Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
26 августа

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

26 августа

26 августа

612 лет назад (1395, ст.ст.) в Москву из Владимира перенесена Владимирская икона Пресвятой Богородицы

И с тех пор в часы народных бед

Образ Твой, над Русью вознесенный,

В тьме веков указывал нам след

И в темнице - выход потаенный (М.Волошин)

Владимирская икона Божией Матери издревле являлась одной из самых почитаемых на Руси. По преданию, она была написана в I веке апостолом и евангелистом Лукой на доске от стола, за которым некогда сидели Иисус Христос и Богородица. В середине XII столетия икона была подарена великому князю Юрию Долгорукому. Образ хранился в Вышгородском монастыре под Киевом. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский, отправляясь в 1155 году править Владимиро-Суздальской землей, взял икону с собой. Она была помещена в Успенский собор Владимира и стала именоваться Владимирской. Много раз являла икона свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимою во время пожаров, защищала города и войска. В 1164 году икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских болгар, которых он победил заступлением Богоматери. Пред сражением молился князь пред чудотворною иконою Богоматери. «Всякий, уповающий на Тебя, Госпоже, не погибнет». Болгары были разбиты. Во время пожара в апреле 1185 года, когда сгорел во Владимире соборный храм со всем его богатством, Владимирская икона сохранилась невредимою. Слава города Владимира возрастала и распространялась в течение всего времени, пока пребывала в нем чудотворная икона Богоматери. Пред Владимирскою иконою древнерусские люди приносили клятву в верности своему Отечеству. Не единожды чудесным образом Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. Существует немало преданий о помощи Богородицы верующим по молитвам перед Владимирским образом. Наиболее популярное из них связано именно с избавлением Москвы 26 августа (8 сентября н.ст) 1395 года от нашествия хана Тамерлана. Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал в Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю русскую». В Москве икону встретили 26 августа: «весь град изыде противну иконы на сретение ее»... В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла «лучезарная Жена». Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. «Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских», - сказали гадальщики непобедимому хану. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы»...

Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в соборе, построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы. Не прошло и века, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угры. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить... В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь. Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы. В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»... Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор. С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена, как многие православные святыни в годы гонений на Церковь. В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России - икона Владимирской Божьей Матери - была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности.

День шахтера (отмечается в последнее воскресенье августа с 1947 года)

Начало горному делу в России было положено во второй половине XV века при великом князе Московском Иване III. Первая экспедиция по поиску полезных ископаемых отправилась в Печорский край искать полезные ископаемые еще в 1491 году. К концу XIX века горное дело занимает главное место в ряду других отраслей российской промышленности. В связи с развитием металлургии, железнодорожного и водного транспорта потребность в угле резко повысилась. Началось строительство угольных шахт в Донбассе, на Урале, в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, на Дальнем Востоке. К началу XX века добыча угля возросла с 121 тысячи тонн в 1860 году до 12 миллионов тонн в 1900 году, а в 1916 году достигла 34,5 миллиона тонн. В 1935 году в угольной промышленности зародилось стахановское движение. Инициатор этого движения забойщик шахты «Центральная-Ирмино» (Донбасс) Алексей Стаханов показал, что при надлежащей организации труда, умелом использовании техники можно резко повысить производительность труда. В конце 1980-х годов в экономике в связи с общим хозяйственным кризисом в стране рушилась финансовая система, общее падение производства привело к значительному уменьшению потребности в угле. Недостаток средств госбюджета, физический и моральный износ горношахтного оборудования, кризис социальной сферы - все эти негативные явления нарастали.

ШахтерыВ начале 1990-х годов угольную отрасль потрясли мощные забастовки. Единственным выходом стала реструктуризация всей угольной отрасли. В противном случае угольная промышленность России рухнула бы в течение нескольких лет, и наша страна, имеющая колоссальные запасы угля, была бы вынуждена закупать уголь за границей, а сотни тысяч горняков лишились бы работы. Для сохранения угольной отрасли нужны были решительные меры. Начало им положил Указ президента РФ от 30 декабря 1992года «О преобразовании в акционерные общества и приватизации объединений, предприятий и организаций угольной промышленности». Возглавить работу по реструктуризации угольной отрасли было поручено созданной в апреле 1993 года компании «Росуголь». В кратчайшие сроки были разработаны «Основные направления реструктуризации угольной промышленности России», утвержденные правительством РФ. Основу производственного потенциала российской угольной промышленности первого-второго десятилетия XXI века должны составить высокопроизводительные комплексно-механизированные угледобывающие предприятия, в результате реструктуризации производственного потенциала отрасли количество шахт должно сократиться до 90-100 предприятий, а разрезов - до 60-65. Их суммарная добыча составит 290-340 миллионов тонн в год. Возрастет экологичность угольного производства, безопасность и привлекательность труда шахтеров.

237 лет назад (1770) в «Трудах» Вольного экономического общества появилась первая научная статья на тему картофеля «Примечания о картофеле»

Первые партии картофеля попали в Россию из Западной Европы еще в XVII веке. Инициатором этого стал Петр I, который, путешествуя по Европе, сразу оценил значение картофеля. Уже в 1736 году картофель выращивали на аптекарском огороде в Петербурге и подавали его на придворных банкетах как экзотическое блюдо. Широко выращивать картофель на российских огородах стали лишь благодаря Указу Сената от 19 января 1765 года, изданному по инициативе Медицинской коллегии для предотвращения голода вследствие недорода хлебов. Указ Сената, который был направлен всем губернаторам, предписывал закупать картофель у частных лиц и рассылать его по стране. В том же году были изданы два наставления: о разведении картофеля (инструкция по возделыванию новой культуры) и о хранении и перевозке клубней картофеля. Медицинская коллегия выслала свыше сотни бочек семенного картофеля в отдаленные районы - Иркутск, Якутск, Охотск. Даже на Камчатке высевали семена, что давало возможность создать в будущем сорта, лучше приспособленные к местным условиям. Крестьяне далеко не сразу приняли новый овощ, поскольку у них отбирали под картофель лучшую землю, подвергали их наказаниям за неисполнение предписаний властей, облагали поборами. В ответ на принудительное введение посевов картофеля даже возникли серьезные народные волнения, так называемые «картофельные бунты». Однако благодаря вкусу, урожайности и сытности картофель получил признание во многих губерниях Центральной России, на Украине, Белоруссии, в Прибалтике. Большое значение в развитии картофелеводства в нашей стране имела деятельность Петербургского Вольного экономического общества, издававшего руководства и наставления по культивированию картофеля. А особая роль в «приручении» этой культуры принадлежит первому русскому ученому-агроному Андрею Тимофеевичу Болотову, который опубликовал первую научную статью «Примечания о картофеле» «о заведении, сажении и размножении картофеля», а также «о собирании и содержании оных». Производство картофеля из года в год росло, а назначение и использование становилось более широким и разнообразным.

25 лет назад (1982) умерла Анна Герман, польская эстрадная певица

Анна Герман - польская певица, исполнявшая большинство своих песен на русском языке. Также в ее исполнении звучали польские, английские, итальянские песни. Родилась 14 февраля 1936 года в Ургенче (Узбекистан) в семье меннонитов, выходцев из северной Германии. Отец Евгений Германн - бухгалтер - был репрессирован в 1938 году. Мать Анны Ирма (учительница начальной школы) вышла вторично замуж за офицера Войска Польского по имени Герман Бернер, что позволило ей уехать в Польшу в 1945 году. Там Анна поступила во Вроцлавский университет на факультет геологии, но в дальнейшем решила стать певицей. На Сопотском фестивале эстрадной песни в 1964 году получила вторую премию. Исполнение песни Катаржины Гертнер «Танцующие эвридики» в 1965 году принесло ей первую премию. В 1967 году, будучи в Италии на гастролях, попала в тяжелую автомобильную катастрофу и лишилась возможности заниматься любимым творчеством на долгие годы. Лишь с начала 1970-х годов начала петь вновь. Песни для нее писали русские композиторы-песенники Арно Бабаджанян, Евгений Птичкин, Александра Пахмутова, Ян Френкель, Оскар Фельцман, Владимир Шаинский и другие. Исполняла Анна и русские народные романсы. Песни в исполнении Анны Герман отличались большой теплотой, задушевностью, певучестью и мелодичностью. Анна была очень популярна среди любителей лирической песни в Советском Союзе в 1970-х годах. Именно в СССР вышла ее первая долгоиграющая пластинка. Несмотря на неофициальное звание «белого ангела польской эстрады», в самой Польше отношение к ней было весьма неоднозначным - исполнение большинства песен на русском языке нравилось далеко не всем, хотя сама Анна была искренним сторонником максимально тесных культурных связей между народами Польши и Советского Союза и однозначно считала себя польской певицей. В результате после ее смерти (и последовавшего спустя 12 лет развала СССР со всеми вытекающими последствиями) память о ней в Польше и России хранит довольно немногочисленный круг верных поклонников. Анна Герман умерла от рака в 1982 году. На варшавском кладбище есть черное надгробие, где выгравированы ноты, скрипичный ключ и надпись: «Господь - отец мой».

7 лет назад (2000) вышел Указ президента России «Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера «Курск»

Указ президента России «Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера «Курск» был подписан практически сразу после трагедии - 26 августа 2000 года. В целях увековечения памяти экипажа атомного подводного крейсера «Курск», погибшего при выполнении учебно-боевого задания, Министерству обороны Российской Федерации поручалось совместно с администрацией Мурманской области воздвигнуть в поселке Видяево памятник погибшим морякам, а также совместно с правительством Москвы установить у Центрального музея Вооруженных Сил РФ памятный знак в честь погибшего при выполнении учебно-боевого задания экипажа атомного подводного крейсера «Курск» и включить в экспозицию Зала ратного подвига Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью членов экипажа. 12 августа 2002 года в Москве, Нижнем Новгороде и поселке Видяево были открыты памятники подводникам. В Москве памятник был открыт на улице Советской Армии рядом с Центральным музеем Вооруженных Сил. Монумент высотой 4,5 метра называется «Скорбящий моряк». Бронзовая фигура в бескозырке склонила голову перед небольшой подлодкой. Постамент представляет собой стилизованный Андреевский флаг. Смысл композиции - скорбь и одновременно гордость за моряков-героев. Скульптура выполнена по заказу Министерства обороны РФ, ее авторы - скульптор Лев Кербель и архитектор Игорь Воскресенский. В Нижнем Новгороде увековечили память пяти земляков, служивших на атомоходе, мемориалом на кладбище «Марьина роща» (300 тысяч рублей на памятник собрали сами горожане). В Видяево памятник представляет собой площадку из серого гранита, в центре которой установлена пятиметровая стела в виде рубки подводной лодки. На плите перед стелой высечены имена 118 погибших подводников «Курска». В Северодвинске воздвигнут монумент «Скробный камень». В августе 2003 года в Санкт-Петербурге завершились работы по созданию мемориального комплекса на Серафимовском кладбище, где похоронены 32 подводника, погибших на АПЛ «Курск». Мемориал сооружен по проекту архитектора Геннадия Пейчева. Средства на создание мемориала - более шести миллионов рублей - выделил общероссийский Национальный военный фонд. Посильную помощь - 600 тысяч рублей - оказал Фонд памяти АПЛ «Курск». Мемориал состоит из 32 надгробий. Несмотря на то, что все они выполнены в едином стиле, каждое из них отличается от другого, поскольку вместе с художниками работали родные моряков. В левом верхнем углу каждого надгробья размещены крест или якорь, а на могильном камне корабельного доктора Алексея Станкевича выгравирована эмблема врача. На надгробье капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова не указана конкретная дата смерти - 12.08, а начертано «август 2000 года»: его родные считают, что дата смерти Колесникова окончательно не установлена. Центральная скульптура мемориала - на черном гранитном кубе выполненная из бронзы фигура буревестника. На одной стороне постамента выбита фраза «Памяти экипажа «Курска» и координаты места, где затонула субмарина, на другой стороне - строка из посмертной записки Дмитрия Колесникова «Отчаиваться не надо!» Достигнута договоренность о том, что расходы по дальнейшему содержанию и уходу за мемориалом возьмут на себя Фонд памяти АПЛ «Курск» и Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников. В Дагестане в селении Хрюг Ахтынского района в 2001 году был установлен памятник на территории Хрюгской средней школы. 12 августа 2003 года в часовне села Герасимово Суворовского района прошел молебен по подводникам, погибшим на атомной подлодке «Курск». Здесь же был торжественно открыт памятник погибшим подводникам - якорь, специально присланный для этого командованием ВМФ. Часовню построил на свои сбережения поселившийся в деревне после ухода в запас капитан первого ранга Александр Борисов в память не только о подводниках «Курска», но и своем сыне - курсанте военно-морского училища. Он не был в составе экипажа подлодки, однако тоже погиб в море во время учебной практики. Часовня была освящена в 2001 году в честь покровителя мореходов - святителя Николая. 12 августа 2003 года в Курске отрыт и освящен памятный знак морякам-подводникам, погибшим на АПЛ «Курск». На нем имена 12 членов экипажа, похороненных на Мемориале павших в годы Великой Отечественной войны, расположенном в центре города. Шестеро из них - уроженцы Курской области. Окруженный двенадцатью могилами подводников, возвышается похожий на искореженный и обгоревший кусок металла памятник. Автор памятного знака - заслуженный художник России Николай Криволапов. Памятник севастопольцам, погибшим на атомном подводном крейсере, торжественно открыт в Севастополе на кладбище Коммунаров 19 марта 2005 года. Памятник высотой в три метра выполнен севастопольским скульптором, народным художником Украины Станиславом Чижом. Средства на его сооружение предоставило правительство города Москвы.

Источник: http://ria.ru/history/20070826/74619006.html

В начало энциклопедии