Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 22, "КЛИ"-"КНИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 22, "КЛИ"-"КНИ")

КЛИЕНТЕЛА

КЛИЕНТЕЛА (лат. clientela, от cliens, букв. - послушный) - форма социальной зависимости, характерная для ранней стадии рабовладельч. строя в Италии (6-3 вв. до н. э.). Засвидетельствована, помимо обл. Лация, также у сабинов и этрусков. Выражалась в персональном или коллективном подчинении клиентов главе рода или большой семьи, к-рому клиент был обязан прежде всего с.-х. повинностями с надельной земли и воен. службой. Клиентами становились либо чужеродные, а позднее иноплеменники, попадавшие в зависимость в результате завоевания, либо младшие сородичи. Уже Б. Нибур и Т. Моммзен справедливо видели в К. древнейшую, близкую к рабству форму зависимости, на к-рой покоилось благосостояние рим. аристократии. Опираясь гл. обр. на свидетельства Дионисия Галикарнасского (II, 9, 2; 10, 1; V, 40, 3) и Тита Ливия (II, 35, 4, 64, 2; III, 14, 4), они рассматривали К. как осн. источник происхождения рим. плебса. В дальнейшем эта проблема разрабатывалась с нек-рыми модификациями М. Фойгтом, Ф. Биндером и др. В эпоху поздней республики в связи с резким увеличением количества чужеземных рабов К. постепенно утрачивает свое хоз. значение, всецело сохраняя политич. и моральный аспекты. У знаменитых рим. полководцев в К. пребывали целые завоеванные ими народы. Цезарь и Помпеи черпали политич. сторонников среди своих бесчисл. клиентов. Развитие колоната в эпоху империи может рассматриваться как известное возрождение К. на новой, однако, хоз. основе.

Известное соответствие древнеиталийской К. наблюдалось в Греции (пелаты, пенесты), в Галлии и у др. германцев (литы).

Лит.: Ельницкий Л. A., Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III вв. до н. э., М., 1964; Mommsen Th., Handbuch der römischen Alterthümer, 3 Aufl., v. 3, Lpz., 1887-88; Binder F., Die Plebs-Studien zur römischen Rechtsgeschichte, Lpz., 1909; Harmand L., Le patronat sur les collectivités publiques, P., 1957.

Л. А. Елъницкий. Москва.

КЛИЕНТЫ

КЛИЕНТЫ - см. в ст. Клиентела.

КЛИМА

1

(Klíma), Арношт (р. 1.III.1916) - чехословацкий историк. Д-р философии (с 1947), д-р ист. наук (с 1957). С 1947 - доц., с 1950 - проф. Карлова ун-та. Занимается преимущественно соц.-экономич. историей позднего феодализма и зарождающегося капитализма Чехии. К. одним из первых из чеш. историков встал на позиции ист. материализма.

Соч.: Manufakturní období v Cechách, Praha, 1955; Cechy vobdobí temna, 2 vyd., Praha, 1961; Prirurika k déjínám Ceskoslovenska v letech 1648-1848, Praha, 1963; в рус. пер. - 1948 год в Чехии. Начало чеш. рабочего движения, М., 1949.

2

(Klíma), Отакар (p. 15.XI.1908) - чехословацкий востоковед. Изучал славянскую, герм. и вост. филологию в Карловом ун-те (1927-31). С 1953 - рук. секции Бл. Востока и Африки в Ин-те востоковедения АН ЧССР. К. занимается гл. обр. исследованиями в обл. древней истории и культуры Ирана и Ср. Азии, а также семитской филологией. Особое место занимают труд К. о маздакитском движении и работы о жизни и эпохе Мани.

Соч.: Mluvnice hebrejstiny a aramejstiny (совм. с S. Segert), Praha, 1956; Mazdak..., Praha, 1957; Manis Zeit und Leben, Praha, 1962; Dejiny perské a tadzické literatury, Praha, 1963; Zarathustra, Praha, 1964.

КЛИМАНОВ

КЛИМАНОВ (Афанасьев), Егор Афанасьевич (1866-1918) - рус. рабочий-революционер. Происходил из крестьян Петерб. губ. В Петербурге работал кузнецом, вечерами учился в технич. школе. Входил в "Товарищество санкт-петербургских мастеровых". Активный участник Бруснева группы, входил в рабочий центр. к-рый организовывал кружки на различных предприятиях города. Был одним из организаторов первой маевки в Петербурге (1891). Арестован в 1892 по делу брусневской орг-ции и позже сослан. В 1894 вернулся в Петербург, поступил на Путиловский з-д, но за участие в орг-ции стачки и за предыдущую революц. деятельность в апр. 1895 был выслан на 5 лет в Вологодскую губ. По окончании ссылки работал в Керчи, принимал участие в местной с.-д. орг-ции. В марте 1906 снова арестован и выслан в Вологодскую губ., откуда бежал и нелегально жил в Петербурге. После Окт. революции 1917 примкнул к большевикам. Заведовал торфяными разработками под Рязанью.

Лит.: Деятели революц. движения в России. Био-библиографич. словарь, т. 5, в. 1, М., 1931; Невский В. И., Очерки по истории РКП, т. 1, 2 изд., Л., 1925 (см. именной указатель).

КЛИМЕНТ

1

(греч. Klnmns, лат. Clemens), Тит Флавий Александрийский (ок. 150 - до 215) - раннехрист. богослов, один из основателей александрийской школы. Стремился использовать достижения антич. философии для создания христ. богословия, особенно в обл. учения о христ. этике. Осн. соч.: "Увещание язычникам", "Ковры" и "Педагог". В беседе "Какой богач спасется?" выступал против букв. понимания евангельского осуждения богатства.

Соч.: Clemens Alexandrinus, hrsg. von O. Stählin, Bd 1 -2, В., 1960.

Лит.: Миртов Д., Нравств. учение Климента Александрийского, СПБ, 1900; Quasten J., Clement of Alexandria, "Patrology", v. 2, 1953, p. 5-36.

2

Охридский (Величский или Словенский) (прибл. 840-916) - болг. писатель и просветитель, один из учеников Кирилла и Мефодия, принимал участие в Моравской миссии. Основной источник сведений о деятельности К. - жития (одно из них составлено архиепископом Феофилактом Охридским, другое - архиепископом Дмитрием Хоматианом). После изгнания нем. духовенством из Моравии К. нашел убежище в Болгарии. С 886 был учителем и проповедником в области Кутмичевица (включала часть Македонии и Албании), подготовив там многочисленные кадры духовенства; с 893 (и до смерти) - епископ в Охриде, где основал т. н. охридскую школу славянской книжности и просвещения. К. - автор ряда лит. произведений: житий (в т. ч. Мефодия), поучений, похвальных слов (в т. ч. Кириллу) и др. Прекрасный знаток греч. яз., К. стремился использовать выработанные греками стилистич. приемы в своих произведениях, отличающихся яркой образностью, изяществом, метафоричностью. Произведения К. оказали большое влияние на развитие как древнеболгарской, так и древнесербской, древнерусской, древнерумынской литератур.

Источн.: Ундольский В. М., Климент, епископ Словенский, ЧОИДР, т. 172, кн.1, 1895;Туницкий Н. Л., Материалы для истории жизни и деятельности учеников св. Кирилла и Мефодия, в. 1, Сергиев Посад, 1918; Иванов И., Български старини из Македония, С., 1931; Теофилакт Охридски, Житие на Климент Охридски, С., 1955.

Лит.: Туницкий Н. Л., Св. Климент, епископ Словенский, Сергиев Посад, 1913; Vondrák V., Studie z oborn cirkevneslovanského pisemnietvi, "Rozpravy ceské akademie cisare Frantiska Josefa pro vedy, slovesnost a umeni", trida 3, cislo 20, 1903; Теодоров-Балан А., Свети Климент Охридски в книжевния помен и в научното дирене, С., 1919; История на българската литература, т. 1, С., 1962.

КЛИМЕНТ V

КЛИМЕНТ V (Clemens), в миру - Бертран де Го (ок. 1264 - 10.IV.1314), - папа римский с 1305. С 1295 - епископ Комменжа, с 1299 - архиепископ Бордо. Выбран папой под нажимом Филиппа IV Красивого. Перенес папскую резиденцию в Авиньон (см. Авиньонское пленение пап), принадлежавший неаполитанскому королю, но находившийся на франц. терр. В интересах Филиппа IV передал ему на 5 лет сбор церковной десятины, был вынужден согласиться на обвинение в ереси ордена тамплиеров и на его роспуск в 1312; поддерживал Францию в борьбе с императором Генрихом VII.

Лит.: Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Lizerand G., Clément V et Philippe IV le Bel, P., 1910.

КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ

Клим Смолятич (ум. после 1154), - монах Зарубского монастыря, древнерус. церк. писатель; очевидно, смолянин. В 1147 киев. кн. Изяслав Мстиславич поставил К. С. киевским митрополитом без санкции констан- тинопольского патриарха. После смерти Изяслава (1154) К. С. принужден был оставить митрополичью кафедру. К. С. был высоко образованным человеком своего времени и выдающимся писателем ("бе зело книжен и учителен и философ велий и много писания написав"). Сохранилось лишь одно его соч. - "Послание к смоленскому пресвитеру Фоме", являющееся частью обширной переписки К. С. с Фомой. Оно важно как документ, свидетельствующий о зарождении свободомыслия в церк. письменности.

Лит.: Никольский Н. К., О литерат. трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в., СПБ, 1892.

КЛИНОПИСЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛИО

КЛИО (греч. Kleio, от kleo - прославляю) - в греч. мифологии одна из девяти муз покровительниц искусств и наук. Первонач., по-видимому, К. - муза героич. песни, провозвестница славы, в последствии - в классич. и эллинистич. время - покровительница истории. Изображалась в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубокой мысли лицом со свитком папируса или пергамента в руках.

КЛИР

КЛИР (греч. klnros) - в христ. церкви совокупность священно- и церковнослужителей.

КЛИРИКИ

1) священно- и церковнослужители. 2) См. в ст. Парики.

КЛИСФЕН

КЛИСФЕН (Kleistenns) - в др. Афинах законодатель 6 в. до н. э. Происходил из аристократич. рода Алкмеонидов. Возглавил движение против тирании Писистратидов, в результате к-рого в 510 до н. э. из Афин был изгнан тиран Гиппий и К. фактически встал во главе гос-ва. Провел ряд важных демократич. реформ, к-рые, по словам Энгельса, были революцией, уничтожившей последние остатки родового строя (см. "Происхождение семьи, частной собственности и государства", 1963, с. 129). Осн. реформой К. была реформа фил. Вместо 4 родовых фил Аттики было создано 10 территориальных, каждая из k-рых состояла из 3 частей, взятых из различных выделенных также по терр. признаку областей (триттий). Влияние родовой знати в таких филах, состоявших из смешанного населения различных терр., было решительно ослаблено. Адм., хоз., культовой и политич. единицей, в к-рой проходила вся жизнь гражданина и вне к-рой он терял свои политич. права, стал терр. дем (см. Демы). Демократия, характер носили и др. реформы К.: замена избиравшегося по родовым филам Совета 400 выборным по жребию от каждой из 10 терр. фил Советом 500 (буле); введение остракизма, направленного против возможного усиления личной власти и влияния отд. граждан, опасных для демократич. устройства гос-ва. К. создал также коллегию из 10 стратегов, возглавлявших с этого времени афинское войско. Реформами К. завершается процесс формирования демократич. рабовладельч. полиса в Афинах.

Источн.: Her., V, 66-73; Arist., Ath. Pol., VIII, 21-22.

Лит.: Зельин К. К., Борьба политич. группировок в Аттике в VI в. до н. э., М., 1964; Eliot C. W. J., Coastal Demes of Attica. A study of the policy of Cleisthenes, Toronto, 1962.

И. В. Поздеева. Москва.

КЛИТ

КЛИТ (Kleitos), по прозвищу Черный (ум. 328 до н. э.), - один из полководцев и друзей Александра Македонского. Спас ему жизнь в битве при Гранике (334 до н. э.). В 329 до н. э. назначен сатрапом Бактрии. Убит (во время ссоры) Александром за активное противодействие его вост. политике.

КЛОБМЕНЫ

КЛОБМЕНЫ (англ. clubmen - "дубинщики", от club - дубина) - участники крест. движения в Англии, развернувшегося в 1645, в конце первой гражд. войны между парламентом и роялистами (см. Английская буржуазная революция 17 века). Движение К. охватило в марте - нояб. 1645 графства юго-зап. и зап. Англии (Дорсетшир, Уилтшир, Сомерсетшир и др.), а также Уэльс. Осн. ядро К. составляли копигольдеры зап. графств, недовольные тем, что парламент игнорировал их требования об отмене копигольда; в движении участвовала и часть горожан. Организуясь в отряды самообороны, К. выступали против грабежей и насилий как со стороны королев., так и со стороны парл. армии. В ходе движения проявились отсутствие общей политич. и социальной программы, местный сепаратизм и оторванность руководства, состоявшего из состоят. горожан и дворян, от массы К. - крестьян. Выступление К. свидетельствовало о том, что крестьянство не ожидало от парламента решения агр. вопроса в свою пользу. Движение К. стремились использовать в своих политич. интересах роялисты. В кон. 1645 К. были разгромлены парл. армией под рук. Т. Ферфакса.

Лит.: Архангельский С. И., Крест. движения в Англии в 40-50-х годах XVII в., М., 1960, гл. 6.

Г. Р. Левин. Ленинград.

КЛООТС

КЛООТС (Cloots), Анахарсис (наст. имя - Жан Батист) (24.VI.1755 - 24.III.1794) - франц. политич. деятель, участник франц. бурж. революции кон. 18 в., философ-просветитель и публицист. Голландец по происхождению, прус. барон. К. вел пропаганду пантеизма - филос. учения, отождествляющего бога с природой. С начала франц. революции поселился в Париже, сблизившись с энциклопедистами. В 1792 был избран в Конвент. Противник католицизма, К. в 1793 выступал за насильств. дехристианизацию. Требовал продолжения войны с антифранц. коалицией до создания всемирного союза республик. Осуществление такой авантюристич. по своему характеру космополитич. программы К. могло оказаться пагубной для интересов революц. Франции. Программа К. восстановила против него М. Робеспьера и многих др. якобинцев, стремившихся упрочить завоевания революции во Франции и обеспечить ей мир и признание европ. держав. В дек. 1793 К. был исключен из Якобинского клуба, а затем устранен из состава Конвента. Преданный суду Революц. трибунала, К. был казнен вместе с группой лев. якобинцев - т. н. эбертистов.

Лит.: Энгельс Ф., (Письмо) В. Адлеру от 4 дек. 1889 г., К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 28, (Л.), 1940; Avenel G., Anacharsis Cloots, l'orateur du genre humain, t. 1-2, P., 1865.

КЛОФАЧ

КЛОФАЧ (Klofác), Вацлав Ярослав (21.IX.1868 - 1942) - чеш. политич. деятель. В 1890 примкнул к партии младочехов. В 1897 основал Нац.-социальную партию (см. Национальные социалисты). В 1901-18 - депутат австр. рейхсрата. В нач. 1-й мировой войны был арестован австр. властями по обвинению в гос. измене, амнистирован и освобожден в 1917. В 1918 - вице-пред. Чеш. нац. к-та, в 1918-20 - мин. обороны Чехословакии. Один из организаторов вооруженной интервенции в Венг. сов. республику. В 1920-1924 - вице-пред., в 1925-26 - пред. сената Чехословакии. В 1918-38 - пред. мелкобурж. нац.-социалистич. партии. Перед 2-й мировой войной проповедовал идейную общность чеш. и герм. национал-социализма.

Я. Б. Шмераль. Москва.

КЛОШКА

КЛОШКА (Closca, прозвище; наст. фамилия - Оаргэ (Oarga)), Йон (ок. 1748 - 28.II.1785) - один из предводителей Трансильванского крестьянского восстания 1784. Накануне восстания участвовал в крест. депутациях к имп. Иосифу II. В нач. движения возглавлял отряд крестьян Златны. 12 нояб. 1784 заключил в Тибру перемирие на 8 дней с имперским ген. Шультцем. После поражения восстания по приговору суда казнен колесованием в Алба-Юлии. Его именем названы неск. насел, пунктов в PHP.

В. П. Шушарин. Москва.

"КЛУБ ГОБЕЛЕНОВ"

"КЛУБ ГОБЕЛЕНОВ" ("Club des Gobelins") - политич. орг-ция, созданная в Париже (в 13-м округе - Gobelin; отсюда и название "К. г.") после Февральской революции 1848 Т. Дезами и его сторонниками.Поддерживая тесную связь с основанным в тот же период О. Бланки "Центр. республиканским об-вом", а также с др. революц.-пролетарскими клубами, "К. г." выступал с резкой критикой социально-экономич. политики бурж. Врем. пр-ва,. пришедшего к власти в результате революции. После подавления Июньского восстания 1848 "К. г." был закрыт.

А. И. Молок. Москва.

"КЛУБ ДРУЗЕЙ НАРОДА"

"КЛУБ ДРУЗЕЙ НАРОДА" ("Club des Amis du peuple") - политич. орг-ция, созданная в Париже после Февральской революции 1848 по инициативе Ф. В. Распайля и его сторонников; выступала с резкой критикой социально-экономич. политики бурж. Врем. пр-ва, в защиту демократич. свобод и прав трудящихся Парижа. "К. д. н." пользовался большой популярностью в массах; его заседания, как правило, привлекали много посетителей (преим. рабочих). После разгона нар. демонстрации 15 мая 1848 и ареста Распайля был закрыт.

Лит.: Wassermann S., Le club de Raspail en 1848, La Revolution de 1848, t. 5, P., 1908-1909.

A. И. Молок. Москва.

"КЛУБ РЕВОЛЮЦИИ"

"КЛУБ РЕВОЛЮЦИИ" ("Club de la Révolution") - политич. орг-ция, созданная в Париже после Февральской революции 1848 по инициативе А. Барбеса и его сторонников; целью орг-ции была борьба за упрочение респ. строя, установленного в результате революции, осуществление социально-экономич. реформ, защита демократич. свобод. Первое заседание "К. р." состоялось 21 марта. После разгона нар. демонстрации 15 мая и ареста Барбеса "К. р." был закрыт, но уже 25 мая возобновил свою деятельность. Число присутствовавших на заседаниях "К. р." колебалось от 1000 до 3000 чел. до событий 15 мая и далее от 300 до 400 чел. После 17 июня 1848 заседания "К. р." не проводились. Нек-рые члены "К. р." (П. Дефлот и др.) приняли активное участие в руководстве Июньским восстанием 1848.

Лит.: Маркс К., Клас. борьба во Франции с 1848 по 1850 г., К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7; Революции 1848-1849, (т.) 1, М., 1952, с. 207-16; Wassermann S., Les clubs de Barbès et de Blanqui en 1848, P., 1913.

A. И. Молок. Москва.

КЛУБАШИ

КЛУБАШИ - политич. течение в Черногории, организац. формой к-рого был "Народный клуб" (отсюда назв.), созданный в 1906 оппозиц. группой депутатов Скупщины. Включало представителей торг. и сел. буржуазии, племенных старейшин, офицерства, чиновников. К. предусматривали нек-рые половинчатые бурж.-демократич. преобразования, а во внеш. политике - традиц. дружбу и союз с Сербией и Россией, объединение всех югославянских земель. Возглавляли либеральное пр-во в 1906-07, но не смогли осуществить даже незначит. требования своей программы. Попытка более прогрессивной части К. ограничить подчинение Черногории итал. капиталу вызвала среди К. раскол. В 1907 в связи с наступлением реакции К. подверглись жестоким репрессиям. В 1909 предприняли приведшую к новым репрессиям попытку организовать правительств. переворот. Вновь появились на политич. арене после Балканских войн (1912-13), входили в состав коалиц. пр-ва.

Лит.: Боновиh J., Уставне и политичне борбе у Црноj Гори, 1905-1910, Београд, 1939.

КЛУЗИЙ

КЛУЗИЙ (Clusium), совр. Кьюси (Ghiusi), - в древности один из 12 городов федерации этрусков в сев. Италии. Упоминание о нем встречается в этрусских надписях. Расположенный в плодородной местности на возвышенности близ р. Кланис и небольшого озера, К. господствовал над дорогой, ведшей на С. к адриатич. берегу. Ок. 500 до н. э. был столицей этрусского царя Порсены. Знаменит богатыми некрополями, найденными при археол. раскопках ("гробница Франсуа" и др.).

Лит.: Немировский А. И., История раннего Рима и Италии, Воронеж, 1962; Bianchi-Bandinelli R., Clusium: ricerche archeologiche e topografiche, Mil., 1925; Levi D., Il Museo Civico di Chiusi, Roma, 1935.

КЛУСС

КЛУСС (CluЯ), Адольф (ок. 1820 - после 1889) - деятель герм. и амер. рабочего движения, один из пионеров марксизма в США. Чл. Союза коммунистов. Участник революции 1848-49 в Германии. В 1848 - секретарь майнцского Рабочего просветит. союза.

В 1849 эмигрировал в США, где работал инженером. Сотрудничал в ряде нем.-амер. и амер. рабочих и демократич. газет. Принимал участие в деятельности осн. нем. рабочими-эмигрантами в 1853 Амер. рабочего союза и сотрудничал в его органе "Die Reform". До 1856 включительно - один из активных последователей Маркса, его доверенное лицо; вместе с И. Вейдемейером вел пропаганду марксизма в США. Со 2-й пол. 50-х гг. активного участия в рабочем движении не принимал.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, 8, 14, 27-30 (см. Указатель имен).

КЛЭКТОН

КЛЭКТОН (Clacton) - местонахождение эпохи древнего палеолита у г. Клэктон-он-Си в графстве Эссекс (юго-вост. Англия). Исследовалась с 1921 X. Уорреном (Н. Warren). В К. в выходах галечника морского побережья были обнаружены гл. обр. массивные неправильной формы орудия из отщепов и грубые дисковидной формы нуклеусы; там же были найдены остатки теплолюбивой фауны (древний слон, ранние формы носорога, гиппопотам и др.). Исходя из широкого распространения отщепов типа К. в многочисл. стоянках Европы и Африки, А. Брейль в 1930-32 создал концепцию о двух якобы изначально существовавших и периодич. сменявших друг друга этнич. обособленных типах первобытного населения: носителей техники ручного рубила (шелль, ашель, микок) и носителей техники отщепов (ипсвич, клэктон, леваллуа, мустье). Сов. археологи доказали, что в действительности и ручные рубила и отщепы являются двумя проявлениями одной и той же техники, находились в употреблении в той или иной пропорции одновременно у одних и тех же человеч. групп. Отщепы типа К. обычны в шелльских и в ашельских местонахождениях СССР (Яштух, Сатани-Дар, Лука Врублевецкая).

Лит.: Замятнин С. Н., О возникновении локальных различий в культуре палеолитич. периода, в cá.: Происхождение человека и древнее расселение человечества, М., 1951; Warren H., The mesvinian industry of Clacton-on-Sea. "Proc. of the Prehistoric Soc. of East Anglia", 1922, v. 3; Breuil H., Les industries а éclats du paléolithique ancien. I, Le Clactonien. Préhistoire, t. 1, fasc. 2, P., 1932.

B. M. Бахта. Москва.

КЛЭПЕМ

КЛЭПЕМ (Clapham), Джон Харолд (13.IX.1873 - 29.III.1946) - англ. бурж. историк. Род. в семье крупного торговца ювелирными изделиями. Учился в Кембриджском ун-те. В 1902-08 преподавал в Лидсском ун-те, с 1908 - проф. экон. истории в Кембридже. В годы 1-й мировой войны занимал ответств. должности в мин-ве торговли. В 1946 возглавлял по поручению лейбористского пр-ва комиссию, разработавшую проект реорганизации экономич. и социальных исследований. Осн. работа К. - 3-томный труд по экономич. истории Великобритании в 1820-1914 ("An economic history of modern Britain", v. 1-3, Camb., 1926-39) - опирается на обширный круг источников, гл. обр. официальные и пар л. мат-лы. В книге дана очень широкая картина экон. истории, освещено развитие различных отраслей произ-ва, финансов, обрисованы демографич. и социальные процессы. К. свою задачу усматривал в том, чтобы дать материал для любых концепций и тщательно избегал всяких обобщений. Однако объективизм автора мнимый: всем своим острием его работа направлена против марксизма. Автор стремится развеять т. н. "легенды", под к-рыми он понимает все представления об отрицат. социальных последствиях развития капитализма. Так, он пытается отрицать факты, рисующие ухудшение положения англ. рабочих в эпоху пром. переворота, игнорирует подлинную картину развития монополий и финанс. капитала в эпоху империализма.

Соч. (кроме указ. в ст.): The study of economic history, Camb., 1929; The bank of England. A history, v. 1-2, L., 1944.

H. А. Ерофеев. Москва.

КЛЮГЕ

КЛЮГЕ (Kluge), Ганс Гюнтер (30.IX.1882 - 19.VIII.1944) - нем.-фаш. воен. деятель, ген.-фельдмаршал (1940). На воен. службе (в артиллерии) с 1901. Окончил Воен. академию (1912). Во время 1-й мировой войны - на штабных должностях, после войны - в рейхсвере. В 1933- 1939 - нач. войск связи, командующий воен. округом, командир корпуса, участвовал в захвате Австрии и Судетской обл. С 1939 командовал 4-й армией, участвовавшей в войне с Польшей, Франц. кампании, в войне против СССР. С 19 дек. 1941 по 4 нояб. 1943 - командующий группой армий "Центр", затем до мая 1944 в резерве Ставки и в распоряжении Гитлера. С 2 июля по 16 авг. 1944 - главнокомандующий войсками Запада, затем в резерве Ставки. Был связан с участниками заговора против Гитлера, но при попытке выступления ген. Г. Штюльпнагеля в Париже не поддержал его и заявил о своей преданности Гитлеру. Покончил жизнь самоубийством.

КЛЮЕВ

Леонид Лаврович (4.VIII.1880 - 29.I.1943) - сов. воен. деятель и историк, ген.-лейтенант (1940), проф. Чл. Коммунистич. партии с 1919. Род. в Казани в семье ремесленника. Окончил Казанское пех. училище (1904), участвовал в рус.-япон. войне. Во время 1-й мировой войны в должностях: ком. роты, старшего адъютанта штаба корпуса, в кон. 1917- выборный командир 5-го армейского корпуса. В Красной Армии с 1918. В период гражд. войны был нач. Оперативного управления штаба Юж. фронта, нач. штаба и (с июня по дек. 1919) командующим 10-й армией. С июня 1920 по февр. 1921-нач. штаба 1-й Кон. армии. После войны - нач. пех. школы, пом. нач. школы "Выстрел". В 1924-30 - на работе в центр. аппарате наркомата по воен. и мор. делам. С 1930 - на преподават. работе в гражд. вузах и в Воен.-химич. академии.

Соч.: Борьба за Царицын (1918-1919 гг.), М.-Л., 1928; Камышинская операция десятой Красной армии. Июль 1919 г., М.-Л., 1928; Первая конная Красная армия на польск. фронте в 1920 г., 2 изд., М., 1932.

КЛЮЗЭРЭ

КЛЮЗЭРЭ (Cluseret), Гюстав Поль (13.VI.1823 - 21.VIII.1900) - франц. политич. деятель. Кадровый офицер. Участвовал в подавлении Июньского восстания 1848. В 1855-56 принимал участие в Крымской войне 1853-56. В кон. 50-х гг., примкнув к респ. движению, вышел в отставку. В 1860 участвовал вместе с армией Дж. Гарибальди в борьбе за объединение Италии; во время гражд. войны в США (1861-65) сражался против рабовладельч. штатов и получил чин генерала. В 1866-1867 - участник движения фениев в Ирландии. В 1868 был арестован во Франции за резкие статьи против пр-ва Наполеона III; в тюрьме сблизился с деятелями 1-го Интернационала. 3-30 апр. 1871 - воен. делегат (министр) Парижской Коммуны. Проводил ошибочную оборонит. тактику и был смещен Коммуной. Находясь в 1871 в эмиграции, примыкал к бакунистам, участвовал (до 1876) в интригах бакунистов против Генсовета 1-го Интернационала. После амнистии вернулся в 1884 во Францию; в 1888 был избран в палату депутатов, где примыкал к социалистич. группе.

Соч.: Mémoires, v. 1-3, R, 1887-88.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 8, с. 210-11.

КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА

КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА - совокупность преобразований, осуществленных в кон. 10-11 вв. в католич. церкви и направленных на ее укрепление. Центром движения за реформу церкви стало бенедиктинское аббатство Клюни (Cluny) в Бургундии (Франция), осн. в 910 герцогом Гийомом Аквитанским (отсюда назв. движения - клюнийское). Осн. пункты требования клюнийцев: реформирование монастырей, введение в них нового, сурового устава (точнее - восстановление старого бенедиктинского устава 6 в., не соблюдавшегося фактически в монастырях), основанного на принципах строгого аскетизма и послушания, строгий контроль за соблюдением целибата (безбрачия духовенства), запрещение симонии (продажи и покупки церк. должностей), провозглашение полной независимости реформированных монастырей от к.-л. светской и местной духовной власти (т. е. от епископов) и непосредств. подчинение их папе. Под главенством Клюни (или на основе принципов К. р.) возникла могуществ. централизованная конгрегация, включавшая сотни монастырей (осн. вновь или реформированных) гл. обр. во Франции, а также в Германии (где центром движения стало аббатство Хиршау), Англии, Сев. Италии, Испании. Большую роль в проведении К. р. играли крупные светские феодалы, часто выступавшие основателями новых монастырей, жаловавшие им земли и назначавшие аббатов монастырей (или влиявшие на их выборы); аббаты клюнийских монастырей в большинстве принадлежали к феод. знати, монахами были выходцы из рыцарства. В целом клюнийское движение представляло по своей социальной сущности попытку приспособить церк. институты (находившиеся к 10 в. в глубоком упадке) к новым условиям феод. раздробленности (непосредств. связь реформированных монастырей с феод. сеньором). Политич. и экономич. заинтересованностью в этом всего феод. класса (а не возрождением "духа религиозности", как утверждают многие бурж. историки) объясняются быстрые успехи К. р. Клюнийское движение играло большую роль в обществ.-политич. жизни Зап. Европы 11 в. Ему покровительствовали первоначально нек-рые императоры "Священной Рим. империи" (Генрих II и особенно Генрих III). Однако программу клюнийцев (в частности, осуждение клюнийцами светской инвеституры, рассматривавшейся ими как крайняя форма симонии) удалось использовать в первую очередь папству, сделавшему ее своим орудием в борьбе с императорами за инвеституру. Из числа приверженцев К. р. (и даже клюнийских аббатов) вышел ряд пап; одним из ее руководителей был Гильдебранд (будущий папа Григорий VII). К. р. привела к образованию могуществ. слоя нового монашества, к значит. укреплению католич. церкви и громадному росту папской власти в 12-13 вв.

Лит.: Чайковская О. Г., Клюнийское движение X-XI вв., его социальный и политич. характер, в сб. : ВИРА, (т.) 8, М., 1960.

КЛЮЧЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КМЕТЫ

КМЕТЫ - кметство, - термин, широко распространенный в ср. века у слав. народов и имевший различные значения. Первоначально К. назывались, по-видимому, свободные члены общины, племени. В др.-рус. лит. памятниках ("Слово о полку Игореве" и др.) К. - витязи, дружинники. В период феодализма в Болгарии и Сербии К. - сел. старосты; в Боснии и Чехии - иногда должностные лица, иногда - отд. категории крестьян; в Польше К. - зависимые крестьяне, имевшие полный надел. В феод. Хорватии К. изредка обозначались вассалы, а обычно - зависимые крестьяне, в т. ч. и крепостные. В последнем значении термин "К." употребляется в совр. хорват. и словенском яз.

Ю. В. Бромлей. Москва.

КНАПП

КНАПП (Knapp), Георг Фридрих (7.III.1842 - 20.II.1926) - нем. историк-экономист и статистик, представитель т. н. новой исторической школы в политической экономии. С 1867 - директор статистич. бюро г. Лейпцига, с 1869 - экстраординарный проф. политэкономии и статистики в Лейпцигском ун-те, в 1874-1918 - проф. политэкономии и статистики в Страсбургском ун-те. Занимался проблемами статистики, истории агр. отношений и теорией денег (ему принадлежит т. н. гос. теория денег, по существу приписывающая бурж. гос-ву возможность через ден. обращение управлять хоз. жизнью страны). К. - глава т. н. страсбургской школы историков; из руководимого им семинара вышел ряд монографий по агр. истории (преим. Германии). Наиболее значит. ист.-экономич. соч. К. - "Освобождение крестьян и происхождение с.-х. рабочих в старых провинциях прус. монархии" (Тl 1-2, Lpz., 1887; рус. пер. - СПБ, 1900). В нем собран огромный фактич. материал об эволюции агр. отношений в Вост. Германии (гл. обр. с 16 в.) и о прус. агр. реформах 1-й пол. 19 в. К. сделал одну из первых (хотя и несостоятельных) попыток объяснить причины перехода в Вост. Европе к барщинному х-ву. Этот переход он связывал с тем, что с появлением огнестрельного оружия прежние рыцари перестали быть осн. воен. силой и обратились к занятию с. х-вом, к-рое стало гл. источником дворянских доходов. К. показал, что в Остэльбской Германии шло расширение помещичьего землевладения, и связывал это с процессом сгона крестьян помещиками с земли (Bauernlegen). К. дал новую оценку прус. агр. реформ, отметив, что для огромной части крестьян реформы не обеспечивали прав крест. собственности на землю - происходило массовое обезземеливание крестьян, превращавшихся в "свободных" батраков. Критика реформ К., ставшим на позицию союза буржуазии с юнкерством, выражала обеспокоенность обезлюдением деревни вост. р-нов Германии, в результате чего юнкерские х-ва лишались рабочих рук, - в закреплении за крестьянами на правах собственности нек-рого количества земли он усматривал возможность "привязать" их к юнкерскому х-ву. Касаясь проблем раннесредневековой агр. истории, К., как и др. представители страсбургской школы, выступал с критикой общинной теории, считая вотчину исконным герм. институтом.

Соч.: Ausgewählte Werke, Bd 1-3, Münch, 1925-27; Die Landarbeiterin Knechtschaft und Freihelt, Lpz., 1891;Grundherrschaft und Rittergut, Lpz., 1897; Aus der Jugend eines deutschen Gelehrten, Stuttg., 1927; в рус. пер. - Очерки гос. теории денег. Деньги. Денежная система, О., 1913.

КНЕЗЫ

КНЕЗЫ (кънезь - вождь) - общеславянский термин. В период разложения первобытнообщинного строя и зарождения клас. общества - старейшины рода. В раннефеод. период на Руси термин стал употребляться в значении князь; на терр. Зап. Украины, Молдавии, Сербии, Хорватии и др. К. - старшины, привилегированная прослойка феодально-зависимого крестьянства.

КНЕРЕДСКИИ МИР 1613

КНЕРЕДСКИИ МИР 1613 - закончил дат.-швед. Кальмарскую войну 1611-13.

КНЕСЕТ

КНЕСЕТ - однопалатный парламент, высший законе дат. орган гос-ва Израиль. Избирается на 4 года. Состоит из 120 депутатов.

"КНИГА БОЛЬШОМУ ЧЕРТЕЖУ"

"КНИГА БОЛЬШОМУ ЧЕРТЕЖУ" - текстовое описание крупнейшей карты России 17 в. "К. Б. ч." является сводом геогр. и отчасти этногр. сведений о России 17 в., к-рый служил практич. руководством при посылках служилых людей для "государевой службы". С кон. 17 и в 18 вв. "К. Б. ч." служила общеобразоват. пособием, а также использовалась в науч. целях. "К. Б. ч." была составлена в 1627 в Разрядном приказе. Она состоит из вводной части и основной - подробного описания утраченной карты гос-ва 1627, включившего все имевшиеся на карте надписи и изобразительные материалы. В распоряжении составителей "К. В. ч." имелись две карты (чертежи): "Старый чертеж" и "Большой чертеж полю" 1627. "Старый чертеж" (составлен после 1595), к-рый охватывал огромную терр. от "Студеного моря" до Черного и от Финского зал. до р. Оби, в 1627 был из-за ветхости скопирован и перенесен на новые листы без изменений; текстовое описание в "К. Б. ч." воспроизводит все особенности "Старого чертежа". Оно ведется по главным рекам. Подробнее всего описаны европ. Север, города по зап. границе гос-ва и Центр. Чертеж "полю" был составлен как дополнение к "Старому чертежу". Он охватывал терр. на Ю. от г. Ливны до Крыма и включал Крымский п-ов. Описание "поля" в "К. Б. ч." ведется по 3 осн. дорогам Ю. - Муравской, Кальмиусской и Изюмской. Ни "Старый чертеж", ни чертеж "полю" не сохранились, что придает особую ценность "К. Б. ч." как ист. источнику. "К. Б. ч." дошла в многочисл. списках 17-19 вв. Существует 8 осн. редакций "К. Б. ч.". Впервые по 6 спискам "К. Б. ч." опубл. Н. И. Новиковым под назв. "Древне росс. идрография, содержащая описание Моск. гос-ва, рек, протоков, озер, кладезей и какие на них урочища и на каком они расстоянии" (СПБ, 1775).

Лит.: "Книга Большому чертежу". Подготовка к печати и редакция К. Н. Сербиной, М.-Л., 1950; Сербина К. Н., "Книга Большого чертежа" и ее редакции, ИЗ, т. 14, М., 1945.

Л. К. Бажанова. Москва.

"КНИГА И ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"

"КНИГА И ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" - ежемесячный критико-библиографич. журнал, издавался в Москве в 1932-40. Вышло 108 номеров. В отделах "Социально-экономич. науки", "Парт.-массовая лит-ра", "История" (создан в 1936) публиковались критич. статьи и обзоры о работах по вопросам марксистско-ленинской теории, о науч., популярной и учебной лит-ре по истории. В журнале выступали мн. ведущие сов. историки. В 1941 вместо "К. и п. р." выходил журнал "Политич. и социально-экономич. лит-ра".

"КНИГА И РЕВОЛЮЦИЯ"

"КНИГА И РЕВОЛЮЦИЯ" - первый сов. критико-библиографич. журнал, выходил в Петрограде в 1920-1923 под ред. В. А. Быстрянского, И. И. Ионова, М. К. Лемке, К. А. Федина. Вышло 28 номеров тиражом от 5 до 10 тыс. экз. В отделах "Наша революция", "Русская история", "История революц. движения в России", "Всеобщая история", "Восток" и др. помещались критич. статьи, рецензии, обзоры науч. и популярной лит-ры, публикаций док-тов и мемуаров по отечеств. и всеобщей истории. В "К. и р." выступали историки, принадлежавшие к различным идейным направлениям: Быстрянский, М. В. Серебряков, А. А. Шилов, С. Н. Валк, А. Е. Пресняков, Я. Л. Барсков и др. В статьях марксистов большое внимание уделялось критике бурж. историографии. Имеется указатель за 1920 - 21 и 1921-23.

"КНИГА МЁРТВЫХ"

"КНИГА МЁРТВЫХ" - принятое в науке обозначение др.-егип. сб. заклинаний и гимнов, составленного в нач. Нового царства (16 в. до н. э.) и призванного обеспечить умершему благополучие в загробном мире и возможность появления днем на земле (отсюда ее др.-егип. назв."Книга выхода днем"). Текст "К. м." писали на папирусе (реже на коже) и клали в гробницу (этот обычай сохранялся до принятия египтянами христианства). Отд. главы "К. м." восходят к "Текстам пирамид" и "Текстам саркофагов".

Лит.: Рубинштейн Р. И., 125 гл. "Книги мертвых", Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та, т. 11, 1938; Naville Ed., Das Aegyptische Totenbuch der XVIII bis XX Dyn., В., 1886; Allen T. G., The Egyptian Book of the Dead, Chi., (1960); Matthieu M. E., The Book of the Dead and the problems of its study, в сб.: "Труды двадцать пятого междунар. конгресса востоковедов", т. 1, М., 1962.

"КНИГА РАДЖЕЙ"

"КНИГА РАДЖЕЙ" ("Серат Параратон") - яванская хроника, написанная в прозе на среднеяванском яз. "К. р." была составлена в 4 различных периода, не имеет единой композиции. Каждая из частей "К. р." точно не датирована. Хронологич. описание истории яванского гос-ва Сингасари (1222-93) и гос-ва Маджапахит (1293-1481) дается в традиц. романтич. форме повествования. Последние события, описанные в "К.р.", относятся к 1481. Хроника является одним из источников по истории Явы 13-15 вв., хотя наряду с описанием действит. событий в ней имеются легендарные данные и нек-рые фактич. неточности.

"КНИГА РЕМЕСЕЛ"

"КНИГА РЕМЕСЕЛ" (франц. Livre des métiers) - традиц. название сборника уставов парижских ремесл. цехов. Составлена между 1261 и 1270 по приказу королев. прево в Париже Э. Буало. Содержит статуты 100 цехов, составлявшие около половины статутов существовавших в то время парижских ремесел. Запись была произведена на основе ранее имевшихся уставов и показаний цеховых старшин. Материал сгруппирован примерно по разделам: изготовление и продажа пищевых продуктов, обработка металлов, текстильное, кожевенное, седельное произ-ва и т. д. Уставы определяли характер произ-ва, количество и качество изготовлявшейся продукции, количество учеников и подмастерьев, продолжительность рабочего дня и т. д. Составление "К. р." имело целью регламентировать ремесл. произ-во, упорядочить цеховую администрацию и удовлетворить суд.-адм. и фиск. интересы королев. власти; нарушители цехового устава платили штраф в пользу короля. "К. р." - ценный источник по истории не только парижского ремесла сер. 13 в., но ср.-век. цехового строя вообще, а также гор. ремесл. орг-ций более раннего периода.

Изд.: Регистры ремесел и торговли города Парижа, пер. Л. И. Киселевой, под ред. и с предисл. А. Д. Люблинской, в сб.: Ср. века, в. 10-11, М., 1957-58; Réglements sur les arts et métiers de Paris, rédigés au XIII siècle, et connus sous le nom du Livre des métiers d'E. Boileau, publ. par G.-B. Depping, P., 1837; Les métiers et corporations de la ville de Paris. ХШ siècle. Le livre des métiers, publ. par R. de Lespinasse et Fr. Bonnardot, P., 1879.

И. С. Шаркова. Ленинград.

"КНИГА СТРАШНОГО СУДА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КНИГА ЭПАРХА

КНИГА ЭПАРХА - см. Эпарха книга.

КНИГИ СОШНОГО ПИСЬМА

КНИГИ СОШНОГО ПИСЬМА - рукописные книги 16-17 вв., содержавшие обзор рус. поземельных мери указания об их применении при измерении пашни по правилам сошного письма. К. с. п. снабжались для практич. руководства писцы, отправлявшиеся по городам и уездам для составления писцовых книг. Возникновение К. с. п. связано с податной реформой сер. 16 в. Древнейшая сохранившаяся К. с. п. датируется 1629. Она содержит сведения о мерах зем. площадей, руководства по их измерению и исчислению окладных единиц (сох и вытей), учитывая качество земли ("добрая", "средняя", "худая") и категорию землевладения (поместные, монастырские, дворцовые и др. земли). Для удобства пользования К. с. п. снабжена арифметич. выкладками, геометрич. чертежами и геодезич. руководством ("О земном верстании, как земля верстать"). К. с. п. обобщает производств.-технич. опыт, отражает уровень математич. знаний 17 в. и является ценным источником для изучения клас. характера податной системы.

Лит.: Веселовский С. В.. Сошное письмо, т. 1-2, М., 1915-16; Устюгов Н. В., Очерк древнерус. метрологии, ИЗ, т. 19, М., 1946.

Л. К. Бажанова. Москва.

КНИГОПЕЧАТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница