Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "К" (часть 22, "КЛИ"-"КНИ")
КЛИЕНТЕЛА (лат. clientela, от cliens, букв. - послушный) - форма социальной зависимости, характерная для ранней стадии рабовладельч. строя в Италии (6-3 вв. до н. э.). Засвидетельствована, помимо обл. Лация, также у сабинов и этрусков. Выражалась в персональном или коллективном подчинении клиентов главе рода или большой семьи, к-рому клиент был обязан прежде всего с.-х. повинностями с надельной земли и воен. службой. Клиентами становились либо чужеродные, а позднее иноплеменники, попадавшие в зависимость в результате завоевания, либо младшие сородичи. Уже Б. Нибур и Т. Моммзен справедливо видели в К. древнейшую, близкую к рабству форму зависимости, на к-рой покоилось благосостояние рим. аристократии. Опираясь гл. обр. на свидетельства Дионисия Галикарнасского (II, 9, 2; 10, 1; V, 40, 3) и Тита Ливия (II, 35, 4, 64, 2; III, 14, 4), они рассматривали К. как осн. источник происхождения рим. плебса. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась с нек-рыми модификациями М. Фойгтом, Ф. Биндером и др. В эпоху поздней республики в связи с резким увеличением количества чужеземных рабов К. постепенно утрачивает свое хоз. значение, всецело сохраняя политич. и моральный аспекты. У знаменитых рим. полководцев в К. пребывали целые завоеванные ими народы. Цезарь и Помпеи черпали политич. сторонников среди своих бесчисл. клиентов. Развитие колоната в эпоху империи может рассматриваться как известное возрождение К. на новой, однако, хоз. основе.
Известное соответствие древнеиталийской К. наблюдалось в Греции (пелаты, пенесты), в Галлии и у др. германцев (литы).
Лит.: Ельницкий Л. A., Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III вв. до н. э., М., 1964; Mommsen Th., Handbuch der römischen Alterthümer, 3 Aufl., v. 3, Lpz., 1887-88; Binder F., Die Plebs-Studien zur römischen Rechtsgeschichte, Lpz., 1909; Harmand L., Le patronat sur les collectivités publiques, P., 1957.
Л. А. Елъницкий. Москва. |
КЛИЕНТЫ - см. в ст. Клиентела. |
1 (Klíma), Арношт (р. 1.III.1916) - чехословацкий историк. Д-р философии (с 1947), д-р ист. наук (с 1957). С 1947 - доц., с 1950 - проф. Карлова ун-та. Занимается преимущественно соц.-экономич. историей позднего феодализма и зарождающегося капитализма Чехии. К. одним из первых из чеш. историков встал на позиции ист. материализма.
Соч.: Manufakturní období v Cechách, Praha, 1955; Cechy vobdobí temna, 2 vyd., Praha, 1961; Prirurika k déjínám Ceskoslovenska v letech 1648-1848, Praha, 1963; в рус. пер. - 1948 год в Чехии. Начало чеш. рабочего движения, М., 1949. 2 (Klíma), Отакар (p. 15.XI.1908) - чехословацкий востоковед. Изучал славянскую, герм. и вост. филологию в Карловом ун-те (1927-31). С 1953 - рук. секции Бл. Востока и Африки в Ин-те востоковедения АН ЧССР. К. занимается гл. обр. исследованиями в обл. древней истории и культуры Ирана и Ср. Азии, а также семитской филологией. Особое место занимают труд К. о маздакитском движении и работы о жизни и эпохе Мани.
Соч.: Mluvnice hebrejstiny a aramejstiny (совм. с S. Segert), Praha, 1956; Mazdak..., Praha, 1957; Manis Zeit und Leben, Praha, 1962; Dejiny perské a tadzické literatury, Praha, 1963; Zarathustra, Praha, 1964. |
КЛИМАНОВ (Афанасьев), Егор Афанасьевич (1866-1918) - рус. рабочий-революционер. Происходил из крестьян Петерб. губ. В Петербурге работал кузнецом, вечерами учился в технич. школе. Входил в "Товарищество санкт-петербургских мастеровых". Активный участник Бруснева группы, входил в рабочий центр. к-рый организовывал кружки на различных предприятиях города. Был одним из организаторов первой маевки в Петербурге (1891). Арестован в 1892 по делу брусневской орг-ции и позже сослан. В 1894 вернулся в Петербург, поступил на Путиловский з-д, но за участие в орг-ции стачки и за предыдущую революц. деятельность в апр. 1895 был выслан на 5 лет в Вологодскую губ. По окончании ссылки работал в Керчи, принимал участие в местной с.-д. орг-ции. В марте 1906 снова арестован и выслан в Вологодскую губ., откуда бежал и нелегально жил в Петербурге. После Окт. революции 1917 примкнул к большевикам. Заведовал торфяными разработками под Рязанью.
Лит.: Деятели революц. движения в России. Био-библиографич. словарь, т. 5, в. 1, М., 1931; Невский В. И., Очерки по истории РКП, т. 1, 2 изд., Л., 1925 (см. именной указатель). |
1 (греч. Klnmns, лат. Clemens), Тит Флавий Александрийский (ок. 150 - до 215) - раннехрист. богослов, один из основателей александрийской школы. Стремился использовать достижения антич. философии для создания христ. богословия, особенно в обл. учения о христ. этике. Осн. соч.: "Увещание язычникам", "Ковры" и "Педагог". В беседе "Какой богач спасется?" выступал против букв. понимания евангельского осуждения богатства.
Соч.: Clemens Alexandrinus, hrsg. von O. Stählin, Bd 1 -2, В., 1960.
Лит.: Миртов Д., Нравств. учение Климента Александрийского, СПБ, 1900; Quasten J., Clement of Alexandria, "Patrology", v. 2, 1953, p. 5-36. 2 Охридский (Величский или Словенский) (прибл. 840-916) - болг. писатель и просветитель, один из учеников Кирилла и Мефодия, принимал участие в Моравской миссии. Основной источник сведений о деятельности К. - жития (одно из них составлено архиепископом Феофилактом Охридским, другое - архиепископом Дмитрием Хоматианом). После изгнания нем. духовенством из Моравии К. нашел убежище в Болгарии. С 886 был учителем и проповедником в области Кутмичевица (включала часть Македонии и Албании), подготовив там многочисленные кадры духовенства; с 893 (и до смерти) - епископ в Охриде, где основал т. н. охридскую школу славянской книжности и просвещения. К. - автор ряда лит. произведений: житий (в т. ч. Мефодия), поучений, похвальных слов (в т. ч. Кириллу) и др. Прекрасный знаток греч. яз., К. стремился использовать выработанные греками стилистич. приемы в своих произведениях, отличающихся яркой образностью, изяществом, метафоричностью. Произведения К. оказали большое влияние на развитие как древнеболгарской, так и древнесербской, древнерусской, древнерумынской литератур.
Источн.: Ундольский В. М., Климент, епископ Словенский, ЧОИДР, т. 172, кн.1, 1895;Туницкий Н. Л., Материалы для истории жизни и деятельности учеников св. Кирилла и Мефодия, в. 1, Сергиев Посад, 1918; Иванов И., Български старини из Македония, С., 1931; Теофилакт Охридски, Житие на Климент Охридски, С., 1955.
Лит.: Туницкий Н. Л., Св. Климент, епископ Словенский, Сергиев Посад, 1913; Vondrák V., Studie z oborn cirkevneslovanského pisemnietvi, "Rozpravy ceské akademie cisare Frantiska Josefa pro vedy, slovesnost a umeni", trida 3, cislo 20, 1903; Теодоров-Балан А., Свети Климент Охридски в книжевния помен и в научното дирене, С., 1919; История на българската литература, т. 1, С., 1962. |
КЛИМЕНТ V (Clemens), в миру - Бертран де Го (ок. 1264 - 10.IV.1314), - папа римский с 1305. С 1295 - епископ Комменжа, с 1299 - архиепископ Бордо. Выбран папой под нажимом Филиппа IV Красивого. Перенес папскую резиденцию в Авиньон (см. Авиньонское пленение пап), принадлежавший неаполитанскому королю, но находившийся на франц. терр. В интересах Филиппа IV передал ему на 5 лет сбор церковной десятины, был вынужден согласиться на обвинение в ереси ордена тамплиеров и на его роспуск в 1312; поддерживал Францию в борьбе с императором Генрихом VII.
Лит.: Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Lizerand G., Clément V et Philippe IV le Bel, P., 1910. |
Клим Смолятич (ум. после 1154), - монах Зарубского монастыря, древнерус. церк. писатель; очевидно, смолянин. В 1147 киев. кн. Изяслав Мстиславич поставил К. С. киевским митрополитом без санкции констан- тинопольского патриарха. После смерти Изяслава (1154) К. С. принужден был оставить митрополичью кафедру. К. С. был высоко образованным человеком своего времени и выдающимся писателем ("бе зело книжен и учителен и философ велий и много писания написав"). Сохранилось лишь одно его соч. - "Послание к смоленскому пресвитеру Фоме", являющееся частью обширной переписки К. С. с Фомой. Оно важно как документ, свидетельствующий о зарождении свободомыслия в церк. письменности.
Лит.: Никольский Н. К., О литерат. трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в., СПБ, 1892. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КЛИО (греч. Kleio, от kleo - прославляю) - в греч. мифологии одна из девяти муз покровительниц искусств и наук. Первонач., по-видимому, К. - муза героич. песни, провозвестница славы, в последствии - в классич. и эллинистич. время - покровительница истории. Изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом со свитком папируса или пергамента в руках. |
КЛИР (греч. klnros) - в христ. церкви совокупность священно- и церковнослужителей. |
1) священно- и церковнослужители. 2) См. в ст. Парики. |
КЛИСФЕН (Kleistenns) - в др. Афинах законодатель 6 в. до н. э. Происходил из аристократич. рода Алкмеонидов. Возглавил движение против тирании Писистратидов, в результате к-рого в 510 до н. э. из Афин был изгнан тиран Гиппий и К. фактически встал во главе гос-ва. Провел ряд важных демократич. реформ, к-рые, по словам Энгельса, были революцией, уничтожившей последние остатки родового строя (см. "Происхождение семьи, частной собственности и государства", 1963, с. 129). Осн. реформой К. была реформа фил. Вместо 4 родовых фил Аттики было создано 10 территориальных, каждая из k-рых состояла из 3 частей, взятых из различных выделенных также по терр. признаку областей (триттий). Влияние родовой знати в таких филах, состоявших из смешанного населения различных терр., было решительно ослаблено. Адм., хоз., культовой и политич. единицей, в к-рой проходила вся жизнь гражданина и вне к-рой он терял свои политич. права, стал терр. дем (см. Демы). Демократия, характер носили и др. реформы К.: замена избиравшегося по родовым филам Совета 400 выборным по жребию от каждой из 10 терр. фил Советом 500 (буле); введение остракизма, направленного против возможного усиления личной власти и влияния отд. граждан, опасных для демократич. устройства гос-ва. К. создал также коллегию из 10 стратегов, возглавлявших с этого времени афинское войско. Реформами К. завершается процесс формирования демократич. рабовладельч. полиса в Афинах.
Источн.: Her., V, 66-73; Arist., Ath. Pol., VIII, 21-22.
Лит.: Зельин К. К., Борьба политич. группировок в Аттике в VI в. до н. э., М., 1964; Eliot C. W. J., Coastal Demes of Attica. A study of the policy of Cleisthenes, Toronto, 1962.
И. В. Поздеева. Москва. |
КЛИТ (Kleitos), по прозвищу Черный (ум. 328 до н. э.), - один из полководцев и друзей Александра Македонского. Спас ему жизнь в битве при Гранике (334 до н. э.). В 329 до н. э. назначен сатрапом Бактрии. Убит (во время ссоры) Александром за активное противодействие его вост. политике. |
КЛОБМЕНЫ (англ. clubmen - "дубинщики", от club - дубина) - участники крест. движения в Англии, развернувшегося в 1645, в конце первой гражд. войны между парламентом и роялистами (см. Английская буржуазная революция 17 века). Движение К. охватило в марте - нояб. 1645 графства юго-зап. и зап. Англии (Дорсетшир, Уилтшир, Сомерсетшир и др.), а также Уэльс. Осн. ядро К. составляли копигольдеры зап. графств, недовольные тем, что парламент игнорировал их требования об отмене копигольда; в движении участвовала и часть горожан. Организуясь в отряды самообороны, К. выступали против грабежей и насилий как со стороны королев., так и со стороны парл. армии. В ходе движения проявились отсутствие общей политич. и социальной программы, местный сепаратизм и оторванность руководства, состоявшего из состоят. горожан и дворян, от массы К. - крестьян. Выступление К. свидетельствовало о том, что крестьянство не ожидало от парламента решения агр. вопроса в свою пользу. Движение К. стремились использовать в своих политич. интересах роялисты. В кон. 1645 К. были разгромлены парл. армией под рук. Т. Ферфакса.
Лит.: Архангельский С. И., Крест. движения в Англии в 40-50-х годах XVII в., М., 1960, гл. 6.
Г. Р. Левин. Ленинград. |
КЛООТС (Cloots), Анахарсис (наст. имя - Жан Батист) (24.VI.1755 - 24.III.1794) - франц. политич. деятель, участник франц. бурж. революции кон. 18 в., философ-просветитель и публицист. Голландец по происхождению, прус. барон. К. вел пропаганду пантеизма - филос. учения, отождествляющего бога с природой. С начала франц. революции поселился в Париже, сблизившись с энциклопедистами. В 1792 был избран в Конвент. Противник католицизма, К. в 1793 выступал за насильств. дехристианизацию. Требовал продолжения войны с антифранц. коалицией до создания всемирного союза республик. Осуществление такой авантюристич. по своему характеру космополитич. программы К. могло оказаться пагубной для интересов революц. Франции. Программа К. восстановила против него М. Робеспьера и многих др. якобинцев, стремившихся упрочить завоевания революции во Франции и обеспечить ей мир и признание европ. держав. В дек. 1793 К. был исключен из Якобинского клуба, а затем устранен из состава Конвента. Преданный суду Революц. трибунала, К. был казнен вместе с группой лев. якобинцев - т. н. эбертистов.
Лит.: Энгельс Ф., (Письмо) В. Адлеру от 4 дек. 1889 г., К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 28, (Л.), 1940; Avenel G., Anacharsis Cloots, l'orateur du genre humain, t. 1-2, P., 1865. |
КЛОФАЧ (Klofác), Вацлав Ярослав (21.IX.1868 - 1942) - чеш. политич. деятель. В 1890 примкнул к партии младочехов. В 1897 основал Нац.-социальную партию (см. Национальные социалисты). В 1901-18 - депутат австр. рейхсрата. В нач. 1-й мировой войны был арестован австр. властями по обвинению в гос. измене, амнистирован и освобожден в 1917. В 1918 - вице-пред. Чеш. нац. к-та, в 1918-20 - мин. обороны Чехословакии. Один из организаторов вооруженной интервенции в Венг. сов. республику. В 1920-1924 - вице-пред., в 1925-26 - пред. сената Чехословакии. В 1918-38 - пред. мелкобурж. нац.-социалистич. партии. Перед 2-й мировой войной проповедовал идейную общность чеш. и герм. национал-социализма.
Я. Б. Шмераль. Москва. |
КЛОШКА (Closca, прозвище; наст. фамилия - Оаргэ (Oarga)), Йон (ок. 1748 - 28.II.1785) - один из предводителей Трансильванского крестьянского восстания 1784. Накануне восстания участвовал в крест. депутациях к имп. Иосифу II. В нач. движения возглавлял отряд крестьян Златны. 12 нояб. 1784 заключил в Тибру перемирие на 8 дней с имперским ген. Шультцем. После поражения восстания по приговору суда казнен колесованием в Алба-Юлии. Его именем названы неск. насел, пунктов в PHP.
В. П. Шушарин. Москва. |
"КЛУБ ГОБЕЛЕНОВ" ("Club des Gobelins") - политич. орг-ция, созданная в Париже (в 13-м округе - Gobelin; отсюда и название "К. г.") после Февральской революции 1848 Т. Дезами и его сторонниками.Поддерживая тесную связь с основанным в тот же период О. Бланки "Центр. республиканским об-вом", а также с др. революц.-пролетарскими клубами, "К. г." выступал с резкой критикой социально-экономич. политики бурж. Врем. пр-ва,. пришедшего к власти в результате революции. После подавления Июньского восстания 1848 "К. г." был закрыт.
А. И. Молок. Москва. |
"КЛУБ ДРУЗЕЙ НАРОДА" ("Club des Amis du peuple") - политич. орг-ция, созданная в Париже после Февральской революции 1848 по инициативе Ф. В. Распайля и его сторонников; выступала с резкой критикой социально-экономич. политики бурж. Врем. пр-ва, в защиту демократич. свобод и прав трудящихся Парижа. "К. д. н." пользовался большой популярностью в массах; его заседания, как правило, привлекали много посетителей (преим. рабочих). После разгона нар. демонстрации 15 мая 1848 и ареста Распайля был закрыт.
Лит.: Wassermann S., Le club de Raspail en 1848, La Revolution de 1848, t. 5, P., 1908-1909.
A. И. Молок. Москва. |
"КЛУБ РЕВОЛЮЦИИ" ("Club de la Révolution") - политич. орг-ция, созданная в Париже после Февральской революции 1848 по инициативе А. Барбеса и его сторонников; целью орг-ции была борьба за упрочение респ. строя, установленного в результате революции, осуществление социально-экономич. реформ, защита демократич. свобод. Первое заседание "К. р." состоялось 21 марта. После разгона нар. демонстрации 15 мая и ареста Барбеса "К. р." был закрыт, но уже 25 мая возобновил свою деятельность. Число присутствовавших на заседаниях "К. р." колебалось от 1000 до 3000 чел. до событий 15 мая и далее от 300 до 400 чел. После 17 июня 1848 заседания "К. р." не проводились. Нек-рые члены "К. р." (П. Дефлот и др.) приняли активное участие в руководстве Июньским восстанием 1848.
Лит.: Маркс К., Клас. борьба во Франции с 1848 по 1850 г., К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7; Революции 1848-1849, (т.) 1, М., 1952, с. 207-16; Wassermann S., Les clubs de Barbès et de Blanqui en 1848, P., 1913.
A. И. Молок. Москва. |
КЛУБАШИ - политич. течение в Черногории, организац. формой к-рого был "Народный клуб" (отсюда назв.), созданный в 1906 оппозиц. группой депутатов Скупщины. Включало представителей торг. и сел. буржуазии, племенных старейшин, офицерства, чиновников. К. предусматривали нек-рые половинчатые бурж.-демократич. преобразования, а во внеш. политике - традиц. дружбу и союз с Сербией и Россией, объединение всех югославянских земель. Возглавляли либеральное пр-во в 1906-07, но не смогли осуществить даже незначит. требования своей программы. Попытка более прогрессивной части К. ограничить подчинение Черногории итал. капиталу вызвала среди К. раскол. В 1907 в связи с наступлением реакции К. подверглись жестоким репрессиям. В 1909 предприняли приведшую к новым репрессиям попытку организовать правительств. переворот. Вновь появились на политич. арене после Балканских войн (1912-13), входили в состав коалиц. пр-ва.
Лит.: Боновиh J., Уставне и политичне борбе у Црноj Гори, 1905-1910, Београд, 1939. |
КЛУЗИЙ (Clusium), совр. Кьюси (Ghiusi), - в древности один из 12 городов федерации этрусков в сев. Италии. Упоминание о нем встречается в этрусских надписях. Расположенный в плодородной местности на возвышенности близ р. Кланис и небольшого озера, К. господствовал над дорогой, ведшей на С. к адриатич. берегу. Ок. 500 до н. э. был столицей этрусского царя Порсены. Знаменит богатыми некрополями, найденными при археол. раскопках ("гробница Франсуа" и др.).
Лит.: Немировский А. И., История раннего Рима и Италии, Воронеж, 1962; Bianchi-Bandinelli R., Clusium: ricerche archeologiche e topografiche, Mil., 1925; Levi D., Il Museo Civico di Chiusi, Roma, 1935. |
КЛУСС (CluЯ), Адольф (ок. 1820 - после 1889) - деятель герм. и амер. рабочего движения, один из пионеров марксизма в США. Чл. Союза коммунистов. Участник революции 1848-49 в Германии. В 1848 - секретарь майнцского Рабочего просветит. союза.
В 1849 эмигрировал в США, где работал инженером. Сотрудничал в ряде нем.-амер. и амер. рабочих и демократич. газет. Принимал участие в деятельности осн. нем. рабочими-эмигрантами в 1853 Амер. рабочего союза и сотрудничал в его органе "Die Reform". До 1856 включительно - один из активных последователей Маркса, его доверенное лицо; вместе с И. Вейдемейером вел пропаганду марксизма в США. Со 2-й пол. 50-х гг. активного участия в рабочем движении не принимал.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, 8, 14, 27-30 (см. Указатель имен). |
КЛЭКТОН (Clacton) - местонахождение эпохи древнего палеолита у г. Клэктон-он-Си в графстве Эссекс (юго-вост. Англия). Исследовалась с 1921 X. Уорреном (Н. Warren). В К. в выходах галечника морского побережья были обнаружены гл. обр. массивные неправильной формы орудия из отщепов и грубые дисковидной формы нуклеусы; там же были найдены остатки теплолюбивой фауны (древний слон, ранние формы носорога, гиппопотам и др.). Исходя из широкого распространения отщепов типа К. в многочисл. стоянках Европы и Африки, А. Брейль в 1930-32 создал концепцию о двух якобы изначально существовавших и периодич. сменявших друг друга этнич. обособленных типах первобытного населения: носителей техники ручного рубила (шелль, ашель, микок) и носителей техники отщепов (ипсвич, клэктон, леваллуа, мустье). Сов. археологи доказали, что в действительности и ручные рубила и отщепы являются двумя проявлениями одной и той же техники, находились в употреблении в той или иной пропорции одновременно у одних и тех же человеч. групп. Отщепы типа К. обычны в шелльских и в ашельских местонахождениях СССР (Яштух, Сатани-Дар, Лука Врублевецкая).
Лит.: Замятнин С. Н., О возникновении локальных различий в культуре палеолитич. периода, в cá.: Происхождение человека и древнее расселение человечества, М., 1951; Warren H., The mesvinian industry of Clacton-on-Sea. "Proc. of the Prehistoric Soc. of East Anglia", 1922, v. 3; Breuil H., Les industries а éclats du paléolithique ancien. I, Le Clactonien. Préhistoire, t. 1, fasc. 2, P., 1932.
B. M. Бахта. Москва. |
КЛЭПЕМ (Clapham), Джон Харолд (13.IX.1873 - 29.III.1946) - англ. бурж. историк. Род. в семье крупного торговца ювелирными изделиями. Учился в Кембриджском ун-те. В 1902-08 преподавал в Лидсском ун-те, с 1908 - проф. экон. истории в Кембридже. В годы 1-й мировой войны занимал ответств. должности в мин-ве торговли. В 1946 возглавлял по поручению лейбористского пр-ва комиссию, разработавшую проект реорганизации экономич. и социальных исследований. Осн. работа К. - 3-томный труд по экономич. истории Великобритании в 1820-1914 ("An economic history of modern Britain", v. 1-3, Camb., 1926-39) - опирается на обширный круг источников, гл. обр. официальные и пар л. мат-лы. В книге дана очень широкая картина экон. истории, освещено развитие различных отраслей произ-ва, финансов, обрисованы демографич. и социальные процессы. К. свою задачу усматривал в том, чтобы дать материал для любых концепций и тщательно избегал всяких обобщений. Однако объективизм автора мнимый: всем своим острием его работа направлена против марксизма. Автор стремится развеять т. н. "легенды", под к-рыми он понимает все представления об отрицат. социальных последствиях развития капитализма. Так, он пытается отрицать факты, рисующие ухудшение положения англ. рабочих в эпоху пром. переворота, игнорирует подлинную картину развития монополий и финанс. капитала в эпоху империализма.
Соч. (кроме указ. в ст.): The study of economic history, Camb., 1929; The bank of England. A history, v. 1-2, L., 1944.
H. А. Ерофеев. Москва. |
КЛЮГЕ (Kluge), Ганс Гюнтер (30.IX.1882 - 19.VIII.1944) - нем.-фаш. воен. деятель, ген.-фельдмаршал (1940). На воен. службе (в артиллерии) с 1901. Окончил Воен. академию (1912). Во время 1-й мировой войны - на штабных должностях, после войны - в рейхсвере. В 1933- 1939 - нач. войск связи, командующий воен. округом, командир корпуса, участвовал в захвате Австрии и Судетской обл. С 1939 командовал 4-й армией, участвовавшей в войне с Польшей, Франц. кампании, в войне против СССР. С 19 дек. 1941 по 4 нояб. 1943 - командующий группой армий "Центр", затем до мая 1944 в резерве Ставки и в распоряжении Гитлера. С 2 июля по 16 авг. 1944 - главнокомандующий войсками Запада, затем в резерве Ставки. Был связан с участниками заговора против Гитлера, но при попытке выступления ген. Г. Штюльпнагеля в Париже не поддержал его и заявил о своей преданности Гитлеру. Покончил жизнь самоубийством. |
Леонид Лаврович (4.VIII.1880 - 29.I.1943) - сов. воен. деятель и историк, ген.-лейтенант (1940), проф. Чл. Коммунистич. партии с 1919. Род. в Казани в семье ремесленника. Окончил Казанское пех. училище (1904), участвовал в рус.-япон. войне. Во время 1-й мировой войны в должностях: ком. роты, старшего адъютанта штаба корпуса, в кон. 1917- выборный командир 5-го армейского корпуса. В Красной Армии с 1918. В период гражд. войны был нач. Оперативного управления штаба Юж. фронта, нач. штаба и (с июня по дек. 1919) командующим 10-й армией. С июня 1920 по февр. 1921-нач. штаба 1-й Кон. армии. После войны - нач. пех. школы, пом. нач. школы "Выстрел". В 1924-30 - на работе в центр. аппарате наркомата по воен. и мор. делам. С 1930 - на преподават. работе в гражд. вузах и в Воен.-химич. академии.
Соч.: Борьба за Царицын (1918-1919 гг.), М.-Л., 1928; Камышинская операция десятой Красной армии. Июль 1919 г., М.-Л., 1928; Первая конная Красная армия на польск. фронте в 1920 г., 2 изд., М., 1932. |
КЛЮЗЭРЭ (Cluseret), Гюстав Поль (13.VI.1823 - 21.VIII.1900) - франц. политич. деятель. Кадровый офицер. Участвовал в подавлении Июньского восстания 1848. В 1855-56 принимал участие в Крымской войне 1853-56. В кон. 50-х гг., примкнув к респ. движению, вышел в отставку. В 1860 участвовал вместе с армией Дж. Гарибальди в борьбе за объединение Италии; во время гражд. войны в США (1861-65) сражался против рабовладельч. штатов и получил чин генерала. В 1866-1867 - участник движения фениев в Ирландии. В 1868 был арестован во Франции за резкие статьи против пр-ва Наполеона III; в тюрьме сблизился с деятелями 1-го Интернационала. 3-30 апр. 1871 - воен. делегат (министр) Парижской Коммуны. Проводил ошибочную оборонит. тактику и был смещен Коммуной. Находясь в 1871 в эмиграции, примыкал к бакунистам, участвовал (до 1876) в интригах бакунистов против Генсовета 1-го Интернационала. После амнистии вернулся в 1884 во Францию; в 1888 был избран в палату депутатов, где примыкал к социалистич. группе.
Соч.: Mémoires, v. 1-3, R, 1887-88.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 8, с. 210-11. |
КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА - совокупность преобразований, осуществленных в кон. 10-11 вв. в католич. церкви и направленных на ее укрепление. Центром движения за реформу церкви стало бенедиктинское аббатство Клюни (Cluny) в Бургундии (Франция), осн. в 910 герцогом Гийомом Аквитанским (отсюда назв. движения - клюнийское). Осн. пункты требования клюнийцев: реформирование монастырей, введение в них нового, сурового устава (точнее - восстановление старого бенедиктинского устава 6 в., не соблюдавшегося фактически в монастырях), основанного на принципах строгого аскетизма и послушания, строгий контроль за соблюдением целибата (безбрачия духовенства), запрещение симонии (продажи и покупки церк. должностей), провозглашение полной независимости реформированных монастырей от к.-л. светской и местной духовной власти (т. е. от епископов) и непосредств. подчинение их папе. Под главенством Клюни (или на основе принципов К. р.) возникла могуществ. централизованная конгрегация, включавшая сотни монастырей (осн. вновь или реформированных) гл. обр. во Франции, а также в Германии (где центром движения стало аббатство Хиршау), Англии, Сев. Италии, Испании. Большую роль в проведении К. р. играли крупные светские феодалы, часто выступавшие основателями новых монастырей, жаловавшие им земли и назначавшие аббатов монастырей (или влиявшие на их выборы); аббаты клюнийских монастырей в большинстве принадлежали к феод. знати, монахами были выходцы из рыцарства. В целом клюнийское движение представляло по своей социальной сущности попытку приспособить церк. институты (находившиеся к 10 в. в глубоком упадке) к новым условиям феод. раздробленности (непосредств. связь реформированных монастырей с феод. сеньором). Политич. и экономич. заинтересованностью в этом всего феод. класса (а не возрождением "духа религиозности", как утверждают многие бурж. историки) объясняются быстрые успехи К. р. Клюнийское движение играло большую роль в обществ.-политич. жизни Зап. Европы 11 в. Ему покровительствовали первоначально нек-рые императоры "Священной Рим. империи" (Генрих II и особенно Генрих III). Однако программу клюнийцев (в частности, осуждение клюнийцами светской инвеституры, рассматривавшейся ими как крайняя форма симонии) удалось использовать в первую очередь папству, сделавшему ее своим орудием в борьбе с императорами за инвеституру. Из числа приверженцев К. р. (и даже клюнийских аббатов) вышел ряд пап; одним из ее руководителей был Гильдебранд (будущий папа Григорий VII). К. р. привела к образованию могуществ. слоя нового монашества, к значит. укреплению католич. церкви и громадному росту папской власти в 12-13 вв.
Лит.: Чайковская О. Г., Клюнийское движение X-XI вв., его социальный и политич. характер, в сб. : ВИРА, (т.) 8, М., 1960. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КМЕТЫ - кметство, - термин, широко распространенный в ср. века у слав. народов и имевший различные значения. Первоначально К. назывались, по-видимому, свободные члены общины, племени. В др.-рус. лит. памятниках ("Слово о полку Игореве" и др.) К. - витязи, дружинники. В период феодализма в Болгарии и Сербии К. - сел. старосты; в Боснии и Чехии - иногда должностные лица, иногда - отд. категории крестьян; в Польше К. - зависимые крестьяне, имевшие полный надел. В феод. Хорватии К. изредка обозначались вассалы, а обычно - зависимые крестьяне, в т. ч. и крепостные. В последнем значении термин "К." употребляется в совр. хорват. и словенском яз.
Ю. В. Бромлей. Москва. |
КНАПП (Knapp), Георг Фридрих (7.III.1842 - 20.II.1926) - нем. историк-экономист и статистик, представитель т. н. новой исторической школы в политической экономии. С 1867 - директор статистич. бюро г. Лейпцига, с 1869 - экстраординарный проф. политэкономии и статистики в Лейпцигском ун-те, в 1874-1918 - проф. политэкономии и статистики в Страсбургском ун-те. Занимался проблемами статистики, истории агр. отношений и теорией денег (ему принадлежит т. н. гос. теория денег, по существу приписывающая бурж. гос-ву возможность через ден. обращение управлять хоз. жизнью страны). К. - глава т. н. страсбургской школы историков; из руководимого им семинара вышел ряд монографий по агр. истории (преим. Германии). Наиболее значит. ист.-экономич. соч. К. - "Освобождение крестьян и происхождение с.-х. рабочих в старых провинциях прус. монархии" (Тl 1-2, Lpz., 1887; рус. пер. - СПБ, 1900). В нем собран огромный фактич. материал об эволюции агр. отношений в Вост. Германии (гл. обр. с 16 в.) и о прус. агр. реформах 1-й пол. 19 в. К. сделал одну из первых (хотя и несостоятельных) попыток объяснить причины перехода в Вост. Европе к барщинному х-ву. Этот переход он связывал с тем, что с появлением огнестрельного оружия прежние рыцари перестали быть осн. воен. силой и обратились к занятию с. х-вом, к-рое стало гл. источником дворянских доходов. К. показал, что в Остэльбской Германии шло расширение помещичьего землевладения, и связывал это с процессом сгона крестьян помещиками с земли (Bauernlegen). К. дал новую оценку прус. агр. реформ, отметив, что для огромной части крестьян реформы не обеспечивали прав крест. собственности на землю - происходило массовое обезземеливание крестьян, превращавшихся в "свободных" батраков. Критика реформ К., ставшим на позицию союза буржуазии с юнкерством, выражала обеспокоенность обезлюдением деревни вост. р-нов Германии, в результате чего юнкерские х-ва лишались рабочих рук, - в закреплении за крестьянами на правах собственности нек-рого количества земли он усматривал возможность "привязать" их к юнкерскому х-ву. Касаясь проблем раннесредневековой агр. истории, К., как и др. представители страсбургской школы, выступал с критикой общинной теории, считая вотчину исконным герм. институтом.
Соч.: Ausgewählte Werke, Bd 1-3, Münch, 1925-27; Die Landarbeiterin Knechtschaft und Freihelt, Lpz., 1891;Grundherrschaft und Rittergut, Lpz., 1897; Aus der Jugend eines deutschen Gelehrten, Stuttg., 1927; в рус. пер. - Очерки гос. теории денег. Деньги. Денежная система, О., 1913. |
КНЕЗЫ (кънезь - вождь) - общеславянский термин. В период разложения первобытнообщинного строя и зарождения клас. общества - старейшины рода. В раннефеод. период на Руси термин стал употребляться в значении князь; на терр. Зап. Украины, Молдавии, Сербии, Хорватии и др. К. - старшины, привилегированная прослойка феодально-зависимого крестьянства. |
КНЕРЕДСКИИ МИР 1613 - закончил дат.-швед. Кальмарскую войну 1611-13. |
КНЕСЕТ - однопалатный парламент, высший законе дат. орган гос-ва Израиль. Избирается на 4 года. Состоит из 120 депутатов. |
"КНИГА БОЛЬШОМУ ЧЕРТЕЖУ" - текстовое описание крупнейшей карты России 17 в. "К. Б. ч." является сводом геогр. и отчасти этногр. сведений о России 17 в., к-рый служил практич. руководством при посылках служилых людей для "государевой службы". С кон. 17 и в 18 вв. "К. Б. ч." служила общеобразоват. пособием, а также использовалась в науч. целях. "К. Б. ч." была составлена в 1627 в Разрядном приказе. Она состоит из вводной части и основной - подробного описания утраченной карты гос-ва 1627, включившего все имевшиеся на карте надписи и изобразительные материалы. В распоряжении составителей "К. В. ч." имелись две карты (чертежи): "Старый чертеж" и "Большой чертеж полю" 1627. "Старый чертеж" (составлен после 1595), к-рый охватывал огромную терр. от "Студеного моря" до Черного и от Финского зал. до р. Оби, в 1627 был из-за ветхости скопирован и перенесен на новые листы без изменений; текстовое описание в "К. Б. ч." воспроизводит все особенности "Старого чертежа". Оно ведется по главным рекам. Подробнее всего описаны европ. Север, города по зап. границе гос-ва и Центр. Чертеж "полю" был составлен как дополнение к "Старому чертежу". Он охватывал терр. на Ю. от г. Ливны до Крыма и включал Крымский п-ов. Описание "поля" в "К. Б. ч." ведется по 3 осн. дорогам Ю. - Муравской, Кальмиусской и Изюмской. Ни "Старый чертеж", ни чертеж "полю" не сохранились, что придает особую ценность "К. Б. ч." как ист. источнику. "К. Б. ч." дошла в многочисл. списках 17-19 вв. Существует 8 осн. редакций "К. Б. ч.". Впервые по 6 спискам "К. Б. ч." опубл. Н. И. Новиковым под назв. "Древне росс. идрография, содержащая описание Моск. гос-ва, рек, протоков, озер, кладезей и какие на них урочища и на каком они расстоянии" (СПБ, 1775).
Лит.: "Книга Большому чертежу". Подготовка к печати и редакция К. Н. Сербиной, М.-Л., 1950; Сербина К. Н., "Книга Большого чертежа" и ее редакции, ИЗ, т. 14, М., 1945.
Л. К. Бажанова. Москва. |
"КНИГА И ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" - ежемесячный критико-библиографич. журнал, издавался в Москве в 1932-40. Вышло 108 номеров. В отделах "Социально-экономич. науки", "Парт.-массовая лит-ра", "История" (создан в 1936) публиковались критич. статьи и обзоры о работах по вопросам марксистско-ленинской теории, о науч., популярной и учебной лит-ре по истории. В журнале выступали мн. ведущие сов. историки. В 1941 вместо "К. и п. р." выходил журнал "Политич. и социально-экономич. лит-ра". |
"КНИГА И РЕВОЛЮЦИЯ" - первый сов. критико-библиографич. журнал, выходил в Петрограде в 1920-1923 под ред. В. А. Быстрянского, И. И. Ионова, М. К. Лемке, К. А. Федина. Вышло 28 номеров тиражом от 5 до 10 тыс. экз. В отделах "Наша революция", "Русская история", "История революц. движения в России", "Всеобщая история", "Восток" и др. помещались критич. статьи, рецензии, обзоры науч. и популярной лит-ры, публикаций док-тов и мемуаров по отечеств. и всеобщей истории. В "К. и р." выступали историки, принадлежавшие к различным идейным направлениям: Быстрянский, М. В. Серебряков, А. А. Шилов, С. Н. Валк, А. Е. Пресняков, Я. Л. Барсков и др. В статьях марксистов большое внимание уделялось критике бурж. историографии. Имеется указатель за 1920 - 21 и 1921-23. |
"КНИГА МЁРТВЫХ" - принятое в науке обозначение др.-егип. сб. заклинаний и гимнов, составленного в нач. Нового царства (16 в. до н. э.) и призванного обеспечить умершему благополучие в загробном мире и возможность появления днем на земле (отсюда ее др.-егип. назв."Книга выхода днем"). Текст "К. м." писали на папирусе (реже на коже) и клали в гробницу (этот обычай сохранялся до принятия египтянами христианства). Отд. главы "К. м." восходят к "Текстам пирамид" и "Текстам саркофагов".
Лит.: Рубинштейн Р. И., 125 гл. "Книги мертвых", Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та, т. 11, 1938; Naville Ed., Das Aegyptische Totenbuch der XVIII bis XX Dyn., В., 1886; Allen T. G., The Egyptian Book of the Dead, Chi., (1960); Matthieu M. E., The Book of the Dead and the problems of its study, в сб.: "Труды двадцать пятого междунар. конгресса востоковедов", т. 1, М., 1962. |
"КНИГА РАДЖЕЙ" ("Серат Параратон") - яванская хроника, написанная в прозе на среднеяванском яз. "К. р." была составлена в 4 различных периода, не имеет единой композиции. Каждая из частей "К. р." точно не датирована. Хронологич. описание истории яванского гос-ва Сингасари (1222-93) и гос-ва Маджапахит (1293-1481) дается в традиц. романтич. форме повествования. Последние события, описанные в "К.р.", относятся к 1481. Хроника является одним из источников по истории Явы 13-15 вв., хотя наряду с описанием действит. событий в ней имеются легендарные данные и нек-рые фактич. неточности. |
"КНИГА РЕМЕСЕЛ" (франц. Livre des métiers) - традиц. название сборника уставов парижских ремесл. цехов. Составлена между 1261 и 1270 по приказу королев. прево в Париже Э. Буало. Содержит статуты 100 цехов, составлявшие около половины статутов существовавших в то время парижских ремесел. Запись была произведена на основе ранее имевшихся уставов и показаний цеховых старшин. Материал сгруппирован примерно по разделам: изготовление и продажа пищевых продуктов, обработка металлов, текстильное, кожевенное, седельное произ-ва и т. д. Уставы определяли характер произ-ва, количество и качество изготовлявшейся продукции, количество учеников и подмастерьев, продолжительность рабочего дня и т. д. Составление "К. р." имело целью регламентировать ремесл. произ-во, упорядочить цеховую администрацию и удовлетворить суд.-адм. и фиск. интересы королев. власти; нарушители цехового устава платили штраф в пользу короля. "К. р." - ценный источник по истории не только парижского ремесла сер. 13 в., но ср.-век. цехового строя вообще, а также гор. ремесл. орг-ций более раннего периода.
Изд.: Регистры ремесел и торговли города Парижа, пер. Л. И. Киселевой, под ред. и с предисл. А. Д. Люблинской, в сб.: Ср. века, в. 10-11, М., 1957-58; Réglements sur les arts et métiers de Paris, rédigés au XIII siècle, et connus sous le nom du Livre des métiers d'E. Boileau, publ. par G.-B. Depping, P., 1837; Les métiers et corporations de la ville de Paris. ХШ siècle. Le livre des métiers, publ. par R. de Lespinasse et Fr. Bonnardot, P., 1879.
И. С. Шаркова. Ленинград. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КНИГА ЭПАРХА - см. Эпарха книга. |
КНИГИ СОШНОГО ПИСЬМА - рукописные книги 16-17 вв., содержавшие обзор рус. поземельных мери указания об их применении при измерении пашни по правилам сошного письма. К. с. п. снабжались для практич. руководства писцы, отправлявшиеся по городам и уездам для составления писцовых книг. Возникновение К. с. п. связано с податной реформой сер. 16 в. Древнейшая сохранившаяся К. с. п. датируется 1629. Она содержит сведения о мерах зем. площадей, руководства по их измерению и исчислению окладных единиц (сох и вытей), учитывая качество земли ("добрая", "средняя", "худая") и категорию землевладения (поместные, монастырские, дворцовые и др. земли). Для удобства пользования К. с. п. снабжена арифметич. выкладками, геометрич. чертежами и геодезич. руководством ("О земном верстании, как земля верстать"). К. с. п. обобщает производств.-технич. опыт, отражает уровень математич. знаний 17 в. и является ценным источником для изучения клас. характера податной системы.
Лит.: Веселовский С. В.. Сошное письмо, т. 1-2, М., 1915-16; Устюгов Н. В., Очерк древнерус. метрологии, ИЗ, т. 19, М., 1946.
Л. К. Бажанова. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |