Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "Д" (часть 14, "ДЕН")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 14, "ДЕН")

День дружбы и единения славян

День дружбы и единения славян

25 июня славяне всего мира отмечают День дружбы и единения.

Славяне представляют собой крупнейшую языковую и культурную общность народов мира. Общая численность славян в мире составляет 300-350 миллионов человек. Выделяют западных (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южных (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточных славян (белорусы, русские, украинцы, русины).

Славяне составляют основную часть населения России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Сербии и Черногории, проживают также во всех постсоветских странах, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии.

Большинство славян – христиане, за исключением боснийцев, которые приняли ислам во времена османского владычества над южной Европой.

Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские – в основном, православные; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане – католики, среди украинцев и белорусов много православных, но есть также католики и униаты.

Во второй половине XIX века славянские народы входили в состав трех империй: Российской, Австро-Венгерской и Османской. Исключение составляли только черногорцы и лужичане. Черногорцы жили в небольшом самостоятельном государстве Черногория, а лужичане проживали на территории Германии. К концу ХХ века все славянские народы, кроме русских (считающихся, однако, государственнообразующим этносом) и проживающих в современной Германии лужичан, получили государственную самостоятельность.

Идея единения славянских народов уходит глубоко в историю, к созданию общей письменности святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, которые почитаются как в России, так и в ряде других славянских государств.

Совместное празднование Дней славянской письменности и культуры, которые связаны с чествованием просветителей Кирилла и Мефодия, способствуют укреплению связей славянских народов и сохранению духовной общности восточных и западных славян.

Большой вклад в единение славян вносят областные национально-культурные объединения. Благодаря их деятельности не рвется связь времен, из поколения в поколение передаются самобытные традиции, многовековая культура славянских народов, обычаи и обряды, укрепляется гражданский мир и согласие.

В День дружбы и единения славян в разных странах проводятся культурные мероприятия, направленные на возрождение традиций и культур наших предков.

Ежегодно на границе России, Белоруссии и Украины у Монумента Дружбы проходит фестиваль "Славянское единство", в котором принимают участие мастера культуры, государственные деятели, представители политических и экономических кругов, общественности и молодежи трех братских славянских республик.

По традиции, принимающей стороной, ответственной за проведение фестиваля, поочередно становится одна из областей – Брянская (Россия), Гомельская (Белоруссия), Черниговская (Украина).

В 2013 году фестиваль "Славянское единство" прошел в 45-й раз и был посвящен 1025-летию крещения Киевской Руси. Принимал фестиваль Климовский район Брянской области.

В 2014 году Международный фестиваль "Славянское единство" прошел в поселке городского типа Климово Брянской области. Праздник прошел под девизом – "Мы вместе: живи и пой, славянская душа!".

В 2015 году Международный фестиваль "Славянское единство" состоится в городе Лоев Гомельской области и будет посвящен 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Девиз праздника – "Победа - одна на всех".

Международный фестиваль славянских народов Славянское единство-2007. Архивное фото

Международный фестиваль славянских народов Славянское единство-2007. Архивное фото

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150625/1082211222.html

День дружбы и единения славян: история и традиции праздника

День дружбы и единения славян: история и традиции праздника

25 июня славяне всего мира отмечают День дружбы и единения. Наиболее широко эта дата отмечается тремя восточно-славянскими странами - Россией, Украиной и Белоруссией.

Славяне представляют собой крупнейшую языковую и культурную общность народов мира. Общая численность славян в мире составляет 300-350 миллионов человек. Выделяют западных (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южных (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточных славян (белорусы, русские, украинцы, русины).

Славяне составляют основную часть населения России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Сербии и Черногории, проживают также во всех постсоветских странах, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии.

Большинство славян - христиане, за исключением боснийцев, которые приняли ислам во времена османского владычества над южной Европой. Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские - в основном православные; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане - католики, среди украинцев и белорусов много православных, но есть также католики и униаты.

Во второй половине XIX века славянские народы входили в состав трех империй: Российской, Австро‑Венгерской и Османской. Исключение составляли только черногорцы и лужичане. Черногорцы жили в небольшом самостоятельном государстве Черногория, а лужичане проживали на территории Германии. К концу ХХ века все славянские народы, кроме русских (считающихся, однако, государственнообразующим этносом) и проживающих в современной Германии лужичан,получили государственную самостоятельность.

Идея единения славянских народов уходит глубоко в историю, к созданию общей письменности святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, которые почитаются как в России, так и в ряде других славянских государств.

Совместное празднование Дней славянской письменности и культуры, которые связаны с чествованием просветителей Кирилла и Мефодия, способствуют укреплению связей славянских народов и сохранению духовной общности восточных и западных славян.

Большой вклад в единение славян вносят областные национально‑культурные объединения. Благодаря их деятельности не рвется связь времен, из поколения в поколение передаются самобытные традиции, многовековая культура славянских народов, обычаи и обряды, укрепляется гражданский мир и согласие.

В День дружбы и единения славян в разных странах проводятся культурные мероприятия, направленные на возрождение традиций и культур наших предков.

Ежегодно на границе России, Белоруссии и Украины у Монумента Дружбы проходит фестиваль "Славянское единство", посвященный Дню единения славян.

Фестиваль Славянское единство под Брянском

Фестиваль "Славянское единство" под Брянском

Программа фестиваля включает в себя встречи официальных делегаций трех республик России, Украины, Белоруссии, участие ведущих творческих коллективов и исполнителей, ярмарку мастеров декоративно-прикладного искусства.

В 2011 году фестиваль прошел в Брянской области России.

В посвященной Дню дружбы и единения славян встрече с руководителями пограничных регионов России, Украины и Белоруссии и правящими архиереями пограничных епархий участвовал святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который подчеркнул, что "это праздник - неформальный, не "спущенный сверху". Он проистекает от потребности людей, он отражает их мироощущение, их понимание того, что означает сегодня быть украинцем, белорусом, русским".

В 2012 году принимающей стороной стала Гомельская область Белоруссии. Предстоятель Русской православной церкви во второй раз посетил фестиваль, который проходил под девизом "Будущее строить молодым".

В 2013 году фестиваль "Славянское единство" пройдет в 45‑й раз и будет посвящен 1025‑летию крещения Киевской Руси. Принимать фестиваль будет Брянская область.

Фестиваль Славянское единство под Брянском

Фестиваль Славянское единство под Брянском

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20130625/945453869.html

День евангелиста Луки у протестантов

День евангелиста Луки у протестантов

В Библии ничего не сказано о происхождении Луки. По преданию, он происходил из просвещенной греческой среды. Согласно свидетельству Послания к Колоссянам, по профессии Лука был врачом. Святой Лука принимал участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла. Когда Павла оставили все сподвижники, Лука продолжил делить с ним все трудности благовестнического подвига. После мученической кончины апостола Павла Лука покинул Рим и, пройдя с проповедью Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду, принял мученическую кончину в городе Фивы (Греция).

Свое Евангелие Лука написал примерно в 62-63 гг. В первых стихах (Лк. 1,3) евангелист четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описать по порядку все, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении. Тем самым он дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). В богословском содержании его Евангелие отличается, прежде всего, учением о всеобщности спасения, о вселенском значении евангельской проповеди.

Св. Лука является также автором Книги Деяний святых апостолов, которая повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 г.) как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире. Богословским содержанием Книги Деяний является преимущественно Домостроительство Св. Духа, осуществляемое в Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго Пришествия Христова.

Лука упоминается в Посланиях апостола Павла к Филимону, втором послании к Тимофею и в послании к Колоссянам.

В православии евангелист Лука считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. Его символом является крылатый телец, держащий Евангелие.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101018/272892232.html

День евангелиста Марка в протестантской церкви

День евангелиста Марка в протестантской церкви

В протестантской церкви День евангелиста Марка отмечается 25 апреля, в день его мученической кончины.

Святой апостол и евангелист Иоанн Марк, а впоследствии просто Марк, один из 70 апостолов, родился в Иерусалиме, там же прошли его детство и юность. Год его рождения не установлен, но известно, что во время событий, описанных в Евангелиях, он был подростком. В доме его матери Марии, который примыкал к Гефсиманскому саду, собирались ученики Иисуса Христа.

Как гласит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа святой Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов. После Вознесения Господня дом матери св. Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов.

Марк был ближайшим сподвижником апостолов Павла, Варнавы и Петра, который в одном из своих посланий называет Марка своим сыном. Вместе с ними он проповедовал Евангелие в разных городах и странах, принимал участие в их миссионерских путешествиях, основывал церкви. Так, Марк, несколько раз посетивший Египет, основал церковь в Аквиле, его считают основателем Александрийской церкви, одной из самых значительных в первые века христианства.

Евангелие от Марка является, насколько известно, самым ранним из четырех Евангелий и было, по всей вероятности, написано в Риме около 70 г. по Рождеству Христову.

Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Многие особенности его повествования объясняются близостью его к апостолу Петру. Предполагают, что Евангелие от Марка написано главным образом для христиан из язычников, и, в подтверждение этого мнения, указывают на то, что в нем подробно объясняются еврейские обычаи и выражения, но ничего не говорится о родстве Господа, и вообще очень редко приводятся выдержки из Ветхого Завета.

Предания гласят, что после мученической кончины Петра Марк путешествовал по побережью Италии с проповедью, затем отправился в Египет. Его учение в Александрии имело большой успех, и он обрел много последователей, даже основал христианское училище. Марк проповедовал Евангелие по всему Египту, во внутренних областях Африки, Ливии и Нектополе, затем снова вернулся в Александрию.

Предания гласят, что множество жителей Александрии приняли крещение, и это вызвало ненависть язычников. Когда Марк вернулся в очередной раз в город, он был схвачен, избит и брошен в темницу. На следующий день его повлекли в судилище, продолжая избивать, но по дороге он скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой". Язычники хотели сжечь его тело, но когда они развели костер, раздался гром, и произошло землетрясение. Убийцы в ужасе разбежались, а ученики и последователи унесли тело и похоронили его в построенной им церкви, и над мощами его долго совершалось избрание патриархов Александрийских.

В 310 г. на месте захоронения тела Марка была выстроена церковь, а в 820 г. мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени. Египетская церковь выдвигает Марка своим основателем, и с IV столетия Александрийская епархия называется кафедрой Марка, а итальянские города Аквилея и Венеция даже приписывают евангелисту свое происхождение. Венеция считает св. Марка своим покровителем.

Символом евангелиста Марка является лев. В Откровении Иоанна Богослова написано о четырех животных, которые находятся у трона Бога на небесах и беспрестанно восхваляют Господа. Эти животные похожи на льва, быка, орла, а у четвертого лицо как у человека. В соответствии с этим каждый из четырех Евангелистов получил в христианской традиции свой символ, который часто изображают на картинах. Апостол Марк традиционно изображается со львом.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100425/215897868.html

День Европы

День Европы

День Европы празднуется ежегодно 5 мая. Этот день был учрежден с целью более тесного вовлечения граждан европейских стран в процесс интеграции и отмечается с 1964 г. по решению Комитета министров Совета Европы. Именно в этот день в 1949 году министры иностранных дел Бельгии, Дании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Великобритании на конференции в Лондоне подписали соглашение о создании Совета Европы и Устав СЕ.

Совет Европы – старейшая на континенте международная политическая организация. В настоящее время членами Совета Европы являются 47 государств, в том числе 21 государство Центральной и Восточной Европы. Заявку на вступление в Организацию подала Беларусь. США, Канаде, Японии, Мексике и Ватикану предоставлен статус наблюдателя при Комитете министров СЕ. Израиль, Канада и Мексика имеют статус наблюдателя при Парламентской ассамблее СЕ.

Российская Федерация стала 39-м государством, вошедшим в состав Совета Европы. Россия была включена в эту организацию 28 февраля 1996 г. В настоящее время Россия присоединилась к 54 важнейшим договорно-правовым актам СЕ, в т.ч. Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно Уставу организации, "целью Совета Европы является достижение большего единства между его Членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод".

Нынешние политические полномочия Советы Европы были определены на Третьей встрече глав государств и правительств в мае 2005 г. в Варшаве, где были приняты Политическая декларация, а также План действий, в котором государства-члены наметили основные задачи Совета Европы на ближайшие годы.

Это:

– продвижение общих основополагающих ценностей: права человека, верховенство закона и демократия;

– укрепление мер, направленных на обеспечение безопасности европейских граждан, в частности, в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью и торговлей людьми;

– развитие сотрудничества с другими международными и европейскими организациями.

В структуру основных органов Совета Европы входят Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ, до мая 2007 г. – КМРВЕ.) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

В активе Совета Европы:

– 200 европейских конвенций и соглашений, имеющих обязательную юридическую силу. Многие из них открыты для подписания государствами, не входящими в Организацию. Эти международно-правовые документы охватывают обширную проблематику: от прав человека до борьбы с организованной преступностью, предупреждения пыток, защиты информации и культурного сотрудничества.

– рекомендации правительствам по выработке политики в правовой области, а также в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Здание Европарламента в Страсбурге

Здание Европарламента в Страсбурге

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100505/230293120.html

День единения России

День единения России

Схема "Освобождение Москвы народным ополчением в 1612 г"

4 ноября в России отмечается новый всенародный праздник - День единения России. Он учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых - государь Михаил Федорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1912 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».

2005 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20051103/41984079.html

День железнодорожника в России

День железнодорожника в России

Ежегодно в первое воскресенье августа в России отмечается День железнодорожника. В 2014 году эта дата приходится на 3 августа.

День железнодорожника - первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден приказом по министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года и приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог в России. Отмечался ежегодно 25 июня (6 июля по новому стилю).

В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.

После 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет.

Традиции празднования Дня железнодорожника была возрождена по инициативе самих железнодорожников, впервые за долгие годы перевыполнивших план перевозок в 1935 году.

В конце июля 1935 года на состоявшемся в Кремле приеме работников железнодорожного транспорта была выдвинута инициатива отмечать профессиональные трудовые успехи ежегодно. Постановлением правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на ближайший выходной день.

В настоящее время российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира.

По своему географическому положению российские железные дороги являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться взаимодействие с транспортными системами Северной Америки.

Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге. Н. С. Самокиш. 1837

Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге. Н. С. Самокиш. 1837

Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему Российской Федерации. Во взаимодействии с другими видами транспорта они удовлетворяют потребности населения, экономики и государства в перевозках. При этом железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40% от всего транспорта страны.

Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение, перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.

18 сентября 2003 года постановлением правительства РФ было учреждено Открытое акционерное общество "Российские железные дороги".

Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. Полномочия акционера осуществляет правительство РФ.

ОАО "РЖД" входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний.

По итогам 2013 года, на инфраструктуре ОАО "РЖД" было перевезено 1,8 миллиарда пассажиров (+2,1% к 2012 году). Из них в дальнем следовании перевезено 110,7 миллиона пассажиров, в пригородном сообщении - 970,1 миллиона.

Выручка холдинга за 2013 год выросла на 14,4% по сравнению с 2012 годом и составила 1,8 триллиона рублей (1,5 триллиона рублей в 2012 году).

Традиционно ко Дню железнодорожника приурочено вручение правительственных и отраслевых наград. На всех железных дорогах в преддверии праздника открываются новые объекты инфраструктуры, проводятся спортивные соревнования и фестивали, чествование ветеранов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Из Москвы во Владивосток по Транссибу. Архивные кадры

В кабине машиниста. Архивное фото

В кабине машиниста. Архивное фото

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140803/1018476115.html

День железнодорожных войск России

День железнодорожных войск России

6 августа в России отмечается День Железнодорожных войск РФ. Впервые этот праздник был установлен указом президента РФ от 19 июля 1996 года "Об установлении Дня Железнодорожных войск Российской Федерации".

В настоящее время празднуется в соответствии с указом от 18 июля 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Железнодорожные войска - специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для воинских перевозок.

Железнодорожные войска России ведут отчет своей истории от 6 августа 1851 года, когда император Николай I на завершающем этапе строительства Санкт-Петербургско-Московской железной дороги утвердил Положение о составе управления Санкт-Петербургско-Московской железной дороги. В соответствии с этим положением и были созданы первые специальные воинские формирования для охраны и эксплуатации железной дороги.

В 1877-1878 годах, в ходе русско‑турецкой войны, военные железнодорожники обеспечили непрерывное снабжение соединений русской армии по построенному ими железнодорожному участку Бендеры – Галац.

Важную роль Железнодорожные войска сыграли в ходе Первой мировой войны, за период которой они построили около 300 километров ширококолейных железных дорог и до четырех тысяч километров узкоколейных, восстановили более 4,6 тысяч километров путей.

Датой создания Железнодорожных войск в Красной Армии является 5 октября 1918 года - приказом Главнокомандующего ВС Республики объявлено их формирование.

Весом вклад военных железнодорожников в победоносное завершение Великой Отечественной войны. Выполняя поставленные задачи в тяжелых, чаще всего боевых условиях, они восстановили около 120 тысяч километров путей, более 15 тысяч мостов, построили свыше десяти тысяч километров новых железнодорожных путей, обезвредили и уничтожили более двух миллионов мин и фугасов.

После окончания Великой Отечественной войны Железнодорожные войска активно участвовали в восстановлении и реконструкции разрушенных железных дорог, строительстве новых железнодорожных магистралей. Наиболее значительными из них являются линии Абакан - Тайшет, Ивдель - Обь, Тюмень - Сургут, Байкало-Амурская магистраль.

Подразделения войск неоднократно привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе катастрофы на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, наводнения в Крымском районе Краснодарского края.

С 1991 по 2005 год Железнодорожные войска входили в силовую компоненту государства, находясь вне численности Вооружённых Сил РФ. В сентябре 1995 года указом президента РФ была создана Федеральная служба Железнодорожных войск РФ. Эта управленческая структура существовала до интеграции Железнодорожных войск в состав ВС России, которая состоялась в 2005 году.

27 ноября 2010 года приказом министра обороны РФ было утверждено Положение о Главном управлении начальника Железнодорожных войск.

Современные Железнодорожные войска по организационно‑штатной структуре состоят из Главного управления Железнодорожных войск и управлений Железнодорожных войск военных округов. В Железнодорожных войсках находятся отдельные железнодорожные бригады постоянной готовности и части центрального подчинения.

Начальник Главного управления Железнодорожных войск - генерал-лейтенант Олег Косенков.

Военно-учебным заведением, выпускающим высококлассных специалистов для железнодорожных войск и Управления военных сообщений Департамента транспортного обеспечения Минобороны России, является Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева (ранее - Военно-транспортный университет железнодорожных войск) - один из старейших военных вузов страны.

Современные воины-железнодорожники, имея в своем распоряжении высокопроизводительную технику, готовы в кратчайшие сроки выполнить любые задачи по предназначению. Как и все Вооруженные Силы, Железнодорожные войска совершенствуются, активно идет перевооружение в соответствии с Гособоронзаказом. До 2020 года на вооружении войск должно быть до 75% новой техники.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Работа железнодорожных войск

Работа железнодорожных войск

Учения железнодорожных войск

Учения железнодорожных войск

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20130806/954323607.html

День Железнодорожных войск РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

День защитника Отечества

Статья большая, находится на отдельной странице.

День защитника Отечества. История праздника

День защитника Отечества. История праздника

23 февраля в России отмечается День защитника Отечества.

Праздник зародился еще в СССР, тогда 23 февраля ежегодно отмечался как всенародный праздник - День Советской Армии и Военно-морского флота. После того, как распался СССР, праздник по-прежнему продолжают отмечать в ряде стран СНГ.

Неофициально отмечается как день мужчин.

История праздника берет свое начало 28 января (15 января по старому стилю) 1918 года. В этот день на фоне продолжающейся в Европе первой мировой войны Совет народных комиссаров (фактическое правительство Советской России) во главе со своим председателем Владимиром Лениным принял Декрет об организации Рабоче‑крестьянской Красной Армии (РККА).

В первые дни января 1919 г. советские власти вспомнили о приближающейся годовщине декрета Совнаркома об организации РККА. 10 января председатель Высшей военной инспекции РККА Николай Подвойский направил в президиум ВЦИК предложение отпраздновать годовщину создания Красной Армии, приурочив празднование к ближайшему воскресенью до или после 28 января. Однако из-за позднего предоставления ходатайства решение не было принято.

Тогда инициативу празднования первой годовщины РККА взял на себя Моссовет. 24 января 1919 г. его президиум, который в то время возглавлял Лев Каменев, постановил приурочить эти торжества к Дню красного подарка. Этот день устраивался соответствующей комиссией при ВЦИК с целью оказания помощи сражающимся красноармейцам. День красного подарка был назначен на 16 февраля, но провести его в срок комиссия не успевала. Поэтому День красного подарка и День Красной Армии, приуроченный к нему, решили отметить в следующее после 16 февраля воскресенье, т.е. 23 февраля.

В 1920-1921 гг. День Красной Армии не отмечался.

27 января 1922 г. президиум ВЦИК опубликовал постановление о 4-й годовщине Красной Армии, в котором говорилось: "В соответствии с постановлением IX Всероссийского съезда Советов о Красной Армии президиум ВЦИК обращает внимание исполкомов на наступающую годовщину создания Красной Армии (23 февраля)".

В 1923 г. в постановлении президиума ВЦИК, принятом 18 января, говорилось: "23 февраля 1923 г. Красная Армия будет праздновать 5-ю годовщину своего существования. В этот день, пять лет тому назад, был опубликован Декрет Совета народных комиссаров от 28 января того же года, которым было положено начало Рабочее-крестьянской Красной Армии, оплоту пролетарской диктатуры". Однако это заявление не соответствовало истине, т.к. упомянутый декрет был напечатан в центральных газетах почти сразу после его принятия.

10-ю годовщину РККА в 1928 г., как и все предыдущие, отмечали как годовщину декрета Совнаркома об организации Красной Армии от 28 (15 по старому стилю) января 1918 года, но саму дату издания, вопреки истине, связали напрямую с 23 февраля.

В 1938 г. в "Кратком курсе истории ВКП(б)" была изложена принципиально новая версия происхождения даты праздника, не связанная с декретом Совнаркома. В книге утверждалось, что в 1918 г. под Нарвой и Псковом "немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма - 23 февраля стал днем рождения молодой Красной Армии".

Позднее, в приказе народного комиссара обороны СССР от 23 февраля 1942 г. формулировка была изменена: "Молодые отряды Красной Армии, впервые вступившие в войну, наголову разбили немецких захватчиков под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 г. Именно поэтому день 23 февраля был объявлен днем рождения Красной Армии".

В 1951 г. появилась последняя трактовка праздника. В "Истории гражданской войны в СССР" было указано, что в 1919 г. первая годовщина Красной Армии праздновалась "в памятный день мобилизации трудящихся на защиту социалистического Отечества, массового вступления рабочих в Красную Армию, широкого формирования первых отрядов и частей новой армии".

В Федеральном законе от 13 марта 1995 г. N32-ФЗ "О днях воинской славы России", 23 февраля носит официальное наименование "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. - День защитников Отечества".

В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ "О днях воинской славы России" Федеральным законом от 15 апреля 2006 г., из официального описания праздника исключены слова "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)", а также изложено в единственном числе понятие "защитник".

С 2002 г. по решению Государственной думы ФС РФ 23 февраля в России является нерабочим днем.

Город свободен

Город свободен

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110223/336868820.html

День защитников неба Москвы

Статья большая, находится на отдельной странице.

День защитников свободы в Литве

Статья большая, находится на отдельной странице.

День зимнего солнцестояния

День зимнего солнцестояния

В день зимнего солнцестояния солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом.

В северном полушарии зимнее солнцестояние происходит 21 или 22 декабря, и тогда наблюдается самый короткий день и самая длинная ночь. Момент солнцестояния ежегодно сдвигается, так как продолжительность солнечного года не совпадает с календарным временем.

В 2011 году день зимнего солнцестояния приходится на 22 декабря – в 9 часов 30 минут по московскому времени Солнце максимально опустится в южное полушарие, и наступит астрономическая зима. Долгота светового дня на широте Москвы составит 6 часов 56 минут.

В это время жителям средней и северной полосы России приходится дольше всего применять искусственное освещение – практически, круглые сутки.

Во время зимнего солнцестояния Солнце выше широты 66,5 градусов вообще не восходит – лишь сумерки в этих широтах говорят о том, что оно находится где‑то под горизонтом. На Северном полюсе Земли не видно не только Солнца, но и сумерек, и местонахождение светила можно узнать лишь по созвездиям.

День зимнего солнцестояния был замечен издревле. Так, в русском фольклоре этому дню посвящена пословица: солнце – на лето, зима – на мороз. Теперь день будет постепенно прибавляться, а ночь – сокращаться. По зимнему солнцестоянию судили о будущем урожае.

В старину 22 декабря замечали: иней на деревьях – к богатому урожаю зерна.

В XVI веке на Руси с днем зимнего солнцестояния был связан интересный обряд. К царю на поклон приходил звонарный староста московского собора, который отвечал за бой часов. Он докладывал, что отныне солнце повернуло на лето, день прибавляется, а ночь сокращается. За эту радост ную весть царь жаловал старосту деньгами.

Древние люди особо обожествляли солнце, понимая, что от его света и тепла зависит их жизнь на земле. Для них эти дни были божественным чудом, олицетворявшим победу света над тьмой.

У древних славян в день зимнего солнцестояния праздновался языческий Новый год, он связывался с божеством Колядой. Главным атрибутом празднества был костер, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Ритуальный новогодний пирог – каравай – по форме тоже напоминал солнце.

В Европе в эти дни начинался 12‑дневный цикл языческих празднеств, посвященных зимнему солнцестоянию, знаменовавшему начало новой жизни и обновление природы.

В день зимнего солнцестояния в Шотландии был обычай запускать солнечное колесо – "Солнцеворот". Бочку обмазывали горящей смолой и пускали вниз по улице. Колесо – символ солнца, спицы колеса напоминали лучи, вращение спиц при движении делало колесо живым и похожим на светило.

Зимнее солнцестояние раньше всех других сезонов было определено в Китае (в китайском календаре 24 сезона). В древнем Китае считали, что с этого времени поднимается мужская сила природы и начинается новый цикл. День зимнего солнцестояния считался счастливым днем, достойным празднования. В этот день все – от императора до простолюдина – уходили в отпуск. Армия приводилась в состояние ожидания приказов, закрывались пограничные крепости и торговые лавки, люди ходили друг к другу в гости, дарили друг другу подарки.

Китайцы приносили жертвоприношения богу Неба и предкам, а также ели кашу из фасоли и клейкого риса, чтобы обезопасить себя от злых духов и болезней. До сих пор день зимнего солнцестояния считается одним из традиционных китайских праздников.

В Индии день зимнего солнцестояния – Санкранти – отмечается в индуистских и сикхских общинах, где в ночь накануне торжества зажигаются костры, жар которых символизирует тепло солнца, начинающего согревать землю после зимних холодов.

В тундре зимой. Архив

В тундре зимой. Архив

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20111222/520816374.html

День знаний в России

День знаний в России

Ежегодно 1 сентября в России отмечается День знаний. Этот день также является официальным праздником в некоторых других постсоветских государствах.

Истоки праздника связывают с пришедшим из Византии в Россию в XV веке обычаем отмечать наступление нового календарного года в первый день осени. С 1492 года 1 сентября на Руси стали отмечать церковно-государственный праздник Новолетия, с которым нередко связывалось и начало учебного года.

Однако четкой связи с началом учебного года эта дата не получила. Единый Устав средних учебных заведений от 5 ноября 1804 года установил единую дату начала года в уездных училищах и гимназиях - 14 августа (1 августа по старому стилю), в первый день двухнедельного Успенского поста. В конце XIX века на всей территории Российской Империи учебный год в гимназиях и университетах начинался уже 29 (16 по старому стилю) августа, сразу по окончании поста. В других учебных заведениях единоначалия не существовало - учеба могла начинаться в середине сентября, и даже в начале или середине октября.

В СССР до середины 1930-х годов точной даты начала учебного года также не существовало. Согласно постановлению Совнаркома от 14 августа 1930 года, все дети в возрасте восьми-десяти лет, а также иных возрастов, которые до этого времени не обучались в школе, должны были быть приняты в школу осенью. Обязанность посылать в школу детей возлагалась на их родителей. Каждый ребенок был обязан отучиться не менее четырехлетнего курса начальной школы.

Единое начало учебного года во всех образовательных заведениях было введено 3 сентября 1935 года постановлением Совнаркома и ЦК ВКП(б) "Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе ", которым было установлено во всех школах СССР начало учебных занятий с 1 сентября и окончание их - в первых трех классах - 1 июня, в четвертых-седьмых классах - 10 июня и в восьмых-десятых классах - 20 июня.

Официальным государственным праздником День знаний стал на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР "О праздничных и памятных днях" от 1 октября 1980 года.

1 сентября - начало нового учебного года для всех российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, классные часы, уроки знаний, мира, безопасности, мужества.

С особой торжественностью встречают в школах первоклассников. Учителя поздравляют учеников, звучит традиционный первый звонок.

1 сентября 2014 года, по словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, в первый класс пойдут 1,6 миллиона детей, что на 145 тысяч больше, чем в 2013 году. 120 тысяч обусловлено демографическим ростом, 25 тысяч детей - первоклассники Крыма и Севастополя.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, в первые классы образовательных организаций города Москвы в 2014 году зачислены свыше 93 тысяч детей, что на 8,3 тысячи детей больше, чем в 2013 году. Рост числа первоклассников объясняется благоприятной демографической ситуацией.

С 1 декабря 2011 года в Москве процедура записи детей в первые классы осуществляется с помощью портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы. Регистрация электронных заявлений о приеме детей в первые классы на 2014-2015 учебный год была открыта 15 декабря 2013 года.

В 2014 году департамент образования Москвы принял решение посвятить уроки в школах в День знаний, 1 сентября, теме "Моя малая Родина" или 100-летию начала Первой мировой войны. На уроки будут приглашены известные люди, почетные граждане, представители органов государственной власти столицы, местного самоуправления, общественных организаций, а также ветераны Вооруженных сил России и участники боевых действий.

Во многих школах в День знаний запланированы беседы о правилах поведения в школе и соблюдении правил дорожного движения, а также праздничные развлекательные программы, экскурсии и спортивные мероприятия.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

День знаний в России

День знаний в России

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140901/1021956082.html

День знаний в России: история праздника

День знаний в России: история праздника

Ежегодно 1 сентября в России отмечается День знаний. Этот день также является официальным праздником в некоторых других постсоветских государствах.

Истоки праздника связывают с пришедшим из Византии в Россию в XV веке обычаем отмечать наступление нового календарного года в первый день осени. С 1492 года 1 сентября на Руси стали отмечать церковно-государственный праздник Новолетия, с которым нередко связывалось и начало учебного года.

Однако четкой связи с началом учебного года эта дата не получила. Единый Устав средних учебных заведений от 5 ноября 1804 года установил единую дату начала года в уездных училищах и гимназиях - 1 августа (14 августа по новому стилю), в первый день двухнедельного Успенского поста. В конце XIX века на всей территории Российской Империи учебный год в гимназиях и университетах начинался уже 16 (29) августа, сразу по окончании поста. В других учебных заведениях единоначалия не существовало - учеба могла начинаться в середине сентября и даже в начале или середине октября.

В СССР до середины 1930-х годов точной даты начала учебного года также не существовало. Согласно постановлению Совнаркома от 14 августа 1930 года, все дети в возрасте 8-10 лет, а также иных возрастов, которые до этого времени не обучались в школе, должны были быть приняты в школу осенью. Обязанность посылать в школу детей возлагалась на их родителей. Каждый ребенок был обязан отучиться не менее четырехлетнего курса начальной школы.

Единое начало учебного года во всех образовательных заведениях было введено 3 сентября 1935 года постановлением Совнаркома и ЦК ВКП(б) "Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе ", которым было установлено во всех школах СССР начало учебных занятий с 1 сентября и окончание их - в первых трех классах 1 июня, в 4-7 классах 10 июня и в 8-10 классах 20 июня.

Официальным государственным праздником День знаний стал на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР "О праздничных и памятных днях" от 1 октября 1980 года.

Собираем ребенка в школу

Собираем ребенка в школу

1 сентября - начало нового учебного года для всех российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, классные часы, уроки знаний, мира, безопасности, мужества.

С особой торжественностью встречают в школах первоклассников. Учителя поздравляют учеников, звучит традиционный первый звонок.

В 2013 году первое сентября выпадает на воскресенье, поэтому в ряде городов страны власти приняли решение перенести начало учебного года на день – на 2 сентября.

В первый день нового учебного 2013/2014 года порог школы перешагнут около 1,5 миллиона первоклассников. В 2012 году эта цифра составила около 1,4 миллиона детей.

Всего за парты сядут свыше 13 миллионов школьников, откроется более 44 тысяч школ.

К учебному году сданы 42 новые общеобразовательные школы, капитально отремонтировано более 5 тысяч.

В 2013 году на модернизацию региональных систем образования выделено порядка 40 миллиардов рублей.

Школьников и работников образовательных учреждений в новом учебном году ожидает целый ряд новшеств, связанных с тем, что 1 сентября 2013 года вступает в силу новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".

Школьная форма времен СССР

Школьная форма времен СССР

В частности, с 1 сентября 2013 года вводятся новые требования к одежде учеников - во всех учебных заведениях России станет обязательной школьная форма.

С 1 сентября 2013 года каждое образовательное учреждение будет выставлять самую существенную, важную информацию о себе в открытом доступе.

Каждая начальная школа страны должна будет иметь мультимедийный комплект оборудования для проведения наглядных учебных занятий с использованием электронных образовательных ресурсов. Минимальный набор составят компьютер, интерактивная доска и проектор.

Также новый Федеральный закон гарантирует каждому школьнику бесплатный набор учебников по всем школьным дисциплинам. Список учебников станет меньше, проще для выбора, повысится качество и уровень этих учебников.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

День знаний в Великом Новгороде

День знаний в Великом Новгороде

День знаний в Москве

День знаний в Москве

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20130901/959486731.html

День Иверской иконы Божией Матери

Статья большая, находится на отдельной странице.

День изобретателя и рационализатора

Статья большая, находится на отдельной странице.

День изобретателя и рационализатора России

Статья большая, находится на отдельной странице.

День иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша"

День иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша"

18 мая – день иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» – одной из чудотворных икон, явленной во Владычнем монастыре города Серпухова в 1878 г.

История явления этой иконы такова: в Тульской губернии жил отставной солдат, который беспробудно пил и не мог бросить даже несмотря на постигшую его нищету и болезни. От пьянства у него отнялись ноги. И вот однажды этот опустившийся человек увидел сон, в котором ему явился старец, повелевший отслужить молебен перед иконой Божией Матери в Серпухове – во Владычнем монастыре . Не сразу пошел в монастырь этот человек: и денег нет, и ноги не ходят. Но сон повторился еще 2 раза.

В монастыре никто не знал иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» и не мог подсказать больному солдату перед какой иконой служить молебен. Тогда кто–то предположил, что это речь идет об иконе с изображением Чаши, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу. На обратной стороне иконы нашли надпись: “Неупиваемая Чаша”. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, но и перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стали приезжать толпы людей из города Серпухова, а потом и со всей Руси.

Перед этой иконой православные христиане молятся об исцелении от алкоголизма и наркомании. Вся икона, находящаяся во Владычнем монастыре, увешана золотыми украшениями в знак благодарности за исполненные прошения. По древней традиции их этих украшений изготавливаются драгоценные оклады.

Иконографически образ восходит к типу Богородицы-Оранты: Младенец Христос изображен стоящим в чаше, которая символизирует Чашу Причащения. Богородица на иконе с поднятыми вверх руками молится за грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения.

Сегодня в России существует много центров помощи больным алкоголизмом во имя иконы Неупиваемая чаша. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» определяют основную причину алкоголизма и наркомании как духовную опустошенность, потерю смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. В конце 2005 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II дал благословение на создание при храмах Москвы групп самопомощи для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью.

2006 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20060518/48283402.html

День Интернета в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница