Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 11, "ДЕШ"-"ДЖА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 11, "ДЕШ"-"ДЖА")

ДЕШЕЛЕТ

ДЕШЕЛЕТ (Déchelette), Жозеф (8.I.1862 - 4.X.1914) - франц. археолог. Науч. деятельность начал с изучения ср.-век. живописи, а затем галло-рим. рельефной краснолаковой керамики (Les vases céramiques ornés de la Gaule-romaine, P., 1904). В 1897-1901 руководил раскопками городища Мон-Бёвре (см. Бибракта). Наибольшее значение имеет его многотомный труд "Руководство по археологии первобытной, кельтской и галло-римской", составленный в осн. на франц. материале, но дающий классификацию и хронологию обширного круга археол. памятников Зап. Европы.

Соч.: L'Oppidum de Bibracte, P., (1903); Manuel d'archéologie préhistorique, celtique et gallo-romaine, P., t. 1-6, 1908-34; Les fouilles du mont Beuvray, de 1897 а 1901, P., 1904.

ДЕШМУКХ

ДЕШМУКХ - феодал у маратхов (Индия) в 16-18 вв. До сер. 17 в. Д. - сборщик налогов в округах. Привилегии Д. были несколько урезаны Шиваджи. В совр. Индии (на Юге) Д. называют помещиков и кулаков.

Лит.: Sen S. N., Administrative system of the Marathas, 2 ed., Calcutta, 1925.

ДЕШПАНДЕ

ДЕШПАНДЕ - феодал у маратхов (Индия) в 16-18 вв. Первоначально - сборщик налогов в областях. Стоял над дешмукхом. Привилегии Д. были урезаны Шиваджи.

Лит. см. при ст. Дешмукх.

ДЕШТ-И-КИПЧАК

Кипчакская степь, - назв. в араб. и перс. источниках 11-15 вв. степей, простиравшихся от верховий Сыр-Дарьи и зап. отрогов Тянь-Шаня до устья Дуная. Впервые термин "Д.-и-К." встречается у перс. автора Насира Хосрова в 11 в., когда кипчаки, или половцы, выйдя с берегов Иртыша, с 1030 стали соседями Хорезма и заняли терр. совр. Казахстана и юж.-рус. степей. В 13 в. Д.-и-К. завоевали татаро-монголы (см. Золотая Орда). Д.-и-К. обычно делился на Зап. и Вост. Кипчак, границами между ними являлись Урал и р. Яик. Позже Вост. Кипчак вошел в состав Белой Орды. Терр. Зап. Кипчака известна в рус. летописях под назв. "Половецкая земля". В 16-18 вв. термин "Д.-и-К." употреблялся в среднеазиатской историографии для наименования земель Вост. Кипчака (совр. Казахстан).

Лит.: Веселовский Н. И., Очерк ист.-геогр. сведений о Хивинском ханстве, СПБ, 1877; Аристов Н., O земле Половецкой, К., 1877; Кудряшов К. В., Половецкая степь, М., 1948; Marquart J., Über das Volkstum der Komanen, в кн.: Bang W. und Marquart J., Osttürkische-Dialektstudien, В., 1914, S. 111, 137, 158-63.

Ш. Ф. Мухамедьяров. Казань.

"ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ"

5-я книга Нового завета (см. Библия). Католич. и протест. богословы датируют "Д. а." третьей четв. 1 в., на самом деле "Д. а." оформлены значит. позже, возможно даже после 150. "Д. а." являются продолжением Евангелий и содержат легенды о деятельности апостолов мифич. Христа после его смерти и вознесения. В первых 12 главах осн. действующим лицом является апостол Петр, в дальнейших 16 - Павел. "Д. а." в какой-то мере отражают борьбу между течениями в христианстве 2 в., связываемыми с именами этих апостолов и воплощающими иудейскую традицию, с одной стороны, и стремление формировавшейся христ. церкви к полному разрыву с иудаизмом - с другой. Устройство и быт ранних христ. общин в "Д. а." идеализированы. Места, где в общих словах говорится о разделе и общности имущества (II 44 сл. и V, 1-10), широко использовались "христ. социалистами" и особенно К. Каутским для изображения раннего христианства как коммунистич. течения. Описание миссионерской деятельности, приписываемой. Павлу, повторяет свидетельства приписываемых ему же посланий, вошедших в Новый завет, и, видимо, заимствовано из них. Включение "Д. а." в новозаветный канон имело целью обосновать происхождение церкви непосредственно от группы апостолов, учеников и преемников Христа, и т. о. "доказать" чистоту и неизменность христ. вероучения с самого его начала.

Лит. см. при ст. Библия.

"ДЕЯТЕЛИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ"

"ДЕЯТЕЛИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ" - биобиблиографич. словарь, издание" Всесоюзного об-ва политкаторжан и ссыльно-поселенцев (М., 1927-34) под ред. Ф. Я. Кона, Б. П. Козьмина, В. И. Невского, И. А. Теодоровича и др. Содержит осн. сведения о биографиях и деятельности участников, революц. движения, библиографию о них. Хронологически разбит на 5 периодов: кон. 18 в. - 50-е гг. 19 в. (т. 1, ч. 1); 60-е гг. 19 в. (т. 1, ч. 2); 70-е гг. (т. 2); 80-е гг. (т. 3-4); 90-е гг. - 1904 (т. 8-10). Социал-демократам (до 1905) предназначались 3 т. (т. 5-7). Внутри каждого раздела персоналии расположены в алфавитном порядке. Из печати вышли: т. 1 (ч. 1-2, 1927-28), т. 2. (в. 1-4, 1929-32), т. 5 (в. 1-2, 1931-33), т. 3. (в. 1-2, 1933-34). Верстка 3-го и 4-го вып. 3 тома, подготовленный к печати 4-й т. и авторские рукописи 5-го т. (Гн-Ле) хранятся в Центр. гос. ист. архиве в Москве (ф.533, оп. 1). Составители: 1-го и 2-го томов - А. А. Шилов и М. Г. Карнаухова; 3-го т. - M. M. Клевенский, Е. Н. Кушева, А. А. Шилов, Р. М. Кантор, П. Г. Любомиров; 5-го т. - Э. А. Корольчук и Ш. М. Левин.

ДЖАБАВУ

ДЖАБАВУ (Jabavu), Джон Тенго (1859-1921) - южноафр. политич. деятель и журналист. Родители Д. были обращены в христианство. Он воспитывался в миссионерской школе. В 1875 стал учителем, одновременно писал статьи для местной печати. Д. был вторым в истории Юж. Африки коренным жителем, допущенным к экзаменам в Кейптаунском ун-те (1883) С 1884 - редактор, а впоследствии издатель первой (в Африке южнее Сахары) афр. политич. газ. "Имво забантсунду" в г. Кинг-Уильямс-Тауне. Был одним из инициаторов создания в 1916 колледжа в Форт-Хейр - первого в истории Юж. Африки университетского колледжа для африканцев.

Лит.: Forman L., Chapters in the history of the march to freedom, Cape Town, 1959; Roux E. R., Time longer than rope; a history of the Black man's struggle for freedom in South Africa, L., 1948.

ДЖАБАДАРИ

Иван Спиридонович (1855 (?) - 25.IV.1913) - рус. революционер-народник. Из груз. дворян. Вел пропаганду в Москве среди рабочих. Один из организаторов "Всероссийской социально-революционной организации" и автор ее устава. Был арестован в Москве 4 апр. 1875. По "процессу 50-ти" приговорен к 5 годам каторги. Впоследствии работал присяжным поверенным в Тифлисе. Принимал участие в революц. движении 1905. Оставил воспоминания: "Процесс 50-ти" ("Былое", 1907, No 8-10); "В неволе" ("Былое", 1906, No 5-6).

Лит.: Процесс 50-ти, М., 1906; Фигнер В., Процесс 50-ти, "КиС", 1927, No 4; Попов И., Страничка из прошлого. (Памяти И. С. Джабадари), "Рус. ведомости", 1913, 9 мая, No 106; Деятели революц. движения в России. Био-библ. словарь, т. 2, в 1, М., 1929.

ДЖАБАРТИ

ДЖАБАРТИ - аль-Джабарти, Абдаррахман (1754-1826) - егип. историк; из семьи потомственных каирских улемов и сам один из наиболее влият. шейхов аль-Азхара (Каирский мусульм. ун-т). Гл. соч. Д. - хроника "Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий" ("Аджаиб аль-асар фи-т-тараджим ва-ль-ахбар", т. 1-4, Булак, 1879; рус. пер., т. 3, ч. 1, М., 1962) - самый значит. из дошедших до нас араб. источников по истории Египта с кон. 17 в. до 1822. Большую часть хроники занимают некрологи, содержащие жизнеописание высокопоставленных современников Д. (мамлюкских беев, шейхов ит. д.). Враждебно настроенный по отношению к франц. завоевателям, Д. с сочувствием относится к гор. бедноте и феллахам Египта; в то же время размах борьбы нар. масс против франц. оккупантов (1798-1801) вызывает его беспокойство. В отличие от ср.-век. араб. летописцев, деливших мир на мусульман и иноверцев, Д. ввел в употребление понятие "египтянин", что свидетельствовало о пробуждении чувства нац. самосознания у егип. народа. Резкая критика летописцем деятельности Мухаммеда-Али послужила причиной запрета, наложенного на хронику преемниками последнего. Впервые хроника увидела свет лишь в кон. 19 в.

Соч. в рус. пер.: Египет в период экспедиции Бонапарта (1798-1801), М., 1962 (пер. 3-го т. хроники Д.).

Лит.: КильбергХ. И., Джабарти и 4-й том его историч. хроники, "НА и А", 1961, No 2; Фильштинский И. М., Егип. историк ал-Джабарти и его хроника, "ВИМК", 1960, No 4; его же, Хроника Абд ар-Рахмана ал-Джабарти как историч. источник, "КСИВ", 1961, No 47.

И. М. Фильштинский. Москва.

ДЖАВАХИРИ

Мухаммед Махди (р. 1900) - иракский поэт и обществ. деятель. В 1920 активно включился в нац.-освободит. движение. Творчество Д. является отражением нац.-освободит. борьбы иракского народа (стихи и поэмы "К восставшим в Дамаске" ("Иля суввар фи Димашк"), "феодализм" ("аль-Иктас"), "К молодежи Ирака" ("Иля шабаб аль-Ирак") и др., в к-рых прославляются борцы за свободу). В период королевского режима подвергался преследованиям. После революции 1958 повел борьбу за углубление революции. Был избран пред. Союза иракских литераторов и Союза иракских журналистов. После реакц. баасистского переворота 8 февр. 1963 возглавил Высший комитет движения в защиту иракского народа.

ДЖАВАХИШВИЛИ

Иван Александрович (И.IV.1876 - 18.XI.1940) - сов. груз. историк, акад. (с 1939). В 1899 окончил факультет восточных языков Петерб. ун-та. С 1902 - приват-доцент Петерб. ун-та по кафедре армяно-груз. филологии. В 1906 защитил магистерскую диссертацию "Гос. строй Древней Грузии и Древней Армении", в к-рой впервые установил наличие клас. общества в этих странах. При участии Д. в 1918 был открыт ун-т в Тбилиси. В 1918 Д. избран проф. и деканом филология, ф-та, а в 1919-26 был ректором ун-та. В 1919-25 был пред. Груз. историко-этнографич. об-ва. С 1937 - директор Музея им. Шота Руставели. В 1937-40 руководил Мцхетской археол. экспедицией. Обществ. взгляды Д. формировались под влиянием революц. движения в России. В 1905 написал работу "Политич. и социальные движения в Грузии в XIX в." (СПБ, 1906). Для Д. были характерны широта науч. интересов, глубокое знание источников не только на груз. яз., но и на языках народов соседних стран (греч., лат., арм., перс, сирийском и др.). Перу Д. принадлежат первые фундаментальные труды (изданы на груз. яз.) по древней и ср.-век. истории Грузии: "История груз. народа" (1-4 тт., 1908-49), "История груз. права" (1-2 тт., 1928-29), "Экономич. история Грузии" (1-2 тт., 1930-34), "Осн. вопросы истории груз. музыки" (1938) и др. История груз. народа рассматривается в тесной связи с историей соседних народов. Д. большое внимание уделил развитию источниковедения и вспомогат. ист. дисциплин ("Задачи, источники и методы истории прежде и теперь", 1916-26; "Др.-груз. ист. письменность", 1916; "Груз. нумизматика и метрология", 1925; "Груз. палеография", 1926; "Груз. дипломатика", 1926, и др.). Разыскал и опубл. большое количество ценных источников по истории Грузии. Д. участвовал в создании первого учебника по истории Грузии. В последние годы жизни занимался изучением общих проблем истории Кавказа, опубликовав работу "Введение в историю груз. народа" (1937). Им подготовлено много историков, специалистов по истории Грузии. Имя Д. присвоено Ин-ту истории АН Груз. ССР.

Лит.: Акад. И. А. Джавахишвили. (Некролог), "ВДИ", 1940, No 3-4; Джананшиа С. Н., И. А. Джавахишвили, "ВАН", 1941, No 1; Киквидзе А., Акад. И. А. Джавахишвили, "Историк-марксист", 1941, No1; Гвритишвили Д., Иван Джавахишвили, Тб., 1960 (на груз, яз.); его же, Акад. И. Джавахишвили, Тб., 1949 (на груз. яз.).

М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси.

ДЖАГАТАЙ

Чагатай (ум. 1242), - монг. хан, второй сын Чингисхана. Участвовал в большинстве его походов, в т. ч. в завоевании Китая, Хорезма. При разделе Чингисханом завоеванных земель между сыновьями (1224) Д. получил в удел ср.-азиат. области от Алмалыка (к С.-З. от совр. Кульджи) до Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи (см. Джагатайский (Чагатайский) улус). Его ставка находилась в долине р. Или. Д. часто жил в ставке вел. хана Угедея. В монг. гос-ве Д. считался лучшим, знатоком ясы и монг. обычного права. В подвластных ему областях требовал строгого соблюдения монг. законов; к исламу относился неблагожелательно и жестоко преследовал мусульман за исполнение нек-рых предписаний шариата, противоречащих монг. законам и обычаям.

Лит.: Juwayni, The Tárikh-i-jahán-gushá, Leiden-L., 1912-37 (в серии Е. J. W. Gibb memorial, v. 16, pt 1-3); Рашид-ад-Дин, Сборник летописей, т. 2, M., 1960; Barthold W., Caghatāi-khān, в кн.: Enzyklopaedie des Islam, Bd 1, Leiden - Lpz., 1913, S. 846-49.

А. Г. Подольский. Москва.

ДЖАГАТАЙСКИЙ УЛУС

ДЖАГАТАЙСКИЙ УЛУС - общее назв. обширных ср.-азиат. областей, составивших по разделу 1224 наследств. удел второго сына Чингисхана - Джагатая и его дома. Д. (Ч.) у. включал Мавераннахр, Семиречье и Кашгар от Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи до Алмалыка (к С.-З. от совр. Кульджи). После Курултая 1251 и воцарения Мункэ-хана большинство взрослых представителей династии Чагатаев было казнено. Д. (Ч.) у. поделили Мункэ и Батый, к к-рому отошел Мавераннахр. В 60-х гг. 13 в. внук Чагатая Алгу восстановил власть Чагатаев в Д. (Ч.) у. Чагатайские ханы передали непосредств. управление Мавераннахром наместникам-откупщикам Махмуду Ялавачу (1225-38) и его сыну Масудбеку (1238-89), жестоко эксплуатировавшим местное население. Преемники Алгу Мубарек и Борак, стремясь к более тесным связям с населением оседлых областей, приняли ислам. В Мавераннахр из Семиречья была перенесена ханская ставка и переселены нек-рые монг. роды, в т. ч. джалаиры и барласы (1266). Попытки разных ханов укрепить единство монг. владений, в частности адм. и фи-нанс. реформы Кебек-хана (1318-26), не смогли устранить феод. раздробленности. Д. (Ч.) у. уже к 40-м гг. 14 в. фактически распался на ряд феод. владений. Феод. усобицы привели к обособлению Мавераннахра от Семиречья и Кашгара, где в сер. 14 в. чагатаид Тоглук-Тимур создал Моголистанское ханство. После смерти последнего Чагатаида эмира Казагана (1358) Мавераннахр распался на ряд враждовавших феод. владений. С образованием гос-ва Тимура власть Чагатаидов в Мавераннахре прекратилась. В Моголистане Чагатаи правили до 70-х гг. 16 в. В пределах Д. (Ч.) у. шло складывание норм т. н. чагатайского (староузбекского) языка.

Лит.: История Узб. ССР, т. 1, кн. 1, Таш., 1955; Бертольд В. В., Очерк истории Семиречья, Фрунзе, 1943; его же, История культурной жизни Туркестана, Л., 1927. См. также лит. при Ст. Золотая Орда.

А. Г. Подольский. Москва.

ДЖАГИР

ДЖАГИР (от перс. джа - место и гир - бери) - господствующая форма феод. землевладения в Могольской Индии 16-18 вв. (см. Могольская империя). Владелец - джагирдар - получал право сбора гос. земельного налога со своего Д. в свою пользу и был обязан за это содержать определенный контингент наемных войск, в осн. всадников. Разница между получаемыми с Д. доходами и затратами на содержание войск была очень большой и позволяла владельцам Д. жить в роскоши. Средний размер Д. был огромным (примерно до 100 тыс. га). При пожаловании Д. указывалась лишь сумма дохода с него, местонахождение владения определялось налоговым ведомством. Великие Моголы часто перемещали джагирдаров из одного владения в другое, опасаясь их сепаратистских тенденций. До 18 в. Д., как правило, не мог передаваться по наследству и мог быть пожалован только государем.

Лит.: Антонова К. A., Очерки обществ. отношений и политич. строя Могольской Индии времен Акбара (1556-1605), М., 1952; Рейснер И. М., Народные движения в Индии в XVII-XVIII вв., М., 1961.

К. А. Антонова. Москва.

ДЖАГИРДАР

ДЖАГИРДАР - владелец джагира. Д., к-рые были по преимуществу мусульманами, составляли верхушку правящего феод. класса Могольской Индии. Д. содержали воинские контингенты, из к-рых в осн. состояла армия гос-ва. Кроме земельного налога, обычно взимали с крестьян еще неположенные поборы (т. н. абвабы) и принуждали крестьян работать на постройках дворцов, мавзолеев, на ремонте ирригац. сети, дорог и т. д. К кон. 16 в. крупных Д. (выше чина двухсотника) было ок. 450, а мелких - ок. 1,4 т. ч. В колониальный период Д. назывались нек-рые крупные землевладельцы. В результате реформ, проведенных в Республике Индии в 50-х гг. 20 в., значит. часть зем. владений Д. отчуждена за компенсацию в пользу гос-ва.

Лит. см. при ст. Джагир.

К. А. Антонова. Москва.

ДЖАДИДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖАЙЛС

ДЖАЙЛС (Giles), Герберт Аллен (8.XII.1845 - 13.II.1935) - англ. синолог. С 1867 по 1893 находился на консульской службе в Китае, с 1897 - проф. кит. языка в Кембридже. Автор известного "Кит.-англ. словаря" ("A Chinese-English dictionary", L.-Shanghai, 1892, 3 ed., Peiping, 1936) и исследований в области кит. филологии. Написал также ряд трудов по истории и истории культуры Китая - "Китай и китайцы" ("China and the Chinese", N.-У., 1902), "Цивилизация Китая" ("The civilization of China", L., 1911), "Религии Древнего Китая" ("Religions of ancient China", L., 1905). Его перу принадлежит также фундаментальный "Кит. биографич. словарь" ("A Chinese biographical dictionary", L. - Shanghai, 1898). Основанные на глубоком знании языка и культуры, соч. Д. содержат ценные сведения по истории Китая.

Соч. (кроме указ. в статье): The remains of Lao Tzu, Hongkong, 1886; An introduction to the history of Chinese pictorial art, 2 ed., L., 1918; China and the Manchus, Camb., 1912.

Л. С. Васильев. Москва.

ДЖАЙНИЗМ

ДЖАЙНИЗМ - одна из религий Индии, ныне насчитывающая ок. 2 млн. последователей (джайнов). Назв. происходит от Джины (санскр. - победитель) - прозвища, к-рое было дано основателю монашеской общины джайнов Вардхамане Махавире (6 в. до н.э.). Д. зародился как религия, оппозиционная брахманизму. Он отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех четырех варн, уравняв шудров с чл. высших варн в праве на "спасение". Однако Д., как брахманизм и буддизм, признает переселение душ и учит, что оно зависит от закона Кармы. Д., как и др. религии Древней Индии, учит человека покорности судьбе... От буддистов джайнов отличает признание аскетизма религ. подвигом. Строгое соблюдение ахинсы (ненасилия) делает для джайна невозможным занятие земледелием, т. к. при вспашке земли можно убить живое существо. Возможно, поэтому джайны - по профессии в осн. торговцы и ростовщики. Д. распространен гл. обр. в Зап. Индии (Гуджарат и Раджастхан).

Лит.: Ильин Г. Ф., Религия Др. Индии, М., 1959; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Glasenapp H. von, Der Jainismus, В., 1925; Kapadia H. R., Jaina religion and literature, v. 1, pt. 1, Lahore, 1944.

A. M. Осипов. Москва.

ДЖАЙЯВАРМАН II

ДЖАЙЯВАРМАН II - король Камбоджи (802(?) - 850), основатель феод. монархии Ангкор (802(?) - 1432). Правление Д. II совпало с быстрым развитием в Камбодже феод. отношений. При Д. II был создан разветвленный феод. гос. аппарат. Идеологич. основой централизованной монархии был шиваистский культ Дева-раджи, бога-царя. Объединение в руках Д. II высшей светской и духовной власти укрепило монархию. Внутри страны Д. II вел длит. войны за объединение, завершившиеся созданием империи на терр. совр. Камбоджи и Юж. Вьетнама и принятием титула чакравартина - монарха вселенной. Правление Д. II характеризуется широким храмовым строительством в основанных им городах-столицах: Индрапура, Харихаралайя, Амарендрапура и Махендрапарвата.

Д. В. Деопик. Москва.

ДЖАЙЯВАРМАН VII

ДЖАЙЯВАРМАН VII - король Камбоджи (1181 - ок. 1219). Пришел к власти в результате победы над феодалами вассальных гос-в. К времени правления Д. VII относится окончат. закабаление общинников. При нем ср.-век. Камбоджа достигла наивысшего могущества. Ангкорская монархия распространила свое влияние на С. до Вьентяна, на В., после захвата Тьямпы, - до Вост.-Кит. м., на Ю.-до центр. части Малайского п-ова, на З. - до Бирмы. При Д. VII велось небывалое по своим масштабам храмовое строительство, крупнейшее В Юго-Вост. Азии.

Д. В. Деопик. Москва.

ДЖАЙЯКАТВАНГ

Правитель (адипати) яванского кн-ва Кедири (Индонезия) в кон. 13 в. В 1292 возглавил восстание недовольных феодалов против своего сюзерена Кертанагары - короля гос-ва Сингасари. Д. напал на столицу Сингасари, убил Кертанагару и захватил престол. Однако в 1293 был свергнут зятем Кертанагары - Виджаей, использовавшим вторгшиеся на Яву монголо-китайские силы Хубилая и затем возглавившим нар. борьбу с иноземцами.

ДЖАКАРТА

ДЖАКАРТА (Djakarta) - столица Республики Индонезия, на сев.-зап. побережье о. Ява. 2973 тыс. жит. (1961). Аэропорт Кемайоран (крупнейший в Юго-Вост. Азии). Через порт Танджунгприок (10 км к В.) проходит значит. часть внеш. торговли страны. Ун-т и др. уч. заведения. Музей (осн. в 1778). Радиостанция (сильнейшая в Юго-Вост. Азии). В 16 в. на месте совр. Д. находился г. Сундакелапа, в 1527 он присоединен к Бантаму ипереименован в Джаякерту, в нач. 17 в. был разрушен голландцами. В 1619 на ее месте голландцы построили крепость Батавию, выросший вокруг нее город в 1621 получил то же назв., до 1732 он служил резиденцией ген.-губернатора голл. Ост-Индской компании. С нач. 20 в. город стал крупнейшим центром индонез. нац.-освободит. движения. 17 авг. 1945 здесь была провозглашена независимость Индонезии и город стал столицей Республики Индонезия (кроме 1946-49, когда столица была в Джокьякарте). В 1949 Батавия переименована в Д. После завоевания независимости город быстро вырос как пром. и культурный центр. В 1941 в нем было 681 т. ж., в 1957 - ок. 2 млн., в 1961 - ок. 3 млн. жит.

А. С. Дийков. Москва.

ДЖАКОВИЧ

ДЖАКОВИЧ (hаковиh, Dakovic), Джуро (30.XI.1886 - 25.IV.1929) - деятель югосл. рабочего движения. Хорват. Сын крестьянина-бедняка. С 1905 работал слесарем в Сараеве, участвовал в забастовках металлистов и строит. рабочих в 1906 и 1910. Был чл. С.-д. партии Боснии и Герцеговины со времени ее основания (1909). В июне 1912 избран в руководство Гл. рабочего союза Боснии и Герцеговины (осн. в 1905). За революц. деятельность был арестован в 1915 и приговорен к смертной казни, замененной высылкой на принудит. работы. В 1918-19 участвовал в восстановлении орг-ций С.-д. партии и профсоюзов в Боснии и Герцеговине, решительно и последовательно выступал против социал-предателей (Шмитран, бр. Якшичи и др.), поддерживавших бурж. пр-во Королевства сербов, хорватов и словенцев. В 1919 - чл. Гл. к-та С.-д. партии Боснии и Герцеговины и чл. делегации этой партии на I Объединит. съезде Социалистич. рабочей партии Югославии (коммунистов), положившем начало созданию Коммунистич. партии Югославии (КПЮ). На II съезде КПЮ (июнь 1920) избран чл. Центр. партийного веча КПЮ, а на III съезде КПЮ (1926) - чл. ЦК КПЮ. В 1920-21 - депутат Учредит. собрания; член делегации КПЮ на III конгрессе Коминтерна (1921). Д. являлся чл. ИККИ. За революц. деятельность неоднократно подвергался арестам, тюремному заключению (1919, 1921-22), полицейскому надзору и принудит. высылке на родину в с. Вродски-Варош (1923-26). В 1926 избран секретарем Союза металлистов Хорватии. В мае 1928 вошел в новое временное руководство КПЮ, возглавившее борьбу за консолидацию рядов партии. На IV съезде КПЮ (1928) избран организац. секретарем ЦК КПЮ. 20 апр. 1929 арестован в Загребе и после зверских мучений убит.

В. А. Токарев. Москва.

ДЖАКУНЫ

ДЖАКУНЫ - группа аборигенных племен Малайской Федерации. Говорят на диалектах малайского яз. Числ. - ок. 9 т. ч. (1959). Д. делятся на племена: мантера, бидуанда (кн-во Негри-Сембилан и пров. Малакка), оранг-улу, оранг-канак, оранг-лаут (кн-во Джохор). По религии - анимисты. Основные занятия - собирательство, охота, рыболовство, меньше - подсечно-огневое земледелие и ловля жемчуга. Большая часть Д. живет в свайных домах, оранг-лауты - в долбленых лодках.

Лит.: Cole F. С., The peoples of Malaysia, N. Y., 1945.

ДЖАЛАИРИДОВ ГОСУДАРСТВО

ДЖАЛАИРИДОВ ГОСУДАРСТВО - или Джелаиридов государство (1336-1411), - было создано первоначально на территории Ирака на обломках Хулагуидов государства главой монг. племени джалаир, Чингисидом по матери, Хасаном Бузургом. Известного расцвета достигло при его сыне и преемнике Увейсе (1356-74), когда в состав Д. г. входили Ирак Арабский, значит. часть Ирака Персидского, Курдистан, часть Азербайджана, Карабаг и Армения. Центр гос-ва при Увейсе переместился из Багдада в Тебриз. История Д. г. заполнена междоусобной борьбой и бесконечными войнами с соседями: Чобанидами, золотоордынским ханом Тохтамышем, Тимуром и Кара-Коюнлу (см. Кара-Коюнлу государство), в борьбе с последними погибли Джалаириды.

Источн.: Хафизе Абру, Зейле джами ат-таварихе Рашиди... (Продолжение "Сборника летописей" Рашид ад-дина), с предисл., доп. и коммент. Ханбаба Байани, ч. 1, Техран, 1317 г. х. с. (1938); то же, франц. пер. - Hafiz-i Abru, Chronique des Rois Mongols en Iran..., trad, et notes par K. Bayani, Р., 1936; Мухаммад ибн Хиндушах Нахчевани, Дастур ал-Катиб..., рук. ИНА АН СССР, копия венск. рук. F-185 (издается).

Лит.: Али-Заде А., Социально-экономич. и политич. история Азербайджана XIII-XIV вв., Баку, 1956; Пигулевская Н. В. и др., История Ирана с древнейших времен до кон. XVIII в., Л., 1958.

А. И. Фалина. Москва.

ДЖАЛАЛ-АД-ДИН ФИРУЗ ХИЛЬДЖИ

ДЖАЛАЛ-АД-ДИН ФИРУЗ ХИЛЬДЖИ - первый правитель (1290-96) из династии Хильджи в Делийском султанате, пришел к власти в результате победы одной из группировок тюркской воен.-феод. знати Индии. Был убит своим племянником и зятем Ала-ад-дином Хильджи.

Лит.: Lal K. S., History of the Khaljis (1290-1320), Allahabad, 1950.

ДЖАМААТ

ДЖАМААТ (араб. джамаа - общество, община, собрание) - в странах Закавказья "сельский сход"; в Дагестане также - "вольное общество", т.е. патриархальная родовая (или патриархально-феодальная) община, сохра- нившая до нач. 19 в. свободу от феодалов (или ее остатки). В Иране и Закавказье джамаат - и дех (арабо-перс.) - "сельская община", "сельское общество", "сельский сход" (вплоть до 19 в.).

"ДЖАМААТ УЛЬ-УЛЕМА"

"ДЖАМААТ УЛЬ-УЛЕМА" (до 1947 - "Джамаатуль-улемаи-хинд") - религ.-общинная партия мусульм. богословов Индии и Пакистана. Осн. в 1919 Махмудом Хасаном Шейх у-Хиндом и Абул Калам Азадом, находилась под рук. мусульман - чл. Индийского национального конгресса, придерживалась антиангл. ориентации и участвовала в общеинд. нац.-освободит. движении. После образования двух гос-в - Индии и Пакистана (1947) раскололась на две не связанные организационно партии. "Д. у.-у." Пакистана находилась в оппозиции правившей до 1956 Мусульманской лиге. В ряде вопросов поддерживает демократич. партии и орг-ции. В Индии придерживается офиц. курса Нац. конгресса.

"ДЖАМААТ-И ИСЛАМ"

"ДЖАМААТ-И ИСЛАМ" - религ.-общинная партия Индии и Пакистана. Образована в 1941. Ее лидер - пакистанский богослов, сторонник возрождения ислама и превращения Пакистана в теократич. мусульм. гос-во - А. Маудуди. В Пакистане "Д. и." тесно связана с феод. реакцией. В Индии примыкает к правой оппозиции Нац. конгрессу.

ДЖАМБИ

ДЖАМБИ (Djambi) - султанат на Востоке о. Суматра (Индонезия), существовавший до 1901. Впервые гос-во Д. упоминается в кит. хронике 2-й пол. 7 в., когда оно было подчинено империей Шривиджайя. В кон. 13-1-й пол. 16 вв. входило в империю Маджапахит. С падением Маджапахита (16 в.) Д. приобрел независимость. С 1-й четв. 17 в. вел торговлю пряностями с голландцами и англичанами; с сер. 17 в. фактически попал под власть голл. Ост-Индской компании. По договору 1834 султан Д. признал суверенитет Голландии. Ряд антиголл. восстаний в 19 в. был подавлен вооруж. силой. В 1901 голландцы свергли султана и присоединили Д. к своим непосредственно управляемым владениям в Индонезии. После создания независимой Индонезийской Республики (1945) терр. б. султаната составила провинцию Джамби.

ДЖАМГЕРЧИНОВ

Бегималы Джамгерчинович (р. 2(15).X.1914) - сов. историк, парт. и обществ. деятель. Чл. КПСС с 1941. Акад. АН Кирг. ССР (с 1954). В 1951-54 - ректор Кирг. гос. ун-та. В 1952-56 - чл. ЦК КП Киргизии, деп. Верх. Совета Кирг. ССР 3-го - и 4-го созывов (1951-59). Д. - автор более 30 исследований, гл. обр. по истории Киргизии 19 в.

Соч.: Присоединение Киргизии к России, M., 1959; К вопросу об обществ.-экономич. строе киргизов накануне присоединения Киргизии к России (в сер. XIX в.), в. кн.: Первая науч. сессия АН Кирг. ССР, Фрунзе, 1955; Из истории господства Кокандского ханства в Киргизии, "ИАН Кирг. ССР", 1958, в. 6; Программа КПСС и освободительное движение народов против колониального рабства, Фрунзе, 1962.

"ДЖАМИАТ-ТАВАРИХ"

"ДЖАМИАТ-ТАВАРИХ" (араб. - "Сборник летописей") - тат. ист. соч., составлено в Касимовском ханстве при дворе хана Ураз-Мурхаммеда в 1602 сановником Кадыром Али беем, сыном Хушум бия на основе одноименного труда перс. историка Рашидаддина. Особую ценность представляет заключит. оригинальная часть "Д.-т.", посвященная истории Казанского, Сибирского и Касимовского ханств, Ногайской и Казахской орд. Текст "Д.-т." (без указания автора) по списку Казанского ун-та был опубл. И. Н. Березиным (Б-ка вост. историков, т. 2, ч. 1, Каз., 1854).

Лит.: Рахим А., О новом списке тат. историч. сочинения XVII в., "Вестн. Науч. об-ва татароведения", 1927, No 7.

ДЖАМШЕДПУР

ДЖАМШЕДПУР - город в шт. Бихар (Индия). Нас. 332 т. ч. (1961). Д. - один из гл. индустр. городов. Индии, пром. центр монополистич. объединения Тата. Кроме металлургич. комбината (ок. 2 млн. т стали в год), в Д. расположены паровозостроит. и автомобильный з-ды, электростанция и др. крупные предприятия, контролируемые фирмой Тата. Строительство города началось в 1908, когда группа инд. капиталистов в главе с Джамшеджи Тата приступила к сооружению металлургич. з-да вблизи дер. Сакчи. Это было первое крупное нац. предприятие тяжелой пром-сти Индии. В новейшее время Д. стал одним из центров рабочего движения Индии.

ДЖАНАШИА

Симон Николаевич (13.VII.1900 - 15.XI.1947) - сов. груз. историк, акад. АН Груз. ССР (с 1941), акад. АН СССР (с 1943), засл. деят. науки Груз. ССР (с 1946). Чл. КПСС с 1940. В 1922 окончил Тбилисский ун-т. В 1936-41 - директор Ин-та языка, истории и материальной культуры Груз. филиала АН СССР, с 1941 - вице-президент АН Груз. ССР и директор ее Ин-та истории. Д. исследовал вопросы происхождения и генетич. связи груз. племен с народами Кавказа и Др. Востока, происхождения груз. рабовладельч. гос-ва ("Происхождение общественных классов и гос-ва среди груз. племен", 1932), а также историч. географии Грузии. На основе анализа разнообразных источников Д. показал этнич. родство груз. племен с древними народами Передней Азии и др. народами Кавказа ("Тубал-Табал, Тибарен, Ибер", 1937; "Древнейшее нац. предание о первоначальном расселении груз. племен в свете истории Бл. Востока", 1940). Особенно большой вклад внес Д. в изучение возникновения и развития феод. отношений в Грузии ("Феод. революция в Грузии", 1935; "Грузия на пути ранней феодализации", 1937, и др.). Д. является также автором работ по археологии Грузии. В 1940-47 руководил Мцхетской археол. экспедицией, работы к-рой ознаменовались блестящими открытиями и дали ценный материал для истории Грузии и всего Кавказа. Гос. премии СССР (1942, 1947).

Д. исследовал ряд важных вопросов истории Грузии ("Георгий Шервашидзе. Культурно-ист. очерк", 1946, и др.); написал неск. работ по источниковедению. Перу Д. принадлежат исследования по грузинскому, сванскому, абхазскому, адыгейскому и др. языкам. Он участвовал в написании и редактировании первого учебника по истории Грузии. Был видным обществ. деятелем и крупным науч. организатором. Осн. труды Д. издаются в 6 тт., в 1949-59 опубл. 1-3 тт. (на груз. яз.).

Лит.: Шанидзе А. Г., Бердзенишвили Н. A., Читая Г. С., Памяти акад. С. Н. Джанашиа,"ВАН", 1948, No 12.

М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси.

ДЖАНБАС-КАЛЕ

ДЖАНБАС-КАЛЕ - развалины крепости антич. времени в пустыне Кызылкум (Турткульский р-н Кара-Калп. АССР). Д.-к. датируется 4 в. до н.э. - 1 в. н.э. Двойные оборонит. стены Д.-к. образуют прямоугольник площадью 200Ч170 м, занятый жилыми постройками, разделенными на два больших массива - квартала. Раскопками (1939) под рук. С. П. Толстова расчищено неск. жилых помещений, а также остатки общинного святилища огня. Население Д.-к. занималось поливным земледелием и скотоводством. В р-не Д.-к. открыто 18 стоянок первобытной эпохи, в т. ч. неолитич. стоянка Джанбас-4 (см. Кельтеминарская культура).

Лит.: Толстов СП., Др. Хорезм, M., 1948; его же, По следам древнехорезмийской цивилизации, М.-Л., 1948.

"ДЖАНГАРИАДА"

"ДЖАНГАРИАДА" - "Джангар", - произведение калм. нар. эпоса. Представляет собой цикл эпич. сказаний о подвигах легендарного Джангара-хана (Джангра) и его сподвижников. Сказания зародились у предков калмыков - ойратов в древности; объединены в единую героич. поэму в 15 в. при Эсен-хане (1439-51). Тогда же, видимо, поэма была впервые записана. Все 12 песен поэмы (по числу осн. героев) проникнуты духом патриотизма, идеей нар. единения, пафосом борьбы за нар. благополучие. 500-летие "Д." отмечалось в СССР в сент. 1940.

Публ.: Джангар. Калмыцкий нар. эпос, пер. С. Липкина, М., 1940; Козин С. A., Джангариада. Героич. поэма калмыков. Введение в изучение памятника и пер. торгутской его версии, М.-Л., 1940.

Лит.: Монголо-ойратский героич. эпос, пер., вступ. ст. примеч. Б. Я. Владимирцова, П.-М., 1923.

М. И. Гольман. Москва.

ДЖАНГИЛЬДИН

Алибей Тогжанович (1884 - 14.VIII.1953) - один из организаторов борьбы за Сов. власть в Казахстане. Чл. Коммунистич. партии с 1915. Род. в местечке Койдаул Тургайской (ныне Кустанайской) обл. в семье крестьянина. В 1905-06 учился в Казанской учительской семинарии и Моск. духовной академии; за участие в революц. движении был исключен. В 1908 эмигрировал за границу. В 1911 в Женеве встретился с В. И. Лениным. В 1913, возвратившись в Казахстан, вел революц. работу. Преследуемый царскими властями, уехал в Симферополь, затем в Петроград. Был одним из руководителей Среднеазиатского восстания 1916. В 1917 вел политич. работу в Казахстане. В нояб. 1917 был назначен СНК РСФСР чрезвычайным военкомом Тургайской обл. Был пред. 1-го Тургайского обл. съезда Советов. С мая 1918 работал чрезвычайным комиссаром Стенного кирг. (казах.) края; руководил созданием казах. частей Красной Армии. Трудным путем из Астрахани через Каспийское м. и пустынные степи (во главе отряда) доставил Актюбинскому фронту (на ст. Челкар) оружие, боеприпасы, обмундирование и медикаменты, оказав огромную помощь сов. войскам. Принял активное участие в восстановлении Сов. власти в Тургайской обл. В июле 1919 был утвержден зам. пред. Революц. к-та по управлению Кирг. (Казах.) краем. С окт. 1920 - зам. пред. Президиума ЦИК Казах. АССР и нарком социального обеспечения. С 1938 - чл., а с 1951 - зам. пред. Президиума Верх. Совета Казах. ССР.

Лит.: Шоинбаев Т. и Спиридонов И., А. Т. Джангильдин в годы Окт. революции и гражд. войны в Казахстане, "ИАН Казах. ССР. Сер. ист.", 1947, No 44, в. 3; Олейник А., Подвиг отряда Алиби Джангильдина, "Воен.-ист. ж.", 1961, No 10.

С. Кульбаев. Алма-Ата.

ДЖАНИБЕК

ДЖАНИБЕК (ум. 1357) - хан Золотой Орды (1342-57), сын Узбека. Используя недовольство местного населения тюрк. правителями, при поддержке мусульм. духовенства, в 1356 захватил Азербайджан. Для укрепления своей власти стал насаждать ислам (строительство медресе и мечетей, привлечение знатоков ислама и т. д.). Однако, несмотря на отд. успехи Д. в усилении власти, при нем в орде начался процесс феод. дробления. Незадолго до смерти Д. вспыхнуло восстание в Тебризе, в результате к-рого власть перешла к Джалаиридам. По одной версии, Д. умер от болезни, по другой - был убит сыном Бердибеком.

Лит. см. при ст. Золотая Орда.

ДЖАНИДЫ

ДЖАНИДЫ - династия ханов Бухары (1599-1753). См. Аштарханиды.

ДЖАНШИЕВ

Григорий Аветович (1851-1900) - рус. публицист и историк. По национальности армянин. В 1874 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та, был присяжным поверенным в Москве, одним из издателей-редакторов либеральной газ. "Русские ведомости". Историк-публицист бурж.-либерального направления. Труды Д.: "Из эпохи великих реформ. Ист. справка" (1892, многократно переиздавалась с дополнениями), "Основы судебной реформы" с приложением описи "Дела о преобразовании судебной части в России", 1891), а также ряд спец. очерков о деятелях эпохи реформ: Д. Н. Замятнине, С. И. Зарудном, А. М. Унковскоми др. Нек-рые статьи Д. носят характер политич. памфлетов. Написанные в период реакции и контрреформ, они имели целью отстоять основы бурж. преобразований 60-70-х гг. 19 в. В этом их положит. значение, несмотря на явную апологетику "великих реформ".

Лит.: Гармиза В. В., Земская реформа и земство в ист. лит-ре, "ИСССР", 1960, No 5; Джаншиев Г. А. - "Мир божий", 1899, кн. 11, отд. 2; Кони А. Ф., На службе судебным уставам (памяти Обнинского и Джаншиева), "ГМ", 1914, кн. 11; Дживелегов А. К., Г. А. Джаншиев (предисловие), в кн.: Джаншиев Г. A., Эпоха великих реформ, 10 изд., СПБ, 1907.

ДЖАПАРИДЗЕ

Прокофий Апрасионович (парт. псевд. - Алеша) (1880 - 20.IX.1918) - деятель Коммунистич. партии, один из руководителей борьбы за Сов. власть в Азербайджане. Чл. Коммунистич. партии с 1898. Род. в с. Шардомети Рачинского у. Кутаисской губ. Учился в Тифлисском учит. ин-те. В 1900 принимал активное участие в организации маевки тифлисских рабочих. За участие в организации забастовки железнодорожников (авг. 1900) был исключен из ин-та, арестован и 11 мес. находился в Метехском замке; затем был выслан в Кутаисскую губ. В 1901-04 - член Имеретино-Мингрельского и Кавк. союзного к-тов РСДРП. В авг. 1904 был направлен Кавк. союзным к-том в Баку, вел работу среди рабочих нефтяников, являлся ответств. организатором Балаханского р-на, был чл. Бакинского к-та РСДРП и одним из организаторов с.-д. группы "Гуммет" при Бакинском к-те РСДРП. В дек. 1904 - руководитель всеобщей бакинской стачки. В 1905 - делегат от Бакинской орг-ции на III съезде РСДРП. В 1906-08 при активном участии Д. издавались большевистские газеты и журналы: "Бакинский рабочий", "Призыв", "Девет-Коч", "Гудок", "Волна" и др. В 1906-09 - секретарь правления Союза нефте-пром. рабочих, среди к-рых провел большую работу по организации борьбы за заключение коллективного договора. В 1908-11 несколько раз арестовывался полицией, а затем был выслан на 3 года в Великий Устюг. С июня 1914 работал в Тифлисской большевистской орг-ции. В мае 1915 был вновь арестован и сослан в сел. Каменка (Енисейской губ.), откуда вскоре бежал в Тифлис, а затем направлен парт. орг-цией в Трапезунд, где под фамилией Баратов вел революц. работу среди солдат рус. армии. После Февр. революции 1917 был избран в Бакинский к-т РСДРП. Вместе с С. Г. Шаумяном, Н. Н. Наримановым, С. М. Эфендиевым, М. Азизбековым, И. Т. Фиолетовым и др. возглавил борьбу пролетариата Баку за социалистич. революцию. Был делегатом VI съезда РСДРП(б), на к-ром избран кандидатом в чл. ЦК РСДРП(б). В сент. 1917 был пред. стачечного к-та, возглавлял всеобщую стачку бакинских рабочих, к-рая закончилась победой рабочих. С дек. 1917 - товарищ председателя, а с янв. 1918 - пред. исполкома Бакинского совета. В марте 1918 входил в состав К-та революц. обороны, руководившего подавлением контрреволюц. мятежа мусаватистов. С апр. 1918 - комиссар внутр. дел Бакинского Совета Народных Комиссаров. В июне 1918 был назначен комиссаром продовольствия. После врем. падения Сов. власти в Баку 31 июля 1918 был арестован и в ночь на 20 сент. 1918 расстрелян англ. интервентами и эсерами в числе 26 бакинских комиссаров в Закаспии. Портрет Д. см. СИЭ, т. 2, на отд. листе к стр. 56.

Лит.: Шестой съезд РСДРП (большевиков). Авг. 1917 г. Протоколы, М., 1958, с. 7, 109, 124, 144, 145, 192, 219, 223, 225, 227, 234, 237, 446; Протоколы Центрального Комитета РСДРП(б). Авг. 1917 - февр. 1918, М., 1958, с. 3, 6, 7; Токаржевский Е. и Казиев М., Алеша Джапаридзе. Краткий биогр. очерк, Баку, 1948; Памяти "26", (Баку, 1922), с. 105-07; Гулиев А. Н., Найдель М. И., 50 лет профсоюза рабочих нефтяной пром-сти, Баку, 1956.

Предыдущая страница Следующая страница