. частей скелета и черепов. Раскопки, прерванные в 1937 япон. интервенцией, снова возобновлены; обнаружены новые находки. Вместе с питекантропом, атлантропом и гейдельбергским человеком С. включают в группу архантропов (древнейших людей). В пределах этой группы С. отличается более прогрессивным строением, чем питекантроп, но в общем различие между ними небольшое. С., как и др. архантропы, отличаются от совр. людей и от неандертальцев (палеантропов - древних людей) меньшей величиной мозговой полости (в среднем ок. 1000 см3). Особенно мала высота черепной коробки, поэтому лоб имеет сильный наклон. В др. костях скелета отличия от совр. людей невелики, прямохождение уже было полностью свойственно С. Вместе с костями С. были найдены орудия раннепалеолитич. облика и следы употребления огня.

Лит.: Урысон М. И., Начальные этапы становления человека, в кн.: У истоков человечества (Основные проблемы антропогенеза), М., 1964 (библ. на с. 148-51).

Г. Ф. Дебец. Москва.

СИНАХЕРИБ

Синаххериб, - царь Ассирии (705-680 до н. э.), сын Саргона II. В отличие от отца С. был сторонником военной знати. Вел борьбу с Вавилонией и группировавшимися вокруг нее коалициями, куда входили Египет, Элам, Иудея, Тир, Сидон, филистимлянские города, кочевники-арабы и арамеи. В 689 С. приказал разрушить Вавилон. Был убит в результате дворцового заговора, в к-ром принимали участие и его сыновья. С. уделял большое внимание благоустройству Ниневии.

"СИНБИРСКИЙ СБОРНИК"

"СИНБИРСКИЙ СБОРНИК" - собрание ист. док-тов, обнаруженных в Симбирской и соседних с нею губерниях в правительств. и частных архивах (М., 1844). Издание посвящено H. M. Карамзину. Вышла в свет одна часть (историческая), в к-рой помещены: 1) Разрядная книга 1559-1602; в качестве введения к ней Д. А. Валуевым было написано известное исследование о местничестве; 2) Док-ты рода Кикиных; 3) Отписки за 1673-74 киев. воеводы кн. Ю. П. Трубецкого к царю Алексею Михайловичу. Со смертью Д. А. Валуева (1845), одного из гл. инициаторов, издание "С. с." прекратилось.

СИНГАЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВО

СИНГАЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВО - гос-во на терр. Цейлона, существовавшее в 3 в. до н. э. - 1815. Сложилось при царе Деванампиятиссе, объединившем отд. р-ны острова, освоенные и заселенные, начиная с 6 в. до н. э., выходцами из Сев. Индии. История гос-ва делится на неск. периодов.

Древний период (3 в. до н. э. - 8 в. н. э.), или период Анурадхапуры (по названию тогдашней столицы). Он характеризуется возникновением и укреплением государственности, развитием земледелия и ремесла в сев.-зап., центральных и юго-вост. р-нах, созданием сети оросит. сооружений, тесными гос. и культурными контактами с Сев. Индией, развитием мор. торговли с Индией, араб. странами, Рим. империей. В 3 в. до н. э. на остров проник буддизм, к-рый вскоре стал гос. религией. В хоз. и культурной жизни гос-ва важную роль играли буддийские монастыри.

Ср.-век. период (8-13 вв.), или период Полоннарувы (по названию новой столицы); характеризуется усложнением бюрократич. аппарата управления, существ. сдвигами в с. х-ве и ремесле, расцветом лит-ры и искусств, сильным влиянием южноинд. гос-в. Наряду с буддизмом на остров проник индуизм. Участились набеги и захваты власти узурпаторами из юж.-инд. гос-в Пандья, Чола и Чера, а также сепаратистские движения феодалов. Начиная с 13 в., гос-во распалось на ряд независимых, враждующих гос-в. Началось переселение в новые (в осн. на З. и Кандийское плато) р-ны острова.

Кандийский период (нач. 15 в. - 1815; от назв. столицы гос-ва - Канди). С. г. располагалось в р-нах центр. нагорья. Было развитым феод. гос-вом. Несмотря на захват в нач. 16 в. значит. части о-ва европейцами, правителям Кандийского кн-ва, последнего оплота независимости сингальцев, удавалось сохранять самостоятельность гос-ва вплоть до 1815, когда терр. его была захвачена англичанами.

Лит.: Ariyapala М. В., Society in medieval Ceylon, Colombo. 1956; Pieris R., Sinhalese social organization, (Colombo, 1956).

E. С. Семека. Москва.

СИНГАЛЬЦЫ

СИНГАЛЬЦЫ - сингалы (от санскр. синха - лев), - нация, осн. население острова и одноименного государства Цейлон. Числ. ок. 8 млн. чел. (оценка 1967). Антропологически принадлежат к европеоидной расе и родственны народам Сев. Индии. По традиции С. делятся на 2 группы: равнинные (ок. 5 млн.) и горные (кандийцы, ок. 3 млн.). У последних в быту и культуре сохранились нек-рые архаич. черты. Язык - сингальский индоевроп. семьи. В 9 в. на осн. письменности пали и под влиянием южноинд. письма грантха возникла собств. письменность, на к-рой существует древняя и богатая лит-ра. Осн. часть С. исповедует буддизм, часть - христианство, преим. католичество. Вопрос о происхождении С. еще не решен. По традиц. представлениям они пришли на остров в 5 в. до н. э. из Сев. Индии. Однако антропологич. изучение С. показывает, что в их формировании принимали участие мн. этнич. компоненты. Большинство ученых считает, что в этногенезе С. значит. роль сыграли веддоиды. Нек-рое влияние оказали также тамилы, малайцы, арабы, европейцы. С. занимают ключевые позиции в политич. и экономич. жизни Цейлона. Еще в 19 в. они начали активно выступать против англ. колонизаторов. В последней четв. 19 в. у С. возникли политич. партии. С. составляют осн. прослойку среди государственных служащих. Большинство С. занимается земледелием, на побережье развиты рыболовство, кустарный промысел, незначительная часть С. занята в промышленности и на транспорте.

Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963; Кочнев В. И., Население Цейлона, М., 1965; WijesekeraN., The people of Ceylon, Colombo, 1949.

В. И. Кочнев. Москва.

СИНГАНПУР

СИНГАНПУР - деревня в округе Райгарх (Индия), ок. к-рой находятся две пещеры, где С. У. Андерсон в 1910 нашел агатовые пластины, а на стенах - рисунки. Последние сделаны красной охрой и изображают ритуальные танцы и сцены охоты. Схематич. фигуры людей, вооруженных копьями, чередуются с реалистично выполненными рисунками животных (бык, кабан, олень, кенгуру (?)). Инд. ученые относят эти росписи к сер. 1-го тыс. до н. э., но наличие кам. орудий мезолитич. облика допускает в качестве нижней границы и более раннюю дату: 3-2-е тыс. до н. э.

Лит.: Дикшит С. К., Введение в археологию, пер. с англ., М., 1960; Anderson С. W., Singanpur rock paintings, "JBORS", Patna, 1918, v. 4.

А. Я. Щетенко. Ленинград.

СИНГАНХВЕ

СИНГАНХВЕ ("Общество обновления") - массовая орг-ция, созданная для борьбы против японских колонизаторов в Корее; объединяла рабочих, крестьян, мелкую буржуазию, часть патриотически настроенной национальной буржуазии и представителей других антияпонских сил колониальной Кореи. Создано в нач. 1927 в результате объединения патриотич. обществ - Минхынхве ("Общество процветания народа") и С., возникших в 1926 под влиянием Коммунистической партии Кореи. С. насчитывало в своих рядах несколько десятков тыс. чел., осуществляло легальную деятельность и имело филиалы во всех провинциях. Коммунисты, используя низовые организации С., сплачивали антияпон. силы и руководили их борьбой. Однако из-за внутренней фракционной борьбы компартия не смогла выполнить роль руководителя С. В 1930 в С. к руководству пришли национал-реформисты. В 1931 С. развалилось и прекратило свое существование.

Лит.: Чосоя тхонса (История Кореи), т. 2, Пхеньян, 1958, с. 269-70.

СИНГАПУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНГИДУН

Сингидунум (лат. Singidunum - по-видимому, "Белый город"), - древнее кельт. поселение, затем рим. крепость; была расположена на месте совр. Белграда.

СИНГОРА

СИНГОРА - ср.-век. малайское кн-во, назв. по одноим. столице. В силу своего географич. положения (на В. Малаккского п-ова) играло значит. роль в торговле между Китаем и Индией. В 15-17 вв. С. - вассал Сиамского королевства; народ С. неоднократно поднимал восстания против сиамского господства, и во 2-й пол. 17 в. С. практически добилась независимости. Однако в 18 в. была окончательно включена в Сиамское гос-во.

Лит.: Берзин Э. О., Борьба европ. держав за сиамский рынок (30-80 гг. XVII в.), М., 1962.

СИНГХ КУНВАР

СИНГХ КУНВАР (ок. 1778 - апр. 1858) - феод. владелец (талукдар) Джагдишпура в пров. Бихар (Индия), был одним из выдающихся воен. вождей антиангл. нар. восстания 1857-59. Выступив в июле 1857 во главе крупного отряда повстанцев, С. К. искусно вел маневренную войну против англичан на З. Бихара и в Сев.-Зап. провинциях (ныне штат Уттар-Прадеш). Одержал над англичанами ряд блестящих побед. Умер от ран.

СИНД

СИНД - ист. область в долине Ниж. Инда. Район древнейшей цивилизации, центр - Мохенджо-Даро. Под назв. Синдху известна с сер. 1-го тыс. до н. э. Осн. часть населения - синдхи. В древности и в ср. века большое значение в экономике имела транзитная торговля морем и караванными путями (торг. центры Паттала, с первых вв. н. э. - Дебал, в 11-17 вв. - Тхатта, с 18 в. - Карачи). В кон. 4-3 вв. до н. э. С. входил в империю Маурья, во 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. здесь правили индо-греч. и парфян. правители. В это время С. подвергся вторжению сакских племен. В 1-3 вв. был включен в состав Кушанской державы. В 5-6 вв. завоеван племенами эфталитов и гурджаров. В 7 в. здесь сложилось неск. независимых кн-в, в 711-712 они были завоеваны арабами. Наместники Халифата в С. с сер. 8 в. стали фактически независимыми. В 1025 С. был подчинен Махмудом Газневи. С 1054 до 16 в. в С. правили различные династии, сохранявшие независимость. В 1591 завоеван Акбаром и стал наместничеством (субой) империи Великих Моголов (центр - Мултан). В 1739 правители из династии Кальхаров были подчинены Надир-шахом, а в 1748-50 - Ахмад-шахом Дуррани. Моголы в 1757 отказались от претензий на Синд и он стал вассальной терр. афг. гос-ва. В 1786 к власти в Синде пришел белуджский феод. род Тальпуров, отпавший от афг. гос-ва. В 1843 С. был завоеван англичанами и включен в Бомбейское президентство. В 1896-1908 и 1941 произошли восстания секты хуров, выступавших за независимость Синда. В 1935 С. был объявлен провинцией Брит. Индии. В 1947 он стал провинцией Пакистана, а в 1955 вошел в провинцию Зап. Пакистан.

Лит.: Ганковский Ю. В., Народы Пакистана, М., 1964 (библ.).

СИНДИКА

СИНДИКА (Sindikn) - терр., населенная синдами, находившаяся в юж. части совр. Таманского п-ова и на прилегающем к нему побережье Черного м. до Новороссийска. Сев. границей С. была р. Кубань. В 6 в. до н. э. на терр. С. были основаны греч. колонии Гермонасса, Фанагория, Кепы. С 4 в. до н. э. С. входила в состав Боспорского государства. С. часто наз. также и столицу С. - Синдскую гавань.

СИНДОН

СИНДОН (светское имя - Пхён Чжо) (ум. 1371) - ученый монах, богослов и политич. деятель феод. Кореи. Был сыном крепостной буддийского монастыря Окчхонса. В 1365 корейский ван (правитель) Конмин привлек С. ко двору, поручив ему в целях централизации гос-ва проведение зем. реформы. С. пытался изъять у крупных феодалов захваченные ими гос. земли и крестьян. Феод. знать обвинила С. в "государственной измене" и добилась его казни.

Лит.: История Кореи, пер. с кор., т. 1, М., 1960, с. 229-30; Ли Хон Чжик, Кукса тэсачжон (Большой словарь нац. истории), т. 2, Сеул, 1963, с. 813.

СИНДСКАЯ ГАВАНЬ

Синдика, - древнее поселение синдов на вост. побережье Черного м. (на терр. совр. Анапы). В 6-5 вв. до н. э. С. г. заселили греч. колонисты. С 4 в. до н. э. С. г. стала наз. Горгиппией.

СИНДХИ

СИНДХИ (букв. - индийский, от санскр. - Синдху - Инд) - народ, составляющий осн. часть населения ист. обл. Синд в Зап. Пакистане. Числ. - 6,5 млн. ч. (1963), из них 5,6 млн. ч. в Пакистане и 0,9 млн. ч. в Индии. Антропологически принадлежат к европеоидной расе. Язык - синдхи индоевроп. семьи. Большинство С. исповедует ислам суннитского толка; в Индии - в осн. индуизм. С. - один из древнейших народов долины р. Инд. На культуру С. оказали нек-рое влияние многочисл. завоеватели, в течение веков вторгавшиеся на терр. Синда: греки и македонцы, саки и белые гунны (эфталиты), арабы, иранские, тюркские, афганские и др. народы. Б. ч. С. занята земледелием, скотоводством и рыболовством, часть - в пром-сти. С. активно участвовали в нац.-освободит. борьбе против англ. колонизаторов.

Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963.

СИНДЫ

СИНДЫ (греч. Sindoi) - одно из многочисл. меотийских племен, рано выделившееся из их массы и обитавшее в 1-м тыс. до н. э. - первых веках н. э. на Таманском п-ове и прилегающем к нему побережье Черного м. (см. Синдика). Впервые упомянуты логографами, затем Геродотом, Псевдо-Скилаком, Псевдо-Скимном, Страбоном. Этнически, возможно, родственны киммерийцам. Соседями С. в Приазовье были дандарии, в Прикубанье - фатеи, в р-не Новороссийска - тореты и керкеты. Осн. занятиями С. были земледелие, рыболовство, ремесла и торговля (в ранний период - с Урарту, с 6 в. до н. э. - с греками), как через свои порты - Синдскую гавань, Корокондаму, так и через греч. города, осн. на терр. Синдики. Войны со скифами привели к усилению у С. власти военачальников. В 5 в. до н. э. возникло гос-во (Синдское гос-во). С 4 в. до н. э. С. потеряли свою политич. самостоятельность и вошли в состав Боспорского царства. Среди подвластных Боспору племен они занимали первое место, а синдская знать входила в состав правящей боспорской аристократии. Из причерноморских племен синды были наиболее эллинизированы. Они заимствовали у греков язык и письменность, имена и обычаи, принимали участие в греч. состязаниях и религиозных культах, носили греч. одежду и украшения. Оружие у С. было скифского типа. Археологически известны синдские города Семибратнее (близ Кубани) и Раевское (ок. Анапы). Мн. курганы Таманского п-ова и Прикубанья (Большая Близница, Семибратные Курганы, Карагодеушх, Мерджаны) являются погребениями эллинизованной синдской знати. В первые века н. э. С. подверглись сарматизации, приведшей к их ассимиляции с сарматами.

Лит.: Латышев В. В., Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, т. 1-2, СПБ, 1893-1906; Гайдукевич В. Ф., Боспорское царство, М.-Л., 1949; Антич. города Сев. Причерноморья, т. 1, М.-Л., 1955; Блаватский В. Д., Искусство Сев. Причерноморья антич. эпохи, М.-Л., 1947; Анфимов Н. В., Из прошлого Кубани, (2 изд.), Краснодар, 1958; Культура антич. мира. Сб. ст., М., 1966; Мошинская В. И., О гос-ве син-дов, "ВДИ", 1946, No 3; Иванова А. П., Скульптура и живопись Боспора, К., 1961; Шелов Д. Б., Монеты синдов, "КСИИМК", 1949, в. 30.

Г. А. Цветаева. Москва.

СИНЕГУБ

Сергей Силович (1.XII.1851 - окт. 1907) - рус. революционер-народник. Из дворян. Учился в Петерб. технологич. ин-те. С 1872 - член об-ва чайковцев. Один из первых организаторов рабочих кружков в Петербурге и самых активных пропагандистов в рабочей среде. Арестован в нояб. 1873. По "процессу 193-х" (1877-78) приговорен к 9 г. каторги, к-рую отбывал на Каре. С 1881 - на поселении. С. - автор революц. стихотворений, напечатанных (нек-рые под псевд. "Вербовчанин", др. - анонимно) в нелегальных сб. ("Сб. новых песен и стихов", "Из-за решетки" и др.).

Соч.: Записки чайковца, М.-Л., 1929; Стихотворения, 1905 г., Ростов н/Д., 1906; (Стихи), в кн.: Вольная рус. поэзия второй пол. XIX в., Л., 1959; то же, в кн.: Поэты революц. народничества, Л., 1967.

Лит.: Левин Ш. М., Кружок чайковцев и пропаганда среди петерб. рабочих в начале 1870-х гг., "КиС", 1929, кн. 12.

СИНЕУС

СИНЕУС - см. Рюрик-Синеус-Трувор.

СИНОД

СИНОД (от греч. sunodos - собрание) - высший гос. орган по делам росс. православной церкви. Создан в 1721 из Духовной коллегии; был приравнен к Сенату и именовался до 1726 Правительствующим, затем "Святейшим". В ведении С. находились разнообразные дела: чисто церк. характера (истолкование церк. догм, распоряжения по церк. обрядности и молитвам); церк.-адм. и хоз. дела (назначение и увольнение церк. должностных лиц, заведование церк. имуществом); дела церк.-полицейского характера - борьба с еретиками и раскольниками, заведование церк. тюрьмами (Соловки, Спасо-Евфимьевский монастырь в Суздале), церк. цензура; суд. дела духовных лиц. Чл. С. назначались императором из высших духовных лиц. Для надзора за деятельностью С. Петр I назначил в 1722 обер-прокурора. С нач. 19 в. возникла тенденция к превращению С. в простое мин-во. В 1817-1824 С. входил в состав Мин-ва духовных дел и нар. просвещения. Власть обер-прокурора стала возрастать с 30-х гг. 19 в., она особенно увеличилась при К. П. Победоносцеве (1880-1905). Большое влияние на дела С. оказывал Г. Е. Распутин. С созданием мин-ва исповеданий (1917) должность обер-прокурора С. была ликвидирована. С. упразднен декретом Сов. власти 20 янв. (2 февр.) 1918.

Лит.: Барсов Т. В., Синодальные учреждения прежнего времени, СПБ, 1897; его же, Святейший синод в его прошлом, СПБ, 1896; Благовидов Ф. В., Обер-прокуроры св. Синода в XVIII и 1-й пол. XIX ст., 2 изд., Каз., 1900; Васильев А. В., О преобразовании высшего церк. управления Петром I, 2 изд., СПБ, 1904.

Н. П. Ерошкин. Москва.

"СИНОДИК ОПАЛЬНЫХ ГРОЗНОГО"

"СИНОДИК ОПАЛЬНЫХ ГРОЗНОГО" - составлен по указу Ивана IV на основании опричного архива в 1582-83 с целью поминания в монастырях людей, казненных в годы его правления. Подлинник утрачен, текст реконструирован на основании монастырских синодиков кон. 16-18 вв. "С. о. Г." включает подробные списки лиц, казненных по делу о заговоре кн. В. А. Старицкого в 1567-71 (примерно 3200 чел. из 3300, записанных в "С. о. Г."), а также списки опальных, казненных в 1564-65 и 1571-75. "С. о. Г." является одним из осн. источников по истории опричнины.

Лит.: Веселовский С. Б., Исследования по истории опричнины, М., 1963; Скрынников Р. Г., Синодик опальных царя Ивана Грозного как ист. источник, в кн.: Вопросы истории СССР XVI-XVIII вв., Л., 1965, с. 22-86 ("Уч. зап. ЛГПИ им. Герцена", т. 278).

Р. Г. Скрынников. Ленинград.

СИНОДИКИ

СИНОДИКИ (позднегреч., ед. ч. - synodikon) - 1) Назв. особой церк. службы, составленной в Византии в память победы православной церкви над иконоборчеством в 843. Служба отправлялась один раз в год. Во время нее провозглашалась "вечная память" ревнителям православной церкви и предавались анафеме (проклятию) враги церкви. 2) Назв. списков умерших, к-рые подаются в церковь для поминовения. С.-помянники родовые, церк., монастырские и др. (см. "Синодик опальных Грозного") являются важным ист. источником. 3) В России 2-й пол. 17-18 вв. - лит. памятник, куда входили визант. и рус. сказания, а также переводные повести из "Великого зерцала" (с 18 в.).

СИНОЙКИЗМ

СИНОЙКИЗМ - синойкисм (греч. synoikismos, от synoikeo - совместно живу, заселяю), - др.-греч. термин для обозначения процесса слияния, объединения нескольких прежде самостоят. поселений или городов в единый полис. Осн. причины С.: разложение родового строя, смешение и перемещение членов родов, развитие ремесла и торговли. В результате С. постепенно ликвидировалась племенная раздробленность, возникали органы центрального управления, усиливалось экономич. единство, укреплялась воен. мощь прежде обособленных племен и общин. Наиболее известен С. 12 общин Аттики, объединившихся под властью Афин (13-7 вв. до н. э.). В архаич. период происходил также С. Тегеи, Мантинеи, Самоса и др. С. продолжался и в послед. эпохи, включая эллинистич. и рим. периоды. Принято различать след. типы С.: 1) основание города как политич. центра разобщенных поселений и общин (т. о. возникли, напр., полисы Тегея, Мантинея, Смирна и др.). 2) Переселение граждан ввиду внеш. опасности под защиту уже существующего города (напр., Фивы). 3) Поглощение общин существующим по соседству городом (так возникли полисы: Афины, Самос, Олинф, Галикарнас и др.). 4) Создание гос. объединения из неск. городов (в результате такого процесса образовались, напр., Кеос, Родос, Деметриада и др. эллинистич. полисы). Термин "С." применяется также при раскрытии аналогич. процессов в др. древних гос-вах (напр., С. Рима).

Лит.: Томсон Дж., Исследования по истории др.-греч. об-ва, пер. с англ., М., 1958; Kahrstedt, Synoikismos, PWK, 2 Reihe, Hlbd 8, Stuttg., 1932, S. 1435-45.

СИНОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНОП

СИНОП (тур. Sinop), древняя Синопа (греч. Sinopn), - город и порт в Турции, на юж. побережье Черного м.; адм. ц. одноим. вилайета. 13,4 т. ж. (1965). Ремесл. произ-во. Ок. 630 до н. э. в С. была выведена колония г. Милета, но, возможно, греч. поселение существовало там еще в 8 в. до н. э. Синопа - единств. удобная гавань Юж. Причерноморья, стала крупным торг. ц., вывозившим лес, металлич. руду; оливковое масло, сурик (т. н. синопская земля). В зависимости от С. находилась обширная область, где было осн. неск. колоний С. (крупнейшая - Трапезунд). Политич. история С. мало известна. Начиная с 6 в. до н. э. С. чеканила свою монету. До походов Александра Македонского С. находилась в зависимости от гос-ва Ахеменидов, сохраняя, однако, внутр. самостоятельность. В 183 до н. э. С. была взята царем Понтийского царства Фарнаком, к-рый сделал ее своей резиденцией. При Митридате V Евергете стала столицей царства. Во время митридатовых войн захвачена рим. полководцем Лукуллом (70 до н. э.). При рим. императоре Августе вошла в рим. пров. Вифиния и Понт. До нач. 13 в. н. э. С. принадлежала Византии. С образованием Трапезундской империи (1204) вошла в ее состав. В 1214-1307 - в составе Конийского султаната. В кон. 14 в. С. овладел тур. султан Баязид I, в нач. 15 в. - Тимур. В сер. 15 в. окончательно вошла в состав Османской империи. В 1853 в бухте С. произошло сражение между рус. и тур. флотами (см. Синопское сражение 1853). Систематич. археологич. исследования С., начатые в 1951, открыли нек-рые погребения и остатки гор. построек греч. и рим. периодов. С. - родина Диогена. Один из 7 городов, приписывавших себе честь быть родиной Гомера.

Лит.: Максимова М. И., Антич. города юго-вост. Причерноморья, М.-Л., 1956; Akurgal E. und Budde L., Vorläufiger Bericht über die Ausgrabungen in Sinope, в сб.: Türk Tarih Kurumu Jayinlarindan, 5 ser., No 14, Ankara, 1956; Robinson D., Ancient Sinope, (Chi.), 1906.

К. В. Голенко. Москва.

"СИНОПСИС"

"СИНОПСИС" (от греч. sunopis - обозрение), "Киевский синопсис", - ист. произведение, изд. в Киеве в 1674. Автором "С." считают Иннокентия Гизеля. "С." явился первой учебной книгой по истории и пользовался широкой популярностью до сер. 19 в. (выдержал ок. 30 изданий). В "С." изложение открывалось сведениями о происхождении и быте славян и завершалось в 1-м изд. сер. 17 в., во 2-м и 3-м (1678 и 1680) доведено до чигиринских походов 70-х гг. 17 в. В "С." освещены история Киевского гос-ва, борьба с монголо-татарами, борьба укр. и рус. народов с крымскими татарами, Турцией и Польшей, внутр. политич. история. Приложения к "С." содержат "росписи" (перечни) рус. князей, польских воевод на Украине, казацких гетманов и киевских митрополитов.

Лит.: Маслов С. И., К истории издания киевского "Синопсиса", Сб. ОРЯС, сб. 101, ч. 3, Л., 1928; Еремин И. П., К истории обществ. мысли на Украине второй пол. XVII в., "Тр. ОДРЛ", 1954, т. 10; Марченко М. I., Українська iсторiографiя (3 давнiх часiв до сер. XIX ст.), К., 1959; Пештич С. Л., "Синопсис" как историч. произведение, "Тр. ОДРЛ", 1958, т. 15.

К. В. Чистякова. Москва.

СИНОПСИС ВАСИЛИК

СИНОПСИС ВАСИЛИК (Sunopis Basilikon) - визант. юридич. памятник 10 в., представляющий собой предметную опись (указатель) Василик. В рукописях в приложении к С. В. помещены законы визант. императоров, гл. обр. 10 в.

Лит.: Svoronos N., La Synopsis Major des Basiliques et ses appendices, P., 1964.

СИНОПСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1853

СИНОПСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1853 - мор. сражение 18(30) нояб. между рус. и тур. эскадрами в Синопской бухте во время Крымской воины 1853-56. Тур. эскадра под команд. Осман-паши вышла из Константинополя для десант. операции в р-не Сухум-Кале и сделала стоянку в порту Синоп. Рус. Черномор. флот имел задачу воспрепятствовать активным действиям противника. Эскадра под команд. вице-адм. П. С. Нахимова (3 линейных корабля) во время крейсерства 8(20) нояб. обнаружила тур. эскадру и к 18(30) нояб. заблокировала ее в Синопской бухте.

С прибытием подкреплений Нахимов, имея 6 линейных кораблей и 2 фрегата, решил атаковать тур. эскадру (7 фрегатов, 3 корвета, 2 пароходо-фрегата,-2 брига, 2 транспорта). На стороне русских было преимущество в корабельной артиллерии (720 орудий против 510), на стороне турок - наличие паровых кораблей и береговых батарей (38 орудий). 18 нояб. рус. эскадра в строю 2 кильватерных колонн начала сближение с противником. Арт. бой начали тур. корабли. Рус. корабли прорвались сквозь заградит. огонь противника, встали на якорь и открыли сокрушит. ответный огонь. Сражение длилось ок. 4 часов. Тур. пароход "Таиф" под команд. А. Слейда (англ. советника Осман-паши) спасся бегством, остальные тур. корабли и все батареи (26 орудий), участвовавшие в сражении, были уничтожены огнем рус. артиллерии. Турки потеряли убитыми и утонувшими св. 3 т. ч., ок. 200 ч., в т. ч. раненый Осман-паша, сдались в плен; русские потеряли 37 ч. убитыми и 235 ранеными.

Победой в С. с. рус. флот завоевал полное господство на Черном м. и сорвал тур. планы по высадке десанта на Кавказе. В связи с этим союзники Турции - Англия и Франция в дек. 1853 ввели свои эскадры из Босфора в Черное м. С. с. вошло в историю воен.-мор. искусства как последнее крупное сражение эпохи парусного флота.

Лит.: Мат-лы для истории Крымской войны и обороны Севастополя, т. 1, СПБ, 1871; Нахимов П. С., Док-ты и мат-лы, М., 1954; Богданович Е. В., Синоп. 18 ноября 1853, (СПБ, 1878); Головачев В. Ф., Восп. по поводу 50-летнего юбилея Синопского сражения, "Мор. сб.", 1903, No 12; Зверев Б. И., Синопское сражение, М., 1953; его же, Синопская победа, Симферополь, 1954; его же, Страницы рус. мор. летописи, М., 1960.

Б. И. Зверев. Москва.

--------------------------

Синопское сражение 18 ноября 1853 г.

синоп сраж

СИНТЕЗА ИСТОРИЧЕСКОГО ШКОЛА

СИНТЕЗА ИСТОРИЧЕСКОГО ШКОЛА - осн. франц. философом и историком А. Бером (1863-1954), организовавшим в 1900 журнал "Revue de synthèse historique" (с 1931 - "Revue de synthèse"), a в 1925 - "Междунар. центр синтеза". С. и. ш. было предпринято также издание многотомной (по плану Бера - ок. 100 тт.) коллекции "Эволюция человечества" ("L'évolution de l'humanité", 1-й т. вышел в 1920), представляющей серию монографий, объединенных общим замыслом - дать синтетич. картину всемирной истории - историю экономич., политич., культурного, психологич. и т. д. развития человечества (при жизни Бера не закончена).

Поставив ту же задачу, к-рую раньше пытались решить позитивисты, - соединить эмпирич. и филос. подход к истории - С. и. ш. унаследовала от позитивизма и взгляд на историю человечества как закономерный поступат. процесс, определяющийся взаимодействием множества факторов - идеальных и материальных, социальных и индивидуальных. Однако это не было повторением "плоского эволюционизма", жесткой и однозначной схемы причинно-следственных связей, свойственной позитивизму. В отличие от последнего, С. и. ш. не смешивает повторяемость в истории с тождественностью конкретно-ист. событий, не считает непознаваемой сущность ист. явлений и поэтому не противопоставляет им их внеш. выражение - ист. факты. Занимая во мн. прогрессивные позиции, сотрудничая с марксистами в своем журнале и прямо признавая значение марксизма, С. и. ш. (в первую очередь ее медиевистское направление, возглавлявшееся М. Блоком) внесла большой вклад в разработку проблем социальной и культурной истории, социальной психологии. Тем не менее эклектизм исходных позиций школы, определенных Бером как "материализм и идеализм", привел к тому, что школа не смогла разработать ни единой филос.-ист. платформы, ни действительно синтетич. системы ист. познания. Мн. идеи С. и. ш. восприняла т. н. школа "Анналов" (см. СИЭ, т. 6, с. 504-05), виднейшие представители к-рой входили и в С. и. ш.

Лит.: Berr H., La synthèse en histoire. Son rapport avec la synthèse générale, nouv. éd., P., 1953; "Revue de synthèse", 1964, t. 85, No 35 (номер посвящен 100-летию рождения А. Бера).

E. Э. Печуро. Москва.

СИНТОИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНЧЖУНХОЙ

СИНЧЖУНХОЙ (Общество возрож- дения Китая) - первая кит. бурж.-революц. орг-ция, созданная Сун Ят-сеном в 1894 в Гонолулу (Гавайские о-ва). В 1895 отделения С. были созданы в Сянгане (Гонконг) и Гуанчжоу. С. не был широкой массовой орг-цией, общее число чл. не превышало 300 чел. (мелкие и средние торговцы, служащие контор, врачи, преподаватели, адвокаты, разорившиеся помещики, обедневшие шэньши). Орг-ция не имела развернутой программы, ставя лишь общую цель свержения маньчжурской монархии и "восстановления гос. престижа Китая". Руководители С. рассчитывали свергнуть существующую власть путем заговора; в своей борьбе они опирались на старинные антиманьчжурские тайные об-ва. В окт. 1895 С. пытался поднять восстание в Гуанчжоу, подготовка к-рого была раскрыта властями, жестоко расправившимися с революционерами. Ряд чл. орг-ции, в т. ч. один из ближайших соратников Сун Ят-сена Лу Хао-тун, был казнен. В 1900 С. поднял восстание в Хуэйчжоу (пров. Гуандун), в к-ром принимали участие крестьяне - чл. тайных об-в. Однако восстание потерпело поражение. В 1905 вступил в общекит. революц. партию Тунмэнхой.

Лит.: Борох Л. Н., Из истории организации "Союза возрождения Китая", в сб.: Синьхайская революция в Китае, М., 1962; ее же, Неудавшееся восстание в Гуанчжоу в 1895, "КСИНА", в. 66, М., 1963, Синьхай гэмин (Синьхайская революция), т. 1, Шанхай, 1957, с. 21-85; Чэнь Си-ци, Тунмэнхой чэнли цяньды Сунь Чжун-шань (Сун Ят-сен до образования Тунмэнхоя), Гуанчжоу, 1957.

Е. А. Белов. Москва.

"СИНЬ ЦИННЯНЬ"

"СИНЬ ЦИННЯНЬ" ("Новая молодежь") - общественно-политич. и лит. журнал, издававшийся в Китае в 1915-26. Был осн. в Шанхае в сент. 1915 группой прогрессивно настроенных представителей кит. интеллигенции. До 1916 наз. "Циннянь" ("Молодежь"). В нем активно сотрудничали Ли Да-чжао, Лу Синь и др. демократич. деятели. "С. ц." выступал с критикой существующих полуфеод. порядков в Китае и с требованиями бурж.-демократич. преобразований в политич. и культурной жизни страны. После победы Вел. Окт. социалистич. революции в нем стали появляться статьи, пропагандирующие марксизм. "С. ц." сыграл большую роль в идейной подготовке демократич. движения "4 мая"1919. В июле 1922 журнал был закрыт. С июня 1923 стал вновь выходить в г. Гуанчжоу, где вышло всего 4 номера; 1-й был посвящен Коминтерну.

В. П. Илюшечкин. Москва.

СИНЬДЯНЬ

СИНЬДЯНЬ - поздненеолитич. крашеной керамики культура, распространенная на З. пров. Ганьсу (Сев.-Зап. Китай), видимо, синхронная эпохе Инь и раннего Чжоу в басс. Хуанхэ. Ю. Андерсон, открывший памятники С., полагал, что она развилась на базе Мацзяяо. Однако новейшие стратиграфич. данные свидетельствуют о том, что С. сменяет культуру Цицзя, хотя, по-видимому, генетически не связана с ней. Осн. занятие насельников С. - земледелие, а также разведение свиней и кр. рог. скота. Найдены следы медеплавильного произ-ва.

Лит.: Ань Чжи-минь, Ганьсу юаньгу вэньхуа цзи ци югуань-ды цзигэ вэньти (Древнейшие культуры Ганьсу и связанные с ними проблемы), "Каогу тунсюнь", 1956, No 6; Andersson J. G., Researches into the Prehistory of the Chinese, "Bull. Museum of Far Eastern Antiquities", Stockh., 1943, No 15.

СИНЬОРИЯ

СИНЬОРИЯ (итал. signoria, букв. - господство, власть) - 1) Синьория, тирания, - форма политич. устройства ряда городов-гос-в Сев. и Ср. Италии 2-й пол. 13 - сер. 16 вв., характеризовавшаяся сосредоточением всей полноты гражд. и воен. власти в руках единоличного правителя - синьора (тирана). Переход от выборного коллегиального управления коммуны к С. происходил в условиях ожесточенной борьбы между пополанами и феодалами, когда ни одна сторона не могла одержать полной победы. В результате устанавливалась диктатура, отражавшая интересы либо верхушки пополанов и феодалов (напр., Висконти в Милане), либо только феодалов (напр., д'Эсте в Ферраре). Переход всей полноты власти закреплялся пожалованием синьору папой или императором титула викария. Установились С. (при этом первоначально пожизненная диктатура тирана затем стала наследственной) маркизов д'Эсте в Ферраре (с 1264), Скалигеров в Вероне (с 1262), Висконти в Милане (с 1277), Гонзага в Мантуе (с 1328), Каррара в Падуе (с 1318), Медичи во Флоренции (с 1434) и др.; на терр. Папской обл. возникли в кон. 13 - 1-й пол. 14 вв. мелкие С. - Монтефельтро в Урбино, Малатеста в Римини и др. Опираясь на средних и мелких феодалов, синьоры покровительствовали торговле и пром-сти, ограничивали права крупных феодалов и духовенства, привилегии отд. городов, вводили единое законодательство и единую систему налогов. Хотя реальная власть находилась в руках синьоров и их советов, органы правления коммуны лишь постепенно вытеснялись бюрократич. аппаратом, чиновники к-рого назначались синьором. К сер. 15 в. мн. С. в результате беспрерывных войн были поглощены более крупными, правители к-рых в 15-16 вв. получили титулы герцогов и маркизов, а их владения стали терр. гос-вами-принципатами (герцогства Миланское, Тосканское, Феррара и маркизат Мантуя). 2) С. - орган гор. самоуправления в ср.-век. итал. городах-коммунах.

Лит.: Бернадская Е. В., Клас. основы ранней итал. синьории, "Уч. зап. Смоленск. гос. пед. ин-та", 1953, в. 2, с. 62-81; Стоклицкая-Терешкович В. В., Проблема тирании в ср.-век. городах Италии, "ВИ", 1955, No 9; Brunetti M., La formazione delle signorie italiane, Venezia, (1947); Simeoni L., Storia politica d'Italia, Le signorie, v. 1-2, Mil., 1950.

E. В. Бернадская. Ленинград.

СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНЬЦЗЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНЬЯН

СИНЬЯН - город на Ю. пров. Хэнань (КНР). 100 тыс. жит. (1958). Один из центров железорудной пром-сти в стране. Пищ. пром-сть. Раскопками 1957-58 у Чантайгуаня близ С. были открыты 2 крупных захоронения 5-4 вв. до н. э. В инвентаре, помимо керамич. и бронз. сосудов, выделяется 4 группы предметов: муз. инструменты (набор бронз. колоколов, барабаны, 25-струнные лютни); письменные принадлежности (кисть и инструменты для обработки деревянных планок для письма); планки с надписями, выполненными тушью; деревянные лакиров. изделия. Находки в С. представляют исключит. ценность для изучения материальной и духовной культуры царства Чу в сер. 1-го тыс. до н. э.

Лит.: Хэнань синьян Чу му чуту вэньу тулу (Иллюстрированный каталог предметов из погребений царства Чу в Синьяне, пров. Хэнань), Чжэнчжоу, 1959.

М. В. Крюков. Москва.

СИНЯЯ ОРДА

СИНЯЯ ОРДА - наименование Белой Орды (Ак-Орды) и ее терр., встречающееся в рус. источниках. Вост. источники называют С. О. (Кок-Ордой, в переводе - Синяя Орда) Золотую Орду и ту ее терр., к-рую она сохранила после выделения Белой Орды.

Лит.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю., Золотая Орда и ее падение, М.-Л., 1950.

СИОН

СИОН (Sion) - чешская ср.-век. крепость в г. Кутна-Гора; получила свое библейское наименование в период гуситского революц. движения. Была последней опорной укрепленной базой таборитов, оборону к-рой возглавил Ян Рогач из Дубы. Падением С. (6 сент. 1437) ознаменовалось окончат. поражение гуситского революц. движения.

Источн.: Nase národní minulost v dokumentech, dl 1, Praha,, 1954.

Лит.: Мацек Й., Гусит. революц. движение, пер. с чеш., М., 1954; Рубцов Б. Т., Гусит. войны, М., 1955.

СИОНИЗМ

СИОНИЗМ (от Сион - один из холмов, на к-рых расположен Иерусалим) - реакц.-националистич. движение и идеология евр. буржуазии. С. зародился в среде евр. мелкой буржуазии и полупролетариата европ. стран в 80-х гг. 19 в. как ответ на резкое усиление антисемитизма. Важнейшим направлением С. с момента его возникновения стал политич. С., или "территориализм", лидером к-рого был австр. журналист Т. Герцль. В 1897 в Базеле (Швейцария) состоялся 1-й Всемирный сионистский конгресс (в 1968 в Иерусалиме состоялся 27-й конгресс), где была учреждена Всемирная сионистская орг-ция, поставившая своей гл. целью переселение всех евреев в Палестину и создание там еврейского гос-ва. Идеология С. представляет собой конгломерат элементов иудейской теологии, различных бурж. философских доктрин, идей мелкобурж. социализма. С помощью С. евр. буржуазия пытается обособить евр. трудящихся от междунар. коммунистич. и рабочего движения.

В 20-30-х гг. 20 в. сионисты ориентировались на поддержку Англии, к-рая для закрепления своих позиций в Палестине обязалась содействовать созданию там "еврейского нац. очага"; англ. колонизаторы использовали сионистов для борьбы с нац.-освободит. движением арабов. Во время и после 2-й мировой войны сионисты стали сотрудничать с амер. империалистами. Центры орг-ции находятся в США и в гос-ве Израиль, где С. является гос. идеологией. Междунар. империализм использует С. для борьбы с нац.-освободит. движением араб. народов в целях укрепления своих позиций на Бл. Востоке и проведения враждебной деятельности против социалистич. стран.

А. Б. Волков. Москва.

СИПАИ

СИПАИ (англ. sepoy, на яз. хинди, урду и перс. - сипахи - воин, солдат, от перс. сипах - войско) - в колониальной Индии (в осн. в сер. 18 в. - 40-х гг. 20 в.) наемные солдаты, вербовавшиеся из местного населения в армии европ. (португальских, французских, английских) колонизаторов. Наиболее широко формирования С. использовали англичане.

СИПАЙСКОЕ ВОССТАНИЕ

СИПАЙСКОЕ ВОССТАНИЕ - см. Индийское народное восстание 1857-59.

Предыдущая страница Следующая страница