Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М" (часть 24, "МНО"-"МОЛ")
Демьян Игнатович (ум. не ранее 1696) - гетман Левобережной Украины (1668-72). М. - выходец из народа ("мужичий сын"), активный участник освободит. войны укр. народа 1648-54; в чине генерального есаула подписал Зборовский договор (1649). В 1668-72 М. проводил политику в интересах казацкой старшины, стремясь в то же время занять независимое положение от ее верхушки. В 1670 он участвовал в подавлении восстания Дзиковского, являвшегося частью Крест. войны 1670-71. В 1672 казацкая старшина обвинила его в тайных связях с Дорошенко и тур. султаном. Царское пр-во сослало М. в иркутскую тюрьму вместе с женой и детьми. Освобожден в 1688. В 1696 М. постригся в монахи.
Лит.: Стелюк К. I., Народнi рухи на Лiвобережнiй I Слобiдськiй Украïнi в 50-70-х роках XVII ст., К., 1960, с. 348-58; Максимов С., Сибирь и каторга, ч. 3, СПБ, 1900, с. 371-73.
В. С. Бакулин. Москва. |
МНОГОЖЕНСТВО - см. Полигиния. |
МНОГОМУЖЕСТВО - см. Полиандрия. |
МОАВ - раннерабовладельч. гос-во, существовавшее с кон. 2-го тыс. до 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на Ю. совр. Иордании. Гл. гг.: Кир-Харешет (совр. Керак) и Дибон (совр. Дибан). В нач. 10 в. М. был завоеван царем Давидом, в кон. 10 в. вернул независимость. В 1-й пол. 9 в. платил дань израильским царям Омри и Ахаву. В сер. 9 в. царь М. Меша (от него дошла надпись, найденная в 1868 и хранящаяся в Лувре) нанес ряд поражений израильтянам и сверг их господство. В 8-7 вв. М. подчинялся Ассирии, в 6 в. - Ново-Вавилонскому царству. Во 2-й пол. 1-го тыс. вошел в состав Набатейского царства.
Лит.: Donner H., Neue Quellen zur Geschichte des Staates Moab..., "Mitteilungen des Instituts für Orientforschung", 1957, Bd 5, H. 2; Zyl A. H. van, The Moabites, Leiden, 1960; Segert S., Die Sprache der moabitischen Königsinschrift, "Archiv orientálni", 1961, Bd 29/2, H. 2.
Д. Г. Редер. Москва. |
МОАВИТЯНЕ - ханаанейская народность, заселявшая во 2-1-м тыс. до н. э. терр. Моава. Осн. занятия - земледелие и скотоводство. Верховный бог Кемош; ему приносились человеч. жертвы. Во 2-й пол. 1-го тыс. ассимилировались с набатеями. |
МОБЕДАН МОБЕД (магупатан магупат) - в гос-ве Сасанидов глава зороастрийской церкви и духовного сословия или касты. М. м. (собств. - Мобед мобедов; мобед, ранее магупат - глава магов) стоял над мобедами провинций и городов. Один из первых сановников империи, М. м. оказывал большое влияние на гос. дела; представлял высшую судебную инстанцию.
Лит.: Christensen A., L'Iran sous les Sassanides, Kbh., 1944; Wikander St., Feuerpriester in Kleinasien und Iran, Lund, 1946; Duchesne-Guillemin J., La religion de l'Iran ancien, P., 1962, p. 276-96. |
МОБИЛИ - краткое название мобильной гвардии (garde mobile) - особого вида вооруж. сил Франции во 2-й пол. 19 в. Впервые 24 батальона М. (по 1000 чел. в каждом) были созданы после Февр. революции 1848 декретом Врем. пр-ва от 25 февр. 1848 для борьбы против революц. выступлений масс. Батальоны М. укомплектовывались лицами муж. пола в возрасте от 15 до 20 лет из числа безработных и деклассированных элементов. Они были поставлены в привилегированное положение по отношению к др. частям франц. вооруж. сил, носили особый мундир и получали высокое по тому времени жалованье (1,5 франка в сутки). М. служили надежной опорой бурж. реакции в дни Июньского восстания 1848. Ненависть к М. со стороны нар. масс, а также соображения экономич. порядка заставили Луи Бонапарта вскоре после его прихода (10 дек. 1848) к власти сократить на 50% численность М., a затем вообще их распустить. М. были восстановлены в 1868 в несколько измененном виде (принимались мужчины от 20 до 40 лет) в качестве резервных частей армии. Во время франко-прусской войны 1870-71 М. были призваны на действит. воен. службу и использованы при формировании новых армий. При осаде Парижа немцами М. использовались франц. пр-вом для подавления революц. движения (с помощью М. было подавлено восстание 31 окт. 1870). В 1872 части М. окончательно ликвидированы.
А. И. Молок. Москва. |
МОБУТУ (Mobutu), Жозеф Дезире (р. 1930) - гос. деятель Конго (Киншаса). Окончил среднюю школу в г. Кокийавиль. В 1956-60 работал журналистом в газ. "Avenir" в Леопольдвиле, а затем гл. редактором еженедельника "Actualités Africaines". В июне 1960 был назначен статс-секретарем в пр-ве Лумумбы, а в июле 1960 - нач. Генштаба конголезской армии в ранге полковника. 14 сент. 1960 совершил переворот, в результате к-рого было свергнуто пр-во Лумумбы. В январе 1961 был назначен главнокомандующим конголезской армией и получил чин ген.-майора (с окт. 1965 - ген.-лейтенант). 25 нояб. 1965 совершил новый гос. переворот, сместил президента Ж. Касавубу и премьер-мин. Э. Кимбу, назначил себя президентом на 5 лет, ввел в стране чрезвычайное положение, отменил действующую конституцию и запретил деятельность политич. орг-ций. |
МОВИУС (Movius), Хеллам Леонард (р. 28.XI.1907) - амер. археолог, проф. антропологии, хранитель коллекций палеолитич. археологии в музее Пибоди при Гарвардском ун-те (США, с 1937). Специалист по палеолитич. и мезолитич. культурам Европы (особенно по культурам Центр. и Зап. Европы и Ирландии) и Азии (Индии, Бирмы, Палестины и др.).
Соч.: The lower palaeolithic cultures of Southern and Eastern Asia, Phil., 1949 (Trans. Amer. Phil. Society, v. 38, pt 4); The Proto-Magdalenian of the Abri Pataud, Les Eyzies (Dordogne), в кн.: Compte-rendu du Congrès international des sciences préhistoriques et protohistoriques. Hamburg, 1958, Hamburg, 1960; Radiocarbon dates and Upper Palaeolithic archaeology in Central and Western Europe, "Current Anthropology", Chi., 1960, v. 1, No 5-6. |
Каган- катваци - (Дасксуранци), - автор "Истории агван" (Албании Кавказской). Жил в 10 в. (по мнению др. исследователей - в 7 в.). Уроженец с. Каланкайтук древней области Ути. Имел, по-видимому, церк. образование. Для написания своего ист. труда использовал материалы ранних арм. авторов (Егише, Мовсеса Хоренаци и др.), а также местные источники. "История агван", написанная на др.-арм. языке, является осн. источником по истории этой части Азербайджана с 5 по 10 вв. М. К. сообщает в ней о походе русов в Закавказье в 943.
Соч.: История агван, пер. с арм., СПБ, 1861; История агванов, т. 1-2, Париж, 1860 (на древнеарм. яз.); The history of the Caucasian Albanians, transl. by C. J. F. Dowsett, L., 1961.
Лит.: Dowsett C. J. F., A neglected passage in the history of the Caucasian Albanians, "BSOAS", 1957, v. 19, No 3, p. 456-68. |
МОВСЕС ХОРЕНАЦИ - арм. историк 5 - нач. 6 вв., прозванный "отцом арм. истории". М. X. - ученик изобретателей арм. алфавита Саака и М. Маштоца. Свою "Историю армян" ("Патмутюн хайоц") М. X. начал с легендарного прародителя армян Хайка и довел до 428. Источниками для него служили греч. и сирийские исторические соч., нар. предания и фольклор. Наиболее точны его сведения о событиях кон. 4 - сер. 5 вв. Труд М. X. ценен как источник для изучения истории фольклора, этнографии Армении и соседних стран (Ирана, Азербайджана и др.).
Соч.: История Армении, древнеарм. текст, Тифлис, 1913, новоарм. перев., Ер., 1961, рус. пер. Н. Эмина, М., 1893.
Лит.: Абегян М., История древнеарм. лит-ры, т. 1, Ер., 1948. |
МОГИЛА (лит. псевдоним - Евсевий Пимин), Петр Симеонович (31.XII.1596 - 11.I.1647) - церковно-политич. и культурный деятель Украины 1-й пол. 17 в. Сторонник политич. союза Украины с Польшей. Сын господаря Валахии и Молдавии. Образование получил в Львовской братской школе, затем слушал лекции в ряде зап.-европ. ун-тов. В юности служил в польск. войске. В 1627 избран киево-печерским архимандритом, в 1632 - митрополитом киевским и галицким. Активно выступал против унии православной церкви с католической. При его участии создан Киево-Могилянский коллегиум (1632), позднее ставший академией (см. Киевская академия). При его же участии в 1640 в Яссах открылась первая рум. высшая школа - Славяно-греко-латинская академия. Основал типографию во Львове. М. - автор многочисл. соч. и проповедей, часть из них применялась в духовных учебных заведениях в качестве учебников даже в нач. 19 в.
Лит.: Голубев С. Т., Киевский митрополит П. Могила и его сподвижники. (Опыт историч. исследования), т. 1-2, К., 1883-98; Украïнськi письменники. Бiо-бiблiографiчний словник, т. 1, К., 1960, л. 415-27; Panaitescku P. Р., L'influence de l'oeuvre de P. Mogila archevêque de Kiev dans les principantés roumaines, P., 1926.
В. С. Бакулин. Москва. |
МОГИЛЕВ - город на Днепре, центр Могилевской обл. БССР. Пром. и культурный центр. Ж.-д. узел, пристань, аэропорт. В янв. 1964 - 144,5 т. ж. (в 1897 - 43 т. ж., в 1923 - 20 т. ж., в 1939 - 99 т. ж., в 1959 - 122 т. ж.). Назв. (предположительно) от древнего могильника, у к-рого возникло поселение. Впервые упоминается в польск. хронике за 1320. Входил в состав Киевской Руси; до сер. 14 в. в Витебское кн-во. В 14 в. отошел к Литве. По Люблинской унии 1569 вошел в состав Речи Посполитой. С 14 в. известен как ремесленно-торг. центр. В 1526 получил право города, в 1561 - малое, а в 1577 - большое магдебургское право. В 1595 отряд восставших укр. казаков С. Наливайко занял М. В 1606-10 в М. произошло крупное восстание гор. бедноты и ремесленников (см. Могилевское городское восстание 1606-10). В 1772 присоединен к России. С 1772 М. - губ. город, с 1778 - центр наместничества, с 1796 - у. г. Белорус. губ., с 1802 - снова губ. город. В 1812 под М. произошло сражение рус. войск с франц. войсками. После Отечеств. войны 1812 в М. - штаб-квартира 1-й рус. армии. До Окт. революции в М. была мелкая полукустарная пром-сть. С.-д. движение в М. зарождается в конце 19 века. Во время 1-й мировой войны с августа 1915 по 20 нояб. 1917 в М. находилась ставка Верх. главнокомандующего. Сов. власть в М. окончательно установилась 20 нояб. (3 дек.) 1917, после вступления в город прибывших из Петрограда сов. отрядов во главе с Н. В. Крыленко. С 4 по 28 июля 1941 проходила героич. оборона М. от нем.-фаш. захватчиков. Нем. оккупанты уничтожили более 30 тыс. граждан М. В городе действовало ок. 40 подпольных антифаш. групп. Освобожден Сов. Армией 28 июня 1944. В М. - з-ды "Электродвигатель", "Строммашина", з-д подъемно-трансп. оборудования и др. В М. 2 ин-та, музей, памятник старины - Никольский собор (17 в.).
Лит.: Могилев. Ист. очерк, Минск, 1959.
И. С. Мигулин. Могилев. |
МОГИЛЕВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1606 - антифеод. движение ремесленников и гор. бедноты г. Могилева. Восстание началось 20 июня 1606. Оно было вызвано ростом налогового гнета и злоупотреблениями гор. рады, состоявшей из представителей эксплуататорской верхушки горожан. 25 июня восставшие разогнали раду и избрали в ее новый состав руководителей движения ремесленников Стахора Митковича, Микиту-сабельника, Михалку-гончара и др. представителей ремесленников и бедноты. Попытки польск. властей добиться прекращения движения с помощью угроз не дали результатов. В 1608 власти добились заключения соглашения, по к-рому новая рада после окончания срока своих полномочий должна была передать власть в городе старой раде. Восстание было подавлено королев. войсками. Его активные участники преданы суду и жестоко наказаны.
Лит.: История Белорусской ССР, т. 1, Минск, 1961 |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Могулистан, Моголистанское ханство (-стан - страна, окончание названий стран Ср. и Бл. Востока), - феод. гос-во в Ср. Азии, основанное потомком Джагатая Тоглук-Тимуром (1347/48-1362/63) после распада Джагатайского (Чагатайского) улуса. В его состав входили Вост. Туркестан, Семиречье и нек-рые области Юж. Сибири. В результате походов в 1360 и 1361 Тоглук-Тимур присоединил к М. также Мавераннахр, но после его смерти Мавераннахр отпал. Преемники Тоглук-Тимура владели только Вост. Туркестаном, где сохраняли власть до 70-х гг. 16 в. В источниках термин "М." применяется также для обозначения Вост. Туркестана.
Лит.: Бартольд В. В., Очерк истории Семиречья, Моголистан, Соч., т. 2, ч. I, M., 1963. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОДЕЛЬ (Model), Вальтер (24.I.1891 - 21.IV.1945) - воен. деятель фаш. Германии, ген.-фельдмаршал (март 1944). Род. в Гентине (Вост. Пруссия) в семье учителя. В армии с 1909. Участник 1-й и 2-й мировых войн. В нач. войны фаш. Германии против СССР командовал 3-й танк. дивизией (с нояб. 1940) и 41-м танк. корпусом (с окт. 1941). С янв. 1942 по янв. 1944 командующий 9-й армией. В февр. - марте 1944 командовал группой армий "Север", в апр. - июне 1944 - группой армий "Сев. Украина", в июне - авг. 1944 - группой армий "Центр". В авг. 1944 - командующий группой армий "Д", а с сент. 1944 - группой армий "Б" во Франции. В апр. 1945 войска М. были разгромлены англо-амер. войсками в Руре, и М. застрелился. |
МОДЕНА (Modena) - город в Италии, адм. ц. одноим. пров. в обл. Эмилия-Романья. Пром. ц. 147,5 т. ж. (1963). М., в древности этрусский город, с 183 до н. э. - рим. колония (Мутина); сражение при М. (43 до н. э.) решило исход Мутинской войны. Пришедшая в упадок в период варварских нашествий, М. оживилась в 8 в., стала резиденцией епископов и графов. В 11 в. выступила на стороне империи против папства, в кон. 1167 вошла в Ломбардскую лигу. С 12 в. М. - коммуна (с 1229 в управлении участвовали цехи). В 12 в. в М. был осн. ун-т; в 1288 установилась синьория д'Эсте (под властью к-рых находилась с перерывами до 1860). В 1306-36 М. - снова коммуна, в 1510-27 - под властью папства. С 1452 М. - один из гл. городов, а с 1598 - центр герцогства Модены, существовавшего до 1860, с перерывом 1797-1815 (когда оно входило последовательно в Циспаданскую республику, Цизальпинскую республику, Итальянскую республику 1802-05, в Итальянское королевство). В 1920 М. - один из центров революц. движения пролетариата за захват фабрик и заводов. В годы 2-й мировой войны (после оккупации Италии германскими войсками) в пров. М. широко развернулось Движение Сопротивления; силами Сопротивления М. была освобождена в апр. 1945.
Лит.: Campori C., Del governo a comune in Modena..., Modena, 1864; Nannini M. С., Estensi di Modena, Modena, 1959.
A. X. Горфункель. Ленинград. |
МОДЕРАДОС (исп. moderados, букв. - умеренные) - исп. партия правых либералов, объединявшая часть дворянства и буржуазии в 1820-68. Образовавшееся во время Испанской революции 1820-23 пр-во М. (март 1820 - авг. 1822) декретировало ряд реформ (ликвидацию майоратов, закрытие части монастырей и др.), но проявило нерешительность в борьбе с реакцией и вынуждено было уступить власть левым либералам (эксальтадос). После начала карлистской войны регентша Мария Кристина передала власть (15 января 1834) вождю М. Мартинесу де ла Роса, к-рый в апр. 1834 издал Королевский статут - консервативную конституцию, воплотившую в себе политич. идеалы М. Развитие нар. движения привело в сент. 1835 к отставке правительства М. В 1840-е гг. партия М. активно выступала против демократических реформ. В июле 1843 лидер М. Нарваэс совершил контрреволюционный переворот, положивший конец Испанской революции 1834-43. С началом в Испании революции 1868-74 партия М. прекратила свое существование. |
МОДЕРНИЗАЦИЯ - истории (от франц. moderne - новый, современный) - перенесение понятий и оценок, применимых к явлениям и событиям более поздних эпох и периодов истории, на качественно отличные от них явления и события прошлого, ведущее к искажению ист. действительности. М. истории, связанная с игнорированием или непоследоват. проведением принципа историзма, является характерной чертой бурж. ист. науки. "Нет ничего характернее для буржуа, как перенесение черт современных порядков на все времена и народы" (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 137, прим.). Особенно широкое распространение М. истории с конца 19 в. связано со стремлением бурж. ист. науки эпохи империализма исторически обосновать извечность категорий капиталистич. общества. Наиболее ярко М. истории проявилась в трудах Э. Мейера, М. И. Ростовцева, Р. Пёльмана, К. Белоха, А. Допша, к-рые находили категории, характерные для капиталистич. общества, в истории Др. Греции и Рима, в эпоху раннего средневековья и т. д. В совр. бурж. историографии эта тенденция выступает, как правило, в более завуалированном виде. В то же время широкое распространение имеет такая форма М. истории, как субъективистская интерпретация исторического прошлого с точки зрения интересов "сегодняшнего дня" (см. в ст. Историография, т. 6, с. 502-03). Своеобразное теоретическое обоснование такое "переписывание" истории, особенно характерное для реакционной историографии США и ФРГ, нашло в презентизме. |
МОДЕРНИЗМ (франц. modernisme) в религии - течение, сторонники к-рого считают необходимым приспособление религ. вероучения к уровню совр. науки и к новым явлениям в обществ. жизни как важнейшее условие укрепления позиций религии. Католич. М. возник в кон. 19 - нач. 20 вв., виднейшими его представителями были во Франции - А. Луази, Л. Дюшен, М. Блондель, в Германии - Г. Шелль, в Англии - Дж. Тиррелл, в Италии - Р. Мурри, А. Фогаццаро и др. Осн. положения католич. М.: религия создается человеком; библия - не боговдохновенная книга и Моисей не ее автор; Христос не был сыном бога, а был евр. Мессией, зачинателем религ. движения; христ. догматы не имеют значения вечных истин, а развиваются в связи с прогрессом общества; церковь должна отказаться от грубо-чувственных суеверий, от веры в чудеса, в дьявола, в загробные муки и т. п. (но при этом М. не отказался от веры в сверхъестественное). Нек-рые представители М. (напр., А. Луази) отвергали положение о верх. власти папы, о его непогрешимости, выступали против смешения религ. вопросов с политическими. В 1907 Ватикан осудил М. как "синтез всех ересей" декретом "Lamentabili" (2-м "Силлабусом") и энцикликой "Pascendi". Наиболее видные модернисты были отлучены от церкви; их соч. были включены в "Индекс запрещенных книг". В 1910 Ватикан ввел антимодернистскую присягу для проф. католич. богословских ф-тов, служащих епископских курий и др. В США М. в католицизме принял своеобразную форму и был назван его противниками в Ватикане "ересью американизма".
Католич. церковь, официально осудившая М., сама (ради сохранения влияния на верующих) вынуждена приспосабливаться к изменившимся в мире условиям, учитывать успехи науки и обществ. прогресс. Вопросы приспособления и "обновления" были в центре внимания 2-го Ватиканского собора (1962-65). Течение, аналогичное М., существует также в протестантизме, иудаизме и в др. религиях.
Лит.: Леруа Э., Догмат и критика, М., 1915; Булгаков С., Кризис христианства в совр. протестантизме, М., 1911; Керенский В., Римско-католич. модернизм, Харьков, 1911; Спекторский Е., Происхождение протестантского рационализма, Варшава, 1914; Совр. течения религ.-философ. мысли в совр. Франции, М., 1915; Шейнман М., Модернизм и модернизация в католицизме, Ежегодник Музея истории религии и атеизма, М.-Л., 1958, т. 2; The programme of modernism, L.-Lpz., 1908; Reardon B. М., Roman catholic modernism; a retrospect, "Quarterly Review", 1955, No 604; Moehlman C. Н., Liberal protestantism, в кн.: Living schools of religion, Ames (Iowa), 1956.
M. M. Шейнман. Москва. |
Модесто Гильоте (Modesto Guillote), Хуан (p. 24.IX.1906) - деятель исп. рабочего движения. По профессии пильщик-механик. В 1931 вступил в Коммунистич. партию Испании (КПИ). В 1930-36 - пред. Объединения профсоюзов разных профессий в Санта-Мария. С 1937 - член ЦК КПИ. Во время Нац.-революц. войны 1936-39 был одним из организаторов и чл. Совета 5-го полка, сформированного для защиты Мадрида, позднее командовал 5-м корпусом; впоследствии был назначен командующим республиканскими войсками, действовавшими на фронте р. Эбро. В конце войны получил звание генерала. |
Василий Иванович (24.I.1839 - 13.II.1907) - рус. историк античности, филолог. Преподавал в Новороссийском ун-те в Одессе (1864-67; 1889-1893), в Казанском (1867-68), Киевском (1869-78), Петерб. (1886-89) ун-тах. Из работ М. по истории рим. лит-ры особый интерес представляет "Рим. письменность в период царей" (Казань, 1868), в к-рой автор выступал против скептич. направления в историографии Др. Рима, доказывая, что лат. письменность восходит еще к дорим. эпохе. С 1893 М. подолгу жил в Риме, занимался изучением археологии Др. Италии. В эти годы им была написана работа "Введение в рим. историю" (ч. 1-2, СПБ, 1902-09), в к-рой М. на основании памятников материальной культуры, а также лингвистич. и историко-традиционных данных изложил систематич. историю древнейшей Италии, начав с палеолитич. эпохи. 1-я ч. "Введения" заканчивается главой, посвященной культуре Виллановы. Во 2-й ч. труда М. подробнейшим образом разбирает все вопросы, связанные с этрусками и мессапами. Довести изложение до начала рим. истории М. не успел. Им были изданы лишь отд. статьи, посвященные проблеме появления и расселения по Италии разл. племен ("Венеты", "ЖМНП", 1906, февр. - март; "Греки в Италии", там же, 1906, сент., 1907, март). Работы М., построенные на ист. анализе археологич. мат-ла, нанесли удар по гиперкритич. направлению в историографии Др. Рима и Италии. М. принадлежат полный перевод сочинений Тацита (т. 1, СПБ, 1886; т. 2, СПБ, 1887) и монография о Таците - "Тацит и его сочинения. Историко-литературное исследование" (СПБ, 1864).
Будучи блестящим публицистом, М. написал ряд книг и статей по истории Германии, Франции, Италии кон. 19 в.
Соч. (кроме указ. в статье): Лекции по истории римской литературы. Курс 1, К., 1873; Курс 2, К., 1875; 2 изд., СПБ, 1883.
Лит.: Анучин Д. Н., Труд проф. В. И. Модестова "Введение в Римскую историю", "Древности. Труды Имп. Археол. об-ва", т. 2, в. 2, М., 1909; Ростовцев М. И., В. И. Модестов (Некролог), "ЖМНП", 1907, июль.
А. И. Немировский. Воронеж. |
МОДЖЕВСКИЙ (Modrzewski), точнее - Фрыч-Моджевский (Frycz-Modrzewski), Анджей (1503-72) - польск. гуманист, обществ. деятель. После окончания в 1519 Краковского ун-та М. - секретарь канцлера Я. Лаского, а позднее королев. секретарь. Осн. произв. М. - "Об исправлении гос-ва" ("De Republica emendanda", Kr., 1551; доп. изд. Basel, 1554), где он отстаивал идеи равенства сословий перед законом, усиления центральной власти, смягчения крайностей крепостничества, создания нац. церкви, необходимости широкого просвещения, свободного от воздействий церкви, - было запрещено папской курией. Взгляды М. оказали влияние на польск. и европ. обществ. мысль.
Соч. в рус. пер.: Польские мыслители эпохи Возрождения, М., 1960, с. 69-128.
Лит.: Kurdybacha L., Ideologia Frycza Modrzewskiego, Kr., 1953; Lepszy K., A. Frycz Modrzewski, Warsz., 1953.
Библ.: Kawecka-Gryczowa A., Rostkowska J., A. Frycz Modrzewski, Wr., 1962. |
Дживанджи Джамшеджи (26.X.1854 - 28.III.1933) - индийский востоковед. В 1877 окончил Бомбейский ун-т, в 1912 получил докторскую степень в Гейдельбергском ун-те. Автор работ по древней и ср.-век. истории Индии и Ирана, истории и этнографии общины парсов в Индии.
Соч.: Asiatic papers, v. 1-4, Bombay, 1905-33. |
МОДИЛЬЯНИ (Modigliani), Джузеппе Эмануэле (22.X.1872 - 5.X.1947) - деятель итал. социалистич. движения. Публицист. С 1908 - чл. руководства Итал. социалистич. партии (ИСП). В 1913-26 - депутат парламента. В ИСП примыкал к реформистскому течению, ратуя за всеобщее избират. право, к-рое считал средством превращения бурж. гос-ва в общенародное. В период итало-турецкой войны 1911-12 осуждал откровенный шовинизм Биссолати и др. В годы 1-й мировой войны - на центристских позициях, участник Циммервальдской и Кинтальской конференций. В 1922 один из основателей правореформистской Унитарной социалистич. партии. В 1926 эмигрировал во Францию; примкнул к антифаш. движению. Вернулся в Италию в 1944. После раскола ИСП в янв. 1947 возглавил парламентскую фракцию Социалистической партии итал. трудящихся. |
МОДЛОНСКОЕ СВАЙНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ - древнее поселение кон. 3-го тыс. до н. э. Находится на мысу, образованном р. Модлоной и ее притоком р. Перечной, в Кирилловском р-не Вологодской обл. Часть стоянки размыта рекой. Найдены остатки 5 стоявших в ряд на сваях домов (размером ок. 4,5 х 4,5 м). Сохранились вбитые в торф сваи и лежащие на переводинах настилы полов из колотых бревен. Крыша была двускатной, покрывалась берестой. От дома к дому вели узкие кладки. Остатки огромных верш, кучи рыбьих костей и чешуи, кости диких животных свидетельствуют, что население занималось охотой и рыболовством. Найдены керамика, кремневые и костяные орудия, деревянные ковшики и янтарные украшения прибалтийского типа. М. с. п. находилось на юж. границе распространения каргопольской культуры, но не относится к ней.
Лит.: Брюсов А. Я., Свайное поселение на р. Модлоне и другие стоянки в Чарозерском районе Вологодской области, МИА. No 20, М., 1951.
А. Я. Брюсов. Москва. |
МОДСЛИ (Maudslay), Алфред Персивал (1850 - 22.I.1931) - англ. археолог. Осн. исследования посвящены археологии Мексики и Центр. Америки; его многократные экспедиции фактически положили начало науч. изучению древней цивилизации майя. Огромные коллекции древностей, собранные М., хранятся в Британском музее.
Соч.: Biologia Centrali-Americana. Archaeology, v. 1-4, L., 1889-1902; The Ancient civilization of Central America, L. - N. Y., 1892 ("Nature", v. 45); A glimpse at Guatemala and some notes on the ancient monuments of Central America, L., 1899. |
МОЖАЙСК - др.-рус. город; р. ц. Моск. обл. РСФСР. Расположен на прав. берегу Москвы-реки в 110 км западнее столицы; ж.-д. ст. На 1 янв. 1964 - 20,2 т. ж. (в 1897 - 4,8 т. ж., в 1926 - 5,5 т. ж., в 1959 - 12,6 т. ж.). М. впервые упоминается в Никоновской летописи под 1231 (в Воскресенской - под 1277), являлся уделом Черниговского, а затем Смоленского кн-ва. В 1303 М. вошел в состав Моск. кн-ва. После ликвидации Можайского удела (1491) М. - уездный город (с 1708 - Моск. губ.). В 1624-26 возведены кам. стены и башни Можайского кремля. В 1812 в 12 км от М. происходило Бородинское сражение. Вовремя Вел. Отечеств. войны 1941-45 р-н М. - место упорных боев; освобожден от нем.-фаш. захватчиков 20 янв. 1942. В М. остатки кремля, Старо-Никольский и Ново-Никольский соборы и др.
Лит.: Величков А. Н., Город Можайск, его святыня и окрестности, М., 1880; Власьев Н. И., Можайск и его прошлое. Сб. Можайск, 1925. |
МОЖНОВЛАДСТВО (польск. moznowladstwo, от mozny - могущественный) - введенное в польск. историографию И. Лелевелем определение политич. господства крупных феодалов (можновладцев). Согласно Лелевелю, М. сложилось в 12 в. и подавило демократическое по своему характеру "гминовладство", исконный политич. строй слав. народов. В совр. науке М. употребляется как собирательное понятие для крупных польских феодалов в периоды феод. раздробленности и борьбы за создание централизованного гос-ва (12-15 вв.). Крупных феодалов более позднего времени называют обычно магнатами. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Музаффаридов государство, - одно из феод. гос. образований на терр. Ирана. Возникло в 40-х - нач. 50-х гг. 14 в. в результате распада Хулагуидов государства. Осн. Мубариз ад-дином Мухаммедом ибн Музаффаром (иль-ханским наместником г. Йезда), к-рый присоединил к Йезду Керман (1340), в 1353 завладел Фарсом, в 1356 - Исфаханом. М. г. было уничтожено нашествием Тимура, завоевавшего Юж. Иран к 1393. История М. г. изложена Махмудом Кутби (нач. 15 в.) и сохранилась в виде интерполяции в соч. X. Казвини "Избранная история" ("Тарихе гозиде", изд. перс. текста - "GMS", v. 14, pt 1, 1910; сокращ. англ. пер., там же, v. 14, pt 2, 1913). |
МОЗИНЬЮ ДА СИЛВЕЙРА (Mousinho da Silveira), Жозе Шавьер (12.VII.1780 - 4.IV.1849) - португ. политич. деятель. По профессии юрист. Занимал ряд адм. и суд. должностей. Изучал экономич. проблемы. Был близок к деятелям Португальской революции 1820. В 1824, после контрреволюц. переворота, осуществленного абсолютистами во главе с Мигелем Брагансским, был арестован, но вскоре, в связи с поражением мигелистов, освобожден. В 1828, после провозглашения Мигела королем, эмигрировал во Францию. В 1832 был министром финансов и юстиции пр-ва конституционалистов, к-рые, выступив против Мигела, 3 марта 1832 заняли о. Терсейра (в группе Азорских о-вов), а 8 июля 1832 высадились в Португалии. Провел ряд ограниченных бурж. реформ: разделение адм. и суд. властей, создание выборных советов (жунт) в провинциях, округах, муниципальных общинах, отмену значит. части внутр. торг. пошлин, ликвидацию монополий и церковной десятины и др. После ухода 1 янв. 1833 с министерского поста перестал играть значит. роль в политич. жизни Португалии. |
МОИ - собирательное наименование группы народов Юж. Вьетнама, говорящих на монкхмерских и индонезийских языках. Общая числ. М., включающих ок. 30 мелких народов, - св. 800 тыс. чел. Наименование М. (что значит "дикари"), имевшее презрительный характер, было в свое время дано этой группе народов правящей вьетнамской верхушкой. Длительное время оно использовалось в бурж. этнографич. лит-ре. В последние годы заменено на "пемси" - искусств. термин, образованный из начальных букв франц. слов Peuplades montagnardes du Sud Indochinois (горные народы Юж. Вьетнама). Ныне в ДРВ эти народы называются тхыонг (горцы) или народы Тхайнгуена (горная обл. Юж. Вьетнама). |
МОИСЕЕНКО (Мосеенок, Анисимов), Петр Анисимович (1852 - 30.XI.1923) - один из первых рус. рабочих-революционеров. Из крестьян Смоленской губ. В 1865 отдан мальчиком на моск. фабрику. С 1871 - работал ткачом в Орехово-Зуеве, с 1874-75 - в Петербурге, где стал участником рабочих кружков. Познакомившись с Плехановым, Халтуриным и др. народниками и передовиками-рабочими, М. вошел в революц. движение. Участвовал в Казанской демонстрации 1876, активный чл. "Северного союза русских рабочих". За участие и организацию стачек на Новой бумагопрядильне в 1878 был выслан в Смоленскую, в 1880 - в Енисейскую губ. С 1883, по возвращении из ссылки, работал на Никольской мануфактуре Морозова, где совместно с Л. И. Абраменковым и В. С. Волковым организовал Морозовскую стачку 1885, за что был арестован, дважды судим и выслан в Архангельскую губ. (1885-89). В 1894 за революц. деятельность в Ростове-на-Дону (где в 1893 при содействии А. С. Серафимовича М. вошел в местную с.-д. орг-цию; участвовал в подготовке крупной стачки 1894) снова был арестован и выслан в Вологодскую губ. По возвращении в 1898 из ссылки вел революц. работу в Донбассе. С 1905 - чл. РСДРП, большевик. Активный участник революции 1905-07. В 1909-10 работал в Баку, с 1912- в Горловке. Корреспондент "Правды". В годы 1-й мировой войны 1914-18 вел революц. пропаганду. В 1916 один из руководителей забастовки 30 тыс. горняков Горловского р-на. В 1917-18 - на сов. работе в Баку и на Сев. Кавказе, затем в Красной Армии. Участник гражд. войны. В 1920-21 - инструктор по нар. образованию в Минеральных Водах. С 1922 работал в Истпарте в Харькове. Написал "Воспоминания. 1873-1923" (М., 1924) - один из наиболее ценных памятников рус. рабочей мемуаристики.
Лит.: Рабочее движение в России в XIX в., т. 2, кн. 2, т. 3, ч. 1, М., 1950-52; Панасий Г., Истоки, Ростов н/Д., 1934; Кавалеров И. Н., Памяти П. А. Моисеенко; "Летопись Революции", 1924, No 1(6); Чечановский М., Ткач П. А. Моисеенко, М., 1924.
В. И. Сергеев. Москва. |
МОИСЕЙ - легендарный пророк и законодатель, к-рому иудейская и христ. традиция приписывает авторство Пятикнижия. По преданию, М. родился в Египте и, спасенный дочерью фараона от грозившей всем младенцам израильтян гибели, был воспитан при дворе. Впоследствии М., согласно легенде, получив откровение от бога Яхве, стал предводителем уведенных в Египет и порабощенных израильских племен и вывел их из Египта в Синайскую пустыню. Цикл легенд о М., восходящий ко 2-му тыс. до н. э., содержит ряд реальных исторических сведений о египетском быте. Сообщения египетских источников о переселениях азиатов в Египет подтверждают наличие исторического зерна в традиции о пребывании израильтян в Египте. Приписываемые М. законы относятся к 1-му тыс. до н. э.
Лит.: Струве В. В., Израиль в Египте, П., 1920.
М. Л. Гельцер. Вильнюс. |
МОЙМИР (Mojmir) в Великоморавском княжестве: М. I - первый известный по письм. источникам князь (830-846). Предпринял попытку объединить многочисл. слав. племена Ср. Подунавья. В правление М. I ускорилось развитие феод. отношений, началось проникновение христианства. M. I проводил активную внеш. политику. Ок. 833 присоединил к Великоморавской державе Нитранское кн-во. В 846 герм. королем Людовиком Немецким был свергнут с престола.
М. II - последний князь (894-906), старший сын Святополка I, племянник кн. Ростислава. Правление М. II прошло в борьбе с мадьярскими племенами, натиском нем. феодалов, выступлениями удельных князей. М. II отразил натиск Восточно-франкского королевства, заключил с ним (901) выгодный мир, добился восстановления Моравского архиепископства.
Лит.: История Чехословакии, т. 1, M., 1956, с. 51, 52, 59; Prehled ceskoslovenských dejin, dil 1, Praha, 1958, s. 46-48. |
МОКРОУСОВ (псевдоним - Савин), Алексей Васильевич (9(21).VI.1887 - 28.Х.1959) - активный участник революц. движения в России, один из руководителей партиз. движения в Крыму во время гражданской и Вел. Отечеств. войн. Чл. Коммунистич. партии с 1928. Род. в Понырях Курской губ. в крест. семье; работал батраком, шахтером, слесарем. В 1905 был в боевой дружине. С 1908 - матрос Балт. флота, был арестован, в 1912 бежал за границу; был рабочим в Швеции, Дании, Англии, Аргентине, работал в профсоюзах. В 1917 вернулся в Россию, участвовал в Окт. восстании в Петрограде. После Окт. революции во главе отряда матросов вел бои против белогвардейцев и герм. интервентов в Крыму, на Украине и на Дону. Летом 1918 - командир 4-й колонны Доно-Кубанского фронта, затем работал нач. управления формирования Красной Армии в Крыму, командующим Юж. боевым участком. В 1919 - командир бригады, а затем 58-й дивизии. С июля 1920 командующий Крымской повстанческой армией в тылу Врангеля. После гражд. войны организатор одной из первых в Крыму с.-х. коммун. В 1924-36 - на руководящей сов. работе. В 1937 участвовал в антифаш. борьбе в Испании. В годы Вел. Отечеств. войны - один из руководителей партиз. движения в Крыму; затем в действующей армии - ком. полка.
Лит.: Поликарпов В., Бурям навстречу, Симферополь, 1961. |
МОКША - см. Мордва. |
МОЛДАВАНЕ (самоназв. - молдовень) - нация, осн. население Молд. ССР, живут также в УССР, РСФСР и частично в Казах. ССР. Общая числ. - 2214 тыс. чел., из них в Молд. ССР - 1887 тыс. чел. (1959). Язык М. относится к восточнороманской группе индоевроп. семьи. Верующие М. - православные. Этногенез М. связан с территорией Др. Дакии, где значит. часть гето-дакийских племен в нач. 2 в. н. э. была завоевана Римом и подверглась романизации. После ухода римлян в 3 в. из Дакии здесь продолжала развиваться гето-романская культура, сохранившаяся во время нашествий эпохи Великого переселения народов. В 6 в. на этой территории появляются славяне, с к-рыми приходит в соприкосновение коренное романизованное население. Романцы ассимилируют славян и в ходе этого процесса к 10 в. образуется новая вост.-романская народность (влахи, волохи). В сер. 14 в. на этой территории уже существуют 2 сильных феод. княжества - Цара-Ромыняска (Валахия) и Молдова, в состав к-рого входило Прутско-Днестровское междуречье. Первое появление вост. романцев в Прутско-Днестровском междуречье относится, по-видимому, к нач. 14 в. Заселение этой области вост.-романским элементом продолжалось в течение нескольких веков. Населявшее ее вост.-слав. племя тиверцев, а также частично племена уличей вошли существенным компонентом в формирование М. Попав в среду близкого по культуре, но иноязычного населения, впитав в себя вост.-слав. элементы, М. после присоединения Бессарабии в 1812 к России стали складываться в самостоятельную нацию. Другая же часть населения бывшего Молд. господарства, жившая в пределах Запрутской Молдавии, вошла существенным компонентом в формирование румынской нации. После возвращения в 1940 Бессарабии Сов. Союзу в ходе социалистич. строительства сложилась молд. социалистич. нация. М. заняты в крупном механизированном сел. х-ве и в пром-сти. Нац. культура М. получила дальнейшее развитие; наряду с традиционным нар. иск-вом развивается профессиональное - театр, музыка, живопись, лит-ра и др. (подробнее об экономике и культуре М. см. в ст. Молдавская Советская Социалистическая Республика).
Лит.: Сергиевский М. В., Молдавские этюды, Тр. ИФЛИ, т. 5, М., 1939; Салманович М. Я., Жилище коренного населения МССР, "СЭ",1947, No 4; История Молдавии, т. 1, Киш., 1951; Салманович М. и Зеленчук В. C., Этнографическая литература о молдаванах, "СЭ", 1954, No 3; Зеленчук В. С., Очерки молдавской народной обрядности (XIX, нач. XX вв.), Киш., 1959; Народы Европейской части СССР, ч. 2, М., 1964.
М. Я. Салманович. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"МОЛЕНИЕ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА" - вторая редакция др.-рус. публицистич. произведения (первая редакция наз. "Слово Даниила Заточника"), созданная в 20-е гг. 13 в. См. Даниил Заточник. |
МОЛИВДОВУЛЫ (греч. ед. ч. molybdoboyllon) - свинцовые печати, привешиваемые к док-там, исходящим от императора, патриарха и разных должностных лиц Визант. империи. Изучение М. входит в область вспомогат. ист. дисциплины сигиллографии.
Лит.: Панченко Б. A., Каталог моливдовулов, Изв. Рус. археологич. ин-та в Константинополе, (т.) 8, 9, 13, 1903, 1904, 1908. |