Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 6, "МАЛ"-"МАН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 6, "МАЛ"-"МАН")

МАЛЬКОМ-ХАН

Незам од-Доуле (1833/34 - 1908) - иран. обществ. деятель, писатель, публицист. Среднее и высшее образование получил в Париже. В 1872-89 - посол в Лондоне, с кон. 19 в. до 1908 - в Риме. В 50-х гг. основал об-во "Ферамушхане" ("Дом забвения"), близкое к франкмасонским орг-циям. В 1890-94 в Лондоне издавал и был единств. автором газ. "Канун" ("Закон"), нелегально ввозившейся в Иран. В этой газ., в сатирич. пьесах и др. трудах М.-х. пропагандировал идеи конституционализма, необходимость распространения просвещения в Иране, выступал против закабаления страны иностр. державами, резко критиковал адм. произвол, взяточничество и др. пороки социального строя в Иране. М.-х. был близок и сотрудничал с Мирзой Фатали Ахундовым. Переводил труды франц. мыслителей.

Соч.: Маджмуэйе асаре Мирза Мальком-хан (Собр. соч. М.-х.), Тегеран, 1948; Мабдаэ тарагги ва Шейх Везир (Основа прогресса и Шейх Везир), Тифлис, 1907.

Лит.: Ильин Е., Из истории масонства в Персии, в кн.: Древности восточные, т. 4, М., 1913; Ромаскевич А. A., Литературное движение в совр. Персии, в сб.: Восток, кн. 2, 1923; Сарычев С. С., Из истории зарождения бурж. идеологии в Иране…, "КСИНА", 1963, No 73.

С. Сарычев. Москва.

МАЛЬМЁ

МАЛЬМЁ (Malmö) - город на Ю. Швеции у прол. Эресунн, адм. ц. лена Мальмёхус. 235 т. ж. (1962). Важный ж.-д. узел и порт. судо- и машиностроение, хим., пищ., текст. пром-сть. В ср. века М., располож. в Сконе, входил в состав Дании. Известен с 1116. С 14 в. М. - один из центров сельдяной торговли на Балтике, к нач. 15 в. - "сельдяная столица", экспорт из М. в Любек по стоимости превосходит в этот период экспорт всех др. городов Скандинавии. С 1370 перешел на 15 лет в качестве залога от Дании к Ганзе, что усилило немецкую колонию в М. (немецкое название М. - Элленбоген, Ellenbogen). С 1658, по Роскилльскому миру - в составе Швеции. В кон. 17-нач. 18 вв. теряет прежнее экономич. значение. В 1747 М. демилитаризован. С 60-70-х гг. 19 в. начался новый экономич. расцвет М. (рост пром., торг. и судоходства; в 1805 - 5 т. ж., в 1850 - 13 т. ж., в 1880 - 38 т. ж.). К нач. 20 в. М. - ц. революц. движения Швеции. В период 2-й мировой войны через М. шла торговля с Германией.

В. В. Похлебкин. Подольск.

МАЛЬПЛАКЕ

МАЛЬПЛАКЕ (Malplaquet) - селение в Бельгии, в р-не к-рого 11 сент. 1709 во время войны за Исп. наследство произошло встречное сражение между франц. армией маршала Л. Виллара (90 т. ч.) и англо-австро-голл. войсками принца Евгения Савойского и герцога Дж. Мальборо (117 т. ч.). Е. Савойскому удалось охватить лев. фланг французов, что отвлекло сюда их силы. Тогда союзники атаковали центр и прав. фланг франц. армии, к-рая, потеряв 14 т. ч., была вынуждена отступить к Валансьенну. В результате сражения союзники в окт. 1709 заняли крепость Монс.

МАЛЬТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН

МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН - духовно-рыцарский католич. орден, называющийся также орденом иоаннитов.

МАЛЬТИЙЦЫ

МАЛЬТИЙЦЫ - народ, населяющий о-ва Мальту и Гоцо в Средиземном м., небольшое число М. живет в Англии, Сев. Африке и Австралии. Числ. - 375 т.ч. (1961). Мальтийский язык - семитический, ближе всего к тунисскому диалекту араб. языка (след араб. владычества), но в нем много заимствований из итал. и частично англ. языков. Острова заселены со времени неолита. М. - потомки древних поселенцев, возможно, иберийского или финикийского происхождения. В течение многих веков поочередно М. находились под властью греков, карфагенян, римлян, готов, византийцев, арабов, норманнов, испанцев, рыцарей духовного ордена "храмовников" (мальтийские рыцари), французов, англичан. Завоеватели в разной степепи влияли на быт и культуру М. Антропологич. тип их остался прежний - он близок к средиземноморскому типу населения Сев. Африки. Религия - католицизм. Осн. занятия - земледелие, огородничество, скотоводство, мореходство. Крайняя перенаселенность о-вов и малоземелье послужили причиной бедности осн. массы населения и эмиграции М.

С. А. Токарев. Москва.

МАЛЬТУЗИАНСТВО

МАЛЬТУЗИАНСТВО - теория народонаселения, названная по имени ее автора - англ. экономиста и священника Т. Р. Мальтуса (Malthus; 1766-1834). Возникла в период, когда в связи с пром. переворотом и дальнейшим обезземеливанием крестьянства усилилась безработица. В работе "Опыт о законе народонаселения..." (1798) Мальтус пытался доказать, что нищета трудящихся масс в капиталистич. обществе - следствие не экономич. условий капитализма, а природных условий. Согласно придуманному им "естественному" - биологич. закону, население будто бы всегда растет в геометрич. прогрессии (1, 2, 4, 8, 16...), а средства существования - в арифметической (1, 2, 3, 4, 5...), в результате чего неизбежно наступает "абсолютное перенаселение". Пытаясь обосновать тезис о том, что возможности произ-ва продовольствия ограничены, Мальтус ссылался на т. н. закон убывающей производительности последоват. затрат, или, применительно к земледелию, "закон убывающего плодородия почвы". В эпоху империализма бурж. идеологи пытаются реставрировать и обновить М. (неомальтузианцы, резкую критику взглядов к-рых дал В. И. Ленин).

Герм. фашисты, используя М., пытались обосновать т. н. теорию "жизненного пространства" (см. Геополитика). После 2-й мировой войны М. выступило в замаскированном виде, в частности в виде теории "оптимума населения" (представители - А. Сови (Франция), Г. Браун, Дж. Боннер, Дж. Уиер (США)); согласно этой теории, рост численности населения имеет положит. значение лишь до определ. предела. М. и близкие к нему теории широко используются идеологами империализма для отвлечения внимания молодых развивающихся стран от социально-экономич. проблем. Исходя из положения об определяющей роли роста населения для обществ. развития, совр. мальтузианцы видят главную причину бедности указанных стран в быстром росте населения. При этом в открытой форме концепция М. защищается очень редко; но в большинстве бурж. работ по проблемам народонаселения подчеркивается необходимость все время сопоставлять рост населения с ресурсами, увеличение к-рых якобы ограничено. Отсюда призывы к "контролю над рождаемостью", в отд. случаях даже политика поощрения добровольной стерилизации и т. п.

М. резко критиковали утопич. социалисты (Ш. Фурье, П. Леру, П. Прудон и др.). В России с критикой М. выступали В. А. Милютин, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев. Полную несостоятельность М. показал К. Маркс. Он доказал, что в обществе нет абстрактного, вечного закона населения, что каждому историч. способу производства свойственны особые, имеющие историч. характер законы населения и что при капитализме имеется лишь относит. перенаселение, к-рое является следствием того, что "...рабочее население, производя накопление капитала, тем самым в возрастающих размерах само производит средства, которые делают его относительно избыточным населением" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 637). С резкой критикой М. и неомальтузианства выступал В. И. Ленин.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23 (см. Указат. имен); его же, Теории прибавочной стоимости, ч. 2, там же, т. 26, ч. 2 (см. Указат. имен); Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2; Ленин В. И., Рабочий класс и неомальтузианство, Соч., 4 изд., т. 19; Рикардо Д., Соч., т. 3 - Статьи по аграрному вопросу и критические примечания к книге Мальтуса, (пер. с англ.), M., 1955; Кастро Ж., География голода, пер. с англ., М., 1954; Озер Д., Должны ли люди голодать? (Полемика с мальтузианцами), пер. с англ., М., 1959; Валентей Д. И., Реакционные теории народонаселения периода общего кризиса капитализма, М., 1963; Урланис Б. Ц., Войны и народонаселение Европы, М., 1960; Fréville J., La misère et le nombre, t. 1 - L'épouvantail malthusien, P., 1956.

В. С. Глаголев. Москва.

МАЛЬЦОВЫ

МАЛЬЦОВЫ (Мальцевы) - рус. купцы, с 1775 - дворяне, крупные заводчики и землевладельцы 18-20 вв. Начало пром. предпринимательству М. положено в 18 в. Василий М. основал стекольный з-д в Можайском у. (1724); Аким и Фома М. в 60-е гг. 18 в. являлись владельцами стекольных предприятий (в т.ч. Гусь-Хрустальный), а также парусно-полотняных предприятий. Иван Акимович М. приобрел металлургич. завод в с. Людиново у П. Демидова и организовал стекольное предприятие в с. Дядьково. Это послужило основой мальцевского пром. р-на (смежные уезды Орловской, Калужской и Смоленской губ.). В 1830-х гг. владение перешло к сыну Ивана М. - Сергею (1801-93), к-рый превратил заводской округ в центр машиностроения. Здесь были изготовлены первые в России рельсы, паровозы, пароходы, винтовые двигатели и пр. В 1875 М. организовал акц. об-во, включившее ок. 30 предприятий (чугуно- и сталелитейные, стекольные, фаянсовые, механические) и ряд вспомогат. производств (лесопильное, кирпичное, полотняное, бумажное и др.) с капиталом 6 млн. руб. В 1880-х гг. товарищество пришло в упадок, в 1885 заводы перешли в казенное ведомство.

Лит.: С. И. Мальцов и Мальцовское пром.-торг. товарищество, СПБ, 1880; Субботин А. П., Мальцовский заводской район, СПБ, 1892; Любомиров П. Г., Очерки по истории рус. пром-сти XVII-XVIII и нач. XIX вв., М., 1947.

МАЛЮТА СКУРАТОВ

МАЛЮТА СКУРАТОВ - см. Скуратов-Бельский.

МАМАЙ

МАМАЙ (ум. 1380) - тат. темник, при хане Бердибеке (1357-61). Будучи женат на дочери Бердибека, стал фактич. правителем в Золотой Орде. Не являясь чингисидом, он правил через подставных ханов. М. стремился помешать консолидации рус. земель. Ему удалось нанести тяжелый урон Рязанскому (1373 и 1378) и Нижегородскому (1378) кн-вам. Но при попытке вторгнуться в пределы Моск. кн-ва его отряд был разбит на р. Воже (1378), а в Куликовской битве 1380 было разгромлено все войско М. Вскоре после этого М. был разбит Тохтамышем, бежал в Кафу, где и был убит.

Лит.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю., Золотая Орда и ее падение, М.-Л., 1950; Насонов А. Н., Монголы и Русь, М.-Л., 1940.

МАМЕЛИ

МАМЕЛИ (Mameli), Гофредо (5.IX.1827 - 6.VII.1849) - итал. революц. поэт, участник революции 1848-49. Автор многочисл. стихотворений, зовущих к борьбе за единую и независимую Италию, в частности гимна "Братья итальянцы" (известен как гимн М.; является нац. гимном Италии) и воен. гимна, написанного по заказу Дж. Мадзини и положенного на музыку Дж. Верди. М. активно участвовал в освободит. движении в Генуе. В марте 1848 во главе 300 волонтеров отправился на помощь восставшему Милану и сражался против австрийцев в Ломбардии. С дек. 1848 М. в Риме - сотрудник мадзинистской печати и активный чл. Народного клуба. Участвовал в качестве адъютанта Гарибальди в героич. обороне Римской республики, в сражении 3 июня 1849 был смертельно ранен.

Лит.: Codigoula A., G. Mameli. La vita e gli scritti, v. 1-2, Venezia, 1927.

МАМЕРТИНЦЫ

МАМЕРТИНЦЫ (лат. Mamertini, от Mamers - на оскском яз. - Марс) - наемные войска сиракузского тирана Агафокла, набранные в Кампании (Италия). Называли себя сыновьями Марса. После смерти Агафокла в 289 до н.э. захватили Мессану в Сицилии. В 265 до н.э. сиракузский тиран Гиерон II разбил М. и осадил Мессану. М. обратились за помощью к Риму и Карфагену, столкновение между к-рыми в Сицилии и послужило поводом для начала Пунических войн.

МАМИКОНЯНЫ

МАМИКОНЯНЫ - один из крупнейших нахарарских (феод.) родов раннесредневековой Армении. М, владели обширными терр. в Тайке и Тароне. С 4 в. н.э. наследственно занимают должность спарапета - верх. военачальника Армении. Из рода М. вышел ряд выдающихся полководцев, возглавивших борьбу арм. народа за независимость. С потерей политич. самостоятельности Армении М. ориентировались на Византию, где нек-рые представители рода М. занимали крупнейшие воен. и адм. должности. Вардан М. - выдающийся арм. полководец, в 432 занял должность спарапета Армении. Командовал арм. конницей в составе иран. войска, выступившего против эфталитов. Вызванный в Ктесифон, принял зороастризм, но по возвращении в Армению в 450-451 возглавил восстание против Ирана. Одержал ряд побед над иран. войском, был избран "армянским танутэром" - главой пр-ва повстанцев. Погиб 26 мая 451 в битве с иранцами при Аварайре (Центр. Армения). В результате движения под рук. Вардана М. Армения в значит. степени восстановила внутр. самоуправление. Мушег М. - крупный арм. военачальник, при имп. Маврикии (582-602) был дуком визант. части Армении. Подавил восстание Бахрама Чубина против иран. царя Хосрова Парвиза. Во главе арм. войск был отправлен Хосровом против аваров, одержал ряд побед и перешел Дунай, но затем потерпел поражение и был убит. Мушег М. - один из героев арм. эпич. цикла "Персидская война". После поражения восстания против араб. владычества в 774-775 М. перестают играть заметную роль в политич. жизни Армении.

Лит.: История арм. народа, ч. 1, Ер., 1951; Ачарян Р., Словарь арм. личных имен, т. 3, Ер., 1946, с. 457-59 (Науч. тр. Гос. ун-та, т. 25, на арм. яз.).

К. Н. Юзбашян. Ленинград.

МАМЛЮКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАМОНТОВ

1

Ефим Мефодьевич (1885 - 25.II.1922) - один из руководителей партиз. движения на Алтае в 1918-19. Из крестьян Алтайской губ. В 1910-18 - на воен. службе, участник 1-й мировой войны; в 1917 - чл. солдатских к-тов, делегат 1-го Всеросс. съезда Советов. Возвратившись в 1918 с фронта, участвовал в создании Советов в алтайских деревнях. В нач. 1919 М. организовал партиз. отряд, развернувший боевые действия против колчаковцев. В результате массового антиколчаковского восстания крестьян в авг. 1919 отряд М. превратился в мощную боевую силу. В сент. - окт. 1919 партиз. отряды М. и И. В. Громова были объединены и реорганизо- ваны по образцу Красной Армии. М. был избран командующим партиз. армии Зап. Сибири. В нояб. - дек. 1919 партизаны разбили крупные силы белогвардейцев и, взаимодействуя с Красной Армией, освободили Славгород, Камень, Павлодар, Семипалатинск, Барнаул. После ликвидации колчаковщины М. участвовал в боях с войсками Врангеля и белополяков во главе добровольческой Сибирской бригады быв. партизан, затем вернулся на Алтай. Убит кулаками в дер. Бласиха, близ Барнаула.

Лит.: Они боролись за власть Советов. Сб. ст., Новосибирск, 1957, с. 103-23.

2

Савва Иванович (3(15).X.1841 - 6.IV.1918) - крупный промышленник и меценат. Разбогател на ж.-д. строительстве, был гл. акционером об-ва Московско-Ярославско- Архангельской ж. д., Т-ва Невского механич. з-да и об-ва Вост.-Сибирских чугуноплавильных з-дов. Осенью 1899 в результате пром. кризиса почти полностью разорился.

Будучи тонким знатоком музыки и изобразит. иск-в, М. в кон. 19 в. объединил в своем подмоск. имении Абрамцево плеяду крупнейших рус. художников, музыкантов и артистов (И. Е. Репин, M. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин и др.). Основав в 1885 Моск. частную оперу, М. привлек в нее Шаляпина, Васнецова, Серова и др. и, взяв на себя художеств. руководство, выступал против застоя и казенного лжепатриотизма в театре. Деятельность М. способствовала развитию рус. иск-ва и утверждению в нем реалистич. направления, что получило высокую оценку М. Горького.

Лит.: Мамонтов В. С., Воспоминания о рус. художниках, М., 1951; Процесс Саввы Мамонтова и др., М., 1900.

МАМОНТОВА РЕЙД 1919

МАМОНТОВА РЕЙД 1919 - рейд белогвард. конницы ген.-лейт. К. К. Мамонтова по тылам Юж. фронта в авг. - сент. 1919 во время гражд. войны в СССР. Целью М. р. было сорвать готовившуюся наступат. операцию Юж. фронта. 4-й Донской корпус Мамонтова состоял из трех кав. дивизий и кав. полка (9 тыс. штыков и сабель, 12 орудий, 3 броневика). Прорыв был совершен 10 авг. в р-не Новохоперска на стыке 8-й и 9-й армий. Неожиданность удара отборных войск обеспечила быстрое продвижение белогвардейцев на Тамбов. 18 авг. они заняли Тамбов и двинулись на Козлов, где был штаб фронта. На борьбу с мамонтовцами были брошены резервы фронта (до 5 дивизий) и местные воинские части. Но стрелк. войска не могли справиться с поставленной задачей, а конницы не хватало. 22 авг. белые заняли Козлов. 23 авг. была образована Особая группа войск во главе с чл. РВСР М. M. Лашевичем. Сов. войска стали окружать мамонтовскую конницу. Местное население создавало партиз. отряды. К этому времени мамонтовцы, обремененные большими обозами с награбленным добром, в значит. мере потеряли свою маневренность, дисциплина упала, началось разложение. Мамонтов стал прорываться обратно. 1 сент. он занял Елец, 11 сент. - Воронеж, но 12 сент. был выбит из города. 18-19 сент. ему удалось в р-не Давыдовка - Прокудино перейти обратно фронт.

Продолжавшийся 40 дней М. р. нанес большой ущерб и создал дополнит. трудности Красной Армии во время Августовского наступления 1919. Но гл. своей цели он не достиг, т.к. 14-15 авг. Юж. фронт перешел в наступление. Борьба с войсками Мамонтова еще раз показала особое значение конницы в маневренных условиях гражд. войны. Был выдвинут лозунг "Пролетарий на коня" и начато массовое формирование красной кавалерии.

Лит.: Рымшан М., Рейд Мамонтова. Авг. - сент. 1919, М., 1926; Гражд. война 1918-21, т. 3, М., 1930; История гражд. войны в СССР. 1917-1922, т. 4, М., 1959.

--------------------------

Рейд белогвардейской конницы Мамонтова 10.VIII - 19.IX.1919 г.

мамонтова рейд

МАМУН

МАМУН - аль-Мамун, Абу-ль-Аббас Абдаллах (сент. 786 - авг. 833) - аббасидский халиф с 813; сын халифа Харуна-ар-Рашида. В 809-813 - наместник Хорасана. Занял престол после междоусобной борьбы со своим старшим братом-халифом Амином (809-813). Известен как покровитель наук, сторонник мусульм. рационалистич. учения мутазилитов. Подавлял нар. восстания (828, 831-832 и др.). Вел наступат. войны против Византии.

МАНА

Манейское царство (Mana, Manna, Munna, Mannas - в клинописи; Minni - в Библии), - одно из значительных гос-в Др. Востока в 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. Первое прочное гос. образование на терр. Азербайджана (роль М. в его истории сходна с ролью Урарту в истории Армении). Первоначально занимало терр. в бассейне р. Джагату. Столицей М. был г. Изирту (Зирта). Первые данные о М. относятся к 843 и связаны с походами ассирийцев, а затем Урарту против М. В условиях сопротивления их экспансии происходит консолидация и рост гос. объединения во главе с М. В 719-714 правители ряда областей (Зикирту и др.), "великие наместники М.", поддерживаемые Урарту, восстают против царей М. Последние же выступают в союзе с ассирийцами. После их победы над Урарту и Зикирту в 714 власть царей М. укрепилась. М. присоединила области к В. от Урмии (Резайе) до бассейна р. Аракс, в 1-й пол. 7 в. владения М. доходили на З. до областей по р. Большой Заб, а на С. - до юго-вост. р-нов совр. Закавказья. В нач. 7 в. в возобновившихся войнах с Ассирией М. одержала ряд успехов. Но союз Ассирии с выступавшими против нее скифами (ок. 671/670), к-рые обосновались в М., осложнил положение М. В 660/659 М. потерпела поражение, что вызвало нар. восстание, во время к-рого был убит царь М. - Ахшери. Его сын Уалли обратился за помощью к Ассирии и обязался выплачивать дань. В дальнейшем М. выступала в союзе с Ассирией и поддерживала ее в войнах с Мидией и Ново-Вавилонским царством. В 616 войска Ассирии и М. были разбиты Набопаласаром у Каблина (на р. Евфрат). Ок. 615/610 М. была подчинена Мидией (между 590-585 окончательно включена в ее состав).

Вопрос о населении гос-ва М. мало изучен. Видимо, на терр. М. проживали различные этнич. и языковые группы, в значит. части принадлежавшие к древним местным племенам, значит. часть к-рых в 7-6 вв. подвергалась иранизации. В дальнейшем ираноязычное население М. явилось одним из важных компонентов при формировании древнеазерб. (атропатенской) народности.

В М. было высоко развито скотоводство (особенно коневодство), земледелие, садоводство. О высоком уровне обработки металлов, керамич. произ-ва свидетельствует т. н. Саккызский клад и раскопки на холме Зивийя (древнее Зибиа) в 42 км к В. от г. Саккыз. В М. были большие города, в к-рых сосредоточивались ремесл. произ-ва. После падения М. ее р-ны стали экономич. центрами Мидии. В М. существовала наследств. царская власть, сильная аристократия - родовая и служилая. В обществе М. наметились глубокие социальные противоречия, шла борьба внутри господствующего класса и между ним и осн. массой свободного населения (восстание в 660/659).

В М. существовала письменность, возникшая, вероятно, на основе урартской или ассирийской клинописи, применялась и иероглифич. письменность (представлена на одном из предметов Саккызского клада). М. сыграла значит. роль в формировании индийского, ахеменидского и скифского иск-ва.

Источн.: Дьяконов И. М., Ассиро-Вавилонские источники по истории Урарту, "ВДИ", 1951, No 2-3; Меликишвили Г. A., Урартские клинообразные надписи, М., 1960; Luckenbill D. D., Ancient records of Assyria and Babylonia, v. 1-2, Chi., (1926-27); Vanden Berghe L., Archéologie de l'Iran ancien, Leiden, 1959, p. 111-15, 191-92 (библ.).

Лит.: Меликишвили Г. A., Некоторые вопросы истории Манейского царства, "ВДИ", 1949, No 1; Дьяконов И. М., История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э., М.-Л., 1956; Алиев И., История Мидии, Баку, 1960.

Э. А. Грантовский. Москва.

--------------------------

Мана в IX-VII вв. до н.э.

мана

МАНАГУА

МАНАГУА (Managua) - столица Никарагуа, политич., экономич. (в осн. предприятия по произ-ву потребительских товаров) и культурный ц. страны. Расположена на юж. берегу оз. Манагуа. Нас. 274,9 т.ч. (1964). Железной дорогой связана с побережьем Тихого океана. До испанской колонизации на территории М. находилось крупное индейское поселение. Первое упоминание о городе относится к 16 в. В 1855 М. стал столицей Никарагуа. В 1931 город был почти полностью разрушен землетрясением. Совр. М. - в основном одноэтажные постройки. В городе имеются университет, Медицинская академия, Национальная библиотека.

МАНАКОРДА

МАНАКОРДА (Manacorda), Гастоне (p. 10.V. 1916) - итал. историк, марксист. Юрист по образованию. Автор труда "Итал. рабочее движение по материалам съездов 1853-1892" (Roma, 1953; рус. пер., М., 1955), в к-ром использовал большой, в значит. мере малоизвестный, документальный материал. С 1941 М. редактирует фундаментальное библиографич. издание "Bibliografia storica nazionale". Директор ист. журнала "Studi Storici", издаваемого ин-том Грамши, чл. Нац. к-та итал. историков.

Соч. (кроме указ. в статье): Il primo ministero Giolitti, "Studi Storici", 1961, No 1; 1962, No 1; Formazione e primo sviluppo del Partito socialista in Italia, там же, 1963, No 1; в рус. пер. - Отклики в Италии на первую русскую революцию, в кн.: Первая русская революция 1905-1907 гг. и междунар. революционное движение, т. 2, М. 1956.

МАНАНДЯН

Яков Амазаспович (10(22).XI.1873 - 4.II.1952) - сов. историк, акад. АН СССР (с 1939) и АН Арм. ССР (с 1943), заслуж. деятель науки Арм. ССР (с 1935). В 1897 окончил филос. отд. Невского ун-та. В 1898 сдал экстерном курс вост. ф-та Петерб. ун-та. С 1926 - проф. по кафедре древней истории Армении. М. принадлежит значит. роль в разработке проблем социально-экономич. строя древней и ср.-век. Армении. М. - автор многочисл. работ по филологии, метрологии и ист. географии. Один из наиболее крупных трудов М. - "Критический обзор истории арм. народа" (т. 1-3, 1945-52).

Соч. на арм. яз.: Феодализм в древней Армении, Ер., 1934; в рус. пер.: О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен (V в. до н.э. - XV в. н.э.), Ер., 1930; Тигран II и Рим, Ер., 1941.

МАНАПЫ

МАНАПЫ (кирг.) - представители кирг. феод.-родовой аристократии, за к-рыми со стороны членов их рода признавалось право суда и предводительства в воен. время. Институт манапства был распространен в сев.-кирг. племенах. К нач. 19 в. звание М. и привилегии, с ним связанные, превращаются в наследственные. М. делились на старших (ага-М.) и младших (чала-М.) - их вассалов. Они владели огромными стадами, обширными пастбищными угодьями, рабами. Большинство рядовых членов рода попадало в кабальную зависимость от М. и жестоко ими эксплуатировалось. С присоединением Киргизии к России М. стали надежной опорой царского колониального режима. В 1919-24 активно участвовали в контрреволюц. мятежах. Окончательно ликвидированы Сов. властью к 1928-29.

Лит.: Абрамзон С. М., Манапство и религия, "СЭ", 1932, No 2; Айтбаев М., Социально-экономич. отношения в кирг. аиле в XIX и нач. XX в., Фрунзе, 1962; Усенбаев К., Обществ.-экономич. отношения киргизов в период господства Кокандского ханства (XIX в. - до присоединения Киргизии к России), Фрунзе, 1961.

МАНАРА

МАНАРА (Manara), Лучано (25.III.1825 - 30.VI.1849) - итал. революционер, участник революции 1848-49 в Италии. В марте 1848 во главе группы либерально-дворянской патриотич. молодежи примкнул к восставшим против австр. гнета миланцам и проявил незаурядные воен. способности. Во время 1-й войны за независимость М. во главе организованного им батальона волонтеров сражался против австрийцев на фронтах Ломбардии; М. участвовал и во 2-й войне за независимость (см. Австро-итальянская война 1848-49). В период обороны Римской республики 1849 - нач. Ген. штаба Гарибальди. Убит в бою.

"МАНАС"

"МАНАС" - крупнейший эпос кирг. народа, повествующий о подвигах богатыря Манаса, его сына Семетея и внука Сейтека. "М." - первая часть трилогии (две другие - "Семетей" и "Сейтек"), гл. мотив к-рой - объединение разрозненных племен и защита родины - развивается на фоне борьбы гл. обр. с калм. нашествиями (15-18 вв.), а также с каракитаями (12 в.) и др. завоевателями. Отд. элементы "М." восходят к дофеод. периоду. Для бесписьменного народа, каким были киргизы до Окт. революции, "М." является единств. памятником его многовековой истории, отражающим их верования, чаяния, быт и нравы. "М." чрезвычайно популярен среди кирг. народа, к-рый выдвинул из своей среды мн. сказителей эпоса (манасчи). Впервые в 1856 записал ряд эпизодов и отрывков из "М." и перевел на рус. яз. Ч. Валиханов (опубл. в 1904). В. В. Радлов в 60-х гг. 19 в. записал сокращ. вариант эпоса (опубл. в 1885 на кирг. яз. в рус. транскрипции и одновременно перевел его на нем. яз.). В 1903 отд. отрывки "М." записал рус. художник Б. В. Смирнов. Полный текст "М." (1-я часть) записан только при Сов. власти в 20-х гг. со слов известного манасчи Сагымбая Орозбакова (ок. 250 тыс. стихотворных строк). Текст трилогии составляет ок. 600 тыс. стихотворных строк, он записан у манасчи Саякбая Каралаева в 30-40-х гг. В рукописных фондах АН Кирг. ССР хранятся 18 различных вариантов "М.". В 1946 издан на рус. яз. один из эпизодов "М." - "Великий поход", в 1960 - рус. перевод отрывков эпоса (в 4 тт.), переведенный на казах. и узб. яз. В 1959 обнаружена среднеазиатская (перс.) рукопись 16 в. с записями "М." (см. ст. В. Жирмунского в "Изв. АН СССР ОЛЯ", 1960, в. 2). "М." еще недостаточно изучен, в частности вопрос о времени сложения начальных частей эпоса. Значит. вклад в изучение "М." внесли М. Ауэзов, В. М. Жирмунский, М. И. Богданова, П. Н. Берков и др.

Лит.: Ауэзов М., Мысли разных лет, А.-А., 1959; Кирг. героич. эпос "Манас". Сб., М., 1961 (библ.); Жирмунский В., Нар. героич. эпос, М.-Л., 1962.

Д. Айтмамбетов. Фрунзе.

МАНАСИЯ

МАНАСИЯ (лат. Manasija, серб. Манасиjа) - совр. назв. Ресавского (Троицкого) монастыря, расположенного в Сев. Сербии (долина р. Ресавы). Осн. в 1407-18 деспотом Стефаном Лазаревичем. В нач. 15 в. был гл. культурным центром Сербии. Известен своей ("ресавской") школой ср.-век. книжников, переводчиков и писателей (Константин Философ и др.), влияние которой распространилось и за пределами Сербии (Македония, Зап. Болгария). По архитектуре и живописи М. принадлежит к числу памятников серб. Моравской школы. Фрески М. сохранились лишь частично.

МАНГАЗЕЯ

МАНГАЗЕЯ - город, осн. в 1601 в Зап. Сибири, на р. Таз, в 200 км от устья, отрядом рус. служилых людей под рук. В. М. Масальского-Рубца. Назв. получил по месту расселения ненецкого племени мангазея или молканзея. В нач. 17 в. М. являлась опорным пунктом в продвижении русских на С. Сибири в бассейны pp. Енисея и Лены. Город быстро приобрел большое торг.-промысловое значение и насчитывал к нач. 20-х гг. 17 в. до 2 тыс. жителей. Осн. занятие горожан - меновая торговля с ненцами, соболиные и рыбные промыслы. Освоение нового пути на Енисей и Лену через Маковский острог на р. Кети, закрытие мор. пути в М. в 1627 (для предотвращения проникновения туда иностранцев) и оскудение местных соболиных промыслов привели к упадку гор. жизни. В 1672 город был перенесен на р. Енисей в Туруханское зимовье (совр. Туруханск).

Лит.: Буцинский П. Н., К истории Сибири. Мангазея и Мангазейский уезд (1601-1645 гг.), "Зап. Харьковского ун-та", 1893, кн. 1; Бахрушин С. В., Мангазейская мирская община в XVII в., в его кн.: Научные труды, т. 3, ч. 1, М., 1955; Житков Б., Город Мангазея и торг. путь через Ялмал, "Естествознание и география", 1903, No 5.

В. И. Сергеев. Москва.

МАНГБЕТУ

МАНГБЕТУ - народ в Африке. См. Мору-мангбету.

МАНГРАЙ

МАНГРАЙ (1239-1315) - основатель Лаосского королевства Чиенгмай (Лан На). В 1261 стал владетелем небольшого лаосского кн-ва Чиенгсен. Постепенно расширяя свои владения, М. строил новые города (в 1262 - Чиенграй, в 1273 - Мыонгфанг и т.д.). В 1292 подчинил монское королевство Харипунчайя (на С. совр. Таиланда), после чего образовал королевство Чиенгмай.

Лит.: Coedès G., Documents sur l'histoire politique et religieuse du Laos Occidental, "BEFEO", Hanoi, 1925, t. 25, No 1-2, p. 1-200; его же, Les Etats hindouisés d'Indochine et d'Indonésie, P., 1948.

МАНГЫТ

МАНГЫТ - династия ханов Бухары (1753-1920), сменившая династию Аштарханидов. Началась с вступления на престол Мухаммеда Рахима (1753-58), принявшего титул эмира. Наиболее известные представители М.: Даниял-бий (1758-85), Шах-Мурад (1785-1800), Хайдар (1800-26), Насрулла (1826-60), Музаффар-эд-дин (1860-85). Время правления М. характеризуется успешной борьбой с феод. раздробленностью. 2-я пол. 18 - сер. 19 вв. - время наибольших централизаторских усилий мангытской династии. С нач. 19 в. М. вели ожесточенную борьбу с Кокандским и Хивинским ханствами за подчинение мелких соседних владений. Усиление феод. гнета при М. привело к ряду крупных нар. восстаний: китай-кипчаков (1821-25), ремесленников Самарканда (1826), крестьян (1885, 1888, 1889). При эмире Музаффар-эд-дине по договору 1868, дополненному договором 1873, Бухарское ханство признало протекторат России. Династия М. просуществовала до 1920, когда была свергнута в результате нар. революции, провозгласившей Бухарскую народную советскую республику.

Лит.: История Узб. ССР, 2 изд., т. 1, кн. 1-2, Таш., 1955-1956; Иванов П. П., Очерки по истории Ср. Азии (XVI - сер. XIX вв.), М., 1958.

МАНДАЛАЙ

МАНДАЛАЙ - город в Бирме. Адм. ц. одноименного округа. 200 т. ж. (1963). Центр судоходства, ж.-д. узел. Пищевая, табачная, текстильная пром-сть, кустарные промыслы. Осн. в 1857. В 1857-85 - столица независимого бирм. гос-ва Конбаунов, средоточие бирм. культуры, иск-ва, крупнейший религ. центр страны. В период англ. колониального господства в Бирме (1886-1947) М. сыграл значит. роль в истории пробуждения нац. самосознания и нац.-освободит. движения бирм. народа. После завоевания Бирмой независимости (1948) М. наряду с Рангуном стал крупнейшим пром., культурным и научным центром страны. Ун-т (осн. 1958), технич. ин-т, Школа изящных иск-в, Педагогич. колледж и пр.

Лит.: O'Connor, V. C. Scott, Mandalay and other cities of the past in Burma, L., 1907; Mandalay (and its environs), Calc., (s. a.).

МАНДАТНАЯ СИСТЕМА

Лиги наций (от лат. mandatum - поручение) - система, фактически оформившая после 1-й мировой войны раздел между державами Антанты б. колоний Германии и владений Османской империи. М. с. возникла как результат обострения империалистич. борьбы за господство над этими территориями между США, Великобританией и Францией. М. с. служила прикрытием для сохранения колониальной системы. Дележ герм. колоний был согласован 6 мая 1919 на совещании В. Вильсона, Ж. Б. Клемансо и Д. Ллойд Джорджа и утвержден Верх. советом Антанты 7 мая 1919; дележ тур. владений произведен Верх. советом Антанты на конференции в Сан-Ремо 1920. Юридически М. с. была оформлена ст. 22 Устава Лиги наций. Согласно этой статье, народы территорий, "к-рые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управляющих ими перед тем", якобы "не способны самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира", и потому Лига наций предписывает "доверить опеку над этими народами передовым нациям, к-рые осуществляли бы эту опеку в качестве мандатариев от имени Лиги" (см. Мандатные территории). СССР при вступлении в Лигу наций в сент. 1934 сделал офиц. заявление о том, что ст. 22 неприемлема для СССР и не налагает на него никаких обязательств. М. с. потерпела полное крушение с наступлением во время 2-й мировой войны 2-го этапа общего кризиса капитализма и была заменена системой междунар. опеки ООН.

В. А. Брыкин. Москва.

МАНДАТНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

МАНДАТНЫЕ ТЕРРИТОРИИ - бывшие герм. колонии и владения Османской империи, переданные после 1-й мировой войны по мандату Лиги наций под управление Великобритании, Бельгии, Франции, Австралии, Н. Зеландии, Юж.-Афр. Союзу и Японии. По определению В. И. Ленина, М. т. - "это - страны колониальные, зависимые, с юридически бесправным населением, страны, на которые „выдан мандат' финансовым разбойникам" (Соч., т. 31, с. 199). М. т. были разделены на 3 класса - А, В и С, "сообразно, - как указывалось в ст. 22 Устава Лиги наций, - степени развития народа". К М. т. класса А принадлежали Ирак, Палестина с Трансиорданией (мандатарий - Великобритания), Сирия и Ливан (мандатарий - Франция); к М. т. класса В - Танганьика, часть Того и Камеруна (мандатарий - Великобритания), остальная часть Того и Камеруна (мандатарий - Франция), Руанда-Урунди (мандатарий - Бельгия); к М. т. класса С - Юго-Зап. Африка (мандатарий - Юж.-Афр. Союз), Зап. Самоа (мандатарий - Н. Зеландия), о-в Науру (мандатарий - Великобритания, а позже также Австралия и Н. Зеландия), Н. Гвинея, Н. Ирландия, Н. Британия и Соломоновы о-ва (мандатарий - Австралия), Маршалловы, Каролинские, Марианские о-ва, а также о-в Яп (мандатарий - Япония). Общая площадь М. т. составляла 2930 тыс. км2, население 17 млн. чел. После отказа США вступить в Лигу наций (1920) амер. пр-во подписало со странами-мандатариями соглашения о распространении принципа "экономич. равенства", установленного мандатом для граждан гос-в - членов Лиги наций, на амер. граждан.

В результате нац.-освободит. борьбы народы ряда М. т. добились гос. независимости: Ирак - в 1932, Сирия и Ливан - в 1945, Трансиордания - в 1946, Того, Камерун, Руанда, Урунди и Танганьика - в 1960-62, Зап. Самоа - в янв. 1962. Однако под иностр. управлением продолжают еще находиться (по данным ООН на 1965) в качестве т. н. подопечных территорий районы земного шара общей площадью св. 1066 тыс. км2 с населением 2116 тыс. чел. (включая оккупированную ЮАР Юго-Зап. Африку с площадью св. 823 тыс. км2 и населением 545 тыс. чел.).

В. А. Брыкин. Москва.

МАНДИНГО

МАНДИНГО - принятое во франц. лит-ре наименование трех афр. родственных народов - бамбара, малинке и диула, относящихся к негроидной расе. Народы М. населяют р-ны верх. течений pp. Сенегал, Гамбия и Нигер и их притоков. Числ. (1960) в Мали - св. 1,6 млн. чел., в Гвинее - ок. 700 тыс. чел., в республике Берег Слоновой Кости - св. 350 тыс. чел., в Сенегале - св. 200 тыс. чел., в Гамбии - ок. 140 тыс. чел., в Сьерра-Леоне - св. 80 тыс. чел., в Верх. Вольте - ок. 35 тыс. чел. Говорят на трех диалектах языка ман-динго, относящегося к сев. группе (манде-тан) языковой семьи манде. Часть М. исповедует ислам, многие же (преим. бамбара) продолжают придерживаться родоплем. религ. культов. В 1-м тыс. н.э. на территории, ныне населенной народами М., существовал ряд гос-в. По араб. источникам известно, что созданное малинке гос-во Мали достигло в 14 в. высокого расцвета. Позднее оно вошло в состав гос-ва Сонгаи. В 17-18 вв. существовал ряд гос-в бамбара. Осн. занятие М. - земледелие, огородничество; развита охота.

Лит.: Народы Африки, М., 1954; Ольдерогге Д. A., Западный Судан в XV-XIX вв., М.-Л., 1960; Labouret H., Les Manding et leur langue, P., 1934.

МАНЕФОН

МАНЕФОН (кон. 4 - нач. 3 вв. до н.э.) - др.-егип. историк, жрец, написавший на греч. яз. "Историю Египта". От книги М. сохранились лишь отрывки у Иосифа Флавия и церк. историков Африкана и Евсевия. М. принадлежит разделение истории Египта на 30 династий и на периоды Древнего, Среднего и Нового царств; с нек-рыми уточнениями оно принято в науке и в наст. время. Акад. В. В. Струве доказал, что М. пользовался надежными источниками; большинство приводимых им данных точны.

Публ.: Manetho (Works) with an English transl. by W. G. Waddell, L., 1948 (The Loeb classical library).

Лит.: Струве В. В., Манефон и его время, в сб.: Записки коллегии востоковедов, т. 3; в. 1, 1928; т. 4, 1930; его же, Подлинный Манефоновский список царей Египта и хронология Нового царства, "ВДИ", 1946, No 4.

МАНИ

1

(216-276) - основатель религ. учения манихейства. В кон. 30-х гг. 3 в. путешествовал по Ирану, Ср. Азии и Индии, где познакомился с буддизмом, брахманизмом, местными религ. культами. В нач. 40-х гг. выступил в Ктесифоне с проповедью своего учения, к-рое получило широкое распространение в Иране и вначале было поддержано шахом Шапуром I, стремившимся противопоставить его христианству и местным культам. Однако оппозиц. характер учения М., a также усиление зороастрийского жречества послужили причиной гонения на М. Он был вынужден бежать из Ирана. Путешествуя по соседним странам и продолжая свои проповеди, М. снискал многих последователей. Приверженцы М. проникли в Ср. Азию, Египет, Китай и вост. области Рим. империи. В 273 М. вернулся в Иран; в 275 был заключен в тюрьму и вскоре казнен. Известны соч. М. религ.-этич. характера: "Шапуракана", "Живое евангелие", письма ученикам, посмертный сб. произв. "Кефалайя" (найден в Египте). М. писал преим. по-персидски.

Лит. см. при ст. Манихейство.

А. Л. Кац. Ош.

2. (топоним)

(Mann), Майна, - горная обл. Греции (на Ю. Пелопоннеса). В период тур. господства управлялась беем, избиравшимся из местных, наиболее влиятельных семей и утвержденным Портой. Жители М. платили ежегодно дань. Ввиду труднодоступности горного р-на, М. являлась оплотом антитур. выступлений, сыграла видную роль и в нац.-освободит. восстании1821-29.

Г. Л. Арш. Москва.

МАНИКОВСКИЙ

Алексей Алексеевич (13.III.1865 - янв. 1920) - рус. воен. деятель, ген. от артиллерии (1916). Окончил Михайловское арт. училище (1886) и Михайловскую арт. академию (1891). С лета 1915 до февр. 1917 - нач. Гл. арт. управления Воен. министерства, с сент. 1917 - товарищ воен. министра по снабжению. После Окт. революции вступил в Красную Армию. В 1918-19 - нач. Гл. арт. управления, нач. Управления снабжения РККА, постоянный чл. Арт. к-та. Погиб при крушении поезда во время командировки в Ташкент. Труд М. "Боевое снабжение рус. армии в войну 1914-18" (ч. 1-3, М., 1920-23, 3 изд., М., 1937) содержит большой фактич. мат-л и является ценным исследованием об арт. снабжении рус. армии.

МАНИЛА

МАНИЛА (Manila) - город на Филиппинах, крупнейший политико-адм., экономич. и культурный центр страны, важный порт на юго-зап. побережье о-ва Лусон. До 1948 - столица Филиппин (новая столица - г. Кесон-Сити). Нас. 1138,6 т.ч. (1960); с пригородами -1183 т.ч. (1958). Ун-т Св. Фомы (осн. в 1611). Город вырос из крепости, сооруженной исп. колонизаторами на месте захваченных ими в 1571 тагалогских поселений Мэйнилы и Тондо. Крепость М. стала адм. центром исп. колонии (1574). В 1574 и 1587 здесь произошли первые на Филиппинах антиисп. восстания. В 1-й пол. 19 в. в М. имели место неск. нар. выступлений ("холерный бунт" 1820, солдатские мятежи 1823 и 1842). В последующие годы М. стала очагом патриотич. движения, подготовившего освободит. восстание 1896. В 1898 повстанцы осадили М., но высадившиеся на Филиппинах войска США заняли город. В М. разместилась амер. колониальная администрация. В 1942 М. была оккупирована япон. войсками. В 1945 при содействии филиппинских партизан М. была освобождена от оккупантов, город сильно пострадал во время боев.

МАНИН

МАНИН (Manìn), Даниеле (13.V.1804 - 22.IX.1857) - деятель итал. Рисорджименто. Адвокат. В 1846-47, считая полное освобождение Италии от австр. гнета недостижимым, возглавил в Венеции бурж.-либеральное движение за автономию в рамках австр. империи. В марте 1848, после победы бурж.-демократич. революции во Франции, выдвинул, в расчете на помощь европ. держав, лозунг "Венецианской республики св. Марка", возглавил антиавстр. восстание в Венеции, а после его победы - респ. пр-во. Чрезвычайно популярный среди венецианской бедноты М., однако, боялся самостоят. движения нар. масс и препятствовал перерастанию нац.-освободит. борьбы в социальную. М. возглавлял героич. оборону (1848-49) Венеции от австрийцев. Непрестанно взывая о помощи к пр-вам Англии, Франции, Пьемонта, М. не решился в борьбе с Австрией полностью опереться на нар. массы и отверг, в частности, требование левых республиканцев о переходе к активной обороне. После падения республики (авг. 1849) - в эмиграции. Отказался от требования республики и в 1854 выдвинул лозунг борьбы лишь за национальную независимость и единство Италии. Участвовал в организации Итальянского национального общества (1857).

Лит.: Documents et pieces authentiques laissés par D. Manin, v. 2, P., 1860.

K. Э. Кирова. Москва.

МАНИПУРИ

МАНИПУРИ - мейтхеи, - осн. народ территории Манипур на С.-В. Индии. Числ. - ок. 700 тыс. чел. (1965). Язык М. - мейтхеи - относится к языкам кукичин тибето-бирм. группы китайско-тибетской семьи; он имел свою письменность, к-рой теперь пользуются только жрецы старинной религии М.; совр. лит-ра на мейтхеи публикуется на бенгальском алфавите. По религии в наст. время большинство М. - индуисты; преобладает культ Кришны, с к-рым связаны прославленные обрядовые танцы М. Занимаются земледелием, рыболовством, охотой, собирательством. Из ремесел важнейшее - ткачество.

Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963.

МАНИПУРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1891

МАНИПУРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1891 - антиколониальное восстание в кн-ве Манипур (Индия). В конце марта 1891 англ. власти в Индии, подозревая Вир Сингха - главнокомандующего манипурской армией в стремлении освободиться от их контроля, направили в столицу кн-ва - г. Импхал отряд из 470 сипаев, к-рый напал на дворец главнокомандующего. Нападение было отбито манипурскими войсками и населением. Возмущенные манипурцы схватили и обезглавили гл. комиссара Ассама Квинтона и брит. политич. агента в Манипуре Гримвуда. Англичане были изгнаны с терр. кн-ва. Разгром колонизаторов в Манипуре нанес тяжелый удар по престижу англ. администрации в Индии и Бирме; против боровшегося за независимость кн-ва была брошена армия в 5300 солдат с артиллерией. 27 апр. 1891 каратели заняли и разграбили г. Импхал. М. в. было жестоко подавлено, Вир Сингх и др. руководители восстания были казнены, махараджа отправлен в пожизненную ссылку на Андаманские о-ва. Кн-во было обложено контрибуцией и данью и передано под управление англ. резидента, правившего от имени нового махараджи, к-рым был назначен 5-летний мальчик. М. в. явилось частью антиколониальной борьбы, развернувшейся в Индии в последней трети 19 в.

Лит.: Люстерник Е. Я., Манипурское восстание 1891, "Уч. зап. ЛГУ. Серия востоковедческих наук", 1955, в. 5, No 183; Grimwood E., My three years in Manipur and escape from the recent mutiny, Lpz., 1891.

МАНИУ

МАНИУ (Maniu), Юлиу (1873-1953) - гос. и политич. деятель бурж.-помещичьей Румынии. До 1-й мировой войны - один из лидеров Нац. партии в Трансильвании. В 1919-44 - депутат рум. парламента. С 1926 - лидер национал-царанистской партии. В 1928-1930 и в 1932 - премьер-министр. Содействовал фашизации страны и установлению фаш. диктатуры, одобрял участие Румынии в войне против Сов. Союза. В 1947 М. за антинар., подрывную, шпионско-диверсионную деятельность против нар.-демократич. строя был осужден и подвергнут длит. тюремному заключению.

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 - "Об усовершенствовании гос. порядка" - манифест Николая II, подготовленный С. Ю. Витте и опубликованный в дни Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905. Окт. стачка сорвала планы реакции на установление в стране воен. диктатуры, вызвала растерянность в правительств. кругах. Армия колебалась; в распоряжении пр-ва не было надежных войск для подавления революции. В этой обстановке в правящих сферах победило направление, возглавлявшееся пред. К-та министров Витте, считавшим конституц. уступки единств. средством сохранить самодержавие, расколоть силы революции, выиграть время, привлечь на сторону пр-ва либеральную буржуазию. Витте, только что заключившему мир с Японией, удалось также убедить царя, что лишь установление "внутр. мира" и союза с либеральной буржуазией может обеспечить крайне необходимую для царизма финанс. и политич. поддержку междунар. капитала.

Содержание манифеста сводилось к обещанию "даровать" народу "незыблемые основы гражд. свободы"; неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов; привлечь ("в меру возможности") к выборам в Государственную думу и те слои населения, к-рые были лишены избират. прав по положению о выборах в Булыгинскую думу (гл. обр. рабочие, гор. интеллигенция); признать думу законодат. органом, без одобрения к-рого никакой закон не может войти в силу. Либералы встретили манифест ликованием. Однако Витте, возглавившему преобразованный в окт. 1905 Совет министров, не удалось сформировать коалиц. пр-ва. Стремясь сохранить влияние на массы, лидеры либеральной буржуазии отказались войти в пр-во, в к-ром пост мин. внутр. дел занимал черносотенец П. Н. Дурново.

Рассматривая уступки царизма как первую победу революции, к-рая "... далеко еще не решает судьбы всего дела свободы" (Ленин В. И., Соч., т. 9, с. 396), большевики разоблачали лживость обещаний царя, предупреждали, что М. 17 окт. - маневр пр-ва, и призывали массы к развертыванию борьбы с целью свержения самодержавия. Фальшь "конституции" обнаружилась сразу же после опубликования манифеста. При прямом содействии властей в стране начались черносотенные погромы, убийства революционеров, антисемитские выступления. Но расправиться с революцией пр-во еще не могло. В период временно установившегося равновесия сил революции и контрреволюции рабочий класс по призыву большевиков явочным порядком осуществлял декларированные манифестом свободы. Подавив в дек. 1905 вооруж. восстания, пр-во самым грубым образом попрало свои "конституц." обещания, существенно ограничило права думы (Манифест 20 февр. 1906, правила 8 марта 1906, новая редакция Осн. гос. законов; обзор этих актов см. в статье Государственная дума). Но оно не смогло полностью лишить народ его завоеваний. Революция вынудила царизм фактически осуществить права рабочего класса на легальные профессиональные орг-ции, впервые появилась легальная рабочая печать, революц. пролетариат получил возможность использовать трибуну Гос. думы для разоблачения самодержавия.

Публ.: 3 ПСЗ, т. 25, отд. 1, No 26803; Гос. дума в России, Сб. док-тов и мат-лов, М., 1957, с. 90-91; "КА", 1925, т. 4-5 (11-12), с. 39-106.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 9, с. 382-83, 396-403, 424-32; Витте С. Ю., Воспоминания, т. 3, М., 1960.

М. С. Симонова. Москва.

МАНИФЕСТ 26 ФЕВРАЛЯ 1903

МАНИФЕСТ 26 ФЕВРАЛЯ 1903 ("О предначертаниях к усовер- шенствованию гос. порядка") - манифест Николая II, отражавший колебания самодержавия в области внутр. и агр. политики под влиянием революц. кризиса нач. 20 в. Наряду с заявлениями о решимости хранить "вековые устои" Росс. империи и угрозами в адрес революц. движения манифест содержал обещания частичных реформ, декларировал свободу вероисповедания. Заявляя о намерении привлечь представителей "общества" к пересмотру крест. законодательства, царизм стремился создать иллюзию сотрудничества с земско-либеральной оппозицией. Уроки крестьянского восстания 1902 вынудили царизм к уступкам крестьянству, гл. обр. зажиточному. Агр. курс, охранявший неприкосновенность полукрепостнич. общины, был дополнен обещаниями облегчить отд. крестьянам выход из общины, отменить круговую поруку, расширить деятельность Крестьянского банка. Согласно манифесту, 12 марта 1903 была отменена круговая порука. 8 янв. 1904 были учреждены чиновничье-дворянские губ. совещания для обсуждения подготовленного МВД проекта нового законодательства о крестьянах. Однако разработка этой и др. реформ (в частности, реформы губ. и уездного управлений), начатая МВД под руководством идейного вдохновителя манифеста В. К. Плеве, так и не была завершена к началу революции 1905-07.

Лит.: 3 ПСЗ, т. 23, отд. 1, 1903, No 22581; Ленин В. И., Самодержавие колеблется, Соч., 4 изд., т. 6.

М. С. Симонова. Москва.

"МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАНИФЕСТ МИРА

МАНИФЕСТ МИРА - документ, принятый на Моск. совещании представителей 64 коммунистич. и рабочих партий в нояб. 1957. Манифест обращен к рабочим и крестьянам, деятелям науки, техники и культуры, к людям доброй воли всех стран независимо от их политич. и религ. убеждений, перед ними он выдвигает первостепенную задачу предотвращения мировой термоядерной войны. В М. м. подчеркивается, что "война не является неизбежной, войны можно не допустить, мир можно защитить и упрочить" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", 1961, с. 26). М. м. предупреждает, что опасность войны не миновала, что в войне заинтересованы крупнейшие монополии, особенно американские. Поэтому мир можно сохранить при условии, если все те, кому дорог мир, объединят свои усилия. В М. м. содержится обращение ко всем миролюбивым силам бороться за прекращение гонки вооружений, за запрещение испытаний, производства и применения ядерного оружия, за ликвидацию воен. блоков и иностр. воен. баз на терр. др. стран, за прекращение перевооружения герм. милитаристов, за прекращение воен. провокаций империалистов, за поддержку политики коллективной безопасности, мирного сосуществования гос-в с разными обществ. системами, широкого экономич. и культурного сотрудничества народов.

М. м. является важным программным документом коммунистич. партий в борьбе за мир. Его одобрили все марксистско-ленинские партии. Он позволил коммунистам успешнее бороться за сплочение всех сил, выступающих против войны.

Публ.: Манифест мира, "Правда", 1957, 23 ноября, No 327.

В. В. Александров. Москва.

МАНИФЕСТ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСТВА

МАНИФЕСТ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСТВА ("О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству") - закон, расширивший сословные права и привилегии рус. дворян. Издан 18 февр. 1762 имп. Петром III. По М. о в. д. все дворяне освобождались от обязательной гражд. и воен. службы; состоявшие на гос. службе могли выходить в отставку. Эта важнейшая привилегия сохранялась за дворянами более 100 лет. Дворяне могли беспрепятственно выезжать за границу, но по требованию пр-ва возвращаться в Россию. Во время войн дворяне должны были служить в армии. Право рус. дворян воспитывать своих детей в "училищах и дома" превратилось в их единств. сословную обязанность. С изданием М. о в. д. дворяне получили больше возможностей для занятий своим х-вом. В то же время М. о в. д. укреплял социальную опору абсолютизма в России. Осн. положения М. о в. д. были подтверждены пр-вом при издании Жалованной грамоты дворянству 1785.

Лит.: Вернадский Г. В., Манифест Петра III о вольности дворянства и законодат. комиссия 1754-1766 гг., "Историч. обозрение", т. 20, П., 1915; Очерки истории СССР. Россия во второй половине XVIII в., М., 1956; О даровании вольности российскому дворянству, в кн.: Хрестоматия по истории СССР, сост. Белявский М. Т. и Павленко Н. И., М., 1963.

Предыдущая страница Следующая страница