Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Московская железная дорога

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Московская железная дорога

Московская железная дорога

Московская железная дорога - филиал ОАО "РЖД", одна из 16 железных дорог России. Обслуживает 13 субъектов Российской Федерации, в том числе девять полностью (Москву, Московскую, Тульскую, Орловскую, Курскую, Рязанскую, Смоленскую, Калужскую, Брянскую области) и четыре частично - Владимирскую, Белгородскую, Липецкую области и республику Мордовия.

В существующих границах Московская железная дорога была организована Приказом Министерства путей сообщения СССР от 21 августа 1959 года.

Московская железная дорога имеет более 150-летнюю историю. Массовое развитие и строительство железных дорог в центральном регионе России началось во второй половине XIX века. 26 января 1857 года был издан Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог для постройки и эксплуатации первой сети русских железных дорог длиной 4 тысячи верст.

Весной 1858 года началось сооружение Московско-Нижегородской железной дороги, которая связывала с Москвой и Санкт-Петербургом крупнейший экономический центр Нижний Новгород, где ежегодно проводилась Нижегородская ярмарка, и главную водную магистраль страны Волгу. 14 июня 1861 года было открыто движение поездов по участку от Москвы до Владимира. Второй участок Владимир - Нижний Новгород был закончен 1 августа 1862 года. В настоящее время в состав Московской магистрали входит лишь небольшой отрезок старой Московско-Нижегородской дороги от Москвы до станций Черусти и Петушки.

В июне 1860 года началось строительство Московско-Рязанской железной дороги на линии Москва - Коломна. 20 июля 1862 года дорога была официально открыта для постоянного движения. С 27 августа 1864 года началось движение поездов от Коломны до Рязани. В настоящее время в состав Московской железной дороги входят участки Москва - Морсово с веткой до Касимова и Москва - Ряжск II с веткой до Вослебово.

В августе 1862 года было открыто движение от Москвы до Сергиева Посада Московско-Ярославской железной дороги. В июле 1868 года началось строительство железной дороги от Сергиева Посада до Ярославля, которое продолжалось менее двух лет. В настоящее время в состав Московской железной дороги входит участок от Москвы до Александрова.

Летом 1864 года началось сооружение дороги до Орла, в мае 1866 года - от Курска. 17 сентября 1868 года открылось движение по всей дороге от Москвы до Курска.

В сентябре 1870 года была открыта для движения Московско-Смоленская дорога. В ноябре было открыто движение поездов по линии Смоленск - Брест.

В конце XIX - начале XX веков железная дорога связала Москву с юго-западными районами России: были построены линии Москва-Брянск и Павелец-Москва. В это же время была введена в эксплуатацию Московско-Савеловская линия. В первом десятилетии XX века был сооружен прямой путь от Москвы к порту Виндава на Балтийском побережье. Таким образом, к началу XX века Москва превратилась в крупный железнодорожный узел. Появилась необходимость в соединении построенных дорог единой кольцевой магистралью, которая была сооружена в 1908 году и получила название Московской Окружной железной дороги.

В период гражданской войны и революции многие линии были разрушены и только к середине 1920-х годов восстановление путевого хозяйства завершилось. В последующие годы железнодорожные ветки достраивались, проводилась их реконструкция. Первоначально железные дороги, связывающие Москву и регионы, существовали как самостоятельные единицы. Постановлением Правительства в 1959 году на основе объединения Московско-Курско-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Рязанской дорог и московских отделений Северной, Калининской, Московско-Киевской и Западной дорог была создана единая Московская магистраль.

21 августа 1959 года был подписан Приказ министерства путей сообщения СССР о переименовании Московско-Курско-Донбасской железной дороги в Московскую железную дорогу.

В 1960-е годы в состав Московской железной дороги вошла Большая Московская Окружная железная дорога и линия Брянск - Вязьма. B 1961 году была присоединена вся Калининская железная дорога за исключением Великолукского и Ржевского отделений. Московская железная дорога стала одной из крупнейших в стране стальных магистралей.

В 1966 году Московская железная дорога была награждена Орденом Ленина.

В 2003 году дорога была преобразована из самостоятельного предприятия в филиал ОАО "Российские железные дороги".

В настоящее время московская железная дорога - это 13 тысяч километров развернутой длины, 8,8 тысяч километров эксплуатационной длины, которые обслуживает 50,3 тысячи человек.

Характерная особенность дороги - это ее разветвленность. В самом напряженном регионе - Московском железнодорожном узле - сходится 11 радиальных направлений, которые связаны между собой Малым кольцом (54 километра) и Большим окружным кольцом (558 километров). Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога компании РЖД.

Московская железная дорога осуществляет 50% всех пригородных перевозок компании и 23% перевозок в поездах дальнего следования.

Столичная магистраль отправляет 420 пассажирских поездов в сутки.

Существенная особенность Московской железной дороги - колоссальный объем пригородных перевозок. Ежесуточно здесь курсирует около трех тысяч пригородных поездов. Ежедневно на столичной магистрали электричками в среднем пользуется полтора миллиона человек.

Начальник Московской железной дороги - Владимир Молдавер.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Железнодорожные пути

Железнодорожные пути

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20140821/1020604111.html

В начало энциклопедии