Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "И" (часть 12, "ИСП"-"ИСТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 12, "ИСП"-"ИСТ")

ИСПАНСКАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПАРТИЯ

ИСПАНСКАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПАРТИЯ - партия исп. обуржуазившихся помещиков и крупной финанс. и торг. буржуазии в 1875-1931 (с перерывом). Находилась у власти в 1881-84, 1885-90, 1892-95, 1897-99, 1901-02, 1905-07, 1909-13, 1915-17, чередуясь с Испанской консервативной партией. Затем участвовала вместе с Консервативной партией в ряде коалиционных, т. н. нац. пр-в. Программа партии основывалась на признании конституц. монархии и царствующей ветви династии Бурбонов. В отличие от консерваторов-протекционистов, либералы в 70 - нач. 80-х гг. отстаивали в интересах торговцев фритредерские принципы. В кон. 19 в. И. л. п. выступала сторонницей незначит. политич. реформ. В 1882 часть либералов во главе с Серрано образовала группировку, получившую назв. "династической левой". В 1890 либеральное пр-во Сагасты издало закон о всеобщем избират. праве (для мужчин). В 20 в. социальные и программные отличия либералов от консерваторов постепенно стали сходить на нет. После 1917 И. л. п. распалась на неск. фракций, во главе к-рых стояли Романонес, Гарсиа Прието, Альба, Гасет, Алькала Самора. В 1923, после установления диктатуры Примо де Риверы, была распущена. В 1930 была официально восстановлена. Окончательно перестала существовать с началом бурж.-демократич. революции (апр. 1931).

ИСПАНСКАЯ МАРКА

ИСПАНСКАЯ МАРКА (Marca Hispanica) - область Испании (между Пиренеями и р. Эбро), завоеванная у арабов франками в 785-811. В 817 была объединена с т. н. Готской маркой (Септиманией). С распадом империи Карла Великого И. м. составила самостоят., адм. единицу в составе владения Карла Лысого (865). Среди ее феод. владетелей выделяются графы Барселонские, ставшие с упадком Каролингов фактич. независимыми от франц. королей. Дальнейшая история И. м. сливается с историей графства Барселонского. Осн. социальным процессом в И. м. было постепенно развивавшееся ограничение феод. сеньорами свободы земледельч. населения. Вначале сервы были немногочисленны и изобильные свободные земли занимались (во мн. случаях на праве заимки) свободными пришельцами из Франкского гос-ва или исп. областей. Но к кон. 10 в. в результате развивавшегося прогресса феодализации площадь свободных земель уменьшилась и положение зависимых крестьян ухудшилось, хотя право перехода для них сохранялось до 12-13 вв.

Источн.: Petro de Marca. Marca hispanica, sive Limes hispanicus, P., 1688.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1808-14

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1820-23

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1834-43

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1868-74

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1931-39

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ

ИСПАНСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ (ИСРП) - осн. 2 мая 1879 в Мадриде группой б. членов Исп. федерации 1-го Интернационала. Среди основателей партии были видные деятели исп. рабочего движения: Хосе Meca, Пабло Иглесиас, Антонио Гарсиа Кехидо, Хаиме Вера, братья Мора и др. Будучи первой рабочей партией в Испании, ИСРП положила начало организованной борьбе за социальное освобождение исп. пролетариата. До 1881 находилась на нелегальном положении. Была инициатором создания Всеобщего союза трудящихся. В 1888 состоялся I съезд ИСРП в Барселоне; съезд принял программу, важнейшими требованиями к-рой были переход политич. власти в руки трудящихся, обобществление всех средств произ-ва и обращения. С завершением начавшегося после Реставрации (1874) относительно мирного периода истории Испании и наступлением эпохи империализма ИСРП стала все больше скатываться на оппортунистич. позиции, превращаясь в партию социальных реформ.

В апр. 1921 на III чрезвычайном съезде ИСРП, в обстановке революц. подъема, усилившегося под влиянием Вел. Окт. социалистич. революции, революц. элементы вышли из партии и образовали Исп. коммунистич. рабочую партию, к-рая в нояб. 1921 объединилась с Исп. коммунистич. партией.

После установления диктатуры Примо де Риверы (1923) руководство ИСРП вступило на путь сотрудничества с диктатурой. Продолжая политику клас. сотрудничества после свержения монархии (1931), правые лидеры ИСРП тормозили развитие бурж.-демократич. революции в Испании. Они не вели борьбы за ликвидацию экономич. базы феод. реакции, что в определенной степени облегчило осуществление воен.-фаш. мятежа 17-18 июля 1936.

Распад оформившейся в 1931 респ.-социалистич. правительств. коалиции (1933) способствовал обострению борьбы революционной и оппортунистич. тенденций в ИСРП, в рядах к-рой оформляются 3 течения: реформистское (лидер - X. Бестейро), центристское (лидер - И. Прието) и левое, возглавленное Ф. Ларго Кабальеро. Однако Ларго Кабальеро и др. руководители лев. крыла оказались неспособными справиться с поставленной ими задачей - превратить ИСРП в настоящую революц. партию. В результате, в ходе нац.-революц. войны исп. народа (1936-39), тысячи молодых социалистов, составлявших наиболее боеспособную часть партии, вышли из ее рядов и вступили в Коммунистич. партию Испании. Нежелание б. ч. лидеров ИСРП крепить во время нац.-революц. войны единство со всеми силами, входившими в Нар. фронт (осн. в 1936), в немалой степени содействовало поражению республики.

Антикоммунизм прав. крыла ИСРП был использован силами контрреволюции, а лидер правых Х. Бестейро активно участвовал в контрреволюц. перевороте в марте 1939.

После установления фашизма в Испании руководство ИСРП выступало против коммунистов и заняло пассивную позицию по отношению к диктатуре Франко. Однако в ходе борьбы за демократич. свободы в Испании активизируются молодые силы, стремящиеся дать партии новую политич. ориентацию.

ИСРП входит в Социалистич. интернационал. Руководство партии находится в Тулузе (Франция); ген. секретарь ИСРП - Р. Льопис (1964). ЦО - "El socialiste".

Лит.: Ибаррури Д., Единственный путь, пер. с исп., М., 1962; Morato J., El partido socialista obrero, Madrid, 1918.

Л. Балагер.

ИСПАНСКАЯ ФАЛАНГА

Испанская фаланга традиционалистов и хунт национал-синдикалистского нас- тупления, - фаш. партия в Испании, выражающая интересы части наиболее реакц. слоев финанс. олигархии и зем. собственников. Является правящей и единственной легальной партией в стране. Создана в 1933 под названием Испанская фаланга. Нынешнее наименование получила в 1937 в результате слияния, на основе декрета ген. Франко, фаш. партии Исп. фаланга, монархич. партии Традиционалистская община и др. реакц. группировок. Особым декретом Франко назначил себя главой партии. Деятельность фаланги направлена на сохранение тоталитарного фаш. гос-ва. Партия возглавляет т. н. "Национальное движение", в к-рое входят различные фаш. орг-ции, в т. ч. "вертикальные профсоюзы". Как партия фаланга переживает процесс распада. В ее рядах образовалось неск. группировок, между к-рыми идет борьба, отражающая соперничество фаш. главарей. Орган И. ф. - ежедневная газ. "Arriba".

ИСПАНСКИЕ НИДЕРЛАНДЫ

ИСПАНСКИЕ НИДЕРЛАНДЫ - назв. той части терр. ср.-век. Нидерландов, к-рая после нидерландской буржуазной революции 16 века осталась под властью Испании. В 17 в. часть терр. И. Н. отошла к республике Соединенных провинций (в результате голландско-испанских войн 16-17 вв.), часть - к Франции; оставшаяся часть И. Н. (в осн. терр. совр. Бельгии) в результате войны за Испанское наследство (1701-14) перешла к австр. Габсбургам и стала наз. Австрийские Нидерланды. См. ст. Бельгия, там же см. карту.

ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПАНЦЫ

ИСПАНЦЫ - нация, осн. население Испании и принадлежащих ей Балеарских, Питиусских и Канарских о-вов. Численность И. в Испании и на о-вах более 22 млн. ч. (1960). И. живут также в Африке (в колониях Испании, в Марокко, Алжире и др.) - 344 т. ч. (1959), в странах Лат. Америки - св. 440 т. ч. (1959) и Франции - 400 т. ч. (1959). И. говорят на исп. языке, принадлежащем к романской группе индоевроп. языковой семьи. Религия - католичество. В формировании древнейшего населения Испании решающую роль сыграли племена иберов, создавших в эпоху бронзы на Ю.-В. п-ова богатую альмерийскую культуру (2000-1200 до н. э.). В 1-й пол. и сер. 1-го тыс. до н. э. на п-ов мигрировали с С. кельты, а на Ю. обосновались финикийские (8 в. до н. э.), греческие (кон. 7-6 вв. до н. э.) и карфагенские (с 6 в. до н. э.) колонисты. Карфагеняне были вытеснены римлянами, к-рые оказали большое влияние на местные племена (2 в. до н. э. - 5 в. н. э.) и, в частности, положили начало созданию нац. исп. языка на основе т. н. "народной латыни". В 5-6 вв. свевы, вандалы, аланы и вестготы, завоевавшие п-ов, также сыграли известную роль в формировании И., но сами они растворились среди испано-рим. населения, восприняв его язык и культуру. Значит. влияние на И. оказали вторгшиеся в 711-718 в Испанию арабы и берберы, к-рых местное население называло маврами. Реконкиста (8 - кон. 15 вв.) завершилась объединением исп. терр. и способствовала складыванию нац. самосознания И. В нек-рых областях жители вплоть до 20 в. продолжали называть себя кастильцами, арагонцами, андалузцами и т. д., требовали обл. автономии и во многом сохраняли этнографич. своеобразие. В результате такой разобщенности и замедл. развития капитализма в Испании И. сложились в нацию только к кон. 19 в. И. оказали большое влияние на формирование мн. совр. народов Лат. Америки. Более половины И. занято в с. х-ве.

Лит.: Волков А. В., Испания. Очерк экономич. географии, М., 1955; Альтамира-и-Кревеа Р., История Испании, пер. с исп., т. 1-2, М., 1951; Шишмарев В., Очерки по истории языков Испании, М.-Л., 1941; Культура Испании. Сб., М., 1940; Gonzalez Lopez E., Historia de la civilizacion Española, N. Y., 1959; Caro Baroja J., Los pueblos de España, Barcelona, 1946; Folklore y costumbres de España, t. 1-3, Barcelona, 1930-33.

H. H. Садомская. Москва.

ИСПОВЕДЬ

ИСПОВЕДЬ - покаяние, - в христ. религии таинство, заключающееся в том, что верующий открывает (исповедует) свои "грехи" перед священником и получает от него, как учит церковь, прощение "грехов" Христом. Это таинство сложилось из практики ранней христ. церкви, когда епископы осуществляли суд. власть над верующими. И. носила публичный характер. Тайная и индивидуальная И. стала практиковаться с 13 в. С И. и "отпущением" грехов связаны теория и практика церк. индульгенции. И. служит в руках церкви сильным средством духовного подчинения верующих.

ИСПОЛДЖИИ

ИСПОЛДЖИИ - испольщики, - в Болгарии с кон. 18 в. до освобождения от тур. ига (1878) безземельные и малоземельные крестьяне, арендовавшие земли тур. помещиков на условиях уплаты доли урожая (от 1/3 до 1/2). В ходе агр. переворота в 1877-79 И. явочным порядком прекращали выплату аренды и превращались фактически в свободных мелких зем. собственников.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА (ИККИ) - руководящий орган Коммунистического Интернационала, действовавший в период между его конгрессами. Уставы Коминтерна, принятые на его II (1920), V (1924) и VI (1928) конгрессах, давали право ИККИ посылать директивные указания секциям Коммунистич. Интернационала; контролировать их деятельность; исключать из рядов Коминтерна отд. лиц, группы и секции, нарушившие Программу и Устав Коминтерна, а также решения его конгрессов; принимать в состав Коммунистич. Интернационала с совещат. голосом орг-ции и партии, сочувствующие коммунизму. Состав ИККИ избирался на конгрессах Коминтерна. ИККИ (до II конгресса Коминтерна - Бюро Коминтерна) выбирал и создавал свои постоянно действовавшие органы. К их числу относились: Малое бюро (март 1919 - авг. 1921), вместо к-рого с 26 авг. 1921 стал избираться Президиум ИККИ; Оргбюро и Секретариат, функции к-рых после 1926 стал выполнять Политсекретариат; отделы по отд. отраслям работы и др. комиссии. Во всей своей деятельности ИККИ был подотчетен только конгрессам Коммунистич. Интернационала. III, V, VI и VII конгрессы Коминтерна заслушали отчеты о работе ИККИ и одобрили его политич. линию и практич. деятельность.

За 24 года своей деятельности (март 1919 - май 1943) ИККИ провел 13 расширенных пленумов и большое количество обычных заседаний.

Пленумы ИККИ: 1-й - 21 февр. - 4 марта 1922; 2-й - 7-11 июня 1922, 3-й - 12-23 июня 1923; 4-й - 12-13 июля 1924; 5-й - 21 марта - 6 апр. 1925; 6-й - 17 февр. - 15 марта 1926; 7-й - 22 нояб. - 16 дек. 1926; 8-й - 18-30 мая 1927; 9-й - 9-25 февр. 1928; 10-й - 3-19 июля 1929; 11-й - 25 марта - 13 апр. 1931; 12-й - 27 авг. - 15 сент. 1932; 13-й - 28 нояб. - 12 дек. 1933 (Мат-лы первых 11 пленумов ИККИ опубл. в кн.: "Коммунистич. Интернационал в док-тах.. 1919-1932", М., 1933. Мат-лы 12-го и 13-го пленумов ИККИ, см. в кн.: "XII пленум ИККИ. Стенографич. отчет", т. 1-3, М., 1933; "XIII пленум ИККИ. Стенографич. отчет", М., 1934).

В течение первого пятилетия (1919-23) ИККИ, руководимый непосредственно В. И. Лениным, сыграл большую роль в осуществлении ист. решений I, II, III и IV конгрессов Коминтерна, в создании массовых междунар. демократич. орг-ций - Красного Интернационала профсоюзов, Коммунистического Интернационала молодежи, Спортинтерна, МОПРа и др. По инициативе и при активном участии ИККИ были проведены съезд народов Востока в Баку (1920), съезд революц. орг-ций Д. Востока (1922), междунар. конференция коммунистич. партий и революц. профсоюзов гос-в Центр. Европы в Эссене (1923) и др. Значит. внимание ИККИ уделял разоблачению предательской роли оппортунистич. лидеров "Интернационала 2 1/2-го", Социалистического рабочего интернационала, Амстердамского интер- национала профсоюзов и др.

В последующие годы центр. место в работе ИККИ занимали вопросы организации борьбы за практич. осуществление заветов В. И. Ленина: борьба за большевизацию коммунистич. партий; разоблачение троцкизма и правого оппортунизма; определение задач пролетариата в борьбе против сил фашизма и войны; за создание единого пролет. фронта и широкого нар. фронта. О практич. деятельности ИККИ и его идейной борьбе на всех этапах существования см. в ст. Коммунистический Интернационал.

Лит. (кроме указ. в ст.): Ленин В. И., О Коммунистич. Интернационале. Сб., М., 1940; Фостер У. З., История трех Интернационалов, М., 1959, гл. 32-49; Материали по история на международного работническо и комунистическо движение, София, 1959, гл. 9-15; Программа и устав Коммунистич. Интернационала, М., 1937; Кабакчиев Х., Как возник и развился Коммунистич. Интернационал, М.-Л.. 1929.

Г. Г. Куранов. Москва.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТОВ ЭСТЛЯНДИИ 1917

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТОВ ЭСТЛЯНДИИ 1917 - всеэстонский центр Советов в период подготовки и проведения Окт. революции. Избран на 1-м съезде Советов Эстонии (Таллин, 23-27 июля (5-9 авг.)) в составе 19 чел.: 7 большевиков, 7 эсеров, 4 меньшевика, 1 меньшевик-интернационалист. По постановлению 2-го съезда Советов Эстонии (Таллин, 12-14 (25-27) окт.) выборы Исполкома были проведены непосредственно на местах на основе прямых и пропорциональных выборов. В переизбранном в октябре к-те (пред. Я. Анвельт) большевики составляли большинство. 22 окт. (4 нояб.) на совместном заседании к-та и Таллинского совета был образован ВРК Эстонии. По его уполномочию 27 окт. (9 нояб.) В. Кингисепп принял гражд. власть в губернии. После Окт. революции Исполком являлся верх. органом власти в крае. С оккупацией Эстонии герм. войсками в февр. 1918 к-т прекратил деятельность.

Лит.: Вел. Окт. социалистич. революция в Эстонии. Сб. док-тов и мат-лов, Тал., 1958.

ИСПОЛЬЩИНА

ИСПОЛЬЩИНА - половничество, - форма аренды земли, при к-рой арендатор отдает собственнику земли половину урожая; разновидность издольщины.

ИСПРАВНИК

ИСПРАВНИК - глава полицейской власти в уезде в дореволюц. России. Должность И. учреждена в 1775. До 1862 наз. капитан-исправником, возглавлял коллегиальный орган - земский суд. Избирался местным дворянством сроком на 3 года. С 1862 И. возглавлял уездное полицейское управление, его власть стала единоличной и распространилась и на уездный город; назначался и увольнялся губернатором.

ИСРАЭЛ ОРИ

ИСРАЭЛ ОРИ (1658-1711) - один из организаторов освободит. движения арм. народа против иран. и тур. ига. См. Ори И.

ИСС

ИСС (греч. Issos) - город в Др. Киликии (М. Азия), под к-рым осенью 333 до, н. э. произошло сражение между войсками перс. царя Дария (120-130 т. ч.) и армией Александра Македонского (30-40 т. ч.). Перс. войско вышло в тыл армии Александра Македонского, к-рый двигался на Ю. (на Финикию). Он был вынужден повернуть обратно, чтобы занять выгодную позицию для боя. Умелое маневрирование и энергичный натиск макед. фаланги и фланговый удар тяжелой конницы привели к поражению персов. Дарий в конце боя бежал, увлекая за собой солдат. Следствием победы при И. явилось завоевание Александром зап. половины Перс. царства и господства на Эгейском м.

Источн.: Арриан Флавий. Поход Александра, пер. с др.-греч., М.-Л., 1962, гл. 7-11; Курций Руф Квинт, История Александра Македонского, М., 1963, кн. 3, гл. 8-12.

Лит.: Ковалев С. И., Александр Македонский, (Л.), 1937; Разин Е. А., История воен. иск-ва, т. 1, М., 1955; Дельбрюк Г., История воен. иск-ва в рамках политич. истории, пер. с нем., т. 1, М., 1936; Modrzejewski J., Aleksander Macedónski, 2 wyd., Warsz., 1961.

ИСТЕВОНЫ

ИСТЕВОНЫ - иствеоны (лат. Istaevones, Istvaeones), - согласно Тациту, одна из трех осн. племенных групп зап. германцев (сугамбры, батавы, хамавы, тенктеры, бруктеры и нек-рые др. прирейнские племена).

"ИСТИКЛЯЛЬ"

"ИСТИКЛЯЛЬ" - аль-Хизб аль- Истикляль (Партия независимости), - марокканская партия, оформившаяся в янв. 1944 из "Нац. партии для осуществления требований"; организаторами и лидерами ее являлись А. Балафредж, М. Лиазиди, Алляль аль-Фаси. Отражает интересы гл. обр. крупной и части средней гор. буржуазии, бурж. интеллигенции и крупных землевладельцев. Активно участвовала в борьбе за независимость Марокко. В апр. 1951 вместе с др. бурж. партиями образовала Марокканский нац. фронт. В дек. 1952 была запрещена франц. властями и находилась на нелег. положении до 1956. В 1956-59 и в 1960 - янв. 1963 - партия правительственного большинства. С 1963 - в оппозиции к пр-ву. В 1959 от "И." откололось левое крыло, образовавшее партию Нац. союз нар. сил. Печатный орган - "Аль-Алям" ("Знамя").

Лит.: Алляль аль-Фаси, аль-Харакат аль-Истиклялийя фи-ль-Магриб аль-араби (Освободит. движение в Марокко), Каир, (б/г); Rezette R., Les partis politiques marocains, P., 1955.

"ИСТИННЫЕ ЛЕВЕЛЛЕРЫ"

"ИСТИННЫЕ ЛЕВЕЛЛЕРЫ" - см. Диггеры.

"ИСТИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ"

"ИСТИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ" - немецкий социализм ("Der wahre Sozialismus"), - одна из разновидностей мелкобурж. социализма, получившая распространение в 1844-47 среди интеллигенции и ремесленников Германии и нем. эмигрантов в др. странах. Гл. представители "И. с." - К. Грюн, М. Гесс, О. Люнинг, Г. Пютмани др. В Швейцарии идеи "И. с." пропагандировал Г. Кульман, в США - Г. Криге. В художеств. лит-ре взгляды "И. с." нашли отражение в творчестве поэтов К. Бека, А. Мейснера, К. Эка и др. "И. с." выражал настроение нем. мещанства, выбиваемого из колеи развитием капитализма и напуганного ростом клас. противоречий (распространение "И. с." началось непосредственно после силезского восстания ткачей 1844). В идейном отношении "И. с." - своеобразный синтез идеалистич. отсталых сторон фейербахианства (пропаганда любви к абстрактному "человеку", игнорирование социальных отношений и т. д.) и франц. утопич. социализма, воспринятого в выхолощенной форме. Представители "И. с", подменив призыв к революц. борьбе филантропич. проповедью всеобщей любви и братства, выступали под видом критики капитализма с идеализацией докапиталистич. порядков, в частности ремесленнич. цеховщины, распространяли иллюзии о возможности для Германии перехода к социалистич. строю, минуя стадию крупной капиталистич. пром-сти. ""Истинные социалисты" нечто вроде мирных лавристов, полукультурники, нереволюционеры, герои мудреных рассуждений и отвлеченной проповеди" (Ленин В. И., Соч., т. 10, с. 430). Как течение "И. с." прекратил свое существование во время революции 1848-49, полностью вскрывшей его банкротство.

Критика "И. с." содержится в ряде произв. К. Маркса и Ф. Энгельса: "Нем. идеология", ч. 2; "Манифест Коммунистич. партии", гл. 3; "Циркуляр против Криге"; в работах Энгельса: "Истинные социалисты", "Нем. социализм в стихах и прозе", "Конституц. вопрос в Германии" и др. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3-4).

Лит.: Серебряков М. В., Нем. социализм и борьба с ним Маркса и Энгельса, "Уч. зап. ЛГУ. Серия филос. наук", 1948, в. 2; Кандель Е. П., Из истории борьбы Маркса и Энгельса с нем. "истинным социализмом", в сб.: Из истории формирования и развития марксизма, М., 1959; Кан С. Б., История социалистич. идей (до возникновения марксизма), М., 1963.

Л. И. Гольман. Москва.

ИСТМ

ИСТМ (Istmos) - древнее назв. Коринфского перешейка, соединяющего Ср. Грецию с Пелопоннесским п-овом. На И. были расположены крупные торг.-ремесл. и культурные центры Др. Греции - города-гос-ва Мегара и Коринф. На И. у святилища Посейдона устраивались Истмийские игры.

ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ

Истмии (Istmia), - в период античности обшегреч. состязания, сопровождавшие праздник в честь Посейдона. Согласно преданию, вели свое происхождение от погребальных игр в честь Меликерта (морское божество). По другому мифу, эти состязания были впервые учреждены в честь Посейдона аттич. героем Тесеем. Происходили раз в 2 года летом в роще близ Коринфа, где находился храм истмийского Посейдона. На время И. и. провозглашался священный мир, но т. к. нек-рые греч. племена (элейцы) не принимали участия в играх, популярность И. и. была меньше, чем у Олимпийских и Пифийских состязаний, в к-рых принимало участие все греч. население. И. и. состояли из гимнастич., конных, поэтич. и музыкальных состязаний. Победители получали венки из сельдерея или сосновые, в к-рые вплеталась пальмовая ветвь. И. и. прекратились с победой христианства. Археол. раскопки 1883 обнаружили близ Коринфа театр, ипподром и стадион, а также остатки храмов Посейдона и Меликерта.

Лит.: Латышев В. В., Очерк греч. древностей, 2 изд., ч. 2, СПБ, 1899; Nilsson M. P., Griechische Feste von religiöser Bedeutung, mit Ausschluss der attischen, Lpz., 1906; его же, Geschichte der griechischen Religion, 2 Aufl., Bd 1, Münch., 1955.

ИСТОМА

Григорий (Истома Малый) - рус. дипломат кон. 15 - нач. 16 вв. В 1496 был направлен для дипломатич. переговоров в Данию. В связи с осложнением рус.-швед. отношений не мог избрать обычный путь через Прибалтику и отправился из устья Сев. Двины на 4 парусных судах мор. путем. Обогнув Кольский и Скандинавский п-ова, И. благополучно достиг г. Тронхейма, откуда сухим путем направился в Берген, а затем в Копенгаген, открыв, т. о., задолго до англ. мореплавателя Ченслера возможность сношений Рус. гос-ва с Зап. Европой по Сев. морскому пути.

Лит.: Герберштейн С., Записки о московитских делах, СПБ, 1908; Боднарский М. С., Очерки по истории рус. землеведения, т. 1, М., 1947.

В. Г. Сарычев. Ленинград.

ИСТОМИН

1

Владимир Иванович (1809 - 7.III.1855) - герой Севастопольской обороны 1854-55, контр-адмирал (1853). Из дворян Пензенской губ. Окончил Мор. кадетский корпус (1827). Участник Наваринского сражения 1827. В 1828-29 участвовал в блокаде Дарданелл. В 1835 переведен с Балт. на Черноморский флот. С 1850 командовал линейным кораблем "Париж", на к-ром успешно участвовал в Синопском сражении 1853. Во время Севастопольской обороны 1854-55 возглавлял оборону Малахова кургана и прилегающих редутов, показал пример бесстрашия и выдержки. Был ранен, но не покинул боевого поста. Убит ядром на Камчатском редуте. Похоронен в Севастополе вместе с М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым и П. С. Нахимовым.

Лит.: Тарле Е. В., Крымская война, 2 изд., т. 1-2, М.-Л., 1950; П. С. Нахимов. Док-ты и мат-лы, М., 1954.

2

Карион (кон. 40-х гг. 17 в. - 1717) - рус. обществ.-политич. и культурный деятель, поэт. Сын курского подьячего. Учился в Москве в школах Спасского и Чудова монастырей, в Славяно-греко-лат. академии. С 1672 И. работал на Печатном дворе последовательно писцом, чтецом, справщиком, а в 1698-1701 - начальником Печатного двора. И. оставил большое поэтич. наследие; автор и составитель "Малого" (1694) и "Большого" (1696) букварей, "Полиса" - своеобразной энциклопедии того времени (1694) и "Домостроя", содержащего наставления школьникам и их родителям. И. - горячий сторонник просвещения, передовой для своего времени педагог (он считал, напр., что грамоте следует обучать и девочек).

Лит.: Браиловский С. Н., Один из пестрых XVII ст., СПБ, 1902.

А. И. Рогов. Москва.

ИСТОРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИСТОРИК-МАРКСИСТ"

"ИСТОРИК-МАРКСИСТ" - науч. журнал, издавался в Москве в 1926-41. В 1926-31 - орган Об-ва историков-марксистов при Коммунистич. академии и ее Ин-та истории, в 1936-41 - Ин-та истории АН СССР. В 1926-31 вышли NoNo 1-22, периодичность издания в 1932-34 и 1936-39 - 6 номеров в год, в 1935 и 1940 - 12 номеров. В 1941, после выхода 6-го номера, "И.-м." влился в "Исторический журнал". "И.-м." освещал вопросы отечеств. и всемирной истории, включая страны Востока; особый интерес представляют мат-лы науч. дискуссий 20 - нач. 30-х гг. (о народничестве, общественно- экономич. формациях и др.). "И.-м." сыграл большую роль в борьбе с бурж. историографией и утверждении марксистской концепции в сов. ист. науке. Ответств. редакторы "И.-м.": M. H. Покровский (1926-32), Н. М. Лукин (1933-38), E. M. Ярославский (1938-41).

ИСТОРИОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИС

ИСТОРИС (Istúriz), Франсиско Хавьер де (1790-1871) - исп. политич. деятель. Участвовал в освободит. войне исп. народа против франц. оккупантов (1808-14). Во время революции 1820-23 - председатель кортесов (1822). Выступал в поддержку Кадисской конституции 1812. После поражения революции был приговорен к смертной казни и бежал в Лондон. В 1834 возвратился на родину. Во время 1-й карлистской войны (см. Карлистские войны) и Испанской революции 1834-43 И., совершив эволюцию вправо, примкнул к партии умеренных, представлявшей правое крыло кристиносов. В мае-авг. 1836 - председатель Совета министров и министр внутр. дел. Проводил политику преследований демократов, распустил кортесы, разоружил нац. милицию. В 1846-47 - вновь председатель Совета министров. В 1854 примкнул к Либеральному союзу, выражавшему требования праволибер. политич. группировок. С 1864 отошел от политич. деятельности.

X. Гарсиа. Москва.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА"

"ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА" - библиографич. бюллетень сов. и иностр. книг и статей, выпускавшийся непериодически в 1940-41 Гос. публичной ист. б-кой и Фундаментальной б-кой обществ. наук АН СССР. Выходил вместо бюллетеня "Новая литература по истории", издававшегося в 1934-40. Вышло 8 номеров. Содержал текущую ист. библиографию, включая справочно- библиографич. издания и рецензии, а также обзоры, тематич. указатели, хронику науч. и библиографич. работы в области истории.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В МУЗЫКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - направление в науке права, возникшее в Германии в нач. 19 в. в тесной связи с развитием реакционного дворянского романтизма. Будучи направлена против рационализма Просвещения и идей французской бурж. революции конца 18 в., И. ш. п. оказала сильное влияние на историографию 1-й пол. 19 в. своими четкими формулировками концепции органич. связи и преемственности в развитии народа, гос-ва, идеи нации как "коллективной индивидуальности", идеи "народного духа" (Volksgeist) как главной творч. силы в истории. Основателем И. ш. п. считается проф. Гёттингенского ун-та Гуго (Hugo, 1764-1844). Крупнейшие представители И. ш. п. - проф. Берлинского ун-та К. Ф. Савиньи (Savigny, 1779-1861), Г. Ф. Пухта (Puchta, 1798-1846), К. Ф. Эйхгорн (Eichhorn, 1781-1854). Принципы И. ш. п. Савиньи изложил в брошюре "О призвании нашего времени к законодательству и науке о праве" ("Vom Beruf unserer Zeit für Gesetzgebung und Rechtswissenschaft", Hdlb., 1814), непосредственно заостренной против требования бурж. правоведа А. Ф. Тибо создать для феод.-раздробленной Германии единый гражд. кодекс (по образцу кодекса Наполеона). Савиньи утверждал, что право создается не волей законодателя, а в результате, медленного процесса развития обществ. отношений, начало к-рого теряется в доисторическом прошлом. Законодатель - не творец права, а выразитель "нар. духа", к-рый он может познать лишь с помощью истории народа; создать новое право и ликвидировать старое так же невозможно, как создать всеобщий язык и отменить местные диалекты. Осн. политич. направленность идей И. ш. п. заключалась, т. о., в отрицании творч. роли революц. законодательства и вообще возможности к.-л. революц. преобразований. Идеи И. ш. п. стали орудием крайней реакции. Маркс характеризовал ее как "школу, которая подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего, которая объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут - старый, унаследованный, исторический кнут" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 416). Вместе с тем И. ш. п. объективно внесла свой вклад в поступательное развитие обществ. наук, и, в частности, истории, введя в ист. познание элементы историзма, идею ист. развития. Савиньи применил эти теоретич. положения к изучению развития рим. права в Европе до 16 в., доказывая в своем осн. труде "История рим. права в средние века" ("Geschichte des römischen Rechts im Mittelalter", Bd 1-6, Hdlb., 1815-31), что рим. частное право и учреждения не погибли в эпоху варварских вторжений 3-5 вв., а лишь постепенно видоизменялись в соответствии с "нар. духом". На тех же теоретич. основах построил и Эйхгорн свою "Историю герм. гос-ва и права" ("Deutsche Staats- und Rechtsgeschichte", Göttingen, 1808-23), в к-рой нем. право и учреждения рассматриваются как выражение культуры всего народа. Науч. органом И. ш. п. явился основанный в 1815 Савиньи журн. "Zeitschrift für geschichtliche Rechtswissenschaft", существовавший до 1955.

Лит.: Маркс К., Филос. манифест ист. школы права, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1; его же, К критике гегелевской философии права. Введение, там же; Вайнштейн О. Л., Историография ср. веков, М.-Л., 1940; Косминский Е. A., Историография ср. веков, М., 1963; Kantorowicz H. U.,Volksgeist und historische Rechtsschule, HZ, 1912, Bd 108, H. 2; Goocch G. P., History and historians in the 19th century, 2 ed., L.-N. Y.-Toronto, 1952; Wolf E., Quellenbuch zur Geschichte der deutschen Rechtswissenschaft, Fr./M., 1950.

О. Л. Вайнштейн. Ленинград.

"ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ"

"ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ" - непериодич. сборник; издается Ин-том истории АН СССР с 1937. Публикует оригинальные н.-и. статьи и сообщения. В статьях первых 25 тт. освещались вопросы истории СССР и всеобщей истории, затем - только истории СССР (до 41-го т., включая проблемы источниковедения и историографии, вспомогат. ист. дисциплин). Вышло 76 т. (1964). Каждый 20-й том "И. з." содержит указатель к предыдущим томам. Ответств. редакторы: Н. M. Лукин (1937), Б. Д. Греков (1938-53), А. Л. Сидоров (с 1954).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ - см. Источники исторические.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ"

"ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ" - ежемесячный научно-популярный журнал, издавался в Москве в 1937-45 (как продолжение журн. "Борьба классов") Об-вом историков-марксистов при Коммунистич. академии и ее Ин-том истории; с дек. 1941 - орган Ин-та истории АН СССР. В 1941 с "И. ж." объединился журн. "Историк-марксист". В 1945 на No 5 издание прекратилось, вместо "И. ж." стал выходить журн. "Вопросы истории". "И. ж." публиковал популярные и исследоват. статьи по истории СССР и КПСС, всемирной истории, о новейших археол. открытиях, по проблемам историографии и источниковедения. Много внимания уделялось научно-методич. вопросам преподавания истории в школе, критике и библиографии. Ответственные редакторы: в 1937-41 - Б. М. Волин, затем Е. M. Ярославский.

Предыдущая страница Следующая страница