Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "Б" (часть 17, "БРЮ"-"БУЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 17, "БРЮ"-"БУЛ")

Брюс Уиллис

Брюс Уиллис

Американский актер, музыкант, продюсер Уолтер Брюс Уиллис (Walter Bruce Willis) родился 19 марта 1955 г. в Западной Германии в городе Идар – Оберштейн, где его отец, Дэвид Уиллис был вольнонаемным служащим в американской воинской части.

Вырос в г. Пенс-Гроув (штат Нью-Джерси, США). Учился в колледже «Монтклер». Из четырех детей в семье Брюc был самым старшим.

Уже в восемь лет Брюc Уиллис начал заниматься в любительской драматической студии, где пел, аккомпанируя себе на губной гармонике, в блюзовом ансамбле «Луз-Гуз», играл в студенческом театральном коллективе.

В 1977 г. в возрасте 22 лет он бросил учебу в колледже ради сцены в Нью-Йорке.

Он устроился работать барменом в «Кафе-Сентрал» и продолжал попытки попасть на звездный Олимп, играя второсортные роли. Первую роль перед камерой Уиллис «сыграл» в рекламном ролике джинсов «Levi’s».

В 1984 г., после одной успешной роли во внебродвейской сценической версии пьесы Сэма Шепарда «Влюбленный дурак», где Брюc Уиллис сыграл главную роль, о нем написали первые хвалебные отзывы и пригласили на пробы в Лос-Анжелес в пилотный выпуск сериала «Детективное агентство «Лунный свет» (1985 – 1989).

Никому не известный нью-йоркский актер так понравился продюсерам, что вместо эпизодической роли его взяли в партнеры широко известной Сиббил Шеппард. Сериал принес Уиллису популярность.

В 1987 г. он снялся в комедии режиссера Блейка Эдвардса «Свидание вслепую» (1987).

В 1988 г. Уиллис сыграл роль нью-йоркского полицейского Джона Макклейна в фильме «Крепкий орешек». После выхода фильма на экраны не только популярность, но и ошеломительный карьерный рост Брюсу был обеспечен. Фильм стал визитной картой актера со всеми его великолепными трюками, взрывами, непобедимым героем и яркими диалогами.

Коммерческий успех «Крепкого орешка» позволил Уиллису «раскрутить» экранную биографию своего героя в трех продолжениях.

Брюс Уиллис сыграл почти в 80 фильмах, среди которых такие известные как: «Криминальное чтиво» (1994), «Четыре комнаты» (1995), «Двенадцать обезьян» (1995), «Пятый элемент» (1997), «Армагеддон» (1998), «Девять ярдов» (2000), «Город грехов» (2005), «Однажды в Голливуде» (2008).

В последнее время Уиллис неоднократно заявлял о том, что ему надоело сниматься в боевиках. Теперь он снимается в комедиях и психологических драмах. Еще в 1999 г. на экранах появился психологический триллер «Шестое чувство», который стал одним из самых кассовых» фильмов. Спустя год вышла комедия «Девять ярдов», также имевшая успех.

Своими кумирами и образцами для подражания Брюc Уиллис считает таких непохожих друг на друга актеров, как Роберт де Ниро, Роберт Дювалль, Аль Пачино, Кэри Грант, Боб Хоуп, Роберт Митчел, а также Стив МакКуин.

На сегодняшний день Брюc Уиллис – один из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда.

Он обладатель многих престижных кинематографических наград: телевизионная премия «Эмми» (Emmy) за выдающуюся роль первого плана в сериале «Детективное агентство «Лунный свет» (1987), «Золотой глобус» - «Лучший актер ТВ-сериала (комедия/мюзикл)» «Детективное агентство «Лунный свет» (1987), телевизионная премия «Эмми» (Emmy) за роль второго плана в сериале «Друзья» (2000).

В 2006 г. на знаменитой голливудской Аллее Славы заложена плита с его именем.

В 1987 – 2000 гг. Уиллис был женат на актрисе Деми Мур. У них три дочери: Румер Гленн (1988), Скаут Ляру (1991) и Таллула Бель (1994 ).

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100319/215186688.html

Бу Андерcсон

Биография Бу Андерcсона

Президент "Группы ГАЗ" Бу Андерcсон (Bo I. Andersson) родился 16 октября 1955 года в Фалькенберге, Швеция.

Окончил Военную академию Швеции. Имеет степень бакалавра делового администрирования Стокгольмского университета и закончил программу высшего менеджмента Гарвардского университета в 1999 году.

Свою карьеру Бу Андерcсон начал в компании General Motors в 1987 году как менеджер шведского автомобилестроительного предприятия Saab. После работы на различных руководящих должностях, в 1990 году он был назначен вице-президентом Saab по закупкам.

В 1993 году Андерcсон перешел из Saab в General Motors в качестве исполнительного директора по международным закупкам электротехники. В 1994 году он был назначен исполнительным директором по закупкам химической продукции. После работы на двух руководящих позициях, в 1997 году Андерcсон получил должность вице-президента по закупкам европейского отделения General Motors. В 1999 году он вернулся в американское отделение General Motors и возглавил направление по международным закупкам.

С апреля 2007 года по июнь 2009 года - вице-президент General Motors US по глобальной политике закупок и развитию сети поставщиков.

15 июня 2009 года Бу Андерcсон принял предложение акционеров российского автопроизводителя ОАО "ГАЗ" и занял пост председателя совета директоров компании, сменив в этой должности Эрика Эберхардсона, бывшего главу представителя Volvo Construction Equipment в России.

7 августа 2009 года Андерcсон был назначен президентом "Группы ГАЗ". Отмечалось, что в этой должности он совместит разработку стратегии компании с руководством текущей операционной деятельностью. Перед Андерcсоном была поставлена задача обеспечить оптимальное соотношение качества продукции и расходов всех уровней.

За время нахождения Андерcсона на посту президента "Группа ГАЗ" обновила модельный ряд в соответствии с современными требованиями рынка, начала реализацию совместных проектов с ведущими международными автопроизводителями и сохранила лидерство на рынке коммерческого транспорта. В 2012 году "Группа ГАЗ" получила чистую прибыль по МСФО в размере 8,8 миллиарда рублей, что выше показателя 2011 года на 3,5%.

14 сентября 2012 года Андерcсон был назначен почетным консулом Королевства Швеции в Нижнем Новгороде.

28 июня 2013 года Андерcсону было присвоено звание почетного гражданина Нижнего Новгорода за вклад в экономику региона, модернизацию Горьковского автозавода и укрепление статуса города в международном сообществе. Он стал первым иностранцем, получившим подобное звание.

17 октября 2013 года стало известно, что Андерcсон стал кандидатом на пост главы крупнейшего российского производителя легковых автомобилей "АвтоВАЗ". Информация появилась после того, как президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров подал заявление об уходе в связи с переходом на другую работу.

С 5 ноября 2013 года совет директоров "АвтоВАЗа" утвердил Бу Андерcсона в должности президента "АвтоВАЗа" после отставки Игоря Комарова, который назначен замглавы Роскосмоса.

Бу Андерcсон был признан "Лучшим руководителем 2010 года" в российской автомобильной промышленности на международном автомобильном форуме Адама Смита. В 2011 году Андерcсон признан лучшим руководителем автомобильной отрасли Европы в номинации "Развивающиеся рынки" в рамках ежегодного конкурса Eurostars Awards, который проводится автомобильным изданием Automotive News Europe для определения самых успешных лидеров европейской автоиндустрии.

В 2012 году Бу Андерcсон получил награду "За выдающиеся достижения" журнала Automotive Supply Chain, ведущего европейского автомобильного издания, за восстановление финансового положения "Группы ГАЗ" после кризиса и обеспечение лидерства компании на российском рынке легких коммерческих автомобилей.

Президент Группы ГАЗ Бо Андерсон, архивное фото.

Президент Группы ГАЗ Бо Андерсон, архивное фото.

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20131017/970794449.html

Бугримова Ирина Николаевна

Бугримова Ирина Николаевна

Артистка цирка, первая в СССР дрессировщица львов, Народная артистка СССР Ирина Николаевна Бугримова родилась 13 марта 1910 г. в Харькове (Украина) в семье профессора ветеринарии. В 1926и – 1928 гг. училась в Харьковской торгово-промышленной школе.

С детства Бугримова посещала музыкальную школу и балетную студию при Харьковском оперном театре и занималась спортом – бегом, прыжками в длину, в высоту и в воду с вышки, играла в русский хоккей, толкала ядро, метала диск и копье, бегала на коньках, занималась мотоспортом.

В 1927 г. Ирина Бугримова стала чемпионкой Украинской ССР в толкании ядра, а в 1928 г. – чемпионкой Украинской ССР в метании диска.

В 1929 г. она начала артистическую деятельность в цирке в номере «Полет на санях из-под купола цирка», который она создала вместе с Александром Буслаевым, ставшим впоследствии ее первым мужем. Этот номер демонстрировался до 1937 г.

Параллельно с этими выступлениями Бугримова подготовила номер «Высшая школа верховой езды», в котором исполняла вместе с лошадью танец под музыку Бизе.

В 1937 г. советский цирк закупил группу дрессированных леопардов, и управляющий цирками Александр Данкман совершенно неожиданно предложил Бугримовой совместить трюки и дрессуру. Он сказал ей, что хотел бы видеть на арене советского цирка женщину-укротительницу.

Бугримова согласилась и взялась сделать номер с леопардами. Однако, поработав с леопардами, она поняла, что лучше делать номер со львами. Своих первых львят Ирина Николаевна назвала Кай, Юлий и Цезарь. Цезарь стал ее другом на долгие годы.

Ирине Николаевне пришлось самой изучать, изобретать способы работы с этими животными. Молодая дрессировщица вынуждена была двигаться вперед на ощупь, методом проб и ошибок, доверяя собственной интуиции.

Скоро уже вся страна знала ее имя. Большой успех у зрителей имели номера «Лев в воздухе», «Лев на мотоцикле», «Кресло смерти», «Лев на проволоке», «Прыжки через огненное кольцо», «Ковер» и другие.

Бугримова ложилась на живой ковер из хищников, обнималась с воспитанниками, взмывала под купол на качелях вместе с львицей, кормила львов изо рта.

Одновременно в ее аттракционе на манеже находилось от семи до одиннадцати львов.

С искусством дрессировки Бугримовой были знакомы зрители всего мира. Ей приходилось гастролировать в Иране, Польше, Чехословакии, Болгарии, ГДР, Мексике и Японии.

За свою цирковую карьеру Бугримова выдрессировала около 80 львов, а также 8 лошадей и 12 собак.

В 1976 г. Ирина Бугримова перестала выступать на арене, но продолжила вести активную общественную жизнь: была председателем Совета ветеранов Российской государственной цирковой компании, членом Общества защиты животных.

Много лет она принимала госэкзамены в Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева и консультировала Российскую государственную цирковую компанию.

20 февраля 2001 г. Ирина Бугримова скончалась от сердечного приступа и была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.

Ирина Бугримова была удостоена многочисленных наград, в том числе званий Народной артистки СССР (1969) и Героя Социалистического Труда (1979). Последнюю свою награду – Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени – она получила в 2000 г.

В Харькове именем Бугримовой названа площадь перед новым цирком, бывшая Воскресенская.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100312/213722362.html

Буданов, Юрий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Будапештский меморандум 5 декабря 1994 года

Будапештский меморандум 5 декабря 1994 года

Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия был подписанный 5 декабря 1994 года лидерами РФ, Великобритании, США и Украины в Будапеште (Венгрия).

Согласно меморандуму, РФ, Великобритания и США подтверждают Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ - ныне Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины.

РФ, Великобритания и США подтверждают свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Украины, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом ООН.

РФ, Великобритания и США подтверждают обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода.

РФ, Великобритания и США подтверждают свое обязательство добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН по оказанию помощи Украине как государству-участнику Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающему ядерным оружием, в случае если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия.

РФ, Великобритания и США подтверждают в отношении Украины свое обязательство не применять ядерное оружие против любого государства-участника Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающего ядерным оружием, кроме как в случае нападения на них, их территории или зависимые территории, на их вооруженные силы или их союзников таким государством, действующим вместе с государством, обладающим ядерным оружием или связанным с ним союзным соглашением.

РФ, Великобритания и США и Украина будут консультироваться в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140526/1009377548.html

Буддийский праздник Весак (Дончод хурал)

Буддийский праздник Весак (Дончод хурал)

Весак (тиб., монг. - Сага Дава, Дончод хурал) - один из главных буддийских праздников. В переводе с тибетского языка означает "Праздник тысячи подношений".

Этот общебуддийский праздник отмечают в день полнолуния первого летнего месяца лунного календаря, который выпадает на конец мая - начало июня григорианского календаря. Индийское название этого месяца - санскр. вишакха, пали весак - закрепилось и за этим праздником.

Считается, что в этот день в разные годы произошло три величайших события: рождение (Джаянти) Будды, достижение им полного Просветления (Бодхи) в 35 лет и уход в Паринирвану в 80 лет.

В странах южно-азиатского буддизма все три события отмечаются на 14-й день месяца весак. В 2015 году этот день выпадает на 1 июня.

В северном тибето-монгольском и российском буддизме День рождения Будды отмечается на девятый день четвертого месяца тибетского календаря, а Просветление и Паринирвана - в ночь на 15-й день того же месяца. Тибетцы называют этот праздник Сага Дава, а монголы и традиционные буддисты России - Дончод хурал.

В 2015 году этот день выпадает на 2 июня.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 8 февраля 2000 года этот день ежегодно празднуется ООН в знак признания вклада, который буддизм - одна из старейших религий в мире - внес на протяжении двух с половиной тысячелетий и продолжает вносить в настоящее время в духовное развитие человечества.

Весак считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

Считается, что в полнолуние четвертого лунного месяца заслуги увеличиваются в миллионы раз, поэтому в этот день буддисты особенно усердны в своей духовной практике. В день хурала во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками - они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).

Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность учению Будды (Дхарме). С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам.

Во время хурала ламы читают священные сутры из Ганжура (священная книга буддизма) - "Поклонение и подношение Будде", "Пришествие Будды с небес Рая Тушита". Основной день хурала Дончод отмечается как Всемирный день Мира и Медитации во всех буддийских странах.

После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки (дана), чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.

Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой (или чаем) и осыпание их цветами.

В этот день принято совершать гороо - круговой обход вокруг священного места (дацана или ступы) по часовой стрелке. Это считается одной из лучших практик очищения. Количество гороо - 3, 7, 21, 108 или столько, сколько вам лет.

Существует традиция в дни священного буддийского месяца воздерживаться от употребления мяса и алкоголя. В том случае, если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, буддисты, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца.

Многие дают обет пребывать в молчании в течение семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно поминовение Будды.

У буддистов стран Восточной и Юго-Восточной Азии в этот праздник широко распространена традиция подношения лампад в бумажных фонариках. У монгольских народов такой обряд ранее не практиковался. В 2008 году молебен подношения лампад был впервые проведен в Монголии: на крупнейшем стадионе Улан-Батора собрались свыше десяти тысяч верующих, в небо было запущено 3,5 тысячи лампад.

В Бурятии впервые молебен подношения лампад был проведен в 2009 году.

(Дополнительный источник: Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: монография / В.П. Андросов; РАН, Институт востоковедения. - М.: Ориенталия, 2011).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Монах у статуи Будды в храме города Маланг, Восточная Ява

Монах у статуи Будды в храме города Маланг, Восточная Ява

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150601/1066499024.html

Буддийский праздник Дончод Хурал

Буддийский праздник Дончод Хурал

"Праздник тысячи подношений" Дончод Хурал (монг., тиб. - Сага Дава) - один из главных буддийских праздников. Считается, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три величайших события: рождение (Джаянти) Будды в царской семье рода Шакьев, достижение им полного Просветления (Бодхи) в 36 лет и уход в Нирвану (Паринирване) на 81-м году жизни. Поскольку большинство буддийских школ считает, что эти события произошли в один и тот же день года, в их память установлено единое торжество.

Включенный в 2000 г. в календарь ЮНЕСКО, Дончод Хурал отмечается буддистами всего мира ежегодно в пятнадцатый день четвертого лунного месяца (конец мая - начало июня), поэтому не имеет определенной даты в григорианском календаре. Индийское название этого месяца - Вишакха Пуджа, или Весак (санскр.) - закрепилось и за праздником. Весак считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В 2011 году он начинается 16 мая.

В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

В день хурала во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками - они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).

Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность учению Будды (Дхарме). С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам.

Добрые дела, совершенные в этот день, увеличиваются более чем в 700 млн раз.

Также можно совершать гороо - круговой обход вокруг священного места: дацана или ступы. Это считается одной из лучших практик очищения. Количество гороо - 3, 7, 21, 108 или столько, сколько вам лет.

Во время хурала ламы читают священные сутры из Ганжура (священная книга буддизма) ‑ "Поклонение и подношение Будде", "Пришествие Будды с небес Рая Тушита". Основной день Хурала Дончод отмечается как Всемирный день Мира и Медитации во всех буддийских странах.

После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки (дана), чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.

Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой (или чаем) и осыпание их цветами.

В традиции ламаизма этот праздник является самым строгим обрядовым днем календаря, когда нельзя есть мясо и когда повсюду зажигаются светильники. В этот день принято совершать обход ступ, храмов и других буддийских сооружений по часовой стрелке: сначала совершающий этот обход отмеривает расстояние своим телом, распростершись на земле, а затем поднимается и встает на то место, которого коснулось его лицо и продвигается вперед подобным образом. Многие дают обет соблюдать строгий пост и пребывать в молчании в течение семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно поминовение Будды.

Традиция подношения лампад в бумажных фонариках Дончод Хурал широко распространена в Китае, Японии, Таиланде и других странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Их проводят ежегодно. У монгольских народов такой обряд ранее не практиковался. В 2008 г. молебен подношения лампад был впервые проведен в Монголии: на крупнейшем стадионе Улан-Батора собрались свыше 10 тысяч верующих, в небо было запущено 3,5 тысяч лампад.

В Бурятии впервые молебен подношения лампад был проведен в 2009 г.

Служба в буддистском храме. Архив

Служба в буддистском храме. Архив

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110516/363644561.html

Буддийский праздник Зула хурал

Буддийский праздник Зула хурал

Один из главных религиозных буддийских праздников Зула хурал, или Праздник тысячи лампад (от монгольского зул - светильник, лампада, хурал - богослужение) проводится на 25-й день первого зимнего месяца по лунному календарю.

Проходит в течение трех дней, в 2014 году - 15, 16, 17 декабря.

В буддизме это день памяти о кончине (о дне ухода в Нирвану) основателя тибетской школы Гелуг реформатора и философа Чже Цонкапы (др. транскрипции - Цзонкапа, Цзонхава, 1357-1419).

Школа Гелуг (Гелугпа), к которой принадлежит большинство буддистов России, относится к буддизму Махаяны ("Большой колесницы"), ставящей во главу учения деятельность во благо всех живых существ.

Лама Цонкапа почитается в Тибете как второй Будда, а два его сочинения - "Ламрим" (посвященное общему пути Махаяны) и "Нагрим" (посвященное пути Тайной Мантры) - охватывают духовную практику буддизма во всем его объеме. Сам Цонкапа в конце жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.

Четыре главных деяния Цонкапы связаны с основанием школы Гелуг:

- реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтреи (в буддийской мифологии - будда грядущего мирового порядка как знак тысячелетнего существования новой школы);

- возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета;

- учреждение праздника Монлам чхенмо (15 чудес Будды, что способствовало единению народа и новой школы);

- строительство монастыря Галдан, или "земли Тушита", где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре магической диаграммы - мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.

Созданная Цонкапой школа Гелуг стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва (тиб. - "победитель") и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.

С середины XVII века школа Гелуг (тиб. - "школа добродетели") утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.

Главный ритуал, связанный с праздником Зула Хурал - это церемония подношения цог, которая означает подношение символического нектара. Тот, кто делает подношение, ничего не должен жалеть - ни еды, ни питья, ни денег, ни счастья, ни собственного тела. Буддисты верят, что подношения буддам и бодхисатвам помогают избавиться от омрачений, держащих людей в сансаре - от гнева, неведения и привязанности.

Во время праздника миряне приносят в храмы тысячи подношений Учителю. Как правило, это молоко, чай, сладости и масло для лампад, символизирующих учение буддизма.

В этот день принято зажигать тысячу лампад (зула), которые освещают Путь буддиста, ведущей в Нирвану. Поэтому в каждой семье делаются лампадки из теста на каждого члена семьи, и отец семейства относит их в храм, где ставит на жертвенный столик.

С наступлением темноты духовенство в сопровождении народа, все с обнаженными головами, обходят вокруг храм, неся впереди изображение Цонкапы. Во время процессии люди идут с зажженными факелами. Внутри и вокруг храма зажигаются тысячи лампад, которые горят до наступления рассвета. При приближении процессии к жертвенному столику на нем тоже зажигаются фитили лампадок. Монахи читают молитвы. Миряне гадают на зажженных зулах: пламя, его интенсивность и длительность горения указывают, каким будет для молящегося наступающий год. Лампадки из теста после догорания съедаются.

Сохранился обычай и в доме ставить две лампадки. Одна делается в форме лодочки, в ней несколько фитилей - соответственно количеству членов семьи, причем каждый фитиль имеет разное количество составляющих травинок - их столько, сколько лет человеку плюс еще несколько. Вторая лампадка - обычной формы, фитиль в ней состоит из 9 травинок. Она ставится для всех домочадцев (по другой версии - для хозяйки дома). Число 9 - символ прибыли и богатства: скот считали не десятками, а именно девятками.

В день памяти Цонкапы в знак скорби принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста.

В честь праздника в Иволгинском дацане - духовной столице буддийской традиционной сангхи (буддийской общины) России, расположенной у подножия хребта Хамар-Дабан в 30 км от столицы Бурятии Улан-Удэ, для верующих открыт доступ к нетленному телу хамбо-ламы Итигэлова.

Тело хамбо-ламы, умершего в 1927 году в позе лотоса во время медитации, было найдено в 2002 году в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.

Монахи в петербургском буддийском храме зажигают свечи в день Праздника тысячи свечей (Зула-хурал)

Монахи в петербургском буддийском храме зажигают свечи в день Праздника тысячи свечей (Зула-хурал)

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20141215/1037749367.html

Будущее Ватикана. Дайджест

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бузек, Ежи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Букаев, Геннадий

Помощник премьер-министра, бывший министр по налогам и сборам

Геннадий Букаев - помощник премьер-министра РФ Михаила Фрадкова, бывший министр по налогам и сборам. Кандидат экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации. Автор сенсационного заявления о якобы принятом руководством страны решении присоединить Южную Осетию к Российской Федерации.

Геннадий Иванович Букаев родился 15 сентября 1947 года в селе Степное Абдулинского района Оренбургской области. В 1965 году окончил Бугурусланский нефтепромысловый техникум (Оренбургская область). С 1965 года по 1966 год работал помощником бурильщика Абдулинской экспедиции треста "Оренбург-нефтегазразведка". В 1971-1972 годах был начальником уфимского штаба республиканского студенческого стройотряда [3], [5].

В 1971 году закончил Уфимский нефтяной институт по специальности "инженер-электрик". В 1972-1975 годах работал в системе треста "Связьстрой", дослужился до должности главного инженера. С 1975 года руководил отделом капитального строительства Уфимского нефтяного института. В 1977 году стал заместителем председателя Орджоникидзевского райисполкома Уфы [3].

В 1980 году окончил Свердловскую высшую партийную школу и стал инструктором отдела организационно-партийной работы Башкирского обкома КПСС. В 1985 году возглавил Белебеевский горком КПСС [3], [4], [5].

В 1990 году перешел на работу в Совет министров Башкирии, где руководил отделом торговли, потребкооперации и легкой промышленности. В 1992 году стал руководителем Госналогинспекции по Республике Башкортостан [3], [5].

В 1999 году был переведен на работу в Москву начальником столичной Налоговой инспекции. Тогда же вошел в коллегию Министерства по налогам и сборам. 18 мая 2000 года был назначен министром Российской Федерации по налогам и сборам в правительстве Михаила Касьянова. Букаев сменил на этом посту Александра Починка, [5].

Основным достижением Букаева на посту главы МНС стало значительное (на 14,4 процента) увеличение собираемости налогов. При Букаеве был введен в действие ряд дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Эти дополнения касались, в частности, упрощенной системы налогообложения, транспортного налога, налога на имущество организаций и единого сельхозналога [4].

24 февраля 2004 года указом президента России Букаев был отправлен в отставку вместе с правительством Касьянова. В марте 2004 года был назначен на должность помощника премьер-министра Михаила Фрадкова. При этом Букаев удостоился благодарности за успехи в области финансово-экономической деятельности [2], [4].

В конце марта 2006 года Букаев сделал неожиданное заявление о том, что руководство страны будто бы приняло принципиальное решение о присоединении Южной Осетии к Российской Федерации. В МИД России эту информацию комментировать отказались [1], [4].

Использованные материалы

[1] Руководство России приняло принципиальное решение о присоединении Южной Осетии? - Regnum, 23.03.2006

[2] Сердюков назначен и.о. министра по налогам и сборам. - Финансовые Известия, 15.03.2004

[3] Букаев Геннадий Иванович. - Архив журналиста, 24.02.2004

[4] Геннадий Букаев. Челоек года - 2003 - Администрации. - Rambler. Люди года

[5] Букаев Геннадий Иванович. - Агентство Федеральных Расслелдований (www.FLB.ru)

Источник: http://lenta.ru/lib/

Буква "ё" в русском алфавите

Буква "ё" в русском алфавите

29 ноября (18 ноября по старому стилю) 1783 года в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Дашковой состоялось одно из первых заседаний недавно созданной Российской академии, на котором присутствовали поэт Гавриил Державин, драматурги Денис Фонвизин и Якоб Княжнин и другие. Обсуждался проект полного толкового славяно-российского словаря, знаменитого впоследствии 6-томного "Словаря Академии Российской".

Дашкова предложила присутствующим на заседании ввести для изображения на письме соответствующего звука новую букву "ё", вместо двух букв "іо". Для "младшей" буквы в русском алфавите не стали изобретать нового знака: воспользовались имеющейся буквой е, поставив над ней две точки - умляут. Новаторскую идею княгини поддержал ряд ведущих деятелей культуры того времени. Гавриил Державин начал первым использовать букву "ё" в личной переписке. В ноябре 1784 года новая буква получила официальное признание.

Тиражирование буквы печатным станком состоялось в 1795 году в Московской университетской типографии у издателей Ридигера и Клаудия при издании книги "И мои безделки" Ивана Дмитриева. Первым словом, напечатанным с буквой "ё", было слово "всё". Затем последовали слова "огонёк", "пенёк", "безсмёртна", "василёчик". В 1796 году в той же типографии Николай Карамзин в своей первой книге "Аонид" с буквой "ё" напечатал слова "зарёю", "орёл", "мотылёк", "слёзы" и первый глагол - "потёк". В 1798 году Гавриил Державин употребил первую фамилию с буквой "ё" - Потёмкин.

Экспонат музея буквы Ё писателя Виктора Чумакова

Экспонат музея буквы Ё писателя Виктора Чумакова

В 1904 году была создана Орфографическая комиссия при Императорской академии наук, куда входили крупнейшие лингвисты того времени. Предложения комиссии, окончательно сформулированные в 1912 году, сводились к упрощению графики на основе фонематического принципа (устранение букв, не обозначавших никаких звуков, например "ъ" на конце слов, и букв, обозначавших те же звуки, что и другие буквы, - "ять", "и десятеричное", "фита", "ижица"). Кроме того, комиссия признала употребление буквы "ё" желательным, но не обязательным.

5 января 1918 года (23 декабря 1917 года по старому стилю) был опубликован декрет, подписанный советским наркомом просвещения Анатолием Луначарским, который вводил в качестве обязательной реформированную орфографию, а также рекомендовал использование буквы "ё".

В советское время буква "ё" была "официально признана" в 1942 году, после издания приказа "О введении обязательного употребления буквы "ё" в школьной практике". Спустя год был издан справочник употребления буквы "ё". В 1956 году Академией наук и министерством высшего образования СССР были утверждены, а затем опубликованы "Правила русской орфографии и пунктуации" с параграфами о применении буквы "ё". Однако на практике ее использование продолжало оставаться не обязательным.

В Российской Федерации регламентируется использование буквы "ë" в правоустанавливающих документах. В письме министерства образования и науки РФ от 3 мая 2007 года органам власти, выдающим гражданам официальные документы государственного образца, предписывается использовать букву "ё" в именах собственных.

Письмо Минобрнауки РФ от 20 июля 2009 года рекомендует использовать букву "ё" в школьных учебниках.

По мнению министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, правила употребления букв "е" и "ё" должны быть закреплены на законодательном уровне.

Сейчас буква "ё" содержится в более чем 12,5 тысячах слов, в не менее чем 2,5 тысячах фамилий граждан России и бывшего СССР, в тысячах географических названий России и мира и в тысячах имен и фамилий граждан зарубежных государств.

В 2005 году в Ульяновске букве "ё" был установлен памятник. Автор памятника, ульяновский художник Александр Зинин изобразил точную увеличенную копию той литеры, которая была использована в альманахе "Аониды", где Николай Карамзин впервые опубликовал стихотворение с новой буквой.

Памятник букве «Ё» в Ульяновске

Памятник букве «Ё» в Ульяновске

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ковер из галстуков с буквой Ё

Ковер из галстуков с буквой Ё

2013 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20131129/980103586.html

Букварь Василия Бурцова

Букварь Василия Бурцова

Первое московское пособие для обучения грамоте - букварь - был издан 20 августа (10 августа по старому стилю) 1634 года в Москве Василием Бурцовым. До этого основной книгой, по которой шло обучение грамоте, был "Псалтирь" (книга библейских псалмов).

Василий Бурцов - печатник первой половины XVII века, происходил из семьи подьячих, работал на Московском печатном дворе в должности "подьячего азбучного дела". Он напечатал 12 книг (по некоторым сведениям - 17), среди которых книги духовного, светского содержания, а также учебные книги.

По традиции XVII века букварь, изданный Василием Бурцовым, был небольшого размера, отличался простотой и четкостью шрифтового и графического оформления. Каждая страница имела продуманное построение. В отличие от предшествующих азбук, Василий Бурцов использовал красный цвет для выделения букв, слогов, названий частей и разделов книги.

Букварь сохранял в основном структуру львовской и острожской азбук Ивана Федорова. Как во львовском руководстве 1574 года, в букваре Василия Бурцова были объединены материалы для изучения азбуки, овладения грамотой и тексты для чтения. Вначале также приводился алфавит в прямом и обратном порядке, а затем вразбивку. Далее, в соответствии с принятым буквослагательным методом обучения, были помещены двух- и трехбуквенные слоги. Затем приведены названия чисел и знаки препинания. В разделе "А сия азбука от книги осмочастныя сиречь грамматикии" сообщались сведения о спряжении и давались формы страдательного залога. Под заглавием "По ортографии" были объединены примеры, дающие сведения о склонении имен существительных и прилагательных.

Во второй части книги были собраны молитвы - "исповедание православной веры", притчи царя Соломона, моральные наставления.

Завершало букварь, как и в Азбуку 1578 года Ивана Федорова, "Сказание… " Черноризца Храбра.

Василий Бурцов использовал азбуки Ивана Федорова в качестве образцов, но сделал некоторые отступления и уточнения, усовершенствовав книгу для обучения письму и чтению.

Букварь Василия Бурцова стал в Центральной России основным пособием для обучения грамоте. Популярность учебника в Московском государстве и за его пределами побудили Бурцова выпустить второе издание. Оно было издано Московским печатным двором в 1637 году и не было простой перепечаткой первого. В него были внесены изменения по объему и по построению учебника, а также по его оформлению. В предисловии азбуки были помещены вирши, обращенные к ученикам, повествующие о целях и методах учения. Во втором издании букваря впервые появилась иллюстрация на школьную тему в виде гравюры: учитель наказывает розгами провинившегося ученика. Кроме гравюры, в учебнике имеется 5 заставок и 49 заглавных букв. Метод обучения чтению остался прежним - буквослагательным, поэтому автор приводил двух- и трехбуквенные слоги, алфавит с названием букв. В качестве текстов для чтения были даны молитвы, предложения нравоучительного содержания, текст десяти заповедей. Также во втором издании букваря Василия Бурцова имеется послесловие, в котором автор сообщил выходные данные издания и обозначил свое авторство.

Букварь Василия Бурцова в переработанном втором издании неоднократно переиздавался и долгие годы являлся одним из самых авторитетных учебных пособий.

Подлинные издания букваря Василия Бурцова 1634 и 1637 годов хранятся в Российской государственной библиотеке.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140820/1020583140.html

Букеровская премия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Букеровская премия Великобритании (The Man Booker Prize)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Букеровская премия. История и лауреаты

Букеровская премия. История и лауреаты

Наиболее престижная литературная премия - Букеровская (официальное название премии - The Man Booker Prize), основана в 1969 году и ежегодно вручается в Великобритании.

Букеровская премия замышлялась как статусная, в которой главной наградой становится не денежный приз, а сама постановка в один ряд с победителями прошлых лет и шорт - листерами этого.

Изначально премия существовала на средства группы компаний "Букер" (Booker), производящей продукты питания. В 1969 г. лауреат получал 5 000 фунтов стерлингов, позже эта сумма возросла до 10 000, а затем до 15 000 и 20 000 фунтов.

В 2002 году премия увеличилась в размере в результате появления нового спонсора - компании "Мэн групп" (Man Group), работающей на рынке финансовых услуг.

В результате размер премии, переименованной в Мэн-Букер, возрос с 20 до 50 000 фунтов (73 тыс. долларов).

Административным органом, курирующим премию, является комитет, куда входят писатель, издатель, книготорговец, специалист по библиотечному делу, председатель Совета директоров "Booker" и еще одно должностное лицо, представляющее компанию, администратор премии. Количество ежегодно представляемых на соискание премии книг колеблется где-то между 85 и 105: одно их прочтение требует от членов жюри весьма значительных затрат времени.

Победителя определяют следующим образом: сначала ежегодно обновляемый консультативный комитет в составе издателей и представителей писательского мира, литературных агентов, книготорговцев, библиотек и Фонда Букеровской премии формирует список из примерно ста книг. Комитет же утверждает жюри из пяти человек. - это известные литературные критики, писатели, учёные, общественные деятели. В августе жюри объявляет «лонг-лист» из 20-25 романов, в сентябре - шестерых участников «шорт-листа», а в октябре - самого лауреата.

Четыре лауреата Букеровской премии - Уильям Голдинг, Надин Гордимер, В. С. Найпол и Дж. М. Кутзее стали впоследствии лауреатами Нобелевской премии по литературе.

Писатели Дж. М. Кутзее и Питер Кэри завоевали Букера дважды (в 1983 и 1999 гг.; в 1988 и 2001 гг., соответственно). Никем не превзойдён рекорд Айрис Мёрдок (лауреата Букера в 1978 г.) по числу попаданий в «короткий» список - 6 раз.

Россияне знакомятся с книгами- лауреатами Букеровской премии благодаря серии «Премия Букера: Избранное», выпускаемой с 2002 года издательством «РОСМЭН».

С 1992 года Букеровской премией "Русский Букер" стали награждать за лучший роман на русском языке. Ее получили в 1992 году Марк Харитонов за роман "Линии судьбы,или сундучок Милашевича", в 1993 - Владимир Маканин за "Стол, покрытый сукном, и с графином посередине", в 1994 - Булат Окуджава за роман "Упраздненный театр", в 1995 - Георгий Владимов за роман "Генерал и его армия". в 1996 - Андрей Сергеев за "Альбом для марок", в 1997 - Анатолий Азольсккий за роман "Клетка".

Лауреаты Букера:

1969 - Перси Ховард Ньюби, «За это придётся ответить»

1970 - Бернис Рубенс, «Избранный член»

1971 - В. С. Найпол, «В подвешенном состоянии»

1972 - Джон Бергер, «G.»

1973 - Дж. Г. Фаррел, «Осада Кришнапура»

1974 - Надин Гордимер, «Хранитель»

1975 - Рут Джабвала, «Жара и пыль»

1976 - Дэвид Стори, «Сэвилл»

1977 - Пол Скотт, «Оставаясь»

1978 - Айрис Мёрдок, «Море, море»

1979 - Пенелопа Фицджеральд, «Офшор»

1980 - Уильям Голдинг, «Ритуалы плавания»

1981 - Салман Рушди, «Дети полуночи»

1982 - Томас Кенилли, «Ковчег Шиндлера»

1983 - Дж. М. Кутзее, «Жизнь и время Михаэла К.»

1984 - Анита Брукнер, «Отель "У озера"»

1985 - Кери Хальме, «Люди-скелеты»

1986 - Кингсли Эмис, «Старые черти»

1987 - Пенелопа Лайвли, «Лунный тигр»

1988 - Питер Кэри, «Оскар и Люсинда»

1989 - Кадзуо Исигуро, «Остаток дня»

1990 - Антония Байетт, «Обладать»

1991 - Бен Окри, «Голодная дорога»

1992 - Майкл Ондатже, «Английский пациент»

1993 - Родди Дойл, «Пэдди Кларк ха-ха-ха»

1994 - Джеймс Келман, «До чего ж оно всё запоздало»

1995 - Пэт Баркер, «Дорога призраков»

1996 - Грэм Свифт, «Последние распоряжения»

1997 - Арундати Рой, «Бог мелочей»

1998 - Иэн Макьюен, «Амстердам»

1999 - Дж. М. Кутзее, «Бесчестье»

2000 - Маргарет Этвуд, «Слепой убийца»

2001 - Питер Кэри, «Истинная история шайки Келли»

2002 - Янн Мартел, «Жизнь Пи»

2003 - Ди Би Си Пьер, «Вернон Господи Литтл»

2004 - Алан Холлингхёрст, «Линия красоты»

2005 - Джон Бэнвилл, «Море»

2006 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20061011/54702868.html

Буковский, Владимир

Статья большая, находится на отдельной странице.

Булавин, Сергей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Булакин, Николай

Статья большая, находится на отдельной странице.

Буланов, Юрий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Булат Окуджава

Статья большая, находится на отдельной странице.

Булгаков Михаил Афанасьевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Буллок, Жанна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Булыгин, Александр

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница