Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Советская историческая энциклопедия
КРОЧЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

КРОЧЕ

КРОЧЕ (Croce), Бенедетто (25.II.1866 - 20.XI.1952) - итал. философ и историк, литературовед, публицист, идеолог и лидер Либеральной партии. С 1910 - сенатор. В 1920-21 - мин. просвещения, в 1944 - мин. без портфеля. Выходец из богатой дворянской семьи, К. начал свою науч. деятельность как историк. Однако в 90-х гг., неудовлетворенный господствовавшей в итал. историографии того времени позитивистской методологией, К. обратился к изучению философии. Известное влияние на него оказал в то время итал. марксист Антонио Лабриола. Но увлечение К. марксизмом было недолгим; уже в книге "Исторический материализм и марксистская экономия" (Mil., 1900; рус. пер., СПБ, 1902) К. подверг ревизии осн. положения ист. материализма с позиций идеализма и до конца своей жизни оставался противником марксизма.

Лидер итал. правого неогегельянства, К. по своим филос. воззрениям - объективный идеалист. Вся действительность для него есть процесс диалектич. саморазвития духа, к-рый бесконечно индивидуализируется в ист. явлениях. Называя свою философию "абсолютным историзмом", К. доказывает необходимость ист. подхода к явлениям, и проблема истории занимает центр. место в его мировоззрении. К. резко критикует произвольные метафизич. схемы позитивистской философии истории и социологии и бессмысл. описательность эмпирич. историографии, ратует за сближение истории и философии, подчеркивает неразрывную связь истории и современности. Эти черты учения К. привлекли к нему симпатии многих прогрессивных историков.

Однако идеалистич. характер философии К. в корне подрывает его историзм. Практич. деятельность людей К. растворяет в сознании, в "духе". Это сразу же порождает неразрешимые противоречия. С одной стороны, К. утверждает, что историю творят люди, отдельные индивиды. С другой стороны - он провозглашает единств. субъектом истории "мировой дух", к-рый пользуется индивидами лишь как своими инструментами. Это - явная уступка теологии. Вся история для К. - история мысли и, как таковая, не подчинена никакой объективной закономерности. "История, как поэзия, как моральное сознание, как мысль, не имеет управляющих ею законов, подобных тем, которые человек формулирует в позитивных или естественных науках" ("Storiografia е idealità morale", Bari, 1950, p. 91). К. - родоначальник "этико-политической школы" в итал. историографии. Сторонники этой школы отрицают определяющее значение условий материальной жизни в развитии общества и считают гл. фактором истории распространение этико-политич. идей.

Придавая громадное значение истории как науке, К. справедливо критикует "мертвую хронику", являющуюся достоянием кучки эрудитов, подчеркивает, что всякая подлинная история - современна (в том смысле, что она служит современности, выражает ее потребности), и вместе с тем язвительно высмеивает фальсификацию и модернизацию прошлого, типичные для фашистской историографии. Однако его концепция историографии страдает субъективизмом. К. отвергает возможность объективной исторической истины, к-рая была бы независима от сознания историка. На место причинного объяснения истории К. ставит интуитивное "понимание". Периодизация истории становится у него чем-то совершенно условным и произвольным. В результате, хотя К. всю жизнь боролся против иррационализма и релятивизма, объективно он приходит к тем же самым выводам, что и иррационализм и релятивизм. Единств. спасением для него оказывается ссылка на "мировой дух". Эта теологич. струя особенно усиливается в последних работах К.

К. не только теоретик истории, но и автор многочисл. конкретно-ист. работ. Ист. работы К. чрезвычайно разнообразны по своей тематике. Тут и история культуры (I teatri di Napoli secolo XV-XVIII, Napoli, 1891; Saggi sulla letteratura italiana del Seicento, Bari, 1911; Storie e leggende napoletane, Bari, 1919; La poesia di Dante, Bari, 1921; Storia dell'età Barocca in Italia, Bari, 1929, и др.), и политич. история (Storia del Regno di Napoli, Bari, 1925; La rivoluzione napole-tana del 1799, 4 ed., Bari, 1926), и историография (Storia delia storiografia italiana, v. 1-2, Bari, 1921), и история философии (Saggio sullo Hegel, 4 ed., Bari, 1948; La filosofia di Giambattista Vico, Bari, 1911; 2 ed., 1922), и бесчисл. биографии, очерки, рецензии, критич. статьи. С 1903 К. издавал журн. "La Critica". В 1947 по его инициативе в Неаполе был открыт Итал. ин-т ист. исследований, превратившийся в крупнейшее исследоват. учреждение.

На ист. работах К. сильно сказывается влияние его философ. и политич. взглядов. Будучи признанным идеологом итал. бурж. либерализма, К., за исключением кратковрем. периода в нач. 20-х гг., враждебно относился к фаш. режиму в Италии (1922-43). К. рассматривал фашизм как некий разрыв, паузу в истории Италии. Но вместе с тем он систематически боролся против коммунизма и пролет. движения. Обе эти тенденции чувствуются в его крупнейших ист. работах.

В "Истории Италии с 1871 по 1915 г." (Storia d'Italia dal 1871 al 1915, 4 ed., Bari, 1929) в противоположность ист. концепции итал. фашизма, согласно к-рой довоен. история Италии была периодом упадка и только с фашизмом начинается период расцвета, К. считает периодом расцвета Италии время господства бурж. либерализма. В этом - антифаш. направленность книги. Но в истории Италии последней трети 19 в. К. привлекает прежде всего видимость клас. мира. Гл. достижением этого периода он считает отсутствие социальных конфликтов, то, что респ. и социалистич. идеи утратили якобы свой революц. характер. Причину гибели итал. либерализма К. усматривает исключительно в слабости либер. идей, к-рые не выдержали натиска сначала позитивизма, а затем - иррационализма. В результате ослабления "здорового идеализма" молодое поколение, по мнению К., начинает симпатизировать империализму и национализму, и это в конце концов приводит к войне и режиму диктатуры.

Аналогичные идеи К. проводит и в "Истории Европы в XIX в." (Storia d'Europa nel secolo XIX, 3 ed., Bari, 1932). Движущими силами истории выступают здесь не развитие материального произ-ва и движение нар. масс, а борьба пяти различных мировоззрений, "религий": католицизма, авторитаризма, демократизма, коммунизма и либерализма. Единственной "истинной" верой К., естественно, провозглашает либерализм. Установление фаш. диктатуры в Италии было обусловлено, по мнению К., не материальными причинами, а ослаблением нравств. воли и бдительности либерализма; только внутр. самокритика, по утверждению К., может возродить нравств. силу либерализма, к-рый призван в конечном итоге ликвидировать фашизм.

Эта ист. концепция обосновывала политическую позицию К. в период фашистской диктатуры в Италии. С освобождением Италии от фашизма К. вернулся к политической деятельности. Он снова возглавил Либеральную партию. Выступал против компартии и социализма.

Соч.: (кроме указ. в ст.): Teoria e storia delia storiografia, 6 ed., Bari, 1948; La storia come pensiero e come azione, 3 ed., Bari, 1939; Filosofia e storiografia, Bari, 1949.

Лит.: Плеханов Г. В., О книге Кроче, в его кн.: Избр. философские произведения, т. 2, М., 1956; Грамши А., Избр. произведения, пер. с итал., т. 1-3, М., 1957-59 (см. Именной указатель); Чернышев Б. С., Бенедетто Кроче и диалектика, "ВФ", 1958, Кя 8; Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959, гл. 3; Аббате М., Философия Бенедетто Кроче и кризис итальянского общества, пер. с итал., М., 1959; Эфиров С. A., От Гегеля к... Дженнаро, M., 1960; Chabod F., Croce storico, "Rivista storica italiana", 1952, fasc. 4; Olgiati F., Benedetto Croce e lo storicismo, Mil., 1953; Caponigri A. R., History and liberty: the historical writings of Benedetto Croce, L., (1955); Garin E., Cronache di filosofia italiana (1900-1943), Bari, 1955; Petruzzellis N., L'idealismo e la storia, 3 ed., Brescia, 1957; Rossi P., Storia e storicismo nella filosofia contemporanea, Mil., 1960.

И. С. Кон. Ленинград.

В начало энциклопедии