Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАЙ"-"НАН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАЙ"-"НАН")

НАЙМИТЫ

НАЙМИТЫ - внесословная категория населения феод. Руси 12-17 вв. Термин "Н." встречается впервые в Пространной редакции Русской правды. Н. обычно становились разорившиеся члены сельских и городских общин, беглые крестьяне и холопы, к-рые вынуждены были заключать договор о найме с феодалами, горожанами и др. нанимателями. При заключении договоров о найме Н. формально выступали как свободные люди, однако хозяин получал право не только на труд Н., но и на его личность. С 15-16 вв., в связи с ростом числа Н. и использования их труда, закон (Псковская судная грамота, Судебники 1497 и 1550, Уложение 1649, и др.) начинает отделять право на пользование трудом Н. от права на его личность, хотя и в 16-17 вв. Н. заключали неравноправные договоры с нанимателями и в конечном итоге преобладающая их часть закрепощалась. Утверждение крепостничества во 2-й пол. 17 - нач. 18 вв. привело к исчезновению слоя Н. Формирование рынка наемной рабочей силы в 18 - 1-й пол. 19 вв. происходило гл. обр. на основе развития отходничества.

Лит.: Панкратова А. М., Наймиты на Руси в XVII в., в сб.: Акад. Б. Д. Грекову ко дню 70-летия. Сб. ст., М., 1952.

М. Я. Волков. Москва.

НАКАДЗИМА

Тикухэй (1.I.1884 - 29.X.1949) - японский политич. и гос. деятель, крупный капиталист. В 1917 основал в Токио одну из первых в Японии самолетостроит. компаний "Накадзима хикоки сэйсакудзё", к-рая была тесно связана с концерном Мицуи. С сер. 30-х гг. компания Н. резко увеличила производство самолетов, превратившись к концу 2-й мировой войны в ведущий авиационный концерн. С февр. 1930 H. 5 раз избирался членом парламента от сэйюкай, в к-ром всегда возглавлял крайне реакционную фракцию. С июня 1937 по янв. 1939 - мин. путей сообщения. В окт. 1940 стал советником кабинета министров, в нояб. 1940 - постоянным советником Ассоциации помощи трону, в февр. 1942 - членом т. н. К-та по строительству Великой Вост. Азии. В авг. - окт. 1945 - мин. торговли и промышленности. В дек. 1945 был арестован амер. оккупац. властями как гл. воен. преступник, но вскоре освобожден "за отсутствием улик".

Д. В. Петров. Москва.

НАКАЗ ЕКАТЕРИНЫ II

НАКАЗ ЕКАТЕРИНЫ II - филос.-юридич. трактат, изд. в 1767 на рус., франц., нем. и лат. яз. в качестве руководства для депутатов "Комиссии об уложении" 1767. Состоял из 22 глав, 655 статей гос., уголовного и гражд. права и процесса, а также вступления, заключения и 2 дополнений. Фразеология просветит. теорий (более 400 статей почти дословно заимствовано из Монтескьё, Беккариа и др.) сочеталась в H. E. II с обоснованием необходимости самодержавия в России, с рекомендацией барщины и т. п. Наказ неоднократно исправлялся, особенно его 11-я глава о крестьянах, откуда были изъяты упоминания об ограничении крепостного права и др., но даже в этом виде его не рассылали в местные канцелярии. Практич. применения H. E. II не имел. Под влиянием туманного либерализма наказа дворянско-бурж. историография (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, В. И. Семевский и др.) превозносила Екатерину II за открытую постановку крест. вопроса и т. п.

Лит.: Тарановский Ф. В., Политич. доктрина в Наказе имп. Екатерины II, в кн.: Сб. ст. по истории права, посвященный M. P. Владимирскому-Буданову..., К., 1904; Иванов П. В., К вопросу о социально-политич. направленности "Наказа" Екатерины II, "Уч. зап. Курского пед. ин-та", 1954, No 3, Дружинин H. M., Просвещенный абсолютизм в России, в кн.: Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.), М., 1964; Беляевский М. Т., Крестьянский вопрос в России накануне восстания Е. И. Пугачева, М., 1965.

Л. В. Милов. Москва.

НАКАЗНАЯ ПАМЯТЬ

НАКАЗНАЯ ПАМЯТЬ - наказ, - инструкция, составлявшаяся в моск. приказах или местных учреждениях России в кон. 16 - нач. 18 вв. Предназначалась рус. послам для ведения переговоров и лицам, выполнявшим на местах правительств. поручения. Н. п. - один из наиболее ценных видов ист. источников гос. делопроизводства.

НАКАНУОЭ

НАКАНУОЭ (626-671) - японский принц, впоследствии император под именем Тэнти (с 668, фактически же у власти с 661). Организатор в 645 т. н. переворота Тайка, во время к-рого был истреблен род Сога, оттеснивший до этого царский род от власти. Совместно с Накатоми разработал и осуществил реформы, способствовавшие в дальнейшем феод. развитию Японии. В 660 вместе с правителем Пэкче выступил против корейского гос-ва Силла, но потерпел поражение.

В 668 столицу гос-ва перевел в г. Оцу (в совр. префектуре Сига). Издал первый свод законов "Оми-рё". Этот свод не сохранился, но лег в основу последующего свода законов "Рицурё".

Г. И. Подпалова. Москва.

НАКАТОМИ

НАКАТОМИ (Фудзивара), Каматари (614-669) - японский гос. деятель. Происходил из рода наследственных жрецов синтоизма. Занимал руководящие посты при дворах имп. Котоку, Тэнти. Один из главных организаторов т. н. переворота Тайка (645). Участвовал в разработке гос. реформ, способствовавших феод. развитию Японии. В 669 роду Н. была присвоена фамилия Фудзивара.

НАКАЭ

Токусукэ (лит. псевд. - Tёмин, Сюсуй, Нанкай Сэнгё) (1.X.1847 - 13.XII.1901) - япон. мыслитель, публицист и политич. деятель. Учился во Франции (1871-74), где проникся идеями Монтескьё, Руссо и Вольтера. Возвратившись в Японию (1874), принял участие в движении "минкэн ундо", редактировал либеральные газеты и журналы, в к-рых опубликовал статьи с призывом свергнуть клановое пр-во и установить представительный образ правления англ. образца. 3 дек. 1887 по поручению Сёдзиро Гото написал петицию императору относительно уменьшения земельного налога, улучшения положения крестьянства, предоставления народу свободы слова и собраний, разрешения деятельности политич. партий и т. д. Но пр-во, издав закон "об охране порядка и спокойствия", выслало Н. вместе с др. политич. деятелями из Токио (1887).

После обнародования конституции (1889) и амнистии Н. вернулся в Токио. В июле 1890 был избран в первый парламент Японии. Выступал против роста гос. бюджета за счет налогов, критиковал беспринципный парламент и монархич. конституцию (1889). 21 февр. 1891 отказался от парл. мандата. В янв. 1898 вернулся к политич. деятельности, редактировал либерально-демократич. изд., в к-рых критиковал партии Дзиюто и Кайсинто за сотрудничество с реакц. пр-вом, выступал за всеобщее избират. право. Н. отражал взгляды радикальной мелкобурж. интеллигенции.

Критика Н. прагматизма, позитивизма и др. идеалистич. школ, а также его прогрессивные социально-политич. взгляды (в работах "Глубины философии, или Детальное исследование по философии" ("Ригаку тёгэн", 1886), "Еще полтора года" ("Дзоку итинэн юхан", 1901), "Нет бога и нет души" ("Мусин мурэй", 1901) и др.) оказали влияние на его учеников, будущих социалистов - Сюсуй Котоку, Исоо Абэ и др.

Соч. (кроме указ. в ст.): Сан суйдзин кэйрин мондо (Беседа трех подвыпивших о гос. правлении), "Кокумин-но томо", 1887, No 3; Итинэн юхан (Полтора года), Токио, 1902; Вэйси бигаку (Эстетика г-на Вэй), Токио, 1884.

Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Материалистич. философия Накаэ Тёмин, в сб.: "СВ", (т.) 6, M.-Л., 1949; Совр. япон. мыслители, пер. с япон., М., 1958, с. 9-11, 93-111; Хидзиката Кадзуо, Наказ Тёмин, Токио, 1958 (на япон. яз.).

Э. Я. Файнберг. Москва.

НАКОН-СРИТАМАРАТ

НАКОН-СРИТАМАРАТ - ср.-век. кн-во на С. Малаккского п-ова. В 8-12 вв. кн-во Н.-С. входило в империю Шривиджайя. К 1292 было завоевано Рамой Камхенгом. В 14-16 вв. Н.-С. числилось вассальным кн-вом Сиама, сохраняя значит. степень независимости. В 1-й четверти 17 в. власть в Н.-С. захватил япон. авантюрист Ямада, к-рый поднял мятеж против Сиама и пытался создать самостоят. королевство. Но при сыне его О Ине Н.-С. был вновь присоединен к Сиаму и превращен в провинцию (1633). В совр. Таиланде - город.

Лит.: Берзин Э. О., Борьба европ. держав за сиамский рынок (30-80-гг. XVII в.), М., 1962.

НАКШБАНДИЙЯ

НАКШБАНДИЙЯ (Накшбанди, Накшибенди, Накшбенди, Ходжагон) - один из дервишских орденов, образовавшийся в 14 в. в Бухаре и затем получивший распространение в ряде мест Ср. Азии, Казахстана, Башкирии, Татарии, на Кавказе, а также в Индии, Индонезии, Зап. Китае, Афганистане, Иране (среди курдов), Турции, на Мадагаскаре, в Египте, Албании. Название Н. дано по прозвищу его офиц. основателя бухарского шейха Бахааддина Накшбанда (умер в 1388/89), бывшего резчиком (накшбанд) по металлу, а затем палачом при дворе чингисида Казан-хана. В Ср. Азии влияние Н. особенно упрочилось в сер. 15 в., когда во главе ордена стоял добившийся почти неограниченной власти (имел ок. 100 тыс. мюридов) феодал ходжа Ахрар. Видными духовными феодалами, владевшими огромными зем. угодьями, большими стадами скота, были и многие из преемников ходжи Ахрара, в числе приверженцев к-рых находились узб. ханы из династий Шейбанидов и Аштарханидов; преемники Ахрара эксплуатировали тысячи зависимых крестьян и рабов. Накопление огромных имуществ и участие в политич. жизни шейхи Н. оправдывали суфийским учением (см. Суфизм) о "бедности", по их истолкованию, заключающейся не в отсутствии богатства, но лишь в "духовном" отрешении от него, а также задачей мюридов Н. "спасти" отошедший от "истинного" пути мир. Шейхи Н. разжигали фанатизм, нетерпимость к людям другой веры.

В Индии орден играл значит. роль в 16 в. в период Могольской империи; его шейхи представляли интересы наиболее консервативных феод. кругов. К Н. возводили себя также сектанты-ваисовцы "Староверского об-ва мусульман Ваисовского божьего полка", получившие распространение среди татар Поволжья во 2-й пол. 19 в. Секта ваисовцев распалась в нач. 20-х гг. 20 в.

В Турции, где шейхи Н. активно участвовали в антиресп. выступлениях (нач. 1925), орден Н. (одновременно с др. дервишскими орденами) был распущен и его храмы закрыты (1925). Значит. изменения претерпели "ветви" ордена Н. и в др. странах; их шейхи, как правило, поддерживают правые реакц. круги.

В СССР Н. сохранились в форме отдельных разобщенных групп и общин верующих, преим. в Ср. Азии и на Сев. Кавказе.

Лит.: Гордлевский В. A., Избр. соч., т. 3, М., 1962, с. 369-92; Климович Л., Ислам в царской России, М., 1936; Иванов П. П., Хозяйство джуйбарских шейхов, М.-Л., 1954; Mozaffari Z., Isannar-dervisler, Qazan, 1931; Annuaire du monde musulman. Rédigé par Louis Massignon, 1954, P., 1955.

Л. И. Климович. Москва.

НАКШИРУСТЕМСКИЕ НАДПИСИ

НАКШИРУСТЕМСКИЕ НАДПИСИ - надписи ахеменидского и сасанидского времени в Накши-Рустемо ((Некше-Ростем), неск. км к северу от Персеполя, на терр. совр. Ирана в скалах горы Хосейн-Кух). У входа к гробницам ахеменидских царей находятся две клинописные надписи Дария I на древнеперс., эламском и аккадском яз.; одна из них содержит генеалогию царей, другая - принципы гос. управления. Там же рельеф (5 в. до н. э.) с изображением Дария и трех его придворных, а также 30 представителей народов Ахеменидской державы. Надпись арамейским письмом на позднедревнеперс. яз. (3 в. до н. э.) сохранилась плохо и содержание ее пока неясно. На стенах храма огня ("Кааба Зороастра") надпись сасанидского царя Шапура I (3 в. н. э.) на парфянском, среднеперс. и греч. яз., с перечислением входивших в гос-во Сасанидов стран и со списком храмов и жертвоприношений; содержит также реляцию о воен. победах персов над римлянами и о захвате в плен (260) императора Валериана (изображен на коленях перед Шапуром). Под нею - надпись на среднеперс. яз. о походах персов в Закавказье; составлена по распоряжению зороастрийского мага Картира (3 в.). На груди статуи лошади Шапура надпись на среднеперс, парфянском и греч. яз., а на плече - арамейская надпись. На рельефе "триумфа Шапура" - другая надпись Картира о его борьбе с ересями.

Лит.: Дьяконов M. M., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961 (см. по указателю Накш-и Рустем); Хрестоматия по истории Др. Востока, М., 1963, с. 365 (рус. пер. одной из надписей Дария); Sprengling M., Zur Parsik-Inschrift an der "Kaaba des Zoroaster", "Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft", 1937, Bd 91; Kent R., Old Persian: grammar, texts, lexicon, 2 ed., New Haven, 1953.

M. А. Дандамаев. Ленинград.

НАЛАНДА

НАЛАНДА - известный центр просвещения в раннеср.-век. Индии. Особого расцвета достиг в 5-7 вв. при Гуптах и Харши, когда был создан буддийский ун-т, где учились многие известные деятели буддийской культуры, напр. Сюань Цзан. В Н. утвердились школы сев. буддизма - махаяны. В 8-9 вв. ун-т в Н. пользовался покровительством царей династии Пала. В связи с исчезновением буддизма в Индии в 10-11 вв. Н. пришел в упадок. Н. сыграл большую роль в распространении индийской культуры в соседние страны.

Лит.: Ghosh A., Guide to Nalanda, Delhi, 1946; Sankalia H. D., The university of Nalanda, Madras, 1934.

НАЛБАНДЯН

Михаил Лазаревич (2.XI.1829 - 31.IV.1866) - арм. революц. демократ, философ, публицист, поэт, лит. критик. Род. в семье ремесленника. Учился в школе священника Г. Патканяна. С 1846 служил секретарем епархиального правления Нахичевани, защищал интересы крестьян и ремесленников, обличал беззакония, за что подвергся гонениям. В 1853 сдал экзамен при Петерб. ун-те и получил должность преподавателя арм. яз. в Лазаревском институте восточных языков в Москве. В 1854 поступил вольнослушателем на мед. ф-т Моск. ун-та. Формировался под влиянием революц. идей В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского. В 1858-60 сотрудничал в журн. "Юсисапайл", изд. С. Назаряном. В 1857-62 неоднократно бывал за границей. В Константинополе вокруг арм. журнала "Мегу" создал революц. группу "Партия молодых". Установил связи с Герценом, Дж. Мадзини, возглавил арм. нац.-освободит. движение. За революц. деятельность в 1862 был арестован и посажен в Петропавловскую крепость. Через три года больной туберкулезом был сослан в г. Камышин, где умер.

Жизнь Н. была отдана защите интересов народа и созданию свободной Армении. Большую роль в этом Н. отводил рус. революц. движению. Разоблачая арм. либералов, Н. отрицал возможность прогресса в условиях крепостничества и предсказывал неизбежность революции ("Земледелие как верный путь"). Социализм Н. был утопическим, крестьянским. Он чрезмерно преувеличивал роль просвещения. Н. принадлежит большая заслуга в разработке вопросов нац.-освободит. движения. Решение нац. вопроса Н. искал в уничтожении социального гнета и победе социалистич. начала, к-рое он связывал с общиной. Ист. концепция Н. нашла отражение в его произв.: "Земледелие как верный путь" (1862), "Мхитар Себастаци и мхитаристы" (1858), "Гегель и его время" (1863, опубл. 1902), "Две строки" (1861), "Иезуиты" (1857), "Письмо Лазаря Парбского" (1868) и др. В понимании истории Н. был идеалистом, хотя в его взглядах имелись отдельные элементы материализма. Н. признавал огромное значение экономич. фактора в жизни об-ва, клас. характер гос-ва, неизбежность социальной борьбы и революции в эксплуататорском об-ве. Мировоззрение и историческая концепция Н. противостояли взглядам арм. клерикальных историков.

Соч.: Полное собр. соч., т. 1-4, Ер., 1940-49; Избр. философ. и обществ.-политич. произв., М., 1954; на арм. яз. - О новом журнале на арм. яз., "Молва", 1857, No 26; Нац. бедствие, Ер., 1939.

Лит.: Даронян С. К., М. Налбандян, М., 1963; Саркисян X. С., М. Налбандян и вопросы языка, Ер., 1955; Иоаннисян А. С., Налбандян и его время, кн. 1-2, Ер., 1955-56 (на арм. яз.); Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960.

НАЛЕПКА

НАЛЕПКА (Nálepka), Ян (псевдоним - Репкин) (20.IX.1912 - 16.XI.1943) - организатор и командир партизанского отряда, сформированного из бывших словацких военнослужащих и действовавшего в 1943 на терр. Украины, врем. оккупированной нем.-фаш. захватчиками. Словак. Род. в селе Смижани, р-н Спишска-Нова-Вес (Вост. Словакия) в крест. семье. По профессии школьный учитель. В 1934-38 служил в чехословацкой армии, имел чин поручика. Мобилизованный марионеточным словац. пр-вом в кон. авг. 1939 в армию в звании лейтенанта, Н. проводил антифаш. агитацию среди солдат. Находясь после нападения фаш. Германии на Сов. Союз на сов.-герм. фронте, Н. создал в 101-м словац. полку антифаш. патриотич. группу, установил связь с белорус. партизанами и 15 мая 1943 с группой однополчан перешел в партиз. соединение А. Н. Сабурова. Погиб в бою за освобождение г. Овруча. Н. посмертно присвоено (2 мая 1945) звание Героя Советского Союза и (5 мая 1945) Героя Словацкого национального восстания. Посмертно награжден (28 окт. 1948) высшей гос. наградой Чехословакии - орденом Белого Льва (I степени).

Лит.: Сабуров А. Н., У друзей одни дороги, М., 1963; Берлинский Д. и Погребинский М., Подвиг Яна Налепки, М., 1959; Salgovic V., Ján Nálepka, Martin, 1962.

НАЛИВАЙКО

Северин (ум. 21.IV.1597) - руководитель крестьянско-казацкого восстания 1594-96 против польск. и укр. феодалов. Род. в местечке Гусятин на Подолии в семье ремесленника. Участвовал в походах казаков против турок и татар; нек-рое время служил сотником надворной хоругви кн. Острожского. Осенью 1594 возглавил восстание на Правобережной Украине, в к-ром участвовали казацкая беднота, крестьяне и мещане. Повстанцы взяли Брацлав, Бар, Винницу и др. города. В 1595 Н. во главе повстанцев двинулся на соединение с восставшими белорус. крестьянами. Были взяты Слуцк, Бобруйск, Могилев и др. города. Получив сведения о наступлении польск. армии на Подолию и Брацлавщину, Н. отступил на Украину, где объединился с восставшим реестровым казачеством. После боев с польск. армией под Белой Церковью, затем в урочище Острый Камень повстанцы переправились через Днепр и построили на р. Солонице (вблизи г. Лубны) укрепленный лагерь. После двухнедельной осады верхушка реестрового казачества пошла на капитуляцию и выдала Н. и др. руководителей восстания. 21 апр. 1597 Н. был казнен в Варшаве.

И. Д. Бойко. Киев.

НАЛ-НУНДАРА

НАЛ-НУНДАРА - археологич. культура эпохи бронзы (2-я пол. 3-го - нач. 2-го тыс. до н. э.) в Юж. Белуджистане. Оставлена оседлыми земледельцами-скотоводами. Осн. памятники - Нундара и Нал (Сохр-Дамб). Характерны многокомнатные сырцовые дома, коллективные захоронения, медные и бронз. изделия (топоры, тесла, кинжалы, браслеты), глиняная посуда с изящной многоцветной росписью (геометрич. и растительные мотивы, изображения рыб, птиц, козлов, львов, быков). Отмечены связи с городской хараппской цивилизацией, соседями и современниками к-рой были носители культуры Н.-Н.

Лит.: Массон В. М., Средняя Азия и Древний Восток, М.-Л., 1964; Hargreaves H., Excavations in Baluchistan 1925, "Mem. of archaeol. survey of India", Calc., 1929, No 35; Riggott S. Prehistorie India to 1000 b. С., L., 1950.

В. M. Массон. Ленинград.

НАЛОГИ

НАЛОГИ - обязательные платежи, взимаемые гос-вом с отдельных лиц или групп населения, предприятий, учреждений, организаций. Появление Н. связано с возникновением государства; клас. природа, сущность, назначение Н., характер налогообложения и т. д. определяются социально-экономич. строем данного общества. Н. составляют осн. часть гос. финансов. См. в ст. Финансы государственные.

НАЛЬЧИК

НАЛЬЧИК - город, столица Каб.-Балк. АССР, ж.-д. станция Сев.-Кавк. ж. д. Пром. и культ. центр. Расположен в предгорье Гл. Кавк. хребта на р. Нальчик. На 1 янв. 1964 - 108 т. ж. (в 1897 - 5 т. ж., в 1923 - 10 т. ж., в 1939 - 48 т. ж., в 1959 - 88 т. ж.). Осн. в 1818 как рус. воен. крепость. В 1838 при крепости было образовано воен. поселение, просуществовавшее до 1871. С прекращением воен. действий на Кавказе Н. был преобразован в слободу, являвшуюся центром Нальчикского округа Терской АО. С 1921 - центр Кабардинской, а с 1922 Каб.-Балк. АО. С 1936 - столица Каб.-Балк. АССР. В городе приборостроение, станкостроение, машино- строение и пищевкусовая пром-сть. В Н. - ун-т, ряд н.-и. институтов. 3 музея: краеведческий, изобразит. искусств, дом-музей укр. писательницы-демократа Марко Вовчек. Н. - крупнейший курорт, центр альпинизма и туризма. В Н. ряд археологич. памятников, в т. ч. Нальчикский могильник, или Нальчикский курган No 1, где было обнаружено 121 захоронение; памятник относится к энеолиту, датируется 2-й пол. 3-го тыс. до н. э.; Агубековская стоянка - памятник неолита, нач. 3-го тыс. до н. э. Долинское поселение, датируемое 2000 годом до н. э.

Лит.: Крупнов Е. И., Древняя история Северного Кавказа, М., 1960; Кабанов А. С., Нальчик - столица Советской Кабарды, Нальчик, 1950; Кабардино-Балкария - Путеводитель, Нальчик, 1960.

Т. Б. Шаханов. Нальчик.

НАМАЗ

НАМАЗ (перс. - молитва), или салат (араб.), - один из гл. обрядов ислама. Состоит из ежедневной молитвы (как правило, пятикратной) и предшествующего ей омовения. В Н. входит чтение отрывков из Корана.

НАМАЗГА-ТЕПЕ

НАМАЗГА-ТЕПЕ - остатки поселения (пл. ок. 100 га) эпохи энеолита и бронзы, в 7 км от ж.-д. ст. Каахка Туркм. ССР. В 4-2-м тыс. до н. э. Н.-Т. - крупнейший центр земледельч. общин юга Ср. Азии. Толщина культурных слоев до 34 м. Раскопками Б. А. Куфтина в 1952 была установлена стратиграфия, являющаяся руководящей для всей Ср. Азии. Для Н.-Т. I (кон. 5-го - нач. 4-го тыс. до н. э.) характерны дома из сырцового кирпича, одиночные скорченные погребения, лепная от руки посуда с одноцветной росписью, медные изделия, женские статуэтки. Население было сосредоточено в сев. части поселка. В Н.-Т. II (сер. 4-го тыс. до н. э.) появляется посуда с двуцветной росписью, в Н.-Т. III (кон. 4-го - нач. 3-го тыс. до н. э.) - с изображениями животных, имеющими аналогии в Иране (Сиалк III, Гиссар I-II). В пору H.-T. IV (сер. и 2-я пол. 3-го тыс. до н. э.) поселение (пл. 100 га) имело обводную стену из сырцового кирпича, входит в употребление гончарный круг. Н.-Т. V (нач. 2-го тыс. до н. э.) - наивысший расцвет местной культуры. Характерны: нерасписная гончарная посуда, двухъярусные керамич. печи, медные и бронз. изделия (ножи, печати, зеркала), плоскостные терракотовые фигурки женщин, глиняные модели одноосных и двухосных повозок. Дома - большие многокомнатные, разделенные улочками. Н.-Т. этого времени, наряду с Гиссаром и Мундигаком, один из важных центров племенных групп, располагавшихся на периферии городских цивилизаций Месопотамии и Инда и находящихся на последней ступени первобытнообщинного строя. В сер. и 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. (Н.-Т. VI) отмечен упадок культуры, площадь поселения сокращается в несколько раз, глиняные изделия грубеют. Возможно это частично связано с перемещениями племен в Иране, Ср. Азии, Афганистане и Индии.

Лит.: Литвинский Б. A., Намазга-тепе, "СЭ", 1952, No 4; Тр. ЮТАКЭ, т. 7, Аш., 1956; Массон В. М., Средняя Азия и Древний Восток, М.-Л., 1964.

В. М. Массон. Ленинград.

НАМБОКУТЁ

НАМБОКУТЁ - принятое в япон. историографии наименование периода существования в стране (1336-92) двух императорских династий - северной с резиденцией в Киото и южной с центром в Ёсино. Период Н. характеризовался быстрым процессом распада поместной системы (сёэн) и возникновения княжеств в стране.

НАМВЬЕТ

Наньюэ, - древнее гос-во в басс. р. Сицзян в сер. 3 в. до н. э. - 111 до н. э. Столица г. Фиеннгун (Фаньюй). Нас. Н. - намвьеты, было родственно лаквьетам, предкам совр. вьетнамцев. В Н. высокого уровня развития достигли земледелие (поливное рисоводство), морское и речное рыболовство, обработка металлов. В 214 до н. э. Н. вошел в состав империи Цинь, но в 207 до н. э. кит. полководец Чжао То (Чиеу Да) провозгласил себя выонгом (монархом) Н. Во 2 в. до н. э. в Н. распространилась кит. письменность, система гос. организации. В сер. 2 в. до н. э. Н. (объединившись с вьетским гос-вом Аулак) вел борьбу за объединение вьетских гос-в на сев. побережье Южно-Кит. моря. Неоднократно воевал с кит. империей Хань. В 111 до н. э. кит. войска захватили Н. На его терр. было образовано девять кит. областей. Постоянный приток переселенцев с севера привел к 10 в. к ассимиляции намвьетов.

Д. В. Деопик. Москва.

НАМДАРИ

НАМДАРИ - см. Намдхари.

НАМДЕВ

НАМДЕВ - проповедник движения бхакти в Махараштре (Индия); согласно традиции, жил в 13 в., но многие индологи относят время его жизни к 14 в. и даже к 15 в. Принадлежа к низшей касте набойщиков тканей, Н. выступал против кастовой системы, допускал в свою секту женщин и считал высшим нравственным критерием не богословские знания, доступные лишь высшим слоям общества, а простую любовь к богу, как у ребенка к матери. Простота его учения завоевала ему огромную популярность. Центром движения сторонников учения Н. стал г. Пандхарпур. Гимны Н., к-рые он сочинял не только на маратхи, но и на хинди, были включены в священную книгу сикхов Адигрантх.

Лит.: Behere N. К., The background of Maratha Renaissance in the 17th century. Historical survey of the social, religions and political movements of the Marathas, Bangalore, 1946.

НАМДХАРИ

НАМДХАРИ - намдари ("принявшие имя божества"), - секта сикхов, возникшая в 30-х гг. 19 в. на С.-З. Индии. Возникновение Н. было связано с ростом клас. противоречий в пенджабском гос-ве, с усилением феод. эксплуатации. Члены секты выступали за возврат к первоначальному сикхизму, за нравственное совершенствование, подвергали осуждению индусские обряды и обычаи, к-рые к этому времени прочно укрепились среди феод. верхушки сикхов. Во главе секты в 1846-72 стоял Рам Сингх. После завоевания Пенджаба англ. колонизаторами (1849) деятельность Н, приобрела антиангл. характер и секта превратилась в массовую орг-цию сикских крестьян Пенджаба. К нач. 50-х гг. Н. насчитывала 50 тыс. чел. Рам Сингх и его последователи толковали сикхизм в духе Нанака, оставаясь на позициях ненасилия. Однако в секте были сторонники воинствующего сикхизма, призывавшие к более решит. методам борьбы как с англ. колонизаторами, так и с их союзниками - местными феодалами. Стремясь предотвратить взрыв нар. недовольства, англ. власти, используя нек-рую религ.-общинную ограниченность вероучения Н. (Н. не делали каких-либо попыток установить связь с мусульм. крестьянством), стали разжигать религ. рознь между сикхами и мусульманами. Колонизаторам удалось спровоцировать ряд острых сикхо-мусульманских конфликтов. В 1872, воспользовавшись нападением группы Н. на Малеркотлу - владение феодала-мусульманина, колон. власти жестоко расправились с Н. (аресты, казни, ссылки). После 1872 деятельность секты по существу сошла на нет.

Лит.: Семенова Н. И., История сикхского движения в Индии, М., 1963.

Н. И. Семенова. Москва.

НАМЕЙСИС

НАМЕЙСИС - вождь земгалов 70-80-х гг. 13 в. Источники 13-14 вв. называют его также королем. Весной 1279, воспользовавшись воен. поражением, к-рое Ливонский орден потерпел под Айзкраукле в битве с Литвой, Н. возглавил восстание земгалов против орденской власти. Земгалы освободили от нем. гарнизона свою столицу Тервете (1279), отбивали нападения рыцарей на замок Добеле, предпринимали поход на Ригу. Летом 1281 Ордену удалось сломить сопротивление земгалов. H. эмигрировал в Литву. Осенью 1281 он командовал литов. войсками, к-рые совершили поход на терр. Тевтонского ордена, достигнув замка Кирсбург (Христбург) в низовьях Вислы.

Ю. Юргинис. Вильнюс.

НАМЕСТНИК

НАМЕСТНИК - в России - 1) Должностное лицо в Др. Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное управление. Н. назначались в города вел. и удельными князьями. Ведали вопросами местного управления, судом, сбором пошлин. Имели адм. персонал и воен. отряды для местной обороны и подавления антифеод. выступлений. Вознаграждались за службу путем кормлений. С 16 в. власть Н. ограничивалась (введением выборных представителей от населения в суд Н. и т. д.). В 1555-56 управление Н. было заменено выборными земскими учреждениями (см. Земская реформа Ивана IV, Губная реформа).

2) Глава местного управления в России в кон. 18 - 19 вв. В 1775 пр-во Екатерины II, напуганное крест. войной под предводительством Е. И. Пугачева, для усиления централизации ввело должность Н., возглавлявших управление в 2-3 губерниях, к-рые составляли наместничество. Н. назначались из числа высших сановников, наделялись чрезвычайными полномочиями и правом общего надзора над всем местным аппаратом управления и суда, были ответственны лишь перед императрицей. В ведении Н. находились войска, расположенные на терр. наместничества. Исполнит. органом Н. являлось наместнич. правление из 2-3 сановников. В 1796 Павел I упразднил должность Н. В 19 в. наместничества существовали на нац. окраинах - в Царстве Польском (1815-74) и на Кавказе (1844/45-83).

Лит.: Андреевский И., О наместниках, воеводах и губернаторах, СПБ, 1864; Наместничьи, губные и земские уставные грамоты Моск. гос-ва, М., 1909; ПРП, в. 4, М., 1956; Зимин A. A., Реформы Ивана Грозного, М., 1960; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дорев. России, М., 1960.

У. М. Полякова. Москва.

НАМЕСТНИЧЕСТВО

НАМЕСТНИЧЕСТВО - адм.-терр. единица в царской России. См. Наместник.

НАМИН

НАМИН (корейск. букв. - "южане") - одна из феод. клик или групп в Корее, боровшихся за власть в 16-18 вв. Н. возникла в 1591 и находилась у власти в период правления короля Сукчона (1675-1720), затем утратила влияние на гос. дела. Из рядов Н. вышли многие оппозиционно настроенные к существующему строю ученые и мыслители (в частности, видные представители Сирхакпха - Лю Хён Вон (1622-73), Ли Ик (1682-1764) и др.).

НАМНЕТЫ

НАМНЕТЫ (Namnetae, Namnetes) - кельтское племя, жившее в с.-з. Галлии, в басс. р. Лигер (Луара). Расселение Н. см. на карте к ст. Галльские походы Цезаря.

НАМЫК КЕМАЛЬ

НАМЫК КЕМАЛЬ (Namik Kemal) (21.XII.1840 - 2.XI.1888) - тур. писатель, публицист, обществ. деятель. Один из организаторов и рук. "Новых Османов". Его стихи, романы, пьесы, в особенности ист. драма "Vatan yahut Silistire" ("Отечество или Силистрия", 1873), издание газ. "Hürriyet" ("Свобода") в Лондоне в 1868-70, "Ibret" ("Наставление") в Стамбуле, 1872-73, а также переводы на тур. яз. произведений зап.-европ. либер. авторов (в т. ч. "Духа законов" Монтескьё) способствовали распространению конституц. идей в Турции, пробуждению у турок нац. самосознания, хотя все еще сильно пронизанного мусульм., а отчасти и панисламистской идеологией. В 1876 Н. К. участвовал в разработке первой тур. конституции. После поражения конституц. движения Н. К. был отправлен (фактич. сослан) султаном Абдул-Хамидом II на о. Хиос, где и умер, работая над оставшейся незавершенной "Osmanli tarihi" ("История Османской империи").

Лит.: Стамбулов В., Намык Кемаль, М., 1935; Петросян Ю. A., "Новые Османы" и борьба за конституцию 1876 в Турции, М., 1958; Ekrem Ali, Namik Kemal, Ist., 1930; Kuntay M. С., Namik Kemal, cilt. 1-2, Ist., 1949-56; Dizdaroglu H., Namik Kemal, Ist., 1954.

Ю. A. Петросян. Ленинград.

НАМЮР

Намен (франц. Namur, флам. Namen), - ср.-век. графство в Зап. Европе с гл. г. Намюр (первонач. - древнее укрепление кельт. племени адуатуков, в 57 до н. э. завоеванное Юлием Цезарем; в ср. века - значит. торг. и ремесл. центр; крепость, имевшая важное стратегич. значение, особенно в 16-18 вв.). Графство Н., упоминающееся впервые в 10 в., в 1264 перешло к графам Фландрии, в 1421 - к герцогам Бургундским, в конце 15 в. - к Габсбургам, в дальнейшем разделив судьбу бельг. части Нидерландов. С 1830 Н. - провинция Бельгии.

Лит.: Rousseau F., Actes des comtes de Namur de la premiere race. 946-1196, Brux., 1936; Etudes sur les institutions а travers l'histoire namuroise. X-XVIII siècles, Louvain - P., 1957.

НАНА САХИБ

Нана Говинд Данду Пант (ок. 1824 - год смерти неизв.), - один из руководителей Индийского народного восстания 1857-59. В 1827 был усыновлен пешвой маратхов Баджи Рао II, находившимся на пенсии англ. Ост-Индской компании. После смерти пешвы в 1851 компания отказалась выплачивать Н. С. пенсию, что послужило одной из причин его участия в восстании. Примкнув к повстанцам в июне 1857, Н. С. провозгласил себя пешвой и установил свою власть в г. Канпуре и его области. Участвовал в ряде крупных сражений против колонизаторов. Как и др. феод. руководители восстания, Н. С. стремился к локализации нар. войны. После поражения под Канпуром в сер. июля 1857 Н. С. ушел в Ауд, а с разгромом осн. очагов восстания скрылся в джунглях Сев. Индии. Дальнейшая судьба его неизвестна.

НАНА ФАРНАВИС

НАНА ФАРНАВИС (наст. имя - Баладжи Джанардхан Бхану) (1741-97) - политич. деятель и первый министр Маратхского гос-ва (Индия). Будучи министром малолетнего пешвы Мадхао Рао II, Н. P. фактически правил конфедерацией Маратхских княжеств. Под его руководством маратхи боролись против внедрения англ. Ост-Индской компании, к-рая заключила в 1775 соглашение с претендентом на пост пешвы Рагхунатхом Рао (Рагобой) и пыталась овладеть Махараштрой. Нанеся англ. колонизаторам поражение в 1776 и 1779, маратхи отстояли свою независимость. Заключенный по настоянию Н. P. в 1782 мир с Компанией дал маратхам необходимую передышку (но княжество Гвалиор отделилось от пешвы). Н. P. проиграл войну с Майсуром в 1786, однако успешной дипломатией добился выгодного мира. Н. P. удавалось сохранять относительное единство Маратхской конфедерации, но после его смерти междоусобицы среди маратхских князей привели к ее полному развалу, что дало Компании возможность разбить их поодиночке.

Лит.: Macdonald A., Memoir of the lite of the late Nana Furnuwees..., Bombay, 1851.

НАНАЙЦЫ

НАНАЙЦЫ (самоназв. - нанай, старое назв. - гольды) - народность, населяющая гл. обр. берега ниж. течения р. Амур (Хабаровский край РСФСР) и правые притоки р. Уссури (Приморский край РСФСР). Небольшая часть (1 тыс. чел.) Н. живет в КНР между pp. Сунгари и Уссури. Числ. в СССР - 8 тыс. чел. (1959). Нанайский язык относится к тунгусской группе алтайской семьи языков. До нач. 20 в., несмотря на распространение православия, в верованиях гл. значение имел шаманизм. В этногенезе Н. участвовали как потомки древнего аборигенного населения Приамурья, так и различные тунгусские группы, возможно и монголы. В СССР большинство Н. занято в колхозах, где наряду с традиц. формами х-ва - рыболовством и охотой развиваются животноводство и земледелие. Создана письменность на яз. Н.

Лит.: Шренк Л. И., Об инородцах Амурского края, т. 1-2, СПБ, 1883-99; Народы Сибири, М.-Л., 1956.

С. И. Вайнштейн. Москва.

НАНАК

НАНАК (1469-1539 или 1538) - основатель секты сикхов (Индия). Происходил из мелких торговцев Пенджаба. Последователь Кабира, Н. выступал против кастовой системы, призывал к религ. единению индусов и мусульман. Н. даже учредил обычай совместной еды из общего котла, что уравнивало "неприкасаемых" и членов высших каст. В отличие от Кабира, для Н. характерен отказ от аскетизма, призыв заниматься мирскими делами и в миру отстаивать свои идеи; огромную роль Н. придавал гуру, единому наставнику, к-рому должны повиноваться все последователи Н. - сикхи (т. е. "ученики"). Учение Н. отражало идеологию гл. обр. торгово-ремесл. слоев города; характерно, что и самого бога Н. называл "мудрым купцом".

Лит.: Рейснер И. M., Народные движения в Индии в XVII-XVIII вв., М., 1961; Macauliffe M. A., The Sikh religion, its gurus, sacred writings and authors, v. 1, Oxf., 1909.

К. А. Антонова. Москва.

НАНДЫ

НАНДЫ - династия царей др.-инд. гос-ва Магадха (ок. 364-322 до н. э.). По историч. традиции, Н. были "низкого" происхождения - из шудр. Основателем династии Н. был Махападма (или Уграсена), свергший царя Магадхи из династии Шайшунага или завоевавший эту страну. Источники (Пураны) описывают Махападму как "истребителя кшатриев", сокрушившего многие древние независимые и полузависимые гос-ва, в к-рых правили кшатрии. В гос-во П. вошла большая часть Сев. Индии (за исключением северо-запада) и обширные области в Декане (Калинга и др.). Последний из Н. - Дхана Нанда - был свергнут Чандрагуптой Маурья. Сведения о Н. очень смутны. Некоторые ученые называют др. даты правления Н.: 364-324, 364-314, 421-321 до н. э.

НАНИВА

НАНИВА - название г. Осака до 1498.

НАНКИН

НАНКИН (Наньцзин, букв. - южная столица) - город в Китае. Адм. ц. пров. Цзянсу. 1419 т. ж. (1957). Важный экономич. и культ. ц., крупный морской порт на р. Янцзы. Аэропорт.

Осн. в 472 до н. э. и назывался Цзиньлин. С 3 в. до н. э. до 3 в. н. э. наз. Молин. В 3 в. н. э. Н. был столицей государства Чу; с этого времени до 1421 (с некоторыми перерывами) - столица либо всего Китая, либо крупных феодальных царств: Вост. Цзинь, Сун, Ци, Лян, Чэнь, Юж. Тан, Мин. С 1421 по 1911 - вторая столица и ц. наместничества Цзяннань. Много раз переименовывался (Цзянье (220-265), Цзянькан (265 - сер. 5 в.), Цзяннин (7-10 вв.) и др.). В Н. был подписан Нанкинский договор 1842. С марта 1853 по 1864 под назв. Тяньцзин ("небесная столица") Н. - столица гос-ва Тайпинов. Осенью 1911 Н. - один из ц. революц. движения, резиденция первого республиканского пр-ва во главе с Сун Ят-сеном. После переноса Юань Ши-каем столицы в Пекин Н. остался гл. городом пров. Цзянсу. В 20-х гг. Н. захватывали отдельные милитаристы (Сунь Чуань-фан, Чжан Цзун-чан и др.). После контрреволюц. переворота Чан Кай-ши (12 апр. 1927) Н. стал столицей Китая. В дек. 1937 захвачен япон. оккупантами, в 1940-45 здесь находилось созданное ими марионеточное пр-во во главе с Ван Цзин-вэем и др. 23 апр. 1949 Н. был освобожден от гоминьдановцев частями Народно- освободительной армии Китая.

За годы народной власти в Н. созданы станкостроит., металлургич., химич. заводы, предприятия по произ-ву электро- и радиоаппаратуры, с.-х. машин, стройматериалов и т. д. В Н. находятся несколько ин-тов АН Китая (почвенный, географии и др.), ун-ты "Цзыньлин", "Чжунъян", вузы, б-ки, музеи, ботанич. сад, обсерватория. Памятники старины: кам. скульптуры фантастич. животных (5-6 вв.), статуи воинов и чиновников (14-15 вв.) в местах древних императорских могил, "безбалочный храм" Уляндянь (14 в.) и т. д. На холме Юйхуатай - памятник павшим героям революции; на горе Цзыцзиньшань - усыпальница Сун Ят-сена.

Н. В. Зубков. Москва.

НАНКИНСКИЙ ДОГОВОР 1842

НАНКИНСКИЙ ДОГОВОР 1842 - первый неравноправный договор, навязанный Китаю Англией в результате англо-китайской войны 1840-42 (т. н. первой "опиумной" войны). Предусматривал открытие для англ. торговли 5 кит. портов (Шанхай, Нинбо, Фучжоу, Сямынь, Гуанчжоу), установление выгодных для Англии ввозных и вывозных пошлин, санкционировал захват Англией о. Сянган (Гонконг) и обязывал Китай уплатить Англии контрибуцию в 21 млн. долл. В 1844 неравноправные договоры Китаю вслед за Англией навязали США и Франция.

Публ.: Гримм Э. Д., Сборник договоров и др. док-тов по истории междунар. отношений на Д. Востоке (1842-1925), М., 1927.

НАНСЕН

НАНСЕН (Nansen), Фритьоф (10.X.1861 - 13.V.1930) - норвежский политич. деятель, полярный исследователь, океанолог и зоолог; основал первую в Норвегии биологич. станцию (1883). В 1888 впервые по материковому льду пересек на лыжах юж. часть Гренландии. В 1893-96 Н. совершил дрейф в Арктике на шхуне "Фрам". В 1913 совершил плавание вдоль берегов Сев. Ледовитого ок. к устью р. Енисея, затем путешествовал по югу Вост. Сибири и Д. Востоку. Н. принадлежит ряд открытий в обл. океанографии (теория течений и др.). С 1897 - проф. ун-та в Христиании (Осло). Активно выступал за разрыв швед.-норв. унии (1814-1905) и признание независимой Норвегии. В 1906-08 - первый посол Норвегии в Великобритании. В годы 1-й мировой войны возглавлял норв. делегацию в США, к-рая вела переговоры о поставках сырья и продовольствия в Норвегию. В 1920-21 - глава комиссии Лиги наций по помощи беженцам и военнопленным, в 1921-23 участвовал в орг-ции продовольств. помощи голодающим в России. В 1925-29 - глава комиссии по репатриации армянских беженцев в Сов. Армению. В 1923 Н. была присуждена Нобелевская премия мира за гуманную деятельность.

НАНСИ

НАНСИ (Nancy) - город во Франции (адм. ц. департамента Мёрт и Мозель). В 13-18 вв. - резиденция лотарингских герцогов. Во время Бургундских войн 1474-77 5 янв. 1477 ок. Н. произошло сражение между войсками бургундского герцога Карла Смелого (10 т. ч.) и войсками герцога Рене II Лотарингского (до 20 т. ч.), большую часть к-рых составляли швейц. наемники. Под покровом снежной метели швейцарцы обошли фланги бургундцев и разгромили их. Карл Смелый был убит. Сражение у Н. привело к распаду Бургундского герцогства. Поражение бургундцев убедительно подтвердило закат феод. рыцарской конницы.

Лит. см. при ст. Бургундские войны 1474-77.

"НАНТСКАЯ ХРОНИКА"

"НАНТСКАЯ ХРОНИКА" ("Chronicon Namnetense") - хроника, описывающая события, происходившие в Бретани и соседних с ней терр. (Нормандии, Анжу и др.) в 570-1049. Составлена каноником Нантского собора ок. 1060 на основе местных анналов и нек-рых док-тов (впоследствии частично утраченных). Полный текст "Н. х." не сохранился, но значит. ее часть вошла в "Историю Бретани" ("Histoire de Bretagne", P., 1638) советника франц. королевы Анны Бретонской Пьера Лебо (ум. 1505). Особенно ценны данные "Н. х." по истории 10 в., т. к. сведения в сохранившихся анналах очень скудны. "Н. х." освещает сопротивление бретонцев нормандскому завоеванию 9-10 вв., конфликт между светской и духовной властью в нач. 11 в. и др. события.

Публ.: La chronique de Nantes, publ. par R. Merlet, P., 1896.

НАНТСКИЙ ЭДИКТ 1598

НАНТСКИЙ ЭДИКТ 1598 - эдикт, подписанный франц. королем Генрихом IV 13 апр. 1598 в Нанте; завершил религиозные войны во Франции. Явился мирным договором между гугенотами и пр-вом. По Н. э. католицизм оставался господств. религией, но гугеноты получили свободу вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа и нек-рых др.), в своих замках и ряде сел. местностей; гугенотам предоставлялось право занимать суд.-адм. и воен. должности; для разбирательства суд. дел гугенотов при парламентах в Париже, Тулузе, Бордо и Гренобле были созданы особые палаты, состоявшие наполовину из гугенотов; гугенотам было разрешено созывать свои политич. конференции и синоды. По секретным дополнительным статьям Н. э. (срок действия к-рых был установлен на 9 лет, затем неск. раз продлевался) гугеноты получили 100 крепостей с гарнизонами (главные - Монпелье, Монтобан, Ла-Рошель), право иметь армию и др. привилегии. Н. э. встретил резкую оппозицию со стороны рим. папы, католич. духовенства и парламентов; последние сильно затянули его регистрацию (парижский - зарегистрирован в февр. 1599, ряд провинц. парламентов - в 1600, руанский - в 1610). После войны с гугенотами в 1621-29 секретные статьи Н. э. были ликвидированы по миру в Але (1629). Людовик XIV в 1685 окончательно отменил Н. э.

Публ.: Recueil général des anciennes lois françaises, publ. par (F.-A.) Isambert, t. 15, P., 1829.

Лит.: Люблинская А. Д., Франция в нач. XVII в. (1610-1620 гг.), Л., 1959; ее же, Франц. абсолютизм в перв. трети XVII в., М.-Л., 1965, с. 168-72, 228-29; Faurey J., L'édit de Nantes et la question de la tolérance, P., 1929; Ragès G., Les paix de religion et l'édit de Nantes, "Revue d'histoire moderne", 1936, No 11.

A. A. Лозинский. Львов.

НАНУСИ

НАНУСИ - назв. сел. старост в Японии (преим. на В. страны) в 17-19 вв.

НАНЬ БЭЙ ЧАО

НАНЬ БЭЙ ЧАО - см. Южные и северные династии.

НАНЬ СЮЭ ХУЭЙ

НАНЬ СЮЭ ХУЭЙ (Южное научное об-во) - кит. политич. орг-ция помещичье-бурж. элементов пров. Хунань, созд. в Чанша в 1897. Н. с. х. объединяла патриотич. интеллигенцию (Хуан Цзунь-сянь, Тань Сы-тун, Тан Цай-чан и др.) и оппозиционную режиму бюрократию (губернатор провинции - Чэнь Бао-чжэнь), выступавших с требованием умеренных бурж. реформ и отмены всех привилегий иностранцев в Китае. Выполняя функции совещат. органа, Н. с. х. мыслилась ее организаторами как модель будущего политич. устройства Юж. Китая. Осн. форма деятельности Н. с. х. - проведение еженедельных публичных лекций. Н. с. х. издавала в Чанша в 1898 журн. "Сянсюэ синь бао" ("Научная мысль в Хунани"), выходивший 1 раз в 10 дней, в 1898 - ежедневную газ. "Сянбао" ("Хунаньская газета"), имела филиалы во мн. уездах провинции. После дворцового переворота 21 сент. 1898 Н. была закрыта властями, а лидеры ее репрессированы.

Док-ты: У-сюй бяньфа (Реформы 1898), т. 1, Шанхай, 1953, с. 300-01, 419- 46.

Лит.: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в кон. XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959, с. 155-57.

С. Л. Тихвинский. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница