Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Сочельник - канун Рождества Христова в Православной церкви

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Сочельник - канун Рождества Христова в Православной церкви

Сочельник - канун Рождества Христова в Православной церкви

6 января (24 декабря по старому стилю) - день Навечерия Рождества Христова или Рождественский сочельник, - последний день 40-дневного Рождественского поста в канун праздника Рождества Христова.

Само название "сочельник" происходит, как полагают, от слова "сочиво" (то же, что коливо - вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать сочиво или коливо было положено в канун праздника только после литургии (богослужения). У православных христиан существовал обычай не вкушать пищу до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа, но богослужебным уставом эта традиция не предписана.

Канон празднования Рождества был окончательно сформирован в IV веке. В современной богослужебной практике в навечерие праздника в храме читаются Царские часы, вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к рождению Иисуса Христа.

Чин Царских часов составлен Кириллом Александрийским в IV веке. Царскими они называются потому, что в Константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. Царские часы совершаются при открытых царских вратах (главные врата иконостаса), среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое (высокий столик с покатым верхом, на который кладут иконы или богослужебные книги).

В Рождественский сочельник православные христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении волхвов с востока Богомладенцу Христу. Восточные мудрецы принесли Новорожденному дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как Царю, ладан - как Богу и смирна - как Человеку на погребение.

Типикон (церковно-богослужебная книга, содержащая порядок и образ совершения церковных служб) предписывает пост до конца вечерни (богослужения).

Однако служба вечерни в Сочельник соединяется с литургией (общественное богослужение, за которым совершается таинство Святого Причащения) и совершается утром, поэтому и православные христиане постятся до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову. В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста.

Если Сочельник совпадает с субботой или воскресеньем, то часы Навечерия Рождества Христова переносятся на пятницу, и в этот день литургия не совершается вообще. Это связано с тем, что субботние и воскресные дни в Церкви выделяются среди прочих, и они по своему характеру не постные, а праздничные.

В Сочельник в старину было положено готовить сочиво или коливо, которое в течение нескольких часов варили из зерен пшеницы или ячменя, добавляя мед и орехи.

Зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед - сладость будущей блаженной жизни.

Также на стол ставили взвар из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилался сеном или соломой, напоминавшими те ясли, в которых положен был Иисус Христос.

Наши предки старались Рождественский сочельник ознаменовать делами христианской благотворительности.

Патриаршее служение в Крещенский сочельник в Москве. Архивное фото

Патриаршее служение в Крещенский сочельник в Москве. Архивное фото

Патриаршее служение в Крещенский сочельник в Москве. Архивное фото

Патриаршее служение в Крещенский сочельник в Москве. Архивное фото

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140106/986674327.html

-----------------------------------

Сочельник - канун Рождества Христова в Православной церкви

Само название "сочельник" происходит, как полагают, от слова "сочиво" (то же, что коливо – вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать сочиво или коливо было положено в канун праздника только после литургии (богослужения). У православных христиан существовал обычай не вкушать пищу до появления первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа, но богослужебным уставом эта традиция не предписана.

Канон празднования Рождества был окончательно сформирован в IV веке. В современной богослужебной практике в навечерие праздника в храме читаются Царские часы, вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к рождению Иисуса Христа.

Типикон (церковно‑богослужебная книга, содержащая порядок и образ совершения церковных служб) предписывает пост до конца вечерни (богослужения). Однако служба вечерни в сочельник соединяется с литургией (общественное богослужение, за которым совершается таинство Святого Причащения) и совершается утром, поэтому и православные христиане постятся до того момента, когда в центр храма выносится свеча.

Перед свечой поется тропарь (молитвенное песнопение) Рождеству Христову: "Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе", что означает: "Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разума, ибо через него служившие звездам (волхвы) звездой научены были поклоняться Тебе, солнцу правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе!".

Богослужение Рождественского сочельника наполнено ожиданием радости и ликования рождения (вочеловечения) Сына Божия: "Радуйся, вся земле, се Христос приближается, в Вифлееме раждаяйся".

Особенное место в богослужении сочельника занимают Великие, или Царские часы. Они не присоединяются к другим службам, а составляют специальную отдельную службу. В большинстве случаев Царские часы вычитываются и отчасти выпеваются рано утром в день сочельника перед совершением литургии.

Если сочельник совпадает с субботой или воскресеньем, то часы Навечерия Рождества Христова переносятся на пятницу, и в этот день литургия не совершается вообще. Это связано с тем, что субботние и воскресные дни в Церкви выделяются среди прочих, и они по своему характеру не постные, а праздничные.

В 2012 году Рождественский сочельник приходится на субботу, поэтому Царские часы совершаются в пятницу. В этот день (субботний или воскресный) пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста.

В сочельник, по традиции, было положено готовить кутью или сочиво. Варили сочиво из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни. Также на стол подавали вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. Обязательным делом считалось поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами.

2012 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20120106/529302324.html

В начало энциклопедии