Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИВА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИВА")

И

1

(или Дун-и - восточные И) - кит. наименование племен, обитавших в древности на В. Китая. Согласно преданиям, И с незапамятных времен населяли б. ч. Китая. Впоследствии иньцы, а затем чжоусцы оттеснили И на восток. Наименование "И", видимо, носило более географич., нежели этнографич. окраску и относилось к группе разнородных племен ("племена востока"). Сев.-вост. ветвь И рассматривается нек-рыми учеными как прототунгусский народ. Восточные И в эпоху Чжоу подразделялись на ряд племен - хуай-и (бассейн р. Хуайхэ), цзе-и, лай-и (Шаньдун и вост. побережье) и др. Со временем б. ч. восточных И была ассимилирована китайцами.

Лит.: Eberhard W., Lokalkulturen im Alten China, t. 2, Die Lokalkulturen des Südens und Ostens, Peking, 1942.

2

ицзу (самоназвание "черных И" - носу; других И - ачжэ, аси, сани, лалоба, лолопо), - народность в Юж. Китае. Компактно И живут в Ляншаньском авт. окр. (пров. Сычуань). В Юньнани, Гуйчжоу, Гуанси И живут с китайцами и др. народами. Числ. в КНР ок. 3,75 млн. ч. (1959), неск. тысяч живет в ДРВ. Язык И относится к тибето-бирм. ветви кит.-тибетской семьи. По религии И. - шаманисты. Предками И были племена цуань (3 в. н. э.). В 7 в. шесть племен (чжао) в союзе с племенами таи разгромили тубо и создали под эгидой юж. племени И гос-во Наньчжао (последующее назв. Дали), существовавшее до сер. 13 в. и сыгравшее выдающуюся роль в истории Китая и Юго-Вост. Азии. От периода Наньчжао И сохранили прекрасные памятники культуры, эпич. произведения, иероглифич. письменность, а в р-не Ляншаня - специфич. рабовладельч. уклад, племенную организацию и касты. Рабовладельцами была вся каста "носу" - черные И; рабами - касты "цюйно", "ацзя" и "сяси". Положение низших каст было различным. "Цюйно" обладали экономич. независимостью, сами были рабовладельцами по отношению к "ацзя" и "сяси", но платили налог и подать "носу". Право на племенную организацию (защищала жизнь и интересы своих членов) имели только "носу" и "цюйно". Подобные отношения в обществе И Ляншаня существовали до 1957.

Лит.: Уиннингтон А., Рабы Прохладных гор, пер. с англ., М., 1960.

"И. Г. ФАРБЕНИНДУСТРИ"

"И. Г. ФАРБЕНИНДУСТРИ" (I. G. Farben- industrie Aktiengesellschaft) (I. G. -сокращение слова Interessen-Gemeinschaft) - химич. трест, одна из крупнейших монополий ФРГ. Образовался в 1925 после слияния 6 герм. химич. фирм, объединенных с 1916 соглашением об "общности интересов". Монополизировал б. ч. химич. пром-сти Германии (красители, взрывчатые вещества, продукция основной химии и т. д.), имел филиалы за границей, был тесно связан с химич. монополиями США и Англии. Субсидировал приход фашистов к власти, активно способствовал возрождению герм. милитаризма и военно-экономич. потенциала Германии. В 1943 активы треста превышали 6 млрд. марок, чистая прибыль составила 822 млн. марок; на предприятиях треста работало 100 тыс. иностранцев, насильно угнанных в Германию.

В 1945 Союзный контрольный совет в Германии издал по настоянию сов. представителей закон о ликвидации треста в Вост. Германии. Предприятия треста были переданы в собственность народа. В Зап. Германии "И. Г. Ф." раздроблен на 3 формально самостоят. фирмы, но фактически продолжает существовать как единый трест. Объем продукции, производимой трестом, в связи с милитаризацией и подготовкой к атомному вооружению Западной Германии неуклонно возрастает. В 1962 активы "И. Г. Ф." превысили 9 млрд. марок, чистая прибыль - 162,8 млн. марок (в 1953 активы - 2,7 млрд. марок, чистая прибыль 72,3 млн. марок).

Лит.: Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Соч., 4 изд., т. 22, с. 192-93; Сэсюли Р., ИГ Фарбениндустри, пер. с англ., М., 1948; Хмельницкая Е. Л., Монополистический капитализм Западной Германии, М., 1959; Kling W., Kleine Geschichte der I. G. Farben - der Grossfabrikantendes Todes, В., 1957.

А. А. Пушкин. Москва.

"И ЛИ"

"И ЛИ" ("Книга церемоний и этикета") - один из 13 классич. канонов конфуцианства в Китае. Традиция приписывает авторство Чжоу-гуну, брату основателя династии Чжоу - У-вана (11 в. до н. э.), но фактически книга была составлена в эпоху Хань (3 в. до н. э. - 3 в. н. э.) из 3 соч. - "Цзюй-дэ", "Цзюй-шэн" и "Бе-лу". Вначале раздельно существовали 2 версии - "цзинь-вэнь", записанная со слов Гао Тан-шэна на рубеже 3-2 вв. до н. э. (17 глав), и "гу-вэнь", якобы найденная полвека спустя в стене дома Конфуция его потомком Кун Ань-го (56 глав). Обе они были во 2 в. н. э. сведены и откомментированы Чжэн Сюанем. Книга состоит из 17 глав и 50 параграфов, посвященных описанию различных культов, обрядов и норм этикета в Др. Китае; она неоднократно переводилась на зап.-еврон. языки.

Изд.: И-ли чжу шу (И-ли с комментариями), в кн.: Щи сань цзин чжу шу ("Тринадцать классич. канонов" с комментариями), т. 15-18, Пекин, 1957; Harlez C., I-li. Cérémonial de la Chine antigue, P., 1890; Steele J., The I-li or book of etiquette and ceremonial, v. 1-2, L., 1917; Couvreur S., I-li, Cérémonial, 3 éd., P., 1951.

Л. С. Васильев. Москва.

"И ЦЗИН"

"И ЦЗИН" ("Книга перемен") - один из древнейших кит. письменных памятников. Наиболее ранняя его часть предназначалась для гадания по стеблям тысячелистника, причем предсказание делалось при помощи толкования сочетаний шести расположенных друг над другом черт, целых и прерванных посередине (т. н. гексаграмм). Каждая гексаграмма "И ц." (их всего 64) имеет определ. название (напр., "Разлад", "Приближение" и т. д.) и ей сопутствуют афоризмы, разъясняющие ее значение (напр., "неблагоприятен брод через великую реку", "пребудешь в стойкости - будет счастье" и т. д.). Кроме того, в "И ц." имеются объяснения каждой черты каждой гексаграммы. Эти объяснения исходят из того, что весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящих от взаимодействия и борьбы сил ян (мужское, твердое, светлое начало) и инь (женское, мягкое, темное начало).

К осн. тексту "И ц." присоединяются написанные уже в древности 10 комментариев (т. н. "10 крыльев"). Наряду с осн. текстом они оказали большое влияние на последующее развитие кит. философии. Датировка "И ц." окончательно не установлена. Согласно мнению Ю. К. Шуцкого, осн. текст памятника создан в 8-7 вв. до н. э. "И ц." многократно переводился на европ. языки. Наибольшее науч. значение имеют перевод на нем. яз. Р. Вильгельма и выполненный Ю. К. Шуцким перевод на рус. яз., этот перевод является частью фундаментального исследования, посвященного проблемам возникновения и интерпретации "И п.".

Лит.: Шуцкий Ю. К., Китайская классическая "Книга перемен", М., 1960; Го Мо-жо, О времени создания "Книги перемен" ("Чжоуи"), в его кн.: Бронзовый век, М., 1959; Wilhelm B., I Ging. Das Buch der Wandlungen, Jena, 1924.

В. А. Рубин. Москва.

И ЦЗИН

И ЦЗИН (635-713) - кит. путешественник и проповедник буддизма. В 671 отправился в Индию, где посетил ряд гос-в. 10 лет прожил в центре буддизма монастыре Наланда, на обратном пути неск. лет провел в Бгоху (совр. Палембанг на о. Суматра). В 695 возвратился в Китай с большим собранием буддийских книг, включая "Трипитаку", - всего 400 текстов, состоявших из 500 тыс. свитков. Став поборником текстов винаи (отрасль буддизма), И Ц. основал школу последователей этого учения и вместе с 9 помощниками-индийцами перевел 56 этих текстов, в 730 томах. Он написал записки о своем путешествии в Индию и составил неск. компилятивных работ, посвященных теории и практике буддизма.

Путешествие И Ц. и его активная переводческая деятельность сыграли заметную роль в истории культурных связей Китая с Индией. Написанные им труды имеют важное значение для изучения истории буддизма, географии, истории, лит-ры и культуры Индии. Нек-рые из них переведены на зап.-европ. языки.

Соч.: Mémoire composé а l'époque de la grande dynastie T'ang..., P., 1894; A record of the Buddhist religion..., Oxf., 1896.

Л. С. Васильев. Москва.

ИАКОВ

ИАКОВ - библейский персонаж, один из мифич. предков евр. народа, первоначально - один из местных племенных богов Палестины. По преданию, И. хитростью отнял у своего старшего брата Исава право первородства. Боясь мести, бежал в Месопотамию. Жены И. Лия и Рахиль, за к-рых он служил их отцу Лавану 14 лет, считались родоначальницами израильских племен. Можно полагать, что в образе И. имеются черты, первоначально свойственные Израилю, по имени к-рого стали называться израильские племена.

ИБАДИТЫ

ИБАДИТЫ - см. Абадиты.

ИБАРРУРИ

ИБАРРУРИ (Ibárruri), Долорес (p. 9.XII.1895) - деятель исц. и междунар. рабочего движения. Род. в местечке Гальярта (пров. Бискайя) в семье горняка. В 1917 вступила в социалистич. орг-цию г. Соморростро и начала выступать в рабочей печати под именем Пасионария (Пламенная). И. была одним из организаторов компартии, осн. в апр. 1920. В последующий период И. - редактор ряда коммунистич. газет, чл. Бискайского обкома КПИ; с 1930 - чл. ЦК, с 1932 - чл. Политбюро (с 1960 - Исполкома) КПИ. Вместе с Х. Диасом сыграла важную роль в очищении руководящих органов КПИ от сектантских элементов (1932), в борьбе против реакции в 1934 и в создании антифаш. Нар. фронта в 1935-36. После 1932 возглавила работу КПИ среди женщин, в 1931-33 была одним из редакторов ЦО КПИ - газ. "Mundo Obrero". Шесть раз И. подвергалась арестам и тюремному заключению. На VII конгрессе Коминтерна (1935) была избрана канд. в чл. Исполкома Коминтерна. В февр. 1936 И. была избрана деп. кортесов, в 1937 - вице-пред. кортесов. С особой силой талант И. как нар. трибуна и парт. руководителя раскрылся в период нац.-революц. войны испанского народа против фашистских мятежников и итало-германских интервентов (1936-39). С 1939 И. - в эмиграции.

Во время 2-й мировой войны И. активно боролась за объединение испанцев в едином нац. фронте, чтобы помешать Франко и фаланге втянуть исп. народ в пожар войны на стороне фаш. Германии. Она также активно участвовала в междунар. антифаш. движении. В 1932-42 И. была секретарем ЦК КПИ. После смерти Х. Диаса (1942). стала ген. секретарем КПИ.

Под руководством И. проходил V съезд коммунистич. партии (1954), выработавший программу и устав КПИ. И. выступила на съезде с отчетным докладом. На пленумах ЦК КПИ, после V съезда, И. выступала с докладами о положении в Испании и тактике КПИ, о единстве действий рабочего класса и политике национального согласия в борьбе за ликвидацию диктатуры Франко, за национальную независимость и демократизацию Испании. На VI съезде КПИ (1960) И. выступила с докладом о 40-летии КПИ и была избрана ее председателем. И. - автор многочисл. теоретич. работ и публицистич. статей; возглавляла комиссию ЦК по составлению вышедшей в 1960 истории КПИ. Автобиографич. книга И. "Единственный путь" переведена на рус, франц., итал., нем. и др. яз. И. принимает активное участие в междунар. рабочем и коммунистич. движении. На Моск. совещаниях коммунистич. и рабочих партий в 1957 и 1960 И. выступала от имени ЦК партии. Являясь одной из основательниц Междунар. демократич. федерации женщин (1945), И. принимает активное участие в междунар. демократич. женском движении и в борьбе за мир.

И. присутствовала на XVII и возглавляла делегации КПИ на XIX, XX, XXI и XXII съездах КПСС.

Соч.: Речи и статьи. 1936-1938, М., 1938; Окт. социалистич. революция и исп. рабочий класс..., М., 1960; Единственный путь, М., 1962; Por una España republicana, democrática e independiente, 1947; A los trabajadores anarquistas, México, 1953; Informe del Comité Central presentado ante el V Congreso del PCE, Praga, 1954; 40 años del Parti do comunista de España, sus raíces, su base ideológica, sus actividades. Mensaje a la juventud, Praga, 1960.

Лит.: Благоева С., Народный трибун Испании Долорес Ибаррури (Пасионария), М., 1937; Breve biografia de D. Ibárruri, "Nuestra Bandera", 1960, No 26.

Л. Балагер.

ИБЕНЕ

ИБЕНЕ (Ibéné), Эжезип (p. 8.IV.1914) - политич. деятель Гваделупы. Род. в Сент-Анн (Гваделупа) в крестьянской семье. Получил юридич. образование в г. Бордо (Франция). С 1940 живет на о. Гваделупа, работал адвокатом в г. Пуэнт-а-Питр; был чл. Совета коллегии адвокатов. В годы 2-й мировой войны принимал участие в Движении Сопротивления, действовавшем на острове. В 1944-45 - один из создателей Коммунистич. федерации франц. компартии на Гваделупе. В 1946-52 - ген. советник департаментского Совета, одновременно политич. директор органа Гваделупской федерации ФКП газ. "L'étincelle". В 1953-58 - секретарь Гваделупской федерации ФКП. С 1958, после преобразования федерации компартии в самостоят. Гваделупскую компартию, - член ЦК, Политбюро ЦК и ген. секретарь ГКП. Неоднократно посещал Сов. Союз.

ИБЕР

ИБЕР (Iberus) - лат. название р. Эбро на С.-В. Испании.

"ИБЕРИЙСКИЙ БЛОК"

"ИБЕРИЙСКИЙ БЛОК" - воен.-политич. союз Испании и Португалии; практически действует с начала фаш. мятежа в Испании (1936). Был оформлен договором О дружбе и ненападении между Испанией и Португалией, подписанным 17 марта 1939 в Лисабоне, и дополнит. протоколами к нему (1940 и 1948). Назв. "иберийский" получил после проходивших в дек. 1942 в Лисабоне секретных испано-португ. переговоров. В ходе этих переговоров было подтверждено решение о координации действий двух стран для "борьбы с международным коммунизмом". Впоследствии испано-португ. сотрудничество было закреплено рядом новых соглашений. "И. б." - одно из звеньев, связывающих Испанию с НАТО, поскольку ее партнер по "И. б." - Португалия является членом этого агрессивного пакта.

Д. Дмитриев. Москва.

ИБЕРИЯ

1

(греч. Ibnria, лат. Hiberia) - название Пиренейского п-ова у др.-греч. и рим. географов и историков. Населена многочисл. племенами иберов, а также племенами кельтов и пунийцев. Согласно произв. Авиена, термин "Иберия" в трудах антич. географов первоначально относился к юж. и вост. побережью п-ова, точнее к терр. совр. пров. Уэльва. Название "И." применительно ко всему Пиренейскому п-ову впервые встречается у греч. географа Эратосфена (сохранено у Страбона) и относится к 230 до н. э.

Источн.: Fontes Hispaniae Antiquae, publ. por A. Schulten y P. Bosch Gimpera, Barcelona-В., 1922; то же, publ....por A. Schulten у L. Pericob, Barcelona, 1952.

Лит.: Мишулин А. В., Антич. Испания, М., 1952.

2

(греч. Ibnria, лат. Hiberia) - древнее назв. Вост. Грузии (Картли), упоминаемое антич. и визант. авторами. На рубеже 4-3 вв. до н. э. на терр. И. образовалось сильное раннерабовладельч. гос-во, к-рое охватывало терр. совр. Вост. Грузии и часть Зап. Грузии. Население низменных р-нов И. в осн. занималось земледелием, жители гор - скотоводством. Часть объединенных в общины земледельцев была свободной ("эри"), другие ("глехи") находились в подчиненном положении от царского рода и знати. Труд рабов (в осн. из военнопленных) использовался на строит. и др. тяжелых работах, а также в дворцовом х-ве. В И. было немало городов и поселений гор. типа с выстроенными по архитектурным правилам домами, рынками и др. Самым значит. городом была столица И. - Мцхета. В Мцхета, Урбниси, Уплисцихе и др. городах И. процветали ремесла (произ-во черепицы, керамич., ювелирных изделий и др.) и торговля. Большую роль играли жрецы, составлявшие привилегиров. сословие. В первых вв. н. э. в И. применяли греч. и арамейскую ("армазскую") письменность. В 65 до н. э. в И. вторглись римляне, однако они не смогли прочно утвердиться здесь и довольствовались установлением союзнич. отношений с И. Значит. усиление И. произошло в первых веках н. э., особенно в царствование Фарсмана II (2 в. н. э.). Во 2 в. н. э. И. проводила активную внеш. политику, используя сев.-кавказ. племена для усиления своих позиций во взаимоотношениях с Римом и Парфией. В 4 в. в И. начинают развиваться феод. отношения; в 337 христианство было объявлено гос. религией. В конце 4 в. И. была подчинена Персии и обложена тяжелой данью. Население И. боролось против иноземных захватчиков. В 5 в. во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасал. После поражения восстания персы упразднили царскую власть в И., превратив ее в свою провинцию.

Лит.: История Грузии, т. 1, Тб., 1962; Мцхета. Итоги археологич. исследований, т. 1, Тб., 1958; Болтунова А. И., Описание Иберии в "Географии" Страбона, "ВДИ", 1947, No 4; ее же, Возникновение клас. об-ва и гос. власти в Иберии, там же, 1956, No 2;Меликишвили Г. A., К истории др. Грузии, Тб., 1959; Джанашиа С. Н., Грузия на пути ранней феодализации, в его кн.: Труды, т. 1, Тб., 1949 (на груз. яз.); его же, Феод. революция в Грузии, там же.

ИБЕРЫ

1

(греч. Ibnres, лат. Hiberes, или Hiberi) - племена, с глубокой древности населявшие Ю.-В. побережья Испании и распространившиеся затем (7-3 вв. до н. э.) по всей терр. Пиренейского п-ова и на Ю.-З. Галлии. Из мн. племен греко-рим. авторы выделяют наиболее многочисл. и воинственных - турдетанов (на Ю.), кельтиберов (в центре, на плоскогорье), лузитанов (на З.), кантабров, астуров и галлаиков (на С.-З.). Важнейший центр иберийской культуры - юж. часть п-ова, область турдетанов (совр. Андалусия), где антич. традиция помещает древнейшее гос-во, с легендарной столицей Тартессом. И. занимались земледелием, скотоводством, знали ткацкое и гончарное ремесла, обработку металлов, к-рыми изобиловала их страна (серебро, золото, медь). С кон. 3 - нач. 2 вв. до н. э. наиболее развитые племена знали чеканку монеты; по свидетельству др. авторов, И. были знакомы с письменностью, особенно развитой у турдетанов. И. находились на стадии разложения родового строя: племена И. объединялись вокруг укрепл. пунктов гор. типа (Нуманция, Сеговия, Контребия и др.); во главе племен стояли воен. предводители (выделялись по знатности и имуществ. достатку); существовал совет старейшин; созывались, правда нерегулярно, нар. собрания, на к-рых племена и общины выбирали воен. предводителей и послов. Разложение родового строя шло быстрее в юго-вост. р-нах в результате развития торговли и под влиянием соприкосновения с карфагенянами, греками, римлянами. И. на протяжении веков вели упорную борьбу с завоевателями (карфагенянами, римлянами и др.), привлеченными природными богатствами Пиренейского п-ова. Покорение И. римлянами при Августе и превращение Испании в пров. Рима привели к романизации И., их смешению (за исключением басков) с колонистами. Материальная культура И. представлена многочисл. памятниками (см. "ВДИ", 1939, No 2, с. 208-26).

Лит.: Петерс Д., Проблема этногенеза населения Иберии (Др. Испании), "ВДИ", 1940, No 2; его же, К проблеме этногенеза населения Иберии, там же, No 3-4; Мишулин А. В., Антич. Испания, М., 1952; Bosch-Gimpera P., Etnologia de la peninsula Ibèrica, Barcelona, 1932; Melida J., Arqueologia Española, Barcelona, 1929.

2

этнич. название, обозначавшее в антич. источниках вост.-груз. (картские) племена, жившие на терр. Иберии. И. сыграли гл. роль в процессе консолидации груз. (картвельских) племен (мегрело-чанов и сванов) и формирования единого груз. народа. См. лит-ру к ст. Иберия.

ИБН АБД РАББИХИ

Абу Омар Ахмед ибн Мухаммед (860-940) - араб. поэт, филолог и историк. Род. в Кордове. Составленная им антология "Редкостное ожерелье" ("аль-Икд аль-фарид") содержит ценные сведения по истории и лит-ре двух первых веков Халифата (7-8 вв.). Отрывки из соч. И. переведены на рус. яз. в труде Н. А. Медникова "Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов", 1897-1903.

Соч.: аль-Икд аль-фарид, Булак, 1293 г. х. (1876), Каир, 1953.

ИБН АЛЬ-АСИР

Изз-ад-дин Абу-ль-Хасан Али (1160-1234 или 1233) - араб. историк. Род. в г. Джезират-ибн-Омар (на р. Тигре), умер в Мосуле. Его гл. труд "Совершенный в истории" или "Полная история" ("аль-Камиль фи-т-тарих", в 12 тт.; европ. критич. изд.: Chronicon quod perfectissimum inscribitur..., ed. С. J. Tornberg, v. 1-14, 1851-76) в своей большей части (от "сотворения мира" до 310 г. х. - 922/923 н. э.) является переработанным сокращенным изложением "Истории" ат-Табари, но с привлечением дополнит. источников, в остальном же (до 1231) представляет самостоят. произв., написанное на основе письм. источников, распросов и личных наблюдений. Им написаны также: биографич. словарь сподвижников Мухаммеда "Львы леса в познании сподвижников" ("Китаб усд аль-габа фи марифат ас-сахаба", т. 1-5, 1863), соч. по истории атабеков Мосула, изд. в "Recueil des historiens des croisades publié par les soins de l'Académie des inscriptions et belles-lettres. Historiens orientaux", t. 2, 2-е partie. Отрывки из соч. И. на рус. яз. имеются в кн.: Н. А. Медников, Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по араб. источникам, т. 1-(4), 1897-1903; А. Крымский, История Персии, ее литературы..., Тр. по востоковедению, 1914-17, вып. 16, т. 3, No 1-2.

Е. А. Беляев. Москва.

ИБН АЛЬ-КУТИЙЯ

Абу Бекр Мухаммед ибн Омар (ум. 6.XI.977) - араб. историк, поэт, филолог. Род. в Кордове, обучался у известных ученых в Севилье и Кордове. Его труд "История завоевания Андалусии" ("Тарих ифтитах аль-Андалус") - важный источник по истории народов Пиренейского п-ова от завоевания его арабами в нач. 8 в. до нач. 10 в.

Соч.: Histoire de la conquête de l'Andalousie, éd. par M. O. Houdas, P., 1889; Histoire de la conquête de l'Andalousie par Ibn al Qoutiyah al Qortobi, Madrid, 1868 (на араб. яз.); Historia de la conquista de España de Abenalcotía el Cordobés trad, de D. J. Ribera, Madrid, 1926.

ИБН АЛЬ-ХАТИБ

Мухаммед Лисан-ад-дин (1313-1374) - араб. ученый, поэт, историк, гос. деятель. Род. в семье, близкой к эмирам Гранады. Занимал высокие адм. должности при правителях Гранады и Феса. Автор ок. 60 трудов по истории, географии, философии, медицине, лит-ре. Осн. ист. соч. "Повествование по истории Гранады" ("аль-Ихата фи тарих Гарната") содержит биографии лиц, деятельность к-рых связана с Гранадой (полного критич. изд. нет. Сокращенное изд. в 2 томах, Каир, 1319 г. х. - 1901), и "История мусульманской Испании" ("Тарих Исбанийя аль-исламийя", Бейрут, 1956). Эти труды - важный источник по истории мусульм. Испании.

ИБН АСАКИР

Али ибн аль-Хасан (1105 - 25.I.1176) - араб. историк, представитель араб. региональной историографии. Род. в Дамаске, образование получил в Багдаде и Иране. Преподавал в родном городе в медресе ан-Нурия. Написал "Историю Дамаска" ("Тарих Мадинат Димашк") в 80 томах, к-рая содержит гл. обр. биографии выдающихся людей, связанных с Дамаском, а также много ценных сведений по истории этого города и Сирии. Имеется издание первых двух томов соч. И. А. "История Дамаска" (("ат-Тарих аль-Кабир"), Дамаск, 1329-30 г. х. (1911), 1374 г. х. (1954)).

ИБН БАТТУТА

Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи (24.II.1304 - 1377) - араб. путешественник. Бербер из г. Танжера. Провел в путешествиях 25 лет (с 1325 по 1349); побывал в Аравии, Египте, Иране, М. Азии, посетил Крым и юж. области России, дойдя до Волги; через Ср. Азию и Афганистан прибыл в Индию и жил там неск. лет, а затем отправился в Индонезию и Китай. Возвратившись в Марокко, посетил между 1349 и 1352 мусульм. Испанию, а в 1352-53 путешествовал по Зап. и Центр. Судану, по-видимому, с офиц. миссией от султана Марокко.

Рассказы И. Б. о его путешествиях, продиктованные им секретарю марокк. султана Абу Инана, - ценный ист. источник, в живой и безыскусственной форме и в общем правдиво описывают состояние посещенных путешественником стран. Для истории народов СССР очень интересны заметки о пребывании И. Б. в Крыму и во владениях Золотой Орды, а также его сообщения о дворе хана Узбека, изобилующие подробностями экономич., этнографич. и культ.-бытового характера. И. Б. дал подробное описание Константинополя, в к-ром побывал, сопровождая жену Узбека - греч. царевну. Рассказ И. Б. о путешествии по Ирану показывает положение Ирана при Хулагуидах. Значит. интерес представляет подробное описание пребывания И. Б. в Индии, где он занимал пост судьи при дворе делийского султана Мухаммеда Туглака. Исключит. ценность имеет отчет И. Б. о его путешествии в страны Зап. и Центр. Судана; И. Б. дает первое подробное описание гос-ва Мали и прилегающих к Мали областей Африки, по к-рым проходил маршрут путешествия.

Соч.: Voyages d'Ibn Batoutah. Texte arabe accompagné d'une traduction par C. Defremery et B. R. Sanguinetti, v. 1-4, P., 1853-58; The Travels of Ibn Battuta A. D. 1325-1354, ed by H. A. Gibb, v. 1-2, Camb., 1958-62; Cesty po Africe, Asii a Evrope vykonané v letech 1325 az 1354, (Prelozil Ivan Hrberk), Praha, 1961.

Лит.: Тизенгаузен В. Г., Сб. мат-лов, относящихся к истории Золотой Орды. I. Извлечения из сочинений арабских, М.-Л., 1941; Крачковский И. Ю., Араб. геогр. лит-ра, Соч., т. 4, М.-Л., 1957, с. 416-30; Die Reise des Arabers Ibn Batûta durch Indien und China (14 Jh.). Bearbeitet von H. v. Mzik, Hamb., 1911; Agha Mahdi Husain, Le gouvernement du sultanat de Delhi. Etude critique d'Ibn Battuta et des historiens indiens du 14-e siècle, P., 1936.

Л. Е. Куббель. Ленинград.

ИБН БИБИ

Насиреддин Яхья ибн Меджедеддин Мехмед (ум. в 1272) - летописец Сельджукского гос-ва в М. Азии (см. Конийский султанат). Его хроника (т. н. Хроника Ибн Биби) охватывает события с 1188 по 1272 и является важнейшим источником для изучения истории сельджукидов периода после нашествия монголов в М. Азию. Содержит сведения о феод. структуре гос-ва, о борьбе феод. группировок и т. п.

Соч.: Houtsma M. Th., Recueil de textes relatifs а l'histoire des Seldjoucides, v. 3: Histoire des Seldjoucides de l'Asie Mineur, d'après Ibn Bibi, Leide, 1891, text turc; v. 4, Leide, 1902, text persan; Anadolu Selçuki devleti tarihi, Çeviren M. Nuri Gençosman - F. N. Uzluk, Ankara, 1941; El-evamirü'l-ala'iyye fi'l-umuri'l-ala'iyye, cilt 1, Ankara, 1956; Duda H., Die Seltschukengeschichte des Ibn Bibi, Kbn, 1959.

Лит.: Гордлевский В. A., Гос-во Сельджукидов Малой Азии, Избр. соч., т. 1, М., 1960.

ИБН ДАСТА

ИБН ДАСТА - см. Ибн Руста.

ИБН ДЖУБАЕР

Мухаммед ибн Ахмед ибн Джубайр аль-Кинани (1145-1217), испано-араб. путешественник и писатель. Род. в Валенсии, служил при дворе альмохадского наместника в Гранаде. Совершил три путешествия по араб. странам. Путевой дневник первого из этих путешествий (1183-85) "Путешествие кинанита" ("Рихлят-аль-кинани") - важный источник по истории этих стран. Имеет ценность также как источник по истории материальной культуры описанных им стран.

Соч.: Viaggio in Ispagna, Sicilia, Siria e Palestine, Mesopotamia, Arabia, Egitto, compiuto nel secolo XII, prima traduzione fatta sull'originale Arabo da Schiaparelli C., Roma, 1906; The travels ol Ibn Jubayr, ed. Wright W., 2 ed. revised de Goeje M. J., "E. J. W. Gibb memorial series", Leyden-L., 1907; англ. пер. - L., 1952; Voyages, trad. et annotés par Gaudefroy-Demombynes M., pt. 1-3, P., 1949-53.

Лит.: Крачковский И. Ю., Араб. геогр. лит-ра, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957, с. 304-07; Зайяда М., Рихлят Ибн-Джубайр ва Ибн-Батута (Путешествие Ибн-Джубайра и Ибн-Батуты), Каир, 1939; Lammens H., Causeries géographiques sur la Syrie, Beyrouth, 1911.

Л. Е. Куббель. Ленинград.

ИБН ИСХАК

Абу Абдаллах Мухаммед (704-768 или 767), араб. историк, автор наиболее ранней из дошедших до нас биографий Мухаммеда. Род. в Медине. В 733 переселился в Египет, а с 749 жил в Ираке. Труд И. И., завершенный в Багдаде, дошел до нас в редакции егип. филолога Ибн Хишама (ум. в 834) под назв. "Книга жития посланника аллаха" ("Китаб сират расул аллах"). Несмотря на то, что соч. И. И. наряду с достоверным ист. материалом содержит много легенд и вымышленных поэтич. цитат, оно остается ценным источником по истории раннего ислама.

Соч.: Das Leben Muhammed's nach Muhammed Ibn Ishak, hrsg. v. F. Wüstenfeld, Gött., 1858-60 (на араб. яз.); Das Leben Muhammed's nach Muhammed Ibn Ishak, aus dem Arabischen übersetzt v. G. Weil, Bd 1-2, Stuttg., 1864.

Лит.: Крымский А., Источники для истории Мухаммеда и лит-ра о нем, М., 1902; Brockelmann C., Geschichte der Arabischen Literatur, Bd 1, 1943, Suppll.-Bd 1, Leiden, 1937; Fück J., Muhammed b. Ishaq, Frankf., 1925.

Л. И. Надирадзе. Москва.

ИБН МАДЖИД

Ахмед (р. прибл. в 30-х гг. 15 в. - г. смерти не уст.) - араб. лоцман и теоретик мореплавания. В 1498 вел корабли Васко да Гамы от вост. побережья Африки до Калькутты. Написал ок. 40 работ (б. ч. в стихах), представляющих обстоятельный свод теории и практики мор. дела арабов, осн. на богатом практич. опыте и предшествующей лит-ре. В них описаны маршруты, к-рыми водили суда араб. мореплаватели от Занзибара и Мадагаскара до Тайваня (Формозы) и отдаленных о-вов Индонезии. Опыт И. М. и др. араб. мореходов во многом помог развитию европ. судоходства в Индийском ок. и прилегающих морях.

Лит.: Крачковский И. Ю., Араб. геогр. лит-ра, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957; Шумовский Т. A., Три неизвестные лоции Ахмада Ибн Маджида, араб. лоцмана Васко да-Гамы, в уникальной рукописи Ин-та востоковедения АН СССР, М.-Л., 1957.

А. П. Новосельцев. Москва.

ИБН МИСКАВЕЙХ

Абу Али Ахмед ибн Мухаммед (ум. 1030) - арабоязычный историк, философ, медик и филолог. Написал всеобщую историю "Книга опытов народов" ("Китаб таджариб аль-умам", т. 1-3, 1914-1915). Особый интерес представляет последняя часть этого соч., в к-рой содержатся ценные сведения о социально-экономич. отношениях в Халифате 10 в.

Соч.: The Tajârib al-umam or history of Ibn Miskwayh..., with a preface and a summary by Caetani L., v. 1-6, в "E. J. W. Gibb memorial" series, v. 7, Leiden, 1909-19; Pars sexta operis Tadjáribo-l-Omami, в кн.: Fragmenta historiorum arabicorum.... ed. de Goeje M. J., t. 2, Lugduni Batavorum, 1871; последняя часть "Книги опытов народов" издана также в: The eclipse of the 'Abbasid Caliphate, ed., transl, and elucidated by Amedroz H. F. and Margoliouth D. S., v. 1-2, араб. текст, у. 4-6, англ. пер., Oxf., 1920-21.

Лит.: Шустер Б. Я., Место Ибн Мискавейха среди арабоязычных историков, в кн.: Сб. работ аспирантов. Отделение обществ. наук АН Узб. ССР, вып. 2, Таш., 1958, с. 127-38; ее же, Шестой том Всемирной истории Ибн Мискавейха как источник по социальным отношениям в позднем халифате, в сб.: КСИНА, 1961, т. 47, с. 82-88.

Е. А. Беляев. Москва.

ИБН РОШД

ИБН РОШД (точнее - Ибн Рушд; латинизир. - Аверроэс; Averroёs), Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126 - 10.XII.1198) - араб. философ, врач и правовед. Род. в Кордове; в 1169 был назначен на должность кади (судьи) в Севилье, в 1171 - кади в Кордове; умер в Марокко.

И. Р. был не только комментатором произв. Аристотеля, развивавшим материалистич. элементы в его учении, но и создателем оригинальной филос. системы, согласно к-рой мир материален и так же вечен, как и бог, мир бесконечен во времени и в нем господствует необходимость. Исходя из этих положений, И. Р. считал необоснованными и нелепыми религ. представления о сотворении мира богом из ничего, о светопреставлении, о воскресении из мертвых и о загробной жизни. По учению И. Р., индивидуальная человеч. душа смертна. Бессмертно человечество, его всеобщий, коллективный разум. И. Р. создал прогрессивное для своего времени учение о "двойственной истине", согласно к-рому научно-филос. истины и религ. догматы могут не совпадать; это давало возможность освободить науку от гнета религии. За свободомыслие И. Р. подвергался преследованиям со стороны правоверных мусульм. богословов и альмохадских властей. Крупнейшее филос. соч. И. Р. "Опровержение опровержения" ("Тахафут ат-тахафут") было направлено против мистич. учения столпа мусульм. правоверия Газали.

И. Р. не писал спец. ист. трудов, однако отрицание им вмешательства бога в деятельность людей оказало большое влияние на развитие прогрессивных взглядов на общество. Нек-рые произв. И. Р. (комментарии к "Государству" Платона, "Рассуждение, выносящее решение относительно связи между мудростью и религ. законом" и др.) содержат важные сведения о социальном строе Андалусии, о нравах и обычаях ее населения, а также обществ.-политич. взгляды самого философа. Передовая филос. концепция И. Р. оказала значит. влияние на ср.-век. философию в Зап. Европе и положила начало прогрессивному филос. учению - "аверроизму".

Соч. в рус. пер.: Опровержение опровержения (фрагменты), в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока IX-XIV вв., М., 1961.

Лит.: Ренан Э., Собр. соч., т. 8-9, К., 1902; Лей Г., Очерк истории ср.-век. материализма, М., 1962.

Е. А. Беляев. Москва.

ИБН РУСТА

Абу Али Ахмед ибн Омар (2-я пол. 9 в. - нач. 10 в.) - араб. географ (в старой лит-ре - Ибн Даста). По происхождению иранец. Автор "Книги драгоценных ожерелий" ("Китаб аль-а'лак ан-нафиса"). До нас дошел лишь 7-й том, к-рый является ценным источником по истории народов Бл. и Ср. Востока и Вост. Европы в ср. века; содержит сведения о г. Сана, Византии, Вост. Индии, о слав. и урало-алтайских народах Вост. Европы и др.

Соч.: Kitab al-A'lak an-nafisa VII, autore Abu Ali Ahmed ibn Omar ibn Rosteh, ed. M. J. de Goeje, Bibl. Geographorum Arabicorum, Lugd. Batav., 1892, No 7.

Лит.: Крачковский И. Ю., Араб. геогр. лит-ра, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957; Мат-лы по истории туркмен и Туркмении, т. 1, М.-Л., 1939; (Хвольсон Д. A.), Ибн Даста, Абу Али Ахмед Бен Омар, Известия о хозарах, буртесах, болгарах, мадьярах, славянах и русах, СПБ, 1869.

В. В. Матвеев. Ленинград.

ИБН САД

Абу Абдаллах Мухаммед (ум. 845) - араб. историк. Секретарь Вакыди; автор "Большой книги разрядов" ("Китаб ат-табакат аль-кабир"), содержащей обильный ист.-биографич. материал о Мухаммеде, его сподвижниках и их преемниках. Критич. издание этого труда осуществлено Захау (Ibn Saad, Biographien Muhammeds, seiner Gefährten und der späteren Träger des Islams, hrsg. v. E. Sachau, Bd 1-8, Leiden, 1904-18).

ИБН САУД

Абд-аль-Азиз ибн Абд-ар-Рахман аль-Фейсал аль-Сауд (24.X.1880 - 9.X.1953) - король Саудовской Аравии с 1932 и религ. глава ваххабитов. В 1902-26 - эмир Неджда. Стремясь создать централизованное феод.-абсолютистское гос-во, И. С. вел войны с аравийским кн-вом Шаммар, королевством Хиджаз, а также с Турцией. Война И. С. с Хиджазом (1924-25) закончилась завоеванием последнего и провозглашением (в 1927) И. С. королем Хиджаза и Неджда с присоединенными областями (с 1932 - Саудовская Аравия).

ИБН СИНА

ИБН СИНА (латинизир. - Авиценна (Avicenna)), Абу Али Хасан ибн Ахмед (980-1037) - ученый и поэт народов Ср. Азии и Ирана, сыгравший огромную роль в развитии медицины, естествознания и философии. Род. в с. Афшана близ Бухары в семье чиновника саманидской администрации. Юношеские годы провел в Бухаре. У И. С. рано проявилась высокая одаренность; ему было разрешено пользоваться знаменитой эмирской библиотекой в Бухаре. С падением дома Саманидов в жизни И. С. наступает длит. период странствий. Ок. 1002 он переезжает в Гургандж (Ургенч), вместе с Бируни находится при дворе хорезмшаха Абу-л-Аббаса Мамуна ибн Мамуна, но ок. 1017 покидает Хорезм и переезжает в Иран. Здесь И. С. провел всю последующую жизнь при дворах местных правителей из династии Бундов, занимаясь врачеванием, чтением лекций, подготовкой науч. трудов, сочетая науч. занятия с гос. деятельностью (в Хамадане И. С. занимал должность везира). Последние годы жизни провел в Исфахане при дворе эмира Ала-ад-Доула. Умер во время похода на Хамадан.

Мировую славу И. С. создало его искусство врача и в особенности его классич. труд "Канон врачебной науки" ("Китаб ал-канун фи-т-тибб") - свод всех мед. знаний того времени. Европ. медицина до 17 в. находилась под прямым влиянием идей и врачебных методов И. С. "Канон" неоднократно издавался в 15-16 вв. Система философ. взглядов И. С. изложена в его капитальном труде - "Книге исцеления" ("Китаб аш-шифа"). И. С. был последователем Аристотеля. Он считал мир вечным и несотворенным; материя, будучи сущностью всех конкретных вещей, проявляясь в многообразных формах, существует вечно; окружающий мир воздействует на органы чувств человека, к-рый фиксирует эти воздействия в своей памяти. Филос. и естеств.-науч. взгляды И. С. были материалистич. в своей основе. Вместе с тем И. С. допускал существование аллаха и бессмертие души; в этом выразились уступка господств. мусульм. ортодоксии, ист. ограниченность и противоречивость его взглядов. Значит. вклад И. С. внес в развитие ранней тадж. поэзии. Его блестящие по форме четверостишия (рубаи) наполнены глубокими филос. мыслями, нередки в них и резкие обличит. характеристики мусульм. духовенства.

Соч.: Канон врачебной науки, кн. 1-5, Таш., 1954-60; Даниш-намэ. Книга знания, (Душанбе), 1957.

Лит.: Ибн-Сина. Мат-лы науч. сессии АН Узбекской ССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн-Сины, Таш., 1953; Семенов А. A., Абу Али ибн-Сина (Авиценна), (Душанбе), 1953; Невский В. A., Великий тадж. врач Абуали ибн-Сино (Авиценна). Библиография, (Душанбе), 1957; Avicenna: scientist and philosopher. A millenary symposium, L., 1952; Naficy S. (Nafisi), Avicenna. His lite, works, thought and time, Teheran, 1954; Avicenna commemoration volume, Calcutta, 1956.

А. Г. Подольский. Москва.

ИБН ТАГРИБЕРДИ

Абу-ль-Махасин Джамаль-ад-дин Юсуф (1409 или 1410 - 5.VI.1470) - араб. историк и литератор. Род. в семье знатного мамлюка в Каире; обучался у выдающихся ученых своего времени, в т. ч. у Макризи. Первый труд И. Т. содержит биографии мамлюкских султанов, эмиров и ученых с 1248 по 1451. Из сохранившихся трудов наибольший интерес представляют ист. хроники: "Блестящие звезды о царях Египта и Каира" ("ан-Нуджум аз-захира фи мулук Миср ва-ль-Кахира") и "События веков на протяжении дней и месяцев" ("Хавадис ад-духур фи мада аль-айям ва-ш-шухур"). Первая охватывает историю Египта от араб. завоевания до 1467, вторая - с 1441 по 1469. И. Т. принадлежит также краткая биография Мухаммеда, сб. мистич. стихотворений и большая антология араб. поэзии.

Соч.: ан-Нуджум аз-Захира фи мулук Миср ва-ль-Кахира, т. 1-12, Каир, 1929-56; Extracts Irom Abû'l-Mahâsin ibn Taghri Birdi's chronicle entitled Hawâdith ad-Duhûr fi Madâ'l'-Ayyâm wash-Shuhûr. Ed. by W. Popper, pt 1-4, Berkeley, 1930-42; History of Egypt (1382-1469), transl, by W. Popper, v. 1-7, Berkeley, 1954-60.

Лит.: Крачковский И. Ю., Историк Египта Ибн Тагриберди... как беллетрист, Избр. соч., т. 2, М.-Л., 1956.

Л. А. Семенова. Москва.

ИБН ФАДЛАН

Ахмед - араб. путешественник и писатель 1-й пол. 10 в. В 921-922 в качестве секретаря посольства багдадского халифа Муктадира совершил поездку через Бухару и Хорезм в Болгарию Волжско-Камскую к царю волжских болгар. Данное им яркое описание обстоятельств отправки и путешествия этого посольства, а также Хорезма, огузов, башкир, булгар, русов и Хазарии (в к-рой он сам не был) отличается богатством фактич. материала и достоверностью. Первоначальная "Книга" И. Ф. утеряна и лишь отчасти отражена в перс. пересказах 12 и 16 вв. Сокращенная редакция, использованная еще в 13 в. Якутом, была вновь открыта в Мешхеде в 1923 и представляет основу для изучения соч. И. Ф.

Соч.: Рисала Ибн Фадлан (Послание Ибн Фадлана), Дамаск, 1959;в рус. пер. - Путешествие Ибн Фадлана на Волгу, М.-Л., 1939.

Лит.: Ковалевский А. П., Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг., X., 1956; Крачковский И. Ю., Арабская географич. лит-ра, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957; Canard M., La relation du voyage d'Ibn Fadlân chez les Bulgares de la Volga, "Ann. de l'Institut d'études Orientales", Alger, 1958, t. 16.

A. П. Ковалевский. Харьков.

ИБН ХАЙЯН

Абу Мерван Хайян ибн Халаф ибн Хасан ибн Хайян аль-Куртуби (987-1076, по другим сведениям - 1068) - араб. историк мусульм. Испании. Биография И. X. неизвестна. И. X. - автор более 50 работ по истории, теологии и др. Ист. соч. И. X. "Прочная книга" ("Китаб аль-матин") содержало не менее 60 тт. Из трудов И. X. до нас дошел один том 10-томного соч. "Книга заимствований относительно истории людей аль-Андалуса" ("Китаб аль-муктабис фи-т-тарих риджаль аль-Андалус"), являющийся важным источником по истории мусульм. Испании при Омейядах (8-10 вв.).

Соч.: Al-Muktabis. Chronique du règne du calife Umaiyade Abd Allah а Cordoue, avec une introduction par M. Antuca, P., 1937; Textos inéditos del "Muqtabis"..., ed. Lévi-Provençal E. y García Gómez E., "Al-Andalus", 1954, t. 19.

Лит.: Brockelmann C., Geschichte der Arabischen Litteratur, Bd 1, S. 338, Suppl.-Bd 1, S. 578, Leiden, 1937; Lévi-Provençal Й., Histoire de l'Espagne musulmane, (nouv. éd.), t. 3, P.-(Leiden), 1953.

В. В. Матвеев. Ленинград.

ИБН ХАЛЛИКАН

Ахмед ибн Мухаммед (23.IX.1211 - 21.Х.1282) - араб. историк. Род. в Эрбиле (Сев. Месопотамия), учился в Халебе и Дамаске. Занимал должности гл. судьи в Дамаске, пом. гл. судьи и преподавателя духовных училищ в Каире. Его "Книга о кончинах знаменитых людей и сведения о современниках" ("Китаб Вафайят аль-айян ва абна аз-заман"), написанная в 1256-74, основана б. ч. на не дошедших до нас источниках, содержит важный материал по экономич., политич. и культурной жизни Бл. Востока.

Соч.: Vitae illustrium virorum, ed. F. Wüstenfeld, вып. 13, Gött., 1835-50; Kitab wafayat al-aiyan, Vies des hommes illustres de l'islamisme en arabe par Ibn Khallikan, publ... par Mac Guckin de Slane, t. 1, P., 1838-42; Biographical dictionary, transl. from the Arabic by Mac Guckin de Slane, v. 1-4, P., 1842-71.

Л. A. Семенова. Москва.

ИБН ХАЛЬДУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН ХАФСУН

Омар (854-917) - мелкий феодал вестготского происхождения, сыгравший видную роль в антифеод. и антиараб. борьбе в Кордовском эмирате в кон. 9 - нач. 10 вв. После неудачной попытки мятежа (ок. 880) против кордовского эмира Омейяда поступил к нему на службу, но в 884 ушел из Кордовы в полуразрушенную рим. крепость Бобастро (в совр. Андалусии). Укрепив ее, И. X., используя сепаратизм андалузских феодалов и междоусобную борьбу араб. и берберских племен, вел борьбу с кордовскими эмирами, к-рая переросла в широкое антифеод. движение трудящихся юж. и отчасти центр. р-нов Пиренейского п-ова. Надеясь приобрести их доверие, И. X. принял христианство, но вызвал этим частичный отход примкнувших к нему мусульман - т. н. "ренегадос" (христиане, принявшие ислам). Антифеод. и сепаратистское движение было подавлено в нач. правления Абдаррахмана III (912-961), при сыновьях И. X.

Лит.: Мюллер А., История ислама, пер. с нем., т. 4, СПБ, 1896; Lévi-Provençal E., Histoire de l'Espagne musulmane, t. 1, P.-Leiden, 1950; Fernandez F., Omar Ben Hafsún, Barcelona, 1942.

ИБН ХОРДАДБЕХ

Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах (ок. 820 - ок. 912/913) - араб. географ. По происхождению иранец. Его кн. "Книга путей и государств" ("Китаб аль-масалик ва-ль-мамалик") первое дошедшее до нас географич. соч. описат. характера на араб. яз.; это соч. является важным источником по истории Халифата и сопредельных стран. В нем указываются назв. провинций, городов, даются точные дорожные маршруты с указанием расстояний и почтовых станций, приводятся цифровые данные о налоговых поступлениях, имеются упоминания о вост. славянах и русах.

Соч.: Kitáb al-Masâlik wa'l mamâlik, Lugduni Batavorum, 1889 (Bibliotheca geographorum arabicorum, ed. M. J. de Goeje, pars 6).

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957; Мат-лы по истории туркмен и Туркмении, под ред. С. Л. Волина, т. 1, М.-Л., 1939; Арабские источники VII-X вв. (Отв. ред. В. И. Беляев и Д. А. Ольдерогге; сост. и пер. Куббель Л. Е. и Матвеев В. В.), М.-Л., 1960; Brockelmann C., Geschichte der Arabischen Literatur, Bd 1, S. 225-26, Suppl.-Bd 1, S. 404; Arendonk C., Ibn Khordadhbeh, Enzyklopaedie des Islam, Bd 2, S. 422.

B. B. Матвеев. Ленинград.

ИБО

ИБО - игбо, - народ, живущий в Вост. Нигерии (Африка). Числ. ок. 6,2 млн. ч. (1959). Язык И. относится к подгруппе ква гвинейской группы языков. На языке И. выходит художеств., религ., политич. лит-ра, издаются гааеты и журналы. Осн. занятие И. - тропич. мотыжное земледелие (ямс, кассава, рис, овощи и др.). На экспорт идут продукты масличной пальмы. Среди И. сохраняются древние религ. культы (культ сил природы и культ предков), распространяется христианство. У И. формируются новые обществ. отношения, связанные с капиталистич. способом произ-ва. Рабочий класс (особенно горняки в Энугу) сыграл большую роль в нац.-освободит. движении народов Нигерии.

Лит.: Forde D., Jones G. Y., The Ibo and Ibibio speaking peoples of South-Eastern Nigeria (в серии: Ethnographic survey of Africa, pt. 3), L., 1950; Talbot P. A., The peoples of Southern Nigeria, v. 1-4, L., 1926; Basden G. T., Niger Ibos, L., 1938.

ИБРАГИМ I

ИБРАГИМ I (ум. 1417) - гос. деятель Азербайджана, правитель Ширвана (1382-1417), основатель династии ширваншахов Дербенди. Пользуясь враждой между Тимуром и Тохтамышем, интересы к-рых столкнулись в 1385-86 в Азербайджане, умело осуществлял политику укрепления Ширвана и присоединения к нему других азерб. земель. Стал вассалом Тимура и тем спас страну от его нашествий. После смерти Тимура, воспользовавшись раздорами среди Тимуридов, при поддержке мелких и средних феодалов восстановил независимость Ширвана и, действуя в союзе с Грузией, временно овладел г. Тебризом (1406). Позже И. I с союзниками (царь Кахети и правитель Шеки) потерпели поражение в бою, Ширван стал вассалом гос-ва Кара-Коюнлу.

Лит.: Али-Заде А. К., Социально-экономич. и политич. история Азербайджана XIII-XIV вв., Баку, 1956, с. 383-98.

ИБРАГИМОВ

Зульфали Имамалы оглы (р. 25.XII.1910) - сов. азерб. историк, чл.-корр. АН Азерб. ССР (с 1959). Чл. КПСС с 1929. В 1941-49 и 1958-60 заведовал кафедрой истории Азербайджана Азерб. гос. ун-та, с 1960 - директор Ин-та истории АН Азерб. ССР. Автор более 30 опубл. исследований, в т. ч. глав "Очерков истории Коммунистич. партии Азербайджана" (Б., 1963), "Истории Азербайджана" (т. 1-3, Б., 1958-1963) и монографий по истории революции 1905-07 и социалистич. революции в Азербайджане.

Соч.: Революция 1905-07 в Азербайджане, Б., 1955; Сосjалист ингиләбы грунда. Азәрбайjчан зәhмәткешләринин мубаризәси (1917-1918 илләр), Б., 1957; Инжилис-американ мдахиләчиләринә гаршы Азәрбайjчан халгынын мубаризәси (1918-1920 илләр), Б., 1950.

ИБРАХИМ ЛОДИ

ИБРАХИМ ЛОДИ - султан Дели (1517-26). Пытался править, не считаясь с афг. знатью, к к-рой принадлежала династия Лоди, что вызвало недовольство этой знати. Совершил успешные походы против индусских кн-в Гвалиора и Мевара. 21 апр. 1526 армия И. Л. была разбита войском Бабура в Панипатской битве; И. Л. был убит.

ИБРАХИМ-ПАША

Ибрагим-паша (ок. 1789 - 10.XI.1848), - егип. полководец и гос. деятель, сын егип. паши Мухаммеда-Али. Род. в г. Кавалла (на терр. совр. Греции). Участвовал в создании егип. армии и флота и проведении экономич. реформ Мухаммеда-Али. В 1807-12 - дефтердар (глава финанс. ведомства); в 1812-16 - губернатор Верх. Египта. В 1816-1841 - командующий егип. армией, проявил выдающийся талант полководца. Приобрел известность после победы над ваххабитами в Аравии (1816-18) и завоевания Судана (1820-22) (во время этих походов командовал егип. войсками). В 1824-27 командовал егип. войсками, участвовавшими в борьбе против греческого национально-освободительного восстания 1821-29, стоял во главе егип. войск, одержавших крупные победы над тур. армиями во время егип.-тур. войны 1831-33 (см. в ст. Египетские кризисы 1831-33 и 1839-41). В 1833-40 был воен. губернатором завоеванных терр. (Палестины, Сирии, Ливана). С 1841, после возвращения в Египет (в дек. 1840), стал гл. помощником своего отца, с 1847 - фактически правителем Египта; в июне 1848 османским пр-вом был назначен наследным пашой Египта.

Лит.: Абдар-Рахман ар-Рафии, Тарих аль-харакат аль-кавмийя (История нац. движения), т. 3, Каир, 1949; Crabitès P., Ibrahim of Egypt, L., 1935; Enkiri G., Ibrahim Pacha (1789-1848), Le Caire, 1948. См. также лит. при ст. Мухаммед-Али.

Н. Г. Калинин. Москва.

ИВАЕЛА ВОССТАНИЕ 1277-80

ИВАЕЛА ВОССТАНИЕ 1277-80 - крест. восстание в Болгарии во главе с пастухом Ивайло. Началось в Юж. Добрудже, где тяжелое положение крестьян усугублялось частыми тат. набегами. Ивайло нанес поражение татарам из орд Ногая, разбил армию болг. царя Константина Тиха (убит в бою). Повстанцы провозгласили (1277) Ивайло царем и двинулись к столице Тырново. В ответ на обращение болг. боляр (феодалов) визант. имп. Михаил VIII послал против Ивайла армию во главе с Михаилом Глбвой Тарханиотом и выдвинул своего канд. на болг. престол - Ивана Асеня III (провозглашен болг. царем в Адрианополе в нач. 1278). Ивайло принял предложение вдовы Константина Тиха, царицы Марии, жениться на ней и вступил в Тырново (весной 1278). В февр. 1279 византийцам удалось захватить Тырново. Несмотря на ряд успехов Ивайла в последующей борьбе (разгром 17 июля 1280 10-тысячной византийской армии Стратига Мурина и др.), ему не удалось вновь занять столицу. Сказывался неорганизованный, стихийный характер движения, отсутствие программы. Армия Ивайла стала распадаться. В 1280 восстание было подавлено. Ивайло убит в ставке тат. хана Ногая, к к-рому он обратился за помощью.

Источн.: Georgii Pachymeris de Michaele et Andronico Palaeologis libri XIII, v. 1, Bonnae, 1835, p. 342-58, 427-49.

Лит.: Ангелов Д., Ивайло, С., 1954; Петров П. Х., Въстанието на Ивайло (1277-1280), "Годишник на Соф. ун-т", филос.-ист. ф-т. 1955, т. 49, кн. 1; Горянов Б. Т., Народное антифеод. восстание под руководствам Ивайла (1277-1280), в кн.: История Болгарии, т. 1, 1954; Карышковский П. О., Восстание Ивайла (Крест. война в ср.-век. Болгарии в 1277-1280 гг.), в сб.: Визант. врем., 1958, т. 13.

Б. Т. Горянов. Ленинград.

ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА

ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА (г. рожд. неизв. - ум. 1340) - князь московский с 1325, затем вел. князь владимирский в 1328-40, сын моск. кн. Даниила Александровича. И. I Д. К. был жестоким и хитрым, в то же время умным и упорным в достижении своих целей правителем, являлся крупным политич. деятелем, сыграл большую роль в усилении Моск. кн-ва, собирании рус. земель вокруг Москвы. Используя в этих целях помощь Золотой Орды, для к-рой он собирал огромную по размеру дань - "выход", И. I Д. К. беспощадно пресекал нар. недовольство тяжелыми поборами, расправлялся с политич. противниками среди др. рус. владетельных князей (напр., расправа хана Узбека с тверским кн. Александром Михайловичем в 1339 по наущению И. I Д. К. и др.). Влияние И. I Д. К. распространилось на ряд земель Сев.-Вост. Руси (Новгородская земля, Ростов, Углич, Галич, Белоозеро). И. I Д. К. собрал большие богатства (отсюда его прозвище "Калита" - "денежная сумка"), к-рые он использовал для зем. покупок в чужих кн-вах и землях. При И. I Д. К. Москва стала резиденцией митрополита "всея Руси", что имело важное значение, т. к. церковь пользовалась большим идеологич. и политич. влиянием. И. I Д. К. принимал меры по кодификации норм феод. права. Деятельность И. I Д. К., опиравшегося на различные слои феодалов, была связана с сильной эксплуатацией нар. масс, но способствовала тому, что "... была заложена основа могущества Москвы" (Маркс К., см. Архив Маркса и Энгельса, т. 8, 1946, с. 149) и начался хоз. подъем рус. земель. После смерти И. I Д. К. великокняж. престол более или менее постоянно переходил к его прямым потомкам.

Источн.: ПСРЛ, т. 1-8, 10-11, 15, 17-18, 23, 25-27; ДДГ, М.-Л., 1950, No 1.

Лит.: Тихомиров М. H., Др. Москва (XII-XV вв.), М., 1947; его же, Средневековая Москва в XIV-XV вв., М., 1957; Копанев А. И., О. "куплях" Ивана Калиты, в сб.: ИЗ, (т.) 20, (М.), 1946; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизов. гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960.

В. И. Буганов. Москва.

ИВАН II ИВАНОВИЧ КРАСНЫЙ

ИВАН II ИВАНОВИЧ КРАСНЫЙ (Красивый) (1326-59) - рус. князь, второй сын Ивана Калиты, кн. звенигородский и рузский в 1340-53. После смерти брата, Семена Гордого, - вел. кн. моск. и владимирский в 1353-59; отстоял право на великокняж. престол в борьбе с суздальско-нижегородским кн. Константином Васильевичем. Продолжал политику своих отца и брата по объединению рус. земель.

Предыдущая страница Следующая страница