Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "О" (часть 10, "ОТК"-"ОЯМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 10, "ОТК"-"ОЯМ")

ОТКРЫТЫЕ ГОРОДА

ОТКРЫТЫЕ ГОРОДА - города (населенные пункты), к-рые объявляются во время войны - с целью предотвращения их разрушения и гибели гражд. населения - незащищенными и не принимающими участия в воен. действиях. Обязательным условием объявления города открытым, как это было зафиксировано в Брюссельской декларации от 27 авг. 1874, являлось отсутствие в нем или вокруг него оборонительных укреплений. Неукрепленные, а позднее незащищенные города, согласно сложившимся к нач. 19 в. нормам междунар. права, запрещалось "атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом" (Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 окт. 1907. Приложение, ст. 25). Наиболее частыми были случаи объявления городов и населен. пунктов О. г. в период 2-й мировой войны. Во время войны О. г. объявлялись Брюссель (10 мая 1940), Париж (15 июня 1940), Белград, Загреб, Любляна (3 апр. 1941) и нек-рые др. В послевоен. период О. г., как правовой институт, рассматриваются в свете общепризнанной нормы междунар. права о недопустимости бомбардировки и разрушения мирных городов и сел. Совр. понятие "открытый город" близко к понятию "нейтральная зона" или "безопасная зона" (местность), как они определены Женевскими конвенциями о защите жертв войны от 12 авг. 1949 и Гаагской конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954, воспрещающей разрушение центров сосредоточения культурных ценностей, если такие центры не используются в военных целях. В соответствии с этими конвенциями и практикой объявление одной из воюющих сторон города открытым должно получить признание др. воюющей стороны. Помимо удаления из города воен. персонала и боевой техники, противник может обусловить признание требованием, чтобы население О. г. не занималось никакими работами, имеющими прямое отношение к воен. операциям и произ-ву воен. материалов. Он может также требовать установления контроля путем, напр., посылки в О. г. спец. комиссий нейтральных наблюдателей. В случае признания города открытым противник обязан воздержаться от всякого нападения на этот город. Город утрачивает статус О. г. в случае несоблюдения условий, при к-рых он был признан открытым. Известны случаи грубого нарушения статуса открытого города (варварская бомбардировка Белграда фаш. авиацией 6 апр. 1941, после объявления его открытым городом, и др.).

Опыт минувших войн показывает, что объявление города открытым может играть, при определенных условиях, нек-рую положит. роль, способствовать предотвращению бессмысленных потерь среди гражд. населения и охране материальных и культурных ценностей.

Лит.: Мартенс Ф., Восточная война и Брюссельская конференция 1874-1878, СПБ, 1879; Законы и обычаи войны. Важнейшие междунар. конвенции, М., 1942; Fauchille P., Traité de droit international public, t. 2, P., 1921; Castrén E., La protection juridique de la population civile dans la guerre moderne, "Revue générale de droit international public", 1955, t. 58; Spetzler E., Luftkrieg und Menschlichkeit, 1956.

Д. Н. Колесник. Москва.

"ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ" ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ОТКРЫТЫХ ПОЛЕЙ" СИСТЕМА

"ОТКРЫТЫХ ПОЛЕЙ" СИСТЕМА - одно из правил землепользования в ряде стран и районов ср.-век. Европы, заключавшееся в том, что временно (на период созревания посевов) огороженные поля после уборки урожая "открывались" для свободного выпаса скота. "О. п." с. предполагала наличие определенного комплекса общинных аграрных распорядков (расположение пахотных земель массивами - "конами", чересполосное размещение участков каждого хозяина, принудительный севооборот и т. д.).

Лит.: Блок М., Характерные черты франц. аграрной истории, пер. с франц., М., 1957 (особенно гл. 2); Неусыхин А. И., Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII-XII вв., М., 1964.

ОТКУП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТЛУЧЕНИЕ

ОТЛУЧЕНИЕ - исключение из религ. общины, практикующееся как мера наказания в католицизме, православии, иудаизме и нек-рых др. религиях. Среди подвергшихся О. православной церковью - Степан Разин, Емельян Пугачев, Лев Толстой; католич. - Ян Гус, иудейскими раввинами - Б. Спиноза. В 1949 декретом, подписанным папой Пием XII, было объявлено О. католиков, к-рые участвуют в коммунистич. движении или содействуют ему.

ОТМАН

ОТМАН (Hotman), Франсуа (23.VIII.1524 - 12.II.1590) - франц. публицист, правовед, один из идеологов монархомахов. Преподавал рим. право в Париже, Лионе, Женеве, Лозанне, Страсбурге, Балансе, Бурже. В 1547 перешел в кальвинизм. Близкий друг и последователь Кальвина, О. активно участвовал в распространении его учения. В 1572 после Варфоломеевской ночи переселился в Женеву, затем в Базель. О. - автор ряда юридич. трактатов и политич. памфлетов, из к-рых наиболее значителен "Франко-Галлия..." ("Franco-Gallia sue tractatus isagogicus de regimine regum Galliae...", Gen., 1573), направленный против королев. абсолютизма, на сохранение сословной монархии и политич. привилегий феод. аристократии, защищающий право низложения "тирана", нарушающего эти привилегии.

Соч.: Opera, t. 1-3, Lugduni, 1599-1600.

Лит.: Виппер Р., Политич. теории во Франции в эпоху религ. войн, "ЖМНП", 1896, (No 8), с. 278-313; Dareste R., Essai sur Г. Hotman, P., 1868; его же, Г. Hotman, sa vie et sa correspondance, v. 1-2, Nogent-le-Rotrou, (1876); Solomon J., La pensée française. Des origines а la révolution, P., (1946).

ОТОК

ОТОК - отог, - феод. удел в ср.-век. Монголии. Сложился к 15 в. Наследств. владельцем О. являлся эдзэн, в феод. зависимости от к-рого находились араты из различных родов, связанных единством территории. Каждый О. распадался на аилы, несколько О. составляли улус. В маньчжурский период (17 - нач. 20 вв.) О. были заменены хошунами. В духовном ведомстве в этот период О. назывались адм. единицы, включавшие приписанных к монастырям аратов (т. н. шабинаров).

Лит.: Владимирцов Б. Я., Обществ. строй монголов, Л., 1934, с. 132, 139-140; Златкин И. Я., История Джунгарского ханства (1635-1758), М., 1964, с. 79-81.

С. К. Рощин. Москва.

ОТОМИ

ОТОМИ - один из крупнейших совр. индейских народов Мексики (штаты Гуанахуато, Керетаро, Идальго, а также отдельные группы в Сан-Луис-Потоси, Пуэбле и Мичоакане). Числ. - ок. 300 т. ч. (1961). Принадлежат к большой языковой семье макро-отоми, антропологически - к наиболее древним насельникам Мексики. Осн. занятие совр. О. - земледелие. О. сохраняют традиционную культуру со значит. доисп. элементами, т. к. живут крайне замкнуто.

ОТРАБОТКИ

ОТРАБОТКИ - в России - система обработки помещичьей земли инвентарем окрестных крестьян. После реформы 1861 О. стали основой отработочной системы ведения помещичьего х-ва, как следствие малоземелья, налогового гнета и сохранившихся форм внеэкономич. принуждения. Крестьяне отрабатывали за арендованную у помещика землю (О. в узком смысле слова), за ссуды хлебом или деньгами, за потравы, за лесные мат-лы и т. д. Разновидностями О. были испольщина (плата продуктом) и издельный наем ("подесятинные заработки", обработка "кругов", плата деньгами, обычно с выдачей задатка или всей суммы задолго до начала работ). Оплата труда при О. была значительно ниже, чем при "вольном" найме. О. представляли собой пережиток барщинного хозяйства. Сопутствующее барщинному х-ву рутинное состояние техники сохранялось и при О., к-рые тормозили развитие техники как в крестьянском, так и в помещичьем х-ве. Лишь по мере вытеснения О. капитализмом шло совершенствование техники и агрикультуры. Обычно О. практиковались помещиками (а также нередко и кулаками) в разнообразных сочетаниях с обработкой земли своим инвентарем и наемными рабочими (капиталистич. система), поэтому соотношение систем хозяйства весьма трудно поддается учету. По приблизит. данным, в 80-х гг. 19 в. из 43 губерний Европ. России отработочная система преобладала в 17 губерниях (Новгородской, Псковской, Тверской, Владимирской, Костромской, Нижегородской, Тульской, Рязанской, Орловской, Курской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Казанской, Уфимской, Самарской, Черниговской) и в нек-рых других губерниях и уездах. В 19 губерниях преобладала капиталистич. система и в 7 - смешанная. Соотношение систем для позднейшего времени остается невыясненным. Падение отработочной системы было связано гл. обр. с разложением крестьянства, с вымыванием средней группы, наиболее втянутой в отработочные отношения. О. делились на 2 вида: 1) О., к-рые может исполнить только крестьянин, имеющий рабочий скот и инвентарь, 2) О., доступные и сел. пролетарию (жатва, косьба, молотьба). Мировой с.-х. кризис кон. 19 в. вызвал частичное оживление О., гл. обр. в виде испольщины. В нач. 20 в., особенно в период столыпинской зем. реформы, изживание О. продолжалось. Но и для этого времени сохранило значение указание В. И. Ленина, что "...главная и основная причина сельскохозяйственной отсталости России, застоя всего народного хозяйства... есть отработочная система, т. е. прямой пережиток крепостничества" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 77 (т. 15, с. 70-71)).

А. М. Анфимов. Москва.

ОТРАР

Турарбанд, Тарбанд, Фараб, - город в ср. течении Сыр-Дарьи; ныне городище в 7 км к сев.-вост. от ж.-д. станции Тимур. О. существовал в 1 в. до н. э. - 16 в. н. э. В 5-15 вв. О. - центр торговли с кочевниками Приаралья, важный пункт на торг. пути из Ирана и Ср. Азии в Сибирь, Монголию и Китай. В 1218 в О. по приказу наместника хорезмшаха Мухаммеда были перебиты купцы Чингисхана, что послужило поводом к монг. вторжению в Ср. Азию. В ист. литературе это событие часто именуется "Отрарской катастрофой". Во время подготовки похода на Китай в О. умер Тимур (1405).

Лит.: Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монг. нашествия, Соч., т. 1, М., 1963; Бернштам А. Н., Древний Отрар, "Изв. АН Каз. ССР", 1951, No 108, сер. археол., в. 3; Археологич. карта Казахстана, A.-A., 1960, реестр, с. 233.

С. Г. Кляшторный. Ленинград.

ОТРЕЗКИ

ОТРЕЗКИ - земли, отрезанные в России помещиками у крестьян при составлении уставных грамот по Положениям 19 февр. 1861. Уменьшение крест. наделов производилось в случае, если надел превышал высшую, или указную норму. Надел мог быть уменьшен и в случае, если у помещика оставалось меньше трети (в степной полосе - половины) удобных земель имения. О. производились также при получении крестьянами т. н. дарственного надела, что определялось несоответствием оброка и цены земли по выкупной операции с существовавшими арендными и продажными ценами на землю. Отрезанные земли были, как правило, жизненно необходимы крестьянам (пашня, луга, лесные покосы и т. д.). Это позволяло помещикам сдавать крестьянам в аренду О. на кабальных условиях. Крестьяне вели упорную борьбу за возвращение О. и ликвидацию помещичьего землевладения. В программе РСДРП (программе-минимум), принятой на II съезде в 1903, содержалось требование о возвращении крестьянам О.; в 1905 на III съезде РСДРП большевики заменили его требованием конфискации всей помещичьей земли.

Лит. см. при ст. Крестьянская реформа 1861.

ОТРЕПЬЕВ

Г. - см. Лжедмитрий I.

ОТРОКИ

1

категория феодально-зависимого крестьянства в ср.-век. Болгарии, Македонии, Сербии, близкая к рабам. О. считались полной собственностью своих господ. К 14 в. в связи с переводом О. на землю, с одной стороны, и усилением феод. зависимости крестьянства в целом, с другой, грань между О. и др. категориями крепостного крестьянства в значит. степени стирается.

Лит.: Иванов Й., Български старини из Македония, 2 доп. изд., С., 1931; Законски споменици српских држава средшега века, прикупио и уредио С. Новаковиh, Београд, 1912; Законник цара Стефана Душана 1349 и 1354, издао и превео Н. Радоjчиh, Београд, 1960.

2

одна из категорий класса феодалов ср.-век. Руси в 10-11 вв. О. назывались младшие дружинники князей и крупных феодалов, принимавшие участие в походах и сборе дани. О. ведали также княж. х-вом и находились в личном услужении у князей. По Пространной Рус. Правде (12 в.) О. - лица низшей княж. администрации, осуществлявшей суд, сбор пошлин, взимание налогов.

ОТРОЧ МОНАСТЫРЬ

1) Успенья богородицы в Твери, на лев. берегу р. Волги при впадении в нее р. Тверцы. Осн. во 2-й пол. 13 в. До завоевания Твери Иваном III в 1485 О. м. являлся крупнейшим монастырем-вотчинником и культурным центром Тверского княжества. Монах О. м. Акиндин в нач. 14 в. написал Послание к Михаилу Ярославичу Тверскому, в к-ром доказывались примат светской власти над духовной и право вмешательства князя в дела церкви. Несколько позже, предположительно игуменом О. м. Александром, написана Повесть о смерти в Орде Михаила Тверского, содержавшая резкие выпады против господства татаро-монгол на Руси. Из числа настоятелей О. м. в 14-15 вв. выдвинулся целый ряд тверских епископов. В 1531-53 в О. м. в опале жил Максим Грек. Позднее сюда был сослан митрополит Филипп Колычев, задушенный в своей келье в 1569 опричником Малютой Скуратовым.

2) В Смоленске - О. м., упоминаемый в Лаврентьевской летописи под 1206.

Лит.: Зверинский В. В., Материал для историко-топографич. исследования о православных монастырях в Росс. империи, т. 2, СПБ, 1.892, No 1032; т. 3, СПБ, 1897, No 1856.

В. А. Кучкин. Москва.

ОТТАВА

ОТТАВА (Ottawa) - город, столица Канады. Находится в пров. Онтарио. 280,6 т. ж. (1964) в границах Большой О. - 482 т. ж. (1965). Ок. 65% нас. - англо-канадцы, ок. 30% - франко-канадцы. Осн. в 1827 в качестве пос. Байтаун, с 1850 - город, в 1854 получил название О. В 1857-67 О. - столица англ. колонии Объедин. пров. Канада. В 1867 О. стала столицей доминиона Канада. Пром-сть развита слабо (деревообр., бумажная, пищевая). 2 ун-та: католич. Оттавский (1866) с преподаванием на англ. и франц. яз. и Карлтонский (1942). Королевское об-во Канады (1882), Академия художеств (1880), Нац. галерея (1880), Нац. музей (1842), Нац. библиотека (1953), Государственный архив (1872).

ОТТОКАР ШТИРИЙСКИЙ

ОТТОКАР ШТИРИЙСКИЙ (Ottokar von Steiermark) - писатель ср.-век. Австрии, мелкий вассал барона Лихтенштейна (в Штирии). Автор "Австрийской рифмованной хроники" (на нем. яз.), описывающей историю Зап. Европы в 1250-1309. Хроника состоит из 100 тыс. стихов. Достоверное освещение событий (на основе собственных впечатлений автора) переплетается в ней с фантастич. сведениями (касающимися гл. обр. событий, происходивших за пределами Австрии).

Публ.: Ottokars österreichische Reimchronik, hrsg. von J. Seemüller, Hlbd 1-2, Hannover, 1890-93 (MGH. Scriptores qui vernacula lingua usi sunt, t. 5, p. 1-2).

Лит.: Lorenz O., Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter seit der Mitte des 13. Jahrhunderts, 3 Aufl., Bd 1, В., 1886; Busson A., Beiträge zur Kritik der steyerischen Reimchronik..., (Bd 1)-4, W., 1886-92.

ОТТОМАНИЗМ

ОТТОМАНИЗМ - см. Османизм.

ОТТОМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

ОТТОМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ - см. Османская империя.

ОТТОМАНСКИЙ ДОЛГ

ОТТОМАНСКИЙ ДОЛГ (франц. - Dette Ottomane) - внеш. долг Османской (Оттоманской) империи, образовавшийся в результате кабальных займов, навязанных (начиная с 1854) тур. пр-ву европ. державами. К 1875 О. д. составил 5,3 млрд. франков, хотя фактически Турция получила 2,7 млрд. фр. О. д. явился гл. причиной финанс. банкротства Турции в 1879 и установления в 1881 по т. н. Мухарремскому декрету иностр. контроля над важнейшими источниками тур. гос. доходов. Кемалистская революция освободила Турцию от финанс. контроля держав, но на Лозаннской конференции 1922-23 Турция согласилась в принципе на уплату части султанского О. д. (часть О. д. перекладывалась на гос-ва, отошедшие от Османской империи после Балканских войн и 1-й мировой войны); вопрос о размерах и валюте платежа оставался открытым. В дальнейшем было определено, что на долю Турции приходится 62,25% О. д. В 1928, по соглашению между Турцией и ее кредиторами, сумма долга, падающая на Турцию, была определена в 86 млн. тур. лир золотом. Первые же платежи, совпавшие по времени с началом мирового экономич. кризиса 1929-33, вызвали серьезные финанс. потрясения в Турции, и тур. пр-во потребовало пересмотра условий погашения О. д. По соглашению 1933 сумма О. д. была фиксирована в 963 млн. франц. фр. (ок. 80 млн. тур. лир) и не в золоте, а в бум. франках, что означало ее снижение почти в 10 раз. В связи с резким падением курса франка тур. пр-во в 1944 сумело полностью завершить погашение О. д.

Лит.: Новичев А. Д., Очерки экономики Турции до мировой войны, М.-Л., 1937; Du Velay A., Essai sur l'histoire financiere de la Turquie..., P., 1903.

Б. M. Данциг. Москва.

ОТТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТТОН I

Баварский (Oton) (1.VI.1815 - 26.VII.1867) - греч. король (авг. 1832 - окт. 1862), из баварской династии Виттельсбахов, избранный по настоянию Англии, России и Франции. Прибыл в Грецию в янв. 1833 (до мая 1835 страной управляли регенты). Опирался на введенные в страну баварские войска. В сент. 1843 восставшие в Афинах воинские части заставили О. I распустить баварские войска и дать согласие на установление в Греции ответств. министерства. Был низвергнут с престола бурж. революцией 1862.

ОТТОН I ВИТТЕЛЬСБАХ

ОТТОН I ВИТТЕЛЬСБАХ (Otto I Witteisbach) (ок. 1120 - 11.VII.1183) - герцог Баварии в 1180-1183, первый из династии Виттельсбахов. Сын баварского пфальцграфа; получил Баварию от Фридриха I Барбароссы после падения Генриха Льва.

ОТТОН БАМБЕРГСКИЙ

ОТТОН БАМБЕРГСКИЙ (Otto von Bamberg) (ок. 1060 - 1139) - епископ Бамбергский (с 1102); из знатного, но небогатого дворянского рода Ср. Германии. В борьбе империи и папства поддерживал Рим; участвовал в выработке Вормского конкордата 1122. В 1124-25 и 1128-29 по приглашению польск. князя Болеслава III Кривоустого, рассчитывавшего с помощью христианизации поморских славян укрепить свою власть в присоединенном к Польше в 1121-22 Зап. Поморье, возглавлял католич. миссию в Зап. Поморье. Выбор пал на О. Б., поскольку он хорошо знал польские условия (в 1080-89 находился в Польше, где основал школу для знатной молодежи, затем стал капелланом Владислава Германа и исполнял его дипломатич. поручения в империи). Подробное описание миссийных путешествий О. Б., составленное в форме "Житий" О. Б. на основе рассказов его приближенных - участников миссий, - один из гл. источников, характеризующих обществ. и политич. строй поморян 12 - нач. 13 вв. Сохранилось неск. "Житий", написанных Гербордом, Эббоном и анонимным прифлингенским монахом (изданы в MGH. Scriptores, t. 12, 20). В 1189 был канонизирован.

Лит.: Котляревский A. A., Сказания об О. Б. в отношении славянской истории и древности, Прага, 1874; Maleczynski К., Boleslaw Krzywousty, Kr., (1947); Wattenbach W., Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter. Deutsche Kaiserzeit, hrsg. von R. Holtzmann, 3 Aufl., Bd 1, H. 3, Tübingen, 1948, S. 487.

В. Д. Королюк. Москва.

ОТТОН НОРДХЕЙМСКИЙ

ОТТОН НОРДХЕЙМСКИЙ (Otto von Nordheim) (ум. 11.I.1083) - герцог Баварии в 1061-70; принадлежал к знатному саксонскому роду. За участие в мятежах против Генриха IV был лишен баварского герцогства; являлся одним из предводителей Саксонского восстания 1073-75.

ОТТОН ФРЕЙЗИНГЕНСКИЙ

ОТТОН ФРЕЙЗИНГЕНСКИЙ (Otto von Freising) (после 1111 - 22.IX.1158) - нем. ср.-век. историк. Принадлежал к кругам высшей знати (внук императора Генриха IV и дядя императора Фридриха I Барбароссы). Получил философско-схоластич. образование в Парижском ун-те. С 1138 - епископ Фрейзингенский (в Баварии). Написал (между 1143 и 1146) "Хронику", в которой изложил события всемирной истории до 1146. Это соч. содержит не только ценный фактич. материал (прежде всего по истории Германии), но интересно также как первая (после соч. Августина) попытка охватить весь ход всемирной истории. Она рассматривается О. Ф. с богословско- августиновской точки зрения как непрерывная борьба земного и божеств. начал. Соч. проникнуто глубоким пессимизмом и заканчивается воображаемой картиной конца земного мира. Другое соч. О. Ф. - "Деяния императора Фридриха I" (написанное в 1157-58 по поручению и плану самого императора) представляет апологию Фридриха I и Штауфенов. В "Деяниях" О. Ф. заново изложил историю Германии, начиная с правления Генриха IV и до 1156 (соч. было продолжено Рахвином, секретарем О. Ф., до 1160). Это ценный источник по истории Германии и Италии сер. 12 в., а также междунар. отношений того времени (в т. ч. второго крестового похода, участником к-рого был О. Ф.), один из наиболее ярких образчиков зап.-европ. феод.-церк. историографии с отчетливо выраженной официально-придворной тенденцией. Оба труда О. Ф. написаны отличным лит. стилем.

Соч.: Chronik oder die Geschichte der zwei Staaten, В., 1960 (лат. и нем. текст); Gesta Friderici I imperatoris, hrsg. von G. Waitz und B. Simson, 2 Aufl., В., 1912.

Лит.: Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М.-Л., 1964 (библ.); Касьянов Э. И., К вопр. о всемирно-историч. концепции О. P., в сб.: Методологич. и историографич. вопросы ист. науки, в. 2, Томск, 1964.

ОТТОНОВЫ ПРИВИЛЕГИИ

ОТТОНОВЫ ПРИВИЛЕГИИ - совокупность пожалований герм. короля Оттона I (936-973) епископам и аббатам. Чтобы создать противовес могуществу племенных герцогов, король после подавления заговора герцогов Швабии и Лотарингии (954) стал раздавать широкие иммунитетные привилегии (см. Иммунитет) епископам и аббатам в их диоцезах и на территории их владений с правом высшей юрисдикции и суд.-адм. банна, выключая тем самым эти терр. из герцогской юрисдикции. О. п. и вся епископальная политика Оттона I (король, используя ослабление папства, фактически стал назначать епископов и аббатов и давать им инвеституру на церк. владения, при этом оставляя на время незанятыми епископские кафедры и обращая в свою пользу доходы с церк. владений) способствовали временному укреплению королев. власти в Германии. Однако в конечном счете епископы аббаты и используя поддержку короля, превратились в церк. князей. Этому в значит. степени способствовало ослабление королев. власти в результате начавшейся в 70-х гг. 11 в. борьбы за инвеституру.

Источн. и лит. см. при ст. Оттон.

Я. Ф. Колесницкий. Москва.

ОТХОДНИЧЕСТВО

ОТХОДНИЧЕСТВО - в России - временный уход крестьян из деревень в р-ны развитой индустрии и на с.-х. работы в более или менее отдаленные р-ны. Впервые зародилось в период позднего феодализма (примерно с 17 в.) как одно из проявлений развивающегося процесса отделения пром-сти от земледелия в условиях страны с небольшим процентом гор. населения и господством крепостничества. Со временем О. становится также одним из характерных проявлений разложения феодализма и вбирает в себя массу крестьян, прибегавших к "сторонним заработкам" вследствие усиления феод. эксплуатации. Тесно связанное с развитием рынка, ростом наемного труда, расширением сферы хоз. деятельности крестьян, О. с развитием капиталистич. отношений превращается в могучий фактор, благоприятствующий процессу разложения крестьян на бурж. верхушку и бедняков-пролетариев. В 1-й пол. 18 в. общий процент крестьян-отходников был незначителен. Во 2-й пол. 18 в. масса отходников резко возрастает. Наиболее сильно отход был развит в Центр.-пром. р-не. Так, в Моск. губ. в кон. 18 в. ежегодно выдавалось ок. 50 тыс. паспортов, в Ярославской губ. - 74 тыс. (т. е. в отходе находилась примерно треть взрослого населения губ.). В 1828 отход гос. и помещичьих крестьян по 54 губ. России был равен 575 тыс. (число выданных паспортов).

Свойственное большинству капиталистич. стран О. становится характернейшей особенностью России в пореформ. период, когда оно делает резкий скачок в своем развитии. В основе его лежит процесс разложения крестьянства как класса, а также рост обществ. разделения труда, рынка и развитие т. н. агр. перенаселения. По 50 губ. в среднем за год выдавалось краткосрочных паспортов: в 1861-70 - 1286 тыс., в 1881-90 - 4938 тыс.; в 1901-10 - 8873 тыс. Т. о., ежегодный отход с 1861 по 1910 возрос семикратно, а в 1906-10 был равен в среднем за год ок. 9400 тыс. (паспортов). Неземледельч. отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников. Важное хоз. значение имел также отход крестьян центр.-промышл. губ. в колонизующиеся р-ны Востока и Юга. С развитием капитализма вширь темпы роста О. в Центр.-пром. р-не постепенно замедляются. Так, доля моск. пром. отхода в среднем за год составляла в 1861-70 - 32,9%, а в 1906-10 - только 22,3%. При этом отход в Приуралье, Прибалтику, Юго-Зап. р-ны и в Новороссию резко возрастает. О. глубоко влияло на быт крестьян-отходников, включавшихся в пром. население страны.

Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3 (т. 3); Ленский Б., Отхожие неземледельч. промыслы в России, "Отечеств. зап.", 1877, No 12, отд. 2; Шаховской Н. В., С.-х. отхожие промыслы, М., 1896; Жбанков Д. Н., Отхожие промыслы в Смоленской губ. в 1892-1895, Смоленск, 1896; Воробьев К. Я., Отхожие промыслы крест. населения Ярославской губ., Ярославль, 1907; Владимирский H. H., Отход крестьянства Костромской губ. на заработки, Кострома, 1927; Рашин А. Г., К вопросу о формировании рабочего класса в России в 30-50 гг. XIX в., ИЗ, т. 53, М., 1955; Панкратова А. М., Пролетаризация крестьянства и ее роль в формировании пром. пролетариата России (60-90-гг. XIX в.), ИЗ, т. 54, М., 1955; Дружинин Н. M., Гос. крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 2, М., 1958.

Л. В. Милов. Москва.

"ОТЦЫ ЦЕРКВИ"

"ОТЦЫ ЦЕРКВИ" - традиционное назв. виднейших деятелей христ. церкви 2-8 вв., создавших ее догматику и организацию. Гл. "О. ц." в католицизме - Амвросий Медиоланский, Августин, Иероним, Григорий Великий, в православии - Василий Кесарийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин. В число "О. ц." включаются церк. деятели только определенного периода (иногда этот период расширяют до 12 в.) и лишь те, к-рые причисляются церковью к лику святых, а учение к-рых признается церковью ортодоксальным (исходя из этого Ориген и Тертуллиан не включаются в число "О. ц."). См. также ст. Патристика.

Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 1-4, СПБ-П., 1907-18; Флоровский Г. В., Вост. отцы IV в., Париж, 1931; Каждан A., От Христа к Константину, (М., 1965).

ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО

ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО - отказ из религ. побуждений от общения с людьми. Зачатки О. в первобытном обществе выражались в более или менее продолжительной самоизоляции для "общения с духами". В древности О. как спорадич. явление встречается в иудаизме (эссеи), в практике позднеантич. филос. школ (неоплатоники). Более регулярным явлением О. стало в религиях Индии, Китая, Японии и др. стран Востока (напр., в буддизме, даосизме) и особенно в христианстве. О. у христиан зародилось в 3 в. в Египте, в значит. мере было вызвано стремлением избежать гонений Рим. империи (первый из известных христ. отшельников-анахоретов Павел Фиванский ушел в пустыню от преследований христиан имп. Децием (249-251)). С легализацией христианства О. достигло большого размаха как реакция низов на "обмирщение" церкви; церковь умело использовала О. для перевода нар. недовольства в безопасное русло. В нач. 4 в. отшельники стали заселять егип. пустыню Фиваиду по примеру Антония Великого, Пахомия и др. аскетов. В том же веке О. распространилось в Палестине, Каппадокии, М. Азии, Армении, позднее в Галлии, Испании, Италии. С самого возникновения О. положение отшельника оказалось противоречивым: благодаря ореолу святости он привлекал к себе людей и т. о. оказывался вовлеченным в те самые социальные связи, от к-рых стремился уйти. Это противоречие ярко проявилось в деятельности столпников, для к-рых столп (колонна с открытой площадкой, на к-рой значит. время пребывали столпники) одновременно являлся средством самоизоляции и кафедрой, с к-рой удобно обращаться с проповедями к народу (столпники Бл. Востока - Симеон (5 в.), Даниил (5 в.), на Руси - Никита Переяславский (12 в.), Савва Вишерский (15 в.) и мн. др.). В ср. века постепенно О. стало вытесняться монастырями, чему содействовала и церковь, стремившаяся организованными формами монашества заменить недоступное ее контролю О. С 13 в. на З. О. стало спорадич. явлением, его сменило нищенствующее монашество. В России архаич. форма О. была возрождена в 17 в. старообрядцами.

Лит.: Heussi К., Der Ursprung des Mönchtums, Tübingen, 1936; Draguet R., Les Peres du désert; P., 1949; Leipoldt J., Griechische Philosophie und frühchristliche Askese, В., 1961.

С. С. Аверинцев. Москва.

"ОТЪЕЗД"

"ОТЪЕЗД" - термин, употреблявшийся в рус. источниках 14-16 вв. для обозначения права феодалов переходить на службу к др. сюзерену. Право "О." имели бояре и "вольные слуги" и оно фиксировалось в договорных грамотах между вел. и удельными князьями (в сохранившихся грамотах последний раз в 1531). Начиная с 14 в. "О." феодала на службу к др. сюзерену не освобождал от судебного и податного подчинения его владений, расположенных на терр. княжения его бывшего сюзерена, последнему. Феодал был обязан также "сидеть в осаде", в том городе, к к-рому "тянули" его владения. Со 2-й четв. 15 в. был запрещен "О." "служебных князей". После политич. объединения княжеств Сев.-Вост. Руси в ее пределах исчезают условия для "О.". Часть феод. знати в 1-й пол. - сер. 16 в. трактовала "О." как право свободного отъезда за границу, что гос. властью стало рассматриваться как измена.

Лит.: Черепнин Л. В., Рус. феод. архивы XIV-XV вв., ч. 1, М.-Л., 1948; его же, Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960.

В. Д. Назаров. Москва.

ОУЭН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОУЯН СЮ

ОУЯН СЮ (второе имя - Юн-шу) (1007-72) - кит. поэт, писатель, историк и политич. деятель. Служил чиновником, входил в состав академии Ханьлинь. Как политич. деятель примыкал к консервативной группировке, выступавшей против группы, возглавлявшейся министром-реформатором Ван Ань-ши. В лит.-публицистич. творчестве находился под сильным влиянием идей танского мыслителя Хань Юя. Знаток древней литературы, автор произв. самых различных жанров: стансов, од, посвящений, критич. заметок, мн. докладов и писем. О. С. считается основателем сунской поэтич. школы, развившим новый, более свободный по размеру жанр стихов "цы" с разнообразным содержанием. О. С. принадлежит несколько ист. трудов. Он один из составителей "Новой истории династии Тан" ("Синь Тан шу"). Много лет О. С. отдал составлению "Ист. записок о пяти династиях" ("У дай ши-цзи"), к-рые позже под назв. "Новая история пяти династий" ("Синь у дай ши") были (так же как и "Новая история династии Тан") включены в состав династийных историй. В "У дай ши-цзи" О. С. выдвинул принципы ист. законности и этич. природы политич. власти, трактуемые им в феодально-конфуцианском духе. Новым явлением в кит. историографии стал труд О. С. "Собрание древних надписей с пояснениями" ("Цзи гу-лу ба-вэй"). Использовав большое число текстов надписей на металле и камне, к-рые были сделаны на протяжении 2 тысячелетий (на сосудах, колоколах, на стелах, могильных плитах, в дворцах и храмах), О. С. в 10 главах своей книги привел несколько сот примеров надписей с толкованиями, чтобы показать значимость этого эпиграфич. наследия.

Соч.: Оуян Юн-шу цзи (Сочинения Оуян Юн-шу), т. 1-3, Шанхай, 1958.

Лит.: Конрад Н. И., Краткий очерк истории кит. лит-ры, в кн.: Кит. лит-ра. Хрестоматия, т. 1, М., 1959, с. 36-37.

Р. В. Вяткин. Москва.

ОФИР

ОФИР - страна, в к-рую, согласно Библии, в 10 в. до н. э. снаряжали совм. мор. экспедиции израильско-иудейский царь Соломон и царь Тира Хирам; из О. привозились золото, слоновая кость, эбеновое дерево и др. Локализация О. является спорной. Его искали в Юж. Аравии (нем. историк Б. Мориц), в Нубии (французский востоковед Ж. Оппер), в Восточной Африке (К. Петерс), в Индии и даже в Перу и на Соломоновых о-вах. Скорее всего, О. находился в р-не Баб-эль-Мандебского прол. и соответствовал егип. Пунту и, возможно, шумеро-аккад. Мелуххе.

Лит.: Хенинг Р., Неведомые земли, пер. с нем., т. 1, М., 1961, гл. 5; Кифишин А. Г., Географич. воззрения древних шумеров, в кн.: Палестинский сб., в. 13, М., 1965.

Д. Г. Редер. Москва.

"ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ"

"ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ" - см. Теория официальной народности.

ОФНЕТ

ОФНЕТ (Ofnet) - две палеолитич. пещеры на юге ФРГ, к С.-З. от г. Аугсбурга. Открыты в 1875-76 О. Фрасом. Содержат неск. перекрывающих друг друга культурных слоев, относящихся к разным ступеням позднего палеолита, к мезолиту, неолиту и эпохе металлов. В пещере Большой О. раскопками Р. Шмидта в 1908 обнаружено групповое погребение человеческих черепов, относящихся к мезолиту (азильская и тарденуазская эпохи). В одном большом круглом углублении лежало 27 черепов, в другом, меньшем углублении, по соседству, - 6 черепов. Черепа были густо усыпаны красной охрой, сопровождались украшениями из просверленных раковин и оленьих зубов. Большинство черепов принадлежало женщинам и детям 5-8 лет; мужских только 4 черепа. Значит. часть черепов носит следы ударов. Черепа принадлежали древним европеоидам; часть из них долихокранные, часть брахикранные, часть промежуточного типа.

Лит.: Обермайер Г., Доисторический человек, СПБ, 1913; Дебец Г. Ф., Трофимова Т. A., Чебоксаров H. H., Проблемы заселения Европы по антропологическим данным, М., 1951 ("Тр. Ин-та этнографии", нов. сер., т. 16); Boule M., Vallois H., Les hommes fossiles, 4 éd., P., 1952.

П. И. Борисковский. Ленинград.

"ОФРАНЦУЖЕННЫЕ"

"ОФРАНЦУЖЕННЫЕ" (исп. afrancecados) - сторонники франц. господства в Испании при Наполеоне I. Состав "О." был пестрым - от интеллигентов, возлагавших надежды на проведение реформ и враждебных исп. абсолютизму, до карьеристов, надеявшихся получить служебные и материальные выгоды. К "О." принадлежали писатели Леандро Фернандес де Моратин и Хуан Мелендес Вальдес, историк Хосе Антонио Конде. Широкие нар. массы относились к "О." враждебно; имели место случаи убийства их толпой (в Мадриде, Валенсии, Севилье, Талавере, пров. Эстремадура). 11 авг. и 21 сент. 1812 Кадисские кортесы издали декреты, лишающие "О." права на занятие гос. должностей и пользование титулами, к-рые они получили от французов. Вернувшись из франц. плена, Фердинанд VII указом от 30 мая 1814 ограничил свободу передвижения "О." по стране, а также право на возвращение эмигрировавших "О." в Испанию. Имущество "О." конфисковывалось. Однако применение постановлений против "О." постепенно смягчалось, а в 1820 была объявлена амнистия и произведено возвращение "О." секвестрованных, но еще не распроданных имуществ.

С. В. Фрязинов. Москва.

ОХАБ

ОХАБ (Ochab), Эдвард (p. l6.VIII.1906) - гос. и политич. деятель Польши. Род. в Кракове в семье служащего. Окончил торг. академию и высшие кооп. курсы при Ягеллонском ун-те. С юношеских лет участвовал в революц. движении. В 1929 вступил в компартию Польши. В 1929-30 - чл. окружкома КПП в Радоме, руководитель лев. проф. орг-ции в Кракове и Верх. Силезии. В 1930-35 (с перерывом) находился в тюрьме. В 1936 участвовал в парт. руководстве всеобщей забастовкой текстильщиков. 1 мая 1936 - один из организаторов в Варшаве манифестации демократических сил. Секретарь Окружного комитета КПП в Лодзи, затем секретарь Окружного комитета КПП в Гдыне и Влоцлавеке. В 1937 был приговорен к 10 годам тюремного заключения. В сентябре 1939 освободился из тюрьмы, участвовал в обороне Варшавы от гитлеровских захватчиков. О. был одним из организаторов Союза польских патриотов и Войска польского на терр. СССР. В 1943-44 - офицер 1-й польск. дивизии им. Костюшко, затем зам. командующего 1-й армии Войска польского. Участвовал в боях под Ленино, в освобождении Варшавы. С 1944 - чл. ЦК ППР, с 1944 до окт. 1945 - мин. гражд. администрации Врем. пр-ва Польши. В 1945-46 - на руководящей работе в аппарате ЦК ППР, в 1946-47 - секр. Силезско-Домбровского воеводского к-та ППР. В 1948 избран кандидатом в чл. Политбюро ЦК ПОРП. В 1948-49 - пред. Центр. совета профсоюзов, 1949-50 - первый вице-министр нац. обороны Польши, а с мая 1950 до марта 1956 - секр. ЦК ПОРП. Со II съезда ПОРП (1954) - чл. Политбюро ЦК ПОРП. В марте - окт. 1956 - первый секретарь ЦК ПОРП, в янв. 1957 - окт. 1959 - мин. сел. хоз-ва. В окт. 1959 - авг. 1964 - секретарь ЦК ПОРП, а с мая 1961 - одновременно зам. пред. Гос. совета ПНР. С авг. 1964 - пред. Гос. совета ПНР.

Соч.: О niektórych zadaniach organizacyjnych i zmianach w statucie partii, 2 wyd., Warsz., 1954; Wytyczne polityki partii na wsi, Warsz., 1959.

О'ХИГГИНС

О'ХИГГИНС (O'Higgins), Бернардо (20.VIII.1776 - 24.X.1842) - один из руководителей войны за независимость исп. колоний в Америке в 1810-26, гос. и воен. деятель Чили. Сын А. О'Хиггинса, генерал-капитана Чили (1788-96) и вице-короля Перу (1796-1801). О'Х. получил образование в Перу, Испании и Англии. Будучи в Лондоне, поддерживал связь с Ф. Мирандой. Вернувшись в Чили (1802), включился в движение за освобождение страны от исп. колониального ига. Занимал пост интенданта г. Чильяна, был деп. Нац. конгресса (1811), входил в правительств. хунту (1811-14). В 1813-14 - главнокомандующий войск патриотов. В окт. 1814 присоединился к освободит. армии Сан-Мартина и вместе с ним разбил испанцев при Чакавуко (12 февр. 1817). Возглавлял пр-во Чили в качестве верховного правителя в 1817-23. Подписал Декларацию независимости Чили (1 янв. 1818), упразднил колон. налоги, основал гос. нач. школы и провел др. реформы. Оппозиция реакц. консервативных кругов из землевладельч. олигархии и верхушка церкви вынудили О'Х. уйти в отставку (1823) и эмигрировать в Перу, где он умер в бедности.

Источн.: Colección de historiadores i de documentos relativos a la independencia de Chile, v. 11-12, 14, Santiago, 1904-05; Galdames L., Historia de Chile, Santiago, 1952, p. 306-28.

Лит.: Orrego Vecuña E., Hombres de America, Santiago, 1943; Vicuña Mackenna B., Vida del capitan general de Chile don Bernardo O'Higgins, Santiago, 1882.

ОХЛОКРАТИЯ

ОХЛОКРАТИЯ (от греч. oxlos - толпа, чернь и kratos - сила, власть) - у нек-рых др.-греч. писателей название формы гос. устройства, к-рая возникает, по их мнению, в результате вырождения демократии. Термин "О." имеет уничижительный оттенок. Впервые термин "О." встречается у Полибия во "Всеобщей истории", VI, 4, 6, сл.; VI, 44, 9; VI, 57, 9.

ОХРАННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ОХРАННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ - охранка, - местный орган политич. сыска царской России. Впервые О. о. созданы в Петербурге в 1866, в Москве и Варшаве в 1880. Существовали до февр. 1917. Первоначальное назв. - "отделение охранения обществ. безопасности и порядка", с 1903 - О. о. В 1914 существовало 26 О. о. Формально входили в состав канцелярии полицмейстеров и градоначальников, сохраняя все права самостоят. учреждения, органа Департамента полиции. Осн. задачей О. о. являлся политич. сыск революц. орг-ций и отд. революционеров. Арест и дознание по мат-лам, собранным О. о., осуществляло губ. жандармское управление. Действовали с помощью обширной спец. агентуры как "наружного наблюдения" - филеров, так и секретных агентов "в обследуемой среде" (пассивных осведомителей и активных участников деятельности революц. орг-ций - провокаторов). Осн. частью каждого О. о. являлась общая канцелярия, подразделявшаяся на неск. столов по функциям О. о. Своеобразными филиалами 7 крупных О. о. (Петербург, Москва, Варшава, Киев, Одесса, Харьков, Тифлис) являлись с кон. 19 в. "отделения секретной цензуры" или "черные кабинеты" при почтамтах, осуществлявшие по заданиям О. о. перлюстрацию корреспонденции. Моск. О. о. пыталось претендовать на роль организатора политич. сыска во всей России и его "методического" центра (см. Зубатовщина). О. о. столиц имели особые "отряды филеров" ("летучий" в Москве с 1897 и "центральный" в Петербурге с 1906), осуществлявшие свою деятельность фактически на терр. всей России, а также спец. "регистрационные бюро" для проверки благонадежности всех приезжающих в столицу лиц. Кроме О. о., деятельность к-рых распространялась на терр. губ. или обл., в 1906-14 существовало 10 районных О. о.; каждое из них объединяло деятельность О. о. и губ. жандармских управлений в "районе" неск. губерний, от 3 (Одесское) до 12 (Московское), что давало им известную самостоятельность и большую оперативность в борьбе с революц. движением.

О. о. к 1914: Петербургское, Московское, Бакинское, Белостокское, Варшавское, Виленское, Владивостокское, Донское, Екатеринославское, Иркутское, Киевское, Лодзинское, Нижегородское, Николаевское, Одесское, Пермское, Рижское, Самарское, Саратовское, Севастопольское, Ташкентское, Тифлисское, Томское, Харьковское, Читинское, Ярославское.

Районные О. о.: Петербургское, Московское, Варшавское, Виленское, Киевское, Одесское, Рижское, Самарское, Ташкентское, Харьковское.

Лит.: Падение царского режима. Стенографич. отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвыч. следств. комиссии Временного пр-ва, т. 1-7, Л., 1924-27; Козьмин Б. П., С. В. Зубатов и его корреспонденты, М.-Л., 1928; Спиридович А. И., При царском режиме. Записки начальника охранного отделения, М., 1926; Волков A., Петрогр. охранное отделение, П., 1917; Членов С. Б., Моск. охранка и ее секретные сотрудники, М., 1919; Жилинский В., Организация и жизнь охранного отделения во времена царской власти, "ГМ", 1917, No 9-10; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960.

Л. П. Ерошкин. Москва.

ОХРИД

ОХРИД - город в СФРЮ, в респ. Македония, расположен на сев.-вост. берегу Охридского оз. 18 т. ж. (1964). Был осн. на месте древнего г. Диассарита; известен с 3 в. до н. э. под назв. Лихнид (Luxnidos). В 148 до н. э. был захвачен римлянами. В рим. и визант. время - важный торг. пункт на пути от побережья Адриатич. м. к Константинополю (Via Egnatia). В кон. 5 - нач. 6 вв. был заселен славянами. В 861 вошел в состав Болгарии и получил совр. назв. В 886 в О. начал свою просветит. деятельность ученик Мефодия Климент. В Зап.-Болг. царстве (971-1018) О. - столица и резиденция болг. патриарха. С 1018 - в составе Византии, в 1018-1762 - центр т. н. Охридской или Болг. автокефальной архиепископии. При Иване Асене II (1218-41) был включен в состав вновь образовавшегося независимого Болг. царства. В 1334 завоеван Стефаном Душаном, в 1394 - турками, при господстве к-рых пришел в упадок. После 1-й Балканской войны отошел к Сербии. Население О. занимается садоводством, рыбной ловлей, ремеслами. Имеется легкая пром-сть. О. - ц. туризма. Богат выдающимися памятниками южно-слав. и визант. архитектуры и иск-ва 9-15 вв.

Лит.: Кондаков Н. П., Македония. Археологич. путешествие, СПБ, 1909; Снегаров Ив., Град Охрид, "Македонски преглед", 1928, т. 4, кн. 1, с. 91-138; Pavlovic M., Grozdanov С., Ohrid, Beograd, 1961.

Г. Г. Литаврин. Москва.

ОЦЕТЯ

ОЦЕТЯ (Otetea), Андрей (р. 24.VII.1894) - рум. историк, специалист по новой и новейшей истории Румынии. Чл. Академии СРР (с 1955), засл. деят. науки СРР (с 1964). Род. в семье крестьянина. В 1906-14 учился в лицее в Сибиу и Брашове. С 1919 учился в Сорбонне (Париж), где в 1927 защитил докторскую диссертацию. В 1927-35 - преподаватель, а затем проф. Ясского ун-та; в 1945-47 - ректор ун-та. В 1939-40, 1941-42, 1945-47 - директор Нац. театра в Яссах. Участвовал в антифаш. движении. В апр. 1944 подписал обращение ученых о выходе Румынии из войны. В 1945 вступил в компартию Румынии. С 1947 - проф. Бухарест. ун-та. С 1956 - директор Ин-та истории Академии СРР, с 1964 - отв. ред. журн. "Studii" и "Revue Roumaine d'Histoire". С 1948 - деп. Нац. собрания СРР.

Соч.: Conceptia materialista a istoriei ca metoda de cercetare si de expunere, "Insemnari Jesene", 1938, No 7; Tudor Vladlmirescu si Miscarea Eterista în tarile Romîesti. 1821-1822, Buc., 1945; Renasterea si Reforma, Buc., 1941; Renasterea. (Studiu), Buc., 1964.

ОЧАКОВ

ОЧАКОВ - город на сев.-зап. берегу Днепровско-Бугского лимана, р. ц. Николаевской обл. УССР. 8,4 т. ж. (1959). В 7-6 вв. до н. э. в р-не совр. О. находились греч. колонии с г. Алектор. В 1492 крым. хан Менгли-Гирей построил крепость Кара-Кермен, вскоре перешедшую к Турции и переименованную в О. В рус.-тур. войну 1735-39 О. был 2 июля 1737 взят рус. войсками, но по Белградскому миру 1739 остался за Турцией и стал ее воен.-мор. базой. В рус.-тур. войну 1787-91 рус. флот вынудил тур. флот летом 1788 оставить лиман, после чего рус. армия под команд. Г. А. Потемкина блокировала О. и овладела им 6 дек. 1788. По Ясскому миру 1791 О. был присоединен к России.

"ОЧАКОВ"

"ОЧАКОВ" - рус. крейсер (заложен в 1901, спущен на воду в 1902, вступил в строй в 1907; водоизмещение 6645 т, вооружение - 12 152-мм и 22 более мелких орудий, экипаж - 570 ч., в 1905 - 380 ч.), принявший активное участие в Севастопольском восстании 1905.

В 1905 на "О." активную работу вели чл. воен. орг-ции РСДРП (А. И. Гладков, Н. Г. Антоненко, Чураев, Р. В. Докукин, Чибаненко, В. И. Плетнев и др.). Волнения на "О." начались 8 нояб., когда матросы выдвинули ряд экономич. требований и потребовали смещения командира - капитана 2-го ранга Глизяна. 9-11 нояб. брожение усилилось, происходили митинги. 12 нояб. команда "О." отказалась подчиняться офицерам и выставила требования из 17 пунктов (в т. ч. политические: созыв Учредит. собрания, демократич. республика и др.). Попытки офицеров 13 ноября привести команду в повиновение или внести раскол были безуспешны. Матросы "О." связались с восставшими моряками, солдатами и рабочими на берегу, присоединились к восстанию и арестовали офицеров. 14 нояб. на "О." прибыл избранный восставшими командующим флотом лейтенант П. П. Шмидт. К "О." присоединились 9 кораблей (разоруженный броненосец "Пантелеймон" (б. "Потемкин"), миноносцы "Свирепый", "Заветный", "Зоркий" и др. корабли), однако их вооружение было относительно слабым (на "О." исправна была лишь часть орудий). 15 нояб. Шмидт поднял на восставших кораблях красные флаги и, объезжая на миноносце эскадру, пытался присоединить др. корабли, но успеха не имел. Попытка атаковать миноносцами контрреволюц. корабли была отбита. По "О." и др. кораблям был открыт арт. огонь, на "О." начался пожар. После неравной борьбы команды покинули корабли. Восстание было подавлено. 6 марта 1906 на о. Березань были расстреляны руководители восстания: лейтенант Шмидт, машинист 2-й статьи Гладков и кондуктор С. П. Частник.

В 1907-17 крейсер наз. "Кагул", с апр. 1917. - снова "О.". В 1918 был захвачен белогвардейцами и назван "Генерал Корнилов". В 1920 уведен Врангелем в Бизерту.

Лит. см. при статье Севастопольское восстание 1905.

ОЧАМЧИРЕ

ОЧАМЧИРЕ - город в Абх. АССР, в к-ром открыты разновременные археологич. памятники. Наиболее полно исследовано (М. М. Иващенко и Л. Н. Соловьевым в 1935-36) поселение, содержащее слои эпохи энеолита и ранней бронзы, характерные для культуры Колхидской низменности, слои антич. времени и средневековья. В древнейшем слое, относящемся к 3-му тыс. до н. э., найдены обломки грубых лепных сосудов, грузила и др. орудия из гальки, кам. зернотерки, кремневые наконечники стрел и вкладыши к серпам. Известно поселение с текстильной керамикой 1-го тыс. до н. э. Предполагается, что в антич. время здесь была греч. фактория.

Лит.: Соловьев Л. Н., Энеолитическое селище у Очемчирского порта в Абхазии, в кн.: Мат-лы по истории Абхазии, сб. 1, Сух., 1939 (Тр. Абх. н.-и. ин-та языка и истории, в. 15); Куфтин Б. A., Мат-лы к археологии Колхиды, т. 2, Тб., 1950; Бжания В. В., Манарское поселение эпохи энеолита и бронзы в Абхазии, "CA", 1966, No 1.

ОШАНИНА

ОШАНИНА (урожд. - Оловеникова). Мария Николаевна (1853-98) - рус. революционерка-народница. Из дворян. В 1874-75 входила в кружок П. Г. Заичневского. Поступив в 1875 на фельдшерские курсы в Петербурге, сблизилась со сторонниками П. Н. Ткачева. В 1877-78 участвовала в организации народнич. поселений в Ростовской и Воронеж. губ. В 1878 официально вошла в "Землю и волю". В 1879 примкнула к политич. направлению в народничестве. Член Исполнит. к-та "Народной воли", представляла в нем якобинское крыло. Участвовала в Липецком и Воронежском съездах. С нач. 1880 в Москве возглавляла вместе с П. А. Теллаловым моск. народовольческую группу. В 1882 эмигрировала в Париж, где жила под именем M. H. Полонской, являясь представительницей Исполнит. к-та за границей. Была секретарем ред. "Вестника Нар. воли". В 90-х гг. участвовала в организации "Группы старых народовольцев", изд. в 1893-96 "Мат-лы для истории рус. социально-революц. движения". Покончила с собой. Воспоминания M. H. Полонской опубл. в "Былом" (1907, No 6).

Лит.: Богучарский В. Я., Из истории политич. борьбы в 70-80-х гг. XIX в. Партия "Народной воля", ее происхождение, судьбы и гибель, М., 1912; Русанов Н. С., В эмиграции, М., 1929; Тихомиров Л., Воспоминания, М.-Л., 1927; Чернявская-Бохоновская Г. Ф., М. Н. Оловеникова, М., 1930.

ОШКАЛН

Отомар Петрович (12.IV.1904 - 1.IX.1947) - сов. гос. и парт. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1939. Герой Сов. Союза (28.VI.1945), один из организаторов партиз. движения в Латвии в годы Вел. Отечеств. войны 1941-45. Род. в Латвии в семье батрака. Окончил Рижский учит. ин-т. Работал педагогом. В 1921 вступил в ряды нелегального комсомола Латвии. В 1934 за революц. деятельность был заключен в концлагерь. В 1940, в дни свержения бурж. режима, избран депутатом Нар. сейма, затем Верх. Совета Латв. ССР; был вторым секретарем Екабпилсского укома КП(б) Латвии. В годы Вел. Отечеств. войны был комиссаром партиз. отряда, а затем полка "За Советскую Латвию", командиром латыш. партиз. бригады и чл. оперативной группы ЦК КП(б) Латвии. С 1944 был первым секретарем Рижского укома партии, с 1946 - министром технич. культур Латв. ССР. Депутат Верх. Совета СССР 2-го созыва.

А. К. Рашкевиц. Рига.

ОШЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОШ-ПАНДО

ОШ-ПАНДО - древнее городище; расположено у дер. Санино в Морд. АССР. С перерывами существовало в эпоху поздней бронзы, раннего железа и до конца 1-го тыс. н. э. Особенно интересен материал, характеризующий плужное земледелие, скотоводство, ремесла, быт населения 6-9 вв. Последние обитатели укрепленного поселка, по предположению руководителя раскопок П. Д. Степанова, - угры.

Лит.: Степанов П. Д., Памятники угорско-мадьярских (венгерских) племен в Среднем Поволжье, в кн.: Археология и этнография Башкирии, т. 2, Уфа, 1964, с. 136-47.

ОЯМА

1

Ивао (10.Х.1842 - 10.XII.1916) - япон. воен. деятель. Выходец из княжества Сацума. Во время незавершенной бурж. революции 1867-68 (Мэйдзи исин) командовал артиллерией княжества, участвовал в битвах при Тоба и Фусими. Вместе с Аритомо Ямагата сыграл важную роль в создании новой армии. В 1870 - марте 1871 был командирован в Европу для изучения хода франко-прусской войны. В нояб. 1871 - окт. 1874 находился на воен. учебе во Франции. В 1884-1885 вторично командирован в Европу для изучения воен. систем зап. стран. В 1885-91 и 1892-96 - воен. министр. Во время японо-кит. войны 1894-95 командовал 2-й армией, к-рая взяла Люйшунь (Порт-Артур). В 1899-1904 был начальником генштаба. Во время русско-японской войны 1904-05 - главнокомандующий сухопутных вооруж. сил Японии в Маньчжурии и на Ляодунском п-ове. С 1912 - гэнро.

И. Г. Поздняков. Москва.

2

Икуо (20.IX.1880 - 30.XI.1955) - япон. обществ. деятель. В 1905 окончил политико-экономич. ф-т ун-та Васэда (Токио). В 1906 стал преподавателем ун-та Васэда. В 1910-14 находился в заграничной учебной командировке. С 1915 - проф. ун-та Васэда. С 1917 сотрудничал в газ. "Осака асахи симбун", выступал против интервенции япон. империализма на Сов. Дальнем Востоке. Был одним из организаторов Крест.-рабочей партии (Номин родото) (дек. 1925; партия была немедленно запрещена пр-вом), пред. Рабоче-крест. партии (Родо номинто) (1926-28), новой Рабоче-крест. партии (1929-31). В 1932 эмигрировал в США, где занимался научной работой в Сев.-Зап. ун-те (Эванстон). В 1947 вернулся в Японию. Был одним из инициаторов созыва в Японии 1-го нац. конгресса защиты мира (апр. 1949). С 1950 - пред. Япон. к-та защиты мира. С 1951 - чл. Бюро Всемирного Совета Мира. Выл одним из организаторов 1-й Междунар. конференции за запрещение атомного и водородного оружия (Хиросима, авг. 1955). В 1930-32 и 1950-55 - депутат япон. парламента. Междунар. Ленинская пр. "За укрепление мира между народами" (за 1951).

Соч.: Дзэнсю (Собр. соч.), Токио, 1947-48.

Лит.: Биография Икуо Ояма, пер. с япон., М., 1958.

А. Н. Романов. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница