Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭВА"-"ЭДУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭВА"-"ЭДУ")

Эван МакГрегор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эванс, сэр Кристофер

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эвейда, Надя

Сотрудница British Airways, добивающаяся права носить крест

Сотрудница компании British Airways, которая добивается от работодателя права открыто носить нательный крест. Ее история получила большой резонанс в британском обществе.

Надя Эвейда (Nadia Eweida) - 55-летняя сотрудница авиакомпании British Airways (BA), проживает в лондонском предместье Твикенхэм [7], [6]. Дочь египтянина и англичанки, Эвейда исповедует коптское христианство [7].

В октябре 2006 года (по другим данным - в сентябре) дежурный менеджер четвертого терминала аэропорта Хитроу, где работает Эвейда, запретил сотруднице открыто носить маленький нательный крест. Решение было мотивировано тем, что корпоративные правила BA запрещают сотрудникам носить на работе украшения. При этом исключения были сделаны для мусульман и сикхов: первым было позволено носить хиджабы, а вторым - тюрбаны и традиционные браслеты. Эвейда сочла политику компании дискриминационной в отношении христиан, и настаивала, что крест является не украшением, а необходимым для нее религиозным атрибутом. Однако администрация компании не согласилась с доводами сотрудницы и отправила ее в неоплачиваемый отпуск [7], [6], [2]. После этого женщина подала против работодателя судебный иск на основании законодательства о равных условиях найма [7]. Первое слушание суда завершилось не в пользу Эвейды - суд признал решение BA законным [3], [2].

Эвейда заявила, что не пойдет на компромисс и будет добиваться права открыто носить крест на цепочке: опасаясь массового бойкота, BA решила разрешить ношение религиозных символов в виде значков на лацкане униформы. Эвейда отвергла и другое предложение компании: ей предложили открыто носить крест, но работать на другой должности, вне видимости пассажиров [2].

Эвейда получила поддержку от профсоюза работников транспорта (Transport and General Workers' Union, TGWU), 200 своих коллег по работе, которые подписали петицию в ее защиту, христианских организаций и членов парламента Великобритании (общим числом 94 [4]), в том числе лидера Палаты общин Джека Стро (Jack Straw) [7], [2], [5], [1]. Решение BA осудили архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс (Rowan Williams) и архиепископ Йоркский Джон Сентаму (John Sentamu) - соответственно первое и второе лица в иерархии англиканской церкви [2], [3], [6], [5]. Бойкот BA объявили два члена британского правительства: министр по делам Северной Ирландии Питер Хейн (Peter Hain) и министр окружающей среды Бен Брэдшоу (Ben Bradshaw) [5]. Премьер-министр Тони Блэр дал понять председателю совета директоров BA Мартину Брутону (Martin Broughton), что не одобряет решение компании [1].

Использованные материалы

[1] Gary Duncan. Blair put-down for BA head after CBI outburst reignites cross row. - The Times, 28.11.2006

[2] Maurice Chittenden, Cosmo Landesman. BA crucifix rebel turns down peace deal. - The Sunday Times, 26.11.2006

[3] Phil Stewart. Anglicans review ties to British Airways over cross. - Reuters, 24.11.2006

[4] Toby Helm. Nearly 100 MPs join protest over BA cross ban. - Daily Telegraph, 24.11.2006

[5] Steve Doughty, Jane Merrick. Second minister to boycott BA in growing row over Christian worker. - Daily Mail, 21.11.2006

[6] Woman loses fight to wear cross. - BBC News, 20.11.2006

[7] Jane Merrick. Christian BA employee to take legal action over suspension for wearing cross. - Daily Mail, 13.10.2006

Источник: http://lenta.ru/lib/

Эволюция кинематографа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эволюция мультипликации

Эволюция мультипликации

В этот день в 1892 году французский изобретатель, художник Эмиль Рейно в музее Гревен в Париже продемонстрировал свое шоу "Оптический театр". На своем аппарате, праксиноскопе, Рейно показывал движущиеся рисунки, которые называл "светящиеся пантомимы". Изображение было цветным и сопровождалось музыкой и пением.

В первую программу Рейно входили фильмы "Кружка пива" (Un Bon Bock, 1891), "Клоун с собачками", (Clown Et Ses Chiens, 1892) и "Бедный Пьеро" (Pauvre Pierrot, 1891).

Историки кино считают дату показа "светящихся пантомим" Рейно первым в истории показом мультипликационного фильма.

В 1906 году был выпущен первый мультипликационный (анимационный) фильм "Комические фазы смешных лиц" (Нumorous Phases of Funny Faces). Американцы Джон Стюарт Блэктон и Альберт Смит, основатели кинематографического объединения "Витаграф", создали анимационный фильм, где впервые был применен принцип мультипликации, когда один поворот ручки киносъемочного аппарата фиксировал на пленке один кадр изображения: "один поворот - одна картина" (оne turn - one picture).

В 1909 году французский художник-карикатурист Эмиль Коль (настоящая фамилия Куртэ) снял фильм, в котором применил такое нововведение, как соединение игрового (актерского) фильма с рисованным ("Сияние испанской луны"/Сlaire de Lune espagnol).

В 1911 году американский мультипликатор Уинзор МакКей создал первый мультфильм, снятый по комиксам, - "Маленький Немо" (Little Nemo).

Эволюция мультипликации

8 мая (26 марта по старому стилю) 1912 года в Москве был показан первый фильм, сделанный методом объемной мультипликации, - кукольный мультфильм "Прекрасная Люканида" ("Война усачей и рогачей") русского режиссера и оператора Владислава Старевича. Все роли в фильме исполняли куклы насекомых.

Старевич признан создателем кукольной анимации в России и в мире. Однако в 2009 году киноведом Виктором Бочаровым в архивах были обнаружены фильмы, свидетельствующие, что пионером нового направления анимации был балетмейстер и танцор Александр Ширяев, снявший в 1906 году кукольный балет "Пьеро и Коломбина". Но фильмы Старевича прокатывались, а Ширяев делал их для себя.

В 1913 году был сделан первый шаг по направлению к механизации аниматорского труда. Американец Джон Рэндольф Брэй в фильме "Сон художника" (Тhe Artist's Dream) впервые применил упрощенную анимационную технологию: на статичный, неизменный рисунок накладывались клише с меняющимися, подвижными элементами.

В 1917 году состоялась премьера первого полнометражного художественного анимационного фильма Еl Apostol режиссера из Аргентины Квирини Кристиани.

Эволюция мультипликации

В 1928 году американской студией Уолта Диснея (The Walt Disney Studio) был снят первый в истории мультфильм с синхронным звуком "Пароход Вилли" (Steamboat Willie). Герой мультфильма – мышонок Микки Маус, ставший самым популярным рисованным персонажем в истории анимационного кино.

В 1929 году студией Уолта Диснея был выпущен первый музыкальный мультфильм "Пляска скелетов" (The Skeleton Dance).

В 1931 году в Аргентине режиссер Квирини Кристиани поставил первый полнометражный анимационный звуковой фильм "Рeludopolis".

В 1931 году Владислав Старевич снял первый полнометражный кукольный фильм "Рейнеке Лис".

В 1932 году компанией Уолта Диснея был снят первый цветной короткометражный анимационный фильм "Цветы и деревья" (Flowers and Trees).

Эволюция мультипликации

В 1937 году на экраны вышел первый полнометражный цветной мультфильм, снятый студией Уолта Диснея, "Белоснежка и семь гномов" (Snow White and the Seven Dwarfs).

В 1958 году как самостоятельное направление в мультипликации возник японский жанр аниме. Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука, часто называемый "богом аниме и манги".

В отличие от анимации других стран, предназначаемой в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории. Аниме часто (но не всегда) отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издается в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа.

В конце XX го века аниме было официально признано как искусство.

В 1995 году был снят первый полнометражный компьютерный анимационный фильм "История игрушек", созданный студией Уолта Диснея и компанией Pixar.

В 2001 году на экраны вышел первый фильм, полностью созданный способами компьютерной графики, - "Последняя фантазия" (Final Fantasy: The Spirits Within) японского игрового дизайнера Хиронобу Сакагучи. Первая попытка создания не мультфильма, а фактически игровой картины, где реальные актеры заменены их компьютерными двойниками.

Микки Маус

Микки Маус

2012 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20121028/907044014.html

Эвтаназия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эдвард Григ. 100 лет со дня смерти великого композитора

Эдвард Григ. 100 лет со дня смерти великого композитора

Крупнейший норвежский композитор, пианист, дирижёр и общественный деятель Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене. Его предки были выходцами из Шотландии. Отец Эдварда - Александр Григ, занимал пост британского консула в Бергене, мать - Гесина Хагеруп, была пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию.

Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу, в двенадцать лет он уже сочинял собственную музыку. В пятнадцать лет, по совету знаменитого норвежского скрипача У.Булля, Эдварда Грига отправили учиться в Лейпцигскую консерваторию.

В 1862 году, окончив Лейпцигскую консерваторию как пианист и композитор, он вернулся на родину. Однако пребывание в Бергене было недолгим; в 1863 году Григ едет в Копенгаген - центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии, где пробыл два года и где встретил певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. В 1864 году вместе с датскими музыкантами Григ организовал музыкальное общество «Евтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии. Это было началом большой музыкально-общественной, просветительской деятельности. В Копенгагене Григ написал множество музыкальных произведений: «Поэтические картинки» и «Юморески», сонату для фортепиано и первую скрипичную сонату.

В 1865 году он заболел туберкулезом и вынужден был уехать в Италию. Там он восстановил силы, но всю последующую жизнь не отличался крепким здоровьем.

По возвращении на родину Григ некоторое время дирижировал симфоническими концертами в Кристиании (ныне Осло), основал там Норвежскую музыкальную академию.

Наряду с произведениями скандинавских композиторов он знакомил слушателей с творчеством Шумана, Листа, Вагнера. В 1871 году совместно с композитором И. Свенсеном Григ основал музыкальное общество, пропагандировавшее симфоническую музыку и сыгравшее значительную роль в культурной жизни Норвегии.

С 1880 года Эдвар Григ жил в своем родном городе Бергене, где возглавлял музыкальное общество "Гармония".

В 1885 году он продал свой дом в Бергене и поселился в «Трольхаугене» («Холм троллей») - прекрасной загородной вилле под Бергеном, которую покидал только во время концертных поездок. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением как за рубежом, так и в родной стране. Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему звание почетного доктора музыки; он был избран в члены Института Франции и Берлинской академии.

В 1898 году Григ организовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фестиваль, имевший большой успех.

Григ создал большое количество превосходных песен и фортепьянных пьес: сонату, десять тетрадей "Лирических пьес", циклы "Картины народной жизни", "Норвежские крестьянские танцы" и многое другое. Большой популярностью пользуются камерные сочинения Грига. Будучи превосходным пианистом, Григ написал фортепьянный концерт ля минор, получивший широкое распространение во всем мире. Из симфонических произведений всеобщее признание получили сюита "Сигурд Крестоносец" и две сюиты из музыки к пьесе Ибсена "Пер Гюнт".

С годами Григ становился всё более замкнутым. Всё чаще у него были проблемы с лёгкими, выезжать на гастроли становилось сложнее. Несмотря на это, Григ продолжал творить и стремится к новым целям. В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию. Они с женой остановились в маленьком отеле в родном городе Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона. Там Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. 4 сентября 1907 года он скончался. Смерть любимого композитора оплакивала вся Норвегия. Его останки были захоронены в скале недалеко от его любимого дома.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070904/76396483.html

Эдвард Милибэнд

Биография Эдварда Милибэнда

Эдвард (Эд) Милибэнд (Edward Miliband) родился 24 декабря 1969 года в Лондоне в семье польских иммигрантов. Его отец Ральф Милибэнд - известный марксистский теоретик - родился в Бельгии в семье польских евреев, во время Второй мировой войны бежал в Великобританию. Мать - Марион Козак, пережила Холокост благодаря полякам-католикам, прятавшим ее от нацистов.

Эдвард - младший брат Дэвида Милибэнда, министра иностранных дел Великобритании в 2007-2010 годах.

Эд Милибэнд окончил Колледж Корпус-Кристи (Corpus Christi Colleg) Оксфорда, где получил степень бакалавра по философии, политологии и экономике и Лондонскую школу экономики (магистратура по экономике).

После непродолжительной карьеры в тележурналистике Эд Милибэнд в 1993 году стал спичрайтером сначала заместителя, а затем "теневого" министра финансов Гордона Брауна.

В 1997 году, после победы лейбористов на выборах в парламент, Эд Милибэнд стал специальным советником министра финансов Гордона Брауна.

В 2003-2004 годах читал лекции в Гарвардском университете (США).

В мае 2005 года был избран в Палату общин парламента Великобритании от округа Северный Донкастер.

В 2006-2007 годах Эд Милибэнд был парламентским секретарем кабинета министров.

В 2007-2008 годах - член кабинета министров и канцлер графства Ланкастер.

В 2008-2010 годах возглавлял министерство по вопросам энергетики и изменения климата.

В мае 2010 года был переизбран в Палату общин парламента Великобритании.

25 сентября 2010 года избран лидером оппозиционной Лейбористской партии Великобритании.

Эд Милибэнд женат. Его супруга Жюстин - адвокат. У пары двое сыновей.

Глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд. Архив

Глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд. Архив

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150507/1062876325.html

Эдвард Нортон

Эдвард Нортон

Эдвард Нортон (Edward Harrison Norton) родился 18 августа 1969 года в Бостоне (штат Массачусетс, США) в семье адвоката, федерального исполнителя в администрации президента США Джеймса Картера.

Детские годы провел в Балтиморе (штат Мэриленд). В пятилетнем возрасте увлекся актерской игрой, занимался в Оренстейновской Колумбийской школе театрального искусства, в 8 лет дебютировал на сцене в местной постановке.

В 1985 году окончил высшую школу Уайлд Лэйк (Wilde Lake High School) в Колумбии (Мэриленд).

Кадр из фильма режиссера Нила Бергера Иллюзионист

Кадр из фильма режиссера Нила Бергера Иллюзионист

В 1991 году получил степень бакалавра истории Йельского университета, где помимо этого изучал также актерское мастерство и японский язык. Посещал популярную школу английского языка NOVA Group.

После окончания университета работал в Осаке (Япония) в консалтинговой компании Enterprise Foundation, принадлежавшей его деду - известному застройщику Джеймсу Роузу.

В 1994 году вернулся в Нью-Йорк, решив полностью посвятить себя актерской карьере. Учился в известной Нью-йоркской актерской студии T. Schreiber Studio. Подрабатывал официантом, корректором, ассистентом режиссера. Играл небольшие роли на нескольких театральных сценах Нью-Йорка, пока его не заметил сценарист Эдвард Элби (Edward Albee). Элби пригласил Нортона в свою постановку "Фрагменты" (Fragments). Вскоре актер был принят в труппу New York Signature Theater Company, с которой сотрудничал Элби.

С 1994 года Нортон - один из членов совета директоров New York Signature Theater Company. В 2001-2003 году он также являлся художественным руководителем театральной компании.

В 2003 году за игру в офф-бродвейском шоу Burn This актер получил престижную театральную премию Obie (Off-Broadway Theater Awards).

Дебютом в кино для Нортона стал фильм "Первобытный страх" (Primal Fear, 1996), где он сыграл молодого заключенного социопата Аарона Стэмплера. За эту роль он получил премию "Золотой Глобус" и был номинирован на "Оскар" как лучший актер второго плана.

В том же году он сыграл Холдена в комедии Вуди Аллена "Все говорят, что я люблю тебя" (Everyone Says I Love You) и адвоката Алана Айзекмана в биографической драме Милоша Формана "Народ против Ларри Флинта" (The People vs. Larry Flynt).

В 1998 году создал образ бывшего предводителя группировки неонацистов Дерека Виньярда в культовой драме "Американская история Икс" (American History X). За эту роль был во второй раз номинирован на "Оскар" (за лучшую мужскую роль).

В 1999 году вместе с Брэдом Питтом сыграл одну из главных ролей в культовым кинофильме Дэвида Финчера по мотивам одноименного романа Чака Паланика "Бойцовский клуб" (Fight Club). После этой роли Эдвард Нортон стал по-настоящему знаменитым.

В 2001 году вместе с Робертом де Ниро и Марлоном Брандо снялся в криминальной ленте "Медвежатник" (The Score).

2002 год стал самым плодотворным в карьере актера: он сыграл главные роли в триллере Бретта Ратнера "Красный Дракон" и криминальной картине Спайка Ли "25-й час", снялся в комедии "Убить Смучи", проявился в эпизодической роли в биографической драме "Фрида". По просьбе своей подруги Сальмы Хайек Нортон также принял участие в написании сценария для этой картины.

Заметными стали работы Нортона в историческом эпосе "Царство небесное" (2005) и мистической мелодраме "Иллюзионист" (2006).

В 2008 году он снялся в фантастическом фильме компании Marvel Studious "Невероятный Халк" (The Incredible Hulk), в 2009 году сыграл главные роли братьев-близнецов Билла и Брэди Кинкейдов в трагикомедии "Листья травы" (Leaves of Grass).

Среди последних работ актера - главные роли в трагикомедии "Королевство полной луны" (Moonrise Kingdom, 2012) и боевике "Эволюция Борна" (The Bourne Legacy, 2012), камео в комедийном фильме "Диктатор" (The Dictator, 2012) и экспериментальном комедийном телесериале "Стелла", образ инспектора Хенкельса в трагикомедии "Отель "Гранд Будапешт" (The Grand Budapest Hotel, 2014).

В 2000 году состоялся режиссерский дебют Нортона в мелодраме "Сохраняя веру". В производстве находится второй фильм актера - картина "Сиротский Бруклин", при работе над которой он также выступил автором сценария и продюсером.

Совместно с младшим братом Джимом Нортон стал одним из основателей успешной продюсерской компании 5 Films, которая занималась производством многих картин с участием актера.

Нортон уделяет большое внимание благотворительности. Он является членом совета попечителей Enterprise Foundation, создателем Миротворческого Фонда в Йельском университете, участником некоммерческой экологической организации Friends of The High Line. В 2009 году вместе со своей будущей супругой Шоной Робертсон он основал благотворительную компанию CrowdRise.

В 2003 году Эдвард Нортон был признан Человеком года по версии британского журнала GQ.

Нортон женат на продюсере Шоне Робертсон. В марте 2013 года у супругов родился сын.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Американский актер Эдвард Нортон

Американский актер Эдвард Нортон

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140818/1020193291.html

Эдвард Сноуден в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эдвард Станиславович Радзинский

Эдвард Станиславович Радзинский

Драматург, писатель, телеведущий Эдвард Станиславович Радзинский родился 23 сентября 1936 года в Москве в семье драматурга Станислава Радзинского.

В 1959 году окончил Московский историко-архивный институт.

В 1960 году на сцене Московского театра юного зрителя была поставлена его первая пьеса - "Мечта моя… Индия" о судьбе выдающегося музыканта и просветителя конца XVIII века Герасима Лебедева, создавшего в Индии первый индийский театр европейского типа.

Широкая известность пришла к Радзинскому в 1960-х гг., после постановки Анатолием Эфросом двух его пьес: "104 страницы про любовь" и "Снимается кино" в Театре имени Ленинского комсомола. Пьесу "104 страницы про любовь" играли в 120 театрах Советского Союза, по ней был снят культовый фильм 1960-х гг. "Еще раз про любовь", поставлен балет, опера, а через годы вышел римейк картины - "Небо, самолет, девушка" (2003).

Пьесы Радзинского всегда с успехом шли на театральных подмостках страны.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в Москве шло 10 спектаклей по пьесам драматурга, в том числе самая известная историческая трилогия - "Лунин, или Смерть Жака", "Беседы с Сократом", "Театр времен Нерона и Сенеки". Драмы на античный сюжет "Беседы с Сократом" и "Театр времен Нерона и Сенеки" были поставлены Андреем Гончаровым в театре В.В.Маяковского и стали театральными долгожителями.

Лучшие пьесы Радзинского - "104 страницы про любовь", "Снимается кино", "Обольститель Колобашкин", "Продолжение Дон Жуана", "Турбаза" - поставил Анатолий Эфрос.

Пьеса "Старая актриса на роль жены Достоевского", впервые поставленная во Франции - в Театре Европы, шла в 12 странах мира.

Почти все пьесы Эдварда Радзинского поставлены во многих театрах мира - в Америке, Канаде, Франции, Германии, Швеции, Дании, Бельгии, Финляндии, Японии и в других странах.

В 1990-х гг. начался еще один новый период в творчестве писателя. Радзинский выпустил серию прозаических произведений, связанных в основном с ключевыми событиями и фигурами русской и мировой истории.

Он написал книги о Наполеоне, Бомарше, о знаменитом французском писателе Шатобриане. Мировыми бестселлерами стали документальные книги о расстреле Николая II, об Александре II, биографии Сталина, Распутина.

Эдвард Радзинский сотрудничает и с кинематографом. Его перу принадлежат сценарии фильмов "Улица Ньютона, дом 1", "Чудный характер", "Каждый вечер в 11 часов", фильма-спектакля "Ольга Сергеевна".

С 1994 г. Радзинский активно сотрудничает с телевидением. Он вел и ведет авторские циклы телепередач "Театральный роман", "Любовь в галантном веке", "Загадки истории" и др., называя их, прежде всего, просветительскими.

Член Союза писателей СССР (1963). Академик ТЭФИ (1997).

Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2006), отмечен премиями "Литературной газеты" (1988), ТЭФИ (1997, 1999, 2003, 2004), Международной премией им. Кирилла и Мефодия (1997).

10 июля 2011 г. Эдвард Радзинский стал участником ДТП. Авария произошла на Малом московском кольце. По предварительным данным, ее спровоцировал именно Радзинский, который на своем Volvo выехал на полосу встречного движения и врезался в Nissan X-Trail, за рулем которого находился 25-летний житель Одинцовского района. В ДТП погибла пассажирка Nissan – 24-летняя местная жительница.

Сам Радзинский не пострадал, но был госпитализирован из-за ухудшения состояния здоровья. Он провел в больнице около двух месяцев.

По факту ДТП возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 264 УК РФ (нарушение норм правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека). Санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет.

Расследование ДТП с участием Эдварда Радзинского взяло на себя главное следственное управление при подмосковном главке МВД. Срок следствия по делу о ДТП продлен до 11 ноября 2011 г.

Драматург Эдвард Радзинский

Драматург Эдвард Радзинский

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110923/441205587.html

Эдвард Уайт

Биография Эдварда Уайта

Американский астронавт Эдвард Хиггинс Уайт (Edward Higgins White) родился 14 ноября 1930 года в городе Сан-Антонио (штат Техас, США).

В 1952 году окончил Военную академию США (U.S. Military Academy) в Вест-Пойнте (West Point) и получил степень бакалавра наук, в 1959 году - Мичиганский университет (University of Michigan) со степенью магистра наук по авиационной технике.

После окончания Военной академии прошел летную подготовку на базах Военно-воздушных сил во Флориде и Техасе.

С 1954 года по 1958 год служил летчиком-истребителем американских ВВС в Германии, летал на самолетах F-86 и F-100.

В 1959 году прошел подготовку в Школе летчиков-испытателей ВВС США (U.S. Air Force Test Pilot School) на авиабазе Эдвардс (Edwards AFB), штат Калифорния. После этого получил назначение в Отделение авиационных систем (Aeronautical System Division) на авиабазу Райт-Паттерсон (Wright-Patterson AFB) возле Дейтона (Dayton), штат Огайо.

Служил летчиком-испытателем военно-транспортных самолетов. Он был пилотом самолета KC-135, который использовался для полетов по параболической траектории для создания кратковременной невесомости. В его самолете готовились к полетам все астронавты первого набора Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration - NASA).

В сентябре 1962 года Эдвард Уайт был зачислен в отряд астронавтов НАСА во время второго набора.

Полет в космос совершил с 3 по 7 июня 1965 года в качестве пилота корабля "Джемини-4" (Gemini-4). Командиром корабля был Джеймс Макдивитт (James McDivitt). Во время этого полета Эдвард Уайт первым из американских астронавтов осуществил выход в космическое пространство. Пробыл в открытом космосе 21 минуту, для маневрирования использовал ручную реактивную установку.

Продолжительность полета составила четверо суток один час 56 минут 12 секунд.

Эдвард Уайт был дублером командира корабля "Джемини-7" (Gemini-7).

21 марта 1966 года был назначен пилотом командного модуля в экипаж первого пилотируемого полета по программе "Аполлон" (Apollo).

27 января 1967 года погиб вместе с еще двумя членами экипажа во время возникшего пожара в космическом корабле на стартовой площадке в Космическом центре Кеннеди (штат Флорида) в ходе одной из тренировок по подготовке к двухнедельному орбитальному полету. Космический корабль постфактум получил название "Аполлон-1". Точная причина возникновения пожара так и не была установлена.

Эдвард Уайт похоронен на кладбище Военной академии США в городе Вест-Пойнт (штат Нью-Йорк).

Астронавт был награжден медалью NASA "За исключительные заслуги" (NASA Exceptional Service Medal), посмертно Космической медалью почёта конгресса США (Congressional Space Medal of Honor). Его имя внесено в Зал славы американских астронавтов (U.S. Astronaut Hall of Fame).

Эдвард Уайт был женат на Патрисии Эйлин Финеган (Patricia Eileen Finegan), у них было двое детей - сын Эдвард (Edward) и дочь Бонни Линн (Bonnie Lynn).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Участники программы Аполлон-1 Роджер Чаффи, Эдвард Уайт и Вирджил Гриссом. Архивное фото

Участники программы Аполлон-1 Роджер Чаффи, Эдвард Уайт и Вирджил Гриссом. Архивное фото

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150603/1067561422.html

Эдвардс, Джон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эдвин Хаббл

Эдвин Хаббл

Эдвин Пауэлл Хаббл (Edwin Powell Hubble) родился 20 ноября 1889 года в Маршфилде (штат Миссури, США) в семье служащего страхового агентства.

В 1910 году окончил Чикагский университет, получив диплом бакалавра. Затем изучал юриспруденцию в The Queen's College при Оксфордском университете в Англии.

В 1913 году вернулся в США и в течение года занимался юридической практикой в штате Кентукки.

В 1914 году, решив посвятить себя астрономии, поступил в Йеркcскую обсерваторию Чикагского университета, где проработал до 1917 года и защитил диссертацию на докторскую степень в области астрономии.

В 1917 году Эдвин Хаббл был приглашен на работу в новую обсерваторию Маунт-Вилсон, но в это время США вступили в Первую мировую войну, и он ушел добровольцем в армию.

Воинская часть, в которую попал Хаббл, была отправлена во Францию. В ноябре 1918 года он был ранен осколком снаряда.

В 1919 году, демобилизовавшись в чине майора, он начал работать в обсерватории Маунт-Вилсон (Калифорния), где были установлены крупнейшие телескопы того времени - 60- и 100-дюймовые рефлекторы.

Занимался изучением галактических туманностей. В 1922 году предложил классификацию наблюдаемых туманностей на внегалактические (галактики) и галактические (газово-пылевые). В 1924-1926 годах Хабблу удалось на фотографиях обнаружить звезды, из которых состоят некоторые ближайшие к нам галактики, и тем самым доказать, что они представляют собой звездные системы, подобные нашей Галактике.

В 1925 году он составил первую подробную систему классификации галактик по их форме, являющуюся основой современной классификации.

Основываясь на функции светимости галактик, разработал ряд критериев, позволяющих оценивать расстояния до самых далеких из них. В 1929 году Хаббл обнаружил, что между скоростями движения галактик и расстоянием до них существует линейная зависимость (закон Хаббла), и определил численное значение коэффициента этой зависимости (постоянная Хаббла). Это открытие стало наблюдательной основой представлений о расширяющейся эволюционирующей Вселенной.

Вплоть до Второй мировой войны Хаббл исследовал расширение Вселенной на примере все более далеких галактик.

Свои исследования по внегалактической астрономии Хаббл подытожил в книгах "Мир туманностей" (The Realm of the Nebulae, 1936) и "Наблюдательный подход к космологии" (The Observational Approach to Cosmology, 1937).

Когда началась Вторая мировая война, Хаббл возглавил Южно-Калифорнийский объединенный комитет борьбы за свободу.

С 1940 года он начал публично выступать против гитлеровской агрессии. Эдвин Хаббл попытался пойти служить в армию, но из-за возраста его не взяли. В 1942 году ему удалось включиться в оборонную работу на Абердинском полигоне (восточное побережье Америки), где он возглавлял Отдел внешней баллистики.

После окончания войны Хаббл продолжил работу в обсерватории Маунт-Вилсон. Принимал активное участие в создании 200-дюймового телескопа обсерватории Маунт-Паломар. Получил первые фотографии с помощью этого телескопа.

В последние годы жизни Хаббл активно выступал за запрещение оружия массового поражения.

Работа Эдвина Хаббла во время войны была высоко оценена, он получил медаль "За заслуги" (1946).

Заслуги ученого были также отмечены множеством других наград: медалью Барнарда (1935), медалью Катерин Брюс Тихоокеанского астрономического общества (1938), медалью Бенджамина Франклина Института имени Б.Франклина (1939), Золотой медалью Лондонского королевского астрономического общества (1940).

Хаббл был избран в Национальную академию наук США (1927), затем стал членом академий ряда стран.

Умер Эдвин Хаббл в Сан-Марино (штат Калифорния) 28 сентября 1953 года.

Открытие закона расширения Вселенной сделало Хаббла одним из выдающихся ученых ХХ века. Его называют величайшим астрономом со времен Коперника, сравнивают с Галилеем и Гершелем.

Его именем назван кратер на Луне и один из астероидов. А на околоземной орбите несет службу запущенный в 1990 году космический телескоп Хаббла (Hubble Space Telescope).

Американский астроном, основоположник внегалактической астрономии Эдвин Пауэлл Хаббл

Американский астроном, основоположник внегалактической астрономии Эдвин Пауэлл Хаббл

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20141120/1033920733.html

Эдгар Аллан По

Биография Эдгара Аллана По

Американский писатель, поэт и критик Эдгар Аллан По (Edgar Allan Рое) родился 19 января 1809 года в Бостоне (США) в семье актеров бродячей труппы. В возрасте двух лет остался сиротой, после чего был усыновлен купцом из Виргинии - Джоном Алланом. Воспитывался в закрытом пансионе в Англии; в 1826 году поступил в аристократический Университет Виргинии в Шарлоттенсвилле. В студенческие годы увлекался азартными играми, участвовал в кутежах, что провоцировало конфликты с отчимом. После одной из таких ссор будущий писатель покинул дом приемных родителей.

В 1827 году начал литературную деятельность, напечатав сборник стихов "Тамерлан и другие поэмы" (Tamerlane and other poems).

Два года отслужил рядовым в армии, куда поступил под вымышленным именем Эдгар А. Перри.

В 1828 году при финансовой поддержке приемных родителей вернулся в Бостон, где опубликовал сборники "Аль Аарааф, Тамерлан и мелкие стихи" (Al Aaraaf, Tamerlane and Minor Poems, 1829) и "Стихи" (Poems, 1831), однако эти начинания успеха не имели.

В 1830 году поступил в Военную академию США (United States Military Academy) в Вест-Пойнте, однако вскоре оставил учебу, что спровоцировало окончательный разрыв с Джоном Алланом. Оставшись без финансовой поддержки, Эдгар По вновь оказался на грани нищеты.

В 1833 году он впервые выступил как прозаик с рассказом "Манускрипт, найденный в бутылке" (A manuscript found in a bottle), за который получил премию журнала "Балтимор Сатердей Визитер".

В течение 1830-х годов продолжал писать новеллы, регулярно публиковался в литературном журнале "Южный литературный вестник" (Southern Literary Messenger) в Ричмонде, где завоевал репутацию оригинального и остроумного критика. Эти публикации позднее составили знаменитый двухтомник "Гротески и арабески" (Tales of the Grotesque and Arabesque, 1840).

В 1836 году Эдгар По женился на своей кузине Виргинии Элизе Клемм (Virginia Eliza Clemm Poe).

В 1837 году в поисках более оплачиваемой работы переехал в Нью-Йорк, однако из-за финансового кризиса не смог найти там работы.

В 1838-1843 годах жил с женой и ее матерью в Филадельфии, работал в журналах Burton’s Gentleman’s Magazine и Graham’s Magazine, пробовал издавать собственный журнал The Stylus. Опубликовал около тридцати рассказов и множество литературно-критических статей.

В 1839 году издал автобиографическую новеллу "Падение дома Ашеров". В этот же период предпринял попытку создать романтический роман, оставшийся незаконченным, - "Приключения Артура Гордона Пима" (The Narrative of Arthur Gordon Рут of Nuntucket, 1838).

В 1840-е годы По начал работу над серией детективных рассказов, среди наиболее ярких произведений этого периода - "Убийство на улице Морг" (1941), "Тайна Мари Роже" (1842), "Потерянное письмо" (1844). Своими новеллами писатель заложил основы современного детективного жанра, сформировал целый ряд приемов научно-фантастической литературы.

В 1844 году из-за разногласий с руководством журнала По оставил работу в Graham’s Magazine и вновь переехал в Нью-Йорк.

В 1845-1846 годах сотрудничал с нью-йоркским журналом Broadway Journal, после закрытия которого вновь утратил средства к существованию.

Вышедшее в 1845 году стихотворение "Ворон" и одноименный сборник сделали По популярным. О писателе узнали не только в США, но и за пределами страны.

В стихотворной технике По выступил новатором: он ввел новые сочетания размеров и строф, большое внимание уделял внутренней рифме, аллитерации, звукоподражанию. Эта поэтическая техника достигла своей вершины в стихотворениях "Колокола", "Аннабель Ли", "Улялюм".

Продолжая писать рассказы, По одновременно трудился над своей "философией творчества", которой посвятил ряд лекций, трактатов и эссе: "Маргиналии" (1844), "Философия творчества" (1846), "Логическое обоснование стихосложения" (1848), "Поэтический принцип" (1850).

Последней книгой, вышедшей при жизни писателя, стало эссе "Эврика. Поэма в прозе (Опыт о вещественной и духовной Вселенной)" (Eureka: an Essay on the Material and Spiritual Universe) (1848).

В 1847 году, после смерти страдавшей от туберкулеза Виргинии, По впал в глубокую депрессию, начал употреблять наркотики. Последние годы жизни писателя омрачались частыми приступами алкоголизма и психическими срывами.

После одной из железнодорожных поездок в октябре 1849 года Эдгара По нашли в бессознательном состоянии. Его привезли в Балтимор, где он умер в больнице 7 октября 1849 года в возрасте 40 лет. Был похоронен на кладбище Вестминстер-холл. Причина его смерти до сих пор остается темой для дискуссий.

В октябре 2009 года, спустя 160 лет после своей смерти, Эдгар Аллан По был удостоен повторного отпевания. Костюмированная церемония проходила в музее писателя в Бостоне, где был выставлен гроб с манекеном Эдгара По.

Оригинальность стиля По не нашла себе последователей в Америке. В европейской литературной традиции влияние По испытывали на себе Шарль Бодлер, Стефан Малларме, Морис Метерлинк, Оскар Уайльд, Данте Габриэль Россетти, Роберт Льюис Стивенсон. Увлекались творчеством По и русские символисты - Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Аудио предоставлено ФГУП "Фирма "Мелодия"

Эдгар По, архивное фото

Эдгар По, архивное фото

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140119/989829300.html

Эдгард Запашний

Биография Эдгарда Запашного

Российский цирковой артист, дрессировщик, укротитель тигров Эдгард Вальтерович Запашный родился в Ялте 11 июля 1976 года. Через год в Харькове 27 сентября родился его брат - Аскольд Запашный.

Эдгард и Аскольд - представители всемирно известной цирковой династии Запашных в четвертом поколении.

Их отец - Вальтер Запашный, выдающийся советский и российский артист цирка.

Как принято в семьях цирковых артистов, Эдгарда и его брата занимали во многих выходах на манеж еще задолго до работы в полноценном самостоятельном представлении.

Цирковой дебют Эдгарда Запашного состоялся в 1988 году в Риге, а в начале 1990‑х годов семье Запашных был предложен выгодный контракт в Китае. Специально для Запашных китайская сторона построила большой летний цирк в Сафари парке, близ города Шэньчжэнь.

Эдгард Запашний

Братья Запашные побывали с гастролями в Японии, Казахстане, Венгрии, Монголии, Белоруссии. Вернувшись в Россию, занялись планированием гастролей по стране. В течение года Запашные посетили с гастролями Кисловодск, Ростов‑на‑Дону, Саратов, Нижний Тагил и другие города.

В 1997 году братья Запашные с цирковыми номерами "Жонглеры на лошадях" и "Дрессированные обезьяны" получили главный приз Первого всероссийского фестиваля‑конкурса циркового искусства в Ярославле - "Золотую тройку".

В том же году Творческий союз цирковых деятелей России назвал Запашных "лучшими цирковыми артистами года".

В 2001 году во время очередных гастролей в Московском цирке на проспекте Вернадского Эдгард вместе с братом стал лауреатом национальной премии "Циркъ" и был награжден специальным призом Большого Московского цирка.

Эдгард и Аскольд Запашные вместе создали "Цирк братьев Запашных", являются авторами нескольких цирковых шоу: "Камелот", "Камелот‑2. Наместник богов", "Садко".

Дрессировщик Эдгард Запашный во время выступления.

Дрессировщик Эдгард Запашный во время выступления.

Эдгард принимал участие в большом количестве телевизионных проектов: "Город соблазнов", "Король ринга", снимался в телесериалах, исполнял роли в музыкальных видеоклипах.

Эдгард Запашный - заслуженный артист России (1999), лауреат премии правительства Москвы (2002), победитель ряда международных цирковых фестивалей.

В 2012 году Эдгарду Запашному и его брату Аскольду за большие заслуги в области циркового искусства были присвоены звания народных артистов России.

Дважды трюки "Цирка братьев Запашных" были внесены в Книгу рекордов Гиннесса. В 2006 году - трюк "Прыжок верхом на льве", его исполнил Аскольд Запашный, который верхом на льве по кличке Майкл совершил почти трехметровый прыжок с одного колеса двухметровой высоты на другое. Второй рекорд "Цирка братьев Запашных" - трюк из номера "Акробаты на лошадях" (колонна из трех человек, которые поднимаются друг другу на плечи, на двух скачущих лошадях) был занесен в Книгу рекордов Гиннесса в 2011 году.

Кроме цирковой карьеры Эдгард Запашный занимался и своим образованием - окончил Московский институт предпринимательства и права. Артист владеет английским и разговорным китайским языками; увлекается бильярдом, боулингом.

Эдгард Запашный холост.

Эдгард Запашный попал в Книгу рекордов Гиннесса с трюком на лошадях

Дрессировщик Эдгард Запашный

Дрессировщик Эдгард Запашный

Эдгард Запашный и белые тигрята

Эдгард Запашный и белые тигрята

2012 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20121115/910827942.html

Эдди Мерфи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эдильсултанов, Магомед

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эдит Пиаф

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эдита Пьеха

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эдуара Молинаро

Биография режиссера Эдуара Молинаро

Эдуар Молинаро родился 13 мая 1928 года в Бордо.

Он рано начал проявлять интерес к кинематографу, в юности участвовал во многих конкурсах любительского кино.

Начинал ассистентом у известных режиссёров, довоенных мастеров комедии (Андре Бертомьё, Мориса де Канажа, Робера Вернея). С 1946 года начал снимать и собственные небольшие документальные и художественные фильмы.

В 1958 году вышел его первый полнометражный фильм "Спиной к стене" (Le Dos au mur).

Молинаро довольно быстро стал известным режиссером, а уже в 1961 году он вошел в жюри Каннского фестиваля.

На первых этапах Молинаро снимал преимущественно триллеры, но затем перешел к комедийному жанру, который и принес ему наибольшую известность.

Он был автором многочисленных кинокомедий, одним из любимых режиссеров Луи де Фюнеса. Молинаро открыл актрису Эмманюэль Беар, снимал таких звезд киноэкрана, как Мишель Серро, Лино Вентура, Фабрис Люкини, Пьер Ришар.

Его наиболее известные картины - "Замороженный" (Hibernatus, 1969) с Луи де Фюнесом в главной роли, "Зануда" (L'Emmerdeur, 1973) с Лино Вентурой и Жаком Брелем, а также "Налево от лифта" (А gauche en sortant de l'ascenseur, 1988) с Пьером Ришаром и Эмманюэль Беар.

Две первые части фильма "Клетка для чудиков" (La Cage aux folles) 1978 и 1980 годов с Мишелем Серро в главной роли были самыми кассовыми в США для категории иностранных фильмов в период с 1980 по 1998 годы. Фильм получил премию "Золотой глобус" и две номинации на премию "Оскар" в 1980 году.

В 1990-х годах Молинаро получил повторную известность благодаря экранизации пьесы "Ужин" (1992) и созданию фильма-биографии Бомарше (фильм "Безрассудный Бомарше", 1996), снятому с Фабрисом Луккини в главной роли по неоконченному сценарию Саши Гитри.

К началу 2000-х режиссер сосредоточился исключительно на малом экране. Среди его последних телевизионных работ - "Нана" (Nana, 2001), "Случайный человек" (Un homme par hazard, 2003), "Необычная семья" (Une famille pas comme les autres, 2005).

7 декабря 2013 года Эдуар Молинаро скончался.

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20131208/982714398.html

Предыдущая страница Следующая страница