Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Энциклопедия "Русская цивилизация"
Статьи на букву "Ю"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

Ю

Ю - буква ю, тридцать вторая буква русского алфавита.

ЮГСКАЯ

ЮГСКАЯ - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков чудотворной иконы Смоленской «Одигитрии». Находилась в Югской Дорофеевой пустыни, на берегу р. Юги, близ Мологи. Прославилась икона в 1616. В царствование Михаила Феодоровича, когда шведы разоряли окрестности Пскова и грабили церкви и монастыри, некий благочестивый старец, схимонах Дорофей, решил удалиться из Псково-Печерского монастыря на родину, в с. Никольское, близ Мологи. Молясь перед отправлением в путь перед чудотворною Печерскою иконою Богоматери, он услышал от иконы голос, который повелевал ему взять с собой икону «Одигитрии» и указывал место, где находится эта икона. Настоятель не отпускал было старца, но Сама Пресвятая Богородица явилась ему во сне и повелела отпустить. Старец дошел до р. Юги, за семь верст до родины, и от усталости лег отдохнуть, икону же поставил на дерево. После отдыха он хотел снять икону, но, как ни усиливался, не смог. Наконец услышал от нее голос: «Не трудись напрасно. Я желаю, чтобы здесь была устроена обитель для иноков. В ней пребудет навсегда образ Мой и с ним благодать Моя и сила». Тогда Дорофей устроил тут келью, куда внес икону. Когда же жители окрестных селений узнали о пришествии старца с чудесною иконою, то стали приходить к нему для поклонения иконе, и больные из них получали исцеления. Старец скончался в 1623. Священник села Никольского хотел было перенести икону в приходскую церковь, но икона не один раз чудесным образом удалялась из церкви, и ее находили в келье старца. Тогда устроили здесь церковь и монастырь. От иконы произошло много чудес.

Празднуется 28 июля/10 августа.

Прот. И. Бухарев

ЮГСКАЯ ДОРОФЕЕВА ПУСТЫНЬ

Ярославская еп., при слиянии рек Белого и Черного Югов, в окрестностях Рыбинска.

Основана в 1615 - 23. Здесь находилась икона Божией Матери «Одигитрии», называемая Югскою.

ЮРИЙ (В КРЕЩЕНИИ ГЕОРГИЙ) ДМИТРИЕВИЧ (ДИМИТРИЕВИЧ) ЗВЕНИГОРОДСКИЙ

ЮРИЙ (В КРЕЩЕНИИ ГЕОРГИЙ) ДМИТРИЕВИЧ (ДИМИТРИЕВИЧ) ЗВЕНИГОРОДСКИЙ (26.11.1374 - весна 1434), галицко-звенигородский князь. Сын вел. московского кн. Дмитрия Ивановича Донского и вел. кн. Евдокии Дмитриевны, дочери суздальского кн. Дмитрия Константиновича.

В правление Василия I Юрий выполнял многие важные поручения старшего брата: ходил в походы на Торжок и Новгород Великий, на волжских и камских татар; его войска повоевали Двинскую и Заволжскую земли. После занятия великокняжеского стола своим племянником Василием II Юрий начал с ним вооруженную борьбу за верховную власть в Северо-Восточной Руси, которая проходила с переменным успехом. Юрию дважды удавалось захватывать Москву в 1433 и 1434 и объявлять себя вел. князем. Но его княжения в Москве были непродолжительными. Умер он, правда, вел. московским князем и был похоронен в Кремлевском Архангельском соборе. При его непосредственном участии были созданы Успенский собор в Звенигороде, Рождественский собор в Савво-Сторожевском монастыре, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре.

О. М. Рапов

ЮРИЙ (ГЮРГИЙ, ДЮРГИЙ, В КРЕЩЕНИИ ГЕОРГИЙ) ВЛАДИМИРОВИЧ ДОЛГОРУКИЙ

ЮРИЙ (ГЮРГИЙ, ДЮРГИЙ, В КРЕЩЕНИИ ГЕОРГИЙ) ВЛАДИМИРОВИЧ ДОЛГОРУКИЙ (ок. 1090-15.05.1157), великий киевский князь. Сын вел. русского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха.

Ребенком Юрий был отправлен отцом на княжение в Ростово-Суздальскую землю. Помогать ему в управлении должен был знатный киевский боярин Георгий Шимонович (Симонович). В 1120 Юрий совершил победоносный поход на волжских булгар и привел много пленников. С началом феодальной раздробленности Руси (после 1132) он проводит очень активную политику, стремясь захватить у соседей их земли, за что и был прозван Долгоруким. Его союзниками выступали новгород-северские князья и половцы. Дважды Юрию удавалось овладевать Переяславлем-Русским. В 1147 он совершил поход на Новгород Великий, пытаясь подчинить его своей власти, разорил Торжок и район р. Меты. С 1149 вел борьбу с племянником Изяславом Мстиславичем за киевский стол. Несколько раз Юрий захватывал Киев, но не мог в нем удержаться. Только в 1155 он прочно обосновался в древнерусской столице, но объединить всю Русь под своей властью не смог.

Юрий основал города Юрьев-Польский и Дмитров на р. Яхроме, Переяславль-Залесский на Плещеевом озере. В письменных источниках сообщается, что он заложил и построил Москву в устье р. Неглинной, где ранее располагалось имение суздальского тысяцкого Стефана Ивановича Кучки. Юрий казнил Кучку за серьезную провинность, а принадлежавшие ему земли отобрал в казну. Юрием были построены и многие храмы, в частности Спасский собор в Суздале, Спасский и Георгиевский соборы во Владимире-Залесском, каменная церковь свв. Бориса и Глеба на р. Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасский собор в Переславле-Залесском.

О. М. Рапов

ЮРИЙ (ЮРЕЙ, В КРЕЩЕНИИ ГЕОРГИЙ) ДАНИЛОВИЧ (ДАНИИЛОВИЧ)

ЮРИЙ (ЮРЕЙ, В КРЕЩЕНИИ ГЕОРГИЙ) ДАНИЛОВИЧ (ДАНИИЛОВИЧ) (ск. 2.11.1325), московский, а затем и великий владимирский князь. Старший сын московского кн. Данилы (Даниила) Александровича. Княжил в Переславле-Залесском, а с 1303 - в Москве. В 1303 присоединил к Москве Можайское княжество.

Юрий много лет боролся с тверским кн. Михаилом Ярославичем за право называться вел. владимирским князем. Он привлек на сторону Москвы Владимирского митр. Петра. В 1311 Юрий захватил Нижний Новгород, где посадил на княжение своего брата Бориса. Он пытался поставить под свой контроль и Новгород Великий.

В 1317 Юрий получил в Золотой Орде ярлык на великое княжение и женился на сестре хана Узбека Кончаке (в крещении - Агафье). Был разбит Михаилом Тверским, бежал в Орду, где добивался от хана расправы над своим политическим противником, обвиняя Михаила Ярославича в отравлении Кончаки (Агафьи), умершей в Твери при загадочных обстоятельствах. После казни Михаила Тверского в Орде в 1318 Юрий утвердился на вел. владимирском княжении. В 1322 он за какую-то провинность был лишен Узбеком владимирского стола и до самой смерти оставался лишь московским князем.

Юрий продолжал бороться с Тверью, а также пытался упрочить свое влияние на Новгород Великий и Устюг. Он был убит в Орде тверским кн. Дмитрием Михайловичем Грозные Очи.

О. М. Рапов

ЮРОДСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮРЬЕВ

ЮРЬЕВ (с 1030 по 1224 и с 1893 по 1919 - Юрьев, с 1224 по 1893 - Дерпт, после 1919 - Тарту), один из древнейших русских городов Прибалтики в 30 км от Чудского озера. Постоянное городище возникло в V в. В «Повести временных лет» Юрьев (городище) упоминается в 1030 как град Юрьев, занятый и перестроенный Ярославом Мудрым. Юрьев имел большое стратегическое значение в борьбе с немецкими рыцарями-крестоносцами (1206 - 27). Защита Юрьева эстами в союзе с кн. Кокнесе Вячко с осени 1223 по лето 1224 окончилась разгромом эстов и решила дальнейшую судьбу материковой Эстонии. Юрьев стал центром епископства (княжества). Был основан замок епископа, вокруг которого возник и город. Городские права Юрьев получил в 1-й пол. XIII в. Со 2-й пол. XIII в. до сер. XVI - член Ганзейского союза, имел важное значение в торговле Ганзы с Псковом и Новгородом. Во время Ливонской войны гарнизон Юрьева в 1558 капитулировал перед русскими войсками; в н. 1570-х разрушен. По Ям-Запольскому миру в 1582 отошел к Польше. В польско-шведской войне в 1600 был захвачен Швецией, а в 1603 - Польшей. С 1625 вновь перешел к шведам. В 1630 в Юрьеве была открыта академическая гимназия, в 1632 преобразованная в университет, который работал с перерывами до 1699 (1699-1710 - в Пярну). Во время Ливонской и др. войн в Юрьеве отмечалось падение торговли и ремесла. В к. XVII в. в Юрьеве было 2 тыс. жителей. Во время Северной войны 13 июля 1704 шведский гарнизон Юрьева капитулировал перед русскими войсками; в 1708 полностью разрушен. По Ништадтскому миру 1721 возвращен России. Дальнейшее развитие Юрьева связано с основанным здесь русским Юрьевским (Дерптским) университетом, сыгравшим видную роль в истории науки и культуры России.

ЮРЬЕВ ДЕНЬ

ЮРЬЕВ ДЕНЬ - праздник в честь «освящения церкви св. великомученика Георгия в Киеве, пред враты Св. Софии».

Праздник этот известен в русском народе под названием осеннего, в отличие от весеннего, Юрьева дня и ведет свое начало с XII в. Он установлен вел. кн. Ярославом, который первый заповедал по всей Руси «творити праздник св. Георгия месяца ноября 26-го числа». В древнерусской жизни Юрьев день был очень важным срочным днем в хозяйственном быту, так как в этот день русские крестьяне пользовались правом перехода от одного помещика к другому. В Судебнике говорится об этих переходах, что они должны совершаться за неделю до Юрьева дня и неделю по Юрьеве дне осеннем. В одной грамоте тоже читаем: «...а крестьянам отказываться из города в волость и из волости в город на один срок в году: за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю по Юрьеве дне осеннем». В Стоглаве по указу царя и митрополита предписывается «отказывать (отпускать) служилых людей при монастырях, домах монастырских, архиерейских и епископских на срок по Юрьеве дне осеннем по старине же».

Царь Борис Годунов, а за ним царь Василий Иванович Шуйский решительно запретили вольные переходы крестьян, и вместе с тем прекратилось прежнее значение Юрьева дня осеннего. Теперь о нем сохранилось несколько пословиц, в которых предки наши, видимо, высказывали сильное сожаление о потерянном дне свободы. «Вот тебе, бабушка, Юрьев день», - вероятно, сказалось русским человеком, когда он впервые и неожиданно узнал запрещение перехода. Или: «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора»; «Верстался мужик на Юрьев день рядеть о боярском добре: мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день» и т.д. От древнего Юрьева дня оставался вплоть до XIX в. благочестивый обычай, по которому в день памяти св. Георгия, 26 ноября, русские крестьяне при отъезде куда-либо в дорогу служили молебствия о благополучии на предстоящий путь. И.П. Калинский

ЮРЬЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Новгородская еп., на берегу р. Волхова, близ Новгорода. Основан в 1030 вел. кн. Ярославом Владимировичем, нареченным во св. крещении Георгием. В 1092 монастырь был расширен, а в 1119 - 30, при св. кн. Всеволоде, на месте деревянной церкви была построена каменная. До XVIII в. монастырь был одной из богатейших северных обителей, назывался даже лаврой и к нему было приписано до 15 других монастырей; затем, благодаря известному закону XVIII в. о монастырях, он был поставлен в очень скромное положение, а большой пожар 1810 довел его до совершенно печального состояния. В течение 1822 - 38 он был приведен в блестящее состояние, благодаря трудам архим. Фотия и щедрой благотворительности его духовной дочери гр. А.А. Орловой-Чесменской. Соборный храм вмч. Георгия, представляющий собой древнейший памятник зодчества XII в., был возобновляем в 1345, в 1706 и 1825. Престол в этом храме - из мрамора и был покрыт серебряным окладом, с бронзовою сенью над алтарем; на горнем месте вместо святительского кресла стояли стальные стулья, принадлежавшие Петру I; пятиярусный иконостас с иконами в богатых ризах, украшенных драгоценными камнями; в нем особенно почитались иконы: св. Георгия Победоносца, Спасителя, Божией Матери Неопалимая Купина (с висящим на ней пожертвованным графиней Орловой замечательным образком «Знамения» Божией Матери, вырезанным из цельного изумруда и осыпанным бриллиантами), Богоявления и свт. Алексия, бывшая в Чесменском бою и пожертвованная графом А. Г. Орловым. В приделе св. Феоктиста, в серебряной раке, устроенной в 1847, почивали под спудом его мощи. В монастыре были погребены князья и княгини Новгорода.

С.В. Булгаков

ЮРЬЕВЕЦ

ЮРЬЕВЕЦ - город в Ивановской обл., центр Юрьевецкого р-на. Население 15,4 тыс. чел.

Основан в 1225 владимирским кн. Юрием (Георгием) Всеволодовичем как Юрьев-Подольский и назван по его имени (другое название Георгиевск). В 1237 сожжен войсками хана Батыя. С 1405 в составе Городецкого княжества, с 1448 - Московского, с 1451 - Суздальского, затем снова Московского. В 1556 отписан Иваном Грозным в опричнину. В н. XVII в. неоднократно подвергался нападениям поляков. В 1661-63 в Юрьевце возведена каменная крепость с башнями (разобрана в к. XVIII в.); остатки - т. н. Белый город - на горе, над акваторией речного порта.

В центре города сохранились старый (1806) и новый (1825 - 33) Входоиерусалимские соборы, Богоявленская (н. XVIII в.) и Рождественская (1815) церкви.

ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ

ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ (Юрьев-Польской), город во Владимирской обл., центр Юрьев-Польского р-на. Расположен во Владимирском ополье, в верховьях р. Колокши (приток Клязьмы), при впадении в нее р. Гзы. Население 21,6 тыс. чел.

Основан в 1152 кн. Юрием Долгоруким как форпост Владимиро-Суздальского княжества. Название Польский (Польской) получил по местоположению во Владимирском ополье. С 1212 центр удельного княжества. В 1238, 1382, 1408 подвергался разорению монголо-татарами. В 1340 вошел в состав Московского Великого княжества. Сожжен в 1612 во время польско-литовской интервенции. С сер. XVII в. вступил в период торгово-промышленного подъема. Развитию города способствовало его положение на Большой Стромынской дороге, соединявшей суздальские земли с Москвой. С XVIII в. развивается производство пряжи и тканей.

Сохранились: остатки земляных валов Кремля (XII в.), Архангельский монастырь (осн. в XIII в.) с собором (1792), Знаменской церковью (1625), Георгиевский собор (1230 - 34; перестраивался) и др.

ЮХНОВ

ЮХНОВ - город в Калужской обл., центр Юхновского р-на. Расположен на р. Кунаве (бассейн Оки). Население 5,8 тыс. чел. Известен с 1410; город с 1777. Развитию Юхнова способствовало проведение в сер. XIX в. Московско-Варшавской железной дороги.

ЮХНОВСКИЙ КАЗАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Смоленская еп., в Юхнове. Основан до 1611, когда был разорен поляками; возобновлен в 1653. Здесь находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери. Ежегодно в течение двух-трех месяцев она носилась по окружным селениям для поклонения.

ЮЩИНСКИЙ АНДРЕЙ

ЮЩИНСКИЙ АНДРЕЙ (1898-1911), местночтимый киевский святой, ученик приготовительного класса Софийского духовного училища в Киеве; его обескровленное тело было найдено 20 марта 1911 со следами ритуальных мучений, совершенных над ним тайной иудейской сектой. - См.: Ритуальные убийства.

Предыдущая страница Следующая страница