Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "К" (часть 18, "КИЕ"-"КИМ")
"КИЕВЛЯНИН" - реакционно-монархич. газета, отражавшая интересы рус. помещиков на Украине; выходила в Киеве в 1864-1919. Издание "К.", предпринятое историком В. Я. Шульгиным, субсидировалось царским пр-вом. С 1878 редактором "К." стал проф. Киевского ун-та экономист Д. И. Пихно (возглавивший впоследствии киевское отделение черносотенного "Союза рус. народа"), к-рый превратил газету в погромношовинистич. листок. То же направление "К." сохранил и в период редактирования его (с 1911) В. В. Шульгиным. Издание "К.", приостановившееся после Февр. революции 1917, возобновилось в авг. 1919, во время деникинской оккупации, и окончательно прекратилось в декабре 1919, после освобождения Киева Красной Армией. |
КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ - см. Киевская академия. |
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - древнейший монастырь на Руси, с 1926 - ист.-культурный музей-заповедник (в черте г. Киева). Осн. в 1051 при Ярославе Мудром, в 11-18 вв. - крупный феод. землевладелец (накануне секуляризации 1786-88 К.-П. л. владела сотнями тыс. десятин земли с 80 тыс. крепостных). В кон. 11 в. развернулось большое строительство, мастерские монастыря изготовляли камень, стекло, мозаику и др. Искусственно созданные пещеры, к-рым монастырь обязан своим названием, были в древности местожительством и церквами монахов, затем только кладбищем (до 16 в.). В 11-12 вв. монастырь был одним из культурных центров Др. Руси. Здесь жили и работали древнерус. летописцы, в т. ч. Нестор. В 13 в. здесь создан Киево-Печерский патерик. В кон. 16-17 вв. после Брестской унии 1596 монастырь, получивший назв. лавры (1598, при переходе К.-П. л. в ведение Моск. патриарха подтверждено царской грамотой 1688), приобрел особое значение в борьбе против подчинения римской церкви. В 1606-16 (по др. данным, 1616-17) в К.-П. л. основана типография, к-рая наряду с богословской литературой выпустила ценные для истории укр. культуры издания (Словарь Памвы Берынды, Синопсис, Патерик и др.), в 1631 - школа К.-П. л. В 19 - нач. 20 вв. К.-П. л. играла реакц. роль в борьбе с революц. движением, монахи К.-П. л. враждебно встретили Вел. Окт. революцию. Монастырь закрылся в 1929, снова был действующим в 1942-61.
Успенский собор 1073-78 - древнейшее и центр. здание К.-П. л., неоднократно перестраивался. Взорван гитлеровцами в 1941. Уцелел только юго-зап. угол собора и придел 17 в. Церковь Спаса в соседнем княж. селе Берестове не относится к арх. комплексу К.-П. л., но входит в состав музея-заповедника. Церковь - фамильный храм-усыпальница семьи кн. Владимира Мономаха, здесь похоронен кн. Юрий Долгорукий. Сохранилась только зап. часть древнего храма, построенного в кон. 11 - нач. 12 вв. Остальные части постройки 1640-х гг., а колокольня - 19 в. Троицкая надвратная церковь нач. 12 в. - парадные ворота монастыря. Совр. оформление фасадов кон. 17 - нач. 18 вв., внутри ценные росписи 1734 укр. реалистич. школы. Стены и башни - рубежа 17-18 вв.; колокольня высотой 96 м 1730-40-х гг. (арх. Г. Шедель). Ряд гражд. и церк. построек укр. арх. С. Кознира. Общая длина коридоров пещер (Ближних и Дальних) св. 500 м.
Лит.: Титов Ф. И., Краткое ист. описание Киево-Печерской лавры, К., 1911; Каргер М. К., Древний Киев, т. 1-2, М.-Л., 1958-61; Логвин Г. Н., Киево-Печерская лавра, М., 1958; Гос. заповедник-музей Киево-Печерская лавра. Путеводитель, К., 1961.
Я. Н. Щапов. Москва. |
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК (позднегреч. Paterixon - книга об отцах церкви, от patnr - отец) - памятник древнерус. письменности 13-15 вв., сборник сказаний о монахах Киево-Печерского монастыря, составленный с целью распространения религ. идеологии и возвеличения монастыря. Ядром К.-П. п. явились написанные в 20-х гг. 13 в. Послание б. печерского монаха епископа Суздальского Симона к монаху Печерского монастыря Поликарпу, Послание Поликарпа к игумену Акиндину и летописное сказание 1074 "О первых черноризцах печерских". Позднее в К.-П. п. вошли Житие Феодосия Печерского, составленное Нестором в 80-х гг. 11 в., Сказание о создании Печерской церкви и ряд выдержек из летописных памятников. Первоначальная редакция К.-П. п. не сохранилась. Известны следующие редакции К.-П. п.: Арсеньевская 1406, созданная при тверском епископе Арсении, Феодосиевская - выборка из К.-П. п. для богослужебных целей, I Касьяновская (Акакиевская), составленная в 1460 по поручению уставщика Киево-Печерского монастыря Касьяна монахом Акакием, и II Касьяновская (наиболее полная), созданная Касьяном в 1462. Последняя послужила основой для многочисл. переделок К.-П. п. в 17 в. К.-П. п., созданный в годы феод. раздробленности, напоминал о былом единстве Рус. земли и косвенно призывал к объединению рус. княжеств. Повести и слова К.-П. п., полные бытовых деталей, характеризующих жизнь в монастыре, отношение князей к монастырю, жизнь Киева и т. п., являются ценным ист. источником для изучения событий 11-13 вв. К.-П. п. привлекается также для изучения истории обществ. мысли, летописания и лит. жанров 13-15 вв.
Изд.: Патерик Киевского Печерского монастыря, под ред. Д. И. Абрамовича, СПБ, 1911; Абрамович Д., Киево-Печерський патерик, К., 1930.
Лит.: Абрамович Д. И., Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-лит. памятнике, СПБ, 1902; Шахматов А. A., Киево- Печерский патерик и Печерская летопись, "Изв. ОРЯС", 1897, т. 2, кн. 3; История рус. литературы, т. 1, М.-Л., 1941; Воронин Н. Н., Политич. легенда в Киево-Печерском патерике, "ТрОДРЛ", т. 1, М.-Л., 1955.
В. Б. Кобрин. Москва. |
КИЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ (Киево- Могилянская академия) - первое высшее уч. заведение и крупный культ.-просвет. центр Украины 17 - нач. 19 вв. Организована в 1632 путем слияния Киевской братской школы (осн. в 1615) и школы Киево-Печерской лавры (осн.в 1631). Размещалась в одном из зданий Киево-братского монастыря. До 1701 называлась Киево-братской или Киево-Могилянской (в честь киевского митрополита П. Могилы, к-рый содействовал ее организации) коллегией. В 1701 по указу Петра I она получила права и титул академии и стала называться К. а. (сохранялось и традиционное назв. академии - Киево-Могилянская). В К. а. принимались дети казацкой старшины, шляхтичей, духовенства, зажиточных мещан и казаков; большинство из них (до 2/3) получало светское образование. Число уч-ся в сер. 18 в. достигало 1200. Студенты К. а. изучали славяно-рус. (тогдашний лит. укр. язык), церк.-слав., польск., лат., греч., староеврейский, нем. и франц. языки, историю, географию, математику, астрономию, катехизис, поэтику, риторику и диалектику (умение вести диспут), философию и богословие (последнее - студенты, готовившиеся стать служителями культа; спец. богословское отд. в К. а. организовано в 1694). В 18 в. изучали также естествознание и медицину. Обучение студентов было организовано по отделениям. До открытия Моск. ун-та К. а. готовила образованных людей также для России и Белоруссии, в ней обучались студенты из Болгарии, Сербии, Валахии, Молдавии и Греции. Воспитанники К. а. сыграли большую роль в создании Славяно-греко-латинской академии в Москве. В К. а. были воспитаны и работали многие крупные обществ., науч. и культ. деятели 17-18 вв.: Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, С. Яворский, Ф. Прокопович, медики Н. Амбодик-Максимович, И. Калинский-Гелита, Н. Квятковский, физиолог Д. Велланский (Кавунник), историк Н. Н. Бантыш-Каменский, укр. философ Г. С. Сковорода и др. В 17-18 вв. К. а. сыграла значит. роль в борьбе против насаждения на Украине католичества и униатства, полонизации, за сохранение и развитие укр. национальной культуры. Роль ведущего культ. центра и высшего уч. заведения Украины К. а. сохраняла до открытия Харьковского ун-та (1805). В 1817 К. а. была закрыта, и в том же году в ее помещении открыли духовную семинарию, к-рую в 1819 преобразовали в духовную академию (существовала до 1920).
Лит.: Акты и док-ты, относящиеся к истории Киевской Академии (1721-1795), отд. 2, т. 1-5, К., 1904-08; Булгаков М., История Киевской Академии, СПБ, 1843; Петров Н. И., Киевская Академия во второй пол. XVII в., К., 1895; Збандуто С. Ф., Киевская Академия XVI - XVIII вв., "Сов. педагогика", 1946, No 7. |
КИЕВСКАЯ КАЗАТЧИНА (казаччина) - антикрепостнич. массовое крест. движение на Украине весной 1855. Обнародование царского манифеста о призыве ополченцев для участия в Крымской войне 1853-56 способствовало распространению среди крестьян слуха о том, что запись в ополчение (в казаки) освободит их от крепостной зависимости. Крестьяне, требуя поголовной записи в казаки, прекратили выполнение барщинных работ. Волнения охватили 9 уездов (из 12) Киевской губ. Хотя во время К. к. в отдельных селах и местечках появились свои вожаки (крестьяне И. и Н. Бернадские, Я. Ромаковский и др.), движение в целом оставалось стихийным. Против крестьян были посланы значит. воинские силы. Крестьяне сел Быкова Гребля, Березна, Беседка, Ситники, местечек Корсунь, Таганча оказали упорное сопротивление. Было убито 36 чел. (по др. данным - 45), более 60 чел. ранено. К. к. - наиболее значит. антикрепостнич. движение во время Крымской войны - повлияло на крест. движение в др. губ. Украины, в частности Черниговской.
Лит.: Крест. движение в России в 1850-56. Сб. док-тов, М., 1962; Линков Я. И., Очерки истории крест. движения в России в 1825-1861 гг., М., 1952; Шамрай С, Кипвська козаччина 1855 р., К., 1928. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КИЕВСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1920 - наступат. операция армий Юго-Зап. фронта (командующий А. И. Егоров, чл. РВС И. В. Сталин, Р. И. Берзин) против белопольск. армий Укр. фронта (командующий ген. А. Листовский) 26 мая - 16 июня 1920. Планом командования Юго-Зап. фронта от 23 мая предусматривалось глубокими ударами 1-й Конной и 12-й армий по сходящимся направлениям окружить и уничтожить киевскую группу противника - 3-ю польск. армию (ген. Э. Рыдз Смиглы), а затем и 6-ю армию (ген. В. Ивашкевич). Для этого 12-я армия (С. А. Меженинов) должна была 26 мая форсировать Днепр севернее Киева и захватить Коростень, не допуская отхода противника на С. Группа И. Э. Якира в составе 2 стрелк. дивизий и кавбригады Г. И. Котовского должна была наступать на Белую Церковь, Фастов, отвлекая на себя возможно больше сил противника. Гл. удар наносился 1-й Конной армией (С. М. Буденный). Она должна была 27 мая перейти в наступление, захватить р-н Казатин, Бердичев, а затем выйти на тылы киевской группы противника. 14-я армия (И. П. Уборевич), обеспечивая успех операции, должна была овладеть,р-ном Винница, Жмеринка. Против 48 618 штыков и сабель, 1101 пулемета, 335 орудий у противника войска Юго-Зап. фронта имели 46 464 штыка и сабли, 1440 пулеметов и 245 орудий. Но зато сов. войска имели превосходство в стратегич. коннице и выгодную группировку сил на направлении гл. удара (в 1,5 раза больше), к-рый в связи с расформированием 2-й польск. армии пришелся по стыку 3-й и 6-й армий. В нач. К. о. прорвать сразу оборонит. полосу противника не удалось. Лишь 5 июня 1-я Конная прорвала фронт противника в р-не Самгородка. Выйдя в р-н Казатина, 1-я Конная 7 июня совершила два успешных рейда на Житомир и Бердичев (в Житомире был штаб польск. фронта, в Бердичеве - крупная воен. база), что дезорганизовало управление и снабжение войск противника. 9 июня 1-я Конная двинулась на Фастов и 10 июня установила связь с кавбригадой Котовского. К этому времени части 12-й армии форсировали Днепр и 11 июня перехватили ж. д. Киев-Коростень в р-не Бородянка, Ирша. Группа Якира заняла 10 июня Фастов. 3-я польск. армия оказалась в оперативном окружении. В ночь на 11 июня она оставила Киев и начала отход на Коростень, а не на Житомир, как полагало командование Юго-Зап. фронта, к-рое 10 июня направило 1-ю Конную из р-на Ходорков обратно на Житомир. В ночь на 12 июня командование фронта пыталось исправить положение, но части 1-й Конной, двинутые на рассвете 14 июня, и гл. силы 12-й армии не успели подойти к р-ну решающих боев. Это дало возможность 3-й польск. армии отбросить слабые части 12-й армии у Бородянки, Ирши и прорваться на Коростень. В К. о. польск. интервенты потерпели крупное поражение, к-рое могло бы быть значительнее, если бы не недостатки в управлении войсками фронта и армий и отсутствие резервов. Нек-рое воздействие на ход и исход К. о. имело начавшееся 6 июня наступление Врангеля в Сев. Таврии.
Лит.: Егоров А. И., Киевское сражение 1920, "Воен.-историч. бюллетень", 1936, No 3; Какурин Н. E. и Меликов В. A., Война с белополяками 1920 г., М., 1925; История гражд. войны в СССР 1917-1922, т. 5, М., 1960; Кузьмин Н. Ф., Крушение последнего похода Антанты, М., 1958; Из истории гражд. войны в СССР. Сб. док-тов и мат-лов, т. 3, М., 1961.
А. Б. Кадишев. Москва. --------------------------
Киевская операция 26 мая - 16 июня 1920 г. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"КИЕВСКАЯ СТАРИНА" - ист. журнал бурж.-либерального направления; выходил ежемесячно в Киеве в 1882-1906 (на рус. яз.).Основатель и первый редактор - историк Ф. Г. Лебединцев. В "К. с." печатались статьи по вопросам истории, археологии, этнографии, географии и лит-ры Украины, публиковались док-ты о видных деятелях укр. культуры (Г. С. Сковорода, И. П. Котляревский, Т. Г. Шевченко и др.). С кон. 1890-х гг. в "К. с." печатались и произведения художеств. лит-ры (Т. Шевченко, И. Франко, М. Коцюбинского, Леси Украинки, Панаса Мирного и др.). В журн. принимали участие: В. Б. Антонович, В. С. Иконников, Д. И. Багалей, П. В. Голубовский, П. С. и А. Я. Ефитенко и др. В 1907 выходил под назв. "Украина" (на укр. языке).
Лит.: Систематич. указатель журн. "К. с." (1882-1906), Полтава, 1911; Житецький I., "Кiевская старина" сорок рокiв тому, в кн.: За сто лiт, кн. 3, К., 1928; Лазаревський Г., Киiвська старовина, "Украïнська лiтература", 1943, M 7-12, 944, No 1-10. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КИЕВСКОЕ БРАТСТВО - религиозная организация на Украине 17 в. См. статью Братства. |
КИЕВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1068-69 - крупное антифеод. восстание гор. и сельского населения, связанное с усилением феод. эксплуатации. Поводом для К. в. послужило поражение коалиции Ярославичей в битве на Льте. Летописный текст о К. в. 1068-69 спорен, но ход восстания довольно ясен: киевское вече потребовало от Изяслава Ярославича оружие и коней для продолжения битвы с половцами. Получив отказ князя, боявшегося вооружить толпу, участники веча направились в аристократич. часть города, разграбили дом воеводы, вступили в споры с князем на его дворе, освободили пленного кн. Всеслава полоцкого и посадили его на киевском столе вместо бежавшего в Польшу Изяслава. Свои же холопы убили епископа Стефана, приехавшего из Новгорода. Восставший Киев держался во главе с Всеславом 7 мес. Вслед за Киевом на рубеже 60-70-х гг. антифеод. выступления произошли в ряде сельских р-нов. Крест. волнения часто возглавлялись служителями старой, языч. религии - волхвами, использовавшими нар. недовольство принятием христианства. Киево-Печерский патерик сообщает о нападениях и на монастыри. К. в. было жестоко подавлено в апр. 1069 Изяславом с помощью польск. короля Болеслава II Смелого. Всеслав тайно от киевлян бежал. Ответом феодалов на киевское и др. восстания 60 - нач. 70-х гг. явилось новое законодательство, усилившее наказания за покушение на жизнь и имущество феодалов и других собственников (т. н. "Правда Ярославичей").
Лит.: Повесть временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950; ПСРЛ, 2 изд., т. 5, Л., 1925, с. 136; Ткаченко М., Повстання в Кiевi в 1068-1069 рр., "Науковi записки. Iн-т iсторi i археологiï, Украiïни", кн. 1, Уфа, 1943; Тихомиров М. Н., Крестьянские и городские восстания на Руси XI - XIII вв., М., 1955; Рыбаков Б. A., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, (М., 1963).
Л. В. Алексеев. Москва. |
КИЕВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1113 - антифеод. восстание гор. низов Киева, холопов (Б. Д. Греков) и, возможно, сельского населения Киевской земли. К. в. 1113 было вызвано недовольством политикой князя Святополка Изяславича, повышением цен на хлеб, возникшим голодом и направлено против злоупотреблений княж. администрации, спекулировавшей хлебом и солью (подвоз к-рой прекратился из-за войны с галицкими князьями), и против закабаления свободных ростовщиками. Восстание вспыхнуло немедленно после смерти Святополка (1113). Пользуясь междувластием, восставшие разгромили двор боярина Путяты Вышатича, близкого к князю, и бросились на владения ростовщиков-евреев. Напуганная восстанием боярская верхушка Киева добилась согласия Владимира Всеволодовича Мономаха стать киевским князем. Мономах прекратил восстание, издав новые законы, содержащие нек-рые уступки восставшим (т. н. Устав Владимира Мономаха 1113).
Лит.: ПСРЛ, 2 изд., т. 2, СПБ, 1908; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Тихомиров М. Н., Крестьянские и городские восстания на Руси XI - XIII вв., M., 1955.
Л. В. Алексеев. Москва. |
КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО - одно из княжеств, на к-рые раздробилась Киевская Русь. Признаки распада Киевской Руси обнаружились после смерти Ярослава Мудрого в сер. 11 в. В 30-е гг. 12 в. К. к. окончательно обособилось. Терр. К. к. охватывала исконные земли полян и древлян по Днепру и его притокам - Припяти, Тетереву, Ирпени и Роси; в К. к. входила и часть днепровского левобережья напротив Киева. Усиление других феод. княжеств, обострение борьбы между князьями за киевский великокняж. стол, а также непрерывная борьба К. к. с половцами привели во 2-й пол. 12 в. к ослаблению значения К. к., особенно после взятия Киева воинами Андрея Боголюбского и перенесения великокняж. стола во Владимир. Сильно пострадало К. к. во время монголо-тат. нашествия (1240). Во 2-й пол. 13 в. киевский княж. стол оставался незанятым. В 1362 К. к. было включено в состав Великого княжества Литовского.
Лит.: Грушевский М., Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до кон. XIV ст., К., 1891; История Киева, т. 1, К., 1963. |
КИЖСКОЕ ВОССТАНИЕ 1769-71 - антифеод.движение крестьян, приписанных к Олонецким з-дам. Направлено против усиления феод. эксплуатации в форме обязат. работ на з-дах (рубка дров, жжение угля, заготовка руды и пр.) и злоупотреблений местной администрации. Поводом к выступлению послужила посылка крестьян в страдную пору на Тивдийские мраморные разработки и строительство Лижемского металлургич. з-да. Центром волнений стал Кижский погост. Начиная с осени 1769 движение охватило волости, населенные карелами и вепсами. Отказавшись от исполнения работ, крестьяне направили в Петербург челобитчиков, к-рых арестовали. Но расширение восстания заставило отменить работы на ломке мрамора. Крестьяне требовали отмены всех обязат. работ на горных з-дах. Вожаком К. в. стал крестьянин Клим Соболев. В февр. 1771 его вместе с др. зачинщиками арестовали. Крестьяне силой освободили своих вожаков, движение принимало характер вооруж. восстания. На подавление его были посланы три роты солдат и арт. команда с двумя пушками. Летом 1771 часть крестьян, поддавшись уговорам зажиточной верхушки, отошла от восстания. В конце июня 1771 каратели прибыли в Кижи. Ок. 2 тыс. крестьян после обстрела из пушек сдались. Вожаков движения Соболева, Андрея Сальникова, Семена Костина клеймили, били кнутом и сослали на вечную каторгу в Нерчинск; 52 чел. выслали на поселение в Сибирь, многих отдали в солдаты. С крестьян взыскали более 8 тыс. руб. на содержание следств. комиссии. Но в результате волнений были отменены работы на ломке мрамора и строительстве новых з-дов.
Лит.: Семевский В. И., Крестьяне в царствование Екатерины II, т. 2, СПБ, 1901; Балагуров Я., Кижское восстание 1769-1771 гг., Петрозаводск, 1951; его же, Приписные крестьяне Карелии в XVIII - XIX вв., Петрозаводск, 1962.
Е. И. Рубинштейн. Москва. |
Александр Александрович (10.V.1866 - 1933) - рус. историк и политич. деятель. В 1888 окончил Моск. ун-т. Был учеником В. О. Ключевского. В 1903-11 - приват-доцент Моск. ун-та. По своим политич. взглядам К. был сторонником конституц.-демократич. монархии. В 1904 вступил в "Союз освобождения", был избран членом ЦК конституционно-демократической партии. Сотрудничал в печатных органах правого крыла кадетов - журн. "Рус. ведомости" и "Рус. мысль". В отношении Окт. революции 1917 занимал резко враждебную позицию. В 1922 за активную контрреволюц. деятельность был выслан из СССР. Был проф. рус. истории в ун-те Праги, где и умер. К.-историк отводил гл. роль в рус. истории политич. фактору, сводя его к действиям гос. власти. Осн. работы посвящены истории России в 18 - 1-й пол. 19 вв. В "Посадской общине России в XVIII ст." (М., 1903) собрал ценный фактич. материал о численности посадов, их социальной структуре, повинностях, организации тягла, социальном расслоении и частично о клас. борьбе. В работе "Городовое положение Екатерины II 1785 г." (М., 1909) К. сосредоточил осн. внимание на подготовке положения. Перу К. принадлежит также ряд ист.-публицистич. очерков по истории России 1860-х гг. ("Ист. очерки", М., 1912; "Ист. отклики", М., 1916; "Ист. силуэты. Люди и события", Берлин, 1931), где он идеализировал деятельность Александра I, Николая I и особенно Александра II, рассматривая реформы 60-х гг. 19 в. как итог взаимодействия царской власти и "обществ. мнения". В статьях по истории обществ. движения в России (деятельность В. Н. Татищева, М. М. Щербатова, И. Пнина, А. Н. Радищева, А. И. Герцена и др.) К. зачислил в либералы реакц. деятеля кн. Щербатова и первых рус. революционеров Радищева и Герцена.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 10, с. 210, 217-21; т. 13, с. 23; т. 31, с. 324-27; Словарь членов об-ва любителей росс. словесности при Моск. ун-те, М., 1911 (список трудов К.); Историография истории СССР..., М., 1961; Шапиро А. Л., Рус. историография в период империализма, Л., 1962. |
КИЗИК (Kuzikos) - др.-греч. город на юж. берегу Пропонтиды (Мраморное м.). Осн. ок. 756 до н. э. выходцами из Милета. В 7 в. до н. э. разрушен киммерийцами и вторично заселен в 675 до н. э. Владел обширной терр. в М. Азии и о-вами, включая Проконнесос. Подчинялся индийскому царю, затем перешел во власть Персии. После греко-персидских войн вошел в Афинский морской союз. В ходе Пелопоннесской войны, 431-404 до н. э. при К. одержал победу над спартанцами Алкивиад (410). В 281 К. перешел к Селевкидам. С 218 до н. э. вновь стал независимым; окончательно по-терял свободу в 25 до н. э. Благодаря выгодному географич. положению К. рано стал крупнейшим торг. центром, о чем свидетельствует распространение во всем антич. мире монеты К. (кизикенов) - осн. междунар. валюты до появления в кон. 4 в. до н. э. макед. золота.
Лит.: Marquardt J., Cyzicus und sein Gebiet, Bd 1-3. В., 1836; Hasluck F. W., Cyzicus, Camb., 1910. |
КИЗИЛ-КОБИНСКАЯ КУЛЬТУРА - археол. культура, бытовавшая, в горных и предгорных р-нах Крыма в 9-6 вв. до н. э. Получила название от пещеры Кизил-Коба, в 25 км к Ю.-В. от Симферополя, к-рая была обитаемой в 7-6 вв. до н. э. В 20-х гг. 20 в. Г. А. Бонч-Осмоловский первым исследовал ряд поселений и могильников. К.-К. к. связывается с племенами тавров, к-рые в то время жили небольшими родами, занимаясь яйлажным (отгонным) скотоводством, а по долинам рек мотыжным земледелием. Керамика К.-К. к.: горшки, миски, кубки, черпаки - часто лощеная и украшенная налепным орнаментом; в кон. 7 в. до н. э. появляется резной геометрич. орнамент. Недостаток металла обусловил широкое распространение кам. и костяных изделий. Из бронзы изготавливались лишь украшения (пронизки, кольца, браслеты, булав- ки). На основе сходства материальной культуры племен К.-К. к. и кобанской культуры Сев. Кавказа высказано предположение об их генетич. связи и кавказском происхождении К.-К. к.
Лит.: Бонч-Осмоловский Г. A., Доисторические культуры Крыма, "Крым", 1926, No 2; Крис Х. И., К вопросу о периодизации Кизил-Кобинской культуры, "CA", 1961, No 4; Лесков О. М., Ранньотаврське поселения Кизил-Коба, "Ученi записки Харкiвського держ. унiверситету", т. 100, Труды iстфаку, т. 7, 1959; его же, Таври в Криму (друга половина IX - III ст. до н. э.), "Украïнський iсторичний ж.", 1959, No 2.
А. M. Лесков. Киев. |
КИИК-КОБА - древнепалеолитич. стоянка в гроте на правом берегу р. Зуи, близ с. Лесное, в 25 км к В. от Симферополя Крымской обл. Открыта и исследовалась Г. А. Бонч- Осмоловским в 1924-26. Нижний культурный слой, залегавший на дне пещеры, датируется раннемустьерским временем. Найдены небольшие неопределенной формы кремневые изделия, среди них двусторонне обработанные "рубильца", уголь и раздробленные кости животных: гигантского оленя, сайги, дикой лошади, дикого осла и др. Верх. культурный слой относится к мустьерскому времени. Найдены: кремневые остроконечники, скребла, рубильца и костяные наковаленки; кости мамонта, шерстистого носорога, дикой лошади, бизона, благородного, гигантского и сев. оленей, сайги и др. На дне пещеры обнаружены скелет грудного ребенка и в выдолбленном углублении, под нижним культурным слоем - погребение неандертальского человека - кости правой голени, обеих стоп и поблизости - кости кисти и зуб.
Лит.: Бонч-Осмоловский Г. А., Грот Киик-Коба, М.-Л., 1940 (Палеолит Крыма, в. 1); его же, Кисть ископаемого человека из грота Киик-Коба, М.-Л., 1941 (Палеолит Крыма, в. 2); его ж е, Скелет стопы и голени ископаемого человека из грота Киик-Коба, М.-Л., 1954 (Палеолит Крыма, в. 3); Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953.
Н. А. Береговая. Ленинград. |
КИЙ, ЩЕК И ХОРИВ - по преданиям, отразившимся в рус. летописях 11-12 вв., князья в племенном объединении полян, основатели трех поселений, позже составивших город Киев. Существование на терр. Киева неск. поселений, к 9-10 вв. слившихся в один город, подтверждается археол. данными М. К. Каргера. Эта легенда об основании Киева возникла в 7-8 вв.; в Армении она записана уже в 8 в. Сохранились предания о Полянском князе Кии, к-рый был с почетом принят в Константинополе императором и основал город на Дунае. Б. А. Рыбаков считает Кия реальным лицом, жившим в 6 в. Предания о К., Щ. и Х. и их сестре Лыбеди являются отражением в нар. сознании неск. этапов развития вост.-слав. об-ва в 6-10 вв.
Лит.: Каргер М. К., Древний Киев, т. 1, M-Л., 1958; Рыбаков Б. A., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, (M., 1963). |
Василий Исидорович (28.II.1895 - 12.I.1919) - герой гражд. войны в СССР. Род. в г. Кутаисе в семье мелкого чиновника. Начал революц. деятельность еще в гимназии. Во время 1-й мировой войны - вольноопределяющийся в кавалерии, 3 раза арестовывался за революц. пропаганду. В 1917 - пред. солдатского к-та 6-й кав. дивизии, в нояб. 1917 избран товарищем пред. Воен.-революц. к-та Юго-Зап. фронта. В дек. 1917 сформировал Ровненский красногвард. отряд, к-рый участвовал в боях с войсками Центр. рады и нем. оккупантами. В мае 1918 отряд К. был развернут в дивизию (с августа - 16-я стрелковая) и в июне отправлен под Царицын. В боях севернее Царицына К. проявил воинское мастерство и исключит. храбрость. Во время контрнаступления (начавшегося в ноябре) был убит под хутором Зубрилов (ныне хутор К.). 16-й дивизии было присвоено имя К. В 1936 станица Преображенская переименована в Киквидзе. В 1959 К. поставлены памятники в Кутаиси и Тбилиси.
Лит.: Осипов К., Начдив Киквидзе, Избранное, М., 1957; Костромин В., В. Киквидзе, "Воен.-историч. ж.", 1940, No 2. |
КИЛАМУВА (Киламу) - царь др. гос-ва Самаль в Сев. Сирии, правивший во 2-й пол. 9 в. до н. э. В дошедшей от него надписи на староарамейском яз. сообщается о смутах предшествующего времени, победе над Данунитов государством, союзе с Ассирией и улучшении положения мушкабов (по-видимому, коренного оседлого населения, страдавшего от кочевников).
Лит.: Др мир. Сб. ст., М., 1962, с. 273-80; Ephemeris für semitische Epigraphik, Giessen, Bd 3, 1915, S. 218. |
КИЛИКИЙЦЫ (греч. Kilixes) - жители Киликии. Распадались на ряд племен, родственных хеттам и ассирийцам. Наиболее известны писидяне и исавры, проживавшие в горной Киликии (по юж. склонам Тавра) и занимавшиеся пиратством. В равнинной Киликии (по берегу Средиземного м.) жили клиты. Ранняя греч. колонизация привела к эллинизации части населения Киликии.
Лит. см. при ст. Киликия. |
КИЛИКИЯ (греч. Kilikia) - древняя обл. на Ю.-В. M.. Азии. Делилась на 2 части - гористую (К. "Суровая") и низменную (К. "Равнинная"). Входила в состав др.-вост. монархий Хеттского царства, перс. гос-ва Ахеменидов; была завоевана Александром Македонским (333 до н. э.), затем Селевкидами (297дон. э.) и Римом (103 до н. э. и окончательно в 64 до н. э. после разгрома пиратов Помпеем). В ср. века была объектом борьбы между Византией, арабами и турками (завоевана последними в нач. 16 в.).
Лит.: Ранович А. Б., Вост. провинции рим. империи в I - III вв., М.-Л., 1949; Magic D., Roman rule in Asia Minor, v. 1-2, Princeton, 1950. |
КИЛИНЬСКИЙ (Kilinski), Ян (1760-1819) - деятель польск. освободит. восстания 1794. Мастер сапожного цеха в Варшаве. С 1791 К. был советником магистрата. Был одним из руководителей восстания в Варшаве 17-18 апр. 1794. Командовал полком, сформированным из варшавян-добровольцев. Представитель средних гор. слоев, К. занял враждебную позицию по отношению к выступлению варшавского плебса 28 июня 1794. После подавления восстания вместе с Костюшко находился в заключении в Петропавловской крепости; был освобожден в 1796. В дальнейшем в политич. жизни не участвовал.
Соч.: Pamietniki, (Warsz), 1958. |
КИЛКЕННИЙСКИЙ СТАТУТ - состоит из неск. законов, изданных англ. пр-вом Эдуарда III и принятых на сессии ирл. парламента в 1366 в г. Килкенни (Юго-Вост. Ирландия). Запрещал всякое общение англичан, поселившихся в Ирландии, с ирландцами. Под угрозой конфискации земель англичанам запрещалось вступать в браки с ирландцами, назначать ирландцев на церк. должности, перенимать их обычаи, одежду, язык. Статут распространял англ. право на графства, входившие в район англ. господства в Ирландии (Пейл), воспрещал англичанам сдавать землю ирландцам на условиях местного, т.н. брегонского, права и взимать со своих держателей ирл. поборы. Статут, несмотря на неоднократные его подтверждения, не достиг своей цели: процесс ирландизации английских феодалов, поселившихся в Ирландии, продолжался.
Публ.: Irish historical documents 1172-1922, ed. by E. Curtis und R. McDowell, L., (1943).
Лит.: Curtis E., A history of mediaeval Ireland from 1100 to 1513,L.,1923.
Т. С. Осипова. Москва. |
КИЛМЕЙНХЕМСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ - договоренность, достигнутая в конце апр. 1882 между лидерами ирл. партии гомруля и англ. либеральным пр-вом. Заключенный англ. властями в Килмейнхемскую тюрьму (в р-не Дублина) Парнелл через посредника- капитана О'Шей, вступил в переговоры с англ. премьером У. Гладстоном и чл. кабинета Дж. Чемберленом. За нек-рые уступки, полученные от пр-ва, Парнелл обязался содействовать прекращению агр. волнений. Пр-во освободило ирл. лидеров 2 мая 1882 из тюрьмы и заменило наиболее одиозных колониальных чиновников. К. с. ознаменовало поворот бурж. гомрулеров от союза с крест. массами к политике сделок с англ. правящими кругами.
Лит. см. при статье Гомруль. |
КИЛОН (Kulon) - представитель аристократич. рода в Др. Афинах. Возглавил ок. 640 до н. э. (по мнению нек-рых авторов, в 636 или 632) в Афинах заговор (т. н. "Килонова смута") с целью захвата власти. Заговорщики, занявшие Акрополь, были разбиты ополчением граждан, к-рыми руководили представители рода Алкмеонидов. К. бежал, его сторонники, искавшие убежища у жертвенника Афины, были перебиты (это событие использовалось позднее как повод для устранения с политич. арены представителей рода Алкмеонидов, "осквернивших" убийством священное место). Заговор К. отражал обострение социальной борьбы в Афинах 7 в. до н. э.
Источн.: Геродот, V, 71; Аристотель, Афин. полития, I; Фукидид, I, 126.
Лит.: Тюменев А. И., Разложение родового строя и революции VII - VI вв. в Греции, ИГАИМК, вып. 76, 1934. |
Иоганн Филипп (ум. 1721) - автор соч. "Краткое известие о рус. торговле. Каким образом оная производилась в 1674...". По национальности швед или немец. В 1673-74 К. посетил Москву в составе швед. посольства Г. Оксеншерна. Свою книгу К. написал в 1674 (впервые изд. на нем. яз. в 1769), использовав в ней донесения Родеса, соч. Олеария и Г. К. Котошихина, выписи из рус. таможенных книг. К. доказывал выгодность переноса рус. торговли с Белого м. на Балтийское, выходы к к-рому находились в руках Швеции. Соч. К.- ценный источник по экономич. истории России 17 в. В русском переводе появилось в 1820, лучший русский перевод с комментариями издал в 1915 Б. Г. Курц.
Лит.: Курц Б. Г., Соч. Кильбургера о рус. торговле в царствование Алексея Михайловича, К., 1915.
А. Н. Копылов. Новосибирск. |
КИЛЬВА - местность в Юж. Иордании, где в 1932 были открыты многочисл. наскальные изображения. Древнейшие и наиболее важные из них большие контурные изображения кам. козлов, иногда рядом с ними - стрелы, палки, маленькие люди и даже целая сцена охоты. К. - памятник эпохи неолита, свидетельствующий о переходе к доместикации животных у местного кочевого и полукочевого населений.
Лит.: Rhotert H., Transjordanien.Vorgeschichtliche Forschungen, Fr./M., 1938 (в серии: Verlauf und Ergebnisse der XII. Deutschen Inner-Africanischen Forschungs-Expedition,DIAFE,1934/35). |
КИЛЬСКИЕ МИРНЫЕ ДОГОВОРЫ 1814 - договоры, завершившие войны между Данией (союзницей Франции), с одной стороны, и Великобританией и Швецией - с другой; подписаны в г. Киле (Kiel) 14 янв. 1814. По договору Дании с Великобританией последняя возвращала Дании все захваченные ею в ходе англо-датской войны 1807-14 дат. владения, кроме о. Гельголанд. Великобритания получала особые права в Штральзунде, к-рый должен был в течение 20 лет служить базой для англ. товаров и быть открытым для англ. и швед. торговли без к.-л. ограничений. Дания обязывалась участвовать в войне против наполеоновской Франции. По швед.-дат. мирному договору Дания уступила Швеции Норвегию, получив взамен швед. Померанию (кроме Штральзунда, где устанавливается особый режим) и о. Рюген, к-рые в1816 были переданы Данией Пруссии в обмен на Лауэнбург. Публ.: Martens Ch. de et Cussy F. de, Recueil manuel et pratique de traités, conventions et autres actes diplomatiques, t. 2, Lpz., 1846, p. 402-10. |
КИЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1918 - восстание матросов в Киле в нач. ноября 1918. Поводом к восстанию послужил приказ герм. верх. командования о выходе воен. кораблей в открытое море для решительного мор. боя с англ. флотом. Выполнение этого приказа, отданного в момент, когда война была уже проиграна Германией и начались переговоры о перемирии, могло привести к гибели 80 тыс. нем. моряков. Герм. военщина надеялась в ходе этой операции очистить флот от "бунтарских элементов". Матросы отказались выполнить приказ. Воен. командование ответило репрессиями и массовыми арестами. 3 нояб. рабочие, моряки и солдаты кильского гарнизона организовали демонстрацию и митинг протеста. 4 нояб. восстанием был охвачен весь флот. На многих судах начались вооруж. столкновения между моряками и офицерами, поддерживавшими пр-во. Были созданы солдатские и рабочие советы. Подавление восстания пр-во Макса Баденского поручило одному из правых лидеров с.-д. Г. Носке. Несмотря на арест нескольких сот революц. моряков, подавить восстание не удалось. Распространяясь на все новые города, оно положило начало Ноябрьской революции 1918 в Германии.
Лит. см. при ст. Ноябрьская революция 1918.
Д. С. Давидович. Москва. |
1 Максим Павлович (р. 12(25).V.1908) - сов. историк, чл.-корр. АН СССР (с 1960). Член КПСС с 1929. Род. в Приморье в семье крестьянина. В 1934 окончил Моск. ин-т истории и философии. До 1951- на преподават. работе в вузах Москвы, с 1950 - науч. сотрудник (с 1953 - зав. сектором) Ин-та истории АН СССР. С 1946 К.- проф. Академии обществ. наук при ЦК КПСС, с 1959 - пред. Науч. совета АН СССР по проблеме "История социалистич. и коммунистич. строительства в СССР", в 1956-60 был гл. редактором журн. "История СССР". К. -автор более 60 трудов, в т. ч. исследований по истории сов. культуры и культурной революции в СССР. Ответств. редактор первого уч. пособия для вузов по истории сов. общества ("История СССР. Эпоха социализма", М., 1958; 2 изд., 1964).
Соч.: Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР, М., 1955; 40 лет советской культуры, М., 1957; Социалистич. индустриализация в СССР, М., 1955; О закономерностях культурной революции, "ВИ", 1960, No 5; В. И. Ленин об общеисторич. и национально-особенном в советском опыте социалистич. преобразования общества, "ИСССР", 1957, No 1. 2 см. Коммунистический интернационал молодежи. |
Ким Бусик (1075-1151), - кор. гос. деятель и историк. Происходил из аристократич. семьи. Отстаивал идею укрепления централизов. гос-ва в Когурё, боролся против сепаратистских устремлений местных феодалов. После подавления мятежа Мёчхона в 1135-36 К. Б. С. занял пост первого министра.
Являясь гл. историографом, К. Б. С. завершил в 1145 работу над "Самгук саги" ("Историческими записями трех государств"), охватывающими историю Силла, Когурё и Пэкче (до нач. 10 в.) и являющимися самым ранним из сохранившихся кор. письменных памятников.
Соч.: Самкук саги, М., 1959. |
КИМ ИР СЕН (р. 15.IV.1912) - председатель ЦК Трудовой партии Кореи, председатель Кабинета министров КНДР. Род. в деревне Мангёнде близ Пхеньяна в крест. семье. В 1924 вместе с отцом, к-рого за революц. деятельность преследовали япон. колониальные власти, и остальными членами семьи эмигрировал в Сев.- Вост. Китай. Будучи учеником средней школы в г. Гирине, возглавил революц. организацию учащихся. В 1926 вступил в Коммунистич. союз молодежи Китая. В 1929 за революц. деятельность был арестован и заключен в тюрьму. После освобождения из тюрьмы в 1930 работал секретарем особого окружного к-та Коммунистич. союза молодежи в Сев.-Вост. Китае. В 1931 вступил в компартию Китая. В апр. 1932 К. И. С. организовал кор. партиз. отряд, выросший впоследствии в кор. нар.-революц. армию, крупное соединение, которое под командованием К. И. С. совместно с кит. народно-революц. силами вело активную борьбу с япон. захватчиками на терр. Сев.-Вост. Китая и в сев. районах Кореи. В 1936 под руководством К. И. С. было создано Общество возрождения отечества (Чогук Кванбокхве), положившее начало образованию единого антияпон. фронта. После освобождения Кореи в авг. 1945 Советской Армией К. И. С. был избран первым секретарем сев.-кор. Оргбюро компартии Кореи (дек. 1945), в февр. 1946 - пред. Временного нар. к-та Сев. Кореи. В 1946-49 - пред. ЦК Единого демократич. нац. фронта Сев. Кореи. С февр. 1947 по сент. 1948 являлся пред. Народного к-та Сев. Кореи. С сент. 1948 - пред. Кабинета министров КНДР. С 1949 (после слияния Трудовой партии Севера и Юга в единую партию) К. И. С - пред. ЦК Трудовой партии Кореи. С этого же года - член Президиума ЦК Единого демократич. отечеств. фронта Кореи. В 1950-53 К. И. С - пред. Военного к-та КНДР, с 1950 - Верх. главнокомандующий корейской Народной армией. В февр. 1953 К. И. С. присвоено звание маршала КНДР, в июле того же года - звание Героя КНДР, в авг. 1958 - звание Героя труда КНДР.
Соч.: Сондип (Собр. соч.), т. 1-6, Пхеньян, 1960-1963; в рус. пер. - Избранные статьи и речи, М., 1962. |
КИМ ОК КЮН (1851-93) - корейский дворянин, происходивший из знатного рода. С нач. 80-х годов глава реформаторского движения, к-рое выступало за проведение социально-экономич. преобразований, отве- чавших интересам нарождавшейся буржуазии и развития Кореи по капиталистич. пути. Свои планы К. О. К. рассчитывал осуществить, используя Японию. 4 дек. 1884 реформаторы во главе с К. О. К. произвели политич. переворот и захватили власть, но вскоре потерпели поражение. К. О. К. бежал в Японию. Убит во время поездки в Шанхай агентами феод. корейского пр-ва.
Г. Д. Тягай. Москва. |
КИМ ЧАК (11.VIII.1903 - 31.I.1951) - корейский политич. и воен. деятель. С юношеских лет принимал активное участие в борьбе кор. народа против япон. колонизаторов. В 1925 вступил в компартию Кореи. После захвата япон. милитаристами Сев.-Вост. Китая (1931) - один из руководителей кор. партиз. движения в Сев.-Вост. Китае. После освобождения Кореи (август 1945) - нач. Пхеньянского воен.-политич. уч-ща (1945-46), зам. пред. Народного к-та Сев. Кореи и одновременно нач. департамента обороны (1947-48). С сент. 1948 - зам. пред. Кабинета министров и мин. пром-сти КНДР. Член Политсовета ЦК Трудовой партии Кореи. В 1950, после начала войны в Корее, был назначен чл. Воен. к-та КНДР и командующим фронтом. В память о К. Ч. г. Сончжин переименован (1951) в г. Ким Чак. |
КИМ ЧОН ХИ (псевд. - Чхуса, Вандан, Едан и др.) (1786-1856) - кор. ученый сирхакского направления, основоположник кор. археологии и эпиграфики, ученик Пак Че Га. К. Ч. X. внес крупный вклад в изучение материальных памятников культуры. Он первым дал научное объяснение кам. орудиям, могильным курганам в р-не Кёнчжу, приступил к систематич. изучению эпиграфики. Ему принадлежит заслуга открытия и расшифровки ряда надписей, относящихся к периоду существования гос-ва Силла, в т. ч. пограничных стел вана Чинхына. Результаты поисков и исследований К. Ч. X. изложены в его трудах "Изучение могилы силланского вана Чинхына" ("Силла Чинхынъванънынъго"), "Запись эпиграфических наблюдений Едана" ("Еданъ кымсок квааннок") и др.
К. Ч. X. также был выдающимся художником-каллиграфистом, создавшим оригинальные прописи кит. иероглифов.
М. Н. Пак. Москва. |
КИМ ЧОН ХО (псевд. - Косанчжа) - кор. ученый сирхакского направления, географ. Выходец, из пров. Хванхэ, прожил б. ч. жизни в Сеуле, не занимая офиц. положения. К. Ч. X. тщетно старался привлечь внимание феод. правителей Кореи к составлению карт, имеющих большое значение для х-ва страны и ее обороны. 27 лет путешествовал пешком по стране и один выполнил гигантскую работу по картографич. описанию всей Кореи. В 1834 издал труд "Чхонъгудо" ("Карта страны зеленых холмов"). В 1861 завершил работу над "Тэдонъ ёдидо" ("Большой картой Кореи"), выполненной на 22 листах общей площ. в 33 м2 и изд. ксилографич. печатью (это была самая точная и подробная карта Кореи за всю ее историю). Он также издал "Тэдонъ тиди" ("Географическое описание Кореи") в 15 кн. Труд "Тэдэнъ ёдиго" ("Исследование земель Кореи") остался незавершенным. По ложному обвинению в разглашении государственной тайны К. Ч. X. был казнен. |
КИМ Ю СИН (595-674) - кор. полководец, сыгравший выдающуюся роль в войнах за объединение трех кор. гос-в. Командовал силланскими войсками, к-рые вместе с войсками Танской династии разгромили Пэкче (660) и Когурё (668). В дальнейшем К. Ю С. организовал борьбу против танских завоевателей; последние вынуждены были уйти из пределов Кореи (675), и вся терр. к югу от р. Тэдонган была объединена гос-вом Силла. |
КИМАКИ - тюрк. племя, осн. ядро к-рого жило в 8-10 вв. в Зап. Сибири, по ср. течению Иртыша. Их кочевья на Ю.-З. простирались до низовьев Сыр-Дарьи. Осн. занятием К. было кочевое скотоводство, а также охота. Во главе К. стоял каган (ямал-пейгу). У него было 11 сборщиков податей, обязанности к-рых были наследственными. Зап. ветвь К. стала известна под назв. кипчаков (половцев). С 11 в. имя К. исчезает. |
КИМБАНГИЗМ - афр. религиозно-антиколон. движение в 1920-50-х гг., зародившееся в бывшем Бельг. Конго и названное по имени первого его руководителя С. Кимбангу. Получило распространение в среде афр. крестьянства. Кимбангисты, образовавшие секту, сочетали веру в небесного спасителя с протестом против чужеземного угнетения, а в культе-ритуал местной традиц. религии с христианской обрядностью. Они проповедовали, что африканцы - "божьи избранники" - не должны работать на поработителей-европейцев и платить им налоги и подати. После ареста Кимбангу (1921) и разгрома его движения К. продолжал развиваться в других формах и под различными наименованиями (движение Андре Матсвы, Миссия негров, Китавала) как в Конго, так и в соседних странах. Будучи выражением недостаточной зрелости стихийного антиколон. движения, получившего в силу этого религ. оболочку, К. тем не менее сыграл в 1920-30-х гг. значит. роль в развитии нац.-освободит. борьбы в Африке.
Лит.: Шаревская Б. И., Антиколониальное религиозно-политическое движение в Нижнем Конго (20-50 гг. XX в.). "НАиА", 1962, No 6.
Б. И. Шаревская Москва. |
КИМБАНГУ (часто именуемый неправильно Кибангу), Симон (1889-1951) - один из руководителей религ.-антиколон. движения в Конго. Род. в дер. Нкамба (пров. Леопольдвиль). Учился в школе при миссии англ. баптистов в Нгомбе-Лутете; служил у европ.колонистов в гг. Киншаса и Матади. Весной 1921 начал проповедовать и "исцелять" больных; основал секту, ставшую центром религ.-антиколон. движения - кимбангизма. Арестованный осенью 1921 и обвиненный в подстрекательстве к мятежу, К. был приговорен к смертной казни, к-рая была заменена пожизненным заключением. Отбывал наказание в тюрьме в Элизабетвиле, где и умер. К. не ставил революц.-политич. задач, но в памяти народов Африки южнее Сахары сохранился его образ как борца-мученика за освобождение от колониализма. |