Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Шаймиев, Минтимер

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Шаймиев, Минтимер

Государственный советник Республики Татарстан

Государственный советник Республики Татарстан с апреля 2010 года, старший советник президента Международной федерации шахмат Кирсана Илюмжинова с января 2011 года, сопредседатель Высшего совета партии "Единая Россия" с декабря 2011 года. Первый президент Республики Татарстан (с 1991 года по 2010 год), председатель Верховного Совета Татарской АССР (1990-1991 годы). В середине 1990-х годов являлся одним из российских лидеров, возглавлявших борьбу национальных республик за независимость от федерального центра. По данным ряда СМИ, через своих родственников осуществляет контроль над 70 процентами экономического потенциала Татарстана.

Минтимер (от стяжения татарских слов "минле" и "тимер", то есть "железный с родинкой" -"отмеченный богом", "счастливый", и в то же время "крепкий как железо" [169], [71]) Шарипович Шаймиев родился 20 января 1937 года в деревне Аняково Актанышского района в крестьянской семье. В 1954 году поступил в Казанский сельскохозяйственный институт на факультет механизации, который окончил в 1959 году [169], [134], [47], [59].

После вуза Шаймиев работал сначала инженером, потом главным инженером Муслюмовской ремонтно-технической станции. В 1962 году занял должность управляющего Мензелинским районным объединением "Сельхозтехника" [104], [169]. В 1963 году вступил в ряды КПСС [104].

В 1966 году (в возрасте 29 лет) Шаймиев был удостоен первой государственной награды - ордена Ленина [48] и в 1967 году перешел на партийно-административную работу: сначала работал инструктором, затем был заместителем заведующего сельскохозяйственным отделом Татарского обкома КПСС [169]. В 1969 году Шаймиев занял должность министра мелиорации и водного хозяйства республики [169], [47]. В 1983 году Шаймиев был назначен первым заместителем председателя совета министров Татарской АССР, затем два года работал секретарем Татарского обкома КПСС. В 1985 году он возглавил совет министров Татарской АССР, а в 1989 году стал первым секретарем Татарского обкома КПСС [169].

В 1989 году Шаймиев был избран народным депутатом СССР [104]. В 1990 году на XXVIII съезде КПСС он был введен в состав ЦК КПСС, и в том же году переназначен на пост первого секретаря Татарского республиканского комитета КПСС [162], [104].

СМИ называли Шаймиева в числе российских лидеров, возглавлявших борьбу национальных республик за суверенитет и максимально возможную независимость от Москвы [50]. На первой сессии Верховного совета Татарии 12-го созыва в апреле 1990 года Шаймиев был избран председателем Верховного совета Татарской АССР, и в том же году ВС республики принял декларацию ее о государственном суверенитете [169], [104].

12 июня 1991 года Шаймиев на всенародном голосовании был избран первым президентом Республики Татарстан (альтернативных кандидатур не предлагалось) [169], [104]. Первый президентский срок Шаймиева был отмечен принятием Конституции Республики Татарстан в ноябре 1992 года [132]. "Российская газета" отмечала, что больше всего вопросов и опасений у экспертов вызывали статья 23 ("граждане Республики Татарстан обладают гражданством Российской Федерации...") и статья 66 (ее вариант был предложен лично Шаймиевым): "Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения" (хотя работа над этим договором в то время уже велась, подписан он был значительно позже - лишь в феврале 1994 года [139]). Под термином "ассоциированное", отмечала "Российская газета" со ссылкой на Шаймиева, следовало понимать "нерушимость границ и построение наших (России и Татарстана) взаимоотношений на основе двустороннего договора, совместное решение... проблем". Издание отмечало, что после принятия такой формулировки никто с уверенностью не мог сказать, "является ли республика "российским регионом" [153], [133].

СМИ много писали о том, что в период экономических реформ начала 90-х годов Шаймиев выступал сторонником постепенного вхождения в рынок, широкого развития малого и среднего бизнеса [104]. Эксперты отмечали, что в отношении сельского хозяйства Шаймиев призывал не допустить развала устоявшихся форм хозяйствования [104]. В 1995 году "Коммерсант" писал о том, что татарскому АПК выделялись значительные кредиты на закупку удобрений, сельхозтехники и импортных технологий - правительство не скрывало того, что в местном сельском хозяйстве решающую роль играло государственное регулирование. Все это плюс провозглашенный им курс на "адресную социальную защиту населения" способствовало укреплению авторитета Шаймиева в глазах жителей Татарстана [133].

12 июня 1991 года президентом России был избран Борис Ельцин [131]. Однако ранее Верховный совет Татарстана принял решение не проводить на своей территории официальных выборов президента РСФСР, но и не препятствовать тем, кто захочет принять в них участие. "Российская газета" расценила это решение как явно антиельцинский и даже антироссийский шаг. Издание отмечало, что Ельцин в этой ситуации выступил сторонником спокойного диалога и противником применения каких-либо санкций к республике (в результате, по данным издания, около одного миллиона избирателей Татарстана проголосовало за Ельцина и около 400 тысяч человек - за его соперника на выборах Николая Рыжкова) [163].

В апреле 1991 года президент СССР Михаил Горбачев и руководители 10 союзных республик подписали соглашения о совместной подготовке проекта нового Союзного договора, призванного сохранить Советский Союз [54]. Одним из разработчиков проекта выступал Шаймиев. Он отмечал, что в создаваемом документе "заложены такие положения, которые, по сути, не меняют положения бывших автономий". При этом Шаймиев подчеркивал, что экономический потенциал Татарстана "более высокий, чем у ряда союзных республик, даже вместе взятых" и что "процесс обретения суверенитета необратим" [162]. По данным ряда СМИ, когда Горбачев и председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов стали вести, по выражению журнала "Итоги", "осторожные переговоры с автономиями на предмет "ответить своим суверенитетом на суверенитет республик", Шаймиев выступил активнейшим участником ново-огаревского процесса, ставя своей целью подписание Татарстаном союзного договора в качестве союзной республики [107]. Однако подписание Союзного договора не состоялось - оно было назначено на 20 августа 1991 года [54], тогда как 19 августа группа политиков из окружения Горбачева предприняла попытку государственного переворота, объявив о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) [160]. Шаймиев не присоединился числу председателей Верховных советов республик, входивших в состав РСФСР и подписавших заявление о неподчинении решениям и указаниям ГКЧП [74]. На заседании президентского совета 19 августа Шаймиев заявил, что "на территории Татарстана будут действовать законы СССР и ТаССР", распоряжения же российского руководства для Татарстана он объявил недействительными. На следующий день Шаймиев обратился к "демократически избранным органам власти, народным депутатам всех ступеней" с призывом "полнее использовать предоставленные им полномочия для обеспечения строжайшего соблюдения законности, постановлений ГКЧП". В эти дни, сообщало издание, жители Казани вышли на улицы с протестом [161], и, как указывала "Российская газета", несколько демонстрантов были задержаны. Однако 23 августа, когда путч в Москве был подавлен, их освободили с формулировкой "в связи с изменением обстановки" [159].

После событий августа 1991 года партийная вертикаль в стране перестала существовать, и наступил период перераспределения полномочий: региональных руководителей исполнительной власти президент России Борис Ельцин стал назначать своими указами, а параллельно с этим шло становление местных парламентов, в результате чего в субъектах федерации установилось двоевластие. Чтобы избежать распада России, был подготовлен Федеративный договор, который главы субъектов РФ подписали 31 марта 1992 года [64]. Однако Татарстан к Федеративному договору не присоединился - Шаймиев не поставил под ним свою подпись [93], [104]. Ранее он заявлял, что Татарстан, подписав этот документ, "потеряет свое суверенное лицо" [155]. Главной ошибкой Федеративного договора татарский лидер называл придание областям и краям России статуса субъектов федерации [104]. Впоследствии в постановлении Конституционного суда Республики Татарстан по делу о толковании положения части первой статьи 1 Конституции Республики Татарстан указывалось: "Уважая право многонационального народа Республики Татарстан на выражение своей воли в решении вопроса о государственно-правовом статусе республики путем референдума, назначенного на 21 марта 1992 года, Республика Татарстан не участвовала в инициированном 13 марта 1992 года подписании Федеративного договора" [76].

Тем не менее, накануне состоявшегося 21 марта 1992 года [155] референдума о государственном суверенитете Татарстана Шаймиев отмечал, что Казань не давала повода для конфронтации с Москвой. "Просто надо, чтобы наш голос был услышан. Мы за переговоры, цивилизованный подход в отношениях", - подчеркивал руководитель республики [157]. На референдуме перед жителями Татарстана был поставлен вопрос: "Согласны ли вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправного договора?" [158], - и большая часть явившихся на участки избирателей сказали "да" [156], [76]. ИТАР-ТАСС сообщал, что Шаймиев в своих комментариях по поводу результатов голосования отметил, что они "позволят сохранить многовековую дружбу народов, проживающих в республике" [155]. Тот факт, что в крупных промышленных центрах республики больше половины избирателей проголосовали против республиканского суверенитета, Шаймиев объяснил боязнью коллективов расположенных там оборонных заводов разорвать экономические связи с поставщиками [154], [155].

В декабре 1992 года в интервью газете "Вечерняя Казань" Шаймиев назвал беловежские соглашения лидеров России, Украины и Белоруссии о ликвидации СССР и создании Содружества независимых государств "поиском путей к возрождению нового Союза". Тогда же он высказал свое мнение по поводу разделения союзов на "славянские" и "исламские": по его словам, подобное противопоставление является надуманным журналистами и дискредитирует идею СНГ [150].

В 1992 году в ходе возникшего острого конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти в стране Шаймиев выступал с осуждением противостояния и призывал стороны к поиску компромисса [104]. В декабре 1992 года было подписано постановление "О стабилизации конституционного строя Российской Федерации", замораживавшее решения по спорным вопросам до проведения референдума об основных положениях новой конституции [151]. Однако позднее ряд политиков высказали сомнения в целесообразности проведения референдума. В их числе был и Шаймиев: он как участник заседания Совета глав республик в составе Российской Федерации в беседе с журналистами заявил, что "есть законно избранные органы власти, которые работают". "Есть и правительство, которому доверяет Верховный совет и президент. Получается, будто народ требует референдума, но этого нет", - отмечал татарский лидер. По его словам, "если две ветви власти в Москве и Петербурге не могут договориться, то это не значит, что подобное происходит во всей России" [149].

Уже в марте 1993 года участники VIII внеочередного съезда народных депутатов России отменили декабрьское соглашение властей и приняли решение считать проведение референдума нецелесообразным. Они также объявили вступившими в силу замороженные ранее поправки к конституции, ограничивающие власть президента [148]. В итоге был проведен референдум о доверии президенту и одновременно голосование по проекту новой конституции и проекту закона о выборах в федеральный парламент. Результаты плебисцита не смогли разрешить конфликтную ситуацию, поскольку Ельцину, полномочия которого референдум подтвердил, не удалось добиться согласия избирателей на смену депутатского корпуса [147]. Однако Татарстан в этом референдуме участия не принимал: основной причиной этого председатель ВС Татарстана Фарид Мухаметшин назвал осуждение населением РТ политики России, "где происходит обнищание народа в то время, когда в Татарстане такого обнищания нет, и население одобряет мягкое вхождение в рынок, предусмотренное руководством республики Татарстан". Представитель же оппозиционной фракции "Народовластие" в парламенте Татарстана Александр Штанин заявлял, что референдум не состоялся потому, что избиратели просто не были предупреждены о месте и времени его проведения. Кроме того, Штанин обвинил руководство Татарстана в том, что местные радио и телевидение, финансировавшиеся из республиканского бюджета, регулярно призывали своих зрителей и слушателей не принимать участие в референдуме [146].

В сентябре 1993 года Шаймиев и Мухаметшин направили президенту Ельцину письмо, в котором заявили, что не войдут в состав Совета Федерации. Причиной подобного решения было названо отсутствие крупномасштабного договора между Россией и Татарстаном о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения. Вместе с тем Шаймиев и Мухаметшин выразили готовность участвовать в работе СФ на правах наблюдателей [144].

Тем временем конфликт между парламентариями и президентом России, длившийся с конца 1992 года, перерос в вооруженное противостояние: в сентябре-октябре 1993 года сторонниками Верховного Совета в Москве была предпринята попытка захвата телецентра "Останкино", а войска, верные Ельцину, расстреляли здание Белого дома. Шаймиев одобрил действия Ельцина: по его словам, президент РФ предпринял шаги, "адекватные возникшей ситуации". В интервью ИТАР-ТАСС лидер Татарстана подчеркнул, что вместе с тем важно "не отступать от демократических принципов строительства правового государства". Он также высказал мнение, что в сложившейся ситуации "стабилизирующую роль мог бы сыграть Совет Федерации" [143].

Ряд публикаций в прессе был посвящен теме партстроительства в республике, возглавляемой Шаймиевым. Так, в 1993 году СМИ сообщили о формировании в Татарстане "президентской партии" "Единство и прогресс". Инициаторами ее создания называли советника президента республики Рафаиля Хакимова и председателя постоянной комиссии ВС РТ Алексея Колесника, которые без обиняков говорили о подготовке к предстоящим выборам органов власти и намерении поддерживать кандидатуру Шаймиева [145]. "Коммерсант" отмечал, что и президент Татарстана не скрывал своих симпатий к программным установкам новой политической структуры. В декабре того же года состоялся учредительный съезд Республиканской партии Татарстана "Единство и прогресс" (РПТЕП) [142]. Впоследствии, накануне президентских выборов 1996 года, "Вечерняя Казань" писала, что на них проигрыш Шаймиеву не угрожает, поскольку у него есть не только "витринное "Единство и прогресс", но и "подлинная партия власти" (очевидно, имелся в виду административный ресурс) [136].

Весной 1995 года Шаймиев принял участие в создании Всероссийского общественно-политического движения "Наш дом - Россия", став одним из 49 членов его оргкомитета [171]. Впоследствии он решил не входить в состав НДР, хотя и заявил о поддержке движения [172]. "Коммерсант" отмечал, что к концу 1995 года авторитет Шаймиева в Татарстане было настолько велик, что достаточно было ему публично поддержать главу НДР Виктора Черномырдина, как местный список движения, выступавший под девизом "Туган илем Татарстан" ("Родной край Татарстан"), набрал в республике большинство голосов на парламентских выборах в декабре 1995 года [135], [133]. Несколько лет спустя, в 2000 году, эксперт центра "Панорама" Владимир Прибыловский подчеркивал, что хотя Татарстан и не относится к регионам, где "административный ресурс" стремится к 100 процентам", тем не менее влияние Шаймиева на результаты выборов на территории республики очень велико [96].

15 февраля 1994 года был подписан "Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" [140]. Этот документ констатировал, что Республика Татарстан как государство объединена с Российской Федерацией конституцией РФ, конституцией РТ и договором о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. В результате его подписания, отмечали аналитики, были сняты как противоречия, возникшие во взаимоотношениях Москвы и Казани, так и политическая напряженность в республике, и связывали успешное разрешение конфликта с умением Шаймиева идти на разумные компромиссы [48], [46]. Накануне подписания договора Шаймиев, выступая перед татарскими парламентариями, заявил: "Нужно сказать, рождается совершенно новый, не известный в практике документ" [141]. На основании договора Татарстан должен был платить в федеральный бюджет лишь налог на прибыль (13 процентов), подоходный налог с физических лиц в размере 1 процента и НДС, устанавливаемый ежегодно. СМИ сообщали, что республика оставляла себе земельный налог, доходы от приватизации, а также акцизы на алкогольную продукцию и нефть [46] - именно стремление Татарстана самостоятельно распоряжаться нефтяными доходам, по мнению ряда изданий, вызвало договор к жизни [133]. В том же 1994 году Шаймиев стал членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ [169].

В июле 1995 года был опубликован указ Шаймиева "О регулировании земельных отношений в Республике Татарстан" [138]. СМИ отмечали, что в России это был первый вступивший в силу документ, допускающий частную собственность на землю [48].

Характеризуя политическую обстановку в Татарстане в середине 90-х годов, "Коммерсант" отмечал, что в республике в тот период фактически полностью была сохранена властная структура, существовавшая в советские времена - разница была лишь в названиях. Районами в Татарстане руководили не первые секретари КПСС, а назначенные главы администраций (газета приводила слова министра сельского хозяйства Татарстана Фатиха Сибагатуллина о том, что избрание глав администраций "породило бы их безответственность перед правительством, которое на самом деле и отвечает за все перед обществом"). Рассуждал "Коммерсант" и о причинах популярности Шаймиева. В частности, отмечалось, что команда татарского президента смогла сформировать у населения республики представление о том, что Татарстан, по выражению издания, "является островком политической и экономической стабильности" (в основном, это стало возможно благодаря доходам от экспорта нефти). При этом, как отмечали местные наблюдатели, самому Шаймиеву удавалось держаться в стороне от повседневной политической борьбы, играть роль "отца государства" (СМИ неоднократно отмечали, что в республике Шаймиева за глаза называли Бабаем - "мудрым отцом", "дедом" [47], [49]) [133]. Своим главным достижением за время своего первого президентского срока Шаймиев называл доверие людей. "Я всегда понимал: Татарстан - это родина не только татар, но и русских, и представителей других национальностей. Когда люди поняли, что Шаймиев надежен в этом отношении, произошел перелом... Я оправдал надежды в этой части сполна, что не принял только лишь одну сторону", - говорил глава Татарстана [71].

В 1996 году состоялись вторые выборы президента Республики Татарстан. СМИ отмечали недоумение наблюдателей по поводу переноса срока выборов с июня на март (на июнь были назначены выборы президента России, и голосование в республике можно было бы организовать за счет федеральных средств). СМИ озвучили различные версии этого решения. Согласно первой, Шаймиев пожертвовал тремя законными месяцами своего президентского срока ради посевной кампании, согласно второй - выборы были перенесены из-за возможной победы кандидатов от КПРФ или ЛДПР (если бы у них было достаточно времени на избирательную кампанию), а еще одни вариант связывал перенос выборов в Татарстане с возможной отменой выборов российского президента (по мнению наблюдателей, угроза "коммунистического реванша" могла подтолкнуть окружение Ельцина к такому шагу [168]). В местной прессе высказывалось также предположение о том, что Шаймиев как крупная политическая фигура, способная "разбить голоса коммуно-патриотов", может выдвинуть свою кандидатуру на выборах главы Российской Федерации. И если он так не поступит, отмечала газета "Вечерняя Казань" и "упустит исторический шанс - выступить спасителем России, о нем в тридцатом веке будут помнить только историки, а не все благодарное человечество" [137]. Однако Шаймиев в президенты России баллотироваться не стал.

Против Шаймиева, выдвинувшего свою кандидатуру в президенты РТ, выступили оба местных оппозиционных движения - коммунисты и националисты, но при этом и они не сомневались в победе на выборах действующего главы Татарстана [133]. При этом из четырех кандидатов на президентский пост только Шаймиев сумел преодолеть 50-тысячный подписной барьер, остальные же сошли с дистанции. В результате выборы главы республики вновь прошли на безальтернативной основе, несмотря на то, что Шаймиев, по некоторым сведениям, негласно дал распоряжение главам администраций районов всячески помогать в сборе подписей в поддержку других претендентов. Приводили СМИ и другую информацию: по словам лидера татарских коммунистов Александра Салия, в сельских районах республики местное руководство препятствовало сбору подписей в поддержку коммунистов [135]. После своего избрания 24 марта 1996 года (за него проголосовали 97 процентов избирателей [134]) татарский президент, как отмечал "Коммерсант", подчеркивал, что у себя в Татарстане он коммунистов победил и намерен продолжать начатые экономические реформы [133].

Осенью 1997 года, когда возник скандал, связанный с "делом писателей" (группы высокопоставленных чиновников из окружения первого заместителя председателя правительства и министра финансов РФ Анатолия Чубайса, которых, как и самого Чубайса обвинили в том, что несоразмерно высокие гонорары - около 90 тысяч долларов каждому, полученные ими за соавторство при написании книги "История российской приватизации", были скрытой формой взятки [77]), Шаймиев открыто поддержал Чубайса и его людей. После этого журналист Сергей Доренко и депутат Госдумы Николай Гончар заявили, что выступления татарского лидера в защиту Чубайса связаны тем, что он якобы получил от Чубайса ряд налоговых льгот (доказательств при этом представлено не было) [104], [130]. В ответ на этот демарш администрация Шаймиева подготовила текст заявления, в котором подчеркивались заслуги Чубайса в реформировании России, однако, по данным СМИ, оно так и не было подписано [104]. В октябре 1997 года Генеральная прокуратура России возбудила против одного из авторов книги - вице-премьера Альфреда Коха - уголовное дело "по признакам злоупотребления должностными полномочиями". Кох ушел в отставку, а в ноябре были удовлетворены просьбы об отставке еще двух авторов - заместителя председателя правительства РФ - министра государственного имущества Максима Бойко и генерального директора Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при ГКИ РФ Петра Мостового [77]. Чубайс также подал рапорт об отставке, но Ельцин его не принял [129], однако через несколько дней Чубайс был освобожден от должности министра финансов, но первым вице-премьером продолжал оставаться до марта 1998 года [165].

В феврале 1999 года СМИ писали о трехнедельном отсутствии Шаймиева на работе, которое совпало по времени с празднованием пятилетия договора между Россией и Татарстаном. Позднее оно было объяснено госпитализацией лидера Татарстана в связи с гипертоническим кризом. Однако звучали и другие версии: ряд наблюдателей посчитали, что госпитализация для Шаймиева стала дипломатичным способом избежать участия в юбилейных торжествах [122].

Много внимания СМИ уделяли созданию "губернаторских" партий в конце 90-х годов. В этот период руководители регионов предприняли попытку объединения [109]. Во второй половине 1998 года мэр Москвы Юрий Лужков, по мнению ряда аналитиков, претендовавший на президентское кресло [105], создал и возглавил Общероссийскую политическую общественную организацию "Отечество" [84], [164]. В феврале 1999 года СМИ сообщили о появлении движения "Голос России" под руководством заявлявшего о своих президентских амбициях губернатора Самарской области Константина Титова (Шаймиева упоминали в числе тех, кто "пока не вступил" в ряды движения) [123]. Появлялись также слухи о "партии Шаймиева" [124]. В марте 1999 года Шаймиев заявил, что "только движения регионов могут занять место коммунистов в Государственной Думе и создать там демократическое большинство", поддержав тем самым движения Титова и Лужкова [121].

В начале февраля 1999 года в высших эшелонах российской власти разразился скандал, связанный с фигурой генерального прокурора РФ Юрия Скуратова. Неожиданно для всех Скуратов подал Ельцину прошение об отставке, и в прессе высказывались самые разные догадки относительно его шага [126], [125], [127], [128] (позднее сам Скуратов публично признал, что вынужден был сделать это под давлением ряда лиц из окружения президента [119]). Отставку генпрокурора должен был утвердить Совет Федерации, однако в марте сенаторы, в числе которых было много глав российских регионов, в том числе и Шаймиев, отставку Скуратова не поддержали [117]) [98], [116], [118], [111], [113]. Накануне повторного голосования в Совете Федерации по поводу Скуратова в апреле 1999 года президент пообещал губернаторам перераспределить полномочия между центром и регионами (в пользу последних) в обмен на отставку генерального прокурора, однако сделка не состоялась, и Скуратов вновь сохранил свой пост [110]. На следующий день после голосования, 22 апреля 1999 года, в Москве прошло первое заседание учредительного комитета общественно-политического блока "Вся Россия". Сообщалось, что идея создания избирательного блока, представляющего интересы регионов, была сформулирована Шаймиевым: по его мнению, регионы должны были провести в Государственную Думу достаточное количество региональных депутатов, которые смогут отстаивать интересы республик, краев и областей [114]. В дальнейшем именно Шаймиева называли "неформальным лидером" "Всей России"

В начало энциклопедии