Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДАН"-"ДАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДАН"-"ДАР")

ДАНИЕЛЬСОН

Николай Францевич (псевд. - Николай-он) (1844 - 3.VII.1918) - рус. народнич. экономист и публицист. Слушал лекции в Петерб. ун-те; служил в Петерб. об-ве взаимного кредита. В 1870 подвергался аресту в связи с делом нечаевцев. Продолжил вслед за Г. Лопатиным и довел до конца перевод первого тома "Капитала" К. Маркса (1872, 2-е и 3-е изд., 1898), впоследствии перевел также 2-й (1885) и 3-й (1896) тома. До смерти К. Маркса вел с ним переписку, снабжал Маркса лит-рой и материалами об экономике России, информировал его время от времени о событиях рус. обществ. жизни. Позже поддерживал оживленную переписку с Ф. Энгельсом. Обмен мыслями с Марксом послужил непосредств. толчком к появлению первой самостоят. работы Д. - "Очерки нашего пореформенного обществ. х-ва" ("Слово", 1880, No 10). В ней был сгруппирован и систематизирован ценный материал, показывавший капиталистич. развитие России. Г. В. Плеханов использовал статью Д. в работе "Наши разногласия" - в идейной борьбе против народничества. Однако на эту работу Д., противоречивую по содержанию, ссылались и народники (напр., B. П. Воронцов). Книга Д. "Очерки нашего пореформ. обществ. х-ва" (1893; нем. изд. в Мюнхене - 1899, франц. в Париже - 1902) явилась уже в целом попыткой развернутого обоснования экономич. теории народников, хотя сам Д., по словам В. И. Ленина, желал "...выдавать себя за строгого поклонника принципов Маркса" (Соч., т. 1, с. 290). Д. идеализировал возможности сел. общины, противопоставлял кустарную ("народную") пром-сть капиталистической ("искусственной"), выдвигал теорию о сокращении или отсутствии внутр. рынка, утверждал, что развитие капитализма подрывает все существование России и рус. народа, и призывал "прекратить ломку" "веками сложившейся формы производства". Энгельс подверг в переписке с Д. критике его выводы и предполагал выступить с разбором его книги в печати. В. И. Ленин убедительно вскрывал несостоятельность экономич. воззрений Д., подчеркивал в качестве коренной его ошибки непонимание клас. борьбы; разъяснил, что воззвания Д. - вполне в духе либеральных народников - к "обществу" и "государству" могут только "затормозить борьбу рабочих за освобождение" (см. там же, с. 291). В ст. "Наше обществ. пробуждение с социально-экономич. точки зрения" ("Рус. богатство", 1905, No 6-7) Д. доказывал несовместимость существующих "политических и правовых норм" с изменив- шимися обществ.-экономич. отношениями и отстаивал неотложность преобразований (нар. представительство, политич. свободы), однако аргументация и выводы Д. страдали либеральной ограниченностью.

Лит.: Письма К. Маркса и Ф. Энгельса к Николаю-ону, СПБ, 1908; Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с Николаем-оном. "Летописи марксизма", 1930, (т.) 2(12), 3(13); Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., М., 1951; Ленин В. И. (см. Справочный том к 4 изд. Соч., ч. 2, с. 197); Плеханов Г. В., Наши разногласия, Соч., т. 2, M-П., 1923; Народническая экономич. лит-ра, Избр. произв., М., 1958; История рус. экономич. мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960; Нечаев и нечаевцы. Сб. мат-лов, М.-Л., 1931; Деятели революц. движения в России. Био-библ. словарь, т. 2, в. 1, М.. 1929.

Ш. М. Левин. Ленинград.

ДАНИЕЛЬСОН-КАЛЬМАРИ

ДАНИЕЛЬСОН-КАЛЬМАРИ (Danielson-Kalmari), Юхан Рихард (7.V.1853 - 23.V.1933) - фин. историк и политич. деятель; один из лидеров партии старофиннов. С 1880 - проф., а в 1903-06 - ректор ун-та в г. Хельсинки. В 1885-1914 - депутат сейма. После 1918 от активной политич. деятельности отошел. В 1921-26 был ректором ун-та в г. Турку. Осн. круг науч. интересов Д.-К. очень широк, он занимался исследованиями в области социальной истории Великобритании 13-16 вв., историй Германии нач. 18 в. и истории междунар. отношений 1-й пол. 18 в. В своих работах по истории Финляндии 18 - нач. 20 вв. Д.-К. выступал за сохранение политико-экономич. союза Финляндии с Россией.

Соч.: Die nordische Frage in den Jahren 1746-51, Hels., 1888; Suomen yhdistäminen Venäjän valtakuntaan, Hels., 1890; Suoraen sisällinen itsenäisyys..., Hels., 1892; Suomen sota ja Suomen sotilaat vuosina 1808-1809, Hels., 1896; Ahvenanmaan asia vuosina 1914-1920, Hels., 1920.

В. В. Похлебкин. Москва.

ДАНИИЛ

ДАНИИЛ (ранее 1492 - 22. V. 1547) - моск. митрополит в 1522-39. Происходил из Рязанской земли; с 1515 - игумен Иосифо-Волоколамского монастыря; ученик Иосифа Волоцкого. Представитель воинствующих церк. кругов, заинтересованных в союзе с великокняж. властью. Выступал против боярско- нестяжательской группировки Вассиана Патрикеева, Максима Грека и др. и организовал в 1525-31 ряд церк. соборов, осудивших нек-рых видных нестяжателей. В обход церк. канонов Д. санкционировал развод вел. кн. Василия III с бездетной Соломонией Сабуровой, к-рую поддерживало боярство (1525). Во время борьбы в 1538 кн. В. В. Шуйского с кн. И. Ф. Вельским Д. поддерживал последнего, за что был лишен сана митрополита пришедшими к власти Шуйскими. Д. - автор многочисл. соч. церк.-полемич. характера, в к-рых обличал еретиков (см. Ереси) и нестяжателей.

Лит.: Жмакин В., Митрополит Даниил и его сочинения, М., 1881; Казаков Н. A., Вассиан Патрикеев и его сочинения, М.-Л., 1960.

С. М. Каштанов. Москва.

ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303) - моск. Князь, сын Александра Невского, родоначальник моск. князей. Ок. 1276 получил от брата, вел. кн. Дмитрия, в удел Москву. Используя княж. распри, добивался усиления ее влияния. В 1283 поддерживал брата Андрея против вел. князя, в 1296-1301 боролся против Андрея в союзе с тверским кн. Михаилом Александровичем. В 1300, победив рязанского князя, присоединил Коломну и ряд волостей, в 1303 получил по завещанию кн. Ивана Дмитриевича Переславль-Залесский.

ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК

ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК (лит. псевд.; наст. фамилия не уст.) - автор выдающегося произв. др.-рус. лит-ры 12 в. - "Слова Д. З.". Памятник вызвал противоречивые оценки исследователей, по-разному определявших место его возникновения (Переяславское кн-во, Суздальское кн-во, Новгород), его адресат (кн. Андрей Владимирович "Добрый", кн. Юрий Долгорукий), социальное положение автора (холоп, ремесленник-серебряник, писатель, дворянин и пр.) и его судьбу (был ли он действительно заключен) и самый жанр произведения (послание, публицистич. слово, антология, дидактич. поэма). Вероятнее всего, что "Слово" составлено во Владимирской земле. Его автор принадлежал к кругам молодого княж. дворянства - "милостьников". "Слову" придана форма личного послания к князю (скорее всего Андрею Боголюбскому), в к-ром автор переплетает жалобы на свои личные злоключения с острыми, порой сатирич. оценками окружающей жизни (напр., характеристика княж. тиунов, грабящих и порабощающих население). В "Слове" с большим мастерством использованы приемы книжной и устной лит-ры, сильно сказывается влияние скоморошьего стиля. Осн. тема "Слова" - трагедия нищего-мудреца, "интеллигента 12 в."; автор видит выход из своих и сословных бед в усилении княж. власти, в росте ее щедрости преданным слугам. В дворянской среде Переславля-Залесского в 20-х гг. 13 в. "Слово" получило новую редакцию ("Моление Д. З."), адресованную к переславскому кн. Ярославу Всеволодовичу. Здесь более отчетливо формулируются права и притязания дворян-милостьников, едко высмеиваются боярская знать и. монашество, тема "похвалы уму" снижается и усиливается подобострастное восхваление сильной княж. власти. В лит. отношении "Моление Д. З.". слабее - его план сбивчив, притчи многословнее, усиливается нарочитая грубоватость сравнений и образов. Но автор не менее образован и начитан, чем его предшественник. Памятник пользовался большой любовью др.-рус. читателя, многократно переписывался и обновлялся; сохранилось значит. количество списков 16-17 вв.

Лит.: Слово Даниила Заточника по редакциям XII и XIII вв. и их переделкам, подгот. к печати Н. Н. Зарубин, Л., 1932; Миндалев П., Моление Даниила Заточника и связанные с ним памятники, Каз., 1914; Гудзий Н. К., Моление Даниила Заточника, в кн.: История рус лит-ры, т. 2, ч. 1, M.-Л., 1945, с. 35-45; Обнорский С. П., Очерки по истории рус. лит. языка старшего периода, М.-Л., 1946, с. 81-131; Романов Б. A., Люди и нравы Др. Руси, Л., 1947, с. 17-46; Лихачев Д. С., Социальные основы стиля "Моления" Даниила Заточника, Тр. ОДРЛ, т. 10, М.-Л., 1954, с. 106-19; Скрипиль М. О., "Слово Даниила Заточника", там же, т. 11, М.-Л., 1955. с. 72-95; Перец В. Н., Новый список "Слова" Даниила Заточника, там же, т. 12, М.-Л., 1956.

Н. Н. Воронин. Москва.

ДАНИИЛ ПРИНЦ

ДАНИИЛ ПРИНЦ - из Бухова (1546-1608) - посол "Священной Рим. империи" в России; был в Москве в 1576 (совместно с Г. Кобенцелем), в 1578 вел переговоры о польск. престоле, Ливонии и войне с Турцией. Автор соч. "Начало и возвышение Московии", содержащего ценные сведения о Ливонской войне, опричнине, поставлении Симеона Бекбулатовича "вел. князем всея Руси", положении крестьян и др. Зная польск., чеш. и отчасти рус. языки, Д. П. пользовался летописями и рассказами современников. Соч. Д. П. издано впервые в 1668 в Силезии на лат. яз. Имеется рус. пер. И. А. Тихомирова ("ЧОИДР", 1876, кн. 3-4).

Лит.: Аделунг Ф., Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 г. и их сочинений, ч. 1, М., 1864, с. 188-96.

В. И. Корецкий. Москва.

ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ

Галицкий (1201-1264) - князь галицкий и волынский, сын князя Романа Мстиславича. В 1211 был возведен боярами на княжение в Галиче, но в 1212 изгнан. С 1221 стал княжить на Волыни и к 1229 завершил объединение волынских земель. В 1223 участвовал в сражении на р. Калке против монголо-татар, в 1237 - против Тевтонского ордена. В 1238 Д. Р. овладел Галичем, передав Волынь брату Василько Романовичу, а затем занял Киев. Ведя упорную борьбу против княж. распрей и засилья бояр и духовных феодалов, Д. Р. опирался на мелких служилых людей и гор. население. Он содействовал развитию городов, привлекая туда ремесленников и купцов. При нем были построены Холм, Львов, Угровеск, Данилов, обновлен Дорогичин. Д. Р. перенес столицу княжества в г. Холм. После вторжения монголо-татарских завоевателей в Юго-Зап. Русь (1240) и установления зависимости от татар Д. Р. предпринимал энергичные меры для предотвращения новых вторжений, а также против усилившейся агрессии венг. и польск. феодалов. В 1245 в битве под г. Ярославлем войска во главе с Д. Р. разгромили полки венг. и польск. феодалов и галицких бояр, что завершило почти 40-летнюю борьбу за восстановление единства Галицко-Волынской Руси. Д. Р. вмешался в войну за австрийский герцогский престол и в нач. 50-х гг. добился признания прав на него для своего сына Романа. Приняв от папской курии 1254 королевский титул, Д. Р. решительно противостоял попыткам распространения влияния католич. церкви на Руси. Время княжения Д. Р. было периодом наибольшего экономич. и культурного подъема и политич. усиления Галицко-Волынской Руси.

Лит.: ПСРЛ, т. 2, 2 изд., СПБ. 1908; Дашкевич Н. П., Княжение Даниила Галицкого, К., 1873; его же, Переговоры пап с Даниилом Галицким об унии Юго-Зап. Руси с католичеством, "Университетские известия", Киев, 1884, No 8; Черепнин Л. В., Летописец Даниила Галицкого, в сб.: ИЗ, (т.) 12, (М.), 1941; Пашуто В. Т., Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, М., 1950.

А. М. Сахаров. Москва.

ДАНИЛЕВСКИЙ

Николай Яковлевич (28.XI.1822 - 7.XI.1885) - рус. публицист, естествоиспытатель. Чл. Рус. географич. об-ва. Идеолог пореформ. славянофильства и панславизма. Окончил Петерб. ун-т (1847). В кон. 40-х гг. участвовал в кружках петрашевцев, по делу к-рых в 1850 был выслан из Петербурга. Осн. обществ. филос. соч. Д. "Россия и Европа" ("Заря", 1869, No 5-6, 8-9, отд. изд., СПБ, 1871) было публицистич. откликом на общеполитич. и междунар. проблемы современности и попыткой разрешения проблемы ист. роли России и славянства. Д. отрицал реальность существования "человечества" как целого, общечеловеч. цивилизации; он признавал носителем ист. процесса лишь отд. "виды" - "культ.-историч. типы", имея в виду народы в их конкретно-ист. значении, с их особой самобытной цивилизацией, не подлежащей передаче и заимствованию. Эта теория примыкала к славянофильскому учению и имела свою аналогию на Западе в работах Рюккерта (Н. Rückert, Allgemeine Weltgeschichte, 1861) и Риля (H. W. Riehle, Die Naturgeschichte des Volkes..., Bd 1-3). (Против общих положений Риля и славянофилов в России была направлена статья С. М. Соловьева "Исторические письма" (1858)). В духе идеалистич. философии Д. устанавливал "законы" образования культ.-ист. типов; указывал 4 разряда их ист. деятельности: религиозную, культурную, политическую и социально-экономическую; определял осн. стадии развития культ.-ист. типа: от этнографич. состояния к государственному и от государственного к цивилизованному. Ист. прогресс сопровождается сменой культ.-ист. типов. Д. выделял 10 типов, частично завершивших свое развитие, из к-рых исторически позднейшее место принадлежит европ. или романо-герм. типу. Новый, вступающий в пору своего расцвета славянский тип, получивший пока наиболее полное развитие в рус. народе, противопоставлен европейскому, представленному как единое и обособленное (в т. ч. от античности) целое. Сужению понятия европ. цивилизации и утверждению самобытности слав. типа и его выразителя - рус. народа соответствует борьба с идеей европеизации ("западничество"). В славянстве Д. признаются задатки полного развития всех 4 видов ист. деятельности, "потенциальное многообразие обществ.-политич. состава и нравств.-политич. превосходство, в характеристике к-рого обнаруживаются элементы старого славянофильства применительно к истории России. Исходя из своего тезиса о плодотворности многообразия народов-гос-в в составе культ.-ист. типа, Д. обосновывает требование объединения слав. народов в единое политич. целое как высшей стадии развития, философски утверждая политич. программу панславизма. Острые политич. вопросы современности и нек-рые экономич. проблемы нашли отражение в статьях Д., к-рые вошли в спец. "Сб. политич. и экономич. статей Н. Я. Д." (1890). Идеи Д. имели сторонников и последователей (К. Н. Бестужев-Рюмин, H. H. Страхов, К. Н. Леонтьев). С критикой теории Д. выступили тогда же В. С. Соловьев ("Нац. вопрос в России"), Н. И. Кареев ("Теория культ.-ист. типов", в журн. "Рус. мысль", 1889, кн. 9), Н. К. Михайловский ("Записки профана", Соч., т. 3, 1888) и др.

Лит.: РБС, (т. 6), СПБ, 1905; Дмитриев С. С., Славянофилы и славянофильство, "Историк-марксист", 1941, No 1.

Н. Л. Рубинштейн. Москва.

ДАНИЛО ПЕТРОВИЧ НЕГОШ

1

(ок. 1670 - 11.I.1735) - митрополит Черногории (с 1697), основатель династии Петровичей-Негошей, представители к-рой до 1852 являлись духовными и светскими правителями страны, а затем князьями (1852-1910) и королями (1910-18). С целью укрепления внутр. единства провел реформы, положившие начало ликвидации племенного сепаратизма. При Д. П. Н. впервые были установлены политич. связи Черногории с Россией. (1711), на стороне к-рой черногорцы участвовали в войне против Турции (в 1712 разбили тур. войско, в 1714 подверглись опустошит. нашествию турок). В 1715 Д. П. Н. совершил поездку в Петербург, способ- ствовавшую укреплению черногорско-русских связей.

2

(25.V.1826 - 1.VIII.1860) - князь Черногории. Получил престол в 1851 по завещанию своего дяди, духовного главы и правителя Черногории Петра II Петровича Негоша. При поддержке России добился перехода Черногории к светской форме правления и провозгласил себя князем (1852). С целью укрепления княж. власти реорганизовал гос. аппарат и армию, ограничил племенной сепаратизм. В 1855 ввел Общий законник черногорский, в к-ром обычное право сочеталось с нек-рыми нормами бурж. права (равенство перед законом, охрана частной собственности). Добивался междунар. признания суверенитета Черногории (1856), расширения ее границ, поддерживал антитур. движение на Балканах (помощь восстанию в Герцеговине в 1857-58). В результате успешной черногорско-тур. войны 1857-58 (победа при Грахово в мае 1858) добился присоединения нек-рых отвоеванных у турок территорий. В 1860 был убит черногорским эмигрантом Кадичем.

Лит.: Рыжова Р. И., Из истории рус.-черногорских отношений (Дипломатич. борьба 1857-58 вокруг вопроса о независимости Черногории), "ИЗ", 1958, в. 63; Страњаковић Д., Кнез Данило Њгош, "Записи", 1935, Цетиње, в. 5 и 6.

ДАНИЛОВ

Михаил (Кузьма) Васильевич (1722 - после 1790) - рус. ученый-артиллерист, автор мемуаров. Из бедных дворян Тульской губ. В 1750-х гг. работал в лаборатории при арт. школе и явился одним из изобретателей единорогов - арт. орудий высокого качества, принятых на вооружение в рус. армии. Написал ряд соч. по артиллерии и пиротехнике, в т. ч. первый курс "Начальное знание теории и практики в артиллерии, с приобщением гидростатич. правил с задачами" (М., 1762). "Записки" Д. содержат историко-бытовой материал о жизни мелкого дворянства, в них нашло отражение критич. отношение Д. к иностраномании, к постановке дворянского воспитания, образования. Впервые опубл. П. М. Строевым в 1842 по авторской рукописи, в к-рой, очевидно, не сохранился конец. В 1883 "Записки" перепечатаны в "РА", No 3.

Лит.: Арсеньев А. В., Словарь писателей среднего и нового периода рус. лит-ры, СПБ, 1887.

ДАНИЛОВ КИРША

ДАНИЛОВ КИРША - рус. фольклорист, предполагаемый собиратель устного нар. творчества и составитель рукописного сборника, в к-рый вошло 70 текстов: былины, казачьи и солдатские песни, ист., сатирич. и шуточные песни и др. стихотворения. Исследователи считают, что сб. составлен в 60-80-х гг. 18 в. в юго-зап. р-нах Сибири. Тексты его, по-видимому, записывались с голоса и сохранили во многих случаях древние произв. нар. эпоса (былины об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Соловье Будимировиче, ист. песни эпохи Ивана Грозного, о Скопине-Шуйском, о Терентьище, Ермаке и др.). Первое изд. сборника (26 текстов) было подготовлено А. Ф. Якубовичем в 1804, 2-е изд. (61 текст) - в 1818 по поручению Н. П. Румянцева К. Ф. Калайдовичем, положившим начало науч. исследованию эпоса. Из дореволюц. изданий наиболее научно обоснованным являлось издание, подготовленное в 1901 П. Н. Шеффером. В 1938 сборник Д. К. издан под ред. С. К. Шамбинаго. Издание Академии наук 1958 вышло с наиболее точным воспроизведением рукописи и приложениями, включающими исследоват. статьи и обширный науч. комментарий.

Лит.: Древние росс. стихотворения, собр. Киршею Даниловым, М.-Л., 1958 (сост. Б. Н. Путилова, Б. М. Добровольского и А. П. Евгеньева); Финдейзен Н. P., Сб. росс. песен XVIII в., "Изв. ОРЯС", 1926, т. 31.

А. М. Разгон. Москва.

ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ

ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ - мужской монастырь, осн. в Москве ок. 1282 на правом берегу р. Москвы кн. Даниилом Александровичем (по имени к-рого и назван). Даниил постригся в монахи перед смертью (1303) и был похоронен в монастыре. Д. м. играл важную роль в обороне Москвы от нашествий крымских татар, особенно в отражении набега войск Казы-Гирея в 1591. В нач. дек. 1606 перед Д. м. произошло крупное сражение крест. войск И. И. Болотникова с армией царя Василия Шуйского, закончившееся поражением восставших. Во 2-й пол. 19 в. кладбище Д. м. было местом погребения мн. писателей, художников, ученых (Н. В. Гоголь, Н. М. Языков, В. Г. Перов, Н. Г. Рубинштейн и др., прах к-рых был впоследствии перенесен на др. кладбища).

ДАНИШЕВСКИЙ

1

Карл Юлий Христианович (парт. псевд.- Герман) (1884-1941) - сов. гос. и парт. деятель. Род. в латыш. дворянской семье. Чл. Коммунистич. партии с 1900, в конце 1906 вошел в ЦК РСДРП от с.-д. Латыш. края; на V съезде РСДРП (1907) был избран в чл. ЦК РСДРП. В 1907-14 - на парт. работе в Петербурге, Баку, Тифлисе, Варшаве, Риге, Москве. Неоднократно арестовывался. В янв. 1917 бежал из ссылки и нелегально приехал в Москву. После Февр. революции 1917 - чл. Моск. к-та РСДРП(б) и Моск. совета. С мая 1917 - один из редакторов с.-д. газ. "Zihna" ("Борьба") и большевистской газ. "Окопная правда". В июле 1917 на V съезде СДЛК вновь избран чл. ЦК СДЛК. В 1918 (до июня) - на нелегальной работе в Риге, в янв. - мае 1919 - зам. пред. Сов. пр-ва Латвии, в годы гражд. войны - чл. РВС Республики и Вост. фронта, пред. Ревтрибунала РСФСР. С 1921 - секретарь Сиб. бюро ЦК РКП(б), пред. правлений "Северолеса", Внешторгбанка, "Экспортлеса"; с 1932 по 1937 - зам. наркома лесной пром-сти СССР. Д. - делегат V, VIII, X съездов Коммунистич. партии. Автор соч. "Накануне социальной революции", т. 1-3, "Профессиональные союзы", "Борьба за Сов. Латвию" и др. Незаконно репрессирован в период культа личности Сталина, реабилитирован посмертно.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 33, с. 22-24; От Февраля к Октябрю. (Из анкет участников Вел. Окт. социалистич. революции), М., 1957, с. 404; Миллер В. и Стумбина Э., Юлий Данишевский, в кн.: Латышские революц. деятели, Рига, 1958, с. 67-76.

2

(Daniszewski), Тадеуш (р. 10.VI.1904) - деятель польского рабочего движения, историк. В 1921 вступил в Коммунистич. рабочую партию Польши (КРПП, с 1925 - компартия Польши (КПП)). Был секретарем Варшавского к-та Союза коммунистич. молодежи (1925-29), секретарем Краковского к-та КПП (1929), чл. Секретариата ЦК КПП (1931-32). За революц. деятельность неоднократно подвергался репрессиям (8 лет провел в тюрьмах, в т. ч. 9 мес. в концлагере Береза-Картуска). В 1939-44 жил в СССР. В 1942-48 - чл. Польской рабочей партии (ППР), с 1948 - чл. Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). После установления в Польше нар. власти Д. - директор (до 1947) центр. парт. школы, в 1947-56 - зав. отделом истории партии ЦК ПОРП, с 1956 - директор Ин-та истории партии при ЦК ПОРП. Чл. ЦК ПОРП (с 1948). С 1959 - зам. пред. к-та историч. наук польск. АН. Автор ряда работ и редактор мн. сб. док-тов по истории польск. революц. и рабочего движения, польско-рус. революц. связей.

Соч.: Feliks Dzierzynski, jego zycie, praca, walka. Warsz., 1948; I maja. 60 lat swieta miedzynarodowej solidarnosci, Warsz., 1950 (рус. пер. - Первое мая в Польше, M., 1952); Zarys historii polskiego ruchu robotniczego, cz. 1, (Warsz.), 1956.

И. И. Костюшко. Москва.

ДАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАНКВА

ДАНКВА (Danquah), Джозеф Кваме (р. 21.XII.1895) - ганаянский историк, социолог и политич. деятель. Происходит из феод.-аристократич. среды аким (аким - подразделение народа акан). Окончил Лондонский ун-т. Доктор философии. Адвокат. Был одним из основателей (1947) и лидеров партии Объединенный конвент Золотого Берега. В 1959-61 возглавлял Объединенную партию, находящуюся в оппозиции к пр-ву Нар. партии (осн. в 1949), проводил проимпериалистич. политику.

Осн. круг науч. интересов Д. - история, совр. социальные отношения и обычное право народа акан. Наиболее известна работа "Akan laws and customs and the Akim Abuakwa constitution", L., 1928; в ней Д. развивает несостоятельную концепцию бесклассовости общества акан, отрицания феод. отношений в нем.

Соч. (кроме назв. в ст.): The Akan claim to origin from Chana, "West African Review", 1955, No 338; Ancestors, heroes and god. (The principles of Akan - Ashanti ancestor-worship and European hero-worship), Kibi, (1938); Liberty of the subject..., Kibi, (1938).

И. И. Потехин. Москва.

Д'АННУНЦИО

Д'АННУНЦИО (D'Annunzio), Габриеле (12.III.1863 - 1.III.1938) - итал. писатель и политич. деятель, идеолог итал. империализма. Автор многочисл. романов, драматич., поэтич. произв. Начав творческий путь как поэт и писатель-декадент, Д'А. вскоре стал рупором колониальных устремлений итал. империализма. В 900-х гг. выступил с проповедью ирредентизма и национализма. Воспевал итало-тур. колониальную войну 1911-12. В годы 1-й мировой войны, в 1914-15, - интервенционист (см. Интервенционисты), а после вступления Италии в войну ушел добровольцем в армию, был летчиком, пехотным офицером. После войны стал одним из лидеров националистич. движения, поддерживал связь с фаш. орг-циями, летом 1919 подготавливал гос. воен. переворот. В сент. 1919 возглавил националистич. экспедицию, захватившую югосл. г. Риеку (Фиуме), объявил его итал. городом и был комендантом Фиуме до дек. 1920, когда по требованию Антанты итал. пр-во предложило Д'А. оставить город. В 1924 за фиумскую авантюру получил титул князя. Воспевал фашизм; в годы итало-эфиопской войны 1935-36 восхвалял империалистич. агрессию итал. фашизма.

Лит.: Alatri P., Nitti, d'Annunzio e la questione adriatica (1919-1920), Mil., 1959; De Michelis E., Tutto d'Annunzio, Mil., 1960.

ДАННЫЕ ГРАМОТЫ

ДАННЫЕ ГРАМОТЫ - акты, фиксировавшие передачу (вклад, дачу) имущества (земли) в собственность монастырей и церк. учреждений. Древнейшая Д. г. - вкладная Варлаама Хутынского - относится к 12 в. Д. г. были распространены на Руси в 14-16 вв. После запрещений церк. соборов 1580 и 1584 давать земли в крупные монастыри Д. г. заменяются меновными грамотами, а с изданием Соборного уложения 1649 почти совсем исчезают (в виде исключения попадаются во 2-й пол. 18 в.). В 17 в. появились Д. г. на крепостных людей.

Лит.: Веселовский С. Б., Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси, т. 1, ч. 1-2, М.-Л., 1947; Черепнин Л. В., Рус. феод. архивы XIV-XV вв., ч. 2, М., 1951 (см. Предм. указат.); АСЭИ, т. 1-2, М., 1952-58; АФЗ и X, ч. 1-3, М., 1951-61.

ДАНСЕТ

ДАНСЕТ (Dansette), Адриен (р. 1901) - франц. историк бурж.-либерального направления. Осн. работы посвящены преим. истории Франции нового и новейшего времени; написаны с позиций умер. либерализма.

Соч.: Du Boulangisme..., P., 1938; Deuxième République et Second Empire, P., 1943; Les origines de la commune de 1871, P., 1944; Histoire religieuse de la France contemporaine, v. 1-2, P., 1948-51; Destin du catholicisme français. 1926-1956, P., 1957; Histoire des présidents de la République de Louis-Napoléon Bonaparte а Charles de Gaule, P., 1960.

Ю. И. Хаинсон. Москва.

ДАНТЕ

Алигьери (Dante Alighieri) (май 1265 - 14. IX. 1321) - итал. поэт, провозвестник Возрождения. Род. во Флоренции, в семье дворянского происхождения, но близкой к пополанам. Активный участник политич. жизни Флоренции, в июне - авг. 1300 был избран в состав приората. В борьбе между "белыми" и "черными" гвельфами примыкал к радикальному крылу пополанской партии "белых". Когда победили нобили - "черные", Д., находившийся в то время в Риме, был заочно приговорен в марте 1302 к сожжению; до конца жизни обречен на скитания как политич. эмигрант. Умер и похоронен в Равенне. Начав творч. путь с "Новой жизни" ("Vita nuova", ок. 1292) - книги стихов и прозы, вдохновленной юношеской любовью к Беатриче Портинари и полной утонченного психологизма, Д. создал в изгнании ряд произв., среди к-рых: незаконч. трактат "О народной речи" ("De vulgari eloquentia") - первый труд по сравнит, романской филологии и поэтике; обширный, но тоже незаконч. филос. трактат "Пир" ("Il convivio") - яркий манифест раннебурж. морали, утверждавший, вопреки сословным, феод. нормам, самоценность человеч. личности (обе работы созданы в период между 1304-10); трактат "О монархии" ("De Monarchia", ок. 1313), важный для истории итал. политич. мысли; наконец, величайшее поэтич. творение Д. - "Комедия", назв. в 14 в. "Божественной" ("La Divina Commedia", ок. 1307-21). В творчестве Д. нашли отражение все важнейшие социально- политич. проблемы его эпохи. Д. мечтал о гос. объединении Италии под эгидой нац. монархии, о прекращении междоусобных войн и гражд. раздоров, об уничтожении светской власти папства. Д. связывает с объединением и надежды на социальное обновление страны. Но внутри Италии не было силы, способной осуществить объединение; отсутствовала нац. династия. Поэтому идеи Д. отливаются в форму "всемирной монархии". Поэт обращает взоры к "Священной Римской империи", мечтая о превращении ее в мировую державу с центром в Италии, и горячо поддерживает в 1310-13 герм. имп. Генриха VII. Д. уловил действительные и глубокие потребности ист. развития страны. Однако предложенные им практич. решения были - и в этом трагич. противоречие - утопичны и даже реакционны. В мировоззрении поэта отразились противоположные тенденции, сказались интересы разных социальных слоев, но прежде всего Д. - идеолог пополанской коммуны. Оставаясь искренно верующим католиком, Д. яростно обрушивается на рим. церковь и требует ее полной перестройки. Провозглашая свободу чувств, пытливость ума, жажду познания мира и стремление к личной славе, Д. переступал рамки аскетич. морали и наносил удар ср.-век. католич. мировоззрению. Творчество Д., весь строй его чувств и мыслей, несмотря на силу ср.-век. инерции, явились непосредств. кануном и провозвестием Возрождения.

Соч.: Opera omnia, v. 1-2, Lpz., 1921; Рус. пер. - Божеств. комедия, М., 1961; Новая жизнь, М.-Л., 1934; О нар. речи, П., 1922.

Лит.: Дживилегов А. К., Данте Алигиери. Жизнь и творчество, 2 изд., М., 1946; Баткин Л. М., Утопия всемирной монархии у Данте, сб. "Ср. века", М., 1958, в. 11; Villari P., Il "De Monarchia" di Dante Alighieri, Roma, 1911; Zingarelli N., La vita, i tempi e le opere di Dante, Mil., 1931; Barbi M., Dante: vita, opere е fortuna, Firenze, 1933; Vallone A., La critica dantesca contemporanea, Pisa, 1953; Davis Ch., Dante and the idea of Rome, L., 1957; Scartazzini G. A., Enciclopedia Dantesca, v. 1-3, Mil., 1896-1905.

Л. M. Баткин. Харьков.

ДАНТУН

ДАНТУН (Danton), Жорж Жак (28.X.1759 - 5.IV.1794) - деятель франц. бурж. революции кон. 18 в. По образованию юрист. Род. в Арси-сюр-Об в семье прокурора. С 1780 занимался адвокатской практикой в Париже, в 1787 до начала революции был адвокатом в Королев. суде. В первые же дни революции передовые взгляды Д., его ораторский талант обеспечили ему широкую популярность. Д. имел большое влияние в клубе кордельеров, отстаивая демократич. требования этого клуба. Однако Д. очень долго считал необходимым сохранение монархии и даже в период, кризиса вызванного вареннским бегством Людовика XVI (21 июня 1791), не решился требовать ее уничтожения. В июле 1791, чтобы избежать правительств. репрессий, уехал в Англию. Возвратившись в Париж (сент. 1791), Д. принял участие в демократич, движении, сблизился с якобинцами; был избран пом. прокурора Парижской Коммуны. Поддерживал восстание 10 авг. 1792, свергнувшее монархию, после к-рого занял пост мин. юстиции в новом пр-ве. В авг. - сент. 1792, в критич. дни наступления войск австро-прусских интервентов на Париж, Д. проявил огромную энергию, инициативу и революц. решимость, призвав народ на защиту революц. отечества. Ему принадлежат знаменитые слова: "Чтобы победить врагов отечества, нужна смелость, смелость и еще раз смелость!". К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин высоко ценили этот революц. призыв Д. В сент. 1792 Д. был избран в Конвент. В 1793 Д. вошел в первый Комитет общественного спасения, став его фактич. руководителем. Уделяя большое внимание вопросам внеш. политики, Д. выступал поборником идеи "естественных границ", отвергая планы "революц. войны", т. е. насильств. уничтожения феод. порядков, в др. гос-вах. В вопросах внутр. политики по мере обострения борьбы между Горой и Жирондой он занимал все более уклончивую позицию и искал компромисса между борющимися партиями. Примирит. позиция Д. по отношению к жирондистам побудила якобинцев устранить Д. и его сторонников из нового Комитета обществ. спасения, созданного в июле 1793. Осенью 1793 Д. временно покинул Париж и жил у себя на родине, но и в это время он продолжал пристально следить за происходившим на политич. арене. Деньги, нажитые стяжательством, составили крупное состояние Д. Оставаясь внешне одним из вождей революции, Д. постепенно становился притягательным центром для "новых богачей", недовольных политикой революц. диктатуры. Зимой 1793-94 концентрировавшееся вокруг Д. правое крыло якобинцев (К. Демулен, Фабр д'Эглантин и др.) оформилось в оппозиц. группировку, выступившую с требованием смягчения революц. террора, отмены закона о максимуме и с резкими нападками на пр-во якобинцев. 2 апр. 1794 Д. и его друзья были преданы суду Революц. трибунала и 5 апр. 1794 казнены.

В ист. лит-ре вокруг имени Д. велись большие споры. А. Олар и его школа превозносили Д. как одного из наиболее выдающихся деятелей франц. бурж. революции кон. 18 в. А. Матьез, напротив, противопоставляя Дантону М. Робеспьера, в своей критике Д. приписывал ему недоказанные обвинения в шпионаже и игнорировал его крупные заслуги на первых этапах революции, особенно осенью 1792.

Соч.: Oeuvres..., P., 1866; Discours, P., 1910.

Лит.: Нарочницкий А. Л., Крушение дипломатии Дантона в июне - июле 1793 г. (Доклады и сообщения Ист. ф-та МГУ, 1947, в. 6); Далин В. М., Новые док-ты об отношении Бабефа к Дантону, "ВИ", 1959, No 4; Матьез А., Новое о Дантоне, М.-Л., 1928; Bougeart A., Danton. Documents authentiques pour servir а l'histoire de la Révolution française, Brux., 1861; Aulard F. A., Danton, P., 1884; Robinet J. F. E., Centenaire de 1789, Danton homme d'Etat, P., 1889; Madelin E. L. M., Danton, P., (1914); Belloc H., Danton, N. Y., 1928; Wendel H., Danton, В., 1930.

A. З. Манфред. Москва.

ДАНУНИТОВ ГОСУДАРСТВО

ДАНУНИТОВ ГОСУДАРСТВО - существовало в нач. 1-го тыс. до н. э. в долине Аданы в юго-вост. части М. Азии. Центр Д. г. находился в р-не горы Каратепе. Раннерабовладельческое Д. г. достигло расцвета во 2-й пол. 9 в. до н. э. при царе Азитавадде. В кон. 8 в. до н. э. царь Ассирии Саргон II подчинил себе р-н Аданы. В Д. г. господствовали хеттская и финикийская культура и письменность.

Лит.: Бациева С. М., Борьба между Ассирией и Урарту за Сирию, "ВДИ", 1953, No 2; Винников И. Н., Новые финикийские надписи из Киликии, "ВДИ", 1950, No 3; Всемирная история, т. 1, М., 1955, с. 507.

ДАНУНИТЫ

ДАНУНИТЫ - дануна, - один из "морских народов", двинувшихся в 13-12 вв. до н. э. на Египет и Сирию и, по-видимому, идентичных данайцам. Вытесненные в 12 в. из Египта Д. обосновались на Ю.-В. M. Азии и на о. Кипре. В вост. Киликии в 9 в. до н. э. существовало гос-во Д. На горе Каратепе (у р. Джейхан) в 1946 обнаружена надпись царя Д. - Азитавадда.

Лит.: Gardiner A. Н., Ancient Egyptian onomastica, text, v. 1, L., 1947, p. 124-27.

ДАНЫ

ДАНЫ - др.-сканд. племя. Впервые упоминаются Прокопием Кесарийским и Иорданом. В 5-8 вв. обитали на о-вах Дат. архипелага и частично в Ютландии. К 8 в. слились с ютами. Д. составили осн. ядро будущих датчан; они дали имя всей стране - Дания. В нек-рых странах Зап. Европы (напр., в Англии) в раннее средневековье Д. (датчанами) называли все сканд. народы (норманнов).

ДАНЬ

1) Натур. или ден. взносы, взимаемые (на ранних ступенях историч. развития) победителем с побежденного племени или гос-ва; иногда уплачивалась также при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. Взимание Д. становится обычным в период разложения первобытнообщинного строя, когда вследствие повышения производительности труда и появления прибавочного продукта оказывается возможным накопление богатств и происходит "...вырождение древней войны племени против племени в систематический разбой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение ее в регулярный промысел" (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1953, с. 110-11). В рабовладельч. обществе Д. часто служили люди, обращаемые в рабство; предметами Д. также часто являлись меха, скот, хлеб, благовония и т. д. С развитием ден. х-ва Д. начинает взиматься в первую очередь драгоценными металлами в слитках, а позднее золотыми и серебр. монетами.

2) Одна из форм эксплуатации населения племенным вождем - в варварском обществе, и гос. властью - в раннефеод. гос-ве; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. В период распада общинно-родового строя Д. взималась племенным вождем, князем с подчиненных племен и носила первоначально характер "подарков"; по мере укрепления власти вождя эти приношения утрачивали добровольный характер и становились обязательной Д., использовавшейся вождем для содержания дружины. В процессе складывания феод. строя Д. эволюционировала в двух направлениях: она превращалась в гос. налог (подушный или поземельный), а также - в результате пожалования королями права сбора доходов дружинникам и духовенству - трансформи- ровалась в феод. ренту. Значит. роль в процессах становления феодализма и феод. гос-ва Д. играла в странах, где развитие феодализма совершалось без синтеза с рабовладельч. строем, напр. в Англии - до нормандского завоевания 1066 (см. Бокланд, "Датские деньги"), в сканд. странах (см. Вейцла), на Руси и т. д.

На Руси Д. известна с 9 в. Подчиняя отд. племена, князья облагали их Д. (деньгами, натурой, мехами и пр.). Рост феод. собственности на землю привел к захвату феодалами права взимания Д. и включению ее в состав феод. ренты. В 13-15 вв. привилегированные землевладельцы часто освобождались князьями от платежа Д. С образованием Рус. централизованного гос-ва Д. на рубеже 15-16 вв. стала обязат. налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. К 17 в. Д. была объединена с др. сборами (за наместнич. корм, городовое и ямчужное дело) и стала называться данными деньгами, или четвертными дохода м и, т. к. они поступали в четверти - финанс. приказы. Дворцовые крестьяне платили в зависимости от местных условий от 33 до 70 руб. с сохи (см. Сошное письмо), черносошные - от 48 до 200 руб., посадские люди - 30-58 руб. в р-нах служилого землевладения (см. Служилые люди); на черных землях - как черносошные крестьяне. Данные деньги отменены в 1679 после объединения важнейших прямых налогов в один - стрелецкие деньги. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церк. причтов церк. Д. (часть дохода от взносов прихожан). В 13-15 вв. спец. разновидность Д. взималась с рус. земель в пользу Золотой Орды (т. н. ордынский "выход").

Лит.: Лаппо-Данилевский А. С., Организация прямого обложения в Моск. гос-ве со времен смуты до эпохи преобразований, СПБ, 1890; Милюков П., Спорные вопросы финанс. истории Моск. гос-ва, СПБ, 1892; Веселовский С., Сошное письмо, т. 1-2, М., 1915-16; Очерки истории СССР. Период феодализма XVII в., М., 1955, с. 411-39.

Д. Г. Редер. Москва, А. Я. Гуревич. Калинин, С. М. Каштанов. Москва.

ДАОГУАН

ДАОГУАН (личное имя - Минь Нин; Д. - девиз правления) (16.IX.1782 - 25.II.1850) - император Китая (с 1820) из династии Цин. Слабовольный гос. деятель, находившийся под влиянием наиболее консервативных и реакционных чиновников. В период первой "опиумной" войны (1840-42) колеблющаяся, а затем капитулянтская политика Д. сыграла значит. роль в поражении Китая.

ДАОССКАЯ РЕЛИГИЯ

ДАОССКАЯ РЕЛИГИЯ - даоцзяо, - одна из религий в Китае. Возникла в 1-2 вв., эклектически соединив отд. элементы филос. даосизма (возник в сер. 1-го тыс. до н. э.), извращенно истолкованные с мистич. теологич. позиций, с элементами нар. верований, культов, суеверий, магии и шаманства. На формирование Д. р. большое влияние оказал также буддизм, проникший в Китай из Индии в начали н. э. Хотя между филос. даосизмом и Д. р. существует известная связь, однако даосское вероучение необходимо отличать от филос. даосизма - одного из ведущих течений др.-кит. философии, являвшегося идеологич. направлением, а не религией. Между тем бурж. китаеведы постоянно смешивают филос. даосизм и Д. р., что является ошибкой. Под влиянием буддизма Д. р. создала обширный пантеон различных божеств, заимствовав ряд божеств из офиц. культа и соединив их с чисто нар. божествами. Даосский пантеон стал возглавляться триадой из Лао-цзы (обожествленного в 166 основателя филос. даосизма), Пань Гу (кит. творец мира) и Юй хуан шанди (заимствованное из офиц. пантеона верх. божество Шан-ди). Важным догматом Д. р. явился культ бессмертия, а поиски путей к достижению бессмертия стали одной из осн. функций даосских проповедников, занимавшихся магией, алхимией и медициной. В даосских религ. трактатах подробно описываются различные методы и средства достижения бессмертия - соблюдение строжайшей диеты, спец. дыхательная гимнастика, высокая нравственность, прием пилюль и элексиров и т. п. Поиски бессмертия привлекли к Д. р. внимание ханьских императоров, способствовавших ее популярности. Вместе с тем ранний даосизм (1-4 вв.) с его осуждением богатства, призывами к равенству пользовался большим влиянием среди нар. масс. Многие ранние нар. восстания проходили под лозунгами Д. р. Во главе восстания "желтых повязок" (кон. 2 - нач. 3 вв.) (см. "Желтых повязок" восстание) стоял Чжан Цзяо - руководитель даосской секты "Тайпиндао". Однако уже в 4-6 вв. первоначальное даосское вероучение подверглось пересмотру и исправлению в духе, угодном господств. классу феодалов, и с этого времени оно стало пользоваться полным офиц. признанием. Особенное развитие Д. р. получила в эпохи Тан (7-10 вв.) и Сун (10-13 вв.). Танские императоры поклонялись Лао-цзы, присвоив ему титул Первого высочайшего императора. Имп. Чжэнь-цзун (997-1022) приказал отредактировать и заново переиздать осн. даосские каноны -"Даосский канон вечной жизни" ("Ваньшоу дао цзан"), "Даосский канон" ("Дао цзан") и др. Д. р. играла важную роль в духовной жизни Китая и в период Мин (14-17 вв.). Во времена правления маньчжурской династии Цин (1644-1911) даосское вероучение постепенно пришло в упадок.

Лит.: Георгиевский С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Васильев В., Религии Востока, СПБ, 1873; Шкуркин П., Очерк даосизма. "Вестник Азии", 1925, No 53; Ли Гуан-би, Ханьдай Тайпиндао юй хуанцзин да ции (Ханьское учение о Тайпиндао и восстание желтых повязок), в кн.: Чжунго нунминь цин луньцзи (Сборник статей о крест. восстаниях в Китае), Пекин, 1954; Лао-цзы чжэсюэ таолунь цзи (Сб. статей о философии Лао-цзи), Пекин, 1959; Creel H., What is Taoism, "J. Amer. Oriental Soc", 1956, v. 76, No 3; Groot J. de, The religious system of China, v. 1-6, Leiden. 1892-1910; Maspero H., Melanges posthumes sur les religions et l'histoire de la Chine, (v.) 2. Le Taoisme, P., 1950; Hughes E., Hughes K., Religion in China, L., 1950; Réville A., La religion chinoise, P., 1889.

A. С. Переломов. Москва.

ДАРА ШУКОХ

ДАРА ШУКОХ (1615-1659) - старший сын Шах-Джахана, был при жизни отца наместником разных провинций. Следуя Акбару, стремился к примирению религ. разногласий между мусульманами и индусами. Во время борьбы за престол между 4 сыновьями Шах-Джахана в 1658-59 Д. Ш. поддерживали раджпуты и гуджаратцы. Разбитый Аурангзебом в боях под Уджайном и Ахмадабадом, Д. бежал в Пенджаб, но был там пойман и казнен.

Лит.: Бернье Ф., История последних политич. переворотов в гос-ве Великого Могола, М.-Л., 1936.

ДАРАБР

ДАРАБР - см. Дурбар.

Д'АРАГОНА

Д'АРАГОНА (d'Aragona), Лудовико (23.V.1876 - 17.VI.1961) - деятель итал. рабочего движения, правый социалист. В 1892 вступил в Итал. социалистич. партию (ИСП). В нач. 20 в. - один из организаторов итал. профсоюзов и забастовочной борьбы пролетариата. Был секретарем палат труда в гг. Брешиа, Павия, Генуя, Сампьердарена, секретарем-инспектором ВКТ. В 1918-1925 - ген. секретарь ВКТ, где вместе с Р. Ригола возглавлял реформистское течение. В 1919 и 1921 избирался в парламент. В период революц. подъема 1919-20 проводил соглашательскую политику, нанесшую огромный вред рабочему движению и облегчившую в дальнейшем захват власти фашистами (1922). После установления фаш. диктатуры выступил за самороспуск ВКТ (осуществлен в янв. 1927). В 1946-51 входил в пр-во (мин. труда, транспорта, почт и коммуникаций). В 1946 избран в Учредит. собрание, в 1948-53 - сенатор. Активно содействовал расколу ИСП (1947) и был одним из лидеров т. н. Социалистич. партии итал. трудящихся. В 1953 отошел от политич. деятельности.

В. К. Наумов. Москва.

ДАРАНАЙРА И САЛЬО ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГРЕКО-РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ

ДАРАНАЙРА И САЛЬО ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГРЕКО-РИМСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ (Dictionnaire des antiquités grecques et romaines d'après les textes et les monuments. Ouvrage rédigé par une société d'écrivains spéciaux, d'archéologues et de professeurs sous la direction de mm. Ch. Daremberg et E. Saglio, t. 1-5, P., 1877-1917) - справочное издание по истории антич. культуры, преим. в области гос.-правовых установлений, материальной культуры, иск-ва и истории религии. Мн. разделы издания имеют исследовательский характер и, несмотря на давность опубликования, не утратили значения. Издание иллюстрировано, снабжено науч. аппаратом и библиографией.

Л. А. Ельницкий. Москва.

ДАРАЯВАУШ

ДАРАЯВАУШ - см. Дарий.

ДАРГИНЦЫ

ДАРГИНЦЫ (самоназвание - дарган) - народ Даг. АССР, живущий в Акушинском, Сергокалинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском и нек-рых др. смежных с ними р-нах. Числ. Д. вместе с консолидирующимися с ними и близкими по языку, культуре и быту кайтагами и кубачинцами - 158 т. ч. (1959). Даргинский язык принадлежит к дагестанской ветви вост.-кавк. языков. Язык Д. является одним из письменных лит. языков народов Дагестана. Верующие Д. - мусульмане суннитского толка. Как большинство др. народов Дагестана, Д. составляют аборигенное население страны. Осн. отрасли х-ва: колхозное земледелие, животно- водство, садоводство. Издавна развиты ремесла. Повсеместно славится мастерство златокузнецов селения Кубачи. Селение Сулевкент известно гончарными изделиями. За годы Сов. власти у Д. появились кадры нац. интеллигенции.

Лит.: Алиев А. И. И Никольская З. A., Даргинцы, в сб.: Народы Дагестана, М., 1955; Народы Кавказа, (т.) 1, М., 1960.

ДАРДАНЕЛЛЬСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1915

ДАРДАНЕЛЛЬСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1915 (Галлипольская) (19.II.1915 - 9.I.1916) - действия англо-франц. флота и десантных войск в 1-й мировой войне 1914-18 с целью овладения Дарданеллами, Босфором и Константинополем, вывода Турции из войны и восстановления связи с Россией. 19 февр. - 11 марта англо-франц. эскадра (12 лин. кораблей, 4 крейсера, 16 эсминцев и др.) безрезультатно бомбардировала тур. форты. Попытка 18 марта форсировать пролив закончилась потерей 3 кораблей; тогда было решено захватить Галлипольский п-ов силами десанта. Из-за затянувшейся подготовки операции тур. командование смогло приготовиться к обороне. 25 апр. десант (4Ѕдивизии) под команд. англ. ген. Я. Гамильтона и франц. ген. д'Амада с большими потерями высадился на п-ове Гелиболу (Галлиполи) у Седдюльбахир и севернее; англо-франц. войска встретили упорное сопротивление тур. войск (5 дивизий) под команд. нем. ген. Лимана фон Сандерса и расширить плацдарм не смогли. Наступления англо-франц. войск в апреле - июне также были безуспешны. В начале авг., доведя состав войск до 12 дивизий и высадив 7 авг. новый десант в бухте Сувла, англо-франц. войска вновь перешли в наступление, но оно было успешно отражено 6-10 авг. тур. войсками (15 дивизий). С 10 дек. 1915 по 9 янв, 1916 англо-франц. войска были эвакуированы в Салоники для усиления экспедиц. корпуса, высаженного в Греции и образовавшего Салоникский фронт. Общие потери англо-франц. войск в Д. о. составили 145 т. ч.; турки потеряли 186 т. ч. Из-за плохой подготовки Д. о., отсутствия единого командования и общего замысла, противоречий между союзниками, неспособности высш. командного состава союзников ни одна из целей Д. о. достигнута не была. Ее провал способствовал вступлению Болгарии (14 окт. 1915) в войну на стороне центр. держав.

Лит.: Зайончковский А. М., Мировая война 1914-18 гг., 3 изд., т. 1, М., 1938; Морской Атлас, т. 3, ч. 1, М., 1958; то же, т. 3, ч. 1 (описания к картам), М., 1959; Коленковский А. К., Дарданелльская операция, 2 изд., М., 1938; История воен.-мор. иск-ва, т. 3, М., 1953.

Л. М. Еремеев. Москва.

ДАРДАНЕЛЛЬСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1807

ДАРДАНЕЛЛЬСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1807 - мор. сражение 10-11 (22-23) мая во время рус.-тур. войны 1806-12. Находившаяся в Средиземном м. рус. эскадра вице-адм. Д. Н. Сенявина с 6(18) марта блокировала Дарданеллы. 10 мая рус. эскадра (10 лин. кораблей, 1 фрегат) атаковала вышедшую из Дарданелл тур. эскадру (8 лин. кораблей, 6 фрегатов, 4 шлюпа, 1 бриг и до 80 гребных судов) под команд. капудан-паши Сеида-Али, к-рая понесла поражение и укрылась в проливе. 11 мая русские пытались захватить 3 тур. корабля, севших на мель, но им удалось уйти. Русские потеряли 80 чел., турки - до 2000 чел., 3 тур. корабля были выведены из строя, многие повреждены. Поражение в Д. с. резко обострило внутр. положение Турции.

Лит.: Боевая летопись рус. флота, под ред. Н. В. Новикова, М., 1948; Тарле Е. В., Экспедиция адм. Д. Н. Сенявина в Средиземном м. (1805-1807), М., 1954; Броневский В. Б., Записки морского офицера, ч. 3, СПБ, 1819; Гончаров В., Адм. Сенявин, М., 1945; Михайловский-Данилевский А. И., Полн. собр. соч., т. 3, СПБ, 1849.

ДАРДЫ

ДАРДЫ - название, к-рое в течение долгого времени было принято в науке для группы народов на крайнем С.-З. Индии (кашмирцы, кохистанцы, шина и кхо). В ист. лит-ре р-ны их расселения часто именуются Дардистаном. Ввиду того что нет достаточных науч. оснований объединять эти народы в одну лингвистич. или этнографич. общность, ученые в наст. время перестали пользоваться термином "Д".

ДАРЕМЩИНА

ДАРЕМЩИНА - дармоха (daremszczyzna, darmocha), - повинности, отбывавшиеся крестьянами в феод. Польше в пользу помещика сверх барщины, оброка и данин (поставка для помещичьего двора птицы, грибов и др.). Выполнялись безвозмездно (darmo; отсюда название). К Д. относились хоз. работы, обычно не определявшиеся количеством дней или труда, напр. сгоны, когда население целой деревни "сгонялось" для какой-нибудь срочной работы помещику.

Лит.: Костюшко И. И., Разложение феодальных отношений и развитие капитализма в сельском хозяйстве Царства Польского (30-е - начало 60-х гг. XIX в.), "Уч. зап. института славяноведения", 1954, т. 10.

ДАРЕНИЯ

ДАРЕНИЯ - земельные (в Зап. Европе) (лат. donationes, traditiones) - одна из широко распространенных в период раннего и классич. средневековья поземельных сделок, имевших юридич. силу и оформлявшихся дарств. грамотами. Д. возникли одновременно с образованием аллода и стали широко практиковаться в условиях, когда открытая продажа земли была еще невозможна. Прежде всего право получать землю в Д. приобрела церковь, затем светские собственники. Формально Д. совершались путем свободного волеизъявления собственника земли, но часто носили вынужденный характер, иногда были результатом прямого вымогательства со стороны церкви и светских феодалов.

В ист. лит-ре Д. делятся на условные и безусловные. В первом случае земля переходила в руки получателя немедленно (a die praesente), во втором - оставалась в пользовании дарителей (D. post obitum) или их наследников, обычно до третьего поколения. В результате условных Д. свободные собственники превращались в прекаристов (см. Прекарий) и разного типа зависимых держателей, обязанных уплатой чинша и несением повинностей. Д. были одним из гл. источников роста крупного церк. и светского землевладения. Они совершались во всех социальных слоях, но их последствия были совершенно различными. Д. внутри класса феодалов приводили к образованию вассальной зависимости. Крестьян они приводили к вступлению в поземельную и личную зависимость и к закрепощению.

Число документов, в к-рых зафиксированы все виды Д., огромно: варварские правда (впервые разрешающие Д.), капитулярии и постановления церк. соборов, сб. формул; в картуляриях, имевшихся в большинстве стран Зап. Европы в 8-13 вв., собраны десятки тыс. дарств. грамот в пользу крупных церк. вотчин.

Лит.: Удальцов А. Д., Свободная деревня в Зап. Нейстрии в эпоху Меровингов и Каролингов, СПБ, 1912; Грацианский Н. П., Бургундская деревня в X-XII ст., М.-Л., 1935; Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства, как класса раннефеодального общества в Зап. Европе VI-VIII вв., М., 1956 (библ.); Мильская Л. Т., Светская вотчина в Германии VIII-IX вв. и ее роль в закрепощении крестьянства, М., 1957; Caro G., Beiträge zur älteren deutschen Wirtschafts- und Verfassungsgeschichte, Lpz., 1905; его же, Neue Beiträge zur deutschen Wirtschaftsund Verfassungsgeschichte, Lpz., 1911; Brunner H., Die Landschenkungen der Merovinger und Agilolfinger, "Sitzungsberichte der preussischen Akademie der Wissenschaften", 1885.

Л. Т. Мильская. Москва.

ДАРИЙ

ДАРИЙ - в Др. Персии цари из династии Ахеменидов: Д. I (Дараявауш) - правил в 522-486 до н. э., после убийства им Гауматы. В 522-21 при помощи полков 10 тыс. "бессмертных" (личной гвардии царя) и гарнизонных войск подавил восстания в Вавилонии, Персии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте, Парфии, Саттагидии и скифских племен Ср. Азии. Ок. 518 завоевал зап. часть Индии. После этого Д. I провел ряд реформ, в результате к-рых вся держава была разделена на воен.-адм. округа (см. Сатрапии) и установлена упорядоченная податная система; представители перс. знати получили большие богатства, должности сатрапов и начальников крепостей, а также наследств. владения в различных странах империи. Реформы Д. I, образцовое содержание старых торг. путей и строительство новых, восстановление канала от Нила до Суэца, к-рый соединил Египет морским путем через Красное м. с Персией, чеканка золотой монеты (дариков) - все это способствовало развитию междунар. торговли в неизвестных до того времени масштабах. При Д. I развернулось значит. строительство (храмы в Мемфисе, дворцы в Сузах, царская резиденция Персеполь и пр.). Время царствования Д. I было периодом наибольшего расширения могущества Ахеменидов. Но уже при нем стала обнаруживаться слабость гос-ва (поход Д. I против скифов Сев. Причерноморья ок. 514 окончился отступлением перс. армии, к-рая вскоре стала терпеть поражения и в греко-перс. войнах 500-449; в 486 в Египте вспыхнуло восстание).

Д. II (др.-перс. Вахука, греч. Нот) - правил в 423-404 до н. э. Сын Артаксеркса I. Его царствование было отмечено дальнейшим ослаблением гос-ва (в 409 восстала Мидия, вскоре Египет завоевал независимость), восстаниями сатрапов против центр. власти и их войнами между собой.

Д. III (Кодоман) - правил в 336-330 до н. э. В кон. 335 Д. III вновь завоевал Египет. В 333 в битве при Иссе Д. потерпел поражение от Александра Македонского, в 331 у Гавгамел армия Д. III потерпела полное поражение и он бежал в Вост. Иран, где был убит своим сатрапом Бессом.

Лит.: Струве В. В., Восстание в Маргиане при Дарии I, "ВДИ", 1949, No 2; его же, Восстание в Египте в первый год царствования Дария I, в кн.: Палестинский сборник, в. 1, М.-Л., 1954; Prásek J., Dareios I, Lpz., 1914; Junge P. J.. Dareios I. König der Perser, Lpz., 1944; Olmstead A. T., History of the Persian empire, Chi., 1959.

M. А. Дандамаев. Ленинград.

ДАРЛАН

ДАРЛАН (Darlan), Жан Луи Ксавье Франсуа (1881 - 24.XII.1942) - франц. воен.-мор. и политич. деятель, адмирал флота (1940). На службе во франц. флоте с 1902. С 1936 - нач. штаба ВМФ, с 1939 - главнокомандующий ВМФ. После поражения Франции в 1940 - сторонник маршала А. Петена. С февр. 1941 - вице-премьер, с авг. 1941 - мин. нац. обороны и главнокомандующий вооруж. силами пр-ва Виши. Во время англо-амер. вторжения в Сев. Африку в нояб. 1942, находясь в Алжире, отдал приказ о прекращении сопротивления союзникам и вступил в сотрудничество с ген. Д. Эйзенхауэром. 4 дек. объявил себя главой франц. гос-ва в Сев. Африке и образовал Гос. совет в составе адм. Ногеса, ген. Жиро и др. Убит в г. Алжире.

ДАРСТВЕННЫЙ НАДЕЛ

ДАРСТВЕННЫЙ НАДЕЛ - зем. надел, равный ј высшего надела, установленного для данной местности Положениями 19 февр. 1861. Помещик с согласия крестьян предоставлял Д. н. в собственность крестьянам даром (отсюда - "дарственный"), сохраняя за собой всю остальную землю. Д. н. был недостаточен для ведения крест. х-ва. Общее число крестьян-дарственников составило ок. 500 тыс. ревизских душ, наибольшее количество - в Саратовской (107 920), в Воронежской и Симбирской (примерно по 40 тыс.) губерниях.

Лит.: Дарств. надельное землевладение крестьян (по обследованию 1907 г.), СПБ, 1908; Зайончковский П. A., Проведение в жизнь крест. реформы 1861 г., М., 1958.

ДАРТЕ

ДАРТЕ (Darté), Огюстен Александр (1769 - 27.V.1797) - деятель франц. бурж. революции кон. 18 в. Уроженец Сен-Поля (деп. Па-де-Кале). Учился в Париже, в 1789 принял самое активное участие во взятии Бастилии и в движении 5-6 окт. В 1791 - секретарь муниципалитета, в 1792 - чл. директории департамента. Во время якобинской диктатуры проявил себя как один из самых твердых сторонников политики революц. террора; был обществ. обвинителем при трибуналах гг. Арраса и Камбре, ближайшим помощником деп. Конвента Ж. Лебона, находившегося в миссии на сев. границе Франции. М. Робеспьер очень высоко ценил Д. После Термидорианского переворота 1794 Д. был арестован. Амнистированный 18 окт. 1795 примкнул к бабувистскому движению и вскоре стал одним из его руководителей и чл. тайной повстанч. директории. 10 мая 1796 Д. был арестован. По приговору вандомского суда казнен вместе с Г. Бабёфом.

Лит.: Буонарроти Ф., Заговор во имя равенства..., т. 1-2, пер. с франц., М.-Л., 1948; "Revue des deux Mondes", P., 1841, t. 26 (содержит отрывки из автобиографии Д.); Jacob L., Joseph de Bon. 1765-1795, La terreur а la frontière (Nord et Pas de Calais), v. 1-2, P., 1934.

B. M. Далин. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница