Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
14 августа

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

14 августа

14 августа

По православному календарю - Медовый Спас

В этот день установлен праздник всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами. По церковному календарю, 14 августа, кроме первого Спаса, отмечается также День крещения Руси. 14 (1) августа Православная Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, который в народе называют Первым медовым Спасом. Первым - так как это первый из трех праздников Спаса . Впереди еще - Яблочный и Ореховый Спасы. В этот день вместе с освящением воды совершается освящение меда. Его также называют «Спас на воде», «Мокрый Спас», так как в Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа (ст.ст.) 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». По церковным канонам во время богослужения совершается вынос креста на середину храма для поклонения, а после литургии - крестный ход на воду. При этом вместе с водой освящается мед. Именно в этот день пасечники приступают к сбору урожая.

По преданию, праздник этот пришел к нам из Константинополя, где ежегодно в храме Софии частью креста освящали воду для отвращения болезней, так как именно в августе их количество резко возрастало. Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках он утвердился во всех поместных Церквях. С Медового спаса начинается Успенский пост, который продлится до 27 августа. По строгости он приравнивается к Великому. По народным приметам, на Медовый спас улетают стрижи и ласточки, что считается первым знаком приближающейся осени. В этот день верующие идут в церковь с букетами полевых трав и цветов. Освященные чабрец, мята, мак должны простоять дома круглый год. В этот же день отмечается Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, установленное по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. Во время битвы (1 августа по старому стилю 1164 года) произошло чудо: светлые лучи от иконы Спасителя и Богоматери покрыли своим светом всю русскую армию, и воины, воодушевленные таким Божиим благоволением, разгромили вражескую армию и заняли несколько городов противника.

141 год назад (1866) родился Дмитрий Сергеевич Мережковский, писатель, философ, публицист, литературовед, религиозный философ

Дмитрий Мережковский родился в Петербурге в семье столоначальника придворной конторы при Александре II. Вначале юный литератор пробовал себя в жанре поэзии. Стихи начал писать с 13-ти лет, однако, чтобы выработать собственный стиль, ему пришлось затратить немало усилий. О первых его вещах весьма сурово отозвался Ф.М.Достоевский: «Слабо, плохо, никуда не годится. Чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать!» Юноша воспринял критику и начал работать над слогом. В годы обучения в классической гимназии он переживает увлечение Мольером и даже организовывает «мольеровский кружок». Тогда же в печати появляется его первое стихотворение - «Нарцисс». Окончив гимназию, молодой поэт поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Там он усердно занимался наукой, изучал труды Спенсера, Ницше, Дарвина, Канта, Милля, Соловьева и продолжал печататься в журнале «Северный вестник». Он - автор не только стихов, но и литературно-критических статей, таких, как «Старый вопрос по поводу нового таланта» (о начинающем Чехове), «О причинах упадка и новых течениях современной литературы» (где утверждал, что своеобразие нового искусства зиждется на трех основаниях: мистическом содержании, символах и расширенном представлении о художественной впечатлительности). В редакции журнала поэт познакомился с В.Короленко, В.Гаршиным, Н.Михайловским, Г.Успенским. В это время Мережковский оформляется как поэт-символист, становясь одним из основоположников этого течения. Летом 1888 года в Боржоми произошло его знакомство с восемнадцатилетней Зинаидой Гиппиус, начинающей поэтессой. Через год они женятся. Этот брак продолжался рекордное для творческих семей время - 52 года, в течение которых супруги не разлучались ни на один день. Мережковский проявил себя не только в поэтическом творчестве. В 1890-х годах он начинает работу над трилогией «Христос и Антихрист», принесшей ему мировую известность. В ней он стремится доказать, что вся история человечества основана на борьбе двух противоположных начал, которая повторяется из века в век. Вообще, судьба христианской религии волновала Мережковского всю жизнь. Вместе с З.Гиппиус, В.Розановым и Д.Философовым он организовал в Петербурге «Религиозно-философские собрания», призванные оживить религиозную мысль в России. Дмитрий изучал религиозные течения не только по книгам. В 1903 году он предпринял путешествие за Волгу, чтобы исследовать быт староверов и сектантов. Посетил Мережковский и Светлое озеро, где по преданию находится легендарный Китеж-град. Эти поездки насторожили синодальную церковь, и «Собрания» были запрещены. В первое десятилетие ХХ века писатель выступает главным образом как публицист. Наиболее известным произведением этого периода стало литературно-критическое исследование «Л.Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество». В 1906-1914 годах Мережковский с супругой жил в Париже. Там он написал исследования «Гоголь и черт», «Грядущий хам», в которых выступил как провозвестник «нового религиозного сознания», которое противопоставил историческому христианству. Дмитрий уверен в том, что христианство исчерпало себя и будущее за царством «Третьего Завета», подразумевающим соединение плоти и духа. Таким образом, мир в своем развитии, по мнению писателя, проходит три этапа: этап Бога-отца, где жизнь развивается по закону «господин и раб»; этап Сына Божьего Христа, продолжающийся по настоящее время (отношения в нем носят характер «отец и дитя»), и этап Царства Духа, который предполагает жизнь в любви. Тогда-то и начнется новая эпоха в жизни человечества. Эти идеи Мережковский высказывал на заседаниях нового, открытого им в 1907 году, Религиозно-философского общества. Его убеждения были близки далеко не всем. Вот как отзывался о них Блок: «Открыв или перелистав его книги, можно прийти в смятение, в ужас, даже - в негодование». Чужды оказались они и бывшему единомышленнику Розанову: «Что же такое делает Мережковский...? Он как бы арестует Бога и требует от него отречения от извечной сущности Его - скрытости, тайны». А Мережковский пишет уже такие исследования, как «Не мир, но меч. К будущей критике христианства», «М.Ю.Лермонтов. Поэт сверхчеловечества», «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев» и др. К 1909 году, отчасти оттого, что многие члены общества не приняли идей литератора, отчасти благодаря усилиям З.Гиппиус и Д.Философова, из религиозно-философского оно превратилось в литературно-публицистическое. В 1917 году, положительно отнесясь к февральской революции, большевистский переворот поэт-мыслитель принять не смог. В это время он пишет, что в России настало «царство Антихриста», что он «предпочел бы, чтобы Россия не существовала вовсе», если бы знал, что «Россия и свобода - несовместимы». Писатель больше не мог жить в новой стране и стремился покинуть ее как можно скорее. В конце 1920 года супругам удалось выбраться через Польшу в Париж. Больше они в Россию, которая стала теперь совершенно чуждой им, не возвращались. Уже 16 декабря 1920 года в Зале научных обществ Мережковский читает откровенно антисоветскую лекцию «Большевизм, Европа и Россия», где говорит о тройной лжи большевиков, о том, что лозунги «мир, хлеб и свобода» на самом деле означают «война, голод и рабство». Стремясь сохранить российскую культуру в условиях эмиграции, З.Гиппиус и Д.Мережковский организовали литературно-философское общество «Зеленая лампа», где на «воскресенья» собирались представители творческой интеллигенции, вынужденные жить в изгнании, и обсуждали религиозно-философские вопросы. В это же один за другим выходят его романы «Рождение богов. Тутанкамон на Крите», «Мессия», «Иисус неизвестный». Мережковский выступает и как мастер биографического жанра. Его перу принадлежат книги «Наполеон», «Данте», «Св.Франциск Ассизский», «Жанна д`Арк и Третье Царство Духа», «Лица святых от Иисуса к нам», «Реформаторы». Незадолго до смерти он завершает трилогию «Испанские мистики. Св.Тереза Иисуса», «Св.Иоанн Креста», «Маленькая Тереза». Занимается также переводами на русский язык сочинений Еврипида, Софокла, Гете, Э.По и других. Начало войны застало чету Мережковских все там же, в Париже. Однако перед оккупацией французской столицы они переехали на юг Франции, в Биарриц. Будучи убежденным противником тоталитаризма, Мережковский не мог принять нацистов так же, как в свое время большевиков. После нападения фашистской Германии на СССР он произносит радиоречь «Большевизм и человечество», в которой говорит о большевизме как об абсолютном зле и призывает к крестовому походу против него. Однако это отнюдь не означало, что он оправдывал фашизм. Он лишь надеялся, что эти два зла уничтожат друг друга. Писатель не терял оптимизма. Он верил, что духовное начало, которое большевики стремились уничтожить, вернется в Россию. Эту веру он сохранил до конца жизни. Умер Дмитрий Сергеевич Мережковский 9 декабря 1941 года. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где обрели покой многие представители российской эмиграции, изгнанники, не нашедшие приюта на Родине.

21 год назад (1986) было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек»

О переброске части вод северных рек с помощью сети каналов впервые заговорили на рубеже XIX и XX веков, но Императорская Академия наук поставила точку в этом вопросе. Проект был реанимирован в 1983 году. Планировалось, что канал длиной 2,5 тысячи километров соединит Обь с засушливыми районами среднеазиатских республик. Причем вода должна подниматься наверх с помощью нескольких насосных станций - таковы особенности рельефа. У экологов возникло много претензий к проекту. Например, такие: из-за оттока воды граница холода в Сибири сместится на 50 километров к югу, ведь реки в этом регионе несут тепло на север; канал преградит пути миграции диких животных; из-за сильных испарений вода будет приходить в Среднюю Азию значительно засоленной и многие другие. Экспертиза Госплана СССР выявила, что проектировщики занизили предполагаемые затраты и преувеличили эффективность проекта. 14 августа 1986 года вышло постановление ЦК КПСС «О прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек».

18 лет назад (1988) умер Энцо Феррари, знаменитый автомобилестроитель

Про Энцо Феррари в Италии говорят, что он «собрал легенду по винтику», на его ярко-красных автомобилях ездят самые богатые люди на планете. У сына жестянщика из Модены были три мечты. Стать оперным тенором ему помешало полное отсутствие слуха и голоса; желание проявить себя на ниве спортивной журналистики воплотилось в реальность единственным эпизодом: в 16 лет он добился публикации своего репортажа о футбольном матче в одной из газет страны. Но зато полностью осуществилась главная мечта - стать автогонщиком: Феррари стал не только автогонщиком, но и владельцем своей собственной компании Auto-Аvia Construzione. Жизнь свою он полностью посвятил автомобилям. В 1919 году принял участие в своей первой гонке, которую завершил на девятом месте. В 1920 году перешел в компанию «Альфа Ромео» и стал постоянно участвовать в автомобильных гонках. В 1923 году на болиде Феррари появился ставший всемирно известным символ - гарцующий черный жеребец на ярко-желтом фоне. В 1929 году он организовал собственную команду «Скудериа Феррари» (Scuderia Ferrari), существующую и успешно выступающую и поныне в различных сериях гонок (Формула-1 и др.). Сам Феррари выступал в гонках до 1932 года, за это время 47 раз вышел на старт и одержал 13 побед. Свой первый гоночный автомобиль Энцо собрал в 1937 году для «Альфа Ромео». С 1939 года команда выделяется из компании «Альфа Ромео», и Феррари основывает собственное предприятие Auto-Aviа Costruzioni Ferrari, хотя восстановить права «отцовства» на созданные им автомобили и дать им свою фамилию смог только в 1947 году, когда истек срок его обязательств перед «Альфа Ромео». Феррари обладал несомненным талантом привлекать к себе на работу лучших, будь то конструкторы или гонщики. Автомобили изготавливались небольшими партиями только методом ручной сборки. Их отличала высочайшая скорость и удивительная красота. Изготавливались и спортивные автомобили класса «люкс». В 1952-1953 годах именно за рулем Ferrari знаменитый Альберто Аскари стал двукратным чемпионом мира, выиграв большинство гонок Формулы-1. В 1969 году 50-процентный пакет акций своей компании Феррари уступил концерну ФИАТ, но до 1977 года оставался президентом фирмы, а контроль над командой «Скудериа Феррари» держал в своих руках до самой смерти. Неоднократно отмечался различными наградами и премиями, подтверждавшими уровень его вклада в развитие автомобильной промышленности и автоспорта. Смерть сумела догнать «железного коммендаторе», только когда он проскочил свой 90 летний рубеж, - 14 августа 1988 года, уже после того как сам он смог признать: главная мечта его жизни сбылась.

Источник: http://ria.ru/history/20070814/71332216.html

В начало энциклопедии