Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
КОМЕНСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

КОМЕНСКИЙ

КОМЕНСКИЙ (Komenský), Ян Амос (28.III.1592 - 15.XI.1670) - чеш. мыслитель-гуманист, педагог, писатель. В 1610-13 учился в Херборнском и Гейдельбергском ун-тах. В 1614 возвратился в Чехию. В 1628 в период разгула феод.-католич. реакции вынужден был навсегда покинуть Чехию. К. - основатель демократич. педагогич. системы, в к-рой выступал с критикой схоластичности, подчеркивал значение наглядности, последовательности, систе- матичности, сознательности обучения. Гл. условием успешного обучения считал необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей, нац. языка и культуры воспитуемого. Под влиянием Ф. Бэкона К. придавал большое значение изучению природы и чувств. опыту. Практически был близок к материалистич. пониманию явлений - признавал объективность существующего реального мира, развивающегося по своим, не зависящим от воли и желания людей, законам. Верил в могущество и безграничность человеч. познания, в возможность все более усовершенствованного и всестороннего овладения человеком силами природы. В то же время считал, что истину можно найти только приведением в единство трех принципов познания - чувства, разума и божеств. откровения. Связывал успехи познания своего времени с развитием мореплавания, производства и технич. изобретениями.

К. осуждал феод. произвол и войны, бесчеловечный характер колонизаторской деятельности буржуазии наиболее развитых европ. стран, насильств. методы распространения христианства. Как гуманист эпохи Возрождения видел гл. причину войн и бедствий в невежестве, различии мнений, фанатич. нетерпимости со стороны церкви, неправильной организации гос. управления. К. с глубоким сочувствием относился к простым людям, угнетенным экономически и духовно, страдающим от бесправия и ужасов войны. Подчеркивал человеч. достоинство людей из народа. Пытался наметить пути преобразования обществ. отношений на началах социальной справедливости и гуманизма, что приближало К. к мыслителям эпохи Просвещения. Всеобщее обучение, введение понятного всем междунар. языка (к-рый, как полагал К., должен существовать параллельно с нац. языком, постоянно развивающимся и совершенствующимся), распространение универсальных знаний и, как следствие этого, одинаковое понимание людьми явлений жизни - главные, по мнению К., меры для сохранения мира, улучшения обществ. отношений. К. предлагал создать междунар. совет, занимающийся улучшением образования, религии, философии, политики, к-рый бы взял на себя также заботу о поддержании всеобщего мира и оказании помощи отсталым странам. К. считал, что религ. распри могут быть устранены веротерпимостью, философия улучшена путем организованного в междунар. масштабе всестороннего изучения природы. Для упорядочения отношений внутри гос-в К. полагал необходимым введение гражданских свобод, свободы вероисповедания, всеобщего труда (за исключением детей, больных, стариков).

Гл. педагогич. и филос. труды К.: "Великая дидактика" (в сб.: Opera didactica omnia, Amst., 1657, рус. пер., СПБ, 1875-77), "Пансофия" (1657, рус. пер., СПБ, 1875-77), "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" ("De rerum humanarum emendatione consultatio catholica ad genus humanum", в 7 частях, из к-рых 2 части вышли в 1662, остальные были найдены в 1935), "Мир чувственных вещей в картинках" (1658, первый иллюстр. учебник, рус. пер., М., 1768). Ряд работ К., в т.ч. "История тяжких гонений на чеш. церковь" ("Historia persecutionum", (Leiden), 1647), посвящен истории общины чеш. братьев, епископом к-рой К. был в течение ряда лет. Труды К., современника бурж. революций в Нидерландах и Англии, очевидца Тридцатилетней войны 1618-48, содержат глубокие оценки и характеристики мн. деятелей и событий.

Обществ.-политич. взгляды К., выражавшие стремление чеш. народа к обществ. реформам, начало к-рым было положено еще в период гуситского революц. движения, вся многогранная деятельность К. выдвигают его в ряд выдающихся мыслителей. В 1957 по решению Всемирной федерации учителей, ЮНЕСКО и Всемирного Совета Мира было отмечено 300-летие выхода в свет дидактических трудов К. В ЧССР учреждена медаль К., к-рой награждаются выдающиеся деятели в области пед. наук. В Чехословакии имеется спец. орган, занимающийся публикованием работ, посвященных жизни и деятельности К., - "Архив по изучению жизни и творчества Я. А. Коменского" (Archiv pro bádání o zivote a díle J. A. Komenského (Acta Comeniana) с 1910).

Соч.: Opera didactica omnia, Pragae, 1957; в рус. пер. - Избр. пед. соч., т. 1-3, М., 1939-41; Избр. пед. соч., М., 1955.

Лит.: Красновский А. A., Я. А. Коменский, М., 1953; Попелова-Отагалова И., Философ. и обществ. взгляды Я. А. Коменского (1592-1670), "НДВШ ФН", М., 1959, No 3, с. 149-160; Мат-лы научн. сессии АПН РСФСР, посвященной 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я. А. Коменского (13-14 декабря 1957 г.), под ред. И. В. Чувашева и А. И. Пискунова, М., 1959; Лордкипанидзе Д. О., Ян Амос Коменский, Тб., 1964 (на груз. языке); Kurdybacha L., Dzialnosc Jana Amosa Komenskiego w Polsce, Warsz., 1957; Polisenský J., Jan Arnos Komenský, Praha, 1963; его же, Komenský a ceské dejepisectví belohorského období, в кн.: Archiv

pro bádání o zivote a díle J. A. Komenského (Acta Comeniana), 1963,8. 61-81; J. A. Comenius. 1592-1670, (P., 1957).

Б. Т. Рубцов. Москва

В начало энциклопедии