Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАЙ"-"ЗАК")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАЙ"-"ЗАК")

Зайцева, Ольга

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зак, Анатолий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Закаев, Ахмед

Статья большая, находится на отдельной странице.

Закареишвили, Паата

Статья большая, находится на отдельной странице.

Заключённые, ставшие депутатами

Заключённые, ставшие депутатами

В 1981 году заключенный северо-ирландской тюрьмы Мейз один из лидеров Ирландской республиканской армии Роберт Сэндс был избран членом британского парламента, но это ничего не изменило в его судьбе: он умер на 65 день объявленной им голодовки протеста.

Член Совета Народного фронта Молдовы (НФМ), председатель Тираспольского отделения НФМ Илие Илашку с 1992 года находился в заключении в Тирасполе. В декабре 1993 года приговорен к смертной казни по обвинению в организации террористической деятельности в Приднестровье. За годы, проведенные в заключении, дважды избирался в парламент Молдавии. В 2000 года принял румынское гражданство и был избран депутатом сената Румынии (освобожден в мае 2001 года).

Находясь в тюрьме, в 1993 году был избран депутатом латвийского сейма Альфред Рубикс, бывший первый секретарь ЦК КП Латвии. Арестован в августе 1991 года за поддержку ГКЧП, приговорен к восьми годам заключения. Его депутатский мандат не был утвержден.

В августе 1994 года основатель известной пирамиды «МММ» Сергей Мавроди был арестован по обвинению в сокрытии от налогов доходов возглавляемой им фирмы «Инвест-Консалтинг». Но через 2 месяца был избран депутатом Государственной думы, и депутатская неприкосновенность позволила ему покинуть тюрьму. В Думе побывал всего на одном заседании - когда его лишали депутатских полномочий.

18 марта 1995 года, находясь в заключении, был избран депутатом Государственного совета Татарии казанский предприниматель Сергей Шашурин. Он обвинялся в хищении с помощью поддельных документов нескольких сотен автомобилей "КамАЗ", в хищении государственных денежных средств по фиктивным авизо, а также в покушении на умышленное убийство следователя во время допроса. 10 июля 1995 года Шашурин был освобожден из-под стражи. В 1995 и 1999 годах избирался депутатом Государственной Думы РФ.

14 июля 1996 года был условно-досрочно освобожден из тюрьмы, чтобы занять свое место в парламенте, бывший президент республики Бангладеш Хусейн Мохаммед Эршад, осужденный в 1990 году на 13 лет за коррупцию, а на парламентских выборах избранный депутатом по пяти избирательным округам.

10 марта 1998 года по ст.155 (незаконная торговая деятельность) был арестован киевский бизнесмен Михаил Бродский. В Житомирском СИЗО он провел в общей сложности месяц – 21 апреля 1998 года его освободили из-под стражи как избранного народным депутатом. В Верховной Раде третьего созыва М.Бродский возглавлял фракцию «Яблуко».

Член вооруженной баскской сепаратистской группировки ЭТА Хосе - Луис Барриос, отбывающий 60-летний срок тюремного заключения за двойное убийство, в июне 1999 года был избран депутатом местного парламента Наварры. Барриосу даже разрешили выйти из тюрьмы для участия в церемонии принятия присяги.

Лидер запрещенной экстремистской суннитской группировки «Сипах-е-Сахаба» в Пакистане Тарик Азам был избран депутатом Национальной ассамблеи (нижней палаты) пакистанского парламента в 2001 году, когда он отбывал в тюрьме наказание за террористическую деятельность.

В марте 2001 года сотрудники ФСБ задержали Нину Силину, главу Владимирской областной организации Национал-большевистской партии, по подозрению в покупке оружия. Осуждена Саратовским облсудом на 2,4 года. Пока она отбывала срок, её успели выбрать депутатом Ковровского городского Совета, а потом лишить этого звания в связи с «невозможностью исполнять обязанности».

В апреле 2002 года один из лидеров УНА Андрей Шкиль, находясь в тюрьме, был избран депутатом Верховной Рады Украины по 121 округу Львовской области.

В августе 2002 года было возбуждено уголовное дело в отношении Марата Койшибаева, бывшего акима Степногорска (Казахстан), по обвинению в присвоение чужого имущества и служебном подлоге. Пока дело шло по инстанциям, он успел зарегистрироваться кандидатом в депутаты и в октябре 2002 года был избран депутатом сената парламента Казахстана от Акмолинской области. В 2003 году лишен депутатской неприкосновенности.

В декабре 2002 года депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга был переизбран Юрий Шутов. В предвыборной борьбе кандидат участвовал, находясь в следственном изоляторе «Кресты». Арестованному 16 февраля 1999 года Шутову инкриминируется злоупотребление служебным положением, создание банды, незаконное лишение человека свободы, грабеж, истязание, угроза убийством, незаконное хранение оружия и боеприпасов. В июле 2003 года депутат Юрий Шутов из тюремной больницы уведомил избирком о намерении бороться за пост губернатора Петербурга, однако от борьбы за этот пост отказался.

2005 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20050826/41231923.html

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Основополагающим документом по безопасности и сотрудничеству в Европе является Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и Канады.

Хельсинкский Заключительный акт закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны и утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно-правовых обязательств.

Кроме того, документ включил в себя следующие основные договоренности, разбитые на три "корзины" - три измерения безопасности:

- военно-политическое измерение - согласование набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);

- экономико-экологическое измерение - анализ состояния и выработка рекомендаций по развитию сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды;

- человеческое измерение - политические обязательства по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования и отслеживание их выполнения на практике.

Юридическая природа Хельсинкского Заключительного акта с начала его разработки была неоднозначно оценена юристами-международниками, а также представителями государств-участников. Вопрос статуса Хельсинкского Заключительного акта стал предметом доктринальных исследований юристов и политологов, мнения которых разделились. Некоторые ученые и исследователи считают, что в нем содержатся не юридические обязательства, а политические договоренности; другие утверждают, что он представляет собой договор особого рода (sui generis); третьи полагают, что документ носит смешанный характер, то есть содержит как политические договоренности, так и целый ряд юридически обязательных положений.

Дмитрий Косырев

Дмитрий Косырев

Хельсинкский Заключительный акт лег в основу работы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и на долгое время закрепил ключевые принципы мировой безопасности. Но за прошедшие годы многое изменилось, и сейчас западные страны призывают к пересмотру документа. Ряд западных политиков в последнее время стали говорить о неспособности организации противостоять современным вызовам. Россия же не намерена отказываться от Хельсинкского акта, а предлагает модернизировать его в соответствии с современными реалиями.

В 2013 году был предложен проект концепции нового соглашения, который получил название "Хельсинки плюс 40". Однако с самого начала участники не смогли договориться по главным составляющим документа. Так, Россия выступила против пересмотра базовых принципов Хельсинского акта и настаивает лишь на их актуализации. Российский МИД подчеркивает необходимость сохранения ОБСЕ.

В декабре 2014 года дипломаты договорились о продолжении процесса "Хельсинки плюс 40". В январе 2015 года был создан специальный экспертный орган, который получил название "Группа мудрецов". Его работа должна способствовать конструктивному диалогу по вопросам безопасности, а также восстановлению доверия в евро-атлантическом и евразийском регионах и укреплению обязательств ОБСЕ.

Последний триумф советской внешней политики. Хельсинки, 1975 год

Сессия Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

Сессия Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150801/1154102696.html

Закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ»

Закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ»

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100201/207207062.html

"Закон Димы Яковлева"

"Закон Димы Яковлева"

21 декабря 2012 года Государственная Дума РФ приняла в третьем окончательном чтении ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" или "Закон Димы Яковлева", который ввел запрет на усыновление российских детей гражданами США.

Закон назван в память о погибшем двухлетнем российском мальчике, которого приемный отец-американец запер на солнцепеке в автомобиле, а также в память обо всех маленьких россиянах, погибших и пострадавших от рук приемных родителей в США.

"Закон Димы Яковлева" стал ответом России на "акт Магнитского", который был принят в США 14 декабря 2012 года и ввел визовые санкции в отношении россиян, причастных, по мнению конгрессменов, к нарушениям прав человека.

Закон распространяется на граждан США, которые нарушили права россиян или были причастны к преступлениям в отношении них. Документ предусматривает составление списка таких американцев: им запрещен въезд в Россию, а деятельность подконтрольных им юридических лиц на территории РФ будет приостановлена. Во втором чтении была одобрена поправка, которая распространяет действие документа на все страны, а не только на США. Согласно поправке действие закона распространяется "на граждан тех государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан РФ и аресте активов граждан РФ по мотиву причастности граждан РФ к нарушениям прав человека".

Кроме запрета на усыновление российских детей в США, "закон Димы Яковлева" ввел норму о закрытии агентств по подбору детей и денонсировал российско-американское соглашение об усыновлении несовершеннолетних.

Закон также ввел прямой запрет на деятельность в России финансируемых из США политических НКО, а также на деятельность некоммерческих организаций, чья деятельность представляет угрозу интересам России. Устанавливалось, что Минюст приостанавливает деятельность НКО, которые "участвуют в политической деятельности РФ и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) США или реализуют на территории РФ проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которая представляет угрозу интересам РФ". Если такая НКО прекратила получение средств от граждан или организаций США, либо прекратила реализацию наносящих ущерб интересам России проектов, ее деятельность возобновляется по решению Минюста.

Также закон определил, что человек, имеющий гражданство России и США, не может быть членом или руководителем НКО, осуществляющей политическую деятельность в России, или ее структурных подразделений. Нарушение этого запрета влечет за собой прекращение деятельности такой НКО и наложение ареста на все деньги и имущество.

Обсуждение закона вызвало широкий общественный резонанс. С критикой "закона Димы Яковлева" одним из первых выступил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. "Логика как бы "око за око", но логика неправильная, так как могут пострадать наши дети, которым не нашлось усыновителей в России," - написал Ливанов своем микроблоге в Тwitter.

Вице-премьер Ольга Голодец, курирующая в кабмине социальные вопросы, направила президенту обращение с просьбой не подписывать закон.

С критикой закона выступила также и глава профильного комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина ("Справедливая Россия"). Она заявила, что решение РФ о запрете усыновления российских детей американцами лишит порядка 50 тысяч уже усыновленных детей гражданства России и не даст возможность многим детям (около 100 тысяч), проживающим на данный момент в детских домах, приобрести нормальную семью.

Совет по правам человека при президенте РФ счел "закон Димы Яковлева" противоречащим конституции России.

Кроме того, известные российские журналисты, ставшие приемными родителями детям из детских домов, составили обращение к президенту России Владимиру Путину, депутатам Госдумы и членам Федерального собрания. В своем письме они отметили, что российские граждане усыновляют далеко не всех детей, содержащихся в домах ребенка. Составители письма призвали "не делать заложниками российских детей-сирот, не лишать их будущего".

26 декабря 2012 года Совет Федерации поддержал резонансный "закон Димы Яковлева", вводящий запрет на усыновление гражданами США российских детей.

28 декабря 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал "закон Димы Яковлева".

1 января 2013 года закон вступил в силу.

На базе закона в России был сформирован список из 60 невъездных граждан США, куда вошли, в частности, судьи, агенты и представители спецслужб, прокуроры, причастные к судебному процессу над россиянами Виктором Бутом и Константином Ярошенко, конгрессмены-авторы "акта Магнитского", а также американцы, нарушившие права усыновленных из России детей.

Табло с результатами голосования о принятии депутатами Государственной Думы РФ в третьем окончательном чтении закона Димы Яковлева. Архивное фото

Табло с результатами голосования о принятии депутатами Государственной Думы РФ в третьем окончательном чтении закона Димы Яковлева. Архивное фото

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20141221/1038945812.html

Закон Димы Яковлева

Закон Димы Яковлева

21 декабря 2012 года Государственная Дума РФ приняла в третьем окончательном чтении ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" или "Закон Димы Яковлева", который ввел запрет на усыновление российских детей гражданами США.

Закон назван в память о погибшем двухлетнем российском мальчике, которого приемный отец-американец запер на солнцепеке в автомобиле, а также в память обо всех маленьких россиянах, погибших и пострадавших от рук приемных родителей в США.

"Закон Димы Яковлева" стал ответом России на "акт Магнитского", который был подписан президентом США 14 декабря 2012 года и ввел визовые санкции в отношении россиян, причастных, по мнению конгрессменов, к нарушениям прав человека.

Закон распространяется на граждан США, которые нарушили права россиян или были причастны к преступлениям в отношении них. Документ предусматривает составление списка таких американцев: им запрещен въезд в Россию, а деятельность подконтрольных им юридических лиц на территории РФ будет приостановлена. Во втором чтении была одобрена поправка, которая распространяет действие документа на все страны, а не только на США. Согласно поправке, действие закона распространяется "на граждан тех государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан РФ и аресте активов граждан РФ по мотиву причастности граждан РФ к нарушениям прав человека".

Кроме запрета на усыновление российских детей в США, "закон Димы Яковлева" ввел норму о закрытии агентств по подбору детей и денонсировал российско-американское соглашение об усыновлении несовершеннолетних.

Закон также ввел прямой запрет на деятельность в России финансируемых из США политических НКО, а также на деятельность некоммерческих организаций, чья деятельность представляет угрозу интересам России. Устанавливалось, что Минюст приостанавливает деятельность НКО, которые "участвуют в политической деятельности РФ и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) США или реализуют на территории РФ проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которая представляет угрозу интересам РФ". Если такая НКО прекратила получение средств от граждан или организаций США, либо прекратила реализацию наносящих ущерб интересам России проектов, ее деятельность возобновляется по решению Минюста.

Также закон определил, что человек, имеющий гражданство России и США, не может быть членом или руководителем НКО, осуществляющей политическую деятельность в России, или ее структурных подразделений. Нарушение этого запрета влечет за собой прекращение деятельности такой НКО и наложение ареста на все деньги и имущество.

Обсуждение закона вызвало широкий общественный резонанс. С критикой закона в тот период выступили министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов; вице-премьер Ольга Голодец; глава профильного комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.

Совет по правам человека при президенте РФ счел "закон Димы Яковлева" противоречащим конституции России.

Кроме того, известные российские журналисты, ставшие приемными родителями детям из детских домов, составили обращение к президенту России Владимиру Путину, депутатам Госдумы и членам Федерального собрания. В своем письме они отметили, что российские граждане усыновляют далеко не всех детей, содержащихся в домах ребенка. Составители письма призвали "не делать заложниками российских детей-сирот, не лишать их будущего".

26 декабря 2012 года Совет Федерации поддержал резонансный "закон Димы Яковлева", вводящий запрет на усыновление гражданами США российских детей. 28 декабря 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал "закон Димы Яковлева".

1 января 2013 года закон вступил в силу.

На базе закона в России был сформирован список из 60 невъездных граждан США, куда вошли, в частности, судьи, агенты и представители спецслужб, прокуроры, причастные к судебному процессу над россиянами Виктором Бутом и Константином Ярошенко, конгрессмены - авторы "акта Магнитского", а также американцы, нарушившие права усыновленных из России детей.

Одновременно с принятием "закона Димы Яковлева" был подписан указ президента о мерах по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указ президента РФ о поддержке сирот упростил процедуры усыновления детей для россиян.

Данные опроса, проведенного ВЦИОМ в октябре 2015 года, свидетельствуют, что 76% россиян одобряют запрет на усыновление российских детей, 19% граждан выступают против принятого документа. В то же время, количество людей, не желающих брать в семью приемных детей, составило 75%, лишь 6% опрошенных заявили о желании усыновить ребенка.

Пленарное заседание Госдумы РФ. Архив

Пленарное заседание Госдумы РФ. Архив

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20151221/1343870022.html

Закон о люстрации власти на Украине

Статья большая, находится на отдельной странице.

Закон "о монетизации льгот"

Закон "о монетизации льгот"

22 августа 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон №122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Федеральный закон за некоторыми исключениями вступил в силу с 1 января 2005 года.

В быту данный закон назвали законом "о монетизации льгот".

Монетизация льгот - замена натуральных льгот денежными компенсациями.

Сама система льгот сформировалась в нашей стране в советское время. Примерно до 1980-х годов льготы распространялись на относительно небольшое количество граждан. В 1980-1990 годы, когда экономика страны начала рушиться, количество льгот было резко расширено.

По данным министерства финансов РФ, до 2005 года только на федеральном уровне существовало около 120 видов льгот, которыми пользовались свыше 200 категорий получателей. Всего правом на льготы обладало более 103 миллионов человек, или около 70% населения. Ими, в частности, пользовались около 20 миллионов ветеранов труда, более 1 миллиона участников ВОВ, 800 тысяч инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, а также 5,2 миллиона тружеников тыла и 880 тысяч семей погибших и др.

Закон "о монетизации льгот" был направлен на пересмотр федерального законодательства в части, касающейся разграничения полномочий между органами власти различных уровней и их финансового обеспечения.

Для населения данная реформа означала разделение всех льготных категорий получателей на региональные и федеральные.

Категории федеральных льготников:

- ветераны;

- инвалиды, включая детей-инвалидов;

- бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

- лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;

- лица, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации либо кавалера ордена Славы трех степеней (полный кавалер ордена Славы);

- члены семей умерших (погибших) Героев или полных кавалеров ордена Славы (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

- лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы).

В отношении граждан, социальная поддержка которых относилась к полномочиям федеральных органов государственной власти, законом устанавливалась замена основой части натуральных льгот ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ).

Первоначально разработчики закона предполагали заменить все натуральные льготы "живыми" деньгами, что вызвало широкий общественный резонанс. Было принято решение наиболее значимые льготы сохранить в натуральном виде. Они составили так называемый "социальный пакет" (в 2005 году - 450 рублей). В него вошли: предоставление бесплатных лекарств (из специально составленного и утвержденного Минздравсоцразвития списка лекарственных средств), санаторно-курортное лечение, включая льготный проезд до места лечения и бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте.

Начиная с 2006 года, гражданин может отказаться от "социального пакета" (полностью или частично) и получать соответствующие денежные выплаты.

Все остальные льготы были переведены в денежные компенсации, которые должны ежемесячно выплачиваться в размере, установленном законом. Выплачивать их поручено Пенсионному фонду РФ вместе с пенсией. При наличии у человека права на меры социальной поддержки по нескольким основаниям денежная компенсация предоставляется по одному из них. Одновременно с базовой пенсией, которая по законодательству индексируется в зависимости от инфляции, повышаются и социальные выплаты с постоянным коэффициентом индексации.

Региональным властям предписывалось разрабатывать свои механизмы монетизации, но положение льготников не должно было ухудшаться.

Реформа так или иначе затронула более 40 миллионов человек: около 14 миллионов федеральных льготников (например, инвалидов, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, чьи льготы оплачивал федеральный бюджет), и до 30 миллионов региональных (ветеранов труда, пенсионеров, издержки по предоставлению льгот которым лежали на местных бюджетах).

На замену льгот денежными компенсациями в федеральном бюджете 2005 года было заложено 171,8 миллиарда рублей. Чтобы стимулировать местные власти к проведению реформы, центр пообещал в случае проведения монетизации компенсировать регионам 40% расходов.

Полностью монетизировали льготы с 1 января 2005 года только четыре региона: Вологодская, Тверская, Пензенская области и Татарстан.

Ряд регионов, среди которых Красноярский край, Северная Осетия, Хакасия, Дагестан, Ханты-Мансийский автономный округ, Калининградская и Новгородская области, оставили прежнюю систему натуральных льгот. Большинство же ввели смешанную форму социальной поддержки населения.

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140822/1020733174.html

Закон "О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР"

Закон "О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР"

20 мая 1991 г. Верховным Советом СССР был принят закон "О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР", завершивший эпоху закрытых границ.

В советском государстве многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация в этой области отсутствовала.

Закон в соответствии с международными договорами СССР гарантировал гражданам страны право выезда из СССР и въезда в СССР, регулировал порядок выдачи заграничных паспортов гражданам СССР, устанавливал случаи временных ограничений права граждан на выезд из страны и порядок разрешения споров в связи с отказом в выдаче заграничного паспорта.

Согласно закону, граждане СССР могли выехать из страны и по личному заявлению, и по ходатайству государственных, общественных и религиозных организаций или предприятий.

Выезд из СССР или въезд в СССР осуществлялся по заграничным паспортам, выданным уполномоченными на то государственными органами. Заграничный паспорт был действителен для выезда из СССР во все страны мира.

Закон устанавливал, что при выезде из СССР необходимо наличие в заграничном паспорте въездной визы иностранного государства, в которое непосредственно въезжал гражданин.

До принятия закона документы на получение загранпаспорта могли рассматриваться очень долгий период. Закон ввел жесткие сроки рассмотрения заявлений: заявления граждан о выдаче заграничных паспортов для временного пребывания за границей должны были рассматриваться в месячный срок, а если поездка связана со срочным лечением выезжающего, либо серьезной болезнью или смертью родственника, проживающего за границей, - в течение трех рабочих дней. Заявления о выдаче заграничных паспортов для выезда из СССР на постоянное жительство должны были рассматриваться в трехмесячный срок.

Согласно закону, среди оснований, по которым могли быть введены временные ограничения в праве на выезд из СССР, значились осведомленность гражданина в сведениях, составляющих государственную тайну, возбужденное против него уголовное дело, отбывание им наказания за совершение преступления и др. Гражданину СССР могли временно отказать в выдаче заграничного паспорта, если он подлежал призыву на действительную срочную военную службу - до ее прохождения или до освобождения от нее в соответствии с законом.

Закон оказался настолько прогрессивным, что Россия жила по нему еще несколько лет после распада Союза. Нормы закона бывшего Союза ССР от 20 мая 1991 г. в той мере, в какой они не противоречили Конституции Российской Федерации и ее суверенитету, действовали до принятия Федерального закона от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

В 1993 г. были отменены выездные визы и разрешена свободная выдача загранпаспортов.

В течение более чем 10 лет, прошедших со дня принятия закона о свободном выезде, большинство россиян продолжали пересекать границу с документами несуществующего государства - СССР. Хотя МИД РФ начал выдачу паспортов нового формата в конце 1996 года, подразделения МВД продолжали выдавать загранпаспорта на старых советских бланках вплоть до 2001 г. Повсеместный же переход на выдачу новых загранпаспортов произошел лишь в 2002 г.

загранпаспорт

загранпаспорт

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110520/376704983.html

Закон "О реабилитации репрессированных народов" (1991)

Закон "О реабилитации репрессированных народов" (1991)

Закон "О реабилитации репрессированных народов" принял 26 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР.

В соответствии с законом репрессированными признавались народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

Историк Павел Полян в своей работе "Не по своей воле… История и география принудительных миграций в СССР" отмечает, что в СССР тотальной депортации (случаи, когда депортации подвергается не часть группы (класса, этноса, конфессии и т. д.), а практически вся она полностью) были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь - немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары - лишились при этом и своих национальных автономий.

В той или иной мере депортациям в СССР подверглось еще множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан: казаки, "кулаки" самых разных национальностей, поляки, азербайджанцы, курды, китайцы, русские, иранцы, евреи‑ирани, украинцы, молдаване, литовцы, латыши, эстонцы, греки, болгары, армяне, кабардинцы, хемшины, армяне-"дашнаки", турки, таджики и др.

Проблемы народов, подвергшихся в годы советской власти огульным обвинениям в пособничестве врагам советского государства и депортации с мест их исторического проживания, стали предметом общественного внимания только в годы перестройки. Первым шагом на пути восстановления исторической справедливости в отношении репрессированных народов явилось принятие Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав".

26 апреля 1991 г. Верховным Совета СССР был принят закон "О реабилитации репрессированных народов", который определил виды реабилитации и признал незаконными все правовые акты, в том числе местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права.

Закон признавал право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

Реабилитация также предусматривала возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР.

В развитие закона "О реабилитации репрессированных народов" был принят ряд законодательных актов, среди которых постановление ВС РФ от 16 июля 1992 г. "О реабилитации казачества"; постановление ВС РФ от 1 апреля 1993 г. "О реабилитации российских корейцев"; постановление правительства РФ от 24 января 1992 г. "О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской АССР"; Постановление ВС РФ от 29 июня 1993 г. "О реабилитации российских финнов" и др.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110426/368069285.html

Закон "О собственности в РСФСР"

Закон "О собственности в РСФСР"

24 декабря 1990 года был принят Закон "О собственности в РСФСР" (вступил в силу 1 января 1991 года).

Советское законодательство регулировало только вопрос государственной собственности, собственности общественных и кооперативных организаций, в меньшей степени ‑ вопросы личной собственности граждан, а термин "частная собственность" в законодательстве фактически не использовался.

Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года "О собственности в РСФСР" впервые ввел понятие "частная собственность" и провозгласил равноправие всех форм собственности.

В Законе, в частности, говорилось: "Имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций). Установление государством в какой бы то ни было форме ограничений или преимуществ в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) не допускается".

Согласно закону, объектами права собственности могли быть предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, а также продукты интеллектуального и творческого труда.

Объектами интеллектуальной собственности являлись произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу‑хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.

Одной из отличительных особенностей закона было устранение каких-либо количественных ограничений объектов права личной собственности граждан, существовавших ранее. Подобные изменения в законодательстве не только дали существенный толчок увеличению количества находящихся в собственности одного гражданина жилых домов, автомобилей, дач, скота и так далее, но и расширили круг объектов собственности граждан. Среди них впервые за многие годы появились земельные участки, акции, другие ценные бумаги, средства массовой информации, предприятия.

Кроме того, граждане получили право использовать имущество, находящееся в их собственности, для предпринимательской деятельности, а именно "осуществлять предпринимательскую деятельность, используя свое имущество в качестве вклада в хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, другие объединения граждан и юридических лиц", а также закреплять свое имущество за созданным им предприятием.

Те же самые положения, относящиеся к частной собственности, распространялись и на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Закон "О собственности в РСФСР" также установил в пункте 3 статьи 30 требование о том, что ущерб, нанесенный собственнику преступлением, возмещается государством по решению суда. Понесенные при этом государством расходы взыскивались с виновного в судебном порядке, в соответствии с законодательством РСФСР. Однако когда суды приступили к рассмотрению подобных исков, выяснилось, что введение в закон нормы об имущественной ответственности государства было преждевременным.

Ее реализация на практике оказалась невыполнимой в силу сложившейся в стране экономической ситуации, и поэтому действие данной нормы было приостановлено.

Закон "О собственности в РСФСР" действовал до вступления в силу Гражданского кодекса РФ 1 января 1995 года.

Выдача приватизационных чеков. Архив

Выдача приватизационных чеков. Архив

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20151224/1346899120.html

Закон об особом статусе районов Донбасса

Закон об особом статусе районов Донбасса

Верховная рада Украины 16 сентября 2014 года приняла закон об особом статусе районов Донбасса, внесенный президентом Украины Петром Порошенко.

Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (Закон об особом статусе Донбасса) определяет временный порядок организации местного самоуправления, деятельности органов местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

В законе говорится, что кабинет министров и другие центральные органы исполнительной власти могут заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения по экономическому, социальному и культурному развитию отдельных районов. Согласно документу, государство должно оказывать поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а также гарантировать право использования русского или любого другого языка в общественной и частной жизни, изучение и поддержку русского и любого другого языка, их свободное развитие и равноправие. Кроме того, закон предлагает назначить на 7 декабря 2014 года внеочередные местные выборы в отдельных районах Донбасса.

Документ также содержит положение об амнистии участников событий на территории Донецкой и Луганской областей. Законом "запрещается дискриминация, преследование и привлечение к ответственности лиц по поводу событий, имевших место в Донецкой, Луганской областях".

В отдельном законе "О недопущении преследования и наказания лиц - участников событий на территории Донецкой и Луганской областей", указано, что Киев готов "простить" только тех ополченцев, участвовавших в боях на востоке, которые за месяц с начала вступления в действие закона сложат оружие и отпустят заложников. При этом действие закона не будет распространяться на подозреваемых в тяжких преступлениях, таких, как убийство, посягательство на жизнь государственного деятеля, диверсия и так далее. Речь также не идет о людях, которых Украина считает причастными к крушению 17 июля в Донецкой области самолета компании Malaysia Airlines.

Кроме того, от административной ответственности освободят людей, которые с 22 февраля 2014 года до дня вступления в силу этого закона совершили административные преступления на территории Луганской и Донецкой областей.

Закон об особом статусе Донбасса также предусматривает формирование и координацию органами местного самоуправления народной милиции из местных жителей.

Согласно документу, особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей вводится временно, на три года со дня вступления в силу закона, который вступает в действие со дня его опубликования.

Однако после принятия Верховной Радой закона с органом власти, который будет определять такие районы в Донецкой и Луганской областях, возникли трудности.

Украинский парламент 16 сентября принял закон об особых полномочиях местных властей в ряде районов Донбасса, перечень которых определят украинские спецслужбы. Несколько депутатов после голосования заявили, что в изначальном тексте законопроекта право определять этот перечень отдавалось самому парламенту.

21 сентября спикер украинского парламента Александр Турчинов заявил, что закон об особом статусе ряда районов Донбасса не начнет действовать, пока Верховная рада не определит перечень таких районов, даже если его подпишет спикер и президент. При этом он сообщил, что пока не подписал закон.

25 сентября Турчинов сообщил, что поручил регламентному комитету парламента проверить процедуру принятия закона об особом статусе отдельных регионов Донбасса, лишь после этого этот закон будет направлен на подпись в администрацию президента. Он подчеркнул, что в связи с тем, что перед голосованием по этому закону в текст были внесены изменения и эти правки не были предоставлены народным депутатам, которые имели только первые варианты текста, он намерен подписывать именно первый вариант закона, в котором органом, отвечающим за определение территорий, где будет учрежден особый статус на востоке Украины, была назначена Верховная Рада. Во втором варианте вместо парламента эти полномочия были переданы руководителю антитеррористического центра СБУ.

Турчинов сообщил, что он предупредил об этом президента Украины.

Верховная Рада Украины

Верховная Рада Украины

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140925/1025626518.html

Законодательное обеспечение прав задержанных участников акций

Статья большая, находится на отдельной странице.

Законодательное повышение потолка госдолга США

Законодательное повышение потолка госдолга США

Государственный долг США (The United States government debt), национальный долг США (national debt) - деньги, которые должно федеральное правительство США. Не включает в себя долги штатов, корпораций и т.д.

Предельный размер федерального долга (потолок госдолга) по закону утверждает Конгресс США.

Законодательное установление предельного размера федеральной задолженности США началось со Второго закона об облигациях Свободы 1917 года, способствовавшего вступлению Соединенных Штатов в Первую мировую войну. Тогда госдолг составлял всего 11,5 миллиарда долларов.

До Первой мировой войны Конгресс утверждал конкретные займы, такие как заем на сооружение Панамского канала, или позволял минфину выпускать определенные виды долговых инструментов, такие как долговые сертификаты, векселя, ноты и облигации.

Второй закон об облигациях Свободы расширил полномочия Казначейства и позволил объединять долговые инструменты.

Законодательство о долговом пределе в два последующих десятилетия устанавливало отдельные пределы для различных категорий долга, таких как векселя, сертификаты и облигации.

В 1939 году Конгресс установил первый совокупный предел, который охватывал почти весь государственный долг. В соответствии с новыми правилами, размер задолженности Штатов стремился к достижению предела. Так, если Закон Victory Liberty Bond Act 1919 года повышал максимально допустимый предел государственной задолженности до 43 миллиардов долларов, то предел задолженности, установленный в 1939 году, достигал 45 миллиардов долларов.

Конгресс увеличивал предел долга для покрытия издержек Второй мировой войны ежегодно, с 1941 по 1945 годы, и довел его до 300 миллиардов долларов. После окончания войны допустимый предел задолженности уменьшили до 275 миллиардов долларов, каковым он и оставался до 1954 года (война в Корее финансировалась большей частью за счет повышения налогов).

После 1954 года Конгресс дважды снижал и семь раз повышал долговой порог, а в марте 1962 года он вернулся на уровень в 300 миллиардов долларов, как в конце Второй мировой войны. С марта 1962 года Конгресс более 70 раз изменял верхний предел долга.

В годы президентства Рональда Рейгана (1981-1989) государственный долг США увеличился с 909 миллиардов до 2,6 триллиона долларов.

При президенте Джордже Буше-старшем (1989-1993) объем государственного долга увеличился с 2,6 триллиона до 4 триллионов долларов.

При президенте Билле Клинтоне (1993-2001) государственный долг вырос с 4 триллионов до 5,6 триллиона долларов.

За годы президентства Джорджа Буша-младшего (2001-2009) государственный долг увеличился с 5,6 триллиона до 9,9 триллиона долларов.

При президенте Бараке Обаме предельный размер федерального долга увеличивался семь раз. 17 февраля 2009 года Конгресс увеличил предельный размер федерального долга до 12,1 триллиона долларов. В декабре 2009 года предел государственного долга страны был повышен до 12,4 триллиона долларов. В феврале 2010 года предельный размер федерального долга был повышен до 14,3 триллиона долларов. В августе 2011 года потолок госдолга был повышен до 16,4 триллиона долларов; в феврале 2013 года - до 16,7 триллиона долларов; в октябре 2013 года - до 17,2 триллиона долларов; в феврале 2014 года - до 18,1 триллиона долларов.

В конце 2014 года размер государственного долга США составлял 17,8 триллиона долларов.

16 марта 2015 года США достигли законодательно установленного лимита на государственный долг, госдолг превысил 18 триллионов долларов.

До конца финансового года за счет ряда чрезвычайных мер правительство США изыскивает необходимые средства для финансирования нужд государства.

Размер долга США на сегодняшний день - один из самых высоких в мире. При ВВП в 2014 году в 17,4 триллиона долларов долг составляет около 18,5 триллиона долларов.

Сенат конгресса США в ночь на 30 октября вслед за палатой представителей принял закон, по которому лимит госдолга будет автоматически повышаться до марта 2017 года.

Капитолий, здание в Вашингтоне, где заседает конгресс США

Капитолий, здание в Вашингтоне, где заседает конгресс США

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20151102/1312406898.html

Законодательные инициативы Ирины Яровой, вызвавшие резонанс в обществе

Законодательные инициативы Ирины Яровой, вызвавшие резонанс в обществе

Российский политический деятель Ирина Яровая с декабря 2007 года является депутатом Государственной Думы РФ. 4 декабря 2011 года избрана депутатом Госдумы шестого созыва, возглавляет комитет по безопасности и противодействию коррупции. Член президиума генерального совета партии "Единая Россия", член центральной контрольно-ревизионной комиссии и координатор государственно-патриотического клуба ЕР.

Пленарное заседание Госдумы РФ. Архив

Пленарное заседание Госдумы РФ. Архив

24 июня 2013 года председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая внесла на рассмотрение палаты законопроект о введении уголовного наказания в виде штрафа и заключения до 3 лет, а при использовании СМИ - до 5 лет за реабилитацию нацизма, в том числе за отрицание итогов Нюрнбергского процесса и за распространение заведомо ложных сведений об армиях антигитлеровской коалиции. Также будет наказываться распространение заведомо ложных сведений о деятельности армий стран антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны, соединенных с обвинением в совершении преступлений, в том числе с искусственным созданием доказательств обвинения.

Данный законопроект мгновенно привлек к себе внимание, вызвал критику и опасения, что приведет к запрету любых критических исследований на тему Второй мировой войны.

В декабре 2012 года Ирина Яровая после серии резонансных ДТП с участием нетрезвых водителей стала автором законопроекта, который вводит уголовную ответственность за повторное управление машиной в нетрезвом состоянии водителем, уже лишенным прав. В частности ею было предложено дополнить Уголовный кодекс (УК) новой статьей, по которой управление автомобилем либо другим механическим транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортным средством, в состоянии опьянения влечет наказание в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей, обязательных работ на срок до 480 часов или принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев. Также Яровая предложила пересмотреть наказания, если пьяный водитель спровоцировал ДТП с жертвами. 13 марта 2013 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении.

В сентябре 2012 года Ирина Яровая присоединилась к законопроекту, который вводит дополнительную ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. 11 июня 2013 года Госдума третьем чтении рассмотрела закон о введении уголовной ответственности за действия, оскорбляющие чувства верующих. Документ сразу получил широкий общественный резонанс. К нему высказывалось много нареканий, однако парламентарии ко второму чтению доработали законопроект, в том числе снизив срок лишения свободы с 5 до 3 лет за оскорбление религиозных чувств.

27 июля 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента", одним из соавторов которого стала Ирина Яровая.

Закон обязывает НКО, занимающиеся политической деятельностью и финансируемые из-за рубежа, регистрироваться в качестве иностранных агентов. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность таких организаций, а также структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций подлежит обязательному аудиту.

Закон вызвал неоднозначную оценку в обществе и недовольство ряда общественных организаций.

В июле 2012 года в Госдуму был внесен законопроект, восстанавливающий в Уголовном кодексе (УК) РФ наказание за клевету, его соавтором стала Ирина Яровая. 30 июля 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о возвращении в Уголовный кодекс РФ статьи "клевета". На стадии обсуждения законопроект вызвал негативную реакцию ряда представителей журналистского сообщества, которые усмотрели в документе стремление ограничить свободу слова, в частности право выступать с критикой власти.

Председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Ярова

Председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Ярова

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20130624/945353077.html

Законодательство о возможности применения ВС России за ее пределами

Законодательство о возможности применения ВС России за ее пределами

Согласно закону РФ "Об обороне" от 31 мая 1996 года с последующими изменениями и дополнениями, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач:

1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;

2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;

3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;

4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

Согласно Закону РФ "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 года, Вооруженные Силы РФ могут применяться для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями Военной доктрины России, Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных сил и других войск для отражения агрессии против нее и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами РФ, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Применение Вооруженных сил и других войск в мирное время осуществляется по решению президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил России за пределами территории РФ относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ в соответствии со статьей 102 Конституции РФ.

Совет Федерации начинает рассмотрение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами российской территории после получения обращения президента РФ, содержащего обоснование его предложения.

Совет Федерации (СФ) рассматривает указанный вопрос на ближайшем заседании палаты после поступления в СФ обращения президента. В случае необходимости срочного решения этого вопроса СФ может рассмотреть его на внеочередном заседании палаты. Обсуждение такого вопроса проводится на закрытом заседании СФ, если палатой не будет принято иное решение.

В соответствии с регламентом СФ рассмотрение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории России на заседании СФ начинается с доклада президента РФ либо по его поручению полномочного представителя президента РФ в СФ, после чего оглашаются заключения Комитета СФ по обороне и безопасности и Комитета СФ по международным делам. Решение о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ принимается большинством голосов от общего числа членов СФ и оформляется постановлением СФ. Постановление СФ в двухдневный срок со дня его принятия направляется президенту РФ.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Служащий 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии на командно-штабных учениях. Архив

Служащий 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии на командно-штабных учениях. Архив

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150930/1293155963.html

Законодательство о выборах депутатов Госдумы Федерального Собрания

Законодательство о выборах депутатов Госдумы Федерального Собрания

Граждане Российской Федерации имеют конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Нормативное регулирование избирательных отношений установлено в Федеральных законах "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2007), "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ (ред. от 26.04.2007), "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (ред. от 24.07.2007), "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ.

В соответствии с Конституцией выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу избирается 450 депутатов. В принятом в мае 2005 года Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предусмотрено избрание всех депутатов Госдумы по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Федеральные списки кандидатов выдвигаются только политическими партиями, которые в соответствии с законом "О политических партиях" имеют право участвовать в выборах. Создание избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы не предусматривается. Выдвижение списков кандидатов осуществляется тайным голосованием на федеральных съездах партий, объединений. Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии. Число таких лиц не должно превышать 50 процентов от числа кандидатов, включенных в указанный список.

Федеральный список кандидатов может содержать общефедеральную часть, состоящую не более чем из трех кандидатов, и в обязательном порядке разбиваться по установленным федеральным законом правилам не менее чем на 80 региональных групп кандидатов, каждая из которых должна соответствовать субъекту Российской Федерации или части его территории либо группе субъектов Российской Федерации. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать собой все субъекты Российской Федерации. Общее число кандидатов в федеральном списке не должно превышать 600 человек.

Федеральным законом подробно регламентируются процедуры, касающиеся сбора подписей избирателей и их проверки, внесения избирательного залога, регистрации федеральных списков кандидатов, информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы (включая предвыборную агитацию), финансирование выборов (включая создание избирательных фондов), а также порядка голосования и определения результатов выборов.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Предусмотрены также случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, не преодолевших 7-процентный барьер. Если ни один из федеральных списков кандидатов не получил семь и более процентов голосов избирателей либо все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися.

Распределение депутатских мандатов осуществляется как между федеральными списками кандидатов, так и внутри каждого списка между региональными группами кандидатов в соответствии с методикой пропорционального распределения депутатских мандатов.

23 июля 2007 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", принятый Госдумой 6 июля 2007 года и одобренный Советом Федерации 11 июля 2007 года. Федеральный закон наделяет политическую партию, выдвинувшую федеральный список кандидатов, правом определять региональную группу кандидатов из этого списка, к которой (вместо общефедеральной части) будут относиться голоса избирателей, проживающих за пределами России.

Эти изменения предусматривают особенности подписного листа и избирательного бюллетеня соответственно при сборе подписей и голосовании избирателей, проживающих за пределами России, а также особенности учета их голосов при распределении депутатских мандатов в случае определения политической партией региональной группы депутатов, к которой относятся голоса указанных избирателей.

Предстоящие 2 декабря 2007 года выборы в Государственную Думу будут существенно отличаться от предыдущих. Госдума будет формироваться по пропорциональной системе. Кроме того, на нынешних выборах отсутствует порог явки, нет и графы «против всех». Предполагается, что в предстоящих думских выборах смогут принять участие 16 политических партий.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070903/76232446.html

Законодательство о выборах Президента РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница