Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Курбан-байрам - мусульманский праздник жертвоприношения

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Курбан-байрам - мусульманский праздник жертвоприношения

Курбан-байрам - мусульманский праздник жертвоприношения

Праздник жертвоприношения является частью обрядов хаджа, ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку (Саудовская Аравия). Последующие за Курбан‑Байрамом три дня (то есть 11, 12 и 13 числа месяца зуль‑хиджа) являются продолжением праздника и называются днями "ташрика".

Мифология праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, ‑ второй сын Авраама (по‑арабски ‑ Ибрахима).

Согласно Корану, Ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и когда жертва была почти принесена, Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком (агнецом).

С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения Господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного.

Не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.

Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления Праздника жертвоприношения. За три недели не принято веселиться, устраивать торжества, надевать новые одежды, стричься. За неделю до Курбан‑Байрама начинаются активные приготовления к празднику, заготавливаются продукты для пиршества. Накануне праздника пекут ритуальные хлебцы.

Начиная с захода солнца накануне дня Курбан‑Байрам и до праздничного намаза, мусульмане громко читают такбир (славословие Аллаху). Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях. Мужчины читают громко, а женщины про себя.

Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, заканчивается чтение предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13‑го числа месяца зуль‑хиджа.

Ночь накануне праздника Курбан‑Байрам или хотя бы часть ночи мусульмане проводят в молитвах.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. В этот день перед праздничной молитвой мусульманам рекомендуется проснуться пораньше, подстричь волосы и ногти, совершить омовение, по возможности умастить себя благовониями, надеть лучшую одежду. Нельзя завтракать до праздничного намаза. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве.

Время совершения праздничного намаза наступает через 15‑20 минут после восхода солнца и продолжается до обеда. В мечети праздничный намаз совершают примерно через 45 минут после восхода солнца. После его окончания верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам‑хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняются происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения.

По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду.

Согласно мусульманским представлениям, принесенные в жертву для Аллаха и ради заботы о бедных животные будут в Судный день помогать людям переправляться через адскую бездну в Рай по тонкому мосту - Сирату. Преодолеть мост Сират, перекинутый через ад, верующий сможет лишь на спине животного, принесенного в жертву.

Поэтому перед жертвоприношением каждый владелец помечает собственное животное (украшениями, специальными знаками), чтобы быстрее отыскать его в день прихода Махди, т.е. Мессии, и воскресения мертвых, когда стада жертвенных животных будут толпиться у входа на Сират. Кто не принесет в праздничный день жертву богу, не сможет попасть в рай.

Если мусульманин может совершить жертвоприношение сам и знает как, то ему желательно все сделать самому. В противном случае ему следует обратиться к тому, кто сможет хорошо с этим справиться, а самому желательно присутствовать при жертвоприношении.

Из всех видов животных допускается приносить в жертву только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца и коза ‑ не менее года; буйвол и корова (бык) ‑ два года; верблюд ‑ не менее пяти лет. Животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Желательно, чтобы животное было упитанным.

Период жертвоприношения начинается после праздничного намаза и продолжается до захода солнца 13‑го числа месяца зуль‑хиджа.

Животное необходимо резать хорошо отточенным ножом, поэтому предварительно следует заточить его.

Над священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети ‑ мулла или муэдзин ‑ читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: "Бисмиллах, Аллах Акбар", то есть "Во имя Аллаха, Аллах велик!"

Прежде чем животное режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Считается, что с первой каплей крови жертвенного животного человеку, совершающему жертвоприношение, прощаются все грехи. Кровь и печень животного собирают в черную тряпку, чтобы они не увидели света.

Мясо жертвенного животного, согласно предписанию шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Разрешается угощать мясом жертвенного животного немусульман. Но нельзя мясом и шкурой жертвенного животного расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать их.

И только в особых случаях все три части жертвуются нуждающимся. У мусульман это называется назер, то есть приношение по данному обету. Если человек поклялся отблагодарить Всевышнего за выздоровление или избавление от бед, он должен выполнить свое обещание именно в этот день.

После заклания животного устраивается ритуальная трапеза, на которую нужно пригласить как можно большее количество людей, в первую очередь бедных и голодных.

Из мяса принесенного в жертву животного готовят традиционные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, с применением различных специй и ароматизаторов. Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Накануне праздника хозяйки пекут хлеб, лепешки, пироги и бисквиты, а также готовят десерты из изюма и миндаля.

Употребление алкоголя (категорически запрещенного мусульманам вообще) в этот день является кощунством, глумлением над принципами Ислама.

Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Мусульмане во время молитвы в день праздника жертвоприношения Курбан-Байрам в соборной мечети Новосибирска

Мусульмане во время молитвы в день праздника жертвоприношения Курбан-Байрам в соборной мечети Новосибирска

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20111106/479584361.html

-----------------------------------

Курбан-байрам - мусульманский праздник жертвоприношения

Мифология праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, второй сын Авраама (по-арабски - Ибрахима).

Согласно Корану, Ангел Джабрил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка и начал приготовления. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и когда жертва была почти принесена, Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком (агнецом).

С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения Господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного.

Конечно, не все мусульмане могут совершить Хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.

Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления Праздника жертвоприношения. Ночь накануне праздника или хотя бы часть ночи они проводят в молитвах.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. В этот день перед праздничной молитвой мусульманам рекомендуется проснуться пораньше, подстричь ногти, совершить омовение, по возможности умастить себя благовониями, надеть самую лучшую одежду, а на палец серебряное кольцо. Нельзя завтракать до праздничного намаза. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве.

По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняется происхождения Хаджа и значение обряда жертвоприношения.

По окончании проповеди мусульмане обычно идут на кладбище молиться за умерших, а также поклониться местным святым. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду.

Из всех видов животных допускается приносить в жертву только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших. Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца и коза – не менее года; буйвол и корова (бык) – два года; верблюд – не менее пяти лет. Животное должно быть здоровым, без существенных изъянов.

Над священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети – мулла или муэдзин – читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: "Бисмиллах, Аллах Акбар", то есть "Во имя Аллаха, Аллах велик! ".

Прежде чем животное режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Считается, что с первой каплей крови жертвенного животного человеку, совершающему жертвоприношение, прощаются все грехи.

Мясо жертвенного животного, согласно предписанию шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Кроме того, мясо можно передать в специальную благотворительную организацию, занимающуюся распределением жертвоприношений. Но нельзя мясом и шкурой жертвенного животного расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать их.

Из мяса принесенного в жертву животного готовят традиционные блюда, которые съедают за праздничной трапезой. Как правило, в первый день готовят сердце и печень. На второй день в большинстве мусульманских семей варят супы из бараньей головы и ножек и подают традиционные блюда из мяса с гарниром из бобов, овощей и риса. На третий и четвертый день едят супы из костей и жареные бараньи ребрышки.

Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Накануне праздника хозяйки пекут хлеб, лепешки, пироги и бисквиты, а также готовят десерты из изюма и миндаля.

Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101116/277493781.html

-----------------------------------

Курбан-байрам - мусульманский праздник жертвоприношения

Праздник жертвоприношения - Курбан-байрам (по-тюркски) или Ид аль-Адха (по-арабски) - самый большой праздник мусульман. Он отмечается в 10-й день месяца зуль-хиджжа Исламского календаря хиджра (Лунный календарь) и продолжается три дня.

В 2014 году в России Курбан-байрам отмечается 4-6 октября.

Курбан-байрам (праздник жертвоприношения) завершает собой обряд хаджа, ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку (Саудовская Аравия).

Халяльный баран на Курбан-байрам

Халяльный баран на Курбан-байрам

Слово "курбан" происходит от арабского корня КРБ, который несет в себе значение всего, что связано с "приближением". Исходя из этого, считается, что сущностью праздника является не столько жертвоприношение, сколько "приближение к Аллаху" посредством этого обряда.

Происхождение Курбан-байрама связано с кораническим сюжетом о жертвоприношении Ибрахима, восходящим в свою очередь к библейскому сюжету о жертвоприношении Авраама.

Согласно мусульманскому толкованию, Ибрахим увидел сон, в котором ему было приказано принести в жертву своего сына. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. В тот самый момент, когда Ибрахим занес нож над сыном, то услышал глас: "О Ибрахим, ты уже выполнил свой сон…". Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком (барашком).

Этот случай произошел недалеко от Мекки. С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного.

Не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.

Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления праздника жертвоприношения.

Места празднования Курбан-байрама в Москве и Подмосковье

Места празднования Курбан-байрама в Москве и Подмосковье

За три недели не принято устраивать торжества, надевать новые одежды, стричься. За неделю до Курбан-байрама начинаются активные приготовления к празднику, заготавливаются продукты для пиршества.

Ночь накануне праздника Курбан-байрама или хотя бы ее часть мусульмане проводят в молитвах. Во время праздника Курбан-байрама является желательным возвеличивать и восхвалять Аллаха (такбир) на протяжении всех трех праздничных дней после каждой обязательной молитвы.

Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. В этот день перед праздничной молитвой мусульманам рекомендуется проснуться пораньше, подстричь волосы и ногти, совершить омовение, по возможности умастить себя благовониями, надеть лучшую одежду. Нельзя завтракать до праздничного намаза. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве. После ее окончания верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняются происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения.

По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, когда каждый верующий приносит в жертву специально откормленное или купленное жертвенное животное (небогатые люди иногда покупают животное в складчину, в больших семьях, не имеющих возможности совершить жертвоприношение от каждого, приносят жертву ежегодно за каждого члена семьи по очереди; многие мусульмане заменяют заклание животного взносом в мечеть, соответствующим стоимости животного).

Время для совершения жертвоприношения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается - незадолго до захода солнца третьего дня.

Если мусульманин может совершить жертвоприношение сам и знает как, то ему желательно все сделать самому. В противном случае ему следует обратиться к тому, кто сможет хорошо с этим справиться, а самому желательно присутствовать при жертвоприношении.

Согласно мусульманским представлениям, принесенные в жертву для Аллаха и ради заботы о бедных животные будут в судный день помогать людям переправляться через адскую бездну в рай по тонкому мосту - Сирату. Преодолеть мост Сират, перекинутый через ад, верующий сможет лишь на спине животного, принесенного в жертву.

Поэтому перед жертвоприношением каждый владелец помечает собственное животное (украшениями, специальными знаками), чтобы быстрее отыскать его в день прихода Махди, т.е. Мессии и воскресения мертвых, когда стада жертвенных животных будут толпиться у входа на Сират. Кто не принесет в праздничный день жертву Богу, не сможет попасть в рай.

Из всех видов животных допускается приносить в жертву только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца и коза - не менее года; буйвол и корова (бык) - два года; верблюд - не менее пяти лет. Животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Желательно, чтобы животное было упитанным.

Над священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети - мулла или муэдзин - читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: "Бисмиллах, Аллах Акбар", то есть "Во имя Аллаха, Аллах велик!"

Жертвенное животное укладывают на левый бок, головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Мясо принесенного в жертву животного, согласно предписанию шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Разрешается угощать мясом жертвенного животного немусульман. Но нельзя мясом и шкурой жертвенного животного расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать их.

После заклания животного устраивается ритуальная трапеза, на которую нужно пригласить как можно большее количество людей, в первую очередь бедных и голодных. Из мяса принесенного в жертву животного готовят традиционные блюда, которые готовятся в различных странах в соответствии с местными вкусами, с применением различных специй и ароматизаторов. Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей.

Употребление алкоголя (категорически запрещенного мусульманам вообще) в этот день является кощунством, глумлением над принципами ислама.

Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

В 2010 году власти Москвы поддержали обращение общественников, которые посчитали недопустимым проводить забой животных на улицах столицы на Курбан-байрам. С 2011 года мусульманам в Москве предлагается на выбор два варианта совершения обряда жертвоприношения: заказать жертвенное мясо заранее и к празднику получить его в упакованном виде или отправиться на одну из боен, расположенных в Подмосковье, чтобы непосредственно присутствовать на обряде жертвоприношения.

В 2014 году обряд жертвоприношения на праздник Курбан-байрам будет совершаться в Московской области в 14 специально отведенных местах - это фермы и скотобойни в Одинцовском, Коломенском, Ногинском, Подольском, Солнечногорском, Щелковском, Пушкинском, Сергиево-Посадском, Раменском муниципальном районах, в городских округах Балашиха и Домодедово.

Мусульмане в день праздника жертвоприношения Курбан-байрам молятся около Соборной Мечети в Санкт-Петербурге

Мусульмане в день праздника жертвоприношения Курбан-байрам молятся около Соборной Мечети в Санкт-Петербурге

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20141004/1026650814.html

В начало энциклопедии