Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 1, "К"-"КАГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "К"-"КАГ")

"К МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ"

"К МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ" - революц. прокламация 1861 в России. Написана Н. В. Шелгуновым при участии М. Л. Михайлова, на следствии принявшего авторство на себя. Напечатана в Вольной рус. типографии в Лондоне. Программа прокламации была бурж.-демократической. Она требовала замены самодержавия выборной и ограниченной властью, национализации земли и передачи ее в пользование общинам, уничтожения полиции, отмены телесных наказаний, равенства всех перед законом, гласного суда, свободы слова и др. бурж. свобод. Написанная после обнародования крест. реформы 1861 (распространялась в сент. 1861), прокламация разоблачала ее крепостнич. характер, призывала к революц. преобразованию обществ. строя. "К м. п." предлагала молодежи вести пропаганду среди крестьян и армии с целью подготовки революции. Отражая одно из направлений рус. утопич. социализма, прокламация формулировала осн. народнические идеи: представление о самобытности экономич. развития России, надежды на крест. общину как ячейку будущего гос. устройства, желание предотвратить капиталистич. развитие России и предупредить появление пролетариата.

Лит.: (Шелгунов Н. В. и Михайлов М. Л.), К молодому поколению, в кн.: Народнич. экономич. лит-ра, М., 1958; Лемке М., Политич. процессы в России 1860-х гг., 2 изд., М.-П.. 1923; Шелгунов Н. В., Воспоминания, М.-П., 1923; Михайлов М. Л., Соч., т. 1-3, М., 1958.

H. М. Пирумова. Москва.

КААБА

КААБА (от араб. ка'б - куб) - священный храм мусульман в Мекке, похожий на куб; выс. 15 м, дл. 13 м, шир. 12 м с плоской крышей; возвышается посреди двора, окруженного крытой колоннадой, в наружной стене К., у вост. угла, ниша с "черным камнем" (древним фетишем). К. построена из местного серого камня. Возле К. - источник Земзем. До ислама К. была святилищем языческих племен Хиджаза. По преданию, вокруг нее стояло 360 идолов, принадлежавших различным племенам. Будучи центром паломничества племен, К. играла важную роль в экономич. жизни Аравийского п-ова. Ислам признал святость К., а после взятия мусульманскими войсками Мекки (630) были уничтожены идолы и К. стала местом паломничества исключительно мусульман. К. неоднократно перестраивалась (напр., в кон. 7 в., в 1663).

Лит.: Массэ А., Ислам, пер. с франц., 2 изд., М., 1963; Rutter Eldon, The Holy Cities of Arabia, L.-N. Y., (1928); Gaudefroy-Demombynes M., Mahomet, P., 1957.

КАБАКЧИЕВ

Христо Стефанов (2(14).I.1878 - 6.X.1940) - деятель болг. и междунар. рабочего движения, журналист и публицист. Род. в г. Галаце (Румыния) в семье учителя. В 1894 участвовал в волнениях учащихся гимназии г. Варны, направл. против режима С. Стамболова. В 1896 К. - один из организаторов студенч. социалистич. кружков в Габрово. В 1897 вступил в Болгарскую рабочую с.-д. партию (БРСДП). В 1897-1902 учился в Швейцарии (Женева). В 1905-28 - сначала член ЦК БРСДП (тесных социалистов), затем (с 1919) - ЦК БКП. В 1910-1923 - редактор ЦО партии "Работнически вестник". Был делегатом от БРСДП (т. с.) на Штутгартском (1907), Копенгагенском (1910) и Базельском (1912) конгрессах 2-го Интернационала. В 1914-23 - деп. Нар. собрания. Участвовал в работе II (1920), III (1921), IV (1922), V (1924) и VI (1928) конгрессов Коминтерна. В 1920 лично познакомился с В. И. Лениным. На V конгрессе Коминтерна был избран чл. Центр. Контрольной комиссии. В 1923 К. стал секретарем ЦК БКП. Неоднократно подвергался арестам (1923, 1925-26). В 1926, после освобождения из тюрьмы, эмигрировал в Вену, а в 1927 - в СССР, где вступил в ВКП(б) (1928), являлся науч. сотрудником ИМЭЛ и Ин-та истории АН СССР. Занимался изучением истории БКП, истории Болгарии и др. балканских стран. Осн. работы К.: "Д. Благоев и болгарские тесняки" (опубл. впервые на рус. яз. в ж. "Историк-марксист", 1935, т. 10, кн. 4); "Спомени" (С., 1955), "Империализмът на Балканите" (С., 1915), "Ленин и болгарские тесняки" (опубл. впервые на рус. яз. в ж. "Историк-марксист", 1934, т. 1), "Партия тесных социалистов, революция в России и циммервальдское движение" (опубл. впервые в сб.: Окт. революция и зарубежные слав. народы, М., 1957).

Соч.: Избрани произведения, (С., 1953).

Лит.: Колева Т., Христо Кабакчиев. Био-библиография, С., 1958; ее же, Христо Кабакчиев, в кн.: Ярки имена в нашата истории, С., 1955, с. 124-34.

КАБАЛА

1. (от араб. кабала - расписка в получении ч.-л., обязательство) - тяжелая форма личной зависимости, обычно связанная с займом. На Руси термин "К." появился на рубеже 14-15 вв. К. называются также юридич. акты, оформлявшие долговые обязательства (см. Кабальные грамоты).

2

Кабалака, Хабала, - древний город и столица Албании Кавказской (до 6 в.), крупный торг. центр (до 15 в.). В 16 в. К. была разрушена сефевидами. На основе археол. раскопок (1926, 1944-45) установлено, что развалины К. находятся к В. от с. Чухур-Кабалы в Азерб. ССР. Развалины цитадели К. - более 25 га. Сев. часть ее называют Сельбир, юж. - Кала, а вместе Гявур-кала, то есть - "крепость не верующих единому богу". К В. от цитадели находится храмовый и гор. участок (более 50 га), к-рый с Ю. был защищен стеной шир. в 5-6 м и дл. более 1,5 км. В юж. части цитадели сохранилась часть стены и башни 5-6 вв. н. э.

Лит. см. при ст. Албания Кавказская.

С. М. Казиев. Баку.

КАБАЛЬЕРОС

КАБАЛЬЕРОС (caballeros) - представители дворянства в Испании. В ранний период - конные воины, приобретавшие за свой счет боевого коня и оружие. Позже в постановлениях кортесов и др. офиц. док-тах наименование К. употреблялось в одинаковом смысле с названием идальго.

КАБАЛЬНЫЕ ГРАМОТЫ

КАБАЛЬНЫЕ ГРАМОТЫ - общее назв. рус. юридич. актов, оформлявших в 15-17 вв. разнообразные формы заемных сделок. Сохранились следующие виды К. г.: заемные, к-рыми оформлялись беспроцентные или процентные (ростовые) займы; закладные - оформлявшие заем под залог недвижимого имущества; служилые - оформлявшие состояние кабального (служилого) холопства (до 1680 - с указанием суммы займа, процент на к-рую отрабатывал должник, с 1680 служилые К. г. содержат только обязательство службы по смерть господина); выкупные - акты, к-рыми оформлялись купля-продажа недвижимости и кабального холопа.

Лит.: Лаппо-Данилевский А. С., Служилые кабалы позднейшего типа, М., 1909; Панеях В. М., Из истории кабального холопства в XVI в., в сб.: Вопросы экономики и клас. отношений в рус. гос-ве XII - XVII вв., М.-Л., 1960.

КАБАЛЬНЫЕ КНИГИ

КАБАЛЬНЫЕ КНИГИ - рукописные книги 16-17 вв. в России, в к-рых регистрировались сделки на кабальных холопов. К. к. - важный источник по социально-экономич. истории России 16-17 вв.

КАБАЛЬНЫЕ ЛЮДИ

КАБАЛЬНЫЕ ЛЮДИ - см. Кабальные холопы.

КАБАЛЬНЫЕ ХОЛОПЫ

КАБАЛЬНЫЕ ХОЛОПЫ - кабальные люди, - одна из разновидностей холопов, возникшая ок. сер. 15 в. Основой возникновения К. х. было широкое распространение сделок "с серебром", к-рыми феодалы опутывали как своих крестьян, так и холопов. Обязательство должника отрабатывать проценты на взятую в долг сумму личным трудом в х-ве кредитора и создавало временную (до уплаты долга) холопскую зависимость. Юридич. положение К. х. до кон. 16 в. регулировалось общехолопскими нормами и указами: они продавались, передавались по наследству, могли быть отданы в приданое и т. д. Дети К. х., родившиеся в период неволи, оставались кабальными людьми. Единственное отличие К. х. от холопства др. разрядов заключалось (до указа 1 февр. 1597) в возможности прекращения кабальной зависимости путем выплаты долга, что на практике означало переход по инициативе К. х. от одного феодала к другому (к-рый и предоставлял необходимую для уплаты долга сумму). Во 2-й пол. 16 в. право выплаты долга часто использовалось для покупки К. х., к-рый не принимал участия в самой сделке купли-продажи. Эта специфика положения К. х. соответствовала процессу усиления борьбы за рабочие руки внутри господств. класса и вызвала настолько бурный рост К. х., что пр-во вынуждено было ограничить источники пополнения К. х. Судебник 1550 запрещал брать кабалу на полных, старинных и докладных холопов (ст. 78) и кабалить детей боярских до 15 лет (ст. 81). Существовали группы деловых и служилых К. х. Первые - дворовая челядь и страдники, обрабатывавшие господскую пашню; вторые - приказные люди или воен. слуги феодалов, к-рые наделялись землей и вели свое х-во. Указ 1 февр. 1597 ввел пожизненность службы К. х. (до смерти господина), тем самым ликвидировав возможность прекращения службы путем выплаты долга. После смерти господина К. х. и члены его семьи становились свободными без уплаты долга. Тем же указом 1597 холоповладельцам разрешалось переводить добровольных холопов, прослуживших во дворе господина не менее полугода, в К. х. Бурно развивавшееся в 16 в. кабальное холопство стало преобладающим видом холопства в 17 в. Соборное уложение 1649 подтвердило принцип службы К. х. по смерть господина, запретило прием в К. х. "служилых людей"., тягловых крестьян и лиц, уже состоявших в к.-л. крепости. Срок службы добровольного холопа без оформления служилой кабалы был сокращен до 3 месяцев. Широкое применение труда К. х. в с. х-ве в 17 в. постепенно приводило к фактич. слиянию экономич. положения К. х. и крепостных крестьян. Перевод К. х. на пашню, наделение их землей и др. средствами произ-ва, выполнение ими оброка и барщины стимулировалось тем, что холопы (в т. ч. и кабальные) до податной реформы 1679-81 не несли гос. повинностей. Введение подворного обложения в 1679-81 юридически оформило слияние холопов, ведших самостоят. х-во, с крепостным крестьянством. Окончат. слияние всех разрядов холопства с крепостным крестьянством произошло в результате введения подушной подати Петром I.

Лит.: Ключевский В. О., Подушная подать и отмена холопства в России, Соч., т. 7, М., 1959; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1-2, М., 1952-54; Кушева Е. Н., К историй холопства в кон. XVI - нач. XVII вв., в сб.: ИЗ, (т.) 15, (М.), 1945; Панеях В. М., Из истории кабального холопства в XVI в., в сб.: Вопросы экономики и клас. отношений в Руб. гос-ве XII - XVII вв., М.-Л., 1960 (Тр. Ленингр. отд. ин-та истории АН СССР, в. 2); Черепнин Л. В., Образование Рус. централизов. гос-ва в XIV - XV вв., М., 1960.

В. Д. Назаров. Москва.

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАБАРДИНЦЫ

КАБАРДИНЦЫ (самоназвание - адыге) - народ, населяющий гл. обр. сев. и сев.-вост. часть Кабардино-Балкарской АССР по р. Терек и его притокам. Небольшое число К. живет в ряде гос-в Бл. Востока (Турции, Иордании, Сирии и др.). Числ. в СССР - 204 тыс. чел. (1959). Язык К. принадлежит к абхазско-адыгейской группе кавк. языков. Этногенез К. общий с др. адыгами. Формирование К. как отд. народа относится к 13-15 вв. и связано с продвижением их на В., на совр. территорию расселения. Здесь К. частично вытеснили, а частично ассимилировали местное население - потомков алан. В этот период у К. господствовали феод. отношения, сочетавшиеся с сильными патриархальными пережитками. Древние связи с русскими завершились в 1557 присоединением к России. Вплоть до 16 в. у К. сохранялись остатки древнего христианства, но через Турцию и Крым шло насильств. распространение ислама, ставшего позднее религией всех К. Осн. занятиями К. до Окт. революции были земледелие, отгонное скотоводство (особенно коневодство), ремесла (деревообделочное, оружейное, седельное, кузнечное, бурочное, ювелирное и др.). В культуре и быте К. много общего с культурой др. адыгских народов. Во 2-й пол. 19 в. начали развиваться капиталистич. отношения. Усилилось влияние рус. культуры.

За годы Сов. власти произошли коренные изменения в экономике и культуре К. Организованы крупные многоотраслевые колхозы и совхозы. Создана машиностроит., металлургич., горнодобывающая пром-сть. Появилась письменность, сложилась нац. лит-ра и иск-во, выросла нац. интеллигенция.

Лит.: Народы Кавказа, (т.) 1, М., 1960 (имеется библ.); История Кабарды. С древнейших времен до наших дней, М., 1957; Лавров Л. И., Происхождение кабардинцев и заселение ими нынешней территории, "СЭ", 1956, No 1.

E. Н. Студенецкая. Ленинград.

КАБЕ

КАБЕ (Cabet), Этьенн (1.I.1788 - 8.XI.1856) - франц. утопич. коммунист. Род. в семье ремесленника. Адвокат. В 20-х гг. был одним из руководителей карбонариев в Париже. Во время революции 1830 выдвинул планы демократич. преобразований. Избранный в палату депутатов (1831), примкнул к крайним левым. В своей первой работе "Революция 1830 и современное положение" ("Révolution de 1830 et situation présente", P., 1832) доказывал, что революцию совершили рабочие, а буржуазия присвоила все ее плоды. В 1833 стал во главе орг-ции "Свободная ассоциация просвещения народа" и начал издавать еженедельник "Le Populaire". В 1834 в связи с преследованиями уехал в Лондон.

Первоначально мелкобурж. демократ, К. в кон. 30-х гг., в результате знакомства с англ. рабочим движением и под влиянием знакомства с Оуэном, перешел на позиции коммунизма. Наиболее известная работа К. - утопич. роман "Путешествие в Икарию" (1840, рус. пер., М., 1935), где он изобразил фантастич. страну с коммунистич. строем. В этом романе, как и в последующих соч., а также в газ. "Le Populaire 1841" К. изложил свою коммунистич. доктрину, получившую назв. "икарийский коммунизм". В ней много общего со взглядами коммунистов-утопистов 18 в. К. исходил из того, что природа создала всех равными и только в результате невежества равенство не сохранилось и возникла частная собственность, а от нее все пороки совр. общества, от к-рых страдают и пролетарии, и буржуазия. Поэтому они должны объединиться и создать "всеобщую ассоциацию", т. е. коммунистич. общество. Аргументация К. строго рационалистична. Утопия К. имеет мелкобурж. черты: уравнительность потребления, сохранение индивидуальных ферм в с. х-ве, сохранение в коммунистич. обществе своеобразной религии и гл. обр. идея примирения бедных и богатых, "мирного" осуществления коммунизма. В 40-х гг. К. ("отец К.") был во Франции "...самым популярным, хотя и самым поверхностным представителем коммунизма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 146). Его практич. деятельность в 40-х гг. по вовлечению рабочих в демократич. движение заслужила высокую оценку Маркса (см. там же, т. 16, с. 29). Однако, будучи сторонником мирных преобразований, К. оказался неподготовленным к революции 1848; в 1847-48 он уделял осн. внимание созданию икарийских колоний в США (см. "Икария"). В 1849-51 выезжал со своими сторонниками в Америку, чтобы на месте организовывать эти колонии; в 1851 вернулся во Францию. После гос. переворота 2 дек. 1851 К. вновь уехал в Америку, где и умер.

Соч. в рус. пер.: Путешествие в Икарию, ч. 1-3, М.-Л., 1948.

Лит.: Маркс К., Письма из "Deutsch-französische Jahrbücher", К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 378-381; Энгельс Ф., Успехи движения за социальное преобразование на континенте, там же, с. 526-33; Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, там же, т. 2, с. 146; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3, с. 214-15, 463-464, 523-32; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960; Angrand P., Étienne Cabet et la république de 1848, P., 1948; Prudhommea их J., Icarie et son fondateur, Étienne Cabet, P., 1907.

Ю. И. Хаинсон. Москва.

КАБИЛЫ

КАБИЛЫ (от араб. кабила - племя) - наиболее многочисл. берберский (см. Берберы) народ в Сев. Алжире. Числ. - св. 1 млн. чел. Населяют горные р-ны Большой и Малой Кабилии. Язык К. относится к берберской группе семито-хамитской семьи языков. Большинство К. говорит также по-арабски. Исповедуют ислам суннитского толка. Осн. занятие К. - земледелие, частично - скотоводство. Развиты ремесла и отходничество. В период тур. господства в Алжире (16 - нач. 18 вв.) К. оказывали упорное сопротивление завоевателям (большая часть К. по существу была независимой). У К. долгое время сохранялась сел. община. К. героически боролись и против вторжения франц. колонизаторов, к-рые утвердились в Кабилии в 1857. В 1871 К. восстали против франц. господства (см. Мукрани восстание 1871-72). В новейшее время К. принимали активное участие в борьбе алж. народа за независимость. Их страна была одним из гл. центров антиимпериалистич. алжирской революции 1954-62.

Лит.: Ковалевский М. M., Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения, ч. 1, М., 1879; Lacoste C., Bibliographie ethnologique de la Grande Kabylie, P.-La Hague, 1962; Morizot J., L'Algérie kabylisée, P., 1962; Rémond M., Les Kabylies, Alger, 1954.

Г. A. Нерсесов. Москва.

КАБИНЕТ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА

КАБИНЕТ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА - название неск. учреждений, существовавших в России в 18 - нач. 19 вв. 1) К. е. и. в., учрежденный в 1704 Петром I, являлся собственно канцелярией царя, ведал царской казной и имуществом, вел переписку Петра I. Во главе К. е. и. в. стоял кабинет-секретарь А. В. Макаров. С созданием Верховного тайного совета в 1726 роль кабинета уменьшилась. 27 мая 1727 был закрыт. 2) К. е. и. в. (Кабинет министров), созданный по указу Анны Ивановны 18 окт. 1731 как офиц. Совет при императрице вскоре после упразднения Верховного тайного совета (1730).

Получил широкие права в области законодательства, управления, суда и контроля за деятельностью всех гос. учреждений. В состав кабинета вошли три кабинет-министра: Г. И. Головкин, А. М. Черкасский и А. И. Остерман, фактически управлявший всеми делами. После смерти Головкина (1734) его последовательно сменяли П. И. Ягужинский, А. П. Волынский, А. П. Бестужев-Рюмин; большое влияние на деятельность кабинета оказывал Э. Бирон. По указу Анны Ивановны 1735 подписи трех кабинет-министров равнялись подписи императрицы, тем самым К. е. и. в. юридически был превращен в верховное учреждение гос-ва. После смерти Анны Ивановны "первым министром" стал Б. К. Миних. С приходом к власти Елизаветы Петровны К. е. и. в. был упразднен. 3) К. е. и. в. восстановлен 12 дек. 1741 как личная канцелярия императрицы Елизаветы Петровны. С образованием Мин-ва имп. двора в 1826 вошел в его состав, заведовал личным имуществом императора, а также всеми хоз. и финанс. делами Мин-ва имп. двора. Упразднен 26 февраля 1918.

Лит.: Бумаги Кабинета министров имп. Анны Иоанновны. 1731-1740 гг.,"РИО", т. 104, 106, 108, 111, 114, 117, 120, 124, 126, 130, 138, 146; Филиппов А. Н., Кабинет министров и Правительствующий Сенат в их взаимных отношениях, "Сб. правоведения и обществ. знаний", т. 7, М., 1897; его же, Новые данные о Кабинете министров имп. Анны Иоанновны, "РМ", 1901, No 1, 4, 12; Строев В. Н., Бироновщина и Кабинет министров, ч. 1-2, М., 1909-10; Двухсотлетие Кабинета е. и. в. 1704-1904, СПБ, 1911; Бондаренко В. Н., Очерки финанс. политики Кабинета министров Анны Иоанновны, М., 1913; Обзор деятельности Кабинета е. и. в. за 1906-1915, СПБ, 1916; Гос. учреждения России в 18 в., Подгот. к печати А. В. Чернов, М., 1960.

С. М. Троицкий. Москва.

КАБИНЕТСКИЕ ЗЕМЛИ

КАБИНЕТСКИЕ ЗЕМЛИ - собственность царской фамилии, находившаяся в управлении Кабинета его имп. величества. Были сосредоточены на Алтае (с 1747), в Забайкалье (с 1786), в Польше (Ловичское княжество). В Сибири К. з. занимали 67,8 млн. га. На них возникли рудники по добыче серебра, свинца, меди, золота, заводы по выплавке железа, чугуна, стали. В 1796 к К. з. было приписано ок. 70 тыс. ревизских душ, ссыльно-каторжан, наемных рабочих. Во 2-й пол. 18 в. горные предприятия на К. з. достигли высокого уровня развития, на них были сделаны замечательные технич. изобретения (И. И. Ползунов, Фроловы и др.). В 1-й пол. 19 в. они не выдержали конкуренции с развивавшейся капиталистич. пром-стью, закрывались или сдавались в аренду. С 1861 администрация К. з. переходит к усиленной эксплуатации лесов, сдаче земель в аренду и т. п. С 1865 было разрешено переселение на К. з. и к 1907 вселилось до 1 млн. крестьян. К. з. приносили большой доход. Алтай перед 1917 давал ежегодно от 3 до 4 млн. руб. В 1917 К. з. были конфискованы.

Лит.: Алтайский округ ведомства Кабинета. Обзор деятельности округа за пятилетие (1911-1915 гг.), Барнаул, 1916; Нерчинский округ ведомства Кабинета, Хабаровск, 1913; Савельев Н. Я., Алтай - родина выдающихся изобретений, Барнаул, 1951; Агапова Т. И., Возникновение и развитие кабинетского х-ва на Алтае в XVIII в., в сб.: Сибирь периода феодализма, в. 1, Новосибирск, 1962; Карпенко З. Г., Горная и металлургич. пром-сть Зап. Сибири в 1700-1860 гг., Новосибирск, 1963.

В. И. Дулов. Иркутск.

КАБИР

КАБИР (1399-1518) - философ, поэт, реформатор индуизма, руководитель движения бхакти в Бихаре, первым призвавший к объединению индусов и мусульман. Его учение было изложено в гимнах на разговорном яз. хинди, исполнявшихся на мотивы нар. песен. Он ядовито высмеивал священнослужителей и обрядность как индуизма, так и ислама, призывая к конечному слиянию с божеством путем праведной жизни и внутр. чистоты в итоге многочисл. переселений души в разл. существа. По сути, его проповедь равенства всех людей перед лицом бога была протестом против феод. и кастового гнета. К. оказал огромное влияние на последующее движение бхакти и его гимны включены в Адигрантх, священную книгу сикхов.

Лит.: Kabir-Granthavali (collected works of Kabir), 1928; One hundred poems of Kabir, L., 1915; Kabir: Sahitya aur Siddhanta (In Hindi), by Yajnadatta, Sharma, 1953.

К. А. Антонова. Москва.

КАБЛЕШКОВ

Тодор (1.I.1851 - апр. 1876) - болг. революционер, один из руководителей Апрельского восстания 1876. Род. в г. Копривштице в семье сборщика налогов. Начальное образование получил в родном городе, продолжил его в Пловдиве (1864-67) и Константинопольском лицее (1868-71). В 1876 К. возглавил тайный революц. к-т по подготовке восстания в г. Копривштицы. Под его руководством создавались революц. к-ты в окрестных селах. При подавлении восстания К. был взят в плен и, не желая терпеть издевательства турок, покончил жизнь самоубийством.

Лит.: Теофилов П., Тодор Каблешков. Биографичен очерк, С., 1955; Тодоров Н. и Борисов А., Сто години от рождението на Тодор Каблешков, "Исторически преглед", 1953, кн. 1.

А. Улунян. Москва.

КАБЛИЦ

КАБЛИЦ (лит. псевд. - Юзов), Иосиф Иванович (1848 -4.VIII.1893) - рус. народник. Из дворян Ковенской губ. В нач. 70-х гг. участвовал в работе народнич. кружков, ходил в народ. От нелегальной антиправительств. деятельности эволюционировал к крайне правому крылу либерального народничества. В печати выступал с кон. 70-х гг. Гл. работы К. - "Основы народничества" (1882) и "Интеллигенция и народ в общественной жизни России" (1885), составившая в переработанном виде вторую часть "Основ народничества" (ч. 1-2, 2 изд., 1888-93). Лит. трудам К. свойственны крайний национализм, антисемитизм, ненависть к революц. интеллигенции и науч. прогрессу. Взгляды К. (Юзова) были подвергнуты уничтожающей критике В. И. Лениным. Работы К. имеют ценность лишь как источник по изучению истории обществ. мысли в России и эволюции народничества.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 251); Фигнер В., Полное собр. соч., 2 изд., т. 1, М. 1932.

КАБЛУКОВ

Николай Алексеевич (5.X.1849 - 1919) - рус. экономист и статистик. Проф. Моск. ун-та (с 1903). Заведовал статистич. отделением Моск. губ. земства (1885-1907). Сотрудничал в прессе ("Земство", "Рус. мысль", "Новое слово", "Рус. ведомости" и др.). После Окт. революции 1917 работал в ЦСУ, преподавал. К. - автор ряда трудов по политэкономии и статистике; типичный представитель либерально-народнич. толкования процесса развития капитализма в России: идея "устойчивости" мелкого крест. х-ва в России, идеализация зем. общины и отработочной ренты, проповедь клас. мира и сочувствие теории кооперативного социализма. В. И. Ленин в ряде работ, особенно в "Развитии капитализма в России", подверг резкой критике взгляды К.

Соч.: Вопрос о рабочих в с. х-ве, М., 1884; Лекции по экономии с. х-ва, М., 1897; Об условиях развития крест. х-ва в России, М., 1899; Политич. экономия, М., 1918.

Лит.: Памяти Н. А. Каблукова, т. 1-2, М., 1925-27.

КАБОШЬЕНЫ

КАБОШЬЕНЫ (Cabochiens) - участники антифеодального городского восстания 1413 в Париже. Названы по прозвищу одного из вождей - живодера Кабоша (Caboche, т. е. башка; наст. имя - Симон Лекутелье). Причиной восстания послужило тяжелое положение нар. масс в связи с увеличением феод. поборов и налогов во время Столетней войны 1337-1453, борьбой феод. клик - арманьяков и бургиньонов за власть в гос-ве, дезорганизацией гос. аппарата, грабежами населения со стороны королев. чиновников. Вооруж. восстанию предшествовало начиная с 1411 движение широких масс парижского населения за реформы. В янв. 1411 собрались Ген. штаты; депутаты, отказываясь вотировать налоги, требовали реформ и ареста королев. чиновников, виновных в злоупотреблениях. Король был вынужден уступить, была создана комиссия для выработки реформ. Однако, чтобы держать горожан под угрозой, дофин приказал войскам занять Бастилию. В ответ на это 27 апр. 1413 вспыхнуло восстание, осн. движущей силой к-рого были связанные с корпорацией Большой бойни подмастерья - мясники, живодеры, дубильщики кож и др., их поддерживала беднота. Вождями восстания были привилегированные владельцы скотобоен, к-рых тайно подкупил глава бургиньонов герцог Бургундский, пытаясь использовать восстание в своих целях. Верхушка горожан и ун-т отмежевались от восставших. Восставшие во главе с мясниками, захватив оружие в ратуше, осаждали королев. дворец, требуя ареста и замены королев. чиновников людьми, уважаемыми народом. Они добились передачи в их руки городского управления и воен. охраны Парижа, обложили воен. налогом верхушку горожан и ун-т, громили дома отказывавшихся платить, убивали королев. приближенных. Восставшие добились принятия 26 мая парламентом ордонанса о реформах; однако этот ордонанс не отражал интересов всех участников движения. Выдвигая задачу централизации и улучшения гос. аппарата, он удовлетворял в осн. верхушку горожан и ун-т; подмастерья и беднота в результате-восстании ничего не получили. Испугавшись дальнейшего размаха движения, арманьяки и бургиньоны объединились и в кон. авг. 1413 жестоко подавили его. В сент. был отменен ордонанс.

Источн.: Juvénal des Ursins, Histoire de Charles VI, P., 1853; La chronique d'Enguerran de Monstrelet..., v. 1, P., 1857; L'ordonnance cabochienne, P., 1891.

Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, (тетрадь) 2, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. VI, М., 1939; Себенцова М. M., Кабошьены и ордонанс 1413 г., "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина", т. 37, в. 3, 1946; ее же, Восстание кабошьенов, "Труды Моск. гос. ист.-арх. ин-та", т. 12, 1958; Coville A., Les Gabochiens et l'ordonnance de 1413, P., 1888.

M. M. Себенцова. Москва.

КАБРАЛ

КАБРАЛ (Cabral), Педру Алвариш (1467 или 1468 - ок. 1520) - португ. мореплаватель. В молодости занимал ряд видных адм. постов, мореходного опыта не имел. В 1500 был назначен командиром большой флотилии, к-рая должна была проследовать в Индию по маршруту Васко да Гамы. 9 марта 1500 К. вышел из устья Тежу. Следуя на Ю. от о-вов Зеленого Мыса, К. далеко отклонился к З. и 22 апр. 1500 на 17° ю. ш. открыл принятую им за остров землю, к-рую назвал Землей Вера-Круш (в 1500 она была переименована в землю Санта-Круш, а через неск. лет за ней укрепилось неофиц. назв. Бразилия - Brasil). Затем К. отправился к мысу Доброй Надежды, близ к-рого во время бури потерял 4 корабля. Дойдя до Индии, подверг бомбардировке Каликут и заключил выгодные для Португалии соглашения с властителями городов Кочина и Каннанура. В янв. 1501 К. покинул Индию и в июле 1501 прибыл в Португалию с грузом инд. пряностей, стоимость к-рого превышала затраты на экспедицию. В дальнейшем не принимал участия в заморской экспансии.

Лит.: Магидович И. П., Очерки по истории географич. открытий, М., 1957.

КАБРЕРА-И-ГРИНЬО

КАБРЕРА-И-ГРИНЬО (Cabrera y Gricy), Рамон, граф Морелья (Morella) (27.XII.1806 - 24.V.1877) - исп. политич. деятель, один из воен. вождей карлистов. Войска К.-и-Г. действовали на Ю.-В. страны, в р-не Маэстрасго. В 1837 он участвовал в походе дона Карлоса старшего на Мадрид. После поражения в карлистской войне 1833-40 эмигрировал (1840) во Францию. Впоследствии возвратился в Испанию и участвовал в карлистской войне 1872-76. Умер в Англии.

КАБУЛ

КАБУЛ - столица Афганистана, расположен на р. Кабул. Нас. св. 400 т. ч. (1964). Торг.-пром., культурный и науч. центр. Время основания не установлено. Первое упоминание (Кабур, Карур) встречается у Птолемея. Входил в состав Кушанского царства, а затем гос-ва эфталитов. После распада гос-ва эфталитов (6 в.) К. правили местные правители - Кабул-шахи, исповедовавшие буддизм. В период арабских завоеваний подчинить К., но лишь номинально, удалось халифу Муавии (661-680). В 9 в. К. был завоеван Якубом ибн Лейсом из династии Саффаридов (861-900), после падения к-рых К. последовательно владели Саманиды, Газневиды, Тимуриды. В 1504 Бабур сделал К. столицей своего гос-ва. В 1738 К. был захвачен Надир-шахом Афшаром, с 1747 в составе афг. гос-ва - Дурранийской державы; при Тимур-шахе Дуррани (1773-93) К. стал столицей гос-ва. После распада державы Дуррани (1818) К. - центр Кабульского княжества, ставшего ядром, вокруг к-рого объединилось Афг. гос-во. Во время первой (1838-42) и второй (1878-80) англо-афг. войн был оккупирован англичанами и сильно разрушен. Ист. памятники К. и его окрестностей: открытые археологами в 1933 два буддийских храма 3 в. (у Тапа-Маранджан), остатки брахманского храма 4-7 вв. (Хайрхана; 12 км юго-западнее К.), развалины крепостной стены 8 в., цитадель Бала-Хиссар, гробница Бабура (16 в.), мечеть-гробница Тимур-шаха (17 в.). В новейшее время сооружены памятники: в честь победы при Майванде в 1880, Колонна Независимости, Триумфальная арка в Пагмане, мавзолей Надир-шаха и др. Ун-т, лицеи, Афг. академия, Ист. об-во, Кабульский музей и др.

М. Р. Арунова. Москва.

КАБУЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

КАБУЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО - афг. феод. кн-во в 19 в., возникло после распада Дурранийской державы, основатель К. к. - эмир Дост Мухаммед. Терр. княжества в 30-е гг. 19 в. простиралась с севера на юг от Парвана до Мукура и с запада на восток от Бамиана до Хайберского прохода. Его возвышению в известной мере способствовало удачное географич. расположение. Гос. устройство К. к. - феод. деспотия во главе с эмиром. С помощью наемной армии эмир вел завоеват. войны и подавлял нар. восстания и феод. мятежи. Среди афг. кн-в К. к. было наиболее сильным. Оно явилось центром объединения Афг. гос-ва в 19 в.

Лит.: Рейснер И. М., Возникновение и распад Дурранийской державы, в сб.: Очерки по новой истории стран Ср. Востока, М., 1951; Бабаходжаев М. A., Борьба Афганистана за независимость, М., 1960.

М. А. Бабаходжаев. Ташкент.

КАБУНАКАМА

КАБУНАКАМА - монопольные торг. гильдии и ремесл. цехи феод. Японии в 17-19 вв. Создавались под покровительством князей или пр-ва. К. своим патронам ежегодно выплачивали спец. налог - мёгакин. В К. господствовал крупный торг. капитал, подчинявший себе ремесло и домашнее производство. Особенно большой К. был "Токуми доя" (1694-1841) в Эдо (Токио). В 1841 К. были запрещены, в 1851 восстановлены и окончательно распущены в 1872.

Лит.: Искендеров А. A., Феодальный город Японии XVI столетия, М., 1961; Миямото Матадзи, Накамано кэнкю (Изучение Кабунакама)., Токио, 1938; его же, Нихон гирудо-но кайхо (Роспуск японских гильдий), Токио, 1957; Харада Томохико, Нихон хокэн тоси кэнкю (Феодальные города Японии), Токио, 1957; Эндо Мотоо, Сёкунин-но рэкиси (История ремесленников), Токио, 1959.

КАВА

КАВА (древнее назв. - Гематон) - город между 3-м и 4-м порогами Нила, на прав. его берегу (пров. Донгола, Судан). Основанное, возможно, в эпоху Среднего царства (20 в. до н. э.) поселение было перестроено фараоном Аменхотепом III и его преемником Эхнатоном (15 в. до н. э.). В 1930-31 и 1935-36 экспедиция Оксфордского ун-та вскрыла в К. храмы, сооруженные Эхнатоном и фараонами XXV (эфиопской) династии ("Большой" храм Тахарки). Обнаружены надписи, содержащие новые сведения о происхождении и истории этой династии, а также о нек-рых периодах существования Напатского царства (см. Напата, Нубия).

Лит.: Laming Macadam M. F., The temples of Kawa, v. 1-2, Oxf., 1949-55.

КАВАД I

КАВАД I (ум. в 531) - царь (488-496, 499-531) гос-ва Сасанидов. С целью ослабления политич. и экономич. могущества знати и жречества примкнул к маздакитам (см. Маздакитское движение) и провел ряд мероприятий, соответствовавших их программе. Ок. 496 был свергнут знатью, поставившей царем брата К. - Замаспа, бежал к эфталитам. С их помощью вернул престол (499), после чего еще продолжал политику, направленную против знати; предоставил сторонникам маздакизма важные посты в гос-ве. Вел успешную войну против Византии (502-505 или 506); отразил нашествие сев. гуннов. При К. был основан ряд городов, расширена сеть каналов и т. д., а также начата подготовка к внутр. реформам, получившим завершение при сыне К. Хосрове I Ануширване. К кон. правления порвал с маздакитами и с помощью своего третьего сына Хосрова (старший сын К. - Каус был воспитан маздакитами) организовал избиение сторонников маздакизма (528/529). С 527 вел новую войну с Византией, продолжавшуюся после его смерти.

Лит.: Дьяконов М. М., Очерк истории др. Ирана, М., 1961; Christensen A. E., Le règne du roi Kawadh I et le communisme mazdakite, Kbh., 1925. См. также лит. при ст. Маздакитское движение.

Э. А. Грантовский. Москва.

"КАВАЛЕРЫ"

"КАВАЛЕРЫ" (англ. - cavalier, от лат. caballus - конь) - во время англ. бурж. революции 17 в. - бранная кличка, данная сторонниками парламента своим противникам - роялистам, королев. офицерам и солдатам. Термин подчеркивал дворянский характер королев. армии, осн. значение в ней дворянской кавалерии. Это назв. появилось впервые в кон. 1641, во время столкновения у стен парламента между сторонниками короля и сторонниками парламента, и сохранилось на протяжении всей гражд. войны.

КАВАЛЛОТТИ

КАВАЛЛОТТИ (Cavallotti), Феличе (6.XII.1842 - 6.III.1898) - итал. политич. деятель, публицист, лит. критик. Еще юношей участвовал в гарибальдийских экспедициях 1860 и 1866, примыкал к левым мадзинистам. В 1868 участвовал в основании органа левых мадзинистов - миланской "Il Gazzettino rosa", большое внимание уделявшего социальному вопросу. В 1873 был избран в парламент и с этого времени являлся главой левой респ. оппозиции. Блестящий оратор и полемист, К. резко выступил против перехода ряда республиканцев на либерально-монархич. позиции (т. н. трансформизма), разоблачал политику пр-ва Криспи. К. участвовал в ряде политич. дуэлей, на одной из к-рых был убит.

Соч.: Opere, v. 1-10, Mil., (1895-96); L'Italia radicale. Carteggi di... 1867-1898, Mil., 1959.

КАВАЛЬЕ

КАВАЛЬЕ (Cavalier), Жан (1680-1740) - один из вождей восстания камизаров во Франции, представитель умеренного крыла движения. Обладал способностями воен. руководителя и организатора. После того как восставшие одержали ряд побед над правительств. войсками, королев. власть вынуждена была пойти на уступки - К. был подкуплен пр-вом и заключил соглашение с маршалом Вилларом. Получив чин полковника и пенсию, он поступил на службу к герцогу Савойскому, затем перешел к англ. королю. Был губернатором Джерси. В Англии опубликовал свои мемуары, ценный источник для изучения восстания камизаров.

Соч.: Mémoires sur la guerre des Cévennes, P., 1918.

Лит. см. при ст. Камизары.

КАВАМ-ЭС-САЛТАНЕ

Ахмед (1879-1955) - гос. и политич. деятель Ирана, брат Восуг-эд-Доуле. Крупный гилянский помещик. В 1910-11 - воен. мин., в 1911 - мин. внутр. дел, участвовал в подавлении иранской революции 1905-11. С июня 1921 по янв. 1922, будучи премьер-министром Ирана, руководил разгромом нац.-оовободит. движения в Гиляне и Хорасане. В июне 1922 - янв. 1923, авг. 1942 - февр. 1943, янв. 1946 - дек. 1947 - премьер-министр. Способствовал амер. экспансии в Иран. Инициатор приглашения в 1922 и 1942 в Иран амер. экономич. миссий (см. Мильспо миссии). Играл руководящую роль в подавлении демократич. движения в Иране в кон. 1946. Сорвал подписанное им сов.-иран. соглашение от 4 апр. 1946 о создании смешанного сов.-иран. об-ва по разведке и эксплуатации нефти на С. Ирана. Пр-во К. заключило 6 окт. 1947 соглашение с США о расширении полномочий амер. воен. миссии в Иране. 18 июля 1952 в результате интриг англ. и амер. империалистов, добившихся отставки пр-ва Мосаддыка, К. был назначен премьером, но в связи с нар. демонстрациями протеста 21 июля был вынужден уйти в отставку и бежать в Багдад. После этого политич. деятельностью не занимался. Умер в Тегеране.

М. С. Иванов. Москва.

КАВДИНСКОЕ УЩЕЛЬЕ

КАВДИНСКОЕ УЩЕЛЬЕ (лат. Furculae Caudinae) - узкое лесистое ущелье в горах Самния у г. Кавдия (Италия), где в 321 до н. э., во время 2-й Самнитской войны (327-304), рим. армия потерпела тяжелое поражение. Ее легионы, попавшие в ловушку, устроенную самнитским полководцем Понтием, капитулировали. Разоруженные и полураздетые воины были прогнаны "под ярмом", состоявшим из 2 копий, воткнутых в землю и соединенных вверху третьим. Римляне оставили самнитские города и выдали 600 заложников. Выражение "пройти под кавдинским ярмом" или "игом" означает испытать ужасное унижение.

Лит. см. при ст. Самнитские войны.

С. Н. Бенклиев. Воронеж.

КАВЕЛИН

Константин Дмитриевич (4.XI.1818 - 3.V.1885) - рус. историк, правовед и социолог, публицист бурж.-либерального направления. Дворянин. В 1839 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та, в 1844-48 - его адъюнкт. В 1857-61 - проф. Петерб. ун-та. В 40-е гг. - западник, близок Т. Н. Грановскому, А. И. Герцену. В 1855 составил и распространял в списках "Записку" об освобождении крестьян с землей за выкуп при помощи гос-ва, опубл. в "Голосах из России" Герценом и Чернышевским в "Современнике" (1858, кн. 4-я), что послужило поводом к отстранению К. от чтения лекций по истории и правоведению наследнику престола. В период подготовки и проведения крест. реформы 1861 с либеральных позиций поддерживал правительств. начинания. Уже в конце 1861 умеренный либерализм К. вылился в более определ. симпатии к самодержавию и в прямое противодействие революц.-демократич. силам. В брошюре "Дворянство и освобождение крестьян" (1862) К. выступил против конституции с апологией сильной самодержавной власти. К. оправдывал расправу царизма над Н. Г. Чернышевским. С кон. 50-х гг. все более сближался со славянофилами в оценке общины, православия и самодержавия. В 1866 представил царю глубоко консервативную записку "О нигилизме и мерах против него необходимых". В 60-80-х гг. К. с позиций агностицизма и позитивизма выступал против материализма в вопросах психологии и этики ("Задачи психологии", 1872; "Задачи этики", 1885).

Ист. взгляды К., ставшего наряду с Б. Н. Чичериным основателем государственной школы, наиболее отчетливо сформулированы в работах: "Взгляд на юридич. быт Древней России" (1847), "Краткий взгляд на рус. историю" ("PC", 1887), "Мысли и заметки о рус. истории" ("BE", 1866). Опираясь на филос. концепцию Гегеля, К. развивал идею о решающей роли гос-ва в жизни народа. По мнению К., гос-во явилось высшей формой обществ. бытия, завершающим этапом истории России, к-рому предшествовала мирная эволюция от родовых или семейных отношений к вотчинным; важные вехи этого процесса - деятельность Ивана IV и особенно Петра I. Эта схема рус. истории у К. противоречива, поскольку наряду с утверждением органичности ист. развития доказывала самобытность рус. нар. жизни, историю России противопоставляла истории Запада. Специфич. особенностью творчества К. являлось то, что общие вопросы истории он освещал через призму правовых отношений, придавая своему изложению, обличенному в публицистич. форму, остро политич. смысл. Его соч. содержат филос. обоснование тех или иных ист. процессов при слабой фактич. аргументации. Обширный архив К. хранится в Ин-те рус. лит-ры и языка и в Рукописном отд. Б-ки им. В. И. Ленина.

Соч.: Собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1897-1900; Из лит. переписки К. Д. Кавелина (1847-84 гг.), "РМ", 1892, кн. 1, 3, 5, 10, 1895, кн. 2, 1896, кн. 2, 1897, кн. 1; Записка К. Д. Кавелина о нигилизме (публ. П. А. Зайончковского), "ИА", 1950, No 5; Письма К. Д. Кавелина и И. С. Тургенева к А. И. Герцену, Женева, 1892.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 204); Корсаков Д. A., К. Д. Кавелин, Очерк жизни и деятельности, СПБ, 1896; Рубинштейн Н. Л., Рус. историография, М., 1941; Тальников Д. Л., Концепция Кавелина и ист. взгляды Белинского, "ВИ", 1956, No 9; Розенталь В. Н., Петербург. кружок К. Д. Кавелина в кон. 40-х и в нач. 50-х гг. XIX в., "Уч. зап. Рязан. гос. пед, ин-та", 1957, т. 16; ее же, Идейные центры либерального движения в России накануне революц. ситуации, в сб.: Революц. ситуация в России в 1859-1861 гг., (т. 3), М., 1963; ее же, Первое открытое выступление рус. либералов, в 1855-56 гг., "ИСССР", 1958, No 2; Иллерицкий В. Е., О гос. школе в рус. историографии, "ВИ", 1959, No 5; Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960.

И. В. Порох. Саратов.

КАВЕНДИШ

КАВЕНДИШ (Cavendish), Фредерик Чарлз, лорд (30.XI.1836 - 6.V.1882) - англ. политич. деятель, либерал. С 1865 - чл. парламента, в 1872-73 - личный секретарь Гладстона. В 1882 пр-во Гладстона назначило К. гл. секретарем по делам Ирландии. 6 мая 1882, на следующий день после прибытия К. в Дублин, он и его помощник Т. Борк, с именем к-рого были связаны жестокие репрессии против участников ирл. освободит. движения, были заколоты кинжалами в Финикс-парке членами ирл. террористич. орг-ции "Непобедимые". Этот акт послужил поводом для новых репрессий со стороны англ. пр-ва.

КАВЕНЬЯК

1

(Cavaignac), Годфруа Элеонор Луи (1801 - 5.V.1845) - франц. политич. деятель, журналист, республиканец. Входил в тайное общество карбонариев, принимал участие в Июльской революции 1830. В период Июльской монархии был одним из руководителей тайного "Общества друзей народа", участвовал в респ. восстаниях в Париже (май 1832 и апрель 1834). В нач. 30-х гг. сотрудничал в газ. "La Tribune" и "Revue républicaine". Неоднократно подвергался тюремному заключению. В 1835-41 находился в эмиграции в Великобритании. После возвращения во Францию (1841) сотрудничал в газ. "La Réforme".

2

(Cavaignac), Луи Эжен (15.X.1802 - 28.Х.1857) - франц. гос. деятель, генерал. Бурж. республиканец. В 1831-48 принимал участие в завоевании Алжира. В февр.-мае 1848 - воен. губернатор Алжира; в мае-июне 1848 - воен. министр, жестоко подавил Июньское восстание 1848 парижских рабочих. 29 июня - 20 дек. 1848 - глава пр-ва Второй республики. На президентских выборах 1848 выставлялся одним из кандидатов, однако избран не был. Имя К. как палача рабочих стало нарицательным.

Лит.: (Молок А. И.), Наступление контрреволюции во Франции. От Кавеньяка к Луи Бонапарту, в кн.: Революции 1848-1849, т. 1, М., 1952, с. 690-98.

3

(Cavaignac), Эжен (p. l9.VIII.1876) - франц. историк, проф. древней истории Страсбургского ун-та и Парижского католич. ин-та. Внук ген. Л. Э. Кавеньяка. К. - автор значит. числа работ по истории Древнего мира, а также гл. редактор многотомного издания "Histoire du monde" (v. 1-8, P., 1924-1948). В этом издании ряд томов, посвященных древней истории, был написан непосредственно К. Для трудов К. характерна ярко выраженная антидемократич. тенденция, проявившаяся, в частности, в противопоставлении гос. строя Спарты афинской демократии, при этом последняя рассматривалась К. как анархия.

Соч.: Histoire de l'antiquité, v. 1-3, P., 1913-19; Histoire générale de l'antiquité, P., 1946; Sparte, P., (1948); Les Hittites, P., (1950); Etude synoptique des civilisations, P., (1955).

В. A. Дунаевский. Москва.

"КАВКАЗСКАЯ СТАРИНА"

"КАВКАЗСКАЯ СТАРИНА" - журнал исторический, археологический, этнографический и библиографический. Издавался ежемесячно в Тифлисе в 1872-73. Редактор А. Д. Ерицов. Публиковал ист. док-ты, переводы кавк. летописцев, статьи по истории Востока, описания памятников старины, обычаев и обрядов, игр народностей Кавказа; их песни, пословицы и поговорки, легенды, предания, сказки; помещал аннотированную библиографию о Кавказе.

КАВКАЗСКИЕ ВОЙНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАВКАЗСКИЕ УКРЕПЛЕННЫЕ ЛИНИИ

КАВКАЗСКИЕ УКРЕПЛЕННЫЕ ЛИНИИ - система укреплений, сооруженных рус. войсками в ходе Кавказских войн. Состояли из укреплений и казачьих станиц (Моздок, Грозная, Владикавказ, Георгиевская, Усть-Лабинская, Екатеринодар и др. - всего св. 20), между к-рыми на расстоянии 25-30 км располагались отд. форты или редуты, а через каждые 3-5 км наблюдат. посты (пикеты). Строительство К. у. л. началось в 1735-39 сооружением крепости Кизляр и укреплений по р. Терек. В 1763-69 укрепления продолжены до Моздока, в 1777-80 через Ставрополь к Азову, но уже в 1778 (окончательно в 1792) правый фланг линии был перенесен на р. Кубань, а в 1792-98 центр продвинут до Пятигорска-Баталпашинска (ныне г. Черкесск). В 1784 укрепления сооружены по Военно-Грузинской дороге, где был заложен Владикавказ. К 1785 все укрепления составили единую Кавк. линию, разделенную позднее на лев. фланг, центр, прав. фланг и Черноморскую кордонную линию (от Усть-Лабинской до устья Кубани). В 1817-23 сооружена линия укреплений по р. Сунжа с крепостью Грозная, а к В. от Чечни неск. укреплений и крепости Внезапная, Бурная, а позднее (1832) Темир-Хан-Шура. Центр К. у. л. был продвинут до верховьев pp. Кубань и Малка. В 1830 между Дагестаном и Кахетией сооружена Лезгинская кордонная линия (Кварели-Закаталы), в 1837-39 - Черноморская береговая линия (Анапа-Сухум). К 1840 вся эта система была дополнена линиями укреплений по р. Лаба, к 1850 по р. Уруп и к 1857-58 по р. Белая, где основан Майкоп. В 1860 К. у. л. были упразднены.

И. В. Бестужев. Москва.

КАВКАЗСКИЙ КОМИТЕТ

КАВКАЗСКИЙ КОМИТЕТ - особый междуведомственный орган, созданный в 1840 царским пр-вом для разрешения вопросов, связанных с включением Кавказа в состав Росс. империи. Был образован в связи с введением на Кавказе общеросс. системы управления. В дальнейшем стал постоянным органом, руководившим гражд. деятельностью царской администрации на Кавказе. Пред. К. к. был воен. министр граф А. И. Чернышев, затем ген.-адъютант граф А. Ф. Орлов, членами: министры финансов, гос. имуществ, юстиции, внутр. дел, а также наследник престола, шеф жандармов и др. сановники, назначенные царем. В 1882, после ликвидации Кавк. наместничества и учреждения нового адм. устройства на Кавказе, К. к. был закрыт.

"КАВКАЗСКИЙ СБОРНИК"

"КАВКАЗСКИЙ СБОРНИК" - журнал, издававшийся в Тифлисе в 1876-1912 воен.-историч. отделом штаба Кавк. воен. округа. Вышло 32 т. В "К. c." печатались документы и материалы по истории Кавказских войн.

КАВКАЗСКИЙ СОЮЗНЫЙ КОМИТЕТ РСДРП

КАВКАЗСКИЙ СОЮЗНЫЙ КОМИТЕТ РСДРП (КСК) - руководящий орган Кавк. союза РСДРП в 1903-06; создан на 1-м съезде с.-д. орг-ций Кавказа в марте 1903 в Тифлисе, на к-ром присутствовало 15 делегатов от Тифлисского, Бакинского и Батумского к-тов, кутаисской, чиатурской, озургетской, горийской и михайловской групп РСДРП. Съезд признал руководящим органом партии ленинскую "Искру", принял проекты программы и устава партии, разработанные редакцией "Искры" для II съезда РСДРП, и избрал делегатов на II съезд РСДРП, поручив им отстаивать ленинско-искровские принципы. В избранный съездом КСК вошли: М. З. Бочоридзе, Б. М. Кнунянц, Ф. И. Махарадзе, И. В. Сталин, А. Г. Цулукидзе, М. Г. Цхакая и др., в дальнейшем в КСК в разное время входили Н. H. Аладжалова, B. C. Бобровский, М. Давиташвили, П. А. Джапаридзе, Д. С. Постоловский, С. С. Спандарян, С. Г. Шаумян и др. В сент. 1903 ЦК РСДРП утвердил Кавк. союз в качестве районной орг-ции партии. Согласно уставу, принятому на 2-м съезде Кавк. союза РСДРП (окт. 1903), задачей КСК являлось объединение деятельности местных парт. к-тов на основе принципа пролет. интернационализма, создание марксистской лит-ры на нац. языках. На съездах и конференциях КСК обсуждались доклады ЦК РСДРП, отчеты КСК, местных парт. к-тов; вопросы о вооружении и подготовке к вооруж. восстанию и др. Союз издавал нелегально газ. "Борьба пролетариата" и "Листок борьбы пролетариата" на груз., арм. и рус. яз., имел крупную подпольную Авлабарскую типографию. Кавк. союз являлся боевым отрядом росс. с.-д-тии, был тесно связан с В. И. Лениным, руководил политич. демонстрациями и забастовками пролетариата Закавказья, неуклонно боролся против меньшевизма, активно участвовал в борьбе за созыв III съезда партии. В. И. Ленин оказывал постоянную помощь КСК посылкой опытных работников партии, литературой, давал конкретные указания о работе и т. д. В связи с созданием накануне IV съезда РСДРП (1906) объединенных парт. к-тов КСК прекратил свою деятельность.

Лит.: Ленин В. И., Кавказскому Союзному комитету. Соч., 4 изд., т. 34; его же, Центральному Комитету РСДРП, там же, с. 289-90; Листовки Кавказского Союза РСДРП. 1903-1905 гг., М., 1955; Очерки истории Коммунистической партии Грузии (1883-1921), ч. 1, Тб., 1957; Жвания Г. К., В. И. Ленин и Кавказский Союз РСДРП, Тб., 1956; Мамиконян К. A., B. И. Ленин и большевистские организации Закавказья. 1893-1907, Ер., 1961.

С. И. Елкина. Москва.

КАВТАРАДЗЕ

Сергей Иванович (p. 15.VIII.1885) - деятель революц. движения. Чл. Коммунистич. партии с 1903. Род. в с. Зоврети Кутаисской губ. в дворянской семье. В 1915 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. Парт. работу вел в Кутаисе, Батуме, Тифлисе, Баку, Петербурге. В 1904 был чл. Имеретино-Мингрельского к-та РСДРП. Подвергался арестам и высылкам. В 1912-14 постоянный сотрудник редакции газ. "Правда". После Февр. революции 1917 чл. Кавк. краевого к-та РСДРП и редактор газ. "Кавказский рабочий". Делегат VI съезда РСДРП(б). В марте 1918 вел парт. работу на Сев. Кавказе. После возвращения в Грузию был дважды (в 1919 и 1920) арестован меньшевистским пр-вом Грузии, сидел в тюрьме. После установления Сов. власти в Грузии - пред. ревкома в Батуми, затем нар. комиссар юстиции, пред. СНК Груз. ССР. В 1923-24 - советник сов. посольства в Анкаре. В 1924-28 - зам. гл. прокурора Верх. суда СССР. За участие в троцкистской оппозиции в 1927 исключался из партии XV съездом ВКП(б); в 1940 был восстановлен в партии. В 1941-45 - сотрудник МИД СССР, зам. мин. иностр. дел СССР; в 1945-52 - посол в Румынии. С 1954 - персональный пенсионер. Деп. Верх. Совета Груз. ССР. Делегат XXII съезда КПСС (1961).

Лит.: Деятели революционного движения в Грузии. (Биографич. сб.), Тб., 1961 (на груз. яз.).

КАВУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАГАМЕ

Алексис (р. 1912) - руандийский историк, писатель, лингвист, поэт. Окончил начальную духовную семинарию в г. Кабгае и высшую духовную семинарию в Астриде. В 1941 получил сан священника. В 1941-43 - редактор, затем гл. редактор издававшейся на языке киньяруанда (уруньяруанда) газ. "Киньяматека". С 1946 редактировал газ "Voix du Congolaise". Автор ряда работ по истории и нормам обычного права Руанды в доколониальный период, исследований, посв. руандийскому фольклору и языку киньяруанда; составитель киньяруанда-франц. словаря. Перу К. принадлежат стихотворные произв. на яз. киньяруанда, рассказывающие о героич. прошлом Руанды, ее обычаях и законах, а также юмористич. поэмы, в основу к-рых положен руандийский фольклор.

Соч.: La notion de génération appliquée а la généalogie dynastique et а 1'histoire du Rwanda des X-XI siècles а nos jours, (Brux., 1959); Les organisations socio-familiales de l'ancien Rwanda, Brux., 1954; Le Code des institutions politiques du Rwanda précolonial, (Brux., 1952); Inganji Karinga, 1943.

КАГАН

КАГАН - титул главы гос-ва у мн. тюркоязычных народов периода раннего средневековья. Термин "К." впервые упоминается в кит. летописях под 312. Первоначально титул К. закрепился за владетелями жужаней, с сер. 6 в. его приняли правители Тюркского каганата и затем он перешел к др. тюркоязычным народам и гос-вам, к-рые были генетически с ним связаны (авары, енисейские киргизы, печенеги, хазары и др.). После освобождения полян в кон. 8 - нач. 9 вв. от власти хазар титул К. приняли киевские князья, подчеркивая независимость Киевской Руси от Хазарского каганата (на Руси он бытовал до кон. 12 в.). В Монг. империи термин "К." стал употребляться в значении "император", ханами именовали подвластных империи правителей. Позднее дифференциация между терминами "К." и "хан" стерлась и остался лишь последний в значении "император", "царь".

Предыдущая страница Следующая страница