Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 12, "МАТ"-"МАХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 12, "МАТ"-"МАХ")

МАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ

МАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ - распространенная в древности при матриархате форма брачного поселения, при к-рой муж переходит на жительство в родовую общину жены. Сменила, как предполагают, дислокальное - раздельное брачное поселение. М. - первая форма совместного проживания брачной пары, ведет к включению чужаков в единый до этого кровно-родственный хоз. коллектив и постепенному превращению родовой коммуны в матрилинейную семейную общину. Права и обязанности мужчин при М. делятся между родом жены и родом матери, что способствовало образованию отдельной, внеродовой, собственности мужчин, к-рая становится важной предпосылкой перехода матриархата к патриархату и от М. к патрилокальности.

МАТРОНА

МАТРОНА (matrona) - 1) В Др. Риме свободнорожденная, состоящая в законном браке женщина. В широком смысле М. - мать семейства, почтенная женщина. 2) Женское безыменное (или снабженное родоплеменным, иногда топонимич. эпитетом) божество в Др. Риме и провинциях (особенно в Галлии, Германии и Британии). Фигурирует обычно во мн. числе (matres, matronae). Поклонение М. связывается с пережитками первобытно- общинных матриархальных культов.

МАТРОСОВ

Александр Матвеевич (1924 - 23.II.1943) - герой Вел. Отечеств. войны 1941-45, Герой Сов. Союза (19.VI.1943, посмертно). Чл. ВЛКСМ с 1942. Род. в Днепропетровске. Потерявший в детстве родителей, М. воспитывался в Ивановском детдоме Ульяновской обл. и трудовой детской колонии в г. Уфе. В окт. 1942 призван в армию и направлен курсантом в пех. училище. В нояб. 1942 в составе маршевой роты добровольно отправился на фронт и был зачислен рядовым в 254-й гвард. стрелк. полк 56-й гвард. стрелк. дивизии (Калининский фронт). 23 февр. 1943 в бою за д. Чернушки (в р-не г. Локня Псковской обл.) прорвался к вражескому дзоту и, закрыв своим телом амбразуру, пожертвовал собой, чтобы обеспечить успех своему подразделению. 8 сент. 1943 имя М. было присвоено 254-му полку с зачислением погибшего героя навечно в списки 1-й роты полка. В Уфе М. поставлен памятник.

Лит.: Ульяновцы в боях за Родину, Ульяновск, 1962; Навечно в строю, кн. 1, М., 1957.

МАТТЕОТТИ

МАТТЕОТТИ (Matteotti), Джакомо (22.V.1885 - 10.VI.1924) - итал. социалист, герой антифаш. борьбы. По образованию юрист. В 1914-18 выступал решительно против войны, за антивоен. деятельность был арестован и заключен в тюрьму. С 1919 - депутат парламента, чл. ряда муниципалитетов. В окт. 1922 вместе с Ф. Турати и др. реформистами был исключен из Итал. социалистич. партии и участвовал в основании Унитарной социалистич. партии, являлся ее политич. секретарем. В отличие от др. реформистов, выступал за решит. сопротивление фашизму. Во вновь избранной палате депутатов М. 30 мая 1924 выступил с разоблачением избират. махинаций и злоупотреблений фаш. партии и потребовал аннулировать мандаты фаш. депутатов. Готовил новые разоблачения фаш. режима. Был похищен и убит фашистами.

Лит.: Giacomo Matteotti contro il fascismo, Mil., 1954; Schiavi A., La vita e l'opera di Giacomo Matteotti, Roma, 1957.

МАТТЕОТТИ КРИЗИС

МАТТЕОТТИ КРИЗИС - острый политич. кризис фаш. режима в Италии, проявившийся в связи с убийством 10 июня 1924 Маттеотти. Обострение экономич. и политич. противоречий фаш. режима после прихода Муссолини к власти (1922) привело к постепенному разложению массовой базы фаш. движения, отходу от сотрудничества с фашизмом различных политич. сил и изоляции фаш. пр-ва. Мелкая и средняя буржуазия (особенно Юга) была недовольна экономич. политикой пр-ва, продиктованной интересами монополий; введение налогов на агр. доходы ущемило интересы мелких хозяев, арендаторов, испольщиков; различные слои населения возмущались произволом и бесчинствами фаш. банд; однако решающую роль в возникновении кризиса сыграло сопротивление рабочего класса: на выборах 1924 фашисты потерпели поражение в пром. центрах. В стране несколько активизировалось массовое движение. В этих условиях убийство Маттеотти вызвало взрыв возмущения населения. Оппозиц. депутаты покинули парламент. В стране наряду с парламентом образовался др. политич. центр. т. н. Авентинский блок. Создались предпосылки свержения Муссолини. Однако лидеры блока не решились мобилизовать на борьбу нар. массы. Удобный момент для свержения фаш. пр-ва был упущен. Фашисты получили возможность постепенно собрать силы и в янв. 1925 приступили к окончат. ликвидации бурж.-демократич. свобод.

Лит.: Грамши А., Судьба Маттеотти, в сб.: Тридцать лет жизни и борьбы Итальянской коммунистической партии, пер. с итал., М., 1953; его же, La crisi italiana, "Ordine Nuovo", 1924, No 5; Алатри П., Происхождение фашизма, пер. с итал., М., 1961. См. также лит. при ст. Маттеотти.

МАТУРИ

МАТУРИ (Maturi), Вальтер (15.XI.1902 - 21.III.1961) - итал. историк левого либерального направления. Чл. Нац. академии деи Линчеи и Туринской академии обществ. наук. С 1939 - проф. ун-та в Пизе, затем в Турине и Риме. Участвовал в руководстве журн. "Rivista Storica Italiana". M. - специалист в области истории Рисорджименто и итал. историографии по проблемам новой и новейшей истории. Ему принадлежит также ряд работ по истории Юга и внешней политике Италии.

Соч.: Il concordato del 1818 tra la S. Sede e le due Sicllie, Firenze, 1929; La politica estera napoletana dal 1815 al 1820, 1939; Il Risorgimento, в кн.: Enciclopedia Italiana, v. 19, Roma, 1936; Il principe di Canosa, Firenze, 1944; I partiti politici itallani, в кн.: Questioni di storia del Risorgimento, Mil., 1951; Gli studi di storia moderna e contemporanea, в сб.: Cinquant' anni di vita intellettuale italiana 1896-1946, Napoli, 1950; Interpretazioni del Risorgimento, (Torino), 1962.

МАТУШЕВСКИЙ

МАТУШЕВСКИЙ (Matuszewski), Винценты (10.VI.1871 - 1918) - деятель польск. рабочего движения. По профессии - портной. Один из организаторов II съезда Социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ) в 1900, на к-ром был избран чл. Гл. правления партии; делегат III (1901), V (1906), VI (1908) съездов СДКПиЛ и V (1907) съезда РСДРП. Один из руководителей т. н. розламовцев. За революционную деятельность неоднократно арестовывался. В 1914-17 находился в ссылке в Иркутской губ. После Февр. революции вел работу в большевистской орг-ции Иркутска; с авг. 1917 - в Красноярске, где был чл. партийного к-та, депутатом Совета рабочих и солдатских депутатов, одним из руководителей большевистской газ. "Красноярский рабочий". После контрреволюц. переворота входил в подпольный к-т большевиков. Был выдан провокатором и расстрелян.

Источн.: ЦПА ИМЛ, ф. 70, оп. 2, д. 731, л. 6-76; ЦГАОР, ф. 102, 3 д-во, д. 3325 за 1903, 7 д-во, д. 2741 за 1912; Kalendarz Komunistyczny. 1920, Moskwa - Smolensk, (1919), s. 179-180.

МАТХУРА

МАТХУРА (Матра) - древний индийский город на р. Джамна. М. существовала уже к сер. 1-го тыс. до н. э.; была известна как центр торговли и ремесла, здесь зародилась т. н. Матхурская школа кам. скульптуры (расцвет во 2-3 вв. н. э.). В 3-4 вв. - столица гос-ва Нагов. М. считается одним из семи священных городов Др. Индии, центром кришнаизма.

Лит.: Kane P. V., History ot Dharmasastra, v. 4, Poona, 1953, p. 686-92.

МАТЫ

МАТЫ (самоназв. - мады) - в 17 в. этнографич. группа числ. ок. 600 чел., населявшая З. и С.-З. Тувы (правобережье р. Енисея и басс. р. Хемчик). М. занимались гл. обр. кочевым скотоводством. Происхождение М. не вполне выяснено. В их этногенезе принимали участие тюркоязычные и, по-видимому, самодийскоязычные племена. К 18 в. все М. были тюркоязычны. В процессе формирования тувинцев М. вошли в их состав. В наст. время потомки М. населяют гл. обр. сев. и сев.-вост. часть Тувинской АССР.

Лит.: Потапов Л. П., Происхождение и формирование хакасской народности, Абакан, 1957; Вайнштейн С. И., Тувинцы-тоджинцы, М., 1961.

МАТЬЕЗ

МАТЬЕЗ (Mathiez), Альбер (10.I.1874 - 26.II.1932) - франц. историк, один из видных исследователей истории Великой франц. революции. Выходец из крестьянской семьи. Образование получил в Высшей нормальной школе. В 1904 защитил докторскую диссертацию. Первые работы М., написанные в период усиления борьбы с клерикализмом во Франции, были посвящены религ. политике франц. революции. На рубеже 1907-08 М. порвал с бурж.-либеральной школой А. Олара и основал "Робеспьеристское общество" и журн. "Annales Révolutionnaires" (с 1924 - "Annales Historiques de la Révolution française"); M. выступил против идеализации Ж. Ж. Дантона, обвиняя его в преступлениях перед революц. Францией, за восстановление подлинного облика М. Робеспьера, в к-ром М. видел наиболее последовательного представителя демократич. сил революции. Самый плодотворный период в деятельности М. наступил к концу 1-й мировой войны и особенно после победы Вел. Окт. революции в России, когда М. больше всего испытал на себе влияние марксизма. В 1927 М. опубликовал лучшую свою работу "Борьба с дороговизной и социальное движение в эпоху террора" (рус. пер. 1928), в 1922-27 вышло в свет его 3-томное исследование "Французская революция" (рус. пер. 1925-30) и ряд сборников статей. Крайне левые убеждения М., защита им. Окт. революции (хотя М. и не понимал различия между социалистич. и бурж. революциями) и политики террора, его страстная борьба против школы Олара привели к тому, что М. до 1926 вынужден был преподавать в провинц. ун-тах (Нанси, Безансон, Дижон); он был приглашен в Сорбонну только в 1926, но лишь для чтения курса. Руководство же кафедрой по истории революции ему, по характеристике бурж. печати, "единственному профессору по истории классовой борьбы в Сорбонне", "террористу за работой", доверено не было. М. скончался скоропостижно, на кафедре во время семинара.

Хотя М. никогда не был сколько-нибудь последовательным марксистом, а его одностороннее увлечение Робеспьером мешало ему дать правильную оценку направлений, стоявших левее Робеспьера ("бешеные", Г. Бабёф), он вслед за Ж. Жоресом сыграл крупнейшую роль в борьбе против либерально-бурж. историографии, в выяснении роли классовой борьбы в истории франц. революции (в частности, социальных корней борьбы между якобинцами и жирондистами), в повышении интереса к изучению социальной истории этой революции. Литературное наследство М. очень велико.

Соч. (кроме указ. в ст.): Les origines des cultes révolutionnaires (1789-1792), P., 1904; Contributions а l'histoire religieuse de la Révolution française, P., 1907; La Révolution et l'église, P., 1910; Rome et le clergé français sous la Constituante, P., 1911; Le club des Gordeliers pendant la crise de Varennes et le massacre du Champ-de-Mars, P., 1910; La corruption parlementaire sous la Terreur, 2 éd., P., 1927; La Révolution et les étrangers, P., 1918; Danton et la paix, P., 1919; Le bolchévisme et le Jacobinisme, P., 1920; Robespierre terroriste, P., 1921; Autour de Robespierre, P., 1926; Autour de Danton, P., 1926; Le dix août, P., 1931; Girondins et Montagnards, 3 éd., P., 1930; Le Directoire, P., 1934; Etudes sur Robespierre (1758-1794), P., 1958; в рус. пер. - Как побеждала французская революция, М., 1928; Термидорианская реакция, М.-Л., 1931.

Лит.: Лукин Н., Альбер Матьез (1874-1932), "Историк-марксист", 1932, No 3 (25); "Annales Historiques de la Révolution française", 1932, No 51; Dommanget M., La Société et les Annales. Cinquante ans d'histoire (Bi-centennaire de la naissance de Robespierre. 1958); Dautry J., A. Mathiez. L'historien de la Révolution française, "Annales Historiques de la Révolution française", 1962, No 2; Godechot J., Les révolutions (1770-1799), P., 1963.

B. M. Далин. Москва.

МАТЮШЕНКО

Афанасий Николаевич (1879 - 20.X.1907) - один из руководителей восстания на броненосце "Потемкин". Сын крестьянина Харьковской губ. С 1900 на службе в Черномор. флоте, был минным машинистом, унтер-офицером. Сблизился с с.-д. и вел революц. пропаганду. 14 июня 1905 во время протеста команды против плохой пиши призвал матросов к оружию. Возглавлял Судовую комиссию. После поражения восстания уехал в Швейцарию. В эмиграции входил в Объединенный матросский комитет. В 1906 находился в Румынии, в 1907 приехал в Париж, где сблизился с анархо-синдикалистами. В июне 1907 приехал для революционной работы в Одессу, 3 июля был арестован в Николаеве и по приговору воен.-мор. суда как анархист-коммунист повешен в Севастополе.

МАУКХАРИ

МАУКХАРИ - знатный род кшатриев и династия (сер. 6 - нач. 7 вв.) в Индии. Вассалы Гуптов М. после распада Гуптской империи при М. Ишанавармане добились в сер. 6 в. полной независимости. К нач. 7 в. под властью М. находилась терр. совр. штатов Уттар-Прадеш и зап. части Бихара. Столицей был г. Канаудж. Последний из М. Грахаварман в 606 погиб в войне с Малвой, а его владения были захвачены царем Тханесара Харшей.

Лит.: The history and culture of the Indian people, v. 3 - The classical age, Bombay, 1954, p. 67-71, 99-102.

МАУЛАВИ

МАУЛАВИ (араб. - последователи господина) - 1) Суфийский орден, см. Мевлеви. 2) В странах распространения ислама (гл. обр. в Индии, Афганистане и Пакистане) титул мусульм. богословов или вообще ученых людей, либо преподавателей ("ученый муж").

МАУЛАВИ АХМАД-ШАХ

МАУЛАВИ АХМАД-ШАХ - один из вождей Индийского народного восстания 1857-59 против англ. господства. Член организации ваххабитов. В нач. 1857 М. выступил с проповедью священной войны против неверных - англичан и был приговорен к смертной казни. Во время восстания был освобожден повстанцами и стал представителем народа в совете повстанцев Ауда в Лакхнау, состоявшем из знати. Возглавлял сопротивление карателям, а после взятия англичанами Лакхнау руководил партиз. борьбой в Рохилкханде и Ауде. В 1859 был убит инд. феодалом, сторонником колонизаторов.

МАУЛАЙА

МАУЛАЙА - мауляна, мавлана (араб. - господин наш), - титул, присваиваемый судьям, высшим должностным лицам и уважаемым за ученость людям, гл. обр. в Афганистане и Пакистане.

МАУЛЯВИ

МАУЛЯВИ - см. Маулави.

МАУН МАУН

МАУН МАУН (р. 31.I.1925) - бирм. правовед и историк. Окончил Рангунский ун-т, получил степень д-ра междунар. права в Утрехтском ун-те и д-ра юридич. наук в Иельском ун-те. Был офицером бирм. армии в 1943-45. В 1958-60 - пом. ген. прокурора, представлял Бирму в ООН. В 1962 стал верховным судьей Бирмы. Автор многочисл. работ по истории и праву Бирмы, в к-рых процессы ист. развития он освещает в осн. с бурж.-объективистских, националистич. позиций.

Соч.: Burma's teething time. Rangoon, 1950; Burma in the family of nations, Amst., 1956; Burma's constitution, The Hague, 1961; A trial of Burma, The Hague, 1962; Aung San of Burma, The Hague, 1962; Law and custom in Burma and the Burmese family, The Hague, 1963.

МАУНТБЕТТЕН

МАУНТБЕТТЕН (Mountbatten), Луис (p. 25.VI.1900) - англ. воен. и гос. деятель, граф Бирманский (с 1947). Род. в аристократич. семье, до 1917 именовался принцем Баттенбергским. Служил на флоте с 1913. В нач. 2-й мировой войны командовал отрядом по борьбе с герм. подводными лодками, авианосцем, с 1942 командующий отрядами "коммандос", в том же году в мае руководил вторжением на о. Мадагаскар. В 1943-46 - главнокомандующий союзными войсками в Юго-Вост. Азии. В 1947- вице-король Индии. Под его именем вошла в историю декларация брит. пр-ва о создании доминионов Индии и Пакистана (т. н. Маунтбеттена план 1947). В 1947-48 - ген.-губернатор доминиона Индия.

С 1948 М. - в ген. штабе англ. армии. В 1952-54 - командующий Средиземноморским флотом, в 1954 - объединен. вооруж. силами НАТО в Средиземноморье. В 1954-59 - нач. мор. штаба. В 1959-65 - пред. комитета начальников штабов и начальник имперского штаба обороны.

МАУНТБЕТТЕНА ПЛАН

МАУНТБЕТТЕНА ПЛАН - декларация англ. пр-ва от 3 июня 1947, предусматривавшая права доминиона для Индии и Пакистана. Была проведена в жизнь вице-королем Индии Маунтбеттеном.

Согласно М. п., Индия делилась на два гос-ва: индусское гос-во - Хиндустан (Индия) и мусульманское гос-во - Пакистан; оба эти гос-ва получали права доминиона. В Сев.-зап. погранич. провинции, в Силхетском округе - Ассаме вопрос о вхождении в одно из образующихся гос-в решался референдумом; в Пенджабе и Бенгалии - голосованием в Законодат. собраниях, осуществлявшемся раздельно, группой депутатов, представлявших округа с большинством мусульм. населения, и депутатами, представлявшими округа с большинством индусского населения. Князьям предоставлялось право выбора - войти в один из двух доминионов либо сохранить прежние отношения с Великобританией, но без получения прав доминиона для их кн-в. После проведения этих мероприятий Учредит. собрание Индии делилось на два собрания - Хиндустана и Пакистана.

15 августа 1947 процедура раздела была окончена и оба государства были объявлены доминионами. Впоследствии М. п. был утвержден королем Великобритании как закон о предоставлении Индии независимости.

Лит.: Новейшая история Индии, М., 1959, с. 462-73; Menon V. Р., Transfer of power in India, L., 1957.

МАУРА

1

Маура-и-Монтанер (Maura y Montaner), Антонио (2.V.1853 - 13.XII.1925) - исп. политич. и гос. деятель, адвокат. С 1881 - депутат кортесов от Исп. либеральной партии. В 1901 перешел в Исп. консервативную партию и вскоре стал ее лидером. В 1892-95 - мин. колоний, в 1897 - мин. юстиции, в 1903 - мин. внутр. дел. В 1903-04, 1907-09, 1918, 1919, 1921-22 - премьер-министр. Стремясь остановить посредством политич. маневров рабочее движение, основал в 1902 "Институт социальных реформ". В 1904 заключил договор с Францией о разделе сфер влияния в Марокко. В 1909 подавил восстание в Барселоне (см. "Кровавая неделя" 1909). Будучи сторонником конституц. монархии, М. выступил против утвердившейся в Испании в 1923 диктатуры Примо де Ривера.

2

Маура-и-Гамасо (Maura y Gamazo), Габриель (р. 25.I.1879) - исп. политич. деятель и историк, сын Антонио Маура. Получил юридич. образование в Мадриде, а затем ряд лет учился в Германии, Англии и Франции. В 1904 впервые был избран депутатом в кортесы от Исп. либеральной партии. Участвовал в различных парламентских комиссиях по изучению социальных и экономич. проблем. В начале Испанской революции 1931-39 был мин. общественных работ в пр-ве Аснара (1931). В своих трудах по истории внутренней и внешней политики Испании М. освещает рассматриваемые проблемы с позиций сторонника конституционной монархии.

Соч.: La cuestión de Marruecos desde el punto de vista español, Madrid, 1905; La politica armónica, Madrid, 1915; Historia critica del reinado de Don Alfonso XIII durante su menoridad, t. 1-2, Barcelona, 1919.

МАУРЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАУРЬЕВ ГОСУДАРСТВО

МАУРЬЕВ ГОСУДАРСТВО - рабовладельч. гос-во в Др. Индии, одна из крупнейших империй Др. Востока. Образовано Чандрагуптой из рода Маурьев, возглавившим в 325 до н. э. в Пенджабе антигреч. движения (против войск Александра Македонского). Чандрагупта стал властителем всей Сев.-Зап. Индии, а в 314 (по др. данным - ок. 322) сверг Дхана Нанду, правителя Магадхи, и захватил магадхский престол. Этим годом датируется начало М. г. В 305 до н. э. возник конфликт между Чандрагуптой и Селевком I Никатором; по мирному договору Селевк получил 500 боевых слонов, но вынужден был уступить области Белуджистана и Вост. Афганистана. При сыне Чандрагупты Биндусаре (ок. 300-273 до н. э.) продолжалось расширение терр. М. г., были захвачены нек-рые области Юж. Индии. Расцвета М. г. достигло при Ашоке (265-232 или 273-236). Его держава включала, за исключением нек-рых областей, всю Сев. и Юж. Индию примерно до 140° с. ш., Вост. Афганистан и Белуджистан. Карту М. г. см. в ст. Индия, 5 т. СИЭ, с. 849-50.

В последние годы правления Ашоки появились первые признаки упадка империи. Источники свидетельствуют о финанс. кризисе и восстании провинций (напр., Таксилы). При наследниках Ашоки империя была поделена на две части - Западную и Восточную. В нач. 2 в. до н. э. Сев.-Зап. часть М. г. была завоевана Греко-бактрийским царством. Последний маурийский царь Брихадратха был в 185 (или 187) до н. э. убит своим военачальником Пушьямитрой, утвердившим новую династию Шунгов. М. г. перестало существовать.

Цари М. г. стремились к созданию централизованного управления. Страна была разделена на наместничества, провинции и округа. Регулярно проводились инспекции провинциальной администрации. Владения в долине Ганга и в Пенджабе были связаны со столицей Паталипутрой хорошей дорогой. Была создана огромная армия. Политич. строй М. г. носил многие архаич. черты. Большую роль играли совет сановников (Паришад) и собрание чиновников, горожан и общинников. При Ашоке буддизм получил поддержку гос-ва и финансовую помощь. М. г. вело оживленную торговлю с Западом, были установлены дипломатич. связи с гос-вами Селевкидов, Птолемеев, Македонией, Киреной, Эпиром.

Лит.: Бонгард-Левин Г. М., Некоторые особенности гос. устройства империи Маурьев (Источники и проблематика), в сб.: История и культура Древней Индии, М., 1963; Raychaudhuri H., Political history of ancient India, Calc., 1953.

Г. М. Бонгард-Левин. Москва.

МАУРЬЯ

Маурьи, - династия (322 (или 314) - 187 (или 185) до н. э.), правившая в Маурьев государстве.

МАУТНЕР

МАУТНЕР (Mauthner), Фриц (22.XI.1849 - 29.VI.1923) - немецкий философ, писатель и историк атеизма. Филос. доктрина М. - своеобразное сочетание агностицизма Юма, иррационализма Ницше, волюнтаризма Шопенгауэра. Задачу философии М. видел в "критике языка", отрицая его теоретико-познават. значение. Действительность, по М., - лишь "словесный фетиш", а науч. и пр. понятия - термины, не имеющие объективного содержания. Как писатель М. известен многочисл. ист. романами ("Гипатия", пер. с нем., 1929). Труд М. "Атеизм и его история на Западе" ("Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande", Bd 1-4, Stuttg.-В., 1920-23) ценен как собрание фак-тич. мат-лов, многие из к-рых впервые введены им в науч. обиход.

Соч.: Beiträge zu einer Kritik der Sprache, Bd 1-3, Stuttg., 1901-02; 3 Aufl., Lpz., 1923; Ausgewählte Schriften, Bd 1-6, Stuttg.-В., 1919.

Лит.: Kappstein Th., Fritz Mauthner, В.-Lpz., 1926.

МАУТХАУЗЕН

МАУТХАУЗЕН (Mauthausen) - нем.-фаш. концентрац. лагерь. Создан в июле 1938 в 4 км от городка Маутхаузен (Австрия) в качестве "филиала" концлагеря Дахау. С марта 1939 - самостоятельный лагерь. До ликвидации лагеря в мае 1945 в М. было заключено ок. 335 тыс. чел., примерно из 20 стран. Только по сохранившимся записям в М. было зверски уничтожено св. 122 тыс. чел. (из них более 32 тыс. сов. граждан). В М. действовала созданная коммунистами подпольная орг-ция Сопротивления во главе с интернац. лагерным к-том, поднявшая 5-7 мая 1945 восстание. После 2-й мировой войны на месте М. создан мемориальный музей. В февр. 1948 в М. поставлен памятник замученному здесь в февр. 1945 Д. М. Карбышеву.

Лит.: СС в действии. Док-ты о преступлениях СС, пер. с нем., М., 1960, с. 284-96.

МАФИЯ

МАФИЯ (Mafia) - нелегальная орг-ция уголовного и социально-политич. характера на о. Сицилия (Италия). Возникнув в кон. 18 в. как орг-ция крест. самозащиты, стала впоследствии орудием латифундистов, а затем и аграриев, против крестьян. В совр. Италии (в связи с процессом индустриализации Сицилии) М. проникает в руководство акционерных компаний и используется как орудие в конкурентной борьбе различных капиталистич. групп. Банды М. контролируют ряд р-нов на о-ве, подкупами, вымогательствами, убийствами, угрозой мести терроризируют население. Периоды особой активности М. совпадают с обострением классовой борьбы. В 1920-26 М. (во главе с мафиозо Дон Кало - "вторым королем Италии") являлась орудием контрреволюц. террора и помогла утверждению фашизма на Сицилии. В 1944-47 мафиозо С. Джулиано, используя амер. оружие, создал т. н. "Армию освобождения Сицилии" и возглавил сепаратистское движение за отделение Сицилии от Италии и провозглашение ее штатом США. С утверждением у власти Христ.-демократич. партии (1947) М., пользуясь негласной поддержкой властей, направила оружие против движения крестьян за землю и против проф. движения, расправляясь с профсоюзными деятелями. В 1947 банды М. расстреляли первомайскую демонстрацию в Портелла- делла-Джинестра. Борьба демократич. сил против М. вынудила пр-во в 1950 начать официальную кампанию по борьбе с М. Огромный резонанс имело разоблачение преступлений М. и ее связей с властями, произведенное Д. Дольчи. В 1962 по требованию демократич. сил была создана парламентская комиссия для расследования деятельности М. В 1963 начата новая официальная кампания против М. (массовые облавы, аресты).

Итал. М. связана с орг-циями преступности, иногда носящими то же название, в ряде др. стран капиталистич. мира, в частности в США. Впервые появившись на амер. почве в 60-х гг. 19 в. как тайная уголовно-политич. орг-ция эмигрантов из Сицилии, амер. М. в нач. 20 в. превратилась в синдикат преступности с отделениями во многих городах и штатах США (Нью-Йорк, Бостон, Буффало, Чикаго, Кливленд, Филадельфия и др.). В 20-30-х гг. 20 в. она стала одной из гл. гангстерских организаций в этой стране. Членство в амер. М. ограничено лицами итал. происхождения. После 2-й мировой войны амер. М. известна под назв. "Cosa nostra" ("Наше дело"). Суд. процесс по "Делу Валачи" в 1963 вскрыл широкие связи этой орг-ции с финансовыми и политич. кругами США.

Лит.: Серени Э., Аграрный вопрос в Италии, пер. с итал., М., 1949, с. 257-66; Боркин А. С., Бродский Б. И., Мафия, М., 1963; Sansone V., Sei anni di banditismo in Sicilia, Mil., 1950; Dolci D., Inchièsta a Palermo, (Torino), 1958; Pantaleone M., Mafia e politica (1943-1962), Torino, 1962; Romano S. F., Momenti del Risorgimento in Sicilia, Messina, (1952); Congressional Record, sept. - oct., 1963; Congressional Quarterly, sept. - oct., 1963.

H. П. Комолова, М. Соколов. Москва.

МАФФИЯ

МАФФИЯ (Maffie) - конспиративная группировка чеш. бурж. политиков антантофильской ориентации, возникшая в годы 1-й мировой войны в чеш. землях Австро-Венгрии. Сбор разведывательной информации и антиавстр. пропаганда составляли основу деятельности К. Крамаржа, А. Рашина, Э. Бенеша, П. Шамала и др. руководителей М. Через Болгарию и Италию М. была связана в начале в основном с рус. разведыват. службой, а затем через Швейцарию и возглавляемый Масариком Чехосл. нац. совет в Париже - преим. с англ., франц. и американской.

Лит.: Ottuv slovník naucný, dodatek, dl 1, sv. 2, Praha, 1931, s. 1096-97; Prirucní slovník k dejinám KSC, sv. 1, Praha, 1964; Haisman J., Ceská Mafie, Praha, 1932; Paulová M., Dejiny Maffie, dl 1, Praha, 1937; Benes E., Svetová válka е nase revoluce, 7 vyd., dl 1-3, Praha, 1935.

A. X. Клеванский. Москва.

МАХА БАНДУЛА

Бандула (ок. 1780 - 1.IV.1825), - бирм. полководец. Талантливый военачальник, М. Б. возглавлял походы в Ассам в нач. 20-х гг. 19 в., в результате к-рых это княжество было присоединено к Бирме. Во время 1-й англо-бирманской войны в мае 1824 вступил на терр. Бенгалии и одержал ряд побед над англичанами. В дек. 1824 М. Б. предпринял широкое наступление на англ. позиции в р-не Рангуна, но был разбит и отступил к Данубью. С 5 марта успешно защищал Данубью; убит во время арт. обстрела.

Лит.: Desai W. S., A pageant of burmese history, Calc., 1961.

"МАХАБХБРАТА"

"МАХАБХБРАТА" ("Великое сказание о потомках Бхараты") - др.-индийская эпич. поэма. Написана на санскрите. В ней рассказывается о борьбе за престол потомков царя Бхараты - пяти братьев Пандавов с их ста двоюродными братьями Кауравами, закончившейся 18-дневной битвой, в к-рой приняли участие все народы, известные тогда индийцам. Ученые считают, что в основе гл. сюжета "М." лежат действит. события 10-9 вв. до н. э.; осн. цикл сказаний уже существовал в 6-5 вв. до н. э.; дошедшая до нас редакция была записана в первые века н. э. На протяжении веков в первоначальный цикл "М." включались различные мифы, новые эпизоды и даже религ.-филос. и правовые соч. (книги XII и XIII). В конечном варианте "М." - целая энциклопедия др.-инд. жизни, состоящая из 18 книг, объемом примерно в 85 тыс. двустиший (шлок). При записывании "М." подвергалась переработке в духе, угодном брахманской и кшатрийской знати. По всем этим причинам содержащиеся в "М." факты политич. истории оказались спутанными; разместить их в должном порядке историкам еще не удалось. Данные о хоз. и обществ. жизни в целом не могут быть приурочены к одному небольшому периоду времени, т. к. в "М." отразились различные ист. эпохи. Можно примерно определить, что данные XII и XIII книг относятся к последним векам до н. э., книг, теснее связанных с осн. сюжетом (I, II, IV, VI-XI), - к сер. 1-го тыс. до н. э. Древние мифы, ист. предания, в изобилии встречающиеся во всех книгах и особенно в I, III и XII, во многих случаях являются еще более древними (ок. 10-7 вв. до н. э.). Как ист. источник "М." исследована мало.

"М." является одним из крупнейших памятников художеств. творчества народов древности. Она оказала огромное влияние на всю культуру Индии: ее сюжеты пронизывают лит-ру, изобразит. иск-во, театр, фольклор, обществ. и религ.-филос. мысль, даже кино. "М." оказала также значит. влияние на культуру ряда народов Ю.-В. Азии (где в 1-м тыс. н. э. получил распространение индуизм), в частности на яванскую и балийскую.

Существует пять изданий санскр. текста "М.". Самое новое - Пунское (критическое): The Mahabharata, Poona, 1927. Лучший полный перевод на англ. яз. The Mahabharata, publ. by P. С. Roy, Calc., 1883-96; new ed., 1926-1932. На рус. яз. переведены только части "М.": Махабхарата. Кн. 1-2, М.-Л., 1950-62 (перевод с санскрита и коммент. В. И. Кальянова); Махабхарата, т. 1-7, Аш., 1955-63 (пер., вводные статьи и прим. акад. АН Туркм. ССР Б. Л. Смирнова). См. также Г. Ф. Ильин, Старинное индийское сказание о героях древности "Махабхарата", М., 1958.

Г. Ф. Ильин. Москва.

"МАХАВАМСА"

"МАХАВАМСА" - цейлонская хроника. Написана белыми стихами на яз. пали. Составление "М."приписывается буддийскому монаху Маханаме и относится к 5 в. "М." отражает историю Цейлона с 1 в. до н. э. по 5 в. н. э. Многие фактич. данные находят подтверждение в эпиграфич. материалах, позволяющих отделить сведения ист. характера от мифологич. элементов.

Существует мнение, что 2-й частью "М." является хроника "Чулавамса", к-рая в хронологич. порядке продолжает "М.". "Чулавамса" написана в 12 в. монахом Дхаммакитти, также белыми стихами на яз. пали. "М." и "Чулавамса" являются осн. источниками по др. и ср.-век. истории Цейлона.

Публ.: Mahavamsa or the great chronicle of Ceylon. Ed. W. Geiger, L., 1912; The mahavamsa or the great chronicle of Ceylon, Colombo, 1960.

Э. Д. Талмуд. Москва.

МАХАВИРА

МАХАВИРА (Великий герой; наст. имя - Вардхамана) - основатель религии джайнизма в Древней Индии. По преданиям, Вардхамана жил в 599-527 до н. э., ок. 560 до н. э. начал проповедь своего религ. учения и создал на терр. совр. Бихара монашескую общину джайнов, продолжившую распространение его учения по всей Индии.

МАХАЕВЩИНА

МАХАЕВЩИНА - мелкобурж., анархистское течение, проповедовавшее враждебное отношение к интеллигенции и особенно - к революционной интеллигенции. Лидер махаевцев - польск. социалист В. К. Махайский, выступавший под псевд. А. Вольский. В книге Махайского "Умственный рабочий" (1-я ч. "Эволюция социал-демократии" вышла в 1898, 2-я часть "Науч. социализм" - 1899 и 3-я часть "Социализм и рабочее движение в России" - 1904-05) теория научного социализма объявлялась "чудовищным обманом рабочих" со стороны интеллигенции. Осн. "идеей" этого произведения, как и работ наиболее известного последователя Махайского - Е. Лозинского, выпустившего в 1907 книгу "Что же такое, наконец, интеллигенция?" и в 1909 книгу "Итоги и перспективы рабочего движения на Западе и в России", было положение о том, что интеллигенция будто бы является паразитич. классом, к-рый живет за счет труда рабочих и готовит "грядущее мировое господство интеллигенции". Гл. социальной базой революции, по "теории" махаевцев, являются безработные, босяки и хулиганы, т. к. квалифицированные рабочие заинтересованы якобы в сохранении своего привилегированного положения, а масса рабочих "одурачена" социалистской пропагандой и социалистич. идеалом.

М. была направлена не только против интеллигенции, но и против рабочего класса, стремилась отвлечь рабочих от теории марксизма и революц. борьбы. Теория М. - борьба только за "конкретные повседневные требования", отрицание необходимости политич. борьбы и восхваление "равнодушия" ко всякой "политике" - повторяли в сущности разоблаченные В. И. Лениным взгляды русских "экономистов". А враждебное отношение М. к интеллигенции и социализму сближали М. с черносотенством. Отд. группы махаевцев имелись в 1901-1907 в Белостоке, Екатеринославе, Одессе, Варшаве, Петербурге, однако М. не пользовалась влиянием среди массы рабочих.

Коммунистич. партия всегда вела решительную борьбу с М. и с отдельными ее проявлениями в годы социалистич. строительства.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., т. 7, с. 82 и 464; Горев Б. И., Анархисты, максималисты и махаевцы, П., 1918; Сыркин Л. Н., Махаевщина, М.-Л., 1931.

И. Е. Златоцветов. Москва.

МАХАЛВАРИ

МАХАЛВАРИ (от перс. махалл в значении "имение") - земельно-налоговая система в Сев.-Зап. Индии в 19 в., при к-рой единицей налогообложения считалась деревня (мауза, откуда иное назв. системы - маузавар) или имение (махалл, иногда группа деревень или часть деревни). Владельцы отд. частей махалла (маузы) - тягловые общинники и мелкие феодалы - несли коллективную ответственность за уплату зем. налога ламбардарами. В области Агра Соединенных провинций система М. была введена во время проведения зем. кадастра в 1833-49, а в Пенджабе - в 1849-58. С кон. 19 в. система М. была изменена в Агре в систему заминдари, а в Пенджабе - в систему райятвари - путем утверждения совладельцев махалла (маузы) в правах индивидуальных налогоплательщиков.

Г. Г. Котовский. Москва.

МАХАНТЫ

МАХАНТЫ - настоятели сикхских храмов (Пенджаб, Индия) в 18 в. - 1924. После завоевания Пенджаба англичанами (1849) М., при содействии колонизаторов, стремившихся создать себе политич. опору, присвоили земли и др. имущество храмов и превратились в наследственных духовных феодалов. М. открыто сотрудничали с колонизаторами. В 1920-24 в ходе движения акали, широко поддержанного крестьянством, М. были устранены, и храмы перешли под управление к-та, избираемого всей общиной сикхов.

Н. И. Семенова. Москва.

МАХАПАДМА НАНДА

МАХАПАДМА НАНДА - царь др.-инд. гос-ва Магадхи, основатель династии Нандов; правил в Паталипутре в 4 в. до н. э. Согласно традиции, в противовес господству кшатриев установил власть шудр; расширил империю, провел ряд реформ. M. H. может быть идентифицирован с Аграмесом.

Лит.: Бонгард-Левин Г. М., Аграмес-Уграсена- Нанда и воцарение Чандрагупты, "ВДИ", 1962, No 4.

Г. М. Бонгард-Левин. Москва.

МАХАРАДЖА

МАХАРАДЖА (санскр. - великий раджа) - титул правителя в Индии (до 1956). В ср. века применялся по отношению к крупным феодалам, правителям независимых кн-в, в отличие от раджей - менее значит. и обычно вассально-зависимых феодалов. Титул М. сохранялся за нек-рыми князьями в новое и новейшее время. В 1956 М. были лишены политической власти.

МАХАРАДЗЕ

Филипп Иесеевич (9(21).III.1868 - 10.XII.1941) - сов. гос. деятель, публицист, литературовед, историк. Род. в с. Шемокмеди Озургетского у. (Грузия). Учился в Тифлисской духовной семинарии и в Варшавском ветеринарном ин-те. В революционном движении с 1891. Парт. работу вел в Тифлисе, Астрахани, Баку. В 1903 вошел в состав Кавказского союзного к-та РСДРП. Принимал активное участие в революции 1905-1907. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1915 вместе с С. Г. Шаумяном руководил парт. орг-циями Закавказья, был чл. Кавк. бюро РСДРП. После Февр. революции 1917 - один из организаторов Тифлисского совета рабочих депутатов. Делегат VII (Апрельской) конференции РСДРП(б). Был чл. Кавк. краевого к-та РКП(б); в период господства меньшевиков вел нелегальную работу в Грузии. С февр. 1921 - пред. Ревкома Грузии, затем пред. ЦИК Груз. ССР, пред. Госплана ЗСФСР, пред. СНК Груз. ССР, пред. ЦИК ЗСФСР. С 1938 - пред. Президиума Верх. Совета Груз. ССР. Зам. пред. Президиума Верх. Совета СССР. Делегат XII, XIII, XV, XVI, XVII, XVIII съездов партии. Автор ряда трудов по истории революц. движения и большевистских орг-ций Грузии. Был директором Института марксизма-ленинизма при ЦИК Грузии.

Соч.: Собр. соч., т. 1-8, Тб., 1924-31 (на груз. яз.); 1905 г. в Закавказье, 2 изд., Тб., 1932 (на груз. яз.); Грузия в XIX ст., Тифлис, 1933; Очерки по истории рабочего и крестьянского движения в Грузии, (М.), 1932 (совм. с Хачапуридзе Г.).

Лит.: Махарадзе Н., P. Махарадзе (Жизнь и революц. деятельность), Тб., 1960.

Н. Махарадзе. Тбилиси.

МАХАРАШТРА

МАХАРАШТРА - историч. область и совр. штат (с 1960) в Индии. Осн. население - маратхи. Первые упоминания названия М. и народа маратхов относятся к нач. н. э. Первое описание М. дал Сюань Цзан (7 в.). Терр. М. служила основой многих могуществ. гос-в или составляла их важную часть, напр. гос-ва Чалукьев, гос-ва Бахмани, Ахмаднагара и др. В 60-70-х гг. 17 в. возникло Маратхское гос-во во главе с Шиваджи, распавшееся в 18 в. на отд. княжества (см. Маратхские княжества), аннексированные в нач. 19 в. англ. Ост.-Индской компанией. В кон. 19 - нач. 20 вв. наряду с Бенгалией стала центром нац.-освободит. движения и крест. восстаний (см. Маратхские восстания 70-х гг. 19 в.). Большая часть М. до 1950 входила в провинцию Бомбей, а с 1950 - в штат Бомбей. В результате нац. движения маратхского народа в 1960 М. была выделена в отд. штат с центром в Бомбее.

Лит.: Рейснер И. М., Народные движения в Индии в XVII-XVIII вв., М., 1961; Kincaid C. A., Parasnis R. В., A history of Maratha people, v. 1-3, Oxf., 1918-25; Duff J. С. G., A history of the Mahrattas, v. 1-2, L., 1921; Sardesai G. S., New history of the Marathas, v. 1-3, Bombay, 1946-48.

E. M. Медведев. Москва.

МАХАЧ

МАХАЧ - см. Дахадаев, Магомед-Али.

МАХАЧКАЛА

МАХАЧКАЛА (до 1921) - Порт- Петровск), город, столица (с 1923) Даг. АССР. Переименован в честь даг. революционера Махача Дахадаева. Порт на Каспийском м., крупный пром. центр. ж.-д. станция. На 1 янв. 1964 - 146 т. ж. (в 1897 - 10 т. ж., в 1923 - 27 т. ж., в 1939 - 87 т. ж., в 1959 - 119 т. ж.). Осн. в 1844 как воен. укрепление Петровское на холме Анджи-Арка (где 12-16 авг. 1722 стояло лагерем войско Петра I). В 1857 укрепление переименовано в г. Порт-Петровск. В 1861 начато строительство порта. В 1896 город соединен ж. д. с Владикавказом и Ростовом, затем с Баку. В кон. 19 - нач. 20 вв. возникает ряд крупных предприятий: нефтеперегонный з-д, бумагопрядильная ф-ка "Каспийская мануфактура", табачная ф-ка "Дагестан", ж.-д. мастерские. Сов. власть первоначально установилась в нояб. 1917, когда большевики во главе с У. Буйнакским организовали в городе ВРК, возглавивший борьбу за Сов. власть в Дагестане. В 1918 был захвачен белогвардейцами и иностр. интервентами. 30 марта 1920 части 11-й Красной Армии совместно с партиз. отрядами горцев освободили город от деникинцев и восстановили Сов. власть в Дагестане. Осн. отрасли пром-сти: нефтедобывающая, рыбная, текст., металлообр., деревообр., химич., пищевая, строительных материалов и др. В М. 4 вуза, в т.ч. Дагестанский ун-т им. В. И. Ленина, Дагестанский филиал АН СССР, 16 н.-и. учреждений, республиканский краеведч. музей.

Лит.: Викторов А. Ф., Кажлаев Д. Г., Махачкала, Махачкала, 1958.

Д. Г. Кажлаев. Махачкала.

МАХАЯНА

МАХАЯНА (санскр. - большая колесница или великий путь спасения) - одно из двух (наряду с хинаяной) основных направлений в буддизме, возникшее в Индии в первых веках до н. э. В М. на первый план выдвигается учение о Бодхисатве - наставнике, ведущем живые существа к просветлению. Согласно М., все существа могут достичь нирваны и стать буддами. Первыми авторами канонич. текстов М. были Буддхагхоша, Ашвагхоша, крупнейшим философом - Нагарджуна. Большинство канонич. текстов М.в Индии составлено в первых вв. н. э. на санскрите, в странах сев. буддизма - на тибетском, китайском, а также на местных языках. Одним из древнейших текстов М. является Лалитавистара. С первых вв. н. э. М. начала распространяться в Китае, Тибете, Корее, Японии и др. странах. Пантеон М. содержит большое количество бодхисатв, главный из них - Авалокитешвара - бодхисатва сострадания. Для М. характерны пышные религ. обряды.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, (пер. с англ.), т. 1, М., 1956; Suzuki D. Т., Manual of Zen Buddhism, N. Y., 1960; Hiriyama M., Outlines ot Indian philosophy, L., 1956.

О. С. Семека. Москва.

МАХДЖУБ

Абд-аль-Халик (р. 1927), - деятель рабочего движения Судана. Окончил Каирский ун-т. Со студенческих лет - участник нац.-освободит. движения. Принимал активное участие в основании (1946) Суданской коммунистической партии (СКП). С 1949 - ген. секретарь ЦК СКП. Неоднократно подвергался репрессиям.

МАХДИ

МАХДИ (араб. - благонаправленный, ведумый истинным путем) - мусульм. мессия; по мусульм. верованиям, появившись перед концом света, М. восстановит на земле веру и справедливость. У шиитов М. - 12-й скрытый имам. Учение о М. по социальной сущности близко вере иудеев и христиан в мессию. Но вера в М. в ср. века и в новое время иногда получала широкое распространение и среди участников демократич. движения, напр. в кон. 19 в. в Судане (см. Махдистов восстание).

МАХДИ СУДАНСКИЙ

Мухаммед- Ахмед (1848-85), - вождь освободит. движения народов Вост. Судана, начавшегося в 1881. Родился неподалеку от г. Донголы на нильском о-ве Лебаб в семье плотника. Образование получил в религ. школах Омдурмана и Бербера, затем вступил в члены мусульм. религ. братства. В дальнейшем, став признанным проповедником, поселился на о-ве Абба. В авг. 1881 провозгласил себя махди и возглавил освободит. борьбу народов Вост. Судана против англ. колонизаторов, произвола тур.-егип. властей, местных феодалов и вождей племен (см. Махдистов восстание). М. С. явился основателем независимого суданского гос-ва. В своих выступлениях, носивших религ. форму, М. С. призывал народ к решит. борьбе с иностр. поработителями за независимость.

С. Р. Смирнов. Москва.

МАХДИСТОВ ВОССТАНИЕ

МАХДИСТОВ ВОССТАНИЕ - в Судане - восстание 1881-98 в Судане против англ. колонизаторов, произвола турецко-егип. властей и местных феодалов. Во главе восстания встал мусульм. проповедник Мухаммед-Ахмед (см. Махди Суданский), к-рый, объявив себя махди, призвал суданцев к вооруж. освободит. борьбе и сплотил вокруг себя широкие нар. массы. Под рук. Махди повстанцы в янв. 1883 заняли г. Эль-Обейд, в нояб. того же года разгромили 10-тысячный карательный отряд англ. ген. Хикса, в янв. 1885 завладели адм. центром Судана - г. Хартумом (при штурме Хартума был убит англ. губернатор Судана полк. Гордон) и вскоре освободили почти всю страну от иностр. войск. В ходе восстания возникло независимое централизованное теократич. гос-во феод. типа, в границы к-рого с 1885 входила почти вся терр. совр. Республики Судан, за исключением р-на Суакина. Летом 1885, после смерти Махди, это гос-во возглавил ближайший соратник Махди - халиф Абдаллах Ибн аль-Саид Мухаммед. Ближайшими помощниками правителя гос-ва были 4 халифа, к-рым подчинялись главные эмиры - правители провинций. Осн. источниками гос. доходов служили многочисл. налоги и поборы с населения, прибыль от гос. монополий (продажа рабов, экспорт слоновой кости и т. д.), военная добыча. Халиф, его ближайшее окружение и эмиры получали, помимо официальных поступлений из казначейства (бейт-аль-мале), значительный доход от земельных владений.

В Махдистском гос-ве, просуществовавшем ок. 15 лет, несмотря на блокаду, развивались торговля и ремесленное произ-во, осуществлялось дорожное строительство, строились школы; по всей стране действовало единое законодательство. В 1896 Англия, используя материальные и людские ресурсы Египта, начала захватнич. войну против Махдистского гос-ва, к-рая закончилась в 1898 восстановлением английского колон. господства над Суданом.

Лит.: Смирнов С. Р., Восстание мадхистов в Судане. (1881-1899), М.-Л., 1950.

С. Р. Смирнов. Москва.

МАХДИСТОВ ГОСУДАРСТВО

МАХДИСТОВ ГОСУДАРСТВО - независимое гос-во, возникшее в ходе национально- освободительного движения 1881-98 в Вост. Судане (см. в ст. Махдистов восстание).

--------------------------

Государство Махдистов в Судане

махдистов госво

Предыдущая страница Следующая страница