Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском соборе, имевшим место за несколько лет до первого Вселенского собора. Лаодикийский собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Празднование совершается 21 ноября (8 ноября по юлианскому календарю). Ноябрь - девятый по счету месяц относительно марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом 9-ти ангельских чинов. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного суда, который в Священном Писании называется днем "восьмым".

В народе этот день именуется Михайловым днем.

Ангельские чины разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию (в порядке предстояния Богу) входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы (древнеевр. "горящие", "пламенеющие", "огненные") - шестикрылые ангелы. Херувимы (древнеевр. "излияние премудрости", "просвещение") - четырехкрылые и четырехликие ангелы. Престолы ("богоносные") - ангелы, на которых, как на престоле, восседает Бог.

Среднюю ангельскую иерархию составляют чины Господства, Силы и Власти. Господства владычествуют над последующими чинами ангелов, наставляют земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения. Силы творят чудеса, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти способны укрощать силу дьявола, отражать от людей бесовские искушения, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала повелевают низшими Ангелами, учат начальствующих с честью и пользой исполнять должностные обязанности, не руководствуясь при этом личной выгодой и жаждой славы. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Архангелы укрепляют в людях веру и открывают им ее тайны и пророчества. Ангелы же наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Бога, наставляют людей к добродетельной и святой жизни, хранят верующих, удерживают их от падений и помогают подняться падшим.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения (от греческого angelos - вестник). Собор есть соединение, совокупность всех святых Ангелов.

Архистратигом (греч. "главнокомандующий") над всеми девятью чинами поставлен Архангел Михаил (древнеевр. "кто как Бог"), один из самых почитаемых библейских персонажей. По преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Так, во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, которые преследовали израильтян. Согласно Библии, Михаил низринул с Неба возгордившегося Люцифера с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воззвал: "Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!"

Известен Архангел Михаил и на Руси. Считается, что именно его явление хану Батыю предотвратило поход татаро-монгольских воинов на Великий Новгород. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и там же устроен монастырь. Ему посвящен один из главнейших храмов Москвы - Архангельский собор Кремля, долгое время служивший усыпальницей правителей Московского государства.

Архангелу Михаилу посвящено множество православных икон, одна из наиболее известных - "Благословенное воинство Небесного Царя", написанная в 50-х гг. XVI века митрополитом Афанасием для Успенского собора Кремля по заказу царя Ивана IV Грозного.

Помимо Михаила, известны также другие Архангелы: Гавриил (древнеевр. "крепость (сила) Божия"), носитель радостных благовестий; Рафаил ("врачевание Божие"), целитель человеческих недугов; Уриил («"огонь или свет Божий"), просветитель, ангел грома и колебания; Селафиил ("молитвенник Божий"), молящийся о людях и побуждающий их к молитве; Иегудиил ("славящий Бога"), покровитель трудящихся; Варахиил ("благословение Божие"), испрашивающий людям милости и посылающий им благословения; Иеремиил ("высота Божия"), содействующий возвращению человека к Богу.

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения: Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет праведника Товию, несущего рыбу. Уриил сжимает в поднятой правой руке обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - "пламень огненный". Селафиил - в молитвенном положении, глаза смотрят вниз, руки сложены на груди. Иегудиил держит в деснице золотой венец, в шуйце ‑ бич из трех красных (или черных) вервий. Варахиил изображен в одежде с множеством розовых цветов. Иеремиил держит в руке весы.

Икона Архангел Михаил (из деисусного чина). Иконописец Андрей Рублев. Первая четверть XV века

Икона Архангел Михаил (из деисусного чина). Иконописец Андрей Рублев. Первая четверть XV века

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101121/277470940.html

В начало энциклопедии