Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 22, "МИР"-"МИХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 22, "МИР"-"МИХ")

МИРОВИЧ

Василий Яковлевич (1740 - 15.IX.1764) - подпоручик Смоленского пех. полка, организатор неудавшегося дворцового переворота 1764 в России в пользу Ивана VI Антоновича. Будучи офицером сменной караульной команды в Шлиссельбургской крепости, где содержался в заключении Иван Антонович, М. решил освободить его и возвести на престол, низложив Екатерину II. В свой заговор вовлек группу солдат. В ночь с 4 на 5 июля 1764 команда М. захватила крепость и ворвалась в тюрьму, но к тому времени Иван Антонович был убит офицерами внутр. стражи. М. сдался властям, был судим Сенатом и казнен в Петербурге.

Лит.: По делу Мировича, в кн.: Сб. ист. мат-лов и док-тов, относящихся к новой Русской истории XVIII-XIX вв., СПБ, 1873; Бильбасов В. A., Шлиссельб. нелепа, "ИВ", 1888, No 5; его же, Иоанн Антонович и Мирович, М., 1908.

"МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА"

"МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА" - ежемесячный журнал. Издавался: в 1924-25 (под назв. "Междунар. летопись") кабинетом Междунар. политики Коммунистич. академии; в 1925-36 - Ин-том мирового х-ва и мировой политики Коммунистич. академии; в 1936-47 - Ин-том мирового х-ва и мировой политики АН СССР. Журн. "М. х. и м. п." выходил с приложениями: "Ежегодник мирового х-ва и мировой политики" (1928-29) и "Конъюнктурный бюллетень" (май 1936-41, 1947). В журн. освещались проблемы империализма, кризиса колониальной системы и т. п.

МИРОВОЙ ПОСРЕДНИК

МИРОВОЙ ПОСРЕДНИК - должностное лицо в России, назначавшееся для разбора споров и жалоб, возникавших между крестьянами и помещиками в период реализации Положений 19 февр. 1861. М. п. ведал также органами крест. обществ. управления (утверждение избранных должностных лиц - волостного старшины, сел. старосты и др., наказание их, отрешение от должности). Обладал по отношению к крестьянам суд.-полицейской властью: разбор споров с иском, не превышающим 30 руб. (потравы, порубки и др.), арест до 7 дней с наказанием розгами до 20 ударов. М. п. намечались губернатором совместно с губ. предводителем дворянства из числа местных дворян-помещиков и утверждались Сенатом. М. п. принадлежали в осн. к консервативному дворянству, однако в первом составе было небольшое число гуманно настроенных помещиков (Л. Н. Толстой, П. Н. Обнинский, братья Бакунины, б. декабристы А. Е. Розен, Г. С. Батеньков и др.). Второй инстанцией института М. п. был уездный мировой съезд, состоявший из всех М. п., члена от пр-ва под председательством предводителя дворянства; он рассматривал ряд спорных вопросов между помещиками и крестьянами, жалобы на М. п. и др. Высшей инстанцией являлось Губернское по крест. делам присутствие, состоявшее из губ. предводителя дворянства, прокурора, управляющего Палатой гос. имуществ и четырех местных дворян-помещиков под председательством губернатора. Оно рассматривало окончательно жалобы на действия М. п., утверждало добровольные соглашения между крестьянами и помещиками об уменьшении надела, разрешало вопросы о понижении и увеличении крест. повинностей и т. д. Институт М. п. был упразднен (за исключением ряда окраинных губ.) по закону 27 июня 1874 и заменен Уездным по крест. делам присутствием. В 1862-63 издавалась спец. газ. "Мировой посредник", позже - "Вестник мировых учреждений".

Лит.: Корнилов А. A., Деятельность мировых посредников, в кн.: Великая реформа, т. 5, М., 1911; Зайончковский П. A., Проведение в жизнь крест. реформы 1861 г., М., 1958.

Я. А. Зайончковский. Москва.

МИРОВОЙ СУД

МИРОВОЙ СУД - особый вид суда с упрощенным судопроизводством в России для рассмотрения незначит. гражд. исков (до 500 руб.) и мелких уголовных преступлений. Учрежден по суд. уставам 20 нояб. 1864. Мировой судья избирался уездным земским собранием (в столицах и г. Одессе - гор. думами) сроком на 3 г. из числа лиц, обладавших имуществ. и образоват. цензом. Избранные утверждались Сенатом. Каждый уезд подразделялся на ряд мировых участков. Мировой судья принимал решения единолично. Второй коллегиальной инстанцией М. с. являлся мировой съезд, состоявший из мировых судей уезда. Он утверждал решения М. с. по ряду наиболее важных дел и рассматривал жалобы на его приговоры. 12 июля 1889 М. с. был ликвидирован (за исключением столиц к г. Одессы) в связи с введением закона о земских начальниках. Функции М. с. в сел. местностях перешли в осн. земским начальникам, в городах - гор. судьям, назначенным пр-вом. Мировой съезд заменялся уездным съездом земских начальников под председательством уездного предводителя дворянства. 15 июня 1912 М. с. был восстановлен, однако фактически к 1917 был введен не во всех губерниях. Упразднен декретом Сов. власти 22 нояб. 1917.

Лит.: Судебная реформа, т. 2, М., 1915; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960.

П. А. Зайончковский. Москва.

МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-33

МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-33 - наиболее глубокий экономич. кризис в истории капитализма. Кризис, проходивший в условиях дальнейшего углубления общего кризиса капитализма, начался осенью 1929 биржевым крахом в США и быстро охватил почти все капиталистич. страны. Достигнув наибольшей остроты в 1932, кризис привел к резкому сокращению пром. произ-ва; по всему капиталистич. миру оно уменьшилось с 1929 на 44%, т. е. упало до уровня 1908-09. В ряде капиталистич. стран произ-во в отд. отраслях было отброшено на десятки лет. Напр., в Англии выплавка чугуна снизилась до уровня 1861, судостроение - до уровня 1843. В США произ-во в осн. отраслях тяжелой пром-сти (выплавка чугуна, стали, произ-во автомобилей) сократилось на 3/4 и больше.

Кризис в пром-сти переплелся с агр. кризисом (начавшимся после 1-й мировой войны), до крайности усилив его и приведя с. х-во ряда капиталистич. стран к деградации (в США в ряде случаев имел место переход от машин к ручному труду, уничтожение с.-х. продуктов и пр.). Кризис вызвал обесценение почти всех капиталистич. валют и отказ от золотого стандарта, массовые банкротства, резкое снижение цен (в среднем на 30-45%, а на продукцию немонополизированных отраслей еще больше).

Кризис крайне тяжело отразился на положении трудящихся, усилив их обнищание. В 32 капиталистич. странах, охваченных кризисом, число безработных составило в 1932 26,4 млн. чел. У занятых рабочих резко снизилась зарплата (в США - на 44%, в Англии - на 15-20% и т. д.). Кризис привел к обострению клас. борьбы в капиталистич. странах, выразившемуся в массовых демонстрациях и забастовках, "голодных походах" безработных, столкновениях с полицией и пр. В этой обстановке монополистич. капитал стал искать выход в установлении фаш. и полуфаш. режимов (установление фаш. диктатуры в Германии в 1933, попытка фаш. путча во Франции в 1934 и пр.).

Другим последствием кризиса было обострение противоречий между империалистич. державами и колон. странами, за счет к-рых монополисты пытались выйти из кризиса (используя "ножницы цен", усиление прямого ограбления колон. народов). Результатом явилось усиление антиимпериалистич. борьбы в Китае, Индии и др. в ту пору колон. и полуколон. странах. Экономич. кризис повлек за собой также дальнейшее обострение межимпериалистич. противоречий, вызвавших 2-ю мировую войну. Кризис перешел в тяжелую и длительную депрессию, к-рую, в отличие от прежних пром. циклов, в 1937-38 сменил новый экономич. кризис.

Лит.: Варга Е., Мировой кризис и борьба двух систем, М., 1932; его же, Новые явления в мировом экономич. кризисе. (М.), 1934; Мировые экономические кризисы 1848-1935, т. 1, М., 1937; Трахтенберг И. A., Денежные кризисы (1921-1938), М., 1939; Dunlop H., Facts and figures about the crisis, N. Y., 1933; Hansen A. H., Economic stabilization in an unbalanced world, N. Y., 1932; Keynes J. M., The means to prosperity, L., 1933; Sombart W., Die Zukunft des Kapitalismus, В., 1932; The world's economic crisis and the way of escape, L., 1932.

--------------------------

Индекс промышленной продукции [s]МИР_КРИЗИС.JPG[/s]

МИРОВЫЕ ВОЙНЫ

МИРОВЫЕ ВОЙНЫ - см. в ст. Война.

МИРОНОВ

Филипп Кузьмич (14.Х.1872 - 2.IV.1921) - сов. воен. деятель, герой гражд. войны. Чл. Коммунистич. партии с 1920. Род. в станице Усть-Медведицкой Донской обл. в казачьей семье. Окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище (1898), участник рус.-япон. войны. В 1905-07 участвовал в антиправительств. выступлениях на Дону, был арестован и по освобождении отчислен от воен. службы. В 1914 добровольно вступил в армию. В 1-ю мировую войну награжден 4 орденами, получил чин войскового старшины. В 1917 нек-рое время примыкал к эсерам-максималистам; в том же году избран командиром 32-го Донского казачьего полка. В дек. 1917 вместе с полком прибыл в Усть-Медведицкий округ, где принял активное участие в установлении Сов. власти, в 1918 формировал сов. отряды на Верх. Дону, был окружным комиссаром. В 1918 - нач. 1919 командовал полком, бригадой, 23-й стрелк. дивизией, группой войск 9-й армии (23-я и 16-я дивизии) в боях против белоказачьих войск Краснова. В февр. 1919 по представлению Донбюро РКП(б) за резкие выступления против политики "расказачивания", проводившейся Донбюро, приказом РВСР был переведен на Зап. фронт. В июне 1919 назначен командиром экспедиц. корпуса Юж. фронта, в июле М. было поручено формировать Особый казачий корпус Юж. фронта. В сент. 1919 за самовольное выступление на фронт с частями корпуса М. был приговорен воен. трибуналом к расстрелу, но помилован ВЦИК. 2 сент. - 6 дек. 1920 успешно командовал Второй Конной армией в боях против Врангеля. Был награжден орденом Красного Знамени и золотым оружием. В февр. 1921 арестован по ложному доносу и расстрелян. Реабилитирован посмертно.

К. А. Хмелевский. Москва.

МИРОПОМАЗАНИЕ

1) Одно из таинств в большинстве христ. церквей, совершается при крещении (в православии), при конфирмации (в католицизме) и в ряде др. случаев путем смазывания человека ароматич. смесью (миро). Произошло от древних колдовских магич. обрядов. 2) Обряд освящения христ. церковью власти монарха при его вступлении на престол.

МИРСКИЕ ПОВИННОСТИ

МИРСКИЕ ПОВИННОСТИ - натуральные и ден. повинности, отбывавшиеся сел. и вол. об-вами в дореволюц. России сверх гос. и земских сборов. Включали расходы на содержание органов крест. управления, устройство и содержание запасных хлебных магазинов, исправление дорог и мостов, принятие мер против стихийных бедствий, содержание церквей, училищ и т. д. Раскладка М. п. проводилась сел. сходом по числу душ и по количеству земли. В кон. 19 в. составляли ок. 20% всех крест. платежей; 40% мирских сборов расходовалось на сел. и волостные учреждения.

Лит.: Скибинский М. A., Крест. мирское хоз-во, СПБ, 1895; Бржеский Н. К., Натуральные повинности крестьян и мирские сборы, СПБ, 1906.

МИРУТСКИЙ ПРОЦЕСС

МИРУТСКИЙ ПРОЦЕСС - судебный процесс в г. Мератхе (Мирут, Индия) над 32 лидерами рабочего движения, продолжавшийся с 1929 по 1932 (сессионный суд вынес приговор мирутским заключенным 10 янв. 1933). По М. п. были преданы суду виднейшие коммунисты (Ш. А. Данге, Музаффар Ахмед, П. Ч. Джоши, Мираджкар, С. Б. Гхате и др.), а также ряд левых деятелей рабочего движения. Арестованным было предъявлено обвинение в заговоре с целью лишить короля власти в Брит. Индии. Суд приговорил обвиняемых к различным срокам тюремного заключения (от 12 до 3 лет.). Однако под влиянием массового движения протеста, поднявшегося как в Индии, так и за рубежом, сроки заключения были сокращены. М. п. явился попыткой колон. властей нанести удар рабочему движению Индии, получившему в 1928-29 широчайший размах, а также помешать становлению и укреплению молодой компартии Индии, созданной в 1925. Вопреки замыслам колонизаторов, аресты по М. п. не остановили роста рабочего движения, хотя на нек-рое время и ослабили его. Вместе с тем мужеств. поведение заключенных во время процесса, их смелые выступления способствовали разоблачению политики англ. империализма в Индии, разъяснению целей и задач коммунистов, пропаганде идей марксизма-ленинизма.

В. В. Балабушевич. Москва.

МИРХОНД

Мохаммед ибн Хавандшах (1433 - 24.II.1498) - иран. историк, представитель придворной школы перс. историографии, сложившейся при Тимуридах в Герате. Род. в Балхе, затем жил в Герате, где примкнул к лит. кружку Алишера Навои. Известен 7-томным трудом по всеобщей истории (от "сотворения мира" до нач. 16 в.) под названием "Сад чистоты относительно жизни пророков, царей и халифов" ("Раузат ас-сафа фи сират аль-анбийа ва-ль-мулук ва-ль-хулафа"), Цветистость изложения, множество занимательных рассказов создали труду М. преувеличенную славу. В Иране и Ср. Азии труд М. считался образцовым соч. по истории. Однако только часть 6-го и весь 7-й тт. (вместе с географич. заключением обработан, завершен и продолжен до 1521 внуком М. - Хондемиром), излагающие события, современные автору, оригинальны. Остальные тома - компиляция и представляют интерес лишь постольку, поскольку нек-рые использованные для их составления источники до нас не дошли. Труд М. долгое время (до выявления его первоисточников) служил для европ. исследователей почти единств. источником по истории Ирана и Ср. Азии. Весь труд М. неоднократно издавался литографир. способом на Востоке; в Европе переводились и издавались отдельные части. Перечень этих изд. см.: А. Е. Крымский, История Персии, ее лит-ры и дервишской теософии, т. 3, М., 1917.

Изд. соч. М.: Тарих-е Раузат ас-сафа..., т. 1-7, Тегеран, 1339 с. г. х. (1960).

Лит.: Пигулевская Н. В., Якубовский А. Ю., Петрушевский И. П., Строева Л. В., Беленицкий А. М., История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в., Л., 1958, с. 213; Storey C., Persian literature..., v. 1, L., 1935, p. 92 sq.

О. Ф. Акимушкин. Ленинград.

МИРЧА СТАРЫЙ

МИРЧА СТАРЫЙ (ум. 1418) - господарь (князь) Валахии (1386-1418), полководец. Участвовал в битве на Косовом поле 1389. Возглавленное М. валашское войско нанесло в 1394 в битве при Ровине поражение тур. султану Баязиду. В 1396 участвовал в антитур. крестовом походе венг. короля Сигизмунда, окончившемся поражением антитур. коалиции у Никополя. В правление М. расширилась терр. Валашского кн-ва, возникли новые города и крепости, укрепилась центр. власть и были упорядочены налог. система и судопроизводство. В условиях усилившегося натиска турок и боярских измен М. вынужден был признать вассальную зависимость от тур. султана.

МИСАЛЫ

МИСАЛЫ - кн-ва, образовавшиеся в Пенджабе (Индия) в 60-х гг. 18 в. после победы сикхской армии над феодалами Могольской империи и афг. войсками Ахмад-шаха (см. Сикхов восстания). В 1799 правитель мисала Сукарчакья - Ранджит Сингх, объединив под своей властью большую часть Пенджаба, создал централизованное феод. гос-во (существовало до 1849).

МИСИЙЦЫ

МИСИЙЦЫ - народность, обитавшая в 1-м тыс. до н. э. на терр. Мисии. Предки М. жили, очевидно, на Балканах (ср. назв. провинции Мёзии в долине Дуная). М., возможно, находились в тесном родстве с фракийцами. Отд. слова яз. М. известны из греч. и лат. источников. Известна одна, очень краткая надпись на мисийском яз., найденная на границе областей, к-рые занимали М. и фригийцы; надпись осталась непонятной, но отд. ее элементы могут быть истолкованы как индоевроп. термины, обозначающие родственные отношения. М. исчезли бесследно.

МИСИЯ

Мизия (греч. Mysia, лат. Mysia), - древняя страна в гористой части С.-З. М. Азии (на терр. совр. Турции). Подразделялась на Большую М., Малую М., Троаду, Эолию, Тейфранию. Нас. М. состояло из мисийцев, фригийцев, троянцев, эолийцев, лидийцев и др. В 7 в. до н. э. М. захватили лидийцы, а в сер. 6 в. до н. э. - персы. В кон. 4 в. до н. э. М. завоевал Александр Македонский в 3-2 вв. до н. э. М. стала осн. частью Пергамского царства. В 133 до н. э. М. была включена в рим. пров. Азию. В позднерим. период М. выделилась в особую пров. Геллеспонт.

Лит.: Dussand R., La Lydie et ses voisins, P., 1930 (Babylonica, t. 11, fasc. 2-4).

МИСР

МИСР (араб., от массара - заселять, колонизовать) - совр. араб. наименование Египта. Возникло в 7 в. как назв. первых араб. поселений, когда терр. Египта была завоевана арабами. Впоследствии перешло на всю страну.

МИССИОНЕРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИССИЯ ПЕТИК ЛОУРЕНСА

МИССИЯ ПЕТИК ЛОУРЕНСА - англ. миссия в Индию в 1946, возглавленная министром по делам Индии и Бирмы лордом Петик Лоуренсом. См. Петик Лоуренса миссия.

МИССУРИЙСКИЙ КОМПРОМИСС

МИССУРИЙСКИЙ КОМПРОМИСС - соглашение 1820 между чл. конгресса США, в соответствии с к-рым шт. Миссури был принят в Союз как рабовладельческий, а штат Мэн как свободный. Вследствие М. к. обл. рабовладения расширилась, рабство запрещалось только севернее 36°30' сев. широты и западнее Миссури. Было решено в дальнейшем принимать в Союз по 2 шт., из к-рых один должен был быть свободным, а другой рабовладельческим. Соглашение означало уступку фермерско-бурж. Севера рабовладельч. Югу, стремившемуся к распространению рабства. М. к. не устранил противоречий между системами наемного и рабского труда, а лишь отсрочил неизбежный конфликт. М. к. был отменен в 1854 после принятия билля Канзас-Небраска (см. Канзас-Небраска билль).

Лит.: Moore G., Missouri controversy. 1819-1921, N. Y., 1953.

МИСТЕРИИ

МИСТЕРИИ (от греч. mystnrion - таинство) - в античности тайные культы нек-рых божеств. В М. участвовали только посвященные, т. н. мисты. М. состояли из ряда последовательных драматизированных действий, к-рые иллюстрировали мифы, связанные с божествами - объектами культа. Эти действия сопровождались определенным ритуалом и обычно процессиями, заклинаниями, оргиями и т. д. Возникли М. на почве культов древнейших божеств, олицетворявших умирающую и оживающую природу. С образованием клас. общества нек-рые из этих культов обособились от офиц. религии и приняли характер тайного служения. Первые М. восходят к др.-вост. обрядам (культ Осириса и Исиды в Египте, Таммуза в Вавилонии). В Др. Греции М. засвидетельствованы с 7 в. до н. э. Из ранних М. наиболее известны Элевсинские М. (в честь богини плодородия Деметры и ее дочери Персефоны-Коры), Орфические М. (осн., согласно традиции, мифическим певцом из Фракии Орфеем), Самофракийские М. (в честь покровителей мореходства Диоскуров-Кабиров). В Италии М., привнесенные с В.: М. Исиды, М. Кибелы, М. Митры и др., засвидетельствованы со 2 в. до н. э. Ок. Помпей обнаружена Вилла М., в центр. помещении к-рой сохранились уникальные изображения сцен М. Мн. элементы позднеантич. M., прежде всего М. Исиды и Митры, были заимствованы христианством и вошли составной частью в христ. богослужение.

Лит.: Новосадский Н. И., Элевсинские мистерии, СПБ, 1887; Kern O., Die griechischen Mysterien der klassischen Zeit, В., 1927; Maiuri A., La villa dei misteri, Roma, 1931; Nilsson M. P., Geschichte der griechischen Religion, Bd 1-2, Münch., 1941-50, 2 Aufl., Münch., 1955.

Я. А. Ленцман. Москва.

МИСТИИ

МИСТИИ - мистоты (ед. ч. mistios, mistotns, mistotos, от mistos - заработная плата), - наемные работники в Византии. М. становились разорившиеся ремесленники и торговцы, лишившиеся земли крестьяне. Их занимали и на с.-х. работах (во владениях светских феодалов и монастырей), и в городе в ремесленных мастерских (вопрос о соответствии М. зап.-европ. подмастерьям спорен). Срок найма в мастерских в 10 в. ограничивался месяцем, зарплату М. получали поденно или за месяц вперед. Были случаи (с 13 в.), когда М., получая от землевладельца небольшой участок земли, превращались в зависимых крестьян (проскафименов).

Источн. и лит.: Византийская книга эпарха, М., 1962, с. 37-39, 162-85; Сюзюмов М. Я., О наемном труде в Византии, "Уч. зап. Уральского гос. ун-та", 1958, в. 25; Каждан А. П., Деревня и город Византии IX-X вв., М., 1960.

М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

МИСТИКА

МИСТИКА (от греч. mystikos - таинственный) средневековая - религ.-философ. направление, видевшее путь постижения бога не в логике и рассуждении (схоластика), а в иррац. созерцании и чувстве. М. распадалась на ортодоксальную и еретическую. Первым ср.-век. философом мистич. направления был И. Эриугена (9 в.). Мистико-пантеистич. учение Эриугены, исходившее из субстанциального единства божественного и человеческого разума (тем самым в сущности возвышавшее человеческий разум), находилось в непремиримом противоречии с католич. вероучением и было осуждено в 13 в. католич. церковью как еретическое. В 12 в. с обострением клас. и идеологич. борьбы (в связи с ростом городов) развивается ортодоксальная М. как реакция против прогрессивного рационалистич. течения в ранней схоластике, выражавшего сопротивление разума авторитету церкви. Ортодоксальная М. стремилась к полному подчинению разума вере (Бернар Клервоский и представители Сен-Викторской школы, осн. специально для опровержения "мудрствований схоластов"). В 13-14 вв. как протест ср.-век. бюргерства против духовной диктатуры церкви, освящавшей феод. порядок, ширится оппозиционное, еретич. направление М., являвшееся одной из форм "революционной оппозиции феодализму" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Еретической являлась и пантеистич. нем. М. (Экхарт, И. Таулер), искавшая пути познания в слиянии души с богом в результате индивидуальных усилий личности, что вело к мысли о ненужности сложной церк. организации и культа для "спасения" верующего. Кроме того, она признавала также самостоят. (хотя и вторичную) ценность светской деятельности человека. Наиболее радикальным было хилиастич. направление в М., связанное с крест.-плебейскими еретич. движениями. Родоначальником ср.-век. хилиазма в М. был Иоахим Флорский (12 в.), идеи к-рого получили открыто антифеод. истолкование у Дольчино (14 в.). Табориты развернули хилиастич. идеи в открыто-революц. программу. Энгельс отмечал, что "средневековые мистики, мечтавшие о близком наступлении тысячелетнего царства, сознавали уже несправедливость классовых противоположностей" (там же, т. 20, с. 160-61). С хилиастич. направлением М. связаны были плебейские ереси эпохи Реформации (напр., анабаптисты), они оказали значит. влияние и на формирование взглядов Т. Мюнцера. М. была широко представлена не только на З., но и на В. В мусульм. странах наиболее влият. мистич. направлением был суфизм.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, К истории первоначального христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; его же, Естествознание в мире духов, в его кн.: Диалектика природы, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Вертеловский А., Зап. ср.-век. мистика и отношение ее к католичеству, X., 1888; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; Смирин М. M., Нар. реформация т. Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; Preger W., Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter, Bd 1-3, Lpz. 1893; Büttner Th., Werner E., Circumcellionen und Adamiten, В., 1959; Kalivoda R., Husitská ideologie, Praha, 1961.

С. М. Стам. Саратов.

МИСТРА

МИСТРА (Mystras) - мертвый город в Греции (близ Спарты). Осн. как крепость ахейским князем Вильгельмом II Вилардуэном в 1248/49, завоевана Византией в 1261 (или 1262). С 1348 М. - столица т. н. Морейскоео деспотата. М. являлась крупным ц. поздневизант. культуры, сохранились замечательные памятники зодчества и фресковой живописи (церковь Феодора, кон. 13 в., Митрополия, 1309-10, Пантанасса, 1-я пол. 15 в., и др.). В 1460-1829 М. - под властью турок (с перерывом 1685-1715, когда М. владели венецианцы). В 19 в. М. пришла в упадок и с развитием нового г. Спарты была почти полностью покинута жителями.

Лит.: Struck A., Mistra, W., 1910; Sotiriou M. G., Mistra, Athènes, 1935.

МИТА

МИТА (mita; на яз. кечуа - обязательная очередность) - поочередное исполнение коллективных работ в сел. общине Древнего Перу. В гос-ве инков М. стала одной из форм эксплуатации осн. производителей - общинников (работа на рудниках, в с. х-ве, на строительстве). Исп. завоеватели распространили М. на др. колонии, обязав редукции выделять определенный контингент индейцев ("митайо") для работы на рудниках, мануфактурах и строительстве. М. стала составной частью, переходной к капиталистич. системе эксплуатации. Была формально отменена в 18 в., но фактически сохранилась и в дальнейшем как одна из форм принудит. труда и явилась одной из причин, приведших к массовой смертности среди индейского населения. М. как пережиток докапиталистич. отношений сохраняется и в наст. время в ряде стран Лат. Америки (Перу, Экуадор и др.).

МИТАННИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИТИЛЕНА

МИТИЛЕНА (Mitylnnn) (совр. Митилини) - др. греч. полис в вост. части о. Лесбос. Во время греко-персидских войн М. была захвачена персами (493 до н. э.), после образования в 478/477 до н. э. 1-го Афинского морского союза вошла в него. В 428 до н. э. в М. произошло восстание, возглавленное противниками афинской экспансии. Афиняне жестоко расправились с М. (1 тыс. человек была казнена, стены города срыты, флот выдан Афинам, часть гор. терр. конфискована и на ней посажено ок. 3 тыс. афинских клерухов). В эпоху эллинизма М. переживала упадок, возродилась только в период ранней Рим. империи. М. была родиной поэтов Алкея и Сапфо, историка Гелланика.

МИТЛА

МИТЛА (Mitla, сапотекское назв. - Йоо-паа) - один из центров высокоразвитой культуры, созданной в Мексике племенами миштеков и сапотеков; датируется 10-15 вв. Расположена на В. штата Оахака на возвыш. части Теуантепекского перешейка. Исследована нем. ученым Э. Зелером в нач. 20 в., а позднее - мекс. учеными А. Касо, М. Коваррубиас и др. М. имела множество культовых и жилых сооружений (дворцы правителей, дома знати, храмы, кам. стзлы и др.). Характерен дворец правителя, в к-ром сложное переплетение многочисл. комнат и залов, лестниц и переходов создает впечатление лабиринта. Круглые 4-метровые колонны из монолитов поддерживали деревянные потолки (не сохранившиеся). Внутр. и внеш. стены зданий были отделаны кам. мозаикой в виде геометрич. орнамента. В М. найдены также фресковая живопись, множество тонко раскрашенной керамики, погребальные урны, украшения из драгоценных камней и металлов и др. Исследования М. продолжаются.

Лит.: Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, М., 1962; Covarrubias M., México South, the Isthmus of Tehuantepec, N. Y., 1946.

С. А. Созина. Москва.

МИТОК

МИТОК (Mitoc) - населенный пункт в Румынии на прав. берегу р. Прут (р-н Сэвени, обл. Сучава), в окрестностях к-рого Н. Морошаном, Н. Захария и К. С. Николэеску-Плопшором в 20-50-х гг. 20 в. изучено три, относящихся к древнему и к позднему палеолиту, местонахождения. В местонахождении Малул-галбен в отложениях рисс-вюрмского межледникового периода на глубине 13,5 м найдены клектонские кремневые отщепы, датируемые нач. древнего палеолита. Над ними залегали мустьерские и ориньякские кремневые изделия. Местонахождения Ла-Пикет и Ла-Мори доставили позднепалеолитич. кремневые изделия. В М. найдены и сарматские погребения (3-4 вв.).

Лит.: Николэеску-Плопшор К. С., К изучению палеолита Румынии, "CA", 1962, No 3; Nicolaesku-Plopsor C. S. si Zaharia N., Cercetarile de la Mitoc, "Materiale si cercetari arheologice", t. 6, (Buc.), 1959.

П. И. Борисковский. Ленинград.

МИТРА

МИТРА - в др.-вост. религиях один из гл. индо-иран. богов, воплощающий доброжелательную человеку сторону божеств. сущности; М. - бог дневного света, податель жизни и пр.; в своей специфич. функции - бог договора (индо-иран. М.: "договор") - гарант установленных или обусловленных отношений в мире и обществе (от семейных до междунар.); М. обычно выступает рядом с солнцем, но не идентичен ему (отождествление М. - Солнце известно лишь у нек-рых иран. народов в более поздний период). М. почитался с индо-иран. эпохи (в Митанни, в древнейшей Индии и т. д.); в Гатах М. игнорируется, но позже он был включен в пантеон зороастризма. М. представлен и в ряде др. иран. религий, в иранизированных или находившихся под иран. влиянием областях Передней Азии.

Лит.: Duchesne-Quillemin J., La religion de l'Iran ancien, P., 1962.

Э. A. Грантовский. Москва.

МИТРЕ

МИТРЕ (Mitre), Бартоломе (26.VI.1821 - 19.I.1906) - аргент. политич., гос. и воен. деятель, историк, публицист. В качестве арт. офицера участвовал (с 1839) в гражд. войнах против Х. М. Росаса. По окончании воен. кампании был вынужден эмигрировать (1846-51). Жил в Боливии, Перу, Чили, занимаясь журналистской деятельностью. По возвращении на родину был избран в Законодат. собрание Буэнос-Айреса. Являясь сторонником централизации управления страной, выступал за нац. объединение. В 1859 во главе войск Буэнос-Айреса боролся с армией Аргент. конфедерации. Победа М. при Павоне (14 сент. 1861) привела к распаду конфедерации и образованию единой Аргент. республики. В 1862-68 М. - президент страны. Сыграв прогрессивную роль в борьбе за национальное единство, М., придя к власти, способствовал укреплению позиций Англии в Аргентине, предоставляя англ. капиталу концессии на постройку ж. д. Вместе с правительствами Бразилии и Уругвая вел войну против Парагвая (1864-70). В 1868-74 был сенатором, затем послом в Парагвае и Бразилии. В 1875 отошел от политической деятельности.

М. являлся родоначальником аргент. историографии либерально-позитивистского направления. Историч. взгляды М. изменялись параллельно его политич. эволюции - от бурж. либерализма к реакц. консерватизму. Труды М., осн. на богатом документ. мат-ле, имеют большое науч. значение, хотя выводы М. нередко вступают в противоречие с приведенными фактами. М. собрал большую коллекцию книг и рукописей по истории, географии и культуре стран Зап. полушария. Лит. наследство М. представляет определенную ценность. Им нарисованы яркие картины событий и колоритные образы воен. и политич. деятелей. М. известен также как лингвист ("Lenguas americanas", В. Aires, 1894), драматург и переводчик (Горация и Данте). В Буэнос-Айресе имеется музей М. ("Casa de Mitre").

Соч.: Obras completas, v. 1-12, В. Aires, 1938-49; Ensayos históricos, 2 ed., v. 1-3, В. Aires, 1941; Las ruinas de Tiahuanaco, В. Aires, 1954; Historia de Belgrano, 2 ed., v. 1-4, B. Aires. 1960; Historia de San Martin, v. 1-3, B. Aires, 1950; Correspondencia literaria, histórica у politica,v. 1-3, В. Aires, 1912.

Лит.: Очерки истории Аргентины, М., 1961; Levene R., Mitre у los estudios históricos en la Argentina, В. Aires, 1944; Márquez N., Mitre y la republica, B. Aires, 1956.

В. Л. Афанасьев. Ленинград.

МИТРИДАТ I

Аршак VI (Mitridatns) (г. рожд. не уст. - ум. ок. 136 до н. э.), - царь Парфии (ок. 170-138/137). Воспользовавшись ослаблением Селевкидского гос-ва, M. I к 140 до н. э. захватил его вост. сатрапии: Мидию и большую часть Месопотамии. При нем были завоеваны Элимаида, Персида и Бактрия (ок. 136 до н. э.). Армения находилась под политич. влиянием Парфии. В результате завоеваний М. I Парфия превратилась в огромную и сильную державу.

Источн.: Just., Epit., XXXVI, XXXVIII, XLI.

МИТРИДАТ V

Евергет (Mitridatns Eyergetns) (г. рожд. не уст. - ум. ок. 120 до н. э.) - царь Понта (ок. 150 - ок. 120). Союзник Рима в 3-й Пунической войне 149-146 до н. э., помогал римлянам при подавлении восстания Аристоника в 133-129, за что получил Фригию. М. V установил протекторат над Галатией, Пафлагонией и оказывал политич. влияние на Каппадокию. Создал наемную армию, начал строительство флота. При нем столица Понтийского царства была перенесена из Амасия в Синопу. Был убит в результате дворцового заговора.

Источн.: Just., Epit., XXXVII; Strabo, X, 4, 10.

МИТРИДАТ VI

Евпатор (Mitridatns Eypator) (132-63 до н. э.) - царь Понтийского гос-ва с 121 (фактически с 111) до 63. Дважды посылал войска в Крым, чтобы предотвратить захват Херсонеса Скифским царством. Третий поход имел целью подавление восстания боспорских скифов, к-рое возглавил Савмак (107). После этого царь Перисад V передал М. VI управление Боспорским гос-вом. Зависимыми от М. VI оказались почти все греч. города Черноморья. Он подчинил также М. Армению и Колхиду. Установив дружеств. отношения с варварами (скифы, сарматы, фракийцы и др.), М. VI обеспечил пополнение своей армии войсками союзников. Стремясь преградить путь рим. экспансии, пытался овладеть Каппадокией, Галатией, Вифинией. 1-я война с Римом (89-84) развивалась сначала удачно, римляне были изгнаны из М. Азии, М. VI занял Грецию. Потом рим. войска Суллы принудили армии М. VI к отступлению. Мир, заключенный в Дардане, сохранил за М. VI основные его владения. Период после 2-й войны (83-81) М. VI использовал для подготовки к 3-й войне (74-63), к-рая началась с захвата М. VI Вифинии. Война шла с переменным успехом, но в 65 войска Помпея нанесли окончательное поражение М. VI. Бежав в Пантикапей, М. VI пытался организовать новый поход на Рим. Восстание греч. городов разрушило эти планы; не желая попасть в плен, M. VI лишил себя жизни.

Лит.: Аппиан, Митридатовы войны, "ВДИ", 1946, No 4; Калистов Д. П., Этюды из истории Боспора в Римский период, там же, 1938, No 2.

В. Ф. Гайдукевич. Москва.

МИТРИДАТ VIII

МИТРИДАТ VIII (ум. в 68 н. э.) - царь Боспорского гос-ва (39/40 - 44/45). Занял трон по праву наследования, вопреки решению рим. имп. Калигулы. В 41 был признан имп. Клавдием. М. VIII хотел покончить с зависимостью Боспора от Рима, но его планы выдал брат. В Боспорское гос-во вторглись рим. войска. М. VIII вел с ними борьбу в Прикубанье, затем в Сев. Приазовье, опираясь на поддержку меотских и сарматских племен. Плененного в 49 М. VIII доставили в Рим, где в 68 он был казнен за участие в политич. заговоре.

МИТРОПОЛИЧЬЕ ПРАВОСУДИЕ

МИТРОПОЛИЧЬЕ ПРАВОСУДИЕ - др.-рус. сборник законов, составленный как пособие для епископского суда. Сохранился в одном списке нач. 16 в. Источниками М. п. явились Устав Ярослава, Русская правда, не дошедшие до нас юридич. постановления и нормы обычного права. Составитель подверг источники значит. обработке, приспособив их нормы к совр. ему условиям. Внесенные им изменения позволяют судить об эволюции рус. права в 14-15 вв. Сов. историки расходятся в определении времени и места составления М. п. С. В. Юшков относил составление памятника к кон. 13 - нач. 14 вв., Л. В. Черепнин считает, что М. п. составлено в Москве для церк. суда в Новгороде в кон. 14 в., И. А. Голубцов - в Москве ок. 1390-1420-х гг., В. Н. Автократов - в Новгороде в нач. 16 в., M. H. Тихомиров - в Пермской земле в 15 в.

Изд.: ПРП, в. 3, М., 1955; Тихомиров М. H., Правосудие митрополичье, "Археографич. ежегодник" за 1963 г., М., 1964; Акты социально-экономич. истории Сев.-Вост. Руси кон.. XIV - нач. XVI вв., т. 3, М., 1964, с. 22-25 (No 8).

Лит.: Юшков С. В., Правосудие митрополичье, ЛЗАК, в. 35, Л., 1929; Черепнин Л. В., Рус. феод. архивы XIV-XV вв., ч. 2, М., 1951.

Б. Н. Флоря. Москва.

МИТРОФАНОВ

Павел Павлович (7.XI.1873 - 4.III.1917) - рус. историк либерально-бурж. направления. Ученик Н. И. Кареева. Приват-доцент Петерб. ун-та и проф. Высших женских курсов Н. П. Раева и Петерб. историко-филологич. ин-та. Занимался преим. историей Австрии (ранняя работа относится к истории крестовых походов - "Изменение в направлении четвертого крестового похода", "Визант. врем.", 1897, т. 4). Гл. труды М.: "Политич. деятельность Иосифа II, ее сторонники и её враги (1780-1790)" (магистер. дисс., 1907; в 1909 изд. на нем. яз.) - до сих пор остается наиболее капитальным исследованием по истории правления Иосифа II; "Леопольд II Австрийский" (1916, т. 1, ч. 1 - Внеш. политика). М. принадлежит также краткая популярная "История Австрии" (1910, ч. 1 - с древнейших времен до 1792).

Лит.: П. П. Митрофанов (Некролог), "Гермес", 1917, No 6 (192).

МИТТЕЙС

1

(Mitteis), Генрих (26.XI.1889 - 23.VII.1952) - нем. историк-медиевист. Проф. права в Кёльнском (с 1924), Гейдельбергском (с 1924), Мюнхенском (с 1934), Венском (с 1935), Берлинском (с 1946), Мюнхенском (с 1948) ун-тах. Получил широкую известность в бурж. историографии работами по истории ленного, частного и семейного права и средневекового государства. Источником обществ. развития считает право и правосознание, развивающиеся на основе господствующих в обществе идей и определяемые нац. духом. Уступая в дальнейшем критике этой крайне идеалистич. юридич. концепции, М. говорит и о значении в развитии общества политич. и материальных факторов, но право остается для него решающим.

Соч.: Politische Prozesse des früheren Mittelalters in Deutschland und Frankreich, Hdlb., 1927; Bürgerliches Recht. Familienrecht, 4 Aufl., В., 1949; Lehnrecht und Staatsgewalt, 2 Aufl., Weimar, 1958; Die deutsche Königswahl, 2 Aufl., Brünn-Münch.-В., 1944; Der Staat des hohen Mittelalters, 7 Aufl., Weimar, 1962; Deutsche Rechtsgeschichte, 6 Aufl., Münch.-В., 1960; Deutsches Privatrecht, 3 Aufl., Münch.-В., 1959; Die Rechtsidee in der Geschichte, Weimar, 1957.

Лит.: Колесницкий Н. P., Исследование по истории феод. гос-ва в Германии (IX - первая половина XII в.), М., 1959.

Н. Ф. Колесницкий. Москва.

2

(Mitteis), Людвиг (17.III.1859 - 26.XII.1921) - нем. ученый, специалист в области рим. права и греч. папирологии. Наибольшее значение имеет его труд "Grundzüge und Chrestomathie der Papiruskunde" (Bd 1-2, Lpz.-В., 1912, neue Aufl., Hildesheim, 1963; в соавторстве с У. Вилькеном), являющийся классич. введением в папирологию.

Соч. (кроме указ. в статье): Reichsrecht und Volksrecht in den östlichen Provinzen des römischen Kaiserreichs, Lpz., 1891; Römisches Privatrecht..., Lpz., 1908.

МИТЧЕЛ

МИТЧЕЛ (Mitchel), Джон (3.XI.1815 - 20.III.1875) - ирл. революц. демократ. Банковский клерк, потом адвокат, журналист, историк. Войдя в Ассоциацию рипилеров и в патриотич. группу "Молодая Ирландия", способствовал в 1846 разрыву радикальных элементов с соглашательским крылом, возглавлявшимся О'Коннелом. Один из организаторов Ирландской конфедерации (1847), на к-рой отстаивал идеи революц. освобождения Ирландии. Призывал к подготовке вооруж. восстания против англ. господства. Стоял за сочетание борьбы за независимость с демократич. преобразованиями, испытал влияние утопич. социализма, был сторонником союза с англ. чартистами. 27 мая 1848 М. был приговорен англ. судом к 14 годам ссылки в каторжные колонии. В 1853 бежал из Тасмании в США; продолжал участвовать в ирл. нац.-освободит. движении. Работами по истории Ирландии М. внес значит. вклад в развитие демократич. направления в ирл. историографии.

Соч.: The last conquest of Ireland, Dublin, 1961; The history of Ireland from the treaty of Limerick to the present time, v. 1-2, L., 1868.

Лит.: (Кунина В. Э.), Национально-освободительная борьба ирландского народа в 1848 г., в кн.: Революции 1848-1849, (т.) 2, М., 1952; Dillon W., Life of John Mitchel, v. 1-2, L.. 1888.

Л. И. Гольман. Москва.

МИТЬКОВ

Михаил Фотиевич (1791 - 23.X.1849) - декабрист. Полковник лейб-гвардии Финляндского полка. Участник кампании 1806-07, Отечеств. войны 1812 и заграничных походов 1813-14. Один из видных членов Северного общества декабристов (вступил в 1821). Сторонник агитац. работы в народе, введения республиканского правления. 14 дек. 1825 находился в Москве, где вместе с декабристами-москвичами пытался выработать план революц. действий. Приговорен к 20 годам каторги, сокращ. до 10 лет, к-рую отбывал в Нерчинских рудниках. С 1836 - на поселении в Красноярске, где умер от чахотки.

Лит.: Восстание декабристов, т. 3, М.-Л., 1927; Нечкина М. В., Движение декабристов, т. 1-2, М., 1955; Порох И. В., Деятельность декабристов в Москве (1816-1825 гг.), в кн.: Декабристы в Москве, М., 1963.

МИТЯЙ

МИТЯЙ (ум. 1379) - духовник Дмитрия Донского. Первоначально был священником в Коломне. Образованный и энергичный, М. стремился к обособлению рус. церкви от Константинополя и подчинению ее княж. власти. Не желая допустить в Москву ставленника Литвы Киприана, Дмитрий решил возвести М. на митрополичий стол. М. был пострижен в монахи с именем Михаила и назначен архимандритом Спасского монастыря. Затем он отправился на посвящение в Константинополь, но в пути внезапно умер.

Лит.: Голубинский Е., История рус. церкви, т. 2, 1 пол., М., (1900); Пресняков А. Е., Образование Великорус. гос-ва, П., 1918; Тихомиров М. Н., Средневек. Москва в XIV-XV вв., М., 1957.

А. Г. Кузьмин. Рязань.

МИУ

МИУ (Miot), Жюль Франсуа (14.IX.1809 - 9.V.1883) - франц. революционер, мелкобурж. демократ. По профессии фармацевт. Участник революции 1848. В мае 1849 был избран в Законодат. собрание. За участие в сопротивлении бонапартистскому перевороту (2 дек. 1851) был сослан в Алжир. Возвратившись по амнистии 1859 во Францию, примкнул к бланкистам, за что, в частности, в 1862 был приговорен к 3-летнему тюремному заключению. В 1865-70 находился в эмиграции в Великобритании, где примкнул к 1-му Интернационалу. После возвращения во Францию (1870) выступал против пр-ва "нац. обороны". 26 марта 1871 был избран членом Парижской Коммуны; с 29 марта входил в состав ее комиссии просвещения. Один из инициаторов создания Комитета общественного спасения. После поражения Коммуны (28 мая 1871) эмигрировал в Швейцарию. Заочно приговорен к смертной казни. После амнистии 1880 вернулся во Францию.

МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИХАИЛ III

МИХАИЛ III (Mixanl) (9.I.840 - 23.IX.867) - визант. император с 842. Из Аморийской династии. До 856 правила его мать Феодора, восстановившая иконопочитание (март 843). С 856 по 865 правление фактически находилось в руках дяди М. III - Варды. В царствование М. III было отражено нападение Руси на Константинополь (860), арабы были оттеснены за Евфрат. М. III был убит своим приближенным Василием I. Основываясь на характеристике, данной М. III сторонниками Македонской династии, ист. лит-ра рисует его пьяницей, мало интересовавшимся гос. делами. С попыткой опровергнуть традиц. оценку М. III выступил в кон. 20 - нач. 30-х гг. 20 в. в ряде работ бельг. историк А. Грегуар.

М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333 - 26.VIII.1399) - тверской князь, четвертый сын кн. Александра Михайловича. Род. во время изгнания отца в Пскове, воспитывался в Новгороде у архиепископа Василия Калики. В 1368 окончательно утвердился на тверском столе. С помощью Литвы вел непрерывную, но безуспешную борьбу с Москвой. М. А. - последний князь Твери, оспаривавший у московского вел. княжение Владимирское. В 1370, 1371 и 1375 он получал у Орды великокняж. ярлыки, но не смог утвердиться на вел. княжении во Владимире.

Лит.: Экземплярский А. В., Великие и удельные князья Сев. Руси в тат. период, т. 2, СПБ, 1891; Черепнин Л. В., Образование рус. централизованного гос-ва XIV-XV вв., М., 1960.

В. А. Кучкин. Москва.

МИХАИЛ БОРИСОВИЧ

МИХАИЛ БОРИСОВИЧ (1453 - ок. 1505) - последний самостоятельный тверской князь (с 1461). Сын кн. Бориса Александровича. Будучи не в силах противостоять Моск. вел. кн-ву, М. Б. действовал в русле политики Ивана III. Тверские войска приняли участие в походах Ивана III на Новгород в 1471 и 1477 и в стоянии на Угре (против хана Ахмата). Стремясь освободиться от растущей зависимости, М. Б. заключил договор с польск. королем Казимиром IV (1483), но по требованию Ивана III договор был аннулирован. По соглашению 1484/85 М. Б. признал вассальную зависимость Твери от Москвы, но продолжал тайно сноситься с Казимиром IV. Иван III выступил против Твери. В ночь на 12 сент. 1485 М. Б. тайно бежал из осажденного города в Литву. Тверское кн-во перестало существовать. Попытка М. Б. с помощью Литвы вернуть себе княжение в 1486 оказалась безуспешной. Последние годы М. Б. прошли в Литве.

Лит.: Борзаковский В. С., История Тверского княжества, СПБ, 1876; Экземплярский А. В., Великие и удельные князья Сев. Руси в тат. период с 1238 по 1505, СПБ, 1891; Черепнин Л. В., Образование рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960.

В. А. Кучкин. Москва.

МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ

МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (80-90-е гг. 12 в. - 20.IX.1246) - князь черниговский. Сын кн. Всеволода Святославича Чермного. В 20-40-х гг. 13 в. принимал активное участие в политич. жизни Юж. и Сев.-Вост. Руси. В 1223 вместе с др. князьями совещался по поводу первого появления татар. В 20-е гг. неск. раз становился во главе Новгорода, затем вел борьбу с Даниилом Галицким и Ярославом Всеволодовичем за Киев. При приближении татар в 1238 бежал в Венгрию, затем в Польшу. Не найдя там поддержки, в 1246 отправился к Батыю, рассчитывая получить от него Черниговское кн-во, но татары убили его. Предлогом послужил отказ М. В. принять татарскую веру и пройти сквозь очистительный огонь. Канонизирован рус. церковью.

Предыдущая страница Следующая страница