Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИВА")
1 (или Дун-и - восточные И) - кит. наименование племен, обитавших в древности на В. Китая. Согласно преданиям, И с незапамятных времен населяли б. ч. Китая. Впоследствии иньцы, а затем чжоусцы оттеснили И на восток. Наименование "И", видимо, носило более географич., нежели этнографич. окраску и относилось к группе разнородных племен ("племена востока"). Сев.-вост. ветвь И рассматривается нек-рыми учеными как прототунгусский народ. Восточные И в эпоху Чжоу подразделялись на ряд племен - хуай-и (бассейн р. Хуайхэ), цзе-и, лай-и (Шаньдун и вост. побережье) и др. Со временем б. ч. восточных И была ассимилирована китайцами.
Лит.: Eberhard W., Lokalkulturen im Alten China, t. 2, Die Lokalkulturen des Südens und Ostens, Peking, 1942. 2 ицзу (самоназвание "черных И" - носу; других И - ачжэ, аси, сани, лалоба, лолопо), - народность в Юж. Китае. Компактно И живут в Ляншаньском авт. окр. (пров. Сычуань). В Юньнани, Гуйчжоу, Гуанси И живут с китайцами и др. народами. Числ. в КНР ок. 3,75 млн. ч. (1959), неск. тысяч живет в ДРВ. Язык И относится к тибето-бирм. ветви кит.-тибетской семьи. По религии И. - шаманисты. Предками И были племена цуань (3 в. н. э.). В 7 в. шесть племен (чжао) в союзе с племенами таи разгромили тубо и создали под эгидой юж. племени И гос-во Наньчжао (последующее назв. Дали), существовавшее до сер. 13 в. и сыгравшее выдающуюся роль в истории Китая и Юго-Вост. Азии. От периода Наньчжао И сохранили прекрасные памятники культуры, эпич. произведения, иероглифич. письменность, а в р-не Ляншаня - специфич. рабовладельч. уклад, племенную организацию и касты. Рабовладельцами была вся каста "носу" - черные И; рабами - касты "цюйно", "ацзя" и "сяси". Положение низших каст было различным. "Цюйно" обладали экономич. независимостью, сами были рабовладельцами по отношению к "ацзя" и "сяси", но платили налог и подать "носу". Право на племенную организацию (защищала жизнь и интересы своих членов) имели только "носу" и "цюйно". Подобные отношения в обществе И Ляншаня существовали до 1957.
Лит.: Уиннингтон А., Рабы Прохладных гор, пер. с англ., М., 1960. |
"И. Г. ФАРБЕНИНДУСТРИ" (I. G. Farben- industrie Aktiengesellschaft) (I. G. -сокращение слова Interessen-Gemeinschaft) - химич. трест, одна из крупнейших монополий ФРГ. Образовался в 1925 после слияния 6 герм. химич. фирм, объединенных с 1916 соглашением об "общности интересов". Монополизировал б. ч. химич. пром-сти Германии (красители, взрывчатые вещества, продукция основной химии и т. д.), имел филиалы за границей, был тесно связан с химич. монополиями США и Англии. Субсидировал приход фашистов к власти, активно способствовал возрождению герм. милитаризма и военно-экономич. потенциала Германии. В 1943 активы треста превышали 6 млрд. марок, чистая прибыль составила 822 млн. марок; на предприятиях треста работало 100 тыс. иностранцев, насильно угнанных в Германию.
В 1945 Союзный контрольный совет в Германии издал по настоянию сов. представителей закон о ликвидации треста в Вост. Германии. Предприятия треста были переданы в собственность народа. В Зап. Германии "И. Г. Ф." раздроблен на 3 формально самостоят. фирмы, но фактически продолжает существовать как единый трест. Объем продукции, производимой трестом, в связи с милитаризацией и подготовкой к атомному вооружению Западной Германии неуклонно возрастает. В 1962 активы "И. Г. Ф." превысили 9 млрд. марок, чистая прибыль - 162,8 млн. марок (в 1953 активы - 2,7 млрд. марок, чистая прибыль 72,3 млн. марок).
Лит.: Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Соч., 4 изд., т. 22, с. 192-93; Сэсюли Р., ИГ Фарбениндустри, пер. с англ., М., 1948; Хмельницкая Е. Л., Монополистический капитализм Западной Германии, М., 1959; Kling W., Kleine Geschichte der I. G. Farben - der Grossfabrikantendes Todes, В., 1957.
А. А. Пушкин. Москва. |
"И ЛИ" ("Книга церемоний и этикета") - один из 13 классич. канонов конфуцианства в Китае. Традиция приписывает авторство Чжоу-гуну, брату основателя династии Чжоу - У-вана (11 в. до н. э.), но фактически книга была составлена в эпоху Хань (3 в. до н. э. - 3 в. н. э.) из 3 соч. - "Цзюй-дэ", "Цзюй-шэн" и "Бе-лу". Вначале раздельно существовали 2 версии - "цзинь-вэнь", записанная со слов Гао Тан-шэна на рубеже 3-2 вв. до н. э. (17 глав), и "гу-вэнь", якобы найденная полвека спустя в стене дома Конфуция его потомком Кун Ань-го (56 глав). Обе они были во 2 в. н. э. сведены и откомментированы Чжэн Сюанем. Книга состоит из 17 глав и 50 параграфов, посвященных описанию различных культов, обрядов и норм этикета в Др. Китае; она неоднократно переводилась на зап.-еврон. языки.
Изд.: И-ли чжу шу (И-ли с комментариями), в кн.: Щи сань цзин чжу шу ("Тринадцать классич. канонов" с комментариями), т. 15-18, Пекин, 1957; Harlez C., I-li. Cérémonial de la Chine antigue, P., 1890; Steele J., The I-li or book of etiquette and ceremonial, v. 1-2, L., 1917; Couvreur S., I-li, Cérémonial, 3 éd., P., 1951.
Л. С. Васильев. Москва. |
"И ЦЗИН" ("Книга перемен") - один из древнейших кит. письменных памятников. Наиболее ранняя его часть предназначалась для гадания по стеблям тысячелистника, причем предсказание делалось при помощи толкования сочетаний шести расположенных друг над другом черт, целых и прерванных посередине (т. н. гексаграмм). Каждая гексаграмма "И ц." (их всего 64) имеет определ. название (напр., "Разлад", "Приближение" и т. д.) и ей сопутствуют афоризмы, разъясняющие ее значение (напр., "неблагоприятен брод через великую реку", "пребудешь в стойкости - будет счастье" и т. д.). Кроме того, в "И ц." имеются объяснения каждой черты каждой гексаграммы. Эти объяснения исходят из того, что весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящих от взаимодействия и борьбы сил ян (мужское, твердое, светлое начало) и инь (женское, мягкое, темное начало).
К осн. тексту "И ц." присоединяются написанные уже в древности 10 комментариев (т. н. "10 крыльев"). Наряду с осн. текстом они оказали большое влияние на последующее развитие кит. философии. Датировка "И ц." окончательно не установлена. Согласно мнению Ю. К. Шуцкого, осн. текст памятника создан в 8-7 вв. до н. э. "И ц." многократно переводился на европ. языки. Наибольшее науч. значение имеют перевод на нем. яз. Р. Вильгельма и выполненный Ю. К. Шуцким перевод на рус. яз., этот перевод является частью фундаментального исследования, посвященного проблемам возникновения и интерпретации "И п.".
Лит.: Шуцкий Ю. К., Китайская классическая "Книга перемен", М., 1960; Го Мо-жо, О времени создания "Книги перемен" ("Чжоуи"), в его кн.: Бронзовый век, М., 1959; Wilhelm B., I Ging. Das Buch der Wandlungen, Jena, 1924.
В. А. Рубин. Москва. |
И ЦЗИН (635-713) - кит. путешественник и проповедник буддизма. В 671 отправился в Индию, где посетил ряд гос-в. 10 лет прожил в центре буддизма монастыре Наланда, на обратном пути неск. лет провел в Бгоху (совр. Палембанг на о. Суматра). В 695 возвратился в Китай с большим собранием буддийских книг, включая "Трипитаку", - всего 400 текстов, состоявших из 500 тыс. свитков. Став поборником текстов винаи (отрасль буддизма), И Ц. основал школу последователей этого учения и вместе с 9 помощниками-индийцами перевел 56 этих текстов, в 730 томах. Он написал записки о своем путешествии в Индию и составил неск. компилятивных работ, посвященных теории и практике буддизма.
Путешествие И Ц. и его активная переводческая деятельность сыграли заметную роль в истории культурных связей Китая с Индией. Написанные им труды имеют важное значение для изучения истории буддизма, географии, истории, лит-ры и культуры Индии. Нек-рые из них переведены на зап.-европ. языки.
Соч.: Mémoire composé а l'époque de la grande dynastie T'ang..., P., 1894; A record of the Buddhist religion..., Oxf., 1896.
Л. С. Васильев. Москва. |
ИАКОВ - библейский персонаж, один из мифич. предков евр. народа, первоначально - один из местных племенных богов Палестины. По преданию, И. хитростью отнял у своего старшего брата Исава право первородства. Боясь мести, бежал в Месопотамию. Жены И. Лия и Рахиль, за к-рых он служил их отцу Лавану 14 лет, считались родоначальницами израильских племен. Можно полагать, что в образе И. имеются черты, первоначально свойственные Израилю, по имени к-рого стали называться израильские племена. |
ИБАДИТЫ - см. Абадиты. |
ИБАРРУРИ (Ibárruri), Долорес (p. 9.XII.1895) - деятель исц. и междунар. рабочего движения. Род. в местечке Гальярта (пров. Бискайя) в семье горняка. В 1917 вступила в социалистич. орг-цию г. Соморростро и начала выступать в рабочей печати под именем Пасионария (Пламенная). И. была одним из организаторов компартии, осн. в апр. 1920. В последующий период И. - редактор ряда коммунистич. газет, чл. Бискайского обкома КПИ; с 1930 - чл. ЦК, с 1932 - чл. Политбюро (с 1960 - Исполкома) КПИ. Вместе с Х. Диасом сыграла важную роль в очищении руководящих органов КПИ от сектантских элементов (1932), в борьбе против реакции в 1934 и в создании антифаш. Нар. фронта в 1935-36. После 1932 возглавила работу КПИ среди женщин, в 1931-33 была одним из редакторов ЦО КПИ - газ. "Mundo Obrero". Шесть раз И. подвергалась арестам и тюремному заключению. На VII конгрессе Коминтерна (1935) была избрана канд. в чл. Исполкома Коминтерна. В февр. 1936 И. была избрана деп. кортесов, в 1937 - вице-пред. кортесов. С особой силой талант И. как нар. трибуна и парт. руководителя раскрылся в период нац.-революц. войны испанского народа против фашистских мятежников и итало-германских интервентов (1936-39). С 1939 И. - в эмиграции.
Во время 2-й мировой войны И. активно боролась за объединение испанцев в едином нац. фронте, чтобы помешать Франко и фаланге втянуть исп. народ в пожар войны на стороне фаш. Германии. Она также активно участвовала в междунар. антифаш. движении. В 1932-42 И. была секретарем ЦК КПИ. После смерти Х. Диаса (1942). стала ген. секретарем КПИ.
Под руководством И. проходил V съезд коммунистич. партии (1954), выработавший программу и устав КПИ. И. выступила на съезде с отчетным докладом. На пленумах ЦК КПИ, после V съезда, И. выступала с докладами о положении в Испании и тактике КПИ, о единстве действий рабочего класса и политике национального согласия в борьбе за ликвидацию диктатуры Франко, за национальную независимость и демократизацию Испании. На VI съезде КПИ (1960) И. выступила с докладом о 40-летии КПИ и была избрана ее председателем. И. - автор многочисл. теоретич. работ и публицистич. статей; возглавляла комиссию ЦК по составлению вышедшей в 1960 истории КПИ. Автобиографич. книга И. "Единственный путь" переведена на рус, франц., итал., нем. и др. яз. И. принимает активное участие в междунар. рабочем и коммунистич. движении. На Моск. совещаниях коммунистич. и рабочих партий в 1957 и 1960 И. выступала от имени ЦК партии. Являясь одной из основательниц Междунар. демократич. федерации женщин (1945), И. принимает активное участие в междунар. демократич. женском движении и в борьбе за мир.
И. присутствовала на XVII и возглавляла делегации КПИ на XIX, XX, XXI и XXII съездах КПСС.
Соч.: Речи и статьи. 1936-1938, М., 1938; Окт. социалистич. революция и исп. рабочий класс..., М., 1960; Единственный путь, М., 1962; Por una España republicana, democrática e independiente, 1947; A los trabajadores anarquistas, México, 1953; Informe del Comité Central presentado ante el V Congreso del PCE, Praga, 1954; 40 años del Parti do comunista de España, sus raíces, su base ideológica, sus actividades. Mensaje a la juventud, Praga, 1960.
Лит.: Благоева С., Народный трибун Испании Долорес Ибаррури (Пасионария), М., 1937; Breve biografia de D. Ibárruri, "Nuestra Bandera", 1960, No 26.
Л. Балагер. |
ИБЕНЕ (Ibéné), Эжезип (p. 8.IV.1914) - политич. деятель Гваделупы. Род. в Сент-Анн (Гваделупа) в крестьянской семье. Получил юридич. образование в г. Бордо (Франция). С 1940 живет на о. Гваделупа, работал адвокатом в г. Пуэнт-а-Питр; был чл. Совета коллегии адвокатов. В годы 2-й мировой войны принимал участие в Движении Сопротивления, действовавшем на острове. В 1944-45 - один из создателей Коммунистич. федерации франц. компартии на Гваделупе. В 1946-52 - ген. советник департаментского Совета, одновременно политич. директор органа Гваделупской федерации ФКП газ. "L'étincelle". В 1953-58 - секретарь Гваделупской федерации ФКП. С 1958, после преобразования федерации компартии в самостоят. Гваделупскую компартию, - член ЦК, Политбюро ЦК и ген. секретарь ГКП. Неоднократно посещал Сов. Союз. |
ИБЕР (Iberus) - лат. название р. Эбро на С.-В. Испании. |
"ИБЕРИЙСКИЙ БЛОК" - воен.-политич. союз Испании и Португалии; практически действует с начала фаш. мятежа в Испании (1936). Был оформлен договором О дружбе и ненападении между Испанией и Португалией, подписанным 17 марта 1939 в Лисабоне, и дополнит. протоколами к нему (1940 и 1948). Назв. "иберийский" получил после проходивших в дек. 1942 в Лисабоне секретных испано-португ. переговоров. В ходе этих переговоров было подтверждено решение о координации действий двух стран для "борьбы с международным коммунизмом". Впоследствии испано-португ. сотрудничество было закреплено рядом новых соглашений. "И. б." - одно из звеньев, связывающих Испанию с НАТО, поскольку ее партнер по "И. б." - Португалия является членом этого агрессивного пакта.
Д. Дмитриев. Москва. |
1 (греч. Ibnria, лат. Hiberia) - название Пиренейского п-ова у др.-греч. и рим. географов и историков. Населена многочисл. племенами иберов, а также племенами кельтов и пунийцев. Согласно произв. Авиена, термин "Иберия" в трудах антич. географов первоначально относился к юж. и вост. побережью п-ова, точнее к терр. совр. пров. Уэльва. Название "И." применительно ко всему Пиренейскому п-ову впервые встречается у греч. географа Эратосфена (сохранено у Страбона) и относится к 230 до н. э.
Источн.: Fontes Hispaniae Antiquae, publ. por A. Schulten y P. Bosch Gimpera, Barcelona-В., 1922; то же, publ....por A. Schulten у L. Pericob, Barcelona, 1952.
Лит.: Мишулин А. В., Антич. Испания, М., 1952. 2 (греч. Ibnria, лат. Hiberia) - древнее назв. Вост. Грузии (Картли), упоминаемое антич. и визант. авторами. На рубеже 4-3 вв. до н. э. на терр. И. образовалось сильное раннерабовладельч. гос-во, к-рое охватывало терр. совр. Вост. Грузии и часть Зап. Грузии. Население низменных р-нов И. в осн. занималось земледелием, жители гор - скотоводством. Часть объединенных в общины земледельцев была свободной ("эри"), другие ("глехи") находились в подчиненном положении от царского рода и знати. Труд рабов (в осн. из военнопленных) использовался на строит. и др. тяжелых работах, а также в дворцовом х-ве. В И. было немало городов и поселений гор. типа с выстроенными по архитектурным правилам домами, рынками и др. Самым значит. городом была столица И. - Мцхета. В Мцхета, Урбниси, Уплисцихе и др. городах И. процветали ремесла (произ-во черепицы, керамич., ювелирных изделий и др.) и торговля. Большую роль играли жрецы, составлявшие привилегиров. сословие. В первых вв. н. э. в И. применяли греч. и арамейскую ("армазскую") письменность. В 65 до н. э. в И. вторглись римляне, однако они не смогли прочно утвердиться здесь и довольствовались установлением союзнич. отношений с И. Значит. усиление И. произошло в первых веках н. э., особенно в царствование Фарсмана II (2 в. н. э.). Во 2 в. н. э. И. проводила активную внеш. политику, используя сев.-кавказ. племена для усиления своих позиций во взаимоотношениях с Римом и Парфией. В 4 в. в И. начинают развиваться феод. отношения; в 337 христианство было объявлено гос. религией. В конце 4 в. И. была подчинена Персии и обложена тяжелой данью. Население И. боролось против иноземных захватчиков. В 5 в. во главе восстания против власти Сасанидов стал царь Иберии Вахтанг I Горгасал. После поражения восстания персы упразднили царскую власть в И., превратив ее в свою провинцию.
Лит.: История Грузии, т. 1, Тб., 1962; Мцхета. Итоги археологич. исследований, т. 1, Тб., 1958; Болтунова А. И., Описание Иберии в "Географии" Страбона, "ВДИ", 1947, No 4; ее же, Возникновение клас. об-ва и гос. власти в Иберии, там же, 1956, No 2;Меликишвили Г. A., К истории др. Грузии, Тб., 1959; Джанашиа С. Н., Грузия на пути ранней феодализации, в его кн.: Труды, т. 1, Тб., 1949 (на груз. яз.); его же, Феод. революция в Грузии, там же. |
1 (греч. Ibnres, лат. Hiberes, или Hiberi) - племена, с глубокой древности населявшие Ю.-В. побережья Испании и распространившиеся затем (7-3 вв. до н. э.) по всей терр. Пиренейского п-ова и на Ю.-З. Галлии. Из мн. племен греко-рим. авторы выделяют наиболее многочисл. и воинственных - турдетанов (на Ю.), кельтиберов (в центре, на плоскогорье), лузитанов (на З.), кантабров, астуров и галлаиков (на С.-З.). Важнейший центр иберийской культуры - юж. часть п-ова, область турдетанов (совр. Андалусия), где антич. традиция помещает древнейшее гос-во, с легендарной столицей Тартессом. И. занимались земледелием, скотоводством, знали ткацкое и гончарное ремесла, обработку металлов, к-рыми изобиловала их страна (серебро, золото, медь). С кон. 3 - нач. 2 вв. до н. э. наиболее развитые племена знали чеканку монеты; по свидетельству др. авторов, И. были знакомы с письменностью, особенно развитой у турдетанов. И. находились на стадии разложения родового строя: племена И. объединялись вокруг укрепл. пунктов гор. типа (Нуманция, Сеговия, Контребия и др.); во главе племен стояли воен. предводители (выделялись по знатности и имуществ. достатку); существовал совет старейшин; созывались, правда нерегулярно, нар. собрания, на к-рых племена и общины выбирали воен. предводителей и послов. Разложение родового строя шло быстрее в юго-вост. р-нах в результате развития торговли и под влиянием соприкосновения с карфагенянами, греками, римлянами. И. на протяжении веков вели упорную борьбу с завоевателями (карфагенянами, римлянами и др.), привлеченными природными богатствами Пиренейского п-ова. Покорение И. римлянами при Августе и превращение Испании в пров. Рима привели к романизации И., их смешению (за исключением басков) с колонистами. Материальная культура И. представлена многочисл. памятниками (см. "ВДИ", 1939, No 2, с. 208-26).
Лит.: Петерс Д., Проблема этногенеза населения Иберии (Др. Испании), "ВДИ", 1940, No 2; его же, К проблеме этногенеза населения Иберии, там же, No 3-4; Мишулин А. В., Антич. Испания, М., 1952; Bosch-Gimpera P., Etnologia de la peninsula Ibèrica, Barcelona, 1932; Melida J., Arqueologia Española, Barcelona, 1929. 2 этнич. название, обозначавшее в антич. источниках вост.-груз. (картские) племена, жившие на терр. Иберии. И. сыграли гл. роль в процессе консолидации груз. (картвельских) племен (мегрело-чанов и сванов) и формирования единого груз. народа. См. лит-ру к ст. Иберия. |
Абу Омар Ахмед ибн Мухаммед (860-940) - араб. поэт, филолог и историк. Род. в Кордове. Составленная им антология "Редкостное ожерелье" ("аль-Икд аль-фарид") содержит ценные сведения по истории и лит-ре двух первых веков Халифата (7-8 вв.). Отрывки из соч. И. переведены на рус. яз. в труде Н. А. Медникова "Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов", 1897-1903.
Соч.: аль-Икд аль-фарид, Булак, 1293 г. х. (1876), Каир, 1953. |
Изз-ад-дин Абу-ль-Хасан Али (1160-1234 или 1233) - араб. историк. Род. в г. Джезират-ибн-Омар (на р. Тигре), умер в Мосуле. Его гл. труд "Совершенный в истории" или "Полная история" ("аль-Камиль фи-т-тарих", в 12 тт.; европ. критич. изд.: Chronicon quod perfectissimum inscribitur..., ed. С. J. Tornberg, v. 1-14, 1851-76) в своей большей части (от "сотворения мира" до 310 г. х. - 922/923 н. э.) является переработанным сокращенным изложением "Истории" ат-Табари, но с привлечением дополнит. источников, в остальном же (до 1231) представляет самостоят. произв., написанное на основе письм. источников, распросов и личных наблюдений. Им написаны также: биографич. словарь сподвижников Мухаммеда "Львы леса в познании сподвижников" ("Китаб усд аль-габа фи марифат ас-сахаба", т. 1-5, 1863), соч. по истории атабеков Мосула, изд. в "Recueil des historiens des croisades publié par les soins de l'Académie des inscriptions et belles-lettres. Historiens orientaux", t. 2, 2-е partie. Отрывки из соч. И. на рус. яз. имеются в кн.: Н. А. Медников, Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по араб. источникам, т. 1-(4), 1897-1903; А. Крымский, История Персии, ее литературы..., Тр. по востоковедению, 1914-17, вып. 16, т. 3, No 1-2.
Е. А. Беляев. Москва. |
Абу Бекр Мухаммед ибн Омар (ум. 6.XI.977) - араб. историк, поэт, филолог. Род. в Кордове, обучался у известных ученых в Севилье и Кордове. Его труд "История завоевания Андалусии" ("Тарих ифтитах аль-Андалус") - важный источник по истории народов Пиренейского п-ова от завоевания его арабами в нач. 8 в. до нач. 10 в.
Соч.: Histoire de la conquête de l'Andalousie, éd. par M. O. Houdas, P., 1889; Histoire de la conquête de l'Andalousie par Ibn al Qoutiyah al Qortobi, Madrid, 1868 (на араб. яз.); Historia de la conquista de España de Abenalcotía el Cordobés trad, de D. J. Ribera, Madrid, 1926. |
Мухаммед Лисан-ад-дин (1313-1374) - араб. ученый, поэт, историк, гос. деятель. Род. в семье, близкой к эмирам Гранады. Занимал высокие адм. должности при правителях Гранады и Феса. Автор ок. 60 трудов по истории, географии, философии, медицине, лит-ре. Осн. ист. соч. "Повествование по истории Гранады" ("аль-Ихата фи тарих Гарната") содержит биографии лиц, деятельность к-рых связана с Гранадой (полного критич. изд. нет. Сокращенное изд. в 2 томах, Каир, 1319 г. х. - 1901), и "История мусульманской Испании" ("Тарих Исбанийя аль-исламийя", Бейрут, 1956). Эти труды - важный источник по истории мусульм. Испании. |
Али ибн аль-Хасан (1105 - 25.I.1176) - араб. историк, представитель араб. региональной историографии. Род. в Дамаске, образование получил в Багдаде и Иране. Преподавал в родном городе в медресе ан-Нурия. Написал "Историю Дамаска" ("Тарих Мадинат Димашк") в 80 томах, к-рая содержит гл. обр. биографии выдающихся людей, связанных с Дамаском, а также много ценных сведений по истории этого города и Сирии. Имеется издание первых двух томов соч. И. А. "История Дамаска" (("ат-Тарих аль-Кабир"), Дамаск, 1329-30 г. х. (1911), 1374 г. х. (1954)). |
Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи (24.II.1304 - 1377) - араб. путешественник. Бербер из г. Танжера. Провел в путешествиях 25 лет (с 1325 по 1349); побывал в Аравии, Египте, Иране, М. Азии, посетил Крым и юж. области России, дойдя до Волги; через Ср. Азию и Афганистан прибыл в Индию и жил там неск. лет, а затем отправился в Индонезию и Китай. Возвратившись в Марокко, посетил между 1349 и 1352 мусульм. Испанию, а в 1352-53 путешествовал по Зап. и Центр. Судану, по-видимому, с офиц. миссией от султана Марокко.
Рассказы И. Б. о его путешествиях, продиктованные им секретарю марокк. султана Абу Инана, - ценный ист. источник, в живой и безыскусственной форме и в общем правдиво описывают состояние посещенных путешественником стран. Для истории народов СССР очень интересны заметки о пребывании И. Б. в Крыму и во владениях Золотой Орды, а также его сообщения о дворе хана Узбека, изобилующие подробностями экономич., этнографич. и культ.-бытового характера. И. Б. дал подробное описание Константинополя, в к-ром побывал, сопровождая жену Узбека - греч. царевну. Рассказ И. Б. о путешествии по Ирану показывает положение Ирана при Хулагуидах. Значит. интерес представляет подробное описание пребывания И. Б. в Индии, где он занимал пост судьи при дворе делийского султана Мухаммеда Туглака. Исключит. ценность имеет отчет И. Б. о его путешествии в страны Зап. и Центр. Судана; И. Б. дает первое подробное описание гос-ва Мали и прилегающих к Мали областей Африки, по к-рым проходил маршрут путешествия.
Соч.: Voyages d'Ibn Batoutah. Texte arabe accompagné d'une traduction par C. Defremery et B. R. Sanguinetti, v. 1-4, P., 1853-58; The Travels of Ibn Battuta A. D. 1325-1354, ed by H. A. Gibb, v. 1-2, Camb., 1958-62; Cesty po Africe, Asii a Evrope vykonané v letech 1325 az 1354, (Prelozil Ivan Hrberk), Praha, 1961.
Лит.: Тизенгаузен В. Г., Сб. мат-лов, относящихся к истории Золотой Орды. I. Извлечения из сочинений арабских, М.-Л., 1941; Крачковский И. Ю., Араб. геогр. лит-ра, Соч., т. 4, М.-Л., 1957, с. 416-30; Die Reise des Arabers Ibn Batûta durch Indien und China (14 Jh.). Bearbeitet von H. v. Mzik, Hamb., 1911; Agha Mahdi Husain, Le gouvernement du sultanat de Delhi. Etude critique d'Ibn Battuta et des historiens indiens du 14-e siècle, P., 1936.
Л. Е. Куббель. Ленинград. |
Насиреддин Яхья ибн Меджедеддин Мехмед (ум. в 1272) - летописец Сельджукского гос-ва в М. Азии (см. Конийский султанат). Его хроника (т. н. Хроника Ибн Биби) охватывает события с 1188 по 1272 и является важнейшим источником для изучения истории сельджукидов периода после нашествия монголов в М. Азию. Содержит сведения о феод. структуре гос-ва, о борьбе феод. группировок и т. п.
Соч.: Houtsma M. Th., Recueil de textes relatifs а l'histoire des Seldjoucides, v. 3: Histoire des Seldjoucides de l'Asie Mineur, d'après Ibn Bibi, Leide, 1891, text turc; v. 4, Leide, 1902, text persan; Anadolu Selçuki devleti tarihi, Çeviren M. Nuri Gençosman - F. N. Uzluk, Ankara, 1941; El-evamirü'l-ala'iyye fi'l-umuri'l-ala'iyye, cilt 1, Ankara, 1956; Duda H., Die Seltschukengeschichte des Ibn Bibi, Kbn, 1959.
Лит.: Гордлевский В. A., Гос-во Сельджукидов Малой Азии, Избр. соч., т. 1, М., 1960. |
ИБН ДАСТА - см. Ибн Руста. |
Мухаммед ибн Ахмед ибн Джубайр аль-Кинани (1145-1217), испано-араб. путешественник и писатель. Род. в Валенсии, служил при дворе альмохадского наместника в Гранаде. Совершил три путешествия по араб. странам. Путевой дневник первого из этих путешествий (1183-85) "Путешествие кинанита" ("Рихлят-аль-кинани") - важный источник по истории этих стран. Имеет ценность также как источник по истории материальной культуры описанных им стран.
Соч.: Viaggio in Ispagna, Sicilia, Siria e Palestine, Mesopotamia, Arabia, Egitto, compiuto nel secolo XII, prima traduzione fatta sull'originale Arabo da Schiaparelli C., Roma, 1906; The travels ol Ibn Jubayr, ed. Wright W., 2 ed. revised de Goeje M. J., "E. J. W. Gibb memorial series", Leyden-L., 1907; англ. пер. - L., 1952; Voyages, trad. et annotés par Gaudefroy-Demombynes M., pt. 1-3, P., 1949-53.
Лит.: Крачковский И. Ю., Араб. геогр. лит-ра, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957, с. 304-07; Зайяда М., Рихлят Ибн-Джубайр ва Ибн-Батута (Путешествие Ибн-Джубайра и Ибн-Батуты), Каир, 1939; Lammens H., Causeries géographiques sur la Syrie, Beyrouth, 1911.
Л. Е. Куббель. Ленинград. |
Абу Абдаллах Мухаммед (704-768 или 767), араб. историк, автор наиболее ранней из дошедших до нас биографий Мухаммеда. Род. в Медине. В 733 переселился в Египет, а с 749 жил в Ираке. Труд И. И., завершенный в Багдаде, дошел до нас в редакции егип. филолога Ибн Хишама (ум. в 834) под назв. "Книга жития посланника аллаха" ("Китаб сират расул аллах"). Несмотря на то, что соч. И. И. наряду с достоверным ист. материалом содержит много легенд и вымышленных поэтич. цитат, оно остается ценным источником по истории раннего ислама. Соч.: Das Leben Muhammed's nach Muhammed Ibn Ishak, hrsg. v. F. Wüstenfeld, Gött., 1858-60 (на араб. яз.); Das Leben Muhammed's nach Muhammed Ibn Ishak, aus dem Arabischen übersetzt v. G. Weil, Bd 1-2, Stuttg., 1864.
Лит.: Крымский А., Источники для истории Мухаммеда и лит-ра о нем, М., 1902; Brockelmann C., Geschichte der Arabischen Literatur, Bd 1, 1943, Suppll.-Bd 1, Leiden, 1937; Fück J., Muhammed b. Ishaq, Frankf., 1925.
Л. И. Надирадзе. Москва. |
Ахмед (р. прибл. в 30-х гг. 15 в. - г. смерти не уст.) - араб. лоцман и теоретик мореплавания. В 1498 вел корабли Васко да Гамы от вост. побережья Африки до Калькутты. Написал ок. 40 работ (б. ч. в стихах), представляющих обстоятельный свод теории и практики мор. дела арабов, осн. на богатом практич. опыте и предшествующей лит-ре. В них описаны маршруты, к-рыми водили суда араб. мореплаватели от Занзибара и Мадагаскара до Тайваня (Формозы) и отдаленных о-вов Индонезии. Опыт И. М. и др. араб. мореходов во многом помог развитию европ. судоходства в Индийском ок. и прилегающих морях.
Лит.: Крачковский И. Ю., Араб. геогр. лит-ра, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957; Шумовский Т. A., Три неизвестные лоции Ахмада Ибн Маджида, араб. лоцмана Васко да-Гамы, в уникальной рукописи Ин-та востоковедения АН СССР, М.-Л., 1957.
А. П. Новосельцев. Москва. |
Абу Али Ахмед ибн Мухаммед (ум. 1030) - арабоязычный историк, философ, медик и филолог. Написал всеобщую историю "Книга опытов народов" ("Китаб таджариб аль-умам", т. 1-3, 1914-1915). Особый интерес представляет последняя часть этого соч., в к-рой содержатся ценные сведения о социально-экономич. отношениях в Халифате 10 в.
Соч.: The Tajârib al-umam or history of Ibn Miskwayh..., with a preface and a summary by Caetani L., v. 1-6, в "E. J. W. Gibb memorial" series, v. 7, Leiden, 1909-19; Pars sexta operis Tadjáribo-l-Omami, в кн.: Fragmenta historiorum arabicorum.... ed. de Goeje M. J., t. 2, Lugduni Batavorum, 1871; последняя часть "Книги опытов народов" издана также в: The eclipse of the 'Abbasid Caliphate, ed., transl, and elucidated by Amedroz H. F. and Margoliouth D. S., v. 1-2, араб. текст, у. 4-6, англ. пер., Oxf., 1920-21.
Лит.: Шустер Б. Я., Место Ибн Мискавейха среди арабоязычных историков, в кн.: Сб. работ аспирантов. Отделение обществ. наук АН Узб. ССР, вып. 2, Таш., 1958, с. 127-38; ее же, Шестой том Всемирной истории Ибн Мискавейха как источник по социальным отношениям в позднем халифате, в сб.: КСИНА, 1961, т. 47, с. 82-88.
Е. А. Беляев. Москва. |
ИБН РОШД (точнее - Ибн Рушд; латинизир. - Аверроэс; Averroёs), Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126 - 10.XII.1198) - араб. философ, врач и правовед. Род. в Кордове; в 1169 был назначен на должность кади (судьи) в Севилье, в 1171 - кади в Кордове; умер в Марокко.
И. Р. был не только комментатором произв. Аристотеля, развивавшим материалистич. элементы в его учении, но и создателем оригинальной филос. системы, согласно к-рой мир материален и так же вечен, как и бог, мир бесконечен во времени и в нем господствует необходимость. Исходя из этих положений, И. Р. считал необоснованными и нелепыми религ. представления о сотворении мира богом из ничего, о светопреставлении, о воскресении из мертвых и о загробной жизни. По учению И. Р., индивидуальная человеч. душа смертна. Бессмертно человечество, его всеобщий, коллективный разум. И. Р. создал прогрессивное для своего времени учение о "двойственной истине", согласно к-рому научно-филос. истины и религ. догматы могут не совпадать; это давало возможность освободить науку от гнета религии. За свободомыслие И. Р. подвергался преследованиям со стороны правоверных мусульм. богословов и альмохадских властей. Крупнейшее филос. соч. И. Р. "Опровержение опровержения" ("Тахафут ат-тахафут") было направлено против мистич. учения столпа мусульм. правоверия Газали.
И. Р. не писал спец. ист. трудов, однако отрицание им вмешательства бога в деятельность людей оказало большое влияние на развитие прогрессивных взглядов на общество. Нек-рые произв. И. Р. (комментарии к "Государству" Платона, "Рассуждение, выносящее решение относительно связи между мудростью и религ. законом" и др.) содержат важные сведения о социальном строе Андалусии, о нравах и обычаях ее населения, а также обществ.-политич. взгляды самого философа. Передовая филос. концепция И. Р. оказала значит. влияние на ср.-век. философию в Зап. Европе и положила начало прогрессивному филос. учению - "аверроизму".
Соч. в рус. пер.: Опровержение опровержения (фрагменты), в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Бл. и Ср. Востока IX-XIV вв., М., 1961.
Лит.: Ренан Э., Собр. соч., т. 8-9, К., 1902; Лей Г., Очерк истории ср.-век. материализма, М., 1962.
Е. А. Беляев. Москва. |
Абу Али Ахмед ибн Омар (2-я пол. 9 в. - нач. 10 в.) - араб. географ (в старой лит-ре - Ибн Даста). По происхождению иранец. Автор "Книги драгоценных ожерелий" ("Китаб аль-а'лак ан-нафиса"). До нас дошел лишь 7-й том, к-рый является ценным источником по истории народов Бл. и Ср. Востока и Вост. Европы в ср. века; содержит сведения о г. Сана, Византии, Вост. Индии, о слав. и урало-алтайских народах Вост. Европы и др.
Соч.: Kitab al-A'lak an-nafisa VII, autore Abu Ali Ahmed ibn Omar ibn Rosteh, ed. M. J. de Goeje, Bibl. Geographorum Arabicorum, Lugd. Batav., 1892, No 7.
Лит.: Крачковский И. Ю., Араб. геогр. лит-ра, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957; Мат-лы по истории туркмен и Туркмении, т. 1, М.-Л., 1939; (Хвольсон Д. A.), Ибн Даста, Абу Али Ахмед Бен Омар, Известия о хозарах, буртесах, болгарах, мадьярах, славянах и русах, СПБ, 1869.
В. В. Матвеев. Ленинград. |
Абу Абдаллах Мухаммед (ум. 845) - араб. историк. Секретарь Вакыди; автор "Большой книги разрядов" ("Китаб ат-табакат аль-кабир"), содержащей обильный ист.-биографич. материал о Мухаммеде, его сподвижниках и их преемниках. Критич. издание этого труда осуществлено Захау (Ibn Saad, Biographien Muhammeds, seiner Gefährten und der späteren Träger des Islams, hrsg. v. E. Sachau, Bd 1-8, Leiden, 1904-18). |
Абд-аль-Азиз ибн Абд-ар-Рахман аль-Фейсал аль-Сауд (24.X.1880 - 9.X.1953) - король Саудовской Аравии с 1932 и религ. глава ваххабитов. В 1902-26 - эмир Неджда. Стремясь создать централизованное феод.-абсолютистское гос-во, И. С. вел войны с аравийским кн-вом Шаммар, королевством Хиджаз, а также с Турцией. Война И. С. с Хиджазом (1924-25) закончилась завоеванием последнего и провозглашением (в 1927) И. С. королем Хиджаза и Неджда с присоединенными областями (с 1932 - Саудовская Аравия). |
ИБН СИНА (латинизир. - Авиценна (Avicenna)), Абу Али Хасан ибн Ахмед (980-1037) - ученый и поэт народов Ср. Азии и Ирана, сыгравший огромную роль в развитии медицины, естествознания и философии. Род. в с. Афшана близ Бухары в семье чиновника саманидской администрации. Юношеские годы провел в Бухаре. У И. С. рано проявилась высокая одаренность; ему было разрешено пользоваться знаменитой эмирской библиотекой в Бухаре. С падением дома Саманидов в жизни И. С. наступает длит. период странствий. Ок. 1002 он переезжает в Гургандж (Ургенч), вместе с Бируни находится при дворе хорезмшаха Абу-л-Аббаса Мамуна ибн Мамуна, но ок. 1017 покидает Хорезм и переезжает в Иран. Здесь И. С. провел всю последующую жизнь при дворах местных правителей из династии Бундов, занимаясь врачеванием, чтением лекций, подготовкой науч. трудов, сочетая науч. занятия с гос. деятельностью (в Хамадане И. С. занимал должность везира). Последние годы жизни провел в Исфахане при дворе эмира Ала-ад-Доула. Умер во время похода на Хамадан.
Мировую славу И. С. создало его искусство врача и в особенности его классич. труд "Канон врачебной науки" ("Китаб ал-канун фи-т-тибб") - свод всех мед. знаний того времени. Европ. медицина до 17 в. находилась под прямым влиянием идей и врачебных методов И. С. "Канон" неоднократно издавался в 15-16 вв. Система философ. взглядов И. С. изложена в его капитальном труде - "Книге исцеления" ("Китаб аш-шифа"). И. С. был последователем Аристотеля. Он считал мир вечным и несотворенным; материя, будучи сущностью всех конкретных вещей, проявляясь в многообразных формах, существует вечно; окружающий мир воздействует на органы чувств человека, к-рый фиксирует эти воздействия в своей памяти. Филос. и естеств.-науч. взгляды И. С. были материалистич. в своей основе. Вместе с тем И. С. допускал существование аллаха и бессмертие души; в этом выразились уступка господств. мусульм. ортодоксии, ист. ограниченность и противоречивость его взглядов. Значит. вклад И. С. внес в развитие ранней тадж. поэзии. Его блестящие по форме четверостишия (рубаи) наполнены глубокими филос. мыслями, нередки в них и резкие обличит. характеристики мусульм. духовенства.
Соч.: Канон врачебной науки, кн. 1-5, Таш., 1954-60; Даниш-намэ. Книга знания, (Душанбе), 1957.
Лит.: Ибн-Сина. Мат-лы науч. сессии АН Узбекской ССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн-Сины, Таш., 1953; Семенов А. A., Абу Али ибн-Сина (Авиценна), (Душанбе), 1953; Невский В. A., Великий тадж. врач Абуали ибн-Сино (Авиценна). Библиография, (Душанбе), 1957; Avicenna: scientist and philosopher. A millenary symposium, L., 1952; Naficy S. (Nafisi), Avicenna. His lite, works, thought and time, Teheran, 1954; Avicenna commemoration volume, Calcutta, 1956.
А. Г. Подольский. Москва. |
Абу-ль-Махасин Джамаль-ад-дин Юсуф (1409 или 1410 - 5.VI.1470) - араб. историк и литератор. Род. в семье знатного мамлюка в Каире; обучался у выдающихся ученых своего времени, в т. ч. у Макризи. Первый труд И. Т. содержит биографии мамлюкских султанов, эмиров и ученых с 1248 по 1451. Из сохранившихся трудов наибольший интерес представляют ист. хроники: "Блестящие звезды о царях Египта и Каира" ("ан-Нуджум аз-захира фи мулук Миср ва-ль-Кахира") и "События веков на протяжении дней и месяцев" ("Хавадис ад-духур фи мада аль-айям ва-ш-шухур"). Первая охватывает историю Египта от араб. завоевания до 1467, вторая - с 1441 по 1469. И. Т. принадлежит также краткая биография Мухаммеда, сб. мистич. стихотворений и большая антология араб. поэзии.
Соч.: ан-Нуджум аз-Захира фи мулук Миср ва-ль-Кахира, т. 1-12, Каир, 1929-56; Extracts Irom Abû'l-Mahâsin ibn Taghri Birdi's chronicle entitled Hawâdith ad-Duhûr fi Madâ'l'-Ayyâm wash-Shuhûr. Ed. by W. Popper, pt 1-4, Berkeley, 1930-42; History of Egypt (1382-1469), transl, by W. Popper, v. 1-7, Berkeley, 1954-60.
Лит.: Крачковский И. Ю., Историк Египта Ибн Тагриберди... как беллетрист, Избр. соч., т. 2, М.-Л., 1956.
Л. А. Семенова. Москва. |
Ахмед - араб. путешественник и писатель 1-й пол. 10 в. В 921-922 в качестве секретаря посольства багдадского халифа Муктадира совершил поездку через Бухару и Хорезм в Болгарию Волжско-Камскую к царю волжских болгар. Данное им яркое описание обстоятельств отправки и путешествия этого посольства, а также Хорезма, огузов, башкир, булгар, русов и Хазарии (в к-рой он сам не был) отличается богатством фактич. материала и достоверностью. Первоначальная "Книга" И. Ф. утеряна и лишь отчасти отражена в перс. пересказах 12 и 16 вв. Сокращенная редакция, использованная еще в 13 в. Якутом, была вновь открыта в Мешхеде в 1923 и представляет основу для изучения соч. И. Ф.
Соч.: Рисала Ибн Фадлан (Послание Ибн Фадлана), Дамаск, 1959;в рус. пер. - Путешествие Ибн Фадлана на Волгу, М.-Л., 1939.
Лит.: Ковалевский А. П., Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг., X., 1956; Крачковский И. Ю., Арабская географич. лит-ра, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957; Canard M., La relation du voyage d'Ibn Fadlân chez les Bulgares de la Volga, "Ann. de l'Institut d'études Orientales", Alger, 1958, t. 16.
A. П. Ковалевский. Харьков. |
Абу Мерван Хайян ибн Халаф ибн Хасан ибн Хайян аль-Куртуби (987-1076, по другим сведениям - 1068) - араб. историк мусульм. Испании. Биография И. X. неизвестна. И. X. - автор более 50 работ по истории, теологии и др. Ист. соч. И. X. "Прочная книга" ("Китаб аль-матин") содержало не менее 60 тт. Из трудов И. X. до нас дошел один том 10-томного соч. "Книга заимствований относительно истории людей аль-Андалуса" ("Китаб аль-муктабис фи-т-тарих риджаль аль-Андалус"), являющийся важным источником по истории мусульм. Испании при Омейядах (8-10 вв.). Соч.: Al-Muktabis. Chronique du règne du calife Umaiyade Abd Allah а Cordoue, avec une introduction par M. Antuca, P., 1937; Textos inéditos del "Muqtabis"..., ed. Lévi-Provençal E. y García Gómez E., "Al-Andalus", 1954, t. 19.
Лит.: Brockelmann C., Geschichte der Arabischen Litteratur, Bd 1, S. 338, Suppl.-Bd 1, S. 578, Leiden, 1937; Lévi-Provençal Й., Histoire de l'Espagne musulmane, (nouv. éd.), t. 3, P.-(Leiden), 1953.
В. В. Матвеев. Ленинград. |
Ахмед ибн Мухаммед (23.IX.1211 - 21.Х.1282) - араб. историк. Род. в Эрбиле (Сев. Месопотамия), учился в Халебе и Дамаске. Занимал должности гл. судьи в Дамаске, пом. гл. судьи и преподавателя духовных училищ в Каире. Его "Книга о кончинах знаменитых людей и сведения о современниках" ("Китаб Вафайят аль-айян ва абна аз-заман"), написанная в 1256-74, основана б. ч. на не дошедших до нас источниках, содержит важный материал по экономич., политич. и культурной жизни Бл. Востока.
Соч.: Vitae illustrium virorum, ed. F. Wüstenfeld, вып. 13, Gött., 1835-50; Kitab wafayat al-aiyan, Vies des hommes illustres de l'islamisme en arabe par Ibn Khallikan, publ... par Mac Guckin de Slane, t. 1, P., 1838-42; Biographical dictionary, transl. from the Arabic by Mac Guckin de Slane, v. 1-4, P., 1842-71.
Л. A. Семенова. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Омар (854-917) - мелкий феодал вестготского происхождения, сыгравший видную роль в антифеод. и антиараб. борьбе в Кордовском эмирате в кон. 9 - нач. 10 вв. После неудачной попытки мятежа (ок. 880) против кордовского эмира Омейяда поступил к нему на службу, но в 884 ушел из Кордовы в полуразрушенную рим. крепость Бобастро (в совр. Андалусии). Укрепив ее, И. X., используя сепаратизм андалузских феодалов и междоусобную борьбу араб. и берберских племен, вел борьбу с кордовскими эмирами, к-рая переросла в широкое антифеод. движение трудящихся юж. и отчасти центр. р-нов Пиренейского п-ова. Надеясь приобрести их доверие, И. X. принял христианство, но вызвал этим частичный отход примкнувших к нему мусульман - т. н. "ренегадос" (христиане, принявшие ислам). Антифеод. и сепаратистское движение было подавлено в нач. правления Абдаррахмана III (912-961), при сыновьях И. X.
Лит.: Мюллер А., История ислама, пер. с нем., т. 4, СПБ, 1896; Lévi-Provençal E., Histoire de l'Espagne musulmane, t. 1, P.-Leiden, 1950; Fernandez F., Omar Ben Hafsún, Barcelona, 1942. |
Абу-ль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах (ок. 820 - ок. 912/913) - араб. географ. По происхождению иранец. Его кн. "Книга путей и государств" ("Китаб аль-масалик ва-ль-мамалик") первое дошедшее до нас географич. соч. описат. характера на араб. яз.; это соч. является важным источником по истории Халифата и сопредельных стран. В нем указываются назв. провинций, городов, даются точные дорожные маршруты с указанием расстояний и почтовых станций, приводятся цифровые данные о налоговых поступлениях, имеются упоминания о вост. славянах и русах.
Соч.: Kitáb al-Masâlik wa'l mamâlik, Lugduni Batavorum, 1889 (Bibliotheca geographorum arabicorum, ed. M. J. de Goeje, pars 6).
Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957; Мат-лы по истории туркмен и Туркмении, под ред. С. Л. Волина, т. 1, М.-Л., 1939; Арабские источники VII-X вв. (Отв. ред. В. И. Беляев и Д. А. Ольдерогге; сост. и пер. Куббель Л. Е. и Матвеев В. В.), М.-Л., 1960; Brockelmann C., Geschichte der Arabischen Literatur, Bd 1, S. 225-26, Suppl.-Bd 1, S. 404; Arendonk C., Ibn Khordadhbeh, Enzyklopaedie des Islam, Bd 2, S. 422.
B. B. Матвеев. Ленинград. |
ИБО - игбо, - народ, живущий в Вост. Нигерии (Африка). Числ. ок. 6,2 млн. ч. (1959). Язык И. относится к подгруппе ква гвинейской группы языков. На языке И. выходит художеств., религ., политич. лит-ра, издаются гааеты и журналы. Осн. занятие И. - тропич. мотыжное земледелие (ямс, кассава, рис, овощи и др.). На экспорт идут продукты масличной пальмы. Среди И. сохраняются древние религ. культы (культ сил природы и культ предков), распространяется христианство. У И. формируются новые обществ. отношения, связанные с капиталистич. способом произ-ва. Рабочий класс (особенно горняки в Энугу) сыграл большую роль в нац.-освободит. движении народов Нигерии.
Лит.: Forde D., Jones G. Y., The Ibo and Ibibio speaking peoples of South-Eastern Nigeria (в серии: Ethnographic survey of Africa, pt. 3), L., 1950; Talbot P. A., The peoples of Southern Nigeria, v. 1-4, L., 1926; Basden G. T., Niger Ibos, L., 1938. |
ИБРАГИМ I (ум. 1417) - гос. деятель Азербайджана, правитель Ширвана (1382-1417), основатель династии ширваншахов Дербенди. Пользуясь враждой между Тимуром и Тохтамышем, интересы к-рых столкнулись в 1385-86 в Азербайджане, умело осуществлял политику укрепления Ширвана и присоединения к нему других азерб. земель. Стал вассалом Тимура и тем спас страну от его нашествий. После смерти Тимура, воспользовавшись раздорами среди Тимуридов, при поддержке мелких и средних феодалов восстановил независимость Ширвана и, действуя в союзе с Грузией, временно овладел г. Тебризом (1406). Позже И. I с союзниками (царь Кахети и правитель Шеки) потерпели поражение в бою, Ширван стал вассалом гос-ва Кара-Коюнлу.
Лит.: Али-Заде А. К., Социально-экономич. и политич. история Азербайджана XIII-XIV вв., Баку, 1956, с. 383-98. |
Зульфали Имамалы оглы (р. 25.XII.1910) - сов. азерб. историк, чл.-корр. АН Азерб. ССР (с 1959). Чл. КПСС с 1929. В 1941-49 и 1958-60 заведовал кафедрой истории Азербайджана Азерб. гос. ун-та, с 1960 - директор Ин-та истории АН Азерб. ССР. Автор более 30 опубл. исследований, в т. ч. глав "Очерков истории Коммунистич. партии Азербайджана" (Б., 1963), "Истории Азербайджана" (т. 1-3, Б., 1958-1963) и монографий по истории революции 1905-07 и социалистич. революции в Азербайджане.
Соч.: Революция 1905-07 в Азербайджане, Б., 1955; Сосjалист ингиләбы грунда. Азәрбайjчан зәhмәткешләринин мубаризәси (1917-1918 илләр), Б., 1957; Инжилис-американ мдахиләчиләринә гаршы Азәрбайjчан халгынын мубаризәси (1918-1920 илләр), Б., 1950. |
ИБРАХИМ ЛОДИ - султан Дели (1517-26). Пытался править, не считаясь с афг. знатью, к к-рой принадлежала династия Лоди, что вызвало недовольство этой знати. Совершил успешные походы против индусских кн-в Гвалиора и Мевара. 21 апр. 1526 армия И. Л. была разбита войском Бабура в Панипатской битве; И. Л. был убит. |
Ибрагим-паша (ок. 1789 - 10.XI.1848), - егип. полководец и гос. деятель, сын егип. паши Мухаммеда-Али. Род. в г. Кавалла (на терр. совр. Греции). Участвовал в создании егип. армии и флота и проведении экономич. реформ Мухаммеда-Али. В 1807-12 - дефтердар (глава финанс. ведомства); в 1812-16 - губернатор Верх. Египта. В 1816-1841 - командующий егип. армией, проявил выдающийся талант полководца. Приобрел известность после победы над ваххабитами в Аравии (1816-18) и завоевания Судана (1820-22) (во время этих походов командовал егип. войсками). В 1824-27 командовал егип. войсками, участвовавшими в борьбе против греческого национально-освободительного восстания 1821-29, стоял во главе егип. войск, одержавших крупные победы над тур. армиями во время егип.-тур. войны 1831-33 (см. в ст. Египетские кризисы 1831-33 и 1839-41). В 1833-40 был воен. губернатором завоеванных терр. (Палестины, Сирии, Ливана). С 1841, после возвращения в Египет (в дек. 1840), стал гл. помощником своего отца, с 1847 - фактически правителем Египта; в июне 1848 османским пр-вом был назначен наследным пашой Египта.
Лит.: Абдар-Рахман ар-Рафии, Тарих аль-харакат аль-кавмийя (История нац. движения), т. 3, Каир, 1949; Crabitès P., Ibrahim of Egypt, L., 1935; Enkiri G., Ibrahim Pacha (1789-1848), Le Caire, 1948. См. также лит. при ст. Мухаммед-Али.
Н. Г. Калинин. Москва. |
ИВАЕЛА ВОССТАНИЕ 1277-80 - крест. восстание в Болгарии во главе с пастухом Ивайло. Началось в Юж. Добрудже, где тяжелое положение крестьян усугублялось частыми тат. набегами. Ивайло нанес поражение татарам из орд Ногая, разбил армию болг. царя Константина Тиха (убит в бою). Повстанцы провозгласили (1277) Ивайло царем и двинулись к столице Тырново. В ответ на обращение болг. боляр (феодалов) визант. имп. Михаил VIII послал против Ивайла армию во главе с Михаилом Глбвой Тарханиотом и выдвинул своего канд. на болг. престол - Ивана Асеня III (провозглашен болг. царем в Адрианополе в нач. 1278). Ивайло принял предложение вдовы Константина Тиха, царицы Марии, жениться на ней и вступил в Тырново (весной 1278). В февр. 1279 византийцам удалось захватить Тырново. Несмотря на ряд успехов Ивайла в последующей борьбе (разгром 17 июля 1280 10-тысячной византийской армии Стратига Мурина и др.), ему не удалось вновь занять столицу. Сказывался неорганизованный, стихийный характер движения, отсутствие программы. Армия Ивайла стала распадаться. В 1280 восстание было подавлено. Ивайло убит в ставке тат. хана Ногая, к к-рому он обратился за помощью.
Источн.: Georgii Pachymeris de Michaele et Andronico Palaeologis libri XIII, v. 1, Bonnae, 1835, p. 342-58, 427-49.
Лит.: Ангелов Д., Ивайло, С., 1954; Петров П. Х., Въстанието на Ивайло (1277-1280), "Годишник на Соф. ун-т", филос.-ист. ф-т. 1955, т. 49, кн. 1; Горянов Б. Т., Народное антифеод. восстание под руководствам Ивайла (1277-1280), в кн.: История Болгарии, т. 1, 1954; Карышковский П. О., Восстание Ивайла (Крест. война в ср.-век. Болгарии в 1277-1280 гг.), в сб.: Визант. врем., 1958, т. 13.
Б. Т. Горянов. Ленинград. |
ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА (г. рожд. неизв. - ум. 1340) - князь московский с 1325, затем вел. князь владимирский в 1328-40, сын моск. кн. Даниила Александровича. И. I Д. К. был жестоким и хитрым, в то же время умным и упорным в достижении своих целей правителем, являлся крупным политич. деятелем, сыграл большую роль в усилении Моск. кн-ва, собирании рус. земель вокруг Москвы. Используя в этих целях помощь Золотой Орды, для к-рой он собирал огромную по размеру дань - "выход", И. I Д. К. беспощадно пресекал нар. недовольство тяжелыми поборами, расправлялся с политич. противниками среди др. рус. владетельных князей (напр., расправа хана Узбека с тверским кн. Александром Михайловичем в 1339 по наущению И. I Д. К. и др.). Влияние И. I Д. К. распространилось на ряд земель Сев.-Вост. Руси (Новгородская земля, Ростов, Углич, Галич, Белоозеро). И. I Д. К. собрал большие богатства (отсюда его прозвище "Калита" - "денежная сумка"), к-рые он использовал для зем. покупок в чужих кн-вах и землях. При И. I Д. К. Москва стала резиденцией митрополита "всея Руси", что имело важное значение, т. к. церковь пользовалась большим идеологич. и политич. влиянием. И. I Д. К. принимал меры по кодификации норм феод. права. Деятельность И. I Д. К., опиравшегося на различные слои феодалов, была связана с сильной эксплуатацией нар. масс, но способствовала тому, что "... была заложена основа могущества Москвы" (Маркс К., см. Архив Маркса и Энгельса, т. 8, 1946, с. 149) и начался хоз. подъем рус. земель. После смерти И. I Д. К. великокняж. престол более или менее постоянно переходил к его прямым потомкам.
Источн.: ПСРЛ, т. 1-8, 10-11, 15, 17-18, 23, 25-27; ДДГ, М.-Л., 1950, No 1.
Лит.: Тихомиров М. H., Др. Москва (XII-XV вв.), М., 1947; его же, Средневековая Москва в XIV-XV вв., М., 1957; Копанев А. И., О. "куплях" Ивана Калиты, в сб.: ИЗ, (т.) 20, (М.), 1946; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизов. гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960.
В. И. Буганов. Москва. |
ИВАН II ИВАНОВИЧ КРАСНЫЙ (Красивый) (1326-59) - рус. князь, второй сын Ивана Калиты, кн. звенигородский и рузский в 1340-53. После смерти брата, Семена Гордого, - вел. кн. моск. и владимирский в 1353-59; отстоял право на великокняж. престол в борьбе с суздальско-нижегородским кн. Константином Васильевичем. Продолжал политику своих отца и брата по объединению рус. земель. |