Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Троицкая родительская суббота

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Троицкая родительская суббота

Троицкая родительская суббота

Троицкая суббота (Вселенская, Родительская, Духовская, Клечальная, Троицкая субботка, "троицкие родители") ‑ один из четырех общерусских календарных дней поминовения умерших; входит в праздничный цикл Семик‑Троица. В 2011 году Троицкая родительская суббота приходится на 11 июня.

В церковном календаре предшествующий Троице день именуется Вселенской, а также Родительской субботой. Во время Вселенской панихиды, которая служится только 2 раза в год ‑ в Мясопустную субботу перед Масленицей и в субботу перед Троицей, церковь поминает всех от века умерших православных христиан, независимо от того, как они отошли в мир иной. Каждый прихожанин поминает в основном только своих умерших родственников ‑ "родителей", а также родных, умерших "не своей смертью".

Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в храмах служат парастаc. Парастаc (с греческого - "ходатайство"), когда вся Церковь во время службы ходатайствует за своих усопших.

В родительскую субботу богослужения имеют один богослужебный чин, состоящий из вечерни и утрени, поются песнопения заупокойного характера. Присутствуют поминальный канон, поминальные стихиры, песнопения. Вечерня переходит в утреню, а после утрени и Литургии обязательно служится Вселенская панихида.

По христианскому обычаю в этот день после богослужения принято посещать могилы усопших.

В мифологических представлениях славян, период Семик‑Троица относился к тем календарным вехам, когда предки временно покидали "тот свет" и появлялись на земле; местом их пребывания была свежая зелень ‑ деревья, травы, цветы. Главная задача живых ‑ встретить и проводить их должным образом, т.е. помянуть.

В некоторых местах троицкая суббота считалась самым большим и почитаемым днем поминовения умерших. Именно поэтому у русского старообрядческого населения Забайкалья на "троицких родителей", в отличие от других поминальных праздников, в церкви или в молельном доме служилась "всенощная". На службу крестьяне приносили яйца, кутью, лепешки, подавали деньги на престол. Ритуальные блюда освящали.

Поминовение осмыслялось как ритуальное общение живых и умерших родственников, сопровождавшееся определенными действиями. Кроме церкви, в этот день обязательно ходили на кладбище, "чтобы навестить могилы и поклониться умершим родным и знакомым". С собой приносили обычно поминальную еду, троицкие березовые ветки, цветы, венки, веники. В Калужской губернии кладбище посещали только девушки и молодые женщины; они собирались вместе и приходили обычно после обеда.

Центральным ритуальным действием на кладбищах в некоторых местах было "опахивание могил". Пришедшие на кладбище обметали могилы родных березовые веточками, троицкими цветами или вениками, после этого веточки и, иногда цветы, "торкали" в могильную землю. Крестьяне Псковской губернии считали, что они таким образом, "мертвым глаза открывают", "глаза у родителей прочищают"; в Новгородской и южнорусских губерниях опахивали вениками могилы для того, чтобы "родителей попарить"; при этом верили, что "душеньки их радоваться будут". Опахивание в Петербургской губернии сопровождалось громкими причитаниями по умершим. Перед уходом могилку "запахивают", чтобы закрыть глаза родителям. На могильный холмик, помимо веток и цветов, клали венки.

Повсеместно на кладбище устраивали ритуальную трапезу, основные блюда которой ‑ кутья, блины, яйца, покрашенные свежей зеленой листвой берез. На могилу стелили скатерть, раскладывали кушанья; для "родителей" на перекрестье или в подножие креста крошили яйца, сыпали зерно и кутью; нередко это делали крестообразным движением руки. Умершего приглашали к трапезе словами: "Приди (называли имя) и поешь" или "Выходи и угощайся". В ряде мест трапеза, устраиваемая на могилах, была более обильной и зачастую сопровождалась распитием хмельных напитков.

Среди псковских крестьян существовал обычай держаться за могильный крест руками, чтобы "родители почувствовали, что ты был на могиле"; согласно местным поверьям, покойники выходят в этот день из могил, также держась за крест. В Костромской области был распространен обычай "кликать родителей" (взывать к ним).

Посещение могил родственников нередко заканчивалось веселым гулянием, которое устраивали здесь же на кладбище.

Поминовение продолжалось и в поселении ‑ крестьяне ждали "родителей" в гости. С этой целью у домов устанавливали березки, ‑ "На березу прилетит кукушка, кукушка ‑ это почти то же самое, что родители", ‑ говорили псковичи. Под березу ставили ковшик с водой, чтобы "родители мылись". Дорогу в дом предкам также указывали березы, стоявшие с двух сторон крыльца. "Родители" могли войти в дом и по полотенцу, специально для этого вывешенному на стену или окно.

В домах устраивали поминальные трапезы. Так, у семейских ‑ русских старообрядцев Забайкалья, после всенощной службы вся семья собиралась за столом, читалась молитва, а затем каждый должен был съесть три ложки кутьи, освященной в церкви.

Упоминается также обычай топить на Троицу баню для умерших. Крестьяне считали в этот день необходимо растопить баню, а после помывки в ней всех членов семьи оставить воду и веник для "родителей".

Раздача милостыни нуждающимся, осуществляемая для поминовения умерших, в родительские дни, в частности в троицкую субботу, получала особое оформление. Зажиточные крестьяне Жиздринского уезда Калужской губернии долгое время соблюдали старинный обычай, согласно которому они в троицкую субботу резали барана или годовалого поросенка, кормили бедных крестьян и делали обед для соседей.

У семейских Забайкалья в троицкую субботу "делали чертежи". Каждый крестьянин выбирал в лесу участок для будущей пашни и отмечал его ‑ ошкуривал кору деревьев. Считалось, что "зачерченный" в день поминовения предков лес будет находиться под их защитой.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110611/378733793.html

В начало энциклопедии