Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "Н" (часть 8, "НАЦ"-"НЕК")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 8, "НАЦ"-"НЕК")

Национальный художественный музей Лувр в Париже

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нацистские концлагеря в годы Второй мировой войны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Начало вооруженного конфликта в Приднестровье

Статья большая, находится на отдельной странице.

Начало поста Рамадан (Ураза)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Начало регулярного цветного телевизионного вещания в CCCР

Начало регулярного цветного телевизионного вещания в CCCР

Работы по ЦТВ велись в Советском Союзе с начала 1950‑х годов.

В 1953‑1955 годах в Москве и Ленинграде (ныне - Санкт‑Петербург) проводилось опытное вещание, а к июню 1956 года был разработан комплекс телевизионной передающей и приемной аппаратуры в макетном исполнении.

К началу 60‑х годов более чем в десяти странах было разработано и запатентовано свыше тридцати различных систем цветного ТВ, многие из которых прошли проверку опытным вещанием. К середине 60‑х годов выявились два фаворита: система РАL, предложенная немецкой фирмой "Телефункен", представляющая собой модификацию системы NTSC, и система SЕСАМ, разработанная во Франции.

В марте 1965 года между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения, была создана межправительственная комиссия по цветному телевидению.

1 октября 1967 года в Москве в студии Московского телецентра на Шаболовке было открыто регулярное цветное телевизионное вещание по совместимой советско‑французской системе SЕСАМ на 625 строк. Открытие цветного ТВ было приурочено к 50‑летию Октябрьской революции.

В этот же день началась продажа населению цветных отечественных телевизоров.

Преимуществом системы SЕСАМ была меньшая чувствительность к искажениям при передаче по междугородным линиям и при видеозаписи, недостатком ‑ усложнение аппаратуры при микшировании сигналов.

Систему SЕСАМ, кроме СССР и Франции, также приняли многие франкоговорящие страны Африки, страны "социалистического лагеря" и Иран.

Ведущие страны Западной Европы выбрали систему РАL. 1 июля 1967 года цветное телевизионное вещание началось в Англии, 27 августа 1967 года ‑ в ФРГ, 1 января 1968 года ‑ в Голландии.

Начало регулярного цветного телевизионного вещания в CCCР

Аппаратура цветного телевидения была разработана, изготовлена и затем установлена в студиях Общесоюзного телецентра в Москве в Останкино, и программы цветного телевидения передавались в составе первой программы Центрального телевидения в другие города по сетям междугородных линий связи. Для режиссеров, редакторов, операторов и художников были организованы специальные обучающие курсы по работе с цветным телевидением. Постепенно телецентры по всей стране переходили на создание и передачу программы цветного телевидения.

К 1977 году стали цветными все передачи Центрального телевидения, а в 1987 году цветное оборудование получили все периферийные телецентры.

В конце 80‑х годов у населения работало уже более 50 миллионов цветных телевизоров.

Увеличение объема цветных программ происходило медленно, а многочисленные предложения о закупке зарубежных телепрограмм для поддержки цветного вещания проходили через инстанции редко и только по особым случаям (высокий визит, юбилейная дата).

Трудно формировался "парк" цветных телевизоров, хотя их долгое время продавали ниже себестоимости. В первые годы цветного вещания возник кризис сбыта телевизоров: население почти перестало покупать черно‑белые телевизоры, но еще не решалось покупать довольно дорогие цветные, не будучи уверено в их качестве и надежности.

Важную роль в распространении цветного телевидения сыграли космические телевизионные системы "Орбита", "Экран", "Москва", высокие параметры трактов передачи которых позволяли доносить высококачественный цветной сигнал в любую точку страны.

Цветной телевизор Витязь 722

Цветной телевизор Витязь 722

2012 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20121001/761256162.html

Начало Успенского поста

Начало Успенского поста

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства, упоминания о нем известны с 450 г. В беседе святителя Льва Великого, произнесенной им около 450 года, дано ясное указание на Успенский пост.

Начинается Успенский пост с праздника "Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня", что обозначает просто крестный ход.

По принятому в Православной церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника - медовый Спас).

19 августа (6 августа по старому стилю) праздник Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки ( до праздника Преображения церковь рекомендует воздерживаться от этих плодов) и заканчивается пост праздником Успения Божьей Матери 28 августа (15 августа по старому стилю).

Этим постом церковь призывает верующих к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг ‑ "с варением пищи, но без елея", то есть горячая пища без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей, т.е. пища с растительным маслом.

В день Преображения Господня разрешается рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в пищу обязательно входили плоды нового урожая.

Пост телесный тесно соединяется с постом духовным. Если в посте телесном предусмотрено воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи, то в посте духовном ‑ воздержание от всякого рода развлечений. В императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Как писал Праведный Иоанн Кронштадтский: "У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслаждениям духовным".

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110814/408105079.html

Небоскреб Trump Tower в Нью-Йорке

Небоскреб Trump Tower в Нью-Йорке

Небоскреб Trump Tower расположен на Пятой авеню в Нью-Йорке.

Здание в 68 этажей было построено в 1983 году. Trump Tower является одной из самых посещаемых достопримечательностей Нью-Йорка.

В 1979 году американский миллиардер Дональд Трамп приобрел в центре города одиннадцатиэтажное здание, чтобы построить небоскреб высокого класса с магазинами, офисами и жилыми апартаментами. Для осуществления задуманного был приглашен знаменитый архитектор Der Scutt, предложивший ступенчатую архитектуру здания со стенами из стекла.

Сегодня Trump Tower является одним из знаковых зданий Манхэттена. В небоскребе располагаются корпоративные офисы Trump Organization и проживает сам Дональд Трамп.

Первые 26 этажей здания состоят из офисов. С 30 по 68 этаж располагаются элитные жилые апартаменты, имеющие отдельный вход с 56-й улицы. Окна от пола до потолка с панорамным видом на Манхеттен и Центральный парк сделали апартаменты элитными и дорогостоящими резиденциями в мире богатых и знаменитых.

Внизу у восточной стены здания располагается пятиуровневый элитный торговый центр. В Trump Tower есть фирменные ресторан, кафе, бар и салон мороженого.

Общая высота здания составляет 202 метра.

В 2006 году журнал Forbes оценил Trump Tower в 318 миллионов долларов.

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20131109/975753187.html

Неверов, Сергей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Невзлин, Леонид

Статья большая, находится на отдельной странице.

Невская битва

Невская битва

Воспользовавшись монголо‑татарским нашествием на русские княжества, шведские феодалы при поддержке папской курии и немецких рыцарей организовали поход на Русь с целью завоевать земли Новгорода.

Захватив территорию в устье Невы и г. Ладога, они намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю и установить контроль над северным участком торгового пути "из варяг в греки".

В июле 1240 года шведский флот в количестве около 100 судов с 5‑тысячным десантом шведов и их союзников (норвежцев и финнов) под командованием ярла (князя) Ульфа Фаси и Биргера (зятя короля Эрика XI и фактического правителя Швеции) вошел в Неву. У Ижоры войско Биргера высадилось на берег и расположилось лагерем. Дальнейшему движению препятствовали быстрое течение Невы и пороги, делившие ее на два рукава, которые можно было преодолеть только при попутном ветре на парусах и веслах.

Ижорская дружина под командованием Пелгуя (около 50 человек), несшая службу по охране устья Невы, известила новгородского князя Александра Ярославича о высадке шведов, их количестве и местонахождении лагеря.

Александр Ярославич решил внезапным ударом разбить завоевателей. Не ожидая подхода всех русских сил, он с небольшим отрядом (в составе княжеской владимиро‑суздальской дружины и части новгородского ополчения) выступил по реке Волхов к Ладоге, присоединив по пути к своему отряду ополчение ладожан и ижорскую дружину.

15 июля русское войско численностью 1,5 тыс. человек под прикрытием лесных зарослей незаметно подошло к расположению противника и с ходу атаковало его. Конная дружина князя и часть новгородцев, возглавляемая Александром Ярославичем, нанесли удар по центру шведского лагеря, остальные новгородские и ладожские конные воины атаковали правый фланг. Пешее ополчение под началом новгородца Миши наступало вдоль Невы против левого фланга, чтобы отрезать пути отступления рыцарям на корабли и лишить их поддержки пехоты, находившейся там.

В рукопашной схватке шведское войско было наголову разбито, лишь небольшая его часть смогла уйти на кораблях. Биргер был ранен Александром Ярославичем. Русское войско потеряло 20 ратников.

Успех Невской битвы предопределили хорошо налаженная разведка русских, их упреждение в выходе к Ладоге, а также внезапный и стремительный удар с ходу по шведскому лагерю, решительные и мужественные действия русских воинов и их талантливого полководца, который не только руководил битвой, но и сражался как рядовой воин. Героизм в битве проявили Гаврила Олексич, Збыслав Якунович, Яков Полочанин, Ратмир, Савва и др.

За полководческое искусство, бесстрашие и мужество, проявленные в Невской битве, народ прозвал Александра Ярославича Невским.

(Источник: Военная энциклопедия. Воениздат. Москва. в 8 томах, 2004)

В 1711 году в честь победы в Невской битве в Усть‑Ижоре (в настоящее время Колпинский район Санкт‑Петербурга) была построена деревянная церковь. До начала нового столетия церковь несколько раз горела и несколько раз была восстановлена. В 1798 году на средства местных жителей был воздвигнут каменный храм с колокольней и чугунной решеткой.

Храм‑памятник св. благоверного князя Александра Невского в 1990 году возвращен верующим и отреставрирован (освящен в 1995 году). Рядом с храмом ‑ старое кладбище, где в июне 2003 года открыт памятник Александру Невскому (скульптор Владимир Горевой).

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100715/254726147.html

Недвижимое имущество Союза кинематографистов России

Недвижимое имущество Союза кинематографистов России

Согласно Уставу Общероссийской общественной организации "Союз кинематографистов Российской Федерации", "собственностью Союза кинематографистов России являются земельные участки, здания, сооружения, строения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, средства связи и множительной техники, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности СК России. В собственности СК России могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет СК России в соответствии с его уставными целями".

После распада СССР при распределении имущества Союза кинематографистов СССР было решено передать дома кино и дома творчества в собственность союзов тех государств, где они находятся, а Киноцентр и созданное на его основе акционерное общество оставить в общей долевой собственности всех союзов кинематографистов.

В результате СК РФ приобрел часть имущества СК СССР, дома творчества "Красная Пахра", "Болшево", "Репино", Дома Кино в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах России, здание СК СССР в Москве на Васильевской, 13, Дом ветеранов кино СК СССР, помещения Кинофонда СССР, помещения журналов "Искусство кино", "Советский экран", помещение Высших режиссерских курсов и др. и самый крупный пакет акций Международного закрытого акционерного общества "Киноцентр" (МЗАО "Киноцентр") - 32%.

К 1998 году Союзу кинематографистов принадлежали 34 объекта недвижимости в России, из которых 14 находились в Москве. Все они были убыточны, требовали ремонта и сдавались в аренду.

В 2001 году Союз кинематографистов продал Дом творчества в "Красной Пахре". Как сообщали СМИ, покупатель - фирма "Контакт-плюс" - в качестве бартера пообещал провести реконструкцию Дома творчества "Болшево". Перестройка Болшево была начата и остановлена из-за нехватки средств.

Дом творчества "Репино" является предметом спора между СК России и Союзом кинематографистов Санкт-Петербурга.

В январе 2005 года была продана доля российских кинематографистов в "Киноцентре". Как сообщила газета "Известия", Никита Михалков рассказал, что акции "Киноцентра" были проданы за шесть миллионов долларов. В результате этой сделки лишился всех своих залов Музей кино.

Пока удалось предотвратить планы по сносу Дома кино и возведении на его месте 14-этажного бизнес-центра, где кинематографистам пообещали выделить часть помещений.

По словам главы имущественного комитета СК РФ, режиссера Андрея Разумовского по состоянию на декабрь 2008 года имущество Союза оценивается примерно в 120 миллионов долларов. Сейчас СК РФ зарабатывает 1,5 миллиона долларов от аренды помещений, но, по мнению Разумовского, на этой статье дохода можно иметь до 3,5 миллионов долларов.

Союз ведет судебное дело по Дому творчества в Болшево и Дому творчества в Репино. Пока по обоим объектам в иске отказано Арбитражным судом.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100408/219650584.html

Недели высокой моды: Париж, Милан, Лондон, Нью-Йорк, Москва

Статья большая, находится на отдельной странице.

Недели моды: Нью-Йорк, Лондон, Милан, Париж, Москва

Статья большая, находится на отдельной странице.

Недели моды: Париж, Милан, Лондон, Нью Йорк, Москва

Статья большая, находится на отдельной странице.

Неделя о расслабленном по православному календарю

Неделя о расслабленном по православному календарю

25 апреля 2010 г. по православному календарю начинается четвертая Неделя по Пасхе, которая посвящается воспоминанию о чудесном исцелении Христом расслабленного (парализованного) больного.

В этот день в храмах читается Евангельский отрывок о том, как в канун праздника Пятидесятницы Господь пришел в Иерусалим. Как свидетельствует Евангелие от Иоанна, в Иерусалиме у Овечьих ворот была купальня, называемая по-еврейски Вифезда ("Дом милосердия"). При купальне было пять крытых ходов, в которых лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Как повествует Евангелие, при Овечьей купели (купальне) находился расслабленный или парализованный человек по имени Иар, на протяжении 38 лет страдавший этой болезнью. Иисус, узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел.

Исцеленный не знал, кто его Спаситель. Через некоторое время после исцеления расслабленного, Господь встретил его в храме и сказал ему: "вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже".

Тогда Иар пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Церковь напоминает, что дух всех людей поражен грехом. Даже святые, случалось, грешили и заблуждались - один Христос безгрешен. Своими силами полностью освободиться от греха невозможно. Только с помощью Бога можно окончательно победить грех.

Святитель Феофан Затворник говорил, что "Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною; но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже то одно, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога - Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, большому, прежде всякого другого дела, надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом".

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100425/215924675.html

Неделя о блудном сыне

Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в "Евангелии от Луки" (глава 15 стихи 11-32). Этот день называется Неделей о блудном сыне.

Неделя о блудном сыне может приходиться на любой воскресный день в период с 18 января по 22 февраля включительно. В 2010 году Неделя о блудном сыне приходится на 31 января.

Согласно сюжету этой притчи, блудный сын, уйдя из родительского дома, растратил отцовское наследство, претерпел лишения и смиренно вернулся к отцу с тем, чтобы стать одним из его наемных рабочих. Счастливый отец всецело принял и простил беглеца, несмотря на то, что другой его сын был этим недоволен.

В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном ‑ кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.

В эту неделю православная Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Таким образом, Церковь учит христиан, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Особенности богослужения в эту Неделю:

1. На утрени после пения полиелейных (то есть поющихся во время средних церковных праздников) 134-го и 135-го псалмов ("Хвалите имя Господне" и "Исповедайтеся Господеви"), поется псалом 136-й: "На реках Вавилонских..." "с Аллилуиею красною". Под "Аллилуией красною" (то есть "красивою") подразумевается особая выразительная мелодия для исполнения аллилуии (аллилуия - торжественная литургическая аккламация (восклицание).

Пение 136-го псалма, написанного от лица изгнанных из Иерусалима евреев, томящихся в плену вавилонском, должно напомнить христианам об удалении их от Отечества Небесного. Этот псалом возбуждает грешников осознать свое несчастное состояние подобно иудеям, осознавшим свое горькое положение людей без Родины.

2. На утрени после 50‑го псалма поются покаянные тропари - молитвенные песнопения, призванные пробудить в христианах чувство покаяния.

3) На литургии читаются фрагменты Первого послания Апостола Павла к Коринфянам (зачало 135) и Евангелия от Луки (зачало 79, то есть притча о блудном сыне).

Зачалом называется целостная по смыслу часть текста богослужебных книг "Четвероевангелие" и "Апостол", положенная к прочтению в назначенный день года.

Неделя о блудном сыне заключает собой седмицу о блудном сыне, которая также называется "сплошной" или "всеядной", так как во время нее в среду и пятницу Церковь разрешает христианам есть скоромное. Седмица после Недели о блудном сыне и заключающая ее Неделя называется "мясопустной" по той причине, что на этой Неделе полностью заканчивается вкушение мяса.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100131/206854585.html

Неделя о Страшном суде

Неделя о Страшном суде

Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называется мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще "мясопуст" (т.е. отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса).

Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31-46), и она посвящена воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде. Это делается для того, чтобы грешники в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным ("неумытным") судом Божиим.

Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий прийти судить мир, называется правосудный, а Его суд - праведным и неподкупным испытанием ("неусыпным истязанием", "неумытным судом"). Перед праведным судом Божиим все будут равны.

Перед воспоминанием Страшного суда Святая Церковь призывает к молитве об усопших, ожидающих Суда Божия. Она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей о Страшном суде. Поэтому мясопустная неделя всегда предваряется Вселенской родительской (мясопустной) субботой, когда совершается поминовение всех почивших православных христиан.

Мясопустная неделя или неделя о Страшном суде называется еще сырной неделей. В эти дни церковный Устав запрещает вкушать мясную пищу. Из скоромных продуктов на трапезе благословляется молочная пища, яйца и сыр. Сырная седмица или неделя называется также сплошной, так как в среду и в пятницу пост отменяется. Есть и еще одно название этих дней - масленица.

В дни сырной недели Святая Церковь наложила запрещение на многое, что разрешается в другие седмицы. Так, например, в этот период отменяются венчания; в среду и пятницу не полагается служить Божественную литургию; запрещается вкушение мясной пищи. Именно на этой неделе начинается чтение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего..." с коленопреклонениями (впервые эта молитва звучит вечером в среду сырной седмицы). Все это напоминает верующим, что время поста уже настало.

Фреска Андрея Рублева Страшный суд из Успенского собора города Владимира

Фреска Андрея Рублева Страшный суд из Успенского собора города Владимира

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100207/207874863.html

Неделя Торжества Православия

Неделя Торжества Православия

В первое воскресение Великого Поста отмечается Неделя Торжества Православия. Этот праздник был установлен в Византии в 9-м веке в память о победе над иконоборческой ересью. Сегодня трудно представить себе Православный храм без икон. Однако в 8-м веке появились противники икон, считавшие, что почитание изображений святых, Иисуса Христа и Девы Марии - это идолопоклонство.

Спор между сторонниками и противниками икон продолжался больше 100 лет. Противостояние было осложнено политической борьбой византийских правителей и вылилось в настоящую гражданскую войну. Спасая иконы, христиане рисковали жизнью, но в то же время сами были готовы растерзать иконоборцев.

В сложнейшей ситуации отцы церкви собираются на VII Вселенский Собор, чтобы утвердить православность почитания икон. Однако еще в течение почти ста лет верующие в отдаленных территориях империи подвергались гонениям до тех пор, пока почитание не было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в первое воскресение Великого Поста в 843 г.; а иконоборчество - официально признано ересью. Так появился особый праздничный чин Торжества Православия.

Теперь этот чин служится в храмах в первое Воскресение Великого поста в память о победе над иконоборчеством и символизирует торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.

Известно, что византийская царица Феодора, в правление которой было восстановлено иконопочитание, объявила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!". Вероятно, с этим связано введение в службу чина анафематствования (отлучения от Церкви). Он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

В Древней Греции во времена язычества термин «анафема» обозначал нечто посвященное богу, принесённое в храм. В греческом переводе Библии он был использован в качестве обозначения чего-то проклятого, отверженного людьми. В этом значении слово «анафема» употреблено в 1-м послании апостола Павла Коринфянам: «Кто не любит Господа Иисуса Христа - анафема...» (1 Кор. 16:22). В том же послании апостол предлагает «предать сатане» того, кто взял в жены жену отца своего(1 Кор. 5:1-5). В другом послании апостол говорит, что на мучение придаётся только плоть, и то лишь для того, чтобы душа спаслась.

Убеждение, что анафема представляет собой предание сатане, стало распространённым, однако это неверно. Анафема - это не проклятие, а отлучение от Церкви лиц, мысли и действия которых угрожают чистоте вероучения и единству Церкви. Это не столько осуждение отлучённого человека, сколько способ оградить остальных верующих от общения с ним и возможного соблазна пойти по внецерковному, неистинному пути.

Прообразом анафемы в раннем иудаизме можно считать отлучение от синагоги, применявшееся, в частности, к христианам, признававшим Христа Мессией. В православии анафема применялась после неоднократных попыток призвать согрешившего человека к покаянию.

Официальное провозглашение анафемы приводит к отлучению человека от таинств, запрету посещать церковь и претендовать на христианское погребение. Поскольку анафема - не наказание, не клеймо на всю жизнь, а лишь способ ограждения Церкви от тех, кто может нарушить её единство, у человека, преданного анафеме, всегда была возможность вернуться обратно в лоно Церкви. Это сложная процедура, которая состоит из покаяния анафематствованного лица (как правило, публичного) и вынесении решения о его прощении.

Чин «Торжества Православия» в России постепенно подвергался изменениям. В конце 15 века в него были включены имена предводителей ереси «жидовствующих». Со временем, с усилением государственного контроля над Церковью анафеме стали предавать государственных преступников: Григория Отрепьева, Степана Разина, Мазепу. Мятежнику Стефану Глебову анафема была провозглашена уже не собором епископов, а императорским указом Петра I. Как и раньше, анафеме предавали еретиков, к примеру, старообрядца протопопа Аввакума. Позже стало принятым перечислять названия ересей без упоминания имён еретиков, вместо поминания имен государственных преступников была введена общая фраза о «дерзающих на бунт» против «православных государей».

До сих пор вызывает споры отлучение от Церкви Л.Н. Толстого. Через сто лет после этого события правнук писателя обратился к Патриарху с письмом, в котором просил снять с писателя анафему. Отлучение не было снято, и в ответе корреспондентам по этому вопросу Алексий II сказал: «Мы не отрицаем, что это гений литературы, но у него есть явно антихристианские произведения; вправе ли мы через 100 лет навязывать человеку то, от чего он отказался?»

Анафема Л. Толстого - свидетельство Церкви о том, что если человек по собственной воле выбрал внецерковный путь жизни, Церковь не может насильно заставить его вновь следовать по христианскому пути, то есть свобода выбора быть или не быть с Церковью сохраняется за человеком.

В современной жизни Православной Церкви анафема не провозглашается, но верующие люди помнят о том, что первое воскресение Великого поста - Неделя Торжества Православия - праздник победы истины.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070225/61190375.html

Независимая музыкальная премия "Степной волк"

Независимая музыкальная премия "Степной волк"

Музыкальная премия "Степной волк" была учреждена Московским международным открытым книжным фестивалем (ММОКФ) и куратором фестивальной программы Art Music Артемием Троицким в 2008 г. и задумывалась, как неангажированная и непредвзятая награда за достижения в области музыки.

Премия "Степной волк" получила свое название от одноименного романа Германа Гессе.

Премия присуждается по итогам истекшего сезона в 16 номинациях: "Альбом", "Песня", "Видео", "Книга", "Фильм", "Дизайн", "Слова", "Музыка", "Голос", "Концерт", "Медиа", "Место", "Дебют", "Катализатор", "Нечто" и "Интернет".

Главный критерий - наличие реальных творческих достижений.

Номинантов премии выбирает экспертный совет, в который входят журналисты и критики.

Жюри 2011 года: учредитель премии и ведущий церемонии Артемий Троицкий, критик газеты "Коммерсант" Борис Барабанов, Андрей Бухарин из журнала "Rolling Stone", Артур Гаспарян из "Московского комсомольца", Александр Горбачев из "Афиши", главный редактор портала "Звуки.ру" Соня Соколова, директор компании "Светлая музыка" Илья Бортнюк, генеральный директор "Кушнир Продакшн" Александр Кушнир и другие.

В 2011 г. церемония вручения премии состоится в клубе "Космонавт" в Санкт-Петербурге, ранее она проводилась в Центральном Доме художника в Москве.

Призы для победителей создает известный российский дизайнер Ольга Солдатова. На своеобразных медалях, расшитых вручную бисером, изображен степной волк - символ премии.

Прежде лауреатами музыкальной премии "Степной волк" становились Эдуард Хиль, Борис Гребенщиков, Земфира, Александр Ф. Скляр, Дельфин, Алина Орлова, Noize MC и группы "Мегаполис", "Рубль", "Ляпис Трубецкой", "Мумий Тролль", Tequilajazz, NRKTK, "Billy’s Band", Севара и Эльф, Moremoney, Барто и многие другие.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110707/397751944.html

Некипелов, Александр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница