Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПАЛ"-"ПАН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПАЛ"-"ПАН")

ПАЛЛАВИЧИНО

ПАЛЛАВИЧИНО (Pallavicino), Паллавичини (Pallavicini), Пьетро Сфорца (18.XI.1607 - 5.VI.1667) - итал. церк. деятель, богослов, историк, поэт. Проф. философии (с 1639) и теологии (с 1643) в Рим. коллегии иезуитов. В орден иезуитов вступил в 1637. До этого был губернатором Ези, Орвието, Камерино. С 1659 П. - кардинал. Гл. историч. произв. "История Тридентского собора" ("Istoria del Concilio di Trento", pt. 1-2, Roma, 1656-57, 2 дополн. изд., t. 1-3, Roma, 1664), написанное по заданию рим. курии в опровержение резко критич. по отношению к папству одноименного исследования П. Сарпи, основано на обширном документальном мат-ле, отличается обстоятельностью изложения; является апологией папства и контрреформации.

Лит.: Calenzio G., Esame critico-litterario delle opere riguardanti la storia del Concilio di Trento, Roma, 1869; Pallavicino-Mossi L., S. Pallavicino, Bologna, (1933).

ПАЛЛАВИЧИНО ТРИВУЛЬЦИО

ПАЛЛАВИЧИНО ТРИВУЛЬЦИО (Pallavicino Trivulzio), Джорджо Гвидо (24.IV.1796 - 4.VIII.1878), маркиз, - деятель итал. Рисорджименто. С кон. 10-х гг. 19 в. - чл. тайного патриотич. об-ва федератов в Милане. В дек. 1821 был арестован и до 1835 находился в заключении в австр. крепости Шпильберг. Участник нар. антигабсбургского восстания в Милане в 1848. В 50-е гг. перешел с умеренно-демократич. на умеренно-либерал. позиции. По его инициативе было создано Итальянское национальное общество (1857). После вступления революц. армии Дж. Гарибальди в Неаполь (1860) был назначен продиктатором Неаполя; способствовал ослаблению влияния республиканцев и объединению Италии на монархич. основе. В 1862 - префект Палермо.

Соч.: Memorie, v. 1-3, Torino, 1882-95.

ПАЛЛАВОВ ГОСУДАРСТВО

ПАЛЛАВОВ ГОСУДАРСТВО - раннефеод. гос-во (3-9 вв. н. э.) в Юж. Индии, во главе к-рого стояли представители рода Паллавов. Осн. владения П. г. простирались вдоль Коромандельского берега между pp. Пеннер и Поннаяр, временами границы достигали pp. Кришна и Кавери. Столица - г. Канчи. В 7 в. достигло наибольшего политич. преобладания в Юж. Индии, после того как Нарасимха I (630-668) разгромил (642) могуществен. гос-во Зап. Чалукьев, вторгся на Цейлон и посадил там на престол своего ставленника. В 893 последний царь П. г. Апараджитаварман был разбит царем гос-ва Чолов Адитьей I. П. г. перестало существовать. П. г. сыграло значительную роль в истории инд. культуры, в т. ч. архитектуры и скульптуры; г. Канчи был важным центром науки и литературы Юж. Индии.

Лит.: Heras H., Studies in Pallava history, Madras, 1933.

ПАЛЛАВЫ

ПАЛЛАВЫ - правящий род в Паллавов государстве (Индия). П. пришли в Юж. Индию с Севера, по-видимому из Декана или Сев. Индии, в первые века н. э. В кон. 3 в. из феод. рода П. выдвинулись правители ранней династии; первым крупным государем был Шиваскандаварман (нач. 4 в.). В кон. 6 в. к власти пришла 2-я династия П., осн. Симхавишну. Наиболее выдающимся представителем ее был Нарасимха I (630-668). В сер. 8 в. борьба за престол внутри рода П. привела к власти 3-ю династию П., свергнутую в 893 Чолами. Феод. вожди из рода П. упоминаются в источниках 10-13 вв.

ПАЛЛАС

Петр Симон (22.IX.1741 - 8.IX.1811) - рус. естествоиспытатель и путешественник. По национальности немец. Получил образование в Германии, Голландии и Англии. В 1767, после избрания чл. Петерб. АН, переехал в Россию. В 1768-74 возглавлял академич. экспедицию для исследования ю.-в. окраины России, Урала и Сибири, итоги к-рой были обобщены в труде "Путешествие по разным провинциям Рос. империи" (ч. 1-3, на нем. яз., 1771-76; на рус. яз. - 1773-1788). В 1793-94 совершил второе путешествие в Поволжье, на Сев. Кавказ и Приазовье, а затем много лет жил в Крыму. Во время путешествий собрал колоссальный мат-л, к-рый лег в основу исследований в обл. географии, ботаники, зоологии, геологии, палеонтологии и этнографии. Проявлял большой интерес к местному населению, сделал описания образа жизни и быта яицких казаков, киргизов, калмыков и др., опубликовал соч. "О росс. открытиях на морях между Азиею и Америкой", "Сб. ист. сведений о монг. племенах" (на нем. яз.) и др.

Лит.: Берг Л. С., Очерки по истории рус. географич. открытий, 2 изд., М.-Л., 1949; Окрокверцхова И. А., Путешествие Палласа по России, Саратов, 1962; Дементьев Г. П., Паллас (к 150-летию со дня смерти), "Зоологич. журн.", 1964, т. 43, в. 2 (перечень работ о П. и список его важнейших трудов).

А. П. Пронштейн. Ростов-на-Дону.

ПАЛЛОТТИНО

ПАЛЛОТТИНО (Pallottino), Массимо (р. 9.XI.1909) - итал. историк-этрусколог, археолог и филолог. Проф. этрускологии и италийской археологии Рим. ун-та (с 1946), вице-президент Ин-та этрусских и италийских изысканий. Автор трудов по археологии, языку и искусству этрусков. П. отвергает антич. традицию о приходе этрусков из М. Азии и выступает как сторонник их формирования в Италии в процессе взаимодействия различных этнич. групп. Руководитель ряда раскопок, в т. ч. в Черветери и Санта-Севера (Пирги), где обнаружены (1964) параллельные тексты на этрусском и финикийском языках.

Соч.: Elementi di lingua etrusca, Firenze, 1936; L'origine degli etruschi, Roma, 1947; La peinture étrusque, (Gen.-P.-N. Y., 1952); Testimonia linguae etruscae, Firenze, 1954; Etruscologia, 5 ed., Mil., 1963.

A. И. Харсекин. Кременец.

ПАЛМАРИС

ПАЛМАРИС (Palmares) - гос-во беглых негров-рабов в пальмовых лесах (палмарах) Сев.-Вост. Бразилии, на терр. капитании Пернамбуку в 1630-97. Негры, подвергавшиеся жестокой эксплуатации, часто убегали в леса, где создавали киломбус - укрепл. поселки. В 1630-х гг. неск. киломбус объединились в примитивное феод. гос-во с элементами родоплеменной организации. Во главе его стояли избиравшийся пожизненно вождь и Совет старейшин. Нас. П., достигавшее 20 тыс. ч., занималось земледелием, ремеслом (гончарное и текст. производство, кузнечное дело), вело меновую торговлю с индейскими племенами. Жители П. во главе с Зумби вели борьбу с португ. и голл. колонизаторами, отстаивая свою независимость. В 1694 произошло наиболее крупное сражение, во время к-рого погибло большинство жителей П. В 1696-97 были разрушены последние киломбус П.

Лит.: Помбу Роша, История Бразилии, пер. с португ., М., 1962, с. 215-20; Очерки истории Бразилии, М., 1962; Хазанов А. М., К вопросу о негритянском государстве Палмарес в Бразилии, "НИИ", 1958, No 2.

Э. Л. Нитобург. Москва.

ПАЛМЕЛА

ПАЛМЕЛА (Palmela), Педру ди Соза Олстейн (Sousa Holstein) (8.V.1781 - 12.X.1850), - португ. политич. деятель, либерал-конституционалист; герцог (с 1833). С 1802 находился на дипломатич. службе. В 1817-21, 1823-24, 1834-35 - мин. иностр. дел, в 1824-25 - мин. внутр. дел. В 1830 стал председателем регентского совета на о-ве Терсейра, подготовившего падение абсолютистского режима Мигела. Был председателем палаты пэров (1833, 1841-42), главой португ. пр-ва (1834, 1846).

ПАЛОМНИЧЕСТВО

ПАЛОМНИЧЕСТВО (от лат. palma - пальма) - путешествие, странствие верующих с целью поклонения особо почитаемым святыням, а иногда получения "сверхъестеств. помощи". В древности центрами П. были храмы Амона в егип. Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др. С эпохи средневековья среди христиан получило широкое распространение П. в Палестину, где, согласно евангельской легенде, родился, жил и проповедовал Христос (от обычая привозить из Палестины пальмовую ветвь произошло и название "П."). П. в Палестину (началось в 4 в.) получило значит. распространение во время крестовых походов. Для поощрения П. и в целях религ. пропаганды составлялись многочисл. путеводители для паломников (итинерарии); они стали впоследствии ценным ист. источником ("Эвагаторий" доминиканца Фабри Ульмского, описывающий П. 1480 и 1483, "Путешественная книга св. Земли" Файербенда (1584) и др.). Первый дошедший до нас ист. памятник П. русских "Житие и хождение Даниила, рус. земли игумена", "Православный Палестинский сб.", СПБ, 1883, т. 1, в. 3; СПБ, 1885, т. 3, в. 3. Большую роль в подготовке и проведении П. играло в кон. 19 - нач. 20 вв. Православное палестинское общество (см. Российское палестинское общество). Наряду с Палестиной П. предпринимались и предпринимаются и в др. междунар. и местного значения "святые места": в католицизме - Рим и Лорето (Италия), Лурд (Франция), Фатима (Португалия) и др., в православии - Афон. Местными "святынями" являются могилы "угодников", различные источники, монастыри; в России - Киево-Печерская и Троице-Сергиевская лавры и др. У мусульман П. (хаджж) совершается в Мекку, Кербелу, Неджеф и к мазарам - местным святыням. У ламаистов - в Лхасу (КНР). Одним из ц. П. буддистов и синтоистов является г. Нара (Япония); индусов - Аллахабад и Бенарес. Церковь широко использует П. для укрепления влияния религии, распространения легенд о "чудесах", а также как значит. источник дохода.

Источн.: Itinéraires а Jérusalem et descriptions de la Terre Sainte rédigés en français aux XI, XII et XIII siècles, Gen., 1882; Röhricht R., Die Pilgerfahrten nach dem Heiligen Lande, в кн.: Historisches Taschenbuch, Folge 5, (Bd) 5, Lpz., 1875.

Лит.: Добиаш-Рождественская О. A., Зап. паломничества в ср. века, П., 1924; Bauerreiss R., Sepulcrum Domini. Studien zur Entstehung der christlichen Wallfahrt auf deutschen Boden, Münch., 1936 ("Abhandlungen der Bayerischen Benedictiner Akademie", Bd 1); Labande E.-R., Recherches sur les pèlerins dans l'Europe des XI et XII siècles, "Cahiers de civilisation médiévale X-XII siècles", Poitiers, 1958, t. 1, No 2, 3; Musset L., Recherches sur les pèlerins et les pèlerinages en Normandie Jusqu'а la Premiere Croisade, "Annales de Normandie", Rouen, 1962, No 3, p. 127-50.

M. M. Шейнман. Москва.

ПАЛУДАН-МЮЛЛЕР

ПАЛУДАН-МЮЛЛЕР (Paludan-Müller), Каспар Петер (25.I.1805 - 1.VI.1882) - дат. историк. Работы П.-М. касаются истории Дании 12-18 вв. Среди них - исследование о "Графской распре" ("Grevens Fejde", bd 1-2, Kbh., 1853-54), осн. на обширном круге источников, впервые критич. переосмысленных. П.-М. оказал значит. влияние на дальнейшее развитие бурж. критики источников в дат. историографии и на укрепление бурж. школы, находившейся в оппозиции к офиц. дворянск. историографии и пришедшей ей на смену.

Соч.: Studier til Danmarks historie i det 13 de årh., Kbh., 1869-72; De første konger af den oldenborgske slaegt, Kbh., 1874; Dansk historiografi i det 18 årh., Kbh., 1883.

В. В. Похлебкин. Подольск.

ПАЛЫ

ПАЛЫ - династия правителей в Вост. Индии в ср. века. Основатель династии Гопала (ок. 750 - 770) был избран правителем Бенгалии, возможно, в результате восстания. При Дхармапале (770-810) и Девапале (810-850) началась длит. борьба с гос-вами Пратихаров и Раштракутов, шедшая с перем. успехом. Осн. терр. П. были Бенгалия и Бихар. Девапала подчинил Камарупу и Ориссу. Во 2-й пол. 10 в. гос-во П. распалось. Власть П. в Бенгалии и Бихаре была восстановлена Махипалой I (988-1038), но они уже не играли большой политич. роли.

ПАЛЬИ-БЕКЕ

ПАЛЬИ-БЕКЕ - пещерное поселение древних охотников на Ю.-В. Патагонии в Юж. Америке (Чили). Открыто в 1937. В нижнем (из 5) культурном слое на поверхности вулканич. пепла лежали обожженные кости ископаемой лошади и ленивца вместе с костяными (шилья, отжимники) и кам. изделиями (обработанные с двух сторон наконечники копий с черенками в виде "рыбьего хвоста", скребки, чопперовидные орудия и диски-терочники). В глубине пещеры обнаружены погребения сожжением. Радиоуглеродная дата нижнего слоя: 8639±450 лет назад.

Лит.: Bird J. В., Antiquity and migrations of the early inhabitants of Patagonia, "Geographical Review", 1938, t. 28.

H. А. Береговая. Ленинград.

ПАЛЬМ

1

(Palm), Август (5.II.1849 - 14.II.1922) - деятель швед. рабочего движения, по профессии портной. В 70-х гг. 19 в. участвовал в рабочем движении в Дании, Германии и Швеции. В 1877 был выслан из Германии за социалистич. пропаганду, до нояб. 1881 находился в Дании, затем возвратился в Швецию. Осн. газеты "Folkyiljan" (в 1882) и "Social-Demokraten" (в 1885) и редактировал первую в 1882-85, вторую - в 1885-86. П. вел непримиримую борьбу с оппортунистами и с бурж. влиянием в с.-д. движении Швеции. В 1888-89 находился в тюрьме. В 1891 П. воссоздал газету "Folkyiljan", в к-рой вел борьбу против ревизионистов в руководстве Социал-демократич. партии Швеции (СДПШ), принявшем в 1892 решение о недопущении П. к выборным должностям в партии. В 1893-99 П. продолжал вести агитац. работу. В 1900 и 1906 выезжал в США для пропаганды социалистич. идей среди проживавших там шведов. В 1912 П. основал газ. "Appell", ведшую борьбу против милитаризма. В последние годы жизни П., будучи фактически отстранен правыми в СДПШ от участия в работе партии, по всем вопросам внутр. и междунар. политики занимал революц. позиции. Приветствовал победу Окт. революции в России.

В. В. Похлебкин. Подольск.

2

Александр Иванович (1823 - 10.XI.1885) - рус. писатель. Офицер гвардии. С 1847 посещал кружок M. В. Петрашевского, затем участник кружка С. Ф. Дурова. Арестован в 1849. После 8-мес. заключения в крепости переведен из гвардии в армию. В романе П. "Алексей Слободин. Семейная история" (1872-73) освещена история петрашевцев.

Лит.: Поэты-петрашевцы, 2 изд., Л., 1957.

ПАЛЬМЕРСТОН

ПАЛЬМЕРСТОН (Palmerston), Генри Джон Темпл (20.Х.1784 - 18.Х.1865), граф, - англ. политич. деятель. Род. в аристократич. семье. Образование получил в ун-тах Эдинбурга (1803) и Кембриджа (1806). Политическую карьеру начал в 1806, вначале примыкая к тори, а с 1830 - к вигам. Чл. палаты общин 1807-65. В 1807-1809 - чиновник Адмиралтейства, в 1809-29 - министр по воен. делам. В 1830-41 и 1846-1851 - мин. иностр. дел. В 1852-55 - мин. внутр. дел. В февр. 1855 - 65 (с коротким перерывом) - премьер-министр. В области внутр. политики П. провозгласил отказ от всяких реформ. Внеш. политика П. унаследовала принцип англ. дипломатии 18 в. - поддерживать расчленение Европы на группы враждующих между собой и, следовательно, ослабляющих друг друга держав (принцип "равновесия сил"). Вместе с тем П. опирался на возросшую экономич. мощь Англии, к-рая, по его мнению, достигла к сер. 19 в. идеального состояния, и, прикрываясь фразами о том, что миссия Англии - распространять конституц. свободы в абсолютистской Европе, содействовал внешнеполитич. экспансии англ. буржуазии. В междунар. спорах самым сильным аргументом П. была угроза ввести в действие англ. флот. При этом П. трезво учитывал силы противника и нередко, если ему противостоял сильный враг, ограничивался эффектными угрозами, не предпринимая активных действий. Политика П. в отношении России определялась опасением роста ее могущества, усиления ее влияния в Османской империи и распространения владений России в сторону Индии. Вскоре после начала Крымской войны 1853-56 П. выступил за вытеснение России из Дунайских княжеств, предлагал захват Севастополя, отторжение ряда частей Росс. империи. После падения Севастополя П. требовал продолжения войны. В последующие годы П. беспокоили намерения Наполеона III установить свою гегемонию в Европе. В связи с этим, на завершающем этапе объединения Италии он заявил о поддержке политики Кавура в деле объединения страны под эгидой сардинской династии, высказывался за уход австрийцев из Сев. Италии. В период правления П. англо-франц. противоречия обострились также на Бл. Востоке (напр., по вопросу о Суэцком канале с 1854, когда англ. пр-во выступило против осуществления франц. плана постройки канала) и в др. частях земного шара. Во время гражданской войны в США 1861-65 пр-во П. проводило вначале (особенно в 1861-62) политику поддержки южан, однако, в конечном счете, под давлением англ. рабочего класса вынуждено было отказаться от вмешательства в пользу южан. Пр-во П. содействовало расширению англ. колон. империи (завершение в 1849 завоевания Пенджаба, отторжение от Бирмы в результате войны 1852 области Пегу, захват в 1854 Белуджистана и т. д.). Пр-во П. подавило Индийское народное восстание 1857-1859, участвовало в подавлении Тайпинского восстания и др.

Соч.: Gladstone and Palmerston. The correspondence with Gladstone (1851-1865), L., 1928.

Лит.: Маркс К., Лорд Пальмерстон, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 9; Guedalla Ph., Palmerston, L., 1926; Bell H. С. F., Lord Palmerston, v. 1-2, L., 1936; Webster С. К., The foreign policy of Palmerston 1830-1841, v. 1-2, L., 1951; Temperley H. W. V., England and the Near East, v. 1 - The Crimea, L., 1936.

ПАЛЬМИРА

ПАЛЬМИРА (греч. - Palmura, арамейск. - Тадмор) - в древности город на территории Сев.-Вост. Сирии, крупный центр караванной торговли и ремесла. Древнейшие упоминания относятся к 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. (каппадокийские таблички и документы из Мари). В кон. 2-го тыс. до н. э. П. была разрушена ассирийцами, в 10 в. до н. э. - восстановлена израильским царем Соломоном. Наибольшего расцвета достигла в 1-3 вв. н. э., когда купцы П. поддерживали связь с Юж. Месопотамией, Скифией, Ср. Азией, Юж. Аравией. Входя в состав рим. провинции Сирии, П. пользовалась автономией, представляя собой олигархич. республику. В 60-х гг. 3 в. (при Оденате) стала фактически независимой. Жена и преемница Одената царица Зиновия (Зубайдат) (266/7-272) овладела всей Передней Азией и Египтом, но в 272 ее войска были разбиты рим. императором Аврелианом, а в 273 П. (после подавления антирим. восстания) была разрушена римлянами. Сохранились ценные памятники архитектуры 2-3 вв.: башенные гробницы, храм Баала, остатки колоннад, Триумфальные ворота и др.

Лит.: Ранович A., Восточные провинции Римской империи в I-III вв., М.-Л., 1949; Шифман И. Ш., Имуществен. и зем. отношения в Пальмире в I-III вв. н. э. по эпиграфич. данным, "Палестинский сб.", 1965, в. 13.

И. Ш. Шифман. Ленинград.

ПАЛЬХЭ

ПАЛЬХЭ (в кит. чтении - Бохай) - кор. назв. гос-ва, существовавшего в Сев.-Вост. Азии (на части (южной) терр. совр. Приморья, Сев.-Вост. Кореи и Ю.-В. совр. Сев.-Вост. Китая) с нач. 8 в. по 926. См. Бохай.

ПАМФИЛИЯ

ПАМФИЛИЯ (Pampylia) - в древности область на юге М. Азии, между Ликией и Киликией. По традиции, была заселена в глубокой древности выходцами из Греции, предводительствуемыми Амфилохом и Мопсосом (по преданию, некогда именовалась Мопсопией). В 6-5 вв. до н. э. находилась под перс. владычеством, во 2-й пол. 4 в. была завоевана Александром Македонским. В 3-2 вв. входила в состав гос-ва: сначала Птолемеев, потом Селевкидов, затем Пергамского царства, вместе с к-рым после 133 до н. э. перешла к Риму. В 43 н. э. при имп. Клавдии из Ликии и П. была образована одна рим. провинция. П. являлась областью развитого с. х-ва.

Источн.: Strab., Geogr. XIV, 3, 8 и сл.; Pomp. Mela, 1, 14.

ПАМФЛЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПАМЯТНИКИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ ДРЕВНЕЙ РОССИИ С ДЕРЖАВАМИ ИНОСТРАННЫМИ"

"ПАМЯТНИКИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ ДРЕВНЕЙ РОССИИ С ДЕРЖАВАМИ ИНОСТРАННЫМИ" - серия документов по истории внеш. политики Рус. гос-ва 15-17 вв. Предполагалась публикация док-тов о сношениях России с европ. странами, гос-вами Востока и с властями православной церкви на Востоке. Но в опубл. тома (тт. 1-10, СПБ, 1851-71) включены только док-ты о сношениях России с Рим. империей, папским двором и нек-рыми итал. гос-вами. В серию вошли архивные мат-лы фонда Посольского приказа ("наказы" послам, "статейные списки" посольств и др. док-ты). Материалы 1-9-го тт. характеризуют дипломатич. отношения России с Римской империей за 1488-1699. В 1-й т. вошли док-ты за 1488-1519 и 1576-94, во 2-й т. - за 1594-1604 и 1613-21, в 3-й т. - за 1632 и 1654-60, в 4-й т. - за 1661-74, в 5-й т. - за 1675-80, в 6-й т. - за 1682-86, в 7-й т. - за 1686-99, в 8-й т. - за 1695-99 и в 9-й т. - за 1698-1699. В 9-м т. "П. д. с. Д. Р." опубликованы также приложения к 8-му и 9-му тт. В 10-й т. включены источн. о дипломатич. связях России с папским двором за 1580-1597, с герцогством Тосканой за 1656-63 и с Венецией за 1655-89. Издание снабжено именным и географич. указателем. Материалы "Памятников" - ценный источник для изучения истории внеш. политики России, ее гос. строя (Боярской думы, приказного управления), отд. сторон ее внутр. политики, истории культурных связей России с др. странами (17 в.).

В. Д. Назаров. Москва.

"ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ ПИСЬМЕННОСТИ И ИСКУССТВА"

"ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ ПИСЬМЕННОСТИ И ИСКУССТВА" - серийное издание Об-ва любителей древней письменности и иск-ва (возникло в 1877). С 1878 по 1925 (СПБ-Л.) было издано 190 вып. "Памятников". В "Памятниках" издавались материалы и исследования по истории древнерус. лит-ры, обществ. мысли и иск-ва. Среди материалов больше всего было опубл. памятников лит-ры. В их числе - соч. Кирилла Туровского, "Житие Сергия Радонежского", "Повесть о взятии Царьграда", "Слово похвальное инока Фомы о вел. кн. Борисе Александровиче" и др. Часть материалов посвящена социально-политич. истории Рус. гос-ва 16-17 вв. Исследованию древнерус. лит-ры посвящены работы А. С. Архангельского, M. M. Боровковой- Майковой, Е. В. Петухова, M. H. Сперанского, А. И. Яцимирского и др., истории изобразит. иск-ва - В. В. Стасова ("Картины и композиции, скрытые в заглавных буквах древних рус. рукописей", в. 49), Н. В. Покровского ("Сийский иконописный подлинник", в. 106, 113, 122, 126), А. Некрасова ("Очерки из истории слав. орнамента", в. 183) и др., театра и музыки - И. А. Шляпкина ("Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени", в. 128), А. С. Фаминцына ("Гусли. Рус. нар. муз. инструмент", в. 82), С. Смоленского ("О древнерус. певческих нотациях", в. 145) и др. В "Памятниках" опубл. также описания нек-рых рукописных собраний. Для изучения истории Об-ва любителей др. письменности и иск-ва важное значение имеют протоколы заседаний его к-та и общих собраний, отчеты и др. мат-лы, опубл. в "Памятниках".

В. Д. Назаров. Москва.

"ПАМЯТНИКИ, ИЗДАННЫЕ ВРЕМЕННОЙ КОМИССИЕЙ ДЛЯ РАЗБОРА ДРЕВНИХ АКТОВ"

"ПАМЯТНИКИ, ИЗДАННЫЕ ВРЕМЕННОЙ КОМИССИЕЙ ДЛЯ РАЗБОРА ДРЕВНИХ АКТОВ" - "Памятники, изданные временной комиссией для разбора древних актов, высочайше учрежденной при Киевском военном, Подольском и Волынском генерал-губернаторе", - издание документов по истории Украины, Белоруссии и частично Литвы (т. 1-4, К., 1845-59). Документы издания были извлечены из монастырских и церк. архивов, Литовской метрики, т. н. "гродских" и актовых книг 16 в., а также из частных собраний (Славутского архива кн. Сангушков, биб-ки рукописей Хребтовичей, собраний Мадиевича и Свидзиньского и др.). Мат-лы "Памятников" распределены по 3 отделам. В 1-м отделе помещены док-ты церк. организаций (в 1-м т. - Луцкого крестовоздвиженского братства за 1617-1713, во 2-м т. - Киевского Богоявленского братства за 1615-1787, в 3-м т. - Львовского братства за 1586-1637 и в 4-м т. - Дерманского за 1512-1602, Почаевского за 1597-1700 и др. монастырей, а также Старосольского братства за 1600-1700). Во 2-й отдел вошли док-ты о феод. землевладении и х-ве (в 1-й т. - частные акты 1490-1596 "Устав о людях похожих в воеводствах Полоцком и Витебском", 1551, и др. постановления; во 2-й т. - "Устава о волоках", 1557, и прибавочные статьи к нему от 1557 и 1558; "Почтовый устав", 1558; в 3-й т. - описи имений и инвентари разл. владений за 1566-98; в 4-м т. опубл. описи 1545 замков Кременца, Владимира и Луцка). 3-й отдел составили док-ты по истории освободит. войны укр. и белорус. народов сер. 17 в. и рус.-польск. войны 1654-67 (в 1-й т. вошли док-ты за 1648-49, во 2-й т. - за 1650-51, в 3-й - за 1652-60, в 4-й - за 1660-64). При повторном издании тт. 1-3 (Киев, 1897-98) были исправлены чтения нек-рых актов, а 3-й т. был пополнен новыми док-тами. Публикация док-тов с иностр. текстами сопровождена, как правило, переводом их на рус. яз. Имеется именной, географич. и предметный указатели личных и географич. имен ко всем томам. Мат-лы издания являются важным источником для изучения вопросов социально-экономич. развития, клас. и нац.-освободит. борьбы, культуры Украины и Белоруссии кон. 15-18 вв.

В. Д. Назаров. Москва.

"ПАМЯТНИКИ РУССКОГО ПРАВА"

"ПАМЯТНИКИ РУССКОГО ПРАВА" ("ПРП") - серия важнейших док-тов по истории рус. права эпохи феодализма (опубл. Госюриздатом, в. 1-8, М., 1952-1963). Наряду с текстом источников в "ПРП" имеются текстологич. и историко-правовой комментарии. В 1-й т. вошли Рус. правда, уставы Владимира Святославича и Ярослава Владимировича и договоры Руси с греками. Во 2-м т. опубл. правовые источники 12-15 вв. (договор Смоленска с Ригой и Готским берегом, частные акты Новгородской и Псковской феод. республик, устав и рукописание новгородского кн. Всеволода Мстиславича, договоры Новгорода с вел. тверскими и моск. князьями, Псковская судная грамота и др.). В 3-й т. вошли док-ты периода образования Рус. централизованного гос-ва 14-15 вв. (частные и гос. акты феод. землевладения и х-ва, кормленые грамоты, Судебник 1497 и т. д.). В 4-м т. изданы источники кон. 15 - нач. 17 вв., среди них: Судебники 16 в., Сводный судебник 1606, Уставная книга Разбойного приказа 1555-56 (опубл. впервые) и др. док-ты. В 5-м т. опубл. правовые источники 1-й пол. 17 в., в т. ч. Уставные книги Разбойного 1616-36 (опубл. впервые) и 1635-1648 Земского, Поместного и Ямского приказов, а также акты земских соборов и т. д. 6-й т. включает Соборное уложение 1649. В 7-й т. вошли источники 2-й пол. 17 в., в т. ч. законодат. акты о феод. землевладении, центр. и местном гос. управлении, посаде и торговле и т. д. 8-й т. включает памятники нач. 18 в. по уголовному, гражд. и процессуальному праву, а также о реформах гос. строя (об учреждении Сената 1711, Генеральный регламент 1720, о престолонаследии 1722, о подушной подати 1722, табель о рангах 1722). Издание "ПРП" не закончено.

В. Д. Назаров. Москва.

"ПАМЯТНИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА XIV-XVII ВВ."

"ПАМЯТНИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА XIV-XVII вв." - издание архивных док-тов Троице-Сергиева монастыря, предпринятое Центроархивом РСФСР по инициативе М. Н. Покровского (М., 1929). Редакторами- составителями публикации были С. Б. Веселовский и А. И. Яковлев. В 1-й части помещены 247 текстов и указаний на опубл. ранее тексты жалованных и указных грамот 14-15 вв. (до 1498) этому монастырю, извлеченных в значит. степени из копийных монастырских книг 16-17 вв. Во 2-й части изданы свозные и дозорные книги монастыря нач. 17 в., являющиеся ценным источником по истории рус. крестьянства, его клас. борьбы, х-ва крупного монастыря-вотчинника и др. вопросам. Док-ты 1-й части вновь опубл. в "Актах социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI вв.".

В. Д. Назаров. Москва.

"ПАМЯТЬ АЗОВА"

"ПАМЯТЬ АЗОВА" - рус. крейсер (заложен в 1886, вступил в строй в 1890; экипаж - до 570 чел.), на к-ром 20 июля 1906 произошло восстание матросов во время революции 1905-07. Ревельский к-т РСДРП вел революц. пропаганду на кораблях учебно-арт. отряда ("П. A.", минные крейсера "Абрек" и "Воевода", 6 миноносцев, транспорт "Рига"). Постоянным связным к-та был А. Коптюх. На "П. А." и "Абреке" возникли с.-д. орг-ции, к-рые начали подготовку восстания. 19 июля стало известно о Свеаборгском восстании 1906. Утром 20 июля восставшие захватили крейсер и избрали матросский к-т (А. Коптюх, Н. Лобадин, С. Гаврилов, А. Колодин, Г. Болдырев и др.). Восставшие намеревались присоединить к себе др. корабли, двинуться на Ревель и захватить его, но восстание на др. кораблях не удалось, и "П. А." один пришел на Ревельский рейд. Попытки связаться с Ревельским к-том и опереться на поддержку рабочих были безуспешны, т. к. город находился на воен. положении и был наводнен войсками. Под влиянием неудач и контрреволюц. агитации унтер-офицеров среди учеников на крейсере вспыхнуло волнение. Одновременно с берега был направлен отряд жандармов и 2 роты солдат, к-рые подавили восстание. А. Коптюх и 17 матросов были приговорены к смертной казни, 12 чел. - к каторжным работам, 28 чел. - к различным дисциплинарным наказаниям. С 1907 "П. А." - уч. судно, в 1909-17 наз. "Двина". 18 авг. 1919 потоплен в Кронштадте во время нападения англ. торпедных катеров.

Лит.: Второй период революции. 1906-07, ч. 2, май-сент. 1906, кн. 1, М., 1961; Воен. моряки в период первой рус. революции 1905-07 гг. Сб. ст. и воспоминаний, М., 1955; Кораблев Ю., Революц. восстания на Балтике в 1905-06, Л., 1956.

ПАН

ПАН (Pan) - в др.-греч. мифологии бог лесов, покровитель пастушества, охоты, рыболовства; позднее (ко 2 в. до н. э.) всеобъемлющее божество природы. Культ П., возникший в Аркадии, с 5 в. до н. э. распространился в др. обл. Греции. Изображался с рогами, козлиными копытами, бородой, хвостом. У римлян отождествлялся с Фавном.

ПАНАГЮРИШТЕ

ПАНАГЮРИШТЕ - город в Болгарии, в окрестностях к-рого в 1949 был найден клад из 9 золотых фигурных сосудов: 4 ритонов в виде голов оленя, барана и передней части козла, 3 ритонов в виде женской головы, одного ритона-амфоры с ручками в виде кентавров и одного фиала; общий вес сосудов - 6,1 кг. Все сосуды выкованы из золотого листа. Горла ритонов и тулово ритона-амфоры украшены рельефными изображениями на сюжеты греч. мифологии. Сосуды изготовлены в кон. 4 или нач. 3 в. до н. э. в одном из городов М. Азии и, вероятно, принадлежали какому-нибудь фракийскому династу.

Лит.: Венедиков И., Панагюриштенский клад, С., 1961; Zontschew D., Der Goldschatz von Panagjurischte, В., 1959.

ПАНАЕВ

Иван Иванович (15.III.1812 - 19.II.1862) - рус. писатель, журналист, обществ. деятель. Из дворян. В 40-е гг. сотрудничал в "Отечественных записках". С 1847 вместе с Н. А. Некрасовым - редактор-издатель "Современника", поддерживал линию Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Автор "Воспоминания о Белинском" (1860), с к-рым был близок, и "Лит. воспоминаний" (1861, М., 1950), являющихся интересным источн. для изучения обществ.-идейной жизни 30-40-х гг.

Соч.: Первое полн. собр. соч., т. 1-6, СПБ, 1888-89.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Некролог И. И. Панаева, Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953; Иоффе Ф. М., Н. Г. Чернышевский о И. И. Панаеве, "ИАН СССР". Отд. лит-ры и яз., М., 1952, т. 11, в. 4; Евгеньев-Максимов В. Е., "Современник" в 40-50-е гг., Л., 1930.

ПАНАЕВА

ПАНАЕВА (Головачева), Авдотья Яковлевна (1819 - 30.III.1893) - писательница (псевд. - Н. Станицкий), автор мемуаров. Дочь актера. Жена И. И. Панаева. Гражд. жена Н. А. Некрасова с сер. 40-х гг. до 1864, когда вышла замуж за А. Ф. Головачева. В своих произв. обращалась гл. обр. к теме обществ. и семейного положения женщины. "Воспоминания" П. (СПБ, 1890), посвященные рус. лит. и обществ. жизни сер. 19 в., не охватывая широкого круга вопросов идейной борьбы того времени, дают гл. обр. зарисовки жизни и быта многих выдающихся деятелей той эпохи. Фактич. материал в ряде случаев недостоверен.

Лит.: Чуковский К., Жена поэта, П., 1922.

ПАНАМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПАНАМА"

"ПАНАМА" - "панамский скандал", - одна из крупнейших афер, явившаяся результатом коррупции и злоупотреблений т. н. Всеобщей компании межокеанского канала, созданной во Франции в 1879 под пред. Ф. Лессепса для организации работ по прорытию Панамского канала. Акции канала были приобретены более чем 800 т. ч. Когда к 1888 была выполнена ? намеченных работ, а истрачено в 2 раза больше предполагавшейся на строительство суммы, работы были приостановлены. Компания прекратила платежи. Наступивший крах компании вызвал многочисл. банкротства. В процессе разбирательства дела в 1892 выяснилось, что компания, оказавшись в трудном финанс. положении, стала на путь систематич. подкупа ряда должностных лиц и видных политич. деятелей Франции (в т. ч. бывших премьер-министров Франции Фрейсине, Рувье и Флоке), депутатов парламента, редакторов крупнейших газет и др. Возникший скандал вынудил франц. власти заняться расследованием. Многие офиц. лица оказались скомпрометированными и предстали перед судом, но почти все они избежали наказания. Осуждены были только второстепенные обвиняемые. "П." явилась ярким примером все усиливавшегося разложения правящих группировок Третьей республики. Результатом "П." был успех левых партий на парл. выборах 1898.

Термин "П." стал нарицательным при характеристике мошенничеств, в к-рых оказываются замешанными должностные лица.

Лит.: Zévaès A., Le scandale du Panama, P., 1931; Dansette A., Les Affaires de Panama, P., 1934.

В. А. Дунаевский. Москва.

ПАНАМЕРИКАНИЗМ

ПАНАМЕРИКАНИЗМ (от греч. pan - приставка в значении все) - реакц. политич. доктрина, используемая империалистами США для закабаления стран Лат. Америки и создания в Зап. полушарии воен.-политич. блока под главенством США. П. характеризует проповедь несуществующей ист., географич., экономич., духовной и культурной "общности" и "единства" всех стран амер. континента. С помощью П. империалисты США стремятся замаскировать свою экспансионистскую политику в отношении стран Лат. Америки. П. широко используется монополиями США в их борьбе за господство в Зап. полушарии. Для укрепления своего влияния в Лат. Америке США уже в нач. 19 в. пытались использовать стремление латиноамер. стран к объединению в борьбе за независимость и, в частности, за созыв в 1826 конгрееса латиноамер. стран. В 1823 США провозгласили Монро доктрину. Формула доктрины Монро "Америка для американцев" в дальнейшем фактически стала означать "Америка для США".

Во 2-й пол. 19 в. экспансия США в страны Лат. Америки расширилась. С целью усилить свои позиции в борьбе с др. капиталистич. странами, особенно Англией, США использовали идеи П. В 1889-90 по инициативе США в Вашингтоне была созвана 1-я Панамериканская конференция. Межамериканские конференции и Панамериканский союз стали активно использоваться США в борьбе с их империалистич. соперниками за господство в Лат. Америке.

С наступлением эпохи империализма экспансия США в Лат. Америку резко усилилась.

В эпоху империализма политика США в отношении латиноамер. стран приобрела особенно агрессивный характер. Амер. империалисты пытались прикрыть панамериканскими лозунгами и заявлениями об "общности интересов" амер. стран многократные интервенции на Кубе, в Мексике, Гаити, Никарагуа, Колумбии, Панаме, Доминиканской Республике и др. латиноамер. гос-вах. Закабаление латиноамер. стран монополиями США особенно усилилось во время и после 2-й мировой войны. В 1948 с целью закрепления своих позиций в Лат. Америке США добились образования Организации американских государств. В условиях все более острой критики П. в Лат. Америке правящие круги США пытаются несколько подновить эту доктрину, провозгласив, в частности, в 1961 создание т. н. "Союза ради прогресса". В то же время центр тяжести в панамериканской пропаганде все более переносится на проповедь антикоммунизма с целью помешать дальнейшему развитию освободит. движения в Лат. Америке. Империалистич. политика США в Зап. полушарии, проводимая под флагом П. и опирающаяся на реакц. круги в латиноамер. гос-вах, вызывает растущее сопротивление нар. масс Лат. Америки, к-рое особенно усилилось после победы нар. антиимпериалистич. революции на Кубе.

Лит.: Фостер У. З., Очерк политической истории Америки, пер. с англ., М., 1955; Антясов М. В., Совр. панамериканизм. Происхождение и сущность доктрин панамериканской "солидарности", М., 1960; Гвоздарев Б. И., Организация амер. гос-в, М., 1960; Гонионский С. A., Лат. Америка и США. Очерки истории дипломатич. отношений 1939-1959, М., 1960; Нуньес Хименес A., Империя янки - враг Лат. Америки, (пер. с исп.), М., 1962; Carnero Checa G., El Aguila Rampante. El imperialismo yanqui sobre America Latina, México, 1956; Arevalo J. J., Fabula del tiburón y las sardinas, México, 1956.

M. В. Антясов. Москва.

ПАНАМЕРИКАНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТРУДА

ПАНАМЕРИКАНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТРУДА (ПАФТ) - профессиональное объединение, охватывавшее Амер. федерацию труда (АФТ) и ряд профсоюзов стран Лат. Америки. ПАФТ была создана на конференции в Ларедо (США, Техас) в ноябре 1918, где присутствовали делегаты от США, Мексики, Гватемалы, Коста-Рики, Сальвадора и Колумбии. Возглавлялась реформистскими лидерами АФТ, пытавшимися подавить любое проявление антиимпериалистич. и унитарного движения, подчинить рабочее движение интересам империалистич. монополий. В условиях роста рабочего и антиимпериалистич. движения в странах Лат. Америки ПАФТ распалась в нач. 1930.

ПАНАМЕРИКАНСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

ПАНАМЕРИКАНСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ - см. в ст. Межамериканские конференции.

ПАНАМЕРИКАНСКИЙ СОЮЗ

ПАНАМЕРИКАНСКИЙ СОЮЗ - создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции как Междунар. союз амер. республик для обмена экономич. информацией; в 1902 переименован в Междунар. бюро амер. республик, а в 1910 - в П. с. По конвенции 1928, принятой на 6-й Панамериканской конференции, П. с. - постоянный орган панамер. конференций, возглавляемый Руководящим советом; после создания в 1948 Организации американских государств (ОАГ) - ее центр. постоянный орган и генеральный секретариат. Местопребывание П. с. - Вашингтон. П. с. проводит активную пропаганду панамериканизма, является одним из орудий экспансионистской политики США в Лат. Америке.

Лит.: Антясов М. В., Совр. панамериканизм, М., 1960; Гвоздарев Б. И., Организация амер. государств, М., 1960.

ПАНАМО-АМЕРИКАНСКИЕ ДОГОВОРЫ

ПАНАМО-АМЕРИКАНСКИЕ ДОГОВОРЫ - см. Американо-панамские договоры.

ПАНАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1939

ПАНАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1939 - принята 1-м Консультативным совещанием министров иностр. дел амер. гос-в, созванным по инициативе США в г. Панаме 23 сент. - 3 окт. 1939, в обстановке начавшейся в Европе войны и обострения противоречий между США и "державами оси". П. д. заявляла, что во избежание нарушения воюющими державами безопасности межамер. коммуникаций, вокруг амер. континента, к югу от Канады, создается нейтральная "зона безопасности", к-рая будет патрулироваться судами и авиацией США и латиноамер. стран; границы этой зоны удалялись от 300 до 1000 миль от амер. берегов. В результате этого значит. часть Атлантики и Тихого океана оказалась под фактич. контролем США.

Публ.: International conferences of American States. 1933-1940, Wash., 1940, p. 334-36.

ПАНАМСКИЙ КАНАЛ

ПАНАМСКИЙ КАНАЛ - искусств. водный путь, прорытый в Центр. Америке через Панамский перешеек, соединяющий Атлантич. ок. с Тихим. Идея прорытия канала относится к нач. 16 в., но лишь с развитием капитализма возникла реальная возможность его строительства. В 1846 США навязали Колумбии (б. Новая Гранада) неравноправный договор, по к-рому получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек, "гарантировав" взамен нейтралитет перешейка и суверенитет Колумбии над ним. Вынужденные считаться с влиянием Англии в Центр. Америке, США заключили Клейтона-Булвера договор 1850, по к-рому стороны отказались приобретать исключит. права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет. Воспользовавшись англо-амер. противоречиями, Франция в 1879 учредила "Всеобщую компанию по строительству межокеанского канала", однако решит. противодействие США и невиданная коррупция, превратившая строительство П. к. в скандальную авантюру (см. "Панама"), привели в 1889 к банкротству компании. В 1894 была создана "Новая компания Панамского канала". Испано-американская война 1898 усилила стремления США построить канал в целях борьбы за господство в Зап. полушарии. В 1901 они заключили с Англией новый договор (см. Хея-Паунсфота договор 1901), согласно к-рому США получили исключит. право сооружения П. к. Воспользовавшись стремлением панамского народа к независимости, США поддержали в 1903 требование Панамы об отделении от Колумбии и в качестве т. н. компенсации получили у Панамы зону для строительства канала. В 1904 воен. мин-во США приступило к сооружению канала. Первое судно прошло через П. к. 15 авг. 1914, но офиц. открытие состоялось лишь 12 июня 1920, после чего канал фактически вступил в строй. За время строительства погибло более 60 тыс. рабочих. Общая дл. канала 81,6 км, из них 16,4 км проложены по дну Панамской и Лимонской бухт, а 65,2 км - по суше. На большей части трассы шир. канала св. 100 м, глубина - ок. 13,5 м. На канале сооружено 6 шлюзов, они парные, что позволяет пропускать суда одновременно в обоих направлениях. Проводка судов через шлюзы производится с помощью электровозов. Среднее время прохождения судна через канал - 8-11 часов, минимальное - ок. 4 часов. Макс. пропускная способность - 48 судов в сутки. П. к. имеет огромное стратегич. и экономич. значение. Сооружение П. к. явилось важным этапом борьбы США за установление господства в Лат. Америке. Канал сократил в 2,5 раза коммуникации между Сев. и Юж. Америкой. Эксплуатация П. к. и пром. предприятий, находящихся в зоне П. к., приносит огромные прибыли. Поскольку П. к. не отвечает совр. требованиям (имеет громоздкую систему шлюзов и не пропускает суда водоизмещением более 40 тыс. т, объем перевозок непрерывно растет, а пропускная способность используется уже почти полностью), США с нач. 60-х гг. стали активно рассматривать вопрос о строительстве бесшлюзного канала. Пр-во США в данном вопросе преследует и политич. цели, пытаясь заставить народ Панамы отказаться от своих требований национализации канала.

--------------------------

Таблица [s]ПАНАМ_КАКНАЛ.JPG[/s]

Источн.: "Historical Statistics of the United States. Colonial time to 1957. A Statistical Abstract Supplement", p. 454, U. S. Department of Commerce. "Statistical Abstract of the United States 1966", p. 605, U. S. Department of Commerce.

Лит.: Padelford N. Y., The Panama canal in peace and war, N. Y., 1943; Diplomatic history of the Panama canal, Wash., 1914; Antologia del Canal Panama. 1914-1939, Panama, (1940). См. также лит. при ст. Панама.

C. А. Гонионский. Москва.

ПАНАМСКОГО КАНАЛА ЗОНА

ПАНАМСКОГО КАНАЛА ЗОНА - полоса земли шириной 16,1 км, проходящая через гос-во Панаму от Тихого ок. до Атлантического и делящая его пополам. По панамо-амер. договору 1903 США получили в пользование эту терр. площадью 1432 км2 (включая внутр. воды) и установили над ней политич., воен. и экономич. контроль. П. к. з. управляется губернатором, назначаемым президентом США. Законодательство П. к. з. принимается амер. конгрессом. С 1939 П. к. з. официально находится в ведении воен. мин-ва США. Общий контроль осуществляет командующий вооруж. силами П. к. з. Помимо воен.-мор. и авиац. баз у обоих концов канала, океанских портов, в П. к. з. имеется большое число крепостей, аэродромов и постоянный воен. гарнизон США. В П. к. з. проживает ок. 60 т. ч. (1965), из них 13 тыс. - панамцы. П. к. з. является крупнейшим воен. форпостом США в Карибском басс. В ней расположено несколько воен.-уч. заведений США для переподготовки латиноамер. офицеров. За аренду П. к. з. пр-во США выплачивает Панаме 1930 тыс. долл. в год. Многие годы панамский народ ведет упорную борьбу за возвращение П. к. з. С 1964 ведутся амер.-панамские переговоры об изменении статуса П. к. з.

Лит. см. при ст. Панамский канал.

ПАНАМЦЫ

ПАНАМЦЫ - народ, составляющий осн. часть населения Панамы, числ. к-рого 1185 т. ч. (оценка 1964, без зоны Панамского канала). Гос. язык - испанский. Религия - католицизм. Осн. массу П., ок. 70%, составляют метисы испано-индейского происхождения, 13% - негры и мулаты, 10% - белые, остальные - индейцы и др. Испаноязычные негры - потомки рабов, ввезенных из Африки в 16 в., англоязычных с сер. 19 в. ввозили из Вест-Индии для постройки ж. д., Панамского канала, а позднее для работы на плантациях. Негры составляют низшие слои нас. крупных городов. Коренное нас. Панамы - индейцы (насчитывают 65 т. ч.), сосредоточены на З. (гуайми) и В. (куна и чоко) страны; их осн. занятия - земледелие, охота и рыболовство, часть - пеоны на плантациях амер. монополий. Белое население составляет господств. верхушку (крупные землевладельцы, гос. чиновники). См. также ст. Панама.

Лит.: Народы Америки, т. 2, М., 1959 (библ. с. 623); Нации Латинской Америки, М., 1964; Biesanz J. B. and M. H., The people of Panama, N. Y., 1955.

Э. В. Зиберт. Ленинград.

ПАНАФИНЕИ

ПАНАФИНЕИ (Panatnnaia) - древнейший аттический праздник в честь богини Афины; происходил ежегодно. П. восходят к доист. времени. Первоначально местный афинский праздник (наз. Atnnaia), P. при Тесее (по преданию) становится общеаттич. (panatnnaia - всеафинским) праздником. В программу П. со времени Писистрата (6 в. до н. э.) входили состязания певцов-рапсодов, музыкальные, гимнастич., конные состязания. Гл. обряд - шествие к акрополю, жертвоприношение, надевание нового пеплоса (покрывала) на статую богини Афины - стал с 6 в. до н. э. совершаться раз в 4 года - "Великие П.", в отличие от ежегодных "Малых П.". Победители П. награждались венками из "священной" оливы и амфорами с маслом.

Лит.: Deubner L., Attische Feste, В., 1932.

ПАНАФРИКАНИЗМ

ПАНАФРИКАНИЗМ - политич. движение, зародившееся в конце 19 - нач. 20 вв. среди негритянской интеллигенции США и о-вов Вест-Индии и с течением времени распространившееся в Африке. Первоначально было лишь паннегритянским движением, направленным на объединение негров в борьбе против расовой дискриминации; после 2-й мировой войны его осн. целью стало освобождение всех колон. народов Африки независимо от их расы и цвета кожи.

В 1900 в Лондоне по инициативе созданной в 1898 Афр. ассоциации (ее организатор - Генри Силверст Уильямс, негр из Тринидада) была созвана панафр. конференция, участники к-рой приняли решение проводить подобные конференции регулярно. Это решение не было выполнено. Лишь в 1919 в Париже состоялся 1-й панафр. конгресс. Его инициатором был У. Дюбуа, ставший идейным вождем панафр. движения. Под рук. Дюбуа проходили последующие панафр. конгрессы: 2-й сначала в Лондоне, затем в Брюсселе и Париже (1921), 3-й в Лондоне и Лисабоне (1923), 4-й в Нью-Йорке (1927). Для всех этих конгрессов было характерно ограниченное участие в них представителей колон. народов Африки (большинство на конгрессах составляли, как правило, амер. негры), отсутствие связи с широкими нар. массами, а также умеренность требований; они были направлены лишь против наиболее вопиющих проявлений колон. гнета в Африке и расовой дискриминации в США. В окт. 1945 в Манчестере проходил 5-й панафр. конгресс, оказавший большое влияние на развитие нац.-освободит. движения в Африке. Конгресс был африканским по своему составу; наряду с У. Дюбуа в его работе принимали руководящее участие Кваме Нкрума, Джомо Кеньятта, Ннамди Азикиве и др. деятели афр. освободит. движения. По предложению К. Нкрумы конгресс принял "Обращение к рабочим, крестьянам и интеллигенции колон. стран". В этом обращении была поставлена задача завоевания политич. независимости народами колоний. На конгрессе впервые была высказана идея создания в будущем объединения афр. гос-в. Проходившие в 1958, 1960, 1961 конференции народов Африки, по существу, продолжили работу, начатую панафр. конгрессами. Свое дальнейшее развитие антиимпериалистич. и антиколон. идеи панафриканизма получили в деятельности основанной в 1963 Организации африканского единства.

Лит.: Дюбуа У., Африка, пер. с англ., М., 1961; Нкрума К., Я говорю о свободе, пер. с англ., М., 1962; Потехин И., Панафриканизм и борьба двух идеологий, "Коммунист", 1964, No 1.

Ю. И. Алимов. Москва.

ПАНАФРИКАНСКИЕ КОНГРЕССЫ

ПАНАФРИКАНСКИЕ КОНГРЕССЫ - см. в ст. Панафриканизм.

ПАНВАВИЛОНИЗМ

ПАНВАВИЛОНИЗМ - антинаучная теория, выводящая все культуры мира из Вавилонии и отрицающая, по существу, способность других народов к самостоят. развитию; имела распространение среди историков древности в кон. 19 - нач. 20 вв.

Дешифровка клинописи, успешные археологич. раскопки 19 - нач. 20 вв. в Месопотамии и находка множества клинописных источников различного содержания необычайно обогатили познания историков древности, имевших прежде в своем распоряжении лишь Библию и сообщения антич. авторов. Изучение клинописного наследия Шумера, Вавилонии и Ассирии обнаружило во многом зависимость Библии от более древних памятников Двуречья. Раскопки в примыкающих к Двуречью областях - на терр. древних Элама, Персиды, Урарту, Хеттского царства, а также в Египте - и изучение найденного там материала позволили установить, что и народы, населявшие эти страны, широко пользовались вавилонской клинописью. Привлечение к исследованию клинописных источников представителей точных и естеств. наук содействовало раскрытию высокого уровня древневавилонской культуры, ее действенности и благотворного влияния на нек-рые древние народы Азии и Европы (см. Вавилоно-ассирийская культура).

Все это послужило основанием для выступления представителей нем. школы востоковедов с поспешными и необоснованными ист. концепциями развития человечества, получившими назв. П. Панвавилонисты (Г. Винклер, Л. Мессершмидт, Ф. Делид и др.) утверждали, что история мировой культуры есть не что иное, как дальнейшее развитие знаний, заложенных в Вавилонии, что Вавилония является очагом цивилизаций большинства народов мира (в т. ч. народов Средиземноморья, Индии, Китая и Юж. Америки), заимствовавших у нее осн. элементы культуры.

Концепция П. вызвала в 1900-1910-х гг. серьезную дискуссию между ее защитниками и противниками. С резкой критикой П. выступили нем. историк древнего мира Э. Мейер, нем. египтолог А. Эрман и амер. египтолог Дж. X. Брэстед. Они показали, что даже соседний с Вавилонией Египет самостоятельно создал свою письменность и свою культуру. Ф. К. Куглер на основании изучения астрономич. знаний вавилонян опроверг теорию исключительной древности вавилонской культуры. В России против П. выступил Б. А. Тураев.

Т. о., объективное изучение источников показало, что вавилонское влияние на культуру ряда народов древнего мира было вторичным и отнюдь не исключало самобытного культурного творчества этих народов, внесших самостоят. вклад в общую сокровищницу мировой цивилизации. Концепция П. была разбита и утратила своих последователей.

Лит.: Тураев Б. A., История Древнего Востока, т. 1, (Л.), 1935; Делич Ф., Библия и Вавилон, 4 изд., пер. с нем., СПБ, 1907; Брэстед Д., История Египта, М., 1915; Winckler Н., Geschichte Babyloniens und Assyriens, Lpz., 1892; его же, Himmels-und Weltenbild der Babylonier als Grundlage der Weltanschauung und Mythologie aller Völker, Lpz., 1901; его же, Die babylonische Geistkultur in ihren Beziehungen zur Kulturentwicklung der Menschheit, 2 Aufl., Lpz., 1919; Jensen P., Das Gilgamesch-Epos in der Weltliteratur, Bd 1, Stras., 1906; Jeremias A., Das alte Testament im Lichte des alten Orients, 4 Aufl., Lpz., 1906; Meyer E., Geschichte des Altertums, 5 Aufl., Bd 1, Stuttg., 1925; Kugler F.-X., Die babylonische Mondrechnung, Freib., 1900; его же, Sternkunde und Sterndienst in Babel, Münster, 1908; его же, Im Bannkreis Babels. Panbabylonistische Konstruktionen und religionsgeschichtliche Tatsachen, Münster, 1910.

Л. А. Липин. Ленинград.

ПАНГЕЙСКИЕ РУДНИКИ

Пангайские рудники (Paggaion), - в древности богатые золотом и серебром рудники в юго-зап. Фракии (на терр. совр. Греции). Разрабатывались фракийцами с древнейших времен. По сообщению Геродота, фасосцы, овладевшие большей частью П. р., в нач. 5 в. до н. э. получали ок. 80 талантов дохода в год. С 437 до н. э. принадлежали Афинам, в 358-357 до н. э. были завоеваны Филиппом II, получавшим от П. р. до 1000 талантов годового дохода. С 168 до н. э. П. р. владели римляне. В настоящее время не разрабатываются.

ПАНГЕРМАНИЗМ

ПАНГЕРМАНИЗМ - политич. доктрина, отражавшая агрессивные устремления герм. империализма, добивавшегося мировой гегемонии. Оформилась в кон. 19 в. П. зародился в Австро-Венгрии, где лидер шовинистич. нем. нац. партии Г. Шёнерер и его сторонники в 1882 разработали программу присоединения австр. областей страны к Германии. Носителем идей П. в их законченном виде являлся Пангерманский союз. Ведущими "теоретиками" П. были Э. Хассе, Г. Класс, Э. Ревентлов, П. Рорбах и др. Базой герм. экспансии, по мнению пангерманцев, должна была послужить "Срединная Европа", возглавляемая Германией. Важной составной частью П. была пропаганда "Дранг нах Остен", причем особое значение придавалось онемечению зап. польских земель. Пангерманцы требовали отторгнуть от Росс. империи Прибалтику, Царство Польское, Украину, Белоруссию и установить над ними герм. контроль. Средствами для достижения целей П. служили активная подготовка к войне, милитаризация страны, строительство грандиозного воен.-мор. флота и гонка сухопутных вооружений. Ярый национализм, расизм, антисемитизм, ненависть к рабочему классу и социализму сделали П. идейным предшественником герм. фашизма. Реакц. круги ФРГ используют П. для проповеди реванша, ревизии польско-германской границы по Одеру - Нейсе, нового аншлюсса.

Лит.: Ротштейн P. A., Из истории Прусско-германской империи, М.-Л., 1948; Collection des documents sur le pangermanisme, P., 1915-1917; Usher R. G., Pan-Germanism, L., 1913.

Б. M. Туполев. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница