Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Алисия Алонсо

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Алисия Алонсо

Биография Алисии Алонсо

Алисия Алонсо (Alicia Alonso), настоящее имя Алисия Эрнестина де ла Каридад дель Кобре Мартинес Ойа (Alicia Ernestina de la Caridad dei Cobre Martinez Hoya), родилась 21 декабря 1920 года в Гаване, Куба.

Ее родители были выходцами из Испании. Отец Антонио Мартинес служил офицером кубинской армии.

Свой первый урок балета девочка получила в музыкальной школе Гаваны Sociedad Pro-Arte. Понимание того, что балет является ее призванием, пришло к Алисии в 1930 году, во время занятий в частной балетной школе под руководством русского балетмейстера Николая Яворского, в которую девочку записали родители.

29 декабря 1931 года молодая балерина дебютировала на сцене гаванского театра в постановке "Спящая красавица".

В 1937 году она вышла замуж за однокурсника балетной школы Фернандо Алонсо.

Пара решила переехать в Нью-Йорк, чтобы начать свою профессиональную карьеру. Несмотря на то, что вскоре у Алисии родилась дочь Лаура, балерина продолжила свое обучение в Школе американского балета под руководством Джорджа Баланчина, брала частные классы у известных солистов Михаила Фокина, Александры Федоровой, Энрико Занфретты, Анатолия Вильтзака.

В 1938 году на Бродвее Алисия Алонсо дебютировала в музыкальных комедиях "Великая леди" и "Звезды в твоих глазах".

В 1940 году Алисия поступила в состав только что созданного тогда Американского театра балета.

В 1941 году у балерины произошло отслоение сетчатки обоих глаз, и она временно ослепла. Алисия перенесла три операции по восстановлению зрения, из-за чего около года была прикована к постели. Ей удалось восстановить форму и вернуться в балет.

Прорывом в карьере Алонсо стал 1943 год, когда балерина заменила в балете "Жизель" Адольфа Адана заболевшую британскую солистку. Успешное выступление Алисии произвело фурор, и ее имя надолго стало отождествляться с партией Жизели.

В 1948 году Алисия вернулись на Кубу, где совместно с Фернандо и Альберто Алонсо организовала национальную труппу "Балет Алисии Алонсо". Это был необычный коллектив - ставку сделали не на профессиональных хореографов, а на энтузиастов. Танцовщики сами ставили одноактные балеты, каждый мог внести свой вклад в "танцевальный фонд" труппы.

В 1950 году была организована также балетная школа Алисии Алонсо. Сама она все это время постоянно работала над новыми ролями. Среди ее лучших партий - Одетта-Одиллия в балете "Лебединое озеро" Петра Чайковского, Терпсихора в балете "Аполлон и Мусагет" Игоря Стравинского, Сванильда в "Коппелии" Лео Делиба, Жизель в одноименной постановке на музыку Адольфа Адана.

Алисия Алонсо стала первой исполнительницей партий в постановках балетмейстеров Энтони Тюдора, Джорджа Баланчина, Агнес де Милль.

После революции 1959 года новая власть объявила развитие балета и хореографического образования одним из приоритетных направлений культурной политики обновленной Кубы. Труппа Алисии Алонсо превратилась в государственную структуру и получила название Национальный балет Кубы (НБК). Она выступала в театрах и на площадях Гаваны, выезжала на гастроли в другие провинции Кубы, балетные спектакли часто транслировались по кубинскому телевидению. Потом НБК отправился в большую гастрольную поездку по странам Латинской Америки, рассматривавшуюся новой властью в качестве "культурного посольства кубинской революции".

В 1967 году Алонсо создала один из самых ярких образов в своем творчестве - образ Кармен в балете Альберто Алонсо. Это была вторая редакция балета, который Альберто Алонсо поставил в Москве для Майи Плисецкой. Партнером Алисии Алонсо выступил брат Майи Плисецкой Азарий.

На протяжении свей творческой жизни балерина выступила почти в 60 странах мира.

Благодаря фанатической работоспособности Алисия Алонсо смогла доказать, что творческая жизнь танцора может длиться гораздо дольше общепринятых норм. Последнее выступление Алонсо в поставленном ею самой балете "Бабочка" состоялось в 1995 году, когда ей исполнилось 75 лет. Балерина также поставила ряд оригинальных балетов.

Уйдя со сцены, она продолжает возглавлять Национальный балет Кубы.

Алонсо часто выступала в СССР. В конце 1950-х годов она впервые вышла на сцену Большого театра. В разное время ее партнерами были Владимир Васильев, Антон Долин, Александр Годунов, Антонио Гадес и другие.

Она неоднократно входила в состав жюри Международного конкурса артистов балета в Москве. В 1969-1989 годах была вице-президентом Общества кубино-советской дружбы.

В 2002 году Алисия Алонсо была удостоена звания посла доброй воли ЮНЕСКО.

Балерина является почетным доктором Университета Гаваны, Высшего института искусств Кубы, Политехнического университета Валенсии (Испания) и Университета в Гвадалахаре (Мексика).

Алисия Алонсо имеет многочисленные национальные и международные награды. В 1998 году она была удостоена звания Героя труда Республики Куба, в 2000 году - кубинского ордена "Хосе Марти". В декабре 2010 года балерина получила медаль Айде Сантамария - награду, которую присуждает Государственный совет Кубы.

Она была удостоена мексиканского ордена Ацтекского орла (1982), испанского ордена Изабеллы Католической (1993), французского ордена Искусств и литературы (1998) и др. В 2003 году президент Франции присвоил Алонсо звание офицера ордена Почетного легиона.

В 1999 году ЮНЕСКО наградило ее медалью Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

В ноябре 2010 года Алисия Алонсо получила премию Фонда Галины Улановой "За беззаветное служение искусству танца".

Алисия Алонсо. Архивное фото

Алисия Алонсо. Архивное фото

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20151221/1343794949.html

В начало энциклопедии