Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "И" (часть 9, "ИОА"-"ИРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 9, "ИОА"-"ИРА")

ИОАННЭ САБАНИСДЗЕ

ИОАННЭ САБАНИСДЗЕ (8 в.) - груз. писатель. Автор замечат. памятника агиографич. лит-ры "Мученичество Або Тбилели", в к-ром сюжет о казни арабами ремесленника-араба Або, принявшего христианство, использован для того, чтобы пробудить среди грузин ненависть к иноземным угнетателям и поднять население на борьбу с ними. И. С. описал тяжелое положение груз. народа под гнетом арабов. Идеи И. С. оказали большое влияние на груз. лит-ру 9-10 вв.

Публ.: Кекелидзе К., Раннефеод. груз. лит-ра, Тб., 1935, с. 55-80 (на груз. яз.); Schultze K., Das Martyrium des heiligen Abo von Tiflis, в кн.: Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, Bd 13, H. 4, Lpz., 1905.

Лит.: Кекелидзе К., Конспективный курс истории др.-груз. лит-ры, Тб., 1939, с. 19-23 (на груз. яз.).

ИОАННЭ-ЗОСИМЭ

ИОАННЭ-ЗОСИМЭ - груз. писатель 10 в., автор ряда соч., содержащих ценные сведения по истории Грузии, в т. ч. "Похвалы и славословия груз. языку", проникнутой патриотизмом и любовью к родному языку и лит-ре. Переписал много рукописей, составил сборники церк. песен, календари, при составлении к-рых проводил греч. и груз. летосчисление. Деятельность И.-З. проходила в груз. церкви в Палестине, а затем в груз. монастыре на Синае.

Лит.: Кекелидзе К., История груз. лит-ры, т. 1, Тб., 1960, с. 164-170 (на груз. яз.).

ИОАСАФОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

ИОАСАФОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - рус. летопись 16 в.; названа по имени митрополита Иоасафа, к-рому некогда принадлежала; охватывает события 1437-1520. Содержит сведения (в т. ч. отсутствующие в др. летописях) об объединении рус. земель вокруг Москвы, внутр. и внеш. политике Руси. В основу И. Л. положен Моск. летописный свод кон. 15 в., она была составлена, очевидно, в митрополичьей канцелярии. Сохранилась в одном списке 20-40-х гг. 16 в.

Публ.: Иоасафовская летопись, М., 1957.

Лит.: Шахматов А. A., Иоасафовская летопись, "ЖМНП", 1904, No 5; Пресняков А. Е., Иоасафовская летопись, в сб.: ИЗ, Гт.) 8, (М.), 1940.

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Калабрийский) (итал. Gioacchino da Fiore, лат. Joachimus Florensis) (ок. 1132-1202) - итал. ср.-век. мыслитель-мистик, монах. Род. в семье крестьянина, в Калабрии. В своих соч. рассматривал историю человечества как прогрессивное развитие от рабства к свободе, проходящее через 3 состояния мира - 3 статуса (соответствующие у него 3 лицам христ. троицы) и ведущее к наступлению "царства мира и правды на земле". Хилиастич. учение И. Ф., противоречащее традиц. церк. представлениям о неизменности земной жизни и успокоении человечества в "царстве небесном", неоднократно осуждалось католич. церковью (на 4-м Латеранском соборе 1215, на поместном соборе в Арле 1263). Оно оказало сильное влияние на развитие нар. еретич. движений (см. Иоахимиты, Дольчино, Апостолики). К учению И. Ф. проявлял значит. интерес Т. Мюнцер. Бурж. историография, как католическая (напр., нем. ученые В. Прегер, И. Хук), так и протестантская (напр., нем. ученые Х. Рейтер, А. Гаусрат), отрицает социальный смысл учения И. Ф. Сов. историография единодушно признает социальную направленность учения И. Ф. и связывает ее с конкретными условиями итал. жизни 12 в., но в оценке идеи развития, содержащейся в работах И. Ф., в вопросе о наличии в его взглядах социально-утопич. идей и о том, интересы каких социальных слоев феод. общества он отражал, существуют 2 точки зрения (см. работы С. М. Стама и М. M. Смирина).

Соч.: Concordia novi et veteris testamenti, Venetiis, 1519; Psalterium decem chordarum, Venetiis, 1527;. Expositio in Apocalypsim..., Venetiis, 1527; Tractatus super quattuor Evangelia, Roma, 1930.

Лит.: Добиаш-Рождественская О. A., Нек-рые проблемы иоахимизма и петерб. рукопись соч. Иоахима Флорского, "ЖМНП", 1913, No 6; Смирин М. M., Нар. реформация Томаса Мюнцера и Великая крест. война, М., 1955, ч. 1, гл. 2; Стам С. М., Учение Иоахима Калабрийского, "ВИРА", 1959, No 7; Grundmann H., Studien über Joachim von Floris, Lpz., 1927; Bignami-Odier J., Travaux récents sur Joachim de Flore, "Le Moyen Age", 1952, No 1-2.

С. M. Стам. Саратов.

ИОАХИМИТЫ

ИОАХИМИТЫ - последователи и активные пропагандисты хилиастич. учения (см. Хилиазм) Иоахима Флорского, представители радикально-еретич. течения в странах Зап. Европы в 13-15 вв. Среди них наиболее значительны спиритуалы, фратичелли и др. И. был Бернар Делисье, активный борец против инквизиции в Лангедоке в нач. 14 в. Впервые иоахимовский хилиазм с открытой освободит. борьбой соединил Дольчино. При различиях И. в разных странах они почти всегда были идеологами крест.-плебейской ереси. Церковь беспощадно преследовала И., многие из них погибли в застенках инквизиции и на костре.

Лит.: Котляревский С. A., Францисканский орден и рим. курия в XIII и XIV вв., М., 1901.

ИОВ

ИОВ - первый рус. патриарх, ставленник Бориса Годунова. В 1588 Годунову удалось добиться согласия константинопольского патриарха Иеремии на установление патриаршества в России, что сильно укрепило положение рус. церкви. В янв. 1589 в Москве церк. собор избрал патриархом И. После смерти Федора Ивановича в 1598 И. содействовал избранию царем Б. Годунова. В июне 1605 И. сведен с патриаршего престола и сослан в Старицкий монастырь боярами, противниками Годуновых, признавшими царем Лжедмитрия I.

Лит.: Доклад государю царю Федору Иоанновичу от цареградского патриарха Иеремии..., СГГД, ч. 2, М., 1819, No 58; Грамота уложенная: об учреждении в России патриаршего престола, там же, No 59; ПСРЛ, т. 14, ч. 1, СПБ, 1910, с. 38; Платонов С. Ф., Борис Годунов, П., 1921.

ИОВ БОРЕЦКИЙ

ИОВ БОРЕЦКИЙ (до принятия монашества - Иван Матвеевич) (ум. 2.III.1631) - киевский митрополит (с 1620), глава православной церкви на Украине, выходец из Галиции. С 1604 - ректор Львовской братской школы, с 1617 - Киевской. И. боролся против насаждения на Украине польск. пр-вом католицизма, выступал против униатской церкви. Был сторонником рус. ориентации и способствовал установлению тесных политич. связей с Россией. В 1624 поставил перед рус. пр-вом вопрос о присоединении Украины к России. Считают, что И. - автор полемич. трактата - "Протестации", содержащего протест против репрессий Польши в отношении казачества и всего укр. народа.

ИОВИЙ ПАВЕЛ НОВОКОМСКИЙ

ИОВИЙ ПАВЕЛ НОВОКОМСКИЙ - см. Павел Иовий Новокомский.

ИОГИХЕС

ИОГИХЕС (Jogihes), Лео (17.VI.1867 - 20.III. 1919) - деятель польск. и нем. рабочего движения. См. Тышка, Ян.

ИОМУТЫ

ИОМУТЫ - иомуды, - туркм. племя. См. Туркмены.

ИОНА

ИОНА (ум. 1461) - моск. митрополит (с 1448), до этого епископ рязанский. В период феод. войны 1425-1453 поддерживал вел. кн. Моск. Василия II Васильевича. Василий II отверг кандидата константинопольского патриарха на рус. митрополию грека Исидора, признавшего Флорентийскую унию, арестовал его (1441) и низложил, а затем предложил в митрополиты И., к-рый в 1448 был утвержден собором рус. епископов. Это свидетельствовало об установлении фактич. независимости рус. церкви от константинопольской патриархии. Церковью И. признан "святым" и канонизирован.

ИОНИЙЦЫ

ИОНИЙЦЫ - ионяне (Iones), - одна из осн. групп др.-греч. племен. И. получили назв. от легендарного героя Иона, родоначальника племени. Окончательно оформились в период дорийского переселения (см. Дорийцы). Занимали терр. Аттики, часть о. Эвбея, о-ва Хиос, Самос, Наксос и др., часть побережья М. Азии (обл. Иония) с городами Милет, Приена, Эфес и др. С cep. 7 в. до н. э. начинается колонизация ионийцами (в значит. степени Милетом) берегов Черного и Мраморного морей, в частности Сев. Причерноморья. На ионийском диалекте, к-рый получил широкое распространение, сохранилась большая лит-ра (соч. Геродота и др., элементы этого диалекта сильны в поэмах Гомера) и значит. количество эпиграфич. памятников.

Лит.: Тюменев А. И., К вопросу об этногенезе греч. народа, "ВДИ", 1953, No 4, 1954, No 4.

ИОНИЯ

ИОНИЯ ('Ionia) - др.-греч. назв. прибрежной полосы средней части зап. берега М. Азии и прилегающих о-вов между городами Фокеей и Милетом. Во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. И. была заселена греками - ахейцами, позднее колонизована ионийцами. Через И. шли оживленные торг. и культурные связи стран Востока со странами Запада. Транзитная торговля и ремесл. развитие городов И. способствовали процветанию И. и ее ведущей роли вплоть до греко-персидских войн. В 8-7 вв. до н. э. И. являлась центром колонизации и мощным очагом др.-греч. культуры.

Лит.: Хогард Д. Г., Иония и Восток, пер. с англ., СПБ, 1914; Cook J. M., The Greecks in Ionia and the East, N. Y., 1963.

ИОППИЯ

ИОППИЯ - царковно-славянское название Яффы.

ИОРГА

ИОРГА (Iorga), Николае (18.VI.1871 - 28.XI.1940) - рум. политич. деятель, историк, литературовед. Учился в Ясском, Парижском, Берлинском и Лейпцигском ун-тах. Проф. Бухарестского ун-та (с 1894), чл. Рум. академии (с 1910). В 1906 был одним из основателей реакц. Нац.-демократич. партии. В 1918-20 - пред. Нац. собрания, в 1931-32 - премьер-министр и мин. нар. образования. Автор многочисл. работ по истории Румынии, Турции, балканских стран. В ранних работах, напр. в "Истории рум. народа в рамках его гос. формации" ("Geschichte des rumänischen Volkes im Rahmen seiner Staatsbildungen", Bd 1-2, Gotha, 1905), собрал обширный фактич. материал, свидетельствующий о значит. роли славян в формировании рум. народа. Позднее, в работах "История румын и их цивилизации" ("Histoire des roumains et de leur civilisation", P., 1920), "Место румын во всемирной истории" ("La place des roumains dans l'histoire universelle", v. 1-3, Buc., 1935), "История румын" ("Istoria românilor", v. 1-9, Buc., 1936-38) и др. националистически извращал историю рум. народа, замалчивая освободит. движение нар. масс, фальсифицировал источники. Придерживавшийся англо-франц. ориентации, И. в последние годы жизни осуждал агрессивную политику гитлеровской Германии. Убит фашистами из "Железной гвардии".

Соч. (кроме указ. в ст.): Geschichte des Osmanischen Reiches, Bd 1-5, Gotha, 1908-13; Notes et extraits pour servir а l'histoire des croisades au XV siècle, v. 1-3, P., 1899-1916; Points de vue sur l'histoire du commerce de l'Orient au Moyen âge, (s. l.), 1924; Essai de synthèse de l'histoire de l'humanité, v. 1-4, P., 1926-28.

A. M. Телефус. Москва.

ИОРГАН-ТЕПЕ

ИОРГАН-ТЕПЕ - холм в Сев. Месопотамии (в 13 км к Ю.-З. от г. Киркук в Ираке) с остатками древнего поселения. Содержит слои периода энеолита (2-я пол. 4-го тыс. до н. э.). Затем следуют остатки шумеро-аккадского поселения (г. Гасур), в к-ром найдено значит. число таблеток (2-й пол. 3-го тыс. до н. э.), содержащих сведения о торг. сделках, описи ремесл. изделий и т. п. Полностью изучен акрополь хурритского (см. Хурриты) города Нуза (Нузу, Нузи - 1-я пол. 2-го тыс. до н. э.). Широкой мощеной улицей акрополь разделен на две части - дворцовую и храмовую. Дворец включает более 100 комнат. Выделяются парадные помещения, стены к-рых украшены росписью. Храм по сравнению с дворцом невелик. Город был окружен стеной, за к-рой находились пригородные дома. Жители занимались земледелием и скотоводством. Все орудия изготовлены из меди. Посуда - расписная. В Нузе найдено неск. тысяч таблеток из офиц. и частных архивов, содержащих сведения по истории хурритского общества. Город был разрушен ассирийцами в сер. 2-го тыс. до н. э. В парфяно-сасанидское и мусульм. время И.-Т. использовалось в качестве кладбища.

Лит.: Starr R. F., Nuzi. Report of the excavations of Yorgan-Tepa near Kirkuk, "Iraq", Camb., 1937-39, v. 1-2; Янковская Н. Б., Хурритская Аррапха, "ВДИ", 1957, No 1.

Ю. А. Заднепровский. Ленинград.

ИОРДАН

ИОРДАН (Jordanis, Jordanes) - готский историк 6 в. Гот (остгот) по происхождению, И. был секретарем аланского военачальника Гунтигиса Базы, состоявшего на службе у Вост. Рим. империи. Позднее И., возможно, принял духовное звание (был католиком); в нек-рых рукописях именуется епископом. Гл. соч. И. "О происхождении и деяниях гетов" ("De origine actibusque Getarum", сокр. "Getica") - один из важнейших источников по истории готов, Сев. Причерноморья и всего периода истории Великого переселения народов. Будучи по содержанию сокращенным изложением не дошедшего до нас труда Кассиодора, соч. И. содержит и сведения, к-рые он описал как очевидец событий; И. использовал также нар. эпос готов. "Getica" описывает историю готов, начиная с их переселения из Скандинавии и вплоть до войны остготов с Византией (труд был закончен в 551 и доведен до этих лет). Политич. тенденция соч. И. отражает настроения той части остготской знати, к-рая желала соглашения с Византией, хотя бы ценой подчинения остготов последней. Труд И. содержит сведения и о др. племенах, в частности краткие, но очень ценные данные о древнейших славянах. Др. соч. И. - "Римская история" ("De summa temporum vel origine actibusque gentis Romanorum", сокр. "Romana") - компиляция из трудов Флора, Иеронима, Орозия и др., самостоят. значения не имеет.

Изд.: Iordanis Romana et Getica, ed. Th. Mommsen, MGH, Auct. antiquiss., t. 5, pt. 1, 1882; Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica. Вступит. ст., пер., комментарий Е. Ч. Скржинской, М., 1960 (имеется обширная библиогр.).

А. Р. Корсунский. Москва.

ИОРДАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОРДАНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

ИОРДАНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ИКП) - осн. в 1951 в результате слияния группы арабов-коммунистов, ранее объединявшихся в Лиге нац. освобождения, созданной в 1943 в Палестине и возглавлявшейся Фуадом Нассаром, и марксистских кружков Заиорданья (Трансиордании). В программе ИКП, принятой в 1951, указано, что осн. цель партии - борьба за уничтожение господства империализма и ликвидация феодализма в Иордании; установление нац.-демократич. строя; осуществление этой цели может быть достигнуто лишь на основе прочного союза рабочего класса со всеми антифеод. и антиимпериалистич. силами. ИКП активно участвовала в освободит. движении 1955-56. На парл. выборах 1956 ИКП получила 2 места. Представители ИКП участвовали в конгрессе Фронта нац. освобождения (апр. 1957). Лозунг партии, выдвинутый в 1957, - "Нац. единство против империализма и реакции", был поддержан широкими массами трудящихся и нац. буржуазией, недовольной политикой правящих кругов Иордании. После реакц. переворота 1957 ИКП была запрещена, мн. члены партии арестованы (в 1961 более 500 чл. партии томилось в тюрьмах и концлагерях). ИКП решительно выступает за полное освобождение страны от империалистич. зависимости во всех ее формах, за социальный прогресс, улучшение положения трудящихся. В Обращении ЦК ИКП 1961 ИКП призвала для достижения этих целей к объединению всех нац. сил. Состоявшийся в окт. 1964 Пленум ЦК ИКП одобрил активизировавшееся в араб. странах движение за араб. единство и курс нек-рых араб. гос-в, направленный на некапиталистич. путь развития. Делегации ИКП участвовали в Моск. совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий в 1957 и 1960 и подписали документы, принятые этими совещаниями. ИКП одобрила Декларацию Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран (1957).

Первый секретарь ЦК ИКП - Фуад Нассар. ЦО партии - газ. "Аль-Мукавама аш-шаабия" ("Народное сопротивление"), осн. в 1949, теоретич. орган - журн. "Аль-Хакыка" ("Правда"), с 1961; выходят нелегально.

ИОСАФАТ КУНЦЕВИЧ

ИОСАФАТ КУНЦЕВИЧ (1580-1623) - полоцкий униатский архиепископ с 1618. Сын ремесленника, в Вильно сблизился с иезуитами, перешел из православия в унию, окончил там иезуитскую коллегию. Был настоятелем ряда униатских монастырей. Жестокими мерами насаждал церк. унию в Белоруссии, что вызвало всеобщую ненависть к "папежнику" и "душехвату", как в народе называли И. К. B 1623 горожане Витебска, поддержанные жителями др. белорус. городов и нек-рых сел, а также укр. казаками и Виленским братством, подняли восстание и убили И. К. В 1865 римский папа канонизировал И. К. Его именем ныне назван "Вост. ин-т" в Риме - центр антисов. деятельности.

Лит.: Говорский К., Иоасафат Кунцевич, полоцкий - униятский архиепископ, Вильно, 1865; Правда об Иосафате Кунцевиче, Вильно, 1896; Похилевич Д. Л., Згубна роль церк. унiï в iсторiï укр. народу, К., 1958.

ИОСИДА

Сигэру (р. 22.IX.1878) - япон. политич. деятель. В мае 1946 - дек. 1954 (с перерывом июнь 1947- окт. 1948) являлся премьер-министром 5 кабинетов министров. В мае 1946 - дек. 1954 - президент Либеральной партии. Будучи премьер-министром, занимал антисов. позицию, активно выступал за усиление связей Японии с США, провел ряд законодат. мероприятий, направленных на ущемление прав профсоюзов.

ИОСИФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИОСИФ АРГУТИНСКИЙ

ИОСИФ АРГУТИНСКИЙ (1743-1801) - арм. церковный и политич. деятель, архиепископ. В 1780 участвовал в совещании, созванном Г. А. Потёмкиным, по вопросам русской политики на Кавказе и освобождения Армении от турецкого и иранского ига. В 1783 И. А. разработал проект арм.-рус. договора, по к-рому Россия должна была восстановить независимое Арм. царство; за Россией закреплялось право назначать царей Армении и держать там свои войска. Во время похода рус. армии в Закавказье в 1796 И. А. обратился к арм. народу с призывом помочь рус. армии. Принял активное участие в присоединении Грузии к России.

Лит.: История арм. народа, ч. 1, Ер., 1951.

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ

ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (в миру - Иван Санин) (1439/40 - 9.IX.1515) - церк. писатель и публицист, глава течения иосифлян. Происходил из семьи богатого вотчинника, владельца с. Язвище в Волоколамском княжестве. В 20 лет постригся в Боровском монастыре; в 1479 в р-не Волоколамска основал монастырь, получивший позже его имя (см. Иосифо-Волоколамский монастырь). Первоначально И. В. был связан с удельными волоцкими князьями, братьями Ивана III, и выступал как идеолог духовных и светских феодалов, оппозиционных великокняж. власти, отстаивая теорию, ставившую духовную власть выше светской. Затем порвал с удельно-княж. оппозицией и заключил союз с великокняж. властью, завершившийся в 1507 переходом Иосифо-Волоколамского монастыря под патронат Василия III. На церк. соборе 1503 И. В. и его сторонники иосифляне добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого нестяжателями и поддержанного Иваном III, а на соборе 1504 - жестокой расправы над еретиками. В этот период И. В. выступил с теорией божеств. происхождения великокняж. власти, что способствовало укреплению идеологич. позиций рус. самодержавия. И. В. создал учение о "коварстве божием", т. е. о необходимости использования коварства с тем, чтобы раскрывать и уничтожать тайных вольнодумцев. Осн. соч. И. В. - книга на еретиков "Просветитель"; его перу принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского "Устава". В 1578 И. В. был причислен церковью к местным "святым", а в 1591 - к общерусским.

Соч.: Просветитель... Иосифа Волоцкого, 4 изд., Каз., 1903; Послания Иосифа Волоцкого, подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье, М.-Л., 1959.

Лит.: Зимин А. A., О политич. доктрине Иосифа Волоцкого, Тр. ОДРЛ, т. 9, М.-Л., 1953; Казакова Н. A., Лурье Я. С., Антифеод. еретич. движения на Руси XIV - нач. XVI в., М.-Л., 1955; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV - нач. XVI в., М.-Л., 1960; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой пол. XVI в., М., 1960.

В. И. Корецкий. Москва.

ИОСИФ ФЛАВИЙ

ИОСИФ ФЛАВИЙ (лат. Josephus Flavius), Иосиф бен Матафие (ок. 37 - ок. 95), - др.-евр. историк, выходец из кругов духовенства и знати, близкий к фарисеям. С нач. Иудейской войны против Рима (66-73) возглавил оборону Галилеи. Однако действовал против римлян нерешительно, после падения галилейской крепости Иотапаты (67) перешел на сторону римлян и принял в угоду правившей династии имп. Флавиев имя Флавия. И. Ф. был привезен в Рим и получил звание рим. гражданина. В Риме писал свои ист. труды. Произв. И. Ф., где использованы мн. не дошедшие до нас соч. древних историков, представляют большую ценность. Они написаны на греч. языке, значит. часть их посвящена истории Иудеи в рим. период. В них содержатся также сведения о жизни вост. провинций и политич. истории Рима, дополняющие рим. и греч. историков. Известное упоминание у И. Ф. об Иисусе Христе является позднейшей интерполяцией.

Соч.: Opera, ed. et apparatu critico inst. В. Niese, v. 1-7, Berolini, 1885-95; в рус. пер. - Иудейские древности, пер. с греч., т. 1-2, СПБ, 1900; Иудейская война, СПБ, 1900; О древности иудейского народа. Против Апиона, пер. с греч., СПБ, 1898.

ИОСИФ ЭМИН

ИОСИФ ЭМИН (1726-1809) - один из организаторов освободит. борьбы арм. народа против иран. и тур. ига. См. Эмин И.

ИОСИФЛЯНЕ

ИОСИФЛЯНЕ - осифляне, - представители церк.-политич. течения в Рус. гос-ве в кон. 15-16 вв., выражавшие интересы воинствующей церкви. Свое назв. получили как последователи Иосифа Волоцкого. Экономич. основой влияния И. являлось крупное монастырское землевладение. Вначале И. блокировались с удельно-княж. оппозицией и выступали против великокняж. власти, стремившейся к секуляризации церк. земель. На соборе 1503 выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, к-рый выдвигали т. н. нестяжатели, поддержанные Иваном III. Нуждаясь в помощи сильной церк. орг-ции для борьбы с еретич. движениями (см. Ереси) и с феод. оппозицией, Иван III уступил в этом вопросе; "стяжательские" требования И. были удовлетворены. Взамен Иван III заручился поддержкой со стороны церкви. На соборе 1504 И. добились осуждения еретиков и расправы над ними. С этого момента И. поддерживали теорию о божеств. происхождении царской власти, выдвинутую их идейным вождем Иосифом Волоцким. Иосифлянин Филофей создал теорию "Москва - третий Рим", сыгравшую важную роль в формировании офиц. идеологии рус. самодержавия. Из среды И. вышли многие высшие церк. иерархи 16 в. (митрополит Даниил, ростовский архиепископ Вассиан (брат Иосифа Волоцкого), епископы Савва Слепушкин, Вассиан Топорков (племянник Иосифа Волоцкого), Акакий, Савва Черный и др.).. Близко примыкал к И. митрополит Макарий. И., обладая большинством, отвергли на Стоглавом соборе нестяжательскую программу, предложенную Сильвестром и его окружением. В сер. 16 в. по инициативе И. были созваны церк. соборы против еретиков, осудившие Матвея Башкина и Феодосия Косого. По словам А. М. Курбского, И. приняли активное участие в учреждении опричнины. Во 2-й пол. 16 в. наступление гос. власти на церковь с целью ее полного подчинения и сокращения церк. привилегий привело к утрате значения И. во внутрицерк. и политич. делах. Идеологами сильной царской власти в сер. 16 в. начинают становиться светские писатели (И. С. Пересветов и др.), и к 17 в. иосифлянство как церк.-политич. течение прекращает свое существование.

Лит.: Рыбаков Б., Воинствующие церковники XVI в., "Антирелигиозник", 1934, No 3-4; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой пол. XVI в., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV - нач. XVI в., М.-Л., 1960.

ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Волоцкий Успенский Иосифов монастырь, - осн. в 1479 в уделе кн. Бориса Волоцкого игуменом Пафнутьева Боровского монастыря Иосифом Волоцким; находится в 20 км от совр. г. Волоколамска Моск. обл. Став в 16 в. центром иосифлян, И.-В. м. играл видную роль в политич. и церк. жизни и был оплотом борьбы с нестяжателями и еретиками. В 16 в. И.-В. м. был крупным землевладельцем, владел вотчинами в 5 центр. уездах (в 60-х гг. 16 в. имел св. 30 тыс. десятин пахотной земли). В 1594-95 в вотчинах И.-В. м. произошли волнения крестьян, ставшие одним из предвестников назревавшей крест. войны нач. 17 в. Во время восстания И. И. Болотникова И.-В. м. деятельно помогал пр-ву Василия Ивановича Шуйского в борьбе с восставшими. Могущество И.-В. м. было подорвано разгромом, учиненным польск. интервентами в 1610. Восстановлен в царствование Алексея Михайловича. После Окт. революции И.-В. м. преобразован в историко-бытовой и краеведч. гос. музей. Архитектурные сооружения монастыря 15-17 вв. сильно разрушены нем.-фаш. оккупантами во время Вел. Отечеств. войны; в послевоен. время восстановлены. Богатая рукописная библиотека И.-В. м. хранится в рукописных отд. Гос. библиотеки им. В. И. Ленина и Гос. Ист. музея, а архив - в Центр. гос. архиве древних актов (Москва) и в архиве Ленингр. отделения Ин-та истории.

Источн.: Книга ключей и долговая книга Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в., М.-Л., 1948; АФЗи Х, ч. 2, М., 1956; Послания Иосифа Волоцкого, М.-Л., 1959.

Лит.: Тихомиров М. H., Монастырь-вотчинник XVI в., в сб.: ИЗ, т. 3, (М.), 1938; Щепетов К. Н., С. х-во в вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря, в сб.: ИЗ, т. 18, (М.), 1946; Корецкий В. И., Борьба крестьян с монастырями в России XVI - нач. XVII вв., в сб.: Вопр. ист. религии и атеизма, т. 6, М., 1958.

В. И. Корецкий. Москва.

ИОСИХИТО

ИОСИХИТО (31.VIII.1879 - 25.XII.1926) - император Японии (1912-26). Название годов правления (нэнго) И. - Тайсё (букв. - "Великая справедливость"). В связи с болезнью И. в 1921 был назначен регент Хирохито (с 1926 - император Японии).

ИОСИЯ

ИОСИЯ - царь Иудеи (639-608 до н. э.). Пришел к власти в условиях резкого обострейия борьбы обезземеливавшегося и порабощавшегося крестьянства против рабовладельч. верхушки. В 622 в интересах укрепления мелкого и среднего землевладения провел ряд реформ. Требования нар. масс были частично удовлетворены введением нового свода законов - "Второзакония" (якобы "найденного" в храме), к-рый предусматривал ограничение рабства иудеев у соплеменников шестью годами. В интересах иерусалимского жречества было введено единобожие, единственным "законным" местом культа Яхве был объявлен Иерусалим.

И. Ш. Шифман. Ленинград.

ИОХАНАН ИЗ ГИСХАЛЫ

ИОХАНАН ИЗ ГИСХАЛЫ - один из руководителей зелотов во время антирим. восстания в Иудее (см. Иудейская война 66-73). Выступал против сторонников примирения с Римом, возглавлявшихся Иосифом Флавием. До восстания был, по-видимому, торговцем. Во время восстания руководил обороной Гисхалы в Галилее. После ее падения бежал в Иерусалим, где руководил наряду с Симоном бар Гиорой и Элеазаром обороной города. И. из Г. и его сторонники имели ряд столкновений с наиболее радикальным крылом восставших - сикариями. После падения Иерусалима (70) попал в плен к римлянам. Умер в плену.

М. Л. Гельцер. Вильнюс.

ИОХАННЕС МАГНУС

ИОХАННЕС МАГНУС (Johannes Magnus, латинизиров. имя Йенса Монсона Свинефута) (1488-1544) - последний католич. архиепископ Швеции, противник Реформации; умер в эмиграции в Риме. Автор "Истории всех королей ётов и свеев" ("Historia de omnibus gothorum sueonumque regibus"), впервые изд. в 1554 в Риме его братом Олаусом Магнусом. Среди королей, описываемых И. М. (до Густава Вазы включительно), встречаются вымышленные имена. Как ист. источник имеет нек-рую ценность лишь последняя часть соч. И. М.

Лит.: Löw G., Sveriges forntid i svensk historieskrivning, Uppsala, 1908.

ИОХЕЛЬСОН

Владимир Ильич (14.I.1855-1943) - рус. этнограф, исследователь народов Крайнего Севера. За активное участие в народовольческом движении был арестован в 1885 и выслан в 1888 на 10 лет в Якутскую область на Колыму. Здесь занялся исследованием юкагирского яз. И. показал, что этот язык, считавшийся исчезнувшим, существует и занимает обособленное место среди т. н. палеоазиатских языков. Описал архаич. черты культуры и быта юкагиров. Принял участие в экспедициях (1894-96, 1900-02, 1908-11) для изучения культурно-ист. связей Сев.-Вост. Азии и Сев. Америки. Описание культуры, быта, фольклора и языка коряков, юкагиров и алеутов, сделанное И., - ценный вклад в этнографию. С 1922 жил в США, обрабатывая собранные им коллекции.

Соч.: Мат-лы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе, СПБ, 1900; Бродячие роды тундры между реками Индигиркой и Колымой, "Живая старина", СПБ, 1900, в. 1-2; По рекам Ясачной и Коркодону, СПБ, 1898; Мат-лы по изучению алеутского языка и фольклора, т. 1, вып. 1, П., 1923; The Koryak, Memoir of the American museum of Natural history, v. X, Publications of the Yesup North pacific expedition, v. 6, pt 1-2, Leiden - N. Y., 1905-08; The Yukaghir and the Yukaghirized Tungus, там же, v. 13. Publications..., v. 9, pt 1-3, Leiden - N. Y., 1926; The Jakyt, N. Y., 1933; History, ethnology and anthropology of the Aleut, Wash., 1933.

Лит.: Шавров К. Б., В. И. Иохельсон, "СЭ", 1935, No 2.

И. С. Гурвич. Москва.

ИПАТИЙ ПОТИЙ

Ипатий Поцей (1541-1613), - укр. церк. деятель и писатель. С 1593 - епископ владимиро-волынский, с 1599 - киевский митрополит. И. П. - представитель реакц. части православного духовенства, перешедшего на службу к польск. пр-ву. Один из инициаторов унии между греко-православной и римско-католич. церковью (см. Брестская уния 1596). Приняв вместе с епископом Кириллом Терлецким в Риме условия унии, энергично проводил ее в жизнь. Написал в защиту унии ряд трактатов, писем и статей ("Антирризис", "Апология Флорентийского собора", "Гармония или согласие веры" и др.).

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - древнейший памятник южнорус. летописания; летопись получила назв. по местонахождению ее списка в Ипатьевском монастыре (Кострома). Кроме Ипатьевского списка нач. 15 в., открытого Н. M. Карамзиным (хранится в Б-ке АН СССР), самостоят. значение имеет Хлебниковский список 16 в. (Гос. публичная б-ка им. Салтыкова-Щедрина). Другие списки - Погодинский, Ермолаевский и Краковский - восходят в конечном счете к Хлебниковскому. Ипатьевский и Хлебниковский списки, существенно отличаясь друг от друга, восходят к общему протографу - южнорус. летописному своду кон. 13 в. Впервые И. л. была издана с 1111 во 2-м т. Полного собр. рус. летописей в 1843, а полностью текст издан в 1871 и переиздан в 1908 А. А. Шахматовым. Новое издание было начато в 1923, но вышел только 1 выпуск (до 1146). В 1963 издание 1908 воспроизведено фототипич. способом. И. л. но составу разделяется на три осн. части: первая - "Повесть временных лет" с продолжением до 1117; вторая (события 1118-1199) - Киевский свод кон. 12 в.; третья (до 1292) - в основном галицко-волынские летописные записи, к-рые, судя по Хлебниковскому списку, в оригинале летописи не имели разбивки по годам. И. л. является ценнейшим источником по истории Юго-Зап. Руси до кон. 13 в. Замечат. особенностью ее является светский характер ряда рассказов. Мн. галицко-волынские записи отличаются ярким, образным языком, поднимающим летопись до уровня поэтич. произведения.

Лит.: Шахматов А. A., Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв., М.-Л., 1938, гл. 4-5; Приселков М. Д., История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940, гл. 2; Черепнин Л. В., Летописец Даниила Галицкого, в сб.: ИЗ, (т.) 12, (M.), 1941; Лихачев Д. С., Рус. летописи и их культурно-историч. значение, М.-Л., 1947; Пашуто В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, М., 1950, с. 17-133.

ИПИУТАК

ИПИУТАК (Ipiutak) - археологич. культура (около нач. н. э.; датировка по С14 - 300 н. э.) охотников на моржей, тюленей и карибу, открытая и исследованная амер. ученым Ф. Рейни, датским ученым Х. Ларсеном и др. в 1939-41 на мысе Хоп (Аляска). Открыто поселение более чем из 700 деревянных четырехугольных полуподземных домов с очагами и входными коридорами и 138 погребений, иногда в деревянных гробах с богатым инвентарем и загадочными скульптурами, по-видимому, связанными с шаманизмом. Черепа из погребений И., по определению Г. Ф. Дебеца, лишь незначительно отличаются от типичных эскимосских. Найдены оббитые кам. орудия, изделия из кости, бивня и рога (наконечники стрел, копий и поворотных гарпунов, оснащенные кам. остриями или боковыми вкладышами, остроги, гравировальные орудия с остриями из зуба грызуна или железа, иглы и т. д.), скульптурные изображения животных, фантастич. фигурки и прорезная скульптура (звенья цепи и др.) из моржового клыка. Керамика отсутствовала. Население И. охотилось осенью и зимой внутри п-ова на карибу, а весной и летом жило оседло на берегу, охотясь на морских животных.

Лит.: Larsen H. and Rainey Fr., Ipiutak and the arctic whale hunting culture, "Anthropological Papers of the American Museum of Natural History", 1948, v. 42; Raineó Fr. and Ralph E., Radiocarbon dating in the Arctic, "American Antiquity", 1959, v. 24, No 4.

H. А. Береговая. Ленинград.

ИПР

Епер ( флам. Ieper, франц. Ypres), - город на Ю.-З. Бельгии, в Зап. Фландрии. 17 т. ж. (1955). Упоминается с 1109. В 12-14 вв. как центр цехового сукноделия соперничал с Брюгге и Гентом, позднее пришел в упадок. В И. сохранилось много ср.-век. зданий, в т. ч. шедевр готич. архитектуры - Суконные ряды (начаты в 1200-02).

В 1-ю мировую войну в р-не И. произошел ряд крупных сражений: 1) 20 окт. - 15 нояб. 1914 герм. войска безуспешно пытались прорвать англо-франц. фронт и выйти на мор. побережье, после чего война приобрела позиц. характер; 2) в апреле 1915 4-я герм. армия нанесла контрудар на Ипрский выступ, предупредив готовившееся наступление англо-франц. войск. В 1-й день боев 22 апр. немцы впервые применили химич. оружие (хлор), причинившее англо-франц. войскам большие потери, после чего герм. войска заняли значит. часть выступа; 3) 7 июля - 6 нояб. 1917 5-я и 2-я англ. и 1-я франц. армии предприняли крупное наступление, закончившееся незначит. результатами, но сопровождавшееся огромными потерями с обеих сторон. 12 июля немцы впервые применили горчичный газ, получивший по месту боев назв. иприта.

ИПС

ИПС (Ipos) - город в Др. Фригии (М. Азия), близ к-рого в 301 до н. э. произошло сражение между диадохами: Антигоном I и соединенными силами Селевка I, Лисимаха и Кассандра. Антигон I потерпел поражение и погиб. Битва при И. знаменовала окончат. распад империи Александра Македонского и ускорила процесс образования эллинистич. гос-в.

Лит.: Ранович А. Б., Эллинизм и его ист. роль, М., 1950; Разин Е. A., История воен. искусства, т. 1, М., 1955.

ИПСИЛАНТИ

ИПСИЛАНТИ ('Ypnlantns) - греч. аристократич. род. Наиболее известны: Александр (1726 - 13.I.1807) - великий драгоман Порты, затем господарь Валахии (1774-82, 1796-97) и Молдовы (1786-88). Предпринял ряд мер, направленных к упорядочению налогообложения, развитию торговли и ремесла в обоих кн-вах; в Валахии кодифицировал законы. Константин (1760 - 12.VI. 1816) - великий драгоман Порты (с 1796), господарь Молдовы (1799-1802) и Валахии (1802-06). Сын предыдущего. В 1806 эмигрировал вместе с семьей в Россию. Александр (12.XII.1792 - 31.1. 1828) - ген.-майор (с 1817) рус. армии, участник Отечеств. войны 1812. Сын предыдущего. С 1816 - адъютант рус. царя Александра I. В апр. 1820 вступил в тайное греч. революц. об-во "Филики Этерия" (см. Гетерии) и вскоре возглавил его. 6 марта 1821 с небольшим отрядом вступил в Молдову с целью поднять балканские народы на восстание против тур. ига. Однако, отказавшись ликвидировать привилегии бояр и фанариотов, И. вступил в конфликт с вождем рум. повстанцев Тудором Владимиреску, чем оттолкнул от себя крест-во Молдовы и Валахии. 19 июня 1821 войска И. были разбиты турками в сражении при Драгошанах, сам он бежал в Австрию, где был брошен в тюрьму (освобожден в 1827 благодаря вмешательству России). Несмотря на неудачу, выступление И. послужило толчком к Греческому национально-освободительному восстанию 1821-29, приведшему к освобождению Греции от тур. ига. Дмитрий (1793 - 16.VIII.1832) - офицер рус. армии, брат предыдущего. В июне 1821 прибыл в охваченный восстанием Пелопоннес в качестве представителя гл. к-та "Филики Этерии". Вокруг И. сгруппировались наиболее прогрессивные круги буржуазии, подготовившие это восстание. В янв. 1822 Нац. собрание в Эпидавре избрало его пред. Законодат. корпуса. Против И. выступили консервативная часть буржуазии и крупные землевладельцы Пелопоннеса во главе с А. Маврокордатосом. Потерпев поражение в этой борьбе, И. отошел от политич. деятельности, но продолжал активно участвовать в вооруж. борьбе за независимость страны. Назначенный в 1828 И. Каподистрией главнокомандующим войсками Вост. Греции, И. сумел очистить ее от турок.

Лит.: Палеолог Г. и Сивинис М., Ист. очерк нар. войны за независимость Греции..., СПБ, 1867; Фадеев А., Россия и Вост. кризис 20-х гг. XIX в., М., 1958; Kalantzns K., 'Alexandros 'Ypnlantns, 'Atnna, 1941; Kordatos Г., 'Istoria tns neoterns Elladas, t. 1-2, 'Atnna, 1957-58.

ИРАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРАКЛИЙ

ИРАКЛИЙ (Hraxleios) (575-641) - визант. император с 610. Пришел к власти в период глубокого внутр. и внешнеполитич. кризиса империи. Реорганизовал армию, реформировал центр. и провинц. управление. Считают, что И. положил начало системе визант. фем (югосл. ученый Г. Острогорский). И. удалось временно укрепить положение империи: в 626 он разбил авар, в 627-628 разгромил персов и вернул захваченные ими у Византии пров. в Азии и Египте; однако в конце правления И. арабы отняли у Византии Месопотамию, Сирию, Палестину, начали завоевание Египта. При И. лат. язык окончательно сменился греческим в качестве офиц. языка гос-ва и церкви.

Лит.: Кулаковский Ю. A., История Византии, т. 3, К., 1915, с. 28-170, 387-431; Ostrogorski G., History of the Byzantine State, New Brunswick, 1957, p. 83-98.

ИРАКЛИЙ II

ИРАКЛИЙ II (7.XI.1720 - 11.I.1798) - груз. царь, гос. деятель и дипломат. С 1744 - царь Кахетии, с 1762 - Картли-Кахетского царства, т. е. Вост. Грузии. Из династии кахетских Багратионов. Стремился к объединению разрозненных груз. владений в централизованное гос-во, свободное от ирано-тур. господства, и к расширению власти Грузии в Закавказье. Заключил Георгиевский трактат 1783 о покровительстве России над Вост. Грузией. Внутр. политика И. II была направлена на поднятие производит. сил страны: на борьбу с системой крупных сеньорий (сатавадо), на организацию обороны, одним из мероприятий к-рой было учреждение (1773) постоянного войска - мориге. Особое внимание И. II обращал на положение груз. деревни, заселение пустующих р-нов, на ограничение произвола феодалов нормами закона. Продажа крепостных без земли, а семейных с отрывом от семьи была при И. II запрещена. Учреждались гос. школы и семинарии: в Тбилиси (1756), Телави (1782). Обширная программа возрождения Грузии не была выполнена из-за отсутствия материальных средств, внутр. единства в стране и при противодействии феод. реакции.

Лит.: Кикодзе Г. Д., Ираклий Второй, пер. с груз., 2 изд., Тб., 1948; Грамоты и др. ист. док-ты XVIII ст., относящиеся к Грузии, под ред. Цагарели А. A., т. 1-2 (в. 1-2), СПБ, 1891-1902.

О. П. Маркова. Москва.

ИРАКО-НЕДЖДИЙСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

1922, 1930, 1931. Договор 1922 О границе - подписан 5 мая в Мохаммере (Иран, совр. Хорремшехр) брит. верховным комиссаром в Багдаде Р. Коксом и личным представителем Ибн Сауда (эмира Неджда). Ибн Сауд, считая, что Ирак получил слишком большую терр. без компенсации Неджду, отказался ратифицировать этот договор. Однако англичане настояли на соблюдении положений договора. В соответствии с протоколом, подписанным 3 дек. в Окайре (Аравия), условия Договора 1922 остались в силе. Одновременно было предусмотрено создание по обе стороны границы т. н. "нейтральной зоны" с колодцами и пастбищами, к-рыми могли пользоваться погран. племена обеих стран и в к-рой запрещалось строительство укреплений и пребывание вооруж. сил. Протокол 1930 - подписан 23 февр. на англ. броненосце "Неарк" Ибн Саудом и королем Ирака Фейсалом при посредничестве брит. верховного комиссара в Ираке подполк. Хемфриса. Имел целью урегулировать конфликт, возникший в результате строительства англичанами в "нейтральной зоне" воен. сооружений (в нарушение условий Окайрского протокола), к-рые подверглись нападению бедуинских племен Неджда, пытавшихся разрушить эти сооружения. Протокол предусматривал обмен дипломатич. представительствами, создание комиссии для разрешения погран. конфликтов, помощь англ. арбитража для урегулирования разногласий между сторонами; допускалась свобода перемещений погран. племен в пределах терр. обеих стран. Англичане добились установления иракских (фактически англ.) воен. постов у границ "нейтр. зоны", в р-не пустыни Малый Нефуд. Договор 1931 О дружбе и добрососедских отношениях - подписан в Мекке 7 апр. эмиром Фейсалом (от имени Ибн Сауда) и премьер-министром Ирака Нури Саидом. Подтверждал протокол 1930; племена получали право свободного перехода границы в поисках пастбищ и воды; определялся погран. режим, меры по пресечению набегов, устанавливались функции и полномочия властей и созданной Погран. комиссии. Договор провозглашал "вечный мир и прочную дружбу" между обоими гос-вами. Условия договора были подтверждены ирако-саудовским договором 1936.

Публ.: Treaties of Saudi Arabia (translations), (v. 205, s. 1, 1946).

ИРАКО-САУДОВСКИЙ ДОГОВОР 1936

О дружбе и арабском братстве - подписан в Багдаде 2 апр. Нури Саидом (Ирак) и Юсуфом Ясином (Сауд. Аравия). Явился результатом деятельности англ. дип ломатии, стремившейся накануне 2-й мировой войны усилить позиции Англии на Бл. и Ср. Востоке и создать блок гос-в, поддерживающих Англию. Обе стороны обязались: не заключать с третьими сторонами соглашений, наносящих ущерб договаривающимся сторонам или угрожающих их безопасности; мирными средствами разрешать спорные вопросы, объединять усилия в случае войны, оказывать помощь в борьбе с волнениями внутри каждой из стран. Договор сохранял в силе ирако-недждийские договоры и соглашения. Заключался на 10 лет, с последующим продлением на такой же срок, если одна из сторон не уведомит о его расторжении за год до истечения срока. Договор предусматривал возможность присоединения к ному любого араб. гос-ва (29 апр. 1937 присоединился Йемен). Было решено взаимно осуществлять дипломатич. и консульские функции в странах, где одна из сторон не имела представительств. После революции 1958 в Ираке фактически утратил силу.

Публ.: Treaties of Saudi Arabia (translations), (v. 205, s. 1., 1946); "Умм аль-Курра", 6 апр., 1936; "Near East", 23 апр. 1936.

ИРАКСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница