Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Клод Оскар Моне

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Клод Оскар Моне

Клод Оскар Моне

Французский живописец-пейзажист, один из основателей импрессионизма Клод Оскар Моне (Oscar‑Claude Monet) родился 14 ноября 1840 г. в Париже в семье бакалейщика. Когда будущему художнику исполнилось пять лет, его семья переехала в портовый город Гавр на побережье Нормандии, где и прошли детство и ранняя юность Моне.

В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам, за исключением рисования, где Клод проявил врожденный талант художника. Начинал он как карикатурист. В 15 лет он уже продавал свои карикатуры и даже приобрел некоторую известность в местном масштабе.

Отец Клода не одобрял это увлечение сына, надеясь увидеть его продолжателем и наследником своего дела. Однако Моне нашел союзника в лице своей тетки, Мари Жанны Лекадр, художницы-дилетантки, которая взяла на себя большую часть забот о будущем Клода после смерти его матери в 1857 г.

Приблизительно в то же время Моне познакомился с художником Эженом Буденом, который убедил Клода потренироваться на ландшафтах, и юный Моне, которому тогда было около шестнадцати, обнаружил, что именно в этом и состоит его призвание.

1859-1860 гг. Моне провел в Париже, где изучал искусство в академии Сюиса. Его студенческая жизнь, как и первые годы карьеры художника, часто омрачалась финансовыми затруднениями, поскольку Клод оставался полностью зависимым от отца.

Однако в 1861-1862 гг. в жизни художника произошли значительные перемены. Он отправляется на военную службу в Алжир. Как художник Моне был очарован пейзажами Северной Африки, но вскоре заболел анемией и был демобилизован. Вернувшись на поправку в Гавр, Моне познакомился там с голландским художником-пейзажистом Иоханом Бартольдом Йонкиндом. Как и Буден, Йонкинд сумел вдохновить Моне и оказал ему неоценимую помощь, давая уроки мастерства.

Осенью 1862 г. Моне вернулся в Париж и стал учеником Шарля Глейра, известного в то время живописца. Уроки в мастерской Глейра не много дали Моне, но здесь он познакомился с молодыми художниками, некоторые из них стали не только его друзьями, но и вошли в группу импрессионистов.

В мастерской Глейра Моне оставался до 1864 г. На следующий год Парижский Салон отобрал две его картины для своей ежегодной выставки, и это давало возможность художнику стать известным широкой публике. Однако Моне не удалось удержаться на гребне первоначального успеха.

В 1867 г. безденежье вынудило его вернуться в дом отца в Гавр. К этому времени у него была возлюбленная, Камилла Донсье, с которой он познакомился в 1865 г. и которая родила художнику сына Жана.

Первой известной работой художника, дошедшей до наших дней, стал портрет его будущей жены - "Камилла, или портрет дамы в зеленом платье" (1866). Перед этим Моне написал картину "Завтрак на траве", но сохранилась лишь ее уменьшенная копия.

С конца 1860-х гг. он посвятил свое творчество исключительно пейзажу, трактуя человеческую фигуру как один из его естественных элементов.

В 1870 г. Моне женился на Камилле. Вскоре разразилась Франко-прусская война. С целью избежать призыва в армию художник перебрался в Англию. В Лондоне Моне оставался около года и познакомился там с торговцем картинами Полем Дюран-Рюэ-лем, который стал его другом и начал серьезно его поддерживать.

В конце 1871 г. Моне вернулся в Париж и нанял дом в Аржантее, небольшом городке на берегу Сены. Аржантей оставался для Моне домом до 1878 г. Здесь его часто навещали друзья, в том числе Мане, Ренуар и Сислей.

В Аржантее начинается самый плодотворный период в его творчестве. В 1872-1873 гг. он создает одни из самых лучших своих картин - "Сирень на солнце" (1873), "Бульвар Капуцинок" (1873), "Поле маков у Аржантёя" (1873), "Впечатление. Восход солнца" (1872) и др.

В 1874 г. некоторые из этих картин были выставлены на знаменитой выставке, организованной "Анонимным обществом живописцев, художников и граверов", руководителем которого являлся Клод Моне. После этой выставки, названной по имени картины Моне "Впечатление. Восход солнца", художники-устроители и получили название "импрессионисты" (от франц. impression - впечатление).

Поселившись в Аржантее, Моне с увлечением рисует Сену, ее мосты, скользящие по водной поверхности парусники.

В 1877 г. Моне создает серию картин (на них представлен вокзал Сен-Лазар), наметившую новый этап в его творчестве: отход от целостной концепции картины-этюда в сторону аналитического подхода к изображаемому ("Вокзал Сен-Лазар", 1877).

Изменение живописной манеры художника сопровождается переменами в его личной жизни. После рождения второго сына Мишеля тяжело заболела его жена Камилла; в 1879 г. она умерла от туберкулеза. В 1892 г. Моне женился во второй раз, на Алисе Ошеде. Еще до этого Алиса помогала художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1883 г. Моне вместе с Алисой переехали в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа.

Именно здесь Моне и провел остаток своей долгой жизни. В 1890 г. у Моне появляется возможность выкупить дом, в котором жила его семья. К этому времени он стал вполне обеспеченным человеком. Этот успех позволил ему расширить сад в Живерни, который стал самой большой его любовью и едва ли не единственным объектом, который Моне изображал на своих поздних полотнах.

В 1890-е гг., стремясь запечатлеть многообразные состояния природы и атмосферы в разное время дня и при разной погоде, избирая один и тот же определённый мотив, Моне создавал серии картин-вариаций ("Стога сена", 1890-1891; "Руанский собор", 1893-1895). Для позднего периода творчества Моне характерны все большее растворение материальных качеств предметного мира в зыбкой, как бы нереальной среде ("Туман в Лондоне", 1903), нарастание черт условной декоративности и подчёркнутой эскизности исполнения (серия панно "Кувшинки", 1914-1922).

В 1920 гг. у художника прогрессирует катаракта, он переносит две операции. Невзирая на ухудшающееся зрение, Моне продолжал работать до самых последних дней своей жизни. Когда он умер в Живерни 6 декабря 1926 г. в возрасте 86 лет, он был признанным и почитаемым патриархом французской живописи. Его дом и сады были открыты для посещения в 1981 г., и с тех пор поток туристов не иссякает.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20101114/294714639.html

В начало энциклопедии