Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
19 декабря

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

19 декабря

19 декабря

Мусульманский праздник - День Арафат - День стояния на горе Арафа (центральный обряд хаджа) 1428 года по хиджре

День Арафат отмечается 9-го зуль-хиджа по хиджре. Основные обряды хаджа (манасик аль-хадж) были установлены Пророком Мухаммедом во время «прощального паломничества» (хадж аль-вада), которое он совершил в 632 году - в девятом году хиджры. Закон шариата определяет следующие условия, необходимые для совершения хаджа: 1) человек должен достичь совершеннолетия; 2) он должен пребывать в ясном уме; 3) быть свободным; 4) иметь достаточно средств, чтобы обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома; 5) обладать достаточным физическим здоровьем; 6) суметь обеспечить свою безопасность в пути; 7) выехать в путь заблаговременно, чтобы приступить к выполнению обрядов хаджа в установленный срок (к 7-му дню месяца зу-ль-хиджжа). Обряды хаджа совершаются коллективно и в строго установленные дни. На 9-й день совершается центральный обряд хаджа - стояние на горе Арафа (Арафат). Он начинается в полдень, сразу после прохождения Солнцем точки зенита и завершается перед его заходом. Здесь паломники слушают проповедь (хутбу) и свершают молитву, обращенную к Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!». Эта молитва читается многократно и громким голосом. После захода солнца паломники бегом возвращаются в долину Муздалифа (этот обряд носит название ифада), где совершают общую молитву перед ярко освещенной мечетью. Здесь же паломники проводят и всю ночь - она считается ночью поста и молитвы не только для совершающих хадж, но и для мусульман всего мира.

92 года назад (1915) родилась Эдит Пиаф, французская эстрадная певица (шансонье), мастер французской лирической песни

Эдит Джованни Гассион (подлинная фамилия Эдит) родилась в Бельвиле, рабочем районе Парижа. Вскоре после рождения девочки 34-летний отец-циркач ушел на фронт, 20-летняя мать отдала девочку своим родителям, которых больше занимали крепкие напитки, чем Эдит Пиафвнучка. Через два года Эдит попала к новой бабушке - кухарке из пансиона Нормандии. Но и здесь ребенок ощущал себя сиротой. В пятнадцать лет в Париже Эдит встретила некую Симону Берто, с которой они разыгрывали уличные представления. Эдит пела, Симон плясала. В ту пору у Эдит было много приятелей, она встречалась с солдатами, матросами, рабочими, и одна из таких встреч сделала ее матерью. Вскоре ее малыш умер от менингита.

Случайно на улице Эдит услышал и сразу же оценил ее талант первый профессионал в ее жизни - Луи Лепле, руководитель кабаре на Елисейских Полях. Он и посоветовал Эдит взять псевдоним Пиаф, что на парижском жаргоне означало «воробышек». Он познакомил Эдит с музыкантами, композиторами, для нее впервые открылись двери в концертные залы. Потом за воспитание взялся специалист по созданию «звезд» Реймон Ассо. Новый серьезный возлюбленный Эдит научил ее писать и читать, обучил хорошим манерам, умению вести себя в обществе, со вкусом одеваться, подавать себя. Он же сочинял тексты для нового репертуара Пиаф, нашел для нее прекрасного композитора - Маргерит Моно.

И вот Эдит предстала перед искушенной публикой на сцене самого прославленного парижского мюзик-холла АВС. В тот день певица впервые выступила не как Малютка Пиаф, а как Эдит Пиаф. Она исполнила новые песни, разученные с Реймоном. Огромный зал ревел от восторга, публика не желала отпускать Эдит. А пресса на следующий день, захлебываясь от восторга, писала: «Вчера на сцене АВС родилась великая певица Франции...». Дела Эдит резко пошли в гору. Теперь она могла позволить себе собственный дом в центре Парижа, который всегда был открыт для многочисленных друзей. Когда тиражи пластинок Эдит во Франции перевалили за миллион, ею заинтересовались американские импресарио и предложили устроить турне по городам США. Отправляясь за океан, Эдит не подозревала, что встретит там самую большую любовь своей жизни - Марселя Сердана, чемпиона мира по боксу. Они жили открыто, но Марсель так и не бросил жену с тремя сыновьями. Известие о гибели Сердана в авиационной катастрофе Эдит получила, готовясь к выступлению в нью-йоркском зале «Версаль». Никто не думал, что Эдит тогда сможет петь. Но она вышла на сцену и глухим голосом произнесла: «Я буду петь в честь Марселя Сердана. Только ради него». Тоска Эдит была невыносимой: она начала пить, впала в разгул, выходила не узнанной в старом тряпье на улицу и пела прохожим. В довершение несчастий сама Эдит попала в автокатастрофу, очутилась в больнице, пристрастилась к болеутоляющим наркотическим средствам. Лечилась от наркотиков и снова возвращалась к ним. Делала попытки покончить жизнь самоубийством.

Выйти из кризиса помогли турне, новые концерты в Париже и театральная сцена. Но чтобы выйти на сцену, Пиаф должна была делать инъекции, принимать все больше лекарств. Медики предупреждали, что при таком рабочем ритме она долго не протянет, но певица продолжала работать в том же ритме - новые песни, новые диски, новые встречи. И новая любовь - молодой парикмахер Тео Сарапо. В октябре 1962 года они обвенчались в главном православном храме Парижа - соборе Святого Александра Невского. Но очень скоро Эдит в коматозном состоянии попала в госпиталь парижского предместья Нейи сюр Сена. У нее обнаружили рак, руки Пиаф были скованы артритом. 11 октября 1963 года она скончалась, не дожив до пятидесяти лет. Ее хоронила вся Франция. Последний возлюбленный Эдит Тео Сарапо пережил свою знаменитую супругу всего на семь лет - он погиб в автокатастрофе и был похоронен в одной могиле со своей Эдит Пиаф, прозванной «Воробышком Парижа».

92 года назад умер Алоиз Альцгеймер, немецкий психиатр и невропатолог

Алоиз Альцгеймер родился 14 июня 1864 года в Унтерфранкене (Германия), умер 19 декабря 1915 года году в Висбадене от почечной Алоиз Альцгеймернедостаточности. Работал психиатром и невропатологом во Франкфурте, Мюнхене и Бреславле. Основал журнал «Общей неврологии и психиатрии». Мировую славу (больше - посмертную) ему принесла публикация «О своеобразном заболевании коры головного мозга».

В 1906 году Алоиз Альцгеймер выступил на съезде психиатров в Тюбингене с описанием клинической картины выявленной им специфической формы старческого слабоумия. В числе его пациентов была некая Августа Ди, которой шел 51-й год: она страдала прогрессирующей потерей памяти. Родственники поместили женщину в клинику, надеясь, что врачи смогут ей помочь. Альцгеймер пришел к выводу о самостоятельном характере ее болезни и подробно описал симптомы. Позднее в психиатрический обиход вошел термин «болезнь Альцгеймера» (современное название - сенильная деменция Альцгеймеровского типа). Имя доктора вошло во все медицинские энциклопедии мира, а Августа Ди умерла в полном маразме в 1906 году, не дожив до 60 лет.

Сегодня в мире свыше 12 миллионов человек поражены болезнью Альцгеймера. Это заболевание пока неизлечимо. Ученые всего мира пытаются понять вызывающие его причины, среди которых называют и генетическую предрасположенность, и повышенное артериальное давление, и перенесенные травмы головы. Но точно известно только одно: главным фактором риска является возраст - после 65 лет вероятность заболевания удваивается каждые пять лет. Чем старше становится человечество, тем страшнее надвигающаяся всемирная эпидемия.

144 года назад (1863) англичанин Фредерик Уолтон запатентовал линолеум

Корни производства линолеума уходят в глубину веков. Предшественницей линолеума является клеенка, или «промасленное полотно», процесс производства которой зафиксирован в патенте от 1627 года. Спустя сто лет она нашла применение в качестве напольного покрытия. В патенте, выданном в 1763 году некоему Натану Смиту, подробно описаны компоненты и процесс изготовления напольного покрытия, по своим основным параметрам немногим отличающийся от современного. В нем зафиксировано: «на ткани находится покрывающая ее масса из смеси смолы, живицы, коричневого испанского красителя, пчелиного воска и льняного масла, которая наносится в горячем состоянии».

В 1843 году впервые встречается упоминание о добавлении в массу молотой пробки, что и позволяет говорить о рождении прямого предшественника линолеума, получившего название камптуликон. Дальнейшее совершенствование процесса и стремление к снижению стоимости компонентов привели к замене дорогостоящих связующих льняным маслом, затем льняной олифой, и наконец оксидированным льняным маслом или линоксином. Патент на улучшенную технологию производства линоксина и напольного покрытия на его основе получил 19 декабря 1863 года в Великобритании Фредерик Уолтон, который и считается изобретателем линолеума.

Промышленное производство линолеума впервые начато в 1864 году. Название этого напольного покрытия происходит от латинского linum - лен, полотно и oleum - масло. Это изобретение быстро шагнуло за пределы Великобритании. Процесс производства натурального линолеума со времен Фредерика Уолтона не претерпел больших изменений.

35 лет назад (1972) на Землю возвратился экипаж американского космического корабля «Аполлон-17»; этим полетом завершилась американская лунная программа

«Аполлон-17» - модифицированный штатный космический корабль - находился в полете с 7 по 19 декабря 1972 года. В состав экипажа входили командир Юджин Сернан, пилот основного блока Рональд Эванс, пилот лунной кабины Харрисон Шмитт, ученый-геолог. Это была последняя, шестая экспедиция на Луну. Лунная кабина «приземлилась» в районе гор Тавр и кратера Литроу. При передвижении по Луне Шмитт и Сернан пользовались луноходом. В это время их коллега Рональд Эванс двигался по орбите над их головами. Командный модуль совершил 75 витков вокруг Луны. Эта было самое длительное пребывание на спутнике Земли - 74 часа 59 минут. Сернан и Шмитт проехали на «скитальце» 35,8 километра с максимальной скоростью до 18 километров в час. 11, 12 и 13 декабря они совершили три выхода на поверхность Луны продолжительностью 7 часов 12 минут, 7 часов 37 минут и 7 часов 15 минут.

Астронавты установили комплект приборов «АЛСЕП», совершили поездки на луноходе к кратеру Стено, в район Скульптурных гор и к Южному и Северному массивам. Они привезли с Земли рекордный груз - более 573 килограммов и увезли с собой рекордную коллекцию лунного грунта - около 117 килограммов. Их полет был самым долгим - 12 дней и 14 часов. Астронавты благополучно приводнились 19 декабря в Тихом океане в 350 километрах юго-восточнее острова Самоа. Этим полетом завершилась американская лунная программа. Вследствие резкого уменьшения финансирования конгрессом США программы «Аполлон» на 1973 финансовый год НАСА было вынужденно досрочно прекратить программу и отменить полеты трех последних кораблей «Аполлон-18,-19,-20». На дверях корпуса № 4 в Центре пилотируемых полетов имени Джонсона, где проходили тренировки астронавтов, вывесили короткое объявление: «Последующие путешествия отменяются».

5 лет назад (2002) умер Александр Георгиевич Товстоногов, театральный режиссер

Александр Товстоногов родился 30 апреля 1943 года. Старший сын выдающегося российского режиссера Георгия Товстоногова. Закончил мастерскую своего отца в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Первую режиссерскую работу осуществил в театре Ленинского комсомола в 1968 году в спектакле «Алексей и Ольга». Был причастен к созданию знаменитых молодежных спектаклей 1960-х годов «Вестсайдская история» и «Зримая песня». В 1974-1979 годах А.Товстоногов был главным режиссером Тбилисского русского драматического театра имени Александра Грибоедова, где начинал и его отец. Здесь он поставил большое число классических и современных спектаклей - от шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» до «Барона Мюнгхаузена» Григория Горина.

В 1980-е годы Товстоногов руководил Драматическим театром имени Константина Станиславского в Москве, где поставил более десятка спектаклей, в том числе «Прощание в июне» Александра Вампилова и «Собачье сердце» Михаила Булгакова. В 1990-х годах режиссер жил и работал в столице Македонии Скопье, ставя там в основном русский репертуар. В Петербурге на сцене Большого драматического театра (БДТ) поставил шесть спектаклей. Многие годы в репертуаре БДТ были его «Валентин и Валентина» Михаила Рощина и «Провинциальные анекдоты» по Александру Вампилову.

В 1996 году поставил свой последний спектакль в БДТ - «Фома» по повести Федора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». С конца 1990-х он активно сотрудничал с театром «Русская антреприза» имени Андрея Миронова, где поставил спектакль «Чайка» и собирался ставить «Гамлета». Умер 19 декабря 2002 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище.

Источник: http://ria.ru/history/20071219/93071833.html

В начало энциклопедии