Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 26, "МОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 26, "МОН")

МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1921

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПАРТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНГОЛЬСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1921

МОНГОЛЬСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1921 - ликвидация белогвард. банд ген. барона Р. Унгерна фон Штернберга в Монголии. Унгерновские банды, выполняя задание япон. империалистов, 2 окт. 1920 вторглись из Забайкалья во Внеш. Монголию (ныне МНР) и 4 февр. 1921 захватили Ургу (ныне Улан-Батор) и ряд р-нов страны. Нар. массы во главе с Д. Сухэ-Батором и Х. Чойбалсаном поднялись на борьбу с захватчиками. 10 апр. 1921 Врем. нар. пр-во Монголии обратилось к пр-ву РСФСР с просьбой оказать ему помощь в борьбе с бандами Унгерна. На их ликвидацию были направлены войска 5-й Красной армии и Нар.-революц. армии Дальневост. республики, к-рые действовали совместно с Монг. революц. армией. 6 июля была освобождена Урга. В июле - августе 1921 банды Унгерна были разгромлены, а сам он 22 авг. взят в плен. Чрезвычайный революц. трибунал в г. Новониколаевске 13 сент. 1921 приговорил Унгерна к смертной казни, и 15 сент. он был расстрелян.

Лит.: Кислов А. Н., Разгром Унгерна, М., 1964; Монг. Нар. Республика. 1921-61. Сб. ст., М., 1961.

МОНГОЛЬСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ

МОНГОЛЬСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ - держава, сложившаяся в 1-й пол. 13 в. в результате захватнич. войн Чингисхана и его преемников. В отличие от многочисл. войн кон. 12 - нач. 13 вв., отражавших процесс преодоления племенной разобщенности и образования монг. раннефеод. гос-ва, войны, начатые в 1211 вторжением в Сев. Китай, диктовались хищнич. интересами монг. феодалов, искавших новых источников обогащения.

В правление внука Чингисхана Мункэ (1251-59) М. ф. и. включала в свои пределы Монголию, Сев. Китай, Корею, Тангут, Центр. и Ср. Азию, Закавказье, Иран, Афганистан и значит. часть рус. земель. Однако М. ф. и. была лишена внутр. единства, представляла собой механич. объединение большого числа разноязычных народов, находившихся на различных уровнях социально-экономич. и культурного развития, причем многие из них по достигнутому ими уровню стояли выше завоевателей.

Смерть Мункэ положила начало распаду М. ф. и. Первыми отделились от нее владения Батыя (1236-1255 (Золотая Орда)) и Хулагу-хана (1256-65 (Хулагуидов государство)), образовавшие самостоят. гос-ва под властью монг. династий, не вмешивавшиеся в дела М. ф. и. и не допускавшие вмешательства ее правителей в свои дела. Преемником Мункэ был его брат Хубилай - хан (1260-94), при котором было завершено завоевание монг. феодалами всего Китая. Дальнейшая судьба М. ф. и. сливается с историей династии Юань в Китае (с 1280). В 1368 монг. завоеватели были изгнаны из Китая восставшим народом. М. ф. и. перестала существовать.

Лит.: Бартольд В. В., Образование империи Чингис-хана, "ЗВОРАО", т. 10, СПБ, 1897; Насонов А. М., Монголы и Русь, М.-Л., 1940; Веселовский Н. И., Лекции по истории монголов, СПБ, 1909; Нацагдорж Ш., Халхын туух, Улаанбаатор, 1963; Martin D., The rise of Chingis khan and his conquest of the North China, Balt., 1950; Lattimore O., Chingis khan and the Mongol Conquests, "Scientific American", 1963, v. 209, No 2; D'Ohsson, Histoire des Mongols, v. 1-4, Amst., 1834-35; Fox R. W., Genghis khan, N. Y., 1936.

И. Я. Златкин. Москва.

МОНГОЛЬСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ 13 В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МОНГОЛЬСКОЕ УЛОЖЕНИЕ"

"МОНГОЛЬСКОЕ УЛОЖЕНИЕ" (точнее - "Уложение палаты управления окраинами") - кодекс адм.-правовых норм Цинской империи для управления Монголией, имевший силу закона, был разработан палатой управления окраинами Китая и утвержден императором. Изд. в 1782, 1817 и 1820 на монг., кит. и маньчжурском яз., "М. у." устанавливало систему гос.-адм. устройства Монголии как колон. окраины Цинской империи, регулировало комплекс обществ. и правовых отношений внутри монг. общества, определяло характер суда и судопроизводства, нормы поведения, меры наказания и пр.

"М. у." отражало зависимое, вассальное положение монг. феодалов по отношению к Цинской династии И в то же время носило ярко клас. характер, стояло на страже интересов господств. класса феодалов.

Лит.: Липовцев С., Уложение китайской палаты внешних сношений, т. 1-2, СПБ, 1828; Нацагдорж Ш., Халхын туух, Улаанбаатар, 1963.

М. И. Гольман. Москва.

МОНГОРЫ

МОНГОРЫ - народность в Сев. Китае. См. Ту.

МОНКУТ

Рама IV (1804-68), - король Сиама (с 1851) из династии Чакри. При нем Сиам был насильственно "открыт" европ. капиталом для торговли. В 1855 М. подписал первый неравноправный договор с Англией, в 1856 - с Францией и США, затем с рядом др. держав. В области внутр. политики М. провел ряд преобразований прогрессивного характера: ограничение призыва нас. на гос. барщину, расширение применения труда вольнонаемных рабочих, запрещение продажи главой семьи ее членов за долги без их согласия. Модернизировал Банкок (прокладка улиц (вместо каналов), постройка первой в истории Сиама больницы и пр.). М. был образованным человеком, стремился привить европ. образование сиамской аристократии. При дворе М. была создана первая гос. школа, в 1859 стала издаваться "Королевская газета". М. изучал историю Сиама, собирал старинные летописи, археологич. памятники, увлекался естеств. науками.

МОН-КХМЕРЫ

МОН-КХМЕРЫ - родственные по языку народы, живущие гл. обр. в странах Индокитая. Общая числ. - 8,5 млн. чел. (1961). Среди них: в Бирме - моны (400 т. ч.), ва (50 т. ч.) и палаун (160 т.ч.); в Таиланде - моны (85 т. ч.), кхмеры, (350 т. ч.), куи (350 т. ч.), суи (150 т. ч.), лава (5 т. ч.), кхму (65 т. ч.); в Лаосе - ламет (30 т. ч.), кхму (100 т. ч.), футенг (100 т. ч.), боловен (60 т. ч.), суи (60 т. ч.); в Камбодже - кхмеры (4450 т. ч.), куи (40 т. ч.), мнонги (20 т. ч.), стиенги (15 т. ч.); во Вьетнаме - кхмеры (500 т. ч.), банар (110 т. ч.), сэданг (95 т. ч.), чамрэ (100 т. ч.), ван-кьеу (35 т.ч.), мнонги (45 т.ч.), стиенги (23 т. ч.), ма (45 т.ч.), ксакау и пуок (15 т. ч.); в Малайе - сенои и семанги (4 т. ч.). В Индии к М.-к. относятся кхаси (370 т. ч.) и никобарцы (15 т. ч.), а в Китае (пров. Юньнань) - кава (345 т. ч.), бэнлун (5 т. ч.) и булан (42 т. ч.). М.-к. принадлежат в осн. к южномонголоидной расе, у нек-рых обнаруживаются негро-австралоидные черты (у ва и мнонгов), а у сеноев и семангов эти черты господствуют (у первых - веддоидный тип, у вторых - негритосский). В лингвистике все больше утверждается теория, объединяющая языки М.-к. с языками мунда (Сев.-Вост. Индия) в аустро-азиатскую семью, имеющую связи с малайско-полинезийской (аустронезийской) семьей. По религии моны и кхмеры - буддисты, остальные народы сохраняют сильные пережитки племенных (анимистич.) верований. По-видимому, формирование М.-к. происходило еще в раннем неолите в сев.-зап. части Индокитая и на Ю.-З. Китая. Распространение М.-к. в эпоху неолита по всему Индокитаю сопровождалось поглощением более древнего негро-австралоидного населения. В этнич. истории М.-к. значит. влияние имели миграции тибето-бирманских и тайских народов, особенно с кон. 1-го тыс. Расселение этих народов сопровождалось ассимиляцией М.-к. и расчленением их территорий, а вместе с тем восприятием пришельцами культурных достижений М.-к.

В первых веках н. э. в Индокитае в дельтовых р-нах возникали ранние гос-ва М.-к.: у монов в Нижней Бирме, а у кхмеров в Камбодже. Оба эти народа создали развитые цивилизации, чему способствовали экономич. и культурные связи с Индией. В противоположность монам и кхмерам многие родственные им народы (ва, ламет, мнонги и др.), попав в тяжелые природные условия (горные р-ны) и практикуя подсечно-огневое земледелие, вплоть до недавнего времени сохраняли мн. черты первобытнообщинного уклада. Колон. захваты Англии и Франции в Индокитае затормозили развитие М.-к., как и др. народов полуострова. В наст. время в ряде стран Индокитая происходят процессы консолидации многих мон-кхмерских народов в более крупные этнич. общности.

Лит.: Левин М. Г. и Чебоксаров Н. H., Древнее расселение человечества в Вост. и Юго-Вост. Азии, в кн.: Происхождение человека и древнее расселение человечества, М., 1951; Очерки общей этнографии, в. 2, М., 1959; Schmidt W., Die Mon-Khmer Völker, Braunschweig, 1906; Heine-Geldern R., Urheimat und früheste Wanderungen der Austronesier, "Anthropos", 1932, Bd 27; Condominas G., Nous avons mangé la forêt. Chronique de Sar Luk, village Mnong Gar, P., 1957.

Я. В. Чеснов. Москва.

"МОНМИН СИМСО"

"МОНМИН СИМСО" ("Думы об управлении народом") - произведение корейского мыслителя сирхакского направления (Сирхакпха) Чон Як Ёна (Тасана, Ёюдана), написанное в 1817. "М. с." составлен в форме наставлений для чиновников (из 12 тематич. разделов), касающихся назначений и смещений чиновников, их обязанностей по всем 6 отраслям гос. управления (по ведомствам чинов, финансов, церемоний, воен. дела, наказаний и обществ. работ). В "М. с." критикуются несправедливости существующего строя и показывается бедственное положение нар. масс. Эти критические замечания отражают демократические и гуманистич. идеи автора. "М. с." представляет ценный источник для изучения социально-экономич. истории Кореи кон. 18 и нач. 19 вв.

Публ.: "Монмин симсо", т. 1-3. Пхеньян, 1962.

МОНМОРАНСИ

МОНМОРАНСИ (Montmorency), Анн (15.III.1493 - 12.XI.1567) - франц. гос. деятель. Маршал Франции с 1522, коннетабль с 1538, один из знатнейших баронов Франции, герцог с 1551. Участвовал в битве при Мариньяно (1515), вместе с Франциском I был пленен у Павии (1525). При Генрихе II (1547-59) М. фактически возглавил пр-во, став ближайшим советником короля. В 1548 руководил карательной экспедицией, подавившей восстание в Гиени (в частности, в Бордо). В 1557 был пленен при разгроме франц. армии при Сен-Кантене. В 1561 образовал с герцогом Гизом и маршалом Сент-Андре триумвират для борьбы с гугенотами. В религиозных войнах командовал королев. войсками; был смертельно ранен в битве при Сен-Дени.

МОНМУССО

МОНМУССО (Monmousseau), Гастон (17.I.1883 - 11.VII.1960) - деятель франц. рабочего движения. Род. в крестьянской семье. Трудовую деятельность начал как рабочий- железнодорожник (1910). В 1920-1921 - генеральный секретарь Федерации железнодорожников, в 1921-22 - секретарь Объединения профсоюзов Парижского района, в 1922-36 - секретарь Унитарной всеобщей конфедерации труда (УВКТ), в 1936-40 - секретарь объединенной Всеобщей конфедерации труда (ВКТ). В 1926-37 - чл. Исполкома Профинтерна. С 1923 - бессменный директор проф. газеты "La Vie Ouvrière". С 1922 - чл. Франц. компартии (ФКП), в 1926-45 и 1956-60 - чл. ЦК ФКП, в 1932-45 - чл. Политбюро ЦК ФКП. На VII конгрессе Коминтерна (1935) был избран чл. Интернациональной контрольной комиссии. В 1936-39 - депутат парламента, вице-пред. парламентской комиссии по труду. Неоднократно подвергался репрессиям за революц. деятельность. В период нем.-фаш. оккупации Франции (июнь 1940 - кон. 1944) - один из руководителей Движения Сопротивления на Ю. Франции. С 1945 - секретарь ВКТ.

Лит.: La musette de G. Monmousseau, P., 1963.

Б. Л. Вульфсон. Москва.

МОНО

МОНО (Monod), Габриель (7.III.1844 - 10.IV.1912) - франц. историк-медиевист. Занимался в Гёттингене в семинариях Г. Вайца. С 1868 преподавал, а затем стал директором Практич. школы высших знаний, куда перенес распространенный в нем. ун-тах метод семинарских занятий историков. М. положил начало подготовке во Франции высококвалифицированных источниковедов, архивистов. С 1880 М. - проф. Высш. нормальной школы. В 1876 основал и стал гл. ред. журн. "Revue historique", программой к-рого декларировал нейтральность ист. науки по отношению к совр. политике, порвав тем самым с традициями франц. бурж. историографии. Сам же занимался активной политич. деятельностью: читал лекции в нар. ун-тах, чтобы "сблизить народ с буржуазией", боролся против клерикально-монархич. реакции, создавшей дело Дрейфуса. Примыкая к либеральному позитивизму, М. считал, что предметом изучения истории должны быть "великие и медленные движения экономич. условий и социальных учреждений", т. е. ист. процессы (а не единичные явления), к-рые дают возможность выявить ист. закономерности. Свои исследования М. посвятил в осн. вопросам источниковедения (эпохи Меровингов и Каролингов) и историографии. Известность ему принесла "Библиография истории Франции" ("Bibliographie de l'histoire de France", P., 1888), ныне устаревшая.

M. был женат на дочери Герцена.

Соч.: Etudes critiques sur les sources de l'histoire mérovingienne, v. 1-2, P., 1872-85; Etudes critiques sur les sources de l'histoire carolingienne, P., 1898; Les origines de l'historiographie а Paris, P., 1877; Jules Michelet, P., 1875; La vie et la pensée de Jules Michelet, v. 1-2, P., 1923.

Лит.: Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956, с. 313-14; Delatour, Noticesur G. Monod, Séances et travaux Ac. d. sc, 1915, t. 83, p. 577-626; Quack G., G. Monod, В., 1931.

О. Л. Вайнштейн. Ленинград.

МОНОМАШИЧИ

МОНОМАШИЧИ (Мономаховичи) - назв. в 12-13 вв. рус. князей - потомков вел. кн. киевского Владимира Всеволодовича Мономаха. От его старшего сына вел. кн. Мстислава пошла старшая линия М., давшая князей волынских, галицких и смоленских (Всеволод Мстиславич - кн. новгородский и псковский, Изяслав Мстиславич - волынский, Мстислав Изяславич - волынский, Мстислав Ростиславич Храбрый, Мстислав Мстиславич Удалой, Роман Мстиславич - галицко-волынский и его сын Даниил - галицкий). От Юрия Долгорукого пошла младшая ветвь М. - князья владимиро-суздальские. Из них наиболее известны внуки Мономаха - Андрей Юрьевич Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, потомки к-рого стали впоследствии моск. вел. князьями. До сер. 13 в. М. вели войны за верховенство на Руси с Ольговичами, князьями черниговскими. Во 2-й пол. 12 в. разгорелась междоусобная борьба между старшей и младшей линиями самих М., закончившаяся победой владимиро-суздальских князей.

Г. С. Горшков. Москва.

МОНОМОТАПА

МОНОМОТАПА - раннее гос. образование, созданное народами банту в нач. 2-го тыс. н. э. в междуречье Замбези - Лимпопо. Общество М. сложилось на основе местных культур раннего и развитого жел. века (см. Зимбабве), когда народы юго-вост. банту перешли от охоты и собирательства к мотыжному земледелию и скотоводству и начали объединяться в союзы племен. Крупнейший союз - М. был создан вождями племени каранга группы машона. В 14-15 вв. М. объединяла большинство стран междуречья, а язык каранга стал господствующим. Для цивилизации М. характерны: высокое развитие металлургии железа, керамич. произ-ва, расцвет строительства из камня, широкие торг. связи. Обществ. строй М. мало изучен. Известно, что во главе М. стоял вождь союза племен - мономотапа и племенная знать, сохранялись многие черты родовых отношений. Ослабленная внутр. смутами и борьбой с португальскими захватчиками, М. в 1693 была завоевана племенами розви, при к-рых местная культура в междуречье продолжала развиваться до вторжения племен нгуни в 1834.

Лит.: Фадеев Л. A., Мономотапа. Древняя африканская цивилизация в междуречье Замбези - Лимпопо, Африканский этнографич. сб., т. 4, М.-Л., 1962 (Труды ин-та этнографии, т. 72); Caton-Thompson G., The Zimbabwe culture, Oxf., 1931; Wieschhoff H. A., The Zimbabwe-Monomotapa culture in South-East Africa, Menasha, 1941.

Л. А. Фадеев. Москва.

МОНОНОБЭ

МОНОНОБЭ - один из влиятельных япон. родов, боровшийся за власть в 5-6 вв. Выступал против сближения с Кореей и заимствования индо-кит. культуры, проникавшей в Японию через эту страну. В нач. 7 в. потерпел поражение от др. влиятельного рода Сога.

Лит.: Нихон Рекиси Иванама кодза (История Японии, Сб. ст.), т. 2-3, Токио, 1962-63; Кодайси кэнкю (Исследование древней истории), т. 3-4, Токио, 1956-58.

Г. И. Подпалова. Москва.

МОНОПОЛИИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В РОССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ

МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ - см. Империализм.

МОНОПОЛИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНОТЕИЗМ

МОНОТЕИЗМ (от греч. monos - единый и teos - бог) - система религ. верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма - многобожия. В богословской лит-ре к монотеистич. религиям относят христианство, иудаизм и ислам. Понятие М. условно и относительно, четкой границы между М. и политеизмом нет, т. к. ни одна из религий не является последовательно монотеистической: для всех характерен дуализм доброго и злого (сатана) бога, а многочисл. ангелы и бесы вместе с душами умерших святых и праведников выполняют фактически в религ. сознании роль низших богов. В ходе ист. развития религии М. появляется очень поздно. В эпоху распада родоплеменного строя и формирования ранних гос-в боги отдельных племен соединялись в один "пантеон", в к-ром первое место обычно занимал бог самого сильного племени. В благоприятных случаях жрецы этого бога стремились превратить его в единственного или главного бога (напр., вавилонский Мардук), в др. случаях цари пытались противопоставить культ единого бога традиционным жреческим культам (религ. реформа Аменхотепа IV в Египте). Впервые относительно строгий М. возник и получил господство в сер. и 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. среди евреев, когда жрецы храма Яхве в Иерусалиме установили свою религ. монополию. Христианство, формально восприняв идею еврейского М., фактически отступило от нее, развив учение о "троичности" бога. Более строгий М. был введен в Аравии в 7 в. н. э. на почве объединит. движения среди араб. племен, составив осн. догмат мусульм. религии (см. Ислам). Т. о., данные совр. науки опровергают утверждение богословов (в т. ч. школы патера В. Шмидта) о том, что М. - якобы исконная религия человечества (см. Прамонотеизма теория), а др. формы верований - политеизм, анимизм, фетишизм и др. лишь уклонения от первонач. "истинной" религии.

Лит.: Кунов Г., Возникновение религии и веры в бога, 4 изд., М.-Л., 1925; Нiкольскi H. М., Политэiзм i монотэiзм у яўрэйскай рэлiгii, Менск, 1931; Ярославский Е., Как родятся, живут и умирают боги и богини, М., 1959; Токарев С. A., Религия в истории народов мира, М., 1964.

МОНОФИЗИТЫ

МОНОФИЗИТЫ (от греч. monos - один и pusis - природа, естество) - сторонники религ.-политич. учения, созданного в Византии в 5 в. (как реакция на несторианство) константинопольским архимандритом Евтихием. М. утверждали, что Христу присуща одна (божественная) природа, а не две (божественная и человеческая), т. е. пострадавшим за человечество оказывался не богочеловек, как утверждали ортодоксальные богословы, а бог. Учение М. широко распространилось на востоке Византии (Египте, Сирии, Армении), где еще живы были традиции культа умирающего бога, и сделалось знаменем сепаратизма. В 449 на Эфесском ("разбойничьем") соборе М. одержали верх, но в 451 их учение было осуждено на Халкидонском соборе. Визант. императоры 5-7 вв. стремились к компромиссу с М. В 638 компромиссное решение было изложено Ираклием в "Экфесисе": у Христа признавалось наличие двух природ, но одной воли, что положило начало т. н. монофелитству (от греч. telnma - воля). С завоеванием вост. провинций арабами М. потеряли базу в Византии, но их учение сохранило силу в Армении (григорианская церковь), Сирии, Египте и Эфиопии.

Лит.: Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959, S. 283-95.

А. П. Каждан. Москва.

МОНПЕЛЬЕ

МОНПЕЛЬЕ (Montpellier) - город на Ю. Франции, адм. ц. деп. Эро. 118,9 т. ж. (1962). Центр виноделия. Возник в 8 в. на месте двух деревень. Благодаря расположению вблизи моря и на перекрестке торг. путей М. вырос в 12-13 вв. в крупный экономич. центр (произ-во сукон и кож, торговля с Италией, Испанией, Левантом). В 1141 (окончательно в 1204) добился самоуправления. В 1204 отошел к королевству Арагон, в 1276 - к королевству Майорка. В 13 в. прославился своей мед. школой, в 1289 в М. был осн. ун-т. В Альбигойских войнах М. поддерживал крестоносцев. В 1292 часть М., а в 1349 весь город был выкуплен франц. королем и присоединен к домену. Во время религ. войн 16 в. М. стал оплотом гугенотов, к-рые овладели городом в 1567. В 1622 М. после длит. осады был взят Людовиком XIII. В 17 в. M. стал адм. ц. пров. Лангедок.

Лит.: Germain A., Histoire de la commune de Montpellier..., v. 1-3, Montpellier, 1851-53; Thomas L., Montpellier, ville marchande, Montpellier, 1936.

МОНРЕАЛЬ

МОНРЕАЛЬ (Montréal) - город на В. Канады, в пров. Квебек, первый по численности населения в стране; в границах Большого М. - 2,3 млн. ж. (1963); крупнейший экономич. и трансп. ц. Канады. Расположен на р. Св. Лаврентия. Один из крупнейших океанских портов капиталистич. мира (грузооборот - до 20 млн. т в год; 1-е место в мире по экспорту зерновых). Дает ок. 1/4 валовой продукции обраб. пром-сти страны.

М. осн. франц. переселенцами в 1642. В 1-й пол. 18 в. стал важным торговым центром. В 1844-49 - столица провинции Канада. 19 в. был для М. периодом быстрого роста (нас. в 1800 - 9 т. ч., в 1871-115 т. ч., в 1901-328 т. ч.) и экономич. прогресса. М. - один из центров рабочего движения в Канаде (стачки докеров в 1903 и 1907, трансп. рабочих в 1912 и др.). 3 ун-та: Мак-Гилла (осн. в 1821, на англ. яз.), Монреальский (осн. в 1876, на франц. яз.), Джорджа Уильямса (осн. в 1929, на англ. яз.). Ист. музей "Шато де Рамзей".

Лит.: Bertrand C., Histoire de Montréal, t. 1-2, Montréal - P., 1935-42.

МОНРО

МОНРО (Monroe), Джеймс (28.IV.1758 - 4.VII.1831) - гос. деятель США. Род. в штате Виргиния. Участвовал в войне за независимость в Северной Америке 1775-83. Был сенатором (1790-94), посланником во Франции (1794-96) и губернатором Виргинии (1799-1803 и 1811). Участвовал в заключении договора о присоединении Луизианы (1803). Выполнял дипломатич. миссии в Мадриде (1804) и Лондоне (1805-06). В пр-ве Дж. Медисона М. - гос. секретарь (1811-17), а с авг. 1814 по март 1815 по совместительству - воен. мин. В 1817-25 - президент США (дважды избирался от Респ. партии). Первоначально М. был последовательным антифедералистом и резко критиковал пр-во Дж. Вашингтона. На посту президента проявил себя как умеренный и осторожный политич. деятель - защитник интересов плантаторов Юга и крупной буржуазии Севера. В годы его президентства было осуществлено присоединение Флориды (1819), заключен т. н. Миссурийский компромисс (1820), принято решение о признании независимости новых гос-в Лат. Америки (март 1822), провозглашена т. н. Монро доктрина.

Соч.: The writings, ed. by S. M. Hamilton, v. 1-7, N. Y., 1898-1903.

Лит.: Cresson W. P., J. Monroe, Chapel Hill, (1946); Dangerfield G., The era of good feelings, N. Y., 1952.

Н. H. Болховитинов. Москва.

МОНРО ДОКТРИНА

МОНРО ДОКТРИНА - декларация принципов внеш. политики США, провозглашенная в форме послания президента США Дж. Монро конгрессу 2 дек. 1823 в связи со слухами об угрозе интервенции Священного союза в Лат. Америку и англо-американо-русскими переговорами о разграничении территорий на С.-З. Сев. Америки (см. Русско-американские договоры). Решающая роль в разработке М. д. на заседаниях кабинета в нояб. 1823 принадлежала гос. секретарю Дж. К. Адамсу. "Американские континенты, - указывалось в послании, - не должны рассматриваться впредь в качестве объекта для будущей колонизации любой европейской державой" (§7). Во 2-й части доктрины (§§ 48 и 49) выдвигался принцип разделения мира на европ. и амер. системы. Заявлялось также, что США придерживаются невмешательства во внутр. дела любой европ. страны и что державы - участники Священного союза не могут распространять свою систему на к.-л. часть амер. континента, "не ставя под угрозу наш мир и счастье". Одновременно США подтверждали свой нейтралитет в борьбе б. исп. колоний против метрополии. Наряду с этими прогрессив. лозунгами, в заключит. части послания выдвигался принцип, связывавший рост могущества и благосостояния США с присоединением новых терр. и увеличением числа амер. штатов, что свидетельствовало об экспансионистских стремлениях США в отношении стран Лат. Америки. В результате американо-мексиканской войны 1846-48 США под флагом М. д., защищая права "суверенного Техаса" на самоопределение, отторгли более половины терр. Мексики. В эпоху империализма экспансионистские тенденции М. д. получили всемерное развитие в Олни доктрине (1895) и т. н. "добавлении Рузвельта" (6 дек. 1904 президент Т. Рузвельт прямо заявил, что приверженность США к М. д. может заставить их в случае внутр. беспорядков и бессилия в странах Лат. Америки осуществлять функции "междунар. полицейской силы"). Под прикрытием М. д. в первые десятилетия 20 в. происходили многочисл. интервенции США на Кубу, в Мексику, Гаити, Доминиканскую Республику, Никарагуа, Панаму и др. страны. В последние десятилетия, несмотря на изменение форм латиноамер. политики США (см. в ст. Организация американских государств, "Союз ради прогресса"), колониалистская сущность ее сохранилась.

Среди работ о М. д. выделяются труды Д. Перкинса, В. Форда, Э. Татума, А. Харта (США), Г. Темперлея (Англия), А. Альвареса (Чили), И. Фабелы (Мексика) и др. Как правило, эти авторы исходят только из отношений США со странами Европы и выдвигают на первое место прогрессивные моменты М. д.

Источн.: Annals of Congress, 18 Congress, 1 session, p. 12-24.

Лит.: Болховитинов Н. H., Доктрина Монро (Происхождение и характер), М., 1959; Perkins D., The Monroe Doctrine, 1823-1826, Oxf., 1927; The Monroe Doctrine 1826-1867, Balt., 1933; The Monroe Doctrine 1867-1907, Balt., 1937; Perkins D., A history of the Monroe Doctrine, Boston - Toronto, 1955.

H. H. Болховитинов. Москва.

МОНРОВИЯ

МОНРОВИЯ (Monrovia) - столица и гл. порт Либерии. 81 т. ж. (1962, оценка). Междунар. аэропорт (Робертсфилд). Осн. в 1822 освобожденными амер. неграми и названа по имени президента США - Монро. В М.- ун-т.

МОНСТРЕЛЕ

МОНСТРЕЛЕ (Monstrelet), Ангерран (ок. 1390-1453) - франц. хронист. Приближенный бургундского герцога Филиппа Доброго. Хроника М. является продолжением хроники Фруассара, охватывает события франц. истории (преим. воен. и дипломатич.) 1400-44. Автор придерживается пробургундской ориентации. Хроника интересна описаниями придворного и рыцарского быта. Представляют ценность включенные в хронику док-ты (договоры, письма и др.).

Соч.: La chronique d'Enguerran de Monstrelet, t. 1-6, P., 1857-62.

Лит.: Dacier B. J., Mémoire sur la vie et les chroniques d'E. de Monstrelet, P., 1786 (Mém....de l'Acad. des inscriptions..., t. 43, p. 635-62).

МОНТАЛАМБЕР

МОНТАЛАМБЕР (Montalembert), Шарль (29.V.1810 - 13.III.1870), граф, - франц. политич. деятель, лидер воинствующего франц. клерикализма в 30-60-е гг. 19 в. В нач. период своей деятельности находился под влиянием христианского социализма Ф. Р. Ламенне. Во время Июльской революции 1830 совместно с Ламенне основал журн. "L'Avenir", выступавший с программой отделения церкви от гос-ва, всеобщего избират. права и нек-рых др. бурж.-либеральных реформ. Однако уже в нач. 30-х гг. М. перешел на ортодоксально-католич. позиции. Будучи членом палаты пэров в годы Июльской монархии, депутатом Учредит. и Законодат. собраний в период Второй республики (1848-52) и депутатом Законодат. корпуса Второй империи (до 1857), М. рьяно защищал принцип религ. образования. В 1849 явился одним из вдохновителей интервенции франц. войск в Рим (т. н. Римская экспедиция). С 1852 - чл. Франц. академии. Незадолго до смерти отошел от ортодоксального католицизма и в 1869 выступил против догмата о непогрешимости папы.

Соч.: L'Eglise libre dans l'Etat libre..., P., 1863.

В. А. Дунаевский. Москва.

МОНТАНЕЛЛИ

МОНТАНЕЛЛИ (Montanelli), Джузеппе (21.I.1813 - 17.VI.1862) - деятель итал. Рисорджименто, демократ. Проф. гражданского права. В юности увлекался сен-симонизмом, в 1843 примкнул к евангелич. движению, в 1847 - к неогвельфизму. В период революции 1848-49 - участник итало-австр. войны 1848-49, осенью 1848 поддержал мадзинистскую идею итал. Учредит. собрания, к-рое должно было возглавить, по мнению М., борьбу за изгнание австр. Габсбургов из Италии, а после победы определить ее гос. устройство; полагал, что для этого необходимо было мобилизовать обществ. мнение, к-рое заставило бы итал. государей созвать Учредит. собрание и провести в него выборы на основе всеобщего избират. права. Будучи с 27 окт. 1848 до февр. 1849 главой кабинета министров революц. Тосканы, предпринял шаги для дипломатич. подготовки созыва итал. Учредит. собрания; с февр. 1849 М. - чл. триумвирата Тосканы, тщетно добивался объявления Тосканы республикой и объединения ее с респ. Римом. В 50-х гг. М. - в изгнании, в Париже. Продумывая уроки событий 1848-49, М. в книге "Questioni italiane. Introduzione ad alcuni appunti storici sulla rivoluzione d'Italia" (Torino, 1854) приходит к выводу о необходимости придать в будущем итал. революции не только политич., но и социальный характер и рисует утопич. картину будущего социалистич. общества, в значит. мере навеянную ему идеями Прудона и Ламенне. С началом революции 1859-60 возвратился в Тоскану, участвовал добровольцем в войне с Австрией, был депутатом Учредит. собрания Тосканы, где голосовал за низложение великого герцога, но против присоединения (без особых гарантий) к Сардинскому королевству. В нач. 60-х гг. М. - депутат итал. парламента.

Соч.: Memorie sull'Italia e specialmente sulla Toscana dal 1814 al 1850, v. 1-2, Torino, 1853-55.

К. Э. Кирова. Москва.

МОНТАНИСТЫ

МОНТАНИСТЫ - раннехристианская секта, основана в сер. 2 в. во Фригии Монтаном, бывшим жрецом богини Кибелы. Монтанизм был распространен в М. Азии, Африке, Риме, Галлии и на Балканах. Следуя демократич. традиции первых христ. общин, М. выступали против самовластия епископов; их общины возглавлялись "пророками". Проповедуя в ближайшем будущем "второе пришествие", они старались ускорить его отказом от собственности, умерщвлением плоти, длительными постами и т. д. Все это являлось специфич. формой протеста против существовавшего тогда общественного строя. Еще в 8 в. императорами издавались указы против М., a церковь преследовала их как "одержимых дьяволом". Согласно Евсевию (Церковная история, V, 18), М. пользовались популярностью среди бедных, сирот и вдов.

Лит.: Ранович А. В., О раннем христианстве, М., 1959.

Я. А. Ленцман. Москва.

МОНТАНЬЯРЫ

МОНТАНЬЯРЫ - революц.-демократич. группа депутатов Конвента в период Великой франц. революции. Назв. М. (от франц. montagne - гора) связано с тем, что члены этой группы занимали верхние скамьи в зале заседаний Конвента. М. в Конвенте было ок. 100 чел. Большинство М. являлись членами Якобинского клуба. Слова "монтаньяр" и "якобинец" с осени 1792, после изгнания из Якобинского клуба жирондистов, стали синонимами (см. Якобинцы).

МОНТГОМЕРИ

МОНТГОМЕРИ (Montgomery), Бернард Лоу (р. 17.XI.1887) - воен. деятель Великобритании, фельдмаршал (1944), виконт Эль-Аламейнский. Род. в Лондоне в семье епископа. В армии с 1908. Окончил Воен. академию в Сандхерсте, участник 1-й и 2-й мировых войн. В 1939-40 - командир 3-й пех. дивизии, действовавшей во Франции, затем командующий Юго-Вост. воен. округом. С июля 1942 командовал 8-й армией, руководил операциями против герм.-итал. войск в Сев. Африке и Италии, одержал победу под Эль-Аламейном (окт. - нояб. 1942). С дек. 1943 - командующий 21-й группой армий, действовавшей с июня 1944 в Сев. Франции, Бельгии, Нидерландах и Сев. Германии, затем командующий брит. оккупац. войсками в Германии. В 1946-48 - начальник имперского Генштаба. В 1948-51 - пред. К-та главнокомандующих Постоянного совета обороны Зап. союза, в 1951-58 - 1-й зам. верх. главнокомандующего объединенными силами НАТО в Европе. После отставки (осень 1958) выступал за смягчение междунар. напряженности и, исходя из нац. интересов Великобритании, предостерегал об угрозе возрождения герм. милитаризма. В своих мемуарах резко критиковал амер. воен. командование во время 2-й мировой войны.

Соч.: El Alamein to the River Sangro, L. 1948; Sangro to Carigliano, L., 1946; Normandy to the Baltic, L., 1948; The memoirs, L., 1958.

МОНТЕ-АЛЬБАН

МОНТЕ-АЛЬБАН (Monte Albán) - город, в р-не к-рого находился один из центров древней культуры Мексики. У М.-А. на искусственно созданных террасах на вершинах горной цепи, господствующей над долиной Оахаки, располагался политич. и религ. центр культуры сапотеков - наиболее длительной в древней истории Мексики (4 в. до н. э. - нач. 16 в.). Сапотекская культура делится на пять периодов. На нее большое влияние оказали: в ранний период - культура ольмеков, а в последующее время - майя, теотихуаканцев, миштеков и, возможно, тольтеков. Исследования у М.-А. производились с нач. 30-х гг. 20 в. мекс. ученым А. Касо. В М.-А. обнаружено ок. 150 четырехкамерных склепов, дворцы, "пирамиды", множество стел с надписями, "обсерватория", гигантский амфитеатр (120 рядов), кам. лестница (40 м ширины), "стадион" для игры в мяч и др. Стены зданий были украшены фресками, кам. мозаикой, рельефными человеч. фигурами. Очень своеобразны погребальные керамич. урны в виде людей (богов) и животных. В богатой гробнице (No 7) миштекского вождя было найдено большое количество уникальных золотых ювелирных изделий.

Лит.: Иск-во Мексики от древнейших времен до наших дней. (Каталог выставки, пер. с исп.), Л., 1961; Кинжалов Р. В., Иск-во Древней Америки, М., 1962; Caso A., Las estelas Zapotecas, México, 1928; его же, Calendario у escritura de las antiguas cultures de Monte Albán, México, 1947; Linné S., Zapotecan antiquities, Stockh., 1938.

C. A. Созина. Москва.

МОНТЕВИДЕО

МОНТЕВИДЕО (Montevideo) - столица, экономич. и культурный центр Уругвая. Крупный мор. и речной порт на сев. берегу залива Ла-Платы, узел жел. и шоссейных дорог. Нас. 1173 т. ч. (1963). Вблизи междунар. аэропорт Карраско. В М. находится 80% обрабатывающей пром-сти страны (мясохладобойная, цементная, текст., нефтеперерабатывающая и др.). М. осн. 24 дек. 1726. В 1777 был нек-рое время оккупирован Португалией, в февр. - июле 1807 - Англией, в 1816-28 входил в состав Бразилии. С 1828 - столица независимого Уругвая. В М. имеются: ун-т (осн. в 1833), музеи - Национальный (осн. в 1880) и Исторический (осн. 1911), Нац. б-ка (осн. в 1816).

Лит.: De Maria J., Montevideo antiguo, t. 1-2, Montevideo, 1957.

МОНТЕГЮ

МОНТЕГЮ (Montagu), Айвор (p. 23.IV.1904) - англ. обществ. деятель, журналист, кинорежиссер. Род. в Лондоне. Окончил Кембриджский ун-т (в 1925). С 1917 участвует в рабочем движении. В 1931 вступил в компартию Великобритании, в 1944-47 - член ее Исполкома. В 1937-47 работал в редакции газ. "Daily Worker". С 1950 - член Бюро Всемирного Совета Мира. Лауреат Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (за 1958).

Соч.: The traitor class, L., 1940; Land of blue sky, L., 1956; в рус. пер. - Сговор против мира, M., 1953.

"МОНТЕГЮ-ЧЕЛМСФОРДА РЕФОРМА"

"МОНТЕГЮ-ЧЕЛМСФОРДА РЕФОРМА" - закон об управлении Индией, принятый англ. парламентом в 1919 в условиях усиления нац.-освободит. борьбы в Индии. Предусматривал создание двухпалатного законодат. органа при ген.-губернаторе, состоявшего из Гос. совета и Законодат. собрания. 34 чл. Гос. совета избирались, 26 - назначались. В Законодат. собрание избирались 105 чл., а 40 - назначались. За ген.-губернатором сохранялось право вето. В крупных провинциях вводилась т. н. диархия (двоевластие), сущность к-рой заключалась в сложной и запутанной системе разделения власти между министрами, ответственными перед Законодат. собраниями, и министрами, ответственными только перед губернатором провинций, к-рый назначал и тех и других. Сложная система диархии по существу лишала возможности вновь созданные органы действовать сколько-нибудь эффективно, а право губернатора назначать и смещать всех министров давало возможность формировать нужный ему состав министров.

"М.-Ч. р." сохраняла принцип раздельных религ.-общинных курий, введенный в 1909, хотя круг избирателей был несколько расширен, он охватывал ничтожное меньшинство: в центр. законодат. органы право голоса получало ок. 1% населения Индии, в провинциальные - ок. 3%. "М.-Ч. р.", не менявшая существа колон. господства, вызвала протест различных слоев индийского общества. Национальный конгресс бойкотировал выборы (1921) в новые законодательные органы.

Публ.: Montagu E. S. and Ch.lmsford F. J., Report on Indian constitutional reforms, (Calc.), 1918.

МОНТЕККИ

МОНТЕККИ (Montecchi), Маттиа (1.VI.1816 - 28.II.1871) - деятель итал. Рисорджименто. С 1834 - участник орг-ции карбонариев в Риме. За активное участие в антипапском движении 1843-44 был арестован и приговорен к пожизненному заключению. После амнистии (1846) M. играл значит. роль в патриотич. движении 1846-48 в Риме и в революции 1848-49. Был мин. торговли и обществ. работ Римской республики (1849). В 1862-67 - депутат итал. парламента, примыкал к умеренным.

Лит.: Montecchi E., M. Montecchi nel Risorgimento Italiano, Roma, 1932.

МОНТЕКУККОЛИ

МОНТЕКУККОЛИ (Монтекуккули) (Montecuccoli или Montecucculi), Раймунд (21.II.1609 - 16.X.1680), граф, - австр. полководец и воен. теоретик, фельдмаршал (1658), герцог Мельфийский. Род. близ Модены (Италия). С 1625 - на австр. воен. службе. Участвовал в Тридцатилетней войне 1618-48 и в войнах Польши и Дании против Швеции (1657-58). Командуя соединенной австро-венг. армией, 1 авг. 1664 разбил турок у Сен-Готарда на р. Раб в Зап. Венгрии; в 1672-74 успешно действовал против французов на Рейне. Был сторонником постоянной, хорошо обученной армии. Вопреки распространенным в 17 в. взглядам о возможности достижения цели кампании только путем маневрирования и угрозы коммуникациям противника, М. требовал навязывать врагу бой. Придавал большое значение арт. и ружейному огню.

Соч.: Ausgewählte Schriften des R. Fürsten Montecuccoli, Bd 1-4, W., 1899-1900; в рус. пер. - Записки Раймунда графа М.... или гл. правила воен. науки, М., 1760.

Лит.: Разин Е. A., История воен. искусства, т. 3, М., 1961; Campori C., R. Montecuccoli, Firenze, 1876.

А. А. Малиновский. Москва.

МОНТЕЛИУС

МОНТЕЛИУС (Montelius), Оскар (9.IX.1843 - 4.XI.1921) - шведский археолог. Создатель хронологич. классификации неолита, бронз. и раннего жел. веков Европы, базирующейся на разработанном М. типологич. методе, исследующем смену форм орнаментов различных видов древних вещей и связывающем отд. "типологич. ряды" по совместным находкам разных вещей в могилах и кладах. Метод М., помогающий установить относительную и абсолютную хронологию археол. памятников, и поныне применяется в археологии. Однако М., как и нек-рые др. археологи-эволюционисты, ошибочно полагал, что вещи развиваются по тем же законам, что и животные организмы.

Соч.: Die Chronologie der ältesten Bronzezeit in Nord-Deutschland und Skandinavien, Braunschweig, 1900; Kulturgeschichte Schwedens, Lpz., 1906; Die vorklassische Chronologie Italiens, Bd 1-2, Stockh., 1912; Die älteren Kulturperioden im Orient und in Europa, v. 1-2, Stockh., 1903-23.

А. Л. Монгайт. Москва.

МОНТЕНЕГРО

МОНТЕНЕГРО (Montenegro) - итал. назв. Черногории (см. Черногория).

МОНТЕНЬ

МОНТЕНЬ (Montaigne), Мишель де (28.II.1533 - 13.IX.1592) - франц. философ.-скептик. Происходил из богатой купеч. семьи. Мэр Бордо, депутат Ген. штатов. В своем гл. труде "Опыты" ("Essais", Bordeaux, 1580, дополненное изд. - Р., 1588, нов. рус. изд. - кн. 1-3, М., 1954-60) М., ревностный поборник веротерпимости, обличал лицемерие и преступления как католиков, так и гугенотов, выступал за прекращение религ. войн, за единство страны. Критикуя сословный строй, М. идеализировал первобытное общество, не знающее ни имуществ. неравенства, ни гос-ва, ни религии, и защищал принцип "естественного" равенства людей. Скептицизм М. направлен против всего ср.-век. мировоззрения. М. призывал "судить обо всем, опираясь на разум, а не на общее мнение", свергнуть гнет авторитетов и поступать как "...люди, которые все взвешивают и оценивают разумом, ничего не принимая на веру..." ("Опыты", кн. 2, М., 1960, с. 297). Афишируя свою покорность церкви, М. на деле наносил религии сильные удары, доказывая, что религия - вымысел, предназначенный для того, "...чтобы налагать узду на народ и держать его в подчинении" (там же, с. 353; см. также, с. 292). Скептицизм М. сочетается с эпикурейской этикой и материалистич. идеями о зависимости сознания и его изменений от состояния тела (вместе с к-рым сознание гибнет), о том, что человек и его "братья-животные" - дети одной "матери-природы", подчиненные одним и тем же непреложным объективным законам. М. одним из первых выдвинул мысль о важной роли опыта в познании, считая, что наука, исследующая факты, опирающаяся на опыт и разум, преодолеет все преграды: "...то, чего не удалось достичь одному, удается другому,...то, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем" (там же, с. 269). Все крупные франц. мыслители 17-18 вв. испытали на себе влияние идей М.

Соч.: Oeuvres complètes, v. 1-6, P., 1924-27; Journal du voyage en Italie... en 1580 et 1581, P.,(1955).

Лит.: Артамонов С. Д., Монтень и Франция второй пол. XVI в., "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", 1963, т. 130; Богуславский В. М., У истоков франц. атеизма и материализма, М., 1964; Rlattard J., Montaigne et son temps P., (1933); Strowski F., Montaigne. Sa vie publique et privée, P., (1938); Tannenbaum S. A., M. E. de Montaigne (A concice bibliography), N. Y., 1942.

B. M. Богуславский. Москва.

МОНТЕОРУ

МОНТЕОРУ - комплекс памятников (поселения и могильники) эпохи ср. бронзы (1700-1200 до н. э.), расположенный у села Сэрата-Монтеору (Sarata-Monteoru) (обл. Плоешти) в Румынии. Археол. культура эпохи бронзы М. была распространена в холмистой части Мунтении, юж. части Молдовы, части Трансильвании, а в CCCP - зап. части Молдавии. Вокруг центр. укрепленных поселений, расположенных на холмах, находились многочисл. неукрепленные поселения и могильники (погребения на боку в скорченном положении). Кинжалы, наконечники дротиков, боевые топоры делали из бронзы, а из камня - боевые топоры, булавы, ножи, наконечники стрел. Многочисл. находки фаянсовых и янтарных бус свидетельствуют о межплеменном обмене. Посуда с черной лощеной поверхностью покрыта резным, рельефным или шнуровым орнаментом, позднее - орнаментом в виде бугорков, пальмет, спиралей. Занятия населения патриархальных общин культуры М. - скотоводство и примитивное земледелие. Здесь же исследован также один из самых больших слав. могильников 6-7 вв. н. э. Открыто св. 1500 погребений с трупосожжениями. Прах помещали в круглые могильные ямы (иногда в урны). Наиболее богатые погребения - в центре могильника. Инвентарь: бронз. и серебряные пальчатые фибулы, жел. ножи, разноцветные бусины из стеклянной пасты, железные и бронзовые поясные пряжки и т. д. Посуда - лепные горшки (очень редко гончарные). Есть и привозные византийские предметы: золотая лунница, стеклянный сосуд для благовоний в серебряной оправе. Могильник М. связан, видимо, с продвижением вост. славян - антов в долину Дуная.

Лит.: Федоров Г. В., Население Прутско-Днестровского междуречья в 1 тысячелетии н. э., М., 1960, с. 193-97 (МИА, No 89); Nestor J., La Néocropole slave de l'époque ancienne de Sarata-Monteoru, "Dacia", nouvelle série, t. 1, Buc., 1957, p. 289-95; Istoria Romîniei, Bd 1, Buc., 1960, p. 102-05.

Г. Б. Федоров. Москва.

МОНТЕСКЬЁ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНТЕСПАН

МОНТЕСПАН (Montespan) - обширная труднодоступная пещера коридорного типа на Ю.-З. Франции, в р-не Пиренеев (деп. Верх. Гаронна), с остатками культуры позднепалеолитич. человека (мадленская культура). Открыта Н. Кастере в 1922. Во внутр. частях пещеры обнаружены выгравированные на стенах реалистич. изображения бизонов и лошадей, а также грубо вылепленная из глины фигура медведя без головы; последнюю заменял медвежий череп, найденный поблизости и первоначально прикрепленный к фигуре. Фигура медведя, как и найденные в пещере глиняные фигуры др. животных, носила следы ударов. На глинистом полу пещеры сохранились следы ног пожилых людей и подростков 13-14 лет, проникавших в эпоху палеолита в темные внутр. ее части. Пещера М. являлась местом культовых церемоний и магич. обрядов палеолитич. людей (возможно, и обрядов инициации).

Лит.: Breuil H., Quatre cents siècles d'art pariétal, Montignac, 1952; Trombe F. et Dubuc G., Le centre préhistorique de Ganties - Montespan, P., 1947 (Archives de l'Institut de Paléontologie Humaine, mem. 22).

П. И. Борисковский. Ленинград.

Предыдущая страница Следующая страница