Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 30, "МСТ"-"МУК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 30, "МСТ"-"МУК")

МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ

1

(ум. 1036) - др.-рус. князь тмутараканьский и черниговский; сын киевского кн. Владимира Святославича. В 988 получил от отца в удел Тмутаракань. Боролся с хазарами (1016) и совершил в союзе с византийцами поход в Тавриду. В 1022 подчинил косогов, победив в поединке их князя Редедю, и заложил в Тмутаракани собор. Недовольный братом Ярославом Владимировичем, не увеличившим ему удел, собрал подвластных хазар и косогов и занял Северскую землю (1023). В 1024 пришел в отсутствие Ярослава в Киев, но киевляне не приняли его. В этом же году у г. Листвена (на р. Рудне, ок. Чернигова) разбил Ярослава, однако сам предложил мир, отказавшись от притязаний на Киев. Заключив в 1026 у Городца мир, братья поделили рус. земли - М. В. стал владетелем огромного княжества на В. от Днепра со столицей в Чернигове. В 1031, помогая Ярославу вернуть города Червенской земли, совершил поход в Польшу. Погребен в заложенном им соборе Спаса в Чернигове. Христианское имя - Константин.

Г. С. Горшков. Москва.

2

(ум. 1132) - др.-русский князь новгородский (с 1095), переяславский (с 1117), вел. князь киевский (1125-32); старший сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Победил Олега Святославича черниговского (1096) и заставил его согласиться на участие в Любечском съезде 1097 князей, вернув, однако, ему Муромские земли и примирив с вел. князем. Участвовал в организованных отцом походах на половцев (1107 и 1111). В 1113 и 1116 совершил удачные походы на эстов. После смерти отца М. В. продолжал его политику укрепления единодержавной власти вел. князя и защиты рубежей Руси от внеш. врагов. В 1129 смирил полоцких князей и посадил в Полоцке своего сына Изяслава. В 1130 и 1131 совершил удачные походы на литовцев. С именем М. В. связана древнейшая из сохранившихся в подлиннике княж. грамот - жалованная грамота на земли Юрьевскому монастырю в Новгороде (ок. 1130).

Лит.: Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; История Киева, т. 1, 1963; Рыбаков Б. A., Первые века рус. истории, М., 1964, с. 138-44.

Г. С. Горшков. Москва.

МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ

1

(ум. 1069) - сын киевского вел. князя Изяслава Ярославича, один из руководителей кровавого подавления Киевского восстания 1068-69. В 1069 во время похода отца на киевлян М. И. был послан вперед. Войдя со своей дружиной в Киев, он приказал казнить активных участников восстания, а многих ослепить. В том же году принял участие в войне против полоцкого князя Всеслава, после победы над к-рым был посажен отцом на княж. стол в Полоцке, где вскоре умер.

Лит.: Тихомиров М. Н., Крест. и гор. восстания на Руси. XI-XIII вв., М., 1955; Мавродин В., Нар. восстания в др. Руси XI-XIII вв., М., 1961.

2

(ум. 1170) - др.-рус. князь переяславский (с 1151), волынский (с 1154); сын Изяслава Мстиславича. Участвовал в войнах отца с черниговскими князьями и кн. Юрием Долгоруким. В 1152 дважды разбил половцев. Утвердившись на Волыни, начал борьбу за обладание Киевом. В 1160 занял город и посадил на киевский стол дядю Ростислава Мстиславича смоленского. Став после его смерти (в 1167 или 1168) вел. князем, продолжал борьбу с владимиро-суздальскими князьями за верховенство на Руси. В 1169 оборонял Киев от войска Андрея Боголюбского и др. князей. После падения Киева ушел на Волынь. В 1170 на короткое время снова овладел Киевом. Умер во Владимире-Волынском.

Лит.: Пашуто В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, (M.), 1950.

МСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ

Удалой (ум. 1228) - князь торопецкий (с 1206), новгородский (с 1210), галицкий (с 1219); сын кн. Мстислава Ростиславича Храброго. Участвовал в походах рус. князей на половцев в 1193 и 1203. Став Новгород. князем, M. M. начал борьбу с кн. Всеволодом Большое Гнездо, продолжавшим объединит. политику Андрея Боголюбского. В 1212 и 1214 M. M. совершил удачные походы на чудь и ливонских рыцарей. Победив Всеволода Святославича Чермного (1214), посадил на киев. стол Мстислава Романовича. В 1216 руководил Новгород. войском в Липицкой битве, в к-рой суздальско-владимир. князья потерпели поражение. В 1218 ушел из Новгорода и вскоре, разбив и прогнав венгров, сел на стол в Галиче. В битве на Калке (1223) проявил храбрость, но как полководец был неосмотрителен, что привело в конечном счете к поражению всего рус. войска. В последние годы жизни воевал с венграми, ссорился с Даниилом Романовичем и галицкими боярами. Примирившись с венгерским королем, выдал в 1227 за его сына Андрея свою дочь Марию, назначив зятя своим преемником.

Г. С. Горшков. Москва.

МСТИСЛАВ РОСТИСЛАВИЧ

Храбрый (ум. 1178) - князь смоленский (с 1175) и новгородский (с 1178); сын вел. кн. киевского Ростислава Мстиславича. В 1161 послан отцом в Белгород. В 1167 вместе с др. князьями совершил удачный поход на половцев. Участвовал во взятии Киева войсками Андрея Боголюбского (1169). Вместе с братьями помог занять киев. стол своему дяде Владимиру Мстиславичу Дорогобужскому (1171). В 1174, отказавшись выдать Андрею Боголюбскому бояр, посадил в Киеве своего брата Рюрика и выдержал 9-недельную осаду Вышгорода войсками, посланными на него Андреем. Став новгородским князем, совершил в 1178 большой поход на эстов. Умер и похоронен в Новгороде.

Лит.: Соловьев С. М., История России, т. 1, М., 1959.

МСТИСЛАВЕЦ

МСТИСЛАВЕЦ (Мстисловец), Петр Тимофеев - рус. первопечатник, соратник и помощник Ивана Федорова. Род. в г. Мстиславле (в Белоруссии). В Москве работал над гравюрами и печатанием "Апостола" (1564-65) и 2 изданий "Часовника" (1565). В 1567 вместе с И. Федоровым М. уехал в Литву. В Заблудове по приглашению литов. гетмана Г. А. Ходкевича М. принял участие в издании "Евангелия" (1569). Затем переехал в Вильно, где на средства купцов Мамоничей устроил типографию. Здесь М. издал в 1575 "Евангелие" с 4 гравюрами, в 1576 - "Псалтырь" с изображением Давида и "Часовник". В 1576 он порывает с Мамоничами.

Его типографская деятельность отразилась на Острожских изданиях последующих лет.

Лит.: Зернова А. С., Первопечатник П. Т. Мстиславец, в кн.: Книга. Исследования и материалы. Сб. 9, М., 1964.

МСТИСЛАВСКИЕ

МСТИСЛАВСКИЕ - княж. и боярский род в Рус. гос-ве 16-17 вв. Потомки сына Гедимина Явнутия, имели в Литве фамильное имя - Ижеславские. Михаил Иванович (ум. ок. 1536), женатый на дочери кн. Ивана Мстиславского, в рус.-литов. войне нач. 16 в. дважды переходил на сторону России и дважды отъезжал обратно (последний раз в 1515). Его сын, Федор Михайлович (ум. 1540), прозывавшийся по матери М., выехал в Россию в 1526 и получил в удел Юхоть (сохранившуюся во владении М. вплоть до пресечения рода), а также Малый Ярославец, Каширу, Кременск и Мышегу (видимо, вскоре отобранные). Был женат на родной внучке Ивана III и родной племяннице Василия III - Анастасии. Иван Федорович М. (ум. 1586) - видный политич. и воен. деятель эпохи Ивана IV, впервые упомянут в 1547 как рында, в 1549 (возможно, и в 1548) - боярин. Возглавлял Казанский поход 1552 и походы в Ливонию 1559-60. После введения опричнины в 1565 совместно с кн. И. Д. Вельским был поставлен во главе земщины. После смерти Ивана IV в 1584 входил в состав регентского совета, но уже в 1585 в результате борьбы с Б. Ф. Годуновым подвергся опале, был пострижен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где и умер. Имел 2 сыновей. Василий Иванович М. (ум. 1582) - боярин с 1577. Федор Иванович М. (ум. 12 февр. 1622) - видный рус. политич. и воен. деятель 2-й пол. 16 - нач. 17 вв., крупнейший светский землевладелец (в 1613 имел ок. 50 000 десятин), боярин с 1576. Опала отца в 1585 на нем не отразилась. После смерти царя Федора Ивановича в 1598 его имя называлось среди претендентов на царский трон, чему способствовали родственные связи М. с угасшей династией. Во время борьбы Б. Ф. Годунова с Лжедмитрием I возглавлял правительств. войска. В царствование самозванца занял очень высокое положение, но в мае 1606 участвовал в заговоре против него. В 1606-07 - активный участник воен. действий против войск И. И. Болотникова на всех этапах восстания. После свержения В. И. Шуйского возглавил т.н. семибоярщину, участвовал в выработке и подписании договора 17 авг. 1610 об избрании Владислава, сына Сигизмунда III, рус. царем. Участвовал в заключит. заседаниях Земского собора 1613. При царе Михаиле Федоровиче оставался виднейшим сановником. С его смертью род М. пресекся.

Лит.: Барсуков А. П., Сведения о Юхотской волости, СПБ, 1894; Веселовский С. Б., Последние уделы в Сев.-Вост. Руси, ИЗ, т. 22, 1947; Зимин А. A., Состав Боярской думы в XV-XVI вв., в кн.: Археографич. ежегодник за 1957, М., 1958; Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Моск. гос-ве в XVI-XVII вв., М., 1937; Смирнов И. И., Восстание Болотникова 1606-1607 гг., (Л.), 1951.

В. Д. Назаров. Москва.

МСТИСЛАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

МСТИСЛАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО - удельное княжество, возникшее в конце 12 в. в юж. части Смоленского княжества со столицей в г. Мстиславле (на р. Вихре - притоке Сожа). Первым князем М. к. был Мстислав Романович (1180), внук Ростислава Мстиславича. В 1358 М. к. было захвачено литов. кн. Ольгердом Гедиминовичем и до нач. 16 в. с нек-рыми перерывами принадлежало его потомкам, занимая довольно большую терр., включавшую ряд городов, в т. ч. Могилев. В 1514 М. к. вошло в состав Польши и позднее (1569) было преобразовано в воеводство.

Лит.: Любавский М. К., Очерк истории Литовско-Русского гос-ва, М., 1910.

МТАВАРИ

МТАВАРИ - мтавары (груз. - главный, старший), - высшие представители землевладельч. знати дофеод. и феод. Грузии. С 16 в. М. титуловались князья самостоят. княжеств - Мегрелии, Гурии, Абхазии, позднее - Сванетии. Они удерживали титул М. до ликвидации их власти Росс. империей в 1828-64.

МТИУЛЫ

МТИУЛЫ - этнографич. группа грузин. См. Грузины.

МУАВИЯ I

МУАВИЯ I (ум. 680) - основатель и первый халиф (661-680) династии Омейядов. Происходил из родовой аристократии племени курейш. С 639 - наместник Сирии. В 657 вступил в борьбу с халифом Али и после убийства последнего хариджитами в 661 был провозглашен халифом. Сделал власть халифов наследственной. При М. столицей Халифата стал Дамаск. Политика М. выражала интересы аристократии араб. племен. Был крупным дипломатом и администратором.

Лит.: Бартольд В. В., Халиф и султан, "Мир ислама", 1912, т. 1; Lammens H., Etudes sur le règne du calife omaiyade Moawia I, Beyrouth, 1906-09.

МУБАРАК

МУБАРАК (ок. 1840-1915) - шейх Кувейта с 1896. Сын правителя Кувейта Сабаха II. Захватил власть в мае 1896 в результате гос. переворота. 23 янв. 1899 вынужден был заключить секретное соглашение с Великобританией, ставшее в дальнейшем основой англ. протектората над шейхством. Активно противодействовал планам доведения Багдадской ж. д. до Кувейта. Поддерживал Ибн Сауда в его борьбе за овладение Недждом. В 1901 пытался установить отношения с царским пр-вом. В 1913 предоставил Великобритании монопольное право на добычу нефти в Кувейте. После начала 1-й мировой войны провозгласил независимость Кувейта от Турции, но признал англ. протекторат над Кувейтом.

Лит.: Hewins R., A golden dream, L., 1963.

МУВАЛЛАДЫ

МУВАЛЛАДЫ - см. Ренегадос.

МУВАХХИДЫ

МУВАХХИДЫ - аль-муваххидун, - см. в ст. Альмохады.

МУВАШИР

МУВАШИР (араб.) - надзиратель, управляющий, смотритель в странах Бл. и Ср. Востока в ср. века. М. следил за молотьбой на току, измерял полученный урожай и взимал его часть (феод. ренту продуктами) с крестьянина-издольщика в пользу помещика или (на гос. землях) гос-ва.

МУГАНСКАЯ КУЛЬТУРА

МУГАНСКАЯ КУЛЬТУРА - археол. культура эпохи поздней бронзы и раннего железа (кон. 2 - нач. 1-го тыс. до н.э.); распространена в Муганской степи и в Талышинских горах в Азербайджане. Для М. к. характерны погребения в каменных ящиках и грунтовых могилах со скорченными, чаще вытянутыми костяками. Погребения бывают: одиночные, групповые, совместные - мужчин и женщин, с богатым и бедным инвентарем. Племена - носители М. к., занимались скотоводством, земледелием и, возможно, рыболовством. Орудия труда и оружие изготовлялись из бронзы и железа. Особенно типичны длинные бронз. и жел. мечи с бронз. двураструбным эфесом и бронз. кинжалы с "рамчатой ручкой", подражающие кинжалам т.н. переднеазиатского типа. Разнообразны глиняные сосуды, изготовленные от руки: выделяются корзинообразные "кадила" и сосуды в форме чайников. Могильный инвентарь отражает процесс разложения родовых отношений и имуществ. дифференциации среди племен М. к. Хорошо прослеживаются связи с р-нами Закавказья и странами Др. Востока.

Лит.: Джафарзаде И. М., Элементы археол. культуры Древней Мугани, "ИАН Азерб. ССР. Отдел. Обществ. наук", в. 4, 1946, No 9; Пассек Т. и Латынин Б., Очерк до-истории Сев. Азербайджана, "Изв. Об-ва обследования и изучения Азербайджана", Баку, 1926, No 3; Morgan J., Mission scientifique en Perse, t. 1, P., 1894;

И. Г. Нариманов. Баку.

МУГЕМ

МУГЕМ - мезолитич. раковинные кучи (тарденуазской культуры) в Португалии в долине р. Тежу (Тахо), оставленные племенами первобытных охотников и собирателей. Открыты в 1863 Перейра да Кошта. Раскопками обнаружены многочисл. раковины морских моллюсков, кости диких животных совр. видов и домашней собаки, примитивные костяные орудия, миниатюрные кремневые орудия, гл. обр. в форме трапеций и треугольников (микролиты). В основании раковинных куч найдено св. 200 человеческих погребений (гл. обр. женщины и дети) той же эпохи; б. ч. погребений - скорченные. Часть находок в ниж. слоях датируется радиоуглеродным методом 5300 лет до н.э.

Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Obermaier H., Fossil man in Spain, New Haven, 1924.

П. И. Борисковский. Ленинград.

МУДАНИЙСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1922

МУДАНИЙСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1922 - подписано 11 окт. в Муданье (Турция) представителями Великого нац. собрания Турции, с одной стороны, и Англии, Франции и Италии - с другой; 13 окт. к перемирию присоединилась Греция. М. п. завершило нац.-освободит. войну Турции против империалистич. интервенции, проводившейся вооруж. силами Греции. Предусматривало немедленную эвакуацию греч. войск из Вост. Фракии до р. Марицы и временное, до заключения мирного договора, оставление войск союзников в Стамбуле и в зоне проливов. М. п. действовало до заключения Лозаннского мирного договора 1923.

Публ.: Martens G. F. de, Nouveau recueil général de traités. 3 sér., t. 13, Lpz., 1930, p. 336.

МУДЕХАРЫ

МУДЕХАРЫ (исп., ед. ч. mudejar, от араб. муда-джан) - арабо-берберское население, оставшееся на терр. Пиренейского п-ова (отвоеванной в ходе исп. гос-вами) и продолжавшее исповедовать ислам. Договорами, королев. эдиктами М. было разрешено сохранять свои земли, законы, обычаи. Они поддерживали тесные связи с мусульманами юга п-ова, являлись проводниками араб. культурного влияния в христ. гос-вах. В ряде мест в нарушение договоров М. подвергались преследованиям, им предписывалась особая одежда, выделявшая их из остального населения. С падением Гранады (1492) М. стали изгонять из родных мест, насильственно обращать в христианство.

Н. А. Иванов. Москва.

МУДЖАХИДСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

МУДЖАХИДСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ - см. в ст. Муджахиды.

МУДЖАХИДЫ

МУДЖАХИДЫ (от арабо-перс. муджбхид - борец за веру, мученик, павший в "священной войне", борец за правое, священное дело, ревнитель) - во время Иранской революции 1905-11 члены левой нелегальной революц. орг-ции, боровшейся за нац. независимость и бурж.-демократич. преобразования. Орг-ции М. стали создаваться впервые в Сев. Иране и Закавказье в 1905 и состояли гл. обр. из представителей демократически настроенных мелкобурж. слоев, низшего духовенства, а также рабочих и крестьян. Принятая 10 сент. 1907 в Мешхеде программа М. требовала введения всеобщего, прямого и равного избират. права, свободы слова, печати, обществ. собраний, конфискации шахских и выкупа ханских земель и раздела их между крестьянами, 8-часового рабочего дня, разрешения стачек, пропорционального подоходного налога, отмены налогов и податей с неимущих, всеобщего, обязат. и бесплатного обучения. M. были руководящей силой в Тебризском восстании 1908-09, в революц. перевороте в Реште 1909 и др. важных выступлениях. Они создавали отряды федаев, являвшиеся осн. вооруж. силой революции. В связи с преобладанием среди М. мелкобурж. элементов у них был распространен индивидуальный террор. Во время подавления революции орг-ции М. были разогнаны. Имеются док-ты, на основании к-рых можно предполагать, что Муджахид было др. назв. с.-д. партии "Эджтемаюне Амиюн".

В Алжире М. - участники нац.-освободит. войны 1954-62, борцы за независимость своей родины; с 1965 отмечается (20 авг.) День муджахида.

Лит.: Белова Н. К., К вопросу о так называемой с.-д. партии Ирана, в сб.: Вопросы истории и лит-ры стран зарубежного Востока, М., 1960; Алиев С., Неизвестный документ об иранской с.-д. партии ("Эджтемаюн-е амиюн"), "НАиА", 1965, No 2. См. также лит. при ст. Иранская революция 1905-11.

М. С. Иванов. Москва.

МУДЖТАХИД

МУДЖТАХИД (араб. - ревностный, прилагающий усилия) - в ср. века мусульм. богослов и законовед, обладавший иджтихадом (правом самостоят. толкования религ. и правовых вопросов). В суннизме М. - основатель и глава мазхабов (богословско-юридич. школ). В шиизме в новое и новейшее время М. (перс. - моджтехед) - представители наиболее влиятельных кругов высшего шиитского духовенства. См. также в ст. Ислам.

МУДИР

МУДИР (араб. - управляющий) - в ОАР (Египте) начальник, до 1961 - правитель провинции (мудирии). Должность М. была учреждена в 19 в. Мухаммедом-Али. С 1953 М. назначались президентом ОАР.

МУДРОССКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1918

МУДРОССКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1918 - подписано 30 окт. на борту англ. крейсера "Агамемнон" в порту Мудрос (на о. Лемнос), завершило воен. действия между державами Антанты и Турцией в 1-й мировой войне. Предусматривало: открытие проливов для воен. флотов Антанты и предоставление союзникам права оккупировать форты Босфора и Дарданелл, сдачу тур. гарнизонов, остававшихся еще в Хиджазе, Ираке, Сирии и Йемене, а также эвакуацию тур. войск из Ирана, из занятой ими части Закавказья и из Киликии; предоставление союзникам права оккупировать Батум и Баку; оккупацию союзниками 6 арм. вилайетов "в случае беспорядков в одном из них", немедленную демобилизацию тур. армии, выдачу тур. воен. кораблей Антанте и т.д. По замыслу англ. империалистов М. п. должно было обеспечить условия для окончат. раздела Османской империи, а также для использования Турции в качестве плацдарма антисов. интервенции. Формально М. п. оставалось в силе до подписания Муданийского перемирия 1922.

Публ.: Martens G. F. de, Nouveau recueil général de traités, 3 sér., t. 13, Lpz., 1930, p. 159.

МУЖСКИЕ СОЮЗЫ

МУЖСКИЕ СОЮЗЫ - обществ. ин-т, возникающий на стадии перехода от матриархата к патриархату как организация мужчин для борьбы за преобладающее положение в обществе. М. с. выросли на основе мужских домов, вначале бывших лишь местом жительства холостых мужчин, но с появлением М. с. ставших их организац. центрами.

М. с. связаны также с ин-том возрастных классов. Имели своих руководителей, тайные языки, обряды инициаций, ритуальные трапезы, религ. церемонии. С развитием патриархата М. с., подрывавшие первобытнообщинные начала материнского рода, часто становились одним из рычагов образования классов и зародышевыми органами гос. власти. Эти поздние М. с. иногда называют тайными обществами. М. с. получили наибольшее развитие у племен Меланезии и Зап. Африки, известны в Микронезии и Америке. У нек-рых народов Европы и Азии известны реликты М. с. в виде мужских домов (алоу-хона горных таджиков, громма кафиров), совместных трапез (фидитии спартанцев) и т. п.

Лит.: Снесарев Г. П., Традиция мужских союзов в ее позднейшем варианте у народов Ср. Азии, в кн.: Мат-лы Хорезмской экспедиции, в. 7, М., 1963; Schurz H., Altersklassen und Männerbünde, В., 1902; Webster H., Primitive secret societies, N. Y., 1908.

А. И. Першиц. Москва.

МУЗАРАА

МУЗАРАА (араб., от зараа - сеял, обрабатывал, возделывал) - аренда земли из доли урожая (на срок или наследственная); одна из форм феод. эксплуатации, господствовавшая в странах распространения ислама в ср. века; в значении М. употреблялись также термины "мухабара" и "муакара". Разновидность М. - мусака (издольная аренда земли под сады). Величина продукта, отдаваемого издольщиком (араб. - музари, аккар, шарик и др., перс. - барзигар) собственнику земли, зависела от степени обеспеченности издольщика собственными средствами произ-ва, а также от условий орошения и плодородия почвы. Издольщик получал от 1/6 до 1/7 доли урожая (если земля, вода (орошение), семена и тягло принадлежали феодалу), чаще же - от 1/3 до 2/3 урожая. Одной из распространенных форм М. была издольная аренда из половины урожая (испольщина). М. сохранилась в нек-рых араб. странах, Иране, Турции до наших дней, как один из элементов феод. уклада.

Источн.: Абу Юсуф, Китао аль-харадж (Книга о подати), Каир, 1346 г. х. (1927).

Лит.: Якубовский А. Ю., Об испольных арендах в Ираке в VIII в., "СВ", 1947, т. 4; Петрушевский И. П., Земледелие и агр. отношения в Иране XIII-XIV веков, М.-Л., 1960, с. 286-90; Løkkegaard F., Islamic taxation in the classic period..., Copenhagen, 1950, p. 62-69, 92-108, 174-77 (Diss.).

Л. И. Надирадзе. Москва.

МУЗАФФАРИДОВ ГОСУДАРСТВО

МУЗАФФАРИДОВ ГОСУДАРСТВО - см. Мозафферидов государство.

МУЗЕИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕИ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕИ ИСТОРИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕИ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕИ МЕМОРИАЛЬНЫЕ В СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕИ-УСАДЬБЫ И ДВОРЦЫ В СССР

МУЗЕИ-УСАДЬБЫ И ДВОРЦЫ в СССР - созданы в годы Сов. власти на базе национализированных дворцово-парковых и усадебных ансамблей - выдающихся памятников культуры. 3(16) нояб. 1917 Наркомпрос обратился к населению с призывом охранять все памятники культуры. 6(19) нояб. 1917 был издан приказ "О порядке ведения дел в ведомстве быв. Министерства двора", в соответствии с к-рым описывалось имущество дворцов Петрограда, Царского Села, Гатчины, Петергофа и составлялся каталог всех выдающихся ист.-бытовых и художеств. предметов. В соответствии с декретом СНК "О регистрации, приеме на учет и охранении памятников иск-ва и старины, находившихся во владении частных лиц, обществ и учреждений" от 5 окт. 1918 при национализации помещичьих имений были взяты на музейный учет усадьбы, имеющие особое культурно-ист. значение. По этому, а также по двум другим постановлениям СНК и ВЦИК ("Об охране памятников природы, садов, парков" от 16 сент. 1921 и "Об учете и охране памятников иск-ва старины и природы" от 7 янв. 1924) были поставлены на гос. охрану как памятники архитектуры сотни дворцов и усадеб. Как правило, все они передавались для использования под художеств., историч., краеведч. музеи либо под дома культуры, библиотеки, лечебные и детские учреждения (напр., подмосковные усадьбы Алмазово, Братцево, Воронцово, Глинки, Гребнево, Знаменское, Кузьминки, Марфино, Середниково ("Мцыри"), Узкое, Царицыно и др.). В наиболее замечат. дворцах и усадьбах (Кусково, Останкино, Архангельское, Петродворец (Петергоф), Пушкин (Царское Село), Павловск, Ломоносов (Ораниенбаум), Гатчина ) созданы самостоят. художеств.-архит. музеи. Во время Вел. Отечеств. войны 1941-45 дворцы-музеи и парки, находящиеся под Ленинградом, подверглись варварскому разрушению нем.-фаш. оккупантами. С 1944 начались реставрац. работы, окончание к-рых запланировано на 1980. М.-у. и д. ведут исследоват. работу по реставрации, консервации и изучению архитектуры, изобразит. и прикладного иск-ва 18-19 вв. Массовой научно-просветит. работой охватываются ежегодно миллионы посетителей музеев. Архивы музеев открыты для исследователей. Музеи издают путеводители и исследования.

А. М. Разгон. Москва.

МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ (МАЭ) - старейший этнографический музей страны (при Институте этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР в Ленинграде); наследник этнографических и антропологических коллекций петер-ургской Кунсткамеры (осн. 1714) и ее здания, построенного в 1727 (в кон. 19 в. было построено для музея еще одно здание). В 1-й пол. 18 в. Кунсткамера была передовым комплексным музеем, в к-ром были представлены этнографич. экспонаты со всех частей света, кроме Австралии. Посещения его входили и в программу пребывания в столице иностр. высоких особ и гостей, дипломатов и др. В 1836 в связи с расчленением Кунсткамеры на ряд музеев были выделены музеи анатомии и этнографии. В 1878 они были объединены в один музей - МАЭ. В музее хранятся уникальные коллекции этнографич. мат-лов, отражающие самобытные культуры мн. племен и народностей земного шара: анатомич. собрание, купленное Петром I у голл. анатома Рюиша, и этнографич. экспонаты, собранные в 18 в. рус. академич. экспедициями (И. Г. Гмелин, С. П. Крашенинников, П. С. Паллас и др.) в России (гл. обр. в Сибири) и нек-рых сопредельных странах. С кон. 18 и особенно в 1-й пол. 19 вв. пополнение коллекций осуществилось благодаря сборам рус. кругосветных экспедиций И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского и О. Е. Коцебу, к-рые доставили ценные коллекции от обитателей Сандвичевых (Гавайских), Маркизских о-вов, о. Пасхи и др. Ценнейшие этнографич. коллекции доставила также экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, снаряженная в Антарктику. Выдающееся науч. значение имеет мат-л, собранный в Океании во время кругосветного плавания экспедицией Ф. П. Литке (особенно экспонаты с Каролинских о-вов). Выдающееся значение имеет коллекция Н. H. Миклухо-Маклая с о-вов Тихого ок. (Нов. Гвинея, Меланезия, Микронезия и др.). Ценнейшие этнографич. коллекции, характеризующие племена Сев.-Зап. Америки, Калифорнии, Алеутских, Гавайских, Курильских о-вов, привезены в сер. 19 в. И. Г. Вознесенским и Л. А. Загоскиным. По этнографии Юж. Америки основу коллекции МАЭ составляют предметы, собранные в нач. 19 в. Г. И. Лангсдорфом и в нач. 20 в. Г. Г. Манизером, И. Д. Стрельниковым и Ф. А. Фиельструпом. Во 2-й пол. 19 в. в музей начинают поступать коллекции по народам Африки, в числе к-рых большое значение имела коллекция, подаренная музею исследователем Центр. Африки В. В. Юнкером. Имеются в МАЭ большие коллекции по этнографии Индии и Индонезии, собранные супругами Л. и А. Мерварт и П. П. Ефименко. Очень большие собрания по народам Сибири доставлены академич. экспедициями 19 в. (А. Ф. Миддендорф, Л. И. Шренк) и политич. ссыльными (Э. К. Пекарский, В. Л. Серошевский, В. Г. Богораз-Тан, Л. Я. Штернберг и др.); по полноте и науч. ценности они имеют мало равных даже в самых богатых собраниях мира. Среди обширного антропологич. мат-ла МАЭ большое науч. значение имеют костные остатки неандертальца из пещеры Киик-Коба, скелеты мезолитич. людей, а также краниологич. и остеологич. мат-лы эпохи неолита, бронз. века и более позднего времени. МАЭ располагает также крупными, непрерывно пополняемыми археол. коллекциями, гл. обр. по палеолиту. С нач. 20 в. МАЭ организует планомерный сбор мат-лов как внутри страны, так и за рубежом и ведет междунар. обмен коллекциями. Экспозиции МАЭ пропагандируют совр. науч. взгляды о равенстве и творч. полноценности всех рас, идеи дружбы и мира между народами, разоблачают политику империализма и колониализма, помогают формировать науч. мировоззрение. Ежегодно МАЭ посещает свыше 200 т. ч. В 1964 отмечалось 250-летие МАЭ. В советское время издано более 20 тт. "Сборников Музея антропологии и этнографии".

Лит.: Станюкович Т. В., Кунсткамера Петербургской АН, М.-Л., 1953; ее же, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (1714-1964), М.-Л., 1964; 250 лет Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого. Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 22, М.-Л., 1964.

Л. П. Потапов. Ленинград.

МУЗЕЙ В. И. ЛЕНИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА

МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА - гос. художеств. музей в Москве (ГМИИ). Создан в 1912 на базе основанного в сер. 19 в. "Кабинета изящных наук" при Моск. ун-те, к-рый содержал гл. обр. слепки со скульптур древних Египта и Месопотамии, Греции и Рима, а также средневековья и Возрождения, находившихся в музеях и др. собраниях Европы. Имелись в коллекции Кабинета и подлинные произв., а также собрание различных монет и медалей. В 1910-11 у В. С. Голенищева была куплена богатейшая коллекция уникальных др.-егип. произведений иск-ва: статуэтка Раннаи, фаюмские портреты и коптские ткани, туалетная ложечка в виде плывущей девушки, свыше тысячи рукописей на др.-егип., коптском, греч., арабском языках, клинописные таблички, предметы быта и погребального культа и мн. др. Это собрание остается до сих пор лучшим в СССР и занимает одно из первых мест среди егип. коллекций мира. В 1899-1912 на собранные частные и обществ. средства было построено (арх. Р. И. Клейн) здание музея. Мн. его залы оформлены в архит. стилях эпох, соответствующих выставленным в них памятникам (напр., греч. и итал. дворики, зал с фронтонами др.-греч. храмов, зал Египта с колоннами в виде связок папируса). Музей был открыт 31 мая (12 июня) 1912 и получил назв. Музея изящных иск-в. Для широких нар. масс эта сокровищница шедевров мирового иск-ва стала доступной после Окт. социалистич. революции. В 1924 музей переименован в Гос. музей изобразит. иск-в, а в 1937 ему было присвоено имя А. С. Пушкина. В 1923-24 ГМИИ были переданы картины зап.-европ. художников, рисунки и гравюры из Гос. Третьяковской галлерей и картины, рисунки и гравюры б. Румянцевского музея. Последние составили ядро гравюрного кабинета ГМИИ, к-рый обладает одной из лучших в СССР коллекций сов., рус. и зарубежных гравюр и рисунков. В 1948 в ГМИИ влилась большая часть собрания б. Музея нового зап. иск-ва. В коллекции ГМИИ вошли также мн. произв., находившиеся в ряде частных коллекций (дворцах, имениях и т. п.).

Собрание ГМИИ занимает второе место после Эрмитажа. Музей содержит ок. 600 тыс. произв. иск-ва. В нем представлены произв. Рембрандта и П. П. Рубенса, Н. Пуссена и Ж. Л. Давида, К. Kopo и Г. Курбе, Б. Э. Мурильо и Х. Риберы, П. Сезанна, О. Ренуара, Э. Дега, К. Моне, В. Ван-Гога, П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо, А. Марке и мн. др. Особую ценность имеет собрание голл. и фламандской живописи 17 в. и французской 17-20 вв. (собрание франц. живописи кон. 19 - нач. 20 вв. - одно из богатейших в мире). Большой известностью пользуется замечат. коллекция монет и медалей ГМИИ, часть к-рой экспонируется. Музей пополняется, напр., благодаря археол. раскопкам в Крыму и на Кавказе, проводимым отделом экспедиций и археологии ГМИИ. Открыты памятники Неаполя Скифского, Пантикапея, Фанагории, Тирамбы. Лучшие находки выставлены в зале Сев. Причерноморья. Среди них мраморные акротерии, уникальные расписные вазы, золотые украшения из склепа Неаполя Скифского, статуи и рельефы и т. п. В зале Передней Азии выставлены находки, сделанные при раскопках цитадели урартского г. Эребуни (совр. холм Аринберд в Армении). Музей ведет науч. и просветительную работу (в 1964 было проведено св. 5 тыс. экскурсий, св. 680 лекций). Музей посещает более 560 т. ч. в год. При ГМИИ имеются библиотека, реставрац. мастерские, отдел репродукций.

Лит.: 50 лет Гос. музею изобразительных иск-в им. А. С. Пушкина. Сб. ст., М., 1962.

Р. И. Рубинштейн. Москва.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА (до 1941 - Донской музей) - осн. Об-вом донской старины и открыт в 1899 в г. Новочеркасске в спец. здании (арх. А. А. Ященко). Во время гражд. войны наиболее ценные экспонаты на сумму 9 млн. руб. были вывезены в 1919 за границу. В 1920 началось восстановление музея. В 1946 пр-во ЧССР возвратило в музей ок. 3 тыс. экспонатов, вывезенных белогвардейцами. В музее собрано ок. 30 тыс. экспонатов (многие уникальные), представляющих материальную и духовную культуру, этнографич. особенности и боевые реликвии донских казаков. В науч. б-ке 25 тыс. экз., в т. ч. редкие книги по истории Дона. Музей совм. с Ленингр. и Ростовским ун-тами проводит н.-и. работу. Имеет 4 отдела: палеонтологии и археологии; истории донского казачества с 16 в. до 1917; сов. периода; художественный, в к-ром собраны коллекции картин донских художников Н. Н. Дубовского, И. И. Крылова и др., передвижников и прикладного иск-ва; 2 филиала: дом-музей художника-баталиста М. Б. Грекова (с 1956) и с 1957 - Старочеркасский музей им. С. Разина (осн. в 1939).

Лит.: Известия Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те, 1892, т. 10, No 5, с. 541-42; Донской музей, "ИВ", 1908, июль.

П. И. Молчанов. Новочеркасск.

МУЗЕЙ РЕВОЛЮЦИИ СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУКАДДАМ

МУКАДДАМ (араб., букв. - "стоящий впереди", старшина) - в персоязычной феод. историографии Индии старшина в общинах Сев. Индии (ср. патил, патель), а также местные инд. феодалы, в т. ч. феодализирующаяся знать племен. В 17-18 вв. М.-старшины превратились в феод. землевладельцев.

МУКАДДАСИ

МУКАДДАСИ - аль-Макдиси, Шамс-ад-дин Абу Абдаллах (946/947 - ок. 1000) - араб. географ и путешественник. Род. в г. Иерусалиме. Кн. М. "Лучшее распределение для познания климатов" ("Ахсан ат-такасим фи м'арифат аль-акалим"), написанная в 985/6-89, - итог многолетних путешествий и критич. изучения трудов предшественников, содержит описание всех стран мусульм. Востока; все сведения расположены по стройной схеме. М. уделяет внимание преим. природным богатствам описываемых областей, занятиям, нравам, верованиям нас., торговле. Соч. М. является важнейшим источником для изучения экономич. и культурной жизни ср.-век. Востока, в т. ч. Ср. Азии и Закавказья.

Изд.: Descriptio imperii Moslemici auctore Al-Mokaddasi, LB, 1877, 2 ed., 1906 ("BGA", p. 3).

Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая лит-ра, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957, с. 211-18.

В. М. Бейлис. Луганск.

МУКАННА

МУКАННА (араб. - закрытый покрывалом) (ум. 783) - прозвище Хашима ибн Хакима, вождя антифеод. и антиараб. восстания в Ср. Азии. Род. в Мерве.

См. Муканны восстание.

МУКАННЫ ВОССТАНИЕ

МУКАННЫ ВОССТАНИЕ - антифеод. и антиараб. нар. движение в Ср. Азии 70-80-х гг. 8 в., известное также как восстание "людей в белых одеждах". М. в. возглавлял Муканна. Он проповедовал учение, в основе к-рого лежали идеи маздакизма, и призывал активно бороться против политич. и экономич. неравенства и господства араб. Халифата. Гл. движущей силой М. в. было трудовое крестьянство Мавераннахра. Первоначально в нем участвовали и мелкие местные землевладельцы. Восставшим помогали кочевые тюрк. племена. Осн. центрами М. в. были селение Нарщах (ок. Бухары), Самарканд и горная крепость Санам области Кеш. Сосредоточив огромные воен. силы, арабы в период с 776 по 783 последовательно разгромили эти центры и после многолетней борьбы подавили М. в. ок. 783-785. Муканна, чтобы избежать плена, покончил с собой. Традиции М. в. долго тревожили араб. завоевателей, а идеи "людей в белых одеждах" продолжали жить до 12 в.

Лит.: Якубовский А. Ю., Восстание Муканны - движение людей в "белых одеждах", "СВ", 1948, т. 5; История тадж. народа, т. 2, кн. 1, М., 1964.

Э. А. Масанов. Алма-Ата.

МУКАЧЕВО

МУКАЧЕВО - город, р. ц. Закарпатской обл. УССР, на р. Латорица. Ж.-д. станция. На 1 янв. 1964 - 54 т. ж. По археологич. данным, возник в 10-11 вв. Впервые упоминается в хронике "Gesta Hundgarorum" (кон. 12 в.), в грамотах - под 1263, До 1018 терр. Закарпатской обл., на к-рой находился М., входила в состав Киевской Руси, затем была захвачена венг. феодалами. В 1396-1414 находился во владении подольского кн. Федора Кориятовича. К сер. 15 в. - значит. торгово-ремесл. центр. В 16-17 вв. М. входил в состав Семиградского кн-ва. До 1918 - в составе Австро-Венгрии. 22 марта 1919 власть в М. перешла в руки Директориума - органа Совета рабочих и солдат. В мае 1919 М. захватывался войсками рум. и чеш. бурж. пр-в. В сент. 1919 присоединен к бурж. Чехословакии. В 1938-44 М. оккупирован Германией. 26 окт. 1944 М. был освобожден Сов. Армией. 26 нояб. 1944 в М. состоялся 1-й съезд нар. к-тов Закарпатья, на к-ром был принят Манифест о воссоединении Закарпатья с УССР (офиц. оформлено в 1945). В городе предприятия легкой и пищевой пром-сти. Ист.-архит. памятники: замок-крепость (14-15 вв., перестроен в 17 в.), деревянная церковь (18 в.).

МУКДЕН

МУКДЕН - см. Шэньян.

МУКДЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1905

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница