Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
ГАНДИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ГАНДИЗМ

ГАНДИЗМ - социально-политическое и религиозно-философское учение, идеология бурж. национализма, возникшая в период бурного антиимпериалистич. движения в Индии и получившая название по имени ее основоположника - М. К. Ганди. Осн. политич. принципы Г. следующие: достижение независимости Индии путем вовлечения в освободит. борьбу широких нар. масс при соблюдении ими ненасилия; осуждение клас. борьбы, признание гармонии клас. интересов и требование разрешения всех конфликтов между классами путем арбитража, исходя из концепции об опеке крестьян помещиками, а рабочих - капиталистами; стремление объединить в борьбе за независимость индийцев без различия религии, национальности, касты и класса под руководством Индийского национального конгресса. Ганди проповедовал возрождение кустарного ремесла в Индии и особенно ручного прядения и ткачества. Последнее, по мнению Ганди, должно было ликвидировать безработицу, освободить экономику Индии от иностр. зависимости и вытекало из идеализации им натуральных форм хозяйства. Символом Г. стала прялка (чарка).

Разработанная Ганди и принятая его последователями тактика ненасильственной борьбы за независимость получила название сатьяграхи (упорство в истине) или несотрудничества и гражд. неповиновения. Сатьяграха заключалась в отказе от титулов, пожалованных англичанами; бойкоте правительств. учебных заведений; организации мирных демонстраций, политич. забастовок, харталов и, в исключит. случаях, в отказе от уплаты налогов. Для тактики Г. характерен компромисс, стремление разрешить отд. конфликты с англ. властями путем переговоров и соглашений на основе взаимных уступок.

Философскую основу Г. составляет концепция объективного идеализма. В области этической Г. выдвигает принцип "ахимсы", т. е. ненанесения какого-либо вреда живым существам, заимствованный из джайнизма. "Ахимса" трактуется как философско-этическое обоснование тактики ненасилия. Г. исходит из примата средств над целями и утверждает, что средства и цели неотделимы. Хорошие цели достигаются только хорошими средствами, их нельзя достичь плохими средствами. Идеализируя патриархальную жизнь, Г. учит, что нравственное самоусовершенствование - основной путь достижения человеком внутр. удовлетворения и душевного покоя. Ганди неоднократно упоминал о влиянии, оказанном на него Л. Н. Толстым и его философией; Ганди был большим почитателем Толстого и состоял с ним в переписке. Еще при жизни Ганди многие его последователи не принимали его философии, хотя и признавали его руководство. Напр., Дж. Неру не придавал абсолютного значения принципу ненасилия в борьбе за независимость, выступал за развитие крупной промышленности и т. п. Да и сам Ганди не всегда был последователен в проведении тактики ненасилия. Так, в период 2-й мировой войны он допускал использование вооруж. сил перед лицом угрозы япон. вторжения в Индию.

После достижения независимости (1947) правящие круги Индии используют идеологию Г., чтобы препятствовать развертыванию клас. борьбы. Так, они поддержали развернувшееся в 1951 под руководством гандиста В. Бхаве движение "бхудан". В то же время в борьбе против рабочего и крест. движения правящая партия Индийский нац. конгресс не отказывается от применения насилия: разгон демонстраций полицией (в 1954 - в Бомбее), вооруж. подавление забастовок (в 1957 - в Калькутте), вооруж. подавление движения племен нага в Ассаме в 1960-61 и т. д.

Лит. о Ганди и гандизме, особенно на англ. яз. и языках народов Индии, огромна. Имеются библиографии работ о Ганди и гандизме: Р. G. Deshpande "Gandhiana. A bibliography of Gandhian literature" (Ahmedabad,1948); I. S. Sharma "Mahatma Gandhi. A descriptive bibliography" (New Delhi, 1955). Наиболее подробная и документированная биография Ганди в кн.: D. G. Tendulkar "Mahatma. Life of Mohandas Karamchand Gandhi" (v. 1-8, Bombay,1951-54); автор - ортодоксальный гандист - подробно освещает жизненный путь и деятельность Ганди. Последнему периоду деятельности Ганди посвящена книга: Pyarelal "Mahatma Gandhi. The last phase" (v. 1-2, Ahmedabad, 1956-58).

На рус. яз. переведена книга Д. Датта "Философия Махатмы Ганди" (М.. 1959); автор дает односторонний и некритич. очерк филос. взглядов Ганди. Из работ европ. авторов о Ганди и Г. интересна книга Ромен Роллана "Махатма Ганди" (рус. пер., Л., 1924). Следует отметить также не вполне объективную, но насыщенную фактами книгу Льюиса Фишера (Fisher L.,The life of Mahatma Gandhi, L., 1951).

Из марксистских работ, написанных инд. коммунистами, наиболее интересны: Е. М. Намбудирипад "Махатма Ганди и гандизм" (1958, рус. пер., М., 1960); H. Mukerjee "Gandhiji. A study" (New Delhi, 1960). Эти книги дают анализ деятельности Ганди на фоне новейшей истории Индии. Авторы высоко оценивают роль Ганди в нац.-освободит. движении и в то же время показывают слабости и противоречия гандизма. Следует отметить также книгу англ. коммуниста П. Датта "Индия сегодня" (рус. пер., М., 1948).

Сов. авторы уделили большое внимание Ганди и гандизму, но до недавнего времени (50-е гг.) их работы освещали личность Ганди и сложную и противоречивую идеологию гандизма односторонне. Под влиянием нек-рых высказываний Сталина ими ошибочно подчеркивались реакц. стороны гандизма и колебания в деятельности Ганди; недооценивалась прогрессивная сторона, в частности роль Ганди в сплочении широких масс индийцев на борьбу за независимость.

Наиболее всесторонний анализ мировоззрения и деятельности Ганди и роли гандизма в истории инд. народа дается в коллективном труде сов. индологов "Новейшая история Индии" (М., 1959); историч. роль Ганди освещена также в статье А. M. Дьякова и И. М. Рейснера "Роль Ганди в национально-освободительной борьбе народов Индии" ("СВ", 1956, No 5).

А. М. Дьяков. Москва.

В начало энциклопедии