Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М" (часть 26, "МОН")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОНГОЛЬСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1921 - ликвидация белогвард. банд ген. барона Р. Унгерна фон Штернберга в Монголии. Унгерновские банды, выполняя задание япон. империалистов, 2 окт. 1920 вторглись из Забайкалья во Внеш. Монголию (ныне МНР) и 4 февр. 1921 захватили Ургу (ныне Улан-Батор) и ряд р-нов страны. Нар. массы во главе с Д. Сухэ-Батором и Х. Чойбалсаном поднялись на борьбу с захватчиками. 10 апр. 1921 Врем. нар. пр-во Монголии обратилось к пр-ву РСФСР с просьбой оказать ему помощь в борьбе с бандами Унгерна. На их ликвидацию были направлены войска 5-й Красной армии и Нар.-революц. армии Дальневост. республики, к-рые действовали совместно с Монг. революц. армией. 6 июля была освобождена Урга. В июле - августе 1921 банды Унгерна были разгромлены, а сам он 22 авг. взят в плен. Чрезвычайный революц. трибунал в г. Новониколаевске 13 сент. 1921 приговорил Унгерна к смертной казни, и 15 сент. он был расстрелян.
Лит.: Кислов А. Н., Разгром Унгерна, М., 1964; Монг. Нар. Республика. 1921-61. Сб. ст., М., 1961. |
МОНГОЛЬСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ - держава, сложившаяся в 1-й пол. 13 в. в результате захватнич. войн Чингисхана и его преемников. В отличие от многочисл. войн кон. 12 - нач. 13 вв., отражавших процесс преодоления племенной разобщенности и образования монг. раннефеод. гос-ва, войны, начатые в 1211 вторжением в Сев. Китай, диктовались хищнич. интересами монг. феодалов, искавших новых источников обогащения.
В правление внука Чингисхана Мункэ (1251-59) М. ф. и. включала в свои пределы Монголию, Сев. Китай, Корею, Тангут, Центр. и Ср. Азию, Закавказье, Иран, Афганистан и значит. часть рус. земель. Однако М. ф. и. была лишена внутр. единства, представляла собой механич. объединение большого числа разноязычных народов, находившихся на различных уровнях социально-экономич. и культурного развития, причем многие из них по достигнутому ими уровню стояли выше завоевателей.
Смерть Мункэ положила начало распаду М. ф. и. Первыми отделились от нее владения Батыя (1236-1255 (Золотая Орда)) и Хулагу-хана (1256-65 (Хулагуидов государство)), образовавшие самостоят. гос-ва под властью монг. династий, не вмешивавшиеся в дела М. ф. и. и не допускавшие вмешательства ее правителей в свои дела. Преемником Мункэ был его брат Хубилай - хан (1260-94), при котором было завершено завоевание монг. феодалами всего Китая. Дальнейшая судьба М. ф. и. сливается с историей династии Юань в Китае (с 1280). В 1368 монг. завоеватели были изгнаны из Китая восставшим народом. М. ф. и. перестала существовать.
Лит.: Бартольд В. В., Образование империи Чингис-хана, "ЗВОРАО", т. 10, СПБ, 1897; Насонов А. М., Монголы и Русь, М.-Л., 1940; Веселовский Н. И., Лекции по истории монголов, СПБ, 1909; Нацагдорж Ш., Халхын туух, Улаанбаатор, 1963; Martin D., The rise of Chingis khan and his conquest of the North China, Balt., 1950; Lattimore O., Chingis khan and the Mongol Conquests, "Scientific American", 1963, v. 209, No 2; D'Ohsson, Histoire des Mongols, v. 1-4, Amst., 1834-35; Fox R. W., Genghis khan, N. Y., 1936.
И. Я. Златкин. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"МОНГОЛЬСКОЕ УЛОЖЕНИЕ" (точнее - "Уложение палаты управления окраинами") - кодекс адм.-правовых норм Цинской империи для управления Монголией, имевший силу закона, был разработан палатой управления окраинами Китая и утвержден императором. Изд. в 1782, 1817 и 1820 на монг., кит. и маньчжурском яз., "М. у." устанавливало систему гос.-адм. устройства Монголии как колон. окраины Цинской империи, регулировало комплекс обществ. и правовых отношений внутри монг. общества, определяло характер суда и судопроизводства, нормы поведения, меры наказания и пр.
"М. у." отражало зависимое, вассальное положение монг. феодалов по отношению к Цинской династии И в то же время носило ярко клас. характер, стояло на страже интересов господств. класса феодалов.
Лит.: Липовцев С., Уложение китайской палаты внешних сношений, т. 1-2, СПБ, 1828; Нацагдорж Ш., Халхын туух, Улаанбаатар, 1963.
М. И. Гольман. Москва. |
МОНГОРЫ - народность в Сев. Китае. См. Ту. |
Рама IV (1804-68), - король Сиама (с 1851) из династии Чакри. При нем Сиам был насильственно "открыт" европ. капиталом для торговли. В 1855 М. подписал первый неравноправный договор с Англией, в 1856 - с Францией и США, затем с рядом др. держав. В области внутр. политики М. провел ряд преобразований прогрессивного характера: ограничение призыва нас. на гос. барщину, расширение применения труда вольнонаемных рабочих, запрещение продажи главой семьи ее членов за долги без их согласия. Модернизировал Банкок (прокладка улиц (вместо каналов), постройка первой в истории Сиама больницы и пр.). М. был образованным человеком, стремился привить европ. образование сиамской аристократии. При дворе М. была создана первая гос. школа, в 1859 стала издаваться "Королевская газета". М. изучал историю Сиама, собирал старинные летописи, археологич. памятники, увлекался естеств. науками. |
МОН-КХМЕРЫ - родственные по языку народы, живущие гл. обр. в странах Индокитая. Общая числ. - 8,5 млн. чел. (1961). Среди них: в Бирме - моны (400 т. ч.), ва (50 т. ч.) и палаун (160 т.ч.); в Таиланде - моны (85 т. ч.), кхмеры, (350 т. ч.), куи (350 т. ч.), суи (150 т. ч.), лава (5 т. ч.), кхму (65 т. ч.); в Лаосе - ламет (30 т. ч.), кхму (100 т. ч.), футенг (100 т. ч.), боловен (60 т. ч.), суи (60 т. ч.); в Камбодже - кхмеры (4450 т. ч.), куи (40 т. ч.), мнонги (20 т. ч.), стиенги (15 т. ч.); во Вьетнаме - кхмеры (500 т. ч.), банар (110 т. ч.), сэданг (95 т. ч.), чамрэ (100 т. ч.), ван-кьеу (35 т.ч.), мнонги (45 т.ч.), стиенги (23 т. ч.), ма (45 т.ч.), ксакау и пуок (15 т. ч.); в Малайе - сенои и семанги (4 т. ч.). В Индии к М.-к. относятся кхаси (370 т. ч.) и никобарцы (15 т. ч.), а в Китае (пров. Юньнань) - кава (345 т. ч.), бэнлун (5 т. ч.) и булан (42 т. ч.). М.-к. принадлежат в осн. к южномонголоидной расе, у нек-рых обнаруживаются негро-австралоидные черты (у ва и мнонгов), а у сеноев и семангов эти черты господствуют (у первых - веддоидный тип, у вторых - негритосский). В лингвистике все больше утверждается теория, объединяющая языки М.-к. с языками мунда (Сев.-Вост. Индия) в аустро-азиатскую семью, имеющую связи с малайско-полинезийской (аустронезийской) семьей. По религии моны и кхмеры - буддисты, остальные народы сохраняют сильные пережитки племенных (анимистич.) верований. По-видимому, формирование М.-к. происходило еще в раннем неолите в сев.-зап. части Индокитая и на Ю.-З. Китая. Распространение М.-к. в эпоху неолита по всему Индокитаю сопровождалось поглощением более древнего негро-австралоидного населения. В этнич. истории М.-к. значит. влияние имели миграции тибето-бирманских и тайских народов, особенно с кон. 1-го тыс. Расселение этих народов сопровождалось ассимиляцией М.-к. и расчленением их территорий, а вместе с тем восприятием пришельцами культурных достижений М.-к.
В первых веках н. э. в Индокитае в дельтовых р-нах возникали ранние гос-ва М.-к.: у монов в Нижней Бирме, а у кхмеров в Камбодже. Оба эти народа создали развитые цивилизации, чему способствовали экономич. и культурные связи с Индией. В противоположность монам и кхмерам многие родственные им народы (ва, ламет, мнонги и др.), попав в тяжелые природные условия (горные р-ны) и практикуя подсечно-огневое земледелие, вплоть до недавнего времени сохраняли мн. черты первобытнообщинного уклада. Колон. захваты Англии и Франции в Индокитае затормозили развитие М.-к., как и др. народов полуострова. В наст. время в ряде стран Индокитая происходят процессы консолидации многих мон-кхмерских народов в более крупные этнич. общности.
Лит.: Левин М. Г. и Чебоксаров Н. H., Древнее расселение человечества в Вост. и Юго-Вост. Азии, в кн.: Происхождение человека и древнее расселение человечества, М., 1951; Очерки общей этнографии, в. 2, М., 1959; Schmidt W., Die Mon-Khmer Völker, Braunschweig, 1906; Heine-Geldern R., Urheimat und früheste Wanderungen der Austronesier, "Anthropos", 1932, Bd 27; Condominas G., Nous avons mangé la forêt. Chronique de Sar Luk, village Mnong Gar, P., 1957.
Я. В. Чеснов. Москва. |
"МОНМИН СИМСО" ("Думы об управлении народом") - произведение корейского мыслителя сирхакского направления (Сирхакпха) Чон Як Ёна (Тасана, Ёюдана), написанное в 1817. "М. с." составлен в форме наставлений для чиновников (из 12 тематич. разделов), касающихся назначений и смещений чиновников, их обязанностей по всем 6 отраслям гос. управления (по ведомствам чинов, финансов, церемоний, воен. дела, наказаний и обществ. работ). В "М. с." критикуются несправедливости существующего строя и показывается бедственное положение нар. масс. Эти критические замечания отражают демократические и гуманистич. идеи автора. "М. с." представляет ценный источник для изучения социально-экономич. истории Кореи кон. 18 и нач. 19 вв.
Публ.: "Монмин симсо", т. 1-3. Пхеньян, 1962. |
МОНМОРАНСИ (Montmorency), Анн (15.III.1493 - 12.XI.1567) - франц. гос. деятель. Маршал Франции с 1522, коннетабль с 1538, один из знатнейших баронов Франции, герцог с 1551. Участвовал в битве при Мариньяно (1515), вместе с Франциском I был пленен у Павии (1525). При Генрихе II (1547-59) М. фактически возглавил пр-во, став ближайшим советником короля. В 1548 руководил карательной экспедицией, подавившей восстание в Гиени (в частности, в Бордо). В 1557 был пленен при разгроме франц. армии при Сен-Кантене. В 1561 образовал с герцогом Гизом и маршалом Сент-Андре триумвират для борьбы с гугенотами. В религиозных войнах командовал королев. войсками; был смертельно ранен в битве при Сен-Дени. |
МОНМУССО (Monmousseau), Гастон (17.I.1883 - 11.VII.1960) - деятель франц. рабочего движения. Род. в крестьянской семье. Трудовую деятельность начал как рабочий- железнодорожник (1910). В 1920-1921 - генеральный секретарь Федерации железнодорожников, в 1921-22 - секретарь Объединения профсоюзов Парижского района, в 1922-36 - секретарь Унитарной всеобщей конфедерации труда (УВКТ), в 1936-40 - секретарь объединенной Всеобщей конфедерации труда (ВКТ). В 1926-37 - чл. Исполкома Профинтерна. С 1923 - бессменный директор проф. газеты "La Vie Ouvrière". С 1922 - чл. Франц. компартии (ФКП), в 1926-45 и 1956-60 - чл. ЦК ФКП, в 1932-45 - чл. Политбюро ЦК ФКП. На VII конгрессе Коминтерна (1935) был избран чл. Интернациональной контрольной комиссии. В 1936-39 - депутат парламента, вице-пред. парламентской комиссии по труду. Неоднократно подвергался репрессиям за революц. деятельность. В период нем.-фаш. оккупации Франции (июнь 1940 - кон. 1944) - один из руководителей Движения Сопротивления на Ю. Франции. С 1945 - секретарь ВКТ.
Лит.: La musette de G. Monmousseau, P., 1963.
Б. Л. Вульфсон. Москва. |
МОНО (Monod), Габриель (7.III.1844 - 10.IV.1912) - франц. историк-медиевист. Занимался в Гёттингене в семинариях Г. Вайца. С 1868 преподавал, а затем стал директором Практич. школы высших знаний, куда перенес распространенный в нем. ун-тах метод семинарских занятий историков. М. положил начало подготовке во Франции высококвалифицированных источниковедов, архивистов. С 1880 М. - проф. Высш. нормальной школы. В 1876 основал и стал гл. ред. журн. "Revue historique", программой к-рого декларировал нейтральность ист. науки по отношению к совр. политике, порвав тем самым с традициями франц. бурж. историографии. Сам же занимался активной политич. деятельностью: читал лекции в нар. ун-тах, чтобы "сблизить народ с буржуазией", боролся против клерикально-монархич. реакции, создавшей дело Дрейфуса. Примыкая к либеральному позитивизму, М. считал, что предметом изучения истории должны быть "великие и медленные движения экономич. условий и социальных учреждений", т. е. ист. процессы (а не единичные явления), к-рые дают возможность выявить ист. закономерности. Свои исследования М. посвятил в осн. вопросам источниковедения (эпохи Меровингов и Каролингов) и историографии. Известность ему принесла "Библиография истории Франции" ("Bibliographie de l'histoire de France", P., 1888), ныне устаревшая.
M. был женат на дочери Герцена.
Соч.: Etudes critiques sur les sources de l'histoire mérovingienne, v. 1-2, P., 1872-85; Etudes critiques sur les sources de l'histoire carolingienne, P., 1898; Les origines de l'historiographie а Paris, P., 1877; Jules Michelet, P., 1875; La vie et la pensée de Jules Michelet, v. 1-2, P., 1923.
Лит.: Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956, с. 313-14; Delatour, Noticesur G. Monod, Séances et travaux Ac. d. sc, 1915, t. 83, p. 577-626; Quack G., G. Monod, В., 1931.
О. Л. Вайнштейн. Ленинград. |
МОНОМАШИЧИ (Мономаховичи) - назв. в 12-13 вв. рус. князей - потомков вел. кн. киевского Владимира Всеволодовича Мономаха. От его старшего сына вел. кн. Мстислава пошла старшая линия М., давшая князей волынских, галицких и смоленских (Всеволод Мстиславич - кн. новгородский и псковский, Изяслав Мстиславич - волынский, Мстислав Изяславич - волынский, Мстислав Ростиславич Храбрый, Мстислав Мстиславич Удалой, Роман Мстиславич - галицко-волынский и его сын Даниил - галицкий). От Юрия Долгорукого пошла младшая ветвь М. - князья владимиро-суздальские. Из них наиболее известны внуки Мономаха - Андрей Юрьевич Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, потомки к-рого стали впоследствии моск. вел. князьями. До сер. 13 в. М. вели войны за верховенство на Руси с Ольговичами, князьями черниговскими. Во 2-й пол. 12 в. разгорелась междоусобная борьба между старшей и младшей линиями самих М., закончившаяся победой владимиро-суздальских князей.
Г. С. Горшков. Москва. |
МОНОМОТАПА - раннее гос. образование, созданное народами банту в нач. 2-го тыс. н. э. в междуречье Замбези - Лимпопо. Общество М. сложилось на основе местных культур раннего и развитого жел. века (см. Зимбабве), когда народы юго-вост. банту перешли от охоты и собирательства к мотыжному земледелию и скотоводству и начали объединяться в союзы племен. Крупнейший союз - М. был создан вождями племени каранга группы машона. В 14-15 вв. М. объединяла большинство стран междуречья, а язык каранга стал господствующим. Для цивилизации М. характерны: высокое развитие металлургии железа, керамич. произ-ва, расцвет строительства из камня, широкие торг. связи. Обществ. строй М. мало изучен. Известно, что во главе М. стоял вождь союза племен - мономотапа и племенная знать, сохранялись многие черты родовых отношений. Ослабленная внутр. смутами и борьбой с португальскими захватчиками, М. в 1693 была завоевана племенами розви, при к-рых местная культура в междуречье продолжала развиваться до вторжения племен нгуни в 1834.
Лит.: Фадеев Л. A., Мономотапа. Древняя африканская цивилизация в междуречье Замбези - Лимпопо, Африканский этнографич. сб., т. 4, М.-Л., 1962 (Труды ин-та этнографии, т. 72); Caton-Thompson G., The Zimbabwe culture, Oxf., 1931; Wieschhoff H. A., The Zimbabwe-Monomotapa culture in South-East Africa, Menasha, 1941.
Л. А. Фадеев. Москва. |
МОНОНОБЭ - один из влиятельных япон. родов, боровшийся за власть в 5-6 вв. Выступал против сближения с Кореей и заимствования индо-кит. культуры, проникавшей в Японию через эту страну. В нач. 7 в. потерпел поражение от др. влиятельного рода Сога.
Лит.: Нихон Рекиси Иванама кодза (История Японии, Сб. ст.), т. 2-3, Токио, 1962-63; Кодайси кэнкю (Исследование древней истории), т. 3-4, Токио, 1956-58.
Г. И. Подпалова. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ - см. Империализм. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОНОТЕИЗМ (от греч. monos - единый и teos - бог) - система религ. верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма - многобожия. В богословской лит-ре к монотеистич. религиям относят христианство, иудаизм и ислам. Понятие М. условно и относительно, четкой границы между М. и политеизмом нет, т. к. ни одна из религий не является последовательно монотеистической: для всех характерен дуализм доброго и злого (сатана) бога, а многочисл. ангелы и бесы вместе с душами умерших святых и праведников выполняют фактически в религ. сознании роль низших богов. В ходе ист. развития религии М. появляется очень поздно. В эпоху распада родоплеменного строя и формирования ранних гос-в боги отдельных племен соединялись в один "пантеон", в к-ром первое место обычно занимал бог самого сильного племени. В благоприятных случаях жрецы этого бога стремились превратить его в единственного или главного бога (напр., вавилонский Мардук), в др. случаях цари пытались противопоставить культ единого бога традиционным жреческим культам (религ. реформа Аменхотепа IV в Египте). Впервые относительно строгий М. возник и получил господство в сер. и 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. среди евреев, когда жрецы храма Яхве в Иерусалиме установили свою религ. монополию. Христианство, формально восприняв идею еврейского М., фактически отступило от нее, развив учение о "троичности" бога. Более строгий М. был введен в Аравии в 7 в. н. э. на почве объединит. движения среди араб. племен, составив осн. догмат мусульм. религии (см. Ислам). Т. о., данные совр. науки опровергают утверждение богословов (в т. ч. школы патера В. Шмидта) о том, что М. - якобы исконная религия человечества (см. Прамонотеизма теория), а др. формы верований - политеизм, анимизм, фетишизм и др. лишь уклонения от первонач. "истинной" религии.
Лит.: Кунов Г., Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., М.-Л., 1925; Нiкольскi H. М., Политэiзм i монотэiзм у яўрэйскай рэлiгii, Менск, 1931; Ярославский Е., Как родятся, живут и умирают боги и богини, М., 1959; Токарев С. A., Религия в истории народов мира, М., 1964. |
МОНОФИЗИТЫ (от греч. monos - один и pusis - природа, естество) - сторонники религ.-политич. учения, созданного в Византии в 5 в. (как реакция на несторианство) константинопольским архимандритом Евтихием. М. утверждали, что Христу присуща одна (божественная) природа, а не две (божественная и человеческая), т. е. пострадавшим за человечество оказывался не богочеловек, как утверждали ортодоксальные богословы, а бог. Учение М. широко распространилось на востоке Византии (Египте, Сирии, Армении), где еще живы были традиции культа умирающего бога, и сделалось знаменем сепаратизма. В 449 на Эфесском ("разбойничьем") соборе М. одержали верх, но в 451 их учение было осуждено на Халкидонском соборе. Визант. императоры 5-7 вв. стремились к компромиссу с М. В 638 компромиссное решение было изложено Ираклием в "Экфесисе": у Христа признавалось наличие двух природ, но одной воли, что положило начало т. н. монофелитству (от греч. telnma - воля). С завоеванием вост. провинций арабами М. потеряли базу в Византии, но их учение сохранило силу в Армении (григорианская церковь), Сирии, Египте и Эфиопии.
Лит.: Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959, S. 283-95.
А. П. Каждан. Москва. |
МОНПЕЛЬЕ (Montpellier) - город на Ю. Франции, адм. ц. деп. Эро. 118,9 т. ж. (1962). Центр виноделия. Возник в 8 в. на месте двух деревень. Благодаря расположению вблизи моря и на перекрестке торг. путей М. вырос в 12-13 вв. в крупный экономич. центр (произ-во сукон и кож, торговля с Италией, Испанией, Левантом). В 1141 (окончательно в 1204) добился самоуправления. В 1204 отошел к королевству Арагон, в 1276 - к королевству Майорка. В 13 в. прославился своей мед. школой, в 1289 в М. был осн. ун-т. В Альбигойских войнах М. поддерживал крестоносцев. В 1292 часть М., а в 1349 весь город был выкуплен франц. королем и присоединен к домену. Во время религ. войн 16 в. М. стал оплотом гугенотов, к-рые овладели городом в 1567. В 1622 М. после длит. осады был взят Людовиком XIII. В 17 в. M. стал адм. ц. пров. Лангедок.
Лит.: Germain A., Histoire de la commune de Montpellier..., v. 1-3, Montpellier, 1851-53; Thomas L., Montpellier, ville marchande, Montpellier, 1936. |
МОНРЕАЛЬ (Montréal) - город на В. Канады, в пров. Квебек, первый по численности населения в стране; в границах Большого М. - 2,3 млн. ж. (1963); крупнейший экономич. и трансп. ц. Канады. Расположен на р. Св. Лаврентия. Один из крупнейших океанских портов капиталистич. мира (грузооборот - до 20 млн. т в год; 1-е место в мире по экспорту зерновых). Дает ок. 1/4 валовой продукции обраб. пром-сти страны.
М. осн. франц. переселенцами в 1642. В 1-й пол. 18 в. стал важным торговым центром. В 1844-49 - столица провинции Канада. 19 в. был для М. периодом быстрого роста (нас. в 1800 - 9 т. ч., в 1871-115 т. ч., в 1901-328 т. ч.) и экономич. прогресса. М. - один из центров рабочего движения в Канаде (стачки докеров в 1903 и 1907, трансп. рабочих в 1912 и др.). 3 ун-та: Мак-Гилла (осн. в 1821, на англ. яз.), Монреальский (осн. в 1876, на франц. яз.), Джорджа Уильямса (осн. в 1929, на англ. яз.). Ист. музей "Шато де Рамзей".
Лит.: Bertrand C., Histoire de Montréal, t. 1-2, Montréal - P., 1935-42. |
МОНРО (Monroe), Джеймс (28.IV.1758 - 4.VII.1831) - гос. деятель США. Род. в штате Виргиния. Участвовал в войне за независимость в Северной Америке 1775-83. Был сенатором (1790-94), посланником во Франции (1794-96) и губернатором Виргинии (1799-1803 и 1811). Участвовал в заключении договора о присоединении Луизианы (1803). Выполнял дипломатич. миссии в Мадриде (1804) и Лондоне (1805-06). В пр-ве Дж. Медисона М. - гос. секретарь (1811-17), а с авг. 1814 по март 1815 по совместительству - воен. мин. В 1817-25 - президент США (дважды избирался от Респ. партии). Первоначально М. был последовательным антифедералистом и резко критиковал пр-во Дж. Вашингтона. На посту президента проявил себя как умеренный и осторожный политич. деятель - защитник интересов плантаторов Юга и крупной буржуазии Севера. В годы его президентства было осуществлено присоединение Флориды (1819), заключен т. н. Миссурийский компромисс (1820), принято решение о признании независимости новых гос-в Лат. Америки (март 1822), провозглашена т. н. Монро доктрина.
Соч.: The writings, ed. by S. M. Hamilton, v. 1-7, N. Y., 1898-1903.
Лит.: Cresson W. P., J. Monroe, Chapel Hill, (1946); Dangerfield G., The era of good feelings, N. Y., 1952.
Н. H. Болховитинов. Москва. |
МОНРО ДОКТРИНА - декларация принципов внеш. политики США, провозглашенная в форме послания президента США Дж. Монро конгрессу 2 дек. 1823 в связи со слухами об угрозе интервенции Священного союза в Лат. Америку и англо-американо-русскими переговорами о разграничении территорий на С.-З. Сев. Америки (см. Русско-американские договоры). Решающая роль в разработке М. д. на заседаниях кабинета в нояб. 1823 принадлежала гос. секретарю Дж. К. Адамсу. "Американские континенты, - указывалось в послании, - не должны рассматриваться впредь в качестве объекта для будущей колонизации любой европейской державой" (§7). Во 2-й части доктрины (§§ 48 и 49) выдвигался принцип разделения мира на европ. и амер. системы. Заявлялось также, что США придерживаются невмешательства во внутр. дела любой европ. страны и что державы - участники Священного союза не могут распространять свою систему на к.-л. часть амер. континента, "не ставя под угрозу наш мир и счастье". Одновременно США подтверждали свой нейтралитет в борьбе б. исп. колоний против метрополии. Наряду с этими прогрессив. лозунгами, в заключит. части послания выдвигался принцип, связывавший рост могущества и благосостояния США с присоединением новых терр. и увеличением числа амер. штатов, что свидетельствовало об экспансионистских стремлениях США в отношении стран Лат. Америки. В результате американо-мексиканской войны 1846-48 США под флагом М. д., защищая права "суверенного Техаса" на самоопределение, отторгли более половины терр. Мексики. В эпоху империализма экспансионистские тенденции М. д. получили всемерное развитие в Олни доктрине (1895) и т. н. "добавлении Рузвельта" (6 дек. 1904 президент Т. Рузвельт прямо заявил, что приверженность США к М. д. может заставить их в случае внутр. беспорядков и бессилия в странах Лат. Америки осуществлять функции "междунар. полицейской силы"). Под прикрытием М. д. в первые десятилетия 20 в. происходили многочисл. интервенции США на Кубу, в Мексику, Гаити, Доминиканскую Республику, Никарагуа, Панаму и др. страны. В последние десятилетия, несмотря на изменение форм латиноамер. политики США (см. в ст. Организация американских государств, "Союз ради прогресса"), колониалистская сущность ее сохранилась.
Среди работ о М. д. выделяются труды Д. Перкинса, В. Форда, Э. Татума, А. Харта (США), Г. Темперлея (Англия), А. Альвареса (Чили), И. Фабелы (Мексика) и др. Как правило, эти авторы исходят только из отношений США со странами Европы и выдвигают на первое место прогрессивные моменты М. д.
Источн.: Annals of Congress, 18 Congress, 1 session, p. 12-24.
Лит.: Болховитинов Н. H., Доктрина Монро (Происхождение и характер), М., 1959; Perkins D., The Monroe Doctrine, 1823-1826, Oxf., 1927; The Monroe Doctrine 1826-1867, Balt., 1933; The Monroe Doctrine 1867-1907, Balt., 1937; Perkins D., A history of the Monroe Doctrine, Boston - Toronto, 1955.
H. H. Болховитинов. Москва. |
МОНРОВИЯ (Monrovia) - столица и гл. порт Либерии. 81 т. ж. (1962, оценка). Междунар. аэропорт (Робертсфилд). Осн. в 1822 освобожденными амер. неграми и названа по имени президента США - Монро. В М.- ун-т. |
МОНСТРЕЛЕ (Monstrelet), Ангерран (ок. 1390-1453) - франц. хронист. Приближенный бургундского герцога Филиппа Доброго. Хроника М. является продолжением хроники Фруассара, охватывает события франц. истории (преим. воен. и дипломатич.) 1400-44. Автор придерживается пробургундской ориентации. Хроника интересна описаниями придворного и рыцарского быта. Представляют ценность включенные в хронику док-ты (договоры, письма и др.).
Соч.: La chronique d'Enguerran de Monstrelet, t. 1-6, P., 1857-62.
Лит.: Dacier B. J., Mémoire sur la vie et les chroniques d'E. de Monstrelet, P., 1786 (Mém....de l'Acad. des inscriptions..., t. 43, p. 635-62). |
МОНТАЛАМБЕР (Montalembert), Шарль (29.V.1810 - 13.III.1870), граф, - франц. политич. деятель, лидер воинствующего франц. клерикализма в 30-60-е гг. 19 в. В нач. период своей деятельности находился под влиянием христианского социализма Ф. Р. Ламенне. Во время Июльской революции 1830 совместно с Ламенне основал журн. "L'Avenir", выступавший с программой отделения церкви от гос-ва, всеобщего избират. права и нек-рых др. бурж.-либеральных реформ. Однако уже в нач. 30-х гг. М. перешел на ортодоксально-католич. позиции. Будучи членом палаты пэров в годы Июльской монархии, депутатом Учредит. и Законодат. собраний в период Второй республики (1848-52) и депутатом Законодат. корпуса Второй империи (до 1857), М. рьяно защищал принцип религ. образования. В 1849 явился одним из вдохновителей интервенции франц. войск в Рим (т. н. Римская экспедиция). С 1852 - чл. Франц. академии. Незадолго до смерти отошел от ортодоксального католицизма и в 1869 выступил против догмата о непогрешимости папы.
Соч.: L'Eglise libre dans l'Etat libre..., P., 1863.
В. А. Дунаевский. Москва. |
МОНТАНЕЛЛИ (Montanelli), Джузеппе (21.I.1813 - 17.VI.1862) - деятель итал. Рисорджименто, демократ. Проф. гражданского права. В юности увлекался сен-симонизмом, в 1843 примкнул к евангелич. движению, в 1847 - к неогвельфизму. В период революции 1848-49 - участник итало-австр. войны 1848-49, осенью 1848 поддержал мадзинистскую идею итал. Учредит. собрания, к-рое должно было возглавить, по мнению М., борьбу за изгнание австр. Габсбургов из Италии, а после победы определить ее гос. устройство; полагал, что для этого необходимо было мобилизовать обществ. мнение, к-рое заставило бы итал. государей созвать Учредит. собрание и провести в него выборы на основе всеобщего избират. права. Будучи с 27 окт. 1848 до февр. 1849 главой кабинета министров революц. Тосканы, предпринял шаги для дипломатич. подготовки созыва итал. Учредит. собрания; с февр. 1849 М. - чл. триумвирата Тосканы, тщетно добивался объявления Тосканы республикой и объединения ее с респ. Римом. В 50-х гг. М. - в изгнании, в Париже. Продумывая уроки событий 1848-49, М. в книге "Questioni italiane. Introduzione ad alcuni appunti storici sulla rivoluzione d'Italia" (Torino, 1854) приходит к выводу о необходимости придать в будущем итал. революции не только политич., но и социальный характер и рисует утопич. картину будущего социалистич. общества, в значит. мере навеянную ему идеями Прудона и Ламенне. С началом революции 1859-60 возвратился в Тоскану, участвовал добровольцем в войне с Австрией, был депутатом Учредит. собрания Тосканы, где голосовал за низложение великого герцога, но против присоединения (без особых гарантий) к Сардинскому королевству. В нач. 60-х гг. М. - депутат итал. парламента.
Соч.: Memorie sull'Italia e specialmente sulla Toscana dal 1814 al 1850, v. 1-2, Torino, 1853-55.
К. Э. Кирова. Москва. |
МОНТАНИСТЫ - раннехристианская секта, основана в сер. 2 в. во Фригии Монтаном, бывшим жрецом богини Кибелы. Монтанизм был распространен в М. Азии, Африке, Риме, Галлии и на Балканах. Следуя демократич. традиции первых христ. общин, М. выступали против самовластия епископов; их общины возглавлялись "пророками". Проповедуя в ближайшем будущем "второе пришествие", они старались ускорить его отказом от собственности, умерщвлением плоти, длительными постами и т. д. Все это являлось специфич. формой протеста против существовавшего тогда общественного строя. Еще в 8 в. императорами издавались указы против М., a церковь преследовала их как "одержимых дьяволом". Согласно Евсевию (Церковная история, V, 18), М. пользовались популярностью среди бедных, сирот и вдов.
Лит.: Ранович А. В., О раннем христианстве, М., 1959.
Я. А. Ленцман. Москва. |
МОНТАНЬЯРЫ - революц.-демократич. группа депутатов Конвента в период Великой франц. революции. Назв. М. (от франц. montagne - гора) связано с тем, что члены этой группы занимали верхние скамьи в зале заседаний Конвента. М. в Конвенте было ок. 100 чел. Большинство М. являлись членами Якобинского клуба. Слова "монтаньяр" и "якобинец" с осени 1792, после изгнания из Якобинского клуба жирондистов, стали синонимами (см. Якобинцы). |
МОНТГОМЕРИ (Montgomery), Бернард Лоу (р. 17.XI.1887) - воен. деятель Великобритании, фельдмаршал (1944), виконт Эль-Аламейнский. Род. в Лондоне в семье епископа. В армии с 1908. Окончил Воен. академию в Сандхерсте, участник 1-й и 2-й мировых войн. В 1939-40 - командир 3-й пех. дивизии, действовавшей во Франции, затем командующий Юго-Вост. воен. округом. С июля 1942 командовал 8-й армией, руководил операциями против герм.-итал. войск в Сев. Африке и Италии, одержал победу под Эль-Аламейном (окт. - нояб. 1942). С дек. 1943 - командующий 21-й группой армий, действовавшей с июня 1944 в Сев. Франции, Бельгии, Нидерландах и Сев. Германии, затем командующий брит. оккупац. войсками в Германии. В 1946-48 - начальник имперского Генштаба. В 1948-51 - пред. К-та главнокомандующих Постоянного совета обороны Зап. союза, в 1951-58 - 1-й зам. верх. главнокомандующего объединенными силами НАТО в Европе. После отставки (осень 1958) выступал за смягчение междунар. напряженности и, исходя из нац. интересов Великобритании, предостерегал об угрозе возрождения герм. милитаризма. В своих мемуарах резко критиковал амер. воен. командование во время 2-й мировой войны.
Соч.: El Alamein to the River Sangro, L. 1948; Sangro to Carigliano, L., 1946; Normandy to the Baltic, L., 1948; The memoirs, L., 1958. |
МОНТЕ-АЛЬБАН (Monte Albán) - город, в р-не к-рого находился один из центров древней культуры Мексики. У М.-А. на искусственно созданных террасах на вершинах горной цепи, господствующей над долиной Оахаки, располагался политич. и религ. центр культуры сапотеков - наиболее длительной в древней истории Мексики (4 в. до н. э. - нач. 16 в.). Сапотекская культура делится на пять периодов. На нее большое влияние оказали: в ранний период - культура ольмеков, а в последующее время - майя, теотихуаканцев, миштеков и, возможно, тольтеков. Исследования у М.-А. производились с нач. 30-х гг. 20 в. мекс. ученым А. Касо. В М.-А. обнаружено ок. 150 четырехкамерных склепов, дворцы, "пирамиды", множество стел с надписями, "обсерватория", гигантский амфитеатр (120 рядов), кам. лестница (40 м ширины), "стадион" для игры в мяч и др. Стены зданий были украшены фресками, кам. мозаикой, рельефными человеч. фигурами. Очень своеобразны погребальные керамич. урны в виде людей (богов) и животных. В богатой гробнице (No 7) миштекского вождя было найдено большое количество уникальных золотых ювелирных изделий.
Лит.: Иск-во Мексики от древнейших времен до наших дней. (Каталог выставки, пер. с исп.), Л., 1961; Кинжалов Р. В., Иск-во Древней Америки, М., 1962; Caso A., Las estelas Zapotecas, México, 1928; его же, Calendario у escritura de las antiguas cultures de Monte Albán, México, 1947; Linné S., Zapotecan antiquities, Stockh., 1938.
C. A. Созина. Москва. |
МОНТЕВИДЕО (Montevideo) - столица, экономич. и культурный центр Уругвая. Крупный мор. и речной порт на сев. берегу залива Ла-Платы, узел жел. и шоссейных дорог. Нас. 1173 т. ч. (1963). Вблизи междунар. аэропорт Карраско. В М. находится 80% обрабатывающей пром-сти страны (мясохладобойная, цементная, текст., нефтеперерабатывающая и др.). М. осн. 24 дек. 1726. В 1777 был нек-рое время оккупирован Португалией, в февр. - июле 1807 - Англией, в 1816-28 входил в состав Бразилии. С 1828 - столица независимого Уругвая. В М. имеются: ун-т (осн. в 1833), музеи - Национальный (осн. в 1880) и Исторический (осн. 1911), Нац. б-ка (осн. в 1816).
Лит.: De Maria J., Montevideo antiguo, t. 1-2, Montevideo, 1957. |
МОНТЕГЮ (Montagu), Айвор (p. 23.IV.1904) - англ. обществ. деятель, журналист, кинорежиссер. Род. в Лондоне. Окончил Кембриджский ун-т (в 1925). С 1917 участвует в рабочем движении. В 1931 вступил в компартию Великобритании, в 1944-47 - член ее Исполкома. В 1937-47 работал в редакции газ. "Daily Worker". С 1950 - член Бюро Всемирного Совета Мира. Лауреат Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (за 1958).
Соч.: The traitor class, L., 1940; Land of blue sky, L., 1956; в рус. пер. - Сговор против мира, M., 1953. |
"МОНТЕГЮ-ЧЕЛМСФОРДА РЕФОРМА" - закон об управлении Индией, принятый англ. парламентом в 1919 в условиях усиления нац.-освободит. борьбы в Индии. Предусматривал создание двухпалатного законодат. органа при ген.-губернаторе, состоявшего из Гос. совета и Законодат. собрания. 34 чл. Гос. совета избирались, 26 - назначались. В Законодат. собрание избирались 105 чл., а 40 - назначались. За ген.-губернатором сохранялось право вето. В крупных провинциях вводилась т. н. диархия (двоевластие), сущность к-рой заключалась в сложной и запутанной системе разделения власти между министрами, ответственными перед Законодат. собраниями, и министрами, ответственными только перед губернатором провинций, к-рый назначал и тех и других. Сложная система диархии по существу лишала возможности вновь созданные органы действовать сколько-нибудь эффективно, а право губернатора назначать и смещать всех министров давало возможность формировать нужный ему состав министров.
"М.-Ч. р." сохраняла принцип раздельных религ.-общинных курий, введенный в 1909, хотя круг избирателей был несколько расширен, он охватывал ничтожное меньшинство: в центр. законодат. органы право голоса получало ок. 1% населения Индии, в провинциальные - ок. 3%. "М.-Ч. р.", не менявшая существа колон. господства, вызвала протест различных слоев индийского общества. Национальный конгресс бойкотировал выборы (1921) в новые законодательные органы.
Публ.: Montagu E. S. and Ch.lmsford F. J., Report on Indian constitutional reforms, (Calc.), 1918. |
МОНТЕККИ (Montecchi), Маттиа (1.VI.1816 - 28.II.1871) - деятель итал. Рисорджименто. С 1834 - участник орг-ции карбонариев в Риме. За активное участие в антипапском движении 1843-44 был арестован и приговорен к пожизненному заключению. После амнистии (1846) M. играл значит. роль в патриотич. движении 1846-48 в Риме и в революции 1848-49. Был мин. торговли и обществ. работ Римской республики (1849). В 1862-67 - депутат итал. парламента, примыкал к умеренным.
Лит.: Montecchi E., M. Montecchi nel Risorgimento Italiano, Roma, 1932. |
МОНТЕКУККОЛИ (Монтекуккули) (Montecuccoli или Montecucculi), Раймунд (21.II.1609 - 16.X.1680), граф, - австр. полководец и воен. теоретик, фельдмаршал (1658), герцог Мельфийский. Род. близ Модены (Италия). С 1625 - на австр. воен. службе. Участвовал в Тридцатилетней войне 1618-48 и в войнах Польши и Дании против Швеции (1657-58). Командуя соединенной австро-венг. армией, 1 авг. 1664 разбил турок у Сен-Готарда на р. Раб в Зап. Венгрии; в 1672-74 успешно действовал против французов на Рейне. Был сторонником постоянной, хорошо обученной армии. Вопреки распространенным в 17 в. взглядам о возможности достижения цели кампании только путем маневрирования и угрозы коммуникациям противника, М. требовал навязывать врагу бой. Придавал большое значение арт. и ружейному огню.
Соч.: Ausgewählte Schriften des R. Fürsten Montecuccoli, Bd 1-4, W., 1899-1900; в рус. пер. - Записки Раймунда графа М.... или гл. правила воен. науки, М., 1760.
Лит.: Разин Е. A., История воен. искусства, т. 3, М., 1961; Campori C., R. Montecuccoli, Firenze, 1876.
А. А. Малиновский. Москва. |
МОНТЕЛИУС (Montelius), Оскар (9.IX.1843 - 4.XI.1921) - шведский археолог. Создатель хронологич. классификации неолита, бронз. и раннего жел. веков Европы, базирующейся на разработанном М. типологич. методе, исследующем смену форм орнаментов различных видов древних вещей и связывающем отд. "типологич. ряды" по совместным находкам разных вещей в могилах и кладах. Метод М., помогающий установить относительную и абсолютную хронологию археол. памятников, и поныне применяется в археологии. Однако М., как и нек-рые др. археологи-эволюционисты, ошибочно полагал, что вещи развиваются по тем же законам, что и животные организмы. Соч.: Die Chronologie der ältesten Bronzezeit in Nord-Deutschland und Skandinavien, Braunschweig, 1900; Kulturgeschichte Schwedens, Lpz., 1906; Die vorklassische Chronologie Italiens, Bd 1-2, Stockh., 1912; Die älteren Kulturperioden im Orient und in Europa, v. 1-2, Stockh., 1903-23.
А. Л. Монгайт. Москва. |
МОНТЕНЕГРО (Montenegro) - итал. назв. Черногории (см. Черногория). |
МОНТЕНЬ (Montaigne), Мишель де (28.II.1533 - 13.IX.1592) - франц. философ.-скептик. Происходил из богатой купеч. семьи. Мэр Бордо, депутат Ген. штатов. В своем гл. труде "Опыты" ("Essais", Bordeaux, 1580, дополненное изд. - Р., 1588, нов. рус. изд. - кн. 1-3, М., 1954-60) М., ревностный поборник веротерпимости, обличал лицемерие и преступления как католиков, так и гугенотов, выступал за прекращение религ. войн, за единство страны. Критикуя сословный строй, М. идеализировал первобытное общество, не знающее ни имуществ. неравенства, ни гос-ва, ни религии, и защищал принцип "естественного" равенства людей. Скептицизм М. направлен против всего ср.-век. мировоззрения. М. призывал "судить обо всем, опираясь на разум, а не на общее мнение", свергнуть гнет авторитетов и поступать как "...люди, которые все взвешивают и оценивают разумом, ничего не принимая на веру..." ("Опыты", кн. 2, М., 1960, с. 297). Афишируя свою покорность церкви, М. на деле наносил религии сильные удары, доказывая, что религия - вымысел, предназначенный для того, "...чтобы налагать узду на народ и держать его в подчинении" (там же, с. 353; см. также, с. 292). Скептицизм М. сочетается с эпикурейской этикой и материалистич. идеями о зависимости сознания и его изменений от состояния тела (вместе с к-рым сознание гибнет), о том, что человек и его "братья-животные" - дети одной "матери-природы", подчиненные одним и тем же непреложным объективным законам. М. одним из первых выдвинул мысль о важной роли опыта в познании, считая, что наука, исследующая факты, опирающаяся на опыт и разум, преодолеет все преграды: "...то, чего не удалось достичь одному, удается другому,...то, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем" (там же, с. 269). Все крупные франц. мыслители 17-18 вв. испытали на себе влияние идей М. Соч.: Oeuvres complètes, v. 1-6, P., 1924-27; Journal du voyage en Italie... en 1580 et 1581, P.,(1955).
Лит.: Артамонов С. Д., Монтень и Франция второй пол. XVI в., "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", 1963, т. 130; Богуславский В. М., У истоков франц. атеизма и материализма, М., 1964; Rlattard J., Montaigne et son temps P., (1933); Strowski F., Montaigne. Sa vie publique et privée, P., (1938); Tannenbaum S. A., M. E. de Montaigne (A concice bibliography), N. Y., 1942.
B. M. Богуславский. Москва. |
МОНТЕОРУ - комплекс памятников (поселения и могильники) эпохи ср. бронзы (1700-1200 до н. э.), расположенный у села Сэрата-Монтеору (Sarata-Monteoru) (обл. Плоешти) в Румынии. Археол. культура эпохи бронзы М. была распространена в холмистой части Мунтении, юж. части Молдовы, части Трансильвании, а в CCCP - зап. части Молдавии. Вокруг центр. укрепленных поселений, расположенных на холмах, находились многочисл. неукрепленные поселения и могильники (погребения на боку в скорченном положении). Кинжалы, наконечники дротиков, боевые топоры делали из бронзы, а из камня - боевые топоры, булавы, ножи, наконечники стрел. Многочисл. находки фаянсовых и янтарных бус свидетельствуют о межплеменном обмене. Посуда с черной лощеной поверхностью покрыта резным, рельефным или шнуровым орнаментом, позднее - орнаментом в виде бугорков, пальмет, спиралей. Занятия населения патриархальных общин культуры М. - скотоводство и примитивное земледелие. Здесь же исследован также один из самых больших слав. могильников 6-7 вв. н. э. Открыто св. 1500 погребений с трупосожжениями. Прах помещали в круглые могильные ямы (иногда в урны). Наиболее богатые погребения - в центре могильника. Инвентарь: бронз. и серебряные пальчатые фибулы, жел. ножи, разноцветные бусины из стеклянной пасты, железные и бронзовые поясные пряжки и т. д. Посуда - лепные горшки (очень редко гончарные). Есть и привозные византийские предметы: золотая лунница, стеклянный сосуд для благовоний в серебряной оправе. Могильник М. связан, видимо, с продвижением вост. славян - антов в долину Дуная.
Лит.: Федоров Г. В., Население Прутско-Днестровского междуречья в 1 тысячелетии н. э., М., 1960, с. 193-97 (МИА, No 89); Nestor J., La Néocropole slave de l'époque ancienne de Sarata-Monteoru, "Dacia", nouvelle série, t. 1, Buc., 1957, p. 289-95; Istoria Romîniei, Bd 1, Buc., 1960, p. 102-05.
Г. Б. Федоров. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОНТЕСПАН (Montespan) - обширная труднодоступная пещера коридорного типа на Ю.-З. Франции, в р-не Пиренеев (деп. Верх. Гаронна), с остатками культуры позднепалеолитич. человека (мадленская культура). Открыта Н. Кастере в 1922. Во внутр. частях пещеры обнаружены выгравированные на стенах реалистич. изображения бизонов и лошадей, а также грубо вылепленная из глины фигура медведя без головы; последнюю заменял медвежий череп, найденный поблизости и первоначально прикрепленный к фигуре. Фигура медведя, как и найденные в пещере глиняные фигуры др. животных, носила следы ударов. На глинистом полу пещеры сохранились следы ног пожилых людей и подростков 13-14 лет, проникавших в эпоху палеолита в темные внутр. ее части. Пещера М. являлась местом культовых церемоний и магич. обрядов палеолитич. людей (возможно, и обрядов инициации).
Лит.: Breuil H., Quatre cents siècles d'art pariétal, Montignac, 1952; Trombe F. et Dubuc G., Le centre préhistorique de Ganties - Montespan, P., 1947 (Archives de l'Institut de Paléontologie Humaine, mem. 22).
П. И. Борисковский. Ленинград. |