Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "О" (часть 8, "ОРЛ"-"ОСМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 8, "ОРЛ"-"ОСМ")

ОРЛИК

Филипп (1672-1742) - укр. казацкий старшина, приверженец И. С. Мазепы. До 1702 служил в Ген. войсковой канцелярии, в 1702-09 занимал уряд ген. писаря. После Полтавского сражения 1709 бежал в Турцию. В 1710 после смерти Мазепы по инициативе швед. короля Карла XII казацкая старшина, находившаяся в Турции, провозгласила О. гетманом. Подписанные О. "статьи" (договор) признавали вечный протекторат Швеции над Украиной. В 1711 участвовал в грабительском тат. походе на Украину. В 1714-20 жил в Швеции, получая субсидии от швед. пр-ва, а затем в Германии, Польше и Франции, стремясь организовать интервенцию этих гос-в против России; позже возвратился в Турцию. Сохранился "Дневник" О. за 1700-32.

Лит.: Костомаров Н. И., Собр. соч., кн. 6, т. 16, Мазепа и мазепинцы, СПБ, 1905; Резнiченко В., Пилип Орлик, К., 1918; Скальковский A., Филипп Орлик и запорожцы, "КС", 1882, No 4.

E. M. Апанович. Киев.

ОРЛОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРЛОВ-ДЕНИСОВ

Василий Васильевич (8.IX.1775 - 24.I.1843) - рус. воен. деятель, ген.- адъютант (1811), ген. от кавалерии (1826), граф (1801). Сын героя Измаила донского войскового атамана В. П. Орлова и внук казачьего ген. графа Ф. П. Денисова. Участвовал в войне с Францией в 1806-07, с 1808 - командир лейб-гвардии Казачьего полка. Во время Отечеств. войны 1812 активно действовал в арьергарде 1-й рус. армии. В Бородинском сражении в составе 1-го кав. корпуса Ф. П. Уварова участвовал в нападении на лев. фланг франц. армии. После оставления Москвы командовал казачьими аванпостами, отличился в бою под Тарутином, играл видную роль во время преследования наполеоновской армии, командуя кав. отрядами. В 1813-14 - нач. охранной стражи имп. Александра I. С 1825 командовал кавалерийским корпусом и был нач. имп. конвоя. С 1830 - в отставке.

Лит.: История лейб-гв. Казачьего полка, СПБ, 1876; Воен. галерея 1812 г., СПБ, 1912; Николай Михайлович, Ген.-адъютанты Александра I, СПБ, 1913.

ОРЛОВСКИЙ

Кирилл Прокофьевич (р. 18.I.1895) - сов. партизан, Герой Сов. Союза (1943). Герой Социалистич. Труда (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1918. Род. в дер. Мышковичи Смоленской обл. в крест. семье. До 1915 занимался сел. х-вом. В 1915-18 служил в армии, был командиром саперного взвода. В 1918-19 - командир краснопартиз. отряда в Бобруйском у. В 1919-20 учился на курсах комсостава, участвовал в боях против войск Юденича, белополяков. В 1920-25 служил в органах ВЧК. В 1930 окончил Коммунистич. ун-т нацменьшинств Запада им. Мархлевского. В 1930-37 работал в органах НКВД. Участник гражд. войны в Испании в 1937. С 1939 работал пом. директора с.-х. ин-та в Чкалове (Оренбург). 27 окт. 1942 был направлен с группой десантников в тыл врага, в р-н Беловежской пущи, участвовал в организации партиз. отрядов и сам возглавил один из них. В февр. 1943 во время операции по уничтожению зам. гаулейтера Белоруссии фаш. ген. комиссара Ф. Фенса проявил геройство; был тяжело ранен. После окончания войны стал пред. колхоза "Рассвет" Кировского р-на Могилевской обл. БССР, за отличное руководство к-рым ему было в 1958 присвоено звание Героя Социалистич. Труда. Делегат XX (1956), XXII (1961) и XXIII (1966) съездов КПСС. На XX съезде КПСС был избран канд. в чл. ЦК.

З. Н. Тихонова. Москва.

ОРЛОВСКИЙ ЦЕНТРАЛ

ОРЛОВСКИЙ ЦЕНТРАЛ - каторжная тюрьма в России, осн. в 1908. До 20% узников составляли политзаключенные. Условия заключения отличались исключит. жестокостью, избиениями и пытками, порождали массовые заболевания, высокую смертность, самоубийства заключенных. Режим О. ц. вызывал протесты передовой общественности России и за рубежом, был предметом освещения в печати, запросов в Гос. думе (1913). Существовал до падения самодержавия в 1917.

Лит.: Орловский каторжный централ. Сб. воспоминаний, М., 1929; Гернет M. Н., История царской тюрьмы, т. 5, М., 1965.

ОРЛОВСКО-КРОМСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1919

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРМУЗД

ОРМУЗД - см. Ахурамазда.

ОРОЗИЙ

ОРОЗИЙ (Orosius), Павел (ок. 380 - ок. 420) - рим. историк. Испанец по происхождению, священник, ученик Августина. В соч. "История против язычников в 7 книгах" (очерк всемирной истории от "сотворения мира" до 417), написанном по указанию Августина с целью обличения язычников и еретиков, О. стремился доказать, что христианство явилось спасением для человечества, что бедствия, переживаемые Римом в нач. 5 в., - расплата за злодеяния прошлых веков. Периодизацию всемирной истории О. устанавливает по четырем "мировым царствам": Вавилонскому, Македонскому, Карфагенскому и Римскому. Труд О. представляет собой компиляцию из хроник Евсевия, Сульпиция Севера и рим. языч. историков. Большой интерес представляют те книги О., где использованы не дошедшие до нас отрывки из Тита Ливия и Тацита, а также неизвестные из др. источников сведения о Причерноморье 2-1 вв. до н. э. Соч. О. было широко известно в ср. века.

Соч.: Historiarum adversum paganos libri VII, ed. С. Zangemeister, Lipsiae, 1889.

ОРОКИ

ОРОКИ (самоназв. - ульта, нани) - один из самых малых народов Севера. Живут на о. Сахалин, преим. в его вост. части. Числ. - ок. 220 чел. Орокский язык относится к юж. группе тунгусских языков. О., так же как орочей и удегейцев, иногда неправильно наз. орочёнами. Этнич. основу О., вероятно, составляют тунгусские или ламутские элементы, перемешавшиеся с нанайцами и нивхами в низовьях Амура. О. работают в оленеводческих совхозах пастухами-оленеводами, рыбаками и охотниками.

ОРОЧЁНЫ

ОРОЧЁНЫ (от эвенкийского орон - олень) - дореволюц. назв. ряда групп оленных эвенков, живших к В. от оз. Байкал (эвенки современного Баунтовско-го р-на Бурятской АССР, северных р-нов Читинской и Амурской областей). На о. Сахалин О. называют так же ороков.

ОРОЧИ

ОРОЧИ (самоназв. - нани) - народность, живущая гл. обр. в Советско-Гаванском и Комсомольском р-нах Хабаровского края РСФСР. Числ. ок. 400 чел. Их нередко путают с ороками и орочёнами. Орочский язык относится к юж. группе тунгусских языков. О. имеют смешанное происхождение: в их состав вошли не только местные, но и пришлые, гл. обр. тунгусские, элементы. По своей культуре О. ближе всего стоят к удэгейцам. О. заняты в колхозном х-ве, к-рое включает как традиционные занятия - рыболовство, охотничий промысел, так и новые - огородничество, домашнее животноводство. В прошлом О. практиковали морской зверобойный промысел.

Лит.: Народы Сибири, М., 1956; Ларькин В. Г., Орочи, М., 1964.

ОРСИНИ

1

(Orsini) - рим. феод. род. Первые достоверные сведения о нем восходят к 12 в. Значит. власти и зем. богатств О. добились в 13 в. Из рода О. вышло 5 рим. пап, в т. ч. Николай III (1277-80) и Бенедикт XIII (1724-30), кардиналы (Наполеоне О., ум. 1342, причастный к убийству Бонифация VIII), кондотьеры. О. неизменно поддерживали папскую власть, оказывая влияние на выборы пап; О. находились в длительной вражде с древним рим. родом - Колонна, к-рая сменилась перемирием в период борьбы против движения Кола ди Риенцо и окончательно прекратилась со 2-й пол. 16 в.

Лит.: Colonna G. В., Gli Orsini, Mil., (1955).

2

(Orsini), Феличе (10.XII.1819 - 13.III.1858) - деятель итал. Рисорджименто. Чл. "Молодой Италии". В 1844 был приговорен в Риме к пожизненной каторге, но в июле 1846 освобожден по амнистии. Во 2-й пол. 1846 и в 1847 участвовал в освободит. движении во Флоренции. Во время революции 1848-49 - волонтер в войне против Австрии за независимость, участник обороны Венеции, депутат Римского учредит. собрания, комиссар Римской республики в Террачине, Анконе и Асколи. В 50-х гг. О. - в эмиграции, участвовал в мадзинистских конспирациях. Арестованный австрийцами (1854), бежал из тюрьмы (1856). К этому времени крах попыток Мадзини поднять нац.-освободит. восстание в Италии привел О. к критич. пересмотру мадзинистских методов борьбы. О. избрал ложный путь индивидуального террора. 14 янв. 1858 он бросил бомбу в карету Наполеона III в Париже, надеясь убийством Наполеона разбудить революц. силы Европы и создать благоприятную обстановку для революции в Италии. О. был казнен.

Соч.: Memorie politiche, Mil., 1962; Memorie e documenti intorno al governo della republica romana, Nizza, 1850.

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ (Ortega у Gasset), Xoce (9.V.1883 - 18.X.1955) - исп. философ, публицист и обществ. деятель. Учился в Коллегии отцов иезуитов в Малаге. Окончил Мадридский ун-т (в 1904 получил ученую степень д-ра философии и литературы). В 1906-07 учился в ун-тах Германии. В 1911-36 руководил кафедрой метафизики в Мадридском центр. ун-те. Литературно-публицистич. деятельность начал в 1902. Подобно писателям "Поколения 1898 г." пропагандировал "европеизацию" Испании по образцу передовых капиталистич. стран. В 1914 в публичной лекции "Старая и новая политика" резко выступил против монархии. В 1923 основал журн. "Revista de Occidente", пользовавшийся значит. популярностью среди исп. интеллигенции. В февр. 1931 основал т. н. Объединение на службе у республики, в к-рое вошли наиболее правые элементы интеллигентов-республиканцев. В 1936-45 жил в эмиграции в Германии, Португалии и Аргентине. В 1948 основал в Испании Институт гуманитарных наук, ставший центром пропаганды новейших течений зап.-европ. бурж. философии. Философские взгляды О.-и-Г., близкие экзистенциализму (М. Хейдеггер), складывались под влиянием неокантианства (Г. Коген), "философии жизни" Ф. Ницше, В. Дильтея. О.-и-Г. - основоположник теории "массового общества", согласно к-рой индустриализация уничтожает личность человека, делает его частью "массы". Противник массовых движений, О.-и-Г. отвергал демократию и проповедовал господство "избранного меньшинства" ("элиты"). О.-и-Г. отмечал необходимость изучения истории, к-рую рассматривал как историю мировоззрений и культуры. В работах, посвященных проблемам эстетики, отстаивал искусство "для избранных".

Соч.: Obras completas, 4 ed., t. 1-6, Madrid, 1957-58.

Лит.: Гайденко П. П., Буржуазная философия в поисках реального содержания исторического процесса, "ВИ", 1966, No 1.

С. Л. Воробьев. Москва.

ОРТОКУЗЕННЫЙ БРАК

ОРТОКУЗЕННЫЙ БРАК (от греч. ortos - прямой и фр. cousin - двоюродный брат), параллельно-кузенный брак, - форма заключения брака, развивавшаяся у нек-рых народов на стадии разложения первобытного общества. Существует в двух формах: брак между детьми двух братьев или между детьми двух сестер (родных или более далеких степеней). Первая форма (арабы, мальгаши, нек-рые племена банту, курды, туркмены и др.) возникла в связи с имуществ. интересами патриархальной большой семьи или патронимии - стремлением сохранить брачный выкуп в пределах одного хоз. коллектива. Вторая форма (засвидетельствована только у туарегов Сахары) развилась в условиях поздне-матриархального общества для объединения материнской и отцовской линии родства и наследования.

"ОРУДИЕ УПРАВЛЕНИЯ"

"ОРУДИЕ УПРАВЛЕНИЯ" (англ. "The Instrument of Government") - конституция, принятая в Англии 16 дек. 1653 во время установления протектората О. Кромвеля. По этой конституции, разработанной Воен. советом (высшее офицерство армии), законодат. власть передавалась лорду-протектору (Кромвелю) и однопалатному парламенту, а исполнит. - лорду-протектору и Гос. совету из пожизненно назначенных членов. Парламент должен был состоять из 400 деп. от Англии и по 30 деп. от Шотландии и Ирландии. Для избирателей был введен высокий имуществ. ценз (200 ф. ст.). Фактически избирателями могли быть лишь представители крупной и средней буржуазии и нового дворянства. Лишались избират. прав все католики и участники войны против парламента. Широкие нар. массы отстранялись от участия в политич. жизни. Конституция фактически служила юридич. прикрытием для воен. диктатуры, установленной в интересах сохранения господства джентри и буржуазии и закрепления тех завоеваний англ. революции, к-рые были выгодны блоку этих имущих классов. 25 мая 1657 "О. у." были заменены новой конституцией протектората ("Покорнейшая петиция и совет"), по к-рой власть протектора становилась фактически наследственной и утверждалась верхняя палата (палата лордов).

Публ.: Конституции и законодат. акты бурж. гос-в XVII-XIX вв., М., 1957; Acts and Ordinances of the Interregnum, ed. by C. H. Firth and R. S. Rait, v. 2, L., 1911.

Г. Р. Левин. Ленинград.

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

Государственная оружейная палата, - 1) Центр. правительств. учреждение России, ведавшее изготовлением, закупкой и хранением гос. оружейной казны, предметов дворцового обихода, росписью и украшением светских и культовых построек и др. Возникновение О. п. связано со строительством гос. аппарата России в 16 в. Первое упоминание о существовании О. п. относится к 1547. В 70-х гг. 16 в. в О. п. работало несколько десятков мастеров, преим. оружейников. Сокровища О. п. пострадали во время польской и шведской интервенции нач. 17 в. В нач. 17 в. из О. п. выделился Серебряный приказ, из к-рого, в свою очередь, ок. 1624 выделился приказ Золотого дела. Все приказы и О. и. возглавлялись обычно одним судьей (см. Приказы). С сер. 17 в. в этих приказах (палатах) были собраны лучшие мастера из разл. городов России, а отчасти и из-за рубежа (X. Креймер, Ю. Фробс и др.). Здесь работали оружейники Н. Давыдов, Г. и А. Вяткины, В. Титов, Н. Кобелев, ювелиры и серебряники Г. Овдокимов, Д. Осипов, В. и Ф. Ивановы, А. Павлов, художники и живописцы С. Ушаков, И. Салтанов и др. Многие их творения сохранились в О. п. В 1681 в штате О. п. насчитывалось более 300 мастеров разл. специальностей. Кроме того, в ведении О. п. находились мастера-оружейники Тулы. В нач. 18 в. производств. деятельность О. п. свертывается. С переводом в 1711 мастеров в Петербург на учрежденный там Оружейный двор О. п. окончательно теряет производств. значение и превращается в хранилище старинного и трофейного оружия и др. ценностей. В 1727 все кремлевские дворцовые ведомства и хранилища (Казенный приказ, Мастерская и О. п. и Конюшенная казна) были объединены в Мастерскую и О. п. 2) Музей прикладного и декоративного иск-ва в Моск. Кремле. С нач. 19 в. Мастерская и О. п. начинает превращаться в подобие музея для "изысканной публики" (дворян и верхушки купечества). В 1806 О. п. была преобразована в публичный музей, для к-рого в Кремле было возведено спец. здание (1810, архитектор И. В. Еготов). В совр. здании (архитектор К. А. Тон) О. п. разместилась в 1851. Музей хранит изделия рус. и иностр. мастеров, работавших в 16 - нач. 18 вв. в Оружейной, Серебряной, Золотой, Государевой и Царицыной мастерских-палатах и др. дворцовых ведомствах, и дары рус. пр-ву дипломатич. и торг. агентов разл. гос-в, начиная с 15 в. Эти коллекции в 18 - нач. 20 вв. пополнялись изделиями рус. умельцев, трофейным оружием и др. предметами, имеющими художеств. и ист. ценность. После победы Окт. революции О. п. были переданы собрания Патриаршей ризницы и Кремлевских соборов. Уникальные собрания О. п. имеют мировое значение. Они позволяют проследить общий ход развития рус. прикладного и декоративного иск-ва в обработке металла (скань, чернь, чеканка, гравировка, эмаль), в золотошвейном и жемчужном рукоделии, в живописном иск-ве и мн. др. областях. Коллекция вооружения включает образцы огнестрельного, холодного оружия и защитного снаряжения как рус. произ-ва, так и зарубежного из многих стран З. и В. Богаты коллекции предметов дворцового быта (троны, регалии, парадная конская упряжь, кареты, посуда и пр.). Торг. и дипломатич. сношения России в О. п. отражены ценнейшими, часто уникальными образцами прикладного иск-ва и воен. техники. Систематизированная экспозиция музея, размещенная в девяти залах, доступна для широкого обозрения. В 1963 на базе О. п. в Кремле был создан музей искусства и быта 17 в. В О. п. проводится н.-и. и массово-экскурсионная работа.

Лит.: Оружейная палата, М., 1964 (библ.); Гос. Оружейная палата Моск. Кремля. Сб. науч. трудов, М., 1954; Опись Моск. Оружейной палаты, ч. 1-7, М., 1884-93; Успенский A., Записные книги и бумаги старинных дворцовых приказов. Док-ты XVIII-XIX вв. бывшего Архива Оружейной палаты, М., 1906; Троицкий В. И., Организация золотого и серебряного дела в Москве в XVII в., ИЗ, т. 12, М., 1941; Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в., М., 1955.

В. И. Сергеев. Москва.

ОРФЕЛИН

Захарие (1726 - 19.I.1785) - серб. историк, писатель и поэт. В 1768 выпустил первый серб. журн. "Славяно-серб. магазин", содержавший призыв к изучению истории слав. народов и созданию лит-ры на нар. яз. В 1772 О. издал ист. очерк о Петре I - первое южнослав. соч. на эту тему. В 1774 кн. О. была переиздана в Петербурге под ред. M. M. Щербатова. О. издал карты России и ее отд. частей, написал много богословских и дидактич. соч. Его лит. труды, для к-рых характерен антиклерикализм, созданы под влиянием Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича. Стихи О., написанные на ист. темы, глубоко патриотичны, проникнуты идеей освобождения и объединения серб. земель. Деятельность О. - свидетельство расширявшихся связей южнослав. народов с Россией.

Лит.: Остоjиh T., Захариjа Орфелин, Београд, 1923; Радоjчиh H., З. Орфелин као историчар, "Гласник Историског друштва у Новом Саду", 1933, св. 6.

А. Л. Гольдберг. Ленинград.

ОРФИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ

ОРФИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ - в древности система религ. верований и обрядов, возникшая во Фракии в 8-6 вв. до н. э. и получившая распространение в Македонии, Греции, Юж. Италии и Сицилии, позднее в Риме. Основателем О. к. считался мифич. певец Орфей (Orpeus). Гл. содержание О. к. составляли мистерии в честь Загрея, сына Зевса, растерзанного и съеденного титанами и родившегося вторично под именем Диониса. В них участвовали только посвященные, члены орфич. тайных об-в - орфики. Мистерии совершались весной в годовщину гибели Диониса-Загрея и изображали его муки, смерть и воскресение. Устраивались жертвоприношения, оргиастич. процессия, показ символич. священных предметов. Для орфиков были установлены особые жизненные правила - bios Orpikos. Из мифа о том, что люди родились от титанов, сожженных Зевсом за растерзание Загрея, и имеют, т. о., двойственную природу: титаническую - низменную и божественную, вытекало требование очищений и аскетизма. Орфики носили белую одежду, имели особый обряд похорон. Для членов об-ва были составлены гимны (в честь Диониса и др., почитаемых орфиками богов: Зевса, Деметры, Персефоны, Гекаты, Эрота, Аполлона, Афины), молитвы, оракулы, заклинания, мифы (космогонич., теогонич., антропогонич.), собранные в свящ. книги (отрывки в изд.: "Orphicorum fragmenta", col. О. Kern, Berolini, 1922). Проповедовали О. к. странствующие жрецы. О. к. возникли в связи с ростом угнетения масс и обострением борьбы между аристократией и демократией и поэтому содержали в себе пессимистич. и мистич. настроения и одновременно идеологич. протест: противопоставление нар. культов (Диониса и др.) аристократич. олимпийской религии. Однако мифологич. представления О. к. гораздо древнее: они существовали еще в крито-микенскую эпоху и были тесно связаны с культом умирающих и воскресающих богов Др. Востока (Осирис, Таммуз, Аттис, Адонис, Сабазий). Идеалистич. философия О. к. оказала влияние на филос. системы Пифагора, Платона, неоплатоников. Религ. идеи О. к. использовало христианство. В ср. века О. к. служили почвой для разл. ересей и сект.

Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историч. развитии, ч. 1, М., 1957 (гл. 4 и тексты к ней); Nilsson M. P., A history of Greek religion, Oxf., 1925.

С. С. Соловьева. Москва.

ОРХОМЕН

ОРХОМЕН (Orxomenos) - один из существовавших в древности городов Беотии. Археологич. раскопки нем. ученых А. Фуртвенглера и X. Булле В 1903-05 показали, что поселение на месте О. существовало со времени неолита. К микенскому периоду относятся дворец и открытая Г. Шлиманом в 1880-86 царская гробница (ок. 2000 до н. э.), к-рую греч. традиция приписывает царю Минию, отсюда город иногда наз. О. Мининский. В этот период О. владел почти всей Зап. Беотией. Однако к 6 в. до н. э. Фивам удалось отобрать у О. принадлежавшие ему города и заставить его вступить в Бе-отийский союз под главенством Фив. В Коринфской войне О. выступал на стороне Спарты и был ок. 364 до н. э. разрушен фиванцами. С 353 до н. э. начал восстанавливаться фокейцами, а при Филиппе II и Александре Македонском разросся, по прежнего значения уже не приобрел.

Лит.: Bulle H., Kunze E., Orchomenos, Bd 1-3, Munch., 1907-1934.

ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ

ОРХОНО-ЕНИСЕЙСКИЕ НАДПИСИ - древнейшие письм. памятники тюркоязыч. народов. Открыты на Енисее С. Ремезовым, Ф. Страленбергом, Д. Мессершмидтом в 1696-1722; на р. Орхон (Монголия) - Н. М. Ядринцевым в 1889. Дешифрованы дат. лингвистом В. Томсеном (1893), впервые прочтены рус. тюркологом В. В. Радловым (1894). Датируются 7-10 вв.; написаны т. н. руническим письмом, восходящим через старосогдийское к арамейскому алфавиту; их язык сформировался как нормативный лит. язык на основе диалекта племени тюрк. Сейчас известны 7 групп О.-е. н.: ленско-прибайкальская, енисейская (тувинская и минусинская подгруппы), монгольская, алтайская, вост.-туркестанская, среднеазиатская (ферганская и семиреченская подгруппы), вост.-европейская (донецкая и дунайская подгруппы). О.-е. н. соответственно принадлежат племенному союзу курыкан, Кыргызскому гос-ву, Вост.-тюркскому каганату, Зап.-тюркскому каганату, Уйгурскому каганату в Монголии, Уйгурскому гос-ву в Вост. Туркестане, печенежскому племенному союзу. По жанровой принадлежности выделяются: ист.-биографич. каменописные тексты Монголии - мемориальные и прижизненные апологии тюркских и уйгурских каганов или близких им лиц, содержащие описание ист. событий, к к-рым причастен герой надписи, и излагающие социальные и политич. взгляды их авторов; эпитафийная лирика - намогильные надписи Енисея и Семиречья; юридич. док-ты, магич. и религ. тексты на бумаге из Вост. Туркестана; памятные надписи на скалах, камнях и строениях; метки на бытовых предметах (металлич. сосудах и зеркалах, керамике, монетах), содержащие имя владельца или мастера, благопожелания, сведения, связанные с функциональным назначением предмета (вместимость сосуда и др.). Наибольшее историографич. значение имеют надписи Сев. Монголии (памятники Кюль-тегину, Бильге-кагану, надписи Тоньюкука, Моюн-чура, Селенгинский камень и др.), излагающие историю 2-го Вост.-тюркского и Уйгурского каганатов.

Лит.: Малов С. E., Памятники древнетюркской письменности, М.-Л., 1951; его же, Енисейская письменность тюрков, М.-Л., 1952; его же, Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии, М.-Л., 1959; Клягаторный С. Г., Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Ср. Азии, М., 1964.

С. Г. Кляшторный. Ленинград.

ОРХОНСКИЕ ТЮРКИ

ОРХОНСКИЕ ТЮРКИ - конфедерация тюркоязыч. племен Центр. Азии 5-8 вв. во главе с племенем ашина. В 265-460 ашина входила в состав позднегуннских гос-в, завоевавших Хэси (Зап. Китай) и часть Вост. Туркестана. В 460 были подчинены жужанами и переселены на Алтай, где возглавили племенной союз, принявший наименование тюркского. В 551-555 разгромили жужан и создали Тюркский каганат (552-745) с центром на р. Орхон (Монголия). В 740-745 О. т. были разгромлены уйгурами, но сохранили автономию и часть племенных терр. до 10 в. Осн. занятия О. т. - кочевое скотоводство и железоделат. промысел. Важнейшие памятники культуры - орхоно-енисейские надписи и надмогильные каменные изваяния ("каменные бабы").

Лит.: Бернштам А. Н., Социально-экоиомич. строй орхоно-енисейских тюрок VI-VIII вв., М.-Л., 1946; Киселев С. В., Древняя история Юж. Сибири, 2 изд., М., 1951; Кляшторный С. Г., Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Ср. Азии, М., 1964.

С. Г. Кляшторный. Ленинград.

ОРША

ОРША - город, р. ц. Витебской обл. БССР. Ж.-д. узел, пристань на р. Днепр, при впадении в нее Оршицы. Пром. центр. На 1 янв. 1964 - 79 т. ж. (в 1897 - 13 т. ж., в 1923 - 18 т. ж., в 1939 - 54 т. ж., в 1959 - 64 т. ж.). Впервые упоминается в летописи под 1067 под им. Рши. До сер. 13 в. входил попеременно в состав Полоцкого, Смоленского, Витебского княжеств. С 1359 был под властью Литвы, позднее - Речи Посполитой. Окончательно воссоединен с Россией в 1772. С 1777 - уездный город Могилевской, а с 1796 по 1802 - Белорусской губ. В 19 в. пристань О. была значит. перевалочным торг. пунктом (гл. обр. хлебные грузы). С постройкой Московско-Брестской (1871) и Витебско- Жлобинской ж. д. О. - крупный ж.-д. узел. К кон. 19 в. в О. - 15 предприятий, гл. обр. пищевой пром-сти. К 1913 насчитывалось ок. 300 рабочих. С 1901 в О. начинается с.-д. пропаганда искровцев. Сов. власть установлена 28 окт. 1917. В 1924 О. с уездом вошла в состав БССР. В 1922-25 построена ж. д. Орша - Унеча и Орша - Лепель. Число рабочих возросло к 1935 до 3 тыс. С 13 июля 1941 по 27 июня 1944 О. была оккупирована нем.-фаш. войсками. В городе и окружающем р-не героич. борьбу вели подпольщики-партизаны, возглавляемые К. С. Заслоновым. В наст. время в городе - льнокомбинат, з-ды станкостроит., швейных машин, железобетонных конструкций, мясо-консервный комбинат и др. Мемориальный музей К. С. Заслонова.

ОСАКА

ОСАКА - город в Японии, на Ю. о. Хонсю, адм. центр префектуры Осака. 2-й (после Токио) по числу жителей (3,2 млн. чел., 1965) и экономич. значению город страны. Вместе с городами-спутниками образует ядро важного экономич. р-на Японии - Кансай. Металлургич., металлообр., маш.-строит., текст., химич. пром-сть. Крупный порт (гл. обр. по экспорту). В древности на месте совр. О. находился населенный пункт Нанива, одно из наиболее ранних упоминаний о к-ром относится к концу 7 в. В 15 в. Нанива стал носить назв. О. В 1583-86 Хидэёси Тоётоми (фактич. правитель Японии в 80-90-х гг. 16 в.) построил в О. замок и сделал город своей резиденцией. Вскоре О. превратился в крупный город, ставший важным торг. центром Японии. В 17 - 1-й пол. 19 вв. в О. неоднократно вспыхивали восстания гор. бедноты. В 1837 в О. произошло под рук. Хэйхатиро Осио крупное восстание против пр-ва Токугава. С конца 19 в. в городе стала развиваться текстильная, позже, в 30-х гг. 20 в., тяжелая пром-сть. С нач. 20 в. О. становится одним из центров рабочего движения.

Во время 2-й мировой войны город подвергся сильным бомбардировкам амер. авиации. В О. - ун-т Осака (осн. 1931), ун-т Кансай (осн. 1886).

Лит.: Миямото Матадзи, Осака, Токио, 1957 (на япон. яз.).

"ОСБОРНА ДЕЛО"

"ОСБОРНА ДЕЛО" - судебное дело, возбужденное в июле 1908 по наущению англ. ж. -д. компаний У. Осборном, членом тред-юниона ж.-д. служащих. Осборн предъявил иск этому профсоюзу, требуя возвращения денег, к-рые он выплатил в виде взносов "на политические цели" (гл. обр. на поддержку лейбористской фракции в парламенте). Палата лордов, как высшая судебная инстанция, в дек. 1909 решила "О. д." в пользу истца. В решении ("суждении") говорилось, что тред-юнионы не могут расходовать свои денежные фонды на "цели, ради к-рых они были созданы", если эти цели не одобрены парламентом. Тем самым облегчалось наступление предпринимателей на рабочий класс и подрывалась финанс. база Лейбористской партии. Решение по "О. д." вызвало энергичный протест организованного рабочего класса Англии. В янв. 1913 англ. парламент принял закон (Trade Union Act, 1913), несколько смягчавший решение по "О. д.". Тред-юнионы получили право взимать взносы на политич. цели в соответствии со своим уставом, но любой тред-юнионист, если он не хотел, мог такие взносы не платить.

Лит.: Osborne W. V., My case. The causes and effects of the Osborn Judgment, L., 1910; Milne-Bailey W., Trade-union documents, L., 1929.

ОСВЕНЦИМ

Освенцимский лагерь, - фаш. "лагерь смерти"; был создан нацистами около г. Освенцима, близ Кракова (польск. Oswiecim, нем. Auschwitz) на терр. Польши, оккупированной гитлеровской Германией. Строительство лагеря началось в пач. 1940. О. занимал площадь ок. 500 га, на к-рой были расположены 620 жилых бараков и служебных помещений. О. был огромным комбинатом уничтожения людей с использованием новейших достижений техники. Сюда со всех оккупированных стран гитлеровские палачи сгоняли свои жертвы, первые эшелоны с к-рыми были пригнаны в мае 1940. В лагере одновременно содержалось 180-250 тыс. чел. В 8 газовых камерах (нек-рые из к-рых вмещали до 2 т. ч.) ежедневно истреблялось ок. 10 тыс. заключенных. В мае 1940 - дек. 1943 гитлеровцы уничтожили не менее 3 млн. чел. (из них 2,5 млн. были отравлены газом). Всего погибло св. 4 млн. граждан СССР, Польши, Франции, Бельгии, Голландии, Чехословакии, Югославии, Румынии, Венгрии и др. стран. Несмотря на жесточайший террор, в лагере была образована разветвленная сеть подпольных ячеек и боевых групп, организаторами к-рой были коммунисты. Группа сов. военнопленных - узников О., работавшая на демонтаже разбитых самолетов, сумела добыть значит. количество оружия. Осенью 1944 руководящий центр орг-ции Сопротивления в лагере готовил вооруж. восстание. Но нек-рые команды узников стихийно выступили раньше намечавшегося срока. Восстание, начавшееся преждевременно, потерпело поражение. Более 200 чел. погибло с оружием в руках. С остальными зверски расправились гитлеровцы. 27 янв. 1945 сов. войска освободили немногих оставшихся в живых узников О. На терр. бывшего лагеря создан музей. В сент. 1958 был создан Междунар. освенцимский комитет (МОК), в к-рый входят представители 16 европейских гос-в. По инициативе МОК 11 апреля 1965 на территории О. состоялась торжественная встреча бывших узников в честь 20-й годовщины освобождения лагеря.

Лит.: Нюрнбергский процесс, т. 4, М., 1959, с. 295-557; СС в действии, пер. с нем., М., 1960, с. 185-337; Краус О., Кулка Э., Фабрика смерти, пер. с чеш., М., 1960; Живульская К., Я пережила Освенцим, М., 1960; Sehn J., Oboz Koncentracyjny Oswiecim - Brzezinka, 1956; Russell E., The scourge of the swastika, L., 1954.

Г. Д. Комков. Москва.

ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА 1813

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА УКРАИНСКОГО И БЕЛОРУССКОГО НАРОДОВ В СЕРЕДИНЕ 17 В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ОСВОБОЖДЕНИЕ"

"ОСВОБОЖДЕНИЕ" - рус. двухнедельный журнал; нелегальный орган либерально-бурж. направления. Издавался за границей, сначала в Штутгарте (No 1, 18 июня (1 июля), 1902 - No 56, 7(20) сент. 1904), а затем в Париже (No 57, 2(15) окт. 1904 - No 78-79 5(18) окт. 1905), под редакцией П. Б. Струве. Основан группой земцев-либералов. Журнал подготовил создание "Союза освобождения", органом к-рого и стал с момента его фактич. основания летом 1903. Журнал с самого начала имел антиреволюц. и противопролет. направленность. Тематика статей носила в основном политич. характер. Опубликован ряд секретных правительств. док-тов. Наиболее актуальный материал, гл. обр. информац. характера, публиковался в "Листке "Освобождения"" (No 1, Штутгарт, 11(24) февр. 1904 - No 26, 20 марта (2 апр.) 1905). Редакция "О." выпустила две книжки со статьями и материалами по истории обществ. движения в России, ряд документ. сборников и др. изд.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, Ч. 2, с. 267).

А. Г. Слонимский. Душанбе.

ОСВОБОЖДЕННЫЕ РАЙОНЫ

ОСВОБОЖДЕННЫЕ РАЙОНЫ - в Италии - партиз. республики, существовавшие в Италии в 1944, в период национально-освободительной войны итальянского народа 1943-45. Летом - осенью 1944 на оккупированной нем.-фаш. войсками терр. Италии существовало ок. 15 крупных р-нов, контролируемых партизанами. Наиболее значительные: "Республика Монтефьорино" (терр. провинций Модена и Реджо), "Республика Торрилья" (терр. Лигурии, между Генуей и Пьяченцой), "Республика Оссола" (терр. на границе с Швейцарией), "Республика Карния" (терр. Венето). Гражд. власть в О. р. осуществляли местные комитеты нац. освобождения и выборные органы нар. самоуправления - муниципальные джунты и правительств. джунты, состоявшие из представителей разл. партий. За порядком в О. р. наблюдала партиз. полиция, а также нац. гвардия. Для борьбы с профаш. элементами создавались нар. трибуналы. Издавались газеты, распространялись листовки и пр. В республиках вводилось справедливое распределение продовольств. ресурсов, устанавливались твердые цены, велась суровая борьба с черным рынком. Во многих О. р. устанавливался повышенный налог на имущих, а беднейшая часть населения освобождалась от всякого вида обложений. В нек-рых районах производился раздел помещичьих земель в пользу крестьян. Восстанавливались профсоюзы и политич. партии.

Население О. р. всецело поддерживало мероприятия нар. органов и активно помогало партизанам (в строительстве оборонит. сооружений, в снабжении партизан продовольствием, одеждой и пр., во время нем.-фаш. атак ряды партизан пополнялись многочисл. добровольцами).

Осенью 1944 немецко-фашистское командование бросило против О. р. ок. 1/3 своей армии (находившейся в Италии), танки и авиацию, которые к началу зимы ликвидировали партизанские республики. О. р. с их системой нар. самоуправления являлись прообразом будущего демократического строя Италии, к установлению которого стремилось левое крыло Сопротивления.

Лит.: Лонго Л., Народ Италии в борьбе, пер. с итал., М., 1952; Батталья Р., История итальянского Движения Сопротивления, пер. с итал., М., 1954; La Repubblica dell' Ossola, Domodossola, 1959; Marzo A. O., La Repubblica de Torrlglia, Genova, (s. a.); Bravo A., La Repubblica partigiana del'Alto Monferrato, 2 ed., Torino, 1965.

Г. С. Филатов. Москва.

ОСВОБОЖДЕННЫЕ РАЙОНЫ КИТАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ОСВОБОЖДЕНЦЫ"

"ОСВОБОЖДЕНЦЫ" - см. "Союз освобождения".

ОСЕБЕРГСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ

ОСЕБЕРГСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ - курганное погребение "эпохи викингов", сер. 9 в. в Юж. Норвегии, близ г. Тёнсберга. Раскопано в 1904. Гл. находкой является корабль (дл. 21,5 м) с мачтой и 15 парами весел, на корме к-рого находилась погребальная камера. Кроме разл. корабельного инвентаря, в О. п. найдены: богато украшенная резьбой по дереву телега, 3 саней (4-е без украшений), 3 деревянные кровати и др. предметы. Художеств. ценность представляет резьба по дереву со звериным орнаментом и скульптурными изображениями (общая площ. ок. 15 м2). Найдены также разл. предметы домашнего обихода, одежда, обувь и др. и скелеты 2 женщин, 4 собак и 10-15 лошадей. Полагают, что О. п., так же как раскопанный неподалеку курган с кораблем в Гокстаде и поныне не раскопанные 9 курганов в Бёрре, является фамильным кладбищем норвежских конунгов обл. Вестфолль.

Лит.: Osebergfunnet. Utgitt av den Norske stat, (bd 1-4), Kristiania, 1917-28; Brøgger A. W. og Shetelig H., The viking ships, Oslo, 1953.

А. Л. Монгайт. Москва.

"ОСЕННЕГО УРОЖАЯ" ВОССТАНИЕ

"ОСЕННЕГО УРОЖАЯ" ВОССТАНИЕ - общее название вооруж. восстаний, гл. обр. крестьян, в 1927, в период сбора осеннего урожая в провинциях Хунань, Цзянси, Хубэй, Гуандун и нек-рых др. провинциях Китая под рук. Коммунистич. партии Китая (КПК) против гоминьдановской реакции. В ответ на контрреволюц. перевороты в Вост. и Юж. Китае (апр. 1927) и в Центр. Китае (май - июль 1927) КПК организовала 1 авг. 1927 Наньчанское восстание 1927, а затем, по решению августовского совещания ЦК КПК, "О. у." в. В р-не на границе Хунани и Цзянси в восстании участвовали крестьяне, пинсянские горняки и солдаты бывшего охранного полка уханьского гоминьдановского пр-ва. Днем начала восстания считается 8 сент. 1927, но еще в августе крест. отряды соединились в вост. ч. Хунани с охранным полком для борьбы против контрреволюц. террора помещиков. Повстанцы образовали 1-ю дивизию 1-го корпуса Рабоче-крест. революц. армии под команд. Лу Дэ-миня (погиб во время "О. у." в.). Одним из руководителей восстания в этом р-не был Мао Цзэ-дун, назначенный по решению Хунаньского к-та КПК секретарем фронтового партийного к-та. "О. у." в. на С.-В. Цзянси возглавил Фан Чжи-минь, в вост. части Гуандуна - Пэн Бай. В результате "О. у." в. и др. революц. выступлений трудящихся Китая были созданы (гл. обр. в сел. местности) Цзинганшаньская, Хайлуфынская и др. революц. опорные базы (сов. р-ны) и партиз. отряды, превратившиеся в 1928-30 в регулярные части Рабоче-крест. Красной армии Китая. Вместе с Наньчанским восстанием "О. у." в. положило начало руководимой КПК вооруж. борьбе за победу агр. революции в Китае.

Лит.: Всюду красные знамена, пер. с кит., М., 1957; Юрьев М. Ф., Красная армия Китая, М., 1958; Ван-Бо-янь, Диэрцы гонэй гэмин чжаньчжэн шициды нунцунь гэмин гэньцзюйди (Революц. базы в деревне в период 2-й гражд. революц. войны), Шанхай, 1956; Линь Цзинь, Цю шоу ции (Восстание осеннего урожая), Пекин, 1953.

M. P. Юрьев. Москва.

ОСЕТИНЫ

ОСЕТИНЫ (самоназв. - ирон, на З. Сев. Осетии - дигорон) - нация, осн. население Северо-Осетинской АССР и Юго-Осетинской АО, живут О. также в ряде р-нов Груз. ССР, Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае, в т. ч. в Карачаево-Черкесии. Общая числ. - 412,5 тыс. чел. (1959). Осетинский язык относится к сев.-вост. группе иран. языков; имеет 2 диалекта: иронский (лег в основу лит. языка) и дигорский. Этногенез О. преемственно связан как с ираноязычными народами: скифами, сарматами, аланами, так и с древним аборигенным населением Сев. Кавказа. В кон. 4-5 вв. часть алан, разгромленных гуннами, с Дона и Приазовья переселилась в предгорья Сев. Кавказа, смешалась с местным населением и передала им свой язык. С этого времени начинается формирование осетинской народности (продолжалось до 18 в.) и освоение аланами - осетинами юж. склонов Гл. Кавк. хребта. Они делились на 3 племени - иронцев (алан), дигорцев (аш-дигор), туальцев (двалов). В зап.-европ. и вост. источниках предки О. наз. аланами, в груз. - осами (овсами), рус. - ясами. Сохранились памятники алано-осской речи, древнейший из них - Зеленчукская надпись 10 в., написанная греч. буквами на осетинском языке. В 9-12 вв. у предков О. - алан сложилось раннефеод. гос. образование. После нашествия монголо-татар (13 в.) и др. завоевателей этнич. территория алан-осетин сильно сократилась, они были оттеснены с плодородных равнин в горные ущелья Центр. Кавказа. На сев. склоне они образовали 4 крупных общества (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), а на юж. склоне - множество мелких обществ. к-рые находились в зависимости от груз. феодалов. После присоединения Сев. Осетии к России (кон. 18 в.) часть О. вновь переселилась в равнинные р-ны. В нач. 19 в. у сев. О. появились крупные феодалы, к-рых на В. наз. алдарами, на З. - бадилатами. В течение мн. веков О. тесно общались с грузинами и др. соседними народами Сев. Кавказа, что нашло отражение в языке, культуре и быте О. Большинство О. исповедовало христианство (проникло из Византии в 6-7 вв. и широко распространялось в 10 в.), меньшинство - ислам (с 17-18 вв.). Вместе с тем сохранялись и имели большое значение языческие верования и обряды. Осн. занятием О. на равнинах было земледелие, в горах - скотоводство. Сов. власть, колхозный строй изменили характер х-ва О. Ликвидировано вековое безземелье трудового крестьянства, сел. х-во стало высокомеханизированным, многоотраслевым. Большое число О. работает в пром-сти. Широкое развитие получили все формы нац. культуры. Выросли кадры нац. интеллигенции. О. сложились в социалистич. нацию. См. также Северо-Осетинская АССР.

Лит.: Народы Кавказа, т. 1, М., 1960.

Б. А. Калоев. Москва.

ОСИНСКИЙ

1

Валериан Андреевич (29.X.1852 (по др. данным, 1853) - 14.V.1879) - рус. революционер-народник. Из дворян. В 1871-72 учился в Ин-те путей сообщения в Петербурге. Работал в земских учреждениях. В революц. движении - с 1875. Один из учредителей "Земли и воли". С 1877 стал на путь политической борьбы и террора, выступил одним из основоположников первого (Южного) Исполнит. комитета. Кружок О. - Д. А. Лизогуба осуществил ряд террористических актов (убийство киевского прокурора Котляревского, жандармского полковника Гейкинга). При аресте в Киеве 25 янв. 1879 пытался оказать вооруженное сопротивление. Военным окружным судом приговорен к расстрелу, замененному Александром II повешением.

Лит.: Процесс социалистов..., (Женева), 1879; Берман Л. Л., Заметка о казни В. Осинского и др., "КиС", 1930, кн. 2(63); Биографич. заметки о В. Осинском, в кн.: Лит-ра партии "Народная воля", М., 1930, с. 31-35; Архив "Земли и воли" и "Народной воли", М., 1930, с. 100-03, 366-67 (письма и док-ты Осинского).

2

Н. (наст. фам. - Оболенский, Валериан Валерианович) (25.III(6.IV).1887 - 1.IX.1938) - сов. гос. и парт. деятель, экономист. Чл. Коммунистич. партии с 1907. Род. в с. Быках Курской губ. в семье мелкого помещика. Учился с 1897 в гимназии, с 1905 в ун-те в Москве, затем (до 1907) в Мюнхене и Берлине. Вел парт. работу в Москве, Твери и Харькове. Неоднократно подвергался репрессиям царского пр-ва. После Февр. революции 1917 - чл. Моск. обл. бюро РСДРП(б) и редколлегии газ. "Социал-демократ". Делегат VI съезда РСДРП(б). После Окт. революции - управляющий Гос. банком РСФСР, первый пред. ВСНХ (до марта 1918). В период обсуждения вопроса о Брестском мире 1918 - один из авторов платформы "левых коммунистов". В 1918 работал в редакции газ. "Правда" и в отделе сов. пропаганды ВСНХ. В 1920 - пред. Тульского губисполкома, чл. коллегии Наркомата продовольствия. В 1920-21 - активный деятель антипарт. группы "демократического централизма", в 1923 примыкал к троцкистской оппозиции. В 1921-23 - зам. наркома земледелия, зам. пред. ВСНХ; в 1925 - чл. Президиума Госплана СССР. В 1926-28 - управляющий ЦСУ. С 1929 - зам. пред. ВСНХ СССР. На X и XIV-XVII съездах партии избирался канд. в члены ЦК ВКП(б). Автор труда "Американское сельское хозяйство по новейшим исследованиям" (М., 1925) и др. работ. Выл незаконно репрессирован в обстановке культа личности Сталина. Реабилитирован посмертно.

ОСИО

Хэйхатиро (1794-1837) - руководитель восстания 1837 в Японии против пр-ва сёгунов Токугава. Занимал наследств. пост начальника гор. стражи г. Осака. Отражал интересы низших слоев самурайства. В поднятом им восстании в февр. 1837 приняли участие как самураи, так и гор. беднота. Отряды восставших были вскоре разбиты. О. покончил жизнь самоубийством (совершил харакири).

Лит.: Иофан Н., Из истории крест. и гор. восстаний в Японии в 30-40 гг. XIX в., в кн.: Сб. статей по истории стран Дальнего Востока, (М.), 1952.

ОСИПАНОВ

Василий Степанович (21.II.1861 - 8.V.1887) - рус. революционер, народоволец. Род. в Томске в семье солдата. В 1881-86 - студент Казанского ун-та, с 1886 - Петерб. ун-та. Вошел в террористич. фракцию "Народной воли". При подготовке покушения на Александра III возглавил группу бомбометальщиков. Арестован 1 марта 1887. В заключении написал программное заявление. Героически вел себя на следствии и суде. Казнен вместе с А. И. Ульяновым и др.

Лит.: Сб. 1 марта 1887 г., М.-Л., 1927; Пугачев А. Р., В. С. Осипанов, в кн.: Тр. Томского краеведч. музея, т. 6, в. 2, 1963.

ОСИПОВ

Архип (1802 - 22.III.1840) - рус. солдат, герой обороны укрепления Михайловского на вост. берегу Черного м. в р-не совр. курорта Архипо-Осиповка, названного в честь О. Происходил из крестьян с. Каменки Липовецкого у. Киевской губ. Отличился в рус.-иран. и рус.-тур. войнах и был награжден медалями. С 1837 батальон Тенгинского пех. полка, в к-ром служил О., составлял гарнизон (480 чел.) форта Михайловское под команд. капитана Лико. Восставшие адыги (ок. 11 тыс.) в февр. 1840 захватили форты Вельяминовское и Лазарев и вскоре осадили форт Михайловское, к-рый был подготовлен к взрыву. 22 марта защитники форта были отброшены и горцы ворвались в укрепление. Тогда О. взорвал пороховой погреб, а с ним и форт вместе с остатками защитников и нападающими. Имя О. было навечно занесено в списки 1-й роты полка. Ему и Лико были поставлены памятники во Владикавказе и на месте форта.

ОСИРИС

ОСИРИС (греч. Osiris) - древнеегип. бог, культ которого в сер. 3-го тыс. до н. э. из г. Бусириса, где он первоначально почитался, распространился по всей стране (центром культа О. стал г. Абидос). Согласно мифам, О. считался сыном бога земли - Геба и богини неба - Нут, его сестрой и супругой была Исида, сыном - Гор. Унаследовав царство отца, он управлял им мудро и справедливо. Брат О., злой бог пустыни Сет, завидуя ему, убил О., а тело бросил в Нил. Исида нашла тело мужа, но Сет выкрал его и, разрезав на 40 частей (по числу номов), разбросал по Египту. После долгих поисков Исида их собрала и с помощью магических заклинаний оживила О. Миф об О., умирающем и воскресающем боге, характерный для земледельч. народов, символизировал умирающую и воскресающую природу. О. считался богом зерна, виноделия, подателем жизни и влаги, покровителем и судьей мертвых. В греко-рим. эпоху культ О. широко распространился и за пределами Египта. Миф о нем оказал существ. влияние на формирование мифа о Христе. Изображался О. обычно в виде мумии.

Источн.: Rlut., De Iside et Osiride.

Лит.: Матье M. Э., Древнеегипетские мифы, M.-Л., 1956; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Frankfort H., Ancient Egyptian religion, N. Y., 1948; Kees H., Der Götterglaube im alten Ägypten, 2 Aufl., В., 1956; его же, Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Ägypter, В., 1956.

"ОСИФЛЯНЕ"

"ОСИФЛЯНЕ" - см. Иосифляне.

ОСКАР

ОСКАР (Oskar). В Швеции и Норвегии: О. I (4.VII.1799 - 8.VII.1859) - король (1844-59) Швеции и Норвегии; был одним из лидеров движения скандинавизма в сер. 19 в. Фактически был отстранен от дел с 1857 в связи с болезнью (в сент. 1857 было введено регентство сына О. I - принца Карла - позднее Карла XV). О. I был одним из инициаторов проведения антирус. политики Швеции в период Крымской война 1853-56.

Лит.: Hallendorff С., Oscar I, Napoleon och Nikolaus, Stockh., 1918; Ralmstierna C. F., Sverige, Ryssland och England 1833-1855, Stockh., 1932.

О. II (21.I.1829 - 8.XII.1907) - король Швеции (1872-1907) и Норвегии (1872-1905). Проводил внутр. политику, направленную на поддержку наиболее консервативных бурж. кругов и военщины. В области внеш. политики ориентировался на Германию.

Лит.: Lindberg F., Kunglig utrikespolitik, Stockh., 1950.

В. В. Похлебкин. Подольск.

ОСКИ

ОСКИ - опики (Osci, opikoi), - общее название др.-италийских племен, населявших с кон. 2-го тыс. до н. э. Юж. и часть Ср. Италии и говоривших на разл. диалектах оскско-умбрской языковой ветви. Племена, условно называемые О., делились на 3 группы: северную (сабины, пелигны, марруцины и др.), центральную (кампанцы, самниты и др.) и южную (луканы, локры и др.). В многочисл. надписях О. 300-90 до н. э. использован алфавит, заимствованный у этрусков.

Лит.: Немировский А. И., История раннего Рима и Италии, Воронеж, 1962; Цветаев И., Сб. осских надписей (с латин. пер. и глоссарием), К., 1877.

ОСЛО

ОСЛО (норв. Oslo - роща богов) - столица Норвегии. Расположена на побережье Осло-фьорда; крупный мор. порт. Первый по населению город Норвегии (в 1964 - ок. 485 тыс. чел.). В пром-сти гл. роль играют машиностроение и судостроение. Ун-т (осн. 1811). Поселение О. возникло в 10 в. на мысе между pp. Лу и Акерсэльв и развивалось до 11 в. как торг. пристань. Со 2-й пол. 11 в. О. - резиденция епископа, в 14 в. (до 1380) - короля. С 15 в. переживал экономич. упадок; в сер. 16 в. О. превратился в небольшой нас. пункт (1500 чел.). В 1624 деревянный О. сгорел, после чего город был перенесен на новое место - зап. сторону мыса Акерсхус (где стал возводиться по плану регулярной застройки и получил новое назв. - Христиания по имени дат. короля Кристиана IV; наз. так до 1924). С 1814 О. - столица Норвегии. С этого времени О. стал расти численно (в 1830-х гг. обогнал по числу жителей Берген) и развиваться экономически (с сер. 19 в. - центр норв. пром-сти и торговли). В 1857 и 1878 границы О. были расширены. С 1905 О. - резиденция короля Норвегии (местом коронации остался Тронхейм). В период 9 апр. 1940 - 8 мая 1945 О. был оккупирован нем.-фаш. войсками, являлся одним из центров Движения Сопротивления норв. народа. В 1952 в О. происходила конференция рабочих сев. стран в защиту мира.

Лит.: Bull E., Oslos historie, 1931.

В. В. Похлебкин. Подольск.

ОСЛЯБЯ

Родион (светское имя - Роман) (ум. после 1398) - участник Куликовской битвы 1380, монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения - боярин. Сопровождал с Пересветом в 1380 вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву и участвовал в ней. В 1398 ездил с посольством в Царьград, к-рое моск. вел. князь Василий направил для переговоров об оказании помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок.

ОСМАН

1

Аден Абдулла (р. 1908) - сомалийский гос. и политич. деятель. В период итал. колон. господства работал в органах итал. администрации Юж. Сомали. Был одним из организаторов Лиги молодых сомалийцев (ЛМС), возглавившей борьбу сомалийского народа за нац. независимость. В 1954-1958 - президент ЛМС. В 1956-60 - пред. Законодат. собрания Юж. Сомали. С 1960 - президент Сомалийской Республики.

2

ибн Аффан (ум. 656, по др. данным, 655) - третий халиф (644-56). Происходил из рода Омейядов. Один из сподвижников Мухаммеда. В его правление араб. войска завоевали Вост. Иран, Армению, Вост. Грузию, часть М. Азии и Сев. Африки. По поручению О. составлена офиц. редакция Корана. О. покровительствовал мекканской, преим. омейядской, знати, прибегал к непотизму в раздаче крупных гос. постов, что вызвало недовольство в войске и среди части араб. знати. Был убит в Медине восставшими против него сторонниками претендентов на власть халифа.

ОСМАНИЗМ

ОСМАНИЗМ - оттоманизм, - политич. доктрина, выдвинутая в кон. 19 в. младотурками. Первоначально декларировала "равенство всех османов", т. е. всех подданных Османской империи, без различия их национальности и религии, но затем, особенно после прихода младотурок к власти в 1908 (см. Младотурецкая революция 1908), превратилась в орудие их борьбы против нац. требований нетур. народов империи и в идеологич. обоснование необходимости их отуречения с целью создания "единой османской нации". Рост нац.-освободит. движения, а также Триполитанская 1911-12 и Балканские 1912-13 войны показали несостоятельность О. как средства сохранения целостности Османской империи и он уступил место пантюркизму и возрожденному младотурками панисламизму.

Предыдущая страница Следующая страница