Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
ЦЫГАНЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ЦЫГАНЕ

ЦЫГАНЕ (самоназв. рома - люди) - народность (точнее - этнич. группы, связанные общностью происхождения и языка), распространившаяся по всем континентам. Говорят гл. обр. на цыганском яз., распадающемся на ряд диалектов, относящихся к индоарийской группе индоевроп. семьи языков. Язык Ц. сохраняет близость как с санскритом, так и с нек-рыми новоиндийскими языками. Различные народы называют Ц. по-разному: немцы - Zigeuner, венгры - cigány, испанцы - Gitanos, англичане - Gypsies (египтяне), французы - Tsiganes, Bohémiens, голландцы - Heidens (язычники), финны - mustalainen (черный), армяне - боша, среднеазиатские народы - люли и др. Числ. Ц., по разным оценкам, определяется от 1 до 6 и более млн. чел. В СССР Ц.- 175,3 т. ч. (1970, перепись). В совр. науке наиболее распространена точка зрения, считающая, что предки Ц.- выходцы из Индии. Первыми ее высказали нем. ученые Й. Рюдигер и Г. Грельман (кон. 18 в.), А. Ф. Потт (19 в.) и словенский ученый Ф. Миклошич (19 в.).

Цыганская народность сложилась лишь после того, как предки Ц. покинули Индию в конце 1-го тыс. н. э. Возможно, что поводом исхода Ц. из Индии послужили нашествия мусульм. завоевателей в Индию в 7-14 вв. Можно предполагать, что беженцы - предки Ц. принадлежали к различным низшим кастам. Первоначально осев в Передней Азии (в Иране), а также в Египте (отсюда ложное представление об их егип. происхождении), они надолго задержались на вост. окраине Визант. империи. В нач. 2-го тыс. они продвинулись на Балканский п-ов и на С. Африки. В 13-15 вв. Ц. распространились сперва по Центр., а затем по Зап. и Вост. Европе, в дальнейшем - по Сев. и Юж. Америке и Австралии (19 в.). В Россию Ц. попали двумя путями: южные - через балканские страны (15-16 вв.), северные - через Германию и Польшу (16-17 вв.).

В Зап. Европе Ц. вначале были встречены с любопытством и даже доброжелательно. Позднее отношение к Ц. изменилось, на них стали смотреть как на бродяг, промышляющих нищенством, гаданием и воровством, их объявляли вне закона, выселяли за пределы гос-в. Лишь в кон. 18 в. в отд. странах Европы стали принимать нек-рые меры по улучшению правового положения Ц. Возникло деление Ц. на оседлых, полуоседлых и кочевых. Кочующий табор Ц.- это локальная группа, состоящая как из кровных родственников, так и представителей др. цыганских родов, передвигающаяся по определенной, традиционно установленной терр. Возглавляет табор выборный вождь - вайда (или сагибоскиро). Наряду с ним большое влияние имеет старейшая женщина табора. Табор имеет обществ. кассу, к-рой распоряжается вайда. Он является офиц. представителем табора перед адм. органами той страны, где табор находится, он же осуществляет суд по внутр. противоречиям, возникающим в таборе. Положение цыганской женщины в таборе приниженное. Она беспрекословно подчиняется отцу, затем мужу, но на ней лежат заботы о полном обеспечении семьи пропитанием. Оседлые и полуоседлые Ц. исполняют церк. обряды тех народов, среди к-рых они живут, но легко меняют свое вероисповедание при переселении. Кочевые Ц. придерживаются традиц. суеверий и обрядов, связанных с ранними религ. культами их предков. Значит. часть Ц. сохранила свои исконные занятия (обработка металла, дерева, пера, рогов, волос, плетение корзин, коневодство, гадание) и иск-ва (музыка, пение, танец, акробатика, дрессировка животных).

Во время 2-й мировой войны большинство Ц. в Центр. и Вост. Европе было варварски истреблено гитлеровцами.

В 60-е гг. 20 в. в нек-рых странах Европы начали приниматься меры по ликвидации неграмотности среди взрослых и детей. Ц. представлялись условия для оседания и приобретения различных профессий.

В России до Окт. революции Ц., жившие в городах, занимались: мужчины - преим. барышничеством, женщины - гаданием; кочующие - гл. обр. попрошайничеством и гаданием и частично кузнечеством и лужением. Ц., обосновавшиеся в Петербурге и Москве (с 30-х гг. 19 в.), жили оседло, большая часть их входила в состав хоровых ансамблей.

После Окт. революции был издан ряд постановлений: ЦИК и СНК СССР от 1 окт. 1926 "О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому и оседлому образу жизни"; ВЦИК и СНК РСФСР от 20 февр. 1928 "О наделении землей цыган, переходящих к трудовому оседлому образу жизни", и др. В 1931 в Москве был открыт цыганский театр "Ромэн".

В дни Великой Отечеств. войны многие Ц. сражались в рядах Сов. Армии и партиз. отрядах. После войны кочевничество Ц. усилилось. Это было вызвано тем, что новые группы Ц., оказавшиеся на терр. СССР в 1939-40, в связи с воссоединением Зап. Украины и Бессарабии и вхождением в СССР прибалт. республик, вели преим. кочевой образ жизни, а также тем, что большинство цыганских колхозов во временно оккупированных немецко-фашистскими войсками р-нах было уничтожено. 5 октября 1956 был издан указ Президиума Верховного Совета СССР "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Многие Ц. перешли к оседлому и трудовому образу жизни.

Лит.: Герман А. В., Библиография о цыганах. Указ. книг и статей с 1780 по 1930 гг., М., 1930; Miklosich F., Über die Mundarten und die Wanderungen der Zigeuner Europas, W., 1872-80; Rott A. F., Die Zigeuner in Europa und Asien, Bd 1-2, Halle, 1844-45; A cataloque of the Gypsy books collected, by R. A. Scott Macfie, Liverpool. 1936; Kochanowski J., Gypsy studies, v. 1-2, New Delhi, 1963; Foletier F. de, Mille ans d'histoire des Tsiganes, P., (1970) (лит.); Vaux de Foletier F. de, Mille ans d'histoire de tsiganes, P., (1970); "Journal of the Gypsy lore Society", Old series, 1888-92, v. 1-3, New series, 1907-16, v. 1-9, Third series, 1922-, v. 1-; "Etudes Tsiganes", 1955-, v. 1-.

Т. В. Вентцелъ. Москва.

В начало энциклопедии