Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "Б" (часть 9, "БИТ"-"БЛИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 9, "БИТ"-"БЛИ")

Битва под Аустерлицем (1805)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Битва при Ватерлоо (1815)

Битва при Ватерлоо (1815)

Битва при Ватерлоо (населенный пункт в Бельгии, в 20 километрах к югу от Брюсселя) – решающее сражение 18 июня 1815 года между армией Наполеона I и англо-голландско-прусскими войсками в период "Ста дней" (время вторичного правления Наполеона I с 20 марта по 22 июня 1815 года после его бегства с острова Эльба).

С поражением в войне 1812 года против России начался период распада наполеоновской империи. Вступление в 1814 году в Париж войск антифранцузской коалиции вынудило Наполеона I отречься от престола. В результате он был сослан на остров Эльба в Средиземном море, но в марте 1815 года вновь захватил власть.

Против восстановленной наполеоновской империи выступила спешно созданная 7-я антифранцузская коалиция европейских государств, в которую вошли не только державы - победительницы, но и другие государства-участники Венского конгресса 1814-1815 годов.

Коалиционные войска составляли армии: Англо-Голландская (106 тысяч человек под командованием фельдмаршала Артура Веллингтона), Нижнерейнская прусская (251 тысяча человек под командованием генерал-фельдмаршала Гебхарда Блюхера), Среднерейнская (168 тысяч человек под командованием генерал-фельдмаршала Михаила Барклая-де-Толли), Верхнерейнская (254 тысячи человек под командованием фельдмаршала Карела Шварценберга), две вспомогательные австро-пьемонтские армии (около 80 тысяч человек). Они были сосредоточены по линии Бельгия, Средний Рейн, Верхний Рейн, Пьемонт вдоль границы Франции и предназначены для наступления на Париж. Наполеон I, располагая 200 тысячами войск и 150 тысячами национальной гвардии, принял решение перехватить инициативу у союзников и разбить их по частям. Основные силы французской армии были выдвинуты в Бельгию и 16 июня в сражении у Линьи нанесли частичное поражение Нижнерейнской армии, вынудив ее отступить. Наполеон приказал корпусу маршала Эммануеля Груши (33 тысячи человек) преследовать ее. Однако Груши действовал нерешительно и не сумел помешать Нижнерейнской армии осуществить маневр и участвовать в решающем сражении.

К 17 июня главные силы французских войск (72 тысячи человек, 243 орудия) сосредоточились в районе Бель-Альянс, Россомм, Планшнуа. Но Наполеон, рассчитывая, что Груши локализует прусские войска, не спешил атаковать армию Веллингтона, которая заняла оборонительные позиции южнее Ватерлоо вдоль линии высот по дороге на Брюссель. Веллингтон укрыл войска от французского артиллерийского огня за склонами холмов.

Сражение началось 18 июня в 11 часов. Главный удар Наполеон решил нанести по левому флангу Веллингтона, с тем, чтобы не дать ему возможности соединиться с прусской армией. Французский корпус Оноре Рейля первоначально должен был вести только демонстративные действия против правого фланга армии Веллингтона. Однако сопротивление войск противника у замка Угумон нарушило планы Наполеона. Рейль постепенно втянул в бой весь свой корпус, но успеха до конца дня так и не добился. Атака левого фланга армии Веллингтона, начатая около 14 часов четырьмя дивизиями корпуса графа д'Эрлона, каждая из которых была построена в глубокие колонны из развернутых батальонов, также не достигла цели, так как при таком построении в атаке одновременно участвовали незначительные силы, а наступавшие несли огромные потери от артиллерии и ружейного огня противника. Огонь французской артиллерии был малоэффективным, потому что она располагалась слишком далеко от атакующих колонн.

Во второй половине дня в район Фишермона вышел авангард прусской армии Блюхера. Наполеон вынужден был бросить против прусских войск 10-тысячный корпус графа Лобау, а затем часть гвардии. Одновременно он изменил направление главного удара, сосредоточив основные усилия против центра армии Веллингтона. Однако и здесь неоднократные атаки французских войск успеха не имели. Тяжелая конница, возглавляемая маршалом Мишелем Неем, дважды врывалась на позиции армии Веллингтона, но, не поддержанная своевременно пехотой, откатывалась назад. Последняя попытка Наполеона прорвать центр противника, бросив сюда свой резерв – 10 батальонов Старой гвардии, также была неудачной. Соотношение сил в это время было уже в пользу коалиционных войск – с подходом трех прусских корпусов (Фридриха фон Бюлова, Георга фон Пирха и Ганса Иоахима фон Цитена) они имели 130 тысяч человек.

В 20 часов главные силы англо-голландской армии перешли в наступление с фронта, а прусские войска нанесли удар по правому флангу французов. Войска Наполеона дрогнули и начали отходить. Отступление превратилось в бегство.

В сражении при Ватерлоо французы потеряли 32 тысячи человек и всю артиллерию, союзники – 23 тысячи человек. Наполеон бежал в Париж, где 22 июня вторично отрекся от престола. Позже он был сослан на остров Святой Елены.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах -2004 г.г.)

Картина «Битва при Ватерлоо». Вильям Сэдлер. Архивное фото

Картина «Битва при Ватерлоо». Вильям Сэдлер. Архивное фото

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150618/1072586564.html

БК "Спартак" (Санкт-Петербург)

БК "Спартак" (Санкт-Петербург)

Ниже приводится справка о команде.

"Спартак" - российский мужской баскетбольный клуб из Санкт-Петербурга, является одним из старейших клубов России. Баскетбольная команда общества "Спартак" появилась в Ленинграде (с 1991 года - Санкт-Петербург) в 1935 году. Прообразом "Спартака" были команды промкооперации, которые были объединены в общество.

До Великой Отечественной войны (1941-1945) ленинградский "Спартак" два раза участвовал в чемпионатах СССР - в 1937 и 1940 годах. После войны команда долго не могла набрать былой силы и только в 1958 году получила право играть в Высшей лиге чемпионата СССР. В 1969 году спартаковцы завоевали бронзовые медали чемпионата СССР, в последующие пять лет - в 1970-1974 годах - команда становилась серебряным призером, а в 1975 году выиграла чемпионат страны. В 1976 и 1978 годах "Спартак" вновь был серебряным призером чемпионата СССР, а в 1981, 1985-1987 годах - бронзовым. В 1991 году команда завоевала "серебро" последнего чемпионата СССР. В 1992 году спартаковцы выиграли чемпионат СНГ, а в 1993 году стали вторыми в чемпионате России.

В дальнейшем финансовые проблемы стали причиной ухода почти всех значимых игроков команды. "Спартак" долгое время не добивался высоких результатов, и только в сезоне-2009/2010 команда завоевала "бронзу" Кубка России. В сезоне-2010/2011 "Спартак" также вышел в "Финал четырех" европейского Кубка Вызова, занял пятое место в регулярном чемпионате Профессиональной баскетбольной лиги.

В сезоне-2011/2012 под руководством словенского специалиста Юре Здовца команда заняла шестое место в чемпионате России ПБЛ, завоевала "бронзу" Кубка России и стала участником "Финала четырех" Кубка Европы. По итогам турнира Здовц был признан тренером года, а игрок команды Патрик Беверли - MVP (лучшим игроком). В сезоне-2012/2013 "Спартак" впервые за 20 лет выиграл медаль первенства страны - "бронзу", а также дошел до финала Кубка России.

В сезоне-2013/2014 из-за проблем с финансированием петербургский "Спартак" был укомплектован в основном молодыми россиянами, компанию которым составили четыре легионера. Пробившись в плей-офф Единой Лиги ВТБ, в третьем решающем матче серии 1/8 финала "Спартак" на выезде проиграл люберецкому "Триумфу".

Домашней ареной "Спартака" является спортивный комплекс "СИБУР АРЕНА", который открылся в сентябре 2013 года на Крестовском острове Санкт-Петербурга. Главный тренер команды - Гундарс Ветра. Президент клуба - Александр Урицкий.

В числе известных игроков, выступавших за "Спартак", Александр Белов, Сергей Панов, Василий Карасев, Алексей Саврасенко, Андрей Кириленко, Захар Пашутин, Антон Понкрашов.

Баскетбольный мяч

Баскетбольный мяч

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140528/1009700513.html

Блаватник, Леонард

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Благая смерть". Опыт легализации эвтаназии в других странах

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Благая смерть". Практика применения эвтаназии в мире

Статья большая, находится на отдельной странице.

Благовещение в Римско-Католической церкви

Благовещение в Римско-Католической церкви

25 марта Римско-Католическая Церковь отмечает праздник Благовещения.

Благовещение (лат. Annuntiatio Domini, – благое возвещение, радостная весть) - евангельское событие возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии, что Она станет Матерью Спасителя, а также самого факта девственного зачатия Иисуса Св. Духом в лоне Марии. Это событие является начальным моментом Боговоплощения. Евангельский рассказ о Благовещении – один из основополагающих источников для мариологии, поскольку он указывает на исключительное место Марии в истории спасения, на Ее предизбранность и предуготовленность Божественной благодатью, на Ее Богоматеринство, Ее всецелое послушание воле Бога при свободном согласии с Его Промыслом. Церковное празднование в воспоминание этого евангельского события вошло в практику в середине VI в. в Константинополе и вскоре распространилось на Востоке. В VII в. этот праздник появился также в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII в.

Выбор для празднования 25 марта был связан с процессом «историзации» евангельских празднований в календаре Церкви: т.к. праздник Рождества Христова был установлен значительно раньше, для Благовещения (и, соответственно, зачатия Иисуса Христа), был выбран день, на 9 месяцев предваряющий это событие. По другой гипотезе, дата Благовещения была определена ранее даты Рождества; установление даты связано с представлением, что смерть Христа произошла 25 марта и что Его земная жизнь должна была включать целое число лет.

В латинском обряде Благовещение ныне празднуется в ранге Торжества, в византийском обряде принадлежит к двунадесятым праздникам.

В современной литургической практике латинского обряда в случае совпадения этого дня с одним из воскресений Великого поста празднование переносится на ближайший понедельник, а при совпадении с любым из дней Страстной недели или октавы Пасхи оно переносится на понедельник 2-й недели Пасхи.

В календаре византийского обряда Благовещение может приходиться на различные дни Великого поста или на самое начало Пасхального периода. При совпадении Благовещения и Пасхи этот двойной праздник называется Кириопасха.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100325/209947817.html

Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы

Один из Великих Богородичных праздников христианской церкви, приходящийся на 7 апреля (25 марта по старому стилю), посвящен воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова.

Пресвятая Богородица еще младенцем была принесена в храм и обещана родителями - праведными Иоакимом и Анной - на служение Господу, в благодарность за чудесное рождение девочки у престарелых родителей. Церковное предание повествует о том, что до 15 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме. Ангелы Божии утешали и наставляли Ее.

Именно поэтому, когда Ангел явился Ей в этот раз, Мария не испугалась появления небесного посланника, а лишь смутилась, потому что понимала - ни к кому из людей еще не были обращены такие слова: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 30-33).

Исполнилось древние пророчества, в которых говорится о человеческом рождении от Девы Спасителя мира: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс. 44, 11-12).

Предание говорит, что Мария давала обет девства, и ее муж - Иосиф был хранителем девства. Верность слову, данному Богу, обет, о нарушении которого Мария не могла и помыслить, вызывают в Ней изумление, и вопрос Марии - Как будет это, когда я мужа не знаю? – раскрывают подлинную премудрость Пресвятой Девы. И тогда Ангел подтверждает свое небесное посланничество и разрешает Ее сомнение: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). Таким образом, архангел Гавриил открывает тайну зачатия Спасителя, что зачатие это будет не по естеству человеческому, но сверхъестественным порядком, что обет девства не будет нарушен, и Мария всегда будет именоваться Приснодевой.

И чтобы окончательно развеять все сомнения, относительно возможности подобного чудесного зачатия, архангел Гавриил подчеркивает всемогущество Божие, напоминая Марии о неплодной родственнице – Елизавете, которая зачала будучи в преклонных летах. Со всей покорностью и согласием Дева Мария выразила свое согласие. Святой Афанасий Великий так комментировал эти слова: «Всесвятая Дева, сказав: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему», - выразила тем следующее: я - скрижаль, на которой Писец пишет все, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хочет».

Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. Мария становится «новой Евой».

Предание гласит, что Бог отправил архангела Гавриила с благой вестью в тот же день 7 апреля (25 марта по старому стилю), в какой произошло Сотворение мира. Св. Афанасий называет этот праздник первым в ряду христианских праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства спасения людей. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы стал одним из самых почитаемых. Например, в старину на Руси с него начинали год. Считалось, что в этот день, как и на Пасху, солнце «играет», и грешников в аду не мучают. По своему величию праздник Благовещения не отменяется, даже если он приходится на Пасху.

В дореволюционной России существовал трогательный обычай - в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100407/218991184.html

Благовещение Пресвятой Богородицы в Армянской Церкви

Благовещение Пресвятой Богородицы в Армянской Церкви

7 апреля Армянская Апостольская Церковь отмечает один из самых важных праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы.

Иоанн Златоуст называл этот праздник "первым" и "корнем праздников". Он установлен в честь возвещения Деве Марии благой вести о том, что выбор Творца пал на нее и она родит миру Спасителя, Сына Божия.

О Благовещении Св. Марии повествует Евангелие от Луки (см. Лук. 1:26‑38). Согласно преданию, Архангел Гавриил явился Марии в галилейском городе Назарете: "Радуйся, Благодатная! Господь с тобою, благословенна ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол Давида, отца его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству его не будет конца". Мария сказала Ангелу: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" Архангел ответил: "Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... Ибо у Бога не остается бессильным никакое слово". Тогда Мария сказала: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему".

Важную роль в утверждении праздника сыграло возведение церкви Пресвятой Богородицы в Назарете в 326 г. День освящения церкви вылился в праздник Благовещения, который уже к VII в. отмечал весь христианский мир.

Распоряжением Католикоса Всех Армян Гарегина II праздник Благовещения провозглашен Днем благословения материнства. Во всех армянских церквах в этот день совершается обряд благословения матерей.

Служба. Архив

Служба. Архив

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110407/354417967.html

Благовещение Пресвятой Богородицы. История праздника

Благовещение Пресвятой Богородицы. История праздника

7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: "радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется "Благовещение", означает зачатие Иисуса Христа. – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев, – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные "физиологические" аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему", - лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение...».

На иконах Богородицы изображается три звезды – на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Они символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова. Вместе с тем, в Евангелии есть упоминание о братьях Христовых – так, по древней традиции, называли детей Иосифа, который был женат ранее и имел детей в предыдущем браке.

У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название "Благовещение Пресвятой Богородицы". Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы.

В этот день на Руси издревле во время праздничного богослужения совершался особый чин хлебопреломления, после чего благословленные "благодатные" хлеб и вино раздавались прихожанам. Патриарх Московский подносил хлеб самому государю, который обязательно присутствовал в этот праздник на службе в домовом соборе Кремля.

Тяжким грехом в Благовещенье считался труд - отсюда поговорка: "На Благовещенье птица гнезда не вьет, а девка косы не плетет". В то же время в этот день в народе принято было сжигать старые вещи, окуривать избы, собачьи будки и хлева, чтобы предохранить от болезней себя и домашних животных.

В этот день, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция "символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле - поиск Царствия Божия".

В дореволюционной России перед Благовещением птиц покупали на Охотном ряду. Теперь в день праздника над соборами Кремля взмывают голуби, выращенные Федерацией спортивного голубеводства.

Стартовая скорость такого спортивного голубя - 175 километров в час. Немного покружив над Соборной площадью, голубиная стая быстро растворяется в небе. Там птицы разбивается на группы, каждая из которых возвращается в свой питомник, расположенный в Москве или Подмосковье.

Помимо голубей, Алексий II обычно выпускает на волю и семь собственных птиц - синичек.

2006 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20060404/45155174.html

Благовещение Пресвятой Богородицы. Традиция праздника

Благовещение Пресвятой Богородицы. Традиция праздника

7 апреля - день Благовещения Пресвятой Богородицы - один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: "радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется "Благовещение", означает зачатие Иисуса Христа, - напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев, - Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные "физиологические" аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему", - лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение...».

На иконах Богородицы изображается три звезды - на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Они символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова. Вместе с тем, в Евангелии есть упоминание о братьях Христовых - так, по древней традиции, называли детей Иосифа, который был женат ранее и имел детей в предыдущем браке.

У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название "Благовещение Пресвятой Богородицы". Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы.

В этот день на Руси издревле во время праздничного богослужения совершался особый чин хлебопреломления, после чего благословленные "благодатные" хлеб и вино раздавались прихожанам. Патриарх Московский подносил хлеб самому государю, который обязательно присутствовал в этот праздник на службе в домовом соборе Кремля.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников на Руси. Даже "птица гнезда не свивает в этот день" - говаривали наши предки.

В этот день, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция "символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле - поиск Царствия Божия".

В дореволюционной России перед Благовещением птиц покупали на Охотном ряду. Теперь в день праздника над соборами Кремля взмывают голуби, выращенные Федерацией спортивного голубеводства.

Стартовая скорость такого спортивного голубя - 175 километров в час. Немного покружив над Соборной площадью, голубиная стая быстро растворяется в небе. Там птицы разбивается на группы, каждая из которых возвращается в свой питомник, расположенный в Москве или Подмосковье.

Помимо голубей, Алексий II обычно выпускает на волю и семь собственных птиц - синичек.

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080406/103873487.html

Благовещение Пресвятой Богородицы: история и традиции праздника

Благовещение Пресвятой Богородицы: история и традиции праздника

Благовещение, означающее "благая" или " добрая" весть, относится к категории непереходящих праздников и посвящен воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки. В этот день, по Евангелию, Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа ‑ Сына Божьего и Спасителя мира.

Этот праздник был установлен еще в глубокой древности. О праздновании его было известно уже в III веке. У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы.

В православном мире Праздник Благовещения торжественно празднуется с середины VII века. В то же время была окончательно установлена дата Благовещения – 7 апреля (25 марта по ст.ст.).

В VIII в. св. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.

В Православной Церкви в этот день читается Литургия св. Иоанна Златоуста, далее всенощное бдение, которое начинается великим повечерием.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников на Руси. В этот день во время праздничного богослужения совершался особый чин хлебопреломления, после чего благословленные "благодатные" хлеб и вино раздавались прихожанам. Патриарх Московский подносил хлеб самому государю, который обязательно присутствовал в этот праздник на службе в домовом соборе Кремля.

По древней русской традиции, в день Благовещения люди выпускали на волю птиц из клеток и сетей. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах. После Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц.

На Руси на Благовещение Богородицы в народе сложились различные обычаи, поверья, традиции.

Благовещение в народе воспринимали как начало и праздник весны, начало нового сельскохозяйственного года, считалось, что на Благовещение просыпается природа. Люди освящали зерно перед посевом, ставя рядом с зерном благовещенскую икону.

Большим грехом на Благовещение считается заниматься каким‑либо делом, работать.

В Благовещение верующие пекут так называемые просфоры и несут их в церковь для освящения. Далее приносят благовещенскую просфору и кладут к иконам. А в старину, крестьяне крошили просфоры в посевное зерно, чтобы уберечь поле от вредителей и собрать хороший урожай.

Мальчик с голубем на празднике Благовещения Пресвятой Богородицы

Мальчик с голубем на празднике Благовещения Пресвятой Богородицы

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110407/344901941.html

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

18 ноября (6 ноября по ст. ст.) 1842 года император Николай I издал указ о построении первого постоянного моста через Неву. Мост должен был соединить Васильевский остров с Английской набережной.

До появления Благовещенского моста берега реки соединяли наплавные мосты.

Автором проекта был инженер Станислав Кербедз, придумавший использовать арочные конструкции из чугуна. Участвовал в создании моста и знаменитый архитектор Александр Брюллов, установивший на нем газовые фонари и чугунную ограду с трезубцами Нептуна и фигурками морских коньков.

21 ноября (9 ноября по ст. ст.) 1850 года мост был открыт для экипажей и пешеходов. Мост пересекал Неву у Благовещенской площади, откуда и произошло его первое название.

Новый мост имел семь пролетов в чугунных арочных конструкциях, а восьмой пролет был двукрылый разводной у правого берегового устоя. Благовещенский мост стал первым постоянным мостом через Неву. Его длина составила 361 метр, ширина 24 метра.

В 1854 году по проекту Андрея Штакеншнейдера у разводного пролета была построена небольшая часовня. Ее освятили во имя святого Николая Чудотворца.

В феврале 1855 года в связи с кончиной императора Николая I мост был переименован в Николаевский.

Спустя некоторое время разводной пролёт моста стал узок. В 1901 году было предложено несколько инженерных решений переноса разводного пролёта в центр русла, но ни один из них не был воплощён в жизнь.

В октябре 1918 года мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, в честь Петра Шмидта, руководившего восстанием на крейсере "Очаков" в 1905 году и казненного за это.

В 1936-1939 годах по проекту Григория Передерия мост был практически полностью перестроен. Новый двукрылый разводной пролет был устроен между центральными опорами. Прежний разводной пролет заменен железобетонной аркой, облицованной гранитом. Пролеты по сторонам разводной части моста заново перекрыты стальными балками. Впервые в истории в мостостроении была применена электросварка. От прежнего Благовещенского моста остались только перила и опоры.

В 1977 году решетки моста были отреставрированы. У каждой опоры моста были установлены металлические газовые светильники, выполненные по рисункам инженера Цветкова, - стойки в виде колонн коринфского ордера на полом чугунном пьедестале, увенчанные многогранными стеклянными фонарями.

С сентября 2006 года по август 2007 года была проведена капитальная реконструкция Благовещенского моста. Мосту возвратили его исконное имя и исторический облик 1850 года ‑ исторический силуэт, решетчатая ферма с криволинейным нижним поясом, элементы декора. С моста были убраны трамвайные рельсы.

Ныне ширина моста составляет 37 метров: 8 полос движения по 3,5 метра каждая, 2 полосы безопасности и 2 тротуара.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

2012 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20121118/911011391.html

Благодатный огонь

Благодатный огонь

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня на Гроб Господень в Иерусалиме в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений Благодатного огня. По свидетельству святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов Петр.

Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала православной Пасхи. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть это чудо. Сам Храм вмещает до 10 тысяч человек, также оказываются заполнены народом вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. После осмотра полицией Кувуклия (часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в Храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал православным Благодатный огонь: «Иля дин, иля виль эл Мессиа» («Нет веры, кроме веры православной, Христос - истинный Бог») - скандируют они. Затем в Храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где Его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания - на котором тело Христа готовили к погребению.

Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого православный патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию: его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру ничего, что могло бы зажечь огонь.

Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Затем православный и армянский патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный огонь. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

По свидетельствам очевидцев, перед схождением Благодатного огня храм начинают озарять яркие вспышки, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. В это же время двери пещеры открываются и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный огонь.

Позднее от Благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали привозить Благодатный огонь и в нашу страну.

С точки зрения православия, Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века". Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста. Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: "Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена".

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070406/63195362.html

Благоевич, Род

Статья большая, находится на отдельной странице.

Благотворительный фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам"

Благотворительный фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам"

Благотворительный фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам" получил статус организации в феврале 2007 года. Фонд вырос из объединения волонтеров, оказывающего поддержку более чем 100 больницам России, в которых живут дети-отказники.

Фондом разработаны и осуществляются несколько программ, направленных на помощь детям в больницах, профилактику социального сиротства и пропаганду устройства детей в семьи.

Программа «Отказники в больницах» – это комплекс мероприятий, направленных на помощь детям, оставшимся без попечения родителей, и находящимся в больницах. Фонд помогает с материальным обеспечением стационарных лечебных заведений, где живут отказники; подбирает и оплачивает труд персонала, который работает только с отказниками (уход, кормление, прогулки, развитие), обеспечивает больницу волонтерской помощью.

Программа «Дети в беде» ориентирована на помощь детям-сиротам, нуждающимся в лечении. Очень важно, чтобы их лечением занимались высокопрофессиональные врачи и вовремя применялись современные лекарства. Но не менее важно, чтобы рядом был взрослый человек, который постоянно ухаживает, не отходит ни на секунду, всегда поможет, всегда поддержит. Фонд оплачивает труд нянь, которые круглосуточно ухаживают за болеющими детьми-сиротами в больницах.

Программа «Общество»: вовлечение и информирование – в рамках этой программы Фонд стремится привлечь внимание всех слоев общества к проблеме сиротства путем взаимодействия со СМИ, государственными органами, а также широким кругом общественности для решения проблемы сиротства.

Программа «Содействие семейному устройству детей-сирот» – это поддержка и организация мероприятий, способствующих семейному устройству детей, лишенных попечения родителей.

В организации работает Волонтерский центр для привлечения, обучения, координации и поддержки добровольных помощников Фонда.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100701/251542042.html

Благотворительный фонд "Подари жизнь"

Благотворительный фонд "Подари жизнь"

Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями "Подари жизнь" учрежден 26 ноября 2006 года актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой. Является не имеющей членства некоммерческой организацией.

Задачи фонда:

- сбор средств на лечение и реабилитацию детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями;

- помощь онкологическим и гематологическим клиникам, где лечатся дети и молодые взрослые;

- привлечение общественного внимания к проблемам больных детей;

- содействие развитию безвозмездного донорства крови;

- оказание социальной и психологической помощи больным детям;

- содействие работе волонтерских групп при детских онкогематологических клиниках.

По уставу фонд "Подари жизнь" в первую очередь оказывает помощь в оплате диагностики и лечения, в приобретении лекарств, медицинских расходных материалов и оборудования детям и молодым взрослым (до 25 лет), страдающим онкологическими и онкогематологическими заболеваниями.

Фонд принимает обращения от врачей, пациентов, их родителей или официальных опекунов пациентов. Необходимость лечения, об оплате которого просят фонд "Подари жизнь", должна быть подтверждена официальными медицинскими документами. Фонд не оказывает помощь в оплате лечения методами нетрадиционной медицины. Также фонд может оплатить лечение иностранным гражданам, если они лечатся за пределами России.

Решение об оказании помощи принимает консилиум врачей (экспертный совет фонда), который собирается один раз в две недели.

Под опекой фонда находятся дети с онкологическими и гематологическими заболеваниями из Федерального научно‑клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии (ФНКЦ ДГОИ), Российской детской клинической больницы (РДКБ), Российского научного центра рентгенорадиологии (РНЦРР), Научно‑практического центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно‑лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы (НПЦ в Солнцево), НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н.Бурденко РАМН, Морозовской детской городской клинической больницы (МДГКБ) и Московской городской больницы им.Боткина.

В планах фонда - строительство детского хосписа в Москве.

У фонда нет филиалов, отделений и представителей в регионах России. Есть партнерский фонд, зарегистрированный в Лондоне - Gift of Life.

Несколько раз в году фонд устраивает широкомасштабные акции. Ежегодно с 2005 года проводится концерт "Подари жизнь", приуроченный к Международному дню защиты детей, проходят традиционные выставки детского творчества.

Дважды в год фонд отмечает День донора: 20 апреля - Национальный день донора и 14 июня - Международный день донора.

Летом 2010 и 2011 годов в Москве при поддержке фонда "Подари жизнь" состоялись Всемирные игры победителей. Спортивные соревнования были устроены специально для детей, победивших тяжелую болезнь.

Органы управления фондом: правление, совет фонда, директор, попечительский совет.

Председатель правления фонда - Михаил Масчан.

Директор фонда - Екатерина Чистякова.

Попечительский совет Фонда:

Чулпан Хаматова, актриса;

Дина Корзун, актриса;

Александр Румянцев, врач;

Тина Канделаки, телеведущая;

Катерина Гордеева, журналист;

Екатерина Шергова, журналист;

Валерий Панюшкин, журналист;

Екатерина Бородина, предприниматель;

Сергей Юшин, предприниматель;

Артур Смольянинов, актер.

Логотип фонда «Подари жизнь»

Логотип фонда «Подари жизнь»

2012 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20121123/911899370.html

Блаженная Ксения Петербургская: подвиг добровольного безумия

Блаженная Ксения Петербургская: подвиг добровольного безумия

К материалу "РПЦ отмечает День святой блаженной Ксении Петербургской"

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия между 1719 и 1730 годами. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но прожили вместе они недолго: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовой на 26-м году ее жизни.

Этот удар оказался настолько сильным и неожиданным, что определил всю дальнейшую судьбу Ксении Григорьевны. Она раздала все свое имущество бедным, дом подарила знакомой. Облачившись в одежду мужа, она уверяла, что муж вовсе не умирал, и откликалась только на его имя. Всё это привело к тому, что молодая женщина прослыла сумасшедшей

Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Целыми днями она бродила по Петербургу, обычно около прихода церкви святого апостола Матфия, где в то время жили небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, ее иносказательные речи, ее кротость, незлобивость нередко служили поводом для насмешек и издевательств.

Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения не соглашалась и всю свою жизнь так и проходила в красной кофточке и зеленой юбке. Очевидно, эти цвета напоминали ей мужнин мундир. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как сама она. Милостыню она также не брала, за исключением «царя на коне» (копейки с изображением всадника), впрочем, и эти копейки она, в свой черед, раздавала нищим.

Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения в любую погоду и время года уходила на ночь в поле и здесь там в молитве простаивала до самого рассвета.

В другой раз рабочие возводившие новую каменную церковь на Смоленском кладбище, стали замечать, что по ночам кто-то натаскивает на верх строящейся церкви кирпичи. Оказалось, что этим невидимым помощником была Ксения.

Ксения предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича; предсказала и смерть купчихи Крапивиной, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», и замужество одной бедной девицы.

Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет. Около 1803 года, на 71-м году она скончалась. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище.

Со временем на могиле ее была воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев.

После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

По материалам сайта www.calend.ru

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070206/60279077.html

Блаженная Матрона: "Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Блаженная Мать Тереза Калькуттская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Блатт, Дэвид

Статья большая, находится на отдельной странице.

Блейк Эдвардс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ближнемагистральный пассажирский самолет Fokker 50

Ближнемагистральный пассажирский самолет Fokker 50

Fokker 50 - ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный голландской фирмой Fokker. Официально к разработке самолета фирма Fokker приступила в конце ноября 1983 года.

Fokker 50 является развитием популярной модели Fokker F27 (первоначально самолет имел название Fokker F27 Mk.50). Он спроектирован на базе удлиненной версии F27-500 и от своего предшественника отличается более мощными и экономичными двигателями c шестилопастными винтами и новым интерьером салона.

Летные испытания первого опытного самолета на основе конструкции F27 с соответствующими доработками начались 28 декабря 1985 года. В апреле 1986 года совершил полет второй опытный самолет, полностью соответствовавший серийному самолету Fokker 50. В Голландии самолет был сертифицирован в середине мая 1987 года, а в начале февраля 1989 года получил сертификат FAA.

Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EDZ-806 производства американской фирмы Honeywell с четырьмя цветными дисплеями для вывода пилотажно-навигационной информации. На приборной панели предусмотрено место для размещения цветного дисплея цифровой системы предупреждения об отказах самолетных систем и силовой установки. Имеется встроенная система диагностики оборудования.

На основе пассажирского самолета фирмой Fokker был разработан многоцелевой транспортный самолет "модель 60U", предназначенный для правительственных и военных заказчиков, первый полет которого состоялся в сентябре 1995 года.

Основные характеристики самолета Fokker 50:

Длина (метров) - 25,2

Высота (метров) - 8,3

Ширина салона (метров) - 2,5

Размах крыльев (метров) - 29

Площадь крыла (квадратных метров) - 70

Дальность полета с максимальной загрузкой - 3 тысячи километров

Максимальная крейсерская скорость (км/ч) - 530

Потолок (максимальная высота полета) - 7,6 тысячи метров

Длина разбега - 1,05 тысячи метров. Длина пробега - 1,12 тысячи метров

Экипаж - два человека. В салоне 30 мест.

Самолет серийно производился в 1987-1996 годах - до момента банкротства компании Fokker. Всего было построено 220 экземпляров.

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20130305/925837104.html

Ближнемагистральный пассажирский самолет Ан-148

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница