Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 24, "МНО"-"МОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 24, "МНО"-"МОЛ")

МНОГОГРЕШНЫЙ

Демьян Игнатович (ум. не ранее 1696) - гетман Левобережной Украины (1668-72). М. - выходец из народа ("мужичий сын"), активный участник освободит. войны укр. народа 1648-54; в чине генерального есаула подписал Зборовский договор (1649). В 1668-72 М. проводил политику в интересах казацкой старшины, стремясь в то же время занять независимое положение от ее верхушки. В 1670 он участвовал в подавлении восстания Дзиковского, являвшегося частью Крест. войны 1670-71. В 1672 казацкая старшина обвинила его в тайных связях с Дорошенко и тур. султаном. Царское пр-во сослало М. в иркутскую тюрьму вместе с женой и детьми. Освобожден в 1688. В 1696 М. постригся в монахи.

Лит.: Стелюк К. I., Народнi рухи на Лiвобережнiй I Слобiдськiй Украïнi в 50-70-х роках XVII ст., К., 1960, с. 348-58; Максимов С., Сибирь и каторга, ч. 3, СПБ, 1900, с. 371-73.

В. С. Бакулин. Москва.

МНОГОЖЕНСТВО

МНОГОЖЕНСТВО - см. Полигиния.

МНОГОМУЖЕСТВО

МНОГОМУЖЕСТВО - см. Полиандрия.

МОАВ

МОАВ - раннерабовладельч. гос-во, существовавшее с кон. 2-го тыс. до 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на Ю. совр. Иордании. Гл. гг.: Кир-Харешет (совр. Керак) и Дибон (совр. Дибан). В нач. 10 в. М. был завоеван царем Давидом, в кон. 10 в. вернул независимость. В 1-й пол. 9 в. платил дань израильским царям Омри и Ахаву. В сер. 9 в. царь М. Меша (от него дошла надпись, найденная в 1868 и хранящаяся в Лувре) нанес ряд поражений израильтянам и сверг их господство. В 8-7 вв. М. подчинялся Ассирии, в 6 в. - Ново-Вавилонскому царству. Во 2-й пол. 1-го тыс. вошел в состав Набатейского царства.

Лит.: Donner H., Neue Quellen zur Geschichte des Staates Moab..., "Mitteilungen des Instituts für Orientforschung", 1957, Bd 5, H. 2; Zyl A. H. van, The Moabites, Leiden, 1960; Segert S., Die Sprache der moabitischen Königsinschrift, "Archiv orientálni", 1961, Bd 29/2, H. 2.

Д. Г. Редер. Москва.

МОАВИТЯНЕ

МОАВИТЯНЕ - ханаанейская народность, заселявшая во 2-1-м тыс. до н. э. терр. Моава. Осн. занятия - земледелие и скотоводство. Верховный бог Кемош; ему приносились человеч. жертвы. Во 2-й пол. 1-го тыс. ассимилировались с набатеями.

МОБЕДАН МОБЕД

МОБЕДАН МОБЕД (магупатан магупат) - в гос-ве Сасанидов глава зороастрийской церкви и духовного сословия или касты. М. м. (собств. - Мобед мобедов; мобед, ранее магупат - глава магов) стоял над мобедами провинций и городов. Один из первых сановников империи, М. м. оказывал большое влияние на гос. дела; представлял высшую судебную инстанцию.

Лит.: Christensen A., L'Iran sous les Sassanides, Kbh., 1944; Wikander St., Feuerpriester in Kleinasien und Iran, Lund, 1946; Duchesne-Guillemin J., La religion de l'Iran ancien, P., 1962, p. 276-96.

МОБИЛИ

МОБИЛИ - краткое название мобильной гвардии (garde mobile) - особого вида вооруж. сил Франции во 2-й пол. 19 в. Впервые 24 батальона М. (по 1000 чел. в каждом) были созданы после Февр. революции 1848 декретом Врем. пр-ва от 25 февр. 1848 для борьбы против революц. выступлений масс. Батальоны М. укомплектовывались лицами муж. пола в возрасте от 15 до 20 лет из числа безработных и деклассированных элементов. Они были поставлены в привилегированное положение по отношению к др. частям франц. вооруж. сил, носили особый мундир и получали высокое по тому времени жалованье (1,5 франка в сутки). М. служили надежной опорой бурж. реакции в дни Июньского восстания 1848. Ненависть к М. со стороны нар. масс, а также соображения экономич. порядка заставили Луи Бонапарта вскоре после его прихода (10 дек. 1848) к власти сократить на 50% численность М., a затем вообще их распустить. М. были восстановлены в 1868 в несколько измененном виде (принимались мужчины от 20 до 40 лет) в качестве резервных частей армии. Во время франко-прусской войны 1870-71 М. были призваны на действит. воен. службу и использованы при формировании новых армий. При осаде Парижа немцами М. использовались франц. пр-вом для подавления революц. движения (с помощью М. было подавлено восстание 31 окт. 1870). В 1872 части М. окончательно ликвидированы.

А. И. Молок. Москва.

МОБУТУ

МОБУТУ (Mobutu), Жозеф Дезире (р. 1930) - гос. деятель Конго (Киншаса). Окончил среднюю школу в г. Кокийавиль. В 1956-60 работал журналистом в газ. "Avenir" в Леопольдвиле, а затем гл. редактором еженедельника "Actualités Africaines". В июне 1960 был назначен статс-секретарем в пр-ве Лумумбы, а в июле 1960 - нач. Генштаба конголезской армии в ранге полковника. 14 сент. 1960 совершил переворот, в результате к-рого было свергнуто пр-во Лумумбы. В январе 1961 был назначен главнокомандующим конголезской армией и получил чин ген.-майора (с окт. 1965 - ген.-лейтенант). 25 нояб. 1965 совершил новый гос. переворот, сместил президента Ж. Касавубу и премьер-мин. Э. Кимбу, назначил себя президентом на 5 лет, ввел в стране чрезвычайное положение, отменил действующую конституцию и запретил деятельность политич. орг-ций.

МОВИУС

МОВИУС (Movius), Хеллам Леонард (р. 28.XI.1907) - амер. археолог, проф. антропологии, хранитель коллекций палеолитич. археологии в музее Пибоди при Гарвардском ун-те (США, с 1937). Специалист по палеолитич. и мезолитич. культурам Европы (особенно по культурам Центр. и Зап. Европы и Ирландии) и Азии (Индии, Бирмы, Палестины и др.).

Соч.: The lower palaeolithic cultures of Southern and Eastern Asia, Phil., 1949 (Trans. Amer. Phil. Society, v. 38, pt 4); The Proto-Magdalenian of the Abri Pataud, Les Eyzies (Dordogne), в кн.: Compte-rendu du Congrès international des sciences préhistoriques et protohistoriques. Hamburg, 1958, Hamburg, 1960; Radiocarbon dates and Upper Palaeolithic archaeology in Central and Western Europe, "Current Anthropology", Chi., 1960, v. 1, No 5-6.

МОВСЕС КАЛАНКАТВАЦИ

Каган- катваци - (Дасксуранци), - автор "Истории агван" (Албании Кавказской). Жил в 10 в. (по мнению др. исследователей - в 7 в.). Уроженец с. Каланкайтук древней области Ути. Имел, по-видимому, церк. образование. Для написания своего ист. труда использовал материалы ранних арм. авторов (Егише, Мовсеса Хоренаци и др.), а также местные источники. "История агван", написанная на др.-арм. языке, является осн. источником по истории этой части Азербайджана с 5 по 10 вв. М. К. сообщает в ней о походе русов в Закавказье в 943.

Соч.: История агван, пер. с арм., СПБ, 1861; История агванов, т. 1-2, Париж, 1860 (на древнеарм. яз.); The history of the Caucasian Albanians, transl. by C. J. F. Dowsett, L., 1961.

Лит.: Dowsett C. J. F., A neglected passage in the history of the Caucasian Albanians, "BSOAS", 1957, v. 19, No 3, p. 456-68.

МОВСЕС ХОРЕНАЦИ

МОВСЕС ХОРЕНАЦИ - арм. историк 5 - нач. 6 вв., прозванный "отцом арм. истории". М. X. - ученик изобретателей арм. алфавита Саака и М. Маштоца. Свою "Историю армян" ("Патмутюн хайоц") М. X. начал с легендарного прародителя армян Хайка и довел до 428. Источниками для него служили греч. и сирийские исторические соч., нар. предания и фольклор. Наиболее точны его сведения о событиях кон. 4 - сер. 5 вв. Труд М. X. ценен как источник для изучения истории фольклора, этнографии Армении и соседних стран (Ирана, Азербайджана и др.).

Соч.: История Армении, древнеарм. текст, Тифлис, 1913, новоарм. перев., Ер., 1961, рус. пер. Н. Эмина, М., 1893.

Лит.: Абегян М., История древнеарм. лит-ры, т. 1, Ер., 1948.

МОГИЛА

МОГИЛА (лит. псевдоним - Евсевий Пимин), Петр Симеонович (31.XII.1596 - 11.I.1647) - церковно-политич. и культурный деятель Украины 1-й пол. 17 в. Сторонник политич. союза Украины с Польшей. Сын господаря Валахии и Молдавии. Образование получил в Львовской братской школе, затем слушал лекции в ряде зап.-европ. ун-тов. В юности служил в польск. войске. В 1627 избран киево-печерским архимандритом, в 1632 - митрополитом киевским и галицким. Активно выступал против унии православной церкви с католической. При его участии создан Киево-Могилянский коллегиум (1632), позднее ставший академией (см. Киевская академия). При его же участии в 1640 в Яссах открылась первая рум. высшая школа - Славяно-греко-латинская академия. Основал типографию во Львове. М. - автор многочисл. соч. и проповедей, часть из них применялась в духовных учебных заведениях в качестве учебников даже в нач. 19 в.

Лит.: Голубев С. Т., Киевский митрополит П. Могила и его сподвижники. (Опыт историч. исследования), т. 1-2, К., 1883-98; Украïнськi письменники. Бiо-бiблiографiчний словник, т. 1, К., 1960, л. 415-27; Panaitescku P. Р., L'influence de l'oeuvre de P. Mogila archevêque de Kiev dans les principantés roumaines, P., 1926.

В. С. Бакулин. Москва.

МОГИЛЕВ

МОГИЛЕВ - город на Днепре, центр Могилевской обл. БССР. Пром. и культурный центр. Ж.-д. узел, пристань, аэропорт. В янв. 1964 - 144,5 т. ж. (в 1897 - 43 т. ж., в 1923 - 20 т. ж., в 1939 - 99 т. ж., в 1959 - 122 т. ж.). Назв. (предположительно) от древнего могильника, у к-рого возникло поселение. Впервые упоминается в польск. хронике за 1320. Входил в состав Киевской Руси; до сер. 14 в. в Витебское кн-во. В 14 в. отошел к Литве. По Люблинской унии 1569 вошел в состав Речи Посполитой. С 14 в. известен как ремесленно-торг. центр. В 1526 получил право города, в 1561 - малое, а в 1577 - большое магдебургское право. В 1595 отряд восставших укр. казаков С. Наливайко занял М. В 1606-10 в М. произошло крупное восстание гор. бедноты и ремесленников (см. Могилевское городское восстание 1606-10). В 1772 присоединен к России. С 1772 М. - губ. город, с 1778 - центр наместничества, с 1796 - у. г. Белорус. губ., с 1802 - снова губ. город. В 1812 под М. произошло сражение рус. войск с франц. войсками. После Отечеств. войны 1812 в М. - штаб-квартира 1-й рус. армии. До Окт. революции в М. была мелкая полукустарная пром-сть. С.-д. движение в М. зарождается в конце 19 века. Во время 1-й мировой войны с августа 1915 по 20 нояб. 1917 в М. находилась ставка Верх. главнокомандующего. Сов. власть в М. окончательно установилась 20 нояб. (3 дек.) 1917, после вступления в город прибывших из Петрограда сов. отрядов во главе с Н. В. Крыленко. С 4 по 28 июля 1941 проходила героич. оборона М. от нем.-фаш. захватчиков. Нем. оккупанты уничтожили более 30 тыс. граждан М. В городе действовало ок. 40 подпольных антифаш. групп. Освобожден Сов. Армией 28 июня 1944. В М. - з-ды "Электродвигатель", "Строммашина", з-д подъемно-трансп. оборудования и др. В М. 2 ин-та, музей, памятник старины - Никольский собор (17 в.).

Лит.: Могилев. Ист. очерк, Минск, 1959.

И. С. Мигулин. Могилев.

МОГИЛЕВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1606

МОГИЛЕВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1606 - антифеод. движение ремесленников и гор. бедноты г. Могилева. Восстание началось 20 июня 1606. Оно было вызвано ростом налогового гнета и злоупотреблениями гор. рады, состоявшей из представителей эксплуататорской верхушки горожан. 25 июня восставшие разогнали раду и избрали в ее новый состав руководителей движения ремесленников Стахора Митковича, Микиту-сабельника, Михалку-гончара и др. представителей ремесленников и бедноты. Попытки польск. властей добиться прекращения движения с помощью угроз не дали результатов. В 1608 власти добились заключения соглашения, по к-рому новая рада после окончания срока своих полномочий должна была передать власть в городе старой раде. Восстание было подавлено королев. войсками. Его активные участники преданы суду и жестоко наказаны.

Лит.: История Белорусской ССР, т. 1, Минск, 1961

МОГИЛЬНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОГОЛИСТАН

Могулистан, Моголистанское ханство (-стан - страна, окончание названий стран Ср. и Бл. Востока), - феод. гос-во в Ср. Азии, основанное потомком Джагатая Тоглук-Тимуром (1347/48-1362/63) после распада Джагатайского (Чагатайского) улуса. В его состав входили Вост. Туркестан, Семиречье и нек-рые области Юж. Сибири. В результате походов в 1360 и 1361 Тоглук-Тимур присоединил к М. также Мавераннахр, но после его смерти Мавераннахр отпал. Преемники Тоглук-Тимура владели только Вост. Туркестаном, где сохраняли власть до 70-х гг. 16 в. В источниках термин "М." применяется также для обозначения Вост. Туркестана.

Лит.: Бартольд В. В., Очерк истории Семиречья, Моголистан, Соч., т. 2, ч. I, M., 1963.

МОГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕЛЬ

МОДЕЛЬ (Model), Вальтер (24.I.1891 - 21.IV.1945) - воен. деятель фаш. Германии, ген.-фельдмаршал (март 1944). Род. в Гентине (Вост. Пруссия) в семье учителя. В армии с 1909. Участник 1-й и 2-й мировых войн. В нач. войны фаш. Германии против СССР командовал 3-й танк. дивизией (с нояб. 1940) и 41-м танк. корпусом (с окт. 1941). С янв. 1942 по янв. 1944 командующий 9-й армией. В февр. - марте 1944 командовал группой армий "Север", в апр. - июне 1944 - группой армий "Сев. Украина", в июне - авг. 1944 - группой армий "Центр". В авг. 1944 - командующий группой армий "Д", а с сент. 1944 - группой армий "Б" во Франции. В апр. 1945 войска М. были разгромлены англо-амер. войсками в Руре, и М. застрелился.

МОДЕНА

МОДЕНА (Modena) - город в Италии, адм. ц. одноим. пров. в обл. Эмилия-Романья. Пром. ц. 147,5 т. ж. (1963). М., в древности этрусский город, с 183 до н. э. - рим. колония (Мутина); сражение при М. (43 до н. э.) решило исход Мутинской войны. Пришедшая в упадок в период варварских нашествий, М. оживилась в 8 в., стала резиденцией епископов и графов. В 11 в. выступила на стороне империи против папства, в кон. 1167 вошла в Ломбардскую лигу. С 12 в. М. - коммуна (с 1229 в управлении участвовали цехи). В 12 в. в М. был осн. ун-т; в 1288 установилась синьория д'Эсте (под властью к-рых находилась с перерывами до 1860). В 1306-36 М. - снова коммуна, в 1510-27 - под властью папства. С 1452 М. - один из гл. городов, а с 1598 - центр герцогства Модены, существовавшего до 1860, с перерывом 1797-1815 (когда оно входило последовательно в Циспаданскую республику, Цизальпинскую республику, Итальянскую республику 1802-05, в Итальянское королевство). В 1920 М. - один из центров революц. движения пролетариата за захват фабрик и заводов. В годы 2-й мировой войны (после оккупации Италии германскими войсками) в пров. М. широко развернулось Движение Сопротивления; силами Сопротивления М. была освобождена в апр. 1945.

Лит.: Campori C., Del governo a comune in Modena..., Modena, 1864; Nannini M. С., Estensi di Modena, Modena, 1959.

A. X. Горфункель. Ленинград.

МОДЕРАДОС

МОДЕРАДОС (исп. moderados, букв. - умеренные) - исп. партия правых либералов, объединявшая часть дворянства и буржуазии в 1820-68. Образовавшееся во время Испанской революции 1820-23 пр-во М. (март 1820 - авг. 1822) декретировало ряд реформ (ликвидацию майоратов, закрытие части монастырей и др.), но проявило нерешительность в борьбе с реакцией и вынуждено было уступить власть левым либералам (эксальтадос). После начала карлистской войны регентша Мария Кристина передала власть (15 января 1834) вождю М. Мартинесу де ла Роса, к-рый в апр. 1834 издал Королевский статут - консервативную конституцию, воплотившую в себе политич. идеалы М. Развитие нар. движения привело в сент. 1835 к отставке правительства М. В 1840-е гг. партия М. активно выступала против демократических реформ. В июле 1843 лидер М. Нарваэс совершил контрреволюционный переворот, положивший конец Испанской революции 1834-43. С началом в Испании революции 1868-74 партия М. прекратила свое существование.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

МОДЕРНИЗАЦИЯ - истории (от франц. moderne - новый, современный) - перенесение понятий и оценок, применимых к явлениям и событиям более поздних эпох и периодов истории, на качественно отличные от них явления и события прошлого, ведущее к искажению ист. действительности. М. истории, связанная с игнорированием или непоследоват. проведением принципа историзма, является характерной чертой бурж. ист. науки. "Нет ничего характернее для буржуа, как перенесение черт современных порядков на все времена и народы" (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 137, прим.). Особенно широкое распространение М. истории с конца 19 в. связано со стремлением бурж. ист. науки эпохи империализма исторически обосновать извечность категорий капиталистич. общества. Наиболее ярко М. истории проявилась в трудах Э. Мейера, М. И. Ростовцева, Р. Пёльмана, К. Белоха, А. Допша, к-рые находили категории, характерные для капиталистич. общества, в истории Др. Греции и Рима, в эпоху раннего средневековья и т. д. В совр. бурж. историографии эта тенденция выступает, как правило, в более завуалированном виде. В то же время широкое распространение имеет такая форма М. истории, как субъективистская интерпретация исторического прошлого с точки зрения интересов "сегодняшнего дня" (см. в ст. Историография, т. 6, с. 502-03). Своеобразное теоретическое обоснование такое "переписывание" истории, особенно характерное для реакционной историографии США и ФРГ, нашло в презентизме.

МОДЕРНИЗМ

МОДЕРНИЗМ (франц. modernisme) в религии - течение, сторонники к-рого считают необходимым приспособление религ. вероучения к уровню совр. науки и к новым явлениям в обществ. жизни как важнейшее условие укрепления позиций религии. Католич. М. возник в кон. 19 - нач. 20 вв., виднейшими его представителями были во Франции - А. Луази, Л. Дюшен, М. Блондель, в Германии - Г. Шелль, в Англии - Дж. Тиррелл, в Италии - Р. Мурри, А. Фогаццаро и др. Осн. положения католич. М.: религия создается человеком; библия - не боговдохновенная книга и Моисей не ее автор; Христос не был сыном бога, а был евр. Мессией, зачинателем религ. движения; христ. догматы не имеют значения вечных истин, а развиваются в связи с прогрессом общества; церковь должна отказаться от грубо-чувственных суеверий, от веры в чудеса, в дьявола, в загробные муки и т. п. (но при этом М. не отказался от веры в сверхъестественное). Нек-рые представители М. (напр., А. Луази) отвергали положение о верх. власти папы, о его непогрешимости, выступали против смешения религ. вопросов с политическими. В 1907 Ватикан осудил М. как "синтез всех ересей" декретом "Lamentabili" (2-м "Силлабусом") и энцикликой "Pascendi". Наиболее видные модернисты были отлучены от церкви; их соч. были включены в "Индекс запрещенных книг". В 1910 Ватикан ввел антимодернистскую присягу для проф. католич. богословских ф-тов, служащих епископских курий и др. В США М. в католицизме принял своеобразную форму и был назван его противниками в Ватикане "ересью американизма".

Католич. церковь, официально осудившая М., сама (ради сохранения влияния на верующих) вынуждена приспосабливаться к изменившимся в мире условиям, учитывать успехи науки и обществ. прогресс. Вопросы приспособления и "обновления" были в центре внимания 2-го Ватиканского собора (1962-65). Течение, аналогичное М., существует также в протестантизме, иудаизме и в др. религиях.

Лит.: Леруа Э., Догмат и критика, М., 1915; Булгаков С., Кризис христианства в совр. протестантизме, М., 1911; Керенский В., Римско-католич. модернизм, Харьков, 1911; Спекторский Е., Происхождение протестантского рационализма, Варшава, 1914; Совр. течения религ.-философ. мысли в совр. Франции, М., 1915; Шейнман М., Модернизм и модернизация в католицизме, Ежегодник Музея истории религии и атеизма, М.-Л., 1958, т. 2; The programme of modernism, L.-Lpz., 1908; Reardon B. М., Roman catholic modernism; a retrospect, "Quarterly Review", 1955, No 604; Moehlman C. Н., Liberal protestantism, в кн.: Living schools of religion, Ames (Iowa), 1956.

M. M. Шейнман. Москва.

МОДЕСТО

Модесто Гильоте (Modesto Guillote), Хуан (p. 24.IX.1906) - деятель исп. рабочего движения. По профессии пильщик-механик. В 1931 вступил в Коммунистич. партию Испании (КПИ). В 1930-36 - пред. Объединения профсоюзов разных профессий в Санта-Мария. С 1937 - член ЦК КПИ. Во время Нац.-революц. войны 1936-39 был одним из организаторов и чл. Совета 5-го полка, сформированного для защиты Мадрида, позднее командовал 5-м корпусом; впоследствии был назначен командующим республиканскими войсками, действовавшими на фронте р. Эбро. В конце войны получил звание генерала.

МОДЕСТОВ

Василий Иванович (24.I.1839 - 13.II.1907) - рус. историк античности, филолог. Преподавал в Новороссийском ун-те в Одессе (1864-67; 1889-1893), в Казанском (1867-68), Киевском (1869-78), Петерб. (1886-89) ун-тах. Из работ М. по истории рим. лит-ры особый интерес представляет "Рим. письменность в период царей" (Казань, 1868), в к-рой автор выступал против скептич. направления в историографии Др. Рима, доказывая, что лат. письменность восходит еще к дорим. эпохе. С 1893 М. подолгу жил в Риме, занимался изучением археологии Др. Италии. В эти годы им была написана работа "Введение в рим. историю" (ч. 1-2, СПБ, 1902-09), в к-рой М. на основании памятников материальной культуры, а также лингвистич. и историко-традиционных данных изложил систематич. историю древнейшей Италии, начав с палеолитич. эпохи. 1-я ч. "Введения" заканчивается главой, посвященной культуре Виллановы. Во 2-й ч. труда М. подробнейшим образом разбирает все вопросы, связанные с этрусками и мессапами. Довести изложение до начала рим. истории М. не успел. Им были изданы лишь отд. статьи, посвященные проблеме появления и расселения по Италии разл. племен ("Венеты", "ЖМНП", 1906, февр. - март; "Греки в Италии", там же, 1906, сент., 1907, март). Работы М., построенные на ист. анализе археологич. мат-ла, нанесли удар по гиперкритич. направлению в историографии Др. Рима и Италии. М. принадлежат полный перевод сочинений Тацита (т. 1, СПБ, 1886; т. 2, СПБ, 1887) и монография о Таците - "Тацит и его сочинения. Историко-литературное исследование" (СПБ, 1864).

Будучи блестящим публицистом, М. написал ряд книг и статей по истории Германии, Франции, Италии кон. 19 в.

Соч. (кроме указ. в статье): Лекции по истории римской литературы. Курс 1, К., 1873; Курс 2, К., 1875; 2 изд., СПБ, 1883.

Лит.: Анучин Д. Н., Труд проф. В. И. Модестова "Введение в Римскую историю", "Древности. Труды Имп. Археол. об-ва", т. 2, в. 2, М., 1909; Ростовцев М. И., В. И. Модестов (Некролог), "ЖМНП", 1907, июль.

А. И. Немировский. Воронеж.

МОДЖЕВСКИЙ

МОДЖЕВСКИЙ (Modrzewski), точнее - Фрыч-Моджевский (Frycz-Modrzewski), Анджей (1503-72) - польск. гуманист, обществ. деятель. После окончания в 1519 Краковского ун-та М. - секретарь канцлера Я. Лаского, а позднее королев. секретарь. Осн. произв. М. - "Об исправлении гос-ва" ("De Republica emendanda", Kr., 1551; доп. изд. Basel, 1554), где он отстаивал идеи равенства сословий перед законом, усиления центральной власти, смягчения крайностей крепостничества, создания нац. церкви, необходимости широкого просвещения, свободного от воздействий церкви, - было запрещено папской курией. Взгляды М. оказали влияние на польск. и европ. обществ. мысль.

Соч. в рус. пер.: Польские мыслители эпохи Возрождения, М., 1960, с. 69-128.

Лит.: Kurdybacha L., Ideologia Frycza Modrzewskiego, Kr., 1953; Lepszy K., A. Frycz Modrzewski, Warsz., 1953.

Библ.: Kawecka-Gryczowa A., Rostkowska J., A. Frycz Modrzewski, Wr., 1962.

МОДИ

Дживанджи Джамшеджи (26.X.1854 - 28.III.1933) - индийский востоковед. В 1877 окончил Бомбейский ун-т, в 1912 получил докторскую степень в Гейдельбергском ун-те. Автор работ по древней и ср.-век. истории Индии и Ирана, истории и этнографии общины парсов в Индии.

Соч.: Asiatic papers, v. 1-4, Bombay, 1905-33.

МОДИЛЬЯНИ

МОДИЛЬЯНИ (Modigliani), Джузеппе Эмануэле (22.X.1872 - 5.X.1947) - деятель итал. социалистич. движения. Публицист. С 1908 - чл. руководства Итал. социалистич. партии (ИСП). В 1913-26 - депутат парламента. В ИСП примыкал к реформистскому течению, ратуя за всеобщее избират. право, к-рое считал средством превращения бурж. гос-ва в общенародное. В период итало-турецкой войны 1911-12 осуждал откровенный шовинизм Биссолати и др. В годы 1-й мировой войны - на центристских позициях, участник Циммервальдской и Кинтальской конференций. В 1922 один из основателей правореформистской Унитарной социалистич. партии. В 1926 эмигрировал во Францию; примкнул к антифаш. движению. Вернулся в Италию в 1944. После раскола ИСП в янв. 1947 возглавил парламентскую фракцию Социалистической партии итал. трудящихся.

МОДЛОНСКОЕ СВАЙНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

МОДЛОНСКОЕ СВАЙНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ - древнее поселение кон. 3-го тыс. до н. э. Находится на мысу, образованном р. Модлоной и ее притоком р. Перечной, в Кирилловском р-не Вологодской обл. Часть стоянки размыта рекой. Найдены остатки 5 стоявших в ряд на сваях домов (размером ок. 4,5 х 4,5 м). Сохранились вбитые в торф сваи и лежащие на переводинах настилы полов из колотых бревен. Крыша была двускатной, покрывалась берестой. От дома к дому вели узкие кладки. Остатки огромных верш, кучи рыбьих костей и чешуи, кости диких животных свидетельствуют, что население занималось охотой и рыболовством. Найдены керамика, кремневые и костяные орудия, деревянные ковшики и янтарные украшения прибалтийского типа. М. с. п. находилось на юж. границе распространения каргопольской культуры, но не относится к ней.

Лит.: Брюсов А. Я., Свайное поселение на р. Модлоне и другие стоянки в Чарозерском районе Вологодской области, МИА. No 20, М., 1951.

А. Я. Брюсов. Москва.

МОДСЛИ

МОДСЛИ (Maudslay), Алфред Персивал (1850 - 22.I.1931) - англ. археолог. Осн. исследования посвящены археологии Мексики и Центр. Америки; его многократные экспедиции фактически положили начало науч. изучению древней цивилизации майя. Огромные коллекции древностей, собранные М., хранятся в Британском музее.

Соч.: Biologia Centrali-Americana. Archaeology, v. 1-4, L., 1889-1902; The Ancient civilization of Central America, L. - N. Y., 1892 ("Nature", v. 45); A glimpse at Guatemala and some notes on the ancient monuments of Central America, L., 1899.

МОЖАЙСК

МОЖАЙСК - др.-рус. город; р. ц. Моск. обл. РСФСР. Расположен на прав. берегу Москвы-реки в 110 км западнее столицы; ж.-д. ст. На 1 янв. 1964 - 20,2 т. ж. (в 1897 - 4,8 т. ж., в 1926 - 5,5 т. ж., в 1959 - 12,6 т. ж.). М. впервые упоминается в Никоновской летописи под 1231 (в Воскресенской - под 1277), являлся уделом Черниговского, а затем Смоленского кн-ва. В 1303 М. вошел в состав Моск. кн-ва. После ликвидации Можайского удела (1491) М. - уездный город (с 1708 - Моск. губ.). В 1624-26 возведены кам. стены и башни Можайского кремля. В 1812 в 12 км от М. происходило Бородинское сражение. Вовремя Вел. Отечеств. войны 1941-45 р-н М. - место упорных боев; освобожден от нем.-фаш. захватчиков 20 янв. 1942. В М. остатки кремля, Старо-Никольский и Ново-Никольский соборы и др.

Лит.: Величков А. Н., Город Можайск, его святыня и окрестности, М., 1880; Власьев Н. И., Можайск и его прошлое. Сб. Можайск, 1925.

МОЖНОВЛАДСТВО

МОЖНОВЛАДСТВО (польск. moznowladstwo, от mozny - могущественный) - введенное в польск. историографию И. Лелевелем определение политич. господства крупных феодалов (можновладцев). Согласно Лелевелю, М. сложилось в 12 в. и подавило демократическое по своему характеру "гминовладство", исконный политич. строй слав. народов. В совр. науке М. употребляется как собирательное понятие для крупных польских феодалов в периоды феод. раздробленности и борьбы за создание централизованного гос-ва (12-15 вв.). Крупных феодалов более позднего времени называют обычно магнатами.

МОЗАМБИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЗАФФЕРИДОВ ГОСУДАРСТВО

Музаффаридов государство, - одно из феод. гос. образований на терр. Ирана. Возникло в 40-х - нач. 50-х гг. 14 в. в результате распада Хулагуидов государства. Осн. Мубариз ад-дином Мухаммедом ибн Музаффаром (иль-ханским наместником г. Йезда), к-рый присоединил к Йезду Керман (1340), в 1353 завладел Фарсом, в 1356 - Исфаханом. М. г. было уничтожено нашествием Тимура, завоевавшего Юж. Иран к 1393. История М. г. изложена Махмудом Кутби (нач. 15 в.) и сохранилась в виде интерполяции в соч. X. Казвини "Избранная история" ("Тарихе гозиде", изд. перс. текста - "GMS", v. 14, pt 1, 1910; сокращ. англ. пер., там же, v. 14, pt 2, 1913).

МОЗИНЬЮ ДА СИЛВЕЙРА

МОЗИНЬЮ ДА СИЛВЕЙРА (Mousinho da Silveira), Жозе Шавьер (12.VII.1780 - 4.IV.1849) - португ. политич. деятель. По профессии юрист. Занимал ряд адм. и суд. должностей. Изучал экономич. проблемы. Был близок к деятелям Португальской революции 1820. В 1824, после контрреволюц. переворота, осуществленного абсолютистами во главе с Мигелем Брагансским, был арестован, но вскоре, в связи с поражением мигелистов, освобожден. В 1828, после провозглашения Мигела королем, эмигрировал во Францию. В 1832 был министром финансов и юстиции пр-ва конституционалистов, к-рые, выступив против Мигела, 3 марта 1832 заняли о. Терсейра (в группе Азорских о-вов), а 8 июля 1832 высадились в Португалии. Провел ряд ограниченных бурж. реформ: разделение адм. и суд. властей, создание выборных советов (жунт) в провинциях, округах, муниципальных общинах, отмену значит. части внутр. торг. пошлин, ликвидацию монополий и церковной десятины и др. После ухода 1 янв. 1833 с министерского поста перестал играть значит. роль в политич. жизни Португалии.

МОИ

МОИ - собирательное наименование группы народов Юж. Вьетнама, говорящих на монкхмерских и индонезийских языках. Общая числ. М., включающих ок. 30 мелких народов, - св. 800 тыс. чел. Наименование М. (что значит "дикари"), имевшее презрительный характер, было в свое время дано этой группе народов правящей вьетнамской верхушкой. Длительное время оно использовалось в бурж. этнографич. лит-ре. В последние годы заменено на "пемси" - искусств. термин, образованный из начальных букв франц. слов Peuplades montagnardes du Sud Indochinois (горные народы Юж. Вьетнама). Ныне в ДРВ эти народы называются тхыонг (горцы) или народы Тхайнгуена (горная обл. Юж. Вьетнама).

МОИСЕЕНКО

МОИСЕЕНКО (Мосеенок, Анисимов), Петр Анисимович (1852 - 30.XI.1923) - один из первых рус. рабочих-революционеров. Из крестьян Смоленской губ. В 1865 отдан мальчиком на моск. фабрику. С 1871 - работал ткачом в Орехово-Зуеве, с 1874-75 - в Петербурге, где стал участником рабочих кружков. Познакомившись с Плехановым, Халтуриным и др. народниками и передовиками-рабочими, М. вошел в революц. движение. Участвовал в Казанской демонстрации 1876, активный чл. "Северного союза русских рабочих". За участие и организацию стачек на Новой бумагопрядильне в 1878 был выслан в Смоленскую, в 1880 - в Енисейскую губ. С 1883, по возвращении из ссылки, работал на Никольской мануфактуре Морозова, где совместно с Л. И. Абраменковым и В. С. Волковым организовал Морозовскую стачку 1885, за что был арестован, дважды судим и выслан в Архангельскую губ. (1885-89). В 1894 за революц. деятельность в Ростове-на-Дону (где в 1893 при содействии А. С. Серафимовича М. вошел в местную с.-д. орг-цию; участвовал в подготовке крупной стачки 1894) снова был арестован и выслан в Вологодскую губ. По возвращении в 1898 из ссылки вел революц. работу в Донбассе. С 1905 - чл. РСДРП, большевик. Активный участник революции 1905-07. В 1909-10 работал в Баку, с 1912- в Горловке. Корреспондент "Правды". В годы 1-й мировой войны 1914-18 вел революц. пропаганду. В 1916 один из руководителей забастовки 30 тыс. горняков Горловского р-на. В 1917-18 - на сов. работе в Баку и на Сев. Кавказе, затем в Красной Армии. Участник гражд. войны. В 1920-21 - инструктор по нар. образованию в Минеральных Водах. С 1922 работал в Истпарте в Харькове. Написал "Воспоминания. 1873-1923" (М., 1924) - один из наиболее ценных памятников рус. рабочей мемуаристики.

Лит.: Рабочее движение в России в XIX в., т. 2, кн. 2, т. 3, ч. 1, М., 1950-52; Панасий Г., Истоки, Ростов н/Д., 1934; Кавалеров И. Н., Памяти П. А. Моисеенко; "Летопись Революции", 1924, No 1(6); Чечановский М., Ткач П. А. Моисеенко, М., 1924.

В. И. Сергеев. Москва.

МОИСЕЙ

МОИСЕЙ - легендарный пророк и законодатель, к-рому иудейская и христ. традиция приписывает авторство Пятикнижия. По преданию, М. родился в Египте и, спасенный дочерью фараона от грозившей всем младенцам израильтян гибели, был воспитан при дворе. Впоследствии М., согласно легенде, получив откровение от бога Яхве, стал предводителем уведенных в Египет и порабощенных израильских племен и вывел их из Египта в Синайскую пустыню. Цикл легенд о М., восходящий ко 2-му тыс. до н. э., содержит ряд реальных исторических сведений о египетском быте. Сообщения египетских источников о переселениях азиатов в Египет подтверждают наличие исторического зерна в традиции о пребывании израильтян в Египте. Приписываемые М. законы относятся к 1-му тыс. до н. э.

Лит.: Струве В. В., Израиль в Египте, П., 1920.

М. Л. Гельцер. Вильнюс.

МОЙМИР

МОЙМИР (Mojmir) в Великоморавском княжестве: М. I - первый известный по письм. источникам князь (830-846). Предпринял попытку объединить многочисл. слав. племена Ср. Подунавья. В правление М. I ускорилось развитие феод. отношений, началось проникновение христианства. M. I проводил активную внеш. политику. Ок. 833 присоединил к Великоморавской державе Нитранское кн-во. В 846 герм. королем Людовиком Немецким был свергнут с престола.

М. II - последний князь (894-906), старший сын Святополка I, племянник кн. Ростислава. Правление М. II прошло в борьбе с мадьярскими племенами, натиском нем. феодалов, выступлениями удельных князей. М. II отразил натиск Восточно-франкского королевства, заключил с ним (901) выгодный мир, добился восстановления Моравского архиепископства.

Лит.: История Чехословакии, т. 1, M., 1956, с. 51, 52, 59; Prehled ceskoslovenských dejin, dil 1, Praha, 1958, s. 46-48.

МОКРОУСОВ

МОКРОУСОВ (псевдоним - Савин), Алексей Васильевич (9(21).VI.1887 - 28.Х.1959) - активный участник революц. движения в России, один из руководителей партиз. движения в Крыму во время гражданской и Вел. Отечеств. войн. Чл. Коммунистич. партии с 1928. Род. в Понырях Курской губ. в крест. семье; работал батраком, шахтером, слесарем. В 1905 был в боевой дружине. С 1908 - матрос Балт. флота, был арестован, в 1912 бежал за границу; был рабочим в Швеции, Дании, Англии, Аргентине, работал в профсоюзах. В 1917 вернулся в Россию, участвовал в Окт. восстании в Петрограде. После Окт. революции во главе отряда матросов вел бои против белогвардейцев и герм. интервентов в Крыму, на Украине и на Дону. Летом 1918 - командир 4-й колонны Доно-Кубанского фронта, затем работал нач. управления формирования Красной Армии в Крыму, командующим Юж. боевым участком. В 1919 - командир бригады, а затем 58-й дивизии. С июля 1920 командующий Крымской повстанческой армией в тылу Врангеля. После гражд. войны организатор одной из первых в Крыму с.-х. коммун. В 1924-36 - на руководящей сов. работе. В 1937 участвовал в антифаш. борьбе в Испании. В годы Вел. Отечеств. войны - один из руководителей партиз. движения в Крыму; затем в действующей армии - ком. полка.

Лит.: Поликарпов В., Бурям навстречу, Симферополь, 1961.

МОКША

МОКША - см. Мордва.

МОЛДАВАНЕ

МОЛДАВАНЕ (самоназв. - молдовень) - нация, осн. население Молд. ССР, живут также в УССР, РСФСР и частично в Казах. ССР. Общая числ. - 2214 тыс. чел., из них в Молд. ССР - 1887 тыс. чел. (1959). Язык М. относится к восточнороманской группе индоевроп. семьи. Верующие М. - православные. Этногенез М. связан с территорией Др. Дакии, где значит. часть гето-дакийских племен в нач. 2 в. н. э. была завоевана Римом и подверглась романизации. После ухода римлян в 3 в. из Дакии здесь продолжала развиваться гето-романская культура, сохранившаяся во время нашествий эпохи Великого переселения народов. В 6 в. на этой территории появляются славяне, с к-рыми приходит в соприкосновение коренное романизованное население. Романцы ассимилируют славян и в ходе этого процесса к 10 в. образуется новая вост.-романская народность (влахи, волохи). В сер. 14 в. на этой территории уже существуют 2 сильных феод. княжества - Цара-Ромыняска (Валахия) и Молдова, в состав к-рого входило Прутско-Днестровское междуречье. Первое появление вост. романцев в Прутско-Днестровском междуречье относится, по-видимому, к нач. 14 в. Заселение этой области вост.-романским элементом продолжалось в течение нескольких веков. Населявшее ее вост.-слав. племя тиверцев, а также частично племена уличей вошли существенным компонентом в формирование М. Попав в среду близкого по культуре, но иноязычного населения, впитав в себя вост.-слав. элементы, М. после присоединения Бессарабии в 1812 к России стали складываться в самостоятельную нацию. Другая же часть населения бывшего Молд. господарства, жившая в пределах Запрутской Молдавии, вошла существенным компонентом в формирование румынской нации. После возвращения в 1940 Бессарабии Сов. Союзу в ходе социалистич. строительства сложилась молд. социалистич. нация. М. заняты в крупном механизированном сел. х-ве и в пром-сти. Нац. культура М. получила дальнейшее развитие; наряду с традиционным нар. иск-вом развивается профессиональное - театр, музыка, живопись, лит-ра и др. (подробнее об экономике и культуре М. см. в ст. Молдавская Советская Социалистическая Республика).

Лит.: Сергиевский М. В., Молдавские этюды, Тр. ИФЛИ, т. 5, М., 1939; Салманович М. Я., Жилище коренного населения МССР, "СЭ",1947, No 4; История Молдавии, т. 1, Киш., 1951; Салманович М. и Зеленчук В. C., Этнографическая литература о молдаванах, "СЭ", 1954, No 3; Зеленчук В. С., Очерки молдавской народной обрядности (XIX, нач. XX вв.), Киш., 1959; Народы Европейской части СССР, ч. 2, М., 1964.

М. Я. Салманович. Москва.

МОЛДАВСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛДОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МОЛЕНИЕ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА"

"МОЛЕНИЕ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА" - вторая редакция др.-рус. публицистич. произведения (первая редакция наз. "Слово Даниила Заточника"), созданная в 20-е гг. 13 в. См. Даниил Заточник.

МОЛИВДОВУЛЫ

МОЛИВДОВУЛЫ (греч. ед. ч. molybdoboyllon) - свинцовые печати, привешиваемые к док-там, исходящим от императора, патриарха и разных должностных лиц Визант. империи. Изучение М. входит в область вспомогат. ист. дисциплины сигиллографии.

Лит.: Панченко Б. A., Каталог моливдовулов, Изв. Рус. археологич. ин-та в Константинополе, (т.) 8, 9, 13, 1903, 1904, 1908.

Предыдущая страница Следующая страница