Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "В" (часть 5, "ВАС"-"ВАТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 5, "ВАС"-"ВАТ")

ВАСИЛЕНКО

Матвей Иванович (1888-1938) - сов. воен. деятель, последнее воинское звание - комкор. Род. в с. Подставки Полтавской губ. в крест. семье. В 1909 окончил воен. училище в Тифлисе; участник 1-й мировой войны. В 1917 окончил ускоренный курс дореволюц. академии Генштаба в чине штабс-капитана. С 1919 - в Красной Армии. В дек. 1919 был назначен командующим сначала 11-й армией Юго-Вост., затем Кавк. фронтов. Вместе с чл. РВС армии С. М. Кировым В. искусно организовал маневр в тыл белогвард. войскам, оборонявшим Царицын, и способствовал освобождению города 3 янв. 1920. Руководил боевыми действиями 11-й армии в Сев.-Кавк. операциях Красной Армии в 1920; умело организовал операции 11-й армии, закрепившие освобождение Дагестана и Терской обл., осуществленное партизанами. С марта по июнь 1920 В. командовал 9-й армией на Кубани и затем вновь 11-й армией в Закавказье. В сов.-польск. войне 1920 командовал 14-й армией (сент.-ноябрь), после чего участвовал в освобождении Армении от дашнаков и тур. интервентов. С 1931 - инспектор пехоты Красной Армии (с 1934 одновременно - чл. Военсовета при Наркомате обороны СССР), с 1935 - зам. командующего Уральским воен. округом. Пал жертвой клеветы и репрессий в период культа личности Сталина. Реабилитирован посмертно.

Лит.: Сухоруков В. Т., XI армия в боях на Сев. Кавказе и Ниж. Волге в 1918-20 гг., М., 1961; Кадишев А. Б., Интервенция и гражд. война в Закавказье, М., 1960.

ВАСИЛИАНЕ

ВАСИЛИАНЕ - базилиане (по имени Василия Кесарийского), - название монахов католич. монаш. орденов вост. обряда: итальянского (центр в Гроттаферрата), 3 мелхитских (действуют в Ливане) и наиболее значит. униатского монаш. ордена, действовавшего на терр. Украины и в Белоруссии. Униатский орден, оформившийся в нач. 17 в., являлся одним из гл. орудий насильств. насаждения католицизма на Украине и в Белоруссии. В., имевшие свои школы, а также типографии в Почаеве, Супрасли, Вильнюсе, были организованы в 18 в. в 2 провинции - Литовскую (объединявшую монастыри на терр. Великого кн-ва Литовского) и Коронную (действовавшую на укр. землях, входивших в состав польск. короны). Средства для своей антинар. деятельности В. добывали путем эксплуатации крепостных в своих имениях, а также из пожертвований феодалов. На протяжении 1828-65 монастыри В. на терр. России были упразднены, и В. сосредоточили свою деятельность на зап.-укр. землях - в Галиции и Закарпатской Украине, позднее также среди укр. эмигрантов в Америке. В 1882-1904 иезуитами с ведома Ватикана была проведена реформа, преследовавшая цели приближения униатского обряда к рим.-католическому. Деятельность В. активизировалась после 1917, когда их пропаганда униатства приобрела открыто антисов. характер, а их монастыри на зап.-укр. землях использовались как базы для подрывной работы против СССР (антисов. характер особенно проявился в годы Вел. Отечеств. войны 1941-1945). После офиц. расторжения Брестской унии 1596 в зап. областях УССР (1946), а также унии в Закарпатье (1949) В. перенесли свою враждебную СССР и странам нар. демократии деятельность в капиталистич. страны. Организац. центр ордена (Все более сближающегося с иезуитами) находится в Риме. В США существует учебно-пропагандист. центр (Ин-т св. Афанасия). Укр. прогрессивная эмиграция в Канаде и др. странах последовательно разоблачает антинар. деятельность ордена В.

Лит.: П. И. Б. (Бобровский), Противодействие базилианского ордена стремлению белого духовенства к реформам Рус. греко-униатской церкви, Вильно, 1888; Савич А., Нариси з історії культурних рухів на Вкраїні та Білорусі в XVI-XVIII в., Київ, 1929 (Збірник історично-філологічного відділу, No 90).

ВАСИЛИЙ

ВАСИЛИЙ - автор повести об ослеплении в 1097 кн. Василька Ростиславича Теребовльского (включена во 2-ю ред. "Повести временных лет"), священник. В ходе княж. междоусобицы, вызванной тем, что кн. Давид Игоревич ослепил Василька Ростиславича, В. выполнял дипломатич. поручения Владимира Мономаха, участвовал в переговорах между Васильком и Давидом Игоревичем. Повесть В. содержит много интересных бытовых подробностей, отличается живостью и драматич. изложением событий.

Лит.:Повесть временных лет, ч. 1-2, М.-Л., 1950; Приселков М. Д., Летописание Зап. Украины и Белоруссии, в сб.: Уч. зап. ЛГУ, серия ист. наук, в. 7, Л., 1941, с. 5-24.

ВАСИЛИЙ I

ВАСИЛИЙ I (Basileios) (ум. 29.VIII.886) - визант. император (с 867), основатель Македонской династии. По происхождению македонский крестьянин. Сделал блестящую карьеру при дворе имп. Михаила III, в 866 стал его соправителем; убив Михаила, захватил престол. В. I разгромил движение павликиан, начал осуществлять рецепцию рабовладельч. рим. права (издание Прохирона и подготовка Эпанагоги), сделал попытку (правда, неудачную) возложить на крестьян обязанность платить налоги за пустующие земли соседей. Вел борьбу с арабами на Востоке и в Италии; с этой целью искал союза с франкским королем Людовиком II и папством; Фотий был низложен и на патриаршем престоле восстановлен Игнатий - сторонник сближения с папой. Политика В. вызывала недовольство не только нар. масс, но и феод. знати провинций. Ок. 883-885 был раскрыт заговор, возглавляемый близким к Фотию малоазийским феодалом Куркуасом.

Лит.: Васильев А. A., Византия и арабы..., Зап. ист.-филологич. ф-та СПБ ун-та, 1902, ч. 66; Vogt A., Basile 1-er, empereur de Byzance (867-886)..., P., 1908; Ostrogorski G., History of the Byzantine state, 2 ed., Oxf., 1956, p. 207-14.

А. П. Каждан. Москва.

ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ

ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ (1371-1425) - вел. кн. Московский (с 1389), старший сын Дмитрия Ивановича Донского и вел. кн. Евдокии, дочери вел. кн. Суздальского Дмитрия Константиновича. При нем продолжалось объединение рус. земель: в 1392 присоединены Нижегородское и Муромское кн-ва, в 1397-98 - Бежецкий Верх, Вологда, Устюг и земли коми. При В. I Д. росло феод. землевладение. В связи с усилением власти вел. князя происходило изъятие из ведения феодалов наиболее важных суд. дел и передача их в руки великокняж. наместников и волостелей. Для предотвращения вост. опасности (Золотая Орда) В. I Д. вступил в союз с Литвой (1392), к-рый оказался непрочным, т. к. кн. Витовт претендовал на рус. земли и в 1403-04 захватил Вязьму и Смоленск. После разгрома в 1391 и 1395 Золотой Орды Тимуром перестал платить ей выход; после нашествия Едигея в 1408 восстановил в 1412 уплату дани Орде. Был женат на Софье, дочери Витовта.

Источн.: ПСРЛ, т. 5, 6,8, 11, 18, 21 - ч. 2, 25, 26; ДДГ, No 13-16, 18-22.

Лит.: Пресняков А. Е., Образование Великорус. гос-ва, П., 1918; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизов. гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960; Тихомиров М. Н., Средневековая Москва в XIV-XV вв., M., 1957.

ВАСИЛИЙ II

Болгаробойца (Basileios o Boylgaroktonos) (957 - 15.XII.1025) - визант. император (с 976) из Македонской династии. В 976-979 с трудом подавил мятеж провинциальной землевладельч. знати во главе с Вардой Склиром, а затем с помощью войск рус. князя Владимира (с к-рым был заключен союз, и визант. принцесса Анна выдана замуж за Владимира) - мятеж (987-989) той же знати во главе с Вардой Фокой. В интересах столичного чиновничества и гор. торг.-ремесл. верхов ограничивал рост крупного светского землевладения (отмена права 40-летней давности (новелла 996) и введение аллиленгия ), пытался помешать разорению налогоплательщиков - свободных крестьян, и поглощению их земель феод. землевладением. Достиг крупных внешнеполитич. успехов: разгромив арабов, вернул Алеппо, Хомс и значит. часть Месопотамии, в 1020 завоевал Васпуракан, а затем Иверию. Наиболее трудной при В. II была война с Болгарией, длившаяся с перерывами более 40 лет (976-1018) и закончившаяся ее завоеванием (за жестокость, проявленную в этой войне, В. II был прозван Болгаробойцей).

Лит.: Имп. Василий Болгаробойца. Извлечение из летописи Яхъи Антиохийского, Изд., перевел и объяснил В. Р. Розен, Прилож. к 53 тому Зап. А. Н., 1883, No 1; Златарски В. Н., История на Българската държава, т. 1, ч. 2, С., 1927; т. II, С., 1934; Левченко М. В., Взаимоотношения Византии и Руси при Владимире, "Визант. временник", т. 7, М., 1953; его же, Очерки по истории рус.-визант. отношений, гл. 7, М., 1956; Schlumberger G., L'épopée Byzantine а la fin du dixième siècle t. 1-2, P., 1896-1900; Ostrogorsky G. History of the Bizantine State, New Brunswick, 1958.

Г. Г. Литаврин. Москва.

ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ

Темный (1415-1462) - вел. князь Московский (с 1425), сын Василия I Дмитриевича и Софьи Витовтовны, дочери кн. Витовта, внук Дмитрия Ивановича Донского. В княжение В. II B. происходила длит. феод. междоусобная война. Противниками В. II B. выступила реакц. коалиция удельных князей во главе с его дядей - галицким кн. Юрием Дмитриевичем и его сыновьями - Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В ходе войны, осложненной одноврем. борьбой с Казанью, великокняж. престол неск. раз переходил к галицким князьям, к-рых поддерживали Новгород и временно Тверь. В. II B. был ослеплен (1446) Шемякой (отсюда прозвище "Темный"). Однако в конечном счете он одержал в нач. 50-х гг. 15 в. победу, т. к. централизаторскую политику моск. князей поддержало дворянство и города (см. Феодальная война в России во 2-й четверти 15 в.). В. II B. ликвидировал почти все мелкие уделы внутри Моск. кн-ва, укрепил великокняж. власть. Зависимость от Москвы Суздальско- Нижегородского кн-ва, Новгородской феодальной республики (походы 1441, 1456, 1460), Пскова, Вятки (походы 1456-57) усилилась. Большую помощь вел. князю оказывала церковь. В правление В. II B. была отвергнута уния православной церкви с католич., провозглашенная Флорентийским собором 1439. По приказу В. II B. митрополитом был избран рус. епископ Иона (1448), что знаменовало провозглашение независимости рус. церкви от константинопольского патриарха и укрепляло междунар. положение Руси.

Источн.: ПСРЛ, т. 5, 6, 8, 11, 18, 21 - ч. 2-я, 25, 26; ДДГ, No 24, 27, 30, 31, 34-38, 41-48.

Лит.: Пресняков А. E., Образование Великорус. гос-ва, П., 1913;Тихомиров М. H., Средневековая Москва в XIV-XV вв., М., 1957; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизов. гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960.

ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ

ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ (1479-1533) - вел. князь Московский (с 1505), сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог. Как и отец, энергично боролся за централизацию гос-ва; при нем к Москве были присоединены последние полусамостоят. рус. земли: в 1510 Псков, в 1513 Волоцкий удел, около 1521 Рязанское, в 1522 Новгород-Северское княжества. Во внутр. политике В. III И. сначала опирался на поддержку церкви в лице нестяжателей. Их идеолог Вассиан Патрикеев пользовался большим влиянием при дворе В. III И. в 1510-х гг. В 1520-х гг. В. III И. приблизил к себе иосифлян, поддержавших его в политич. борьбе с феод. оппозицией. В 1521 за отказ участвовать в борьбе с удельным кн. Василием Ивановичем Шемячичем был сослан митрополит Варлаам, тогда же подверглись опале бояре кн. В. В. Шуйский, И. М. Воротынский и др. В 1525 за выступление против политики В. III И. был казнен И. Н. Берсень-Беклемишев; осуждены Максим Грек (1525, 1531) и Вассиан Патрикеев (1531) и др. В правление В. III И. росло поместное дворянское землевладение; принимались меры по ограничению иммунитетных, политич. привилегий княжеско-боярской аристократии. Значение княжат и бояр в гос. управлении начало уменьшаться, т. к. В. III И. выдвигал людей незнатного происхождения из дворян. Во внеш. политике В. III И. боролся за воссоединение рус. земель на З. и Ю.-З., а также с Крымским и Казанским ханствами. В результате рус.-литов. войн 1507-08, 1512-22 к России был присоединен г. Смоленск (1514). В княжение В. III И. произошло обострение отношений с Крымским ханством (набеги крымских татар 1507, 1516, 1518, 1521) и Казанью. В. III И. старался упрочить вассальную зависимость Казанского ханства от России (осада Казани 1506, назначение В. III И. казанскими ханами своих вассалов Шах-Али в 1519 и Джан-Али в 1532, постройка крепости Васильсурска в 1523 и т. д.). При В. III И. были завязаны отношения России с Францией, Индией и др.; большое развитие получила общерус. культура.

Источн.: ПСРЛ, т. 6, 8, 12, 21 - ч. 2, 26; ДДГ, No 90, 100, 101.

Лит.: Пресняков А. Е., Завещание Василия III, в кн.: Сб. ст. по рус. истории, посв. С. Ф. Платонову, П., 1922; Смирнов И. И., Вост. политика Василия III, в сб.: ИЗ, (т.) 27, М., 1948; Каштанов С. М., Ограничение феод. иммунитета пр-вом рус. централизов. гос-ва в 1-й трети 16 в., в сб.: Тр. Моск. Гос. Истор. архив. ин-та, т. 11, М., 1958; Казакова Н. A., Вассиан Патрикеев и его сочинения, М.-Л., 1960.

В. И. Буганов. Москва.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ - см. Василий Кесарийский.

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ

Кирдяпа (ум. 1403) - нижегородский и городецкий князь. В 1364 привез из Золотой Орды отцу кн. Дмитрию Константиновичу ярлык на вел. княжение; в 1382 послан им к хану Тохтамышу, шедшему войной на Русь. Находясь в его войсках, обманул защитников Москвы, уговорив их прекратить сопротивление и впустить Тохтамыша в город, к-рый Тохтамыш разгромил. В 1387 получил от хана ярлык на Городец; пытался захватить княжение в Н. Новгороде, но был изгнан из Н. Новгорода вел. кн. Василием I Дмитриевичем и получил в удел Шую. Родоначальник кн. Шуйских.

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Шемячич (ум. 1529) - новгород-северский князь, внук кн. Дмитрия Шемяки. В 1500 передал свое кн-во из-под власти вел. князя Литовского вел. кн. Московскому Ивану III и стал его служебным князем, получив Путивль. Боролся против Крымского ханства, участвовал в войнах Моск. вел. кн-ва против Литвы. В 1523 был обвинен в тайных связях с Литвой. Умер в заключении в Москве.

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (1552-1612) - рус. царь (1606-10). Происходил из рода удельных нижегородско-суздальских князей, боярин. Хитрый и угодливый, он единственный из семьи Шуйских, подвергшейся опале в правление Бориса Годунова в 1587, остался у дел. В 1591 вел следствие в Угличе по делу о смерти царевича Дмитрия Ивановича и в угоду пр-ву засвидетельствовал, что тот умер от несчастного случая. В 1605 в интересах Лжедмитрия I заявил, что царевич остался жив. Но затем через торг. людей Москвы В. И. Ш. распространял слухи, что Лжедмитрий I - самозванец, стремится искоренить православие и т. д. Был приговорен к смерти самозванцем, затем помилован. Возглавил против него заговор. 17 мая 1606 заговорщики использовали выступления населения Москвы против Лжедмитрия I и убили его; 19 мая кучка приверженцев В. И. Ш., без Земского собора, "выкрикнула" его на Красной площади царем. Выдвинутый на престол реакц. боярством, В. И. Ш. при венчании на царство дал "крестоцеловальную запись", согласно к-рой царь должен был все важнейшие дела решать с боярами. Вскоре В. И. Ш. вынужден был начать борьбу с антифеод. движением крестьян во гл. с И. И. Болотниковым. Для консолидации сил господств. класса и прекращения борьбы из-за крестьян между феодалами В. И. Ш. издал Уложение 9 марта 1607, признавшее крестьян закрепощенными за теми владельцами, за к-рыми они были записаны в писцовых книгах нач. 1590-х гг. Уложение установило срок в 15 лет для розыска беглых крестьян. Лишь осенью 1607 с большим трудом удалось пр-ву В. И. Ш. подавить восстание Болотникова. В 1607 объявился новый самозванец Лжедмитрий II, к-рый в 1608 разбил под Волховом воевод В. И. Ш. и обосновался в Тушине. В борьбе с ним Шуйский опирался на иноземную "помощь" и заключил соглашение с швед. королем Карлом IX, к-рому за присланный вспомогат. отряд отдал г. Корелу (Кексгольм) с уездом. Войскам пр-ва во главе с племянником царя М. В. Скопиным-Шуйским вместе с нар. ополчением удалось в нач. 1610 освободить от тушинцев и польск. интервентов север и б. ч. Замосковного края. Когда польск. король Сигизмунд III Ваза начал открытые воен. действия, 24 июня 1610 войска В. И. Ш. потерпели решит. поражение у с. Клушина (см. Польская и шведская интервенция начала 17 в.). Неудачи пр-ва В. И. Ш. в борьбе с интервентами и недовольство дворян и части бояр его внеш. политикой привели к мятежу дворян во главе с З. Ляпуновым. 17 июля В. И. Ш. был свергнут и насильно пострижен в монахи. Власть временно перешла к группе бояр (см. "Семибоярщина"). Гетман Жолкевский увез В. И. Ш. в Варшаву, где он умер.

Источн.: ПСРЛ, т. 14, РИБ, т. 1, 2, 13; ААЭ, т. 2.

Лит.: Рождественский С. В., Царь В. И. Шуйский и боярство, в сб.: Историч. обозрение, т. 5, СПБ, 1892, с. 26-48; Платонов С. Ф., Очерки по истории смуты в Моск. гос-ве, (переизд.), М.,1937; Цветаев Д. В., Царь Василий Шуйский и место погребения его в Польше. 1610-1910 гг., т. 1, М.-Варшава, 1910; Костомаров Н. И., Василий Шуйский, в кн.: Рус. история в жизнеописании ее главнейших деятелей, кн. 1, 6 изд., СПБ, 1912, с. 535-52; Смирнов И. И., Восстание Болотникова 1606-1607 гг., М., 1951; Шепелев И. С., Освободит. и клас. борьба в Рус. гос-ве в 1608-10, Пятигорск, 1957.

И. У. Будовниц. Москва.

ВАСИЛИЙ КАЛИКА

ВАСИЛИЙ КАЛИКА (ум. 1352) - новгородский архиепископ, фактич. глава Новгородской феодальной республики в 1331-52 (до этого - поп Григорий церкви Козьмы и Дамиана), философ-богослов. Выражая сепаратистские интересы новгородского боярства, добивался усиления независимости Новгорода от моск. вел. князя, ориентируясь на его противников. В связи с обострением клас. борьбы в Новгороде и выступлениями "черных людей" против этой политики, В. К. был вынужден сохранять политич. единство с Москвой. В ходе политич. борьбы В. К. добился от Москвы церк. автономии. В период деятельности В. К., в связи с агрессией нем., швед. и литов. феодалов, были значительно укреплены Новгород (построены кам. укрепления Кремля и посада) и сев.-зап. пограничные города. В Новгороде были построены гор. мост, церкви, а также были созданы Васильевские врата Софийского собора (ныне в г. Александрове), росписи в церквах. В. К. принадлежит философское сочинение - послание 1347 к тверскому епископу Федору Доброму, в к-ром он выступал против гуманистич. и реформац. идей и защищал догматы официальной церкви. По мнению Б. А. Рыбакова, В. К. был выразителем интересов "черных людей", держался московской ориентации; высказывал полуеретические взгляды.

Лит.: Sedélnikov A. D., Vasilij Kalika: l'histoire et la légende, "Revue des études slaves", 1927, t. 7; Сперанский М. H., Из старинной новгородской лит-ры XIV в., Л., 1934; Рыбаков Б. A., Ремесло Др. Руси, (М.), 1948, с. 767-76; Монгайт А. Л., Оборонит. сооружения Новгорода Вел., в сб.: МИА, т. 31, М., 1952, с. 26-28; Клибанов А. И., К истории рус. реформац. мысли, в кн.: Вопр. ист. религии и атеизма, т. 5, М., 1958.

Я. Н. Щапов. Москва.

ВАСИЛИЙ КЕСАРИЙСКИЙ

Василий Великий (Basileios o Kaisareus; Basileios o Megas) (ок. 330 - 1.I.379), - христ. церк. деятель; с 370 - епископ Кесарии Каппадокийской. В. К. принадлежал к тем кругам вост.-рим. знати, к-рые безоговорочно примкнули к ортодоксальному христианству. Стремился к консолидации сил христианства на основе принципов Никейского собора: выступал против арианства, проповедовал аскетизм, насаждал монашество. Использовал традиции антич. риторики для нужд христ. пропаганды. Важнейшие соч.: "Любомудрие" - составленная совм. с Григорием Богословом, антология соч. Оригена; "Против Евномия" - опровержение арианского учения; ок. 250 писем; беседы, в т. ч. "Шестоднев" (толкование библейского мифа о шести днях творения мира с целью приспособить естествознание к положениям библии). Его соч. (особенно "Любомудрие" и "Шестоднев") оказали влияние на развитие слав. литератур ("Шестоднев" В. К. был положен в основу "Шестоднева" болг. экзарха Иоанна) и служили источником для знакомства с антич. мыслителями. В. К. - один из основоположников схоластики.

Изд.: Migne J. P., P. G. t. 29-32, P., 1912; Lettres, éd. par G. Courtonne, v. 1, P., 1957; в рус. пер. - Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския, в кн.: Творения святых отцов, изд. при Московской духовной академии, т. 5-11, М., 1843-1915.

Лит.: Е. А. Л., Св. Василий Великий, СПБ, 1902; Allard P., Saint Basile, 4 ed., P., 1903; Fox M. M., The life and times of St. Basil the Great as revealed in his works, Wash., 1939; Giet. S., Les idées et l'action sociales de Saint Basile, P., 1941.

A. П. Каждан. Москва.

ВАСИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА

ВАСИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА - руководитель восстания визант. крестьянства на С.-З. М. Азии, в феме Опсикий, ок. 932. Одной из причин восстания был голод, начавшийся в 928. О Василии известно лишь, что он был родом из Македонии и еще до 932 за участие в выступлениях против пр-ва по приговору суда был лишен правой руки (в связи с чем ему и пришлось сделать "медную руку"). После разгрома восстания сожжен на одной из площадей Константинополя.

Лит.: Каждан А. П., "Великое восстание" Василия Медной Руки, в сб.: Визант. врем., т. 4, М., 1951.

ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (ум. 1367) - вел. князь тверской (с 1349), сын кн. Михаила Ярославича. Примерно с 1339 владел Кашинским уделом Тверского княжества. Пользуясь поддержкой моск. вел. кн. Ивана Ивановича Красного и Дмитрия Ивановича Донского, вел длит. и разорит. междоусобную борьбу с племянниками Всеволодом, кн. холмским, и Михаилом Александровичем, кн. микулинским, претендовавшими на вел. княжение Тверское.

Лит.: Экземплярский А. В., т. 2, с. 479-84; Пресняков А. Е., Образование Великорус. гос-ва, П., 1918.

ВАСИЛИЙ ЮРЬЕВИЧ

Косой (ум. 1448) - удельный князь звенигородский. Активно участвовал в феод. войне против вел. кн. Василия II, начатой его отцом Юрием Дмитриевичем. После смерти отца в 1434, занявшего к тому времени Москву, В. Ю. объявил себя вел. князем Моск., но вскоре был вынужден бежать в Новгород. После поражения в битве на р. Которосли в 1435 и неудачных попыток продолжения войны в 1436 примирился с вел. князем, получил в удел Дмитров, но через месяц нарушил мир и вновь начал воен. действия. В битве под Скорятином (близ Ростова) в 1436 В. Ю. попал в плен и по приказу Василия II был ослеплен. Дальнейшая судьба В. Ю. неизвестна.

Лит.: см. при ст. Феодальная война в России во 2-й четверти 15 в.

ВАСИЛИКИ

ВАСИЛИКИ (греч. Basilika) - визант. сборник законодат. постановлений, завершенный при имп. Льве VI ок. 890. Состояли из 60 книг и представляли собой компиляцию из греч. индексов к "Своду гражд. права" Юстиниана и нек-рых др. соч. юристов 2-й пол. 6 в., лишь в очень незначит. мере переработанных составителями В. В силу этого терминология В. архаична и не соответствует реальной действительности кон. 9 в. Нек-рые рукописи В. содержат схолии: "древние" схолии - фрагменты из соч. юристов 2-й пол. 6 в., "новые" схолии - отрывки из соч. поздних юристов (преим. 11-12 вв.). Вопрос о значении В. до сих пор окончательно не решен: часть исследователей полагает, что они служили осн. сводом законов Византии (М. Я. Сюзюмов и др.), другие думают, что В. использовались лишь в целях юридич. образования (А. П. Каждан и др.). Постановления В. отвечали потребностям визант. горожан, поскольку они сохраняли нормы рим. права; они использовались также визант. феодалами для натиска на крестьянство. В. привлекались преим. при решении конфликтов, связанных с куплей-продажей, закладными операциями и т. п.

Источн.: Basilicorum libri LX, t. 1-6, ed. С. G. E. Heimbach, t. 7, ed. E. С. Terrini et J. Mercati, Lpz., 1833-97; то же, ed. H. Y. Scheltema, s-Gravenhage, 1953 - (изд. не кончено).

Лит.: Сюзюмов М. Я., О социальной сущности законодательства "Василик", "Визант. временник", 1953, т.6; Каждан А. П., Василики как ист. источник, там же, 1958, т. 14; Lawson F. H., The Basilica, I-II, "Law Quarterly Review", 1930, v. 46; 1931, v. 47; Pringsheim F., Zum Plan einer neuen Ausgabe der Basiliken, B., 1956.

А. П. Каждан. Москва.

ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ

Покровский собор, - построен в Москве в 1555-60 в ознаменование присоединения Казани к Рус гос-ву рус. мастерами Бармой и Постником (в наст время Н. P. Калининым выдвинута гипотеза, что это одно лицо). В. Б. х. представляет композицию из 9 самостоят башен-церквей, поставленных на общем основании - высоком цокольном этаже (подклете), окруженном открытой аркадой. В центре возвышается увенчанная шатром гл. церковь-храм Покрова (отсюда общее название памятника), вокруг которого в виде равносторонней восьмиконечной звезды расположены остальные церкви. Каждая из 9 церквей посвящена определенному событию Казанского похода (см Казанские походы 1545-52). Они отличаются друг от друга разно- образием форм и декоративных деталей. Внеш. окраска стен в соответствии со строит. материалом была красной и белой. В 1588 к сев.-вост. углу собора была пристроена небольшая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, нарушившая композиц. единство осн. постройки (отсюда второе назв храма). Во 2-й пол. 17 в. появилась пестрая окраска наружных стен В. Б. х. занимает особое место в истории рус. иск-ва, он воплощает и объединяет лучшие черты древнего зодчества, является вершиной развития рус. архитектуры 16 в.

В 1923 храм был превращен в ист.-архитектурный музей, с 1930 - филиал Ист. музея. Реставраторами восстановлены в первонач. виде значит. часть внутр. помещений и наружных стен подклета, архитектурные формы и декоративное убранство 16-17 вв., выявлен характер наружной окраски собора и декора- тивной росписи интерьера центр. башни в 17 в.

Лит.: Белянкин Л. Е., Ист. записки и сведения о Покровском и св. Василия Блаженного соборе..., 2 изд., М., 1867; Кузнецов И. И., О построении Моск. Покровского (Василия Блаженного) собора, "ЧОИДР", 1896, кн. 1, с. 19-24; его же, Еще новые летописные данные о построении Моск. Покровского (Василия Блаженного) собора, там же, 1896, кн. 2, с. 23-26; Калинин Н. P., Постник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского Кремля, "CA", 1957, No 3; Суслов В. В., Церковь Василия Блаженного в Москве (Покровский собор), М., 1912; Покровский собор (храм Василия Блаженного). Путеводитель по музею, М., 1957.

И. Яковлев. Москва.

ВАСИЛЬЕВ

1

Василий Павлович (20.II(4.III).1818 - 27.IV(10.V).1900) - рус. китаевед и специалист по буддизму, акад. (с 1886: чл.-корр. с 1866). Род. в Н. Новгороде (ныне г. Горький) в семье мелкого чиновника. Окончил ист.-филологич. ф-т Казанского ун-та по разряду монг. и тат. яз. (1837). В 1839 защитил диссертацию "Об основаниях философии буддизма" (рукопись), за к-рую он в 1840 получил степень магистра монг. словесности (первым в России). В 1840-50 находился в Пекине (был прикомандирован к Росс. духовной миссии), где изучал кит., тибетский, санскр., монг. и маньчжурский яз. В 1851-55 - проф. Казанского ун-та, с 1855 - проф. вост. ф-та Петерб. ун-та (в 1878-93 был деканом ф-та). С 1852 - чл. Рус. геогр. об-ва. В 1864 защитил докторскую диссертацию "Сведения о маньчжурах во времена династий Юань и Мин" (1863). В 1887 был избран почетным чл. Петерб. ун-та. Науч. деятельность В. (начиная со времени его пребывания в Пекине) была чрезвычайно широкой и разнообразной. В. принадлежат труды в самых различных областях китаеведения (язык, лит-ра, история, география Китая) и по буддизму; все труды В. основаны на глубоких филологич. исследованиях и анализе. Как историк В. исследовал ряд вопросов истории Китая и сопредельных стран. Его монография "История и древности вост. части Ср. Азии, от X до XIII в." (1857) тесно примыкает к трудам Н. Я. Бичурина по истории Ср. Азии. В "Сведениях о маньчжурах..." В. исследовал раннюю историю маньчжур; в этой работе В. отчетливо поставил вопрос о критич. отношении к кит. династийным историям. На ист. работах В. сказалось влияние т. н. государственной школы в рус. историографии (С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин и др.). В. опубликовал 2 части из задуманного им и вчерне полностью подготовленного многотомного труда по буддизму "Буддизм, его догматы, история и лит-ра", ч. 1 - "Общее обозрение" (1857), ч. 3 - "История буддизма в Индии, сочинение Даранаты. Пер. с тибетского" (1869). Эти работы вместе с трудом о буддизме франц. ученого Э. Бюрнуфа (1801-52) положили начало систематич. науч. исследованию буддизма в Европе. В изучении буддизма В. далеко опередил своих современников. Его труды по буддизму снискали ему всемирную славу и не потеряли своего науч. значения и поныне. Педагогич. деятельность В. имела большое значение для развития востоковедного образования в России.

Лит.: Горбачева З. И., Петров Н. A., Смыкалов Г. Ф., Панкратов Б. И., Рус. китаевед акад. Василий Павлович Васильев, в кн.: Очерки по истории рус. востоковедения, сб. 2, М., 1956 (в приложении даны библиография опубл. и неопубл. трудов В. и мат-лы к библиографии трудов о В. и работ, его упоминающих); Петров Н. A., Акад. В. П. Васильев и вост. ф-т, "Вестн. ЛГУ", 1956, No 8; Столетие дня рождения акад. Василия Павловича Васильева. Речи, читанные в торжеств. заседании Росс. АН, П., 1918 (речи С. Ф. Ольденбурга, В. В. Бартольда, А. И. Иванова).

П. Е. Скачков. Ленинград.

2

Николай Григорьевич (27.VII.1908 - 25.III.1943) - Герой Сов. Союза (2 апр. 1944). Чл. Коммунистч. партии с 1929. С 1930 был в Красной Армии на политработе. С июля 1941 - командир 2-й партиз. бригады в Ленингр. обл. К кон. 1941 эта бригада под команд. В. освободила от нем.-фаш. захватчиков терр. ок. 11 тыс. км2, на к-рой был создан "Партиз. край", существовавший до сент. 1942. Умер и похоронен в г. Валдае.

Лит.: Худякова Н. Д., Вся страна с Ленинградом (1941-43 гг.), Л., 1960, с. 67, 68; Шевердалкин П. Р., Героич. борьба ленингр. партизан, Л., 1959, с. 127, 129, 133-37; Иванов В. (A.), Тридцать отважных, Новгород, 1959, с. 9-14.

ВАСИЛЬЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАСИЛЬЕВ-ЮЖИН

Михаил Иванович (10.XI.1876 - 8.XI.1937) - сов. гос. и парт. работник, публицист. Род. в Пятигорске в семье рабочего. Чл. Коммунистической партии с 1898. Участник революции 1905-07. В 1905 был направлен В. И. Лениным на восставший броненосец "Потемкин", но прибыл в Одессу, когда восстание уже было подавлено. Был членом МК РСДРП, участвовал в создании Московского совета рабочих депутатов. В 1906-17 вел партийную работу в Баку, Петербурге, Саратове. Сотрудник большевистских газет "Вперед" и "Пролетарий". Подвергался репрессиям царского пр-ва. После Февр. революции 1917 - зам. пред. Саратовского совета и пред. Саратовского губкома РСДРП(б). Делегат VI съезда РСДРП(б). После Окт. революции работал сначала членом коллегии НКВД, членом РВС 15-й армии, затем на ответств. работе в органах прокуратуры; в 1924-37 - зам. пред. Верх. суда СССР.

Соч.: Моск. Совет рабочих депутатов в 1905 г. и подготовка им вооруженного восстания. По личным воспоминаниям, М., 1925; В огне первой революции (Ст. и воспоминания), М., 1931; 1917 год в Саратове, в кн.: За власть Советов. Воспоминания участников революц. событий 1917 г., Саратов, 1957; Окт. революция в Саратове, в кн.: Победа Вел. Окт. социалистич. революции. Сб. воспоминаний, М., 1958.

Лит.: От Февраля к Октябрю. (Из анкет участников Вел. Окт. социалистич. революции), М., 1957; 1917 год в Саратовской губ. Сб. док-тов, Саратов, 1957; "Правда", 1937, No 312, 13 ноября (Некролог).

ВАСИЛЬКО РОМАНОВИЧ

ВАСИЛЬКО РОМАНОВИЧ (1199-1271) - князь владимиро-волынский. Лишившись в детстве отца, кн. галицкого Романа Мстиславича, В. Р. вместе с матерью и братом Даниилом Романовичем нашел убежище в Польше, а потом был князем в различных городах на Руси; в 1241 окончательно утвердился во Владимире. В политич. делах В. Р. выступал вместе со своим братом Даниилом Галицким. В результате феод. войны они закрепили за собой Галицко-Волынское княжество и боролись за свою самостоятельность и влияние на Руси. Во время тат.-монг. нашествия В. Р. вынужден был подчиниться превосходящим силам Бурундая, по требованию к-рого в 1259 сжег все владимирские крепости (кроме Холма).

Лит.: см. при статье Галицко-Волынское княжество.

ВАСИЛЬКО РОСТИСЛАВИЧ

ВАСИЛЬКО РОСТИСЛАВИЧ (ум. 1124) - князь теребовльский (примерно с 1084), сын Ростислава Владимировича. Вместе с братом Володарем Ростиславичем боролся за независимость Галичины от Киева, они часто воевали с Венгрией и Польшей, с к-рыми заключил союз киевский кн. Святополк Изяславич, используя, в свою очередь, против них союз с Византией и половцами. После Любечского съезда 1097 Святополк и владимиро-волынский кн. Давид Игоревич коварно ослепили В. Р., но им не удалось захватить его владения. В. Р. вместе с братом Володарем сумел сохранить свое кн-во.

Источн: ПСРЛ, т. 2, СПБ, 1843.

ВАСИЧ

ВАСИЧ (Васић), Милое (1869-1956) - сербский историк и археолог. Занимался гл. обр. изучением первобытной археологии Балкан и ср.-век. архитектуры и скульптуры Сербии и р-на Адриатич. м. Особенно интересны исследования В. многометрового телля Винча у Белграда, хотя интерпретация культуры Винча как ионийской колонии и ее поздняя датировка не могут быть приняты.

Соч.: Архитектура и скулптура у Далмациjе од почетка IX до почетка XV века, Цркве, Београд, 1922; Жича и Лазарица. Студиjе из сриске уметности Средњег века, Београд, 1928; Преисториска Винча, (т.) 1-4, Београд, 1932-36.

ВАСКО ДА ГАМА

ВАСКО ДА ГАМА (Vasco da Gama) (1469 - 24.XII.1524) - португ. мореплаватель, завершивший поиски морского пути из Европы в Индию. В 15 в. португальцами было открыто все зап. побережье Африки, в 1487-88 Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй Надежды и вступил в Индийский океан. Т. о., к концу 15 в. окончательно наметилась трасса сквозного морского пути в Индию. В 1496 португ. король Мануэл приступил к организации экспедиции, к-рой надлежало освоить последний, еще неведомый португальцам, отрезок этой трассы - от мыса Доброй Надежды до Каликута. Во главе этой экспедиции был поставлен В. да Г., уроженец юж.-португ. приморского городка Синиш, опытный моряк, зарекомендовавший себя решит. действиями в боевой кампании против франц. пиратов. Экспедиция в составе 3 кораблей ("Сан-Габриел", "Сан-Рафаэл", "Берриу") и небольшого транспортного судна 8 июля 1497 покинула Лисабон, 22 нояб. 1497 обогнула мыс Доброй Надежды и в середине апр. 1498 прибыла в сомалийскую гавань Малинди. Здесь на борт был взят араб. кормчий Ахмед ибн Маджид, к-рому были известны пути в юж.-азиат. морях. Он, пользуясь попутным муссоном, 20 мая 1498 привел корабли флотилии к Каликуту. В. да Г. установил торг. и дипломатич. связи с правителем Каликута (чему препятствовали араб. купцы) и с грузом пряностей в конце авг. 1498 отправился в обратный путь. В сент. 1499 экспедиция возвратилась в Лисабон; из 168 ее участников вернулось только 55. Это плавание В. да Г. имело всемирно-ист. значение. Впервые был проложен морской путь в страны Юж. Азии, к-рые оказались в сфере колониальной экспансии Португалии. В 1502 В. да Г. во главе армады из 20 кораблей совершил 2-е плавание к берегам Малабара. В. да Г. разорил Каликут, основал ряд опорных баз в Малабаре, жестоко подавил сопротивление местных властителей и с огромной добычей в 1503 возвратился в Лисабон. В 1524 В. да Г. был назначен вице-королем Индии.

Лит.: Кунин К., Васко да Гама, (М.), 1947; Харт G., Морской путь в Индию, пер. с англ., М, 1954; Шумовский Т. A., Три неизвестных лоции Ахмада ибн Маджида, арабского лоцмана Васко да Гамы, M.-Л., 1957.

Я. М. Свет. Москва.

ВАСЛУЙ

ВАСЛУЙ - город в Румынии (60 км южнее Ясс). 17 янв. 1475 в битве у В. (слияние pp. Ракова и Бырлад) вторгшиеся в Молдову войска тур. паши Сулеймана (120 т. ч.) были наголову разбиты войском молд. господаря Стефана III (40 т. ч. плохо вооруж. молд. крестьян, 5 тыс. венг. солдат и 2 тыс. поляков). На нек-рое время Молдова стала гл. силой Европы в борьбе против тур. агрессии.

Лит.: История Румынии, под ред. М. Роллера, пер. с рум, М., 1950, с. 107-08; История Молдавии, т. 1, Киш., 1951, с. 142-43; Борецкий-Бергфель Н., История Румынии, СПБ, (1909), с. 52-55.

ВАСПУРАКАНСКОЕ ЦАРСТВО

ВАСПУРАКАНСКОЕ ЦАРСТВО - арм. феод. гос-во, возникшее в 908 в обл. Васпуракан. Называлось также царством Арцрунидов, по имени правящей династии. В. ц. охватывало вост. басс. оз. Ван; на В. его границы доходили до оз. Урмия, на С. - до р. Аракс. В нач. 10 в. В. ц. боролось с усилением Анийского царства арм. Багратидов, но вскоре стало его вассалом. Через В. ц. шла юж. ветвь торг. караванного пути, на к-рой были крупные торг. центры - Ван, Беркри, Маназкерт и др. Развитие ремесла содействовало росту старых и возникновению новых городов. В царствование Гагика Арцруни (908-943) велись большие строит. работы в городах Востан, Ахтамар, Ван. При Сенекериме (968-1021) в В. ц. было ок. 10 городов, 4 тыс. селений, 72 крепости, 115 монастырей. В. ц. имело более 1 млн. жителей. Значительно выросла культура; крупнейшими ее представителями были зодчий Мануэл и поэт Григор Нарекаци. С развитием крупного феод. землевладения усилилось закрепощение крестьян, резко обострилась клас. борьба. В. ц. охватило антифеод. и антирелиг. движение тондракийцев. В нач. 11 в. В. ц. подверглось нападениям тюрк. племен, идущих с В. Усиление агрессии Византии вынудило царя Сенекерима в 1021 передать ей В. ц.

Лит.: История арм. народа, ч. 1, Ер., 1951.

Б. Н. Аракелян. Ереван.

ВАССАЛИТЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАССАФ

Абдаллах ибн Фазлаллах Ширази (по прозванию Вассаф аль-Хазрат - "панегирист его величества") - иран. историк 14 в. Служил в фин. аппарате гос-ва Хулагуидов. В 1328 закончил ист. труд "Таджзият аль-амсар ва тазджият аль-асар" ("Разделение областей и распределение веков"), более известный как "Тарихе Вассаф" ("История Вассафа") в 5 частях. Труд В., охватывающий период с 1257 до 1323 (по др. данным, 1328 или 1319), ценный источник по истории Ирана (в частности, Фарса) того времени, содержит много важных сведений по социально-экономич. истории. О монг. ханах В. говорит крайне льстиво, но не замалчивает ужасов монг. нашествия. Язык В., безвкусно вычурный и искусственный, оказал пагубное влияние на позднейшие перс. ист. соч. Полное литографир. изд. труда В. предпринято в Бомбее в 1853 (1269 л. г. х.).

Лит.: Browne E. G., A literary history of Persia, v. 3, Camb., 1956.

И. П. Петрушевский. Ленинград.

ВАССИАН ПАТРИКЕЕВ

Косой (до принятия монашества - кн. Василий Иванович Патрикеев) (ум. до 1545) - рус. церк. и политич. деятель, публицист. В 1499 после разгрома княж.-боярской группировки, выступавшей против усиления власти вел. кн. Ивана III, был насильственно пострижен в монахи и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Став после смерти Нила Сорского главой нестяжателей, В. П. использовал их учение в интересах княж.-боярской оппозиции. Ок. 1509 вернулся в Москву из ссылки. Был приближен к Василию III в момент увлечения вел. князя планами секуляризации церк. земель. В. P., обладавший большим публицистич. талантом, в ряде соч. ("Слово ответно против клевещущих истину евангельскую и о иноческом житии и устроении церковном" и др.) развернул ожесточенную полемику против Иосифа Волоцкого и его учеников. Отстаивал теорию независимой от гос. власти церкви, выступал против монаст. землевладения, призывал к терпимому отношению к еретикам. Обращая внимание на тяжелое положение крестьян в вотчинах монастырей, В. П. закрывал глаза на жестокую эксплуатацию крестьян светскими феодалами. По мнению Н. А. Казаковой, В. П. защищал интересы группы моск. бояр, поддерживавшей на определ. этапе вел. кн. Василия III. В. П. принадлежит редакция 1517 Кормчей, в к-рой церк. правила были отобраны и комментированы в соответствии с его взглядами и в к-рую включен написанный им трактат против монаст. землевладения. В Чудовом монастыре В. П. сблизился с Максимом Греком, поддержавшим его программу реформы церк. жизни. Идейные разногласия, а также выступление В. П. против развода Василия III и его второго брака привели к охлаждению к нему со стороны вел. князя, к-рый не желал ссориться с иосифлянским большинством рус. церкви. В 1531 В. П. был осужден церк. собором за "ересь" и сослан в Волоколамский монастырь, где и умер.

Лит.: Павлов А., Полемич. сочинения инока князя Вассиана Патрикеева (XVI ст.), "Православн. собеседник", 1863, Окт.; Архангельский А., Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, СПБ, 1882, Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., M.-Л., 1947; Казакова Н. А., Вассиан Патрикеев и его сочинения, M.-Л., 1960; Иосиф Волоцкий, Послания..., Подготовка текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье, M.-Л., 1959.

В. И. Корецкий. Москва.

ВАССИАН РЫЛО

ВАССИАН РЫЛО (ум. 23.III.1481) - рус. церк. и политич. деятель, публицист. В молодости постригся монахом в Пафнутьев-Боровский монастырь. Игумен Троице-Сергиева монастыря в 1455-66; значительно расширил его владения. Участник посольства в Литву (1458-61). С 1467 - ростовский архиепископ. В 1480, узнав об отступлении вел. кн. Ивана III в Кременец и переговорах с Ахматом, В. Р. написал ему в нач. окт. 1480 свое знаменитое "Послание на Угру", в к-ром выступил как патриот и идеолог укрепления централизов. Рус. гос-ва. В. Р. призывал Ивана III окончательно уничтожить Золотую Орду в большом сражении, упрекал его в нерешительности и трусости и особенно остро клеймил корыстолюбие бояр, отговаривавших вел. кн. от битвы.

А. А. Шахматов и Я. С. Лурье приписывают В. R. также и повесть об Угорском стоянии, впервые появившуюся в Ростовской летописи. Это мнение отвергает И. M. Кудрявцев, к-рый считает, что В. R. в "Послании" содействовал укреплению позиции вел. князя, несмотря на его критику, а составитель "Повести" развенчивает Ивана III. Послание В. R. в 16 в стало образцом для жанра посланий церк. деятелей царям.

Источн.: ПСРЛ, т. 6, АСЭИ, т. 1-2.

Лит.: Кудрявцев И. М., "Послание на Угру" Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в., в сб.: Тр. ОДРЛ, т. 8, M., 1951; Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеод. еретич. движения на Руси XIV - нач. XVI вв., M.-Л., 1955; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI вв., M.-Л.,1960.

С. М. Каштанов. Москва.

ВАССИАН ТОПОРКОВ

ВАССИАН ТОПОРКОВ - епископ коломенский с 1525. Племянник Иосифа Волоцкого, ревностный последователь его учения. Был союзником митрополита Даниила, вместе с к-рым выступал против Вассиана Патрикеева, Максима Грека и др. нестяжателей. После смерти Елены Глинской (см. Глинские) с В. Т. пытались сблизиться боярские правители, выдав ему в авг. 1538 тарханно-несудимую грамоту на слободки в Коломне. В связи с вторичным приходом к власти Шуйских В. Т. вынужден был оставить кафедру в мае 1542 и стал игуменом Песношского монастыря в Дмитровском у. Во время посещения его в 1553 Иваном IV он, по свидетельству А. М. Курбского, внушал царю мысль о необходимости разрыва с А. Ф. Адашевым и Сильвестром. Возможно, В. Т. был одним из гл. обвинителей их на соборе, созванном после смерти в 1560 царицы Анастасии. Полагают, что В. Т. жил еще во времена опричнины.

Лит.: Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958.

ВАСУАХИЛИ

ВАСУАХИЛИ - народность в Африке. См. Суахили.

ВАСЫФ

ВАСЫФ (Vasif), Ахмет (ум. 24.V. 1806) - тур. дипломат и придворный историограф. Род. в Багдаде. В 1772 - секретарь тур. делегации на рус.-тур. мирных переговорах в Бухаресте, в 1788 - глава чрезвычайной тур. миссии в Мадриде, в 1791 - участник рус.-тур. мирных переговоров в Яссах, в 1805-06 - мин. иностр. дел. В 1783-88 и в 1798-1805 занимал должность придворного историографа. Ист. хроника В. "Прекрасные памятники и достоверные известия" ("Мехасин уль-асар ве Хакаик уль-ахбар", 1805) охватывает период с 1752 по 1774 и имеет 4 дополнения, в к-рых с перерывами описаны события до 1805; содержит большой фактич. материал о внутр. событиях и внеш. политике Османской империи. В. являлся типичным выразителем взглядов и политики султана и придворных кругов.

Лит.: Babinger F., Die Geschichtsschreiber der Osmanen und ihre Werke, Lpz., 1927.

А. С. Тверитинова. Москва.

ВАТАКАН

Луанг Вичит (р. 1904) - таиландский историк. Автор ист. и публицистич. работ, а также работ по истории Таиланд. иск-ва (особенно народного), пьес, песен ист. характера. Для ист. концепции В. характерен национализм, утверждение культурного, ист., политич. превосходства народа таи над др. народами Индокитая. В своих ист.-публицистич. работах В. отстаивал необходимость реванша над Францией за унизит. уступки, вырванные последней у Сиама по договорам 1893 и 1907. В 30-40-х гг. - директор департамента изящных иск-в. В 1942-43 - мин. иностр. дел.

"ВАТАН"

Хизб аль-Ватан (Партия отечества, или Национальная партия), - 1) Первая политич. партия Египта, действовала в период антиангл. нац.-освободит. движения 1879-82, во главе ее стоял Араби-паша. В партию входили гл. обр. передовые офицеры и представители нац. интеллигенции; пользовалась поддержкой широких слоев гор. мелкой буржуазии, крест. и солдатских масс. "В." выдвигала лозунг "Египет для египтян", требовала установления конституц. строя и создания нац. пр-ва. 2) Политич. партия Египта; осн. в 1907 Мустафой Камилем, после смерти к-рого ее руководителем был Мухаммед Фар-ид. Состояла из представителей нац. буржуазии, либеральных помещиков и интеллигенции. Осн. программные требования "В.": эвакуация англ. войск из Египта и Судана, установление конституционного строя, автономия Египта в рамках Османской империи (до 1-й мировой войны), с 1918 - нац. независимость Египта. В 1907-08 "В." пыталась организовать свои профсоюзы, а также вести пропаганду среди крестьян. Жестокие репрессии со стороны брит. властей заставили часть ватанистов эмигрировать, а маленькие группы, оставшиеся в Египте, перешли к индивидуальному террору. После окончания 1-й мировой войны и образования "Вафда" "В." не играла существенной роли в политич. жизни Египта. Распущена в янв. 1953.

Лит.: Луцкий В. Б., Подъем нац.-освободит. движения в араб. странах в период первой рус. революции 1905-1907 гг., в сб.: Первая рус. революция 1905-1907 гг. и междунар. революц. движение, ч. 2, М., 1956; Ротштейн Р. A., Захват и закабаление Египта, 2 изд., М., 1959, гл. 21.

Б. Г. Сейранян. Москва.

ВАТАН

ВАТАН (араб. - страна, родина) - в ср. века и в начале нового времени во мн. р-нах Индии, в частности в Махараштре, назв. любой наследств. собственности, владения, должности, привилегии. В., напр., назывались участки членов общины и наделы общинных слуг и ремесленников. В 18 - нач. 19 вв. В. стал обозначать лишь земли членов общинной верхушки (старосты и писца) и наследств. окружных чиновников Махараштры - дешмукхов и дешпандиев.

Лит.: Рейснер И. М., Нек-рые данные о разложении деревенской общины у маратхов в XVII - нач. XIX в., Уч. зап. ИВАН, 1953, т. 5.

ВАТАНАБЭ

1

Ёсимити (p. 15.VII.1901) - япон. историк. Учился на политико-экономич. отделении ун-та Мэйдзи (Токио). В 1920 вступил в Социалистич. лигу. В 1921-23 участвовал в студенч. социалистич. движении, за что был исключен из ун-та. С 1927 - чл. Компартии Японии (КПЯ). В 1928-29 и 1940-44 находился в заключении. Участвовал в 1946 в создании Лиги демократич. ученых, в 1946-48 был ее ген. секретарем. В 1949-52 - деп. парламента от КПЯ. Одним из первых в Японии начал изучение япон. первобытного общества и древней истории Японии с марксистских позиций, развернул с кон. 20-х гг. борьбу против офиц. шовинистич. концепций по ранней истории Японии (миф о божеств. происхождении императорской династии и т. д.) и сплотил группу прогрессивных историков, работавших по этой проблематике. С кон. 40-х гг. стал заниматься изучением истории клас. борьбы в Японии в новое и новейшее время.

Соч.: Нихон бокэй дзидай-но кэнкю (Изучение эпохи матриархата в Японии), Токио, 1932; Нихон гэнси сякай си (История первобытного об-ва в Японии), Токио, 1934; Нихон кодай сякай (Древнее япон. об-во), Токио, 1936; Кодзики кова (Лекции о "Кодзиках"), Токио, 1936; Кодай сякай-но кодзо (Структура древнего об-ва), Токио, 1948; Нихон сякай ундоси нэмпё (Хронология социалистического движения в Японии), Токио, 1956 (совм. с С. Сиода); Нихон сякайсюги бункэн кайсэцу (Библиография япон. социализма), Токио, 1958 (совм. с С. Сиода).

И. Г. Поздняков. Москва.

2

Масаноскэ (7.IX.1899 - 6.X.1928) - деятель рабочего движения Японии. Род. в г. Итикава (префектура Тиба). После окончания школы устроился рабочим целлулоидного завода Камэидо (Токио), связался со студенч. Об-вом нового человека (Синдзинкай), изучал лит-ру по социализму. В 1919 организовал на своем заводе профсоюз, успешно провел забастовку и был избран одним из руководителей Объедин. профсоюза вост. части Токио (1920). В 1922 вступил в Коммунистич. партию Японии (КПЯ), в июне 1923 был арестован. После освобождения из тюрьмы В. работал секретарем Япон. федерации труда (Нихон родо содомэй) (1924-25), после ее раскола - секретарем Совета профсоюзов Японии (Нихон родо кумиай хегикай) (1925-1926). В 1924-26 - активный участник борьбы против правооппортунистического ликвидаторского уклона в рядах КПЯ, на III съезде КПЯ (дек. 1926) избран чл. ЦК КПЯ. В февр. 1927 нелегально выехал из Японии и участвовал в Июльском пленуме ИККИ. После возвращения в Японию был избран ген. секретарем ЦК КПЯ (ноябрь 1927). Убит япон. полицией в порту Цзилун (Килун) на Тайване.

Соч.: Саёку родокумиай-но сосики то сэйсаку (Организация и политика левых рабочих профсоюзов), Токио, 1930; Санряку мондай-но ёко (К вопросу о стратегии), Токио, 1952.

Лит.: Сига И., Портреты деятелей революционного движения Японии, пер. с япон., М., 1961.

А. Н. Романов. Москва.

ВАТЕРЛОО

ВАТЕРЛОО (Waterloo) - селение в Бельгии, в 20 км южнее Брюсселя. 18 июня 1815 в сражении у В. франц. армии под команд. Наполеона I было нанесено решающее поражение англо-голл. (фельдм. А. Веллингтон) и прус. (фельдм. Г. Л. Блюхер) армиями в ходе войны 6-й коалиции (Англия, Россия, Австрия, Пруссия и др.) против Франции (см. "Сто дней"). 18 июня около полудня Наполеон атаковал (силами в 72 тыс. чел. и 243 орудия) англо-голл. войска (ок. 70 тыс. чел. и 159 орудий), развернутые с 6 час. на позициях южнее В. (см. схему). Атаки были отражены. Во 2-й пол. дня к полю боя с востока подошли гл. силы прус. армии. Под ударами союзников с фронта и фланга франц. войска обратились в бегство. 3 суток союзники преследовали отступавших. Франц. армия потеряла 32 тыс. чел. и всю артиллерию. Потери союзников - 23 тыс. чел. Поражение при В. привело наполеоновскую империю к окончат. крушению, предрешенному еще победой рус. парода в Отечеств. войне 1812.

Лит.: Меринг Р., Очерки по истории войн и воен. иск-ва, M., 1941; Тарле Е. (В.), Наполеон, М., 1942; Клембовский В., Обзор кампании 1815 г. в Нидерландах, СПБ, 1889; Шаррас, История кампании 1815 г. Ватерлоо, (пер. с франц.), СПБ, 1868; Mercer C., Journal of the Waterloo Campaign, L., 1927; Clausewitz C., Der Feldzug von 1815 in Frankreich, В., 1835; Horsburgh E. L. S., Waterloo: a narrative and a criticism, L., 1895; Navez L. V. A., Les Quatre-Bras, Ligny, Waterloo et Wavre, Brux., 1904; Aron R., Victoire а Waterloo, R., 1937.

A. A. Малиновский. Москва.

--------------------------

Сражение у Ватерлоо в 1815 г.

ватерлоо

ВАТИКАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАТИКАНСКИЙ СОБОР 1869-70

ВАТИКАНСКИЙ СОБОР 1869-70 - собрание (съезд) высших иерархов католич. церкви. Был созван папой Пием IX; имел целью укрепить авторитет папы и его власть в церкви в условиях назревавшей ликвидации Церк. области и светской власти папы в процессе объединения Италии и падения престижа папства. Открылся 8 дек. 1869 в Ватикане. Решающее влияние на работу В. с. оказали иезуиты. На В. с. была принята Догматич. конституция католич. веры, содержащая основы католич. учения: о боге - творце мира из ничего, об откровении, о чудесах, о примате веры над разумом, религии над наукой. Догматич. конституция подтверждала истинность всех решений Тридентского собора, осуждала материализм, рационализм, натурализм, атеизм, провозглашала истинной только католич. религию. На последнем (4-м) заседании собора (18 июля 1870) была принята Первая догматич. конституция церкви Христа, провозгласившая первенство папской власти над всей христ. церковью и догмат о непогрешимости папы (когда он как учитель христиан определяет доктрины, относящиеся к вере и морали). Этот догмат стал одним из осн. догматов католицизма. Часть участников собора не приняла нового догмата (ок. 150 человек уехало до голосования). Однако почти все епископы - противники принятия догмата папской непогрешимости (д'Арбуа, Дюпанлу, Штросмайер, Хефеле и др.), вскоре после окончания собора признали его решения. Не признавший их Дёллингер явился одним из создателей старокатолич. церкви (см. Старокатолицизм). В. с. не закончил своей работы: 20 сент. 1870 отряды гарибальдийцев, а за ними и королев. войска вступили в Рим. Светская власть папы была вскоре упразднена. Занятия собора были прерваны (20 окт. 1870).

Лит.: Шейнман М. M., Ватикан и католицизм в конце XIX - начале XX в., М., 1958; McGregor G.,The Vatican revolution, Boston, 1957 (с протестантских позиций).

M. M. Шейнман. Москва.

"ВАТИКАНСКИЙ УЗНИК"

"ВАТИКАНСКИЙ УЗНИК" - термин, относящийся к римским папам после ликвидации в 1870 церк. гос-ва (см. Папская область) и включения его терр. в состав объединенного Итал. королевства. Папа Пий IX, решительно боровшийся против объединения Италии, заявил в сент. 1870 (и повторил это заявление в позднейшее время), что он в знак протеста против ликвидации папского гос-ва и лишения папы светской власти запирает себя в Ватикане, т. е. не будет выходить за пределы Ватикана. "В. у." считали себя все преемники Пия IX до 1929, когда в результате заключения Латеранских соглашений был решен т. н. "Римский вопрос" и восстановлена светская власть папы на терр. Ватикана

M. M. Шейнман. Москва.

ВАТИНИЙ ПУБЛИЙ

ВАТИНИЙ ПУБЛИЙ (Vatinius Publius) - рим. политич. деятель 1 в. до н. э., приверженец Цезаря. Будучи в 59 нар. трибуном, внес предложение о передаче в управление Цезарю Цизальпинской Галлии на 5 лет. Активно участвовал в Гражд. войне 49-45. На 47 был избран консулом. В 45 - проконсул Иллирии, к-рую после смерти Цезаря был вынужден передать Бруту.

Лит.: Rocock L. G., A commentary on Cicero in Vatinium, L., 1926

ВАТСА

ВАТСА - гос-во Сев. Индии, упоминаемое в др.-инд. ист. преданиях. Согласно им, было основано Ватсой, потомком могучего царя Диводасы из рода Пауравов, овладевшим областью вокруг Каушамби (видимо, совр. Косам на р. Джамне в штате Хттар-Прадеш). Каушамби стал столицей В. В "Махабхарате" царь гос-ва В. упоминается как союзник Пандавов. Согласно буддийским и джайнским преданиям, В. была завоевана Магадхой во 2-й пол. 6 в. до н. э.

ВАТТ

ВАТТ - см. Вадиан.

Предыдущая страница Следующая страница