Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 20, "ДРА"-"ДРИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 20, "ДРА"-"ДРИ")

ДРАБКИНА

Феодосия Ильинична (5.I.1883 - 10.I.1957) - участница революц. движения в России (парт. псевд. - Наташа). Чл. Коммунистич. партии с 1902. Род. в Ростове-на-Дону. С 1900 начала вести с.-д. пропаганду среди рабочих. В 1903 в Женеве примкнула к большевикам. Вернувшись в 1904 в Россию, была в Петербурге в 1905 членом боевой орг-ции большевиков; в дни Декабрьского вооруж. восстания 1905 в Москве доставляла туда боеприпасы. В 1906 - секретарь Нарвской районной орг-ции в Петербурге. Затем исполняла должность секретаря Петерб. к-та РСДРП. Сотрудничала в большевистских журн. "Вопросы страхования" и "Просвещение", была чл. редколлегии журн. "Работница" и изд-ва "Прибой". В февр. 1914 арестована и выслана в Вильно, а затем в Екатеринбург и Чердынь (Пермск. губ.). Вернувшись в нач. 1917 в Петроград, работала в финанс. комиссии Рус. бюро и в секретариате ЦК РСДРП(б), в "Правде", в ред. "Известий Петрогр. совета"; вела агитац. работу. Работала секретарем на парт. конференциях и на VI съезде РСДРП(б). В окт. дни 1917 была одним из секретарей Петрогр. ВРК. В 1918-24 - зав. иногородним отделом ВСНХ, участвовала в организации комвузов. В 1924-25 - зав. секретариатом Истпарта при ЦК ВКП(б). В 1925-38 - зав. радиовещанием в "Радиопередаче", член президиума и секретариата ЦК МОПР, зав. Архивом Окт. революции (ныне ЦГАОР), ответств. редактор Партиздата и др. С 1938- персональный пенсионер.

Лит.: "Правда", 1957, 12 янв., No 12, с. 4 (некролог).

ДРАВИДЫ

ДРАВИДЫ - народы, населяющие Юж. Индию и говорящие на языках дравидийской семьи. К Д. относятся такие крупные народы, как телугу, или андхра (37 млн. ч.), тамилы (32,39 млн. ч.), частично живущие также на о. Цейлон, малаяли (14,8 млн. ч.), каннара (16 млн. ч.), тулу (0,7 млн. ч.), а также ряд более малочисл. народов, во многом сохранивших еще родоплеменной уклад и живущих в осн. в горных и лесных р-нах: тода, кота, курумба, бадага и др. Нек-рые дравидийские народы живут в Центр. Индии: ораон, или курукх (0,68 млн. ч.), кандхи (0,56 млн. ч.), гонды (2,2 млн. ч.). Антропологически Д. очень смешаны, включают веддоидные и европеоидные расовые типы. Предполагают, что Д. входили в состав древнего (доарийского) населения Индии. Существует мнение, что они пришли в Индию с С.-З., из Передней Азии; доказательством этому считают народ брагуи, говорящий на дравидийском языке и живущий в Белуджистане и Юж. Афганистане. Весьма вероятно, что предки Д. составляли осн. массу населения, создавшего в 3-м тыс. до н. э. высокие цивилизации Хараппы и Мохенджо-Даро. Известно, что многие элементы материальной культуры и языка были заимствованы арийцами, или ариями, у дравидийских народов (см. "Арийское завоевание Индии"). В 1-м тыс. до н. э. дравиды имели свои гос-ва (Андхра, Пандья, Чола, Чера), к-рые вели мор. торговлю с Египтом, Римом, Китаем и др. В 17-18 вв. англ. колонизаторы захватили р-ны расселения Д., начали передел их земель, в результате чего этнич. терр. дравидийских народов были раздроблены. За время своего ист. развития дравидийские народы создали богатую культуру: лит-ру, иск-во, театр и т. п. В процессе борьбы за нац. самоопределение они, подобно др. крупным инд. народам, требовали выделения их этнич. территории в отд. штаты. В 1956 были окончательно определены границы их штатов: тамилы в осн. населяют шт. Мадрас, телугу - шт. Андхра-Прадеш, каннара - шт. Майсур, малаяли - шт. Керала. Религией подавляющего большинства дравидийских народов является индуизм. Среди малаяли есть христиане и мусульмане. Брагуи - мусульмане. Малочисл. дравидийские народы горных и лесных р-нов сохранили мн. элементы родоплеменных культов.

Лит.: Thurston E., Castes and tribes of Southern India, v. 1-7, Madras, 1909; Dikchitar V. R., Origin and Spread of the Tamils, Madras, 1947; Diehl C. G., Instrument and purpose. Studies on rites and rituals in South India, Lund, 1956.

H. P. Гусева. Москва.

ДРАГО ДОКТРИНА 1902

ДРАГО ДОКТРИНА 1902 - политич. принцип, впервые сформулированный в ноте мин. иностр. дел Аргентины Л. М. Драго от 29 дек., адресованной гос. департаменту США в связи с Венесуэльским кризисом 1902-03, и предусматривающий исключение из междунар. практики применения иностр. гос-вами вооруж. интервенции как средства взимания долгов, возникших на основе гос. займов. Д. д., формально обращенная против европ. держав, была направлена и против США, неоднократно предпринимавших вооруж. вторжения против стран Карибского бассейна. Д. д. получила поддержку лат.-амер. стран, однако США добились внесения в нее существ. изменений, согласно к-рым вооруж. вмешательство держав допускалось в случае неподчинения гос-ва-должника решению арбитра (см. Драго-Портера конвенция 1907).

Лит.: Томас А. Б., История Лат. Америки, М., 1960, с. 261, 472;Очерки истории Аргентины, М., 1961, с. 271-72.

ДРАГОВИЧ

ДРАГОВИЧ (Драговић), Радован (28.XI(10.XII).1878 - 25.XII.1905(7.I.1906)) - деятель серб. рабочего движения, один из основателей Серб. с.-д. партии (ССДП). По профессии столяр, работал в Загребе, а также в Граце, где изучил нем. язык и стал читать произв. Маркса и Энгельса в подлинниках. В 1900 организовал издание социалистич. газ. "Напред" ("Вперед"). Участвовал в создании проф. орг-ции Белградское рабочее об-во. Был чл. редколлегий ряда социалистич. газет ("Раднички лист", "Стари раднички лист" и др.). В своих статьях призывал к борьбе за создание клас. рабочих орг-ций в Сербии. В 1902-05 Д. - гл. редактор органа сербских с.-д. газ. "Радничке новине" ("Рабочая газета"). В 1902-03 - секретарь т. н. Центр. комитета рабочих орг-ций, подготовлявшего создание Сербской с.-д. партии (осн. в 1903). Внутри этого к-та вел борьбу с позиций марксизма против оппортунистич. группы Й. Скерлича. В 1903, когда была организована ССДП, Д. стал ее секретарем, а позднее - председателем. В рядах ССДП отстаивал идеологич., политич. и организац. единство рабочего класса Сербии, выступая против оппортунистич. группы "Новое время". Умер от туберкулеза.

Соч.: Избор чланака, Београд, 1954.

Лит.: Кацлеровић Т., Радован Драговић (1878 - 1905), Београд, 1954.

ДРАГОМАНОВ

Михаил Петрович (18.IX.1841 - 20.VI.1895) - укр. публицист, историк, обществ. деятель. Из мелкопоместных дворян. В 1859-63 учился в Киевском ун-те, с 1864 - приват-доцент. Активный деятель киевской громады. Уволен из ун-та за политич. "неблагонадежность" в 1875. В 1876 эмигрировал в Швейцарию. С 1878 издавал в Женеве сб. "Громада" на укр. яз., затем совм. с С. Подолинским и М. Павликом - журн. "Громада", а также соч. А. Герцена, Т. Шевченко, Панаса Мирного и др. С 1889 - проф. Софийского ун-та. Умер в Софии. Обществ.-политич. взгляды Д. сформировались под влиянием, с одной стороны, Герцена, Добролюбова, Чернышевского, с другой - идей Прудона. Д. признавал объективное существование мира и его закономерностей. Во взглядах на историю был идеалистом: понимал обществ. процесс как поступат. развитие идей. В политике был сторонником прудоновского федерализма и анархизма. Мелкобурж. социализм Д. был разновидностью утопич. социализма 60-70-х гг. 19 в. Выступая против централизации как способа политич. и нац. угнетения (рус. царизм), Д. не понимал значения демократич. централизма. Политич. ограниченность Д. проявилась и в его программе культ.-нац. автономии. Идеалом гос. устройства для Д. был зап.-европ. парламентаризм в соединении с земским движением. Гл. место в творчестве Д. занимает публицистика, осн. тема к-рой - борьба против нац. и социального порабощения народов рус. царизмом и Австро-Венгрией. Отстаивая право укр. народа на развитие своей нац. культуры, Д. выступал против бурж.-националистич. планов отрыва Украины от России. Труды Д. по истории, особенно "Вопрос об ист. значении Рим. империи и Тацит" (ч. 1, К., 1869), не утратили познават. ценности. Д. опубликовал много работ об укр. нар. творчестве: "Ист. песни малорус. народа" (т. 1-2, К., 1874-75, в соавторстве с В. Антоновичем) и др. Отмечая много положит. черт в творчестве и обществ. деятельности Д., его критиковали за политич. ограниченность как социал-демократы, так и представители революц.-демократич. направления в освободит. движении.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 195); Луначарський А. В., Шевченко i Драгоманiв, в сб.: Пам'яти Михайла Драгоманова, X,, 1920; Франко I., Суспiльно-полiтичнi погляди М. Драгоманова, в сб.: Лiт.-науковий ВIСТНИК, Т. 35, кн. 8, Львiв, 1906.

ДРАГОМИРОВ

Михаил Иванович (8.XI.1830 - 15.Х.1905) - рус. воен. деятель, теоретик и педагог, ген. от инфантерии (1891). Род. в семье офицера близ г. Конотопа. Начал службу с 1849 в Семеновском полку. Окончил Академию Генштаба (1856) и служил в гвард. Ген. штабе. В 1859 во время австро-итало-французской войны состоял при штабе Сардинской армии. Написал "Очерки австро-итал.-франц. войны 1859", в к-рых подчеркивал решающее значение нравственного фактора и выдвигал требование учить и воспитывать, а не муштровать солдата. С 1860 - преподаватель, а в 1863-69 - профессор кафедры тактики Николаевской академии Генштаба; написал "Очерки австро-прус. войны в 1866 г." (СПБ, 1867), издал "Записки тактики" (СПБ, 1866) для воен. училищ. В 1869-73 - нач. штаба Киевского воен. округа, в 1873-77 - нач. 14-й пех. дивизии. Свой опыт по обучению войск изложил в серии статей "Армейские заметки". Во время рус.-тур. войны 1877-78 руководил успешной переправой через Дунай у Зимницы и участвовал в обороне Шипки в авг. 1877. В 1878 назначен нач. Николаевской академии Генштаба. В 1879 издал учебник тактики, к-рый более 20 лет служил осн. пособием в Академии Генштаба. С 1889 - командующий Киевским воен. округом. В это время Д. завершил разработку своей воен.-педагогич. системы, основы к-рой изложил в "Опыте руководства для подготовки частей к бою" и "Подготовке войск в мирное время". Участвовал в разработке Полевого устава 1900. В своих трудах Д. нередко высказывал передовые идеи, выступал за внедрение в армии строгой законности, одинаково обязательной для всех категорий военнослужащих, за развитие у солдата сознат. отношения к выполнению своих обязанностей, много сделал для развития тактики стрелковых цепей. Однако идеалистич. абсолютизирование волевой стороны человека как главного фактора войны вызвало у Д. противопоставление человека технике, недооценку важности совершенствования оружия и воен. техники. С 1898 Д. - киевский, подольский и волынский ген.-губернатор с оставлением в должности командующего округом. С 1903 - чл. Гос. совета.

Соч.: Избр. труды, М., 1956; Сб. оригинальных и переводных ст., т. 1-2, СПБ, 1881; 14 лет. 1881-1894. Сб. оригинальных и переводных ст., СПБ, 1895; Одиннадцать лет. 1895-1905 гг. Сб. оригинальных и переводных ст., СПБ, 1909.

Лит.: Дерман В., Драгомиров о воспитании и обучении войск, (М.), 1946.

Г. П. Мещеряков. Москва.

ДРАГОННАДЫ

ДРАГОННАДЫ (франц. dragonnades) - во Франции постои драгун с целью терроризировать гугенотов и предупредить их восстания в связи с запрещением кальвинистского культа. Введены в 1681 воен. министром Лувуа, разрешившим драгунам "необходимые бесчинства", вплоть до грабежей, пыток и насилий над гугенотами, к-рые были обязаны содержать драгун и платить каждому из них по 20 су в день. Результатом Д. было формальное отречение от кальвинизма и массовая эмиграция гугенотов. В то же время Д. ускорили взрыв гугенотских восстаний 1683 и 1689 и восстания камизаров. Являясь выражением крайней политич. и католич. реакции в эпоху начавшегося кризиса франц. абсолютизма, Д. способствовали росту оппозиции в среде буржуазии. В переносном смысле Д. - полнейший адм. произвол.

Лит.: Афанасьев Г. Е., Гугеноты при Людовике XIV, О., 1895; Савин А. Н., Век Людовика XIV, (М.), 1930; Bonnemère E., Les dragonnades. Histoire des camisards, P., 1882; Sconille W. С., The persecution of Hugenots and French economic development. 1680-1720, L.-N. Y., 1961.

А. И. Коробочко. Ленинград.

ДРАГО-ПОРТЕРА КОНВЕНЦИЯ 1907

ДРАГО-ПОРТЕРА КОНВЕНЦИЯ 1907 - междунар. конвенция, воспрещающая применение вооруж. силы для истребования договорных долгов, "взыскиваемых пр-вом одной страны с пр-ва другой страны, как причитающихся его подданным". Принята 18 окт. 1907 участниками 2-й междунар. Гаагской конференции по предложению аргент. представителя Л. М. Драго и амер. представителя Портера. За принятие Д.-П. к. из 44 представленных на конференции гос-в голосовало 39 - Австро-Венгрия, Аргентина (с нек-рыми оговорками), Болгария, Боливия (с оговорками), Бразилия, Великобритания, Гаити, Гватемала (с оговорками), Германия, Греция (с оговорками), Дания, Доминиканская Республика (с оговорками), Иран, Испания, Италия, Китай, Колумбия (с оговорками), Куба, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу (с оговорками), Португалия, Россия, Сальвадор, Сербия, Сиам, США, Турция, Уругвай, Франция, Черногория, Чили, Экуадор и Япония. Пять гос-в - Бельгия, Венесуэла, Румыния, Швеция и Швейцария, от голосования воздержались. В нек-рых случаях Д.-П. к. допускает отступление от ее выполнения, а именно: 1) когда гос-во-должник игнорирует предложение о третейском разбирательстве; 2) когда оно принимает таковое, но фактически делает невозможным установление третейской записи; 3) если оно после третейского разбирательства отказывается выполнить вынесенное решение. Д. - П. к. продолжает сохранять свою силу, как одна из норм международного права, признанная большинством государств.

Публ.: Моджорян Л. A., Междунар. право в избр. док-тах, т. 1-3, М., 1957, т. 1, с. 114-17, т. 3, с. 275-76.

ДРАГОШ

ДРАГОШ (Dragos), Водэ (даты жизни не уст.) - молд. господарь (ок. 1352), ставший с помощью Венгрии наместником в Молдове. Под именем Драг встречается в док-тах 1353. С именем Д. связано легендарное основание Молд. гос-ва выходцами из Марамуреша (сев.-вост. р-ны Трансильвании). В действительности же молдовская государственность восходит к славяно-валашским кн-вам 9-10 вв.

Лит.: Мохов Н. A., Формирование молд. народа и образование Молд. гос-ва, Киш., 1959.

ДРАКОНТ

ДРАКОНТ (Drakon, род. п. Drakontos) - древнейший афинский законодатель, составивший ок. 621 до н. э. свод законов, представлявших первую запись норм обычного права. Сохранилась только часть законов Д., относящаяся к убийствам, к-рая воспроизводится в афинской надписи 409-408 до н. э. (IG, I2, 115). В ней проводится различие между умышленным и неумышленным убийством, устанавливаются наказания за убийства. Законодательство Д., отражающее острую борьбу демоса с господством родовой аристократии, несмотря на всю его жестокость (по словам афинского оратора 4 в. Демада, законы Д. написаны "не чернилами, а кровью"), несколько ограничило суд. произвол аристократии и т. о. облегчило положение рядовых афинян. Нек-рые ученые (напр., нем. ученый К. Ю. Белох) считают Д. мифич. фигурой, связывая его имя с древнейшими культами Аттики. Такая точка зрения явно гиперкритична.

Источн.: Хрестоматия по истории Древнего мира, т. 2, М., 1951, с. 112, 113 (Сведения о Д. Павсания, Аристотеля и афинская надпись 409-408).

Лит.: Бузескул В. П., История афинской демократии, СПБ, 1909; Ledl A., Studien zur älteren athenischen Verfassungsgeschichte, Hdlb., 1914; Costanzi V., Le costituzioni di Atene e di Sparta, Bari, 1927.

"ДРАНГ НАХ ОСТЕН"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРАНГИАНА

Дранга (Draggiann), - греч. название др.-иран. области (Zranka - в др.-перс. надписях, позднее Z(a)rang, откуда также Зарангиана (Zaraggiann) и т. д. - у античных авторов) в бассейне оз. Хамун (Зарех) и нижнего Гильменда (на границе совр. Ирана и Афганистана). С кон. 2 в. до н. э., после прихода саков, на Д. постепенно распространилось назв. Сакастан (Сейстан). В 1 в. до н. э. Д. - еще отдельная провинция наряду с Сакастаном, при Сасанидах - область в Сакастане.

Лит.: Herzfeld E., Sakastan, "Archaeologische Mitteilungen aus Iran", 1932, Bd 4, S. 1-116.

Э. А. Грантовский. Москва.

ДРАНЫЙ

Семен Алексеевич (1667-1708) - один из предводителей Булавинского восстания 1707-08. В 1707 возглавлял борьбу казаков Старо-Айдарского городка и всего Сев. Донца против карат. отряда Ю. В. Долгорукого. 8 июня 1708 Д. вместе с Н. Голым и С. Беспалым разгромили на р. Уразовой высланный против них Сумской полк. 30 июня и 2 июля отряды Д. и Беспалого потерпели поражение под местечком Тором и в урочище Кривая Лука на Сев. Донце. Д. погиб в бою.

ДРАХЕНЛОХ

ДРАХЕНЛОХ (Drachenloch) - пещера в вост. части Швейц. Альп (2 445 м над уровнем моря) к Ю. от Боденского оз., служившая в мустьерскую эпоху местом обитания охотников-неандертальцев. Раскопками Э. Бехлера в Д. были обнаружены остатки очага, кам. и костяные орудия, большое количество костей пещерного медведя и сложенные из известняковых плит "ящики", служившие, по-видимому, для хранения наиболее ценных частей туш убитых медведей. Найденные группы медвежьих черепов (по 3-4 и более), уложенные вместе с костями конечностей в "ящиках", по мнению нек-рых исследователей, говорят о зарождении в эту эпоху примитивных религ. верований.

Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953, с. 236-37; Bächler E., Das alpine Paläolithikum der Schweiz, Basel, 1940.

ДРЕВЛЯНЕ

ДРЕВЛЯНЕ - вост.-слав. племенное объединение, занимавшее в 6-10 вв. терр. Полесья, Правобережной Украины, западнее полян, по течению рр. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. На З. земли Д. доходили до р. Случь, где начиналась область волынян и бужан, на С. - до терр. дреговичей. Археол. памятниками Д. являются остатки многочисл. земледельч. поселений с жилищами-полуземлянками, бескурганные могильники, курганы с трупосожжениями (с кон. 10 в. - трупоположения) и укрепл. "грады" - летописный Вручий (совр. Овруч), городище около г. Малина, Городск около Коростышева и мн. др. Гл. городом Д. был Искоростень (совр. Коростень) на р. Уж, где сохранилась компактная группа древних городищ. В кон. 1-го тыс. н. э. у Д. было развито с. х-во, слабее развиты ремесла. Свидетельство летописи об отсталости Д. ("живяху звериньским образом") не является объективным, а отражает стремление опорочить Д., к-рые долгое время сопротивлялись включению их в состав Киевской Руси и христианизации. По летописным преданиям, во времена Кия, Щека и Хорива "в древлях" было свое княжение, Д. воевали с полянами. В 883 киевский кн. Олег обложил Д. данью, а в 907 они участвовали в составе киевских войск в походе на Византию. После смерти Олега Д. перестали платить дань, и кн. Игорь, сделавший попытку покорить Д., был убит по приказанию их кн. Мала (945). Вдова Игоря кн. Ольга жестоко расправилась с Д., уничтожив древлянскую знать и предав огню их города. Земля Д. была обращена в киевский удел с центром в г. Вручий. Имя Д. последний раз встречается в летописи под 1136, когда их земля была подарена киевским кн. Ярополком Десятинной церкви.

Лит.: Греков Б. Д., Киевская Русь, (М.), 1953; Третьяков П. Н., Восточнослав. племена, 2 изд., М., 1953; Русанова И. П., Терр. древлян по археологич. данным, "CA", 1960, No 1.

П. H. Третьяков. Ленинград.

ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

Старое царство, - егип. рабовладельч. гос-во в период правления III-VI династий (28-23 вв. до н. э.). Для периода Д. ц. характерно усиление эксплуатации рабов и земледельцев-общинников и усложнение централизованного гос. аппарата, сложившегося в предшеств. период - период Раннего царства (при I-II династиях). Ко времени Д. ц. относится постройка наиболее значит. пирамид. В 23 в. до н. э. Д. ц. распалось на ряд самостоят. гос-в.

Лит.: Савельева Т. Н., Агр. строй Египта в период Древнего царства, М., 1962.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛУГИЯ И РЕЛИГИЯ.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Осн. источниками для изучения Д. м. являются Авеста и примыкающие к ней памятники среднеперс. лит-ры ("Бундахишн", "Денкард" и др.), а также знаменитое "Шахнаме" Фирдоуси (10-11 вв.). Мифологич. сюжеты и образы, имена собственные богов и героев, сохраненные Авестой, перекликаются, а в ряде случаев и совпадают с сюжетами, образами, именами, зафиксированными древнейшим памятником индийской (индоарийской) словесности - Ригведой. Эти общие Авесте и Ригведе мифологич. сюжеты являются общим наследием ираноязычных и индоязычных народов и восходят еще к эпохе индоиранской (арийской) общности (до 2-го тыс. до н. э.). В качестве примера таких древнейших индоиранских мифов могут быть приведены легенда о расширении царем Йима (др.-инд. Яма) обитаемого мира (Авеста, Видевдат II), легенда о первочеловеке и рожденных от него близнецах - мальчике и девочке (др.-инд. Яма и Ями, иран. Машьяг и Машьяни), давших впоследствии жизнь людскому роду (иран. версия этой легенды известна по ср.-перс. лит-ре) и др. К эпохе индоиран. общности восходят также многие божества и герои Д. м.: солнечное божество Митра, божество ветра и воздушного пространства Вата (Вайу), божество победы Варатрагна, божество вод Апам Напат, герой Траетауна - победитель дракона Дахака (Ажи-Дахака), и т. д. Большой интерес представляют легенды, связанные с именем царя Йимы (Йима Хшайта). Помимо уже упоминавшейся легенды о расширении земли, сюда относятся миф о золотом веке, когда "В царстве великолепного Йимы не было ни холода, ни жары, ни старости, ни смерти, ни созданной дэвами болезни" (Авеста, Ясна, IX, 5); миф о построении царем Йимой ограды, где были спасены от гибели семена мелкого и крупного скота, людей, собак и птиц, и т. д. (интересная параллель к легенде о Ноевом ковчеге). К несколько более позднему времени восходят, очевидно, циклы, связанные с именами мифич. героев, засвидетельствованных только в Д. м. и отсутствующих в мифологии древнеиндийской. Сюда относятся сюжеты о первозданном человеке Гайо Мартан (букв. - смертная жизнь), об Хаошь-янха, Тахма Рупа (букв. - сильный Рупа), укротителях дэвов и ряд др.

В Сасанидскую эпоху (3-7 вв.) мифологич. циклы были включены в контекст легендарной истории Ирана, в результате чего мифологич. персонажи были переосмыслены и превратились в первых царей Ирана, связанных друг с другом кровным родством и преемственностью правления.

Д. м. нашла отражение в фольклоре и искусстве народов Средней Азии.

Лит.: Оранский И. М., Введение в иран. филологию, М., 1960 (библ.); Molé M., Culte, mythe et cosmologie dans l'Iran ancien, (P.), 1963.

И. M. Оранский. Ленинград.

ДРЕВНЕРИМСКАЯ КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕРИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО - см. Киевская Русь.

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНИЙ МИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ДРЕВНЯЯ И НОВАЯ РОССИЯ"

"ДРЕВНЯЯ И НОВАЯ РОССИЯ" - ежемесячный ист. иллюстрированный журнал. Изд. в Петербурге с 1875 до марта 1881 под ред. С. Н. Шубинского (до 1879). Печатал статьи по истории, археологии и этнографии народов России. Второстепенное место отводилось публикации документ. материала, мемуаров. Отдел критики и библиографии помещал отзывы на рус. и иностр. соч. по истории России. Значит. место уделялось вопросам истории культуры, быта. В иллюстрациях давался иконографич. материал, виды городов, воспроизведения ист. памятников. В журнале сотрудничали мн. известные ученые: С. М. Соловьев, К. Н. Бестужев-Рюмин, Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин, Н. Я. Аристов, В. И. Герье и др.

Лит.: Систематич. указатель ст. ист. журн. "Древняя и новая Россия 1875-81", СПБ, 1893; Корсаков Д. A., С. Н. Шубинский и "Древняя и новая Россия", "ИВ", 1914, No 6.

"ДРЕВНЯЯ РОССИЙСКАЯ ВИВЛИОФИКА"

"ДРЕВНЯЯ РОССИЙСКАЯ ВИВЛИОФИКА" - "Древняя российская вивлиофика, или собрание разных древних сочинений, яко то: Российския посольства в другие государства, редкия грамоты, описания свадебных обрядов и других исторических и географических достопамятностей, и многие сочинения древних российских стихотворцев", - первое крупное издание письм. источников по истории России, предпринятое Н. И. Новиковым в 1773-75 в 10 чч. для ознакомления с историей родины широких слоев рус. общества. Оно было направлено также против дворян "полуфранцузов", как называл их Новиков, к-рые преклонялись перед Западом и презирали своих соотечественников. В "Д. р. в." опубликовано много док-тов по истории России: ярлыки ордынских ханов рус. митрополитам, договорные грамоты великого Новгорода с тверскими и моск. вел. князьями (1263-1571), духовные, договорные, межевые, жалованые и др. грамоты великих и удельных князей моск., тверских, рязанских, суздальских, смоленских, литов. и частноправовые акты бояр и дворян (1328-1585), статейные списки и описания посольств в разные страны, записки об истории Сибири (кон. 15 - нач. 18 вв.), родословные знатных боярских родов, описания путешествий (митрополита Исидора во Флоренцию и папского посла А. Поссевина), сказание о С. Т. Разине, житие Ф. Ртищева и др. В 1788-91 вышло 2-е, "вновь исправленное, умноженное и в порядок хронологический по возможности приведенное" издание "Д. р. в." в 20 чч. В нем особую ценность представляют новые мат-лы по социально-экономич. истории: топографич. описания Симбирской губ., Иркутского наместничества, заводов Уфимского наместничества, описания Нерчинских рудников, земли Войска Донского, г. Перми. Здесь же опубликованы двинский и нижегородский летописцы, список и ист. известия о придворных чинах (бояре, окольничие и др.), сказание о взятии Азова и др. лит. произв. Новикову сообщали док-ты историки М. М. Щербатов, Н. Н. Бантыш-Каменский, Г. Ф. Миллер. Для публикации использовались мат-лы Моск. архива Коллегии иностр. дел, Патриаршей библиотеки, частных собраний. "Д. р. в." имела большой успех у современников. Издание "Д. р. в." явилось важным этапом в развитии рус. археографии и источниковедения. Она до сих пор не утратила науч. значения благодаря обилию ценных источников.

И. А. Булыгин. Москва.

ДРЕВС

ДРЕВС (Drews), Артур (1.XI.1865 - 19.VII.1935) - нем. философ-идеалист и историк раннего христианства, известный представитель мифологич. школы. Автор ряда соч. по истории христианства: "Миф о Христе" ("Die Christusmythe", Bd 1-2, Jena, 1909-11, перераб. 1924, рус. пер., М., 1926), "Легенда о Петре" ("Die Petruslegende", Frankf., 1909), "Происхождение христианства из гностицизма" ("Die Entstehung des Christentums aus dem Gnostizismus", Jena, 1924, рус. пер., M., 1930) и др., в к-рых собраны и систематизированы все аргументы мифологич. школы, опровергающие ист. существование Иисуса Христа и показывающие, что евангельские легенды о Христе и апостолах были записаны авторами новозаветных писаний лишь во 2 в. Осн. источником, из к-рого возникло христианство, Д. считал, вряд ли с достаточным основанием, гностицизм (см. Гностики).

Книги Д. вызвали ожесточ. травлю со стороны протестантских и католич. богословов. Д. не был атеистом и не выступал против религии, он стремился лишь "усовершенствовать" ее. По словам Ленина, Д. "... высказывается за религию, только подновленную, подчищенную, ухищренную..." (Соч., т. 33, с. 205). Тем не менее Ленин настаивал на необходимости широко использовать книги "древсов" в борьбе с религ. предрассудками. Б. ч. соч. Д. переведена на рус. язык.

Я. А. Ленцман. Москва.

ДРЕГОВИЧИ

ДРЕГОВИЧИ (возможно, от дрягва, дрега - болото) - вост.-слав. племенное объединение, обитавшее по р. Припяти и в более сев. областях днепровского Правобережья, границы к-рых точно не установлены. По Припяти известны археол. памятники Д. 9-10 вв.: остатки земледельч. поселений, курганы с трупосожжениями и небольшие городища. В курганах Д. 11-12 вв. обычны трупоположения; иногда встречаются погребальные сооружения в виде деревянных домиков с двускатными крышами. Летопись не сообщает сведений об истории Д.; известно лишь, что в древности у них было свое княжение с гл. городом Туровом на Припяти. В 10 в. земля Д. вошла в состав Киевской Руси, явившись позднее осн. терр. Туровского кн-ва. Сев.-зап. окраина земли Д. вошла в состав Полоцкого княжества.

Лит.: Довнар-Запольский М. В., Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель до конца XII ст., К., 1891;Греков Б. Д., Киевская Русь, (М.), 1953; Успенская А. B., Курганы южной Белоруссии X-XIII вв., в кн.: Тр. ГИМ, в. 22, М., 1953.

П. Н. Третьяков. Ленинград.

ДРЕДА СКОТТА ДЕЛО

ДРЕДА СКОТТА ДЕЛО - судебное дело амер. раба негра Дреда Скотта (Dred Scott). На протяжении 4 лет раб Д. Скотт жил со своим хозяином на терр. нерабовладельч. штатов США Иллинойс и Висконсин. В связи с этим Скотт обратился в суд с требованием, чтобы его признали свободным человеком. Дело разбиралось в различных инстанциях с 1848 по 1857. Решением Верх. суда США Скотт был объявлен рабом. Это означало, что раб представляет собой собственность хозяина даже в нерабовладельч. штатах. Решение по Д. С. д. по существу аннулировало компромиссы 1820 и 1850, запрещавшие распространение рабства к С. от параллели 36°30ґ; оно отражало стремление рабовладельцев распространить рабство по всей стране. Д. С. д. способствовало усилению аболиционизма.

Лит.: Documents of american history, ed. by H. S. Commager, N. Y., 1958; Dumond D., Antislavery origins of the Civil War..., L., 1939; Фостер У., Негритянский народ в истории Америки, М., 1955.

Р. Ф. Иванов. Москва.

ДРЕЗДЕН

ДРЕЗДЕН (Dresden) - город в ГДР, адм. ц. окр. Дрезден. 491,7 т. ж. (1961). Крупный пром. центр (точное машиностроение, приборостроение, оптич. произ-во, а также исторически сложившееся произ-во фарфора и стекла). Д. - первоначально рыбацкий поселок сербо-лужицких славян. Первое упоминание относится к 1206, как город называется впервые в 1216. Ок. 1345 и ок. 1368 в Д. происходили восстания ремесленников против городского патрициата. С 1485 Д. - резиденция альбертинской линии герцогов Веттинов (насчитывал тогда ок. 5 т. ж.). С 1806 - столица королевства Саксонии. С кон. 15 в. значение Д. как хоз. и культурного центра стало быстро возрастать. Д. стал одним из красивейших городов страны. В период наполеоновских войн ок. Дрездена происходило крупное сражение (26-27 авг. 1813). В 19 в. Д. становится одним из центров революц.-демократич. движения. В период революции 1848-49 в Германии в Д. происходило восстание в защиту имперской конституции (см. Дрезденское восстание 1849). В 1871 Д., как и вся Саксония, вошел в состав Герм. империи. В сент. 1923 в Д. происходила манифестация "пролетарских сотен", положившая начало подъему революц. движения в Саксонии в 1923. Огромные разрушения и гибель значит. части жителей вызвала в Д. бомбардировка города англ. и амер. авиацией в конце 2-й мировой войны (февр. 1945). После освобождения Сов. Армией (8 мая 1945) Д. вошел в состав сов. зоны оккупации Германии, с образованием ГДР (7 окт. 1949) вошел в ее состав. Развернулась огромная работа по восстановлению и строительству города. Восстановлены дворцовый ансамбль Цвингер (1711-22, арх. М. Д. Пёппельман) и др. памятники архитектуры. Д. - крупный культурный центр. Здесь находится крупнейшее в стране индустриальное учебное заведение - технич. ун-т (осн. 1828). Мировой известностью пользуется Дрезденская картинная галерея (осн. в 16 в.).

Лит.: Löffler F., Das alte Dresden, Geschichte seiner Bauten, Dresden, 1958; Unter der Fahne der Revolution. Die Dresdner Arbeiter im Kampf gegen den I. Weltkrieg, Dresden, 1959.

Н. P. Потапова. Москва.

ДРЕЗДЕНСКИЙ МИР 1745

ДРЕЗДЕНСКИЙ МИР 1745 - заключен в Дрездене 25 дек. 1745 между Пруссией (Фридрих II), с одной стороны, Австрией (Мария Терезия) и Саксонией (Август III) - с другой; окончил 2-ю Силезскую войну (1744-45). По Д. м. почти вся Силезия переходила от Австрии к Пруссии, а Фридрих II соглашался признать мужа Марии Терезии Франца Стефана Лотарингского герм. императором. Условия Д. м. были подтверждены Ахенским миром 1748, окончившим войну за т. н. Австрийское наследство.

Публ. см. при ст. Ахенский мир 1748.

ДРЕЗДЕНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1849

ДРЕЗДЕНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1849 - началось 3 мая в Дрездене в поддержку имперской конституции, принятой франкфуртским Нац. собранием 28 марта 1849, после отказа саксонского короля Фридриха Августа ее признать. Повстанцы захватили часть города, начали строить баррикады. Движущей силой Д. в. были рабочие, к к-рым примкнула мелкобурж. муниципальная гвардия; руководство Д. в. захватили представители мелкой и либеральной буржуазии. 4 мая, когда восставшие имели значит. перевес в силах и король бежал из Дрездена, лидеры восставших заключили перемирие с командованием гарнизона. Стянутые тем временем саксонские и прус. войска 5 мая начали наступление. Многие бурж. и мелкобурж. участники восстания дезертировали с баррикад. 4 дня несколько тысяч повстанцев под рук. С. Чирнера, С. Борна и М. А. Бакунина героически сражались с превосходящим врагом. 9 мая их гл. силы организованно отступили из Дрездена и рассеялись. Саксонско-прус. войска и воен. суды жестоко расправились с повстанцами, попавшими в их руки. Д. в. являлось одним из восстаний на завершающем этапе революции 1848-49 в Германии.

Лит.: Энгельс Ф., Герм. кампания за имперскую конституцию, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7; Революции 1848-1849, т. 2, М., 19 52, стр. 69-84.

Б. А. Крылов. Москва.

ДРЕЗДЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1813

ДРЕЗДЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1813 - между союзной (рус., австр., прус.) Богемской армией фельдм. К. Шварценберга (227 тыс.) и армией Наполеона (165 тыс.) 14-15 (26-27) авг. в р-не Дрездена. Во 2-й пол. авг. Богемская армия начала наступление с Ю. на Дрезден в тыл гл. силам Наполеона, действовавшим против Силезской армии ген. Г. Л. Блюхера. 70-тысячный авангард союзников 14 авг. потеснил франц. корпус Г. Сен-Сира (40 тыс.), оборонявший Дрезден, но подошедшие гл. силы Наполеона остановили продвижение союзных войск. 15 авг. Шварценберг, несмотря на сосредоточение превосходящих сил, перешел к обороне, причем фланги оказались недостаточно сильными. Наполеон нанес гл. удар по лев. крылу союзников и опрокинул его. Потери союзников составили ок. 20 т. ч. Шварценберг, не использовав своих сил, начал отступление. Отход прикрывал рус. арьергард под команд. А. И. Остермана-Толстого, к-рый 17-18 (29-30) авг. разбил преследовавших его французов у Кульма. Д. с. было последней победой Наполеона в 1813.

Лит.: Богданович М. И., История войны 1813 за независимость Германии, т. 1, СПБ, 1863.

--------------------------

Дрезденское сражение 1813 г.

дрезден сраж

ДРЕЙК

ДРЕЙК (Drake), Фрэнсис (ок. 1540 - 28.I.1596)- англ. мореплаватель, один из "пиратов королевы Елизаветы", адмирал. Происходил из девонширских джентри; активнейший участник англо-исп. колониальной борьбы 16 в. (см. Англо-испанские войны). В 1567 участвовал в морской экспедиции Дж. Гаукинса с целью захвата судов исп. работорговцев, грабежа исп. владений в Вест-Индии, в 1572-73 предпринял грабит. экспедицию туда же, доставившую ему огромную добычу. В 1577 с целью ограбления тихоокеанского побережья исп. владений в Америке с эскадрой из 5 судов отплыл из Плимута, прошел через Магелланов пролив, впервые обследовал зап. побережье Сев. Америки до 48° с. ш., пересек Тихий ок., прошел мимо Молуккских о-вов и в 1580 с громадной добычей вернулся в Плимут, совершив, т. о., второе (после Магеллана) кругосветное путешествие. В 1585 в звании королев. адмирала совершил новый пиратский набег на Вест-Индию. В 1587 внезапным налетом на Кадис уничтожил подготовлявшиеся там для нападения на Англию корабли исп. "Непобедимой армады"; в 1588, будучи вице-адм. при адм. Хоуарде, фактически командовал англ. флотом при разгроме "Непобедимой армады". В 1595 - нач. 1596 совершил последнюю грабит. экспедицию в Вест-Индию (была, как и экспедиции 1589 и 1594, неудачна), во время к-рой умер близ Портовельо (Панама). Д. - одна из типичных фигур периода первоначального накопления - сочетал в себе черты воен. моряка и пирата. Еще при жизни стал в Англии почти легендарным "героем". Пользовался покровительством королевы Елизаветы, возведшей Д. в рыцари, тайно помогавшей ряду его экспедиций (вложением капиталов, оборудованием) и получавшей немалую долю награбленных Д. богатств.

Лит.: Мюллер В. К., Пират королевы Елизаветы, Л., 1925; Corbette Y. S., Drake and the Tudor navy, v. 1-2, L.-N. Y., 1899; Benson E. F., Sir Francis Drake, L., 1927; Williamson Y. A., The age of Drake, L., 1938; Rowse A. Z., The expansion of Elizabethan England, L.-N. Y., 1955.

А. С. Самойло, Москва.

ДРЕЙФУСА ДЕЛО

ДРЕЙФУСА ДЕЛО - судебное дело по несправедливому обвинению в шпионаже в пользу Германии офицера франц. Ген. штаба еврея Альфреда Дрейфуса (A. Dreyfus, 1859-1935), сфабрикованное в 1894 реакц. франц. военщиной и ставшее предметом ожесточ. политич. борьбы во Франции в 90-х гг. 19 в. между блоком монархистско-аристократич. верхушки военщины и клерикалов, к-рому попустительствовала правящая группа умеренных республиканцев, и бурж. демократами.

Обвинение против Дрейфуса было выдвинуто воен. мин-вом и, несмотря на полное отсутствие доказательств, воен. суд приговорил в дек. 1894 Дрейфуса к пожизненной каторге; вскоре обнаружились новые материалы, подтверждавшие его невиновность, но правящие круги Франции всячески противились реабилитации Дрейфуса. 11 янв. 1898 был оправдан истинный изменник - офицер Эстергази, действительно передавший секретные франц. документы нем. разведке. 9 сент. 1899 воен. суд, пересмотревший Д. д., вопреки очевидным фактам, вновь признал Дрейфуса виновным. Реакция использовала Д. д. для разжигания антисемитизма и шовинизма, наступления против респ. режима и элементарных демократич. свобод, за контроль над армией. В защиту республики и за оправдание Дрейфуса активно выступали передовые рабочие, многие социалисты, представители прогрессивной интеллигенции. Большую роль в активизации демократич. сил сыграло письмо Э. Золя президенту Франции Ф. Фору ("Я обвиняю", 13 янв. 1898), в к-ром писатель горячо отстаивал невиновность Дрейфуса. В условиях крайнего обострения класс. противоречий во Франции на рубеже 19 и 20 вв. борьба вокруг Д. д. привела к серьезному политич. кризису и вплотную подвела страну к гражд. войне (см. В. И. Ленин, Соч., т. 31, с. 78). Создав в стране обстановку шовинистич. угара, реакц. силы во главе с "Лигой патриотов" предприняли в февр. 1899 попытку гос. переворота с целью свержения республики и уничтожения демократич. свобод. Провал этой авантюры и последовавшие массовые рабочие демонстрации против реакции побудили оба бурж. лагеря, формально делившихся на сторонников пересмотра Д. д. - дрейфусаров, и противников пересмотра дела - антидрейфусаров, к объединению в целях совместного наступления на рабочий класс. Образованное в июне 1899 пр-во П. М. Вальдека-Руссо, стремясь к "умиротворению" страны, пошло на ликвидацию Д. д. 19 сент. 1899 президент Франции по представлению правительства помиловал Дрейфуса, 27 декабря 1900 палата депутатов приняла закон об амнистии по преступлениям, связанным с борьбой вокруг Д. д. Дрейфус был полностью реабилитирован в июле 1906.

Лит.: Reinach J., Histoire de l'affaire Dreyfus, (v.) 1-6, P., 1901 - 1908; Leblois L., L'affaire Dreyfus. L'iniquité, la réparation. Les principaux faits et les principaux documents, P., 1929; Halasz N., Captain Dreyfus. The story of amass histeria, N. Y., 1955; Thalheimer S., Macht und Gerechtigkeit. Ein Beitrag zur Geschichte des Falles Dreyfus, Münch., 1958; Giscard d'Estaing H., D'Esterhazy а Dreyfus, P., 1960.

Б. Л. Вульфсон, Москва.

ДРИЗУЛ

Александр Арвидович (р. 29.VI.1920) - сов. латв. историк, акад. АН Латв. ССР (с 1963), доктор историч. наук. Чл. Коммунистич. партии с 1950, кандидат в чл. ЦК КП Латвии (с 1961). В 1949-63 - зам. директора, с 1963 - директор Ин-та истории и академик-секретарь Отделения обществ. наук АН Латв. ССР. С 1960 Д. - председатель республиканского правления об-ва "Знание".

Тематика основных работ Д. - история социально-экономич. развития, Октябрьской революции и революц. движения в Латвии.

Соч.: Apcerejumi par Latvijas PSR vesturi, (в.) 18-20, 23, 24, Riga, 1948-52; История Латв. ССР, т. 2-3, Рига, 1955-59 (соавтор); Великая Окт. социалистич. революция в Латвии, Рига, 1957; Очерки истории рабочего движения в Латвии (1920-1940 гг.), М., 1959; Латвия под игом фашизма, Рига, 1960.

ДРИМАК

ДРИМАК (Drimakos) - предводитель движения рабов в 3 в. до н. э. на о. Хиосе. Путем заключения договора с рабовладельцами пытался создать рабам лучшие условия жизни и защитить их от произвола. Согласно сообщению Нимфодора Сиракузского, сохраненного Афинеем, Д., собрав значит. силы, укрепился в горах; он изготовил собственные меры веса и длины, а также печать для оформления различных поборов, к-рые должны были взиматься с рабовладельцев. Отказ рабовладельцев от выполнения условий договора повел к вооруженным набегам восставших на их владения. За поимку Д. рабовладельцы объявили крупное вознаграждение. Согласно легенде, Д. сам убедил одного из своих сторонников убить его и получить обещанную награду. Но и после этого движение рабов на Хиосе продолжалось.

Предыдущая страница Следующая страница