Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
История Московского метрополитена

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

История Московского метрополитена

История Московского метрополитена

Московский метрополитен (метро) - городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Он является основой транспортной системы столицы.

Первые предложения о сооружении в Москве метро относятся к началу ХХ века.

В 1924 году в Управлении московских городских дорог и трамвайной сети был создан подотдел по подготовке проекта метрополитена. В 1925-1930 годах сотрудниками подотдела был разработан проект сети метрополитена из четырех диаметральных и одной кольцевой линий. Он был принят за основу в постановлении Пленума ЦК ВКП(б) от 15 июня 1931 года "О строительстве в Москве метрополитена с 1933 года". Подготовительные работы к строительству метро развернулись весной 1932 года. В строительстве приняли участие шахтеры Донбасса, бетонщики Днепростроя, московские комсомольцы.

15 мая 1935 года состоялось открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" с ответвлением от станции "Охотный ряд" до станции "Смоленская" общей протяженностью 11,2 километра.

20 марта 1937 года был введен в действие участок второй очереди от станции "Смоленская" до станции "Киевская".

13 марта 1938 года вошел в строй действующих участок от станции "Улица Коминтерна" ("Александровский сад") до станции "Курская", было организовано раздельное движение поездов по двум линиям - Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) и Арбатско-Покровской.

С момента своего образования метрополитен стал одной из главных строительных площадок Москвы. Строительные работы не прекращались даже в годы Великой Отечественной войны. 18 января 1944 года было завершено сооружение третьей очереди столичной "подземки" - Арбатско-Покровской линии от станции "Курская" до станции "Измайловская" ("Партизанская").

Послевоенное время стало периодом активных работ по строительству и запуску станций Кольцевой линии. 1 января 1950 года был принят в эксплуатацию первый участок от станции "Курская" до станции "Парк культуры". 30 января 1952 года открыт участок от станции "Курская" до станции "Белорусская". 14 марта 1954 года был введен в эксплуатацию участок от станции "Белорусская" до станции "Парк культуры", который позволил замкнуть эту линию.

В ноябре 1958 года началось внедрение первых автоматических контрольных пунктов (АКП) на станциях метрополитена. В 1961 году ими были оборудованы все станции.

В 1950-1960-х годах получили развитие радиальные линии, связавшие центр города с новыми жилыми районами. Кировско-Фрунзенская (Сокольническая) линия продлилась до "Преображенской площади" в одну сторону до "Юго-Западной" - в другую. Рижская линия получила развитие на север в сторону ВДНХ. Горьковская (Замоскворецкая) линия пришла к Речному вокзалу на северо-западе.

В конце 1960-х годов станции метрополитена появились в районах улицы Каховки, на Каширском шоссе, Варшавском шоссе, в Коломенском. Арбатско-Покровская линия дотянулась до Щелковского шоссе. В 1961-1965 годах добавилось пять станций на Филевской линии. В 1962 году появились новые станции на Калужской линии в сторону Черемушек.

31 декабря 1966 года была открыта Ждановская (Таганская) линия от станции "Ждановская" ("Выхино") до станции "Таганская". В противоположную сторону эта линия увеличила длину в 1972-1975 годах, когда были введены в эксплуатацию участки от станции "Баррикадная" до станции "Пролетарская".

В конце 1979 года начали ходить поезда по новой Калининской линии, связавшей район Таганки с Новогиреевом. Дальнейшее развитие это направление получило в 1982 году, когда открылась станция "Третьяковская".

В 1980-х - начале 1990-х годов продлевались линии в районы новостроек (Орехово-Борисово, Беляево, Теплый Стан, Ясенево), строились новые выходы со старых станций в центральной части города, появлялись новые переходы, вновь построенные станции соединялись со старыми.

В 1990-х годах значительное развитие получила Серпуховско-Тимирязевская линия, соединившая районы, прилегающие к Алтуфьевскому шоссе, с южными районами столицы (Нагатино, Чертаново). Продолжалось строительство Калужско-Рижской, Сокольнической, Серпуховско-Тимирязевской, Каховской и Люблинской линий метрополитена. В это время были переименованы некоторые станции Московского метрополитена.

С открытием в декабре 2002 года станции "Бульвар Дмитрия Донского" метрополитен впервые "шагнул" за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги.

Московский метрополитен продолжает свое развитие и сегодня. За последний год были открыты не только новые станции - "Битцевский парк", "Лесопарковая", "Спартак", "Тропарево", но и участок Калининской линии от станции "Деловой центр" до станции "Парк Победы".

Московский метрополитен сегодня - это 196 станции на 12 линиях, общей протяженностью 327,5 километров.

80 лет московского метро

80 лет московского метро

На сегодняшний день доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 56%. В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более семи миллионов пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает девять миллионов. Это наивысший показатель в мире. Больше половины станций метро испытывают суммарную суточную нагрузку более 50 тысяч пассажиров. Наиболее загруженными на сегодняшний день являются станции "Выхино", "Юго-Западная", "Новогиреево", "ВДНХ", "Кузьминки", "Речной вокзал", "Тушинская", "Щелковская", "Китай-город", через которые ежедневно проходят от 100 до 150 тысяч человек.

В соответствии с утвержденной программой развития метрополитена до 2020 года, планируется построить 150 километров путей и 70 новых станций. Общая протяженность путей составит 451 километр, количество станций - 252. Снизится плотность пассажиропотока, с 22% до 13% сократится количество горожан, не имеющих доступа к метрополитену.

Начальник Московского метрополитена с 22 июля 2014 года - Дмитрий Пегов.

Жизнь Московского метро

Жизнь Московского метро

Как строили московскую "подземку". Кадры из архива

От "Сокольников" до "Парка" на метро. Съемки 1935 года

Московский метрополитен. Архив

Московский метрополитен. Архив

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150515/1064239014.html

В начало энциклопедии