Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "С" (часть 11, "СВЯ"-"СЕК")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 11, "СВЯ"-"СЕК")

Святослав Рихтер

Биография Святослава Рихтера

Российский пианист Святослав Теофилович Рихтер родился 20 марта (7 марта по старому стилю) 1915 года в Житомире (Украина). Его отец Теофил Рихтер (1872-1941) был сыном немецкого колониста, жившего в России. Мать, Анна Москалева (1892-1963), происходила из русской дворянской семьи.

Детство и юность Святослав Рихтер провел в Одессе, где учился у своего отца – пианиста и органиста, получившего образование в Вене. В 1941 году его отец был репрессирован как немецкий шпион, а мать вынуждена была эмигрировать в Германию.

В 1932-1937 годах Святослав Рихтер работал концертмейстером в Одесской филармонии, с 1934 года – в Одесском театре оперы и балета.

В 1934 году он дал свой первый концерт.

В 1937 году, в возрасте 22 лет, поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского в класс профессора Генриха Нейгауза, которую окончил в 1947 году с золотой медалью.

30 декабря 1940 года исполнение Первого фортепианного концерта П.И. Чайковского с Государственным симфоническим оркестром положило начало регулярной концертной деятельности пианиста. В 1943 году вместе с певицей Ниной Дорлиак, ставшей его женой и партнером по сцене, он совершил первое гастрольное турне по СССР.

В 1945 году Святослав Рихтер победил на III Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей.

В 1950 году он совершил первые зарубежные гастроли в страны Восточной Европы, а в 1960 и 1961 году – в США, Канаду и страны Западной Европы.

Исполнение Рихтера отличалось техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля.

Репертуар Рихтера включал музыку разных эпох, от Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя до Игоря Стравинского, Бенджамина Бриттена и Джорджа Гершвина. Его высшие исполнительские достижения связаны с творчеством Йозефа Гайдна, Людвига Бетховена, Франца Шуберта, а также Сергея Прокофьева (который посвятил Рихтеру свою Девятую сонату) и Дмитрия Шостаковича.

На раннем этапе карьеры Рихтера его основными ансамблевыми партнерами были пианист, ученик Нейгауза Анатолий Ведерников, скрипачка Галина Баринова, виолончелисты Даниил Шафран и Мстислав Ростропович. В 1960-х годах Рихтер выступал в фортепианном дуэте с Бенджамином Бриттеном, исполняя не только его музыку, но и произведения Моцарта, Шуберта, Шумана, Дебюсси. В 1966 году началось содружество Рихтера и Давида Ойстраха; в 1969 году они осуществили премьеру Скрипичной сонаты Шостаковича. Рихтер был частым партнером Квартета имени Бородина и охотно сотрудничал с музыкантами более молодого поколения – Олегом Каганом, Елизаветой Леонской, Наталией Гутман, Юрием Башметом.

Искусство Рихтера как солиста и ансамблиста увековечено в большом количестве студийных и концертных записей, созданных в 1946-1994 годах.

В 1980 году Святослав Рихтер выступил (совместно с Ириной Антоновой – директором музея) с идеей проведения в залах Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина "Декабрьских вечеров" - ежегодных тематических фестивалей живописи и музыки.

Также по инициативе пианиста были учреждены фестивали Музыкальные празднества в Турени (1964) и музыкальный фестиваль в Тарусе (с 1993 года), для проведения которого был создан Фонд Святослава Рихтера.

Рихтер помимо музыки интересовался изобразительным искусством, сам писал пастелью.

В личной коллекции музыканта были собраны картины и рисунки его друзей и почитателей, среди которых Пабло Пикассо, Оскар Кокошка, Ренато Гуттузо, Василий Шухаев, Роберт Фальк, Дмитрий Краснопевцев, Анна Трояновская и другие.

Последний публичный концерт Рихтера состоялся в марте 1995 года в Германии.

1 августа 1997 года Святослав Рихтер скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Святослав Рихтер – народный артист СССР (1961). Он был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1975). Лауреат Государственной премии СССР (1950), Ленинской премии (1961), Государственной премии РФ за 1995 год. Награжден тремя орденами Ленина (1965, 1975, 1985), орденом Октябрьской Революции (1980), орденом "За заслуги перед Отечеством III степени, другими орденами и медалями, в том числе иностранных государств. Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция, 1985).

Святослав Рихтер был женат на певице (сопрано) и профессоре Московской консерватории Нине Дорлиак (1908-1998), дочери известной певицы Ксении Дорлиак.

Большую часть своего собрания живописи Рихтер завещал в дар Государственному музею изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина. В настоящее время картины находятся в Музее личных коллекций.

В 1999 году на Большой Бронной улице в Москве был открыт Музей-квартира С.Т. Рихтера – филиал ГМИИ.

В июне 2013 года в дар Московской консерватории был передан бронзовый бюст Святослава Рихтера работы скульптора Эрнста Неизвестного.

За роялем один из лучших пианистов ХХ века - Святослав Рихтер. Архив

Святослав Рихтер. Архивное фото

Святослав Рихтер. Архивное фото

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150320/1053233181.html

Святослав Цеголко

Биография Святослава Цеголко

Святослав Петрович Цеголко родился 30 апреля 1979 года в городе Бурштын Ивано-Франковской области Украины.

В 2001 году окончил факультет журналистики Львовского национального университета им. И. Франко.

В 1996-1997 годах - журналист газеты "Вместе" (Львов).

В 1997-2001 годах - главный редактор журнала "Молодая дипломатия" (Львов).

В 1998-2000 годах - журналист газеты "Прогресс" (Львов).

В 1999-2000 годах - корреспондент газеты "За свободную Украину" (Львов).

В 1999-2001 годах - редактор международных и национальных новостей на радио "Люкс FM" (Львов).

В 2001-2004 годах - репортер "Нового канала", соавтор программы "Спецрепортер".

С 2004 года работает на "5 канале". Автор ряда документальных фильмов, в частности "Украинская революция за полшага до крови", "Украинская независимость", а также эксклюзивных интервью с президентами Украины, Грузии, Латвии, Литвы и высокопоставленными чиновниками США, Великобритании, Франции и Польши.

В 2007 году Цеголко был ведущим теледебатов перед досрочными парламентскими выборами.

С мая 2006 года - шеф-редактор проектов "5 канала". С января 2007 года - ведущий программы "Время".

10 июня 2014 года президент Украины Петр Порошенко назначил Святослава Цеголко своим пресс-секретарем.

В 2005 году Святослав Цеголко был признан лучшим репортером "оранжевой революции" (премия "Телетриумф").

Заслуженный журналист Украины (2008). Человек года в сфере журналистики (2008).

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140610/1011511823.html

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь в Костроме

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь в Костроме

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь - одна из древнейших иноческих обителей России, колыбель царственного дома Романовых.

Ипатьевский монастырь, возникший на стрелке рек Волги и Костромы, служил как бы ключом к городу. Монастырь был тесно связан с важнейшими событиями в истории России XVI-XVII веков. Его покровителями были члены знаменитых родов Годуновых и Романовых.

По легенде, Ипатьевский монастырь основан татарским мурзой Четом. Легенда гласит, что в 1330 году по дороге в Москву из Золотой Орды Чет заболел и на месте будущего монастыря увидел во сне Богоматерь с апостолом Филиппом и святым мучеником Ипатием Гангрским. Видение обещало исцеление. Чет выздоровел, добрался до Москвы, принял крещение (он является родоначальником Годуновых) и основал монастырь.

По другой версии, монастырь основал в 1275 г. князь Василий Квашня. После его смерти новый монастырь попал под покровительство Годуновых. Затем монастырь нашел себе покровителя в лице царской династии Романовых.

Мать первого царя Михаила владела богатой Костромской вотчиной и в начале 1613 г. жила с сыном в Ипатьевском монастыре, куда явилось посольство Земского Собора, чтобы в марте 1613 г. объявить об избрании Михаила на царский престол.

Именно к Ипатьевскому монастырю пытались прорваться поляки, стремясь захватить молодого Романова. Иван Сусанин спас новую династию, заманив поляков в чащу.

Ипатьевский монастырь представляет собой неправильный пятиугольник с протяженностью стен 558 метров. Высота стен до 11 метров.

Территория монастыря состоит из двух участков: Старого и Нового города. Старый город создан в 1586-1590 годах на средства Годуновых, а Новый город (1642- 1645 гг.) пристроен по велению царя Михаила Романова.

В 1918 году Ипатьевский монастырь был упразднен; в тридцатых годах ХХ века здесь располагался рабочий поселок "Текстильщица" и до 1958 года постройки обители использовались под коммунальные квартиры для рабочих текстильных фабрик. На рубеже 50-60-х годов началась реставрация архитектурного комплекса монастыря, в котором по решению Совета Министров были размещены фондохранилища и экспозиции Костромского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

В январе 1991 года впервые за многие десятилетия в епископ Костромской и Галичский Александр совершил в Троицком соборе Божественную литургию. В 1993 году решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Ипатьевский монастырь возобновил свое существование. Ныне монастырю возвращены храм святого праведного Лазаря, кельи над погребами, звонница.

До наших дней в монастыре сохранилось три храма: Свято-Троицкий собор (1650-1652 гг), совместно используемый монастырем и музеем-заповедником; Надвратная церковь в честь святых мучеников Хрисанфа и Дарии, в которой сейчас размещена экспозиция отдела новейшей истории музея-заповедника и Церковь во имя святого праведного Лазаря Четверодневного (с 1993 года - в ведении монастыря).

За оградой монастыря раскинулся музей деревянного зодчества. Особенно интересны в нем самобытная церковь Преображения (XVII век) и величавая церковь Собора Богородицы (XVI век). Здесь сохранились палаты бояр Романовых, где до избрания на царство жил первый русский царь из династии Романовых - Михаил.

С 1992 года ежегодно в день убиения царской семьи Романовых (18 июля) в Ипатьевском монастыре совершается заупокойная лития.

2005 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20050323/39560246.html

Святые блаженные князья Константин и чада его Михаил и Феодор

Святые блаженные князья Константин и чада его Михаил и Феодор

Причисленные церковью к лику святых Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские жили в XI-XII веках.

Благоверный великий князь Константин (Ярослав) Святославович происходил из рода святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего землю Русскую. Он был младшим сыном Святослава Ярославича, сначала князя Черниговского, а затем великого князя Киевского (1073-1077 гг.), то есть внуком Ярослава Мудрого и правнуком святого Владимира.

Заботясь об утверждении христианства на Руси, князь Константин хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить его жителей светом христианской веры. Родственник князя Константина, сын великого князя Владимира благоверный князь Глеб, которому был назначен во владение город Муром, употребил много усилий, чтобы склонить его жителей к принятию святого Крещения, но ему не удалось этого сделать.

После того как святой Глеб был убит, Муром долго оставался без христианского князя, и язычество в городе набирало силу. Между тем соседи – болгары, исповедовавшие мусульманство, старались распространить свое влияние на Муром. "Князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен, и множеством людей живущих в нем, и богатством всяким кипящий", испросил у своего отца Святослава этот город себе в удел.

Отец не хотел отпускать Константина, опасаясь за его жизнь, и не дал ему своего благословения. Тогда Константин попросил митрополита Киевского благословить его на обращение народа Муромского в православную веру. Митрополит благословил князя, княгиню Ирину и их сыновей Михаила и Феодора иконой Пресвятой Богородицы и послал с ним епископа и священников.

В 1092 г. Константин вместе со своими сыновьями, князьями Михаилом и Феодором, и супругой Ириной, с духовенством, воинами и слугами пришел из Киева на Рязанскую землю к городу Мурому. Святой благоверный князь Константин послал Михаила убедить муромцев принять его без сопротивления, но язычники убили посланника, бросили его тело за город и стали готовиться к бою. Когда же князь подошел к городу со своей большой дружиной, жители смирились и согласились принять его, но заменить свое язычество на православную веру не захотели.

Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь Константин не оставил, однако, мысли об их просвещении. Прежде всего, он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба. Он не раз призывал к себе старейшин города, и убеждал их переменить веру. С проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем.

Однажды толпа язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя смертью. Горожане поклялись убить или выгнать князя, но христианства не принимать. Святой Константин с сыном Феодором и княгиней Ириной заперлись в Благовещенском храме и усердно молились, пока не услышали голос: "Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою".

Князь вышел с иконой Пресвятой Богородицы к мятежникам. Чудесное сияние лилось от иконы. Пораженные Божественным сиянием, мятежники согласились принять Святое Крещение. "И тако крестишася вся люди града Мурома во имя Отца и Сына и Святого Духа, радующеся и славяще Бога", повествует летописец.

Крещение было совершено над ними в реке Оке.

В распространении Христовой веры среди муромцев блаженному князю Константину ревностно помогал его сын, князь Феодор. В 1129 г. князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями, блаженными Михаилом и Феодором.

В 1345 г. потомок святого князя Константина, благоверный князь Георгий Ярославич, восстановил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С того времени Господь прославил святых князей Константина и его сыновей, так как у гробов их стали совершаться чудеса В 1547 году на Соборе, созванном святителем Макарием, Митрополитом Московским, святые благоверные князья Константин, Михаил и Феодор были прославлены в лике святых. В Муроме местно чтилась и память княгини Ирины, супруги князя Константина.

В 1553 г. царь Иоанн Грозный, идя в поход против татар к городу Казани, зашел в город Муром и пробыл там две недели. Совершив молебен у гробов святых чудотворцев, он дал обещание построить монастырь, если возвратится из похода с победой. С Божией помощью он взял Казань и, возвратившись в Москву, повелел у гробов святых чудотворцев построить каменную церковь. Когда стали копать рвы для этой церкви, нашли мощи святых князей целыми и невредимыми.

По окончании постройки церкви в нише церковной стены было устроено особое место, где и положили святые мощи. Царь Иоанн Васильевич повелел рязанскому епископу Гурию освятить новопостроенный храм и прислал к его освящению различную церковную утварь. Храм был освящен, и при нем устроен монастырь.

Храм Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме

Храм Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100603/219437547.html

Святые мученики Адриан и Наталия

Святые мученики Адриан и Наталия

8 сентября (26 августа по старому стилю) согласно православному календарю - день памяти мучеников Адриана и Наталии, а по народному - день Натальи-овсяницы.

Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан и сам был язычником. Его жена Наталия была тайной христианкой.

Близ Никомидии были гонения на верующих, в одной из пещер укрылись 23 человека, которых поймали, судили, истязали и заставляли принести жертву идолам. Позже их повели в судебную палату, чтобы записать их имена. Здесь Адриан, который был начальником палаты. Он спросил их, какую награду ожидают они от своего Бога за мучения. Они ответили ему: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2, 9). По преданию, услышав это, Адриан сказал писцам: "Запишите и мое имя вместе с ними, потому что и я - христианин". Адриана посадили в тюрьму вместе с ними. Император же советовал ему вычеркнуть свое имя из списка христиан и попросить прощения, но Адриан уверил его, что он не обезумел, а поступал так по собственному убеждению.

Узнав о случившемся, Наталия поспешила в тюрьму, где поддерживала и ободряла Адриана. "Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа, ты приобрел великое сокровище. Не жалей ничего земного, ни красоты, ни молодости (Адриану тогда было всего 28 лет), ни богатства. Все земное - прах и тлен. Богу же угодны только вера и добрые дела". Когда заключенных христиан приговорили к смертной казни, Адриана отпустили на короткий срок домой, чтобы он сообщил своей жене об этом, но Наталия, решив, что он отрекся, сначала не впустила его в дом

"Уйди от меня, обманщик! Не хочу слышать твоего голоса. Не желаю разговаривать с предавшим Христа. Я уже назвала себя женой мученика, но вот вдруг стала женой вероотступника. Коротка была радость моя!" - Адриан же, слыша эти укоризненные речи, радовался и удивлялся твёрдости духа молодой женщины.

"Не бойся и впусти меня, - сказал он. - Я не отрёкся от Христа, я не убежал от мучений, как ты думаешь. Я пришёл за тобой, чтобы сделать тебя свидетельницей моей кончины. Открой же скорее, а то мне придётся уйти, не увидев тебя, и ты потом будешь плакать, что в последний раз не повидалась со мной."

Адриан вернулся в тюрьму, где вместе с другими мучениками был подвергнут страшным истязаниям: мученикам перебивали руки и ноги тяжелым молотом, отчего те в страшных мучениях умирали. Когда очередь дошла до Адриана, Наталия больше всего боялась, чтобы муж ее не смалодушничал и не отрекся от Христа. Она укрепляла Адриана и придерживала его руки и ноги, пока палач перебивал их молотом. Скончался святой Адриан вместе с остальными мучениками в 304 году. Когда их тела начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких же палачей убила молния.

Еще перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили выйти замуж. Спустя некоторое время, тысяченачальник армии хотел жениться на Наталии, которая была еще молода и богата. Тогда Адриан явился ей во сне и сказал, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия скончалась на гробе своего мужа в предместье города Византии, куда его тело перенесли верующие. В память святых мучеников, 8 сентября отмечают именины Адриана и Наталии.

По народному же календарю в этот день было принято начинать покос: из пука овса вязали сноп и крестьяне несли его с песнями на боярский двор или в свою избу. Сноп ставили под образа. Хозяин со своими работниками садился за стол, а хозяйка угощала гостей дежнем-толокном, замешенным на кислом молоке или на воде с медом, а потом угощала овсяными блинами. Уходя, гости говорили: "За сладкий дежен и за сытные блины спасибо, хозяин с хозяюшкой!"

Кроме того, на Наталью в деревне примечали: холодный утренник предвещает раннюю и холодную зиму.

2006 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20060908/53642699.html

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

Статья большая, находится на отдельной странице.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. О празднике

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. О празднике

Сегодня именины у всех православных женщин, носящих имена Вера, Надежда, Любовь, София. Эти имена всегда были одни из самых распространенных в нашей стране, и связано это с тем, что мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию на Руси почитали, им молились, детям давали их имена, в память о чудесном подвиге.

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать София была благочестивой вдовой и воспитывала своих дочерей в христианской вере. Имена девочек были выбраны неслучайно, они были названы в честь главных христианских добродетелей.

Святая София и ее дочери жили в очень непростое время. Быть христианином и открыто говорить об этом, исповедовать свою веру было очень опасно. Христиан преследовали, судили и казнили. Однако это не останавливало юных христианок и их мать, они не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми.

Это и послужило поводом к аресту девочек, напомним, что Вере было 12, Надежде - 10, а Любови - всего 9 лет, когда их отравили под стражу и после - в Рим, на допрос к самому императору Адриану (117 - 138).

Понимая, что участь их практически предрешена, девочки горячо молились о том, чтобы им были посланы силы не испугаться предстоящих мук и смерти. Когда же юные христианки предстали перед императором, придворные были поражены их спокойствием и благодушием. Их будто бы привели не на допрос, а на праздник.

Императора вряд ли интересовали богословские вопросы, да и что могли ответить эти юные создания своему повелителю, скорее это был вопрос утверждения безграничности своей власти. Принципиально важно было запугать, подавить, заставить девочек повиноваться его императорской воле и отказаться от непонятных сектантских убеждений (христиане в то время воспринимались как сектанты, представляющие опасность государственной целостности Римской империи).

Адриан допрашивал их по очереди, настойчиво предлагая принести жертву богине Артемиде, но девочки оставались непреклонны в своем исповедании христианской веры. Тогда император решил предать их публичному наказанию приказал жестоко истязать их:

Согласно преданию святых девиц мучили беспощадно: жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но они чудом оставались в живых. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося неподдающиеся человеческому разумению муки, девочки беспрестанно молились и взывали к Богу. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать заставили смотреть на страдания своих дочерей. Но и она была непоколебима в своем мужестве все время убеждала девочек терпеть мучения во имя Христа. Как часто можно прочесть в житиях мучеников, муки и саму смерть они встречали радостно, так было и с Верой, Надеждой и Любовью. В конце концов девочек обезглавили.

С умыслом усилить страдания матери, император Адриан повелевает отдать матери останки дочерей. Та сложила их в ковчег и с почестями похоронила за городом. Три дня и три ночи София оставалась на могиле своих девочек, пока сама не отошла ко Господу, погребли ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

Вопрос о мученичестве несомненно родится в сознании здравомыслящего человека: зачем? За что? Что значит за Христа пострадать? Кому нужны были эти жертвы, слезы и боль этих маленьких христианок, бесстрашно отправившихся на смерть, воздавая хвалу Богу. Почему христианский Бог допускает такое?

Ответ и сложен и прост одновременно. Мы можем уподобиться Богу только пойдя с ним до конца, выбрав Его путь, а путь Христа - это путь на Голгофу. «И мы призваны быть Христовыми. И перед каждым из нас стоит вопрос о нашем страхе перед страданием - своим, чужым страхе о том, что нам кажется: если только я откроюсь... - мою душу раздерет боль... Начинается же наше соучастие в жизни мира, в жизни человека и в жизни Христа с момента, когда мы говорим: Да! Пусть так будет...!». Эти слова митрополита Антония Сурожского свидетельствуют об особом христианском переживании мира, т.е. именно о том, что сделало возможным добровольное и осознанное принятие мук за Христа. В истории человечества таких примеров немало. Вера, Надежда, Любовь и мать их София - одни из многотысячного сонма святых людей, прославленных Церковью именно за их решимость быть с Богом до конца, превозмогая страх страданий и смерти.

2006 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20060930/54395656.html

Священный месяц Рамадан в исламском мире

Статья большая, находится на отдельной странице.

Священный месяц Рамадан у мусульман

Статья большая, находится на отдельной странице.

Священный месяц Ур Сар у буддистов

Священный месяц Ур Сар у буддистов

Именно этот священный для буддистов лунный месяц выбрал Будда 0 - рождения, просветления и ухода в паринирвану, - каждое из которых, согласно историческим источникам, произошло в 15‑й лунный день месяца Ур Сар. В этот день отмечается Дончод Хурал, который является кульминацией всего торжества Ур Сар.

По лунному календарю этот месяц считается особенно благоприятным для очистительных практик, а все благие действия, совершенные в этот месяц, увеличиваются в тысячи и миллионы раз.

В разных частях света буддисты отмечают этот тройной праздник (калм. Ур Сар, тиб. Сага Дава, инд. Весак) в соответствии с разными национальными традициями.

В калмыцком календаре Ур Сар занимает особое место. Калмыки отмечают его уже несколько веков, и хотя мотивация празднования кочевого народа во многом была связана с сезонными изменениями - переходом с весенних пастбищ на летние - молитвенные церемонии занимали существенное место в этот священный период. Вывешивались изображения божеств, особым образом располагались хурулы-кибитки.

В этот месяц было принято проводить обряды поклонения земле, когда делаются подношения божествам-покровителям этих мест, читаются специальные молитвы.

Именно в это время было важным получить благословение духовных лиц. Монахи освящали местность и животных, кропя их смесью молока и топленого масла. А свои молитвы люди обращали не только к Буддам и Бодхисаттвам, но и главному покровителю кочевого народа ‑ святому старцу Цаган аав.

В наши дни характер этих церемоний сильно изменился: религиозная составляющая вышла на первый план. Буддисты республики уделяют большое внимание духовным практикам - приходят в хурул, чтобы слушать буддийские лекции, принять краткосрочные обеты Махаяны, обновить обеты Прибежища или обеты Бодхисаттвы, садятся в затворничество для начитывания мантр и молитв. Праздник Просветления Будды Шакьямуни обязывает верующих вести особо нравственную жизнь, наложить максимальный контроль на поведение и образ мыслей. Благие поступки дают богатый результат.

Праздничная программа в буддийских храмах республики обычно выстроена так, чтобы задействовать человека в различных полезных мероприятиях - подарить вдохновение на дальнейший духовный путь, наделить новыми познаниями и укрепить веру. Эти мероприятия позволяют практиковаться в трех больших этапах буддийского пути - нравственности, медитации и мудрости.

Наиболее распространенной является практика поклонения Авалокитешваре - Бодхисаттве сострадания - "Нюнгне". Под руководством опытного ламы верующие читают специальный текст и делают простирания. Утром первого дня миряне дают обет не употреблять пищу, не разговаривать и не пить.

На второй день обетов не дают, но продолжают читать тексты. На рассвете третьего дня совершается подношение заслуг, и если есть желание продолжить практику, снова дают строгий обет. Таких сессий необходимо сделать восемь - с первого по пятнадцатый лунный день. Результатом этой практики является закрытие "трех дверей", ведущих в неблагоприятные рождения. Обет молчания предохраняет от рождения в мире животных, отказ от еды и питья - от рождения голодным духом, стойкое преодоление страданий во время практики и поддержание обетов в чистоте - пресекает рождение в аду. Кроме того, практикующий получает мощные отпечатки для встречи с учением Будды в следующей жизни.

Для накопления благой кармы существуют также однодневные обеты Махаяны (направление в буддизме - "северный буддизм"). При этом практикующий берет на себя обязательство не принимать пищу после обеда, не сидеть на высоких сиденьях (не выше локтя), чтобы пресечь появление гордыни, нельзя петь, слушать музыку, танцевать и носить украшения.

Необходимо провести день в изучении буддийской литературы или начитывании мантр. На рассвете следующего дня обеты считаются снятыми.

Тем, кому трудно делать специальные практики, можно совершать по сто восемь или всего семь простираний каждое утро перед статуэткой либо изображением Будды, при этом необходимо представить, что Будды трех времен и десяти сторон света действительно присутствуют перед вами. Можно обходить хурулы, ступы, делать подношения неимущим или монахам, начитывать широко известную мантру "Ом Мани Падме Хум". Необходимо избегать совершения десяти неблагих деяний, которые ведут к плохому рождению. К ним относятся убийство, воровство, неправильное сексуальное поведение, пустословие, обман, злословие, зависть, ненависть и неправильные воззрения.

В течение месяца Ур Сар необходимо стараться совершать максимальное количество благих поступков, избегать порождения в себе гнева, ограничить свои желания, больше читать и стараться осмыслить буддийскую литературу. Желательно воздержаться от употребления мяса и полностью исключить употребление спиртных напитков.

Как считают адепты буддизма, праздник Ур Сар дает прекрасную возможность не только позаботиться о своих последующих благих перерождениях, но и уже в этой жизни стать немного совершенней.

На каком бы уровне и как именно ни праздновали бы Ур Сар буддисты, всех их объединяет одна главная тема и цель - торжество по случаю появления Будды в нашем мире.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110602/380658634.html

Себаcтьян Давид Крос

Биография Кроса, который продолжит работу со сборной РФ по шорт-треку

Ниже приводится биографическая справка о тренере.

Главный тренер сборной России по шорт-треку Себаcтьян Давид Крос (Sebastien David Cross) родился 25 января 1976 года в Обене, Франция. В семь лет начал заниматься конькобежным спортом. В 1992-1998 годах входил в состав сборной Франции по шорт-треку. Вице-чемпион Франции по шорт-треку 1994 года.

В 2002-2007 годах Крос был тренером сборной Франции по шорт-треку. Под его руководством команда заняла пятое место в эстафете на Олимпийских играх в Турине в 2006 году.

В 2007-2012 годах он тренировал женскую сборную Канады. Команда завоевала две серебряные медали на зимней Олимпиаде в Ванкувере 2010 года в эстафете и на дистанции 500 метров.

С 2012 года - главный тренер сборной России по шорт-треку. Под руководством Кроса российская команда добилась первых в своей истории наград на чемпионатах мира и Олимпийских играх. На зимних Играх 2014 года в Сочи спортсмены выиграли пять медалей: три золотых (Виктор Ан на дистанции 500 и 1000 метров, мужская сборная - в эстафете), одну серебряную (Владимир Григорьев на дистанции 1000 метров) и одну бронзовую (Виктор Ан на дистанции 1500 метров).

Себастьян Крос участвовал в образовательных курсах, проводимых Международным союзом конькобежцев (ISU) в разных странах. Имеет высший французский сертификат второго уровня тренера по шорт-треку и сертификат пятого уровня в Канаде. В 2010 году вместе с другими тренерами олимпийской сборной Канады он был назван лучшим тренером года.

В марте 2014 года за большой вклад в развитие международного олимпийского и паралимпийского движения и заслуги в подготовке российских спортсменов Себастьян Крос награжден орденом Дружбы.

Главный тренер сборной России по шорт-треку Себастьян Крос

Главный тренер сборной России по шорт-треку Себастьян Крос

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140416/1004184741.html

Себастьян Коу

Биография Себастьяна Коу

Президент Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ), двукратный олимпийский чемпион Себастьян Коу (Sebastian Coe) родился 29 сентября 1956 года в Лондоне (Великобритания).

Заниматься легкой атлетикой начал в возрасте 12 лет под руководством своего отца, Питера Коу.

В 1972 году выиграл чемпионат Англии по легкой атлетике среди школьников.

В 1976 году Себастьян дебютировал в составе сборной Великобритании на международной арене.

В 1978 году завоевал бронзу на Чемпионате Европы по легкой атлетике в Праге в беге на 800 м.

В 1980 году на летних Олимпийских играх в Москве и в 1984 году на играх в Лос-Анджелесе завоевывал золото в беге на 1500 м и серебро, в беге на 800 м.

В 1986 году Себастьян Коу стал золотым призером Чемпионата Европы в беге на 800 метров.

В 1989 году стал серебряным призером чемпионата мира в беге на 1500 метров.

Двукратный призер Кубков мира: золото (1981) и серебро (1989).

За время карьеры в легкой атлетике Себастьян Коу установил 12 мировых рекордов в забегах на 800 м, 1000 м, 1500 м и одну милю.

В 1990 году окончил спортивную карьеру.

В 1992-1997 годах был членом Палаты общин Парламента Великобритании.

В 1997-2001 годах – личный парламентский секретарь лидера Консервативной партии Великобритании Уильяма Хейга.

С 2000 года – член Палаты Лордов.

С 2003 года – член Совета Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ).

В 2004-2005 годах являлся председателем заявочного комитета по проведению Олимпийских и Паралимпийских игр "Лондон – 2012".

В 2005-2012 годах – председатель оргкомитета Олимпийских и Паралимпийских игр "Лондон – 2012".

С 2007 года занимал пост вице-президента ИААФ.

С 2012 года – председатель Британской олимпийской ассоциации.

19 августа 2015 года Себастьян Коу был избран президентом Международной ассоциации легкоатлетических федераций.

Член Координационного комитета МОК по Олимпийским играм "Токио – 2020".

Председатель Оценочной комиссии ИААФ по проведению Чемпионата мира по легкой атлетике в 2019 году.

Председатель Молодежной рабочей группы АНОК (Ассоциации национальных олимпийских комитетов).

Исполнительный директор агентства CSM Sport & Entertainment.

Международный консультант компании Nike, консультант ФК "Челси".

Председатель благотворительного фонда International Inspiration.

Основатель и попечитель благотворительного фонда Себастьяна Коу.

Кавалер Ордена Британской империи (1982). С 2006 года имеет степень рыцаря-командора, кавалер ордена Кавалеров Почета (2012).

Женат, четверо детей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Себастьян Коу

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150819/1194368599.html

Северная война 1700-1721 годов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Северный морской путь

Северный морской путь

Согласно федеральному законодательству РФ, под акваторией Северного морского пути (СМП) понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Северный морской путь впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-1879 годах шведской экспедицией Нильса Норденшельда.

Первым прохождением Северного морского пути российской экспедицией стала гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач" в 1914-1915 годах. Экспедиция прошла по Севморпути с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр.

За одну навигацию Северный морской путь впервые был пройден экспедицией под руководством Отто Шмидта на судне "Сибиряков" в 1932 году.

Впервые в истории Северный морской путь под водой преодолела дизельная субмарина Щ-423 проекта "Щука". Экипаж под командованием капитана 3-го ранга Зайдулина 5 августа 1940 года отправился в переход по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток.

Переход длился 73 дня, субмарина прошла свыше семи тысяч морских миль, из которых более 600 миль во льдах. В дороге по Северному морскому пути субмарину сопровождали ледокол "Ленин" и транспорт "Александр Серов", на котором находились топливо, запасные детали, продовольствие и другие грузы. Этому походу было присвоено название "Экспедиция особого назначения - 10".

С началом Великой Отечественной войны опыт экспедиции подводной лодки "Щука" был использован в реальной боевой обстановке. Отряд подводных лодок Тихоокеанского флота Северным морским путем совершил скрытый поход в Атлантический и Ледовитый океаны.

Тихоокеанцы топили военные корабли и транспорты врага, сопровождали из Великобритании в Мурманск интернациональные морские караваны союзников, которые доставляли по ленд-лизу военную технику и боеприпасы.

В 1991 году Севморпуть был открыт для международного судоходства.

Северный морской путь - уникальный ресурс национальной экономики Российской Федерации, соединяющий порты европейского и дальневосточного побережий с портами в устьях сибирских рек в единую воднотранспортную систему.

Северный морской путь - кратчайший морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря) и частично Тихого океана (Берингово море). Его длина от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 километров.

Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов).

Северный морской путь представляет собой альтернативу транспортным артериям, проходящим через Суэцкий и Панамский каналы. Если путь из Мурманска в Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал составляет 24 тысячи километров, то Северным морским путем - менее 11 тысяч километров. От Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути 14 тысяч километров, через Суэцкий канал - 23 тысячи километров, вокруг Африки - почти 30 тысяч километров.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, для плавания по трассам Северного морского пути предусмотрен особый режим, правила которого определяет Россия.

К 1990-м годам прошлого столетия инфраструктура Северного морского пути соответствовала требованиям по обеспечению безопасных условий плавания. Но распад Советского Союза и последовавший за ним системный социально-экономический кризис постсоветского пространства негативно сказались на состоянии Северного морского пути. По данным Минтранса, после 1993 года транзитные перевозки носили случайный характер - в отдельные годы не более одного-трех рейсов. К концу 1990-х годов работа Северного морского пути была практически парализована.

В последние несколько лет наметилась тенденция к увеличению объемов морских перевозок.

Согласно статистическим данным, в 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тысяч тонн (проведено 4 судна), в 2011 году - более 820 тысяч тонн (проведено 34 судна), в 2012 году эта цифра составила 1,26 миллиона тонн (проведено 46 судов).

В настоящее время выдается более 600 разрешений на проводку судов в год. Объем доставляемых грузов составляет порядка 4 миллионов тонн.

Основными пользователями Северного морского пути являются "Норильский никель", Газпром, Лукойл, Роснефть, Росшельф, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), а также Чукотка.

8 июня 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил комплексный проект развития Северного морского пути с целью реализации потенциала этой акватории как для транзитного судоходства, так и для доставки грузов из соответствующих пунктов, находящихся на севере России, и в них.

Караван судов на трассе Северного морского пути

Караван судов на трассе Северного морского пути

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150805/1161664413.html

Северный поток

Статья большая, находится на отдельной странице.

Северо-Крымский канал

Северо-Крымский канал

Северо-Крымский канал – самая длинная водная артерия в Европе. Его протяженность от города Новая Каховка до города Керчь составляет 405 километров, длина магистрального канала и его ответвлений превышает 10 тысяч километров. Сегодня за счет канала Крым удовлетворяет до 85% потребности в воде.

Канал выходит из Каховского водохранилища и через Перекопский перешеек достигает Керчи.

Постановление Совета министров СССР "О строительстве Каховской ГЭС на реке Днепр, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов и об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма" было опубликовано в сентябре 1951 года. Проект строительства первой очереди Северо-Крымского канала был подготовлен к 1954 году. Более десяти лет шли исследовательские и изыскательские работы, в феврале 1961 года пленум Крымского обкома партии объявил строительство Северо-Крымского канала всенародной стройкой. 17 октября 1963 года после взрыва перемычки днепровская вода устремилась в Крым.

В 1963 году вода транспортировалась до города Красноперекопска, в 1965 году – до города Джанкоя, в 1971 году – в Керчь.

По пути магистрального канала были построены новые водохранилища или реконструированы уже существовавшие для водоснабжения сельских населенных пунктов, а также городов Старый Крым, Судак, Феодосия и Керчь. В 1971 году было сдано в эксплуатацию Феодосийское водохранилище объёмом 15,37 миллиона кубических метров для водоснабжения Феодосии, Судака и сельских населённых пунктов. В 1972 году у поселка городского типа Ленино была завершена реконструкция Ленинского водохранилища (бывшее Юз-Макское), его объем достиг 7,7 миллиона кубических метров. Строительство первой очереди канала было завершено в конце 1975 года вводом в эксплуатацию построенного в естественной котловине Станционного (Керченского) водохранилища для водоснабжения Керчи. Отсюда мощные насосы поднимают днепровскую воду на 53 метра и подают в Керчь. Станционное водохранилище эксплуатируется в каскаде с построенным в балке Зеленый Яр Зеленоярским водохранилищем, сданным в эксплуатацию также в 1975 году.

В 1978 году в балке Курпеченская у села Фронтовое было построено Фронтовое водохранилище, которое является одним из крупнейших наливных водохранилищ, его объем составляет 35 миллионов кубических метров.

В 1981 году было реконструировано Старо-Крымское водохранилище, построенное в 1952-1957 годах на реке Чорох-Су. После реконструкции в водохранилище аккумулируются не только воды реки, но и воды канала, подача которых зависит от водности года. В нижнем течении реки Самарли в естественной котловине было построено Самарлинское водохранилище для водоснабжения города Щелкино.

В апреле 1977 году началось строительство второй очереди Северо-Крымского канала. Проектом предполагалось строительство наливных водохранилищ для обеспечения водой Симферополя, Севастополя и курортов Южного берега Крыма, но из планируемых водохранилищ было построено только Межгорное водохранилище для водоснабжения Симферополя и Севастополя. Это самое крупное из наливных водохранилищ Крыма.

Строительство очередей канала продолжалось до конца 1990-х годов.

Планировалось охватить оросительной системой весь полуостров, но в 1997 году работы по строительству канала были заморожены из-за недостатка средств.

Ширина канала варьируется от 15 до 150 метров, глубина достигает семи метров. Максимальная пропускная способность – 300 кубических метров в секунду.

В настоящее время износ канала достигает 80%, износ системы водоснабжения на полуострове превышает 60%. Потери воды при перекачке по существующим трубопроводам до потребителей могут составлять до 40%.

Паромная переправа Крым - Кавказ

Паромная переправа Крым - Кавказ

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140414/1003852380.html

Сегодня Христос входит в Иерусалим. Вербное воскресенье

Сегодня Христос входит в Иерусалим. Вербное воскресенье

Шестое воскресенье Великого поста - это праздник Входа Господня в Иерусалим, или вербное воскресенье.

В конце ли марта или в последние дня апреля наступает Вербное, мы вспоминаем о нем за несколько дней: в каждом переходе метро продается верба, она в руках почти у каждого прохожего на улице. Аромат начинающейся весны сплетается с ожиданием торжественного и скорбного, Страстной и Пасхи.

О входе Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страданий повествуют все четыре евангелиста. Когда после воскрешения Лазаря Христос отправился для празднования Пасхи в Иерусалим, многие люди с огромной радостью последовали за ним, видя те чудеса, которые он сотворил, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей.

Но не все разделяли радость: иудейские первосвященники, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его. Но произошло неожиданное для них: жители Иерусалим вышли встречать Христа с огромной радостью. Восклицая «Осанна!», они бросали ему под ноги пальмовые ветви и постилали свою одежду. «Осанна, благословен грядущий во имя Господне» - слышалось отовсюду.

Далее Евангелие повествует: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Это событие понимается по-разному: некоторые исследователи библейского текста говорят о том, что прибытие Христа в Иерусалим на осле - это символ величайшего смирения Господа, другие говорят о том, что на ослах в древние времена ездили почетные люди и это было особым знаком почета.

«Когда мы услышали об этом в святом Евангелии, когда мы слышали весть об этом в церковной молитве и песне - с чем выходим мы из храма? Поставим себе вопрос о том, на кого из апостолов мы можем быть похожи? На Фому ли, который говорил своим соапостолам: Пойдем с Ним и умрем с Ним, если нужно?.. На Петра, который по страху отрекся от Него трижды? На Иуду, который Его предал? Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Поставим себе этот вопрос каждый раз, когда мы выйдем с богослужения, каждый раз, когда мы будем на него приходить: и тогда, может быть, что-нибудь проснется в нашей душе, что-нибудь дрогнет. Может быть, тогда эта Страстная седмица окажется и для нас началом - началом нового понимания, новых переживаний и новой жизни», - напоминал своей пастве покойный митрополит Антоний Сурожский.

В этот день совершается освящение ваий (пальмовых ветвей), в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.

В России пальмовые ветви заменяются ветвями распускающейся вербы, хотя многие храмы украшаются и пальмовыми ветвями. Верующие приходят в храм с вербой, многие стоят на службе с зажженными свечами. Зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью и воскресения Христа. Свечи означают величие и светлость торжества воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

В день Входа Господня в Иерусалим разрешается рыба, в этот день на столе преобладают рыбные блюда.

В понедельник начинается Страстная седмица.

Подготовила Анна Данилова

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070401/62896122.html

Седьмой саудовский король Салман

Седьмой саудовский король Салман

Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд родился 31 декабря 1935 года в Эр-Рияде.

Получил образование в школе принцев в Эр-Рияде, где изучал религию и современные науки.

В 1954-1955 годах - исполняющий обязанности мэра Эр-Рияда.

В 1955-1960 годах - мэр Эр-Рияда.

В 1963-2011 годах - губернатор провинции Эр-Рияд.

С 2011 года министр обороны.

С 2012 года наследный принц и вице-премьер, сохранивший за собой должность министра обороны. С получением титула наследного принца его поздравил российский президент Владимир Путин, выразив надежду, "что деятельность наследного принца будет способствовать всестороннему развитию российско-саудовских отношений в интересах народов двух стран, мира и стабильности в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке в целом".

В июне 2014 года Салман встречался с приехавшим в Саудовскую Аравию главой российского МИД Сергеем Лавровым, который передал наследнику наилучшие пожелания от российского президента. Салман со своей стороны назвал хорошими отношения между двумя странами.

С 23 января 2015 года седьмой король Саудовской Аравии. Наследником трона он объявил принца Мукрина, который занимает должность замглавы совета министров Саудовской Аравии. Между тем, в марте 2014 года король Абдаллы заявлял, что состояние здоровья Салмана вызывает серьезные опасения и он даже может отказаться возглавить страну.

В соответствии с правилами преемственности власти в саудовском королевстве, престол передается в правящей семье от брата к брату по старшинству. Для регламентирования процесса перехода власти по наследству в 2006 году был создан Совет присяги, который в случае смерти короля возводит на престол наследника и назначает очередного наследного принца.

Начиная с 1956 года Салман был председателем различных гуманитарных и благотворительных комитетов и организаций, которые спонсировали и поддерживали культурные и благотворительные проекты внутри страны и за ее пределами. За эту деятельность он был награжден медалью короля Абдулазиза I степени и многими иностранными орденами и медалями. Он имеет награды ООН, Франции, Филиппин, Марокко, Палестины, Бахрейна, Йемена, Сенегала, Боснии и Герцеговина.

Салман - почетный доктор нескольких университетов в Саудовской Аравии и за рубежом.

Седьмой король Саудовской Аравии Салман бен Абдель-Азиз аль Сауд

Седьмой король Саудовской Аравии Салман бен Абдель-Азиз аль Сауд

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150123/1043871473.html

Сезария Эвора

Сезария Эвора

Певица Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в Минделу (Острова Зеленого Мыса, ныне Республика Кабо Верде).

С 17 лет Сезария начала выступать в барах Минделу, исполняя исключительно mornas – песни традиционного для Островов Зеленого Мыса жанра, испытавшего влияние как португальской музыки, так и ритмов близлежащей Африки, а также музыкальной традиции крупнейшей в мире португалоязычной страны – Бразилии.

В 1975 году на архипелаге, после долгой борьбы за независимость от Португалии, случился политический переворот. Из за тяжелого экономического положения Сезария вынуждена была уйти со сцены. Певица прекратила выступления на десять лет.

В 1985 году Сезария вернулась к пению.

В 1986 году состоялись запись ее первого сольного альбома в Лиссабоне и серия концертов в разных странах в среде диаспоры Кабо Верде.

В 1988 году Сезария встретила соотечественника - Жозе да Сильва, живущего во Франции, который фактически стал продюсером певицы. Благодаря ему вышел первый французский альбом певицы "La Diva aux pieds nus" ("Босоногая Дива").

В 1990 году певица выпустила второй альбом "Distino di Belita" ("Судьба красавицы").

Первые диски Сезарии пользовались спросом только в эмигрантской среде, но после сенсационного успеха альбомов "Mar Azul" ("Лазурное море", 1991) и "Miss Perfumado" ("Благоухающая девушка", 1992) слава о певице распространилась среди широкой европейской публики.

Во второй половине 1990 х годов в результате успешного турне и выдвижения на Grammy альбома "Cabo Verde" (1997) певица стала широко известна и в США.

С 2002 года Сезария Эвора регулярно выступает в России.

На счету Сезарии Эвора более десятка пластинок. Последний альбом – сборник дуэтов – певица выпустила в ноябре 2010 года.

Сезария Эвора поет на креольском диалекте португальского языка в сопровождении рояля, гавайской гитары, скрипки, аккордеона и кларнета. "Визитной карточкой" певицы стала манера выходить на сцену босой – символическая дань бедности, в которой живут ее соотечественники на Кабо Верде.

Сезария Эвора известна благотворительной и общественной деятельностью – в своей стране она одна полностью содержит всю систему образования. Благодаря певице тысячи жителей Кабо Верде научились читать и писать.

23 сентября 2011 года стало известно, что Сезария Эвора, которая отменила все ближайшие концерты из за плохого самочувствия, решила не продолжать свою эстрадную карьеру из за проблем со здоровьем.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110923/442505402.html

Сейдиу, Фатмир

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сейсмоустойчивость зданий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сейф аль-Ислам аль-Каддафи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Секрет популярности бриллиантов, самых дорогих драгоценных камней

Секрет популярности бриллиантов, самых дорогих драгоценных камней

Бриллиант (от фр. brillant - блестящий) - алмаз, которому посредством обработки придана специальная форма, максимально выявляющая его естественный блеск. Бриллиант считается самым дорогим драгоценным камнем высшего класса. Обнаруженные ещё до нашей эры в индийских россыпях алмазы, приобрели популярность только после того, как люди научились гранить их и превращать в сверкающие бриллианты. Это случилось примерно 550 лет тому назад. Но все же от обработки алмазов отказывались, так как считали, что после этого они теряют свою магическую силу. Лишь в 1910 году была изобретена и воплощена в жизнь шлифовка алмазов, которая используется и по сей день.

Алмаз - минерал, единственный драгоценный камень, состоящий из одного элемента. Название, возможно, происходит от греч. «адамас» (непобедимый, непреодолимый) или от арабского «ал-мас» - очень твердый. Алмаз - одна из аллотропных модификаций углерода и самое твердое из известных веществ (твердость 10 по шкале Мооса). Показатель преломления 2,42, самый высокий среди обычных драгоценных камней. Алмаз обладает очень сильной оптической дисперсией (0,044), вследствие чего отраженный свет разлагается на спектральные цвета. Эти оптические свойства в сочетании с необыкновенной чистотой и прозрачностью минерала придают алмазу яркий блеск, сверкание и игру. Все это делает алмаз одним из самых дорогих драгоценных камней (наряду с изумрудом и рубином, которые соперничают с алмазом по цене).

Самый большой алмаз «Кулиннан» был найден в 1905 году в британской колонии Трансвааль. Его вес составлял 3106 карат (621,2 г.). Из него впоследствии изготовили 9 крупных и 96 мелких бриллиантов. Части «Кулиннана» - «Великая Звезда Африки» (весом 530,2 карата), которая украшает британский императорский скипетр, и «Малая Звезда Африки» (весом 317,4 карата), красующаяся на британской короне, - самые крупные бриллианты в мире.

Алмазы могут иметь практически любой цвет радуги: желтый, коричневый, оранжевый, розовый, красный, зеленый, синий и фиолетовый. Цветные алмазы называют фантазийными. Каждый цветной алмаз является поистине редким драгоценным камнем. Хотя нет четкой статистики, специалисты утверждают, что соотношение прозрачных алмазов к цветным составляет 1:10 000. Сегодня цветные алмазы становятся очень модными. Существует отдельный рынок исключительно цветных алмазов.

В октябре 2007 года в Гонконге на аукционе "Сотбис" (Sotheby's) за рекордную сумму - более 8 миллионов долларов продан один из редчайших в мире драгоценных камней - голубой бриллиант весом 6,04 карата. Для природных алмазов голубой цвет является самым редким из всех встречающихся. При этом выставленный на продажу камень обладает высшей чистотой. На торгах был установлен рекорд стоимости за один карат, цена которого составила около 1,3 миллиона долларов, побив, таким образом, предыдущий рекорд, когда в 1987 году был продан красный алмаз "Hancock Red", цена одного карата которого составляла 900 тысяч долларов.

Самый крупный бриллиант "Звезда сезона" (весом 100,1 карата) также был продан с аукциона «Сотбис» в 1995 году. Тогда был установлен двойной рекорд: по продолжительности торгов (26 минут 30 секунд) и по окончательной цене - 16,6 млн. долларов.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20071009/83074552.html

Предыдущая страница Следующая страница