Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 11, "СВЯ"-"СЕВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 11, "СВЯ"-"СЕВ")

СВЯТИЛИЩЕ

СВЯТИЛИЩЕ - место совершения религ. обрядов; обычно считалось местопребыванием божества. Древнейшими С. служили, видимо, естеств. тайники в глубине пещер, где сохранились от эпохи палеолита (см. Каменный век), особенно в Юж. Франции и Сев. Испании (в СССР - Каповая пещера), многочисл. рисунки животных и следы магич. обрядов. Естеств. С. есть и у нек-рых совр. отсталых народов, напр. у австрал. аборигенов (тайники - хранилища тотемич. эмблем). Искусственно сооружаемые С. - особые постройки или целые огороженные участки земли с разными постройками известны почти у всех древних народов. Они развивались местами из "мужских домов", или "общественных домов" (Меланезия), местами из гробниц вождей (Полинезия, Африка), из особых "хижин фетишей" (Африка); при них обычно состояли жрецы, служители. Известны и домашние С. - отд. части жилища с культовыми предметами и изображениями, где совершаются семейные обряды. В развитых религиях клас. общества С. нередко представляют внушительные архитектурные сооружения, называемые храмами.

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 1-2 (кн. 1-2), М., 1956-61; Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, М. - Л., 1935-37; Сарианиди В. И., Культовые здания поселения анауской культуры, "CA", 1962, No 1.

С. А. Токарев. Москва.

СВЯТЛОВСКИЙ

Владимир Владимирович (1869 - 22.XI.1927) - рус. историк. Род. в Москве в семье служащего. В 1890-92 жил в Петербурге, вошел в интеллигентский центр Бруснева группы, участник первомайских сходок в 1891-92. В 1892 эмигрировал, учился в Мюнхенском ун-те; в 1897 защитил докторскую диссертацию о развитии древне-рус. ден. системы. По возвращении в Петербург (1898) принял участие в с.-д. движении ("экономист", позднее примыкал к меньшевикам). С нояб. 1905 - чл. Центр. бюро Петерб. профсоюзов, редактор его журн. "Профессиональный союз". В дек. 1905, после ареста 1-го состава Исполкома Петерб. совета рабочих депутатов, вошел от Центр. бюро в новый состав Исполкома. В последующие годы отошел от революц. деятельности; в 1902-24 - на преподават. работе в Петерб. (Петрогр.) ун-те (где одним из первых читал курс истории социализма), Психоневрологич. ин-те, Воен.-мор. академии. В своих работах С. исследовал агр. и жилищные вопросы, проблемы проф. движения, одним из первых систематизировал историю рус. экономич. мысли; занимался составлением сводной библиографии истории проф. движения в России. Труды С. насыщены фактич. материалом, однако в методологич. и концепционном отношениях они отмечены серьезными ошибками.

Соч.: Гос. страхование рабочих в Германии, М., 1895; Квартирный вопрос, СПБ, 1898; К истории полит. экономии и статистики в России, Сб. ст., СПБ, 1906; Периодич. пресса пролетарских союзов (1905-1919), П., 1919; На заре росс. соц.-демократии, "Былое", 1922, No 19; История экономич. идей в России, т. 1, П., 1923; Происхождение денег и ден. знаков, М. - П., 1923; Коммунистич. гос-во иезуитов в Парагвае в XVII и XVIII ст., П., 1924; История проф. движения в России от возникновения рабоч. класса до кон. 1917 г., 2 изд., (Л.), 1925.

Лит.: Список соч. В. В. Святловского (1887-1911), СПБ, 1911.

В. И. Сергеев. Москва.

СВЯТОВАЦЛАВСКИЙ ДОГОВОР 1517

СВЯТОВАЦЛАВСКИЙ ДОГОВОР 1517 - см. Сватовацлавский договор 1517.

СВЯТОПОЛК

СВЯТОПОЛК (ум. 894) - великоморав. князь (870-894), племянник кн. Ростислава и его соперник в борьбе за власть. Признавал себя вассалом Людовика Немецкого и Карла III. В 890 добился от короля Арнульфа подтверждения независимости Великоморавской державы, границы к-рой при С. достигли наибольшего расширения. В начале своего правления С. опирался на слав. церковь, созданную Кириллом и Мефодием, затем поддерживал восточно- франкское духовенство; подверг гонению учеников Мефодия, запретил церк.-слав. яз. как язык культа.

Источн.: Pramene k dejinám Vel'kej Moravy, red. P. Ratkos, Brat., 1964.

Лит.: Prehled ceskoslovenských dejin, dl 1, Praha, 1958 (библ.); Havlík L., Velká Morava a stredoevropstí Slované, Praha, 1964 (см. указатель).

Г. Э. Санчук. Москва.

СВЯТОПОЛК ИЗЯСЛАВИЧ

СВЯТОПОЛК ИЗЯСЛАВИЧ (1050-1113) - князь полоцкий (1069-71), новгородский (1078-88), туровский (1088-1093), вел. кн. киевский (1093-1113), сын вел. кн. Изяслава Ярославича. В 1077 вместе с Владимиром Мономахом ходил к Полоцку на кн. Всеслава Брячеславича. В 1093 дважды потерпел поражение от половцев. В 1095 С. И. и Владимир Мономах разгромили в степях половецкие станы, в 1096 вели войну против черниговского кн. Олега Святославича, отказавшегося приехать по приглашению С. И. на съезд князей в Киев. В 1097 С. И. участвовал в Любечском съезде князей, после к-рого вместе с владимиро-волынским кн. Давидом Игоревичем захватил теребовльского кн. Василька Ростиславича и позволил его ослепить. В 1098 под давлением Владимира Мономаха и др. князей пошел на Давида Игоревича войной, изгнал его из Владимира Волынского, но был разбит при попытке отнять и нек-рые земли у Володаря Ростиславича и Василька Ростиславича. С. И. был участником Витичевского съезда (1100) и съездов на р. Золотче (1101) и у Долобского оз. (1103). В 1103, 1107 и 1111 вместе с Владимиром Мономахом и др. князьями участвовал в успешных походах на половцев. С. И. и его приближенные вели спекуляцию солью, что вызвало нар. недовольство (см. Киевское восстание 1113). Христ. имя С. И. - Михаил.

Лит.: Рыбаков Б. A., Первые века русской истории, М., 1964; Новосельцев А. П. и др., Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965.

Г. С. Горшков. Москва.

СВЯТОПОЛК ОКАЯННЫЙ

СВЯТОПОЛК ОКАЯННЫЙ (ок. 980-1019) - князь туровский (988-1015) и вел. кн. киевский (1015-19), сын Владимира Святославича. Был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго. С его помощью С. О. готовил заговор против отца, после смерти к-рого С. О. овладел великокняжеским столом, убив своих братьев Бориса и Глеба (за что получил свое прозвище), а также Святослава. Против С. О. выступил его брат новгородский кн. Ярослав Владимирович Мудрый. После поражения в битве при Любече (1016) С. О. бежал в Польшу. Вернувшись в 1018 с польск. войском, С. О. разбил Ярослава на р. Буг и изгнал его из Киева. Недовольство нар. масс владычеством иноземцев вынудило польск. войска оставить Русь. В 1019 Ярослав вновь выступил против С. О., к-рый бежал к печенегам. В битве на р. Альте С. О. был разбит, бежал в Польшу, затем в Чехию, но в пути погиб.

СВЯТОПОЛК-МИРСКИЙ

Петр Данилович (1857 - 16.V.1914), князь, - гос. деятель царской России, ген.-адъютант. Окончил Пажеский корпус, Академию Генштаба. С 1890 - предводитель дворянства Харьковской губ., с 1895 - пензенский, с 1897 - екатеринославский губернатор. В 1900-02 - товарищ мин. внутр. дел, в 1902-04 - виленский, ковенский и гродненский ген.-губернатор. В авг. 1904, после убийства В. К. Плеве, был назначен министром внутр. дел. Стремясь ослабить нараставший революц. кризис, привлечь на сторону царизма бурж. оппозицию, взял курс на заигрывание с либералами и нек-рое смягчение прямолинейно-охранительной политики пр-ва (частичная амнистия, ослабление цензуры, разрешение съездов земских деятелей). Гл. пункт проекта реформ (нояб. 1904) С.-М., предусматривавший включение в Гос. совет выборных представителей от земств и гор. дум, был отвергнут как слишком левый; указ 12 дек. 1904 "О мерах к усовершенствованию гос. порядка" обещал ряд реформ, но при непременном сохранении самодержавия. Политика С.-М. ("эпоха доверия") потерпела провал. 18 янв. 1905 он был уволен в отставку. В дальнейшем активной политич. роли не играл.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочн. том, ч. 2); Витте С. Ю., Воспоминания, т. 2, М., 1960; Дневник кн. Е. А. Святополк-Мирской за 1904-05 гг., ИЗ, т. 77, М., 1965.

С. Н. Семанов. Ленинград.

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (ум. 972 или 973) - великий князь киевский (ок. 945-972), полководец. При нем Киевским гос-вом в значит. мере правила мать - княгиня Ольга (до 969), так как С. И. почти всю жизнь провел в походах. Действия С. И. носили наступат. характер, что позволяло ему захватывать инициативу и добиваться успеха. В 964-966 С. И. освободил вятичей от власти хазар и подчинил их власти Киева. В 60-х гг. 10 в. разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города Саркел (на Дону) и Итиль - столицу каганата. Воевал с волжско-камскими болгарами и взял их столицу на Волге. На Сев. Кавказе С. И. захватил хазарскую крепость Семендер, разбил ясов и касогов. В 967 или 968, используя предложение Византии, стремившейся ослабить своих соседей Русь и Болгарию, столкнув их друг с другом, С. И. вторгся в Болгарию и обосновался в устье Дуная в Переяславце. Визант. пр-во, чтобы воспрепятствовать утверждению С. И. в Болгарии, направило к Киеву печенегов. С. И. возвратился на защиту столицы, но, отбив печенегов, снова пришел в Болгарию. Ок. 971 он в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией. После боя с превосходившим по численности визант. войском у Большого Преслава и Доростола, выдержав со своим войском 3-месячную осаду, С. И. заключил в 971 мир с имп. Цимисхием (см. Договоры Руси с Византией). На обратном пути в Киев С. И. у днепровских порогов погиб в бою с печенегами, предупрежденными визант. пр-вом о его возвращении.

Лит.: Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 1, М., 1959; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Рыбаков Б. A., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, (М., 1963).

СВЯТОСЛАВ ОЛЬГОВИЧ

СВЯТОСЛАВ ОЛЬГОВИЧ (ум. 1164) - князь новгород-северский (1136-38, 1139), белгородский (1141-1154), черниговский (1154-64), внук Святослава Ярославича. В 1139 помог своему брату Всеволоду Ольговичу занять киевский стол. Пытался вытеснить из Переяславля кн. Андрея Юрьевича (Боголюбского), но потерпел неудачу. С 1146 участвовал в долголетней борьбе князей за Киев, являясь союзником кн. Юрия Долгорукого (в 1147 состоялась встреча С. О. с Юрием в Москве - первое о ней упоминание в летописях), и помог Юрию добиться великокняжеского стола. После смерти Юрия С. О. помог Изяславу Давидовичу стать вел. князем, получив от него Чернигов.

Лит.: Голубовский П. В., История Северской земли до пол. XIV ст., К., 1881; Багалей Д. И., История Северской земли до пол. XIV ст., К., 1882.

СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ

СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ (1027-76) - князь черниговский (1054-73), вел. кн. киевский(1073-76), сын Ярослава Владимировича Мудрого. Вместе с братьями Всеволодом и вел. кн. Изяславом он составлял своеобразный княж. триумвират, распоряжавшийся в 1054-72 всеми делами на Руси. В 1060 С. Я. участвовал в походе на торков. В 1065 боролся с племянником Ростиславом Владимировичем, захватившим Тмутаракань. В 1067 С. Я. с братьями разбил на р. Немизе полоцкого кн. Всеслава Брячеславича и взял его в плен. В 1068 братья потерпели поражение от половцев на р. Альте. С. Я. сумел вскоре с одной своей дружиной нанести поражение половцам у Сновска, чем сильно поднял свой престиж на Руси. Вместе с братьями является одним из составителей Русской правды (т. н. Правды Ярославичей). В 1073 С. Я., заручившись поддержкой Всеволода Ярославича, отнял у старшего брата Изяслава великокняжеский стол. По заказу С. Я. в 1073 и 1076 были составлены Изборники Святослава.

Лит.: Голубовский П. В., История Северской земли до половины XIV ст., К., 1881; Рыбаков Б. A.. Первые века рус. истории, М., 1964; Древнерус. гос-во и его междунар. значение, М., 1965.

Г. С. Горшков. Москва.

"СВЯТЫЕ"

"СВЯТЫЕ" - мифич. или ист. лица, к-рым в различных религиях (христианстве, исламе) приписываются "благочестие", "праведность", "богоугодность", посредничество между богом и людьми. По существу "С." почитаются как боги низшего ранга; мн. из них приписываются специальные функции. Почитание "С." привносит в монотеистич. религии элементы многобожия. Культ "С." восходит к культу предков; на его формирование в христианстве оказал большое влияние культ героев греко-рим. мифологии. Для успеха распространения христианства среди язычников церковь нередко включала местных богов в христ. пантеон в качестве "С.". Поместные соборы 4 в. - Гангрский и Лаодикейский - узаконили чествование "С."; учение о почитании "С." развивали церк. писатели 4 в. (Ефрем Сирин, Василий Кесарийский, Григорий Нисский и др.). Церковь вела энергичную борьбу с противниками культа "С." - павликианами, богомилами, альбигойцами, гуситами и др. 7-й Вселенский собор (787) объявил анафему всем, отказывающимся от почитания "С.". Церковь установила для каждого "С." день его памяти. Первоначально отдельные христ. общины имели своих "С.", затем причисление к "С.", введение культа нового "С." централизовались путем канонизации. В число "С." включались "мученики", "подвижники", "пострадавшие за веру", а также мн. папы (Григорий I, Лев III, Лев IX и др.), князья (напр., Владимир Святославич, Борис и Глеб), государи (Карл Великий, франц. король Людовик IX и др.). Церковь создала жизнеописания "С." (см. Жития святых). В визант. церкви канонизация осуществлялась церковью, утверждалась императорами, в католической - с 1170 только рим. папами; в России общецерк. канонизация была введена в 16 в. и поставлена под контроль царя, со времени Петра I осуществлялась императорскими указами по представлению синода. В протестантизме "С." не признаются, однако в нек-рых протестантских течениях (напр., в лютеранстве) имеются элементы почитания "С." как замечательных личностей, но без обращения к ним как посредникам между людьми и богом или покровителям.

В исламе культ "С." закрепился с распространением суфизма, прибл. с 10 в. Офиц. канонизация "С." отсутствует; обычно признание "святым" (вали, в Сев. Африке - марабут) того или иного лица (соответственно и его способности к посредничеству между богом и людьми) возникает еще при его жизни и закрепляется традицией. Ретроспективно рассматриваются как "С." первые сподвижники Мухаммеда, ряд военачальников периода араб. завоеваний, ранние "мученики за веру". В исламе включаются в число "С." и нек-рые доисламские местные божества, ряд христ. "С.", эпонимы (родоначальники) нек-рых племен, основатели суфийских орденов и др. Существует своеобразная иерархия "С."; имеется учение о скрытых "С.", живущих на земле при жизни каждого поколения, но ему неизвестных. Культ каждого распространяется по большей части лишь на определ. р-н, иногда достаточно обширный, или бытует только внутри определ. секты или определ. суфийского ордена. Существует обширная агиографич. лит-ра. Против культа "С." как нарушающего основы монотеизма выступали в раннем исламе мутазилиты, ханбалиты, в новое время - ваххабиты и нек-рые реформистские течения.

Иудаизму чужд культ "С.", но в возникшем в нем в 18 в. течении - хасидизме - функциями "С." наделены по-существу цадики, к-рые уже при жизни рассматриваются как посредники между богом и людьми; к ним как боговдохновенным совершаются паломничества за получением наставлений.

Лит.: Ранович A., Происхождение христ. культа святых, М. - Л., 1931; его же, Как создавались жития святых, M., 1961; Гольдциер И., Культ святых в исламе, пер. с нем., М., 1938; Климович Л. И., Обряды, праздники и культы святых в исламе, Грозный, 1958; Newman L. I. The hasidic anthology, N. Y., 1963.

"СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА"

"СВЯЩЕННАЯ ДРУЖИНА" - тайная орг-ция придворной аристократии в России для борьбы с революц. движением. Создана летом 1881 после покушения на Александра II. Руководил деятельностью "С. д." центр. комитет во гл. с П. П. Шуваловым. В руководство входили вел. князья, министры и генералы. Имела шпионов и провокаторов, двойную конспирацию - не только от революционеров, но и от полиции. Участники "С. д." громили подпольные типографии, пытались организовать политич. сыск. Была создана обширная заграничная агентура, в Женеве издавались газ. "Вольное слово" и "Правда". В кон. 1882 деятельность "С. д." прекратилась.

Лит.: Богучарский В. Я., Из истории политич. борьбы в 70-80-х гг. XIX в., М., 1912; Смельский В. Н., Священная дружина (Из дневника ее члена), "ГМ", 1916, No 1-4; Сенчакова Л. Т., "Священная дружина" и ее состав, "ВМГУ. Сер. 9. История", 1967, No 2.

"СВЯЩЕННАЯ ЛИГА" 1511

"СВЯЩЕННАЯ ЛИГА" 1511 - союз, заключенный во время Итальянских войн 1494-1559 между рим. папой Юлием II, Венецией, Испанией, Англией, швейцарскими кантонами. Формально союз был заключен ради "защиты единства католич. церкви", к-рому якобы угрожал созванный в это время франц. королем Людовиком XII церк. собор в Пизе; в действительности Испания стремилась утвердить свое господство в Италии, изгнав оттуда оккупировавшие часть ее территории франц. войска, а папа добивался новых присоединений к своим владениям. Согласно договору, участники "С. л." выставляли определенное количество войск, объединявшихся под общим командованием. В результате воен. действий франц. войска были вытеснены из Италии; франц. господство сменилось более тяжелым испанским.

"СВЯЩЕННАЯ ЛИГА" 1684

"СВЯЩЕННАЯ ЛИГА" 1684 - антитур. коалиция европ. гос-в, сложившаяся в ходе начавшейся в 1683 войны Австрии и Польши против Турции; оформлена австро-польским договором, заключенным в апр. 1683, к к-рому в апр. 1684 присоединилась Венеция, а в 1686 - Россия. Присоединение России к "С. л." сопровождалось заключением "Вечного мира" с Речью Посполитой.

"С. л." фактически распалась на Карловицком конгрессе 1698-99, когда в полной мере обнаружились противоречия между ее участниками. См. также статьи Австро-турецкие войны 16-18 вв., Венециано-турецкие войны 15-18 вв., Русско-турецкие войны 17-19 вв., Азовские походы Петра I 1695-96, Крымские походы 1687 и 1689 и лит. к этим статьям.

"СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ - сборник религ. иудейских и христ. книг, составляющих Библию, написанных, согласно религ. вероучению, по внушению бога. В иудаизме С. п. считается только Ветхий завет, в христианстве - также и Новый завет.

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ - в христианстве религ. установления и предписания, рассматриваемые наряду со Священным писанием как "божественное откровение", первоисточник вероучения. С. п. содержит произв., якобы восходящие к Христу или апостолам, не вошедшие в Свящ. писание, а переданные ими изустно и лишь впоследствии записанные. В С. п. входят "Правила апостольские", "Символы веры", а также учения отцов церкви, решения церк. соборов. Католицизм включает в его состав решения пап (в 1870 Пий IX на 1-м Ватиканском соборе заявил: "Предание - это я!"), православие относит к С. п. значительно меньше церк. мат-лов. Протестантизм не признает С. п. "божественным откровением". На 2-м Ватиканском соборе (1962-65) в поисках путей сближения всех христ. церквей ставился вопрос о С. п. - о его объеме и о его значении как первоисточника вероучения. Однако в принятой собором догматич. конституции ("Dei verbum") принципиальных изменений в канонич. вероучение не было внесено. Значение С. п. для церкви в том, что оно позволяет ей санкционировать диктуемые меняющимися ист. условиями практич. меры и решения, к-рые, исходя из одного Свящ. писания, обосновать невозможно.

Роль, аналогичную С. п., играют: в иудаизме Талмуд, в исламе Сунна.

"СВЯЩЕННЫЕ ВОЙНЫ"

"СВЯЩЕННЫЕ ВОЙНЫ" - войны 6-3 вв. до н. э. в Др. Греции между членами амфиктионии за гегемонию внутри ее и влияние в Греции. Поводом к "С. в." обычно являлось нарушение кем-либо из членов амфиктионии общих постановлений и правил, а также неприкосновенности святилищ и их казны (отсюда название "С. в."). Наиболее известны "С. в." членов Дельфийской амфиктионии. Из них самой значит. была "С. в." 355-346 до н. э. Велась Фивами, Локридой и Фессалией против Фокиды и поддерживавших ее Спарты и Афин. С помощью македонского царя Филиппа II города Фокиды были разгромлены. Македония вместо Фокиды была принята в амфиктионию и тем самым укрепилась в Сев. Греции. В 340-339 до н. э. велась "С. в." Македонией и Афинами против локридского г. Амфиссы; в ходе ее Филипп II взял города Амфиссу, Элатею и закрепился в Ср. Греции.

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СГУР

СГУР (Sgoyros), Лев (ум. 1208) - визант. правитель г. Навплии (Пелопоннес), пытавшийся в условиях надвигавшегося распада Византии создать самостоят. гос-во. Ок. 1202 завоевал Аргос, затем Коринф; в 1204 безуспешно осаждал Афины, занял Беотию и Фессалию. Под натиском крестоносцев (во гл. с Бонифацием Монферратским) отступил из Ср. Греции, но до конца дней удерживал неприступную цитадель Коринфа - Акрокоринф и гг. Навплию и Аргос. О внутр. политике С. сведений нет; противники С. обвиняли его в тирании.

СЕ

Сэ (Sée), Анри Эжен (6.IX.1864 - 1936) - франц. историк. Ученик Фюстель де Куланжа. Профессор университета в Ренне (1893-1920). Работы С. посвящены истории франц. ср.-век. крестьянства (по 18 в.), экономической истории Франции (особенно истории раннего капитализма и, в частности, стачкам 16 в.), ряд работ - истории политической мысли во Франции.

Соч.: Les classes rurales et le régime domanial en France au moyen âge, P., 1901; Les classes rurales en Bretagne du XVI siècle а la révolution, P., 1906; La France économique et sociale au XVIII siècle, 5 éd., P., 1952; L'évolution commerciale et industrielle de la France sous l'ancien régime, P., 1925; L'évolution de la pensée politique en France au XVIII siècle, P., 1925; Matérialisme historique et l'interprétation économique de l'histoire, P., 1927; La vie économique de la France sous la monarchie censitaire (1815-1848), P., 1927; Esquisse d'une histoire économique et sociale de la France depuis les origines jusqu'а la guerre mondiale, P., 1929; Les origines du capitalisme moderne, 4 éd., P., 1940.

Лит.: "Annales de Bretagne", 1936, No 1-2, p. 11-33; Добролюбский К., Sée H., Französische Wirtschafts- geschichte. Handbuch der Wirschaftsgeschichte, Bd 1-2, Jena, 1936 (рец.), "Историк-марксист", 1937, кн. 5-6.

СЕАТО

СЕАТО (SEATO - сокр. от South-East Asia Treaty Organization - Организация договора о Юго-Восточной Азии) - созданный по инициативе США военно-политич. союз, гл. задачей к-рого является борьба с нац.-освободит. движением в странах Юго-Вост. Азии. В СЕАТО входят США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд и Филиппины, подписавшие 8 сент. 1954 договор (вступил в силу 19 февр. 1955) на конференции в г. Маниле (пр-ва Индии, Индонезии, Бирмы, Цейлона отвергли предложение принять участие в Манильской конференции). Манильский договор состоит из преамбулы, 11 статей и оговорки США о "коммунистической агрессии". Центр. место в договоре занимает ст. 4. Эта статья обязывает страны - участницы СЕАТО принимать совместные меры не только в ответ на вооруж. нападение, но и в том случае, "если неприкосновенность или целостность территории, или суверенитет и политическая независимость" одного из них будут "поставлены под угрозу каким-либо иным путем, кроме вооруженного нападения, или если на нее влияет или ей угрожает какой-либо другой факт или ситуация". Т. о. странам, подписавшим Манильский договор, предоставляется право вмешиваться во внутр. дела гос-в - участников СЕАТО. Ст. 8 указывает, что это "право" может быть распространено на любую страну или территорию, не являющуюся участником этого военного блока. Вопреки решениям Женевского совещания 1954 о принципах политического урегулирования в Лаосе, Камбодже и Вьетнаме и об уважении их суверенитета, участники совещания в Маниле подписали дополнительный протокол, распространяющий на Лаос, Камбоджу и Южный Вьетнам действие Манильского протокола.

Образование агрессивного воен. блока в Азии вызвало резкие протесты во многих странах. В Заявлении МИД СССР от 15 сент. 1954 указывалось, что "Советское правительство не может рассматривать конференцию в Маниле и подписание ?Договора об обороне Юго-Восточной Азии? иначе, как действия, направленные против интересов безопасности в Азии и на Дальнем Востоке и, вместе с тем, против интересов свободы и национальной независимости народов Азии".

Агрессивные империалистич. силы во главе с США неоднократно использовали СЕАТО, поддерживая реакционные группировки в Лаосе, Камбодже, Индонезии, Юж. Вьетнаме и др. р-нах Юго-Вост. Азии. Ежегодные воен. маневры участников СЕАТО служат для США средством оказания военно-политич. давления на страны, расположенные в сфере действия этого блока. Между его участниками обостряются противоречия. Так, напр., пр-во Франции, выдвинувшее в 1963 идею нейтрализации стран быв. Индокитая, неоднократно выступало против интервенции США во Вьетнаме и ряда других аспектов политики США в Азии. Франция отозвала (1966) своих офицеров из военных орг-ций блока. С критикой нек-рых сторон политики США выступил Пакистан. Эскалация воен. действий США против ДРВ и вооруж. сил Нац. фронта борьбы за освобождение Южного Вьетнама сопровождается дальнейшим углублением разногласий между гос-вами - членами СЕАТО.

Высший руководящий орган С. - Совет СЕАТО, в к-рый входят мин. иностр. дел стран - участниц блока. Сессии Совета, на к-рых принимаются наиболее важные решения, обычно проводятся раз в год. Постоянный орган СЕАТО - Совет представителей, во главе к-рого стоит ген. секретарь (с 1965 - филиппинец Хесус Варгас). В рамках организации действуют группа воен. советников и 3 постоянных к-та (по экономич. вопросам, по борьбе с т. н. "подрывной деятельностью" и по вопросам информации, культуры и труда). Штаб-квартира СЕАТО находится в г. Банкок (Таиланд).

Лит.: Смирнов Ю., Софинский В., СЕАТО - агрессивный блок колониальных держав, М., 1957; Мерзляков Н. С., СЕАТО, М., 1958.

Э. А. Микаэлян. Москва.

СЕБЕОС

СЕБЕОС - арм. историк 7 в., автор "Истории", посвященной периоду царствования визант. имп. Ираклия (610-641). Изложение доведено до 661. В "Истории" С. описаны ирано-визант. войны 7 в., походы арабов, внутр. положение Армении и т. п. В соч. С. сохранились также 2 части, в к-рых изложены легендарный период истории Армении и ее история в 1-5 вв. Эти части, известные под назв. "Начальная история Анонима", по мнению нек-рых исследователей, не имеют отношения к "Истории" С.

Соч.: История епископа Себеоса, перевод с арм., Ер., 1939.

Лит.: Малхасянц С., История Себеоса и Мовсес Хоренаци, Тифлис, 1899 (на арм. яз.); Абгарян Г. В., "История Себеоса" и проблема Анонима, Ер., 1965 (на арм. яз. с рус. резюме).

СЕБИЙО

СЕБИЙО (Sebillot), Поль (1846 - 23.IV.1918) - франц. фольклорист, этнограф и археолог; один из основоположников франц. фольклористики. Собирал и изучал устное нар. творчество, гл. обр. в Бретани. В своем 4-томном главном исследовании "Фольклор Франции" С. впервые обобщил и систематизировал накопленный к кон. 19 в. обширный мат-л о франц. нар. верованиях, обычаях и представлениях, связанных с природой.

Соч.: Le folk-lore de France, v. 1-4, P., 1904-07; Le paganisme contemporain chez les peuples celtolatins, P., 1 908; Le folk-lore, littérature orale et éthnographie traditionnelle, P., 1913.

СЕБРЫ

СЕБРЫ (серб. - себар, себри, себрь) - термин, обозначающий одну из социальных категорий населения ср.-век. Сербии. Впервые упоминается в Законнике Стефана Душана ("Законик цара Стефана Душана 1349 и 1354", Београд, 1960). О значении термина нет единого мнения. Большинство историков считает, что С. - крестьяне всех категорий (см. "Историjа народа Jугославиjе", књ. 1, Загреб, 1953, с. 388); нек-рые полагают, что С. - свободные общинники (см. Ю. В. Готье, Образование сербского государства, в кн.: "Славянский сб.", М., 1947, с. 28).

СЁВА

СЁВА (япон., букв. - просвещенный мир) - офиц. назв. периода правления япон. имп. Хирохито (вступил на престол в 1926).

СЕВАНСКИЙ КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК

СЕВАНСКИЙ КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК - комплекс археологических памятников Армении, относящийся ко 2-й половине 2-го тысячелетия до н. э. Открыт в 1956 у с. Лчашен, на северо-западном берегу оз. Севан. А. О. Мнацаканяном исследованы погребения общинников и плем. вождей. В могилах найдены: оружие и орудия труда, повозки, колесницы, столярные изделия, бронз. скульптуры, ювелирные изделия, резные камни, худож. керамика. Находки свидетельствуют о высоком развитии в Армении во 2-м тыс. до н. э. самобытной культуры, связанной с древними центрами Ирана, Месопотамии, М. Азии, Сиро-Палестины, Финикии.

Лит.: Мнацаканян А. О., Основные этапы развития материальной культуры Лчашена, "Историко- филологический журнал", Ер., 1965, No 2 (на арм. яз., резюме на рус. яз.). См. также лит. при статье Лчашен.

СЕВАСТ

СЕВАСТ (Sebstos) - визант. придворный титул, введенный в сер. 11 в. Широкое распространение получил с кон. 11 в. Комнины жаловали им свою родню и высш. знать. В 13-14 вв. был известен также в Болгарии.

СЕВАСТОПОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РСДРП

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РСДРП ("Матросская централка"). В 1901-03 в Севастополе и на Черноморском флоте появляются первые с.-д. организации (в Учебном отряде, на кораблях, в крепости и порту). В нач. 1904 отдельные воен. с.-д. организации объединились в Центр. флотский к-т воен. организации РСДРП, в состав к-рого вошли: Г. Вакуленчук, С. Дейнега, А. Петров, И. Черный, И. Яхновский и др. Этот к-т матросы называли "Матросской централкой" (в дальнейшем сокращенно - "М. ц."). Руководящее ядро "М. ц." было большевистским; она была связана с Севастопольским к-том РСДРП и Крымским союзом РСДРП. Руководствуясь решениями III съезда партии, готовила вооруж. восстание, к-рое намечалось на 1905 на конец летних маневров флота. Но этот план не был осуществлен вследствие стихийно вспыхнувшего восстания на броненосце "Потемкин". Осенью 1905 "М. ц." усилила свою агитационно-пропагандистскую и организаторскую работу среди моряков Черноморского флота и солдат гарнизона, нацеливая их на вооруж. восстание. Оно началось в Севастополе 11 нояб. 1905. Под рук. "М. ц." восставшие избрали руководящий орган - Севастопольский совет матросских и солдатских депутатов. Восстание потерпело поражение, "М. ц." перестала существовать. Но Севастопольская воен. организация РСДРП вскоре возникла вновь и в исключительно трудных условиях отступления революции продолжала работу на кораблях и в частях.

Лит.: Севастопольское вооруженное восстание в ноябре 1905 г. Док-ты и мат-лы, М., 1957; Семин Г. И., Севастополь, М., 1955, с. 220-72.

Г. В. Парамонова. Севастополь.

"СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ МАТРОССКАЯ ЦЕНТРАЛКА"

"СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ МАТРОССКАЯ ЦЕНТРАЛКА" - см. Севастопольская военная организация РСДРП.

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ОБОРОНА 1854-55

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ОБОРОНА 1941-42

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1830

СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1830 - одно из крупных выступлений (т. н. "холерных бунтов"), охвативших Россию в 1830-31. Было вызвано насилиями и притеснениями властей Севастополя во время карантина города. Началось 3 июня с выступления мастеровых флотских экипажей. Вскоре к ним присоединились гор. низы и вооруж. матросы. Восставшие убили наиболее ненавистных чиновников, офицеров, а также купцов, вздувавших цены на продовольствие. В течение 5 дней восставшие удерживали власть в городе. 7 июня восстание было подавлено войсками. 1580 участников С. в. преданы воен. суду. Из них 7 чел. были расстреляны, неск. сот прогнаны сквозь строй, затем сосланы на каторгу и в арестантские роты. Наказанию и ссылке подверглись 423 женщины. 197 мальчиков сданы в кантонисты.

Лит.: Гаврилов С., О чумном возмущении в Севастополе 1830 г., "РА", 1867, No 11; Полканов A., Севастопольское восстание 1830 г. По архив. мат-лам, (Симферополь), 1936; Хартахай Ф., Женский бунт в Севастополе, "Современник", 1865, No 10.

СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1905

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1655-60

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1655-60 - война Швеции и ее союзников против Речи Посполитой и ее союзников. Была начата Швецией в неблагоприятный для Речи Посполитой момент, когда вслед за 6-летней освободит. войной укр. и белорус. народов, находившихся под господством польск. шляхты, началась в 1654 война с Россией (см. Русско-польская война 1654-67). Швеция стремилась, овладев прибалтийской терр. Речи Посполитой, утвердить свое господство на Балтике. Предлогом для войны послужили претензии польск. короля Яна II Казимира на швед. престол. Вторгшиеся в июле 1655 швед. войска быстро овладели почти всей терр. польск. земель с Варшавой и Краковом, а также частью Литвы. Успехи шведов определялись прежде всего капитулянтской позицией польск. магнатов и части шляхты, признавших власть швед. короля Карла X Густава. Ян II Казимир бежал в Силезию. Угроза потери независимости и бесчинства оккупантов вызвали патриотич. подъем польск. нар. масс. Крест. сопротивление оккупантам в Краковском Подгорье в декабре 1655 положило начало изгнанию захватчиков. В начале 1656 шведы были изгнаны с терр. Речи Посполитой, чему способствовало заключение весной 1656 перемирия с Речью Посполитой России и начало русско-шведской войны 1656-61. Однако летом 1656 шведы с помощью Бранденбурга вновь овладели Варшавой. Карл X выдвинул проект раздела Речи Посполитой и заручился поддержкой трансильванского кн. Дьёрдя II Ракоци, войска к-рого вторглись в 1657 в Польшу, но были разбиты. Речь Посполита получила поддержку Австрии и ценой отказа от прав сюзеренитета над Вост. Пруссией добилась перехода на свою сторону Бранденбурга (см. Велявско-Быдгощский трактат 1657). После вступления в войну (июнь 1657) Дании против Швеции швед. войска почти полностью покинули терр. Речи Посполитой. В 1658 Дания, потерпев поражение, вышла из войны (по Роскилльскому миру 1658 Дания потеряла Сконе и др. терр.). Но в том же году она возобновила войну, получив поддержку не только Речи Посполитой, Австрии и Бранденбурга, но и Нидерландов. Однако противоречия между противниками спасли Швецию от разгрома. Речь Посполита, стремясь вновь овладеть Украиной, воссоединенной с Россией в 1654, и Белоруссией, большая часть к-рой была освобождена рус. войсками в 1654-55, заключила со Швецией Оливский мир 1660. Воен. действиям Дании против Швеции положил конец Копенгагенский мир 1660. С. в. 1655-60 существенно ослабила Речь Посполиту, но в 1659 она возобновила войну против России, что вынудило Россию пойти на заключение невыгодного для нее Кардисского мирного договора 1661 со Швецией.

Лит.: Polska w okresie drugiej wojny pólnocnej. 1655-1660, t. 1-3, Warsz., 1957.

И. С. Миллер. Москва.

СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-21

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕВЕРНАЯ ВЭЙ

СЕВЕРНАЯ ВЭЙ (Тоба Вэй, Юань Вэй) - династия, царствовавшая в 386-535 на терр. Северного Китая. Основана Тоба Гуем - вождем племен тоба, выделившихся из племенного союза сяньби и завоевавших в 4 в. Сев. Китай. В период наибольшего могущества распространяла свое политич. влияние на нек-рые племена на В. совр. Синьцзяна. При С. В. широкое распространение в Сев. Китае получил буддизм, укрепились связи с Индией. Наблюдался значит. рост церк. (буддийского) землевладения, получавшего поддержку со стороны правившей династии. Под воздействием кит. культуры тоба подверглись сильной ассимиляции, в основном утратив свои обычаи и язык. В обстановке феод. междоусобиц и антифеод. борьбы крестьянства гос-во С. В. в 534-535 распалось на два царства - Восточную Вэй (534-550) и Западную Вэй (535-557).

Правители династии С. В.: Дао У-ди (Тоба Гуй) (386-409), Мин Юань-ди (Тоба Сы) (409-423), Тай У-ди (Тоба Tao) (423-452), Инь (Тоба Юй) (452), Вэнь Чэн-ди (Тоба Цзюнь) (452-465), Сянь Вэнь-ди (Тоба Хун) (465-471), Сяо Вэнь-ди (Тоба Хун, Юань Хун) (471-499), Сюань У-ди (Тоба Ко, Юань Ко) (499-515), Сяо Мин-ди (Тоба Сюй, Юань Сюй) (515-528), Сяо Чжуан-ди (Тоба Цзы-ю, Юань Цзы-ю) (528-531), Дунхай-ван (Юань Е) (530-531), Цянь Фэй-ди (Цзэ Минь-ди, Юань Гун) (531-532), Хоу Фэй-ди (Юань Лан) (531-532) (Сяо Чжуан-ди и Дунхай-ван, Цянь Фэй-ди и Хоу Фэй-ди правили одновременно на разных территориях гос-ва С. В.), Сяо У-ди (Юань Сю) (532-535).

Лит.: Думан Л. И., К истории гос-в Тоба Вэй и Ляо и их связей с Китаем, "Уч. зап. ИВАН", т. 11 - Китайский сб., М., 1955.

Л. И. Думан. Москва.

СЕВЕРНАЯ КОММУНА

Союз коммун Северной области, - объединение сев. губерний России в 1918-19, после переезда правительства в Москву, на базе отделов Петросовета; создана, как и во мн. др. случаях, на местах, во время становления Сов. власти, в процессе поиска форм сов. гос. системы. В С. к. входили: Петроградская, Новгородская, Псковская, Олонецкая, Архангельская, Вологодская губ.; позднее вошли: Северодвинская и Череповецкая (выделились из Архангельской и Вологодской губ.). С. к. конституировалась на 1-м съезде Советов Сев. обл. в Петрограде 26-29 апр. 1918. Съезд избрал ЦИК и утвердил исполнит. власть - Совет комиссаров С. к., в к-рый входили комиссары: по просвещению; по делам страхования и борьбы с огнем; здравоохранения; гор. х-ва; иностр. дел; гос. контроля; председатель CHX; комиссар воен. дел; внутр. дел; земледелия; социального обеспечения; агитации, печати и пропаганды; по делам национальностей; почт и телеграфов; продовольствия; труда; финансов; юстиции; торговли и пром-сти; Петрогр. округа путей сообщения; по делам пленных и беженцев; управления делами. Декретом ЦИК С. к. 30 мая 1918 учреждено Агентство печати С. к. (печатные органы: "Северная коммуна", "Новый путь", "Красная газета"). После 2-го съезда Советов Сев. обл. (1-3 авг. 1918), несмотря на отсутствие точного распределения функций между органами С. к. и центр. гос. учреждениями, Петрогр. советом и Губ. исполкомом, Центр. межведомств. комиссия утвердила С. к. По мере укрепления центр. Сов. власти и успехов в гос. строительстве существование С. к. и подобных образований в др. районах страны утратило смысл; более того, оно способствовало развитию местничества, противоречило Конституции РСФСР, принятой 5-м Всеросс. съездом Советов 10 июля 1918. 3-й съезд Советов Сев. обл. 24 февр. 1919 принял решение об упразднении С. к.

Лит.: Сб. декр. и пост. по Союзу коммун Сев. области, в. 1, ч. 1, П., 1919; Схема орг-ции Совета нар. х-ва Сев. р-на и его местных органов, П., 1918.

В. И. Сергеев. Москва.

СЕВЕРНАЯ МАРКА

СЕВЕРНАЯ МАРКА - пограничный адм. округ, к-рый был расположен по среднему течению Эльбы, в басс. р. Гавола (Хафель) на части земель лютичей (гаволян), завоеванных нем. феодалами в 10 в. С. м. выделилась из б. марки Герона (после его смерти, 965). Ликвидирована в результате восстания лютичей (983). Впоследствии терр. С. м. - ядро маркграфства Бранденбург.

"СЕВЕРНАЯ ПОЧТА"

1) Газета, изд. в Петербурге в 1809-19. Выходила 2 раза в неделю. Издавалась при Почтовом деп. Мин-ва внутр. дел, под рук. товарища министра (затем министра) О. П. Козодавлева. 2) Газета Мин-ва внутр. дел, выходила в Петербурге в 1862-68 ежедневно. Цель издания - пропаганда правительств. программы; газета вела борьбу с оппозиц. прессой. С 1869 "С. п." заменил "Правительственный вестник".

"СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА"

"СЕВЕРНАЯ ПЧЕЛА" - рус. политическая и литературная газета. Выходила в Петербурге в 1825-64 вначале 3 раза в неделю, с 1831 - ежедневно. Редакторы-издатели: Ф. В. Булгарин, с 1831 - Булгарин и Н. И. Греч, с 1860 - П. С. Усов. В 1820-30-е гг. пользовалась большой популярностью, т. к. была единств. частной газетой, имевшей право на политич. информацию. Издавалась по широкой программе, включавшей внутр. и иностр. сообщения, лит. мат-л; впервые ввела газетные фельетоны, к-рые еженедельно писал Булгарин; отличалась сенсационной занимательностью. Фактически булгаринская "С. п." находилась под покровительством 3-го отделения. Программа ее сводилась к пропаганде преданности престолу, казенного монархич. "патриотизма", теории официальной народности. В 60-е гг. Усов придал газете умеренно-либеральное направление, однако она не имела успеха и скоро прекратила существование.

Лит.: Очерки по истории рус. журналистики и критики, т. 1, Л., 1950; Лемке M., P. Булгарин и "С. п.", в его кн.: Николаевские жандармы и лит-ра 1826-55, СПБ, 1908; Каратыгин П. П., "С. п." (1825-59), "РА", 1882, No 4.

СЕВЕРНАЯ СЕМИЛЕТНЯЯ ВОЙНА 1563-70

СЕВЕРНАЯ СЕМИЛЕТНЯЯ ВОЙНА 1563-70 - одна из швед.-дат. войн за господство на Балтике. Велась Данией в союзе с Любеком и Польшей против Швеции. С. с. в., происходившая одновременно с Ливонской войной 1558-83, была связана с общим обострением борьбы держав за Прибалтику в ходе распада Ливонского ордена. Захват Швецией в 1561 Ревеля (Таллина), ее попытки установить контроль над торг. путем в Рус. гос-во угрожали всей системе опорных пунктов Дании на Балтике и вовлекли Швецию в конфликт с Любеком, торг. конкурентом Ревеля. Формальным предлогом для войны был спор из-за права употребления в дат. гос. гербе т. н. "трех корон", являвшихся швед. нац. эмблемой (иногда Сев. наз. "войной из-за трех корон"). Внутриполитич. борьба в Швеции за престол между Эриком XIV и его братом герцогом Юханом облегчила Дании начало войны. Напав на Швецию, Дания в сентябре 1563 захватила швед. порт Эльфсборг - единств. выход к Северному м. Лишь к сентябрю 1565 швед. армии удалось прорвать блокаду, захватив Варберг. Воен. действия шли с переменным успехом. Летом - осенью 1567 дат. войска перешли в наступление (под предводительством Д. Рантцау) и с ноября 1567 по январь 1568 оккупировали Смоланд и Эстерланд, а в 1569 взяли Варберг. Воен. поражения, а также перспективы возобновления войны Швеции с Рус. гос-вом заставили утвердившегося на швед. престоле (1568) Юхана III, отличавшегося резко антирус. ориентацией, искать мира с Данией. Переговоры о мире (начавшиеся в 1568) завершились подписанием Штеттинского мира 1570, фактически восстановившего статус-кво.

Лит.: Форстен Г. В., Балтийский вопрос в XVI-XVII столетиях, т. 1, СПБ, 1893; Westllng G. О. F., Det nordiska sjuårskrigets historia, "Historiskt bibliotek", 1879, Bd 6, 1880, Bd 7; Stille A., De ledande idéerna krigföringen i Norden 1563-1570, Lund, 1918.

В. В. Похлебкин. Подольск.

СЕВЕРНАЯ ТАВРИЯ

СЕВЕРНАЯ ТАВРИЯ - район севернее крымских перешейков, ограниченный с З. низовьем р. Днепра и с В. условной линией Александровск (ныне Запорожье) - Бердянск. На этой терр. во время гражд. войны 28 окт. - 3 нояб. 1920 сов. войсками Юж. фронта под команд. М. В. Фрунзе (6-я, 4-я, 13-я общевойсковые и 1-я и 2-я конные армии) была проведена наступат. операция против белогвард. войск ген. П. Н. Врангеля. Осн. целью операции было окружение и полное уничтожение вооруж. сил Врангеля в С. Т., не допуская их отхода за укрепленные позиции на крымских перешейках, что при успехе означало бы окончание гражд. войны. На усиление Юж. фронта были брошены крупные резервы и пополнения, в т. ч. 30-я стрелк. дивизия из Сибири, сводная курсантская дивизия из центр. р-нов и 1-я Конная армия с Юго-Зап. фронта. В армии Юж. фронта было направлено дополнительно ок. 10 тыс. коммунистов. Общая численность армий Юж. фронта составила ок. 100 тыс. штыков, св. 33 тыс. сабель, 2664 пулемета и 527 орудий против 27 тыс. штыков, 15 тыс. сабель, 1382 пулеметов и 213 орудий у Врангеля. Несмотря на такое неравенство сил, Врангель рассчитывал, обороняясь на мелитопольских позициях, ударами конницы, сосредоточенной в р-нах Михайловки и Серагоз и усиленной отборными пех. частями и броневиками, нанести решительное поражение сов. войскам на З. и С.-З. 28-30 окт. 6-я, 4-я и 13-я армии легко разбили заслоны белых у Каховского плацдарма и в р-не мелитопольских позиций. Однако из-за недостаточности средств связи организовать правильное взаимодействие всех армий и осуществить план Фрунзе по окружению войск Врангеля не удалось. 4-я и 13-я армии непредвиденно задержались в р-не Мелитополя: 2-я Конная армия, будучи задержана контратаками донской конницы южнее Никополя, не сумела быстро выйти в р-н Серагоз. 1-я Конная армия, прорвавшись в тыл противника, разбросала свои силы между Серагозами и Геническом. В итоге, хотя врангелевские войска и понесли большие потери, их осн. силам удалось прорваться в Крым через переправы у Чонгара и Геническа, сбив заслоны 1-й Конной армии. Сов. войсками были захвачены все тылы врангелевской армии, св. 20 тыс. пленных, св. 100 орудий, почти все броневики и св. 2 млн. пудов хлеба. Но прорвавшиеся в Крым остатки сил противника успели организовать оборону на укреплениях Перекопа и Чонгара и по юж. берегу Сиваша. Сов. войска были вынуждены приступить к подготовке Перекопско-Чонгарской операции 1920.

А. В. Голубев. Москва.

--------------------------

Наступление войск Красной Армии в Северной Таврии 28.X - 3.XI.1920 г.

сев таврия

Предыдущая страница Следующая страница