Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Многоцелевой истребитель F-22 Raptor

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Многоцелевой истребитель F-22 Raptor

Многоцелевой истребитель F-22 Raptor

F-22 Raptor - многоцелевой истребитель пятого поколения производства США, построенный в первую очередь для борьбы с истребителями противника, но также способный осуществлять наземные атаки, разведку и постановку помех.

История создания

В 1981 году ВВС США сформировали требование к новому реактивному истребителю, который должен был заменить F-15 Eagle. Новый истребитель должен был включать в себя все новейшие разработки, включая передовую авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также должен быть малозаметным для радаров и многофункциональным.

В июле 1986 года было объявлено начало конкурса на проект истребителя пятого поколения. В октябре того же года были отобраны две команды - Lockheed/Boeing/General Dynamics и Northrop/McDonnell Douglas, которые в течение 50 месяцев должны были создать новый истребитель.

К 1990 году каждая команда построила по два прототипа самолетов - YF-22 и YF-23.

Первый полет прототипа YF-22 состоялся 29 сентября 1990 года, а 23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed/Boeing/General Dynamics победителем в конкурсе на истребитель пятого поколения.

В апреле 1993 года завершились работы над эскизным проектом истребителя, а в феврале 1994 года началась сборка первого опытного самолета. Первый полет опытный самолет, получивший обозначение F-22А Raptor, совершил 7 сентября 1997 года. В ноябре 2000 года были закончены летные испытания.

В 2001 году начался серийный выпуск F-22. С декабря 2005 года истребитель стал поступать на вооружение в ВВС США.

Летно-технические характеристики

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом и хвостовым оперением, включающим широко разнесенные, наклоненные наружу кили с рулями направления и цельноповоротные стабилизаторы.

В основу проектирования самолета положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счёт реализации принципа First look - first kill (первый обнаружил - первый поразил). Для этого широко использованы технологии снижения заметности "стелс" (Stealth). Малая радиолокационная заметность обеспечивается за счет малоотражающих форм планера, поверхности которого ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а также благодаря применению радиопоглощающих материалов и покрытий.

В конструкции планера широко использованы полимерные композиционные материалы, включая термопластичные (12%) и термореактивные (10%) углепластики.

Крыло - кессонное. По всему размаху крыла имеется отклоняемый носок. Закрылки занимают больше половины размаха.

Нижняя поверхность фюзеляжа выполнена плоской. Имеется центральный грузоотсек; еще два отсека малого объема для размещения ракет класса "воздух - воздух" малой дальности размещены по бокам фюзеляжа, непосредственно за воздухозаборником.

Кабина летчика имеет беспереплетный фонарь с радиорассеивающим напылением и оборудована модифицированным катапультным креслом ACTS II.

Фонарь выполнен из прозрачного поликарбоната. Форма остекления исключает визуальные искажения, так как имеет минимальное число поверхностей двойной кривизны.

Вертикальное оперение - двухкилевое; кили наклонены наружу на угол 28 град. и снабжены рулями направления. Горизонтальное оперение - цельноповоротное, углы стреловидности соответствуют углам стреловидности крыла. Шасси - трехопорное, с носовым колесом.

Кабина летчика оборудована широкоугольным индикатором на лобовом стекле с полем обзора 20х30 градусов., на который выводится полетная, навигационная и прицельная информация, а также информация от объединенной системы опознавания, связи и системы радиоэлектронного подавления (РЭП).

Технические характеристики:

Экипаж: - 1 человек.

Двигатели: два турбореактивных двигателя Pratt Whitney F119-PW-100 по 15 900 кгс на длительном форсаже.

Практический потолок: 18 000 м.

Дальность полета: 3 000 км.

Максимальная взлетная масса: 27 200 кг.

Максимальная скорость: 2 090 км/ч.

Размах крыла: 13,56 м.

Площадь крыла: 78,0 кв. м

Длина самолета: 18,92 м.

Высота самолета: 5 м.

Вооружение

Встроенная 20-мм пушка М61А2 Vulcan c 480 патронами.

В режиме воздух-воздух:

в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 управляемых ракет (УР) воздух-воздух AIM-120C AMRAAM и

в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder

В режиме воздух-земля:

в главном отсеке (под фюзеляжем): 2 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAM и 2 управляемые 450-кг бомбы GBU-32 JDAM и

в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder

В роли самолета завоевания превосходства в воздухе:

в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAM. и

в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder,

на 4 внешних узлах: 4 AIM-120C AMRAAM и 2 2271 л ПТБ

В роли дальнего истребителя:

в главном отсеке (под фюзеляжем): 6 УР воздух-воздух AIM-120C AMRAAM. и

в боковых: по 1 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder,

на 4 внешних узлах: 8 AIM-120C AMRAAM и 4 2271 л ПТБ

Сначала стоимость одного истребителя F-22 оценивалась, по различным данным, от 130 до 180 миллионов долларов.

По данным из доклада Главного контрольного управления США, опубликованного в конце 2010 года, стоимость одного самолета составляла 411,7 миллиона долларов.

Аварии и катастрофы истребителя F-22 Raptor

В ночь на 16 ноября 2012 года истребитель F-22 Raptor упал на автотрассу в штате Флорида на юго-востоке США. Инцидент произошел поблизости от военной авиабазы "Тайндолл" к югу от города Панама во Флориде. Пилоту удалось катапультироваться, он был госпитализирован. О других жертвах или пострадавших не сообщалось.

16 ноября 2010 года на Аляске потерпел катастрофу F-22A Raptor с бортовым номером 06-4125. Самолет, приписанный к 525-й эскадрилье 3-го авиакрыла (база "Эльмендорф-Ричардсон", штат Аляска), разбился в 160 км от Анкориджа в ходе выполнения тренировочного полета. Пилот Джеффри Хэни не успел катапультироваться и погиб.

25 марта 2009 года F-22A (серийный номер 91-4008) разбился в пустыне Мохаве штата Калифорния, в 35 километрах к северо-востоку от военной базы Edwards Air Force Base во время испытательного полёта. Пилот Дэвид Кули - 49-летний ветеран с 21-летним стажем пилотирования, погиб.

20 декабря 2004 года F-22A (серийный номер 00-4014) разбился при взлёте с авиабазы Неллис (штат Невада), пилот катапультировался.

25 апреля 1992 года прототип YF-22A (серийный номер 87-0701) потерпел аварию при посадке на авиабазе Эдвардс и был списан. Авария произошла из-за недостатков системы управления самолетом.

Американский истребитель пятого поколения Раптор - F22

Американский истребитель пятого поколения Раптор - F22

2012 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20121116/910988955.html

В начало энциклопедии