Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
КОНТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

КОНТ

КОНТ (Comte), Огюст (19.1.1798 - 5.IX.1857) - франц. философ, родоначальник позитивизма. Род. в семье чиновника. Учился в Политехнич. школе. В 1817 стал секретарем Сен-Симона и его последователем; через несколько лет разошелся с Сен-Симоном. Испытал также известное влияние Тюрго, Кондорсе, Д. Юма; В 1825-1848 преподавал в Париже математику и астрономию.

Осн. труд К. - "Курс позитивной философии" ("Cours de philosophie positive", v. 1-6, P., 1830-42; в рус. пер. - Курс положительной философии в 6 тт., т. 1-2, СПБ, 1899-1900), по замыслу автора, должен был охватывать все области знания и общественной жизни. К. предпринял попытку построить на основе точных наук "позитивную" науку об обществе, стремясь познать законы обществ. развития как законы физики. Всю историю познания К. (вслед за Сен-Симоном) рассматривал как смену "трех стадий мышления": "теологической" - когда господствовало объяснение всех явлений воздействием божеств, сил; "метафизической" - объяснение всех явлений метафизич. "силами природы"; "позитивной", или "научной", - науч. объяснение явлений, установление законов, подчинение и преобразование природы с помощью точных наук. К. различал три стадии обществ. развития (соответствующие стадиям мышления): наиболее раннюю, когда господствуют авторитет порядка, военные и жрецы; переходную (с ней связаны: критика, сомнения, революции, конституционализм; руководство обществом переходит к законникам и адвокатам) и научно-промышленную (соответствующую стадии позитивной) - это высшая ступень, ступень науч. политики, отвергающей и реставрацию, и революцию; во главе общества должны стоять "промышленники и ученые". Взгляды К. на общество, несмотря на очевидный идеализм (сам К. считал, что он становится "выше" и идеализма, и материализма), имели нек-рые прогрессивные черты. Ему присущи уверенность в существовании "естественной" закономерности социального развития, оптимизм, вера в безграничный прогресс общества, убеждение в определяющей роли науч. и технич. знаний для ист. развития. Однако в целом К. в своих взглядах на общество сделал шаг назад по сравнению с наиболее прогрессивными мыслителями кон. 18 - нач. 19 вв., что отразило эволюцию пришедшей к власти и становившейся реакционной франц. буржуазии. Восприняв из естеств. наук характерную для 19 в. идею развития, К. усвоил ее не в диалектич. форме (как Гегель и Сен-Симон), а в гораздо более бедной содержанием эволюц. форме. Те идеи, к-рые К. заимствовал у Сен-Симона, он опошлил на свой филистерский лад (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 480). К. выхолостил из учения Сен-Симона социалистич. идеи и зародыши материализма, придав его идеям ограниченный, классово-бурж. смысл. В своей филос. системе К. не отрицает существования реального мира, но остается агностиком, т. е. считает невозможным проникновение в суть вещей. Отсюда отрицание им причинной связи, понимание под всеобщими законами лишь "законов последовательности и подобия". Наиболее ярко "узкое, филистерское мировоззрение" К. (см. там же, с. 479) проявилось в его социологии, к-рой он уделял большое внимание, впервые введя этот термин. Социологию он делит на "социальную статику" и "социальную динамику". В основе первой лежит, по К., "закон порядка", в основе второй - "умственный процесс". Отсюда девиз К.: "Порядок и прогресс". Его социальный идеал - гармония между классами. Хотя К. в своей философии якобы опирался на естеств. науки, к концу жизни он пришел не только к защите религии, но и к созданию позитивистской церкви.

Взгляды К. оказали значит. влияние на развитие позитивистской философии и историографии (его последователи - Дж. С. Милль, Г. Спенсер, И. Тэн, Г. Т. Бокль, Э. Литтре и др.).

Соч. в рус. пер. - Дух позитивной философии, СПБ, 1910; Общий обзор позитивизма, в кн.: Родоначальники позитивизма, в. 4-5, СПБ,, 1912-13.

Лит.: Маркс К., Первый набросок "Гражданской войны во Франции", К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 17, с. 560-61; История философии, т. 2, М., 1957; Баскин М. П., О. Конт и его место в истории мировой культуры, "ВИМК", 1957, No 6; Асмус В. Ф., О. Конт, "ВАН", 1957, No 9; Gouhier H., La jeunesse d'Auguste Comte et la formation du positivisme, v. 1-3, P., 1933-41; Lacroix J., La sociologie d'Auguste Comte, P., 1956; Cresson A., Auguste Comte, P., 1957.

Ю. И. Хаинсон. Москва.

В начало энциклопедии